Болезни Военный билет Призыв

Роль и значение УМК по географии России (8 класс) в осуществлении деятельностного подхода. «О деятельностном подходе и не только…» Пятунин В.Б. Философия – особая форма познания мира

При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер правильного ответа.

Способность человеческого мозга отображать объективный материальный мир в субъективных идеальных образах составляет сущность

сознания

познания

признания

Художественное (эстетическое) познание основано на

объективное - субъективное

справедливое - несправедливое

прекрасное - безобразное

Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?

А. Познавательная деятельность человека в качестве своей главной, конечной цели выдвигает постижение абсолютной истины.

Б. Познавательная деятельность обязательно предполагает использование определенных научных приборов, носит орудийный характер.

Примером какого знания служит следующее утверждение:

«Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом»?

Укажите верное высказывание:

Ученые-социологи на протяжении ряда лет проводили исследование среди молодых ученых и ученых зрелого возраста с целью выяснить мотивы их прихода в науку. Респондентам (ученым, участвующим в опросе) задавали вопрос: «Почему вы пришли в науку, избрали построение карьеры в научной сфере

Были получены результаты (в%), представленные в таблице:

Варианты ответов

% отвечавших

ученые зрелого

возраста

мне интересно постижение истины, наука дает такую возможность

наука позволяет максимально развивать свои интеллектуальные способности

научная карьера – это уважаемая и престижная деятельность

работа в научной сфере позволяет получать гранты и открывает доступ в зарубежные центры

наука дает возможность зарабатывать достаточно много и содержать семью

Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.

мотивы прихода в науку молодых ученых практически не отличаются от мотивов их более старших коллег, для обеих групп важнее всего постижение истины

если старшее поколение более ценит в научной деятельности возможность реализовать себя, занять уважаемую позицию, то молодое поколение, прежде всего, ищет возможность получить гранты, работать за рубежом

старшее поколение лучше адаптировалось к условиям рыночных реформ и научилось «зарабатывать» на своих научных исследованиях и разработках

для молодых ученых, в большей мере, чем для ученых старшего возраста, характерна романтическая увлеченность научными поисками, материальная сторона их волнует незначительно.

Верны ли следующие суждения о ступенях познания?

А. Рациональное (логическое) познание предполагает, с одной стороны, отвлечение, отрыв от конкретных предметов и явлений, а с другой стороны, связано с проникновением во внутреннюю, скрытую их сущность.

Б. Формулирование сущности познаваемых явлений в системе понятий характерно для чувственной ступени познания.

Научное познание, в отличие от познания эстетического, характеризуется

Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях составляет сущность метода познания

Студент социологического факультета университета провел по заданию своего научного руководителя курсовое исследование. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в своей деятельности он опирался не только на теоретические, но и на эмпирические методы познания?

Какая область научного знания исследует природу прекрасного и безобразного?

Верны ли следующие суждения о сущности познания?

А. Непосредственные чувственные ощущения, в результате которых люди постигают отдельные внешние стороны и качества предметов и явлений, представляют собой единственный источник достоверной информации об объекте.

Б. Одним из критериев истинности знания выступает его логическая обоснованность и доказательность.

Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен эмпирическим путем?

Выдвижение философами концепции глобального общества и новых угроз и вызовов его стабильному развитию.

Признание учеными-историками факта расселения протоиранских племен, родственных скифам и сарматам, на территории Тувы и Горного Алтая на основе проведенных археологических раскопок.

Составление прогноза развития мировой экономической системы после финансового кризиса.

Историками выдвинута новая версия происхождения государства у славянских племен.

Философ Ян Снядецкий писал: «Без материальных предметов нет чувственных восприятий, а без них нет понятий и мышления: это первое и несомненное начало нашего познания». Какова главная мысль его высказывания?

Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Человеку свойственно ошибаться. Преподаватель - человек. Следовательно, преподаватель тоже может ошибаться в своих суждениях» является примером:

Ученые-социологи опросили группу граждан разных возрастов, проводя исследование, посвященное источникам приобретенных людьми знаний. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) предлагалось выбрать правильное с их точки зрения продолжение фразы:

«Большинство приобретенных нами в течении жизни знаний опирается на…»

Были получены результаты (в %), представленные на диаграмме:

Верны ли следующие суждения о социальном познании?

Относительную истину от истины абсолютной отличает

постижение сущности предметов и явлений окружающего мира

неполнота знания о познаваемом объекте, возможность корректировки в процессе познания

соответствие результатов познания познаваемым объектам

наличие познаваемого объекта и познающего субъекта

Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Одним из методов самопознания выступает самонаблюдение.

Б. Осуществляя процесс самопознания, каждый человек изучает отношение к себе других людей.

Задания с кратким ответом

При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр

Запишите слово, пропущенное в схеме:

о

Ответ: ________________________________

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «научное познание».

Доказательность, гипотеза, моделирование, обоснованность, объективность, иррационализм, эксперимент, исследование.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ:___________________________

Установите соответствие между видами знаний и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ЗНАНИЙ

«Прелесть весны познается только зимою, и, сидя у печки, сочиняешь самые лучшие майские песни»

житейское знание

«Находки золотых фигурок, исполненных в характерном зверином стиле, свидетельствуют о пребывании протоиранских племен на Южном Урале и на юге Сибири»

научное знание

«С глубокой древности китайцы сохранили рассказы о том, что первые люди на земле были созданы богиней Нюйвой из речной глины»

мифологическое знание

«Познание подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин»

«В зависимости от условий одно и то же вещество может находиться в различных агрегатных состояниях, твердом, жидком или газообразном»

«Находясь лесу, следует соблюдать определенные правила поведения, громко не кричать, иначе можно заблудиться, так как лесное эхо искажает звуки»

Выберите из предложенного социально-гуманитарные науки.

биология

экономика

физиология

политология

фонетика

Ответ: ______________________

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят

фактический характер

характер оценочных суждений

Запишите получившуюся последовательность букв.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место _______________(1) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(2) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(3) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(4) философии. В качестве _______________(5) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(6), общественного класса. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

предметы

социальная группа

жизненные позиции

рассудок

способности

представления

основной вопрос

Выберите из предложенного результаты познавательной деятельности, полученные в результате практических опытов, постановки экспериментов.

