Болезни Военный билет Призыв

Секреты пунктуации. Методы и формы работы. Лексико-семантический анализ текста

Общая характеристика элективного курса

«Секреты синтаксиса и пунктуации.»

Программа элективного курса «Секреты синтаксиса и пунктуации» - школьный курс для уч-ся 9 класса. Она построена в основном на углубленном изучении простых и сложных предложений и знаков препинания в них.

Программа включает в себя:

Теоретический материал;

Задания практического характера;

Задания и вопросы занимательного характера.

Программа элективного курса имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 9 классе. Предполагаемый курс позволит более тщательно подготовиться к итоговой аттестации учащихся и ВОУД. В работу курса включены тестовые задания.

Курс «Секреты синтаксиса и пунктуации» систематизирует знания учащихся, полученные в 5-9 классах, способствует глубокому повторению и закреплению трудных или наиболее значимых тем.

Основная цель элективного курса :

Формирование практических навыков и теоретических знаний учащихся по синтаксису и пунктуации, развитие их логического мышления, креативных возможностей.

Задачи:

1.Углубить знания учащихся по разделам «Синтаксис и пунктуация русского языка.»

2.Сформировать умения определять структуру предложения;

3.Анализировать смысл высказывания в целом или смысловые отношения между его частями;

4.Обнаруживать по опознавательным признакам пунктограмму;

5.Определять пунктуационную норму и ставить знак препинания.

6.Развивать навыки исследовательской творческой работы с текстом, со справочной литературой.

Факультативные занятия выполняют следующие функции:

обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся);

диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения теоретического материала, сформированность пунктуационных умений и навыков;

развивающую (развивают самостоятельность мышления, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);

стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют потребность обращения к справочной литературе.)

Результаты обучения.

В результате изучения курса уч-ся должны знать :

строение, значение и функции основных синтаксических единиц;

типологию простого и сложного предложения, типологию главных и второстепенных членов предложения, односоставных предложений;

виды чужой речи;

признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;

основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;

уметь :

производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;

правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;

пользоваться справочной литературой.

Список литературы:

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.-М., Дрофа, 2000

Валгина Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначения.-М., 1979.

Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений.- М., Дрофа, 2002.

Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка. – М. 2003

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М. 2003

Программа элективного курса: «Секреты синтаксиса и пунктуации».

Тема 1 .Простое предложение как синтаксическая единица. (4 часа)

Тема 2. Пунктуация в предложениях с однородными членами (3 часа)

Тема 3 .Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. (5 часов)

Обращения в предложениях.

Вставные конструкции.

Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных и

отрицательных словах.

Тема4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (5 часов)

Несогласованные определения.

Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные дополнения.

(10 часов)

Типы придаточных предложений.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным обстоятельственным

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Тема 6 . Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (4часа)

Запятая в бессоюзном сложном предложении

Точка запятой в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении

Тема 7 . Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной, при диалоге. (2часа)

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной

Знаки при диалоге.

Знаки препинания при цитатах

Контрольное тестирование

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Секреты синтаксиса и пунктуации».

Тема урока

Кол-во часов

Тема 1.Простое предложение как синтаксическая единица.

Значение, строение и функции предложения.

Типы предложений. Односоставные предложения.

Особенности синтаксического и пунктуационного разбора простых предложений.

Тире между подлежащим и сказуемым

Тема 2. Пунктуация в предложениях с однородными членами.

Однородные члены предложения с бессоюзной связью.

Сочинительные и подчинительные союзы. Однородные члены предложения, соединенные союзами.

Обобщающие слова при однородных членах.

Тема 3.Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Обращения в предложениях.

Вводные слова и словосочетания.

Вставные конструкции.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных и отрицательных словах.

Тема4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Обособленные определения. Согласованные определения.

Несогласованные определения.

Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные дополнения.

Тема 5. Сложные предложения как синтаксическая единица.

Основные виды сложных предложений.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Типы придаточных предложений.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным обстоятельственным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Типы подчинения в сложносочиненных предложениях.

Тема 6 . Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Запятая в бессоюзном сложном предложении.

Точка запятой в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Тема 7. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной, при диалоге.

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной.

Знаки при диалоге.

Знаки препинания при цитатах.

Контрольное тестирование.

Предложения с обособленными членами.

