Болезни Военный билет Призыв

Соционика по функциям. Модель а и функции. Семантика аспектов функций

Соционическая Модель А
Соционический тип

Соционический тип — он же тип информационного метаболизма — это тип психики человека, который определяется взаимным расположением функций. Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью и в частности при отношениях с людьми, его сильные и слабые стороны. Всего в соционике рассматривается 16 типов информационного метаболизма (соционических типов).

Согласно соционической теории социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.

Аспекты информационного метаболизма и соционические функции
Аспекты информационного метаболизма

P — "чёрная логика" (деловая логика) — оценка целесообразности, деловых качеств, стремление к эффективности и оптимальности, понимание технологических процессов, работы механизмов, организаторские способности, стремление к сбору полной и достоверной информации.
L — "белая логика" (структурная логика) — оценка логичности информации, анализ и систематизация информации, оценка причинно-следственных связий, понимание формальных правил и объективных закономерностей.
E — "чёрная этика" (этика эмоций) — понимание эмоционального состояния человека, управление настроением людей и эмоциональным фоном в группе людей, выражение чувств и эмоций.
R — "белая этика" (этика отношений) — оценка межличностных отношений, манипуляция отношениями, понимание правил поведения в обществе, моральная оценка поступков людей, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.
I — "чёрная интуиция" (интуиция возможностей) — многоплановое и целостное восприятие мира, оценка потенциальных качеств и возможностей систем и явлений, способностей людей, оценка перспективности, видение вариантов, стремление к новаторству.
T — "белая интуиция" (интуиция времени) — понимание взаимосвязи времен, видение тенденций развития событий, способности к прогнозированию, оценка затрат времени, управление своим и чужим временем, чувство гармоничности и своевременности.
F — "чёрная сенсорика" (силовая сенсорика) — восприятие материальных объектов и окружающего пространства, оценка внешнего вида объектов, оценка физической силы, волевых качеств людей, их материального положения и веса в обществе, оценка расстановки сил, настойчивость, властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию.
S — "белая сенсорика" (сенсорика ощущений) — восприятие ощущений органов чувств, понимание физического состояния человека, оценка гармонии форм и положений, стремление к удобству, комфорту и уюту, изысканным удовольствиям.

Чёрная и белая логика, чёрная и белая этика считаются рациональными аспектами, чёрная и белая интуиция, чёрная и белая сенсорика — иррациональными аспектами. Аспекты, обозначенные чёрным цветом, считаются экстравертными, белым цветом — интровертными.

В некоторых источниках аспекты информационного метаболизма называются соционическими функциями, однако использование данного термина в этом контексте неудачно, поскольку возникает путаница с функциями в модели А.

Аспекты мира

В отдельных источниках аспекты мира представлены как первоосновы аспектов информационного метаболизма и соционических функций. Аспектом мира считается определённая часть физической реальности, с которой взаимодействуют 8 функций. Разделение реальности на аспекты, произведено на базе таких фундаментальных понятий, как Материя, Энергия, Пространство, и Время, причем материи соответствует логика, энергии — этика, пространству — сенсорика, времени — интуиция.

Кроме того, каждый элемент может рассматриваться, как сам по себе, так и по отношению к другому такому же элементу, исходя из этого образом, элементы делятся на абсолютные ("чёрные") и относительные ("белые"). Абсолютный аспект — существующий, рассматриваемый, оцениваемый сам по себе, вне связи, зависимости от чего-либо. Относительный аспект — устанавливаемый по сравнению, сопоставлению с другим.

Следует отметить, что представление об "аспектах мира", как о первоосновах юнговских функций, разделяют далеко не все соционики, а терминология, используемая в описаниях "аспектов", вызывает критические замечания. По сути, представления об аспектах выходят из области научно верифицируемых фактов в область философских представлений, в которых заметно ощущается влияние советского "диалектического материализма".

Соционические функции

Психическая функция — это инструмент психики, с помощью которого она взаимодействует с реальностью. Соционические функции представляют собой способности человека воспринимать и обрабатывать информацию по различным информационным аспектам. Всего существует 8 соционических функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым аспектом реальности, воспринимает, обрабатывает и выдает информацию, связанную с одним из 8 аспектов информационного метаболизма.

Модель А

Соционика как область знания "начинается" с утверждения, что каждый организм есть закрытая система энергетического метаболизма, то есть воспроизводства физической энергии; её источник — поглощаемые физические объекты. "Энергия используется на движение, необходимое при погоне за новыми источниками потенциальной энергии и продолжения рода".

"Каждая психика — это тоже закрытая система энергетического метаболизма — производство и использование психической или информационной энергии. Источник психической энергии — поглощаемая информация. Энергия используется на ориентацию, приспособление к Действительности".

Действительность, с точки зрения психики, состоит из двух частей:

Действительности, познаваемой извне;

Действительности, познаваемой изнутри.

Извне познается внешняя действительность - окружающий мир и собственный организм, который мы тоже видим как бы со стороны. Но есть еще и действительность, познаваемая изнутри. "Это не только сам организм, но и весь через него принимаемый окружающий мир. Ощущая свой организм изнутри, человек неизбежно ощущает и весь окружающий мир. Это внутреннее восприятие сливает человека со всем бесконечным материальным миром. И потому через этот внутренний "канал человек получает информацию обо всём окружающем мире, то есть о гораздо более отдаленных предметах, чем он получает, познавая Действительность извне".

"По этой причине психика человека расколота на две части". Одна часть отражает внешний мир и свой организм со стороны, другая отражает внешний мир изнутри организма, как что-то непрерывное, слитое воедино.

"Сам организм, с точки зрения психики, - что-то наподобие скорлупы. Одна часть психики наблюдает за этой скорлупой со стороны, вторая-изнутри". Такая раздвоенность "делит" психическую энергию на две составные части: ментальную и витальную. Поэтому и модель А информационного метаболизма образована из двух колец: ментального и витального.

"Ментальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию о внешнем мире. Это осмысливание внешней действительности, сознательное приспособление к ней". "Витальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию, получаемую изнутри организма [в котором отражается весь мир). Витальное кольцо - эхо внешнего мира в собственном теле. Это эхо выводится и наружу, но осознается чаще всего только другими людьми уже как внешняя действительность. Сам человек им пользоваться без надлежащего обучения обычно не способен".

Ментальное кольцо свои проблемы решает осознанно — сбором и передачей информации. Витальное способно принимать сигналы-раздражители и непосредственно реагировать на них. Ментальная часть психики, свободно рассуждающая о мировых проблемах, ничуть не более самостоятельна, чем витальная, постоянно нуждающаяся во внешнем вмешательстве. "Когда говорим об активности ментального кольца, говорим лишь о его способности мыслить, рассуждать, поучать, но не действовать. В деятельную физическую активность оно включается лишь после активации витальными кольцами дуалов или хотя бы других людей".

"Психическая энергия ментального кольца предназначена для восприятия информации о внешнем мире и о себе как его составной части, для приспособления к миру (СУПЕРЭГО) и управления им (ЭГО). Это видение мира со стороны, когда объективность поступающей информации определяется широтой горизонта индивида".

"Психическая энергия витального кольца предназначена для восприятия информации о функциональном состоянии собственного организма и управления им. Это как бы видение мира сквозь призму собственного организма… В витальном кольце также есть спонтанная активность по программе окружающих".

Элементы модели А различны по своим функциям. Первый элемент любого блока модели "...отражает, фотографирует, репродуцирует действительность и обеспечивает психику объективной информацией". "Этот— элемент будем называть акцептным, то есть воспринимающим то, что есть вовне". Акцептные элементы - это 1, 3, 5 и 7 функции модели А. "Второй элемент каждого блока - продуктивный. Его продукция — то, что индивид извлекает из полученной первым элементом информации. Элемент можно назвать и творческим, потому что в том, что он извлекает из доставленной первым элементом информации, есть частица того, чего нет и не было в объективном мире".

"Психика не отрывается от окружающей действительности, и каждый элемент информационного метаболизма сопряжен с определенным элементом энергетического метаболизма. Вне окружающей материальной физической действительности нет мыслей, так как не образуется психическая энергия".

Источником психической энергии служит информация. Различия между ТИМами начинаются с элементов (психических функций), эту энергию поставляющих. "Как разные виды животных питаются различной пищей, так разные типы психики питаются информацией о разных элементах окружающего мира".

Социально-демонстративный, творческий блок; средство сознательного воздействия на мир; блок точной самооценки; блок глубокого изучения одного из параметров внешнего мира; блок, требующий адекватного его способностям признания. "Блок ЭГО не знает сомнений, переживаний, угрызений совести. Других этот блок тоже не обвиняет, ответственности на них не перекладывает".

Творческая функция нуждается в понимании, иначе работа по ее аспекту не приносит радости. Творческая - средство достижения цели, намеченной вторым, продуктивным элементом блока СУПЕРЭГО 4-й Функцией) и окончательно сформулированной "под присмотром" программной. "ЭГО решает проблемы, рожденные на СУПЕРЭГО".

ЭГО - личный вклад в изменение внешней ситуации; каждый человек подчиняет окружающих своей программной функции: - своему чувству времени, ритму; - своему видению возможностей и перспектив; — своей воле и т.п. Активность ЭГО (кинетического ментального блока) ограничивается здоровьем, интеллектом, образованием, кругом интересов, потребностью социума в потенциальных способностях индивида.

