Болезни Военный билет Призыв

Сценарии к дню спасибо в детской библиотеке. "11 января - Международный день "Спасибо". Всемирный день «Спасибо»

Как протекает развитие недоношенного ребенка до года по месяцам? Для родителей, на долю которых выпало выхаживать такого кроху, нередко это вопрос жизни и смерти. Здоровье и развитие ребенка, родившегося раньше срока, во многом зависят от степени его недоношенности. Первостепенную роль играет уровень оказанной медицинской помощи. Однако не менее важна любовь и стойкость родителей.

Из недоношенных детей вырастают здоровые, крепкие, смышленые мальчики и девочки. Они не отстают в освоении навыков, а всего лишь развиваются по своей схеме. Масса и длина тела у недоношенных детей в течение первого года жизни увеличивается быстрыми темпами в сравнении с доношенными новорожденными. Природа поставила перед ними задачу - «догнать», а в некоторых случаях и «перегнать».

Группы недоношенных детей

Группа Срок беременности, в неделях Вес новорожденного, в граммах Увеличение массы тела к году, в разах
1 36-37 2000-2500 4-5
2 32-35 1500-2000 5-7
3 28-31 1000-1500 6-7
4 Менее 28 Менее 1000 8-10
  • Если ребенок родился с массой тела ниже 1000 г, его называют «экстремально недоношенным» . Дети с таким весом составляют менее 5% всех недоношенных новорожденных. За жизнь такого ребенка приходится бороться упорно и продолжительно. Все жизненно важные функции его организма требуют искусственной поддержки. При современных достижениях неонатологии выхаживают даже детей с весом 500 г. Но в этих случаях высокий процент осложнений и инвалидности. Кстати, в России с 2012 года действует закон об обязательном выхаживании и регистрации детей с весом 500 г. Вокруг этой темы много дискуссий, в том числе и нравственного характера.
  • Особо пристальное внимание уделяется деткам, родившимся с массой тела от 1000 г до 1500 г . Их называют «глубоко недоношенными», но у них много шансов не только выжить, но и быть полноценными, здоровыми людьми. Таким детям нужна искусственная вентиляция легких, подача кислорода, энтеральное (через зонд в желудке) и парентеральное (через вену) питание. В специальные питательные смеси добавляются гормоны, аминокислоты, ферменты, глюкоза, которые способствуют быстрому росту и развитию грудничка.
  • Специальные условия . Дети с весом до 1500 г не подготовлены к самостоятельному функционированию. Для их выхаживания нужно создать условия, адекватные внутриутробным. Деток помещают в кувезы (кювезы) - инкубаторы для недоношенных. Здесь выдерживается необходимая температура и влажность воздуха, проводятся необходимые исследования и поддержка. В инкубаторе находятся дети весом до 1700 г, затем их помещают в кроватку с подогревом. При весе 2000 г малыш, как правило, уже не нуждается в специальной тепловой поддержке.
  • Особенности развития недоношенного ребенка на сроке 34 недели . Малыш способен самостоятельно сосать. Это важный показатель при выхаживании детей, родившихся раньше срока. У малышей этой группы есть риск возникновения апноэ - внезапной и непроизвольной остановки дыхания, чаще всего во сне. Поэтому им нужно пройти дополнительные обследования. Причины апноэ слабо изучены. Их связывают с мускулатурными, дыхательными, неврологическими нарушениями. Если осложнений нет, грудничок быстро набирает норму веса и отправляется домой вместе со счастливыми родителями.
  • Развитие недоношенного ребенка, родившегося в 36 недель . У таких деток, как правило, не возникает никаких осложнений. Они могут самостоятельно дышать и сосать. Интенсивная терапия им может не понадобиться. Однако такие малыши обязательно проходят дополнительные обследования и после выписки находятся под пристальным наблюдением педиатра.
  • Степень недоношенности связана не только с показателем веса, но и с общей зрелостью организма . Бывает, что детки рождаются с весом 2500 г, но по зрелости органов, систем и функций уступают тем, у кого 2000 г.

Как выглядит грудничок, родившийся раньше срока

Малыши, родившиеся раньше времени, имеют ряд особенностей. Внешние признаки проявляются с разной степенью.

  • Маленький вес и рост . Длина и масса тела грудничка могут впечатлять своей крохотностью.
  • Непропорциональность в теле . У малыша большая голова. Она составляет 1/3 длины тела (для сравнения у доношенного ребенка - 1/4). Мозговая часть черепа больше лицевой. Живот относительно всей длины также большой и распластанный. Пупок находится значительно ниже, чем у доношенных детей. Шея, ноги и руки - короткие.
  • Мягкость и податливость костей черепа . Родничок открыт. Кости могут двигаться, черепные швы расходиться.
  • Мягкость ушных раковин . Уши настолько мягкие, что могут сгибаться внутрь, слипаться.
  • Пушок на теле . Спина, плечи, бедра, лоб, щеки покрыты мягким волосяным покровом. В медицине это явление называется лануго.
  • Отсутствие подкожного жира . Кожа грудничка, как будто прозрачная. Под ней можно разглядеть кровеносные сосуды.
  • Слабость и вялость . Двигательная активность снижена, слабый крик, отсутствие чувства голода, гипотонус, неразвитый сосательный рефлекс - все эти признаки в медицине называются адинамией. Они бывают только у глубоко недоношенных.
  • Слабые и короткие ногти . Признак встречается реже, чем остальные.
  • Пучеглазие . Проявляется не сразу, а спустя две недели после рождения. Характерно для детей с большой степенью недоношенности.
  • Недоразвитие половых органов . У девочек может быть зияющая половая щель с недоразвитыми большими половыми губами. У глубоко недоношенных мальчиков - яички не опустились в мошонку.
  • Отсутствие набухания молочных желез . Бывает у глубоко недоношенных.

Перечисленные признаки могут проявляться в комплексе или частично. Какие-то из них могут встречаться даже у доношенных детей.

Когда кроха попадет домой

Это зависит от степени недоношенности. В больнице он может провести от недели до полугода. Этапы выхаживания недоношенных детей таковы: оказание первой помощи в роддоме; перевод в детское реанимационное отделение; затем в отделение интенсивной терапии; уже отсюда, при хорошей динамике, малыша выписывают домой. Мама может находиться рядом с крохой в больнице, помогать в уходе медперсоналу, привозить . И даже брать малыша на руки. Кстати, это один из самых уникальных и эффективных способов выхаживания. Он называется методом «кенгуру». При каких условиях малыша выписывают домой?

  • Нет осложнений, стабильный прогресс в общем развитии.
  • Налаженная терморегуляция.
  • Ребенок обходится без поддержки и контроля дыхания, сердечно-сосудистой системы.
  • Умеет самостоятельно сосать грудь или бутылочку, прибавка в весе увеличилась до 2000 г.

И еще одно, не менее важное условие: родители знают, как кормить недоношенного ребенка, как обеспечить малышу правильный уход и куда обратиться в случае необходимости.

Развитие по месяцам

Таблица - Прибавка в весе и росте недоношенных детей по месяцам и за год

Возраст (в месяцах) 4 группа
(до 1000 г)
3 группа
(до 1500 г)
2 группа
(до 2000 г)
1 группа
(до 2500 г)
Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см
1 180 3,9 190 3,7 190 3,8 300 3,7
2 400 3,5 650 4 700-800 3,9 800 3,6
3 600-700 2,5 600-700 4,2 700-800 3,6 700–800 3,6
4 600 3,5 600-700 3,7 600-900 3,8 700-900 3,3
5 650 3,7 750 3,6 800 3,3 700 2,3
6 750 3,7 800 2,8 700 2,3 700 2
7 500 2,5 950 3 600 2,3 700 1,6
8 500 2,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
9 500 1,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
10 450 2,5 500 1,7 400 0,8 400 1,5
11 500 2,2 300 0,6 500 0,9 400 1,0
12 450 1,7 350 1,2 400 1,5 300 1,2
Прибавка в весе и росте за год ≈ 7080 ≈ 33,7 ≈ 8450 ≈ 31,7 ≈ 8650 ≈ 27,5 ≈ 9450 ≈ 25,3

Таблица - Сравнительная характеристика моторных навыков доношенных и недоношенных детей

Навыки Ребенок с массой до 1500 г Ребенок с массой до 2000 г Ребенок с массой до
2500 г
Доношенный ребенок с массой до 3500 г
Зрительное и слуховое сосредоточение 3 мес. 2-2,5 мес. 1-1,5 мес. 2-4 нед.
Уверенно держит голову, лежа на животе 5 мес. 4 мес. 3,5-4 мес. 2,5-3 мес.
Переворачивается со спины на живот 7-8 мес. 6-7 мес. 5,5-6 мес. 5-6 мес.
Начинает ползать 11-12 мес. 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес.
Самостоятельно садится 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес. 7-8 мес.
Самостоятельно стоит 12-14 мес. 11-12 мес. 10-11 мес. 9-11 мес.
Самостоятельно ходит 14-16 мес. 12-15 мес. 12-13 мес. 11-12 мес.

