Болезни Военный билет Призыв

Самый богатырский из трех богатырей. Кем на самом деле были илья муромец, добрыня никитич и алеша попович. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Мы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещё были русские главные русские богатыри

Откуда есть пошли богатыри?

Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века П. Н. Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и А. Ф. Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнениями и деталями. «Современная наука о богатырях» делит их на две группы: "старшие" и "младшие".

"Старшие" – старше, древнее, относятся к дохристианскому периоду, порой являются существами сверхъестественными, оборотнями с неимоверной силой. «Было ль – не было ль», - это как раз про них. Сказания о них переходили из уст в уста, и многие историки вообще считают их мифами или древними славянскими божествами.

Так называемые "младшие богатыри" имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена князя Владимира (980-1015 гг.) В исторических летописях сохранилось многое, указывающее на то, что события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси и были ее супер-героями.

Главные представители былинного супер-геройства в очередном порядке.

1.Святогор. Богатырь-Гора

Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно древнее происхождение Святогора. В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

2.Микула Селянинович. Богатырь-Плуг

Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Страшная его сила, сопоставление со Святогором указывают на то, что этот образ сложился под влиянием мифов о титанических существах, бывших, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия. Но сам Микула Селянинович уже представляет не стихию земли, а идею оседлой земледельческой жизни, в которую он вкладывает свою огромную силу.

3.Илья Муромец. Богатырь и человек

Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар. А далее – Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей, Сокольником, Жидовином; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три «поездочки» Ильи Муромца. Не все моменты одинаково разработаны в литературе: одним походам посвящено сравнительно много исследований, другими же почти никто до сих пор не занимался обстоятельно. Физическую силу богатыря сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал святым угодником. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

4.Добрыня Никитич. Богатырь-Львиное Сердце

Сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть "мягкосердия богатырского". Добрыня имеет прозвание "млад", при огромной физической силе "мухи не обидит", он защитник "вдов и сирот, несчастных жен". Добрыня также "артист в душе: мастер петь и играть на гуслях". Он - представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный.

5.Алёша Попович. Богатырь - Робин

Тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в постоянных отношениях с ними. Он как бы «младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб. В бою он вёрток, хитёр, дерзок, но, в конце концов, к позднейшему развитию эпоса, Алеша оказывается бабьим пересмешником, злостным наветчиком женской чести и неудачливым ловеласом. Трудно понять, как богатырь пережил такое вырождение, возможно, всему виной природная черта – хвастливость.

6.Михаил Потык - Богатырь Like A Rolling Stone

Сражается с аллегорическим змеем зла, по Библии отражением исконного врага человека, «который принял на себя вид змея, стал враждебно между первым мужем и первой женой, обольстил первую жену и ввёл первых людей в искушение». Михаил Потык - представитель земской служилой силы, он - непосед, возможно имя изначально его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой». Он является идеалом кочевника..

7.Чурила Пленкович - Богатырь заезжий

Помимо старых и новых богатырей существует отдельная группа заезжих удальцов. Суровец Суздалец, Дюк Степанович, Чурила Пленкович – как раз из этой серии. В прозвищах этих богатырей прямое указание на родную местность. Крым в древние времена назывался Сурожем или Сугдаей, поэтому богатырь, происходивший оттуда, назван был Суровцом или Суздальцем. Из Сурожа происходил также и Чурило Пленкович, имя которого «расшифровывается» как Кирилл сын Плёнка, Френка, Франка, то есть итальянского сурожского купца (этим именем Феленк, Ференк турки и татары обозначали в Крыму генуэзцев). Чурила - олицетворение молодости, дерзости и богатства. Слава о нем шла впереди него – знакомство с князем Владимиром обставил следующим образом: навел страху на бояр и дворян, заинтриговал князя своей дерзостью и удалью, пригласил в имение – и… скромно согласился служить князю. Однако стал заложником своей дерзости – полюбил молодую жену старого боярина. Старый боярин вернулся домой – Чуриле голову срубил, а молодая его жена сама грудью на острые вилы бросилась.

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

В. Васнецов. «Богатыри». 1898 год

А БЫЛ ЛИ МУРОМЕЦ?

