Болезни Военный билет Призыв

Русско турецкие войны 18 века таблица. Русско-турецкие войны. Что мы узнали

СССР в 1953 – 1964 гг. Десятилетие Хрущева.

Период Отечественной истории с 1953 по 1964 г. называют периодом политической "оттепели". Это время связано с именем Н.С. Хрущева , с его попытками осуществить либерализацию внутренней и внешней политики СССР.

После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 г.были произведены изменения в руководстве страны. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был утвержден маршал К.Е. Ворошилов, Председателем Совета Министров стал Г.М. Маленков, министром иностранных дел - В.М. Молотов, министром обороны - Н.А. Булганин. МВД СССР и МГБ СССР были объединены в новое МВД, его возглавил Л.П. Берия. Главными претендентами на высшую власть были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев. Между ними и развернулась борьба за власть. В борьбе за монополию власти Н.С. Хрущев одержал верх.

Важным событием в общественно-политической жизни страны стал XX съезд КПСС, проходивший с 14 по 25 февраля 1956 г. На закрытом заседании Н.С. Хрущев сделал доклад "О культе личности и его последствиях". В докладе содержались материалы, подготовленные секретарем ЦК КПСС академиком П.Н. Поспеловым. Материалы касались репрессий против партийно-политического руководства страны. Был сделан один вывод: репрессированные не были "врагами народа", а были честными партийцами и советскими патриотами. Формирование "культа личности" стало результатом постепенного предательства И.В. Сталиным дела В.И. Ленина.
30 июня 1956 г. было принято Постановление ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствиях", в котором были сделаны попытки анализа объективных и субъективных причин появления культа личности. В этом документе вся вина за нарушения коллективного руководства, злоупотребления властью, за допущенные ошибки в развитии народного хозяйства возлагалась лично на И.В. Сталина.

После ХХ съезда началась широкая реабилитация репрессированных в 30-х - начале 50-х гг. В конце 60-х гг. процесс реабилитации был свернут.

Реформы Н.С.Хрущевым были начаты с сельского хозяйства , так как продовольственная проблема в стране стояла очень остро. Вначале были осуществлены меры по повышению материальной заинтересованности работников колхозов в результатах своего труда. В 1952-1958 гг. были повышены государственные закупочные цены на обязательные поставки: на скот и птицу - в 5,5 раза, на молоко и масло - в 2 раза, на картофель - в 2,5 раза, на зерно - в 6 раз. Государство в несколько раз увеличило расходы на нужды деревни, списало долги колхозов прошлых лет, стало вводить пенсии для колхозников, выдавать колхозникам паспорта. Были предприняты меры по развитию личных подсобных хозяйств. В 1954 г. был отменен налог на коров и свиней, с 1958 г. прекращалась обязательная сдача сельхозпродукции с личных подсобных хозяйств.

Эти меры вскоре принесли результаты: впервые после коллективизации сельское хозяйство стало рентабельным, т.е. приносить прибыль. Валовая продукция сельского хозяйства в 1958 г. выросла на 1/3.

Одной из ключевых в сельском хозяйстве Н.С. Хрущев считал зерновую проблему. Решить ее он намеревался освоением целинных земель. В 1954 г. был взят курс на поднятие целинных земель Казахстана, Южной Сибири и Урала. В 1954-1956 гг. вместо 13 млн га было распахано 33 млн га. В 1956 г. на целине был собран рекордный урожай и во всех общественных столовых хлеб стали подавать бесплатно. С 1954 по 1956 г. в восточных районах страны было создано 425 новых совхозов. Благодаря освоению целинных земель производство зерна в СССР за два года (1954-1956 гг.) возросло в 1,5 раза.

Большое внимание уделялось улучшению деятельности научно-исследовательских учреждений в области сельского хозяйства. Важную роль в этом играла Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, которая вновь стала функционировать с 1954 г. В 1958 г. она слилась с промышленной выставкой в единую Выставку достижений народного хозяйства - ВДНХ.

В конце 50-х гг. были предприняты меры, которые в значительной степени подорвали экономику села. В 1957 г., выступая в г. Ленинграде, Н.С. Хрущев поставил перед советским народом новую задачу: "Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!". В 1956 г. один американец потреблял в год 102 кг мяса, а житель СССР - только 32. Волюнтаризм советского руководителя зачастую оборачивался трагедией на селе. В целях выполнения призыва забивали все поголовье скота, статистика фальсифицировалась, но "догнать и перегнать Америку" не удалось.

Н.С. Хрущев пытался создать на селе крупные хозяйства индустриального типа со своей машинно-тракторной базой. В марте 1958 г. было принято решение о реорганизации МТС и продаже техники колхозам. Колхозы в принудительном порядке за один год должны были выкупить всю сельскохозяйственную технику по завышенным ценам. В результате многие колхозы вновь стали убыточными. Производство сельхозпродукции резко упало. Кроме того, другим следствием реорганизации стала потеря кадров механизаторов и ремонтников. Они уехали работать в города, чтобы не понижать своего жизненного уровня.

Возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. В 1958 г. было запрещено иметь личные подсобные хозяйства 12 млн городских жителей, имевших свои огороды, а в 1959 г. - сельским жителям. С 1959 по 1962 г. поголовье скота на личном подворье сократилось в два раза.

