Болезни Военный билет Призыв

Сколько детей у гончаровой натальи. Жизнь после Пушкина: как сложилась судьба Натальи Гончаровой после гибели поэта. Дети Н. Н. Пушкиной-Ланской


Наталья Николаевна Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором Ланская (27 августа (8 сентября) 1812, поместье Кариан, Тамбовской губернии - 26 ноября 1863, Петербург) - супруга великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Наташа Гончарова родилась 27 августа 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из-за нашествия Наполеона. Она была шестым ребенком в семье Николая Афанасьевича Гончарова. Ее мать, Гончарова Наталья Ивановна, урожденная Загряжская, славилась в молодости исключительной красотой.

Мать считала, что младшенькую дочь неимоверно разбаловал свекор, Афанасий Николаевич, не дававший до шести лет увезти внучку из Полотняного завода (обширное родовое имение Гончаровых под Калугой) в Москву, на Большую Никитскую, где поселялась семья на зиму.

Наташа Гончарова воспитывалась у деда, на вольном воздухе огромного парка с 13 прудами и лебедиными парами, плавающими в них. Дедушка души в ней не чаявший, выписывал для нее игрушки и одежду из Парижа: доставлялись в имение тщательно упакованные коробки с атласными лентами, в которых лежали, закрыв глаза, фарфоровые куклы, похожие на сказочных принцесс, книжки, мячики, другие затейливые игрушки, дорогие платьица, даже маленькие детские шляпки для крохи- модницы по имени Таша.

Уже в восьмилетнем возрасте все обращали внимание на редкое, классически-античное совершенство черт ее лица и шутливо пугали маменьку - саму замечательно красивую женщину, - что дочь со временем затмит ее красоту и от женихов отбоя не будет! Суровая и решительная маменька в ответ поджимала губы и, качая головой, говорила: "Слишком уж тиха, ни одной провинности! В тихом омуте черти водятся!" И глаза ее сумрачно поблескивали...


Владимир Иванович Гау. Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной.

Детство Наташи было нелегким: отца терзала неизлечимая душевная болезнь – пристрастие к верховым прогулкам привело к трагическому падению с лошади: в результате ушиба головы Николай Афанасьевич Гончаров страдал помутнением рассудка, только в редкие моменты становился добрым, очаровательным, остроумным - таким, каким он был в молодости, до своей болезни. Мать, и до того не отличавшаяся ровным характером и мягким нравом, после несчастья, случившегося с мужем, стала истеричной и даже жестокой к детям. Сестры Гончаровы боялись матери и не решались вымолвить слова в ее присутствии, она же могла запросто отхлестать дочерей по щекам.


В. Гау. Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной, 1841 год.

Жизнь рядом со строгой, всегда напряженной матерью, больным отцом, Николаем Афанасьевичем, не шла на пользу Наталии Николаевне. Она была до болезненности молчалива и застенчива. Позже, когда она появилась в светских салонах Москвы и Петербурга, эту застенчивость и склонность к молчанию, неумению мгновенно включаться в светскую беседу, многие считали признаком небольшого ума.


В.Гау. Н. Н. Пушкина. 1842-1843 гг. Акварель. Всероссийский музей Пушкина.

Вот что вспоминает о юношеских годах Наталии Николаевны Гончаровой ее близкая знакомая и соседка по имению Надежда Еропкина: "Я хорошо знала Наташу Гончарову, но более дружна она была с сестрою моей, Дарьей Михайловной. Натали еще девочкой отличалась редкою красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда была окружена роем поклонников и воздыхателей. Место первой красавицы Москвы осталось за нею".


И. Макаров. Н. Н. Пушкина- Ланская. 1849г. Холст, масло.
Государственный музей Пушкина.

"Я всегда восхищалась ею, - продолжает далее Еропкина, - Воспитание в деревне, на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц... Но главную прелесть Натали составляло отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо!.. Наталия Николаевна явилась в семье удивительным самородком!" - отмечает в заключении Надежда Михайловна в своих воспоминаниях.


В. Гау. Н. Н. Пушкина. 1842 г. Акварель. Всероссийский музей Пушкина.

