Болезни Военный билет Призыв

Русские в парагвае. Русские Парагвая. Или, — как белогвардейцы выиграли войну в Америке. Путешествие в Парагвай самолетом


«Парагвай – наша вторая родина, и она нуждается в нашей помощи», - с таким неожиданным, на первый взгляд, заявлением выступили русские офицеры-белогвардейцы в далекой латиноамериканской стране в 1930-х годах перед началом Чакской войны. Среди тех, кто добровольно встал на защиту Парагвая , оказался Степан Высоколян , легендарный военный, который к тому времени уже успел пройти Первую Мировую войну и защитить докторскую диссертацию по высшей математике…



О Чакской войне в России знают не так и много, а вот в Парагвае память русских солдат до сих пор почитают. Порой превратности судьбы кажутся невероятными, но история свидетельствует о том, что заокеанская страна действительно стала вторым домом для десятков военных-эмигрантов. Белогвардейцы, вынужденные бежать в Европу из России, оказались снова под прессингом властей, как только западноевропейские страны признали Советский Союз. Власти Парагвая обещали всем эмигрантам поддержку, минимальное обеспечение и возможность получить гражданство за воинские заслуги перед Парагваем.


Первым среди русских офицеров на переезд решился генерал Иван Беляев, его примеру последовали и другие офицеры и тоже эмигрировали в Парагвай. Беляеву эта экзотическая страна настолько понравился, что со страниц издаваемой газеты «Новое время» он призвал всех желающих приехать сюда, чтобы создать кружок, в котором бы продолжала жить русская культура.


На призыв о переезде откликнулся один из выдающихся военных и ученых – Степан Высоколян. Уроженец украинского села Наливайко, он в 19 лет добровольцем ушел на фронт. За годы Первой Мировой войны получил пять ранений, но постоянно возвращался в строй. В послевоенные годы Степан Высоколян посвятил себя преподаванию в университете. У него были выдающиеся способности в области математики и физики, он защитил диссертацию, читал лекции в университетах, передавая молодежи свои знания.

В 1933 году Степан Высоколян приехал в Парагвай и был принят в национальную армию. Начав свой путь в чине капитана, он вскоре получил звание майора, затем начальника штаба, а после – дивизионного генерала. Такие высокие звания были ему присвоены за героизм, проявленный в ходе Чакской войны. Этот вооруженный конфликт на территории Гран-Чако стал одним из самых кровопролитных в истории Латинской Америки ХХ столетия. Первоначально после получения независимости и Парагвай, и Боливия претендовали на эту территорию, но особого энтузиазма не проявляли, так как эта засушливя местность была малопригодна для ведения сельского хозяйства.


Все изменилось, как только было установлено, что на этой территории есть большие залежи нефти. За это готовы были бороться страны, в которых располагались крупнейшие нефтяные компании, и они щедро финансировали обе стороны на подготовку к войне. Эскалация конфликта произошла со стороны Боливии в июне 1932 года, бои были кровопролитными, война продолжалась до 1935 года, пока при посредничестве Аргентины не было подписано мирное соглашение между участникаи конфликта.

В 1936 году Степан Высоколян был удостоен звания почетного гражданина Парагвая. Он стал первыми иностранцем в этой стране, который получил военный чин – дослужился до генерала армии. Однако отличался он не только на военном поприще. Много лет он заведовал кафедрой физико-математических и экономических наук в университете Асунсьона. Русский ученый вошел в историю еще и благодаря тому, что сумел решить теорему Ферма, над которой более трех столетий бились светила математики.


Высоколян прожил долгую жизнь, он умер в 90 лет, был похоронен с почестями, а в стране в день его похорон был объявлен траур. Сегодня в Асунсьоне до сих пор распространена фамилия Высоколян. И это неспроста: Степан был отцом девятерых детей…

Судьбы многих сложились трагически. Наш фотообзор напомнит их имена...

Республика Парагвай — "Сердце Южной Америки", именно так страну называют за то, что она находится в самом центре континента Южная Америка, действительно страна не имеет выхода к морю, но лежит на обоих берегах реки Парагвай и граничит с Аргентиной, Боливией и Бразилией.

Как живут люди в Парагвай

Сегодня в Парагвае проживает 6,5 миллионов человек, большинство из них сосредоточены в сосредоточены в юго-восточном регионе страны. Столица и крупнейший город Асунсьон, где проживет треть всего населения страны. Парагвай - страна индейцев, культура коренных жителей доминирует сегодня в отличие от многих других латиноамериканских стран, это кстати касается не только языка, этноса, но и языка. подавляющее большинство людей, живущих в восточном регионе недалеко от столицы и крупнейшего города Асунсьон, на долю которого приходится 10% населения страны. 60% территории является домом для менее чем 2% населения. Около 56% парагвайцев проживает в городских районах, что делает Парагвай одной из наименее урбанизированных стран в Южной Америке. В стране можно обнаружить небольшие группы этнических итальянцев, немцев, русских, японцев, корейцев, китайцев, арабов, украинцев, поляков, евреев, бразильцев, аргентинцев. Многие из этих общин сохранили свой язык и культуру, в особенности бразильцы, которые представляют самую большую и самую важную группу иммигрантов, около 400 тысяч бразильских парагвайцев имеют немецкие, итальянские и польские корни. Официальных данных об этническом составе парагвайского населения нет, по данным переписи 2002 года, коренные жители составляют 1,7% от общей численности населения Парагвая. 95% населения Парагвая - это метисы, потомки браков между европейцами и индейцами. 89,9% населения Парагвая - католики. Язык гуарани понимают 95% населения Парагвая, тогда как испанский 90%, оба языка являются официальными, роль испанского языка в последние десятилетия увеличивается, так в 1980 годах испанским владели только 70% населения. 88% молодежи Парагвая когда-либо училась в школе. Средняя продолжительность жизни в Парагвае довольно высока 75 лет.

