Болезни Военный билет Призыв

Брюсов валерий яковлевич биография. Валерий брюсов, краткая биография. Детство и юношеские годы

Брюсов Валерий Яковлевич – известный русский поэт, один из основателей русского символизма, прозаик, драматург, литературовед, критик, переводчик. Московская купеческая семья, в которой он появился на свет 13 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1873 г., не уделяла большого внимания воспитанию сына. Чаще всего Валерий был предоставлен сам себе, поэтому имел возможность читать все, что оказывалась под рукой, начиная научными статьями и заканчивая бульварными романами. Первое стихотворение было написано им в 8-летнем возрасте, а первая публикация Брюсова состоялась в журнале для детей «Задушевное слово», когда мальчику было 11 лет. Не особенно занимаясь сыном, родители все же обеспечили ему хорошее образование. С 1885 по 1893 гг. он проходил обучение в двух частных гимназиях. Будучи 13-летним подростком, Брюсов уже осознавал, что его жизненное призвание связано с поэзией.

В начале 90-х гг. Брюсов всерьез увлекся французскими символистами, которые, по его собственному признанию, открыли новый мир, сподвигли на творчество другого образца. В написанном в 1893 г. письме Верлену молодой Брюсов позиционирует себя как основоположника нового литературного течения в России, называет в качестве своей миссии его распространение. В период с 1893 по 1899 гг. он был студентом историко-филологического факультета Московского университета. За 1894-1895 г. им изданы три сборника под названием «Русские символисты», большинство стихов в которых были написаны им самим. В 1895 г. появился его дебютный «личный» сборник – «Шедевры», вызвавший на себя огонь претенциозным названием, которое критики посчитали не соответствующим содержанию.

После окончания университета в 1899 г. Брюсов получил возможность полностью отдаться творчеству. Вторая половина 90-ых отмечена в его биографии сближением с поэтами-символистами. В 1899 г. Брюсов был в числе инициаторов и руководителей нового издательства «Скорпион», сплотившего вокруг себя сторонников течения. В 1897 г. состоялась женитьба Брюсова на Иоанне Рунт, которая до самой смерти поэта была его верной подругой и помощницей.

В 1900 г. был опубликована книга «Третья стража», написанная в русле символизма, открывшая новый этап в творческой биографии Брюсова. В 1901 по 1905 г. Брюсов принимает непосредственное участие в создании альманаха «Северные цветы», с 1904 по 1909 г. он выступает редактором главного центрального печатного органа символистов - журнала «Весы». Значение деятельности Брюсова для русского модернизма и символизма в частности сложно переоценить. И возглавляемое им издание, и он сам слыли большими литературными авторитетами, Брюсова называли мэтром, жрецом культуры.

Апогеем своего творчества Брюсов считал сборник «Венок», который писался в условиях революционных событий 1905 г. В 1909 г. выход «Весов» остановлен, а к следующему году наблюдается заметное снижение активности движения символизма. Брюсов больше не позиционирует себя как лидер этого направления, не ведет литературную борьбу за право на его существование, его позиция становится более взвешенной. Период 1910-1914 гг. литературоведы называют кризисом Брюсова - как духовным, так и творческим. Когда началась Первая мировая война, в 1914 г. он в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей» отправляется на фронт.

С приходом большевиков к власти начался новый жизненный и творческий этап. В.Я. Брюсов развивает бурную деятельность, стремясь везде быть на передовых позициях. В 1917-1919 гг. он являлся руководителем Комитета по регистрации печати, в 1918-1919 гг. - заведующим Московским библиотечным отделом при Наркомпросе, в 1919-1921 гг. он председатель Президиума Всероссийского союза поэтов (пребыванию на этом посту поспособствовало вступление поэта 1919 г. в партию большевиков). Были в его биографии и такие эпизоды, как работа в Госиздате, заведование литературным подотделом художественного образования при Наркомпросе, членство в государственном ученом совете, профессорство в МГУ. В 1921 г. Валерий Яковлевич выступил организатором Высшего литературно-художественного института, профессором и ректором которого был до конца жизни. Брюсов являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания в коллективе, готовящем первое издание Большой советской энциклопедии.