Этот самородок мгновенно поразил сердце и воображение знаменитого поэта, когда он увидел ее на балах танцмейстера Иогеля, в доме на Тверском бульваре, зимой 1828-1829 г.г. Наташе Гончаровой тогда едва минуло 16 лет. В белом платье, с золотым обручем на голове, во всем блеске своей царственной, гармоничной, одухотворенной красоты, она была представлена Александру Сергеевичу Пушкину, который "впервые в жизни был робок". Красоту ее Д. Ф. Фикельмон называла «поэтической», проникающей до самого сердца. Тонкий, «воздушный» портрет Н. Пушкиной работы А. П. Брюллова передает юную прелесть облика Натали.


А. Брюллов. Н.Н. Пушкина. Конец 1831 – начало 1832. Бумага. акварель.
Всероссийский музей Пушкина.

Влюбленный Пушкин не сразу отважился появиться в доме Гончаровых. Ввел поэта в их гостиную старый знакомый Федор Иванович Толстой, скоро ставший его сватом. Около двух лет тянулась мучительная для поэта история сватовства. Наталья Ивановна была наслышана о политической «неблагонадежности» Пушкина и вдобавок опасалась, что жених потребует приданого, которого просто не существовало.


Комаров Виктор Павлович. А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова. Знакомство.

Поэт изо всех сил старался устроить свои денежные дела, что в конечном итоге позволило обеспечить приданое невесты – дело в свадебной традиции в общем-то нечастое. «...став уже реальной тещей, – с иронией, но не без удовлетворения замечает пушкиновед, директор Института русской литературы (Пушкинского дома) Николай Скатов, – Наталья Ивановна своим зятем будет быстро и решительно укрощена». В начале апреля 1830 года согласие матери Гончаровой было завоевано.


Пушкин на балу в камер-юнкерском мундире. С картины Н. Ульянова.

Знавшая Гончаровых их современница Н. П. Озерова рассказывала: «...мать сильно противилась браку своей дочери, но... молодая девушка ее склонила. Она кажется очень увлеченной своим женихом». Это наблюдение подтверждается и письмом самой Наташи деду с просьбой о разрешении на брак с Пушкиным: «Любезный дедушка!.. Я с прискорбием узнала те худые мнения, которые Вам о нем внушают, и умоляю Вас по любви вашей ко мне не верить оным, потому что они суть не что иное, как лишь низкая клевета...»

На «мальчишнике», который устраивал Пушкин накануне свадьбы, он казался весьма мрачным. Все заметили это, и многие предрекали несчастливый брак. Но доподлинно известно пушкинское признание после помолвки: «Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – Боже мой – она... почти моя...»

18 февраля 1831 года Пушкин и Натали Гончарова наконец соединили свои руки и сердца в церкви у Никитских ворот. Во время обряда венчания Александр Сергеевич нечаянно задел за аналой, с которого упали крест и Евангелие. При обмене кольцами одно из них тоже упало, и вдобавок погасла свеча. Можно только догадываться о том, что пережил в эти неприятные мгновенья поэт, придававший столь большое значение всяческого рода приметам и «знакам судьбы».

И все-таки на какое-то время вся его жизнь озарилась счастьем. Продолжались, конечно, тревоги, неприятности, мучительные мысли о деньгах, которых постоянно не хватало, но надо всем теперь царило радостное и непривычное чувство. «Я женат – и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменялось, лучшего не дождусь», – писал поэт своему другу П. А. Плетневу через пять дней после свадьбы. «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом», – признавался он в письме к своей теще Н. И. Гончаровой уже в 1834 году. Исполнилось то, о чем он мечтал: «мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец» вошла в его дом...


Устинов Е.А. "Натали" 1988 г.

Пушкин хорошо понимал, что Наталье Николаевне всего двадцать лет, что она прекрасна, а кокетство и женское тщеславие так естественны для ее возраста. Приехав с мужем в Петербург, а затем в Царское Село через три месяца после свадьбы, Натали Пушкина почти сразу же стала «наиболее модной» женщиной высшего света, одной из первых красавиц Петербурга.


За шесть лет, которые супруги прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей. Но любовь к детям никак не заслоняла в ее душе стремления к светским успехам. По мнению родителей Пушкина, Натали испытывала большое удовольствие от возможности быть представленной ко двору в связи с назначением Александра Сергеевича камер-юнкером и танцевать на всех придворных балах. Она как бы вознаграждала себя за безрадостные детство и юность в угрюмом доме, между полубезумным отцом и страдавшей запоями матерью. Ей льстило, что красота ее произвела впечатление на самого царя.