Природные и климатические условия, погода в Парагвае

В Парагвае субтропический климат, наблюдаются сухой и влажный сезон с большим валянием ветров, так с октября по март в Парагвае теплые ветра из бассейна Амазонки, а с мая по август дуют холодные ветра из гор Анд. В Парагвае отсутствуют высокие горы, которые могли бы преградить путь сильному ветру, который может достигать значений в 161 километр в час. Январь - самый жаркий летний месяц, со средней суточной температурой 28,9 градусов. Количество осадков колеблется очень резко по всей стране, самая влажная часть Парагвая - это восток, более засушливый запад.

Зарплаты, доходы и работа в Парагвае. Средняя и минимальная заплата в Парагвае

Экономика Парагвая на протяжении всего времени отличалась относительной стабильностью, в Парагвае необычайно низкая инфляция, как для стран Латинской Америки или вообще третьего мира. ВВП в два раза больше внешнего госдолга, кроме того Парагвай нацелен на развитие возобновляемых источников энергии, так как не может похвастаться такими запасами нефти как, например, Венесуэла. Начиная с 1970 годов Парагвай отличается самыми высокими темпами роста экономики во всем регионе Латинской Америки с показателями в 14% роста ВВП в год. Горнодобывающая промышленность Парагвая производит около 25% валового внутреннего продукта, в этом секторе работает треть населения страны, это также касается производства цемента, железной руды и стали. Особенно хорошо развиты фармацевтическая и пищевая промышленность. В сельском хозяйстве можно отметить высокие урожаи стевии, сои, тунгового масла, кукурузы, пшеницы и производство говядины.

Парагвай отличается серьёзными социальными проблемами, не смотря на относительно благополучное состояние экономики, так 10% населения контролирует 66% земель, в то время как 30% сельских жителей не имеют земли, такое неравенство вызвало много напряженных отношений между безземельным и земельными собственниками. Сельские богачи и владельцы земли могут оставлять свои земли неиспользуемыми, тогда как большинство селян, которые вообще не имеют своей земли не могут найти себе работу.

Высокий разрыв в социальных показателях между жителями села и города, на селе более половины населения живут ниже уровня бедности, в городах аналогичный показатель не превышает 27%.

10% самых богатых жителей Парагвая зарабатывают половину общенационального дохода. Половина индейского населения Парагвая не умеет читать и писать, тогда как в целом по Парагваю этот показатель 7,1%. Только 2,5% коренного населения Парагвая имеет доступ к чистой питьевой воде и только 9,5% имеют электричество.

Преступность и безопасность в Парагвай

Коэффициент убийств в Парагвае 11,5 на 100000 населения, это один уровень с Коста-Рикой и Никарагуа, даже такой относительно высокой цифре еще далеко до Гондураса с 95,2.

Есть в Южной Америке небольшое государство - Парагвай. Зажатое между тремя грандами континента - Боливией, Аргентиной и Бразилией - оно долго, упорно, кровопролитно воевало то со всеми сразу, то с каждым по отдельности. Последняя крупная война произошла с Боливией в 1932 году. И пребольшущий вопрос - устоял бы или нет Парагвай в той войне, если бы не несколько десятков русских офицеров-белогвардейцев и несколько сотен невоенных? Эти люди привнесли в парагвайскую армию отвагу, отчаянность, дисциплину. Плюс - профессиональные военные знания и жестокий, кровавый опыт собственной гражданской войны.

Основателем и стержнем русского ядра в Парагвае был генерал Иван Тимофеевич Беляев. Он родился в 1875 году в Петербурге, где в лейб-гвардии Измайловском полку служил его отец. Детство прошло в селе Леонтьевском Гдовского уезда. И вот - намёк судьбы: что загнало малолетнего Ванечку Беляева на чердак дома, что заставило поднять тяжелую крышку пыльного сундука? Каким ветром занесло в этот сундук старинную, ещё XVIII века, карту города Асунсьона, столицы Парагвая? Пацан долго и заворожено разглядывал чудной рисунок с непонятными названиями на непонятном языке…

Дальше - обычная судьба потомственного гвардейца. Кадетский корпус, Михайловское артиллерийское училище, служба в гвардейской артиллерии. Учения, караулы, парады, балы. И вновь намёк - ещё в училище Беляев увлёкся географией и антропологией и почему-то стал изучать испанский язык.

(Не могу удержаться от маленького замечания: судьба очень часто подаёт нам сигнал о будущем. И почти столь же часто мы равнодушно пропускаем этот сигнал, словно переворачиваем очередную страницу книги. Как научиться их, сигналы, улавливать? Как остановиться, задуматься: надо делать нечто или не надо? Кому-то это удаётся!)

