Болезни Военный билет Призыв

Синтаксическая роль местоимений я мы ты вы. Синтаксическая роль местоимений. Основные признаки причастия

Числа в повседневной жизни играют важную роль, с их помощью люди определяют количество предметов, отсчитывают время, определяют массу, стоимость и порядок при счете. Слова, которые можно обозначить на письме, записав буквами и цифрами, называют именами числительными. Другое определение звучит так: числительные - слова, обозначающие порядковый номер предмета или количество.

Грамматические признаки числительного

Все лексемы, обозначающие целые и дробные числа, а также количество людей, животных или предметов, являлются особой группой слов, состав которой полностью сформирован и не меняется.

Такие единицы являются одной из важных, или, как еще говорят, знаменательных частей речи и могут иметь несколько обозначений:

Понятие числа как такового: пять, десять, пятнадцать и так далее;

Количество определенных предметов: две машины, шесть домов;

Совокупное значение нескольких предметов, которые сосчитали.

Соответственно, и вопросы к ним звучат так: какой по счету? который? сколько? В зависимости от значения и вопроса, на который отвечает имя числительное, их делят на несколько видов (об этом мы поговорим чуть позже).

Например: Тридцать (подлежащее) делится на десять. Шестью шесть - тридцать шесть (именная часть сказуемого). Говоря о месте числительных в предложении, нужно отметить, что они могут быть как главными, так и второстепенными членами. Еще одна особенность заключается в том, что имя числительное как часть речи является не пополняемой группой слов. Все формы, употребляемые в устной и письменной речи, образуются исключительно от названия цифр. В синтаксической конструкции числительное как часть речи может быть как в составе главного, так и частью второстепенного члена предложения.

Обратите внимание! Числительное, обозначающее количество, и существительное, связанное с ним, всегда выступают как один неразделимый член предложения. Например: Мы гуляли до шести утра. Занятия в бассейне начинаются в пять часов. Девочки собрали двадцать пять ромашек.

Виды числительных

Далее следует выделить начальную форму разбираемого слова, к какому разряду оно относится (порядковое или количественное числительное), структуру (простое или составное) и особенности его склонения по падежам.

Следующий шаг - определение непостоянных признаков. Это падеж, род и число, если таковые можно распознать.

В заключение разбора описывают синтаксическую функцию слова в предложении, с какой частью речи оно связано и согласуется ли с ним. И хотя такой разбор имени числительного вряд ли кому-нибудь пригодится в жизни (разве что будущим филологам), но для правильного употребления слов в речи и на письме уметь его производить просто необходимо.

МОРФОЛОГИЯ

МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их: я, он, его, себя, тот, никто, свой, столько.

Разряды местоимений по значению

Разбор местоимения

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (Им. п. ед. числа);

2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (уличных);

3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число; род (если есть).

III. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение или определение.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании материалы, посвященные теме “Местоимение”. Какие темы, связанные с местоимением, вы будете изучать?

Найдите в учебнике параграфы, посвященные местоимению. Какой материал вам частично известен? Какие темы связаны с правописанием местоимения?

2. Аукцион знаний. Просмотрите материалы схемы. Какие термины и понятия вам известны? Переведите их на украинский язык.

3. Многие ученые-филологи соотносят местоимения с существительными. прилагательными и числительными. Местоимения – существительные указывают на лицо или предмет. Местоимения-прилагательные – на признак предмета. Местоимения-числительные – на количество или порядок при счете. Используя материалы схемы, продолжите перечень местоимений.

Местоимения-существительные: себя, … .

Местоимения-прилагательные: мой, твой, свой, наш, ваш, … .

Местоимения-числительные: столько, … .

4. Один ученик приводит пример местоимения определенного разряда; второй, используя материалы схемы, определяет разряд этого местоимения.

5. Прочитайте план разбора местоимения. Укажите морфологические признаки в словах я, к вам, ты, своего, моему.

