Дьякова Е. А. Перед праздником. Рассказы для детей о православном предании и народном календаре России. Елена Дьякова: Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие
В учебном пособии подробно излагается авторская методика выполнения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Массаж представлен как самостоятельная целостная логопедическая технология формирования произносительной стороны речи при дизартрии. Особое место отводится физиологическому обоснованию целесообразности использования массажа, излагаются научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, сформулированы основные принципы составления массажных программ и специфика проведения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Подробно освещены вопросы логопедической диагностики состояния тонуса и двигательных функций мышц периферического речевого аппарата при дизартрии, указана специфика данной диагностики при назначении логопедического массажа, а также представлены четкие диагностические критерии необходимости назначения логопедического массажа. Систематизированы и описаны приемы дифференцированного...
Читать полностьюВ учебном пособии подробно излагается авторская методика выполнения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Массаж представлен как самостоятельная целостная логопедическая технология формирования произносительной стороны речи при дизартрии. Особое место отводится физиологическому обоснованию целесообразности использования массажа, излагаются научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, сформулированы основные принципы составления массажных программ и специфика проведения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Подробно освещены вопросы логопедической диагностики состояния тонуса и двигательных функций мышц периферического речевого аппарата при дизартрии, указана специфика данной диагностики при назначении логопедического массажа, а также представлены четкие диагностические критерии необходимости назначения логопедического массажа. Систематизированы и описаны приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов разных клинических форм дизартрии, описаны различные виды и комплексы логопедического массажа, даны методические рекомендации по их применению. Книга содержит более 170 иллюстраций и фотографий конкретных приемов логопедического массажа и мануальных техник воздействия. Учебное пособие составлено в соответствии с основными требованиями ФГОС и предназначено для студентов, обучающихся по специальности 050700 "Специальное (дефектологическое) образование". Может быть полезно медицинским работникам (дефектологам, невропатологам, массажистам и инструкторам ЛФК, работающим в отделениях для детей с речевой патологией), а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.
3-е издание, исправленное и дополненное.
Е.А. Дьякова - автор ряда педагогических технологий в области
преодоления такого тяжелого речевого расстройства, как заикание.
Оригинальная программа "Двухнедельной коррекционной работы с родителями,
чьи дети начали заикаться, дает высокий результат, так как ею
разработан новый подход к коррекции речевых нарушений при дизартрии, с
использованием мануальных техник.
Ее научные интересы нашли свое отражение в многочисленных научных и учебно-методических работах, в нескольких учебниках и учебно-методических пособиях по речевой патологии для логопедов и родителей.
Теоретические и практические рекомендации автора по преодолению
заикания, а также его профилактике и правильному речевому развитию детей
дошкольного возраста применяют логопеды-практики, воспитатели
специальных и массовых детских садов, учителя общеобразовательных школ, а
также родители, имеющие заикающихся детей. Особый интерес представляет
учебное видеопособие для молодых родителей "Развитие речи у
дошкольников", в котором даются практические советы родителям по
речевому развитию и профилактике заикания у детей.
Многие работы Е.А. Дьяковой отмечены наградами и дипломами. Учебник "Логопедия. Заикание"
для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия"
награжден дипломом II степени на конкурсе "Лучший учебник года". С мая
2003 г публикуется практическое пособие для логопедов "Логопедический
массаж" имеющее гриф УМО, которое пользуется большой популярностью не
только среди логопедов и медицинских работников, но также и среди
родителей, имеющих детей с речевой патологией.
Е.А. Дьякова принимает активное участие в научных конференциях и
конгрессах, посвященных проблемам языка, речи, речевой патологии,
дизартрии и заикания, как в России так и за рубежом. Она принимала
участие в более чем 20 конгрессах и симпозиумах, в том числе в Германии,
Бельгии, Дании, Франции, Португалии, Великобритании, Хорватии, США и
др.
Е.А.