Все мы знаем, что в Киевской Руси жил Илья Муромец, который защищал соотечественников от разбойников и боролся с внешними врагами.
Церковная традиция называет Илью святым; более того, в Киеве покоятся его останки Но существовал ли такой человек в действительности?
А если да, то его ли останки находятся в Киеве? А может, это очередной способ церковников привлечь к себе внимание за счет канонизации самого популярного древнего русича? Журнал "Фома" обратился к историкам и медикам, принимавшим участие в уникальном научном исследовании мощей в Ккево-Печерской лавре.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.

КОД ВАСНЕЦОВА.

История мировой живописи знает не так уж много картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни.
И к числу таких картин принадлежат «Богатыри» («Три богатыря») Виктора Михайловича Васнецова. Мало кто знает, что богатыри, изображённые на картине, являются не только героями русского народного фольклора, но и реально жившими людьми! А если к этому прибавить множество загадок и странностей, на первый взгляд не бросающихся в глаза, то получается, что шедевр Васнецова мало чем уступает по загадочности «Моне Лизе» Леонардо да Винчи...

С сайта: http://tainy.info/history/tri-bogatyrya-%e2%80%93-potomki-velikanov/

Три богатыря – потомки великанов.

Чем отличается былина от сказки? Тем, что она имеет реальную историческую основу, а сказка – просто вымысел. Но раз так, выходит, описанные в былинах персонажи – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – когда-то действительно существовали? Так давайте попробуем разыскать их следы в истории.

Илья Муромец

Ученые доказали, что эти мощи – останки богатыряОстанки прототипа самого знаменитого из былинных героев – Ильи Муромца – и сейчас можно увидеть в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. По преданию, при жизни это был могучий воин по прозвищу Чоботок, родился он примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение, Чоботок решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое имя – Илья. В 1643 году Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илия Муромец.
Чтобы проверить, действительно ли в лавре покоится именно этот богатырь, в 1988 году мощи исследовала Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Специалисты определили, что преподобный на самом деле был довольно высокого для Средневековья роста – 177 сантиметров. У человека имелись признаки заболевания позвоночника, что сходится с былинными описаниями, ведь, как известно, Илья Муромец до 33 лет неподвижно просидел на печи, пока его не вылечили калики перехожие. Подтвердили ученые и то, что прах принадлежит воину. Обнаруженные рентгенологами костные мозоли на ребрах свидетельствуют о том, что они были сломаны, возможно в бою, но впоследствии зажили.
Участник научного исследования мощей профессор Борис Михайличенко считает, что человек, чьи останки покоятся в Киево-Печерской лавре, погиб во время битвы:
– У него была рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость. Скорее всего, от нее он и умер. Кроме того, переломана правая ключица, хорошо видно повреждение кисти, судя по всему, тоже каким-то холодным оружием – плоско-колющим предметом.
По мнению специалистов, смерть преподобного Ильи наступила приблизительно в возрасте 40-55 лет. Возможно, в 1204 году, во время взятия Киева князем Рюриком Ростиславичем. Правда, в таком случае год рождения Ильи Муромца должен быть где-то между 1150 и 1165 годами.
Множество споров вызывает вопрос, откуда родом Илья Муромец.
Конечно же, первенство оставляет за собой город Муром, ведь многие былины начинаются словами: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова…» Но в других текстах Илью часто называют Муравленином или Муровлином. По мнению кандидата географических наук Сергея Хведченя, родина богатыря вовсе не Муром, а старинный город Моровийск Черниговского княжества. В Черниговской области и поныне существует село Моровск.
В доказательство ученый приводит слова былин, где говорится, как Илья слушает заутреню в родном городе, а вечерню – в Киеве. От Мурома до Киева – около полутора тысяч километров, тогда как от Моровска – всего около 90. Есть также мнение, что прозвище «Муромец» Илья мог получить потому, что происходил из финно-угорского племени мурома, жившего у впадения Оки в Волгу и постепенно ассимилированного восточными славянами.

