Болезни Военный билет Призыв

Когда важнее руководствоваться чувствами а не разумом. Значение слова «разум. Библия: Тематический словарь

# ленивая мама

ДВА БЕСТСЕЛЛЕРА ПОД ОДНОЙ ОБЛОЖКОЙ

Иллюстрация на переплете Alexandra Dikaia

Во внутреннем оформлении использованы иллюстрации @katyazzzmama

«Ленивая мама»® является зарегистрированным товарным знаком. Все права на его использование принадлежат ООО «Издательство «Эксмо».

ИЗ ЭТОЙ КНИГИ ВЫ УЗНАЕТЕ:

✓ Как научить ребенка засыпать в своей кроватке, убирать игрушки и одеваться

✓ Когда стоит помочь ребенку, а когда лучше от этого воздержаться

✓ Как выключить в себе маму-перфекциониста и включить «ленивую маму»

✓ Чем опасна гиперопека и как этого избежать

✓ Что делать, если ребенок говорит: «Я не могу»

✓ Как заставить ребенка поверить в свои силы

✓ Что такое воспитание в стиле коучинг

✓ Откуда берутся умные дети

✓ Как помочь малышу заговорить

✓ Почему после трех совсем не поздно

✓ Зачем учить ребенка рисовать

✓ Нужно ли растить полиглота

✓ Как обедать с географией

✓ Может ли рассказ про одуванчик заложить основы системного мышления

НЕЗАМЕНИМЫЕ КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Школьники «ленивой мамы»

Уже в садике самое важное – это подготовка к школе, а в школе с первого класса говорят о ЕГЭ. Как будто все детство – это период, когда нужно готовиться к экзаменам. Книга педагога, психолога и автора серии книг-бестселлеров «Ленивая мама» Анны Быковой поможет вам пережить «школьные годы чудесные» без насилия, без комплекса родительской неполноценности и необходимости пить валерьянку.

Монтессори. 150 занятий с малышом дома

В книге Сильви Д’Эсклеб вы найдете 150 разнообразных упражнений по методике Монтессори. Каждое из них подробно описано и соответствует принципам уникальной системы, а также легко выполнимо – в качестве материалов можно использовать предметы домашнего обихода. Это уникальное пособие поможет вашему ребенку учиться новому и развиваться с удовольствием!

Здоровье ребенка: современный подход. Как научиться справляться с болезнями и собственной паникой

Книга детского педиатра Сергея Бутрия – настоящий путеводитель по здоровью ребёнка. В ней вы найдёте информацию из качественных международных источников, благодаря которой научитесь распознавать по симптомам частые заболевания и ориентироваться в оригинальных лекарствах. Но главное – вы перестанете поддаваться панике, так как получите карту, по которой сможете легко разобраться с любым диагнозом.

Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы

Система тайм-менеджмента, разработанная автором этой книги-тренинга, проста в применении и дает 100-процентный результат. Выполняя шаг за шагом задания, вы сможете навести порядок в своей жизни: правильно расставлять приоритеты, организовывать детей, находить время для себя и мужа и в итоге стать счастливой и организованной мамой, женой, хозяйкой.

Самостоятельный ребенок, или как стать «ленивой мамой»

Предисловие

Это книга о простых, но совсем неочевидных вещах.

Инфантильность молодых людей стала сегодня настоящей проблемой. У нынешних родителей энергии столько, что ее хватает, чтобы проживать жизнь еще и за своих детей, участвуя во всех их делах, принимая за них решения, планируя их жизнь, решая их проблемы. Вопрос, нужно ли это самим детям? И не является ли это бегством от своей жизни в жизнь ребенка?

Это книга о том, как вспомнить о себе, позволить себе быть не только родителем, найти ресурс для выхода за пределы этой жизненной роли. Книга о том, как избавиться от чувства тревожности и желания все контролировать. Как взрастить в себе готовность отпустить ребенка в самостоятельную жизнь.

Легкий ироничный слог и обилие примеров делают процесс чтения увлекательным. Это книга-рассказ, книга-размышление. Автор не указывает: «Делай так, так и вот так», а призывает задуматься, проводит аналогии, обращает внимание на разные обстоятельства и возможные исключения из правил. Думаю, книга может помочь людям, страдающим родительским перфекционизмом, избавиться от навязчивого и мучительного чувства вины, которое никак не способствует установлению гармоничных отношений с детьми.

