Болезни Военный билет Призыв

Сочинение «Импрессионизм в лирике А.А.Фета. Сочинение «Импрессионизм в поэзии Фета

Наш разговор об очень необычайном, солнечном, радостном искусстве, которое получило свое название импрессионизм, что в переводе с французского означает «впечатление», мы начали со стихотворения О. Мандельштама «Импрессионизм» потому, что произведения импрессионистов, будь то композиторы, живописцы, поэты, дарят нам ощущение радости жизни и единства человека со всем, что его окружает, – природой, городом, интерьером. Представители этого направления, писали о том, что видели, слышали, ощущали вокруг себя – сады, поля, улицы, их краски, звуки, запахи.

Авторы таких произведений пользовались чистым цветом, звуком, стараясь не смешивать их, не добавлять мрачных, черных тонов. Им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, тишину сада, шум города. Импрессионисты ценили очарование быстро проходящего момента жизни, его неповторимость и красоту.

Французский поэт Поль Верлен, обращаясь к художникам-импрессионистам, подчеркнул основную особенность в творчестве этих авторов: «Душа ваша – пейзаж». Представители разных видов искусства едины в своем восприятии пейзажа, прежде всего как отражения мира чувств и переживаний человека.

Такое изображение природы принято называть пейзажем настроения, для которого в литературе, живописи и музыке есть свои средства воплощения. Наша задача – научиться «читать историю души» поэта Афанасия Афанасьевича Фета через изображение природы, через язык образов, красок и звуков.

У А. А. Фета была необычная, сложная, во многом драматическая судьба. Древние говорили: поэтами рождаются. Фет действительно родился поэтом. «Замечательная художественная одарённость, - писал академик Д. Д. Благой, - составляла суть его сути, душу его души». Чувствительность, задушевность, утончённое восприятие всего происходящего вокруг в мире и в душе человека сделали Фета первым настоящим импрессионистом не только русской литературы, но и всего русского искусства. Стихи Фета несут в себе гармонию драматического бытия и рождённую этой гармонией волшебную музыку, удивительную внутреннюю мелодию.

П. И. Чайковский писал: “Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом”. “К чему искать сюжеты для стихов; сюжеты на каждом шагу, – брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты”, – говорил Фет Полонскому. А. Фет настойчиво подчеркивал, что в его стихах не надо искать “так называемого содержания”, что в них “тон” и “музыка” важнее, чем мысль, важнее чувство. “Скорбь никак не могла вдохновить нас”, – писал Фет. – Напротив жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя б на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии”. Каждое стихотворение Фета производит впечатление головокружительного полета с мельчайшими подробностями. Фет замечал: “Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик”. У Фета много случайностей, сиюминутных впечатлений.

Поэзия Фета - одна из вершин русской лирики. Сейчас в этом вряд ли возможны сомнения. Но современники Фета оценивали его поэзию далеко не так высоко, как мы. Только один из них сказал о творческой силе Фета проникновенные слова, которые, наверное, многим тогда показались странными. Эти слова принадлежат величайшему поэту эпохи - Некрасову. Вот что он писал:

«Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет. Из этого не следует, чтобы мы равняли г. Фета с Пушкиным; но мы положительно утверждаем, что г. Фет в доступной ему области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей, более обширной и многосторонней области».

У Фета было достаточно вкуса, чтобы не считать поэтичной и красивой свою жизнь, отданную погоне за богатством и удовлетворением тривиального честолюбия. Но не надо думать, что Фет когда-нибудь осуждал свою жизнь во имя высших идеалов или хотя бы признавал, что можно было прожить жизнь достойнее и красивее. Нет, свою жизнь он воспринимал как тоскливую и скучную, но считал, что такова жизнь вообще. И до знакомства с Шопенгауэром, и в особенности опираясь на его учение, Фет не уставал твердить, что жизнь вообще низменна, бессмысленна, скучна, что основное ее содержание - страдание, и есть только одна таинственная, непонятная в этом мире скорби и скуки сфера подлинной, чистой радости - сфера красоты, особый мир.

«Без чувства красоты, - формулирует Фет, - жизнь сводится на кормление гончих в душно-зловонной псарне». Поэзии, по Фету, нечем поживиться в «мире скуки и труда»; красоту надо искать не «в мраке жизни вседневной», не «средь жалких нужд земных».

Фет постоянно пропагандировал автономность искусства, его свободу от «будничной» логики. «Художественные истины, - писал он, - имеют весьма мало - чтобы не сказать, не имеют ничего - общего с другими истинами». Себя как поэта Фет в стихах и в прозе постоянно именовал «безумцем».

«Кто развернет мои стихи, увидит человека с помутившимися глазами, с безумными словами и пеной на устах бегущего по камням и терновникам в изорванном одеянии». Лирический экстаз, «поэтическое безумство» - это то, что Фет более всего ценил в лирике и по наличию и степени чего строго судил своих собратьев - поэтов, включавшихся критиками в «школу чистого искусства». «Мечты и сны» - вот, по Фету, основной источник его вдохновений.

Фантазии, грезы, «темный бред души» - вот что, по Фету, закрепляет и передает его поэзия.

Это - тонкая поэтическая характеристика художественных устремлений Фета. Однако сами стихи, в которых она дана, развивают мысль логично и на «бред неясный» они совсем не похожи. Да и в стихотворных декларациях Фета таким, как эта, противостоят другие, говорящие о красоте искусства как отражении красоты действительности.

Поэзия в понимании Фета непреднамеренна («. не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет. »), бездумна, связана со «снами», «неясным бредом» и, как музыка, навевает настроение звуком.

Впоследствии Фет писал: «Поэт - тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит». Фет в своей сфере - поэт редкой эмоциональности, силы заражающего чувства, при этом чувства светлого, жизнерадостного. Основное настроение поэзии Фета - настроение душевного подъема. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами - вот основное эмоциональное содержание поэзии Фета.

Основная тема ранних стихов Фета- наслаждение красотой, красоту же Фет видит прежде всего в простых явлениях природы.

В ранних стихах Фета тема часто вводится прямым выражением наслаждения, признанием доставляемой радости: «я люблю», «любо мне», «рад я», «мне приятно». Ср. начала стихотворений: «Люблю я приют ваш печальный. », «Я люблю многое, близкое сердцу. », «Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!. Опять и опять я люблю тебя. », «Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках. », «Рад я дождю. » и т. п. Эти признания обычно бесхитростны, почти наивны.

Радость доставляет и «месяца бледный восход», и «за лесом благовест дальний», и то, что «солнце встало», что «теплым ветром потянуло» или что «знойный воздух холодает». Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям, как воздух, мрак, цвет («устал и цвет небес»), а с другой стороны - в тех же целях выражения лирической эмоции - живое существо может быть превращено в часть, в орган очеловеченного поэтом единства.