Добрыня Никитич

На знаменитой картине Виктора Васнецова «Богатыри» (более известной в народе как «Три богатыря») этот персонаж изображен суровым бородатым дядькой. Есть мнение, что Васнецов в качестве Добрыни написал самого себя, причем в весьма зрелом возрасте. Это вполне вероятно – уж больно похож богатырь на художника. В былинах же Добрыня Никитич предстает добрым молодцем. Он борется со Змеем Горынычем, выручает из плена знатных красоток, а порой сражается с другими богатырями, например с Ильей Муромцем. Чаще всего этот воитель действует по указаниям Владимира Красное Солнышко, у которого состоит на службе.
Если обратиться к летописям, в дружине князя Владимира Святославича действительно был ратник по имени Добрыня. Более того, он приходился князю родным дядей (брат матери Малуши). Большинство исследователей считают, что именно этот Добрыня и стал историческим прототипом былинного богатыря. Воевода Добрыня сыграл огромную роль как в жизни князя Владимира, так и в истории Руси. Когда великий князь Святослав делил между сыновьями Киевскую Русь, Добрыня посоветовал новгородским послам выпросить себе на престол именно его племянника. Так те и поступили – в 970 году юный Владимир вместе с дядей отправился княжить в Новгород.
В 978 году, опять же поддерживаемый дядей, молодой князь отправился в поход на Киев и, после убийства своего брата Ярополка, стал правителем всей Киевской Руси. Добрыня при этом был назначен новгородским посадником. В 985 году войска Владимира – при участии дяди, конечно – совершили набег на земли булгар, а после победы по совету вездесущего родственника князь заключил с ними мир. Как гласит «Повесть временных лет», Добрыня сказал племяннику, что булгары все в сапогах – такой богатый народ дань платить не будет, а потому лучше поискать лапотников. После крещения Киева в 988 году верный соратник Владимира отправился обращать в христианство Новгород. «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», – такой поговоркой еще долго вспоминали новгородцы эти события. Согласно Иоакимовской летописи, не желая принимать крещение, язычники подняли в городе бунт. Добрыня же перебил бунтовщиков, а их дома сжег. Этот факт подтвердили произведенные на территории Новгорода раскопки – археологи определили, что в 989 году в городе полыхал пожар, и на месте сожженных домов были выстроены новые. О том, где и как умер прототип былинного Добрыни Никитича, никаких сведений не сохранилось.
Известно лишь, что его сын Константин в 1017 году был объявлен новгородским посадником.

Алеша Попович

Алеша Попович весьма схож со своим возможным прототипом – ростовским боярином АлександромВ былинах сей богатырь выделяется не столько силой, сколько смекалкой и натиском, а также остротой языка, хвастливостью и изворотливостью. В этом Алеша весьма схож со своим возможным прототипом – ростовским боярином Александром (Олешей) Поповичем. Подвиги воина Александра во многом описывает Никоновская летопись. Сначала он был дружинником князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, а затем служил его сыну Константину Всеволодовичу. В 1216 году принял участие в одном из самых кровавых междоусобных сражений средневековой Руси – Липецкой битве, где решалась судьба наследства Всеволода Большое Гнездо. Причем в пылу сражения боярин Александр Попович едва не зарубил по ошибке своего командира – князя Мстислава Удатного.
При этом Олеша не просто не признал свою ошибку, а еще и отчитал князя, чтобы тот не лез под горячую руку. Константин Всеволодович выиграл битву, но прожил после победы всего два года. После смерти князя Александр Попович отправился в Киев, на службу к Мстиславу Старому. В 1223 году, когда на Русь вторглись монголо-татары, состоялась битва на реке Калке. Именно там и сложил голову исторический прототип былинного богатыря Алеши Поповича.