В 1959 г., находясь в США, Н.С. Хрущев побывал на кукурузных полях американского фермера в штате Айова (штат расположен на широте г. Сочи). Н.С. Хрущев стал с рвением внедрять кукурузу на территории страны повсеместно. Вскоре выяснилось, что лишь в районах с теплым климатом кукуруза может дать полноценный рост, кроме того, выращивание кукурузы оказалось очень трудоемким процессом (требовалось внесение удобрений, прополка сорняков).

Продовольственная проблема по-прежнему стояла очень остро. В 1962 г. правительство приняло решение стимулировать развитие сельского хозяйства повышением цен на мясо в 1,5 раза. Это вызывало недовольство населения. В Новочеркасске на крупном заводе электровозов начался стихийный митинг. Рабочие требовали повышения зарплаты, но администрация от них отмахнулась. На следующий день многотысячная колонна рабочих с портретами В.И. Ленина и лозунгами "Дайте мясо, масло!", "Хрущева на мясо!" собралась у горкома партии. К площади подъехали танки, затем раздалась стрельба из автоматов. Всего было убито 24 человека. В августе над организаторами выступления началось следствие, затем состоялся суд. Из 14 подсудимых 7 были приговорены к смертной казни.

В 1963 г. возникли трудности с молоком, маслом, хлебом. Впервые в истории страны правительство решило закупать продовольствие за границей. С начала 60-х гг. золотой запас страны стал использоваться для стимулирования развития американских фермерских хозяйств.

У руководства страны отсутствовала концепция преобразований в области промышленности. Основное внимание по-прежнему уделялось производству средств производства - группе "А". К началу 60-х гг. доля группы "А" в общем объеме народного хозяйства стала составлять 75%. Быстрыми темпами развивались производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи новых предприятий, в их числе Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы.

Появилась новая отрасль промышленности - ядерная энергетика. В 1954 г. в подмосковном г. Обнинске дала первый ток первая атомная электростанция. В 50-е гг. были построены Белоярская, Сибирская, Ново-Воронежская АЭС. В 1959 г. большое впечатление на советских людей произвел спуск на воду атомного ледокола "Ленин". В эти же годы в СССР были построены первые атомные подводные лодки.
Развивалась электроэнергетика. В 1955 г. началось строительство Куйбышевской ГЭС. Затем были введены в строй Сталинградская, Каховская электростанции. Производство электроэнергии в 1955 г. превзошло уровень 1950 г. на 87%.

4 октября 1957 г. на околоземную орбиту выведен первый искусственный спутник. 3 ноября 1957 г. на земную орбиту был выведен второй спутник с собакой Лайкой на борту. 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек планеты - Ю.А. Гагарин.

В 1957 г. был принят Закон о перестройке управления промышленностью и строительством. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства - совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существовавшего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. В начале 60-х гг. темпы роста экономического производства стали неуклонно снижаться.

Социальная политика. В 1959 г всесоюзная перепись населения показала, что численность населения по сравнению с 1939 г. выросла с 190,7 млн до 208,8 млн человек. Доля горожан составила 48% населения. Численность рабочих увеличилась, число крестьян сократилось.

Были осуществлены меры по улучшению социального положения населения . Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на 2 часа в субботние и предпраздничные дни. В 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.
Наибольший успех был достигнут в области жилищного строительства. В 1954-1957 гг. были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями - они получили название "Черемушки". Н.С. Хрущев произвел "жилищную революцию". Во второй половине 60-х гг. почти 50 млн человек переселилась в собственные жилища.

Внешняя политика СССР. После 1945г., в результате победы в Великой отечественной войне, Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения увеличилось до 52.

Внешняя политика развивалась по следующим направлениям:

1. отношения с бывшими союзниками: борьба за сферы влияния в Европе; проблемы послевоенной Германии; работа СССР против пропаганды и развязывания новой войны;

2. отношения со странами социалистического лагеря: экономическая помощь, политическое давление, конфликты.

3. деятельность СССР в ООН.

С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. «Холодная война» - внешнеполитический курс, проводимый СССР и США в отношении друг друга в период второй половины 40-х – начала 90-х гг. Противоборство определялось следующими факторами:

· различиями в социально-политическом строе, системе ценностей и идеологии;

· геополитическими интересами держав, их стремлением к расширению сфер влияния.

Началом холодной войны принято считать речь У.Черчилля в Фултоне в марте 1946 г., где он говорит о коммунистической угрозе. В феврале 1947 г. президентом США Г. Трумэном была провозглашена программа мер по спасению Европы от советской экспансии:

1. экономическая помощь;

2. образование военно-политического союза под эгидой США;

3. размещение военных баз вблизи советских границ;

4. поддержка внутренних оппозиций в странах Восточной Европы и т.д.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла . Эти события означали поворот к холодной войне, что предопределило ухудшение международного климата и создавало угрозу военно-политических кризисов.

Ухудшение отношений с западным миром, толкали советское руководство к закреплению контроля над Центральной и Юго-Восточной Европой. 1949-1950 гг. стали апогеем холодной войны. Был создан военно-атлантический блок стран Запада - НАТО , а также ряд других блоков с участием США (АНЗЮС, СЕАТО и др.). В 1950-1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое военное столкновение между СССР и США.