«Ученые-орнитологи определили пути осенних миграций перелетных птиц благодаря окольцеванию многих особей»

«Историки выдвинули новые версии введения Иваном Грозным политики опричнины»

«Археологи произвели раскопки городища Аркаим на Южном Урале, обнаружив там следы пребывания сарматских племен»

«Изучение письменных источников не позволяет с большой достоверностью утверждать, что столица Хазарского каната Итиль находилась на территории Волгоградской области»

«Химики и фармацевты провели испытания нового препарата, доказавшего свою эффективность в борьбе с вирусными заболеваниями на группе добровольцев»

«Исследуя влияние финансового кризиса на мировые рынке, аналитики предположили грядущее снижение цен на золото»

Ответ: ______________________

ЧАСТЬ С

При выполнении заданий C1–C9 напишите развернутый ответ.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4

Философия – особая форма познания мира.

Философия – это один из видов духовной культуры человечества, наравне с наукой, религией, искусством. С помощью этих, сходных во многом форм, человек пытается ответить на вопросы, которые он задавал с момента своего появлении я на земле и никогда не устанет задавать. Но есть между этими формами и различие – они исследуют различные вещи, и используют для этого различные методы. Предмет науки – естественный мир, в котором она стремится к высокой точности знаний, считает необходимым все доказывать, проводить эксперименты и извлекать из полученных знаний практическую пользу. Предмет религии – напротив, потусторонний, сверхъестественный мир, который безусловно признается реально существующим. Его невозможно увидеть, и точное знание о нем невозможно. По отношению к этому миру возможна только бездоказательная вера. Предмет искусства – внутренний, духовный мир человека в его отношении к внешнему миру, или же наоборот. Оно, в отличие от науки, не стремится что-то доказывать, в отличие от религии – во что-то верить, базируется просто на передаче переживаний через художественные образы.
Философия более всеобъемлюща. Она не ограничивается одним предметом или сферой реальности, она пытается охватить и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека. Причем средства освоения этих миров для философии – и знание, и вера, и эстетическое чувство. Она имеет общее и со всеми вышеперечисленными видами духовной деятельности человека, но, при этом, она более масштабна.

Философию можно определить как специфическую форму духовной культуры, которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах и мироздание, и человека. Научное же определение философии звучит так: философия – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и этическое отношение человека к миру. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологических и религиозных форм мировоззрения, которые основываются на вере.

В науке действует принцип соответствия – новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина – истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен, и наука XXI века знаем о мире больше, чем наука предшествующих веков.
Иначе обстоит дело с философией. … в философии мы имеем дело с формулировкой исходных предпосылок нашего мировосприятия, которые уже не могут быть рационально обоснованы. Иными словами, у нас здесь нет рациональных критериев выбора. Речь идет о смысле человеческого бытия, о природе высшего Блага. Здесь возможны разные концепции при полной невозможности рационального выбора, ибо выбор уже предполагает наличие ценностных установок... История философии поэтому - это последовательность мировоззрений, которые не сменяют друг друга, а продолжают сосуществовать в настоящем, не теряя своего значения.

…В обыденном смысле философия – рассуждения, проводимые на досуге за чашкой чая о предметах, составляющих объект изучения философии, ведущиеся на уровне интуиции, сформировавшиеся на базе жизненного опыта данных “философов”. Отличительная черта этой философии – отсутствие всякой системы в рассуждениях.

(А.Иванов)

Какие два определения философии формулирует автор? Приведите их с опорой на текст. Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любое иное корректное определение философии.

Баллы

элементы :

- «философия - специфическая форма духовной культуры, которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах и мироздание, и человека»;

- «философия – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления».

2) приведено собственное определение , например:

Особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу, духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Может быть приведено иное верное определение.

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

С опорой на текст, приведены характеристики основных форм познания, например:

1) свойства науки :

Предмет науки – естественный мир, в котором она стремится к высокой точности знаний;

Наука считает необходимым все доказывать, проводить эксперименты и извлекать из полученных знаний практическую пользу;

2) свойства религии :

Предмет религии – потусторонний, сверхъестественный мир, который безусловно признается реально существующим, его невозможно увидеть, и точное знание о нем невозможно;

По отношению к этому миру возможна только бездоказательная вера.

3) свойства искусства :

Предмет искусства – внутренний, духовный мир человека в его отношении к внешнему миру, или же наоборот;

Оно… не стремится что-то доказывать, … во что-то верить, оно базируется просто на передаче переживаний через художественные образы.

4) свойства философии :

Философия не ограничивается одним предметом или сферой реальности, она пытается охватить и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека;

- …средства освоения этих миров для философии – и знание, и вера, и эстетическое чувство.

Характеристики могут быть приведены в иных формулировках.

Приведены четыре характеристики

Приведены две-три характеристики

Приведена одна характеристика

ИЛИ ответ неправильный.

Максимальный балл

Автор приводит различие в понимании и проявлении прогресса в сфере науки и в сфере философии. Охарактеризуйте, с опорой на авторский текст, специфику прогресса в науке и в философии. Опираясь на знание курса обществознания, собственный социальный опыт, социальную практику, приведите по одному примеру, иллюстрирующему прогрессивное развитие науки и развитие философии.

Баллы

В правильном ответе должны быть приведены элементы:

- «Прогресс в истории научного знания несомненен, и наука XXI века знаем о мире больше, чем наука предшествующих веков; (новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина – истину менее полную).

Иначе обстоит дело с философией. … в философии мы имеем дело с формулировкой исходных предпосылок нашего мировосприятия, которые уже не могут быть рационально обоснованы… История философии поэтому - это последовательность мировоззрений, которые не сменяют друг друга, а продолжают сосуществовать в настоящем, не теряя своего значения».

2) Приведены два примера:

Первый, иллюстрирующий прогрессивное развитие науки, допустим:

Естествознание вплоть до конца XIX в. представляло в качестве первичного элемента материи атом, открытия конца XIX-начала XX вв. доказали делимость атомы, наличие в нем более ядра, электронов, позитронов, нейронов; современная наука владеет значительной информацией о микромире;

Второй, иллюстрирующий проявление прогресса в философии, например:

После духовного засилья христианской церкви, догматизма и схоластики в средневековом обществе, пробуждается интерес к внутреннему миру человека, развиваются идеи гуманизма, ценности человеческой жизни и значимости земного человеческого бытия.

Могут быть приведены иные верные примеры.

Приведен один пример

Ответ неправильный.

Максимальный балл

Автор пишет о специфике философии в обыденном смысле, философствовании. Опираясь на знание курса обществознания, личный социальный опыт и социальную практику, определите признаки философствования (укажите любые три). Выскажите собственное суждение о роли философствования в жизни каждого человека.