Александр Сергеевич был весьма озадачен всем этим, так как ему «хотелось поберечь средства и уехать в деревню». Но... любовь Пушкина к жене «была безгранична, – вспоминала супруга одного из самых близких друзей поэта, Вера Александровна Нащокина, – Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда, даже мыслью, даже намеком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить ее... В последние годы клевета, стесненность в средствах и гнусные анонимные письма омрачали семейную жизнь поэта, однако мы в Москве видели его всегда неизменно веселым, как и в прежние годы, никогда не допускавшим никакой дурной мысли о своей жене. Он боготворил ее по-прежнему».


Устинов Е.А. "Пушкин и Натали".

В 1835 году Наталья Николаевна познакомилась с французским подданным Жоржем Дантесом и была вовлечена в интригу о её предполагаемой связи с ним, что впоследствии привело к дуэли между её мужем и бароном Дантесом 27 января 1837 года, на которой был смертельно ранен Пушкин. Уместность её поведения в этой ситуации была неоднократно обсуждаема; некоторые, включая Анну Ахматову и Марину Цветаеву, завуалированно или открыто возлагали ответственность за смерть Пушкина на неё, в предположении, что она не могла понять величие мужа и не интересовалась его искусством.

Наталья Николаевна считала кокетство занятием вполне невинным. На вопрос княгини В. Ф. Вяземской, чем может кончиться вся история с Дантесом, она ответила: «Мне с ним весело. Он мне просто нравится, будет то же, что было два года сряду». Широко известен тот факт, что даже император Николай Павлович однажды сделал Пушкиной отеческое внушение по поводу ее поведения. Это, как и все прочие увещевания, не дало никаких результатов.


Устинов Е.А. "Пушкин, Натали, Николай I".

Сети светских интриг... В них – из-за одного неверного шага – рискует запутаться даже и многоопытный царедворец. Что уж тогда говорить о мало искушенной в жизни Натали? «Слишком приметна была она, – отмечал пушкинист А. Ф. Онегин, – и как жена гениального поэта, и как одна из красивейших русских женщин. Малейшую оплошность, неверный шаг ее немедленно замечали, и восхищение сменялось завистливым осуждением, суровым и несправедливым».

Гибель мужа не просто повергла Наталью Николаевну в отчаяние – она ошеломила ее наивную душу своей полной неожиданностью. В близкой ей семье Карамзиных ее жалели, защищали от нападок и называли бедной жертвой собственного легкомыслия и людской злобы. Она же жаждала прочесть все, что касалось ее мужа, жаждала «говорить о нем, обвинять себя и плакать». Старшая дочь Карамзина, Софья Николаевна, увидев вдову поэта на второй день после смерти Пушкина, была поражена: взгляд ее блуждал, на нее нельзя было смотреть «без сердечной боли».

Через две недели после трагедии Наталья Николаевна с детьми и сестрой Александриной уехала в Полотняный Завод, к брату Дмитрию. Почти два года она прожила в деревне, как и просил ее поэт перед смертью: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека». К ней приезжали отец Пушкина, Нащокин, Жуковский. Потом она возвратилась в Петербург. Растила детей, занималась хозяйством. Ездила в Михайловское, поставила памятник на могиле Пушкина. Долго еще не выходила замуж. Практичность Натальи Николаевны отступала перед любовью к детям, с годами ставшей главным свойством ее характера. В годы вдовства у нее было три серьезных претендента на ее руку. Никто из них не соглашался жить под одной крышей с детьми Пушкина, поэтому все были отвергнуты Натальей Николаевной.

В 1844 году, через семь лет после смерти Александра Серегеевича, Наталья Николаевна приняла предложение генерала Петра Петровича Ланского, командира конногвардейского полка, и вышла за него замуж. Ей исполнилось тридцать два года, Ланскому – сорок пять. Прежде он женат не был. Детей Пушкина Петр Петрович принял как родных. В новой семье родилось еще три дочери: Александра, Елизавета и Софья. Наталья Николаевна никогда не забывала поэта, и к этому ее чувству Ланской относился с большим тактом и уважением.

<

«Тихая, затаенная грусть всегда витала над ней, – свидетельствовала ее дочь А. Арапова. – В зловещие январские дни она сказывалась нагляднее: она удалялась от всякого развлечения, и только в усугубленной молитве искала облегчения страдающей душе».

Осенью 1863 года в семье Александра Александровича Пушкина родился мальчик – тоже Александр. По просьбе сына Наталья Николаевна отправилась из Петербурга в Москву – на крестины внука. Она и раньше страдала легочным заболеванием, а тут еще простудилась. Возвратившись в Петербург, слегла с тяжелым воспалением легких и скончалась 26 ноября 1863-го.