Активной оставалась и творческая деятельность, однако его вдохновленные революцией творческие эксперименты остались одинаково мало понятыми как сторонниками модернизма, так и широкими массами. Тем не менее к 50-летнему юбилею в 1923 г. Советское правительство вручило поэту грамоту за заслуги перед страной. Смерть настигла Брюсова 9 октября 1924 г. В качестве причины называлось крупозное воспаление легких, наверняка усугубленное долгими годами увлечения литератора наркотиками. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Валерий Брюсов – личность настолько многогранная, что трудно найти область литературной деятельности, в которой бы не остался его яркий и уникальный след. Брюсов испробовал свои силы в поэзии, прозе, драматургии, критике, издательском деле, занимался историей литературы, выступал как переводчик и военный корреспондент, был директором литературного кружка, профессором и ректором института. И все это он успел за свою не столь длинную жизнь в пятьдесят лет.

В московской купеческой семье, где Валерий появился на свет 1(13) декабря 1873 года, царила своеобразная атмосфера. Брюсовы симпатизировали идеям народничества, поэтому в доме были категорически запрещены религиозная литература и даже сказки. Будущий литератор впоследствии вспоминал, что вместо детских книжек познавал теорию Дарвина и хорошо разбирался в других естественных науках. Из поэзии отец позволял читать мальчику только стихи Некрасова .

Валерий получил классическое образование. С 1885 года он обучался в гимназии Креймана, а через пять лет из-за атеистических взглядов перевелся в гимназию Поливанова. После окончания этого учебного заведения Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Валерий с раннего детства с упоением читал все книги в доме, а с восьми лет начал писать сам. Первыми литературными опытами были стихи, позже появились и прозаические произведения. Брюсов исписывал кипы бумаги, пробуя себя в разных поэтических формах и прозаических жанрах. Уже в тринадцать лет он решил, что посвятит себя писательской деятельности.

Юный Брюсов страстно увлекся французскими символистами. Еще в студенческие годы он издал три стихотворных сборника «Русские символисты», а затем собственные книги «Шедевры» и «Это – я». Безжалостные критики и представители литературной общественности ополчились на молодого поэта. Им не понравились эгоцентризм и повышенное самомнение Брюсова на фоне явного подражания Полю Верлену и Артюру Рембо . Но несколько скандальных стихотворений, среди которых особенно стоит выделить эпатирующий моностих без знаков пунктуации «О закрой свои бледные ноги», сыграли свою положительную роль – о Брюсове заговорили. Сегодня такой успех назвали бы удачной пиар акцией.

После окончания университета Валерий Брюсов приступил к издательской деятельности. Он принимал участие в организации издательства «Скорпион», создавал альманах «Северные цветы», редактировал журнал «Весы», который стал центральным печатным органом символистов.

Литературное творчество также продолжало занимать важное место в жизни Брюсова. В первый год нового века поэт выпустил сборник «Третья стража», который принес ему широкую известность. А появившиеся в течение последующих десяти лет сборники «Граду и миру», «Венок» и «Все напевы» стали вершиной поэтического мастерства Валерия Брюсова. Наиболее значительные произведения в прозе – исторические романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы».

В лирике Валерия Брюсова преобладают образы мифологии, мировой истории и культуры, а также городские мотивы – символ современной цивилизации. Критики считают его родоначальником урбанистических мотивов в литературе, а также основоположником русского символизма.

Брюсов-интеллектуал ясно чувствовал и смело отражал в своих произведениях веяния непростого времени, в котором ему выпало жить. К революционным настроениям 1905 и 1917 годов поэт относился противоречиво. С одной стороны он приветствовал свободу каждого человека и его освобождение от оков самодержавия, но понимал, что революционная стихия – это разрушительная сила, в огне которой «грядущие гунны» уничтожат многие духовные ценности.