Второстепенный член предложения (один или вместе с зависимыми словами),

выделенный в составе предложения по смыслу и интонационно, называется обособленным.

Предложения с обособленными членами

Второстепенные члены предложения являются обособленными в следующих случаях:

Обособленные

определения

1) Если они стоят после определяемого

Одиночное определение должно нести

значительную смысловую нагрузку.

2)Если они стоят перед определяемым

словом и имеют добавочное значение

причины и уступки.

местоимению.

Поляны, усыпанные березовым листом, были полны солнца.

Молодому человеку, влюбленному, невозможно не проболтаться.

(молодому человеку, если он влюблен…)

Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался снова размышлениям. (так как он был тронут преданностью старого кучера)

Убаюканный сладкими надеждами, он

крепко спал.

А он, мятежный, просит бури…

Обособленные приложения

1) Если они относятся к нарицательному

имени существительному и стоят после

2) Если они относятся к собственному имени

существительному и стоят после него.

3) Если они относятся к личному

местоимению.

4) Приложения могут присоединяться

союзом как

а) являются обособленными, если союз

как имеет оттенок причинности

б) необособленными , если союз как имеет

значение « в качестве»

Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его.

Майя Плисецкая, знаменитая русская балерина, принадлежит к театральной династии.

Он, художник, никогда раньше не видел такого разнообразия красок.

Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руки метлу.

Уже не раз доходили до меня слухи о Яшке Турке как о лучшем певце в околотке.

Обособленные обстоятельства

1) Обстоятельства, выраженные

деепричастиями и деепричастными

оборотами.

2)Обстоятельства уступки с предлогом

несмотря на.

3) Не обосабливаются обстоятельства, выраженные устойчивыми сочетаниями типа

спустя рукава, сломя голову.

Мать несколько раз обернулась, взмахивая платком.

Несмотря на усталость, он много работал.

В тяжелые военные годы многим пришлось работать засучив рукава.

Уточняющие обособленные члены предложения

1)Служат для пояснения других членов предложения (уточняемых).

2)Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи:

а) союзов то есть, или.

б) слов особенно, даже, в частности.

Здесь,в спальне, царил полный покой.

Мы гуляли довольно долго, до самого

Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее.

Значимые части слова, в частности приставки, суффиксы, способны образовать новые слова.

Однородные члены предложения.

Однородные члены предложения- отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Соединяются

При помощи интонации. Сочинительных союзов.

У набережной теснятся

пароходы, шхуны, баржи.

Соединительные

не только…,но и;

как…, так и

Его движения были точны и спокойны.

Я знаю и русский, и казахский язык.

Ночью ветер злится да стучит в окно.

Ни время, ни расстояние не ослабляют дружбу.

Он был не только хорошим учеником, но и настоящим другом.

Вокруг столпились как местные, так и приезжие.

лительные

Или, либо,

Не то-…не то

Подчеркните красной или синей линией.

Солнце то спрячется, то вновь появится…

Но вот впереди показались не то огни поселка, не то горящих костров.

Противительные

А, но, да(но),зато

Знание- орудие, а не цель.

Старцев поехал домой, но скоро вернулся.

Язык мал, да горами качает.

Предложения с несколькими рядами однородных членов.

Вдали над нами пестрели и цвели луга и нивы золотые.

На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром.

Устойчивые сочетания: и день и ночь ни то ни се

ни свет ни заря и так и сяк

ни рыба ни мясо и смех и грех

Определения.

Однородные Неоднородные.

На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. Мама купила большой красный

На прилавке лежали шерстяные, шелковые платки.сладкий арбуз.

Обобщающие слова при однородных членах.

О: О,О,О Вокруг все ожило: и леса, и пруды, и степи.

О,О,О- О Затуманенный лес, озеро, небо- все было серое.

О:О,О,О- … Все вокру: затуманенный лес, озеро, небо- было серое.

О, а именно: О, О и О (как-то, а именно, например)

Строение и грамматическое значение предложения.

Предложение - это грамматически и интонационно оформленная единица, выражающая законченную мысль.

Обязательно содержит грамматическую основу (подлежащее и сказуемое)

Предложения Простые Сложные (Одна грамматическая основа) (Две и более грамматических основ)

По цели высказывания:

повествовательные (Морозные ночи, ясные, тихие сны…) , Бессоюзные

вопросительные (Вы намерены биться на шпагах ?), , - значение одновременности и

побудительные (Спой мне песню.) последовательности перечисления.