СУПЕРЭГО

Социально-конформный блок; средство отображения внешнего мира; блок "нормативов", которым человек пытается соответствовать; блок ориентации в объективной действительности; "совесть" человека. СУПЕРЭГО никогда не спорит, а только рассуждает, не прибавляя почти ничего нового, учитывает все известное по своим аспектам. "СУПЕРЭГО — блок всеядный, жадно поглощает всю относящуюся к его элементам информацию". Первый такт СУПЕРЭГО (3-я функция) не способен самостоятельно реагировать на изменения (например, ЛИИ и ЛСИ не могут перейти на новый "режим чувств": их должен "перевести" кто-то извне). Отсутствие ударов по 4-й функции — доказательство, что индивид удовлетворяет ожиданиям окружающих. Мечта каждого — чтобы его понимание аспекта 4-й функции совпадало с "общественным мнением".

Человеку нужно сопереживание по аспектам его блока СУПЕРЭГО. Но это возможно, только если функции блока богаты информацией, то есть обладают социальной ценностью. "Именно по аспектам блока СУПЕРЭГО стараются поднять свою ценность для общества, а когда это в достаточной мере не удается, грызет совесть".

"Блок ЭГО включается энергично в активность только после того, как приобретает последователей, желающих пользоваться его идеями, но не способных осуществить их собственными силами. СУПЕРЭГО переходит от разговоров к действию тоже лишь после того, как обеспеченные его информацией люди начинают действовать сами и просто необходимо выравнивать их линию поведения".

СУПЕРИД

Блок отображения объективной картины состояния организма; самочувствие; блок беспомощности, зависимости от внешних объектов. В психологически трудных ситуациях — последняя инстанция, с помощью которой человек объясняет своё поведение и ищет выход из тупика: — работой (5-я функция —), — улучшая свое самочувствие ().

Реализуя аспекты СУПЕРИД, индивид опасается противопоставить свои интересы интересам окружающих. Поэтому и отмечается "жертвенность" и потребность во внешней регулировке по 5-й и 6-й функциям. На СУПЕРИД развивается чувство "виновности окружающих" в несостоятельности человека по аспектам суггестивной и активационной функциям. Акцептная 5-я терпеливо переносит очень острую критику и даже воспринимает ее как заботу. Продуктивная 6-я — "мимозоподобная" — на критику и замечания реагирует болезненно потому что ожидает лишь поддержки.

СУПЕРИД своей слабостью, беспомощностью провоцирует на активную деятельность функции ЭГО дуала. Собственными силами с собственным СУПЕРИД никто не справляется; чем больше человека опекают по аспектам этого блока, тем выше его витальность, энергичность. Вообще, при кооперации в дуальной паре инициатива постоянно переходит из рук в руки, даже трудно разобраться, кто в каком случае является последователем, а кто — наставником. Успешность кооперации дуалов в том, что их модели образованы из одинаковых (по аспектам) блоков, но каждый блок у одного — потенциальный, а у другого — кинетический.

Это блок социальной реализации организма; физический демонстративный, или практический блок; средство психофизического освоения внешнего мира; средство демонстрации своих возможностей; блок, реализуя который, человек старается стать примером для других. По функциям блока ИД индивид прислушивается не к собственному разуму и воле, а к разуму и воле социума, которым по мере сил и следует.

"Если ЭГО демонстрирует, насколько удачно человек приспособился к социальному окружению, насколько удачно он функционирует как член общества, личность, то ИД — насколько удачно функционирует человек как организм, насколько хорошо он себя чувствует среди других организмов".

"Необходимо обратить внимание еще на одну закономерность. 8 каждом кольце один из блоков является блоком потенциальной энергии (СУПЕРЭГО, СУПЕРИД)". Это блоки постоянных сомнений и переживаний. ЭГО и ИД — блоки кинетической энергии, "решительной и упрямой активности, не знающие ни угрызений совести, ни сомнений, ни колебаний".

Заметим, что критика по акцептным элементам информационного метаболизма менее болезненна: человек не чувствует своей вины -у него просто не было достаточной информации для эффективных действий. А вот продуктивные элементы изначально настроены на выдачу результата, замечания по этим функциям очень неприятны... Тяжелей всего критика обрушивается на продуктивные элементы потенциальных блоков (то есть 4-ю и 6-ю психические функции).

По акцептным элементам (1, 3, 5, 7) всегда чувствуется некая ответственность. Программная "отвечает" за усовершенствование своих действий, нормативная защищает свой элемент "от себя и других", суггестивная старается не повредить другим, контролирующая - не противопоставить свою волю воле других.

По продуктивным элементам человек считает своим долгом действовать, причем как можно качественнее, эффективнее.

"Информационный метаболизм каждого человека как на ментальном, так и на витальном кольце требует постоянного участия других людей, во-первых, дуала". "Вмешательство в активность СУПЕРИД — это забота об индивиде, постоянная сознательная забота. По блоку ИД заботиться не надо, а только предупреждать от возможных ошибок и обеспечивать необходимой информацией. Информация, которая сюда поступает, программирует активность организма. Однако программа принимается не вслепую, она приспосабливается к реальным потребностям и возможностям организма, к тому, что он чувствует "изнутри"".

Мы рассмотрели модель переработки информации психикой человека — модель А — и составляющие ее блоки. Теперь — немного подробнее о каждом из 8 психических (или соционических) аспектов, в этой модели содержащихся. Можно, конечно, говорить об абстрактной "сенсорике ощущений" или об "этике эмоций как таковой". Но психические функции наполняются более конкретным содержанием, если учесть их разделение на знаки — "плюс" и "минус": своего рода дихотомию внутри каждой функции.

Для психической функции со знаком "плюс" характерно подробное исследование информации "на близкой дистанции". В свою очередь, функции со знаком "минус" свойственно стремление охватить "общий план" без учёта подробностей.

Можно сформулировать понятие знаков соционических функций и так: знак "плюс" означает развитие, созидание нового (в соответствии с "наполнением" данной функции). Знак "минус" — отрицание негативных элементов по аспекту функции, предотвращение нежелательных последствий.

Основательница соционики Аушра Аугустинавичюте разработала модель функционирования психики человека в виде наглядной схемы расположения соционических функций, в виде прямоугольника 2х4 в четырёх горизонтальных уровнях и двух вертикальных блоках, которая впоследствии получила наименование "Модель А". Модель А не только описывает баланс различных аспектов в психике одного человека, но и отражает его реакцию на воздействие информации различного рода, следовательно, даёт ключ к его отношениям с представителями различных типов.

МОДЕЛЬ А

1 2
4 3
6 5
7 8
  • 1 функция — "базовая", она определяет смысл жизни и программу действий носителя социотипа.
  • 2 функция — "творческая", она определяет механизм деятельности и способ реализации программной функции.
  • 3 функция — "ролевая", по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
  • 4 функция — "болевая", место наименьшего сопротивления, по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи.
  • 5 функция — "внушаемая", по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — "чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно".
  • 6 функция — "активационная", по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
  • 7 функция — "наблюдательная", по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу.
  • 8 функция — "демонстративная", она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

1 и 2 функции образуют блок "Эго", 3 и 4 функции — блок "Суперэго", 5 и 6 функции — блок "Суперид", 7 и 8 функции — блок "Ид". 1, 2, 3, 4 функции (блоки "Эго" и "Суперэго") образуют ментальное кольцо, а 5, 6, 7, 8 функции (блоки "Ид" и "Суперид") — витальное кольцо.

1, 2, 7, 8 являются сильными функциями, а 3, 4, 5, 6 — слабыми. Согласно "теории мерностей" А. В. Букалова (признана не всеми социониками), четырёхмерными являются 1 и 8 функции, трёхмерными 2 и 7 функции, двухмерными — 3 и 6 функции, одномерными — 4 и 5 функции.
Расположение соционических функций в модели А

Каждому соционическому типу соответствует своё расположение соционических функций в модели А.

16 соционических типов

При разделении всего социона по четырем юнговским дихотомиям образуется 16 соционических типов:

  • "Дон Кихот", "Искатель" — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • "Дюма", "Посредник" — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)
  • "Гюго", "Энтузиаст" — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • "Робеспьер" (Декарт), "Аналитик" — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)
  • "Гамлет", "Наставник" — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)
  • "Максим Горький", "Инспектор" — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • "Жуков", "Маршал" — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • "Есенин", "Лирик" — интуитивно--этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)
  • "Наполеон" (Цезарь), "Политик" — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • "Бальзак", "Критик" — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)
  • "Джек Лондон", "Предприниматель" — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)
  • "Драйзер", "Хранитель" — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • "Штирлиц", "Администратор" — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • "Достоевский", "Гуманист" — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)
  • "Гексли", "Советчик" — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • "Габен", "Мастер" — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)

16 социотипов по модели А

Треугольник - интуиция (черн.- I, бел.- T), круг - сенсорика (черн. - F, бел. - S), квадрат - логика (черн. - P, бел. - L), неполный квадрат - этика (черн. - E, бел. - R).