К 1913 году в жизни и творчестве Брюсова наметился кризис, но начало Первой мировой войны дало новый толчок его воображению. На волне патриотизма поэт ушел военным корреспондентом на фронт. Быстро и энергично влился Валерий Брюсов в реалии нового послереволюционного строя, а в 1919 году вступил в партию большевиков. Много внимания уделял литератор организационной работе на различных постах в Наркомпросе, союзе поэтов, читал лекции в МГУ, организовал и возглавил литературно-художественный институт.

К сожалению, жизненный путь поэта внезапно оборвала болезнь. Это случилось в первый год после пятидесятилетия Брюсова, которое торжественно отмечалось в Большом театре.

Брюсов был настоящим экспериментатором и достиг невероятной технической изощренности. Он искал необычные образы, рифмы, создавал стихи всех форм и размеров, стилизовал их под старину и разные поэтические манеры, подбирал строки, в которых каждое слово начиналось на одну и ту же букву. В поэте всегда кипел «избыток новых рифм и новых слов», дерзких, экзотичных, выразительных.

В своем творчестве Валерий Яковлевич Брюсов воспевал великое предназначение человека-творца, всегда стремился «идти к совершенству», «озарять все новые дали нашего духа, увеличивать область души».

Валерий Брюсов - выдающийся русский поэт Серебряного века. Но род его деятельности не ограничивался только стихосложением. Он зарекомендовал себя как талантливый прозаик, журналист и литературный критик. Наряду с этим Брюсов весьма успешно занимался литературными переводами. А его организаторские способности нашли свое применение в редакторской работе.

Семья поэта

Краткая биография Валерия Яковлевича Брюсова невозможна без рассказа о семье поэта. Это необходимо для того, чтобы найти объяснение наличию множества талантов, сконцентрированных в одном человеке. А семья Валерия Брюсова являлась тем фундаментом, на котором формировалась его разносторонняя личность.

Итак, Валерий Яковлевич Брюсов, родился в 1873 году, 1(13) декабря в семье зажиточного купца, которая славилась выдающимися людьми. Дед поэта со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, был купцом и поэтом-баснописцем из очень состоятельной купеческой семьи города Елец. Наряду с бессчетным количеством басен в архиве деда находились, романы, повести, поэмы, лирические стихи, написанные им без надежды на читателя.

Беззаветно преданный литературе и мечтающий целиком посвятить себя ей, Александр Яковлевич вынужден был всю жизнь заниматься купеческими делами, дабы иметь возможность достойно содержать семью. Фамилией деда через много лет знаменитый внук будет подписывать некоторые свои произведения.

Со стороны отца у Валерия Брюсова был не менее примечательный дед. Кузьма Андреевич состоял крепостным у известного в те времена помещика Брюса. Отсюда и фамилия. В 1859 году дед выкупил у помещика вольную, оставил Кострому и перебрался в Москву. В столице Кузьма Андреевич сделался успешным купцом и на Цветном бульваре приобрел дом, в котором родился и долгое время жил его знаменитый впоследствии внук - Валерий Яковлевич Брюсов.

Отец Валерия Яковлевича - Яков Кузьмич Брюсов, тоже купец и поэт, печатался в небольших изданиях. Именно отец отослал в редакцию одного из журналов первое стихотворение сына, которое было напечатано. Стихотворение называлось «Письмо в редакцию», Валерию тогда было 11 лет.

Сестра Брюсова, Надежда Яковлевна (1881-1951 гг.), как и многие в семье, была личностью творческой и музыкально одаренной. Она стала профессором Московской консерватории. На ее счету несколько научных трудов по музыкальной педагогике и народной музыке. А младший брат Валерия Брюсова, (1885-1966 гг.), был археологом и доктором исторических наук, написавшим труды по истории эпох неолита и бронзового века.

Детство поэта

В продолжение описания краткой биографии Брюсова Валерия Яковлевича, необходимо отметить детские годы поэта. В детстве Валерий Брюсов был предоставлен самому себе, так как родители не уделяли воспитанию своих отпрысков особого внимания. Однако детям строго запрещалось чтение религиозной литературы потому, что родители были убежденными атеистами и материалистами. Впоследствии Брюсов вспоминал, что с принципами материализма и идеями Дарвина родители познакомили его раньше, чем научили считать. Любая другая литература в семье была разрешена, поэтому молодой Брюсов поглощал все подряд: от произведений Жюля Верна до бульварных романов.