Горыня, Дубыня и Усыня

Все описанные воины вполне подходят на роль воспетых народом богатырей. Но есть одна нестыковка: в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович состоят на службе князя Владимира Красное Солнышко и время от времени встречаются друг с другом, тогда как их прототипы жили в разное время. Воевода Добрыня – при Владимире, преподобный Илия погиб в 1204-м, а Александр Попович почти 20 годами позже. Скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками.
Есть также версия, что образ трех богатырей заимствован из более ранних мифов. В славянской мифологии есть такая троица – Горыня, Дубыня и Усыня. Эти великаны обладали сверхъестественными способностями: сворачивали горы, вырывали с корнями деревья, останавливали реки.
Подобные качества отчасти присущи и богатырям. К тому же сказки о трех великанах во многом перекликаются с былинами. При этом исследователи считают, что сами Горыня, Дубыня и Усыня еще древней, и их происхождение восходит к хтонической традиции, когда стихийная мощь природы отождествлялась с различными волшебными существами. Когда-то люди представляли великанов в образе змеев – Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (похожие существа встречаются во многих мифологиях).
С приходом же на Русь христианства языческие великаны превратились в богатырей – защитников православной веры. И более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча). То есть, фактически они сражались сами с собой – со своими более ранними воплощениями.

Олег ГОРОСОВ
Неизвестное об известном

В начало

    В русских сказках часто можно встретить об упоминании богатырей. Даже картины рисовались на тематику русского фольклора про богатырей. Васнецов картина так и называется Богатыри. Богатырей этих звали: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша попович. Жен их звали: Поляница Савишна, Настасья,Елена Петровна. Коней: Бурушка, Белюшка, Гай Юлий Цезарь. Про богатырей русских и мультфильмы современные снимают.

    Трх богатырей звали -

    1. Илья Муромец из города Мурома, жена - Поляница Савишна (конь - Бурушка).
    2. Добрыня Никитич из города Рязань, жена - Настасья (конь - Белюшка).
    3. Алша Попович из города Ростов, жена - Елена Петровна (конь - Гай Юлий Цезарь).
  • Есть даже современный мультфильм про приключения трех богатырей. Есть картина в Третьяковской галлерее в Москве.

    Илья Муромец

    Добрыня Никитич

    Алеша Попович

    Аленушка

    Настасья Филипповна

    Тремя богатырями из русских сказок являются:

    1) Самый старший Илья Муромец ,

    2) Средний по возрастной категории Добрыня Никитич

    3) Самый младший из трех богатырей Алши Попович .

    Женами этих богатырей являются:

    1) Самого старшего - Аленушка ;

    2) Среднего богатыря - Настасья Микулшна ;

    3) Младшего - Любава .

    Коней соответственно: Бурушка , Белюшка и Гай Юлий Цезарь .

    Три богатыря - это собирательное название героев из русских былин. Богатырей звали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алша Попович. У каждого богатыря было по одной жене и коню... xD

    В общем, жн звали Алнушка, Настасья Филипповна и Любава. Ну, а у коней были имена - Юлий, Бурушка и Вася.

    Трех богатырей звали Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Коня Алеши Поповича звали Гай Юлий Цезарь, Добрыни - Белюшка, Ильи Муромца - Бурушка. А вот жен не знаю как звали.

    На Руси было много богатырей, но самыми известными, вошедшими в историю, стали только трое. О них слагались легенды, рассказанные в былинах, их изображали на картинах, снимали фильмы.

    Считается , что богатыри жили на Руси на самом деле и служили в городе Киеве князю Владимиру, по прозвищу Красное Солнышко.

    картина В. Васнецова Богатыри

    Старшим из троих был Илья Муромец , проживавший до тридцати лет в городе Муроме (на картине изображен по середине). Илья родился в крестьянской семье, долго не мог ходить, но обладал могучей силой и волей. Когда он поднялся на ноги, пошел защищать землю русскую от врагов.

    Средним богатырем был Добрыня Никитич , родом из города Рязань (он слева, на белом коне). Добрыня был умным и рассудительным, смелый воин, воевода и советник князя.

    Младшим из тройки богатырей был Алеша Попович , сын священнослужителя из Ростова (нарисован справа). Про Алешу говорили, что он был хитроумный и коварный, большой силой не отличался, и очень любил женщин.

    Три богатыря вновь стали популярными героями после выхода на экраны серии мультфильмов. Сейчас снято уже шесть полнометражных картин, первый вышел в 2004 году.

    Персонажи мультиков схожи внешне и по характеру с настоящими богатырями.

    В мультфильме у богатырей есть жены: Илья женился на Алнушке, Добрыня на Настасье Филипповне, Алеша взял в жены Любаву.