Это умная и добрая книга про то, как стать хорошей мамой и научить ребенка быть в жизни самостоятельным.

Владимир Козлов, президент Международной академии психологических наук, доктор психологических наук, профессор

Введение

Статья «Почему я ленивая мама», напечатанная несколько лет назад, до сих пор кочует по Интернету. Она обошла все популярные родительские форумы и сообщества. У меня собралась даже группа ВКонтакте «Анна Быкова. Ленивая мама».

Тема воспитания в ребенке самостоятельности, которую я тогда затронула, очень бурно обсуждалась, и сейчас после публикации на каком-нибудь популярном ресурсе постоянно возникают споры, люди оставляют сотни и тысячи комментариев.

Я – ленивая мама. А еще эгоистичная и беспечная, как может показаться некоторым. Потому что хочу, чтобы мои дети были самостоятельными, инициативными и ответственными. А значит, надо предоставлять ребенку возможность проявить эти качества. И в этом случае моя лень выступает как естественный тормоз для излишней родительской активности. Той активности, которая проявляется в стремлении облегчить жизнь ребенка, делая все за него. Ленивую маму я противопоставляю гипермаме – то есть той, у которой все «гипер»: гиперактивность, гипертревога и гиперопека.

Почему я ленивая мама?

Я – ленивая мама

Работая в детском саду, я наблюдала немало примеров родительской гиперопеки. Особенно запомнился один трехлетний мальчик – Славик. Тревожные родители считали, что за столом он обязан съедать все. А то похудеет. Почему-то в их системе ценностей похудеть было очень страшно, хотя рост и пухлые щеки Славика не вызывали тревоги по поводу дефицита массы тела. Не знаю, как и чем его кормили дома, но в садик он пришел с явным нарушением аппетита. Выдрессированный жесткой родительской установкой «Съедать нужно все до конца!», он механически жевал и проглатывал то, что было положено на тарелку! Причем его надо было кормить, потому что «сам он есть еще не умеет» (!!!).

В свои три года Славик действительно не умел самостоятельно есть – не было у него такого опыта. И вот в первый день пребывания Славика в детском саду я кормлю его и наблюдаю полное отсутствие эмоций. Подношу ложку – он открывает рот, жует, глотает. Еще одна ложка – снова открывает рот, жует, глотает… Надо сказать, что повару в садике особенно не удавалась каша. Каша получалась «антигравитационная»: если перевернуть тарелку, то вопреки законам гравитации она так и оставалась в ней, прилипнув ко дну плотной массой. В тот день многие дети кашу есть отказались, и я их прекрасно понимаю. Славик съел почти все.

Спрашиваю:

– Тебе нравится каша?

Открывает рот, жует, глотает.

– Хочешь еще?

Многих современных родителей интересует, как воспитать самостоятельного ребенка. Семейный психолог Анна Быкова знает, как помочь родителям вырастить послушного и самостоятельного человека.

Книга Анны Быковой – «Ленивая мама»

Для того, чтобы требовать от ребенка самостоятельности, родителям тоже необходимо измениться. Ведь если вы продолжите чрезмерно опекать, подсказывать и помогать малышу, то он не научиться делать многие вещи самостоятельно. Да и зачем ему это нужно? Ведь мама всегда рядом и поможет правильно надеть ботинки, умыться, уберет игрушки и соберет портфель! Что бы ребенок вырос самостоятельным иногда нужно включать «ленивую маму». А советы Анны Быковой в этом помогут.

Из книги вы узнаете:

  • В каких моментах можно помочь ребенку, а в каких дать возможность самостоятельно справиться с ситуацией;
  • Как избежать гиперопеки;
  • Как помочь ребенку поверить в свои силы и возможности;
  • Когда включать «ленивую маму».

Воспитание ребенка необходимый процесс, от которого зависит будущее подрастающего человека. И именно родители дают основную часть навыков и качеств. Анна Быкова поможет воспитать самостоятельного человека.

Детская самостоятельность – это необходимость.

Об этом знают практически все родители, при этом частенько пренебрегают этим правилом. Почему? Мы взрослые часто спешим, не хватает времени, а иногда и терпения: «Ну что ты копошишься?! Давай я быстро тебя одену, обую, а то опаздываем!» Знакомо? И вот ребенок растет, возможно, он уже одевается сам, но за него решают родители задачку по математики, потому что давно пора уже ложиться спать. Готовят портфель на завтра и одежду, потому что обязательно он что-то забудет.