Всем своим детям, в том числе и Валерию, родители дали блестящее образование. В 1885 году в одиннадцатилетнем возрасте он начал обучение в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, причем сразу во втором классе. Поначалу молодому Брюсову пришлось очень трудно: он терпел насмешки одноклассников и с трудом привыкал к ограничениям и порядку. Однако очень скоро он завоевал расположение товарищей своим умом и талантом рассказчика. Валерий мог интересно и с увлечением пересказывать целые книги, собирая вокруг себя множество слушателей. Но за свободомыслие и атеистические взгляды в 1889 году гимназиста Брюсова отчисляют.

Далее он проходит обучение в другой частной гимназии. Этим учебным заведением владеет некий Л. И. Поливанов, великий педагог, чье наставничество оказало бесценное влияние на мировоззрение юного Брюсова. В 1893 году он с успехом заканчивает обучение в гимназии и поступает на историко-филологический факультет в Московский университет, который оканчивает в 1899 году.

Первый литературный опыт

Уже в тринадцатилетнем возрасте Валерий был уверен, что станет известным поэтом. Обучаясь в гимназии Креймана, молодой Брюсов стихи пишет довольно неплохие и выпускает рукописный журнал. В то же время случился его первый опыт в сочинении прозы. Правда, ранние рассказы были немного угловаты.

Будучи подростком, Брюсов страстно увлечен поэзией Некрасова и Надсона. Позднее с той же страстью он зачитывается произведениями Малларме, Верлена и Бодлера, которые открыли юному поэту мир французского символизма.

Под псевдонимом Валерий Маслов в 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», где под разными псевдонимами он размещает свои стихи. Наряду со стихами Брюсов включил в сборники произведения своего друга А. А. Миропольского и любителя опиума, поэта-мистика А. М. Добролюбова. Сборники были осмеяны критиками, но это не отвратило Брюсова от написания стихов в духе символизма, а скорее, наоборот.

Юность гения

Продолжая описание краткой биографии Брюсова Валерия Яковлевича, необходимо отметить выход первого собрания стихов юного поэта (Брюсову на тот момент было 22 года). Он назвал свой сборник «Шедевры», что вновь вызвало смешки и нападки критиков, по мнению которых название шло вразрез с содержанием.

Юношеская дерзость, самовлюбленность и высокомерие были характерны для поэта Брюсова того времени. «Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать мое поведение могут только великие деяния» - писал молодой поэт в личном дневнике, уверенный в своей исключительности.

Отрешенность от мира и желание укрыться от унылого будничного существования прослеживается и в стихах первого сборника, и в лирике Брюсова вообще. Однако было бы несправедливо не отметить постоянные поиски новых стихотворных форм, попытки создания необычных рифм и ярких образов.

Декадентство: классик символизма

Жизнь и творчество Валерия Брюсова не всегда складывались гладко. Скандальная атмосфера вокруг выхода сборника «Шедевры» и эпатажность некоторых стихотворений привлекли внимание к новому течению в поэзии. А Брюсов стал известен в поэтических кругах, как пропагандист и организатор символизма в России.

Декадентский период в творчестве Брюсова заканчивается с выходом второго сборника стихов «Это я» в 1897 году. Здесь молодой поэт все еще представляется холодным мечтателем, отрешенным от ничтожного, ненавистного мира.

Но постепенно к нему приходит переосмысление своего творчества. Героизм и возвышенность, таинственность и трагедию Брюсов видел везде. Определенную ясность его стихи приобретают, когда в конце XIX века в литературе происходят значительные изменения и символизм видится как самодостаточное течение.

Выход следующих сборников («Третья стража» - 1900 г., «Городу и миру» - 1903 г., «Венок» - 1906 г.) выявили направленность поэзии Брюсова в сторону французского «Парнаса», отличительными чертами которого были историко-мифологические сюжетные линии, твердость жанровых форм, пластичность стихосложения, склонность к экзотике. Многое в поэзии Брюсова было и от французского символизма с массой поэтических оттенков, настроений и неопределенностей.