На что обратить внимание при рассмотрении таблицы?

  • Отсутствует группа «экстренно недоношенных» детей . Процент рождаемости таких детей невысок. Методы их выхаживания сравнимы с космическими технологиями, а этапы развития могут сильно запаздывать.
  • Приведены усредненные показатели по месяцам . Необходимо учитывать индивидуальное развитие, генетическую предрасположенность, общее состояние здоровья.
  • После полугода показатели недоношенных детей постепенно выравниваются до уровня доношенных . Психомоторные навыки развиваются примерно в одно время, если у крохи нет никаких осложнений.

Разница в освоении навыков в сравнении со зрелыми новорожденными составляет 1–3
месяца. Это зависит от степени недоношенности грудничка.

  • 1 месяц . В отличие от доношенных детей малыш плохо набирает вес в течение первого месяца. Это обусловлено слабой сосательной активностью, неразвитым глотательным рефлексом. Если малыш находится в домашних условиях, задача родителей - оберегать его от воздействия холода, болезнетворных микробов, вирусов. Контакт с внешним миром должен быть ограничен.
  • 2 месяца . Силы прибавляются, но сосать малышу пока трудно. В этот период идет ощутимый набор веса, что является главным показателем здорового развития недоношенного ребенка. С начала второго месяца грудничка можно .
  • 3 месяца . Сон и еда - две базовых вещи для крохи в этом возрасте. Нужно только следить за тем, чтобы грудничок не поворачивал голову в одну сторону, и менять его положение. Также в этом возрасте появляются мимические реакции, малыш фиксирует взгляд на мамином лице, пробует поднимать голову. Пока не улыбается, зато реагирует на тактильный контакт. Развивается хватательный рефлекс, зрительное и слуховое внимание. Удваивается масса тела.
  • 4 месяц . Малыш поднимает и уверенно держит голову, издает звуки. Захватывает рукой игрушку. В этот период возможно повышение мышечного тонуса, который хорошо снимается массажем и гимнастикой.
  • 5 месяц . Удерживает игрушку в руке. Улыбается, начинает проявлять живой интерес к окружающему миру. Звуковые и зрительные реакции намного улучшаются. Ребенок поворачивает голову на звук и с точностью определяет его источник.
  • 6 месяц . Масса тела утраивается. Ребенок делает попытки переворачиваться со спины на живот. При общении заметно оживляется, узнает родных, дрыгает ножками и ручками, гулит. Если держать кроху под мышки, упирается ногами о поверхность, слегка приседает. После полугода уход за недоношенным ребенком ничем не отличается от ухода за малышами, родившимися в срок.
  • 7 месяц . Проявляет активность, легко , по-пластунски, хорошо держит игрушку в руке. В этом возрасте , если грудничок родился на 35–37 неделе.
  • 8 месяц . Делает первые попытки , стоит на четвереньках, пробует раскачиваться. Все двигательные навыки осознанные и умелые. В этом возрасте проявляет интерес не только к своим делам, но и к общению. Понимает, когда его просят показать какой-то предмет. Малыша интересует вербальный контакт - слова, интонации, песни, потешки, сказки.
  • 9 месяц . Сидит более уверенно, пробует ползать. Потребность в общении увеличивается еще больше. Режутся первые зубы, если малыш родился на 32–34 неделе. Произносит первые слоги.
  • 10 месяц . Уверенно стоит, передвигается, держась за опору. Но предпочтение пока отдает ползанию. Любит наблюдать за движущимися предметами. Быстро реагирует на звуки, прислушивается к ним, знает свое имя. В этом возрасте режутся первые зубы, если грудничок родился до 31 недели.
  • 11 месяц . Период активного ползания продолжается. Хотя малыш уже способен уверенно вставать и садиться. Может долго стоять без опоры и даже сделать несколько шагов без поддержки. В этот период его привлекают кубики, пирамидки, все движущиеся игрушки. Он хорошо контактирует с близкими.
  • 12 месяц . Грудничок может пойти самостоятельно. Это еще раз подтверждает, что недоношенные дети «догоняют» сверстников в развитии к году. Иногда это происходит позже - в полтора года. Педиатры отмечают, что в физическом развитии недоношенные дети преуспевают больше, чем в нервно-психическом. Возрастная зрелость нервно-психических процессов у таких деток может сформироваться к 2–3 годам. Эти показатели в пределах нормы.

Что нужно знать об особенностях медицинского наблюдения недоношенных детей? Необходимо: еженедельное наблюдение у педиатра в течение 1 месяца, затем дважды в месяц до полугода; ежемесячное определение уровня гемоглобина для предупреждения анемии; профилактика , начиная со 2 недели; ежеквартальная консультация ортопеда и невропатолога. Дополнительно на первом году жизни понадобятся консультации физиотерапевта, офтальмолога, отоларинголога, кардиолога, эндокринолога.

Особенности ухода: 6 важных моментов

Недоношенный малыш требует большего внимания и мер предосторожности при уходе. Каких именно?


Родителям нужно запастись не только знаниями и навыками, но еще и терпением, любовью и верой в своего малыша.

Отдельно о кормлении

Вскармливание недоношенных детей имеет ряд особенностей, о которых нужно знать родителям.

  • . После выписки малыш должен уметь самостоятельно брать и сосать грудь. В первые месяцы у грудничка еще мало сил, а затраты энергии при сосании велики. Поэтому рекомендуют докармливать его из ложечки сцеженным молоком. Главная задача мамы - и кормить ребенка как можно дольше.
  • Искусственное вскармливание . Если грудное вскармливание невозможно, используются адаптированные смеси для недоношенных детей с повышенным содержанием белка, витаминов, жирных кислот. Необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром при выборе смеси для ребенка.
  • Сколько раз кормить малыша? В зависимости от степени недоношенности: от 10 до 20 раз в сутки, дробными порциями. Когда малыш начнет набирать вес со второго месяца жизни, достаточно будет 8 кормлений в сутки.
  • . Вводится только после 7 месяцев, это связано с незрелостью пищеварительной системы. Затягивать с прикормом тоже нельзя, поскольку организм малыша нуждается в витаминах и минеральных веществах. Первыми в прикорме должны быть каши ( , ), затем и , свежие соки и самые последние - . Сахар и сладкие фрукты нужно исключить. После каждого прикорма нужно докармливать малыша грудным молоком или смесью.

Для малыша, родившегося раньше срока, каждый прибавленный грамм - уже победа. Контроль веса соблюдается строго. Желательно приобрести электронные весы для новорожденных и взвешивание проводить ежедневно.

При выписке родители получают ряд рекомендаций от неонатологов и педиатров. Важно выполнять требования по уходу и не заниматься самодеятельностью. Также важно знать: развитие недоношенного ребенка по месяцам зависит от степени недоношенности. Чем она выше, тем больше понадобится малышу времени для развития психомоторных навыков.

Распечатать

Выхаживание недоношенных детей – процесс сложный, им занимаются лучшие специалисты-неонатологи. А после выписки недоношенных детей из роддома все заботы ложатся на заботливые родительские плечи. Тепло и любовь близких способны творить чудеса: будучи осведомленными обо всех особенностях ухода за недоношенными и выполняя все предписания врачей, уже через несколько месяцев родители могут добиться того, что их малыши догоняют своих сверстников в развитии.

Почему рождаются недоношенные дети и каковы особенности выхаживания таких малышей?