Поинтонации предложения бывают: Союзные ; – перечисление более распространено, восклицательными и внутри предложения уже есть запятые. Невосклицательными : (причина), (по смыслу союз- потому что)

По наличию и отсутствию второстепенных членов: : (поясняет первое), (а именно,то есть) распространенные (кроме главных есть и второстепенные члены) : (дополняет первое), (как, что)

Наступила долгожданная весна . – при противопоставлении (а, но и др.)

нераспространенные (состоят только из грамматической основы) (время или условие) - , (когда, если)

Наступила весна. – (следствие, вывод), (так что)

По строению грамматической основы: Сложносочиненные Сложноподчиненные

двусоставные (с двумя главными членами) (Равноправные по смыслу, (Одно из предложений подчинено другому

односоставные (с одним главным членом.) связываются сочинительными и связано с ним подчинительным союзом:

Союзами: и, да(и), ни..ни,а,но, что,потомучто,где,куда,откуда,когда,

главным членом-сказуемым с главным членом- подлежащим да(но), однако ли, либо,ли..ли, чтобы,едва,оттогочто,таккак,из-за того что)

Да..да и, тоже,также,то есть, Независимое предложение- главное,

Определенно- личные Назывное а именно, зато, же. а подчиненное главному- придаточное )

(в форме 1-го, 2-го лица (Еду в город ) (Тихая, звездная ночь .)

Неопределенно-личные С придаточными С придаточными С придаточными

(в форме 3-го лица мн.ч. и в форме мн. Определительными изъяснительными обстоятельственными

ч. прош врем. Важно действие,а не лицо. (Отвечают на вопросы (Отвечают на вопросы Места- где? куда? откуда?

Лицо мыслится неопределенно.(На берегу громко пели .) определения-какой?… косв.педежей, чаще всего Времени- когда? как долго?…

Безличные Относятся к существительному относятся к сказуемому.) Причины- почему? отчего?…

(нет и не может быть подлежащего) В боку колет. и всегда стоят после него.) Я сказал мальчикам, что Образа действия- как?…

Мы вышли на поляну, где рос заблудился Следствия- что из этого следует?

огромный дуб. Цели- зачем? для чего?…

Сравнения, условия, уступки.

Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю данную грамматическую структуру (морфологическую или синтаксическую) для выражения данного внеязыкового значения?» Познавая свой Язык, человек познает самого себя, особенности национального мышления и национальной картины мира» (Г. А. Золотова). Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка - коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность факультативных занятий по синтаксису.

Синтаксис как раздел науки о языке.
Цель изучения темы: повторить и расширить сведения о синтаксисе как разделе науки о языке; познакомить учащихся с основными вехами биографии и научной деятельности выдающихся русских и белорусских синтаксистов.

Материал соответственно целесообразно распределить на два занятия.

Основные этапы 1-го занятия.
1. Учащиеся анализируют утверждения, приведенные в упр. 1, выбирают верные из них (1, 2, 5) и с помощью учителя формулируют определение синтаксиса: «Синтаксис (греч. syntaxis - составление, построение, сочетание, порядок) - раздел грамматики, изучающий словосочетания, простые предложения, сложные предложения (их типы, значения, функции, условия употребления)».

Определение целесообразно записать в тетради и проанализировать структуру определения научного термина. Б опре-
деление в данном случае включается ссылка на происхождение термина (из греческого языка), сам термин подводится под более широкое понятие (синтаксис - раздел грамматики), затем выявляются его отличительные признаки, свойства (через перечисление основных синтаксических единиц).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Секреты синтаксиса и пунктуации, 9 класс, Долбик Е.Е., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, 9 класс, Мурина Л.А., Литвинко Ф.М., Долбик Е.Е., 2011
  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Русский язык, Таблицы, схемы, упражнения, Долбик E.E., Леонович В.Л., Саникович В.А., 2014
  • Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой, Русский язык, 5-9 классы, Углублённое изучение, Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Политова И.Н., 2014

Следующие учебники и книги.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – Савкинская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Секреты русской орфографии и пунктуации», 9 класс

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Слесаревой Елены Михайловны

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русской орфографии и пунктуации» в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.