В первую мировую войну Беляев - на южных фронтах: он участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве, получил офицерского Георгия. Потом пришла революция. Беляев в Добровольческой армии Корнилова: трагический «ледяной» поход весны 1918 года, когда три тысячи офицеров с бесконечным обозом беженцев «на зубах» пробивались с Дона на Кубань через разливанное море красногвардейских отрядов… (Одна удивительная деталь. Кто-то из читателей наверняка слышал песню о поручике Голицыне и корнете Оболенском, она начинается словами «…над Доном угрюмым идут эскадроны…». Так вот, в своих записках о том времени Иван Тимофеевич упоминает об офицерской пирушке после боя у станицы Константиновка на Кубани в 1918 году. И среди присутствовавших называет … поручика Голицына и князя Оболенского! Такие вот странные совпадения).

В 1920 году - эвакуация с остатками войск Врангеля в Турцию, потом мытарства по Европе, но судьба, судьба… В 1923 году Беляев оказался в Аргентине, в Буэнос-Айресе. Он преподаёт немецкий и французский языки, в газете «Эль Либерасьон» публикует очерки о гражданской войне. И упорно почему-то ищет возможности попасть в Парагвай. Наконец, в марте 1924 года на пароходе по реке Парана он прибыл в столицу Парагвая город Асунсьон.

Из записок Беляева: «…В Асунсьоне всего 5 автомобилей, трамвай, электрическое освещение и одна мощёная улица. Парагвайское песо стоит наши две копейки, а за пять сентаво можно купить хлеб, мясо, молоко. Жизнь дешева и спокойна…»

Беляев вынашивал мысль создать в Парагвае «Русский очаг» - такое название дал он своей идее. Это должна была быть целая область с компактным русским населением. Полагаю, он хотел сделать это по образцу немецких поселений Поволжья, где ещё со времён Екатерины Великой стал образовываться настоящий немецкий анклав. Пожалуй, Парагвай был самой подходящей страной для реализации этой идеи. Почти полное отсутствие технической интеллигенции, неразвитая промышленность, отсталое сельское хозяйство - поле для приложения сил и знаний необъятное. Иван Тимофеевич получает место преподавателя в Высшей военной школе, образовались нужные знакомства - и он добивается, наконец, разрешения на приезд двух десятков специалистов, которым правительство страны определило весьма и весьма приличное жалованье на уровне депутатов парламента. В числе первых прибыли инженеры Шмагайлов и Пятницкий, путеец Авраменко, геодезист Аверьянов. Позднее прибыли и другие, среди которых было немало военных. В Париже под председательством генерала Богаевского, старого знакомца Беляева, создан комитет содействия русской эмиграции в Парагвае. Комитет формировал партии из желающих уехать, фрахтовал суда до Буэнос-Айреса. Здесь эмигрантов встречали представители Беляева, и далее - по реке Паране в Парагвай. Поселенцам был выделен обширный район возле городов Энкарнасьон и Консепсьон, здесь возникли первые сельскохозяйственные поселения. Но условия были не сахар, начинать приходилось с нуля. Казачий офицер Хапков:

«…Полоска леса, абсолютно непроходимого, без топора шагу не ступишь. А с пнями вообще ничего не сделаешь - корчевать и не пробуй, пахать на таком поле нельзя несколько лет. Кое-как взрыхляем землю мотыгами и сажаем меж пнями маниоку…»

Обратимся ещё к одной стороне деятельности Беляева и русских офицеров, которая для Парагвая имела огромное значение. На северо-западе страны, на границе с Боливией, находится область Чако-Боррель. В те годы это был почти неисследованный район, сведения о его географии, жителях были довольно смутные. Населён он был племенами, отличными от основного населения Парагвая - индейцев гуарани. Кстати, о гуарани эмигрант Каратаев писал:

«…Царит убеждение, что гуарани - это особый народ, ничего общего не имеющий с индейцами, которых каждый гуарани презирает до глубины души. Назвать его индейцем - это оскорбить настолько, что он может пустить в ход нож или револьвер…»

Из-за этой области между Парагваем и Боливией постоянно шли споры, дело доходило до вооруженных стычек. В 1924 году военный министр поручает Беляеву произвести максимально возможную разведку местности, сделать топографическую съёмку, наметить места для гарнизонов и оборонительных сооружений, собрать данные о местном населении. Беляев совершил тринадцать экспедиций в этот район. В состав экспедиций, кроме солдат и проводников, входили русские военные специалисты - братья Оранжереевы, капитан Орефьев-Серебряков, топограф Экштейн. Условия были нелёгкими: перепады температур, отсутствие дорог, засушливая местность. И полчища москитов! (На собственной шкуре испытал, что такое москиты Южной Америки, ничем не уступают нашему северному кровожадному гнусу. А ведь никаких репеллентов в те годы не было!). Тем не менее, задача была полностью решена. Особо ценными и успешными, как оказалось впоследствии, были налаженные контакты с индейцами. Беляев дал подробное описание основных племён района.