Дети похоронили Наталью Николаевну на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Через пятнадцать лет рядом прибавилась могила Петра Петровича Ланского и строгое, черного мрамора надгробие; около него – небольшая дощечка с надписью о том, что в первом браке Наталья Николаевна Ланская была за поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.


Т.Нефф. Н.Н.Пушкина-Ланская. 1856г. Холст, масло.
Всероссийский музей Пушкина

Она прожила на этом свете 51 год и из них была всего шесть лет вместе с Пушкиным...

Как известно, за пределами России русское искусство ценятся только в виде двух явлений - русской иконописи и авангарда. Блистательной и плодотворной представительницей русского авангарда была Наталия Сергеевна Гончарова (1881- 1962), чью выставку сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее.

Наталья Гончарова. Костюм русской женщины, 1914, для оперы-балета «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. (-)

Наталия Гончарова - не только тезка жены Александра Пушкина, но и ее правнучатая племянница. Прадед художницы, Сергей Николаевич Гончаров, приходился родным братом Наталии Николаевне Гончаровой-Пушкиной. Детство Гончаровой прошло в Тульской губернии, где обширному разветвленному семейству Гончаровых принадлежали многочисленные имения и деревеньки. Доходы от них были весьма невелики. К концу XIX века Гончаровы являли собой типичный образец обедневшего, но славного дворянского рода, чей уклад жизни описан в русской классической литературе.


2.

Михаил Ларионов. Портрет Наталии Гончаровой. 1912. via . (-)
Картины и иллюстрации из этого поста не все есть на выставке в ГТГ: "(+)" означает, что данная вещь присутствует на выставке, а "(-)", что нет.

Некоторые современники отмечали в Гончаровой азиатские корни: Гийом Аполлинер увидел «калмыцкую кровь», а Цветаева заключила: «Гончарова - явная деревня и явный Восток, от которого у нее, кстати, и скулы». Марина Цветаева была соседкой художницы в Трехпрудном переулке в Москве и продолжала дружить с ней в конце 20-х годов в Париже. Цветаева написала про обеих знаменитых представительниц старинного дворянского рода эссе «Наталия Гончарова» .

3.


Попугаи. 1910. Холст, масло, ГТГ. (+)

В 1901-1909 годах Гончарова учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сначала изучала скульптуру, а затем живопись, посещает мастерскую Константина Коровина. В училище Наталия знакомится со своим будущим супругом Михаилом Ларионовым.

4.


Наталия Гончарова. Троица. Холст, масло, 1910 год. ГТГ. via (+)

До революции Гончарова неоднократно обвинялась в безнравственности и кощунстве. На одном из судебных процессов ее успешно защищал адвокат Михаил Ходасевич, брат поэта Владислава Ходасевича. Подробнее о том, что возмутило тогдашних блюстителей православной веры: ng.ru

5.


Золотой петушок. Эскиз декораций, 1914 (-). В 1914 году Гончарова по заказу Дягилева оформляет оперу-балет «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. , но картинка меньше.

Наталия Гончарова и Михаил Ларионов уехали из России еще до революции, приняв предложение Сергея Дягилева оформить некоторые спектакли его знаменитых «Русских сезонов».

6.


Городская площадь. Эскиз декорации для балета «Золотой петушок», 1937 / Natalia Goncharova. The City Square. Study for backdrop for the ballet Le Coq d"or (The Golden Cockerel), 1937. THE MUSEUM OF MODERN ART (-)

Гончарова и Ларионов оказались в Париже в рабочей командировке, превратившейся в вынужденную эмиграцию.

7-8.

Алексей Крученых, Велимир Хлебников. Игра в аду. Поэма. Москва, 1912. Рисунки Наталии Гончаровой. Литография. Все иллюстрации и текст поэмы: ruslit.traumlibrary.net . Тираж 300 экз. Есть книга в MoMA , там см. подробности об издании. (-)

Во Франции художники остались до конца жизни.

9.


Старец с семью звездами (Апокалипсис), 1910 год, ГТГ. (+)

Гончарова с Ларионовым покинули Россию в 1915 году, оставив на родине множество своих полотен. После революции, стараниями сокурсника Ларионова Николая Виноградова, произведения попали в Государственное хранилище картин.

10.