    Богатырский конь Ильи звался Бурушка. Как и в былинах, в мультфильме показали что Илья очень дорожит своим конем.

    Добрыня в мультике ездит не на коне, а на смешном верблюде, которого зовут Вася.

    У Алеши Поповича есть конь Юлий, а ещ осел по имени Моисей, на котором Алеша сражался с Тугарином Змеем.

    Имена трех великих русских богатырей знают многие. Это Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Известная картина, где мы можем их увидеть висит в Третьяковке.

    А вот про их коней информация не так распространена. Их звали Гай Юлий Цезарь, Бурушка и Белюшка.

    И мало кто знает про их жен. Если только из не так давно вышедших мультфильмов. Их имена - Любава, Настасья Микулишна и Аленушка.

    Имя самого первого сказочного героя русских былин, с которым знакомятся дети Илья Муромец. Силач, просидевший 33 года на печи и который смог стать в один миг, чтобы спасти русскую землю от нашествия половцев и других племен. Под стать ему своими славными подвигами русские богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич. Три русских воина, три богатыря, есть даже известная всем картина пера Виктора Васнецова Три богатыря, создано немало мультипликационных фильмов, рассказывающих о силе и славе богатырей.

    Как рассказывают историки, все три сказочных персонажа имели настоящих прототипов и в былинах, русском эпосе они приобрели черты сказочных персонажей.

    Многие про богатырей русских узнали из современных мультиков, а не из сказаний былинных.

    У Богатыря Ильи Муромца была супруга Савишна Поляница и верный конь Бурушка.

    Добрыня Никитич взял в жены Настасью Микулишну. Подвиги совершал на коне Белюшке.

    А Алеша Попович любил Елену Петровну. Богатырского коня звали Гай Юлий Цезарь.

    Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алша Попович - три богатыря. Богатыри сильные, храбрые люди, защитники земли русской. Их имена знает каждый ребенок.

    Кличка Коня Ильи Муромца - Бурушка, Добрыни Никитича - Белеюшка Алеши Поповича, согласно мультика, - Юлий.

    Имея жены Ильи Муромца - Поляница Савишна, Добрыни Никитича - Настасья (дочь Микулы Селяниновича), жена Алеши Поповича Елена Петровна (она же Аленушка).


Название картины: «Богатыри»

Холст, масло.
Размер: 295,3 × 446 см

Описание картины «Три богатыря» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов
Название картины: «Богатыри»
Картина написана: 1881-1898 г.
Холст, масло.
Размер: 295,3 × 446 см

Появившись на свет в семье вятского священника, В. Васнецов вырос в том краю, где всегда почитались старинные обычаи и обряды, рассказывались былины, сказки и легенды. С самого юного возраста будущий автор картин на фольклорную тематику был связан со сказочными героями и былинными персонажами.

Потом он стал учиться в Академии художеств и стал изучать не только приемы портретной живописи, а и историю Руси, которая, как известно, напрямую связана с устным народным творчеством.

Среди первых работ на тематику фольклора стоит назвать такие произведения как «Ковер-самолет» и «Витязь», которые знамениты изображенными на них богатырями, причем один летит над русской землей, а другой строит на страже ее границ. Имя В. Васнецова знают и как одного из иллюстраторов русских сказок, среди которых – «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Сивка-Бурка» и многие другие. Эта страсть к изображению героев сказок и былин, которую многие художники сделали лишь частью творческого наследия, Васнецов развил, что дает право считать его асом своего дела. Талантливый архитектор и иллюстратор, он не только изображал страницы отечественной легендарной истории, а и привносил в нее мощнейший идейный смысл.

Одной из таких картин принято считать знаменитых «Богатырей», которых с легкой руки самого живописца зовут не иначе как «Три богатыря». Причиной этого стала ремарка к полотну, написанная автором: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде».

Здесь, как вы успели догадаться, изображены три основных героя былинного эпоса и три главных русских богатыря, образы которых эксплуатируют отечественные политики и мультипликаторы – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

Фигуры у богатырей напоминают титанов из древнегреческой мифологии, да и кони у них соответствующие – исполинские и мощные, что вызывает предположение о том, что художник изобразил эти же качества своего народа. Если говорить о размерах картины, то они так же не менее впечатляющи – 3 метра в высоту и почти 5 в ширину.