О племени самагуай: «…Они отличаются высоким ростом, имеют безукоризненное сложение, энергичные черты лица и природное великодушие. Они спокойны и уравновешенны при условии, что путешественник не произносит в присутствии детей и девушек недозволенных слов…» (нам бы сейчас так!).

О племени чамакоко: «…Мужчины низкого роста, но очень выносливы. Женщины столь же крепки, но постоянство в любви - не их стихия. Если муж долго не обращает на них внимания, они ищут себе другого…».

В мае 1932 года боливийцы внезапным ударом захватили форт «Карлос Лопес». Так началась война, длившаяся три года (для экспансивной Южной Америки срок очень большой). По технической оснащённости парагвайская армия значительно уступала боливийцам. У Боливии 60 самолётов, у Парагвая - 17, у Боливии несколько десятков танков, у Парагвая - ни одного. Пятикратное преимущество по пулемётам, по автоматическому стрелковому оружию. Лишь в артиллерии парагвайцы имели существенное превосходство. Мобильность её, точность и слаженность работы часто решали дело (явно чувствуется рука генерала Беляева - военного артиллериста). И ещё одно, очень важное, обстоятельство - хорошее знание местности (дали результат беляевские экспедиции!) и помощь местных племён. Разведка, доставка грузов, охрана коммуникаций - вещи неоценимые для любой армии - без помощи местных индейцев были бы почти невозможны. Сама парагвайская армия была насыщена русскими офицерами. Беляев - главный инспектор артиллерии, генерал Эрна - командир дивизии (из семи действующих), 12 командиров полков, командиры батальонов, рот, батарей. Нам известны имена майора Корсакова, капитанов Касьянова, Салазкина, Бутлерова.

И вновь перекрёсток судьбы: русским офицерам противостояли германские, воевавшие на боливийской стороне. Главным военным советником там был генерал Кундт, тоже участник Первой мировой, он воевал против русских в Галиции ещё командиром полка. Именно Кундт спланировал удар против одного из основных опорных пунктов парагвайцев - форта Нанава. Беляеву ли было не понимать значение этого форта? Все силы были брошены на инженерную подготовку обороны, до максимально возможного усилена артиллерия. Потеряв более 2000 человек (против 300 у парагвайцев), боливийцы отступили. И ещё одно знаменательное событие - взятие форта Бокерен. Здесь при атаке погиб давний соратник Беляева - капитан Орефьев-Серебряков. Эти два сражения предрешили исход войны, и в начале 1934 года парагвайская армия перешла в успешное наступление.

Представим такую картину. В только что освобождённый городок вступает босоногий парагвайский отряд (босоногий - в буквальном смысле). Ротный, бывший поручик марковского или дроздовского полка Добровольческой армии, обернувшись, командует: «Запевай!» (очень допускаю, что именно эту команду он отдавал по-русски). И над парагвайской сельвой гремит песня, переведённая Беляевым на язык гуарани:

«…Солдатушки, бравы ребятушки

Кто же ваши жены?

Наши жены пушки заряжены

Вот кто наши жены…»

После войны поток русских эмигрантов стал иссякать. В Париже умер глава Комитета содействия Богаевский, в самом Парагвае началась череда военных переворотов. В 1937 году Беляев увольняется с военной службы с поста начальника генерального штаба, ему уже за 60. Он назначается директором Национального патроната по делам индейцев. И здесь он сделал многое, но это уже другая тема. Иван Тимофеевич умер в июне 1957 года. На похороны собралась вся русская диаспора Парагвая, прибыли несколько сотен его подопечных индейцев.

Именно генерал Беляев посеял на далёкой парагвайской земле крупицы русской культуры, отголоски которой живы и сейчас. В какой ещё азиатской или американской столице вы встретите названия «авенида России», «Милютинский проезд», «каллье (т.е. улица) Касьянова»? А на каменных плитах могил вырезаны православные русские кресты. И забывать о них не стоит.

Игорь Анатольевич Флейшер-Шевелев - единственный в Латинской Америке этнический русский, занимающий пост почетного консула России. Родился 20 июня 1939 года в столице Парагвая Асунсьоне. Его родители поселились в этой стране в середине 1930-х годов. В раннем возрасте принял крещение в Покровском храме Русской Зарубежной Церкви в Асунсьоне. В 1956 году окончил гуманитарный лицей Сан-Карлос в Асунсьоне, в 1963 году - инженерный факультет Национального университета Асунсьона, в 1968 году - Технологический институт Джорджии (штат Атланта, США).

Более четверти века состоял на государственной службе Парагвая. В 1963-1973 годах он - начальник отдела промышленности и энергетики секретариата планирования Администрации Президента. С 1971 по 1973 год входил в совет управляющих Национальной службы профессионального развития. В 1973-1989 годах - заместитель министра промышленности и торговли. В те же годы - координатор экономических исследований в Парагвае Латиноамериканской ассоциации свободной торговли .

В конце 1980-х годов выступил одним из учредителей Ассоциации русских и их потомков в Парагвае (АРИДЕП). Стал первым председателем этой организации. Участвовал во всемирных и региональных конгрессах российских соотечественников в Санкт-Петербурге (1991 и 1995), Буэнос-Айресе (2008), Нью-Йорке (2010).