После войны в центре внимания государств-участниц антигитлеровской коалиции была Германия. США приняли решение о проведении в 1948 г. сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине (которая должна была дать немецкой экономике твердую валюту). СССР в свою очередь установил блокаду Берлина (до мая 1949 г.). В 1949 г. на основе западных зон оккупации была создана ФРГ.

Так развивался первый военно-политический кризис начавшейся холодной войны берлинский кризис 1948-1949 гг. Для СССР он имел тяжелые последствия: потеря международного доверия, ослабление позиций в Германии и Берлине, ускорение создания НАТО.

Важнейшим направлением внешней политики СССР, стало обеспечение национальной безопасности страны. С 1945 г. по мере создания пояса безопасности на западных границах СССР, была выдвинута идея объединения восточноевропейских стран по внешнеполитической, экономической, идеологической линиям:

1. оформление режимов народной демократии (в Румынии, Болгариии, Венгрии, Польше;

2. создание в сентябре 1947 г. Коминформа (совместного информационного бюро со штаб-квартирой в г.Белграде вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна).

От своих союзников в Восточной Европе И.В. Сталин требовал преобразований по советской модели, что породило немало противоречий. Отклонение от подобной установки в Югославии во главе с ее лидер И. Тито в 1948г. привело к разрыву дипломатических отношений с этой страной. Деятельность Коминформа не была успешной, так как западные компартии все более стремились занять самостоятельные позиции.

С 1950 г. СССР начал субсидировать новых союзников. В 1945-1952гг. долгосрочных льготных кредитов было предоставлено на сумму 3 млрд. долларов. Материальная помощь оказывалась этим странам в том числе через Совет экономической взаимопопмощи (СЭВ), - межправительственную организацию, учрежденную в 1949 г.

Пересмотр внешнеполитического курса в СССР начался после смерти Сталина. В 50-х гг. Маленков начал говорить о "разрядке" напряженности в международных отношениях. Рассмотрим далее отличительные черты внешней политики СССР в 1953-1964 гг.

Мирные договоры

Внешняя политика СССР в 1953-1964 годах была ориентирована в первую очередь на установление мирного взаимовыгодного взаимодействия с зарубежными странами. По инициативе советского руководства было подписано множество соглашений. Так, в 1953-м, 27 июля, был заключен договор о перемирии в Корее. В качестве основного средства ослабления напряженности на мировой арене руководство страны видело расширение сфер сотрудничества с другими государствами. В 1955-м, 25 января, Президиумом ВС был принят Указ, прекращающий состояние войны с Германией. В сентябре того же года глава правительства ФРГ прибыл в Москву. В ходе визита были установлены дипломатические отношения с Западной Германией. В 1955-м, в середине мая, был подписан договор с Австрией. В соответствии с ним также было прекращено состояние войны. Документом устанавливался и гарантировался нейтралитет.

В 1956 г. СССР вернул арендуемую территорию Финляндии - Порккала-Удд, где находилась военно-морская база Союза. В середине июня Карело-Финскую союзную республику преобразовали в автономную. В том же 1956-м, 19 октября, Япония и СССР приняли декларацию о восстановлении дипотношений и прекращении военного состояния. К концу 50-х Советский Союз был связан торговыми контрактами более чем с 70 государствами.

Внешняя политика СССР 1953-1964 (кратко)

Ключевые направления были определены на XX съезде партии. Хрущев объявил на заседании об отсутствии неизбежности следующей мировой войны, указав на возможности разных путей перехода к социалистической системе и мирного соседства стран с различным политическим строем. В документах съезда особо подчеркивалась верность Советского Союза принципам независимости и суверенитета во взаимодействии с зарубежными странами. При этом Хрущев утверждал, что сосуществование государств в мире выступает как специфический тип классовой борьбы. Она исключает только военные методы и не распространяется на идеологию. В 1957 МИД возглавил крупный дипломат Громыко. Внешнеполитическое ведомство находилось под его руководством до 1985-го. Громыко внес большой вклад в развитие переговорного процесса по вопросу установления контроля над гонкой вооружений.

Изменения в военной доктрине

В 1956-м проявилась определенная противоречивость внешней политики СССР 1953-1964 гг. Ряд зарубежных стран сформировал блоки, деятельность которых была направлена, кроме прочего, на сдерживание влияния государств социалистического лагеря и становления национально-освободительного движения колониальных народов.

Внешняя политика в СССР в 1953-1964 гг. показала, таким образом, решимость руководства сохранить в государствах Юго-Восточной и Центральной Европы модель социализма.

XX съезд КПСС выдвинул новые положения в области внешней политики: I) о возможности предотвращения новой мировой войны; 2) о мирном сосуществовании двух социально-экономических систем, социалистической и капиталистической; 3) о разнообразии путей построения социализма. В то же время послесталинское руководство оставалось сторонником непримиримой идеологической борьбы на мировой арене, постоянно вело "антиимпериалистическую пропаганду", всемерно поддерживало коммунистическое и национально-освободительное движения, верило в торжество коммунизма во всем мире, стремилось к расширению сфер своего влияния.