Наталия Гончарова. Дева на звере, 1911, Костромской историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник. Из цикла "Жатва". (+)

И лишь в конце 1920-х благодаря художнику Льву Жегину большая часть полотен, снятых с подрамников, была переправлена в Париж.

11.

Наталия Гончарова. Еврейская семья. 1912. (-)

По свидетельствам современников, Наталия Гончарова в эмиграции очень много трудилась. Она придерживалась жестких принципов: «Работы нельзя дарить, а только продавать. Если за плохую вещь заплачен рубль, ей дорожат больше, чем дареной хорошей...».

12.

Евангельские мотивы, 1912-1913. Эскиз табеля-календаря (?) для издательства «Альциона». Бумага, акварель. Дар в 1977 году Георгия Костаки , ГТГ. (+)

При жизни художницы была продана лишь малая часть ее работ. Гончарова с Ларионовым жили во Франции довольно скромно.

13.

Наталия Гончарова «Испанка», 1916 год. (-)

Работы художницы оценили лишь в XXI веке. В 2010 году картина «Испанка», написанная в 1916 году, была продана за 6,425 млн фунтов - картины Гончаровой на сегодняшний день стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории.

14.


Эскиз декораций, 1926. (-)

Первая театральная работа Гончаровой состоялась в 1909 году. Наталия Сергеевна выполнила эскизы декораций и костюмов к постановке «Свадьбы Зобеиды» Гуго фон Гофмансталя, осуществленной в частной студии Константина Крахта. Марина Цветаева пишет об этом спектакле: «Здесь Гончарова впервые опрокидывает перспективу, и, с ней, нашу точку зрения. Передние вещи меньше задних, дальние больше ближних».

15.


Наталия Гончарова. Подсолнухи. 1908-1909. (-)

Отец Наталии Гончаровой, известный архитектор Сергей Гончаров, защищал дочь от нападок критики. Так в 1909 году критики набросились на участников 2-й выставки «Салона Золотого Руна» с обвинениями в непрофессионализме. Сергей Гончаров выступил в газете с открытым письмом, где были такие строки: «Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа - духа творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем?»

16.

Ткачиха. Ткацкий станок и женщина, 1912-1913 / The weaver (loom+woman), 1912-1913. (-)

В 1914 году в Россию приезжает лидер итальянских футуристов Маринетти. Художники-авангардисты по-разному реагируют на это событие. Гончарова заявляет, что Маринетти и его футуризм уже не представляют для современного искусства никакого значения. Вместе с тем в том же году Гончарова снимается в фильме «Драма в кабаре футуристов № 13». Этот ныне утраченный фильм считается первым обращением кино к авангарду. Примечательно, что кадры с Гончаровой и Ларионовым сохранились.

17.

Натюрморт c окороком и уткой, 1912. Холст, масло. Государственный Русский музей. (+)

Со своим будущим мужем, художником Михаилом Ларионовым Гончарова познакомилась, когда ей было 19 лет. Даже после того как много лет спустя их брак распался они сохраняли тесные дружеские отношения.

18.

Наталия Гончарова. Херувим, 1915 (?1914). Эскиз костюма к неосуществленному балету Леонида Мясина «Литургия». (-)

Существует красивая легенда о том, что в 1908 году Гончарова путешествовала по Африке, посещала Бенин, побывала на Мадагаскаре с экспедицией Пенсильванского университета и даже руководила раскопками. Эту мистификацию придумал поэт Илья Зданевич, первый биограф Гончаровой, писавший о ней под псевдонимом Эли Эганбюри. На самом деле, Гончарова никогда не была в Африке.

19.

Наталия Гончарова. Серафим, 1915 (?1914). Эскиз костюма к балету Леонида Мясина «Литургия». (-)

Неуемность творческой фантазии и колоссальная работоспособность художницы подарили миру сотни ярких произведений. И даже тяжело больная 80-летнаяя Гончарова продолжала писать кистью, привязанной к искалеченной ревматизмом руке.

20.

Наталия Гончарова. Святой Андрей, 1915 (?1914). Эскиз костюма к неосуществленному балету Леонида Мясина «Литургия».

Двести лет назад родилась Наталья Гончарова - жена и муза Александра Сергеевича Пушкина.

Наталья Николаевна Гончарова (Пушкина‑Ланская) родилась 8 сентября (27 августа ст.ст.) 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из‑за нашествия Наполеона.