Элективный курс направлен на решение одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. Практика работы в 8-9 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. В данном курсе приводятся в систему знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл), пунктуации (8-9 кл.). Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Элективный курс поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографии и пунктуации, закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно. Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практические навыки, необходимые для лучшего овладения общеучебными умениями, которые позволят школьникам успешно подготовиться к сдаче ОГЭ.

Данный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Продолжительность одного занятия - 45 мин.

Цель курса:

Обобщить, закрепить и углубит ь знания по орфографии и пунктуации, полученные в курсе основной школы.

Задачи курса :

Продолжить формирование навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;

Активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

Развить орфографическую зоркость учащихся.

Методы и формы работы:

Семинары;

Практические работы.

Система контроля : курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные тесты по обобщающим темам.

В результате изучения курса обучаемый должен знать :

    правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

    условия, от которых зависит написание;

    норму, действующую при данных условиях;

    последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

    приёмы разграничения схожих написаний;

    правила постановки знаков препинания.

уметь :

    правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

    правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;

    правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

    правильно писать не с разными частями речи;

    правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;

    отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;

    согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;

    расставлять знаки препинания.

Содержание программы

Данный материал сопровождается лингвистическим, орфографическим, а также пунктуационным анализом текстов, и другими упражнениями для закрепления материала.

Изучение языка, особенно грамматики, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико – синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. В связи с этим особое место отводится формированию грамотного письма, которое носит практическую направленность.

Правописание сложных существительных.

Написание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и приставкой до-. Орфографический анализ текста.

Правописание производных предлогов и предложных сочетаний. Сложные предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний.

Модели образования сложных прилагательных. Слитное написание сложных прилагательных. Написание через дефис и раздельно.

Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях. Правописание суффиксов страдательных причастий в полной и краткой форме. Правописание бесприставочных причастий, образованных от глаголов совершенного вида. Правописание отглагольных прилагательных.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Наречия, образованные соединением предлогов – приставок. Наречия, имеющие в своем составе существительные или именные формы, не употребляющиеся в современном русском языке. Зависимость правописания наречий от контекста. Наречия пространственного и временного значения. Раздельное написание наречных сочетаний.

Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на – мый.

Дефис и тире в орфографии и синтаксисе. Правописание существительных, прилагательных, наречий, частиц через дефис. Дефисное написание повторяющихся слов. Обособленные приложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Словообразование и этимология. Правописание приставок. Отличие приставки от других частей слова. Неизменяемые приставки. Приставки пре- и при - . Употребление слов с иноязычными приставками. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями слова.

Постановка знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными членами. Условия обособления. Обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения.

Пунктуация при сравнительных оборотах и присоединительных членах предложения.

Пунктуация в предложениях, осложнённых однородными членами. Условия однородности. Средства выражения однородности. Структура сочинительного ряда.

Конструкции, не входящие в структуру предложения. Знаки препинания при них. Обращение. «Именительный представления». Вводные конструкции. Вставные конструкции. Междометия.

Тематическое планирование

п/п

Тема

часы

дата

Вводное занятие. Основные факторы современного русского письма. Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии.

Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок.

Написание глаголов с приставкой

недо- и глаголов с частицей не и приставкой до- .

Правописание производных предлогов и предложных сочетаний.

Модели образования сложных прилагательных.

Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на - мый .

Дефис и тире в орфографии и синтаксисе.

Словообразование и этимология.

Постановка знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными членами. Условия обособления.

Пунктуация при сравнительные оборотах и присоединительных членах предложения.

Пунктуация в предложениях, осложнённых однородными членами. Условия однородности.

Средства выражения однородности. Структура сочинительного ряда.

Конструкции, не входящие в структуру предложения. Знаки препинания при них.

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Индивидуально-авторская пунктуация. Пунктуация неполных предложений.

Итоговое тестирование.

Литература

1. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа

спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский

язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.

2. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М., 2004.

3. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2010.

4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 2002.

5. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.

6. Е.В.Михайлова. Тесты и тексты для комплексного анализа. Москва, ВАКО 2007.

7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 2007.

8. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2004.

9. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 2001.

10. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2017.

11. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1994.