Спишите предложения. Укажите разряд выделенных местоимений. Подчеркните местоимения как члены предложения. Сделайте вывод в роли каких членов предложения могут выступать местоимения?

1. Некто неслышно вошел в зрительный зал. 2. Мы услышали какой-то странный шорох. 3. Сергей нечаянно положил мою тетрадь в свой рюкзак.

§38-39 Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды местоимений. Личные и притяжательные местоимения. Возвратное местоимение

351 Эксперимент

1. Прочитайте предложения и сравните их. Задайте вопросы к выделенным словам. Определите, на месте каких частей речи стоят местоимения.

1. Сергей принесет мою книгу завтра. – Ты принеси завтра мою книгу, пожалуйста. 2. Друзья отправились б поход. – Они отправились в поход. 3. Неизвестный человек стоял у входа. – Какой-то человек стоял у входа. 4. В сумке лежало пять яблок. – В сумке лежало несколько яблок.

2. Прочитайте перевод термина “местоимение”. Почему изучаемая в этом параграфе часть речи называется местоимением.

Местоимение – от латинского слова прономен – “вместо имени”.

352 Анализ теоретического материала

1. Прочитайте теоретический материал о местоимении. Отметьте информацию, которая вам уже известна. Какая информация является для вас новой?

2. Сопоставьте материал параграфа с материалом схемы на с. 154. Какая информация есть на с. 154, но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в обобщающих материалах о местоимении на с. 154?

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет (кто? что?): я, ты, никто: признак (какой? чей?): такой, этот или количество (который? сколько?): столько, но не называет их.

По значению местоимения делятся на разряды: личные (я, ты, он и т. д.), притяжательные (мой, твой, наш и т. д.). возвратное (себя), указательные (тот, этот и т. д.), определительные (сам, всякий, любой и т. д.). относительные (кто, что, какой и т. д.), вопросительные (кто?, что?, какой? и т. д.). неопределенные (некто, кое-кто, какой-либо и т. д.). отрицательные (ничто, никого, никакой и т. д.).

Все местоимения изменяются по падежам: я – меня, тот – тому, наш – нашим, кто – кого, какой – о каком, весь – всяким, какой-либо – какого-либо.

Притяжательные (мой, твой, наш и др.), определительные (всякий, любой, другой и др.) и указательные (этот, столько и др.), как имена прилагательные, изменяются по числам, родам и падежам и согласуются с именем существительным, к которому они относятся.

В предложении местоимение может быть подлежащим сегодня всех удивил!), дополнением (Ребята увидели светящееся вдалеке.): определением (Я испытывал сомнения.)

1. Спишите текст.

2. Выделенные слова являются местоимениями. Используя материалы схемы на с. 154. укажите в скобках их разряд. Отметьте, на что указывает местоимение: на предмет (предм.) – кто? что?, на признак (призн.) – какой? чей?, на количество (кол.) – сколько?

Решалась моя судьба на весь завтрашний день. Папин товарищ пригласил родителей провести воскресенье у него на даче, но меня туда брать было нельзя, потому что сынишка Харитонова болел корью. Мама никогда не оставляла меня надолго одного – ей все казалось, что я еще маленький ребенок. В новом доме мы поселились несколько дней назад, ни с кем из соседей еще не успели познакомиться, поэтому мама хотела “подбросить” меня на воскресенье к своей приятельнице.

Папа возражал, говоря, что неудобно беспокоить приятельницу и что пора приучать меня к самостоятельности.

Я стоял и слушал этот спор, от волнения выкручивая себе пальцы за спиной. Провести хотя бы один день без присмотра взрослых было моей давнишней мечтой, а теперь, когда мы переехали в новый дом, мне этого хотелось с удвоенной силой.

По Ю. Сотнику

Личные местоимения

1. Что вы знаете о личных местоимениях из изученного ранее?

2. Найдите в схеме на с. 154 информацию о том, как изменяются личные местоимения.