Дьякова ведет большую работу по повышению профессиональных знаний и
уровня методической подготовленности логопедов в рамках курсов повышения
квалификации. Ею разработаны оригинальные авторские курсы для логопедов:
"Актуальные логопедические технологии, диагностики и коррекции заикания
и дизартрии", "Логопедический массаж", "Семь способов помочь
заикающемуся ребенку", "Точечный массаж в логопедической практике" и др.
Мастер-классы и семинары проводятся автором постоянно в течение более
10 лет в России, Великобритании и США.
Е.А. Дьякова ведет большую консультативную работу и оказывает
логопедическую помощь детям, подросткам и взрослым, страдающим
дизартрией, заиканием и другими речевыми расстройствами. Оказывает
практическую помощь специальным учреждениям, постоянно проводит
консультации для логопедов, а также для родителей, имеющих детей с
речевой патологией.
Год выпуска: 2005
Жанр: Логопедия, массаж
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Описание:
Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Прав-диной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание.
Несмотря на то что существуют отдельные публикации, в которых описываются различные виды массажа при речевых нарушениях, до настоящего времени не было учебника, представляющего логопедический массаж в качестве целостной системы приемов, используемых при той или иной форме речевой патологии.
Цель данного учебника - описание методики и техники логопедического массажа, в учебнике также приведены показания к его применению при различных речевых нарушениях. Мы стремились наиболее полно представить и систематизировать приемы логопедического массажа, как уже известные по публикациям [И. И. Панченко, 1979; Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985; Е. Е. Шевцова, 1993; Е. П. Не-дорезова, 1995; И. В. Блыскина, В. А. Ковшиков, 1995; О.Г.Приходько, 1999; Е.В.Новикова, 2000; и др.], так и являющиеся результатом практического опыта автора данной книги, а также дать физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике.
Известно, что многие логопеды, работающие как в медицинских, так и в педагогических учреждениях, используют приемы логопедического массажа в своей работе и стремятся получить квалифицированные знания в этой области. Однако до последнего времени обучение специализированному массажу не носило целенаправленного, систематизированного характера, с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование. В настоящее время курс «Логопедический массаж» включен в систему подготовки логопедов в Московском городском педагогическом университете и проводится в виде специального семинара, в соответствии с разработанной учебной программой.
Учебник адресован студентам педагогических институтов, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, дефектологам, медицинским работникам, а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.
Глава 1. Метод массажа в коррекции речевых нарушений
Показания к применению массажа в логопедической практике
Место массажа в комплексной системе коррекдионно-педагогического воздействия
Физиологическое действие массажа
Глава 2. Краткие анатомо-физиологические сведения
2.1. Голова и шея
2.2. Полость рта
2.3. Шея
2.4. Кровоснабжение лица и шеи
2.5. Нервы головы и шеи
Глава 3. Предварительная диагностика
Глава 4. Рекомендации к проведению логопедического массажа
4.1. Методические указания к проведению массажа
Виды массажа, используемые в логопедической практике
Противопоказания к назначению массажа
Общие рекомендации к проведению массажа
Подготовка к массажу
Положения тела при массаже
4.2. Основные приемы массажа
4.3. Гимнастика
Глава 5. Методика проведения логопедического массажа. Комплексы
массажных движений
Методические указания к проведению расслабляющего массажа
Методические указания к проведению активизирующего массажа
5.1. Массаж плечевого пояса и шеи
5.2. Массаж в области гортани
5.3. Массаж лицевой мускулатуры
Массаж в области лба
Массаж в области глаз
Массаж в области щек и подбородка
Массаж мышц губ
Массаж мышц языка
Массаж мягкого нёба
Массаж уздечки языка
Массаж слизистой оболочки десен и твердого нёба
Инструментальные методы воздействия в логопедическом массаже
Глава 6. Методика точечного массажа (массаж биологически активных точек)
Техника точечного массажа
Приемы точечного массажа
Методические указания к проведению точечного массажа
6.1. Биологически активные точки, используемые в логопедическом массаже
6.2. Точечный массаж в сочетании с фонационной гимнастикой.