16 социотипов по квадрам (четверкам типов с общими ценностями,

состоящих из двух дуальных пар)

Альфа квадра
"Дон Кихот"
"Дюма"
"Гюго"
"Робеспьер"

Бета квадра

"Гамлет"
"Максим"
"Жуков"
"Есенин"

Гамма квадра

"Наполеон"
"Бальзак"
"Джек"
"Драйзер"

Дельта квадра

"Штирлиц"
"Достоевский"
"Гексли"
"Габен"

Введение соционических аспектов позволило построить более детальную модель информационного метаболизма, получившую название модель А по имени создательницы соционики Аушры Аугустинавичюте. Модель А состоит из восьми функций, каждая из которых работает с одним аспектом.

Образно модель А можно представить как круглую башню с восемью окнами, которые направлены в разные стороны, где каждая из сторон соответствует одному соционическому аспекту. Одни окна - большие и светлые, через них видно далеко и рассмотреть мельчайшие детали местности - это сильные функции. Другие - маленькие и с мутными стеклами - позволяют увидеть что-то весьма расплывчато, а то и вовсе только различить, светло ли снаружи или темно - это слабые функции.

Размеры и расположение окон на башне для каждого человека свое, индивидуальное. Но в то же время существуют и определенные правила и закономерности, которые и позволяют выделить соционические типы.

Но рисовать башню не всегда удобно, поэтому обычно модель А изображают в виде матрицы 2×4 со следующей нумерацией ячеек:

Правила заполнения модели А следующие: первый аспект может быть любым, в следующих трех ячейках идут аспекты с тем же признаком статика/динамика, что и у первого, но с чередованием «цвета» и признака рациональность/иррациональность. Например, если первый аспект – БЛ (белый, статический, рациональный), то вторым аспектом может идти ЧС или ЧИ (черный, статический, иррациональный), третьим – снова белый, статический и рациональный (так как БЛ уже размещена в модели, то здесь может быть только БЭ), и далее снова ЧИ или ЧС. Таким образом, если в модели А на первом месте стоит БЛ, то возможно всего два варианта: БЛ-ЧС-БЭ-ЧИ (что соответствует ТИМу ЛСИ-«Максим Горький») и БЛ-ЧИ-БЭ-ЧС (ЛИИ-«Робеспьер»).

В пятую ячейку помещается аспект, совпадающий по рациональности/иррациональности с первым, но противоположный по цвету и по наименованию (то есть по дихотомиям Юнга: логике противоположна этика, сенсорике – интуиция). В частности, если в первой ячейке модели А находится БЛ, то в пятую попадает ЧЭ. Далее для шестой, седьмой и восьмой функций применяются описанные выше правила чередования, но при этом аспект шестой функции должен быть противоположным по наименованию второй функции (то есть если во второй функции находится ЧИ, то шестая будет обязательно БС), седьмой – аспекту третьей и восьмой – четвертой.

Таким образом, для любого аспекта в первой функции существует только два допустимых варианта заполнения модели А. С учетом того, что всего аспектов – восемь, получаем все те же 16 соционических типов:

ИЛЭ-«Дон Кихот»

СЭИ-«Дюма»

ЭСЭ-«Гюго»

ЛИИ-«Робеспьер»

ЛСИ-«Максим Горький»

ЭИЭ-«Гамлет»

ИЭИ-«Есенин»

СЛЭ-«Жуков»

СЭЭ-«Наполеон»

ИЛИ-«Бальзак»

ЛИЭ-«Джек Лондон»

ЭСИ-«Драйзер»

ЭИИ-«Достоевский»

ЛСЭ-«Штирлиц»

СЛИ-«Габен»

Свойства функций

Все функции модели А можно сгруппировать по ряду признаков:

Ментальные (I -IV ) / В итальные (V -VIII ). Ментальные функции осознаются человеком постоянно, ими он пользуется сознательно. С помощью ментальных функций возможно не только решать конкретные жизненные задачи, но и мыслить абстрактно, делать обобщения между различными задачами, сопоставлять их между собой. Витальные функции большую часть времени работают неосознанно и направлены на решение каких-то локальных задач здесь и сейчас. Хотя переключение сознания на функции витального кольца в принципе возможно, но оно требует целенаправленных усилий и сознательного контроля, и возможно только на короткое время. Как только контроль ослабевает, происходит обратное переключение сознания на функции ментального кольца.

Ценнностные (I ,II , V , VI ) / Внеценностные (III , IV , VII , VIII ). По аспектам, которые приходятся на ценностные функции, человек активно и с удовольствием участвует в обмене информацией, хотя этот процесс может быть несимметричным: по I и II преобладает выдача информации, по V и VI – получение. Общение же по внеценностным функциям производится только по необходимости и вызывает дискофрморт и желание поскорее его завершить, уйти от этих аспектов сразу же, как только они перестанут быть нужны для решения текущей задачи.

Сильные (I , II , VII , VIII ) / Слабые (III , IV , V , VI ). Сильные функции – это те, по которым возможна уверенная самостоятельная деятельность, поиск эффективных решений или адаптация уже существующих под текущую ситуацию. По слабым функциям человек действует неуверенно, информацию может воспринимать весьма искаженно, а деятельность представляет собой либо воспроизведение ранее усвоенных шаблонов без возможности целенаправленного их изменения и улучшения, либо действия «вслепую», полностью случайный поиск приемлемого решения.

Особенности функций модели А

Все функции модели А имеют свои названия и индивидуальные особенности проявления:

I базовая (иногда называется программная). Сильная осознанная функция, которая лежит в основе мировосприятия человека, причем восприятие мира через нее кажется настолько естественным, что зачастую бывает сложно понять, что мир можно воспринимать как-то иначе. Функция достаточно негибкая, изменяет картину мира неохотно; информация, способная вызвать такие изменения, вызывает сопротивление или отторжение.

II творческая . Так же сильная осознанная функция, но более гибкая, чем базовая. По ней нет целостной картины, эта функция готова к экспериментам, к тому, чтобы рассмотреть и попробовать различные варианты с целью выбора наиболее подходящего решения для ситуации или наиболее устраивающего человека с точки зрения его базовой.

III ролевая . Так же достаточно гибкая функция, но слабая. Ее можно назвать резервом, который подключается в ситуациях, когда возможностей творческой и базовой оказывается недостаточно, или же в новых для человека ситуациях, когда требуется всестороннее восприятие информации. Однако в отличие от творческой, функция не ищет новых решений, а подбирает наиболее подходящий из уже наработанных шаблонов. Кроме того, длительная деятельность по этой функции приводит к дискомфорту и утомлению. Но вместе с тем, по ролевой бывает и желание проявить себя, убедиться «я в этой области не хуже других».

IV болевая (иногда называется «точка наименьшего сопротивления»). Самая проблемная из всех соционических функций. Весьма слабая, причем эта слабость осознается и чаще всего воспринимается человеком как его недостаток. По болевой зачастую происходит искаженное восприятие информации (например, болевая интуиция ведет к преувеличению значимости какого-либо маловероятного развития событий и принятию избыточных мер по его предотвращению, болевая сенсорика – к постоянным страхам за свое здоровье). Сталкиваясь с необходимостью действовать по болевой, человек чувствует себя крайне неуверенно, так как не может оценить адекватность действий ситуации и их эффективность. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению, зато если удалось добиться какого-либо позитивного результат, это воспринимается как крупное достижение. Функция достаточно консервативна и тяжело воспринимает новую информацию, особенно если она не стыкуется с уже имеющимся опытом.

V суггестивная . Самая слабая из всех функций модели А. Информация по ней воспринимается некритично, но в отличие от болевой, не вызывает дискомфорта или отторжения и не утомляет, скорее наоборот, человек испытывает по ней безоговорочное доверие к миру и благодарность за помощь и информацию по ней, причем эта информация воспринимается как что-то очень ценное и важное. Воздействием на эту функцию можно быстро изменить внутреннее состояние человека, но сам себе он воздействовать на нее практически не может.

VI активационная (иногда называется референтная). Так же является слабой, но ценностной функцией, по которой охотно принимается помощь. Однако в отличие от суггестивной, информация по ней сверяется с некоторым внутренним эталоном, по которому идет оценка «подходит ли мне это или нет». Фактически, вся бессознательная оценка партнера в плане того, подходящий он или нет, идет именно по активационной функции.

VII ограничительная . Сильная функция, способная к самостоятельному поиску новых решений, однако большую часть времени направлена на то, чтобы отследить, как делать не надо, предупредить об партнера о возможных последствиях, порекомендовать возможные способы действия и в случае необходимости помочь ему выбраться из негативной ситуации. Длительная конструктивная деятельность по ней представляется чем-то скучным и не заслуживающим внимания. Как и все витальные функции, она ориентирована на конкретные ситуации, переживаемые человеком здесь и сейчас, без отслеживания каких-либо обобщающих моментов.

VIII фоновая . Самая трудноосознаваемая функция, направленная на то, чтобы не допускать негативного развития ситуации для себя и для партнера. В отличие от ограничительной, фоновая не предупреждает партнера о возможных последствиях, а без лишних слов принимает необходимые меры по их предотвращению. Несмотря на то, что функция сильная, активное обсуждение информации по ней вызывает почти такое же отторжение, как и по болевой и желание переключить общение на ценностные аспекты.