Баллы

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :

1) Определены признаки «философствования», например:

Философствуя, каждый человек опирается, прежде всего, на собственный жизненный опыт, собственные переживания, собственную рефлексию жизненных ситуаций;

Философствование не предполагает обычно сложных, глубоких мыслей, ссылок на мнения и точки зрения известных философов;

Философствуя, люди могут не применять специальной терминологии, используемой обычно учеными-философами.

Обычно, люди рассуждают, обсуждают, высказывают мысли о близких и наиболее волнующих их предметах и объектах, например:

О прожитых годах и изменении взглядов на жизнь;

О свободе человека в обществе и ее ограничителях;

О работе и ее значении;

Об общении с людьми, с друзьями;

Об отношении к природе;

О рождении и воспитании детей;

О том, что останется на земле после человека и т.д.

2) Высказано собственное суждение о роли философствования, допустим:

Философствуя, каждый человек проявляет свою подлинную человеческую сущность, ему необходимо понимать смысл своего бытия, задумываться о том, для чего он работает, для чего создает семью. Без этого каждый из нас не смог бы быть человеком.

Могут быть приведены иные признаки, любое иное суждение.

Приведены три признака философствования, высказано суждение

Приведены три признака философствования, суждение не высказано ИЛИ два признака и суждение

Приведен два признака ИЛИ высказано суждение

Приведен один признак ИЛИ

Ответ неправильный.

Максимальный балл

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о мировоззрении

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Мировоззрение – упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, общество, место человека в мире и среди людей, внутренний духовный мир личности».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о мировоззрении, опирающейся на знания курса, например:

– «Мировоззрение бывает индивидуальным, носителем которого выступает отдельная личность и групповым, присущим определенной социальной группе».

– «Мировоззрение человека включает в себя элементы транслируемые из поколения в поколение, и элементы, формируемые в течение жизни человека и носящие конкретно-исторический характер».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о мировоззрении.

Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,

ИЛИ ответ неправильный.

Максимальный балл

Приведите три любых критерия истинности познания, каждый из которых проиллюстрировав конкретным примером.

Баллы

В правильном ответе должны присутствовать элементы :

Приведены критерии истинности познания , и примеры , их иллюстрирующие, допустим:

    проверка приобретенных знаний на практике; (например, ученые высказали предположение на основании письменных источников, что через Южный Урал проходил Великий шелковый торговый путь, истинность предположения была подтверждена археологическими раскопками);

    построение непротиворечивой, стройной системы доказательств истинности знания; (например, математиком Лобачевским была доказана и обоснована неэвклидова пространственная геометрия);

    аксиоматическая очевидность знания; (например, знание о том, что зимой холодно, выпадает снег, бывают сильные морозы).

Могут быть приведены другие критерии и иные примеры

Приведены три критерия и иллюстрирующие их примеры

Приведены два критерия и иллюстрирующие их примеры ИЛИ

Приведены три критерия и иллюстрирующие их один- два примера ИЛИ критерии приведены неявно, но правильно приведены три примера

Приведены один критерий и иллюстрирующий их пример ИЛИ

Приведены два критерия и один пример ИЛИ два критерия без примеров ИЛИ критерии приведены неявно, но правильно приведены один-два примера

Приведены один критерий ИЛИ

Ответ неправильный.

Максимальный балл

Учащийся профильного биологического класса М. по заданию учителя биологии осуществил летний исследовательский проект. Ему было необходимо определить места гнездований журавля, понаблюдать и описать процесс выведения и обучения птенцов, провести окольцовывание птиц перед их отлетом. Кроме того, М., готовясь к осуществлению проекта, выдвинул гипотезу исследования, составил аннотированный список научной литературы, изучил различные мнения ученых по проблеме гнездования журавлей, систематизировал и обобщил выводы. Какие группы методов использовал М. в своем проекте? Укажите их и подтвердите каждую группу четырьмя примерами, систематизировав их в виде таблицы:

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

Приведена таблица , содержащие названия групп методов и иллюстрирующие их примеры:

эмпирические методы

теоретические методы

1) нахождение мест гнездования журавлей;

1) выдвижение гипотезы исследования;

2) наблюдение за гнездованием журавлей;

2) составление аннотированного списка литературы;

3) описание процесса выведения и обучения птенцов;

3) анализ, сравнение и сопоставление точек зрения ученых;

4) окольцовывание птиц перед отлетом.

4) систематизация и обобщение выводов.

Приведены две группы методов и по четыре примера, их иллюстрирующие

Приведены две группы методов и по два-три примера ИЛИ

одна группа методов и иллюстрирующие ее четыре примера

Приведены две группы методов без примеров или с одним любым примером ИЛИ одна группа методов и два-три примера

Приведена одна группа методов ИЛИ приведен один пример ИЛИ

Ответ неверный.

Максимальный балл

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Научное познание и его основные признаки». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о научном познании.

2) Основные признаки научного познания:

а) объективность;

б) доказательность;

в) логичность;

г) рациональность.

3) Уровни научного познания:

а) эмпирический;

б) теоретический.

4) Методы научного познания:

а) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент);

б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование).

5) Специфика социального познания.

6) Особенности научного познания в информационную эпоху.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

Максимальный балл

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников ix классов общеобразовательных учреждений 2010 года (в новой форме) по обществознанию демонстрационный вариант пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной

Инструкция

Успеха! Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. A1 Ученые... 2) дисциплинарное 3) гражданское 4) административное A20 Верны ли следующие суждения о трудоустройстве...

  • Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников ix классов общеобразовательных учреждений 2007 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2007 года пояснение к демонстрационному варианту

    Инструкция

    Успеха! Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. A1 Какая наука... клетчатки 4) вакуолей с клеточным соком A20 Испарение воды листьями способствует 1) ...

  • Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы методические материалы для учащихся 9 классов по курсу «обществознание»

    Пояснительная записка

    Желаем успеха! Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. A1 Что является... 1) прокуратуру 2) нотариат 3) суд 4) адвокатуру A20 Верны ли следующие суждения о правовом...

  • Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

    Критерии оценивания ответа на задание С9

    Раскрытие смысла высказывания

    Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.

    Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

    Представление и пояснение собственной позиции выпускника

    Представлена и пояснена собственная позиция выпускника

    Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена.

    Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

    Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы.

    При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала

    ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал

    ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов.

    ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации

    Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации

    ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

    Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

    ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

    краткое содержание других презентаций

    «Деятельностный подход в географии» - Творческая деятельность. Географическая наука. Тема «Различия во времени на территории России». Условие эффективности урока. Содержание блока «Природа» . Формирование предметных и метапредметных умений. География России. Цель интеграции в школьной географии. Вопросы, реализующие личностный компонент урока. Задания на чтение синоптической карты. Общие особенности раздела «Географическое положение».

    «Модульное обучение географии» - Описание системы работы. Задачи исследования. Проект блочно–модульного структурирования курса. Недостатки. Строение модуля. Что такое модуль. Алгоритм блочно-модульного структурирования содержания географии. Модуль «Географическое положение Африки ». Модуль – проект «Морской город». Технологическая карта. Модуль – сочинение «Мир глазами песчинки». Анализ эмоционального состояния учащихся. Цели географического образования.

    «Компетенции по географии» - Наблюдение за окружающей средой. Примеры заданий практических работ. Понятие «компетенция». Важная роль в модернизации географического образования. Метод проектов. Виды работ и заданий. Усиление внимания к особенностям. Модернизация образования. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. Сложная методическая задача. Творческая практическая работа. Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция".

    «УУД по географии» - Преднамеренные ошибки. Развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу. Школьный курс географии. Общеучебные действия. Учитель специально планирует коммуникативные задачи. Блок личностных универсальных учебных действий. Системно-деятельностный подход. Задание партнеру. Курс на модернизацию образования. Найди отличия. М. Коллинз. Целеполагание и построение жизненных планов. Коммуникативные действия.

    «Методы работы на уроках географии» - Попытка реализовать комплексный подход. Источники географической информации. География России. Природа и население. Разделы. Вывод информации. Предметно-методическая линия учебников географии. Методическое пособие для учителя. Планета людей. Выдр стреляют из лука. География. Цели географического образования в школе. Учебно-методический комплекс по географии. Кризис гражданской идентичности. Выделение блока.

    Вариант № 345647

    Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


    Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

    Версия для печати и копирования в MS Word

    Отличительным признаком понятия «личность» является(-ются)

    1) членораздельная речь

    2) наличие физических потребностей

    3) способность брать ответственность на себя

    4) сознание и мышление

    Ответ:

    Культура, целью которой является получение коммерческой прибыли, называется

    1) элитарной

    2) народной

    3) массовой

    4) национальной

    Ответ:

    В стране Ф. был проведен опрос социологической службой. Участвующим в опросе гражданам 20–25 лет и 40–50 лет было предложено выбрать продолжение фразы: «В качестве нравственного примера я выбрал(а) бы человека, который …» Были получены следующие результаты (в %):

    Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

    1) И молодежь, и представители старшего возраста считают нравственным примером нонконформное поведение.

    2) Конформизм и приспособленчество на лидирующих позициях в ответах молодежи.

    3) Молодое поколение, как более прагматичное, в меньшей степени склонно к альтруизму, чем люди старшего возраста.

    4) Большинство опрошенных респондентов старшего возраста видят в качестве примера людей, находящихся в добром расположении духа.

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­стве и природе?

    А. При­ро­да яв­ля­ет­ся не­ис­чер­па­е­мой кла­до­вой ре­сур­сов для человечества.

    Б. В про­цес­се раз­ви­тия об­ще­ства его вли­я­ние на при­ро­ду возрастает.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    Экстенсивный путь эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия предполагает

    1) вовлечение в про­из­вод­ство все боль­ше­го ко­ли­че­ства ресурсов

    2) повышение про­из­во­ди­тель­но­сти труда

    3) совершенствование тех­но­ло­ги­че­ских приемов

    4) сокращение числа за­ня­тых в производстве

    Ответ:

    В стране А. уголь перестал использоваться в энергетической отрасли. Закрылось большинство шахт, шахтёры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдается в стране А.?

    1) циклическая

    2) структурная

    3) фрикционная

    4) сезонная

    Ответ:

    Норма банковских резервов устанавливается

    1) Правительством РФ

    2) Президентом РФ

    3) Банком России

    4) каждым банком самостоятельно

    Ответ:

    На рисунке отражены изменения, произошедшие с предложением свежевыловленной рыбы: линия предложения S 1 переместилась в новое положение S 2 (Р - цена товара, Q - величина предложения товара).

    Это изменение может быть связано прежде всего

    1) с совершенствованием технологии разведения рыбы

    2) с приближением сезона отпусков работников рыбных хозяйств

    3) с популяризацией в СМИ блюд из рыбы и изданием книг о здоровой пище

    4) со снижением налогов на вылов рыбы

    5) с повышением цен на другие продукты, содержащие белок

    Ответ:

    Верны ли следующие суждения о государственной политике в области занятости?

    А. Основная задача государства в условиях рынка - искоренение нетрудовых доходов населения.

    Б. Одним из инструментов снижения безработицы является организация государством общественных работ.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ:

    Оценка об­ще­ством зна­чи­мо­сти тех или иных позиций, за­ни­ма­е­мых индивидами, называется

    3) статусом

    4) имиджем

    Ответ:

    Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример

    1) адаптивного поведения

    2) конформистского поведения

    3) делинквентного поведения

    4) девиантного поведения

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о социализации?

    А. Со­ци­а­ли­за­ция - это про­цесс усвоения об­ще­ствен­ных норм и ценностей.

    Б. В со­вре­мен­ном обществе СМИ вы­сту­па­ют одним из важ­ней­ших инструментов социализации.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    К функциям Государственной Думы РФ относится

    1) установление границ субъектов РФ

    2) утверждение кандидатур судей Верховного Суда РФ

    3) решение вопроса о доверии Правительству РФ

    4) присвоение воинских званий

    Ответ:

    Что от­ли­ча­ет мажоритарную из­би­ра­тель­ную систему от пропорциональной?

    1) Про­во­дит­ся предвыборная агитация.

    2) По­бе­ди­те­лем на вы­бо­рах является кандидат, на­брав­ший предусмотренное за­ко­ном большинство голосов.

    4) По­ло­ви­на депутатов из­би­ра­ет­ся по пар­тий­ным спискам.

    Ответ:

    Учреждённый пар­ти­ей ана­ли­ти­че­ский центр провёл ис­сле­до­ва­ние те­ку­щих ре­ше­ний пра­ви­тель­ства и пред­ста­вил ре­зуль­та­ты ана­ли­за де­я­тель­но­сти пра­ви­тель­ства и при­ня­тых по­ли­ти­че­ских решений. Какую из функ­ций по­ли­ти­че­ской пар­тии в об­ще­стве ил­лю­стри­ру­ет дан­ный пример?