Шмид Екатерина Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 101"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Элективный учебный курс по русскому языку
Тема: "Секреты пунктуации"
Дата публикации: 17.10.2016
Раздел: полное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101» Программа рассмотрена на заседании МО учителей рус- ского языка, литературы, исто- рии, обществознания и музыки Руководитель МО ___________ Шмид Е.В. Протокол № 1 от 27.08.2016 г. Программа рекомендована к работе педагогическим советом МБОУ «СОШ «101» Протокол № 1 от 31.08.2016 г. Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ «101» ____________ Приказ № 166а от 01.09.2016 г Рабочая программа
элективного учебного курса

«Секреты пунктуации»

по русскому языку
для учащихся 10-х классов на 2016-2017 учебный год Составитель: Шмид Екатерина Витальевна, учитель русского языка и литературы Новокузнецк 2016 г.

1. Пояснительная записка
В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом муниципаль- ного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная шко- ла №101» на 2015-2016 учебный год рабочая программа элективного учебного курса «Се- креты пунктуации» по русскому языку для 10-х классов рассчитана на 35 часов, 1 час в не- делю. Зачётов – 3. Элективный учебный курс по выбору «Секреты пунктуации» по русскому языку для 10-х классов имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классе. Элективный курс по выбору «Секреты пунктуации» необходим, так как способству- ет повторению и закреплению материала, знание которого важно при сдаче экзамена в 11 классе, систематизирует знания учащихся, полученные в 5-9 классах, способствует изуче - нию трудных и наиболее значимых тем. Значительное количество часов отводится на практические занятия по пунктуации, так как именно эти темы вызывают наибольшее за- труднение у учащихся. Основная
цель
элективного учебного курса:совершенствование языковой, комму- никативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления. Данная цель предполагает решение ряда
задач
, важнейшими из которых являются:  повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Пунктуация»;  совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навы- ков учащихся;  обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической сино - нимии.
2. Требования к результатам освоения учащимися 10-х классов

программы элективного учебного курса по выбору

«Секреты пунктуации» по русскому языку
В результате изучения курса учащиеся
должны знать:
 строение, значение и функции основных синтаксических единиц;  типологию простого и сложного предложения, второстепенных членов предложе- ния, односоставных предложений;  признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;  основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в слож- ном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;  выдающихся учёных-лингвистов;
уметь:
 производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;  правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;  пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литерату- рой.
3. Содержание программы элективного учебного курса

«Секреты пунктуации» по русскому языку для 10-х классов

Русская пунктуация как система.

Краткие сведения из истории русской пунктуации.
Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация. Сочетание знаков препинания. Факультативные и вариативные знаки препинания.
Трудные вопросы пунктуации.
Тире между подлежащим и сказуемым. Дефис при прило- жении. Запятые при сравнительных оборотах. Пунктуация в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими слова- ми. Пунктуация при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. Обособленные определения, приложения, обстоятельства. Употребление двоеточия в предложениях разного типа. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.
Знаки препинания в сложных предложениях.
Пунктуация в сложносочиненных предло- жениях. Пунктуация в сложноподчиненных предложениях. Пунктуация в сложноподчи- ненных предложениях с несколькими придаточными. Запятая и точка с запятой в бессо - юзных сложных предложениях. Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. Тире в бессоюзных сложных предложениях. Пунктуация в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи.
4. Календарно-тематическое планирование
Всего 35 часов, 1 час в неделю Зачет – 3

Наименование раздела и тем

Часы

учебно-

го вре-

мени

Плановые

сроки

прохожде-

ния
1 Русская пунктуация как система. 1
Краткие сведения из истории русской пунктуации (7 ч.)

7
2 Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. 1 3 Состав знаков препинания в русском языке. 1 4 Функции знаков препинания. 1 5 Пунктуация и интонация. 1 6 Сочетание знаков препинания. 1 7 Факультативные и вариативные знаки препинания. 1 8
Зачет № 1
1
Трудные вопросы пунктуации

(17 ч.)

17
9 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 10 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 11 Дефис при приложении. 1 12 Дефис при приложении. 1 13 Запятые при сравнительных оборотах. 1 14 Пунктуация в предложениях с однородными членами. 1 15 Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. 1 16 Пунктуация при обращениях. 1 17 Знаки препинания при вводных словах. 1 18 Знаки препинания при вводных предложениях. 1 19 Обособленные определения. 1 20 Обособленные приложения. 1 21 Обособленные обстоятельства. 1 22 Употребление двоеточия в предложениях разного типа. 1
23 Запятая перед союзом как. 1 24 Запятая на стыке двух союзов. 1 25
Зачет № 2
1
Знаки препинания в сложных предложениях (10 ч.)