Причины рождения недоношенных детей весьма разнообразны и делятся на несколько групп:

  • из социально-экономических наиболее часто встречаются: низкий уровень жизни, плохое питание беременной, неудовлетворительные жилищные условия, отсутствие медицинской помощи, профессиональные вредности, наркомания, употребление алкоголя, табакокурение;
  • также существуют социально-биологические причины рождения недоношенных детей: возраст матери до 18 лет и после 35, возраст отца моложе 18 и старше 50 лет, три и больше медицинских аборта у матери, самопроизвольные аборты, беременность, наступившая раньше 1 года после предыдущих родов;
  • причиной появления на свет недоношенных новорожденных детей могут быть клинические факторы: хронические заболевания матери, патологическое течение беременности, физические травмы, иммунологический конфликт между матерью и плодом, заболевания плода (внутриутробные инфекции, хромосомные болезни).

Любой новорожденный нуждается в неусыпном внимании и трогательной заботе. А если ребенок родился недоношенным, на родителей и врачей возлагается повышенная ответственность за его дальнейшее развитие и здоровье.

Природа определила срок вынашивания человеческой жизни в 280 дней (40 недель), но не позаботилась о сохранении беременности на всем ее протяжении. Преждевременные роды с завидным постоянством встречаются как в странах с низким уровнем жизни, так и в высокоразвитых. От 8 до 12% новорожденных появляются на свет раньше срока, а вместе с ними рождается тревога за их хрупкую жизнь и дальнейшую судьбу.

Недоношенный новорожденный ребенок автоматически попадает в группу высокого риска. Он требует лечения, внимания и заботы на всех этапах выхаживания: в роддоме, в отделении патологии новорожденных детской больницы, в отделении реабилитации, а после выписки домой - углубленной диспансеризации в поликлинике.

Степени недоношенности новорожденного ребенка

Различают четыре степени недоношенности новорожденных детей в соответствии с массой тела в граммах:

  • 1-я степень 2001-2500;
  • 2-я степень 1501-2000;
  • 3-я степень 1001-1500;
  • 4-я степень 1000 и менее.

По инициативе Всемирной организации здравоохранения живорожденным считается плод с массой не менее 500 граммов, имеющий сердцебиение.

Даже здоровый новорожденный не сразу приспосабливается к новым условиям жизни, а каково преждевременно родившемуся ребенку с его незрелыми системами: дыхательной, пищеварительной, терморегуляции и т. д.?

Достаточно сказать лишь о резкой смене температур при переходе из маминого животика (37 °С) в новый мир (20 °С), чтобы стало понятно, как неуютно и тревожно чувствует себя кроха.

Неспособность центральной нервной системы координировать деятельность жизненно важных органов, незрелость пищеварительной системы, снижение рефлексов, в первую очередь сосательного (а нередко и его отсутствие), являются главными барьерами на пути в жизнь.

Еще каких-нибудь тридцать лет назад новорожденный ребенок четвертой степень недоношенности весом полтора килограмма был обречен, то сегодня имеет шанс выжить даже глубоко недоношенный младенец массой 500 граммов.

Недоношенным считается ребенок, родившийся на 37-й неделе или ранее, с массой тела менее 2500 граммов и длиной менее 45 см.

На этих фото показаны недоношенные дети с разной степенью недоношенности:

Однако масса тела сама по себе не является определяющим критерием недоношенности. Нередко ребенок, родившийся в срок, имеет массу меньше пограничной, но остальные показатели его развития свидетельствуют о том, что ребенок здоров. В иных случаях масса и рост новорожденного соответствуют средним значениям, но по другим параметрам он отстает от нормы. Тогда его называют незрелым. Возможно, его мама переболела во время беременности гриппом или страдала повышенным артериальным давлением. Иногда масса недоношенного ребенка на 300-600 граммов превышает массу доношенного новорожденного, особенно от матерей с сахарным диабетом и ожирением.

Тяжесть состояния новорожденного определяется степенью недоношенности и его функциональной незрелостью: способен ли он поддерживать постоянную температуру тела, есть ли у него сосательный и глотательный рефлексы, случаются ли у него кратковременные остановки дыхания и приступы цианоза (синюшности), выражена ли мышечная гипотония, бедность двигательных и эмоциональных реакций, как часто срыгивает.

Методы выхаживания недоношенных детей: инкубатор и «кенгуру»

Понятно, что для выхаживания в роддоме недоношенных детей столь малого веса с угнетенными или отсутствующими рефлексами недостаточно одного желания. Необходимо наличие специализированного отделения, оснащенного современной аппаратурой, позволяющей круглосуточно следить за состоянием ребенка, обеспеченного новейшими медикаментозными препаратами, в том числе и антибактериальными.

Но даже самые современные достижения медицины не заменят добрых и ласковых рук врачей - неонатологов и медицинских сестер, осуществляющих нежный щадящий уход за недоношенными.

В крупных городах существуют специальные роддома для женщин с преждевременными родами и перинатальные центры, где созданы все условия для оказания помощи недоношенным детям.

Неспособность недоношенного поддерживать постоянную температуру тела учитывается с момента появления на свет: все манипуляции с малышом производятся на столике, имеющем дополнительный обогрев, на теплом матрасике, при одевании используются подогретые пеленки.

В специально оборудованных палатах для недоношенных поддерживается температура воздуха 25 °С и влажность 55-60%.

Кроха помещается в кувез или кроватку с дополнительным обогревом в зависимости от его массы и состояния. Кувезы используются для недоношенных с массой тела менее 2000 граммов.

Couveuse в переводе с французского означает «инкубатор». В этом аппарате, спасшем множество младенческих жизней, создан свой микроклимат: температура воздуха от 29 °С до 34 °С и влажность от 90-95% в первые 3-4 дня с последующим постепенным снижением до 55-60%, как в окружающем воздухе.

Длительность пребывания в инкубаторе для новорожденных индивидуальная. Ребенку с массой тела более 1500 граммов обычно достаточно 3-4 дней «инкубаторного» содержания. При меньшей массе в инкубаторе для новорожденных дети могут находиться от 7-8 дней до нескольких недель.

Недоношенному ребенку необходимо создать условия, имитирующие замкнутое пространство матки, где он находился в позе эмбриона. Для этого существует специальное «гнездо» из мягких материалов, в котором недоношенный чувствует себя очень комфортно.

В настоящее время имеется возможность создать для недоношенного ребенка и «невесомость», поместив его в ванну с теплой водой на специальной медицинской пленке, которая обволакивает младенца и создает те условия, в которых он находился в утробе матери.

В кроватку можно положить водяной матрасик с подогревом, на котором младенцу удобно лежать, и он таким образом защищен от переохлаждения.

Существуют и другие методы выхаживания недоношенных детей в роддоме. Иногда применяется метод «кенгуру», при котором недоношенного малютку укладывают на грудь матери «кожа к коже». Ему тепло и уютно, он чувствует запах матери, ее сердцебиение и ритмичное дыхание. метод «кенгуру» при выхаживании недоношенных детей позволяет ребенку расти и развиваться.

Все новорожденные в первые дни теряют массу тела (так называемая физиологическая убыль массы). Но у недоношенных этот процесс идет интенсивнее, и нередко физиологическая убыль переходит в патологическую, если потери составляют более 15%. Восстановление первоначального показателя происходит медленно, и лишь к трехнедельному возрасту недоношенный обретает свою исходную массу.

Поэтому за первый месяц жизни прибавка массы у недоношенных незначительная - от 180 до 300 граммов. Зато в дальнейшем при правильном вскармливании и надлежащем уходе недоношенные дети к трехмесячному возрасту удваивают, а к 4-5 месяцам утраивают массу при рождении. К своему первому дню рождения малыш имеет массу тела, в 6-7 раз превышающую первоначальную.

Грудное и искусственное вскармливание недоношенных новорожденных детей

Среди всех мероприятий по выхаживанию недоношенных основное внимание уделяется правильно организованному вскармливанию. Метод вскармливания недоношенных детей определяется состоянием крохи, его массой, наличием или отсутствием сосательного и глотательного рефлексов.

Глубоко недоношенный младенец с отсутствующими рефлексами будет получать молочко через зонд, введенный в желудок. А ребенок с массой тела более 2000 г, в удовлетворительном состоянии, с активной сосательной деятельностью может быть приложен к груди матери в первые сутки сначала на одно кормление в день, затем на 2-3 кормления, а потом на каждое кормление.