Личные местоимения указывают на конкретное лицо или лица (я, ты, мы, вы) либо на лица (не участвующие в разговоре) и предметы (он, она, оно, они).

Личные местоимения имеют следующие морфологические признаки: лицо (я, мы – 1-е лицо: ты, вы – 2-е лицо; он, она, оно, они – 3-є лицо): число (единственное: я, ты, он, она, оно и множественное: мы, вы, они).

Личные местоимения изменяются по падежам. При склонении местоимений иногда меняется все слово: я – меня; мы – нас, он – ему. В косвенных падежах местоимений 3-го лица посте предлога появляется буква н: он –

1. Сопоставьте местоимение в начальной форме и его формы в косвенных падежах. В чем особенность форм местоимений в косвенных падежах? В каком случае в местоимениях 3-го лица появляется в начале слова буква н?

2. После каждой группы укажите в скобках лицо и число. Над каждым местоимением напишите его падеж.

1. Я – меня, мне, обо мне, со мной (1л., ед. ч.).

2. Ты – тебя, тебе, о тебе, с тобой.

3. Он, оно – его, ему, с ним, о нем, она – ее, ей, о ней. с ней.

4. Мы – нас, нам, с нами, о нас.

5. Вы – вас, вам. с вами, о вас.

6. Они – их, им, о них, с ними, о них.

1. Восстановите словосочетания, ставя личные местоимения в нужную форму.

2. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите лицо, число и падеж местоимения.

3. Отметьте в словосочетании главное слово (х).

Пришел к (он), ра..говаривал с (она), пр..готовит для (они), пр..к..снулся к (они), предл..гаеш.. (они); соб..раешься ко (я), заб..решь у (я), одного с (я) возр..ста.

4. Составьте со словосочетаниями три предложения. Подчеркните местоимения как члены предложения.

Поставьте личные местоимения я, он, она, мы, они в форму косвенных падежей, используя предлоги для, от, у, к (ко), по, с (со), о (обо). Запишите по образцу. Обозначьте орфограмму-пробел – раздельное написание местоимений с предлогами.

Образец. Оно – для_него, от_него, у_него, к_нему, по_нему, с_ним, о_нем.

1. Прочитайте текст, употребляя местоимения в нужной форме.

Озаглавьте текст. Какими средствами связи соединены предложения в тексте?

2. Выпишите из текста все местоимения, ставя их в нужную форму. Укажите их падеж. Используя схему на с. 154. укажите разряд местоимений.

Я был поражен солнечной голубизной моря. Глаза у (я) слезились от морского ветра. Ветер был очень силен. Он поддерживал (мы), когда мы спускались с обрыва к морю.

Кыш первым подбежал к воде, лизнул (она), фыркнул. В этот момент как раз набежала волна, но он ухитрился подпрыгнуть и отбежать. Отбежал, улегся между двух камней и стал следить за волной. Он думал, что она с (он) играет, но подойти поближе боялся.

Мы устроили навес и пять минут загорали. У (я) сил больше не было терпеть, и мы пошли в море.

Я вошел по пояс в воду, поскользнулся, упал, начал барахтаться и кричать:

– Море! Море! Ура!

По Ю. Алешковскому

3. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

359 Изложение

359 Изложения

1. Составьте пунктуационные схемы предложений упражнения 358. Выпишите десять слов, написание которых может вызвать у вас затруднения.

2. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных.

Внимание!

Местоимение Вы пишется с прописной буквы при обращении к одному лицу в официальных документах и личных письмах как форма выражения вежливости: сообщаем Вам…; Поздравляем Вас….

Спишите предложения, ставя местоимение вы в нужную форму. Расставьте знаки препинания.

1. Уважаемый Николай Петрович от имени всего класса поздравляем (вы) с юбилеем. 2. Довожу до (вы) сведения что в нашем доме уже два дня отсутствует электроэнергия.