На создание данного шедевра у художника ушло около 30 лет, причем в 1871 году он создал первый карандашный набросок, а с 1881 по 1898 года работал непосредственно над картиной.

Те, кто хоть раз видели полотно в Третьяковке, непременно скажут, что оно является олицетворением силы, мудрости, молодости и удачи. Имена каждого из троицы богатырей вы знаете с самого детства и по мультикам о приключениях стражей Руси. Все образы картины символичны: Добрыня обладает знаниями, опытом и смекалкой, Илья наполнен жизненными силами, а Алеша отражает лиризм, романтику и веселье юности.

Центральную часть композиции полотна занимает фигура Ильи Муромца. Прототипом для него стал крестьянин Иван Петров, громадного роста мужчина, неизрасходованные душевные качества которого Васнецов разглядел в его глазах и изобразил их на портрете. В былинах же образ русского богатыря представлен как образ любимца всех – и старых, и молодых, и детей и взрослых. Илья Муромец – это вполне реальный исторический персонаж, а сказания о нем не что иное, как хроники событий. Позже этот богатырь стал монахом в Киево-Печерской лавре и в настоящий момент причислен к лику святых. Данные факты художник знал, и перед зрителями предстает могучий воин и открытый человек, в котором странным образом соединились недюжинная сила и широта души. Огромный черный конь требует вместо упряжки массивной металлической цепи, а его развивающаяся на ветру грива и мощные ноги дополняют величие богатыря. Илья, сложив руку козырьком, смотрит вдаль, словно выискивает супостата, которому всегда готов дать отпор.

Русские предания говорят о прекрасном образовании и мужестве Добрыни Никитича, а сам художник воплотил в нем собирательный образ рода Васнецовых – отца, дяди и самого себя. Вот причина, по которой исследователи отмечают сходство черт лица и размера глаз с внешностью художника. В былинах Добрыня всегда молод и удал, он тот молодец, который носит заговоренную броню и меч-кладенец, а художник, наоборот, изобразил его величавым и умудренным жизнью человеком. Черты лица богатыря благородны, словно подчеркивают его образованность. Но этот человек способен остановить врага не только силой слова, а и мечом, который уже готова выхватить из ножен его рука.

Алеша Попович – самый молодой из всей троицы. Этот стройный юноша нарисован со старшего сына мецената Саввы Мамонтова Андрея, умершего в юном возрасте. Говорят, что это был человек веселый и общительный, а художник перенес эти черты на картину, изобразив Алешу с гуслями, прикрепленными к седлу.

Каждый из героев вооружен, чтобы защитить Русь от нашествия неприятелей: Илья Муромец не выпускает из рук копье, Добрыня Никитич держит руку на мече, а у Алеши Поповича в руках лук. Шлемы защитников подобны церковным куполам, что является символом благословенных подвигов ради своего народа.

Пейзаж картины – целое откровение для зрителя. Былинный ковыль, зелень травы, холмы – все это собирательный образ родины, который представляет себе каждый человек. Если посмотреть на верхнюю часть полотна, то видна надвигающаяся буря. Гонимые ветром клочья облаков, шевелящиеся лесные травы, развевающиеся конские гривы – все это дает понять, что несмотря на монголо-татарское иго, на Руси есть люди, способные защищать других.

Нельзя пройти мимо характеристики коней, ведь это животное – обязательный атрибут каждого богатыря, его друг и соратник, который чем-то похож на своего хозяина. Конь Ильи – упрямый верный вороной, который будет с ним до конца. У Добрыни белая лошадь, горделивая и полная достоинства, что продолжает черты характера всадника. Алеша сидит на рыжем коне-огне, который наполнен кипучей энергией, изяществом и готов сражаться до конца.

«Богатырей» считают самой яркой и сильной картиной среди всех работ Васнецова, ведь он полностью отдавал себя эпическим сюжетам так, как делали это Добрыня, Илья и Алеша для своей родины.