Важно помнить, что сосание для новорожденного является физической нагрузкой, и не каждый недоношенный может справиться с ней. Поэтому во время грудного вскармливания недоношенных детей необходимо наблюдать за состоянием малышей, и при малейших признаках усталости отнять от груди и докормить из бутылочки или чайной ложечки. В первые дни следует чередовать грудное вскармливание недоношенных с кормлением из бутылочки или прикладывать к груди, а затем докармливать из бутылочки. Рекомендуется до кормления и после него дать возможность малышу подышать увлажненным кислородом в течение 5-10 минут.

Несовершенство пищеварительной системы: малый объем желудка, низкая активность пищеварительных ферментов - диктуют тактику вскармливания. В первый день жизни недоношенный должен получать 10-15 мл молока на одно кормление, во второй день - 15-20 мл, в третий - 25-30 мл. В дальнейшем количество молока на одно кормление дается из расчета 15-30 мл на один килограмм веса. Например, при вскармливании недоношенных новорожденных ребенок с весом 1800 г должен получать от 27 до 54 мл на одно кормление (1,8 х 15 = 27 мл, 1,8 х 30 = 54 мл) в зависимости от состояния и массы тела.

Для такого количества молока не нужна стандартная бутылочка, можно обойтись маленьким пузырьком с обычной резиновой соской. Прокаленной на огне иглой проделайте такое отверстие, чтобы молоко из перевернутой бутылочки вытекало частыми каплями, а не струей. Привыкнув к легкому поступлению молока из соски, малыш может отказаться от груди, когда настанет счастливый момент воссоединения с матерью.

Легко контролировать количество молока при искусственном вскармливании недоношенных детей, а если ребенок сосет грудь, надо взвешивать его до и после каждого кормления, чтобы не допустить недоедания.

Кратность кормлений устанавливается индивидуально. Но если малыш с первого дня находится на искусственном вскармливании, то паузы между кормлениями должны быть не менее 3 часов, с шестичасовым ночным перерывом.

У вялососущего младенца с плохой прибавкой веса допустимо кормление через 1,5-2 часа без ночного перерыва.

Если прикладывание к груди не вызывает у ребенка негативных последствий, он активно сосет и не срыгивает, то кормить можно «по требованию». Такой метод кормления укрепляет связь матери с ребенком, благотворно действует на малыша, испытывающего повышенную потребность в заботе и ласке, стимулирует выработку молока.

Залог успешного выхаживания недоношенного ребенка - естественное вскармливание!

Мудрая природа устроила так, что в молоке женщины, родившей преждевременно, содержится больше белка, полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), минеральных солей и меньше лактозы.

Повышенное содержание белка необходимо недоношенному, чтобы обеспечить пластическим материалом бурно протекающий процесс построения клеток и тканей. Ускоренные темпы развития центральной нервной системы требуют повышенного количества ПНЖК для улучшения проводимости импульсов по нервным волокнам и созревания сетчатки. Ограниченное содержание молочного сахара оправдано низкой активностью фермента лактазы у недоношенного ребенка.

Среди молочных жиров преобладают жирные кислоты с короткой цепью, которые быстрее расщепляются и дают больше энергии, требующейся для обеспечения высокого темпа роста ребенка. Повышенное содержание минеральных веществ способствует укреплению костной, мышечной и других систем организма.

Материнское молоко - самое лучшее и полезное питание для недоношенного, а также лучший способ защиты от различных заболеваний и аллергических реакций. Если молока у матери мало, надо постараться сохранить лактацию на максимально возможный срок, выполняя все рекомендации по лечению гипогалактии.

При отсутствии у матери молока недоношенного ребенка необходимо обеспечить донорским, хотя бы на первое время. Этот вопрос без проблем решается в роддоме или в отделении патологии новорожденных за счет других «молочных» мам, а после выписки домой ребенок зачастую переводится на искусственное вскармливание.

Мероприятие это нежелательное, но вынужденное, и выполнять его следует осторожно и постепенно. В первый день ребенок должен получить искусственной смеси не более 1/8 части суточного объема пищи, а остальную часть - женским молоком.

Во второй день количество смеси увеличивается до 1/4 части объема, в третий - до 1/2 части, и в течение 5-6 дней полностью переходят на искусственное вскармливание.

Разработаны и выпускаются специальные смеси для преждевременно родившихся детей. Какие смесь для недоношенных рекомендованы педиатрами? Это «Препилтти», «Хумана 0», «Новолакт ММ», «Бона». Также можно использовать адаптированные смеси для недоношенных детей, разрешенные к употреблению с первых дней жизни: «Симилак», «Пилтти», «Детолакт», «Малютка» и т. д. Возможно употребление таких адаптированных кисломолочных смесей для недоношенных, как ацидофильная «Малютка», «Бифилин», «Бифилакт», «Аци-Майлекс», «Пеларгон».

Введение пищевых добавок в качестве прикорма недоношенным детям необходимо начинать раньше, чем родившимся в срок. Натуральные фруктовые и овощные соки можно давать детям в возрасте 2-3 месяцев, с 3-5 капель в день, увеличивая это количество до 40 мл к четырем месяцам и до 60 мл к пятимесячному возрасту (разделить на два приема).

Фруктовое пюре малыш начнет получать с 3,5 месяцев. Сначала полчайной ложки один раз в день, с постепенным увеличением порции до 60 граммов к полугоду и до 100 граммов - к году. Творог как дополнительный источник белка и кальция предлагается недоношенному на третьем месяце жизни, яичный желток - с трех месяцев.

Первый прикорм назначается в четыре месяца в виде каши (рисовой, овсяной, гречневой, приготовленной на разведенном грудном молоке или смеси). В пять месяцев назначается второй прикорм в виде овощного пюре. Рекомендуется использовать разнообразные овощи: картофель, морковь, свеклу, кабачки, тыкву, зеленый горошек, шпинат и т. д. В это же время вводятся продукты, богатые железом, для профилактики малокровия: протертая печень, мясной фарш в виде добавки в суп или пюре. Сначала мясные блюда ребенок получает 2-3 раза в неделю, а с 7 месяцев ежедневно. В 8 месяцев ребенок получает овощной суп с сухариком, кусочек хлеба, несладкое печенье, а в 9 месяцев можно давать кефир. Все новые продукты вводятся постепенно с учетом их индивидуальной переносимости.

Уход за недоношенным новорожденным ребенком после выписки из роддома в домашних условиях

Выписка недоношенных детей из роддома производится в том случае, если малыш способен поддерживать нормальную температуру тела, активно сосет, регулярно прибавляет в весе и уже достиг 2000 граммов, его пупочная ранка зажила, а анализ крови соответствует возрастной норме.

Больные дети, независимо от массы тела, и здоровые недоношенные, не достигшие в первые 2 недели жизни необходимых 2000 граммов, переводятся в отделение патологии новорожденных детской больницы для дальнейшего выхаживания и лечения.

Сроки пребывания в больнице для каждого ребенка индивидуальны и зависят от состояния его здоровья. Критерии выписки те же, что и при выписке из роддома: удерживает тепло, обходится без дополнительного кислорода, активно сосет и прибавляет в весе.

Недоношенные дети не прививаются в роддоме от туберкулеза, и это обстоятельство следует учитывать при выписке ребенка в неблагоприятные жилищные условия: проживание в квартире туберкулезного больного.

Вы так стремились домой, а, оставшись наедине с крохой, вдруг растерялись и не знаете, что делать и как к нему подойти. Недоношенные дети после выписки все ещё слабы. «Он такой маленький, я боюсь до него дотронуться. Вдруг что-нибудь сломаю», - плачет молодая мама.

Слезы и рыдания - плохие помощники в важных делах. Врачи и медсестры выполнили свой долг, заботы по уходу за недоношенным ребенком после выписки, главная ответственность за жизнь и здоровье «торопыжки» ложится на его маму. Только от нее зависит, справится ли малыш с проблемами периода новорожденности, как скоро догонит он своих доношенных сверстников, не окажет ли недоношенность влияния на его дальнейшую судьбу.

Ваш малыш пришел в мир раньше срока. В остальном он ничем не отличается от других детей. Разве что ухода за недоношенным ребенком, внимания и заботы такому малышу требуется чуть-чуть больше, чем родившемуся вовремя.

Еще раз стоит подчеркнуть, как важно для недоношенного естественное вскармливание. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы обеспечить кроху материнским молоком. При уходе за недоношенным ребенком в домашних условиях после грудного вскармливания его нужно ежедневно взвешивать, чтобы не допустить недоедания.