3. Приглашаем (вы) Ирина Анатольевна на торжественный вечер в честь Дня учителя.

Учись учиться, учись общаться, учись жить о культуре общения

Личные местоимения он, она, они указывают на лиц, не участвующих в диалоге, поэтому использование этих местоимений по отношению к собеседникам недопустимо.

361 Редактирование

1. Найдите в тексте ошибки, учитывая, что в разговоре участвуют трое.

2. Разыграйте полилог, используя в речи одного из участников разговора предложенное высказывание в исправленном виде. Другие участники должны ответить репликой на порученное им задание.

1. – Нам поручили подготовить совместный проект по истории нашего города. Я буду отбирать материал. Никита займется художественным оформлением, а она возьмет на себя презентацию нашей работы.

2. – Хочу вас обрадовать. Мы будем участвовать в школьном конкурсе на лучшую постановку сказки.

Сергей напишет сценарий, он найдет костюмы, я подготовлю реквизит и подумаю над постановкой.

Реквизит

362 Притяжательные местоимения

Используя материалы схемы на с. 154, заполните пропуски в таблице, подбирая соответствующие личным местоимениям притяжательные местоимения и, наоборот, соответствующие притяжательным местоимениям личные.

Притяжательные местоимения выражают принадлежность к 1-му (.мой, наш), 2-му (твой, ваш), 3-му лицу (его, ее, их). Местоимение свой может относиться к любому лицу.

Притяжательные местоимения соотносятся с притяжательными прилагательными. Однако прилагательные называют конкретное лицо, которому что-то принадлежит, а местоимения только указывают на это лицо: Петина тетрадь – его тетрадь.

Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательные. В предложении обычно бывают определениями.

Местоимения его, ее, их совпадают с формами родительного падежа местоимений он, она, они. Но при наличии предлога к ним не присоединяется буква н: от ее голоса, к его бабушке, с их родителями.

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по падежам (моего – моему, твоему – твоим, наш – нашим, вашему – о вашем), а местоимения его, ее, их не изменяются (к его дому, их правами, о ее голосе).

Внимание!

Окончания местоимений н(аи, ваш в формах косвенных падежей можно проверить с помощью вопроса:

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните местоимения как члены предложения.

2. Укажите разряд местоимений (см. схему на с. 154).

1. Накануне вечером мама и папа сидели на лавочке у подъезда нашего большого нового дома и спорили. 2. Его биография конечно примечательна и трагична (В. Брагин). 3. Над моим домом к сожалению сегодня совсем не плывут облака (С. Козлов).

3. Сделайте морфологический разбор одного местоимения.

Замените сочетание существительное + существительное сначала сочетанием существительное + притяжательное прилагательное: затем существительное – притяжательное местоимение.

Нора лисы – лисья нора – ее нора, хвост лисицы: логово волка; лай собаки; берлога медведя; следы зайца; яд змеи; гнезда птиц; верность лебедя: вещь сестрицы: плащ папы; девочка соседей.

1. Выпишите сначала предложения с личными местоимениями (кто? что?), затем предложения с притяжательными местоимениями (чей?).

1. Я встретил его. – Это была его куртка. 2. Я сразу узнал ее. – Ее голос я узнал сразу. 3. У них есть замечательная игра. – Их игра мне очень понравилась. 4. У меня не было времени ждать его. – К его дому подъехал красный автомобиль. 5. Ее всегда интересовала классическая музыка. – Я всегда восхищался ее голосом.

2. Выразите смысл выделенного предложения двумя собственными вариантами выражения мысли.

Возвратное местоимение

Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа:

Р. п. – себя.

Д. п. – себе;

В. п. – себя.

Тв. п. – собой;

П. п. – (о) себе.

В предложении возвратное местоимение является дополнением:

1. Спишите фразеологизмы, вставляя местоимение себя в нужной форме.

2. Объясните, как вы понимаете значение каждого фразеологизма.