Свойства функций показаны на следующей схеме:

I
базовая

II
творческая

Сильные, ценностные

Ментальное кольцо

IV
болевая

III
ролевая

Слабые, внеценностные

VI
активационная

V
суггестивная

Слабые, ценностные

Витальное кольцо

VII
ограничительная

VIII
фоновая

Сильные, внеценностные

Мерности функций

Важно отметить, что у каждой функции можно выделить две характеристики: объем накопленного опыта и способность к обработке новой информации, т.е. сила функции. В результате может возникать путаница при определении типа, если слабая функция, у которой по тем или иным причинам накоплено гораздо больше опыта, чем у среднестатистического представителя ТИМа, может казаться наблюдателю сильной, и наоборот, сильная функция, которая сильная функция с недостаточным наполнением может в первый момент произвести слабой. Это является причиной множества ошибок при типировании. Для частичного преодоления этой путаницы в 1989 году соционик А. Букалов ввел понятие «мерность функции». С тех пор определения мерностей претерпели ряд изменений и в настоящее время время в Едином Типологическом Проекте мерности понимаются следующим образом:

Одномерные функции (болевая, суггестивная) – могут использовать только опыт, полученный непосредственным путем, т.е. который человек либо прожил сам, либо был непосредственным наблюдателем. Иными словами, человек учится только на своих ошибках, а попытки объяснить что-то приводят к тому, что «в одно ухо влетает, в другое – вылетает».

Двухмерные функции (ролевая, активационная) – кроме прожитого опыта, могут использовать и опосредованный опыт: из объяснения других людей, из книг, усваивать нормы, принятые в том или ином сообществе, однако в дальнейшем полученный опыт используется шаблонно, без переработки его под специфику новой ситуации.

Трехмерные функции (творческая, ограничительная) – появляется возможность творческого использования полученного опыта, адаптация его под ситуацию или применение знаний из совершенно другой области.

Четырехмерные функции (базовая, фоновая) – появляется возможность видеть «что из этого выйдет» даже если опыта подобных ситуаций нет вообще, иными словами, возможность экспертного прогнозирования.

Образно выражаясь, объяснять одномерной функции, что на грабли наступать нельзя, бессмысленно: пока не наступит и не получит по лбу, не запомнит этого, а получив, может не понять, почему так вышло, и впоследствии будет обходить все, что отдаленно похоже на грабли (то самое искаженное восприятие информации по одномерной, о котором говорилось выше). Двухмерная функция поймет и запомнит, что на грабли наступать нельзя никогда, но ее сложно научить видеть ситуации, когда можно нарушить это правило и наступить без последствий (например, на вертикально стоящие у стенки), пока не опять же она не попробует на непосредственном опыте. В отличие от двухмерной, трехмерную функцию обучить видеть такие ситуации достаточно легко. И, наконец, четырехмерную функцию учить ничему не потребуется: взглянув на грабли, она сама легко поймет, в каких случаях какие последствия могут возникнут в результате наступания на них.

В настоящее время не существует единого мнения, являются ли мерности жестко фиксированными или же описанное выше распределение мерностей по функциям имеет среднестатистический характер, а у каждого конкретного человека мерности в течении жизни могут меняться по мере наработки опыта.

Блоки модели А

Как уже отмечалось в разделе «Аспекты и аспектоника», аспекты всегда используются в блоке, состоящем из пары аспектов, что обеспечивает возможность согласовывать процессы непосредственного восприятия и оценки полученной информации. С точки зрения модели А, в блоке могут находиться только соседние аспекты из одного и того же кольца (при этом кольцо является замкнутым, т.е. последний аспект считается соседом первого).

Блоки ментального кольца: I -II , II -III , III -IV , IV -I

Блоки витального кольца: V -VI , VI -VII , VII -VIII , VIII -V

В зависимости от расположения в модели А блоки делятся на горизонтальные и вертикальные. Рассмотрим сначала горизонтальные блоки.

Горизонтальные блоки модели А: блок Эго , блок СуперЭго , блок СуперИд , блок Ид .

Блок Эго – состоит из двух осознанных сильных функций. По этому блоку человек может работать достаточно долго и эффективно, причем решать как и частные задачи, так и выявлять общие свойства и закономерности у совершенно различных ситуаций. Результаты работы по функциям этого блока может быть использована и для своих нужд, и в интересах общества в целом.

Блок СуперЭго – в некоторых интерпретациях соционики считается блоком, через который социум осуществляет управление индивидуумом. Состоит из двух слабых, но осознанных функций. Особенностью этого блока является то, что воздействие по нему является весьма дискомфортным, так как с одной стороны, человек знает о своей слабости в этих областях, с другой из-за осознанности этих функций понимает, что необходимо как-то отреагировать, однако длительная работа по функциям блока СуперЭго весьма затруднительна. Как правило, воздействие по этому блоку заставляет собраться, мобилизоваться, и задействовать для ответа функции своего блока Эго.

Блок СуперИд (иногда называется «детским блоком»). Блок слабых неосознанных функций. Как правило, заниматься по нему какой-либо целенаправленной деятельностью трудно, поэтому чаще всего по блоку СуперИд человек выступает в роли потребителя, охотно принимая от окружающих информацию по аспектам этого блока и даже провоцируя их на более активную выдачу этой информации.

Блок Ид . Основной задачей этого блока является отслеживание безопасности, удовлетворение базовых нужд и обеспечение выживания самого человека и, возможно, его ближайшего окружения. Другая деятельность по этому блоку не представляет интереса и как правило, социально значимых результатов по нему не бывает.

Вертикальные блоки модели А изучены значительно хуже. На данном этапе выделяются только инертные (VI -I и VI -V II ) и контактные (II -III и V -VI I I ) блоки. Инертные блоки направлены на сохранение существующей картины мира, а контактные – наоборот, на ее расширение и получение новой информации.

Создание модели А позволило дать более полную картину особенностей восприятия информации по сравнению с использованием только дихотомий Юнга, в частности, выделить ценностные аспекты и объяснить особенности взаимодействия между представителями различных типов, которые получили название интертипных отношений.

Оригинал взят у a_chernik в Соционические функции.

В завершение соционической теории в нашем сообществе, будет освещена еще одна основополагающая тема – модель «А».
Но для этого нам будет необходимо ознакомиться с некоторыми базовыми понятыми соционики - понятием информационного поля, информационных аспектов и функций соционики. Сегодня мы попытаемся разобраться какие же функции "живут у нас в голове".

И так, что такое информационное поле?

Информационное поле - это совокупность всех сигналов, воспринимаемых человеком из окружающего, и внутреннего мира.
Надо понимать, что здесь имеется в виду не только восприятие факта как такового, но и то, например, какие этот факт вызывает ощущения; дает ли энергию, или забирает; имеет ли связь с уже известными фактами, или это отдельно взятый факт. То есть вся совокупность ощущений, чувств, мыслей и эмоций: факты, жесты, интонация, настроение и прочее.

Что такое аспекты?

Аспект - это часть информационного поля несущая в себе какой-то один определенный сорт информации, объединенной общим признаком.
С точки зрения соционики информационное поле делится на восемь частей, или аспектов. Человек, хотя и воспринимает информацию целиком, несознательно разделяет ее на аспекты. И аспекты эти, разными людьми будут восприниматься в разных пропорциях.

Мне кажется красивым и символичным для нашего сообщества, сравнение информационного поля с радугой, а аспектов - с ее цветами; или со светом и его спектром. У «цветов» есть что-то общее - грани соприкосновения с соседними «цветами». Так же и между разными аспектами резких переходов нет, один плавно перетекает в другой, но в тоже время каждый "цвет" сам по себе. У каждого человека есть «свой любимый цвет».

Мы с вами уже знакомы с такими понятиями как: сенсорика, интуиция, этика и логика.
Если разделить каждый из этих аспектов еще пополам, на интровертный и экстравертныей, то у нас как раз и получится 8 соционических аспектов.

Так как в ЖЖ неудобно вставлять принятые в соционике значки далее по тексту будет использоваться последняя колонка обозначений.

Наконец, что же такое функции?

Соционическая функция – это инструмент психики, при помощи которого человек воспринимает информацию. Каждая функция отвечает за восприятие одного определенного, своего аспекта информации.
Их название и обозначение полностью совпадает с обозначением аспектов показанных выше. Каждая функция берет название от аспекта который она воспринимает. Надо заметить, что не все соцоиники принимают подобное разделение. Некоторые считают, что выделение аспектов в отдельную категорию выносит соционику в область философии. И считают что аспекты и функции это одно и то же.
Психика одного отдельного человека включает в себя все 8 функций. Но эти функции различаются между собой по объему, или способности воспринимать информацию. В зависимости от этого объема их располагают в некой определенной последовательности. Такая последовательность, собственно, и есть модель «А», о которой мы будем говорить в следующем посте.

Сегодня же нашей целью будет разобраться, как влияет та или иная функция на наши мысли и помыслы.

И так, как мы знаем, всего функций 8. Для начала рассмотрим за восприятие каких физических явлений и понятий отвечает каждая из них.