Впервые распеленав своего кроху дома, вы можете забеспокоиться, обнаружив «мраморность» кожи: голубовато-розовые разводы по всему телу, свидетельствующие о незрелости сосудистых реакций и терморегуляции. Повернув младенца на бочок, вы обнаружите, что нижняя половина тела приобрела насыщенный красный цвет, а верхняя стала бледной. Такая картина тоже может напугать молодых родителей. Не беспокойтесь, это симптом Арлекина, говорящий о незрелости вегетативной нервной системы и сосудодвигательного центра у недоношенного. Через пару недель при должном уходе за недоношенным новорожденным ваш кроха прибавит в весе, обзаведется подкожно-жировой клетчаткой, и его кожа станет гладкой и розовой.

Купание, массаж и гимнастика недоношенного новорожденного ребенка (с видео)

Повышенная забота о преждевременно родившемся малыше оправданна, но не должна переходить допустимые границы. Помня о несовершенстве терморегуляции, при уходе за недоношенным в домашних условиях молодые мамы стараются завернуть свое сокровище в несколько пеленок, да еще и накрыть сверху ватным одеялом. Мышечный тонус у недоношенного понижен, дыхательная мускулатура работает с усилием, а тугое пеленание ограничивает дыхательные движения, к тому же придавленный тяжелым одеялом он просто может задохнуться. Во время домашнего ухода за недоношенным ребенком для согревания младенца используйте бабушкину пуховую шаль: тепло, легко и уютно.

Начинайте купание недоношенного ребенка, как только заживет пупочная ранка. Водная среда для него - родная стихия. Сначала температура воды должна быть 36-37 °С, затем постепенно снижайте ее до 32-34 °С. Купание недоношенного новорожденного нужно выполнять через день или ежедневно, особенно при наличии опрелостей.

Малыш, рожденный с массой менее 1 кг, приступит к плаванию только с 4-й недели. До этого ему придется обходиться нежным обмыванием проблемных мест.

Ещё одна особенности ухода за недоношенными детьми – ограниченное пребывание на воздухе. Воздушные ванны во время переодевания и смены пеленок в первый месяц жизни не должны превышать 3-4 минут. Помните о несовершенстве системы терморегуляции у недоношенного ребенка. За день можно провести 3-4 таких сеанса. Постепенно увеличивая время «голенького барахтанья», можно довести воздушную ванну до 10-12 минут.

Ребенка, достигшего веса 1300 граммов, в возрасте 1 месяца можно выкладывать на живот. Сначала на несколько минут, постепенно увеличивая время до 10 минут по 3-4 раза в день за 15-20 минут до кормления.

Легкий массаж для недоношенных детей начинают делать по достижении малышом месячного возраста, когда он достигнет веса 1800 граммов.. Сначала это будет массаж передней брюшной стенки. При метеоризме поглаживание живота показано крохе даже с весом 900 г.

Общий массаж для недоношенных новорожденных можно начинать при достижении веса 3 кг. Выполнять его должен опытный массажист. Первые сеансы длятся 3-5 минут, так как нервная система малыша быстро утомляется.

С 3-4 месяцев добавляйте к массажу элементы гимнастики для недоношенных детей, постоянно расширяя комплекс упражнений. Существуют специальные комплексы, разработанные для слабых и недоношенных детей, с которыми вы можете ознакомиться у инструктора по лечебной физкультуре. На первом году жизни недоношенный малыш должен пройти три курса общего массажа и гимнастики. Это самое действенное средство для ускорения психомоторного развития, способствующее достижению возрастного уровня.

Посмотрите видео массажа для недоношенных детей и простейших гимнастических упражнений:

Прогулки на свежем воздухе начинают в теплое время года при весе 2100 граммов с 2-3-недельного возраста. Зимой первая прогулка с недоношенным должна состояться при температуре воздуха не ниже -5 °С, ее продолжительность не должна превышать 5-10 минут. В дальнейшем гулять можно будет и при температуре -10-12 °С по 30-40 минут 2-3 раза в день.

Если зима морозная, устраивайте прогулки на закрытой веранде или в комнате с открытым окном. Следите, чтобы во время прогулки малыш не перегревался и не мерз, а чувствовал себя комфортно.

Особенности иммунитета у недоношенных детей

Находясь в утробе матери, ребенок получает через плаценту антитела от многих болезней, которые надежно защищают его в первые полгода жизни. Наибольшее количество антител и иммуноглобулинов поступает в организм ребенка при сроке беременности от 32 до 35 недель. Следовательно, преждевременно родившийся ребенок недополучил значительное количество защитных тел, что, несомненно, сказывается на состоянии его иммунитета.

Собственный иммунитет недоношенных детей функционирует очень слабо: продуцировать иммуноглобулины она почти не способна, В-лимфоцитов вырабатывается мало, функциональная активность Т-лимфоцитов низкая. Секреторных иммуноглобулинов, которые находятся в слизистых оболочках дыхательных путей и пищеварительного тракта и первыми встречают нашествие «неприятеля», у недоношенных почти нет. Поэтому возбудители респираторных и кишечных заболеваний легко проникают через слизистые во внутреннюю среду организма.

Выработка макроглобулинов, которые должны первыми появляться после иммунизации, у недоношенных затруднена. Поэтому нет смысла в профилактических прививках в первое полугодие жизни.

Неспецифическая защита также несовершенна: снижен уровень лизоцима, мало вырабатывается интерферона, активность комплемента незначительна, пищеварительные ферменты малоактивны, проницаемость кишечной стенки повышена, обезвреживающая функция печени почти не выражена.

Все эти факты свидетельствуют о несовершенстве иммунитета у недоношенного ребенка и подчеркивают необходимость его повышения всеми способами.

Профилактические прививки детям, родившимся с весом 1500 и менее, проводят по истечении первого года жизни с учетом состояния здоровья.

Недоношенным 1-2-й степени прививки разрешаются с 5-6 месяцев при условии стабильного нарастания веса и хорошего физического развития. В связи с высокой частотой развития рахита у недоношенных из-за дефицита кальция и фосфора в костной системе, специфическая профилактика рахита витамином D начинается с 2-недельного возраста.

Все недоношенные дети должны регулярно наблюдаться педиатром, а в возрасте 2 месяцев им необходима консультация невропатолога, хирурга и ортопеда.

Психологические проблемы развития недоношенных детей

Рождение недоношенного ребенка вызывает у матери чувство вины перед ним и желание сделать все возможное, чтобы вырастить малыша здоровым и крепким.

Но благие намерения нередко рушатся, столкнувшись с действительностью: длительное раздельное содержание матери и ребенка делает свое черное дело, и формирование психологической связи между ними значительно осложняется. Пребывание слабого и хрупкого крохи в кувезе, присутствие большого количества медицинской аппаратуры, невозможность прижать малютку к груди затрудняют установление физического контакта между матерью и ребенком. Все это создает проблемы при развитии недоношенных детей, носящие чисто психологический характер.

Эти обстоятельства могут привести к снижению чувства материнства и привязанности к собственному ребенку. А тревожные мысли и уныние способствуют развитию послеродовой депрессии. К сожалению, бывают случаи, когда родители после долгой разлуки отказываются от младенца, не увидев его и не испытывая к нему нежных чувств.

«Нет худа без добра», - гласит народная мудрость. Взгляните на проблемы недоношенных новорожденных с другой стороны. Пока ваш малютка находится на попечении медицинских работников, займитесь собой. Восстановительный период после родов пройдет у вас быстрее и эффективнее, ведь вам не придется вставать несколько раз за ночь к малышу и целый день без отдыха ухаживать за ним. Роды произошли раньше назначенного срока, и вы не успели приготовить приданое? Теперь у вас есть время спокойно и без суеты приготовить детскую комнату и одежду для малыша. И в день выписки ребенка из больницы его встретит сильная, здоровая и уверенная в себе мама.

В последнее время огромное внимание уделяется присутствию и постоянному активному участию родителей в уходе за ребенком. В некоторых роддомах и больницах в палаты к недоношенным допускаются родители. Уже никого не удивляет такая картина: возле кувеза, в котором лежит опутанный проводами и трубочками малыш, стоит его мама, поглаживает крохотную ручонку и шепчет ласковые слова.