С 1992 года - почетный консул России в Парагвае. До 2009 года, когда в Асунсьоне открылось Российское Посольство, был единственным официальным представителем своей исторической родины. В 1998 году принимал участие в первой встрече почетных консулов России, проходившей в Москве.

Игорь Анатольевич, полагаю, ваших родителей, как и других российских эмигрантов их поколения, привели в Парагвай революционные события на родине?

Да, мои родители оказались в Латинской Америке вследствие революции 1917 года и утверждения в России советского строя. Мой отец, Анатолий Николаевич, происходил из города Армавира, учился в кадетском корпусе во Владикавказе. После поражения Белой армии на юге России его вывезли в Сербию. Тогда моему отцу было 14 лет. Повзрослев, он переехал в Люксембург. Моя мама, Любовь Ивановна Шевелева, в годы гражданской войны находилась в Литве. Когда там возникла опасность прихода к власти большевиков, она перебралась в Люксембург, где познакомилась с моим отцом.

Один белоэмигрант, генерал Иван Тимофеевич Беляев, в середине 1920-х годов осел в Парагвае. Он призывал русских беженцев эмигрировать в эту страну. Беляев обладал хорошими связями, был личным другом президента Эусебио Айалы. Они общались по-французски. С подачи Ивана Тимофеевича в Парагвае обосновались сотни офицеров и представителей интеллигенции - в основном инженеры и врачи. Мама и папа прибыли в Парагвай в 1935 году. Отец дослужился до полковника парагвайских вооруженных сил.

Хотел бы упомянуть любопытный факт. Мой прадед, Сергей Николаевич Флейшер, был кубанским казаком. В 1901 году он получил звание генерал-майора императорской армии, в 1905 году стал генерал-губернатором Елизаветпольской губернии. Достиг чина генерал-лейтенанта. В 1912 году Сергей Николаевич был назначен генерал-губернатором Терской губернии и наказным атаманом Терского казачьего войска. У меня хранится много фотографий прадеда, на некоторых из них он рядом с императором Николаем II.

Упомянутый вами генерал Беляев - один из самых известных русских эмигрантов в Латинской Америке. Он стремился возжечь в Парагвае «русский очаг», в котором бы сохранились традиции дореволюционной России, участвовал на стороне парагвайцев в Чакской войне с Боливией 1932-1935 годов, внес большой вклад в изучение культуры индейцев, составил географические карты Парагвая… Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями об Иване Тимофеевиче Беляеве.

Действительно, Беляев - очень интересная фигура. Моя семья жила у него какое-то время: генерал сдавал комнату в своем большом доме в Асунсьоне, располагавшемся недалеко от Покровского храма Русской Зарубежной Церкви. Дом этот не сохранился. Главное, что я помню, - это индейцы, днем и ночью гостившие у Беляева. Он разговаривал с ними на их языке, которым владел свободно. Это язык народности мака, живущей в окрестностях Асунсьона.

Незадолго до своей смерти Беляев попросил индейцев похоронить себя на их землях. На отпевание Ивана Тимофеевича в Покровском храме пришло много аборигенов. Как только гроб поместили на катафалк, касик - вождь мака, испугавшись, что Беляева отвезут на русское кладбище, сел за спиной возницы и заставил его ехать на пристань на реке Парагвай. Оттуда пароход доставил тело Беляева на индейскую территорию, где он был захоронен.

Правда ли, что эмигранты из России работали в правительстве диктатора Альфредо Стресснера, правившего Парагваем с 1954 по 1989 год?

Русские работали во всех парагвайских правительствах с 1935 и до 1960-х годов. Этот период включает часть президентства генерала Стресснера. Он - последний глава республики, видевший в русских народ, близкий парагвайцам. Стресснер сражался в Чакской войне под командованием русских офицеров, дружил с ними. А на войне дружба куда более крепкая, чем на гражданке, ведь на кону стоит жизнь. Чакская война проходила в ужасных условиях: пустынный лес, ядовитые змеи, пчелы, сорокоградусная жара летом и до пяти градусов мороза зимой. Огромной проблемой была нехватка воды. Боливийцы сдались парагвайцам после того, как те отрезали их от колодцев, и три тысячи человек умерли от жажды. В таких обстоятельствах дружба особенно ценилась.

Я до сих пор не понимаю, как парагвайцы, в том числе Стресснер, объяснялись с русскими, ведь те не знали ни испанского, ни языка индейцев гуарани (80% парагвайских воинов говорили на гуарани, 20% - по-испански). Очевидно, жестами, эмоциями русские офицеры находили понимание с подчиненными.

- Сохраняется ли в парагвайском обществе память о подвигах русских эмигрантов?

В течение десяти лет после Чакской войны русских почитали так же, как в наши дни космонавтов. Но потом память постепенно утрачивалась. В Асунсьоне 17 улиц носят имена русских офицеров. Из местных жителей мало кто способен сказать, что за человек скрывается за труднопроизносимым именованием, стоящим на уличном указателе. Замечу, что в Парагвае плохо помнят даже своих граждан, отличившихся на полях боев с боливийской армией. Тем не менее, у парагвайцев есть понимание того, что русские - великие люди. Оно передается в семье: от дедов отцам, от них внукам.

- Расскажите, пожалуйста, об Ассоциации русских и их потомков в Парагвае.