Ч.Л. Работа. Движение объектов, направление движение. Траектория движения. Скорость.
Б.Л. Расстояние между объектами в пространстве. Координаты.
Ч.Э. Внутренняя энергия объекта. Температура объекта. Напряжённость. Внутренние химические реакции. Перемещение зарядов (диссоциация).
Б.Э. Сила тяготения. Притяжение или отталкивание. Сила притяжения или отталкивания между объектами, влияние на расстоянии.
Ч.С. Кинетическая энергия объекта. Сила воздействия. Форма объекта, масса. Заряд объекта.
Б.С. Пространство. Местоположение в пространстве. Объем.
Ч.И. Потенциальная энергия объекта. Внутренняя структура объекта. Плотность.
Б.И. Время. Продолжительность процесса. Периодичность. Скорость.

Б.И. самая сильная функция Бальзака. Здесь иллюстрируется прогноз развития события во времени и забота о "последствиях".

У Есенина одно из выражений Б.И. - мечтательность о будущем времени.

Как это отражается в быту и на социальных отношениях.

1 уровень - касается неодушевленных объектов
2 уровень - содержит характеристики, касающиеся личности
3 уровень - дает социальные формы проявления аспектов

Ч.Л.
- внешние проявления процесса, движение, перемещение в пространстве;
- действие, факты, поступки, способ действия, способ решения; работа (работоспособность), профессиональная подготовка, инструкция по использованию, методика, технология (в том числе программа действий), целесообразность действия;
- деятельность: человека, организации, общественная деятельность; закономерности внешнего мира, события, объективная информация и факты о событиях; общественные процессы; правила в поведении, законодательство (например, административное право).

Б.Л.
- расположение объектов относительно друг друга: расстояние между объектами, место других объектов, объективные отношения между объектами; система, как целостная сумма расстояний; приоритет – главенство одного объекта над другим, сравнение параметров объектов, порядок, как последовательное расположение;
- суждение (пространство суждений), сравнивание, сопоставление, рассуждение, установление логических связей, измерение, установление главного или приоритета, определение значимости или места; логичность – алогичность суждений; вклад человека в общее дело;
- дистанция между людьми: иерархия, субординация, социальная территория; авторитет, уважение, признание, должность, положение;
принадлежность: к организации, к социальным кругам, право собственности, авторство и пр.
система объективно-закономерных взаимоотношений в обществе.

Ч.Э.
- содержание процесса (внутренние скрытое от глаз проявления), его интенсивность: внутренняя динамика объекта, его возбуждённость, звуки;
- эмоциональное состояние, настроение, возбужденность, подавленность, грусть, радость, гнев, печаль, увлечения, интересы;
- внутренние процессы в обществе, интересы общества и коллектива, стихийные движения, успех деятельности, соответствие настроений, адекватность эмоционального состояния ситуации; этические нормы поведения.

Здесь демонстрируется Ч.Э. в связке с Б.И. Эмоции + прогноз развития события во времени.


Показана связка Ч.Э. и Б.С. получение положительных эмоций через удовлетворение сенсорных, физических "потребностей".

Б.Э.
- чувства, как силы притяжения и отталкивания;
- все оттенки человеческих отношений - любовь, ненависть, неприязнь, презрение, дружба и т.д.;
- этические нормы отношений, мораль.

Ч.С.
- форма, масса, цвет, размеры предмета, колорит, ценность; эстетические характеристики объекта: красота, элегантность, изящество, уродливость и пр.;
- внешний вид человека: одежда, телосложение, физическая сила, мобилизованность, нацеленность, воля, богатство проявлений;
- власть, материальное благосостояние, ценности, деньги, имущество.

Б.С.
- место предмета в пространстве, ощущения, возникающие при соприкосновении с предметным миром: тепло-холодно, мягко-жестко, вкусно-невкусно и т.д.;
- комфорт, самочувствие и здоровье человека, его: чистоплотность, бодрость-усталость, голод, жажда, боль; физическое удовольствие, секс;
- место, занимаемое человеком; территория, помещение: квартира, дом, место проживания; размещение предметов в пространстве.

Ч.И.
- внутреннее устройство, содержание, назначение;
- способность человека, внутренние качества, характер;
- перспективность человека, идей, различных коллективов и их деятельность; перспективность производства, новых изделий, новых технологий и пр., оценка сложившейся ситуации и её перспективы.

Б.И.
- время, длительность, периодичность, ритмичность, темп, долговечность;
- состояния: ожидания, страха, тревоги, надежды, увлеченности, внутренняя гармония; судьба человека, история жизни, возраст; направленность человека;
- динамика ситуации (законченность-незаконченность и пр.), момент в ситуации; внутренние состояние группы, коллектива, общества; история, хронология.

Какими способностями и психическими особенностями будет обладать человек по каждой из функций.

Ч.Л. – Способность сосредоточить внимание на движении объектов в пространстве.
Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности.
Способность к анализу фактов, поступков, процессов.
Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность.
Способность искать и ставить цели по отношению к деятельности. Оптимизация деятельности.
Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.
Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию. Концентрация внимания на изменениях.

Б.Л. – Восприятие мира, через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.
Способность к логическому мышлению: устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.
Способность классифицировать всевозможные объекты, упорядочивать окружающий мир (систематизация окружающего мира).
Происходит оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы (например, насколько информация соответствует собственной системе истин).
Умение искать и ставить цели в отношении к концепциям и системам.
Восприятие пространства, как системы расстояний. Восприятие своего места в социуме.

У Максима одно из выражений Б.Л. - это стремление все упорядочить.

Здесь демонстрируется связка Б.Л. с Ч.И. Желание все объяснить логически (формула) + оригинальная идея объяснения в любви.

Ч.Э. – Существование в мире эмоций.
Восприятие и оценка окружающего мира, через эмоции. Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки.
Стремление к положительным эмоциям, к хорошему настроению.
Пребывание в эмоциональных состояниях: радость или печаль, драматизм или комизм.
Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт. Переживания. Страсти.
Умение искать и ставить цели в отношении эмоциональных явлений в жизни.
Восприятие звуков, как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.

Б.Э. – Внимание обращено на силу притяжения между объектами.
Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.
Восприятие окружающего мира через те чувства, которые он вызывает.
Способность различать отношения и улавливать их оттенки.
Переживание различных отношений: любовь – ненависть, симпатия – антипатия, расположение – неприязнь, восхищение и др. Стремление к ярким чувствам, разнообразию отношений. Страстность в отношениях.
Потребность искать и ставить цели в связи с отношениями с окружающими.
Способность вызывать симпатию.

Связка Б.Э. и Ч.С. Призыв вести себя порядочно + угроза силового решения вопроса.

Связка Б.Э. и Ч.И. Призыв вести себя порядочно + предупреждение о возможности "неприятных последствий".

Ч.С. – Способность концентрировать внимание на внешних качествах объекта, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.
Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.
Умение искать и ставить цели в отношении объектов.
Манипуляция объектами, управление ими посредством давления, проявление агрессивности.
Ощущение власти над объектами, желание использовать и умение подчинить их в своих целях.
Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей. Проявление силы воли.
Импульсивность, готовность к преодолению препятствий, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.

Б.С. – Внимание направлено на ощущения своего тела: осязание, вкус, самочувствие, чистоплотность и т.д.
Оценки объектов зависят от ощущений, которые они вызывают. Способность наслаждаться восприятием ощущений. Переживание полноты ощущений.
Способность различать качества ощущений, ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.

Здесь показана связка Б.С. и Ч.Л. Умение создать удобную рабочую обстановку при минимуме "средств".

Одно из воплощений Б.С. у Дюма выражается в заботе о здоровье ближних.

Ч.И. – Способность сосредоточить внимание на содержание и сути объекта.
Восприятие внутренних качеств (структуры) и назначения объектов.
Умение видеть перспективу и представлять результат.
Оценка качеств характера и потенциальных возможностей человека. Изучение характеров и способностей других людей.
Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.
Умение искать и ставить цели в отношении идей и идеальных объектов. Наслаждение ценностью и красотой идеи.

Б.И. – Существование в мире образов, воспоминаний и фантазий.
Восприятие происходящего, через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.
Оценка происходящего в реальном мире, через оценку возникшего внутреннего состояния.
Умение различать оттенки внутренних состояний. Гармония внутреннего мира.
Восприятие ритма происходящего, темпа событий, атмосферы внутри коллектива. Ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих.
Представление событий будущего или прошлого, возможных и невозможных ситуаций, своего места в них, предчувствие.
Восприятие последовательности событий и истории (хронологии).
Умение оценить, на сколько заполнено свое и чужое время, умение заполнить время.

Каждая из функций удерживает фокус сознания в определенном направлении, которые можно обозначить следующими вопросами.

Ч.Л. – что делать? как делать? (технология)
Б.Л. – что главное? (приоритет)
Ч.Э. – что хорошо? (поведение)
Б.Э. – что нравиться? (отношение)
Ч.С. – что хочешь? (цели)
Б.С. – что нужно? что приятно? (самочувствие)
Ч.И. - какое направление? (перспектива)
Б.И. – что было или будет? (прошлое, будущее)

Какие цели будет ставить перед собой человек по каждой из функций.

Ч.Л.
- интерес к деятельности других людей, к фактам, накопление фактического материала, информации;
- анализ и установление причинно следственных связей, желание выяснить и обсудить все явления, факты себе и другим, делать новые выводы на основе известной информации;
- стремление к последовательности в своих поступках и в поведении других;
- желание иметь свою чёткую и продуманную программу действий;
- стремление оптимизировать ту или иную деятельность, сферу производства.

Связка Ч.Л. и Б.И. Умение получить выгоду, пользуясь моментом.

Демонстрируется Ч.Л. стремление Штирлица к трудолюбию.

Б.Л.
- поиск и определение своего места и места другого человека в системе отношений;
- желание уважения и признания, стремление занимать свое место в социуме в соответствии с собственными заслугами;
- стремление находить логическое объяснение;
- стремление: к построению концепций, классификации, систематизации, к постижению истины.

Ч.Э.
стремление к хорошему настроению, веселью, эмоциональной наполненности себя и окружающих;
желание заряжать других своими эмоциями, стремление к успеху;
увлечения, интересы, любовь к праздникам.

Б.Э.
- внимание к отношениям между людьми, умение строить отношения, стремление вызывать хорошие чувства, симпатию;
- умение сочувствовать и сопереживать; стремление к мирному сосуществованию между людьми;
- интерес к партнёру и партнёрству; интерес к мелодрамам.

Ч.С.
- интерес к красивым и качественным вещам, увлечение рукоделием (шитьем, вязанием и т.п.);
- стремление к обретению новых возможностей, власти, практической выгоде, накоплению богатства и материальных ценностей;
- склонность к риску, стремление к мускульным действиям, активности, стремление к навязыванию своей воли;
- интерес к работе с формой: искусства, архитектура, дизайн, мода.

Б.С.
- поиск приятных ощущений, комфортных условий жизни; отдых, расслабление; стремление к здоровому образу жизни, укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса, аскетизм;
- стремление к чистоплотности, опрятности, чистоте, свежести;
- желание иметь удобные предметы, мебель, уютную обстановку в помещении;
- сладострастие, интерес к вопросам секса;

Ч.И.
- интерес ко всему, что может иметь богатые перспективы, к новым оригинальным идеям, к неординарным людям и пр.;
- исследование способностей людей, интерес к необычным ситуациям, раскрывающим возможности человека;
- попытки реализовать свои возможности и идеи;
- стремление увидеть суть, назначение и общую идею в приходящей информации.

Показана "мульти - идейность" Ч.И.

Показана неординарность идей по Ч.И.

Б.И.
- интерес к внутреннему состоянию людей, попытка почувствовать их внутренний мир;
- стремление к внутренней гармонии, к определённым внутренним состояниям;
- склонность к мечтам, фантазиям; планирование будущих событий, заполнение своего и чужого времени;
- стремление к определённому течению событий.

Конечные цели по разным функциям.

Ч.Л. Конечная цель экстравертированной логики - собрать весь фактический материал. Опираясь на факты (объективную информацию), установить первопричину всему, и через этот анализ осознать себя и познать мир.

Б.Л. Интровертированная логика постоянно находится в постижении истин. Для нее важно каждый новый факт сопоставить с уже существующими понятиями, сверить со своими убеждениями, классифицировать, уложить в сознании в соответствии с истиной, познавая мир.

Ч.Э. Для экстравертированной этики характерно переживание обо всем, что ее окружает. Она стремиться осознать себя через объем впечатлений, увлечений, интересов. Волнуясь за всех вокруг, она хочет всеобщей радости - миролюбивого настроения. Достигая своей цели - настроение мира, экстравертированная этика настраивается на мирный лад, примиряясь со всем, что окружает.

Б.Э. Интровертированная этика стремиться прочувствовать все на свете, стремиться к всеобщему сочувствию, к миру во всем мире. Конечная цель - связь со всем миром, как возможность иметь полную гамму чувств, пристрастий, через которые она осознает себя и примиряет все вокруг.

Ч.С. Для экстравертированных ощущений конечная цель - стать властелином мира, владеть всем, влиять на все, подчинить себе все, что возможно, через этот волевой заряд от приобретенного мира - осознать себя.

Показана Ч.С. Настоять на своем решении.

Здесь Ч.С. выражается в главенстве - "я самая ценная". Так же связка с Б.Э. установление нужной психологической дистанции.

Б.С. Конечная цель интровертированных ощущений - вобрать в себя все ощущения мира, все потрогать, все попробовать, все вкусить, объять необъятное и через эти ощущения осознать себя и обрести мир.

Ч.И. Экстравертированная интуиция хочет проникнуть во все тайны существующего мира. Ее конечная цель - просветить насквозь, разобрать все существующие ситуации, сделать массу открытий, научиться самой и научить других. Проливая свет на все, осознать себя и просвещенный мир.

Б.И. Для интровертированной интуиции конечная цель - осознать себя через ход времен, выйти в вечность, пронзить эпохи, прозреть мир, все предвидеть и обо всем предупредить, просвещая мир.

Вот и все на сегодня. Тем, кто добрался до конца, хочу напомнить, что не необязательно человека будет интересовать достижение абсолютно всех пунктов по своим сильным функциям. Здесь важно "уловить" обозначенное направление. Какое количество из перечисленных пунктов будут выражено лично у вас зависит от многих факторов: окружения, воспитания и ваших личностных качеств.
Ну и картинки - это лишь один частный пример проявления функции, гипертрофированный конечно, для большего колорита. А по сему, конечно же это не означает, что каждый представитель ТИМа будет вести себя в точности как там показано.
А какие примеры проявления функций имеются у вас в запасе? :)))

Что нас больше всего волнует в нашей повседневности? Что заставляет радоваться, тосковать, терять покой и сон, загораться надеждой, стонать от отчаяния? Прежде всего, конечно, наши отношения с другими людьми. Человек от самого рождения обречен быть социальным существом, он вынужден общаться с себе подобными, хочет он того или нет. Это значит, что искусству понимания, искусству общения он должен научиться в первую очередь, если он хочет избежать ненужных страданий, а главное - никому их не причинять. Он должен попытаться понять логику и смысл человеческих отношений... Казалось бы, всё просто: наблюдай за людьми, набирайся опыта - и всё станет ясно само собой.

Но опыт общения показывает только одно: ясности в человеческих отношениях как не было, так и нет. Люди словно бы только и заняты тем, что создают друг другу множество неразрешимых проблем. Упорство и постоянство, с каким они это делают, способны поставить в тупик самого искушенного наблюдателя. Возникающие при этом вопросы - на уровне только житейского здравого смысла - невозможно разрешить.

Почему, например, Н. и С., два порядочных и неглупых человека, не могут найти общий язык, а иногда даже враждуют?

Почему в одной семье счастливо живут очень разные, несхожие по характеру супруги, а в другой - расходятся те, кого считают "родственными душами", весьма подходящими друг другу?

Почему, независимо от моральных качеств, один человек неизменно Вам чем-то приятен, а другой неизменно почему-то раздражает?

И тысячи других "почему"...

Давайте зададимся вопросом: действительно ли человеческие отношения абсолютно стихийны, произвольны или тут всё-таки можно найти нечто закономерное?

Да, закономерность есть. Она определяется теми самыми особенностями человеческой психики, о которых мы уже говорили. Эти особенности не субъективны, а совершенно объективны и справедливы для любого человека, к какой бы культуре и к какой бы расе он ни принадлежал. Их рассмотрением как раз и занимается соционика. Предмет ее изучения - закономерности человеческого общения, понимаемые как механизм взаимодействия разных - и совершенно конкретных - информационно-психических структур.

Появлению соционики предшествовало важное открытие. К. Юнг, наблюдая своих пациентов, пришел к выводу, что их можно разделить на 8 основных групп. При этом каждая из них могла иметь еще 2 разновидности: мыслительный и эмоциональный типы могли иметь сенсорную или интуитивную ориентацию, а сенсорный и интуитивный - эмоциональную или мыслительную. Итого - 16 групп. Люди в каждой группе объединялись по признаку некой общности психических характеристик, что позволяло отнести их к определенному, весьма характерному "типу", обладающему устойчивым набором свойств. Способы их восприятия, реагирования, действия (в сходных условиях) должны быть примерно одинаковы. Результатом многолетней работы, описывающей закономерности поведения этих групп, стала книга К. Г. Юнга "Психологические типы".

Долгое время никто не делал попыток (по крайней мере успешных) достаточно глубоко разработать положения, выдвинутые в этой книге, и тем более - продолжить дальше мысль К. Юнга. Лишь в 1979 г. литовский экономист Аушра Аугустинавичуте заново "открыла" великую идею швейцарского психолога. Она пришла к выводу, что тип является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой. Вокруг Аушры сложилась группа энтузиастов: математики, врачи, художники, специалисты по вычислительной технике и многие другие. Их совместными усилиями на фундаменте, который был заложен К. Юнгом, стали возникать контуры здания новой науки, привлекая всё новых и новых исследователей.

В чем же новизна соционики, если ее сопоставить с психологическими теориями, существовавшими до нее? Прежде всего - в отходе от специально-психологических понятий. Сделана попытка применить идею К. Юнга к более широкому спектру характеристик, управляющих сознанием человека. Во внимание берутся, собственно, не одни только психические реакции (как было у Юнга), но и всё многообразие связанной с ними деятельности человека. Человек рассматривается как информационная система, имеющая конкретные каналы связи, с характерными для них ограничениями. Человеческое общение, соответственно, понимается как обмен информацией, причем термин "информация" трактуется чрезвычайно широко: информация не обязательно может быть выражена в отвлеченных символах (среди людей, улыбка, выразительный жест, интонация в той же степени и даже более информативны, чем любая словесная формула). Информационный характер носят и чувства, и даже предчувствия, и настроение собеседника, и эстетические впечатления от произведений литературы, живописи, музыки.