10
26 Пунктуация в сложносочиненных предложениях. 1 27 Пунктуация в сложноподчиненных предложениях. 1 28 Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. 1 29 Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предло- жениях. 1 30 Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. 1 31 Тире в бессоюзных сложных предложениях. 1 32 Пунктуация в сложных предложениях с различными вида- ми союзной и бессоюзной связи. 1 33 Пунктуация в сложных предложениях с различными вида- ми союзной и бессоюзной связи. 1 34 Повторение и систематизация изученного материала. 1 35
Зачет № 3
1
5. Список литературы
1. Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8–11 классы [Текст] / Н. С. Валгина. – М.: Просвещение, 2000. – 314 с. 2. Граник, Г.Г. Речь, язык и секреты пунктуации [Текст] / Г.Г. Граник [и др.] – М.: Просвещение, 1995. – 352 с. 3. Греков, В. Ф., Крючков, С.Е., Чешко, Л. А. Пособие для занятий по русскому язы- ку в старших классах [Текст] / В. Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л. А. Чешко. – М.: Просвеще - ние, 2007 г. – 205 с.
Согласовано:
Зам. директора по УВР ______________________ «___»____________2016 г.


К ЧИТАТЕЛЯМ

Самая важная глава книги - «Хотя «путь и далек, и долог». Это путь от знания правила к верно поставленному знаку.
Многие из вас успели убедиться, что ни упорное повторение правил, ни бесконечное переписывание не гарантируют от ошибок. А чтобы рука как бы сама собой ставила нужный знак на нужное место, чтобы грамотность «приросла к кончику пера», в мозгу должен работать точный и быстро действующий механизм. Как заставить этот механизм работать, и рассказывает глава «Хотя «путь и далек, и долог». Будет ли механизм действовать, зависит прежде всего от вас: выполняя задания, учитесь им управлять.
Некоторые задания вы будете выполнять «в уме». Большинство же требует реальной расстановки знаков препинания. Для этого не обязательно переписывать все в тетрадь: обзаведитесь прозрачной пленкой, положите ее на текст с заданием и расставляйте знаки.
Расстановкой знаков препинания работа не заканчивается. Необходимо проверить ее. Наша книжка дает возможность научиться проверять себя. Для этого существуют ответы, которые расположены через несколько страниц после каждого задания под заголовком «Проверьте себя».
Тем, кто готовится в вузы, мы советуем не откладывать работу с книгой на последние недели перед экзаменами. Занимайтесь по ней так же ответственно, как занимаются с индивидуальным репетитором, к которому в течение длительного времени аккуратно приходят на уроки.
Желаем вам успехов в раскрытии секретов пунктуации!