    1) уча­стие в организации, под­го­тов­ке и про­ве­де­нии пар­ла­мент­ских выборов

    2) осу­ществ­ле­ние кон­тро­ля над де­я­тель­но­стью ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной власти

    3) мо­би­ли­за­ция граж­дан на осу­ществ­ле­ние по­ли­ти­че­ских действий

    4) про­ве­де­ние ор­га­ни­за­ци­он­ных ме­ро­при­я­тий среди пар­тий­но­го актива

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о прин­ци­пе разделения властей?

    А. Прин­цип разделения вла­стей обеспечивает си­сте­му сдержек и про­ти­во­ве­сов в де­мо­кра­ти­че­ском государстве.

    Б. Принцип раз­де­ле­ния властей яв­ля­ет­ся основополагающим при­зна­ком авторитарного государства.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    Кто осуществляет защиту прав обвиняемого во время судебного разбирательства?

    1) присяжные заседатели

    2) адвокат

    4) уполномоченный по правам человека

    Ответ:

    Квалификационные тре­бо­ва­ния к пред­при­ни­ма­те­лю могут быть предъ­яв­ле­ны в том случае, если он занимается

    1) выращиванием ово­щей и фруктов

    2) врачебной практикой

    3) пошивом одежды

    4) уборкой при­до­мо­вой территории

    Ответ:

    Среди приведенных имущественных преступлений определите разбой.

    1) Двое граждан напали в вечернее время на пожилую женщину и, угрожая ей ножом, отобрали у нее шубу.

    2) Заведующая заводской столовой забрала одну из новых разделочных досок с рабочего места к себе домой.

    3) Неработающий гражданин К. в ночное время взломал дверь в торговый павильон и вынес двадцать пар импортных женских сапог.

    4) Двое молодых людей похитили из супермаркета две бутылки кока-колы.

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о про­цес­се принятия за­ко­нов в РФ?

    А. Фе­де­раль­ные законы при­ни­ма­ют­ся Государственной Думой РФ боль­шин­ством голосов от об­ще­го числа её депутатов.

    Б. Для при­ня­тия федерального кон­сти­ту­ци­он­но­го закона тре­бу­ет­ся не менее 2/3 го­ло­сов от об­ще­го числа де­пу­та­тов Государственной Думы РФ.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    Запишите слово, пропущенное в схеме.

    Ответ:

    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    Ответ:

    Установите со­от­вет­ствие между эта­па­ми познания и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми операциями: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

    Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

    A Б В Г Д Е

    Ответ:

    Найдите в приведённом спис­ке проявления тен­ден­ции гуманизации об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) увеличение ко­ли­че­ства учебных предметов

    2) сокращение вре­ме­ни изучения есте­ствен­ных наук

    3) ориентация на ин­те­ре­сы и склон­но­сти ученика

    4) применение технологий, сбе­ре­га­ю­щих здоровье

    5) особое вни­ма­ние нравственному воспитанию

    6) компьютеризация об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

    Ответ:

    Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    (А) Общество - часть материального мира, обособившаяся от природы, но сохранившая с ней тесную взаимосвязь. (Б) Общество и человек пытаются преобразовывать природу, приспосабливая её под свои нужды. (В) Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (Г) Ежегодно много людей гибнет из-за природных катакизмов, океанических цунами, наводнений, пожаров. (Д) Людям следует более бережно и ответственно относиться к внешней естественной среде своего обитания.

    Определите, какие положения текста носят

    1) фактический характер;

    2) характер оценочных суждений;

    3) характер теоретических положений.

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    A Б В Г Д

    Ответ:

    Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

    «Формирование _________(А) труда может со­про­вож­дать­ся конфликтами между ра­бо­то­да­те­ля­ми и наёмными работниками. Ос­нов­ным методом за­щи­ты интересов _____________(Б) яв­ля­ет­ся создание про­фес­си­о­наль­ных союзов, ко­то­рые ведут пе­ре­го­во­ры от имени всех вхо­дя­щих в их со­став людей.

    Профессиональные союзы обыч­но стараются до­бить­ся улучшения усло­вий и по­вы­ше­ния ___________(В) своих членов, а также уве­ли­че­ния их за­ра­бот­ной платы. Это де­ла­ет работу для чле­нов профсоюза более при­ят­ной и выгодной, но од­но­вре­мен­но сужает________(Г) за­ня­то­сти и ведёт к росту цены то­ва­ров для покупателей, если ве­ли­чи­на прибыли в цене то­ва­ра не снижается.

    Заработная плата не долж­на опускаться ниже ми­ни­маль­но­го уровня, ос­но­вой расчёта ко­то­ро­го является _________(Д). Ми­ни­маль­ная заработная плата уста­нав­ли­ва­ет­ся и меняется_____________(Е) власти».

    Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

    Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

    Список терминов:

    В дан­ной ниже таб­ли­це приведены буквы, обо­зна­ча­ю­щие пропущенные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой буквой номер вы­бран­но­го Вами слова.

    A Б В Г Д Е

    Ответ:

    Представьте, что Вы по­мо­га­е­те учи­те­лю клас­си­фи­ци­ро­вать кар­точ­ки перед зачётом по теме «Человек как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эволюции». Со­бе­ри­те все кар­точ­ки с признаками, от­ра­жа­ю­щи­ми осо­бен­но­сти био­ло­ги­че­ской со­став­ля­ю­щей человека. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) инстинктивные ре­ак­ции на воз­дей­ствие среды

    2) использование предметов, дан­ных природой

    3) стремление по­нять окру­жа­ю­щий мир

    4) генетически обу­слов­лен­ные мо­де­ли поведения

    5) общение с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи

    6) способность к целеполаганию

    Ответ:

    Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

    Ответ:

    Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.


    (К.С. Гаджиев)

    С2 Какие черты, присущие унитарному государству, выделяются в тексте? Назовите любые три черты.


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

    Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

    Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

    Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.

    (К.С. Гаджиев)

    Решения заданий части С не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

    Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

    Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

    Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой – с опорой на факты прошлого и современности.


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

    Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

    Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

    Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.

    Решения заданий части С не проверяются автоматически.Решения заданий части С не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

    Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

    Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

    С9.1 Философия: «Полнота по­зна­ния все­гда озна­ча­ет не­ко­то­рое не­по­ни­ма­ние глу­би­ны на­ше­го неведения». (Р. Милликен)

    С9.2 Экономика: «Центральная эко­но­ми­че­ская про­бле­ма за­клю­ча­ет­ся в обес­пе­че­нии та­ко­го со­труд­ни­че­ства между людьми, чтобы, ис­поль­зуя то, что имеется, по­лу­чать то, что требуется». (П. Хейне)

    С9.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Не вся­кие раз­ли­чия между лю­дь­ми со­зда­ют стратификацию». (Е. Бергель)

    С9.4 Политология: «Лучшее го­су­дар­ствен­ное устрой­ство для лю­бо­го на­ро­да - это то, ко­то­рое со­хра­ни­ло его как целое». (М. Монтень)

    С9.5 Правоведение: «Времена меняются, и за­ко­ны ме­ня­ют­ся вме­сте с ними». (Латинское юри­ди­че­ское изречение)

    Решения заданий части С не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Вопрос: Обведите номера верных высказываний. 1. После распада СССР математико-географическое положение России не изменилось. 2. Для характеристики географического положения страны следует учитывать разные виды географического положения. 3. Любой вид географического положения характеризует положение страны по отношению к регионам мира, группам стран или крупным природным объектам. 5. Степень благоприятности географического положения на разных уровнях может различаться. 6.Быстрее всего изменяются физико-географическое положение страны. (помогите)

    Обведите номера верных высказываний. 1. После распада СССР математико-географическое положение России не изменилось. 2. Для характеристики географического положения страны следует учитывать разные виды географического положения. 3. Любой вид географического положения характеризует положение страны по отношению к регионам мира, группам стран или крупным природным объектам. 5. Степень благоприятности географического положения на разных уровнях может различаться. 6.Быстрее всего изменяются физико-географическое положение страны. (помогите)

    Ответы:

    Ответ 1.3.5, но я немного сомневаюсь в 5

    Похожие вопросы

    • Чему равна сумма 23и30
    • (3)√-15^5/8 решите пожалуйста
    • 2: 3 = (ост.) Помогите очень надо)))
    • Напишите краткое сообщение о животном тундры
    • А гороже инсаре проживают 8600человек а в городе краснослоботске на 2050человек боль??е а в городе ковылкино столько сколько в городе инсаре и городе краснослободске вместе. сколько человек проживает в городе ковылкино

    Смена парадигмы географического образования «Знаниевая» парадигма Деятельностная парадигма Аргументы: Лавинообразное нарастание объемов информации Стремительное устаревание предыдущего знания Не просто «дать» ученику определенный объем информации в готовом виде, но научить его добывать знания, или другими словами «научить учиться», формируя «общеучебные умения» (или УУД)


    Сомнения: 1. Неправомерность отождествления понятий «информация» и «знание». Знание – лишь часть объема информации, актуальная и требуемая к усвоению при осуществлении учебного процесса. 2. Различная «скорость» устаревания компонентов знаний, в том числе географических; наличие «абсолютного» знания?


    Сомнения: (продолжение) Функции знаний (по И.Я. Лернеру, 1981 г.) Онтологическая (Формирование в сознании школьника«картины мира»…) Ориентировочная (Знание, - как основа всякой деятельности) Оценочная (Знание – база формирования отношения к объектам В большинстве случаев, основной целью осуществления учебной деятельности является получение школьником субъективно нового знания


    Вывод: Принижать роль знаний, как элемента содержания образования, по крайней мере, недопустимо, если не опасно… При этом нельзя игнорировать и деятельностный подход (необходим переход от объяснительно- иллюстративного обучения к развивающе- деятельностному) Стратегический путь разрешения обозначенного противоречия


    Иллюстрация, (пример): Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры Продолжите заполнение таблицы, используя карты атласа: Форма рельефаСтроение земн.корыПолезные ископ. Восточно-Европейская равнина?? ?Плита молодой платформы? Среднесибирское плоскогорье?? ??Оловянные руды


    Продолжение: После заполнения таблицы школьникам необходимо ответить на вопросы: Выявите закономерность в размещении форм рельефа и полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Попытайтесь установить причины выявленных закономерностей. Такой способ организации деятельности школьников на уроке вероятно можно считать учебным исследованием, поскольку здесь присутствуют основные этапы исследовательской работы: сбор фактического материала при заполнении таблицы (эмпирический этап); выявление закономерностей; объяснение выявленных закономерностей (теоретические этапы).


    Проблемы и путь решения: Очевидно, что рассмотренный способ изучения материала опирается на продуктивную деятельность школьников…Но, Значительные временные затраты на уроке: (продуктивная деятельность требует существенно больше времени, по сравнению с репродуктивной) Отсутствие опорных знаний: (сложно оперировать учебным материалом, который учащимся неизвестен… «Геологическая карта») Рациональное сочетание продуктивных и репродуктивных видов деятельности


    Обобщенный перечень видов деятельности учащихся на уроке прослушивание (восприятие) объяснения учителя, просмотр презентации, видеофильма и т.д.; беседа учителя и учащихся; работа с разнообразными источниками – карты, статистические материалы, средства наглядности, текст учебника по извлечению и преобразованию информации, которая в них содержится, то есть по сути то, что ранее обозначалось как практическая (самостоятельная) работа, а сейчас нередко называется решением учебных задач; воспроизведение объяснения учителя, материала учебника, или СМИ, устно, или письменно, при индивидуальной, или фронтальной работе.


    Современный урок отличается от традиционного не тем, что репродуктивные виды деятельности полностью вытесняют продуктивные. Но тем, что происходит их рациональное сочетание. Отличие «современного» и традиционного уроков Традиционный урокСовременный урок Отсутствие продуктивных видов деятельности (только восприятие объяснение учителя, его последующее воспроизведение, выполнение типовых упражнений) Результат – овладение только знаниями и умениями («предметные результаты») Наличие продуктивных видов деятельности: работа с источниками информации, извлечение, анализ, формулировка выводов, защита собственной точки зрения, высказывание гипотез, дискуссии Результат – овладение наряду со знаниями и умениями, и ОТД (И.Я. Лернер) ; («метапредметные результаты»)




    Основные виды деятельности школьников на уроках (8 класс) определять; выявлять (устанавливать); объяснять; приводить примеры; сравнивать и заполнять сравнительные таблицы; формулировать выводы; характеризовать; обсуждать (в том числе презентации, выполненные школьниками) дискутировать на заданную тему; оценивать; прогнозировать.


    Очевидно, что перечисленные виды деятельности, представлены в планировании с неодинаковой частотой. Наиболее распространенными из них являются первые три («определять», «выявлять (устанавливать)», «объяснять») При этом почти всегда указывается источник информации, на основании которого учащиеся должны что-то определять, выявлять (устанавливать), объяснять. В этом качестве может быть использовано и объяснение учителя, которое школьники должны выслушать, текст и иллюстративный материал учебника, и, конечно же, географическая карта. То, что раньше называлось «прослушать объяснение учителя о…», теперь в рамках деятельностного подхода может называться «выявить на основании объяснения учителя, то-то и то-то …» Остальные виды деятельности встречаются реже.


    Примеры «других» видов деятельности на уроках приводить примеры хозяйственного использования различных полезных ископаемых, в том числе на примере своего региона; влияния рельефа на другие компоненты природы и др.; формулировать выводы о зависимости размещения крупных форм рельефа от строения земной коры; обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах. (При обсуждении данного вопроса возможны и элементы дискуссии, поскольку в нем присутствует определенная неоднозначность). В перечень видов деятельности ошибочно была включена и подготовка презентаций на заданную тему. Обычно, школьники не занимаются подготовкой презентаций в процессе урока. Более оправдано в данном случае, вести речь об обсуждении презентаций учащимися, которые заранее подготовили их товарищи. В отдельных случаях учителям удается организовать работу школьников таким образом, что этап обсуждения оказывается более интересным и захватывающим, по сравнению с показом самой презентации.


    Примеры формулировок требований к результатам обучения знать основные понятия («платформа», «область складчатости», «выветривание») и термины; этапы развития земной коры; название и порядок чередования геологических эр и периодов; внутренние и внешние рельефообразующие факторы и др.; уметь называть и показывать по карте крупные горные и равнинные территории, основные месторождения полезных ископаемых, районы распространения вулканизма и землетрясений; приводить примеры изменения рельефа под действием внутренних и внешних процессов, в том числе под влиянием хозяйственной деятельности человека; влияния рельефа на жизнь, быт и хозяйственную деятельность людей; с помощью различных источников составлять характеристики крупных форм рельефа; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в том числе для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, обусловленных проявлением внутренних и гравитационных сил; для оценки рельефа при решении простейших задач землеустройства.


    Основные принципы формулировки требований к результатам обучения Предметные и метапредметные результаты обучения курса Принципиальная проверяемость в рамках урока, посредством известных процедур Учет системы требований федеральных итоговых аттестационных мероприятий Учет традиций методики преподавания географии в отечественной школе


    Роль дидактического аппарата учебника в реализации деятельностного подхода Главная особенность дидактического аппарата учебника 8-го класса, существенное преобладание вопросов и заданий, ориентированных на II, и даже III уровни усвоения учебного материала. Данные вопросы базируются на применении школьниками имеющихся знаний (кстати, опять знания), в стандартной, или новой учебной ситуации. Использование вопросов и заданий является условием умственного развития школьников, формирования их мышления, то есть тем, что сегодня понимается под метапредметными результатами обучения


    Типология вопросов и заданий учебника вид учебной деятельности - углубление и конкретизация информации, изложенной в тексте учебника: (приведите примеры…, докажите, что…, объясните причины…, и др); - преобразование информации представленной в учебнике: (используя рисунок (схему) учебника составьте рассказ о…, используя текст учебника закончите заполнение схемы…); - обоснование собственной точки зрения, то есть вопросы дискуссионного характера; - разрешение логического противоречия, между тем, что должно быть, и тем, что имеется на самом деле, то есть проблемные вопросы и задания; - извлечение информации из какого-либо источника (карты, таблицы и др.), ее анализ и формулировка выводов. содержание - вопросы и задания краеведческого характера, содержание которых, ориентировано на выявление тех, или иных особенностей региона проживания; - вопросы и задания межпредметного характера, успешное выполнение которых, связано с применением знаний по другим школьным предметам


    Примеры вопросов и заданий учебника Приведите примеры, доказывающие, зависимость рельефа территории от геологической истории ее формирования; при воздействии каких сил (внутренних, или внешних) вершины Кавказских гор и Алтая приобрели остроконечную форму? (углубление и конкретизация информации, изложенной в тексте учебника) Изобразите в виде схематического рисунка древнюю платформу и покажите значками полезные ископаемые, свойственные ее различным частям (преобразование информации представленной в учебнике; в данном случае, из текста в авторский рисунок, что тоже является творческим процессом) В пределах какой из крупных равнин России отмечается наибольшее разнообразие форм рельефа, образованных под влиянием внешних процессов? Почему? Какие положительные и отрицательные аспекты имеют явления вулканизма в жизни и хозяйственной деятельности человека (обоснование собственной точки зрения) Почему Восточно-Европейская равнина и Среднесибирское плоскогорье имеют неодинаковый рельеф вопреки сходной истории и одинаковому времени образования тектонических структур, находящихся в их основаниях? (проблемный вопрос)


    Продолжение Используя физическую кату атласа, найдите самую высокую и самую низкую точки территории России. Определите их абсолютные высоты. Вычислите амплитуду высот. В пределах каких тектонических структур располагаются искомые точки? Используя физическую и тектоническую карты, определите к какому типу горных систем по высоте, возрасту и структуре относятся Уральские горы и Срединный хребет. (Извлечение информации из источника, и ее анализ…) Докажите, что современный рельеф Вашего региона есть результат взаимодействия внутренних и внешних процессов. Очевидно, что по своему содержанию, это – задание краеведческого характера; при этом по содержанию, оно относится к 1-ой группе. Вопрос межпредметного характера является следующий: при изучении какого из других школьных предметов и при рассмотрении каких вопросов Вам встречались названия геологических эр и периодов?


    Формируемые метапредметные результаты умение определять понятие, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; умение создавать применять и преобразовывать знаки и символы; умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; смысловое чтение текста; умение осознанно использовать речевые средства в соответствие с задачей коммуникации (умение говорить). Большинство рассмотренных вопросов и заданий целесообразно обсуждать в классе при фронтальной работе, как на этапе изучения нового материала, так и при опросе, в том случае, если обсуждение задания требует предварительной домашней подготовки. При наличии соответствующих традиций в работе с классом, возможна и коллективная форма организации учебной деятельности (групповая, или парная работа).


    Рабочая тетрадь Население и хозяйство России. 8 класс Рабочая тетрадь для учащихся В отличие учебника, рабочая тетрадь – средство, в первую очередь, для индивидуальной работы ученика. В соответствии с этим концептуальным положением, вопросы и задания для рабочей тетради разрабатывались с учетом определенных принципов.


    Принципы конструирования заданий для рабочей тетради содержание большинства заданий должно характеризоваться относительно невысоким уровнем трудности, и базироваться, главным образом, на интерпретации материала, изложенного в учебнике. Задания проблемного и дискуссионного характера в рабочей тетради не должны использоваться; краткость предполагаемого ответа ученика, что облегчит процесс выполнения задания школьником, и последующую проверку результата учителем, с точки зрения временных затрат, поэтому, в отдельных случаях, возможно использование заданий тестовой формы; система вопросов и заданий должна предлагаться к каждому уроку, а не крупной теме, или разделу.


    Примеры заданий из будущей рабочей тетради Тема урока: Особенности рельефа – как результат геологической истории формирования территории 1. Дополните: Совокупность неровностей земной поверхности называется _____________. 2. Изобразите в виде схемы название темы данного урока: 3. На основании материалов учебника продолжите заполнение таблицы: Особенность«Эпохи морей»«Эпохи суши» Относит. продолжительность Преобладающее верт. движение литосферных плит Плиты опускаются Изменение соотношения площадей суши и моря


    4. Используя текст учебника, продолжите заполнение схемы: Свойства горных пород, позволяющие определять их возраст Химический состав???? 5. Обведите кружком номера высказываний, которые верно отражают особенности геологической истории Земли. При необходимости используйте материалы таблиц 4 и 5 учебника. 1. В геологической истории выделяется три геологические эры. 2. Начальной эрой геологической истории считается кайнозойская; завершающей – архейская. 3. На геологические периоды подразделяются не все геологичес. эры. 4. Больше всего геологич. периодов выделяется в палеозойской эре. 5. Наиболее продолжительными периодами считаются каменноугольный и меловой. 6. Силурийский период сменился ордовикским. 7. KZ эра началась более 100 млн лет назад 8. В настоящее время продолжается неогеновый период MZ эры. Придумайте иные верные и неверные высказывания, по поводу геологической истории Земли.


    6. Установите соответствие: Геологическая эра Особенности органического мира 1. Архейская и протерозойская А. Начало господства и расцвета млекопитающих животных 2. Палеозойская Б. Живые существа, зародившиеся в океанах еще не вышли на сушу. На Земле не было ни одного зеленого листочка, ни одной травинки. Мертвая тишина царила вокруг… 3. Мезозойская В. Появление первых позвоночных животных – панцырных рыб. выход животных и растений на сушу 4. Кайнозойская Г. Господство рептилий, завоевавших и воздух, и сушу, и море. Появление первых млекопитающих животных. Ответ на задание 2. Геологическая история формирования территорииОсобенности рельефа Ответы:


    Итог: (рабочая тетрадь) Анализируя предложенные задания, следует отметить, что не все из них носят сугубо репродуктивный характер. А значит, выполнение заданий внесет определенный вклад в умственное развитие учащегося, или, как минимум, поспособствует развитию умений извлекать требуемую информации из текста (смысловое чтение), или иллюстративного материала учебника. (О том, что учащиеся не умеют работать с учебником не говорит только ленивый….)


    Реалии современного процесса обучения таковы, что некоторым школьникам приходится участвовать в государственных итоговых аттестационных мероприятиях – ЕГЭ и ГИА. В таких условиях необходима не только содержательная, но и процессуальная подготовка школьников.


    Структура пособия Содержание – все основные темы и разделы курса географии 8-го класса: «Географическое положение», «История исследования и заселения территории России»; «Рельеф…»; «Климат…»; ………… ; «Население» Содержательная подготовка Все основные формы заданий ЕГЭ и ГИА (задания с выбором ответа, с кратким ответом, развернутым ответом) Процессуальная подготовка


    Примеры заданий Задания с выбором ответа: А1. Вдоль каких границ России расположены наиболее молодые участки земной коры? 1) западных 2) восточных 3) северных 4) южных А2. Фундамент Западно-Сибирской платформы имеет тот же геологический возраст, что и складчатая область в основании 1) Большого Кавказа 2) хребта Сихоте-Алинь 3) Уральских гор 4) Восточного Саяна А3. Землетрясения наибольшей силы в России следует ожидать 1) в Прибайкалье 2) на Урале 3) на островах Тихого океана 4) на Западно-Сибирской равнине


    Примеры заданий: продолжение Задания с кратким ответом: В1. Установите правильную последовательность чередования геологических эр (от наиболее древней) А) палеозойская Б) протерозойская В) кайнозойская Г) архейская Д) мезозойская В2. Установите правильную последовательность чередования периодов палеозойской эры (от наиболее древнего) А) девонский Б) ордовикский В) кембрийский Г) каменноугольный Д) пермский Е) силурийский В3. Установите правильную последовательность этапов развития земной коры А) образование складчатых гор Б) формирование мелководного морского бассейна В) образование возрожденных складчато-глыбовых гор Г) разрушение гор под действием внешних процессов


    Примеры заданий: продолжение Внешние силыФормы рельефа 1. Текучие водыА. Овраги и балки 2. Покровное оледенение Б. Барханы В. Моренные холмы и гряды Установите соответствие: КартаГлавное содержание 1. ФизическаяРаспространение платформенных и складчатых областей 2. ТектоническаяВозраст горных пород, слагающих территорию 3. ГеологическаяВысоты точек земной поверхности Дополните: Водо-грязе-каменный поток, смещающийся вниз вдоль горных склонов называется …. Установите соответствие:


    Задания с развернутым ответом: С1. Почему Кавказские горы выше, чем Уральские? Назовите не менее двух причин. С2. В результате действия каких рельефообразующих процессов горные вершины приобретают остроконечную пикообразную форму? С3. Объясните почему в пределах древних платформ могут встречаться полезные ископаемые как магматического, так и осадочного происхождения? Возможно, образовательная ценность заданий пособия, ниже тех, которые содержаться в учебнике и даже рабочей тетради, вместе с тем, они выполняют строго определенную, и актуальную на сегодняшний день функцию – подготовку школьников к государственным итоговым аттестационным мероприятиям.


    Заключение (вывод): Итак, нами была сделана попытка обосновать пути реализации деятельностного подхода на уроках географии в 8-ом классе с позиции рационального сочетания продуктивных и репродуктивных видов деятельности школьника, и показать роль различных составных частей УМК для 8 класса в достижении и диагностике как предметных, так и метапредметных результатов современного школьного географического образования.