1. … на уме. 2. Не в…. 3. Вышел из… . 4. Скупой… добра хочет. 5. Бранить – … тешить! 6. Не делай другому то, чего сам… не желаешь. 7. Когда… хочешь добра, то никому не делай зла. 8. Чего… не хочешь, то и другому не твори. 9. Шутку любишь над Фомой, так люби и над….

Проверьте свои знания

Найдите неточность в утверждении.

1. Все перечисленные местоимения относятся к личным: мне, тобой, он, ваш, вас.

2. Все перечисленные местоимения относятся к притяжательным: нашего, собой, твоего, моему, твоем.

3. Местоимения его, ее, их изменяются по падежам.

368 Редактирование

1. Спишите текст, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.

2. Укажите в тексте все местоимения, их разряд и падеж

Полон стол игрушек и сластей – и все это принадлежит только Павлику. Однако Павлику этого показалось мало. Павлик потихоньку перетащил из детской в гостиную все свои старые игрушки. Теперь игрушек было много, но и этого ему показалось недостаточно…

Павлика уже давно тревожил один очень большой пряник, повешенный совсем невысоко на желтой нитке. Красота этого пряника в виде звезды с дыркой посредине вызывала непреодолимое желание съесть пряник как можно скорее.

Павлик отцепил пряник от ветки и сунул в рот. К своему удивлению. Павлик заметил, что пряник вовсе не такой вкусный, как он думал.

Павлик с отвращением повесил обратно на ветку надкушенный пряник.

По В. Катаеву


Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько и др.

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, несколько карандашей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

Синтаксическая роль местоимений

Местоимение может быть любым членом предложения:

Я хочу спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша — мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.; некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
  • местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (— Который час? — Пятый ).

3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос сколько? ;
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам.

Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

Примечания:

1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо ).

План морфологического разбора местоимения

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма.

3. Постоянные морфологические признаки:

  • разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
  • разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
  • лицо (для личных местоимений);
  • число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).

4. Непостоянные морфологические признаки:

  • падеж;
  • число (если есть);
  • род (если есть).

5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

Образцы разбора местоимений

Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

  • (представьте) себе

кому?

2. Н. ф. — себя .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

5. В предложении дополнение.

  • какого-нибудь (ботаника)

какого?

2. Н. ф. — какой-нибудь .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

  • который

1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

2. Н. ф. — который .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.

5. В предложении подлежащее.

  • (до) этих (пор)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос каких?

2. Н. ф. — этот .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.

5. В предложении часть обстоятельства времени.

  • ничья (нога)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чья?

2. Н. ф. — ничей .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

2. Н. ф. — он .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

5. В предложении подлежащее.

  • свою (коллекцию)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чью?

2. Н. ф. — свой .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

  • всякими (представителями)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос какими?

2. Н. ф. — всякий .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

Источники:

  • Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
  • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Дополнительно на Геноне:

Морфология русского языка включает множество интересных разделов. Данная статья посвящена рассмотрению местоимения как части речи. местоимения, их особенности, роль в предложении - все это освещается в материале.

Местоимение

В морфологическом списке русского языка важное место принадлежит местоимению. Так называется часть речи, способная заменить любую именную часть речи, не называя конкретных признаков слова. Местоимение, значение и грамматические признаки которого будут указаны ниже, лишь указывает на предметы или явления, не давая им прямого наименования. К примеру, существительное дом можно заменить местоимением он , числительное двадцать - словом сколько-то , прилагательное синий - местоимением какой-то и так далее.

Классификация местоимений по значению

Существует несколько классификаций. Так, на основании значения, которое несет слово, выделяют местоимения личные (он, ты, мы ), притяжательные (его, твой, наш ), указательные (та, этот, такой ), определительные (всякий, самый, каждый ), вопросительно-относительные (что, чей, кто ), неопределенные (некто, некий, некоторый ), отрицательные (ничто, нечего, никакой ) и возвратное местоимение себя . Грамматические признаки местоимения указываются на основании его значения.