6.3. Массаж ушных раковин
Глава 7. Использование приемов самомассажа в логопедической практике
Самомассаж мышц головы и шеи
Самомассаж мышц лица
Самомассаж мышц языка
Самомассаж ушных раковин
Дьякова Елена Александровна
профессор
президент Международного Института Речевой Патологии
член Международной ассоциации плавной речи,
член Международного комитета орофациальных миофункциональных наук,
действительный член Ассоциации практических психологов Гипнарт
В 1985 году Елена Александровна Дьякова с отличием окончила дефектологический факультет Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. В.И. Ленина по специальности «Логопедия».
Елена Александровна имеет стаж педагогической работы — 32 года, стаж логопедической работы — 25 лет. Защитила диссертацию по теме: «Монологическое высказывание взрослых заикающихся» . После окончания института работала в должности логопеда «Лаборатории функциональных и других видов патологии речи» Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, а также в Центре патологии речи и нейрореабилитации. С 1996 г. работала в должности доцента кафедры специальной педагогики и психологии Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области.
Е.А. Дьякова является автором целого ряда собственных логопедических методик и технологий.
Еленой Александровной разработан метод логопедического массажа, использование которого значительно повышает эффективность коррекционной работы с лицами, страдающими речевой патологией. Автор учебного пособия «Логопедический массаж» (2003, М., Академия) регулярно проводит мастер-классы и семинары по обучению логопедов своему методу.
Елена Александровна — автор ряда педагогических технологий в области преодоления такого тяжелого речевого расстройства, как заикание. Оригинальная программа «Двухнедельной коррекционной работы с родителями, чьи дети начали заикаться, дает высокий результат, так как ею разработан новый подход к коррекции речевых нарушений при дизартрии, с использованием мануальных техник.
Ее научные интересы нашли свое отражение в многочисленных научных и учебно-методических работах, в нескольких учебниках и учебно-методических пособиях по речевой патологии для логопедов и родителей.
Теоретические и практические рекомендации автора по преодолению заикания, а также его профилактике и правильному речевому развитию детей дошкольного возраста применяют логопеды-практики, воспитатели специальных и массовых детских садов, учителя общеобразовательных школ, а также родители, имеющие заикающихся детей. Особый интерес представляет учебное видеопособие для молодых родителей «Развитие речи у дошкольников», в котором даются практические советы родителям по речевому развитию и профилактике заикания у детей.
Многие работы Елены Александровны Дьяковой отмечены наградами и дипломами. Учебник «Логопедия. Заикание» для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» награжден дипломом II степени на конкурсе «Лучший учебник года». С мая 2003 г публикуется практическое пособие для логопедов «Логопедический массаж» имеющее гриф УМО, которое пользуется большой популярностью не только среди логопедов и медицинских работников, но также и среди родителей, имеющих детей с речевой патологией.
Е.А. Дьякова принимает активное участие в научных конференциях и конгрессах, посвященных проблемам языка, речи, речевой патологии, дизартрии и заикания, как в России так и за рубежом. Она принимала участие в более чем 20 конгрессах и симпозиумах, в том числе в Германии, Бельгии, Дании, Франции, Португалии, Великобритании, Хорватии, США и др.
Елена Александровна ведет большую работу по повышению профессиональных знаний и уровня методической подготовленности логопедов в рамках курсов повышения квалификации. Ею разработаны оригинальные авторские курсы для логопедов: «Актуальные логопедические технологии, диагностики и коррекции заикания и дизартрии», «Логопедический массаж», «Семь способов помочь заикающемуся ребенку», «Точечный массаж в логопедической практике» и др. Мастер-классы и семинары проводятся автором постоянно в течение более 10 лет в России, Великобритании и США.
Елена Александровна ведет большую консультативную работу и оказывает логопедическую помощь детям, подросткам и взрослым, страдающим дизартрией, заиканием и другими речевыми расстройствами. Оказывает практическую помощь специальным учреждениям, постоянно проводит консультации для логопедов, а также для родителей, имеющих детей с речевой патологией.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТ У Т РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ INTERNATIONAL INSTITUTE OF SPEECH PATHOLOGY Е.А. ДЬЯКОВА КРИТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 1