Приоритетным направлением советской внешней политики являлось укрепление социалистического лагеря. Прежде всего были урегулированы отношения с Югославией. В 1955 г. была создана военно-политическая организация – Варшавский Договор, в которую помимо СССР вошли Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания (последняя в 1962 г. вышла из блока). Советский Союз поддержал кубинскую революцию (1959 г.) и получил себе союзника в 90 милях от берегов США. На востоке советская политика была направлена на укрепление отношений с Северным Вьетнамом. Процессы, происходящие в СССР в 1950-х гг., болезненно затронули некоторые страны Восточного блока. В 1956 г. в Польше развернулась борьба за власть, сопровождавшаяся ростом антисоветских настроений.

Для "наведения порядка" пришлось прибегнуть к демонстрации силы: советские танки были двинуты на Варшаву. В этом же году в Венгрии произошло мощное народное восстание против коммунистического режима. Оно было подавлено советскими войсками с применением танков и артиллерии. Западный Берлин в 1961 г. был отделен от Восточного стеной, ставшей символом "холодной войны". Осложнились отношения с Китаем и Албанией, которые выступили против решений XX съезда КПСС, особенно против критики Сталина. Руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном стало претендовать на лидерство в международном коммунистическом и национальном движениях, выдвигать требования изменения советско-китайской границы.

Одним из главных направлений советской внешней политики была нормализация отношений с капиталистическими странами. В 1954 г. (после пятилетнего перерыва) состоялось совещание министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции. В 1955 г. были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1959 г. Н. С. Хрущев посетил США, следствием этого визита стал договор о сотрудничестве. Положение дел осложнило поведение советского лидера, его высказывания, обращенные к западной аудитории, типа: "Мы вас похороним", хулиганский поступок на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г. В то же время в США также были силы, не заинтересованные в нормализации советско-американских связей. Об этом свидетельствовал провокационный полет самолета-разведчика "У-2" над территорией СССР (1960 г.). Развитие событий привело не к разрядке международной напряженности, а к острому международному кризису, получившему название Карибский. В 1962 г. СССР по согласованию с Ф. Кастро разместил на Кубе свои ракеты.

В ответ на это американцы установили блокаду острова. Ситуация вплотную подошла к ракетно-ядерной войне. Ее удалось избежать благодаря напряженным советско-американским переговорам. Разрешением кризиса стало подписание международных договоров: о нераспространении ядерного оружия, запрещении его испытаний в воде, атмосфере, космосе (1963 г.).

Советский Союз поддерживал режимы, пришедшие к власти в результате революций в Египте (1952 г.), Ираке (1958 г.), Йемене (1962 г.). Поездки партийно-правительственных делегаций к Индию, Бирму, Афганистан способствовали усилению советского влияния в этих странах.

Внешняя политика представляла собой сочетание продолжающейся холодной войны с попытками найти компромисс и обеспечить мирное сосуществование. Советское руководство понимало, что другого пути, когда обе стороны обладают ядерным оружием, - нет.

В то же время на международные отношения оказывало крайне негативное влияние продолжающееся идеологическое противостояние.

Ядерное оружие диктовало свои условия во внешней политике. Учитывая изменение в международной обстановке после Второй М.в. и реальную угрозу от ядерного оружия, Председатель Совета министров СССР Маленков, а позже Хрущёв считали, что в ядерный век ирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. Вся внешняя политика после смерти Сталина претерпела изменения.

Смерть Сталина совпала с приходом к власти в США Президента Эйзенхауэра. Президент США обратился к Хрущёву с предложением изменить систему международных отношений и перейти от недоверия к сотрудничеству. Советское руководство откликнулось на эти предложения.

Хрущёв берёт курс на либерализацию во внешней политике. Он выступил с целым рядом миролюбивых инициатив:

1953 – соглашение о прекращении огня в Корее. СССР отказался от территориальных претензий к Турции

1954-55 – нормализация отношений с Югославией

1955 - подписание мирного договора с Австрией

1955 – внесение советской делегацией проекта договора о коллективной безопасности в Европе на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции

Май 1955 – организация Варшавского договора

1955 – одностороннее сокращение Советской армии с 5,8 млн. чел. до 2,5 млн. чел до 1960

1956 – подавление народного восстания в Венгрии

Февраль 1956 – 20-й съезд КПСС. Закрепление тезисов о мирном сосуществовании как форме классовой борьбы и возможности предотвращения войны в современную эпоху

1959 – встреча Хрущёва с президентом США Эйзенхауэром

1960 – выступление Хрущёва на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения

1960 – объявление СССР моратория на ядерные испытания

С 1960 – ухудшение отношений с Китаем и Албанией

1961 – Берлинский вопрос: обострение отношений и возведение разделительной Берлинской стены

1962 – Карибский кризис, ядерное противостояние США и СССР

1963 – заключение Договора между СССР, США и Англией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой.

Идея неизбежности глобального военного столкновения двух систем ушла в прошлое. Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряжённости стали одной из центральных концепций во внешней политики.

Противоречия во внешней политике:

Современная эпоха определялась как время перехода к социалистической революции

Ставилась задача по оказанию военно-технической поддержки странам Третьего мира, которые становились ареной борьбы двух держав

Карибский кризис 1962 года

СССР во 2-й пол. 50-х гг. добивается превосходства в ядерном оружии. США становится уязвимой для советских ядерных ракет и СССР ужесточают свою внешнюю политику с Западом. Меняется характер отношений.