Личное, притяжательное, возвратное, указательное

Наиболее употребительными являются личные, притяжательные и указательные местоимения. Грамматические признаки личных местоимений - это наличие категории лица, способность изменения по падежам, присутствие категории рода у 3 лица. Например: На рыбалке у него было приподнятое настроение. В предложении есть личное местоимение (у) него , которому присущи такие признаки, как 3 лицо (по начальной форме - он), родительный падеж, мужской род.

Грамматические признаки указательных местоимений (и притяжательных также) схожи с признаками имени прилагательного: они также изменяются по падежам, числам и родам. Например, Этот дом - его мечта. В предложении есть указательное местоимение этот (единственное число, мужской род, им. падеж) и притяжательное местоимение его (ед. число, мужской род, им. падеж). не изменяется, имеет постоянную, традиционную форму - себя .

Определительное, неопределенное, отрицательное, вопросительно-относительное

Грамматические признаки местоимений определительных следующие: число, род и падеж, зависимые от имени существительного. Эти части речи похожи на но указывают на обобщенный признак. В предложении согласовываются с именем существительным. К примеру, Каждый день становилось теплее. Местоимение каждый согласуется с существительным в числе, роде, падеже.

Вопросительно-относительные местоимения используются в вопросах и сложноподчиненных предложениях как скрепа. При этом одно и то же слово может быть вопросительным местоимением в одном контексте и относительным - в другом: Что говорят про новые гаджеты? (вопросительное) - Ему передали, что говорят про новые гаджеты (относительное). Такие местоимения не изменяются, только кто и что обладают категорией падежа.

Указывают на неопределенность чего-либо и образуются от вопросительных путем прибавления префиксов не - и кое - или суффиксов -нибудь , -то , -либо . Таким образом, грамматические признаки местоимения зависят от его значения. Отрицательные виды рассматриваемых нами частей речи также образуются от вопросительных, но употребляются для отрицания. Например: Послышался какой-то никому неизвестный звук. В предложении два местоимения: какой-то - неопределенное и никому - отрицательное.

Классификация местоимений по грамматическим признакам

Заменяя ту или иную часть речи, местоимение соотносится с какой-либо из них. Поэтому выделяют местоимения-существительные, прилагательные и числительные, которые косвенно называют предмет, признак или количество.

Местоимениями-существительными являются те, которые могут заменить имя существительное, а именно: личные местоимения, вопросительные кто и что и образованные от них отрицательные, возвратное. Они отвечают на вопросы имен существительных. В предложениях чаще всего являются дополнениями либо подлежащими. Грамматические признаки местоимения-существительного указываются исходя из его отнесенности к тому или иному разряду по значению. К примеру, личные имеют категории лица, числа, падежа, а у отрицательных, возвратных и неопределенных местоимений-существительных не принято определять лицо.

Местоимениями-прилагательными называются те, что отвечают на вопросы имен прилагательных и выполняют синтаксическую роль определения. Это большая группа таких частей речи, куда относятся все притяжательные, некоторые указательные (такой, этот, тот и другие), некоторые вопросительные (какой, чей ) и образованные от них неопределенные и отрицательные. Грамматические признаки слов из этого разряда схожи с признаками имен прилагательных, то есть у них есть непостоянные категории падежа, рода, числа.

К местоимениям-числительным относятся вопросительное слово сколько и неопределенное слово столько , а также образованные от них неопределенные местоимения. Из грамматических признаков им присуще только изменение по падежам.

Синтаксическая роль местоимений

По критерию отнесения к тому или иному разряду по значению легче определять грамматические признаки местоимения. Части речи, с которыми ассоциируется местоимение, дает возможность с легкостью обозначить его синтаксическую роль. Так, в предложении "Она написала им другое письмо" есть три местоимения, выполняющие разные функции: она (личное) - подлежащее, им (личное) - дополнение, другое (определительное) - определение.