Наталья была шестым ребенком и младшей дочерью в семье Николая Афанасьевича Гончарова. Ее мать, Наталья Ивановна, урожденная Загряжская, в молодости славилась красотой, сама Наташа уже в восьмилетнем возрасте обращала на себя внимание благодаря классически‑античным чертам лица.

Наташа Гончарова воспитывалась у деда, Афанасия Николаевича, который до шести лет не давал увезти внучку из Полотняного Завода (родовое имение Гончаровых под Калугой) в Москву, на Большую Никитскую, где семья проводила зиму.

Отец Натальи Гончаровой увлекался верховой ездой. Во время одной из прогулок он упал с лошади и ушиб голову, в результате чего страдал помутнением рассудка. Мать была властной женщиной, до совершеннолетия сына самостоятельно управляла обширными имениями Гончаровых.

Наталья Гончарова получила прекрасное домашнее образование ‑ знала французский, немецкий и английский языки, грамматику, основы истории и географии, разбиралась в литературе. Кроме того, умела вязать и шить, танцевать, играть на фортепьяно и в шахматы, сидеть в седле, управлять лошадьми.

Знакомство Гончаровой с Александром Пушкиным состоялось в Москве зимой 1829 года на балу танцмейстера Иогеля в доме на Тверском бульваре. Наталья Гончарова считалась первой красавицей Москвы.

В апреле 1829 года он просил её руки. Ответ матери Гончаровой был неопределённым - она была наслышана о политической "неблагонадежности" Пушкина, а также считала, что 16‑летняя на тот момент дочь слишком молода для брака, но окончательного отказа не было.

В апреле 1830 года Пушкин вновь сделал Наталье Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень".

В 1831 году в Москве в Храме Вознесения Александр Пушкин и Наталья Гончарова обвенчались.

Приехав с мужем в Петербург, а затем в Царское Село через три месяца после свадьбы, Наталья произвела впечатление в светском обществе Петербурга и блистала на балах.

За шесть лет, которые супруги прожили вместе, Наталья родила четверых детей: Марию, Александра, Григория и Наталью.

Зимой 1836 года в высшем обществе Петербурга пошли слухи о жене Пушкина, ее имя связывали с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, ухаживавшего за Натальей.

Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля (27 января по ст.ст.) 1837 года на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался .

Через две недели после гибели Пушкина Наталья с детьми и сестрой Александриной уехала в Полотняный Завод. Почти два года она прожила в деревне, затем возвратилась в Петербург, где растила детей и занималась хозяйством. Ездила в Михайловское, поставила памятник на могиле Пушкина.

В 1844 году, через семь лет после смерти Пушкина, Наталья приняла предложение генерала Петра Ланского, командира конногвардейского полка, и вышла за него замуж. Ей исполнилось 32 года, Ланскому было 45. До этого он не был женат.

В новой семье родились еще три дочери: Александра, Елизавета и Софья.

Осенью 1863 года Наталья простудилась, затем заболела воспалением легких и скончалась 8 декабря (26 ноября по ст.ст.) 1863 года .

Похоронена на Лазаревском кладбище Александро‑Невской лавры.

Петр Ланской скончался через 15 лет, и был похоронен рядом с женой. Около могилы была установлена небольшая доска с надписью о том, что в первом браке Наталья Ланская была замужем за поэтом Александром Пушкиным.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Наталья Николаевна Гончарова была одной из красивейших женщин Петербурга. Даже сам император Николай I, по слухам, был в нее влюблен. Жена Пушкина Наталья Гончарова, краткая биография будет представлена в этой статье.

Александр Сергеевич славился своими любовными похождениями. Отличаясь темпераментным характером, он был очень любвеобилен и не упускал ни единой возможности приударить за очередной красавицей.

Но, несмотря на внушительный донжуанский список, поэт был женат только на одной женщине – на Наталье Гончаровой. Знакомство поэта с будущей женой произошло в Москве в 1828 году. Предложение он сделал спустя год знакомства. Мать Гончаровой долгое время так и не давала согласия. Но и окончательного отказа он тоже не получал.

В 30-х года 19 века 6 апреля он все-таки получил позволение на брак. Бракосочетание Натальи Николаевны и Александра Сергеевича состоялось 18 февраля 1831 года .


27 августа 1812 года в поместье Кариан на свет появилась Наталья Гончарова, будущая супруга гениального русского поэта Пушкина Александра Сергеевича. Первые годы своей жизни она росла там. После семья жила в поместьях Ярополец и Полотняный завод, которые также принадлежали ее семейству. А потом они переехали жить в Петербург, юношеские годы она провела там.