Малыш чувствует присутствие матери, и это оказывает благотворное влияние на его нервную систему, стимулирует рост и развитие. Общение матери с ребенком формирует у нее чувство привязанности и ответственности за его жизнь, стимулирует выработку молока.

Кроме того, это лучшая школа материнства: постоянно наблюдая, как ловко медсестры управляются с крохой, мама перестанет бояться его и будет принимать посильное участие в уходе, а придя домой, не встанет в растерянности перед детской кроваткой, а спокойно и уверенно будет заниматься с малышом.

Недоношенный ребенок очень нуждается в ласковом и заботливом отношении. Чаще берите его на руки, прижимайте к себе, произносите нежные слова и напевайте песенки. Не бойтесь брать его «под бочок» в свою постель. Чувствуя присутствие любящих родителей, ребенок становится более спокойным и лучше растет.

Ваши забота и внимание не останутся незамеченными: проблемы у недоношенных детей исчезнут и через несколько месяцев малыш догонит сверстников, а вы забудете, что когда-то он помещался на ладони.


Сценарий внеклассного мероприятия
"Всемирный день «СПАСИБО».

Цель : Познакомить детей с вежливыми словами и научить ими пользоваться в жизни.

Задачи:

1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.

2. Познакомить с историй слова «спасибо».

3. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация; на доске: выставка рисунков детей “День Спасибо”; оформление кабинета воздушными шарами , плакатами.

Форма проведения: утренник

Ход мероприятия:

1 ученик Психологи выяснили, что слова благодарности положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние и умственную деятельность. А слово «спасибо» из всех благодарных слов самое благодарное!

15 ученик Его легко применять в жизни, оно очень простое и искреннее. Конечно, если идет от души, от сердца, переполненного благодарностью. Только в этом случае оно сыграет свою волшебную роль. Слово «спасибо» – проводник установления теплых доброжелательных отношений.

Сегодня – всемирный день самого вежливого слова на любом языке – слова «спасибо». (Дети по очереди выходят с карточкой, произносят слово и прикрепляют карточку к доске)

Арабский: Shoukran (шукран)
Английский: Тhank you (сэнк ю)

Гавайский: Mahalo (махало)
Греческий: Evkaristo (эфхаристо)
Монгольский: Vayarla (вайала)

Датский: Tak (цак)

Исландский: Takk (таак)
Итальянский: Grazie (грацие)
Испанский: Gracias (грасиас)

Латвийский: Paldies (палдис)
Литовский: Kob chie (коб чи)

Немецкий: Danke schön (данке шон)
Румынский: Multimesk (малтимеск)
Татарский: Rekhmet (рехмет)
Французский: Merci beaucoups (мерси боку)

2 ученик Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном

Его зовут... а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

3 ученик "Спасибо", "Здравствуйте", "Простите"

Произносить он не привык.

Простого слова "извините"

Не одолел его язык.

2 ученик Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

3 ученик А, может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы... Мы скажем вам "спасибо".

Игра (проводит учитель):

А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).
"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь...(хором-пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ..... (извините пожалуйста).

Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.

4 ученик Однажды люди придумали 11 января отмечать праздник «Всемирный день «спасибо».

5 ученик В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!».

4 ученик Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо».

5 ученик Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо» .

6 ученик Самым вежливым и крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов.

7 ученик Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других.

8 ученик Все мы прекрасно осознаем значение хороших манер, их необходимость в повседневной жизни, но большую часть благодарностей мы выражаем, как бы невзначай, не задумываясь об их смысле. Однако, слова благодарности обладают магическими свойствами - с их помощью люди дарят радость друг другу, выражают внимание и передают положительные эмоции – то, без чего наша жизнь стала бы скучной и мрачной.

6 ученик
Как случается, что один человек благодарный, а другой - нет? Отчего это зависит? От ума, сердца, воспитания?

Песня про доброту

7 ученик Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов». Подарок, что так актуально в праздники, тоже порой служит достойным способом отблагодарить. Но чаще всего мы говорим это простое слово с таким великим значением - «спасибо».

9 ученик Спасибо! – так звучит добро,

И слово каждый это знает,

Но так случилось, что оно,

Все реже с губ людей слетает.

Сегодня повод есть сказать,

Спасибо! Тем, кто рядом с нами,

Легко чуть-чуть добрее стать,

Чтоб веселее стало маме,

И даже брату, иль сестре,

С кем мы бываем часто в ссоре,

Сказать: Спасибо! и в тепле,

Растает лёд обиды вскоре.

Открою тайну вам друзья:

Вся сила слова в наших мыслях –

Без добрых слов никак нельзя,

Дарите их родным и близким!

Танец

Игра "Доскажи словечко" (проводит учитель)

А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы "Волшебные слова"?

    Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо) Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день) Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо) Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте) Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста) И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

10 ученик Весёлый праздник – День СПАСИБО!

Всех благодарностей не счесть,

От добрых солнечных улыбок

Забились в угол зло и месть.

СПАСИБО! пусть звучит повсюду,

На всей Планете добрый знак,

СПАСИБО – маленькое чудо,

Заряд тепла в твоих руках!

Произнеси, как заклинанье.

И ты почувствуешь, как вдруг,

Добра и счастья пожеланье,

Тебе подарит новый друг!

11 ученик

Даже дети знают: некрасиво
Не сказать за доброту «Спасибо!» Это слово с детства нам знакомо И звучит на улице и дома.

Но порой его мы забываем, И в ответ лишь радостно киваем... И уже достойны нашей жалости Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста». И не каждый вспоминать готов Смысл сокровенных добрых слов.

12 ученик Слово - как молитва, попроси. Этим словом: «Бог меня спаси!» Слушали ВЫ все мои слова. Благодарствую!!! СПАСИБО Вам!!!

13 ученик В слове «спасибо» огромная сила
И оживает вода от него,
Раненой птице дает оно крылья,
И из земли прорастает росток.
Будь в этот день благодарен ты миру,
В праздник «спасибо» ты душу открой,
Лед растопи, убери в сердце зиму,
Сникнет любой в это время раздор!
Мы пожелаем тебе быть любимым,
Крепкой семьи и успехов в труде.
Ты говори всем почаще «спасибо»
И будут рады тебе на Земле!

14 ученик Поблагодарите сегодня всех, кто рядом с Вами, всех, кого любите и цените. И помните: «спасибо» - это слово-светлячок, так согрейте же сегодня близких вам людей!

Учитель Наш праздник подошел к концу. Я надеюсь, Вы всё поняли и ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА для ВАС СТАНУТ ХОРОШИМИ ДРУЗЬЯМИ!

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ «СПАСИБО» Веселый праздник - День спасибо! Всех благодарностей не счесть, От добрых солнечных улыбок Забились в угол зло и месть. Спасибо! пусть звучит повсюду, На всей Планете добрый знак, Спасибо - маленькое чудо, Заряд тепла в твоих руках! Произнеси, как заклинанье, И ты почувствуешь, как вдруг, Добра и счастья пожеланье, Тебе подарит новый друг!


СПАСИБО 11-е января – это день, в который принято быть вежливым и почаще вспоминать хорошие манеры. В этот день празднуется один из международных праздников, который называется Всемирный день «спасибо». Слово «спасибо» говорят каждый день люди разного возраста, пола, национальности, вероисповедания и даже воспитания. А ведь немногие знают, что выражение благодарности в виде слова «спасибо» произошло в русском языке много веков назад.


ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО» Этимологи считают, что во времена язычества в обиходе наших предков слова благодарности звучали, как «благодарствую» или «благодарю», но с приходом христианства наши предки заменили их словом, которое сегодня звучит, как «спасибо». Изначально современное «спасибо» подразумевало под собой сокращенный вариант выражения «Спаси Бог!». В это выражение наши предки вкладывали нечто намного большее, чем просто благодарность. Оно обозначало не просто благодарность собеседника за оказанную вами услугу, а говорило о том, что он выражает чувство благодарности к жизни. Впоследствии выражение было сокращено, и на свет появилось всем знакомое «спасибо», которое возглавляет список слов в правилах хорошего тона.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Интересным фактом в истории этого слова является то, что некоторые специалисты утверждают – «спасибо» возникло еще во времена язычества и является производной не от выражения «Спаси Бог!», а от «Спаси Бай». Бай являлся одним из языческих богов. Однако подобные домыслы отсекаются большинством этимологом, а происхождение слова причисляют к 16-му веку.