Ядерные ракеты СССР – это был сдерживающий фактор по отношению к агрессии Европы в сторону Египта (1956), берлинского кризиса (1961) и вмешательства в венгерские события.

Самым опасным был Карибский кризис. США разместило ядерные ракеты в Турции, а в ответ на это СССР размещает свои ракеты на Кубе. Мир оказался на пороге ядерной войны. Этот вопрос разрешился компромиссом. ССР вывозят ракеты с Кубы, а США – из Турции и не нападают на Кубу.

Т.О. опасность прямого столкновения СССР и США привела к тому, что началось противостояние двух держав в самых разных регионах планеты, в т.ч. и в странах Третьего мира.

Опыт берлинского, карибского, ближневосточных кризисов показал, что главным гарантом мира на Земле в ядерную эпоху является ядерный паритет сторон

Т.О., важный итог развития отношений между двумя системами в эти годы стало начало перехода от жёсткого противостояния к мирному сосуществованию.

Из-за просчётов появился кризис в социалистическом лагере (Китай, Польша, Венгрия). Беспорядки в Венгрии и Польше подтолкнули Хр. к ужесточению своей политики в отношении социалистических стран и ограничению критики сталинизма внутри СССР.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме В 32. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг. (достижения и просчёты):

  1. В 26. Международное положение и внешняя политика СССР в послевоенные годы (1945-1953)
  2. 43. Внешняя политика СССР в послевоенный период (1945-1953 г.). Начало холодной войны.
  3. В 37. Международное положение, достижения и просчёты внешнеполитической деятельности СССР (2-я половина 60-х – первая половина 80-х гг.)

Во второй половине 1953 г. до конца 1950-х гг. в СССР были проведены хозяйственные реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах. Однако они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом.

Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М.Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускорение развития сельского хозяйства и производства предметов потребления.

Аграрная реформа

Через месяц сентябрьский пленум ЦК КПСС посвятил свою работу анализу тяжелого положения, в котором находилось сельское хозяйство. Избранный на пленуме Первым секретарем ЦК Н.С.Хрущев от имени партийного руководства впервые после свертывания НЭПа четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять. Начать следует с резкого повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

В начале 1954 г. был взят курс на поднятие целинных и залежных земель. Этого требовали интересы быстрейшего решения острой проблемы - зерновой. Народ жил впроголодь. На целину поехали десятки тысяч энтузиастов, там создавались зерновые совхозы.

Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них в качестве председателей было направлено более 30 тыс. партработников («тридцатитысячников»). Более 120 тыс. специалистов сельского хозяйства из управленческого аппарата были переведены на работу в село.

В 1958 г. началась реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) в РТС (ремонтно-тракторные станции). Технику продавали колхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит материальную базу колхозов и ликвидирует «двоевластие» на земле (колхозов и МТС), разбудит инициативу колхозников.

В целом, крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953-1958 гг., можно свести к следующему: резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными); списали долги прошлых лет; в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни; отменили налог на личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и разрешили в пять раз увеличить его размер; провозгласили принцип планирования снизу; стали вводить пенсии для колхозников; начали выдавать колхозникам паспорта; колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий; наконец, за пять лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель. Эти меры, не подрывая государственной монополии, укрепили сельское хозяйство, во многом раскрепостили крестьян. Экономика села стала набирать темпы. Прирост сельскохозяйственной продукции за 1953-1958 гг. составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. Это примерно соответствовало темпам развития сельского хозяйства в годы НЭПа.

Однако с конца 1950-х гг. экономические стимулы как рычаг развития настойчиво вытеснялись административным принуждением, что было привычно и менее опасно для управленческого аппарата. Экономическое реформирование перешло в административную тряску.

Два сильных удара сверху сорвали процесс расширенного воспроизводства на селе. Во-первых, технику МТС не отдали колхозам, а заставили ее выкупить, да еще в сжатые сроки (за год) и по высоким ценам. Одним этим ударом государство в течение года смогло вернуть себе средства, вложенные в деревню в предыдущие годы. Во-вторых, вместо дальнейшего укрепления и расширения личного подсобного хозяйства жителей деревни, начался новый поход на него (третий после проведения коллективизации). Вначале освободив приусадебное хозяйство от налогов и, увеличив его размер, вскоре объявили курс на его свертывание, т.к. оно будто бы тормозит окончательную победу социализма на селе. Этот курс был закреплен в 1958 г. на декабрьском пленуме ЦК КПСС по предложению Н.С.Хрущева. Хрущев призвал сельских жителей личный скот продать государству или колхозам, а взамен покупать у них (или получать на трудодни) мясо-молочную продукцию. Никита Сергеевич активно агитировал за опыт своих земляков из села Калиновка Орловской области, которые и коров колхозу продали, и жить стали лучше, перестав разрываться между общественной нивой и личным двором. По предложению секретаря ЦК Л.И. Брежнева пленум принял решение поручить государственным органам в 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам встать на этот путь.

Началось новое раскрестьянивание селян. В результате, к середине 1960-х гг. ЛПХ деревенских жителей во многих районах страны деградировали до уровня более низкого, чем в начале 1950-х гг. Это не замедлило сказаться на обострении продовольственной проблемы в СССР. Аграрная политика государства после сентября 1953 г. была непоследовательной, половинчатой, а потому не привела к устойчивому успеху.

В 1959 г., находясь в США, Н.С.Хрущев обещал американцам показать «кузькину мать» не только в науке и технике, но и в сельском хозяйстве. Он пришел к выводу, что поднять «мясную целину» можно, лишь решив проблему кормопроизводства, а та в свою очередь упирается в структуру посевных площадей. Вместо травополья надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую массу на силос. Однако чудо не наступило, кукуруза не смогла заменить традиционно русских культур, и в 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в г.Новочеркасске подавили силой оружия. Были жертвы.

В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки и развития американских фермерских хозяйств, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%.

Промышленность в 1950-х гг.

К середине XX в. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на группу «А», производство средств производства, которое составило к началу 1960-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (в 1950-х первой половине 1960-х гг. объем их производства вырос в 4-5 раз).

Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом, среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10%. Столь высокие темпы были достигнуты благодаря жестким методам административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, и возрастающими. Выводы западных экономистов о неизбежном «затухании» темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР отвергались как попытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду общественные науки.

Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40%, в сельском хозяйстве - 75%). Эти проблемы обсуждались в 1955 г. на июльском пленуме ЦК КП CC , посвященном научно-техническому прогрессу (НТП). Был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет, в 1958 г., было названо и главное звено научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма. Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул первый человек планеты, советский человек. Имена первых советских космонавтов были на устах всей страны: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриан Николаев, Валентина Терешкова...

Реформа управления народным хозяйством

Крупнейшей хозяйственной реформой, проведенной во второй половине 1950-х гг., была реформа управления гражданской промышленностью и строительством (1957 г.).

Осуществленный по этой реформе переход от отраслевого (вертикального) к территориальному (горизонтальному) принципу управления, создание вместо министерств совнархозов (советов народного хозяйства) преследовал следующие задачи: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, и в итоге - ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным.

Для развития реформы более 3,5 тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение местных советов передали вопросы производства и распределения продукции местной промышленности. Эти меры укрепили экономическую власть республик и мест, которая была значительно ограничена союзным правительством еще в конце 1930-х гг.

Однако реформа ударила по единой технической и технологической политике, развивать которую намеревались в 1955 г., принимая решения по НТП. Укрепив хозяйственные связи внутри республик и регионов, она разрушила эти связи между ними, порождая местничество. Чтобы преодолеть уклон в местничество, стимулировать технический прогресс, руководство страны вновь обратилось к административному рычагу - стали наращивать этажи управленческого аппарата: создавать республиканские совнархозы, затем ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) СССР. Управление становилось громоздким, неуклюжим.

Наибольший успех гражданский сектор экономики имел в направлении жилищного строительства. В СССР массового жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилья. Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, бараках, коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих было почти несбыточной мечтой. Индустриальное домостроение воплотило эту мечту в жизнь. Московский район экспериментальной застройки «Черемушки» многократно повторился в других городах страны. Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 1960-х гг., наша страна не знала ни до ни после этого периода.

Крупным народнохозяйственным экспериментом конца 1950-х гг. был переход от пятилетнего к семилетнему планированию. Утвержденный в 1956 г. пятилетний план развития народного хозяйства СССР уже через год сочли неудачным и решили разработать новый, семилетний. Семилетка - 1959-1965 гг. - охватила два последних года шестой пятилетки и следующее пятилетие. Смена плановых вех диктовалась, по мнению руководства, несколькими задачами: с помощью нового плана форсировать освоение Востока страны, открыть простор для научно-технического прогресса, скоординировать народнохозяйственные планы стран - членов СЭВ. За семилетие промышленный потенциал СССР увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80% рост составил 84%. Однако предприятия группы «Б» план не выполнили.

2. Общественно-политическое развитие

XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 г. Были подведены итоги пятой пятилетки, приняты директивы по шестой пятилетке (1956-1960 гг.), поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистичекие страны «в краткие исторические сроки». Планы были сорваны, задача забыта, а съезд вошел в историю благодаря докладу, сделанному Н.С.Хрущевым на последнем закрытом заседании, которого не было в повестке дня. Необходимость этого доклада Хрущев отстоял в трудных спорах со своими товарищами по Президиуму ЦК КПСС.

Материалы к докладу «О культе личности и его последствиях» подготовила созданная в 1955 г. по предложению Н.С.Хрущева комиссия ЦК во главе с секретарем ЦК КПСС академиком П.Н.Поспеловым. В докладе были приведены многочисленные факты жестоких расправ над высокопоставленными партийными, государственными и военными деятелями во времена культа личности Сталина. Он не содержал теоретических обобщений и глубоких выводов. Вывод был один: казненные «враги народа» на деле были честными партийцами и советскими патриотами.

Этот доклад, засекреченный от народа на 33 года (в СССР он был опубликован в 1989 г.), стал главным достижением съезда. С него началось очищение партии и общества от идеологии и практики государственного террора. С другой стороны, он положил начало крупному расколу в международном коммунистическом движении. Ряд партий объявил его ревизионистским.