Русские в Парагвае всегда жили дружно. Нас сплачивал Покровский приход. В 1940-х годах сложилась Ассоциация белых русских. Почти одновременно появился дамский комитет. Действовали русская библиотека, русский хор, русский театр. Устраивались собрания, вечера.

Шли годы, первое поколение эмигрантов вымирало. Их дети и внуки практически не занимались поддержанием объединений соотечественников, в результате чего они угасали. Но однажды возникла идея воскресить организацию русских. Это было несложно, ведь все мы знали друг друга. В 1989 году оформилась Ассоциация русских и их потомков в Парагвае (АРИДЕП), обладающая юридическим статусом. Ее руководство состоит из председателя, правления и казначея. Выборы председателя проходят ежегодно. Устав предусматривает, что одно и то же лицо не может возглавлять АРИДЕП дольше двух лет. Так мы избежали проблемы, присущей организациям соотечественников во многих странах Латинской Америки: человек в течение десятилетий не покидает кресла руководителя, некоторые члены выражают недовольство, происходят конфликты. Отсутствие ротации ведет к тому, что председатель представляет не страну, а самого себя.

Первостепенная задача АРИДЕП - сбережение в русской диаспоре памяти о культуре и традициях предков. Мы проводим литературные, музыкальные и прочие мероприятия. В уставе ассоциации указано, что одна из ее миссий - помощь Церкви в поддержании русских кладбищ. Так счастливо совпало, что через три года после создания АРИДЕП Россия и Парагвай восстановили прерванные в 1917 году дипломатические отношения. Мы приветствуем приезжающих из России политиков, дипломатов, деятелей культуры, Церкви, приглашаем их на обед или фуршет. Гостям, как правило, приятно в незнакомой стране встретить земляков. АРИДЕП способствовала тому, что концерт хора Сретенского монастыря в Асунсьоне в ноябре 2008 года посетили 1200 зрителей. Ассоциация внесла вклад в подготовку состоявшегося в июле 2011 года визита в Парагвай председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева).

По моему мнению, АРИДЕП неплохо дополняет работу Посольства России в Асунсьоне, развивающего политические и экономические связи с Парагваем, и представительства Россотрудничества в Аргентине, Парагвае и Уругвае, которое знакомит парагвайцев с российской культурой.

- Вы с детства член Покровского прихода Асунсьона. Как менялась его жизнь за прошедшие десятилетия?

Я помню храм с конца 1940-х годов, со времен учебы в приходской школе. Со слов более старшего поколения знаю, что русские, эмигрировавшие в Парагвай в середине 1920-х годов, сразу же задались целью воздвигнуть храм. Хотя наши соотечественники жили бедно, они сумели приобрести участок земли. Средства на строительство собирали всем миром. Значительную сумму ссудил управляющий приходами Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке протопресвитер Константин Изразцов, резиденция которого находилась в Буэнос-Айресе. Возведение храма закончилось к 1928 году. Покровская церковь не очень большая; думаю, в ней помещаются человек 80.

До 1960-х годов приход был многочисленным и сильным. Прихожане содержали храм и батюшку. Но из-за ассимиляции русских ситуация изменилась. Сыновья первых переселенцев женились на парагвайках. В итоге терялся русский язык, ибо дети усваивают язык от матери. В русско-парагвайских семьях предпочитали крестить своих отпрысков в католицизм (Парагвай - преимущественно католическое государство). Приход стремительно уменьшался. Люди не хотели посещать храм, где они не понимали ни богослужения, ни проповеди.

На положении прихода негативно сказалось то, что на протяжении долгого периода он был лишен пастыря. Во второй половине 1990-х годов стал приезжать из Буэнос-Айреса протоиерей Владимир Шленев - клирик Русской Зарубежной Церкви. Последние несколько лет нас окормляет настоятель приходов Московского Патриархата в аргентинской провинции Мисьонес игумен Варфоломей (Овьедо), этнический парагваец. То, что священник Московской Патриархии служит в храме Зарубежной Церкви в Асунсьоне, - один из зримых плодов воссоединения двух ветвей русского Православия.

- Какова численность русского прихода в Асунсьоне?

По моим подсчетам, не более 50 верующих. Цифра эта приблизительная. Отец Варфоломей бывает в Асунсьоне не чаще одного раза в три месяца. Кто-то узнает, что состоится богослужение, кто-то нет. Есть человек 50-60 из новой волны эмиграции. Многие из них и не подозревают о существовании Покровского храма, а те, кто знают о церкви, не ходят туда по причине отсутствия священника. Будь у нас настоятель, полагаю, в приходе было бы не менее 100 человек.

- Какие еще есть нужды у храма?

Церковь в неплохом состоянии, правда, в каких-то местах нужно подкрасить, подштукатурить. Ремонт не помешает дому священника, расположенному за храмом. Но самые большие трудности - у нового русского кладбища. В Асунсьоне два русских кладбища. Первое открылось в начале 1930-х годов: мэрия подарила русской колонии участок на центральном погосте столицы. Как только там закончилось место, власти выделили на юге Асунсьона землю для организации второго русского кладбища. По сей день на нем хоронят наших соотечественников.