Вместе со всеми своими сестрами, у девушки было прекрасное образование на дому. Изучала мировую историю и литературу, изучала несколько иностранных языков – французский, немецкий и английский. А также прекрасно играла на фортепьяно, владела искусством танца и могла управлять лошадьми. Кроме всего этого, прекрасно владела шитьем и вязанием. А также разбиралась в ведение домашнего хозяйства.

Мать Натали была очень властной женщиной. Обширные владения семейства, которыми она управляла в одиночку, только усугубляли это качество. Когда она ругала дочь, то девочке ничего не оставалось, как забиться в угол и ждать, когда буря утихнет. Плакать она не могла, ведь за слезами бы последовало еще более суровое наказание. Тяжелый характер матери негативно влиял на девочку. Вследствие этого, Таша, как называли ее домочадцы, выросла молчаливой и стеснительной . Благодаря этим качествам, в светском обществе Таша прослыла особой недалекого ума.

Негативно влияла на девушку и болезнь отца. Он был страстным поклонником верховой езды. В одну из таких поездок он упал с седла и повредил голову. Всю жизнь он страдал расстройством сознания. Только изредка любимый отец становился таким же бодрым и остроумным, каким он был всегда до несчастного случая.

С ранних лет, отличалась необычайной красотой жена Пушкина Наталья Гончарова. Краткая биография ее ведает нам о том, что девочку достаточно рано начали выводить в свет. Где она сразу же обзавелась толпой поклонников и воздыхателей. Этим она обязана своей матери, поскольку в годы своей молодости она была одной из красивейших женщин.

На одном из таких балов у танцмейстера Иогеля впервые юная Таша была представлена Пушкину. Он сразу же был очарован красотой 16-летней Натали.

Девушка предстала перед ним в белом платье, волосы ее были украшены золотым обручем. Она была настолько прекрасна и царственна, что впервые в жизни он был так робок и застенчив.

Всем известна драматическая история о любовном треугольнике между Пушкиным, его женой и очаровательным французом Дантесом. Дантес влюбляется в жену поэта и начинает открыто за ней ухаживать. Изнемогая от ревности, на дуэль, где его смертельно ранили в правую часть живота. Рана была не опасной, но из-за низкого развития медицины в то время врачам не удалось его спасти.

Спустя семь лет вдовства, Гончарова вновь вышла замуж. Со вторым мужем она прожила до своей смерти. В последние годы жизни она часто болела и ездила заграницу на лечение. Также совсем перестала появляться на светских вечерах. Умерла она в возрасте 51 года от болезни легких. Ее любимый муж пережил ее на 14 лет.

Жена Пушкина Наталья Гончарова, краткая биография которой рассказывает о том, что, несмотря на удивительную красоту, ее жизнь не была легкой и безоблачной.

Не взирая на преклонный возраст, Наталья Николаевна сохранила необычайную красоту и природную естественность. На представленном фото, она сидит с задумчивым выражением лица.

Портрет Натальи Гончаровой жены Пушкина. Именно так выглядела Натали, когда встретила своего будущего супруга и очаровала его. Этот портрет является самым знаменитым изображением жены Пушкина.


Последние стихи, написанные величайшим поэтом, были посвящены в основном его жене. Нередко в письмах, которые он писал для нее, поэт восхвалял Наталью, восхищался ее красотой. В письмах, посвященных Гончаровой-Пушкиной, он не раз писал, что кроме нее, нет в его жизни больше утешенья.


За кого вышла замуж жена Пушкина после его смерти

После ранения на дуэли с Дантесом, спустя несколько дней Пушкин умирает. Овдовевшая Наталья повторно выходит замуж только через семь лет. Избранником вдовы стал генерал-лейтенант Петр Петрович Ланской. Прожили они в браке до самой смерти Ланской, долгие 19 лет.

Став вдовой, она уехала в родовое поместье к брату. Прожив там два года затворницей, она снова вернулась в Северную столицу. И как в поместье, несколько лет она вела уединенные образ жизни. Только спустя 4 года она вновь стала появляться на балах.

В 1944 году, брат Гочаровой знакомит ее со своим сослуживцем Петром Ланским. Убежденный 45-летный холостяк не мог ни обратить внимание на изящество молодой вдовы.

За период их знакомства, он успел полюбить ее детей и стал относиться к ним как к родным. Предложение он сделал через полгода после знакомства.