Н.С. Хрущев настоял «сказать правду о культе Сталина» именно на XX съезде, потому что это был первый съезд после смерти Сталина. Свое развитие доклад получил в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (июнь 1956 г.). В нем не было страшных фактов, но была попытка разобраться в причинах возникновения культа и его последствиях. В этом отношении постановление сделало шаг вперед после съезда.

XX съезд КПСС положил начало широкому процессу реабилитации репрессированных в 1930-х - начале 1950-х гг. Если с весны 1953 г. реабилитация проходила осторожно и касалась узкого круга партийной элиты, то затем она коснулась миллионов простых граждан СССР, даже целых народов. В январе 1957 г. Верховный Совет СССР восстановил Справедливость в отношении репрессированных в годы войны калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. Была восстановлена их национальная государственность, им позволили вернуться на историческое место жительства. В 1964 г. был отменен Указ Президиума ВС СССР от 28 августа 1941 г. в отношении советских немцев, но лишь в части, содержащей огульные обвинения в пособничестве оккупантам. В 1967 г. подобное обвинение сняли с крымских татар. В кон це 1960-х гг. процесс реабилитации был свернут.

Попытка переворота 1957 г.

Летом 1957 г. высшее руководство страны и партии пришло к выводу, что Н.С.Хрущев слишком далеко зашел в разоблачениях Сталина, чем подорвал авторитет СССР и КПСС на международной арене*.

Глава государства, председатель президиума ВС СССР маршал Ворошилов, глава правительства маршал Булганин, а также Молотов, Маленков, Каганович, Первухин, Сабуров, составив большинство членов Президиума ЦК КПСС, приняли решение о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК.

С этим решением Хрущев не согласился. Его поддержали некоторые члены Президиума ЦК, руководители «силовых» ведомств - министр обороны маршал Советского Союза Жуков и председатель КГБ генерал Серов. На стороне Хрущева выступил пленум ЦК партии (июнь 1957 г.), который осудил действия семерки как антипартийные, направленные на пересмотр решений XX съезда КПСС.

Вскоре все выступившие против Н.С.Хрущева были отстранены от власти. Был снят со своего поста и Г.К.Жуков, проявивший наибольшую активность в борьбе за Хрущева. С 1958 г. Хрущев стал совмещать пост Первого секретаря ЦК КПСС с должностью Председателя Совета Министров СССР. В его руках сосредоточивается необъятная, все менее контролируемая власть.

Программа КПСС 1961 г.

В 1956 г. XX съезд КПСС поручил ЦК партии подготовить проект новой партийной программы - программы строительства коммунизма в СССР. О возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране говорил И.В.Сталин в 1939 г. на XVIII съезде партии. Еще до войны была создана комиссия по подготовке партийной программы. В 1956 г. новую комиссию возглавил Н.С.Хрушев, и осенью 1961 г. проект программы был опубликован в печати для всенародного обсуждения.

В октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята новая, третья, программа партии*.

*Первая программа (1903 г .) была направлена на совершение буржуазно-демократической, а затем социалистической революции; вторая (1919 г.) - на построение социализма.

Исходя из того, что социализм в Советском Союзе победил «полностью и окончательно», и страна вступила в этап «развернутого строительства коммунизма», съезд рассматривал программу как философское, экономическое и политическое обоснование построения в СССР коммунизма.

Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма (т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа); в области социально-политической - перейти к коммунистическому самоуправлению и бесклассовому обществу; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всесторонне развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами.

Культура

Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей партии и государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг. Они проходили на государственной даче под Москвой, в Доме Приемов на Ленинских горах и в Кремле. Встречи носили «отеческий» характер: «отцы народа» хвалили и журили своих способных, но порой нерадивых «детей», иногда забывающих, что литература и искусство должны быть идейно выдержанными. Характер идеологических указаний по форме во многом отличался от жесткого идеологического давления на творческую интеллигенцию в сталинский период. По сути, они преследовали ту же цель: полностью подчинить интеллигенцию партийному влиянию. Культурное развитие общества после смерти Сталина, с легкой руки писателя И.Г. Эренбурга, называют периодом «оттепели».

Резким диссонансом возникшим надеждам прозвучало в мае 1956 г. самоубийство первого секретаря Союза писателей СССР А.А.Фадеева. В предсмертном письме в ЦК КПСС он осудил «самодовольство нуворишей от великого ленинского учения», которые низвели деятелей культуры «до положения мальчишек», называя партийностью идеологическое запугивание. Примером такого запугивания в конце 1950-х гг. стала кампания против поэта Б.Л.Пастернака, которому в октябре 1958 г. была присуждена Нобелевская премия за опубликованный в Италии годом ранее роман «Доктор Живаго». Роман был назван «политическим пасквилем», а его автор «внутренним эмигрантом» и «предателем». В 1959 г. на III съезде писателей СССР Хрущев также осудил «очернителей», а заодно и «лакировщиков» советской действительности. Тем не менее, в 1962 г., по настоянию Н.С.Хрущева, Президиум ЦК КПСС разрешил опубликовать повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой содержались сведения о режиме и порядках в советских концлагерях, считавшиеся тогда секретными.