Правильно назвать член предложения, выраженный местоимением, помогают вопросы. Например, Никто не жил в вашем доме раньше?. Задается вопрос кто? - никто - это подлежащее, в доме каком? вашем - определение. Встречаются предложения, в состав которых входят только местоимения: Это они. Э то - подлежащее, они - сказуемое. Их несколько : их - дополнение, несколько - подлежащее.

Морфологические нормы употребления местоимений

Говоря о грамматических нормах употребления местоимений в словосочетаниях или предложениях, необходимо прежде всего отметить наиболее распространенную ошибку. Это три притяжательных местоимения ее, их, его, которые часто употребляются неверно. Например, егошний, ейный, ихний - это грубое нарушение нормы русского языка.

Употребление местоимений он, они и она нередко требует прибавления буквы "н" в начале слова: он - без него, она - около нее, они - у них . Это необходимо после предлога. Если предлог отсутствует, то буква "н" в слове не нужна: узнали его, спросил ее, увидел их .

Местоимение и контекст

Местоимения выполняют в предложениях и текстах функции замещения. С этим связаны некоторые грамматические неточности. К примеру, Отец уехал в город. Он был далеко. Отец или город был далеко? В офис приехал директор, который находится на пятом этаже. Офис или директор на пятом этаже? Особенно часто двусмысленность наблюдается при употреблении возвратного местоимения и притяжательного местоимения свой: Руководитель попросил менеджера зайти в свой кабинет (чей кабинет: руководителя или менеджера).

Местоимения в экзаменационной работе

В экзаменационной работе по русскому языку встречаются задания, где требуется знать грамматические признаки существительного, глагола и прилагательного. Местоимения часто включаются в задания с нарушением грамматических норм. В таблице ниже представлены примеры подобных заданий.

Нарушение грамматических норм при употреблении местоимений
Задание Ответ
  • взять у его;
  • двумястами домами;
  • красивый Сочи;
  • наиболее красивый.
взять у его (правильное употребление: у него)

Укажите вариант с нарушением морфологической нормы:

  • около двухсот жителей;
  • ихняя дача;
  • самый хороший;
  • полутора километров.
ихняя дача (правильное употребление: их)

Укажите вариант с нарушением морфологической нормы:

  • вкусный кофе;
  • двумстам студентам;
  • егошний сосед;
  • менее высокий.
егошний сосед (правильное употребление: его)

Нередко местоимение выполняет в тексте роль лексического средства связи между предложениями. В аттестационной работе встречаются задания на определение в тексте. Например, необходимо определить, чем связаны предложения: Василий еженедельно ездил в город за покупками. Из него он привозил фрукты, крупы и сладости. Ответ: двумя личными местоимениями. Или другой пример: Сегодня пошел дождь. Это неожиданно. Данные предложения сязаны с помощью указательного местоимения.

Таким образом, грамматические признаки местоимения, морфологические нормы их употребления необходимо знать для успешного прохождения экзамена по русскому языку.

История формирования местоимений как части речи интересна и особенна. К примеру, я - личное местоимение первого лица единственного числа. Оно произошло от старославянского язъ , которое, вероятно, отражало первую букву алфавита - азъ. в языке образовались позже всех. Это связано с тем, что ранее существовали указательные местоимения и, я, е, которые отсылали к третьему лицу. А современные местоимения третьего лица возникли путем перехода слов из одного разряда в другой: из указательных в личные. История русского языка знает период, когда было три вида указательных местоимений. Они употреблялись в зависимости от удаленности предмета от говорящего: съ - близко к говорящему, тъ - близко к собеседнику, онъ - отсутствовавший при разговоре. Разряд притяжательных местоимений до сих пор формируется: в нем есть и простые притяжательные формы (мой, свой ), и вопросительные (чей? ), и неопределенные (чей-нибудь ), и отрицательные (ничей ).