Бракосочетание состоялось 16 июля в Стрельном. Для получения позволения на свадьбу, Ланской передал свое предложение главнокомандующему гвардейского корпуса, чтобы он передал его императору Николаю I. Император настаивал на роли посаженного отца невесты, но та в свою очередь отказалась от предложения. Она хотела скромную свадьбу в кругу только близких друзей и родственников.

Петр очень любил детей жены от первого брака и считал их родными. Он также стал их опекуном.

Наталья Николаевна родила Петру Петровичу троих детей. Всем своим детям, как родным, так и приемным, он дал прекрасное образование.

Вы прочитали статью жена Пушкина Наталья Гончарова, краткая биография её не оставила вас равнодушными? Оставьте свое мнение или отзыв для всех на форуме.

Двести лет назад родилась Наталья Гончарова - жена и муза Александра Сергеевича Пушкина.

Наталья Николаевна Гончарова (Пушкина‑Ланская) родилась 8 сентября (27 августа ст.ст.) 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из‑за нашествия Наполеона.

Наталья была шестым ребенком и младшей дочерью в семье Николая Афанасьевича Гончарова. Ее мать, Наталья Ивановна, урожденная Загряжская, в молодости славилась красотой, сама Наташа уже в восьмилетнем возрасте обращала на себя внимание благодаря классически‑античным чертам лица.

Наташа Гончарова воспитывалась у деда, Афанасия Николаевича, который до шести лет не давал увезти внучку из Полотняного Завода (родовое имение Гончаровых под Калугой) в Москву, на Большую Никитскую, где семья проводила зиму.

Отец Натальи Гончаровой увлекался верховой ездой. Во время одной из прогулок он упал с лошади и ушиб голову, в результате чего страдал помутнением рассудка. Мать была властной женщиной, до совершеннолетия сына самостоятельно управляла обширными имениями Гончаровых.

Наталья Гончарова получила прекрасное домашнее образование ‑ знала французский, немецкий и английский языки, грамматику, основы истории и географии, разбиралась в литературе. Кроме того, умела вязать и шить, танцевать, играть на фортепьяно и в шахматы, сидеть в седле, управлять лошадьми.

Знакомство Гончаровой с Александром Пушкиным состоялось в Москве зимой 1829 года на балу танцмейстера Иогеля в доме на Тверском бульваре. Наталья Гончарова считалась первой красавицей Москвы.

В апреле 1829 года он просил её руки. Ответ матери Гончаровой был неопределённым - она была наслышана о политической "неблагонадежности" Пушкина, а также считала, что 16‑летняя на тот момент дочь слишком молода для брака, но окончательного отказа не было.

В апреле 1830 года Пушкин вновь сделал Наталье Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень".

В 1831 году в Москве в Храме Вознесения Александр Пушкин и Наталья Гончарова обвенчались.

Приехав с мужем в Петербург, а затем в Царское Село через три месяца после свадьбы, Наталья произвела впечатление в светском обществе Петербурга и блистала на балах.

За шесть лет, которые супруги прожили вместе, Наталья родила четверых детей: Марию, Александра, Григория и Наталью.

Зимой 1836 года в высшем обществе Петербурга пошли слухи о жене Пушкина, ее имя связывали с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, ухаживавшего за Натальей.

Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля (27 января по ст.ст.) 1837 года на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался .

Через две недели после гибели Пушкина Наталья с детьми и сестрой Александриной уехала в Полотняный Завод. Почти два года она прожила в деревне, затем возвратилась в Петербург, где растила детей и занималась хозяйством. Ездила в Михайловское, поставила памятник на могиле Пушкина.

В 1844 году, через семь лет после смерти Пушкина, Наталья приняла предложение генерала Петра Ланского, командира конногвардейского полка, и вышла за него замуж. Ей исполнилось 32 года, Ланскому было 45. До этого он не был женат.

В новой семье родились еще три дочери: Александра, Елизавета и Софья.

Осенью 1863 года Наталья простудилась, затем заболела воспалением легких и скончалась 8 декабря (26 ноября по ст.ст.) 1863 года .

Похоронена на Лазаревском кладбище Александро‑Невской лавры.

Петр Ланской скончался через 15 лет, и был похоронен рядом с женой. Около могилы была установлена небольшая доска с надписью о том, что в первом браке Наталья Ланская была замужем за поэтом Александром Пушкиным.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников