Болезни Военный билет Призыв

Эсминец ссср вторая мировая. Эсминцы США типа «Бейнбридж». Эсминцы УРО западноевропейских стран

Англ. Zumwalt class guide missile destroyers

Новый тип эскадренных миноносцев ВМС США с ракетным вооружением (также ранее известный как DD(X)), с упором на атаки береговых и наземных целей. Этот тип является уменьшенной версией кораблей программы DD-21, финансирование которых было прекращено. Первый эсминец класса Zumwalt, DDG-1000, был спущен на воду 29 октября 2013 года. Эсминцы этой серии являются многоцелевыми и предназначены для атаки противника на побережье, борьбы с авиацией противника и огневой поддержки войск с моря.

Программа названа в честь адмирала, руководителя военно-морскими операциями Элмо Р. Зумвалта.

История

Среди разрабатываемых военных кораблей США DDG-1000 должен предшествовать Littoral Combat Ship и, возможно, следовать за крейсером CG(X), конкурируя с противовоздушным CVN-21. Программа DDG-1000 является результатом значительной реорганизации программы DD21, бюджет которой был сокращён конгрессом более чем на 50 % (в рамках программы SC21 1990-х годов).

Первоначально военно-морские силы надеялись построить 32 таких эсминца. Позднее это число было уменьшено до 24, а потом и до семи из-за высокой стоимости новых экспериментальных технологий, которые должны быть включены в эсминец. Палата представителей США по-прежнему скептически относится к этой программе (по финансовым причинам) и поэтому первоначально выделила ВМС деньги только на строительство одного DDG-1000 для «демонстрации технологии». Начальное финансирование для эсминца было включено в «National Defense Authorization Act» 2007 года.

Тем не менее, в 2007 году были выделены 2,6 млрд долларов для финансирования и строительства двух эсминцев класса Zumwalt.

14 февраля 2008 года корпорация Bath Iron Works была выбрана для постройки USS Zumwalt с номером DDG-1000, а Northrop Grumman Shipbuilding - для строительства DDG-1001 ценой по 1,4 млрд долларов за каждый. Согласно изданию Defense Industry Daily, стоимость может увеличиться до 3,2 млрд долларов за каждое судно, плюс 4,0 млрд долларов будет стоить жизненный цикл каждого корабля.

22 июля 2008 года было принято решение о строительстве лишь двух подобных эсминцев. Через несколько недель было принято решение о строительстве третьего эсминца этого типа.

Название
Номер
Судоверфь
Закладка
Спуск на воду
Вступление в строй
Замволт
USS Zumwalt (DDG-1000)

1000 Bath Iron Works 17 ноября 2011 29.10.2013 2016 (план)
Майкл Монсур
USS Michael Monsoor (DDG-1001)

1001 Northrop Grumman Shipbuilding 23 мая 2013 2016 (план) 2016 (план)
Линдон Б. Джонсон
USS Lyndon B. Johnson (DDG-1002)

1002 Bath Iron Works 4 апреля 2014 2017 (план) 2018 (план)

После принятия в строй эсминцы типа «Замволт» будут применяться совместно с эсминцами типа «Арли Бёрк».

7 декабря 2015 года первый из трёх эсминцев, «Замволт», оцениваемый к этому времени в 4,4 млрд долларов, вышел в море для ходовых испытаний.

Конструкция

Эти корабли должны получить энергетическую установку нового поколения, представляющую собой комбинированный дизель-газотурбинный двигатель с полным электродвижением (принцип «полностью электрического корабля», в рамках которой применяется общий первичный источник для выработки электроэнергии с целью обеспечения движения и электроснабжения всех корабельных систем без исключения).

Корпус и надстройка корабля обнесены радиопоглощающими материалами толщиной примерно в один дюйм, до минимума уменьшено количество выступающих антенн. Композитные материалы надстройки содержат дерево (бальсу).

Благодаря высочайшей степени автоматизации экипаж корабля составляет всего лишь 140 человек.

Вооружение корабля состоит из 20 универсальных пусковых установок Mk-57 суммарной ёмкостью 80 ракет «Томагавк», двух дальнобойных 155-мм артиллерийских установок и 30-миллиметровых зенитных автоматов. На эсминце предусмотрено базирование вертолёта и беспилотных аппаратов.

Водоизмещение корабля приближается к 15 тыс. тонн, что делает «Замволты» крупнейшими современными неавианесущими боевыми кораблями в мире после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144, водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн.

Стоимость программы составит для ВМС США 22 млрд долл. (цифра будет корректироваться, но рассчитывают, что увеличение расходов не превысит 15 %).

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 14 564 длинных тонн (полное)
-Длина: 183 м
-Ширина: 24,6 м
-Осадка: 8,4 м
-Бронирование: возможна кевларовая защита отдельных узлов
-Двигатели: 2 х ГТУ Rolls-Royce Marine Trent-30
-Мощность: 78 МВт
-Скорость хода: 30 узлов (55,56 км/ч)
-Экипаж: 148 человек

Вооружение

Радиолокационное вооружение: AN/SPY-3
-Тактическое ударное вооружение: 20 х УВП Mk.57 на 80 ракет «Томагавк», ASROC или ESSM

Артиллерия: 2 х 155-мм АУ AGS (920 выстрелов, из них 600 в автоматах заряжания)

Зенитная артиллерия: 2 х 30-мм АУ Mk.46
-Ракетное вооружение: RIM-162 ESSM

Противолодочное вооружение: RUM-139 VL-Asroc

Авиационная группа: 1 х вертолёт SH-60 LAMPS

3 х БПЛА MQ-8 Fire Scout

Миноносец — класс лёгких, небольших надводных скоростных кораблей с низкой мореходностью и автономностью, предназначенных для атак крупных кораблей, подводных лодок и борьбы с авиацией противника. Существовал подкласс миноносцев – эскортные миноносцы, которые отличались большей мореходностью, запасом хода и вместо торпедных аппаратов могли иметь усиленное зенитно-артиллерийское вооружение. Миноносец имел водоизмещение от 100 до 1000 т, 1-2 малокалиберных орудия, 2-4 торпедных аппарата, 2-6 зенитных пулемета, при необходимости — мины или глубинные бомбы.

Тактика боевого использования миноносцев базировалась на характерных свойствах его оружия — торпеды, и заключалась в нападении и уничтожении кораблей противника при помощи большого количества маневренных кораблей небольших размеров с большой скоростью, затруднявшей уничтожении их огнём корабельной артиллерии. Боевая живучесть миноносца основывалась на его скорости, маневренности и скрытности, достигаемой благодаря низкому и ограниченному силуэту, снижавшему вероятность попадания в корабль снарядов вражеской артиллерии.

Эскортные миноносцы массово выпускались в США и применялись для защиты от подводных лодок противника и москитного флота. Они имели водоизмещение 1,5 – 1,8 тыс. т., запас хода – 5 — 6 тыс. миль, 3 мелкокалиберных орудия, 4-8 зенитных пулеметов или автоматов, мины и большой запас глубинных бомб. В Английском флоте этому классу кораблей соответствовал фрегат. В силу того, что эскортные миноносцы имели плохие тактико-технические характеристики, на практике их использовали в качестве сторожевых противолодочных кораблей.

Попытку наладить выпуск эскортных миноносцев предпринимала Япония. По формальным данным ТТХ их корабли превосходили американские, однако незначительное количество построенных кораблей не позволило оценить их по-достоинству на практике.

Контрминоносцы — класс торпедно-артиллерийских кораблей Франции предназначенных для разведки, борьбы с лёгкими силами в ограниченных акваториях и торпедных атак крупных кораблей. Иногда эту категорию относят к легким крейсерам. Корабли имели водоизмещение до 4 тыс. т., 4 — 5 орудий среднего калибра, 6 — 8 торпедных аппарата, 6 – 8 зенитных пулеметов, мины и глубинные бомбы, Корабли достигали скорости в 35 — 39 узлов при дальности хода 3 — 4 тыс. миль. Крайне слабое зенитное вооружение стало одной из причин их гибели. Кроме того низкая мореходность и малый запас хода не позволяли использовать корабли в океане.

Эскадренный миноносец (эсминец) — класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могли также использоваться для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений. Эсминцы были действенным орудием борьбы с москитным флотом. Они имели водоизмещение от 1 до 3 тыс. т., 3-5 орудия среднего калибра, 6-10 торпедных аппаратов, 10-20 зенитных автоматов или пулеметов, мины и глубинные бомбы. Корабли достигали скорости в 26 — 35 узлов при дальности хода 5 -7 тыс. миль.

В период войны эсминцы являлись основными многоцелевыми боевыми кораблями флотов, постепенно достигая уровня оснащенности легких крейсеров, тем самым превращаясь из дешёвых кораблей для защиты основных сил в ценные цели для противника. В связи с этим, темп потерь эсминцев был самим высоким среди боевых кораблей.

Эсминцы в боевых операциях выполняли двоякую задачу. В обороне они использовались как патруль для охраны входов в порты, прибрежных вод и других районов, где существовала подводная угроза. Они охраняли крупные военные корабли и другие суда от нападения подводных лодок. Эта деятельность получила общее название «сопровождение» и «охранение». В наступлении эсминцы использовались для поиска, атаки и уничтожения подводного противника.

Лидер эскадренных миноносцев (суперэсминец) — подкласс небронированных торпедно-артиллерийских кораблей, занимавших промежуточное положение между эскадренными миноносцами и лёгкими крейсерами. По ТТХ лидер превосходил серийные эсминцы и предназначался для управления ими, а также для их поддержки и защиты. По официальной классификации во время войны лидеры существовали в СССР и Великобритании. Во флотах других стран эти функции выполняли более крупные корабли. Например, во Франции контрминоносцы, в Италии эсминцы типа «Esploratori». Однако практика применения лидеров, показала их низкую эффективность и уже со второй половины войны они использовались в качестве эскортных кораблей, защищающих главные силы флота от воздушной и подводной угрозы.

Главной же причиной исчезновения лидеров из классификации боевых кораблей стало изменение самого характера морской войны. Бои между надводными силами постепенно теряли своё значение, торпедные атаки эсминцев стали редкостью и скорее результатом удачного стечения обстоятельств. Класс эскадренных миноносцев превратился, прежде всего, в эскортные корабли ПВО и ПЛО, а таким эсминцам лидеры уже были не нужны.

Данные о количестве использовавшихся миноносцев и эсминце выглядят следующим образом.

Ориентировочное количество миноносцев и эсминцев использовавшихся в войне в разрезе стран и видов кораблей (без трофейных и переданных/полученных)

Страна Вид корабля (всего/погибло) Всего
Миноносцы Контр-

миноносцы

Эсминцы Лидеры

эсминцев

1 2 3 4 5 6
Аргентина 16/1 16/1
Болгария 4/2 4/2
Бразилия 6 3 9
Великобритания 86/17 313/108 15/6 414/131
Германия 57/42 42/29 99/71
Греция 13/10 10/6 23/16
Дания 5/4 5/4
Испания 9 21/1 30/1
Италия 88/52 67/49 155/101
Китай 1 1
Колумбия 2 2
Нидерланды 8/4 9/9 17/13
Норвегия 23/9 9/4 32/13
Португалия 3 3
Перу 2 2
Польша 4/2 4/2
Румыния 3/1 4 7/1
СССР 65/28 7/4 72/32
США 474/8 570/69 1044/77
Таиланд 12/2 1 13/2
Турция 7 7
Франция 12/7 32/26 34/25 78/58
Чили 2 2
Швеция 6 24/4 30/4
Югославия 6 4/1 10/1
Япония 63/49 136/122 199/171
ВСЕГО 879/207 32/26 1345/458 22/10 2278/701

Кроме приведенных данных Великобританией передано по 15 эсминцев Канаде и Нидерландам, 8 эсминцев и 1 миноносец – Норвегии, 9 эсминцев – СССР, 6 миноносцев и 2 эсминца – Греции, 3 миноносца и 4 эсминца – Польше, 2 миноносца и 7 эсминцев — Норвегии, 1 миноносец Франции. США передали Великобритании 50 эсминцев и 32 эскортных эсминца, 2 миноносца Китаю, 8 – Бразилии, 6 – Франции. В период войны Германией использовалось 90 трофейных миноносцев, Италией 4 трофейных лидера, 7 эсминцев и 6 миноносцев.

ТТХ основных видов надводных миноносцев и эсминцев в разрезе стран изложено ниже.

Накануне Первой мировой войны самым бурно развивающимся классом боевых кораблей были эскадренные миноносцы. Всего за десяток лет они втрое-вчетверо выросли в размерах, а по вооружению начали приближаться к лёгким крейсерам. В этом отношении ВМС США несколько отставали от других ведущих флотов мира - но очень скоро мощь американской промышленности позволила наверстать упущенное. В 1917 году в Соединённых Штатах началось строительство самых многочисленных в истории эсминцев, получивших название «флэшдекеры» - «гладкопалубники».

Америка строит эсминцы

Если «истребитель» - destroyer начала ХХ века во всех странах мира нёс одно 76-мм орудие, несколько малокалиберных пушек и два-три торпедных аппарата калибром 15–18 дюймов, то в начале 1910-х годов, когда водоизмещение новых эсминцев уже перевалило за тысячу тонн, они получили по три-четыре 102-мм орудия и до восьми-девяти торпедных труб. Калибр торпед вырос до 533 мм (21 дюйм), а главное - эсминцы стали оснащаться паровыми турбинами, а их максимальная скорость увеличилась с 27–30 до 32–37 узлов.

Американские «тысячетонные» эсминцы типа «Кэссин», заложенные в 1912 году, несли по четыре 102/50-мм орудия и четыре двухтрубных 457-мм торпедных аппарата (по два на борт), но развивали скорость всего в 29 узлов - в эпоху Первой мировой этого уже крайне не хватало. Как и их предшественники (750-тонные эсминцы типов «Смит» и «Паулдинг»), они имели высокий полубак и по четыре дымовые трубы - при этом полубак стал заметно короче, а трубы были придвинуты к нему, а не размещены по центру корабля.

Эсминец DD-63 «Сэмпсон», проектный вид.

Всего было построено 26 «тысячетонных» эсминцев (с DD-43 по DD-68), которые относятся к четырём последовательным сериям: «Кэссин» (восемь кораблей), «О’Брайен», «Такер» и «Сэмпсон» (по шесть кораблей). Три последние серии строились во время Первой мировой войны и несли 533-мм торпедные аппараты, на «Сэмпсонах» торпедные аппараты стали трёхтрубными.

Все эти корабли имели важный недостаток - низкую по меркам Первой мировой скорость хода. Это было вызвано соображениями экономии: ещё в 1912 году при проектировании «Такера» Бюро строительства и ремонта ВМС подсчитало, что для достижения 35-узловой скорости потребуются турбины мощностью 40 000 л. с., а стоимость корпуса и машин корабля (без вооружения) при этом составит $1 900 000. В то же время стоимость кораблей первых двух серий при мощности машин в 16 000–18 000 л. с. находилась в пределах $800 000.

Но турбинные установки дешевели, а скорость кораблей во всех странах росла. Поэтому в марте 1915 года Конгресс утвердил строительство шести новых эсминцев со скоростью не менее тридцати узлов и стоимостью (без учёта вооружения и снабжения) не более $925 000 за каждый - при условии, что три из этих эсминцев будут построены на Тихоокеанском побережье. Корабли закладывались с лета 1917 года, получили номера от DD-69 по DD-74 и известны как тип «Колдуэлл». Пять из них удалось ввести в строй до окончания Первой мировой войны.

Вдобавок ко всему в октябре 1915 года командующий Атлантической флотилией эсминцев кэптен У. С. Симс сделал доклад, отметив, что малые миноносцы расходуют топливо слишком быстро, особенно на большом волнении, и что военные игры показали необходимость создания быстроходных миноносцев с большим радиусом действия.


Эсминец DD-74 «Манли» в Панамском канале, 1920-е годы.
Фото из Национального архива США

При том же силуэте архитектура новых кораблей резко изменилась: на смену полубачной схеме пришёл корпус с гладкой палубой, плавно повышавшейся к носу. Именно поэтому корабли стали именовать гладкопалубниками - «флэшдекерами». Эсминцы имели совершенно новую конструкцию корпуса: увеличилась ширина на миделе, несколько уменьшилась осадка. В результате, увеличив водоизмещение на сотню тонн, удалось резко повысить мореходность корабля. Вооружение осталось прежним: четыре 102-мм орудия и четыре трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата при стандартном проектном водоизмещении в 1020 т и нормальном - в 1125 т. Кроме того, по проекту каждый эсминец получил две новые 28-мм зенитные пушки - впрочем, из-за нехватки таких орудий их пришлось заменять одной или двумя короткоствольными 76/23-мм зенитками. На практике водоизмещение кораблей оказалось заметно больше проектного: так, «Гуин» и «Колдуэлл» имели нормальное водоизмещение в 1262 т и полное - в 1379 т.


Теоретический чертёж и поперечный разрез «четырёхтрубного» эсминца по мидель-шпангоуту

Изменилось и размещение оружия: две центральные 102-миллиметровки, ранее стоявшие по бортам сразу позади среза полубака, теперь перенесли на навесную площадку между второй и третьей трубами - туда, где раньше на правом борту стоял первый торпедный аппарат. Теперь эти орудия могли действовать при любой погоде и на любом ходу. Чтобы защитить палубу от заливания, всё пространство от носовой рубки до этой площадки закрыли фальшбортом. Позднее на большинстве «гладкопалубников» пространство от борта до орудийной площадки закрывали лёгкой стенкой, превратив её в некое подобие лёгкой центральной надстройки. Эта надстройка заподлицо с бортами стала характерной деталью силуэта всех «гладкопалубников»; на третьей серии (тип «Климсон») её боковые стенки стали более капитальными, в них появились иллюминаторы, а переход стенки спереди в фальшборт получил плавный изгиб.


Модель эсминца DD-139 «Уорд».
flickriver.com

Все торпедные аппараты перенесли в корму, разместив их между последней трубой и кормовой рубкой. Такое расположение было не слишком удачным - по два аппарата на борт, при этом аппараты одного борта не могли стрелять на противоположный борт.

Мощность силовой установки возросла до 18 500 л. с., но этого было недостаточно, чтобы развивать скорость свыше 30 узлов. Впрочем, от кораблей иного не ожидали - вся серия строилась как экспериментальная пятью разными фирмами. Эсминцы «Коннер» и «Стоктон» (DD-72 и DD-73) имели котлы Уайт-Форстера и турбины Парсонса с прямым приводом, а также трёхвальную установку (на средний вал работала турбина крейсерского хода); остальные четыре корабля - котлы Торникрофта и редукторные турбины Парсонса с двумя валами. Редукторные турбины показали мощность до 20 000 л. с., дав возможность на испытаниях достичь скорости в 32 узла. Вдобавок головной «Колдуэлл» имел экспериментальный электрический привод на турбину крейсерского хода. Эсминцы различались даже внешне: «Гвин», «Коннер» и «Стоктон» имели лишь по три трубы (в среднюю, более широкую, выводились дымоходы двух котлов).

21 июля 1916 года американский Сенат принял Закон о большом флоте, по которому в течение трёх лет требовалось заложить 10 линкоров и линейных крейсеров, 6 крейсеров, 30 подлодок и 50 миноносцев - на эти цели отпускалось $500 млн. Теперь экономить на мощности машин смысла не имело, более того, скорость новых эсминцев должна была соответствовать скорости запланированных к постройке «капитальных» кораблей: линейных крейсеров типа «Лексингтон» и скаутов типа «Омаха». Поэтому проект был переработан: в тот же корпус ставились новые машины мощностью 27 000 л. с. При сохранении того же вооружения стандартное проектное водоизмещение вырастало до 1090–1150 т - на практике оно оказалось ещё бóльшим, особенно после усиления зенитного вооружения.

Чем больше, тем лучше

Изначально предполагалось построить пятьдесят эсминцев (с DD-75 по DD-124). Однако Законом о Чрезвычайно морском фонде от 3 марта 1917 года (за месяц до вступления США в Первую мировую войну) допускалось строительство большего числа кораблей. В итоге было построено 111 эсминцев, известных как тип «Уикс» (с DD-75 по DD-185), и ещё 156 - типа «Климсон» (с DD-186 по DD-347). Таким образом, всего построили 273 корабля «гладкопалубного» типа - крупнейшую в мире серию эсминцев.


Эсминец типа «Климсон». Боковой вид и продольный разрез по состоянию на 1920-е годы.
Фото из Национального архива США

Основным конструктивным отличием второй серии стало увеличение мощности силовой установки до 26 000 л. с. Благодаря прогрессу в конструировании турбин её вес увеличился всего на сто тонн, а скорость кораблей возросла до 35 узлов. Однако корабли разных верфей сильно различались качеством постройки. По техническому заданию дальность плавания при водоизмещении 1150 т должна была составлять 2500 миль на 20 узлах и 3600 - на 15 узлах. Фактически же у эсминцев фирмы «Бет Айрон Уоркс» (разработчика и наиболее аккуратного строителя) она составила до 5000 миль на 15 узлах и 3400 миль - на 20 узлах. В то же время эсминцы производства фирмы «Бетлхем Стил» не могли пройти и 2500 миль на 15 узлах. Помимо этого, корабли производства «Бет Айрон Уоркс» отличались наиболее высоким качеством изготовления и наилучшими ходовыми характеристиками. Вместе с кораблями проекта этой же фирмы, заложенными на других верфях (всего 59 единиц), они неофициально именовались типом «Либерти» либо «эсминцами большого радиуса действия» , хотя далеко не все прочие строители выдерживали исходное качество.


Эсминец DD-280 «Дойен», боковой вид и продольный разрез.
Фото из Национального архива США


Эсминец DD-280 «Дойен», вид сверху.
Фото из Национального архива США

Эсминец DD-280 «Дойен», поперечные разрезы.
Фото из Национального архива США

С другой стороны, мощная фирма «Бетлхем Стил», занимавшаяся строительством линкоров и крейсеров, сумела получить заказ на строительство остальных запланированных эсминцев по собственному проекту. Вместо давно и хорошо зарекомендовавших себя турбин Парсонса и котлов Торникрофта здесь ставились турбины Кертисса и котлы Ярроу (как и в проекте «Бет Айрон Уоркс»). В процессе эксплуатации они показали себя очень ненадёжными, часто выходили из строя, требовали много средств на ремонт. В результате в 1929 году из находившихся в строю 163 эсминцев постройки «Бетлхем Стил» 60 оказалось дешевле списать, чем ремонтировать.

Третья серия (162 корабля типа «Климсон») проектировалась в 1917–1918 годах как эскортные корабли, предназначенные для борьбы с германскими подводными крейсерами. Поэтому первоначально решили снизить водоизмещение до 750 т, скорость - до 27–28 узлов, убрать половину торпедных аппаратов, зато оснастить корабли 127-мм орудиями. Однако перспектива создания совершенно нового корпуса не вызвала восторга у производителей, а резкое ухудшение характеристик - у Генерального совета флота. Было решено либо снижать водоизмещение за счёт облегчения машин, либо ставить усиленное вооружение на те же корпуса с увеличением водоизмещения, но без резкого снижения скорости. Предполагалось даже полное снятие торпедного вооружения, что предвосхитило появление эскортных миноносцев Второй мировой войны. Кроме того, требовалось уменьшить чересчур большой радиус поворота эсминцев при минимальных изменениях в конструкции корпуса. Однако в результате всё свелось лишь к незначительным изменениям корпуса, увеличению запаса топлива на 100 т и, как следствие, росту полного водоизмещения до 1700 т. На ряде кораблей заднее 102-мм орудие было поднято на кормовую надстройку, а на его месте установили 76-мм зенитку.


Эсминец DD-231 «Хэтфилд», вооружённый 127-мм орудиями.
navsource.org

Однако идея вооружить корабли 127-мм орудиями не была забыта: в итоге такие установки получили первые пять эсминцев из третьей серии, построенные на верфи «Нью-Йорк Шипбилдинг» (с DD-231 по DD-235): все они были заложены в июне - июле 1918 года и вступили в строй весной - летом 1920 года. Других отличий от остальных кораблей серии они не имели.

Наконец, возникла идея поставить на эсминцы спаренные 102-мм орудия - такая установка была разработана ещё до вступления США в войну. Фактически она представляла собой две 102-мм пушки, установленные на одной тумбе на малом расстоянии друг от друга (затворы открывались в разные стороны). В итоге их получили лишь два корабля: DD-208 «Хоуэй» и DD-209 «Лонг».

В разных модификациях и разных флотах

Конечно же, в мирное время такое количество эсминцев американскому флоту не требовалось. Первыми пошли на слом корабли, оснащённые неудачными котлами Ярроу, - в основном из третьей серии. Всего к концу 1939 года был списан 91 эсминец: два - типа «Колдуэлл»; 32 - типа «Уикс»; 57 - типа «Климсон». Ещё девять кораблей погибли в один день - 8 сентября 1923 года, когда целый отряд эсминцев выскочил на камни в проливе Санта-Барбара.


Варианты переоборудования «флэшдекеров» в 1939–1942 годах.


Варианты переоборудования «флэшдекеров» в 1943–1945 годах
Щедролосев В. В. Эскадренный миноносец «Деятельный»

Оставшиеся корабли стали хорошим материалом для экспериментов. В конце 30-х годов 8 эсминцев «гладкопалубного» типа были переоборудованы в быстроходные минные заградители, 18 - в быстроходные тральщики, 6 - в быстроходные десантные транспорты; 14 - в плавбазы гидросамолётов. С транспортов и гидроавиатранспортов были сняты по два котла, на оставшихся котлах корабли развивали скорость в 22–25 узлов.


Эсминец «Деятельный». На заднем плане - линкор «Архангельск» (бывший английский «Ройял Соверен»)
Щедролосев В. В.. Эскадренный миноносец «Деятельный»

В сентябре 1940 года пятьдесят эсминцев были переданы Великобритании в обмен на 99-летнюю аренду военных баз в разных уголках океана. В 1941–1942 годах на части оставшихся эсминцев 102-мм пушки были заменены на шесть 76-мм универсальных орудий, сняты два торпедных аппарата, добавлены 12,7-мм пулемёты. Но кораблей всё равно оставалось так много, что модернизацию всех решили не проводить, ограничившись снятием двух кормовых торпедных аппаратов и установкой на их месте 20-мм «эрликонов». Не усиливали даже противолодочное вооружение - лишь взамен устаревших бомбомётов типа «Y» поставили шесть новых бомбомётов типа «К». Переделки в минные заградители, тральщики и быстроходные десантные транспорты продолжались и в ходе войны - интересно, что в 1945 году часть кораблей переоборудовали обратно в эсминцы, которых внезапно стало не хватать из-за высоких потерь.


Эсминец «Деятельный» ведёт огонь из носовой 102-мм установки
Щедролосев В. В. Эскадренный миноносец «Деятельный»

Англичане подвергли переданные им эсминцы более глубокой модернизации. В первую очередь, было усилено их противолодочное вооружение: поставлено восемь бомбомётов и гидроакустическая станция. Девять из английских «гладкопалубников» были переданы Советскому Союзу в счёт кораблей, причитавшихся по репарациям с Италии. Строго говоря, передавалось восемь кораблей, а девятый предназначался на запчасти, но его тоже ввели в строй. Один из них - «Деятельный» (бывший «Черчилль», ранее DD-198) - был потоплен немецкой подлодкой 16 января 1945 года. Остальные восемь вернулись к англичанам в 1948–1949 годах и сразу отправились на слом.

В целом эсминцы «гладкопалубного» типа оказались мореходными и надёжными кораблями. Они не успели поучаствовать в Первой мировой войне, а к началу Второй мировой чрезвычайно устарели, но всё равно активно использовались в качестве эскортных и противолодочных кораблей, успев послужить в составе трёх флотов: американского, британского и советского.

Список литературы:

  1. Шишов А. А.. Эскадренные миноносцы США. Часть 1. История создания и службы. 1916–1922. - СПб.: Крепость, 2001.
  2. Щедролосев В. В. Эскадренный миноносец «Деятельный». - СПб.: Гангут, 2001 («Мидель-шпангоут», № 2).
  3. Дашьян А., Патянин С., Митюков Н., Барабанов М.. Флоты Второй мировой. - М.: Коллекция; Яуза, Эксмо, 2009.
  4. Friedman N. U.S. Destroyers. An Illustrated Design History. - Annapolis, 1982.
  5. Silverstone P. H., US Warships of World War I. - Ian Allan, 1970.

Эскадренный миноносец – класс многоцелевых быстроходных кораблей, предназначенных для борьбы с воздушными, надводными и подводными силами противника. В задачи эсминцев входит эскортирование морских конвоев и соединений боевых кораблей, несение дозорной службы, прикрытие и огневая поддержка морских десантов, наблюдение и разведка, постановка минных заграждений, поисково-спасательные и специальные операции. В XXI веке к «традиционным» миссиям эскадренных миноносцев добавились специфические задания: нанесение ударов по целям в глубине континента с применением высокоточного , ПРО в стратегическом масштабе (Theater Air Defence) и уничтожение объектов на низкой околоземной орбите.


Иногда их презрительно называют «жестянками». Казалось бы, обидное сравнение, но британские моряки, наоборот, гордятся уничижительным прозвищем своих кораблей: ведь «can» (жестянка) звучит для британского уха как «может»! А может эсминец немало…

Маленькие отважные кораблики сражались наравне с линкорами и авианосцами, стойко перенося повреждения от вражеского огня. Пылали отсеки, и разрушался набор корпуса, в бушующем пламени корчилась палуба – но сверкали выстрелы уцелевших орудий, без устали трещали зенитки и с глухим грохотом вонзались в воду торпеды. Эсминец шел в свою последнюю атаку. А когда получал смертельную рану – скрывался в морской пене, так и не спустив флага перед лицом врага.

Памятник миноносцу "Стерегущий" в Санкт-Петербурге. Второй памятник экипажу "Стерегущего" был установлен в Японии - противник проникся уважением к русским морякам

Подвиг миноносца «Стерегущий», который в одиночку принял бой с японской эскадрой у стен Порт-Артура. Когда в живых осталось четверо моряков из 50 человек экипажа, герои последним усилием затопили свой корабль.

Эсминец «Джонстон», который спас американские авианосцы в заливе Лейте. Антенна радара болталась среди снастей, все палубы были засыпаны обломками и разорванными телами моряков. Нарастал крен. Но «Джонстон» упрямо полз вперед, закрывая спасительной пеленой дыма авианосные корабли. До тех пор, пока очередной японский снаряд не выпотрошил машинное отделение эсминца.

Легендарный советский эсминец «Гремящий», героические корабли «Джонстон», «Хоул» и «Самуэл Б. Робертс» … тонущий израильский эсминец «Эйлат» … британский эсминец «Ковентри», отбивающийся от наседающих самолетов ВВС Аргентины … запускающий десятки «Томагавков» эсминец ВМС США типа «Орли Берк»…

Удивительно, но в каждом случае речь идет о совершенно непохожих кораблях – различных по размерам, характеристикам и назначению. И дело совсем не в пресловутой разнице в возрасте – даже эсминцы-ровесники зачастую имеют настолько крупные отличия, что, де-факто относятся к разным классам.

Представление об эсминце, как о «маленьком универсальном корабле» не соответствует действительности. Реальная жизнь далека от каких-либо стереотипов – каждый боевой корабль строится под конкретную задачу; для действий в заранее оговоренных условиях (в прибрежной зоне, в открытых морских районах, в условиях возможного применения ядерного оружия и т.д.); против заранее известного противника (США и Япония подозревали о предстоящей войне на Тихом океане еще с начала ХХ века). Немаловажным фактором являются финансовый потенциал отдельно взятого государства, уровень развития его науки и возможности его промышленности. Все это однозначно задает облик будущего корабля и влияет на определение круга его приоритетных задач.

Предлагаю читателям проверить, какие корабли скрываются за банальной фразой «эсминец» и какие неожиданные решения порой предлагают кораблестроители.

В первую очередь, обязательно отметим, что эскадренные миноносцы бывают «настоящими» и «фальшивыми» . О настоящих эсминцах речь пойдет ниже. Что же касается «фальшивых», то это, чаще всего, скромные корабли, которые по своим размерам и боевым возможностям не соответствуют ни одному из требований, предъявляемых к эсминцам их поколения. В лучшем случае, это фрегаты. В худшем – что угодно, вплоть до ракетного катера.
Тем не менее, легким росчерком пера, и всем врагам назло, они зачислены в почетную касту эсминцев. Типичная пропаганда и стремление казаться лучше, чем есть на самом деле.

«Дешевые понты» обычно заканчивается плачевно – встретив сколь-нибудь серьезного противника, «лже-эсминец» выпускает пар из пробитых бортов и гордо погружается на морское дно.

Знаменитые примеры:

Печально известный эсминец «Эйлат», потопленный египетскими ракетными катерами в октябре 1967 года. Он же - бывший британский эсминец HMS Zealous, спущенный на воду в 1944 году. Справедливо признать, что к моменту вступления в строй, HMS Zealous смотрелся уныло на фоне своих ровесников – американских, японских или немецких эсминцев. Невзрачный, морально устаревший корабль, всего 2000 тонн водоизмещения – маловато для эсминца даже по меркам Второй мировой.


INS Eilat


А вот другие «аутсайдеры» - британские эсминцы типа 42 (более известные, как «Шеффилд»). К концу 1970-х годов деградация флота Её Величества достигла таких размахов, что в эсминцы пришлось зачислить эти несчастные лоханки водоизмещением 4500 тонн – для сравнения, американские и советские эсминцы тех лет были в два раза крупнее, а по боевым возможностям вообще превосходили «Шеффилды» на порядок.
Последствия не заставили себя долго ждать – в ходе Фолклендской войны 1982 года британские реплики боевых кораблей были избиты обычными бомбами с дозвуковых реактивных штурмовиков. Звонкая пощечина флоту Её Величества.
(впрочем, британцы сделали из этой определенные выводы – 2-я и 3-я модификации «Шеффилдов» получились гораздо лучше)


HMS Sheffield после пожара на борту, вызванного попаданием неразорвавшейся ракеты


Теперь, исключив из рассмотрения «фальшивки», перейдем к настоящим эсминцам – замечательным боевым системам, ставшим «грозой морей».

Первый подвид эскадренных миноносцев – эсминцы ПВО.

Название говорит само за себя, корабли ориентированы на борьбу с воздушными целями и, нужно признать, усилия конструкторов не пропали даром. Современные морские ЗРК позволяют контролировать пространство в сотнях километров от борта корабля – при наличии в ордере эсминца ПВО воздушное нападение на эскадру становится крайне рискованной и малоэффективной затеей: даже сверхзвуковая противокорабельная ракета, идущая на предельно малой высоте, не гарантирует прорыв сквозь «несокрушимый щит» эсминца противовоздушной обороны.

Знаменитые примеры:

Идея эсминца ПВО не нова – подобные корабли известны со времен Второй мировой войны. Например, японский эсминец «Акидзуки». Несмотря на серьезное отставание Японии в радиотехнике и системах управления огнем, японцам удалось создать довольно удачный эсминец полным водоизмещением 3700 тонн, ставший одним из лучших эскадренных миноносцев Второй мировой войны. Исключительно мощное зенитное вооружение (не качеством, так количеством – до 60 стволов зенитных орудий всех калибров!) + невероятная автономность по топливу (полного запаса мазута хватало на 8000 миль пути)!


В наше время безусловным фаворитом является британский «Дэринг» (эсминец тип 45). В плане борьбы с воздушными целями «Дэрингу» равных нет. Чего стоит его один супер-радар с активной ФАР или набор зенитных ракет с активной головкой самонаведения, способных достать вражеский самолет ниже радиогоризонта. Красивый, мощный и современный корабль, гордость флота Её Величества.


HMS Dragon (D35) - четвертый посчету эсминец типа 45

Второй подвид – «ударные» эсминцы.

Сюда относятся эсминцы, «заточенные» под уничтожение вражеских кораблей, а также имеющие какие-либо особые способности для огневой поддержки морских десантов или нанесения ракетных и артиллерийских ударов по береговым целям. В наше время их количество стремительно уменьшается – корабли становятся все более универсальными, тем не менее, идея «ударного эсминца» изредка реализуется в виде совершенно фантастических конструкций.

Знаменитые примеры:

Эсминец проекта 956 (шифр «Сарыч»). Ракетно-артиллерийский корабль с автоматическими орудиями калибра 130 мм и сверхзвуковыми ПКР «Москит». Классический ударный эсминец, с ослабленной ПВО и ПЛО.

Второй яркий представитель – китайский эсминец тип 052 «Ланчжоу» (к настоящему времени – морально устаревший). Весьма посредственные возможности в плане противовоздушной и противолодочной обороны, зато на борту «Ланчжоу» целых 16 противокорабельных ракет!


Китайский эсминец Qingdao (DDG-113). Звездно-полосатый флаг - всего лишь жест вежливости во время визита в Перл-Харбор


И конечно же, нельзя обойти вниманием невероятный эсминец «Замволт»! Фантастический стелс-корабль, «серебряная пуля Пентагона» - эйфория вокруг перспективного американского эсминца не стихает уже почти 10 лет. Помимо необычных, футуристических форм, проект привлек к себе внимание общественности необычным составом вооружения – впервые за прошедшие полвека на боевом корабле планируется установить два автоматизированных орудия AGS калибра 155 мм. Скорострельность 10 выстр./мин. Дальность стрельбы высокоточными снарядами – более 100 километров!


Двигаясь вдоль вражеского побережья, невидимый стелс-эсминец будет засыпать порты, прибрежные города и военные базы противника своими шестидюймовыми снарядами. А для «трудных мишеней» на борту «Замволта» предусмотрено 80 УВП для запуска зенитных ракет и крылатых роботов-камикадзе «Томагавк».

Третий подвид – Большие противолодочные корабли или эсминцы ПЛО

В годы Холодной войны угроза от атомных подлодок с баллистическими ракетами была столь велика, что обе сверхдержавы изо всех сил пытались насытить флот противолодочными средствами. Как результат – в составе ВМФ СССР появились БПК – крупные эсминцы с гипертрофированным противолодочным оружием. Чудовищные 700-тонные гидроакустические станции, противолодочные ракетоторпеды, противолодочный вертолет, реактивные бомбометы и противолодочные торпеды – все средства, чтобы обнаружить и уничтожить вражескую ПЛАРБ!


Янки двигались в аналогичном направлении – «иметь противолодочный фрегат или эсминец на каждую советскую ПЛА». Одним из результатов данного подхода стала крупная серия эсминцев типа «Спрюэнс». В рядах ВМС США эти корабли выполняли функцию наших БПК с некоторой поправкой на универсальность вооружения. Примечательной особенностью «Спрюэнсов» было отсутствие ЗРК коллективной обороны – противовоздушная оборона эсминцев была довольно слаба и малоэффективна.
Хороший во всех отношениях корабль стал еще лучше с появлением установок вертикального запуска ракет – шесть десятков «Томагавков» превращали «Спрюэнс» в настоящего разрушителя.

Четвертый подвид - эсминцы-вертолетоносцы

Специфическое изобретение японского гения. Ностальгия по славным временам Перл-Харбора. Конституционный запрет на авианосцы и ударное вооружение. Нешуточная угроза со стороны советского подводного флота.
Все это определило облик японских эсминцев: основное вооружение – вертолеты. От 3 до 11 винтокрылых машин на борту, в зависимости от типа корабля. Впрочем, на борту каждого из японских эсминцев-вертолетоносцев имеется некоторое количество встроенного оружия: от артиллерийских орудий до ЗРК и противолодочных ракетоторпед.


Эсминец-вертолетоносец "Харуна"


Эсминец-вертолетоносец "Хьюга". Размеры аналогичны УДК "Мистраль"

Пятый подвид – универсальные эсминцы

Редкий, но очень классный вид эскадренных миноносцев. Раньше их было много, сейчас остался практически единственный «Орли Берк» и его производные. В этом направлении работает Китай, но пока все его попытки близко не дотягивают до уровня американского Иджис-эсминца.
Создание подобного корабля в наше время требует колоссальных усилий ВПК, высочайший уровень развития науки и гигантских финансовых затрат. Единственные, кому удалось в полной мере реализовать данную идею, стали американцы. В начале 90-х годов ВМС США получили суперкорабль с 96 установками вертикального пуска Mk41 (загружается вся номенклатура ракет, принятых на вооружение ВМС США – ЗУР, ПЛУР, крылатые ракеты «Томагавк», противоспутниковые ЗУР «Стандарт 3» - все, кроме баллистических ракет).


Универсальные УВП Mk41 не имели бы того мистического эффекта без боевой информационно-управляющей системы «Иджис» - радар AN/SPY-1 с четырьмя фазированными антенными решетками. Одновременное сопровождение тысяч воздушных, надводных и подводных целей в радиусе двух сотен миль от корабля. Эффективность и быстрота принятия решений. Специальные режимы работы радара. Обмен данными в режиме реального времени с другими кораблями и самолетами. Вся радиоэлектроника корабля – средства обнаружения, радиосвязь, спутниковая связь, оружие – все системы корабля связаны в единый информационный контур.


Даа… Эсминец «Берк» хорош, хотя и он не лишен недостатков: тонкие жестяные борта и отвратительно низкая живучесть – бич всех современных кораблей. Кроме того, «Берки» первой модификации были совсем не универсальными – приоритетом Иджис-эсминца всегда была ПВО. Все остальные проблемы его не интересовали.
Изначально, на «Берках» даже не предусматривалось постоянное базирование вертолета. Противолодочная оборона отдавалась на откуп более простым кораблям – тем же эсминцам типа «Спрюэнс».

В заключении хочется отметить, что названные пять подвидов эсминцев (от эсминца ПВО до ударного эсминца и эсминца-вертолетоносца) – это далеко не полный список специализаций эскадренных миноносцев.
Например, в годы Второй мировой войны возникла потребность в эскортных эсминцах – специфических кораблях для решения конвойных задач – отсюда необычные требования к их конструкции и составу вооружения.

Кроме того, существовали эсминцы-минные заградители (тип «Роберт Смит»); эсминцы радиолокационного дозора; эсминцы, переоборудованные в противолодочные корабли по программе FRAM… Круг задач эскадренных миноносцев чрезвычайно широк и нет ничего удивительного в том, что для решения какой-либо важной проблемы создаются специализированные конструкции.


Эсминец проекта 956 и американский эсминец типа "Спрюэнс"

Эскадренные миноносцы группы "К/S " ("стандартный 1000-тонный эсминец")

Корабли группы "K /S ". известные как "стандарт­ные 1000-тонные эсминцы", были основой британских миноносных сил в годы Первой Мировой войны. Они служили в составе Гранд-Флита, входили в состав Дувр­ского патруля и "сил Гарвича", участвовали в охране Отрантского барража, сопровождали конвои.

Всего в период с 1912 по 1924 г. британский флот пополнился 262 эсминцами, являвшимися после­довательным развитием удачного типа "К", строивше­гося в Англии по программе 1911-1912 гг. На после­дующих типах в проект вносились отдельные усовер­шенствования, учитывающие опыт эксплуатации и бо­евой службы ранее построенных эсминцев. Так уже на следующем после ""К" типе ""L " два корабля в опыт­ном порядке оснащались более экономичной энергети­ческой установкой (ЭУ), в состав которой был вклю­чен турбозубчатый агрегат, а на кораблях типа "М", строящихся по программе 1913-14 гг. заметно подня­та скорость хода (с 29 до 34 узлов). На части строя­щихся в рамках "чрезвычайной военной программы" эсминцах типа "М" с целью повышения экономичнос­ти турбины крейсерского хода оснащены редуктором. Начиная с типа "R ". ТЗА занимает прочное место в составе ЭУ британских эсминцев, окончательно вы­теснив турбину с прямой передачей. На следующем типе "Модифицированный R " с целью улучшения мо­реходности была произведена перепланировка внутрен­них помещений, что позволило сдвинуть на несколько метров в корму ходовой мостик и облегчить носовую оконечность.

Почти все корабли семейства "K /S " были сданы на слом в двадцатых - тридцатых годах и к началу Второй Мировой войны в составе флота оставалось лишь 12 единиц: один типа "R " и одиннадцать типа "S ".

Эскадренные миноносцы типа "R "

"SKATE "

Краткое описание:

Корабли типа "R " стали первыми серийными британскими эсминцами, в состав ЭУ которых вклю­чен ТЗА.

Решение о том, что все вновь строящиеся эсмин­цы должны иметь ТЗА было принято Адмиралтейством в июле 1915 г. Тогда же был выдан заказ на первые 26 кораблей нового типа "R ". За исключением новой ЭУ, они почти во всем повторяли более ранний тип "М"". строившийся в Англии с начала войны огромной серией, насчитывающей более 100 единиц. Эсминцы этого типа имели нормальное водоизмещение около 1000 т (от 883 до 1055 т в зависимости от строителя), скорость полного хода 34-35 узлов, вооружение, со­стоявшее из трех 102-мм орудий и двух двухтрубных торпедных аппаратов. Не уступая, а кое в чем и пре­восходя германские эсминцы, корабли типа "М" все же не в полной мере отвечали требованиям Адмирал­тейства: низкая экономичность применявшейся на них энергетической установки, в которой турбина напря­мую передавала мощность на винт, не позволяла ре­шить проблему увеличения дальности хода без суще­ственного роста водоизмещения. Попытки разрешить данную задачу предпринимались в Англии еще перед началом Первой Мировой войны, когда на некоторых эсминцах испытывались турбины крейсерского хода, а один из кораблей даже предполагалось оснастить быст­роходным дизелем. Удача пришла на двух эсминцах типа "L " ("Леонидас" и "Люцифер"), оснащенных ЭУ, в со­став которой был включен понижающий число оборо­тов турбины редуктор. Опыт их годичной успешной эксплуатации в условиях военного времени и привел к уже упомянутому решению оснащать все вновь строя­щиеся корабли ЭУ с ТЗА.

Прочие изменения по сравнению с типом "М" были весьма незначительны и не выходили за рамки обыч­ных внутритиповых отличий, характерных для бри­танских эсминцев того времени. Для улучшения море­ходности немного приподняли полубак в районе фор­штевня и сдвинули на 9 футов (примерно 2,7 м) в сторону кормы мостик. Это повлекло за собой пере­мену позиции зенитного "пом-пома" со среза полуба­ка на бывшую прожекторную площадку между тор­педными аппаратами.

Сравнительные испытания головного корабля се­рии "Ромола" с эсминцем "Норман", относящегося к предыдущему типу "М" подтвердили экономичность типа "R ": при 18 узловом ходе он тратил на 15%, а при 25 узлах - на 28% меньше топлива, чем его оппонент, оснащенный турбинами с прямой переда­чей. С учетом же несколько увеличенного на типе "R "" запаса нефти, это преимущество становилось еще бо­лее ощутимым: дальность хода при указанной скорос­ти возрастала на 17,8% и 40% соответственно. Более высокая экономичность типа "R " послужила толчком к началу проектирования соответствующего им лиде­ра, трансформировавшегося впоследствии в знамени­тые эсминцы типа "V ".

В декабре последовал заказ на следующие 10 эсмин­цев типа "R " (в т.ч. и на "Скейте"), а еще три месяца спустя на последние 15. Корабли вступали в строй в тече­нии года (с осени 1916 г. по осень 1917 г.) и успели принять активное участие на заключительном этапе войны. Потери составили 8 единиц. После войны один продали Сиаму, а остальные в 1926-37 гг. - на слом.

Предвоенные модернизации:

В середине 30-х гг. "Скейт" прошел пере­оборудование в минный заградитель. Кормовое 102-мм орудие и второй торпедный аппарат были заменены минными рельсами, рассчитанными на при­ем 40 мин. Именно в качестве минзага последний сохранившийся представитель типа "R " вступил во Вторую Мировую войну.

Водоизмещение: стандартное - 900 т, полное - 1222 т

Размеры: 80,8(пп)/84,1(нб) х 8,1 х 3,0/-м

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Браун-Кёртис, 3 котла Ярроу(Р = 17,5 кг/см2)

Мощность: 27.000 л.с.

Запас топлива (полный): 296 т

Дальность плавания (при скорости): 3440 миль (15 узл.)

Экипаж: 90 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

2x1 - 102-мм/45 орудий Mk .IV в установках Р.IX

1x1 - 40-мм (2-фнт) зенитный автомат ("пом-пом ")

5х1 - 7,7-мм пулеметов

Торпедное:

1x2 - 533-мм торпедный аппарат

Противолодочное: отсутствует

Минное: 40 мин

Система управления огнем:

Трехметровый дальномер MQ .I

Система центральной наводки - "Директор легкого типа" (LTD )

Эскадренные миноносцы типа "R "

Бортовой номер

Название

Место постройки

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR", "LRE"

SKATE

Дж. Браун

Эскадренные миноносцы типа "S"

"SABRE", "SALADIN", "SARDONYX", "SCIMITAR", "SCOUT", "SHIKARI", "STRONGHOLD". STURDY ", "TENEDOS ", "THANET ", "THRACIAN "

Краткое описание:

В марте 1916 г. Адмиралтейство, развивая тип "стандартного 1000-тонного эсминца", выдало заказ на строительство 26 кораблей типа "Модифицированный R ". Их главным отличием от типа "R " стала перепла­нировка котельных отделений, позволившая вывести дымоходы двух котлов в общую дымовую трубу, за счет чего число труб сократилось с трех до двух. В результате мостик удалось сдвинуть в сторону кормы, удалив его от форштевня. На этом настаивали офице­ры, несшие службу на эсминцах, отмечая важность иметь "сухой" мостик в любых погодных условиях. Ценой более комфортабельных условий стало сниже­ние живучести, вызванное смежным размещением двух наибольших по объему водонепроницаемых отсеков.

Другим важным новшеством, внедренном на типе "Модифицированный R " стало 102-мм орудие ГК Mk .V в новой палубной установке с углом возвышения 30° против прежних 20°, что дало прирост дальности стрель­бы более, чем на одну милю (2000 ярдов).

К типу "Модифицированный R " вернулись в нача­ле 1917 г., когда после годичного перерыва, вызванно­го строительством в 1916 г. двух серий эсминцев груп­пы "V /W ", в Адмиралтействе определялись техничес­кие требования к эсминцам программы 1917 г. Конт­ролер Адмиралтейства предложил вернуться к типу "Модифицированный R ", аргументируя свою точку зрения тем, что при всех достоинствах типа "V ", эти корабли имеют меньшую на два узла скорость дороже и для их постройки требуется больше времени.

Возврат к кораблям меньшего водоизмещения был поддержан рядом чинов Адмиралтейства, и после вне­сения в проект некоторых изменений в апреле 1917 г. последовала выдача заказа на 24, а два месяца спустя еще на 33 корабля, получивших обозначение тип "S ". По адмиралтейскому проекту строилось 45 единиц (впос­ледствии заказ на две был аннулирован). Фирмы Торникрофт и Ярроу, проекты которых традиционно от­личались от адмиралтейского, получили заказ на пять и семь единиц соответственно.

В основном тип "S " повторял свой прототип. От­личия в первую очередь касались носовой оконечнос­ти: с целью повышения мореходности палуба полуба­ка заметно поднималась по направлению к форштев­ню, сопрягаясь с обшивкой борта не под прямым уг­лом, а образуя плавный, скругленный в сечении шпан­гоутов переход. Благодаря этому форма полубака не­сколько напоминала т.н. "тэртлдек" (черепахообразная или карапасная палуба), применявшийся на пер­вых истребителях.

Остальные изменения касались вооружения, в со­став которого вновь вернули 102-мм орудия Mk .IV (но на новых станках CP .III ), оснастив их системой цент­ральной наводки. Исходя из опыта действий эсминцев Дуврского патруля тип "S ", кроме обычных торпед­ных аппаратов в диаметральной плоскости, оснастили еще двумя однотрубными 381-мм торпедными аппара­тами побортно у среза полубака. Они предназнача­лись для использования на носовых курсовых углах в скоротечных ночных боях, когда внезапное появление противника не оставляло времени на разворот для при­менения штатных торпедных аппаратов.

Часть эсминцев типа "S " успела принять участие в Первой Мировой войне. Опыт их действий в Север­ном море и Ла-Манше выявил худшую, чем у типа "R " мореходность, вызванную формой полубака и распо­ложением 381-мм торпедных труб. С целью хоть как то устранить этот недостаток, боковые аппараты были сняты с большинства эсминцев, а полубак продлен в сторону кормы.

После окончания войны эсминцы этого типа вме­сте с представителями группы "V /W " составляли ос­нову флотилий действующего флота. Тип не понес по­терь в ходе войны, но в начале двадцатых годов было потеряно четыре единицы в результате столкновении, подрывов на минах и посадок на мель. Пять кораб­лей в 1919 г. были переданы Австралии, еще два в 1928 г. - Канаде. Начиная с начала тридцатых годов эсминцы типа "S " начали интенсивно сдавать на слом, и к началу Второй Мировой войны в составе британс­кого флота осталось всего одиннадцать единиц. Предвоенные модернизации:

В 1924 г. "Шикари" был переоборудован в судно управления кораблем-целью "Агамемнон". Эсминец не имел вооружения. Место его вооружения заняла ап­паратура телеуправления. "Сейбр" в 1937 г. разору­жили для использования в качестве корабля-цели. Оба указанных эсминца с началом боевых действий были вновь довооружены до штатного состояния.

В 1938-39 гг. эсминцы "Стронгхолд", "Стёрди" и "Трациан" были переоборудованы в быстроходные минные заградители по типу "Скейпга". С них сняли кормовые орудия ГК и торпедные аппараты, что по­зволило разместить 40 мин.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 905 т, полное - 1220 т.

Размеры: 80,8(пп)/84,1(нб) х 8,1 х 3,0/3,3 м.

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Браун-Кёртис, 3 котла Ярроу(Р = 17,5 кг/см2).

Мощность: 27.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке: 36,0 узл., в полном грузу: 32,5 узл.

Запас топлива (полный): 301 т.

Дальность плавания (при скорости): 2750 миль (15 узл.)

Экипаж: 90 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

3х1 - 102-мм/45 орудий Mk .IV в установках СР.III (на "Stronghold ", "Sturdy "и "Thracian " 2х1)

1х1 - 40-мм (2-фнт) зенитный автомат ("пом-пом ")

5x1 - 7,7-мм пулеметов

Торпедное:

2*2 -533-мм торпедных аппарата (на "Stronghold ", "Sturdy " и "Thracian " отсутствуют)

Противолодочное: ASDIC . 2 БМ и 1 БС (на большинстве, в т.ч. на минзагах противолодочное вооружение отсутствует).

Минное: 40 мин (только на "Stronghold ", "Sturdy "и "Thracian ").

Система управления огнем:

Трехметровый дальномер MQ .I

Система центральной наводки - "Директор легкого типа " (L TD )

Эскадренные миноносцы типа "S "

Бортовой номер

Название

Место постройки

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR". ""LRE"

SABRE

SALADIN

SARDONYX

SCIMITAR

Дж. Браун

SCOUT

SHIKARI

Доксфорд

STRONGHOLD

STURDY

TENEDOS

Хоторн Лесли

THANET

THRACIAN

"Shikari " и "Sardonyx " достроены казенной верфи в Чатаме, "Sabre " и "Saladin " достроены фирмой Файрфилд. "Thracian " достроен на казенной верфи в Ширнессе.