В Парагвае тропический климат, растительность разрастается быстро, много насекомых, из-за чего нелегко ухаживать за территорией. С падением военного режима в начале 1990-х годов в стране возросла преступность. Воры крадут с нового кладбища бронзовые и мраморные памятники, хулиганы ломают захоронения. Необходимо построить высокий забор, но на это требуются деньги.

- Что дало вам обучение в церковно-приходской школе?

Благодаря полученному при храме образованию я 20 лет назад был назначен почетным консулом России в Парагвае. Мои родители - русские, говорить по-русски я научился дома. Но в приходской школе я воспринял грамоту и настоящую русскую речь. Расскажу такой анекдот. Когда я учился во втором классе, преподавательница вызвала мою маму и сказала ей: «Мадам, я не понимаю то, что пишет ваш сын». Выяснилось, что я использовал кириллицу. Этот алфавит был неведом учительнице, и она сочла, что у меня не все в порядке с головой. В начале 1990-х годов, после взаимного признания двух стран, подыскивался почетный консул России в Парагвае. Естественно, он должен был свободно владеть русским языком. Таких в русской колонии мало, и выбор пал на меня.

Православная Церковь всегда являлась силой, оказывающей наибольшее влияние на русскую нацию, включая ту ее часть, которая живет в диаспоре. Церковь закладывает в человека качества, делающие его русским. Преданность Отечеству и укорененность в Православии, на мой взгляд, главные свойства русского характера.

- Кто из русских священнослужителей, несших послушание в Парагвае, вам запомнился больше всего?

Мне особо дорог протоиерей Порфирий Бирюков, который настоятельствовал в Покровском храме с конца 1930-х до конца 1950-х годов. Он преподавал в приходской школе, когда я ее посещал. Отец Порфирий был культурным, образованным священником, отличался строгостью в соблюдении порядка богослужения.

После протоиерея Бирюкова приходу, честно сказать, не везло с настоятелями. Их выбирали «экспромтом», не думая, насколько они пригодны к парагвайским условиям. Отцу Порфирию наследовал его диакон отец Василий, посвященный в священника. Затем у нас служил отец Алексий. Кажется, в России до революции он носил чин лейтенанта. Отец Алексий был странным человеком с тяжелым характером. Прихожане попросили его уехать.

Как я уже упоминал, один из последних наших пастырей - протоиерей Владимир Шленев из Буэнос-Айреса. Он наведывался в Парагвай раз в три-четыре месяца. В 2007 году, с подписанием Акта о каноническом общении, ряд клириков Русской Зарубежной Церкви, включая отца Владимира, ушли в раскол. Я поначалу ничего об этом не знал. Накануне Дней России в Парагвае, прошедших в ноябре 2008 года с участием архиереев, российских политиков, хора Сретенского монастыря, сюда прибыл секретарь митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала) протоиерей Михаил Бойков. Он сообщил мне, что взял с собой походный алтарь для богослужений. Я удивился и напомнил, что в Асунсьоне действует русский храм. В ответ отец Михаил заявил: «Вы отошли от Зарубежной Церкви, поэтому мы не можем служить на вашем приходе». Для меня эта новость была как гром среди ясного неба. Я пообещал уладить проблему. Парагвайские русские прекрасно помнят, каких трудов их отцам и дедам стоило построить церковь. Они никогда бы не позволили отдать ее неканонической группировке. По моей просьбе русская община направила старосте прихода письмо, в котором просила его не допускать протоиерея Шленева к служению в Покровском храме. Таким образом мы вернули наш храм Русской Зарубежной Церкви. Русские кладбища нам тоже удалось отстоять.

Какое событие в жизни русской православной общины Парагвая последнего времени вам запомнилось больше всего?

Безусловно, визит в рамках празднования 200-летия независимости Парагвая делегации Московского Патриархата во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка пробыл здесь всего три дня - с 1 по 3 июля текущего года, но успел встретиться с президентом Фернандо Луго, вице-президентом Федерико Франко, выступить в Католическом университете Асунсьона, посетить католическую архиепископию столицы. Сильное впечатление на нашу общину произвела лития по русским эмигрантам, которую митрополит Иларион отслужил в Покровском храме. А парагвайцам в первую очередь запомнилась православная литургия в кафедральном католическом соборе Асунсьона. Журналисты писали буквально следующее: в Парагвае никогда не видели столь красивого, величественного богослужения и вряд ли еще увидят.

С начала ХХ века землю постоянно сотрясали войны и военные конфликты самого различного масштаба. На этот период приходятся и две самых разрушительных и кровопролитных мировых войны. Миллионы людей погибли, тысячи городов разрушены.

Но на этом человечество не останавливалось и постоянно заполняло появляющиеся мирные паузы своими местными войнами, военными столкновениями, конфликтами. Количество жертв и разрушений только увеличивалось. Беженцы, голод, болезни - вот главные спутники этих печальных событий.