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ

Замечательный английский драматург Бернард Шоу в предисловии к сборнику своих пьес говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ.
Можно ли согласиться с этим замечанием? Пожалуй, можно, но все-таки...
Действительно, способов произнести слово, даже самое короткое, есть великое множество. Произнесенное вами нет может быть спокойным или угрожающим, злорадным или огорченным, радостным или скорбным. Ваш голос может при этом звучать мягко или твердо. И всего этого при записи, конечно, не передашь. И записывается слово только одним способом - составляющими его буквами. Но... Вот одно и то же слово, записанное несколько раз: Да. Да? Да?! Да... Да, Да:.
Произнесите в уме эти слова, мысленно вслушайтесь в их звучание. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково.
Вам ясно, что да с точкой - это спокойное да, но это спокойствие может быть мужественным, решительным или горьким. Да с вопросительным знаком - это да, выражающее вопрос, сомнение, недоумение или просьбу что-то позволить. Да с вопросительным и восклицательным знаком - сильное недоумение (в этом случае да?! можно «перевести» как «неужели?»), с восклицательным - сильное чувство (может быть, радость или гнев). С многоточием - это неуверенность, растерянность, размышления, которым еще трудно облечься в слова, огорчение, разочарование. Запятая после да свидетельствует: сейчас будет сказано о том, что именно подтверждается этим да, двоеточие - сигнал того, что последует объяснение, почему сказано да.
Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой речи, что передается интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания.
Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл.
Мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста, впервые выражена основоположником русской грамматики М. В. Ломоносовым, писавшим, что «знаки ставятся по силе разума».
При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда... даже и вместо слов.
Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»
Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит и тревожные вопросы (Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение:
Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я ее немедленно издам! А может быть, даже и такое: Отлично! Это мне принесет изрядныш доход! С помощью такой книги я потесню своих конкурентов на книжном рытке!
И всю эту гамму мыслей и чувств он выразил одним коротеньким значком «!», окрашенным одновременно и тем же юмором, с которым сочинил свое письмо автор «Отверженных». Примерно так же поступаете и вы, когда, желая похвалить кого-нибудь и сделать это весело, поднимаете кверху большой палец и говорите: «Во!»
Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т. е. хорошо понимать знаки препинания.
При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Так, если вы пишете о ком-нибудь, что он умница, выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не уверены в высоких умственных способностях этого человека.
Эти примеры показывают, насколько обогащает возможности письменной речи хорошее знание пунктуации.
Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. В начале прошлого века подобные трудности возникали довольно часто, так как знание пунктуационных правил не считалось обязательным и большинство пишущих ставили знаки по своему усмотрению. Знатоками пунктуации были только издательские работники, и им приходилось немало мучиться с рукописями даже образованнейших авторов. Так, один из издателей писал Герцену, что его знаки препинания - «сущие знаки притыкания» и только затрудняют чтение.
Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. О таких искажениях рассказывают два хорошо известных «пунктуационных анекдота». Первый из них повествует о путешественнике, который в момент опасности молился Богу и обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую». Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставить статую, золотую пику держащую». Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
Другой «пунктуационный анекдот» говорит о том, что жизнь человека оказалась в зависимости от того, где будет поставлена запятая в предложении: «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». А теперь представьте себе, что в таком приказе знак препинания случайно или умышленно пропущен. Тогда этот приказ становится двусмысленным и тот, кто его получит, не будет знать, как же ему надлежит поступить. Скорее всего он попытается угадать, чего же в действительности хотели те, кто отдавал распоряжение. Именно такая ситуация описывается в историческом романе М. Дрюона «Французская волчица». В нем рассказывается, как английская королева Изабелла и ее возлюбленный лорд Мортимер свергли с престола короля Эдуарда II, нелюбимого мужа королевы Изабеллы. Его заточили в крепость и вынудили отречься от престола в пользу наследника. Однако существовала опасность, что возникнет заговор с целью освободить короля и поднять мятеж. Лорду Мортимеру и королеве Изабелле было бы спокойнее, если бы Эдуарда II не было в живых. Но никто не решился собственноручно отдать приказ об убийстве особы королевской крови: письменный приказ мог попасть не к тем, кому предназначался, или даже послужить оружием против королевы. Этими сомнениями Мортимер поделился со своим другом епископом Орлетоном. «Иными словами, милорд, -сказал епископ, - вы хотите послать приказ, не посылая его». Орлетон довольно быстро решил задачу, написав в качестве приказа одну строчку по-латыни без знаков препинания. Из записи, таким образом оформленной, нельзя было решить, доброе или не доброе дело убить Эдуарда.
«Если Господь пожелает, - заметил Орлетон, - тот, кто получит письмо, поймет его смысл. Но разве можно будет кого-нибудь упрекнуть за такое письмо?»
Так король Эдуард II стал жертвой не только политического, но и грамматического коварства.
А вот что рассказал К. Паустовский в книге «Золотая роза».
Писатель Андрей Соболь принес в редакцию газеты «Моряк» рассказ, интересный по теме, но напечатанный путаными, какими-то раздерганными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать жаль. Корректор Благов, опытный издательский работник, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова. И вот рукопись выправлена. «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова......
- Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой.
Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Итак, умение ставить знаки препинания - неотъемлемая часть владения письменной речью, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.
Умение ставить знаки дается нелегко, так же как нелегко дается и весь процесс письменного выражения своих мыслей. Но вам ясно, что нашу жизнь сегодня невозможно даже представить себе без письменной речи. Письменная речь воплощает в себе все, чем богата жизнь: она приносит и новые знания, и опыт мудрости, и добрый привет близких людей, находящихся в разлуке с нами. Благодаря письменной речи человеческий опыт не пропадает, а копится и передается из поколения в поколение. Иначе человеческая культура не могла бы развиваться.