Сборник «Зеркало теней», вышедший в 1912 году, отличался заметной упрощенностью форм. Но природа поэта одержала верх и позднее творчество Брюсова вновь направлено в сторону усложнения стиля, урбанизма, научности и историзма, а также уверенности поэта в существовании множества истин в поэтическом искусстве.

Внепоэтическая деятельность

При описании краткой биографии Брюсова Валерия Яковлевича необходимо затронуть некоторые важные моменты. После окончания университета в 1899 году Валерий Яковлевич работал в журнале «Русский архив». В этом же году он возглавляет издательство «Скорпион», задачей которого было объединить представителей нового искусства. А в 1904 году Брюсов становится редактором журнала «Весы», который становится флагманом русского символизма.

В это время Валерий Яковлевич пишет множество критических, теоретических, научных статей на различные темы. После упразднения журнала «Весы» в 1909 году, он возглавляет отдел литературной критики в журнале «Русская мысль».

Потом была революция 1905 года. Брюсов воспринял ее, как неизбежность. В это время он пишет ряд исторических романов и занимается переводами. После октябрьского переворота он активно сотрудничает с советской властью и даже вступает в партию большевиков в 1920 году.

В 1917 году Валерий Брюсов руководит комитетом по регистрации печати, заведует научными библиотеками и лит. отделом Наркомпроса. Он занимает высокие посты в Государственном ученом совете и читает лекции в МГУ.

В 1921 году Брюсов организует Высший Литературно-художественный институт и становится его первым ректором. Одновременно он преподает в Институте слова и Коммунистической академии.

Скончался Валерий Яковлевич Брюсов в своей московской квартире в 1924 году, 9 октября от крупозного воспаления легких. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Творчество В.Я. Брюсова начинают изучать школьники еще в школе, ведь его произведения оказывают огромное влияние на становление молодого поколения. Родился он в декабре 1873 года в Москве. Его семья была не очень богата, можно даже сказать, что среднего достатка. Титул рода Брюсовых - купцы. Именно поэтому краткая биография Валерия Брюсова будет полезной школьникам, чтобы осознать все его творчество.
В семье, где родился Валерий Яковлевич, он был первым ребенком. Родители уже готовые воспитывать своего ребенка. Тут же принялись за его воспитание, где считали основной реальную жизнь, а вот фантазия и вообще все художественное отодвигалось на второй план.
Что касается образования, то в семье Брюсовых была хорошая библиотека, но это были книги отца, среди которых не было места художественным книгам или просто сказкам. Эти книги. По выражению Брюсова, были только об умных вещах. От остальных книг, которые не нужны были для жизни, Валерия Яковлевича родители оберегали. Поэтому в детстве он не читал ни Пушкина, никого другого. Единственным поэтому, чьи стихи он знал в детстве наизусть, стал Н.А.Некрасов.
Юность у Валерия Яковлевича прошла спокойно и безбрежно. В 1893 году он уже окончил гимназию, в это же время он увлекается чтением. Поступает затем в Московский университет на историком – филологический факультете. Еще в 15 лет он пытается писать прозаические тексты, даже переводить. Страсть к литературе у нее постоянно возрастала, и когда ему подарили толстую тетрадь, то он стал записывать в нее стихи. Брюсов понял, что желает себя полностью посвятить литературе.
В 1892 году Валерия Яковлевич начинает с французской поэзией, он читает в основном поэтов-символистов: Верлена, Маларме, Рэмбо. Они оказывают огромнейшее влияние на его творчество. В результате этого уже в 1894-1895 годах у него выходят собственные сборники, но в них включены не только его произведения. Сборник получил название «Русские символисты». Уже тогда стало ясно, что Валерий Яковлевич очень талантлив. После этого сборники поэт выпускает и свои книги: «Шедевры», «Это – я».
Валерий Яковлевич в 1899 году оканчивает университет, и теперь все свое свободное время отдает литературе. Два года он работает секретарем в одной из редакций журнала, затем переходит в другое, только что образованное. Третья книга Валерия Яковлевича приносит ему признание поэта.
Первая мировая война приносит изменения в жизнь поэта. Он отправляется на фронт и работает в одной из газет, пишет статьи, которые посвящены военным темам. Но война вскоре не только надоедает поэту, но у него даже появляется отвращение. Его патриотизм угасает. В 1915 году, разочаровавшись, он возвращается домой. После этого он пытается найти темы для своего творчества в мирной жизни. Пишет стихи и баллады, в которых усердно старается показать душу человеческую.
После этого к нему обращаются представители Армении, и Валерий Яковлевич берется за большую работу. Уже в 20 годах выходит его работы – сборник поэтов Армении, в его оформлении и переводе.
В 1924 году, в начале октября, Валерий Яковлевич умирает в кругу семьи. Проживая в Москве. Ему еще на тот момент не исполнилось и 51 года. Его же поэзия пережила годы и века.