Вежливость – это не только хорошие манеры! Наши бабушки учили наших мам, наши мамы учат нас, что «спасибо» и «пожалуйста» - это главные слова, которыми человек выражает свою благодарность, вежливость и хорошее воспитание. Но неужели так важно говорить «спасибо»? Слово «спасибо», по уверению психологов, действительно является волшебным. Слыша его, человек испытывает эмоции, сходные с теми, которые возникают у детей, когда их ласково гладят по голове. Получив устную благодарность, человек подсознательно настраивается на позитив.


СПАСИБО СЕГОДНЯ. На сегодняшний день люди настолько погружены в свои заботы, проблемы и повседневную суету, что попросту иногда забывают говорить друг другу такие слова, как «добрый день», «спасибо», «пожалуйста» и т.д. Современные люди – это материалисты, воспитанные на фразах типа «спасибо не булькает» или «спасибо в карман не положишь». А это значит, что сегодня за «спасибо» Вам вряд ли кто-то окажет услугу или совершит добрый поступок. Является ли правильным такой подход к жизни? Наверное, нет. Ведь в погоне за материальным добром мы совершенно забываем о духовном мире. А для каждого человека духовный мир выражается в друзьях, которые приходят не за материальным добром и материальной благодарностью.


СПАСИБО – ЭТО СЧАСТЬЕ. Ведь согласитесь, что сидя на мешке с золотом в одиночестве Вам вряд ли захочется смеяться от счастья. Счастье вдвойне приятно разделять со своими друзьями, а поэтому говорите почаще слова благодарности окружающим. Вам подали руку, когда Вы выходили из общественного транспорта? Скажите: «Спасибо». Вам помогли донести тяжелую сумку? Снова скажите: «Спасибо». Ведь добрые слова всегда приятно слышать и именно они делают людей добрее, но только тогда, когда Вы говорите их искренне. СПАСИБО


ДАРИТЕ РАДОСТЬ Проснувшись 11-го января, вспомните о том, что доброта спасет мир, улыбайтесь и дарите слова благодарности любимым людям, родственникам, друзьям и окружающим Вас людям. А самое главное, дарите в этот день и в остальные дни в году свое «спасибо»!


Как можно отметить день «спасибо» в школе. Для детей в этот день обязательно нужно устроить мероприятие, цель которого – воспитание вежливости. В этот день можно устроить игру-квест. Группе (или двум группам) детей вручаются конверты с маршрутом (в нем указываются остановки) и коробки (корзины, пакеты и т.п.), в которые нужно будет складывать все найденные «спасибо». Искать «спасибо» следует на остановках, указанных в маршруте. Победит команда, которая придет к финишу первой. Проводится игра в здании школы после уроков или на улице. Какие могут быть «загадки»? Например, одна из остановок – какое-либо помещение, в котором никого нет. Ребята внимательно осматриваются и понимают, что нужно что-то найти. В итоге где-нибудь на подоконнике за шторой находят табличку с надписью «Мерси» и кладут ее в свою корзину, после чего отправляются дальше. На одной из остановок их может ждать, например, учитель или старшеклассник с пустым стаканом в руках. Он ничего не говорит, но дети должны додуматься, что нужно наполнить стакан водой, то есть помочь человеку. Когда это будет сделано, тот даст ребятам, например, значок со словом «спасибо». На другой остановке ученик просит ребят помочь ему решить задачу (здесь желательно подготовить занимательную задачу-загадку). Когда ребята ее решат, ученик поблагодарит их и вручит им, например, ленточку, на которой краской нанесено слово «спасибо». Чтобы квест длился не очень долго, но в то же время не закончился слишком быстро, нужно придумать примерно 10 загадок, то есть включить в маршрут 10 остановок. Задания могут быть не только поисково-интеллектуальными (собрать пазлы, решить загадки и т.п.), но и спортивными. В конце маршрута организаторы проверяют, все ли спрятанные «спасибо» собраны в корзину и вручают команде-победителю приз. Вторую команду, которая придет к финишу позже, тоже нужно наградить. После этого можно приглашать ребят на чаепитие и дискотеку.

Цели:

  • познакомить ребят с историей праздника, значением вежливых слов, доброта, дружба, правилами поведения,
  • воспитывать чувства сплочённости, взаимопомощи, уважения к окружающим людям,

Оборудование: подборка музыки, презентации, мультфильм, костюмы.

Мероприятие проходило в актовом зале, учащиеся 7 классов, рассказали и показали ребятам из детского сада, учащимся начальных классов историю “Волшебных слов”.

Показ мультфильма “Cпасибо”. (Не представлен, т.к. имеет большой объем, находится у автора статьи)

Учитель: Вот оказывается какое замечательное слово “Спасибо”. От него всем становится светлее, солнце улыбается, все дела добрые свершаются.

Веселый праздник - День спасибо!
От добрых солнечных улыбок

Спасибо! пусть звучит повсюду,
Спасибо - маленькое чудо,
Заряд тепла в твоих руках!

Произнеси, как заклинанье,
Добра и счастья пожеланье,
Тебе подарит новый друг!

Учитель: А как здорово, когда мы все вместе, и давайте сейчас споём замечательную песню о дружбе “Ты да я, да мы с тобой”.

1 ученик. Психологи выяснили, что слова благодарности положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние и умственную деятельность. А слово “спасибо” из всех благодарных слов самое благодарное!

2 ученик. Его легко применять в жизни, оно очень простое и искреннее. Конечно, если идет от души, от сердца, переполненного благодарностью. Только в этом случае оно сыграет свою волшебную роль. Слово “спасибо” – проводник установления теплых доброжелательных отношений.

1 ученик. Сегодня – всемирный день самого вежливого слова на любом языке – слова “спасибо”.

Показ презентации “Спасибо на разных языках мира”. Презентация

Арабский: Shoukran (шукран)
Английский: Тhank you (сэнк ю)

Гавайский: Mahalo (махало)
Греческий: Evkaristo (эфхаристо)

Монгольский: Vayarla (вайала)

Датский: Tak (цак)

Исландский: Takk (таак)
Итальянский: Grazie (грацие)
Испанский: Gracias (грасиас)

Латвийский: Paldies (палдис)
Литовский: Kob chie (коб чи)

Немецкий: Danke schon (данке шон)

Румынский: Multimesk (малтимеск)

Татарский: Rekhmet (рехмет)

Французский: Merci beaucoups (мерси боку)

Учитель: Ребята, а какие волшебные слова Вы ещё знаете? “Спасибо”, “Пожалуйста”, “Благодарю”, “Извините” и т.д. Но всегда мы все так внимательны к друг другу, может, бывают у вас и такие случаи?...

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном
Его зовут... а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.

3 ученик.

"Спасибо", "Здравствуйте", "Простите"
Произносить он не привык.
Простого слова "извините"
Не одолел его язык.

2 ученик.

Не скажет он друзьям по школе
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Петька, Ванька, Толька.

3 ученик.

А, может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы... Мы скажем вам "спасибо".

Учитель: Наверно среди нас нет таких ребят, вот сейчас мы и проверим. Давайте поиграем. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).

"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь...(хором-пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ... (Извините, пожалуйста)

Учитель: Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.

Показ презентации “Всемирный день спасибо”. Презентация

4 ученик. Однажды люди придумали 11 января отмечать праздник “Всемирный день “спасибо”. В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол “благодарить”: они произносили: “Благодарствую!”, “Благодарю!”. Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово “благодарю” заменили на “спасибо”.

5 ученик. Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!

Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания “спаси Бог”. В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово “спасибо”.

6 ученик. Самым вежливым и крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят “спасибо”. Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 “больших” городов.

7 ученик. Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других.

8 ученик. Все мы прекрасно осознаем значение хороших манер, их необходимость в повседневной жизни, но большую часть благодарностей мы выражаем, как бы невзначай, не задумываясь об их смысле. Однако, слова благодарности обладают магическими свойствами - с их помощью люди дарят радость друг другу, выражают внимание и передают положительные эмоции – то, без чего наша жизнь стала бы скучной и мрачной.

6 ученик. Как случается, что один человек благодарный, а другой - нет? Отчего это зависит? От ума, сердца, воспитания?

Исполняется песня “Что такое доброта”. Музыкальные приложения . Презентация

7 ученик. Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - “признательность без слов”. Подарок, что так актуально в праздники, тоже порой служит достойным способом отблагодарить. Но чаще всего мы говорим это простое слово с таким великим значением - “спасибо”.