В результате такой «помощи» ребенок трудно адаптируется к школе, а еще трудней к изменяющимся ситуациям. Можно застраховаться заранее от таких нежелательных последствий? Конечно, если с раннего детства (1,5 – 3 года) следовать определенным правилам:

Даже если ребенок трудно справляется сам в какой-то ситуации, но имеет уже определенные навыки, спокойно даем ему время для решения своей задачи. Споткнулся и упал, реакция родителей, не - о, ужас! Какой плохой ковер, давай его побьем, а мудрая.

Давай, поднимайся малыш. Ты уже можешь сам.

Если вам не нравится, что делает ребенок, вместо поучительного «ну что ты натворил!» стоит вовлекаться в процесс и сменить деятельность ребенка незаметно, играючи.

Самостоятельность развивается, когда пробуждается интерес к окружающему миру методом «посмотри», «потрогай», «пощупай», «погладь».

И самый главный момент, научитесь доверять своему ребенку. С ранних лет даем установку: «Ты у меня молодец!», «Хорошо справляешься!», «Классно, оригинально у тебя получилось!»

Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет: понятно, в соответствии со своим возрастом.

Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.

В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам сделать себе завтрак и постирать свои вещи, в 8 лет самостоятельно может качественно делать свои уроки.

Первое и самое простое в воспитании самостоятельности - это не воспитывать несамостоятельность . Да, к сожалению, многие родители, и чаще мамы, делают это весьма настойчиво. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несамостоятельного поведения.

"Не ходи! Не бегай! Да кто тебя спрашивает, бестолочь! Тебе ничего нельзя доверить" - ну и что ждать после такого?

Если мама всего боится, ее ребенок самостоятельным не вырастет. И что делать? Признать, что мужское воспитание более продуктивно, перестать ему препятствовать и, напротив, поддерживать воспитательную активность мужа.

Рассказ участницы летних тренингов в Синтоне. Рядом с нами в палатке живет мальчик Данила, ему 6 лет, всегда живой, энергичный и самостоятельный. Я его спрашиваю: "- Слушай, Данила, а ты можешь дров нарубить? - Конечно, могу. - А сестру Настю накормить? - Я и так ее кормлю. - А палатку поставить? - И палатку поставить могу, мне папа уже доверял. - Данила, почему же ты все можешь? - Ну, я же мужчина!

Данила уверен в себе и самодостаточен. Спрашиваю маму, как она этого добилась? Она говорит: "Я отношусь уже не к проблемным родителям, но еще и не к продвинутым. Данилу воспитывает в первую очередь мой муж, за что ему большое уважение с моей стороны. Моя задача – не саботировать, просто идти за ним, не мешать". А что такого делает с ребенком муж? "Он делает две вещи, которые трудно делать мне: он не боится давать ребенку большую свободу и одновремено учит его беспрекословному послушанию. Я боюсь разрешать Даниле играть большим острым ножом или рубить дрова для костра, а Костя ему разрешает. С другой стороны, Данила меня слушает не всегда, а команды Кости он выполняет сразу, и это меня успокаивает".

Важный момент самостоятельности - привычка и способность принимать самостоятельные решения. Да, но вместе с этим родителям нужно, чтобы ребенок принимал нужные решения. Как это совместить?

Я росла самостоятельной. Сейчас понимаю, что самостоятельность, конечно, была подконтрольной. И тем не менее, меня с детства приучали все делать самой. А еще всегда давали выбор, создавая иллюзию того, что я сама принимаю решение. Да, выбор часто был безальтернативным и я, освоив это на уровне подсознания, сейчас пользуюсь таким выбором со своими детьми: «Катя, ты будешь рисовую кашу или гречневую?», «Катя, мы идем гулять в парк или в лес?», «Катя, ты пойдешь кататься на коньках или на лыжах?».

"Учить плавать, бросая ребенка в воду" - тактика ошибочная. Этапы становление навыка самостоятельности: 1. Ребенок участвует в деле, которое делают старшие, помогая им и под полным контролем старших. 2. Ребенок делает новое дело совместно с родителями. 3. Ребенок делает дело, родители ему помогают. 4. Ребенок делает все самостоятельно!

Важнейший вопрос - разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких - ставить его перед фактом необходимости самому решать свои проблемы?

Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.

Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:

  • Приучить детей к послушанию. Это звучит парадоксально, но это именно так: надежнее всего вы вырастите своего ребенка самостоятельным, если вначале приучите его вас слушаться. См.→
  • Увлекать самостоятельностью. Если перед глазами ребенка будут красивые и яркие примеры самостоятельных , успешных детей, ребенок захочет быть на них похожим.
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам. Отдайте ребенку на откуп какие-то области, в которых он может осваивать незнакомые непривычные для него действия. Как будем эти области намечать, например, для ребенка пяти лет? Записываете, что ваш ребенок должен уметь делать самостоятельно и хорошо в шесть лет. Например, накрывать на стол, содержать в порядке игрушки и так далее… Тем самым вы создаете ему возможность самостоятельно это делать изо дня в день и оттачивать умение до состояния, когда эту область новых для него действий ребенок сможет контролировать полностью сам.
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно просто приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы. В Африке дети пасут скот с 3 лет, как только научаются хорошо ходить. В деревне дети имеют взрослые обязанности лет с 5-7. "Какой тебе годик? - Седьмой миновал..." (Некрасов, Мужичок с ноготок).

Основные меры коррекции - лишение психологического инфантила привычных для него уютных удобств, помещение его в ситуацию реальных трудностей, выставление к нему все нарастающих требований. Прекратить (или последовательно уменьшать) денежное содержание, потребовать (обязать) учиться и работать, обслуживать себя (сходить в магазин, приготовить себе еду, прибирать за собой вещи). Заботиться о близких и родных. - Все это вещи предельно простые, житейские, но именно из этого и состоит взрослая жизнь и именно выполнение этих дел начинает превращать инфантила во взрослого человека.

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? См. →

Свободное воспитание и воспитание самостоятельности

Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности

Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. См.→

Освоение дома: план дел самостоятельному мужчине

Письмо молодому человеку, решившему начать учиться самостоятельной жизни: "Я шлю тебе план того, что тебе, по моему мнению, нужно выполнять каждый день. Ты можешь скорректировать его с учетом других своих обстоятельств. После этого твоя задача – каждый день выполнять все пункты. И каждый день в письменном виде подводить итоги: что сделал, что не сделал..." См.

Анна Быкова

Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой»

© Быкова А. А., текст, 2016

© ООО «Издательство «Э», 2016

Незаменимые книги для родителей

«Развивающие занятия «ленивой мамы»

Новый взгляд на проблему развития детей ‒ педагог и психолог Анна Быкова предлагает родителям опираться не на модные педагогические системы и продвинутые игрушки, а подключить свой личный опыт и творческую энергию. В этой книге вы найдёте конкретные примеры увлекательных занятий и научитесь интересно проводить время с детьми вне зависимости от вашего расписания или бюджета.

«Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы»

Система тайм-менеджмента, разработанная автором этой книги-тренинга, проста в применении и дает 100-процентный результат. Выполняя шаг за шагом задания, вы сможете навести порядок в своей жизни: правильно расставлять приоритеты, организовывать детей, находить время для себя и мужа и в итоге стать счастливой и организованной мамой, женой, хозяйкой.

«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»

Главная книга от Адель Фабер & Элейн Мазлиш ‒ экспертов № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет. КАК донести до ребенка свои мысли и чувства и КАК понять его? Эта книга – доступное руководство о том, КАК правильно общаться с детьми (от дошкольников до подростков). Никакой нудной теории! Только проверенные практические рекомендации и масса живых примеров на все случаи жизни.

«Ваш малыш от рождения до двух лет»

Свершилось! Наконец-то вы стали мамой очаровательного малыша! Авторитетные специалисты, родители восьмерых детей, Уильям и Марта Сирс помогут сориентироваться в это непростое время. Книга поможет совладать со страхами первых недель и научит, как организовать свою жизнь так, чтобы ребенку было комфортно, а вы занимались не только родительскими обязанностями, но и находили бы время для других дел.

Из этой книги вы узнаете:

Как научить ребенка засыпать в своей кроватке, убирать игрушки и одеваться

Когда стоит помочь ребенку, а когда лучше от этого воздержаться

Как выключить в себе маму-перфекциониста и включить «ленивую маму»

Чем опасна гиперопека и как этого избежать

Что делать, если ребенок говорит: «Я не могу»

Как заставить ребенка поверить в свои силы

Что такое воспитание в стиле коучинг

Предисловие

Это книга о простых, но совсем неочевидных вещах.