Брюсов Валерий Яковлевич - литературовед, поэт, переводчик, критик, драматург и прозаик. Считается основателем русского символизма. После окончания Октябрьской революции занимался общественно-педагогической деятельностью. В этой статье вам будет представлена биография Брюсова. Итак, приступим.

Детство и учёба

Брюсов Валерий Яковлевич появился на свет в 1873 году в купеческой семье. Дед его по отцовской линии был купцом из бывших крепостных, а дед по материнской - поэтом-самоучкой. Отец мальчика увлекался естественными науками и литературой.

После окончания гимназии Поливанова Л. И. Валерий поступил в Московский университет на филолого-исторический факультет. Будущему поэту удалось окончить его с дипломом 1-й степени. В 1896 году молодой человек женился на Иоанне Рунт, которая стала его верной помощницей (а после смерти - издателем наследия и хранителем архива). Уже в юности личность Брюсова разделилась на две антиномичные составляющие: одна включала самоотдачу стихиям жизни (рулетка, ночные рестораны, игра страстей, эротика), а вторая - волевую организующую активность, склонность к «самоконструированию» и управлению различными ситуациями и окружающими людьми.

Творческий дебют и первые сборники

Можно сказать, что 1894-1895 - это годы, когда началась творческая биография Брюсова. Первые три сборника вышли под названием «Русские символисты». Они включали в себя переводы нескольких французских символистов, а также произведения начинающих поэтов. По дальнейшим поэтическим сборникам - «Это Я», «Романсы без слов», «Шедевры» - можно сказать, что Валерий стал не только последователем символизма, но и организатором-пропагандистом данного движения. После умело срежиссированного скандала, связанного с рядом эпатирующих стихотворений, новая школа сразу стала центром внимания литературного сообщества. Книги стихов 1900-1909 годов - «Третья стража», «Городу и миру», «Венок», «Все напевы» - связали антиномичную ориентацию его произведений с традициями французского «Парнаса», который отличался словесной пластикой, твёрдыми стиховыми и жанровыми формами, а также склонностью к экзотике и мифологическим, историческим сюжетам.

После 1910 года поэт Валерий Брюсов решил перейти к более простым формам («Зеркало теней»), но в более позднем творчестве он вновь вернулся к усложнению стиля и языка. В стихах того периода прослеживаются комплексы образно-тематического характера, отличающие всё его творчество: историзм, урбанизм, убеждённость в самоценности искусства и множественности истин.

Литературное окружение и прочая деятельность

Во 2-й половине 1890-х существенно расширился круг связей Брюсова в литературном мире (знакомство с Ф. К. Сологубом, К. М. Фофановым, Н. М. Минским, К. Д. Бальмонтом, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, К. К. Случевским и др.). В 1899 году он возглавил издательство «Скорпион», которое поставило перед собой задачу объединить всех людей «нового искусства». В 1904-1909 годах Валерий занимал должность редактора в журнале «Весы». По сути, это издание представляло собой центральный орган русского символизма. В «Весах» Брюсов опубликовал ряд программных теоретических и критических статей, а также рецензий и заметок о русских поэтах. Валерий стал известен как мэтр русского символизма. С другой стороны, Брюсов был не согласен с его теургическим направлением и настаивал на суверенности искусства. Русский поэт отказывался принимать его взаимосвязь с социально-политическими и мистико-теологическими явлениями.