3. Внешняя политика СССР

Смягчение международной напряженности

После смерти И.В.Сталина руководство СССР активизировало внешнеполитическую деятельность, пересмотрело некоторые взгляды на отношения с другими, прежде всего, капиталистическими странами. Начался короткий период «оттепели» в международных отношениях. Налаживались тесные контакты со странами, освободившимися от колониальной зависимости, особенно с Индией и Индонезией. Укреплялись дружественные связи со странами социалистического лагеря.

В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), который получил название - Организация Варшавского Договора (ОВД). Первой крупной акцией этой организации было подавление антисоветского и антисоциалистического восстания в Венгрии (1956 г.).

В 1955 г. руководство СССР выступило с призывом прекратить гонку вооружений и созвать Всемирную конференцию по этому вопросу. Со своей стороны, в подтверждение нового внешнеполитического курса оно провело две крупные акции: резко, более чем в два раза, сократило численность Вооруженных Сил СССР, доведя ее к концу 1960 г. примерно до 2,5 млн. человек, и прекратило весной 1958 г. испытания термоядерного оружия, призвав США и Великобританию последовать этому примеру.

К благотворным последствиям отмеченных акций следует отнести начатые в 1958 г. переговоры между СССР, США и Англией о запрещении ядерных испытаний и совершенный в 1959 г. визит советской правительственной делегации во главе с Н.С.Хрущевым в США. Переговоры, продолжавшиеся пять лет, завершились подписанием в Москве в августе 1963 г. договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой. И хотя он не запрещал испытания ядерного оружия под землей, это был крупный договор ядерных стран. Вскоре к нему присоединилось около 100 государств. Московский договор 1963 г. внушил надежду, что разоружение - реальная цель.

Через пять лет, в 1968 г., был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, по которому ядерные государства обязывались не распространять ядерное оружие, а неядерные - не производить и не приобретать его; договор стал одним из важнейших международных соглашений в области контроля над вооружениями.

Первый визит руководителя Советского правительства и партии в ведущую капиталистическую страну - США состоялся в сентябре 1959 г. по приглашению президента США Д. Эйзенхауэра. Цель визита - сломать лед «холодной войны», наладить взаимовыгодное сотрудничество двух стран, обсудить проблему разоружения. Визит Н.С.Хрущева в США совпал по времени с сессией Генеральной Ассамблеи ООН, на которой он выступил с речью по проблеме разоружения. Заявив о том, что никогда еще гонка вооружений не таила в себе столько опасностей, как в век атома, Хрущев от имени Советского правительства изложил четырехлетнюю программу всеобщего разоружения.

Карибский кризис 1962 г.

Визит советского лидера в США не получил продолжения. Намеченный ответный визит американского президента в СССР не состоялся. В обеих странах были силы, не заинтересованные в укреплении связей на высшем уровне. Проникновение в мае 1960 г. в советское воздушное пространство американского самолета-разведчика, уничтожение его и последующий шумный судебный процесс над летчиком - все это разрушило хрупкие контакты, обострило отношения между крупнейшими ядерными странами, которые вскоре подвели мир к черте ядерной катастрофы.

В 1962 г. советское руководство приняло решение в ответ на создание ракетной базы у границ СССР на территории Турции создать ракетно-ядерную базу на Кубе. Решение было оформлено в виде просьбы руководства Кубы во главе с Ф.Кастро помочь укреплению обороны «Острова Свободы» и закреплено советско-кубинским договором.

В октябре 1962 г. американская разведка раскрыла советские планы. Они вызвали у американского военно-политического руководства бурю возмущения вплоть до стремления немедленно разгромить остров всеми имеющимися средствами. Президент США Д. Кеннеди занял не менее воинственную позицию: установить блокаду Кубы с воздуха и моря. Вооруженные силы США и НАТО были приведены в полную боевую готовность. В то же состояние были приведены и Вооруженные силы СССР и ОВД. Начался «карибский» («ракетный», «кубинский») кризис 1962 г. После корейской войны это был самый опасный международный конфликт. Решимость военных не дрогнуть перед применением оружия поставила мир у порога третьей мировой войны.

Осознание опасности заставило руководителей СССР и США срочно обратиться к политическому разрешению конфликта. В ходе переговоров Д.Кеннеди и Н.Хрущев руководство СССР отказалось от своего замысла и обещало в короткие сроки демонтировать начатое строительство ракетной базы. В ответ руководство США согласилось вывести свои ракеты из Турции, а Кубу оставить в покое.

Конфронтация с Китаем

В начале 1960-х гг. опрометчивая внешняя политика руководства СССР способствовала обострению отношений не только с ведущей капиталистической державой, но и с великим соседом - КНР. В последние годы жизни Сталин видел в союзе с Китаем залог победы социализма во всемирном масштабе. И в 1950-е гг. советско-китайские отношения действительно определяли силу и могущество социалистической системы.

Однако курс КПСС на разоблачение культа Сталина вызвал растущий протест руководства Компартии Китая. Ответом явился неожиданный и срочный вывод весной 1960 г. советских специалистов из КНР, сокращение материально-технической помощи Китаю. Процесс индустриализации Китая резко затормозился.

В дальнейшем список взаимных обид и ударов множился. Отношения КПСС и КПК, СССР и КНР из дружественных стали напряженными, а потом и враждебными. Все это имело далеко идущие и трагические последствия. Раскол советско-китайских отношений стал основой раскола мировой системы социализма и международного коммунистического движения.