Спасибо! – так звучит добро,
И слово каждый это знает,
Но так случилось, что оно,

Сегодня повод есть сказать,
Спасибо! Тем, кто рядом с нами,

Чтоб веселее стало маме,
И даже брату, иль сестре,


Растает лёд обиды вскоре.
Открою тайну вам друзья:

Дарите их родным и близким!

Исполняется танец Маленьких утят”. Музыкальные приложения .

Игра "Доскажи словечко" (проводит учитель).

А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы "Волшебные слова"?

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (Добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (Спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (Простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания)

10 ученик.

Весёлый праздник – День СПАСИБО!
Всех благодарностей не счесть,
От добрых солнечных улыбок
Забились в угол зло и месть.

СПАСИБО! пусть звучит повсюду,
На всей Планете добрый знак,
СПАСИБО – маленькое чудо,
Заряд тепла в твоих руках!

Произнеси, как заклинанье.
И ты почувствуешь, как вдруг,
Добра и счастья пожеланье,
Тебе подарит новый друг!

Даже дети знают: некрасиво
Не сказать за доброту “Спасибо!”
Это слово с детства нам знакомо
И звучит на улице и дома.

Но порой его мы забываем,
И в ответ лишь радостно киваем...
И уже достойны нашей жалости
Тихие “Спасибо” и “Пожалуйста”.
И не каждый вспоминать готов
Смысл сокровенных добрых слов.

В слове “спасибо” огромная сила
И оживает вода от него,
Раненой птице дает оно крылья,
И из земли прорастает росток.

Будь в этот день благодарен ты миру,
В праздник “спасибо” ты душу открой,
Лед растопи, убери в сердце зиму,
Сникнет любой в это время раздор!

Мы пожелаем тебе быть любимым,
Крепкой семьи и успехов в труде.
Ты говори всем по-чаще “спасибо”
И будут рады тебе на Земле!

14 ученик. Поблагодарите сегодня всех, кто рядом с Вами, всех, кого любите и цените. И помните: “спасибо” - это слово-светлячок, так согрейте же сегодня близких вам людей!

Учитель. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

Глаза у Саши велики,
Наш Саш близорукий.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.

Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: "Зачем
Тебе четыре глаза?

Саша, Саша - водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!"

Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда,
Очков я не надену!

Но мать утешила его:
- Очков носить не стыдно.
Всё надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!

Учитель. А сейчас мы вам расскажем историю про мальчика Диму, как он вежливыми словами спас от страшной болезни всю свою семью. Смотрите внимательно, запоминайте рецепт.

Маленький Дима никогда не говорил “спасибо” и “пожалуйста”. Каждый день, с утра и до вечера, раздавались его требования:
- Поиграй со мной! Порисуй со мной! Дай мне карандаши! - кричал мальчик старшему брату Вите.
- Мама, купи мне заводную машину!
- Бабушка, дай мне попить! Принеси еду в мою комнату!
- Дедушка, почитай мне сказки!
Такое поведение Димы очень огорчало его родных, однако они никогда ни в чём не отказывали ему и исполняли все его требования.
Мама, постоянно напоминала мальчику о том, что надо быть вежливым и говорить, “пожалуйста”, когда, о чём-то просишь, и - “спасибо”, когда благодаришь.
“Зачем я буду говорить эти слова?” - думал Дима. - “Я и без них получаю то, что хочу”.
Какое-то время, мальчик продолжал расстраивать близких неуважительным обращением... Но однажды, они решили его проучить... Как-то, Дима вернулся домой из школы. Был обычный день, ничем не отличающийся от других дней. Мальчик скинул свой рюкзак и как всегда по возвращении домой, пошёл на кухню, где бабушка готовила обед.
- Бабушка, я голоден, дай мне что-нибудь поесть, - потребовал он.
- Витя, пойдём играть в морской бой, - крикнул Дима, проходя мимо комнаты брата.
- Дедушка, я оставил свой рюкзак в коридоре, принеси его сюда!
Дима был уверен, что бабушка, дедушка и брат сделают всё, что он им сказал, потому что так было всегда. Он сидел в своей комнате и ждал. Время шло, но ничего не происходило. Не выдержав, Дима выбежал из комнаты, посмотреть, что происходит. Каждый находился на своём прежнем месте и не спешил выполнять его приказания.
“Витя, ты, почему не идёшь играть со мной!? Бабушка, я хочу есть! Дедушка, где мой рюкзак!?” - возмущался мальчик. Однако никто не обращал внимания на его просьбы. Все продолжали заниматься своими делами. Родные вели себя так, как будто не видели и не слышали мальчика. Дима смутился и даже расстроился. “Почему никто не отвечает на мои просьбы? Что-то здесь не так”, - рассуждал он. - “Может быть, они заболели, какой-то страшной болезнью, из-за которой перестали слышать и видеть меня?” От этих мыслей Диме стало страшно...
Когда мама вернулась с работы, Дима выбежал ей навстречу:
- Мама, мама, случилось, ужасное...
- Что случилось, сынок? Почему ты так взволнован? - спросила мама.
- Дедушка, бабушка и Витя заболели страшной болезнью, - выпалил сын.
- Что это за болезнь?
- Они не слышат и не видят меня, - сказал мальчик.
- Да, что ты говоришь, - удивилась мама. Почему ты так решил?
- Потому что, сегодня весь день они меня не замечают и когда я их, о чём-то прошу, они не отвечают, и не делают того, о чём я их попросил. Мамочка, что нам теперь делать?
Мать с улыбкой посмотрела на сына:
- Скажи, сынок, ты помнишь “вежливые” слова, которым я тебя учила?
- Конечно, помню: “спасибо” и “пожалуйста”. А при чём здесь это? - недоумевал Дима.
- А при том. Говорил ли ты дедушке, бабушке и брату вежливое слово “пожалуйста”, когда о чём-то их просил? - поинтересовалась мама.
- Не-е-е-ет, - смущённо ответил сын.
- Вот видишь, - сказала мама с укором. - Поэтому твои родные не видели тебя и не слышали твоих просьб, и не отвечали на них.
- Так значит, они не больны и всё видят и слышат?
- Конечно, и ты можешь прямо сейчас в этом убедиться.
- Как? - поинтересовался Дима.
- Пойди и попроси у них, всё, о чём ты просил раньше, только теперь не забывай говорить вежливые слова “пожалуйста” и “спасибо”.
Дима подбежал к брату, вежливо произнёс: “Витя, поиграй со мной, пожалуйста” и замер в ожидании. “Конечно, поиграю”, - с готовностью отозвался брат. Вежливое слово “пожалуйста” подействовало на Витю.
Дима радостно побежал к бабушке: “Бабушка, покорми меня, пожалуйста”. “Конечно, внучек, сейчас я тебя накормлю”. “Опять помогло вежливое слово!” - радовался мальчик, - “теперь осталось проверить дедушку”.
“Дедушка, принеси, пожалуйста, мой рюкзак, а то он такой тяжёлый”. “Сейчас, мой дорогой, принесу”, - отозвался дедушка. “Спасибо, дедуля!” - поблагодарил Дима в ответ.
Дима не мог поверить в чудо, которое свершилось на его глазах. Всё так просто! Нужно всего лишь произнести вежливое слово “ пожалуйста”, когда, о чём-то просишь, и ты получишь, то о чём просил. А когда получаешь, нужно не забыть сказать “спасибо”.
Дима хорошо запомнил этот урок. С тех пор, он всегда всем говорил “пожалуйста” и “спасибо”.

Спасибо! - так звучит добро,
И слово каждый это знает,
Но так случилось, что оно,
Все реже с губ людей слетает.
Сегодня повод есть сказать,
Спасибо! тем, кто рядом с нами,
Легко чуть-чуть добрее стать,
Чтоб веселее стало маме,
И даже брату, иль сестре,
С кем мы бываем часто в ссоре,
Сказать: Спасибо! и в тепле,
Растает лед обиды вскоре.
Открою тайну вам друзья:
Вся сила слова в наших мыслях –
Без добрых слов никак нельзя,
Дарите их родным и близким!

Учитель. Наш праздник подошел к концу. Я надеюсь, Вы всё поняли и вежливые слова для вас станут хорошими друзьями! И знайте, что доброта это огромная сила.