К сожалению, «Весы» закрылись в 1909 году. После этого Валерий возглавил отдел критики журнала «Русская мысль». Там он занялся привлечением авторов-символистов для разрушения обособленности символистской школы в мире литературы.

Исторические романы и концепции

Валерий Брюсов, личная жизнь которого никогда не мешала творчеству, проявлял постоянный интерес к истории. Он старался дать объективную оценку фактов в русле мировых событий. Всё началось с публикаций политических обзоров в издании «Новый путь». Революцию 1905 года русский поэт воспринял как неизбежное разрушение культуры прошлого. При этом он допускал возможность своей гибели, будучи частью старого мира («Грядущие гунны»). В 1907-1912 годах Валерий теряет интерес к текущей политике, но при этом усиливается его желание постичь глубинные законы исторического процесса.

В произведениях «Алтарь победы» и «Огненный ангел» он описывает переломные исторические эпохи, пытаясь донести до читателей кризисное состояние мира путём исторических аналогий. В годы Первой мировой войны Валерий выступал за поддержание военного патриотизма («7 цветов радуги», «Девятая камена»). Но после работы на фронте военным корреспондентом поэт осознал всю античеловечность вражды между государствами.

Литературно-историческая и переводческая деятельность

В 1898 году Валерий Брюсов, творчество которого известно всем почитателям символизма, познакомился с П. И. Бартеневым. Последний возглавлял редакцию журнала «Русский архив». Так началось их многолетнее сотрудничество, во время которого Валерий занимался комментаторской, публикаторской и литературно-исторической работой. Также на протяжении всей своей жизни Брюсов делал художественные переводы (Т. Готье, О. Уайльд, М. Метерлинк, С. Малларме, П. Верлен, Э. По, Э. Верхарн, И. В. Гёте, Дж. Байрон, армянские поэты, античные авторы и др.). От начала первых работ и до последних переводческая манера Валерия заметно изменилась - переросла от вольных переложений до принципиального буквализма.

Педагогическая и культурно-просветительская работа после Октября

Во время и после Октябрьской революции биография Брюсова была насыщена рядом важных событий как в творчестве, так и в жизни. Поэт принял новую власть и стал во главе Комитета по регистрации печати. Потом Валерий заведовал отделом московской библиотеки при Наркомпроссе. Но самой его ответственной должностью стало место председателя президиума Союза поэтов. В 1920 году Брюсов вступил в ряды РКП, а год спустя организовал литературно-художественный университет. Просветительская деятельность поэта не ограничивалась только чтением лекций. Он опубликовал статью о путях развития литературы, создал историческую антологию под названием «Сны человечества», описав в ней все формы облечения человеческой лирики. В «Сны» Валерий включил произведения армянских и латинских поэтов, а также разные стилизации стихотворных форм, от японской танки до алкеевой строфы. В тот же период он написал труд, посвящённый решению проблем стиховедения.

Последние стихи

Поздние поэтические сборники Брюсова («Последние мечты», «Дали», «Миг», «В такие дни», «Меа») отличаются формальными экспериментами. В них прослеживаются черты научной поэзии, которая была придумана французским поэтом Гилем в начале 1900-х. Таковы стихотворения «Явь», «Мир N измерений», «Мир электрона». Из-за лишней усложнённости многие поздние стихи были не поняты современниками, зато наглядно продемонстрировали им возможности русского стихосложения.

Наследие

Это была вся биография Брюсова. Наследие Валерия Яковлевича весьма обширно. Кроме прозаических и поэтических произведений, он выполнил много переводов стихотворений итальянских, немецких, английских, французских и античных авторов. Его критические статьи помогают лучше понять литературную ситуацию на рубеже 19-20 веков. А работы по стиховедению и исследованию поэзии внесли серьёзный вклад в развитие русского литературоведения. Скончался Брюсов в 1924 году в Москве.