О последнем двустишии Лев Толстой писал В. П. Боткину: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?». Надо полагать, что Лев Николаевич Толстой, одновременно "ворча", признал в Фете великого поэта. Он не ошибся. Объединяя и оживляя лирической эмоцией и предметы, и понятия.

Скрипке придан эпитет, выражающий впечатление от ее звуков. Характерные эпитеты Фета, такие как «мертвые грезы», «серебряные сны», «благовонные речи» и т. п. , не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное значение и приобретают широкое и зыбкое переносное значение, связанное с основным по эмоциональной ассоциации.

Такие эпитеты постоянно вызывали у современников Фета удивление и насмешки. В наши дни, после всего пути, пройденного русской поэзией со времени Фета, его словосочетания уже не кажутся «дерзкими», но еще в конце прошлого века литератор Ф. Ф. Фидлер, любитель и знаток русской поэзии, с удивлением отмечает на подаренной ему Фетом книге такие выражения, как «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «румяное сердце» (розы), - и на полях пишет: «Не понимаю».

Фет часто подчеркивает бессознательность описываемых состояний: «Думы ли реют тревожно-несвязные», «И в темноте тревожного сознанья», «Тканью непроглядною тянутся мечты». Бессознательностью характеризуются состояния экстатические, совпадающие с апогеем стихотворения.

Эти «не помню», «не знаю», «не пойму» постоянны в вершине лирического движения, на котором обычно заканчивается стихотворение. Характерны, как и для Жуковского, и постоянные «что-то», «как-то», «какое-то». «Где-то что-то веет, млеет», - пародировал Фета Тургенев.

Фет - без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под ветром, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанных жнивьях. И русская зима с бегом далеких саней на блестящем снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле.

Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета; тем не менее пейзаж в его поэзии появляется не сразу. В стихах 40-х годов образы природы общи, не детализированы даже в столь удачных стихотворениях, как «Чудная картина. », где образ светлой зимней ночи создается такими чертами, как «белая равнина, полная луна, свет небес высоких, и блестящий снег». Основное здесь - эмоциональная экспрессия, возбуждаемая природой; пристального «вглядывания» еще нет.

Лишь в 50-е годы любовь Фета к природе, знание ее, способность к конкретным и тонким наблюдениям в этой области вполне реализуются в поэзии. Увлечение Фета пейзажной поэзией начинается с 1853 г. Видимо, здесь сыграло роль сближение с писателями круга «Современника», в особенности с Тургеневым. Исследователь художественного мастерства Тургенева справедливо отмечает, что «у Тургенева нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще; его флора и фауна всегда конкретны и определенны». Фет переносит ту же особенность в поэзию. Явления природы у него описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и т. п. И каждая птица показана в ее своеобразии.

>

Здесь в поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса, и даже каково значение услышанных звуков. Ведь в другом стихотворении («Жду я, тревогой объят. ») в непроглядной тьме ночи коростель «хрипло подругу позвал».

Можно, конечно, сказать, что все это - естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней.

Но здесь дело не только в знании. Развитие вкуса к конкретности, связанное с движением по пути реализма, привело к тому, что в поэзии стали воплощаться знания, раньше не становившиеся ее достоянием.

Фет любит описывать точно определимое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в стихотворении «Весенний дождь»).

Прав С. Я. Маршак в своем восхищении «свежестью, непосредственностью и остротой фетовского восприятия природы», «чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки», «проникновенными пейзажами», - прав, когда он говорит о стихах Фета: «Его стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью». Но тут же Маршак замечает: «Природа у него - точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ. Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный».

Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму. Этот уклон впервые в русской поэзии определенно проявился у Фета. Импрессионизм, по словам П. В. Палиевского, основан «на принципе непосредственной фиксации художником своих субъективных наблюдений и впечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний». Признак этого стиля - «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах. ». Импрессионистический стиль давал возможность «„заострить" и умножить изобразительную силу слова».

Импрессионизм на той первой его стадии, к которой только и можно отнести творчество Фета, обогащал возможности и утончал приемы реалистического письма. Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет так и говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

Читателю ясно, что внешний мир изображается здесь в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей конкретности описания деталей природа все равно как бы растворяется у Фета в его лирическом чувстве. Природа у поэта очеловечена, как ни у одного его предшественника. Цветы у него улыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы ждут, ива "дружна с мучительными снами.

Попробуем открыть для себя черты импрессионизма в творчестве А. А. Фета.

В творчестве художников импрессионистов подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения. С помощью света и цвета они пытались запечатлеть мимолетность видения, мгновенные впечатления от ускользающего мира.

В этом стихотворении нет чёткой картины, так как использованы слова, которые обозначают некие отвлеченные понятия: шепот, дыханье, колыханье, тени, отблеск, свет. В этом и была задача автора: не нарисовать картину, а передать настроение, чувства влюбленных.

Стремление уловить постоянно меняющийся лик природы требовало от художников быстроты действий, поэтому они отбросили традиционное разграничение этюда, эскиза и картины, начиная и заканчивая работу прямо на вольном воздухе. Краски на холст наносились быстрыми мазками, художники не заботились о прорисовке деталей, а только об общем впечатлении. Клод Моне соорудил лодку-ателье, в которой работал, перемещаясь вверх и вниз по течению Сены, и наблюдал особенность и изменчивость речного пейзажа.

Картина мира, созданная в этом произведении, изменчивая и размытая, что достигается словами, несущими значение действия:прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось, убегает, погорев, разлетелись, вздохи. дыханье, теплится. Обилие безличных глаголов помогает увидеть, что мир затихает, успокаивается. Фет называет своё стихотворение «Вечер», потому что вечер – единственное время суток, когда мир находится словно в тумане, очертания не четки, это момент перехода от света к тьме.

Большое значение придавали импрессионисты работе над сериями, посвященными одной теме или одному предмету изображения. В творчестве Фета тоже есть серии. Это циклы стихов, посвященные временам года. “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Вечера и ночи”. “Море”. В них он с разных сторон описывает мир. Отдельные разнородные ощущения сливаются в один восторг, в одно биение трепещущего сердца.

Произведения импрессионистов отличает живая и подвижная композиция, не требующая строгого соблюдения законов линейной перспективы, в них нет традиционного стержня или центра композиции, схвачено мимолетное зрительское впечатление, словно увиденное в окно или “подсмотренное через замочную скважину”.

Лирический герой находится в центре этого мира, на лодке. Он видит вокруг себя озеро, тростник, лебедя, реку вдалеке. Но есть еще один мир, только он перевернут, отражается в воде. Здесь явно просматриваются композиционные оси картины: движение лебедя, лодки, реки, “опрокинутого леса”. Мир расколот надвое. И связывает его лирический герой и его ощущение этого мира, путь его лежит в глубь мира. Туда, где истинное постижение загадки мироздания. Меняется не только мир, меняется и время, и состояние лирического героя.

Импрессионисты использовали научные открытия, касающиеся разложения цвета. Соединение цветов. Соседствующие цвета влияют друг на друга. Красный – зеленый, синий – оранжевый, лиловый – желтый при соседстве друг друга усиливают, а при смешении обесцвечиваются. Цветные тени. Художники утверждали, что цвет тени зависит от окружающих цветов, а поэтому она также может переливаться тысячью оттенков. Тени передавали цветом, а не чернотой.

Вернемся к стихотворению “ Шепот, робкое дыханье” и определим в нём слова, несущие значение цвета: серебро белый, свет ночной голубоватый, тени цветные, пурпур красный, янтарь желтый, заря алая. Использование такой цветовой гаммы от холодной к теплой помогает передать не только изменчивость мира, но и чувств лирического героя.

Цвет для поэта – одно из главных средств создания настроения и способ передачи изменчивости мира.

Попробуем остановиться ещё на той черте поэзии Фета, которой сам он придавал такое основополагающее значение и которая тоже связана с установками импрессионистической поэтики. Мы имеем в виду «музыкальность» поэзии Фета. «Поэзия и музыка, - писал Фет, - не только родственны, но нераздельны. Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно - в сущности, музыкальные произведения - песни. Все эти гении глубокого ясновидения подступали к истине не со стороны науки, не со стороны анализа, а со стороны красоты, со стороны гармонии. Гармония также истина. Ища воссоздать гармоническую правду, душа художника сама приходит в соответственный музыкальный строй. Нет музыкального настроения - нет художественного произведения».

Для Фета в поэзии особую ценность имело все то, что близко средствам музыкального воздействия: ритм, подбор звуков, мелодия стиха, приемы «музыкальной» композиции и как бы аналогичное музыкальной мысли выдвижение эмоции, часто при некоторой смысловой неопределенности.

Действительно Фету было тесно в рамках поэзии, тогда он обращался за помощью к звуку, музыке. Поэт считал, что слово не может передать глубину чувств человека, и когда слово “немеет”, тогда приходит музыка.

Стихотворение «На заре ты её не буди» будучи положено на музыку А. Е. Варламова стало романсом, который быстро приобрёл широкую известность. Ап. Григорьев назвал его «песней, сделавшейся почти народной».

Все элементы композиции стихотворения, вся его образная структура, лексика, стилистические приёмы выразительности, ритмико-интонационный строй живо передают чувства поэта, вызванные красотой женской души. В стихотворении отсутствуют характер и судьба лирической героини. Поэту важно уловить состояние молодости, с её тайными желаниями, нетерпеливыми ожиданиями, смутными тревогами. И как всегда, стихия природы слита с душевными переживаниями.

Состояние восторженности и экстаза выражается языком метафор («утро дышит у ней на груди, ярко пышет на ямках ланит», «и горяч утомительный сон», «и, чернеясь, бегут на плеча косы лентой», «на ланитах так утро горит»). Трёхстопный анапест, которым написано стихотворение, при самом простом и естественном строе речи создаёт живой и оригинальный ритмический узор:

На заре ты её не буди

Рифма определяет мелодию стихотворения, устанавливается звуковая связь между несозвучными, разнонаправленными рифмами: не буди – спит – на груди – ланит. Такая рифма не затрудняет поэтическую мысль, но явно толкает её по её вольному пути. Трепетная изысканность стихотворения, встревоженность и настороженность ожидания, радостный мотив души звучит в анафоре двух первых строк «На зареНа заре», в богатстве и разнообразии звуковой палитры стиха: неударные о, звучащие скорее как а, всё же созвучны ударному о («сладко», «горяч», «утомительный», «сторон», «долго-долго», «горит»), но есть и чёткая звуковая гамма на а: «сладко», «на ямках ланит», «горяча». Стихотворение, благодаря такому ритмическому и звуковому рисунку, обретает приподнятую тональность, «заряжая» читателя необычайным лиризмом.

Тайна обаяния фетовского стиха – в его преимущественном лиризме. «Как беден наш язык!» - обыденная человеческая речь, хотя бы самая возвышенная и изощрённая. Но у поэта особенная сверхречь, проникающая внутрь и насыщенная тончайшими дыханиями жизни.

Сущность лиризма стихотворений А. А. Фета – в постоянном сознании быстролётности мгновения и наполняющего его чувства, в невозможности их схватить и удержать, в том, что только поэзия преодолевает эту невозможность.

Творческий путь Фета длился более полувека. Фет выпустил свой первый сборник в один год с Лермонтовым, а последний - в один год с первым сборником Бальмонта. Характеризовать такой длительный творческий путь, такое большое поэтическое наследие одной формулой - всегда, конечно, значит обойти какие-то стороны и подчеркнуть лишь главную тенденцию, основную линию. Поэзия Фета принадлежит в основном к мелодической линии, являясь как бы связующим звеном между поэзией Жуковского и Блока.

Для этой линии характерны известная степень лирической субъективности в подходе и к внешнему миру, и к душевной жизни, стремление прежде всего выразить настроение поэта, развитие ассоциативной семантики, деформация словесных значений с переносом смыслового центра на эмоциональные ореолы слова, исключительная роль ритмико-мелодической стихии.

Не решается однозначно вопрос об отношении поэзии Фета к двум основным направлениям русской литературы XIX в. - романтизму и реализму. Романтик по своим эстетическим взглядам и творческим установкам, Фет в то же время явственно перекликается в своем творчестве с корифеями русского реализма.

Художественные достижения Фета несомненно связаны с развитием реализма в русской литературе. Пейзажи Фета, соединяющие пристальную точность наблюдений с эмоциональной выразительностью, роднят Фета с Тургеневым. Передача тонких оттенков переживаний, фиксация беглых настроений сближают Фета и с Львом Толстым, с его «диалектикой души» (по выражению Чернышевского).

Анализируя это стихотворение, приходишь к подтверждению мысли А. В. Дружинина, который точно оценил сильные и слабые стороны лирики А. А. Фета: «Очевидно, не обилием внешнего интереса, не драматизмом описанных событий остановил внимание читателя Фет. Равным образом у Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления, ни особенной страсти в изложении. Поэзия его состоит из ряда картин природы, из антологических очерков, из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей. Стало быть, сердце читателя волнуетсяот уменья поэта ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолётным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия. Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин».

Смысл стихотворения очень прост, он определяется внешним сюжетом. Лирический герой, автор, «я» проводит ночь в лесу; холодно, путник развёл костёр и согрелся; сидя у костра, он размышляет о том, что завтра ему предстоит продолжить свой путь. Точно неизвестно, кто этот человек, оказавшийся в лесу. Может, он охотник, или, как сказали бы в наше время, турист. Определённой, твёрдой цели у него, кажется, нет. Ясно одно – ему предстоит ночевать в лесу. Судя по холодной ночи, время года, вероятно, осень. Воображение читателя имеет немалый простор – оно связано лишь с ситуацией: холодная ночь, костёр, одиночество, окружающий путника лес.

В стихотворении противопоставлены фантастика и реальность, поэтический вымысел и унылая проза реальности. Холодная ночь, скупой и ленивый утренний огонёк, «лениво и скупо мерцающий день», холодная зола, пень, чернеющий на поляне. Эта неуютная реальность преображается огнём пылающего костра. Стихотворение начинается яркой метафорой:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр и эта же строфа очень зримо, материально точно рисует фантастически преображённый мир, полный чудовищ, казалось бы, внушающих ужас, но в то же время не страшных, как в сказке:

Точно пьяных гигантов столпившихся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Строфы вторая и четвёртая содержат эпитет «холодный», относящийся в первом случае к ночи, во втором к золе. Обе эти строфы говорят о душевном состоянии героя, которого «до костей и до сердца прогрело» ночным костром и который видит в поэзии пламенеющего «ярким солнцем» костра избавление от холода, уныния, тоски, одиночества.

Явно ощущается в стихотворении ещё одно противопоставление – природы и человека. Человек остаётся один на один с холодной, тёмной, недружелюбной к нему, страшной природой. Он чувствует себя, наверно, как первобытный охотник, которого окружали враждебные силы, «точно пьяных гигантов столпившийся хор»; но, как и у того первобытного человека, у него есть один надёжный, верный друг – огонь, который согреет и тело и душу, разгонит страх, рождённый чудищами непонятого, таящего грозные опасности леса.

Всё стихотворение – не столько реальная картина, сколько развёрнутая метафора душевного состояния человека. Лес, ночь, день, зола, одинокий, как и сам путник, пень, костёр, туман – всё это звенья одной метафоры. Свет, рождённый костром, противопоставлен тьме, холодной ночи. «Холодная ночь» - это, может быть, и реальная осенняя ночь, и символическая – тоска и горечь одинокого человека, заблудившегося в мироздании. «До костей и до сердца» - может быть, человек так промёрз, что ему кажется, сердце у него застыло, а теперь согрелось близ костра. Но может быть, имеется в виду и метафора: отчаяние, тоска отступили от сердца, - тогда образ приобретает символические черты. «Что смущало» - может быть, ночные страхи, которые всегда окружают одинокого путника в ночном лесу и развеянные костром, но, может быть, смущает неопределённость, растерянность, потери и горечи человеческого бытия.

В рукописи во второй строфе вместо последнего стиха было: «Как звездящийся дым улетело». Но А. А. Фет заменил «звездящийся дым» на «искры в дыму», наверно, затем, чтобы дать простор для символического толкования этого образа. Тоска, уныние, одиночество, как искры, вспыхнули и растворились в дымной пелене. Образ пня тоже символичен. Это и реальный пень в лесу, но он, как и путник, один «прочернеет на поляне», не согреваясь у «холодной золы». И может быть, наступающий день, ленивый и скупой, «ничего не укажет в тумане», но «нахмурится ночь – разгорится костёр», и вновь путник ощутит тепло, одиночество растворится в дыму, и никакие страхи и сомнения в образе «пьяных гигантов» не смогут помешать человеку чувствовать себя счастливым.

В своей статье “Фет” Юлий Айхенвальд высказал интересные, на мой взгляд, мысли: “ поэт, отказавшийся от слова Поэт молчания, певец неслышимого, он потому и слова подбирает не очень тщательно, не очень разборчиво Фету чужды цельные и внятные предложения, ему дороже “шепот, шорох, трепет, лепет”; у него стихи движутся “воздушною стопою”; они чуть слышные, едва произнесенные; у него – звуки, самые тихие в нашей литературе, и вообще он – шёпот русской поэзии на его стихотворениях лежит как бы тонкая вуаль эти серебряные, серебристые, сквозистые стихи, или эти отдельные слова, которые ласкают душу веянием каких-то шёлковых опахал Фет вообще – певец чуть заметного Фет – чародей, музыкант Великий слушающий, все тайны мира подслушавший, и даже “трав неясный запах” Мира в конце концов нет Единственная реальность – душа. Душе снится вселенная. Вот, значит, оттуда вся эта воздушность Фета”.

Вопрос о ценности писателей прошлого решает время. При жизни мало читаемый и чтимый, Фет для нас - один из значительнейших русских лириков. Фет сравнивал себя с угасшими звездами (стихотворение «Угасшим звездам»), но угасло много других звезд, а звезда поэзии Фета разгорается все ярче.

Поэтическая позиция Афанасия Афанась-
евича Фета долгое время трактовалась непра-
вильно. Фета считали «жрецом чистого искус-
ства», однако, если обратиться к его творчест-
ву, даже программное фетовское заявление:
«…Не знаю сам, чтб буду петь - но только
песня знает» - может быть понято не как по-
этический «каприз», а как отзывчивость поэта
на изменения окружающего мира. Поэтичес-
кий инструмент очень чуток, любое колебание
в природе, изменение состояния души тут же
отзовется в стихах.
Фета-стихотворца ведет вперед впечат-
ление о мире вокруг него, это впечатление
живыми образами передается человеку, чи-
тающему его стихи. Основываясь на впечат-
лении, он создает целый яркий, сочный по-
этический мир. Искусство поэта обладает
волшебной силой, оно подчиняет человека,
ведет его среди житейских невзгод:
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.
О дитя! как легко средъ незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей…
{«Певице», 1857)
Назначение поэта - воплотить невопло-
щенное, быть соединительным звеном между
разрозненными частями мира и человечески-
ми душами:
Дать жизни вздох, дать сладость тайным
мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
(«Одним толчком согнать ладью
живую…», 1887)
Фет известен и как певец природы. Дей-
ствительно, природа в его стихах запечатле-
на тонко, поэт замечает малейшие перемены
в ней:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
(«Шепот, робкое дыханье…», 1850)
Фет выверяет свой стих, «строит» его, за-
ставляет звучать прекрасной музыкой.
Изменения «милого лица» и изменения
в природе - подобный параллелизм типичен
для фетовских стихов. Фет, увидев красоту
мира, пытается ее сохранить в своих стихах.
Думаю, что поэт вводит эту связь между
природой и любовью потому, что выразить
свои чувства и впечатления можно, только
говоря о прекрасном и вечном, а любовь и
природа - две самые прекрасные вещи на
земле, и нет ничего более вечного, чем при-
рода и любовь. Выражая свои впечатления,
он в несколько раз увеличивает остроту вос-
приятия, вводя эту связку.
Не только состояние природы отражается
на состоянии человеческой души. Природа и
люди - составные части единого мира, и че-
рез природу человек лучше понимает себя,
описывая ее, может полнее выразить собст-
венное психологическое состояние. Но приро-
да вечна, деревья «останутся холодной красой
пугать иные поколенья» («Сосны», 1854), а че-
ловек смертен, и все-таки он может учиться
у природы стойкости, надежде на лучшее:
Не верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(«Учись у них - у дуба,
у березы», 1883)
Сочетания нескольких важнейших моти-
вов фетовской лирики можно проследить по
такому стихотворению:
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот- же холод, что кругом.
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, -
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
(1862)
Картина природы (зима, серебряные змеи
поземки, мрачное небо) - это одновременно
как бы и картина человеческой души. Но при-
рода меняется, придет пора, когда снега рас-
тают, и, надеется лирический герой, «душа
опять помолодеет». А кроме того, искусство -
это и есть тот «родной край», где нет никаких
бурь, где «цветут весна и красота».
А. А. Фет был одним из родоначальников
русского импрессионизма, появившегося как
стиль в Европе в конце XIX века. Его произ-
ведения оказали влияние не только на рус-
скую, но и на мировую культуру. Влияние
Фета отчетливо видно, если рассмотреть твор-
чество поэтов и художников XX века. Из них
особо можно выделить Блока. Его поэзия очень
схожа с поэзией Фета. Мне особенно напоми-
нает Фета стихотворение Блока «Осенняя
воля», хотя оно больше связано с окружаю-
щей реальностью.

В творчестве А. А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 г. г.) – один из выдающихся лириков 19 века, представитель позднего русского романтизма. Творчество Фета принято относить к направлению романтиков. Как говорилось выше, в романтизме зачастую встречаются вкрапления и целые пласты импрессионизма; эта тенденция не обошла стороной и Афанасия Афанасьевича. Поэтическая позиция Фета долгое время трактовалась неправильно. Его считали «жрецом чистого искусства», но, однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: «Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает», -должно быть понято не как поэтический «каприз», а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Отношение публики к творчеству Фета было весьма неоднозначно, и, по большей части, творчество его в нелитературных, обывательских кругах осталось недооценённым. И это первый маленький пункт, роднящий его с французскими импрессионистами.

Распахни мне объятья твои,

Густолистый, развесистый лес!


Чтоб в лицо и в горячую грудь

Хлынул вздох твой студеной волной,

Чтоб и мне было сладко вздохнуть;

Дай устами и взором прильнуть

У корней мне к воде ключевой!

(«Солнце нижет лучами в отвес…», 1863) 11

Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета (1820, Новоселки Орловской губернии - 1892, Москва) долгое время трактовалась неправильно. Фета считали "жрецом чистого искусства", однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: "Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает", - может быть понято не как поэтический "каприз", а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета-стихотворца ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир вокруг читателя. Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведет его среди житейских невзгод: "Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль: В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви. О дитя! как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей". ("Певице", 1857) Назначение поэта - воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами: "Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!" ("Одним толчком согнать ладью живую...", 1887) Фет известен и как певец природы. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней: "Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, и заря, заря!.." ("Шепот, робкое дыханье...", 1850) Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения "милого лица" и изменения в природе - подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа - две самые прекрасные вещи на земле, и я не знаю ничего более вечного, чем природа и любовь. Выражая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку. Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья "останутся холодной красой пугать иные поколенья" ("Сосны", 1854), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее: "Не верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа". ("Учись у них - у дуба, у березы", 1883) Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению: "Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает: В ней тот же холод, что кругом. Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А вся надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста - И посвященным только зримо Цветет весна и красота". (1862) Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) - это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеется лирический герой, "душа опять помолодеет". А кроме того, искусство - это и есть тот "родной край", где нет никаких бурь, где "цветут весна и красота". А.А.Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников 20-го века. Из авторов начала двадцатого века можно выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Особенно у Блока мне напоминает Фета стихотворение "Осенняя воля", хотя в это произведение больше вклинивается окружающая реальность. До того, как в первый раз в двенадцать лет я прочитал Фета, я был на многих выставках картин, но раздел, отведенный для импрессионистов, я не понимал. Прочитав Фета, я смог осознать смысл этого направления, его идеи, задачи, что расширило мой кругозор и заставило изменить свои взгляды на некоторые вещи.

    В своих стихах А.Фет писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Красота,...

    Образ ночи в лирике А.А. Фета является зыбким, колеблющимся. Он легкой дымкой окутывает читателя и тут же куда-то исчезает. Для лирического героя А.А. Фета ночь - это прекрасное время суток, когда человек остается наедине с самим собой и своими мыслями....

    Дом Григорьевых стал местом сборища талантливой университетской молодежи. Здесь бывали студенты словесного и юридического факультетов Я. П. Полонский, С. М. Соловьев, сын декабриста Н. М. Орлов, П. М. Боклевский, Н. К. Калайдович. Вокруг А. Григорьева...

    Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел. Ф. И. Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет был...

Импрессионизм в поэзии А.Фета и живописи

Урок-вернисаж

Цели и задачи:

    ввести учащихся в сложный мир фетовской поэтики, показать особенности поэтического таланта А.Фета;

    выявить импрессионистские приемы, связанные с созданием поэтических образов;

    обучение анализу лирического произведения;

    развитие монологической и диалогической речи учащихся, их творческих способностей, внимания к слову, его выразительным возможностям;

    знакомство с импрессионизмом как художественным направлением, показ взаимодействия живописи и поэзии.

Оформление:

    выставка репродукций картин художников-импрессионистов (К.Моне, Ренуар, Грабарь, Коровин и др.), стихи А.Фета; презентация.

    грамзапись песни Р. Паулса «Вернисаж».

Задания к уроку:

    подготовить выразительное чтение стихотворений Фета о природе;

    проанализировать стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», опираясь на вопросы: В чем особенность синтаксического построения стихотворения? Статично или динамично оно по своему характеру? На чем сосредоточено внимание автора: на предметах внешнего мира или на чувствах и переживаниях, с ними связанными? О чем это стихотворение? Определите его тему.

    Индивидуальные задания – подготовить сообщения и мультимедийные презентации

1. возникновение импрессионизма в живописи и его особенности;

2. К.Коровин как представитель русского импрессионизма;

Ход урока:

Он в мире грезы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

Неуловимой красоты.

А.М.Жемчужников

Музыкальный эпиграф урока – песня «Вернисаж».

Наш вернисаж довольно необычен: на нем представлены не только произведения живописи, но и поэзии. А объединяет их особый взгляд на мир, субъективное восприятие действительности их авторами, основанное на мимолетных впечатлениях, мгновенных и случайных снимках памяти.

Обратимся к одному из экспонатов выставки. Это стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье…», опубликованное в 1850 году и позднее доработанное автором.

Чтение стихотворения наизусть.

Стихотворение в течение полутора столетий было предметом изучения, споров, вызывало самые противоречивые суждения и по сути стало своеобразной визитной карточкой Фета.

Попробуем и мы проникнуть в секрет этой очень оригинальной поэтической миниатюры.

Обучающая беседа с элементами анализа стихотворения.

Стихотворение с самого начала поражает своей необычностью.

В чем особенность синтаксического построения стихотворения?

Все 12 строк – одно сложное предложение, состоящее из 13 частей. Все части – назывные предложения, среди них есть и нераспространенные.

Статично или динамично стихотворение по своему характеру?

Основываясь на особенностях синтаксического построения стихотворения, многие исследователи считали, что оно статично.

Но так ли это? В чем проявляется динамика?

Смена картин, состояний, движение времени. Обычно движение обозначается глагол ами. Фет нетрадиционен. В стихотворении движение сосредоточено в существительных: шепот, дыхание, трели, колыханье, свет, тени – все это обозначения действий, меняющихся явлений, которые прямо говорят о движении стихотворения («ряд волшебных изменений милого лица»). И, наконец, последняя строка «И заря, заря!» не может быть воспринята иначе, как в движении просто потому, что солнце, поднимающееся над горизонтом, остановиться не может.

На чем сосредоточено внимание автора: на предметах внешнего мира или на чувствах и переживаниях, с ними связанными?

Несмотря на обилие названных предметов и явлений, стихотворение предметным не назовешь. Это и есть самое неожиданное и удивительное. Предметы у Фета как бы не предметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у читателя не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Главное смысловое поле стихотворения оказывается между словами, за словами.

О чем это стихотворение? Определите его тему.

За словами развивается и основная тема стихотворения – любовь. Само чувство даже не названо. Чувство тончайшее, словами не выразимое, невыразимо сильное. Так о любви до Фета не писал никто.

Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…», называют импрессионистской.

Обратимся к толковому словарю.

Импрессионизм (фр. впечатление) – направление в литературе и живописи, возникшее во второй половине 19 в. сначала во Франции, а затем и в других странах. Импрессионисты стремились передать непосредственное впечатление, мельчайшие оттенки личных переживаний, ощущений, настроений.

Импрессионизм как художественное направление возник и сформировался в живописи. Обратимся за помощью к нашим искусствоведам.

Сообщения учеников, представление презентаций:

1. Возникновение импрессионизма и его особенности;

2. К.Коровин как представитель русского импрессионизма.

Основные особенности восприятия и изображения окружающего мира, свойственные импрессионистам, названы. Более конкретно и полно они сформулированы на листках-информаторах.

Прослушав сообщения учеников, можем ли мы их чем-нибудь дополнить, обратившись к листкам-информаторам?

(Мазковая техника; разложение света на основные составляющие: красный, желтый, синий; слияние жанровой живописи с пейзажной.)

Применимы ли, на ваш взгляд, какие-то приемы живописного импрессионизма при создании лирического произведения и поэтических образов?

(По листку-информатору учащиеся называют некоторые из перечисленных особенностей импрессионизма, применение которых возможно в поэзии.)

Как и в живописи, импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предметы не столько изображаются, сколько фиксируются. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений (отсюда фрагментарность композиции), но эти же обрывки, взятые вместе, вместе воспринятые, образуют неожиданно цельную и психологически очень достоверную картину. Получается приблизительно так, как это описано у Л.Н.Толстого: «Смотришь, как человек будто бы без всякого разбора мажет красками, и никакого как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь – и в общем получается цельное впечатление».

Это сказано о произведении живописи, но это же можно отнести и к произведению поэтическому, созданному по законам импрессионизма. Конкретно это можно отнести и ко многим стихотворениям Фета.

Говоря об импрессионизме в поэзии Фета, в первую очередь имеют в виду его пейзажную лирику.

Выразительное чтение учениками стихотворений А.Фета («Ива», «В лунном сиянии», «Зреет рожь под жаркой нивой…», «Это утро, радость эта…», «Еще майская ночь»).

Пожалуй, одну из самых ярких импрессионистских картин, созданных Фетом, мы можем найти в стихотворении «Над озером лебедь в тростник протянул…».

Чтение стихотворения учителем с последующей обучающей беседой с элементами анализа стихотворения по вопросам листка-информатора.

В результате беседы должно быть выяснено следующее:

    В стихотворении нет последовательного полного описания окружающего мира. Он как бы дробится, распадается на мелкие фрагменты: озеро, лебедь, плывущий в тростник, прибрежный лес, вечер, река, наступающая ночь. Это мимолетные впечатления, выхваченные из окружающей действительности.

    Подвижность жизни природы находит отражение прежде всего в течении времени: в начале стихотворения это вечер («легли вечерние тени», «вечерний путь»), затем наступает ночь («уж начали звезды мелькать в небесах»). Движется лебедь; «блестя чешуей», быстро бежит река, «как змей золотой»; колышется пестрый флаг; сменяются чувства и ощущения лирического героя, т.е. создана динамичная картина.

    Состояние природы не всегда находится в гармонии с чувствами лирического героя, жизнью его сердца. Сначала – ощущение гармонии: наступает вечер, тишина, умиротворение, безмятежно и состояние героя («нас в лодке, как в люльке, несло»). Затем – диссонанс: с наступлением ночи приходит не сон, а взрыв чувств («не помню, как бросил весло», «не помню…, куда нас несло»).

    Интересна лексика цветообозначения в стихотворении: использовано только одно прилагательное – золотой, в других случаях употреблены существительные и даже глагол. Восприятие цветовой палитры рассчитано на наше ассоциативное воображение: озеро, небеса – голубой, синий цвет, тростник, лес – зеленый, лебедь – белый, река, «змей золотой», - золотой, желтый, краснея – красный.

    Самый интересный образ первой строфы – лес. Фет фиксирует его в неожиданном ракурсе: «опрокинулся лес». Мы видим не сам лес, а его отражение в озере, голубая гладь которого сравнивается с небесами.

    Стихотворение носит незаконченный характер. Незавершенность, открытость финала согласуется с эстетикой импрессионизма: предмет изображения – мгновение жизни, за которым последуют другие. Незавершенность, неясность характерны не только в передаче образов внешнего мира, но и в передаче чувств и ощущений.

А.Григорьев писал о стихах Фета: «Чувство в некоторых стихах Фета как будто не созревает до совершенной полноты и ясности – и явно сам поэт не хотел его довести до такого определенного, общедоступного состояния». Но именно в таком «колеблющемся» образе открылась, по мнению критика, какая-то «новая, неизведанная еще возможность раскрыть ту прихотливую логику человеческих ощущений, которая не может быть раскрыта никак иначе".

Сам Фет настойчиво подчеркивал еще одну особенность своего поэтического мира: в его стихах не надо искать «так называемого содержания», в них тон и музыка важнее, чем мысль. «Предметный» элемент лирического творчества (то, о чем пишет поэт) становится в этом случае лишь поводом для душевного переживания и приобретает характер случайный, «растрепанный», нелогичный.

Обратимся к еще одному экспонату нашей выставки:

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы проползли.

Предлагаю ученикам «расшифровать» поэтический образ «серебряные змеи».

Темные тропинки в белых сугробах? Санный след? Или, может быть, следы поземки, вихрящейся между сугробами? Рассуждение по этому поводу мы можем найти у Н.Асеева, поэта 20 века: «Серебряные змеи» казались В.Брюсову садовыми дорожками в глубоком снегу. Мне же представлялись они извивающимися лентами сухой снеговой пыли, поднятой поземкой».

Для Фета это, в сущности, неважно. «Серебряные змеи» – это вовсе не предмет поэтического изображения, это лишь отправная точка для выражения чувств, свидетельство душевного состояния. Эти знаки душевного состояния могут меняться, как меняется, «течет» человек, как развиваются его чувства. Поэтому в стихотворениях Фета так часты прямые перечисления деталей, меняющихся и исчезающих образов, объединенных целостностью поэтического порыва (как в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»).

Смена деталей закрепляет и смену настроений. В этом плане интересно стихотворение «На кресле, отвалясь, гляжу на потолок…».

Детали по видимости случайны, захвачены как бы врасплох внезапно возникшим чувством, но эти детали не заменишь никакими другими. Они заключают в себе предел того поэтического вдохновения, которое Пушкин назвал «расположением души к живейшему принятью впечатлений».

На протяжении всего творчества Фет ощущал невозможность чисто словесными средствами передать всю глубину и богатство своего, да и вообще человеческого внутреннего мира, его неуловимо-музыкальные чувства, впечатления, переживания.

Читаю стихотворение Фета «Как беден наш язык…», выдерживаю паузу, чтобы ученики имели возможность вдуматься в его содержание.

Каким-то трудно объяснимым образом Фет умел эту «бедность» преодолевать, выходя в своих стихах за границы поэзии, становясь поэтом-художником, поэтом-музыкантом, вызывая у читателей восторг, недоумение, упреки, непонимание.

Своеобразная полемика возникла между Фетом и Полонским в связи со стихотворением «Кукушка». Полонскому показался неудачным один из эпитетов.

Внимательно прочитаем это стихотворение и попытаемся определить, уместность употребления какого из эпитетов, на ваш взгляд, могла вызвать сомнение у Полонского?

Ученики высказывают свои предположения, обосновывают их. Вполне вероятно, что будет назван и отыскиваемый эпитет «золотое ку-ку».

Из письма Фету : «Хоть убей меня, не постигаю, как может быть «ку-ку» золотым?» Фет отвечал Полонскому : «И римляне, и русские все дорогое, светлое охотно называют золотым, и я мог бы, обнимая тебя,… воскликнуть: «золотой мой», вовсе не желая этим сказать, что ты через огонь вызолочен или с помощью гальванопластики». Полонский Фету: «Милый мой – дорогой, золотой Афанасий Афанасьевич! Что эпитет золотой мой можно применять к людям, которых любишь, это я доказал тебе началом моего письма. Можно даже сказать золотая собака – т.е. удивительно, как ищет дичь и по ночам на воров лает, - но едва ли можно сказать «золотая песнь» или «золотое ку-ка-ре-ку!».

В этом любопытном диалоге Полонский слишком прямолинеен, не желает считаться с полисемантизмом слова и многоплановостью образа, ассоциативностью восприятия, с тем, что составляет своеобразие Фета, который словом стремится выразить чувство и внушить это чувство другим. Выразительность образа «как золотое, - ку-ку» благодаря экспрессивному эпитету переходит в его впечатляемость. Скорее всего, эстетически чуткий Полонский в данном случае проявил нечуткость.

В заключение урока проведем небольшой эксперимент. Попробуйте догадаться, кому принадлежит стихотворение, которое я сейчас прочитаю. Обратите внимание на лексику, поэтические образы и манеру их создания.

Ночи текли – звезды трепетно в бездну

лучи свои сеяли…

Капали слезы, - рыдала любовь, и алел

Жаркий рассвет, и те грезы, что в сердце

мы тайно лелеяли,

Трель соловья разносила – и бурей шумел

Моря сердитого вал – думы зрели, и –

реяли

Серые чайки…

Скорее всего, ученики назовут имя Фета.

Прошу обосновать это предположение.

(Могут быть отмечены характерная для Фета лексика: ночь, трепетное сияние звезд, трель соловья, слезы; «дерзкие» образы: ночи текли, рыдала любовь, алел жаркий рассвет; отсутствие сюжета; импрессионистская манера изображения; фрагментарность.)

Все это, безусловно, присутствует в стихотворении. Но это не Фет. Может показаться странным и маловероятным, но его автор – Полонский. Это стихотворение он посвятил Фету в день его пятидесятилетия и написал его в художественной манере адресата, создав своеобразную стилизацию. Автору удалось в блистательной художественной форме выразить самую суть фетовской поэтики.

Поэзия Фета во многом предвосхитила художественные искания поэтов, вступивших в литературу на рубеже веков – 19 и 20 (В.Соловьева, В.Брюсова, А.Блока, А.Белого) – и в более позднее время (С.Есенина, Б.Пастернака, Н.Рубцова). Фет оказал воздействие на русскую поэзию своей первозданной свежестью картин, чувств, мыслей, своей стилевой системой, особым строем художественных средств и приемов, в том числе и импрессионистских.

Пророческими оказались слова Л.Н.Толстого, который в письме Фету от 27 января 1878 года заметил, что сияние от его стихов очень далекое.

Домашнее задание: на материале урока письменно сформулировать черты и приемы импрессионизма в лирике Фета. С этой точки зрения проанализировать одно из стихотворений о природе.

Листок-информатор

Художественные особенности импрессионизма:

    подвижность, изменчивость, мимолетность впечатлений;

    неуравновешенность, фрагментарность композиции;

    неожиданная точка зрения на мир, нетрадиционные ракурсы, срезы фигур;

    создание впечатления сверкающего солнечного дня;

    богатство красок в изображении природы;

    растворение объемных форм в вибрации света и воздуха, что придает изображению

неуловимый, таинственный, размытый характер;

    большая эмоциональность, субъективность изображения.

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в воде потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

И в воздухе чутком усталая грудь

Дышала отрадно. Легли

Вечерние тени. – Вечерний мой путь

Краснел меж деревьев вдали.

А мы, - мы на лодке сидели вдвоем,

Я смело налег на весло,

Ты молча покорным владела рулем,

Нас в лодке как в люльке несло.

И детская челн направляла рука

Туда, где блестя чешуей,

Вдоль сонного берега быстро река

Бежала как змей золотой.

Уж начали звезды мелькать в небесах…

Не помню, как бросил весло,

Не помню, что пестрый нашептывал флаг,

Куда нас потоком несло!

    Носит ли описание внешнего мира последовательный, целостный характер или это мимолетные впечатления, выхваченные из окружающей действительности волей автора?

    Назовите образы, связанные с вещным, предметным миром.

    Покажите подвижность, изменчивость в жизни природы. Всегда ли образ природы находится в гармоничном единстве с жизнью человеческого сердца или можно заметить диссонанс?

    Назовите лексику цветообозначения в стихотворении. Заметили ли вы игру света и тени? Если да, то какой колорит это придает изображению природы?

    Имеют ли образы природы, переживаний завершенность в развитии? Имеет ли законченный характер все стихотворение? Как это связано с эстетикой импрессионизма?

ФИО Чикрина Вера Александровна

Место работы, должность МОУ СОШ № 12 с углубленным изучением английского языка города Чистополя Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Почтовый адрес 422981 Татарстан, г. Чистополь, ул. Энгельса, д. 123, кв. 4

Электронный адрес vera - chikrina @ yandex . ru

Используемые УМК к сожалению, школы города, в том числе и та, где я работаю, не имеют широкого выбора учебных пособий. Учитель чаще вынужден ориентироваться на те, что имеются в наличии в школьной библиотеке. Для 5-9 классов это комплект под редакцией В.Я. Коровиной, в 10 классе использую учебник Лебедева, в 11 классе Чалмаева. В старших классах учебники используются мной эпизодически, т.к. не содержат необходимого материала. Очень часто готовлю сама раздаточный материал, листки-информаторы, карточки с заданиями, рекомендую ученикам книги и пособия, по которым можно подготовиться к уроку, даю индивидуальные задания.

Краткая характеристика педагогического опыта

Я выросла в учительской семье, но, поступая в университет на филологический факультет, о работе в школе всерьез не думала… И вот уже больше двадцати лет живу по школьному расписанию. Школа – источник моих радостей и огорчений, маленьких побед, вдохновения и желания трудиться. Я ощущаю свою востребованность коллегами, своими учениками, их родителями… По большому счету я занимаюсь любимым делом: вокруг меня удивительный мир литературы и культуры, который мне до сих пор интересен, научить понимать и любить который я пытаюсь своих учеников.

Уверена, что многим, как и мне, не дает покоя мысль о том, как успешно добиться передачи «всех начал нравственных и умственных от одного поколения последующему за ним поколению» (А.С. Хомяков), т.е. как сделать школу (не одну, не две, не десяток, а вообще – нашу отечественную школу) такой, какой она должна быть. Как добиться, чтобы предмет, который я не только в силу пристрастия считаю едва ли не самым важным, - литературу преподавать на должном уровне.

Разнообразные УМК, многочисленные методические разработки и рекомендации, Интернет дают богатый материал для размышлений, собственных поисков и находок, но в целом не решают проблему перехода школьного гуманитарного образования на качественно новый уровень.

Опыт показывает, что успешнее оказывается педагог, который в своей практике не ограничивается «стандартами», вариативно использует учебные программы и УМК, активно внедряет авторские разработки.

Отличительной чертой своего педагогического опыта я считаю широкую интеграцию учебных дисциплин в преподавании русского языка и литературы.

В первую очередь это сближение в школьном изучении русского языка и литературы, что призвано помочь учащимся осознать связь между языком и литературой, воспринимать художественное произведение как результат творческого использования языка, как искусство слова, как норму и образец владения языком.

Большие возможности для работы в этом направлении дают уроки словесности , помогающие прояснить саму сущность языка и литературы, их органическую связь. В течение нескольких лет практикую проведение таких уроков, начиная с 8 класса, наиболее активно использую их возможности при изучении курса литературы в 10 классе. Вот темы некоторых из них: «Особенности речевой организации художественного текста», «Экспрессивные возможности и роль имен собственных в тексте художественного произведения» (на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»), «Роль пейзажа и средства его создания в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание»

Анализ эпизода «Сон об убийстве лошади» и др.

Подобные уроки помогают осознать красоту языка, его неисчерпаемые возможности в выражении любой мысли, любого чувства, обогащают филологические знания учащихся, позволяют познать законы употребления различных стилей речи, активно использовать богатства и возможности языка в собственных высказываниях. Исхожу из того, что наряду с практической грамотностью в современной жизни необходима и речевая грамотность – умение связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме (на это ориентирует и задание части С новой формы итоговой аттестации – ЕГЭ).

Одновременно ребята приобретают литературные умения, учатся понимать смысл произведения через его язык. Читая художественное произведение, ученик осваивает авторскую мысль через словесную ткань, идя от слова, от словесной организации произведения к образу, композиции, сюжету, идее. Так формируется важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы. Такой подход открывает красоту художественного слова, помогает полюбить чтение.

Опыт работы в этом направлении был обобщен городским отделом образования в 2004 г. в брошюре «Уроки словесности», получившей рецензии доцентов кафедры преподавания русского языка и литературы при ИПКРО РТ г. Казань Г.Х. Ахбаровой и Т.О. Скиргайло. Неоднократно уроки словесности представлялись на городских и зональных семинарах учителей русского языка и литературы. Сопоставительный анализ текстов на лексическом и смысловом уровне лег в основу разработки урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и А. Григорьева», опубликованной в сборнике «Особенности преподавания русского языка и литературы в современной школе»: Материалы научно-практической конференции. – Москва-Казань: РИЦ «Школа», 2004.

В психологии различают три ступени понимания текста: первая – прочитал текст и не все в нем понял; вторая – прочитал текст и понял только то, что в нем есть; третья – прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет. Талантливый читатель всегда старается подняться на третью ступень понимания текста, т. е. читать не только текст, но и подтекст, «между строк». Такое прочтение оказывается возможным только в том случае, если произведение рассматривается в широком культурном и историческом контексте, поэтому оказывается весьма целесообразно и продуктивно привлечение истории, философии, краеведения, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, информатики, т.е. использование метапредметных связей.

Наиболее удачными и интересными в своей практике я считаю разработку и проведение именно таких уроков, надолго запоминаются они и ученикам, потому что актуализируют их знания, полученные на уроках по другим дисциплинам, расширяют кругозор, приобщают к культуре в широком смысле этого слова, неотъемлемой частью которой являются и язык, и литература.

Конкретная тема урока может включаться в единую большую тему, связанную с изучением культуры не только отечественной, но и мировой, например: урок внеклассного чтения в 7 классе «Образ Ивана Грозного в литературе и в живописи», уроки литературы в 9 классе «Классицизм в мировой культуре», в 10 классе «Импрессионизм в живописи и в поэзии А. Фета», в 11 классе «Интеллигенция и революция» и др.

Возможность использования на уроке мультимедийных технологий многое дает учителю и ученикам. Самостоятельно созданные презентации, слайдфильмы, найденный в Интернете интересный материал – все это обогащает урок, разнообразит формы его проведения, способствует формированию практических навыков у учащихся. Подготовленные учениками презентации по различным темам становятся учебными пособиями, которые могут использоваться и на других уроках.