Инфантильность молодых людей стала сегодня настоящей проблемой. У нынешних родителей энергии столько, что ее хватает, чтобы проживать жизнь еще и за своих детей, участвуя во всех их делах, принимая за них решения, планируя их жизнь, решая их проблемы. Вопрос, нужно ли это самим детям? И не является ли это бегством от своей жизни в жизнь ребенка?

Это книга о том, как вспомнить о себе, позволить себе быть не только родителем, найти ресурс для выхода за пределы этой жизненной роли. Книга о том, как избавиться от чувства тревожности и желания все контролировать. Как взрастить в себе готовность отпустить ребенка в самостоятельную жизнь.

Легкий ироничный слог и обилие примеров делают процесс чтения увлекательным. Это книга-рассказ, книга-размышление. Автор не указывает: «Делай так, так и вот так», а призывает задуматься, проводит аналогии, обращает внимание на разные обстоятельства и возможные исключения из правил. Думаю, книга может помочь людям, страдающим родительским перфекционизмом, избавиться от навязчивого и мучительного чувства вины, которое никак не способствует установлению гармоничных отношений с детьми.

Это умная и добрая книга про то, как стать хорошей мамой и научить ребенка быть в жизни самостоятельным.

Владимир Козлов, президент Международной академии психологических наук, доктор психологических наук, профессор

Введение

Статья «Почему я ленивая мама», напечатанная несколько лет назад, до сих пор кочует по Интернету. Она обошла все популярные родительские форумы и сообщества. У меня собралась даже группа ВКонтакте «Анна Быкова. Ленивая мама».

Тема воспитания в ребенке самостоятельности, которую я тогда затронула, очень бурно обсуждалась, и сейчас после публикации на каком-нибудь популярном ресурсе постоянно возникают споры, люди оставляют сотни и тысячи комментариев.

Я – ленивая мама. А еще эгоистичная и беспечная, как может показаться некоторым. Потому что хочу, чтобы мои дети были самостоятельными, инициативными и ответственными. А значит, надо предоставлять ребенку возможность проявить эти качества. И в этом случае моя лень выступает как естественный тормоз для излишней родительской активности. Той активности, которая проявляется в стремлении облегчить жизнь ребенка, делая все за него. Ленивую маму я противопоставляю гипермаме – то есть той, у которой все «гипер»: гиперактивность, гипертревога и гиперопека.

Почему я ленивая мама?

Я – ленивая мама

Работая в детском саду, я наблюдала немало примеров родительской гиперопеки. Особенно запомнился один трехлетний мальчик – Славик. Тревожные родители считали, что за столом он обязан съедать все. А то похудеет. Почему-то в их системе ценностей похудеть было очень страшно, хотя рост и пухлые щеки Славика не вызывали тревоги по поводу дефицита массы тела. Не знаю, как и чем его кормили дома, но в садик он пришел с явным нарушением аппетита. Выдрессированный жесткой родительской установкой «Съедать нужно все до конца!», он механически жевал и проглатывал то, что было положено на тарелку! Причем его надо было кормить, потому что «сам он есть еще не умеет» (!!!).

В свои три года Славик действительно не умел самостоятельно есть – не было у него такого опыта. И вот в первый день пребывания Славика в детском саду я кормлю его и наблюдаю полное отсутствие эмоций. Подношу ложку – он открывает рот, жует, глотает. Еще одна ложка – снова открывает рот, жует, глотает… Надо сказать, что повару в садике особенно не удавалась каша. Каша получалась «антигравитационная»: если перевернуть тарелку, то вопреки законам гравитации она так и оставалась в ней, прилипнув ко дну плотной массой. В тот день многие дети кашу есть отказались, и я их прекрасно понимаю. Славик съел почти все.

Спрашиваю:

– Тебе нравится каша?

Открывает рот, жует, глотает.

– Хочешь еще? Подношу ложку.

Открывает рот, жует, глотает.

– Если не нравится – не ешь! – говорю я.

Глаза Славика округлились от удивления. Он не знал, что так можно. Что можно хотеть или не хотеть. Что можно самому принимать решение: доедать или оставить. Что можно сообщать о своих желаниях. И что можно ожидать: другие будут с твоими желаниями считаться.

Есть замечательный анекдот про родителей, которые лучше самого ребенка знают, что ему нужно.

– Петя, немедленно иди домой!

– Мам, я что, замерз?

– Нет, ты проголодался!