Что представляет собой "информационное поле" нашего общения? Чем отличаются друг от друга "информационные каналы"? Одинаково ли действуют они у разных групп людей, а если нет, то закономерна ли эта неодинаковость"! Как соотносятся между собою разные типы информационных систем?

Прежде чем ответить на эти вопросы, нам необходимо обратиться к основным понятиям, определяющим суть обмена информацией. Можно ли свести этот обмен к обмену некими "первокирпичиками", элементарными составляющими?

Наш физический мир, как мы знаем, сводится к категориям материи и энергии, которые, в свою очередь, существуют на базисе пространства-времени. Таким образом, мироздание полностью описывается этими четырьмя первоосновными понятиями. О чем бы ни говорил человек, какие бы действия ни совершал, мы всегда можем установить, по какому из четырех аспектов (материя, энергия, пространство, время) мы получаем от него информацию.

Обсудим это подробнее. Нельзя ли связать эти, казалось бы, предельно абстрактные категории с нашими вполне конкретными ощущениями и действиями?

МАТЕРИЯ

Человек живет в мире материальных объектов. Он ими пользуется в своих целях, он совершает над ними действия и, в свою очередь, испытывает их действия на себе. В земной жизни он и шагу не мог бы сделать без связи с материальными предметами. Умение осознавать их качества, такие, как твердость, мягкость, вес, упругость и т. п., умение производить над этими объектами какие-то действия образует некое информационное поле, которое мы обозначим . Это - непосредственное восприятие объекта как такового и непосредственные действия над ним.

Люди, у которых лучше всего работает этот канал связи, бывают обычно хорошими практиками: инженерами, строителями, конструкторами, предпринимателями и т. п.

Информация о материи может иметь и другой аспект: здесь будет важен не объект сам по себе, а отношения между объектами (больше-меньше, тверже-мягче, легче-тяжелее...), иерархия этих объектов, а также логические связи, их соединяющие. Информационное поле этого типа обозначим .

Человек, хорошо чувствующий отношения материальных объектов, может быть неплохим теоретиком, аналитиком, конструктором.

ЭНЕРГИЯ

В человеческом организме нет рецепторов, способных непосредственно "измерять" энергию. Но действия всевозможных энергий (тепловой, кинетической...) он испытывает на себе постоянно. Некоторые виды энергий человек может воспринимать органами чувств. Ожог, оглушительный звук, режущий свет - всё это, так или иначе, - сигналы, передающие ему информацию об опасном для здоровья уровне энергии, под действием которой он в данный момент находится. Другие энергетические потоки - например, радиоактивное излучение - он может вовсе не ощущать. Но есть род энергии, которую человек не только воспринимает непосредственно, но и непосредственно передает: эту энергию называют психической, и она несет информацию о радости или печали, страдании или удовольствии, о состоянии страха или благодушия... Одним словом, речь идет об эмоции. Информационное поле этого типа обозначим . Эмоция - это именно тот вид энергии, который воспринимается непосредственно, минуя физического "агента", одинаково четко как по интенсивности, так и по качеству. Сплошь и рядом эмоция передается от одного человека к другому без каких-то особых слов или действий, нередко даже и на расстоянии, без прямого контакта (особенно, если между людьми существует близкая духовная связь).

Люди, хорошо улавливающие эмоцию, уверенно чувствуют себя в профессии актера, музыканта, воспитателя в дошкольном детском учреждении.

Другим свойством нашего энергетического восприятия может быть умение почувствовать отношения людей друг к другу, отношение к себе, умение отличить истинные чувства от наигранных, понимание, кто кого любит или не любит, закономерности чьих-то симпатий или антипатий и т. п. Эту способность условимся обозначать символом .

Человек, хорошо чувствующий эмоциональную связь между другими людьми, может быть неплохим педагогом, психотерапевтом.

ПРОСТРАНСТВО

Мы способны воспринимать пространство только через объекты, его наполняющие. Поэтому когда мы говорим об отношении человека к окружающему его пространству, мы, по сути дела, имеем в виду отношение к тем же объектам, но - особого рода. У человека может быть склонность овладевать всё новыми и новыми объектами, то есть, как мы говорим, "завоевывать пространство". При этом он должен, безусловно, проявлять волю, настойчивость, твердость, уметь перемещаться в новом пространстве, ориентироваться в нем. Объект в данном случае совсем не обязательно бывает материальным: овладевать можно и новыми знаниями, навыками, должностями, степенями; уровнями социальной иерархии. Обозначим эту сферу как . Здесь, пожалуй, наиболее ярко проявляет себя свойство экстраверта, по выражению К. Юнга, "во всём себя растрачивать и распространяться"...

Человек с хорошо развитой функцией может быть хорошим разведчиком, геологом, военачальником, лидером политической партии, успешно заниматься хозяйственной деятельностью.

Другая сторона пространственного ощущения - способность осознавать удобство или неудобство вещей, умение создать уют и комфорт, уловить гармонию и соразмерность форм... По сути, это означает способность установить свое ощущение внутри пространства и организовать это пространство в соответствии со своими запросами. Условимся обозначать это как .

ВРЕМЯ

Время фиксируется нашим сознанием через некий ряд идущих друг за другом событий. Но есть и такие события (также свойства), которые можно предугадать еще до того, как они проявили себя. Человеческая психика обладает и этой возможностью: опережать время. Есть люди, которые особенно хорошо чувствуют потенциальные возможности объекта, они также могут почувствовать момент, благоприятный для того или иного дела. Это свойство мы обозначим . В обиходе оно называется интуицией. Следует подчеркнуть, что в данном случае мы имеем в виду способность человека видеть потенциальные возможности данного в наличии объекта. Соционика связывает эту способность с умением видеть статическую структуру объекта, угадывать те его свойства, которые уже в нём имеются.

Профессия исследователя, экспериментатора, зачинателя нового дела в любой области не может обойтись без этого свойства.

Другая сторона этой психической функции - умение соотносить временные отрезки, планировать, делать прогноз, улавливать динамику развития событий, чувствовать "дух времени" - и с учетом этого формировать стратегию действий. Информационное поле этого типа обозначим . Структура объекта как процесс, наиболее вероятные стадии его развития и изменения - вот какого рода информация улавливается здесь в первую очередь. Эта функция должна быть хорошо развита у людей, решивших посвятить себя экономике, планированию, коммерции. Но мало того: человек способен проникать и в надвременную реальность - в этом случае мы говорим о "мистическом озарении", "шестом чувстве", о поэтической фантазии и т. п. Среди поэтов и религиозных деятелей также много людей с сильной функцией .

Итак, - логика, эмоция, сенсорика, интуиция. Конечно, любому человеку не худо бы владеть всеми указанными выше психическими способностями. В какой-то мере он ими действительно владеет. Но далеко не в одинаковой степени. Вот здесь-то и проявляются те самые механизмы ограничений, которым мы посвятили первую главу. И ограничения эти работают не случайным образом, а вполне закономерно. Например, экстраверт, который, как мы уже знаем, обращен непосредственно к объекту, очевидно, лучше актуализирует "черные" функции: ,,,, а интроверт, который, с точки зрения соцноники, ориентирован на отношения и соотношения, в том числе и на отношение к себе, лучше осуществляет ,,,. Пожалуйста, запомните это ограничение! Оно будет играть исключительно важную роль в определении соционического типа (об остальных ограничениях - речь впереди).

Чтобы суммировать значение соционических функций, представим их в следующей таблице:

Область информации Обозначение функции Описание функции
материя деловая выгода, эффективность, целесообразность, технология
умозрительная структура, система, научные теории
энергия возбужденное состояние (настроение) и его внешние проявления
отношения между людьми, чувства симпатии-антипатии, любви-ненависти
прост-
ранство
позыв к активному действию, владение пространством, волевые
гармония пространственных форм, ощущение удобства, самочувствия
время способность оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности данного объекта
предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство

Мы обозначили восемь основных соционических функций, по которым сознание человека связано с окружающим его миром. Каждая функция имеет в соционике, помимо графического, словесное обозначение:

Логика деловая;
- логика отношений;
- этика эмоций;
- этика отношений;
- сенсорика волевая;
- сенсорика ощущений;
- интуиция возможностей;
- интуиция времени.

Все эти обозначения, конечно, условны. "Этика" вовсе не означает здесь науку о морали и нравственности, а способность улавливать (или выражать) эмоции. "Сенсорика" - это не только сфера ощущений, но и психическая способность, позволяющая осуществлять экспансию во внешнем мире. "Логика деловая" - сфера конструктивного, рационального действия. С логикой как с наукой она никак не связана. Но зато "логика отношений", безусловно, царствует в области научных теорий, всякого рода абстракций и обобщений. Что касается "интуиции", то это понятие, пожалуй, наиболее адекватно своему общеупотребимому смыслу.