Сегодня мы расскажем об одном практически неизвестном у нас конфликте между Парагваем и Боливией, который произошёл в 1930-е годы в Латинской Америке. Это была без преувеличения самая кровавая война в этом регионе. Между Парагваем и Боливией находилась полупустынная холмистая область Чако. Заселена она была племенами туземцев-людоедов, которых боялись даже местные более мирные индейцы. Пограничные споры между двумя государствами длились десятилетиями, так как эти земли даже на географических картах были указаны невнятно. Так бы всё и продолжалось до бесконечности, но появилось предположение, что на этих землях может быть нефть…

Война началась в июне 1932 года. За Боливию выступила американская компания «Стандарт Ойл» (и в целом США) и крупнейшая в Латинской Америке, хорошо вооружённая при поддержке Германии (ещё не гитлеровской) армия.

На стороне Парагвая оказалось около 50 тысяч индейцев, вооружённых мачете, и три тысячи русских добровольцев, которые назвали эту страну своей новой родиной.

Портал «История.рф» в своих материалах неоднократно обращался к судьбе русских людей, волею судеб оказавшихся на чужбине. И в Парагвае была небольшая колония русских белогвардейцев, которые переправились туда из Европы в 1920-е годы.

Местные власти предложили эмигрантам принять парагвайское гражданство и поступить на службу в армию далёкой латиноамериканской страны. Русские офицеры обсудили это предложение и сформулировали своё решение так: «Почти 20 лет назад мы потеряли нашу любимую Россию, оккупированную силами большевиков. Сегодня Парагвай - это страна, которая приютила нас с любовью, и она переживает тяжёлые времена... Это наша вторая родина, и она нуждается в нашей помощи. Ведь мы же боевые офицеры!»

Генеральный штаб парагвайской армии возглавил Иван Тимофеевич Беляев, бывший генерал-майор русской армии, прибывший в Парагвай из Аргентины в 1924 году. Беляев обратился к русским офицерам, оказавшимся вдали от родины, с призывом приезжать в Парагвай, и это обращение нашло отклик. С началом парагвайско-боливийской войны в Парагвай прибыло несколько групп белоэмигрантов, в основном казаков.

Русские офицеры начали формировать новую парагвайскую армию. Полковники Николай и Сергей Эрны строили фортификационные сооружения, да так успешно, что первый из них очень скоро стал парагвайским генералом. Майор Николай Корсаков, обучая военному делу свой конный полк, перевёл для него на испанский язык песни русских кавалеристов. Капитан Юрий Бутлеров (потомок выдающегося химика, академика Александра Михайловича Бутлерова), майоры Николай Чирков и Николай Зимовский, капитан 1-го ранга Всеволод Канонников, капитаны Сергей Салазкин, Георгий Ширкин, барон Константин Унгерн фон Штернберг, Николай Гольдшмит и Леонид Леш, лейтенанты Василий Малютин, Борис Эрн, братья Оранжереевы и многие другие стали героями войны в Чако.

Русские офицеры смогли превратить десятки тысяч мобилизованных неграмотных парагвайских крестьян в настоящую армию, способную защитить свою страну.

Сначала боевые действия представляли собой беспорядочные и малоэффективные стычки в джунглях и борьбу за отдельные укреплённые пункты. Потом постепенно стало складываться какое-то подобие линии фронта. Обе армии зарылись в землю и опутали свои позиции колючей проволокой. А в это время активно шло обучение и перевооружение парагвайской армии. Ход боевых действий стал напоминать Первую мировую войну, тем более что противоположную боливийскую армию возглавлял немецкий генерал Ганс Кундт, участник тех боевых действий. Генерал заявил, что в Боливии он будет применять новый метод наступления, использованный им на Восточном фронте. Но скоро стало ясно, что вся его тактика разбилась об оборону, построенную русскими офицерами, которые тоже успешно воевали на Восточном фронте, но с противоположной стороны.

Медленно, но верно превосходство парагвайской армии стало сказываться на всех боевых действиях. Парагвайские солдаты продвигались вперёд, распевая русские солдатские песни, переведённые на испанский и язык гуарани.

После трёх с лишним лет боёв, 28 октября 1935 года, война между Боливией и Парагваем завершилась. А 21 июля 1938 года в Буэнос-Айресе был подписан мирный договор, в соответствии с которым Парагвай сохранил за собой три четверти территории Чако. Но самым грустным для воюющих сторон стало то, что нефти в Гран-Чако в итоге так и не нашли.

Интересно, что русские колонисты закрепили своё положение в государстве. Для организации русских колоний парагвайским правительством были выделены большие территории в междуречье рек Парагвай и Парана. А неугомонный генерал Иван Беляев разработал и подал для рассмотрения в палату депутатов парагвайского парламента проект закона о правах и привилегиях русских переселенцев. Этот проект предусматривал свободу вероисповедания, создание национальных школ, сохранение казачьих обычаев и традиций, общинного владения землёй. Проект вводил полный запрет на продажу спиртных напитков ближе чем за пять километров от создаваемых станиц. В нём отвергалась дискриминация приезжающих по возрасту, полу, имущественному положению, физическим или умственным способностям. Все прибывающие освобождались на десять лет от уплаты пошлины на ввоз имущества.

Парагвайское правительство высоко оценило самоотверженность русских и их участие в защите страны. Русские генерал-майоры Эрн и Беляев зачислены в ряды парагвайской армии в чинах генерал-лейтенантов «гонорис кауза» со всеми правами и привилегиями парагвайских генералов, а семь улиц столицы Парагвая Асунсьона до сих пор носят имена русских героев той забытой войны.