Иногда в соционической терминологии используют цвет соответствующего символа и тогда говорят: "черная интуиция", "белая логика" и т. д.

Соответствующим образом мы будем обозначать и психический тип человека, у которого преобладает та или иная функция. Человека, обращенного преимущественно к миру материальных объектов , объективных идей , назовем логиком; того, кто выражает себя в чувствах , воспринимает чьи-то симпатии и антипатии , назовем этиком. Человека, ориентированного на окружающее пространство, на овладение им или на ощущения назовем сенсориком, а того, кто способен улавливать потенциальные возможности объекта или хорошо прогнозирует события , - интуитом.

Еще раз следует подчеркнуть: все вышеописанные функции, конечно, опираются на психические процессы (поэтому мы и будем в дальнейшем продолжать называть их психическими), однако они имеют в виду, собственно, образ действий, связанный с передачей и приемом информации.

Такая трактовка юнговских функций вносит существенные коррективы в систематику Юнга (соционики, которые еще плохо отдают себе в этом отчет, неизбежно приходят к теоретической путанице). Юнговские функции можно связывать с соционическими только по признаку их общей смысловой концепции, но не буквально. Именно в этом контексте мы их здесь и сравниваем, отдавая себе каждый раз отчет в том, что Юнг не помышлял ни о "волевой сенсорике", ни о "деловой логике", ни об "этике отношений". Более того, сам механизм интроверсии-экстраверсии понимается в соционике скорее информативно, нежели психологически, и с идеями К. Юнга далеко не во всём согласуется.

Знаковое описание функций

Анализ, проведенный Гуленко, позволяет выявить более "тонкую" структуру психических функций одного вида. Так, "черная этика" Гамлета несколько отличается от аналогичной функции Гюго. Это различие он выделил при помощи знаков + и - . Ниже приводится "расшифровка" этих отличий (какая функция за что "отвечает"):

1. "Черная" этика, этика эмоций :

(+) положительные эмоции - радость, веселье, эмоциональный подъем, воодушевление, смех, энтузиазм, оптимизм, хорошее настроение, переживание счастья; (на первом месте эта функция у Гюго)

(-) отрицательные эмоции - горе, печаль, грусть, эмоциональный спад, депрессия, плач, слезы, недовольство, пессимизм, плохое настроение, переживание несчастья. (на первом месте эта функция Гамлета)

2. "Белая" этика, этика отношении :

(+) хорошие отношения - любовь, дружба, симпатия, притяжение, теплота отношений, общительность, близкая психологическая дистанция, добро, жалость; (на первом месте эта функция у Достоевского)

(-) плохие отношения - ненависть, вражда, антипатия, отталкивание, отчужденность, необщительность, далекая психологическая дистанция, зло, безжалостность. (на первом месте эта функция у Драйзера)

3. "Черная" логика, деловая :

(+) польза, выгода, экономичность, технология, факты, приобретения, накопление, купля, сбережения, наведение порядка, практичность; (на первом месте эта функция у Штирлица)

(-) бесполезность, невыгодность, использование, применение, износ, расходы, траты, риск, эксперимент, продажа, торговля, действия в условиях хаоса, изобретательность. (на первом месте эта функция у Джека Лондона)

4. "Белая" логика, логика отношений :

(+) конкретика, подробность, детальная проработка, тщательность, строгость, место в иерархии, законы, постановления, инструкции, выбор лучшего варианта, логика организации, (на первом месте эта функция у Максима)

(-) абстрактность, всеобщность, универсальность, система, классификация, типология, общие закономерности, объективность, истина, справедливость, анализ, логика науки, критерии. (на первом месте эта функция у Робеспьера)

5. "Черная" интуиция, интуиция возможностей :

(+) перспективы, возможности, положительный потенциал, суть, сущность, принципы, новые идеи, выдвижение гипотез, теория, проницательность, интерес, оригинальность, необычность, фантастичность, вера; (на первом месте эта функция у Дон Кихота)

(-) бесперспективность, альтернатива, отрицательный потенциал, отсутствие сути, бессмысленность, парадокс, забытое старое, серость, заурядность, подавленные возможности, неверие, сенсация. (на первом месте эта функция у Гексли)

6. "Белая" интуиция, интуиция времени :

(+) будущее, изменение ситуации во времени, предсказание,-предвидение, постепенное развитие, эволюция, плановое восхождение, динамика перемен, временной поток, воображение, непротиворечивость, незаметные перемены - шаг за шагом, схождение, конвергенция; (на первом месте эта функция у Бальзака)

(-) прошлое, учет ошибок, избегание опасности, тревожность, смутное беспокойство, назревание кризиса, революция, скачок во времени, умение застраховаться от неприятностей, резкие сдвиги, противоречивость, момент решительных действий, расхождение, дивергенция. (на первом месте эта функция у Есенина)

7. "Черная" сенсорика, волевая :

(+) - удержание власти, неподчинение, защита, оборона, ответный удар, контратака, твердость, отстаивание своих интересов, волевое давление снизу вверх, сила воли, обладание; (на первом месте эта функция у Наполеона)

(-) захват власти, подчинение, нападение, агрессия, атака, инициатива, настойчивость, требовательность, волевое давление сверху вниз, утверждение своих интересов за счет других, свержение, слабость, безволие, овладение. (на первом месте эта функция у Жукова)

8. "Белая" сенсорика, сенсорика ощущении .

(+) приятные ощущения, комфорт, удобство, гармония, красота, привлекательность, отдых, здоровье, расслабленность, хорошее самочувствие, удовольствие, наслаждение, чувствительность; (на первом месте эта функция у Дюма)

(-) неприятные ощущения, дискомфорт, неудобство, дисгармония, безобразие, непривлекательность, усталость, напряжение, болезнь, плохое самочувствие, страдание, боль. (на первом месте эта функция Габена)

Модель А названа так по имени основательницы соционики Аушры Аугустинавичюте Чтобы представить полную модель каждого типа, достаточно определить, какие аспекты находятся на месте первых двух функций или в блоке ЭГО. Порядок расположение аспектов в Модели А определяется 4 дихотомиями – парами взаимоисключающих признаков: рациональность–иррациональность; экстраверсия–интроверсия; логика–этика; сенсорика–интуиция. У каждого человека доминирует один из признаков в каждой паре дихотомий. Выбрав из пар дихотомий по одному признаку, наиболее вам свойственному, вы сможете определить свой тип. Дихотомия "рациональность–иррациональность" определяет, какой признак будет первой функцией Модели А.

Блоки модели А

ЭГО. Сильные осознанные функции личности отражают главное в сущности типа. Они представляет собой зону уверенности. По этим функциям человек выбирает жизненные цели и средства к их достижению. По ним следует выбирать профессию.

СУПЕРЭГО. Слабые осознанные функции служат для адаптации человека в обществе. Здесь важны общественные нормы, ожидания социума. Человек никогда не уверен в содержании этих функций, как не уверен в своем соответствии требованиям общества.

СУПЕРИД. Слабые подсознательные функции податливы, управляются информацией, поступающей извне, легко поддаются суггестии, программированию. Информация по ним воспринимается некритично, с доверием, запоминается без анализа. Здесь человеку требуется помощь, но и учится он по этим функциям легко и эффективно. Человек с благодарностью воспринимает информацию и помощь по этим функциям. Хотите сделать подарок человеку - делайте его по пятой и шестой функциям.

ИД. Сильные подсознательные функции . Содержание этих функций человек редко обдумывает, творческой работы по ним практически не бывает, а решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений. Сила этих функций и скорость их включения определяют зону подсознательной уверенности человека. Эти функции чаще всего включаются в "пожарной" ситуации, где некогда размышлять, или в обычных бытовых ситуациях, когда привычная работа не требует "включения мозгов".

Ячейки модели А

1. Базовая , основа личности и интеллекта человека. Информацию по ней он воспринимает адекватно и может выступать в роли эксперта по вопросам, связанным с этой функцией.

2. Творческая . По ней человек быстро усваивает информацию и даже генерирует ее сам, часто выступает в роли критика.

3. Ролевая , адаптивная. Человек для адаптации в непривычных для себя условиях играет роль, старается блеснуть по этой функции.

4. Болевая точка , место наименьшего сопротивления, ТНС. Информацию по этой функции трудно воспринимать адекватно, работать по ней творчески, поэтому человека лучше не критиковать по вопросам, связанным с ней. Даже похвалу по болевой точке воспринимают с трудом. Здесь уместна аналогия с физической болью: больное место лучше не трогать никак - ни с целью погладить, ни с целью уколоть.

5. Суггестивная . "Входные ворота" для информации. Считается, что по ней мы получаем информацию из внешнего мира для того, чтобы в дальнейшем переработать ее в своем сознании с помощью других функций.

6. Референтная. Слабая функция, непригодная для творческой работы, однако обучение по ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя. Как зададут в разговоре, так и реагирует. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.

7. Ограничительная , рамочная. Это самая сильная функция у каждого человека. С ее помощью он может оградиться от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Но и ограничить человека можно вернее всего по его же седьмой функции: это обезоруживает, не оставляет средств.

8. Реализующаяся (без слов на деле), фоновая. Она включена в работу практически всегда, образует фон всей жизни человека. По ней не следует стремиться к творческой работе, зато это надежная опора для человека в любых ситуациях.