Болезни Военный билет Призыв

Репрезентативность социологического исследования. Выборка в социологическом исследовании и проблема ее репрезентативности. Репрезентативность - что это

Место человека в истории философии

В античной философии сложился образ космоцентричного человека, живущего вещами и существующего для космоса физических тел. Античные греки открывают ʼʼдушуʼʼ, но понимают под ней нечто квазителесное, скрытое внутри вещи и приводящее вещь в движение. Поэтому душой обладают и человек, и животное, и растение. Для грека человек мыслит всем телом, а, следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бегать, метать диск, стрелять из лука, бороться.

В эпоху Нового времени эта идея была развита Р. Декартом и выражена в афоризме ʼʼCogito, ergo sumʼʼ (ʼʼМыслю, следовательно, существуюʼʼ). Картезианский дуализм души и тела надолго определил характер развития новоевропейской философии, когда тело рассматривалось как автомат, а душа отождествлялась с сознанием. Французский материалист XVIII в. Ж. Ламетри утверждает, что ʼʼчеловек – это машинаʼʼ, а З. Фрейд считает человека сексуальной машинои̌.

Средневековый образ человека теоцентричен. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру. Это подлинно духовный мир.
Размещено на реф.рф
Земной мир – лишь момент движения человека к Богу. Заботиться нужно лишь о спасении души, в т.ч. и при помощи ущемления тела. Огромное значение придается промыслу Божьему, проявлению Божественной воли во всех событиях в мире. Человек не может самостоятельно добыть знание, оно открывается ему в откровении. Не может он и преодолеть свою греховную природу без Божьей благодати.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой души. Человек отрывается от него. Человек верит в себя. Главная сфера человеческой деятельности – познание. Главный метод – рефлексия. Миром управляют разумные законы, соответствующие человеческому разуму. Человек есть предметное существо, он всегда имеет дело с предметами и предметным способом. Будучи предметным существом, он не сводится к мышлению и сознанию. Это лишь одна из способностей целостного человека. Элементарной клеточкой целостного человека является противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание есть превращение деятельностных способностей человека в свойства предмета. Распредмечивание – превращение характеристик предмета в деятельностные способности человека. Опредмечивание и распредмечивание взаимосвязаны друг с другом и друг в друга переходят. В качестве предметного существа человек – природное существо, живой чувственный предмет, предметным образом относящийся к предметному миру, обладающий природными силами и являющийся страдающим существом, предметом проявления сил других предметов. Предметность есть единственная форма существования жизни. Непредметное существо – недействительное, нечувственное, только мыслимое, только воображаемое, продукт абстракции. Человек, однако, не только природное, но и общественное предметное существо, живущее в собственно человеческом, общественно-предметном мире. Последний создается человеком, формирует человека, социализирует его. Поэтому человек культурно ориентирован. Человек реализует себя не только потому, что для него свойственна нераздельность тела и духа, но и потому, что не только человек – момент движения общественной системы, но и общество – момент движения человека. Человек делает свою жизнь предметом. Поскольку ᴇᴦο собственная жизнь является для него предметом, ᴇᴦο деятельность является свободной деятельностью. Он достигает высшей формы деятельности – самодеятельности. В силу этого сознательная жизнедеятельность существенно отличает человека от животной жизнедеятельности.

И вновь, как тысячи лет назад, человек остается наедине с размышлениями о превратностях своей судьбы. Проблема человека - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.

Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уни­кальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная дея­тельность.

Человек - это соотношение внутреннего и внеш­него. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общест­венным.

Человек сам творит свой духовный мир, мир цен­ностей науки, искусства, морали.

Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризис­ном, может быть, даже безвыходном положении. Человеку не избежать бремени ответственности пе­ред собой лично и другими людьми. И для гражданина России это характерно не в меньшей степени, чем для обитателя любого региона нашего полного противоречий мира.

Важно четко различать стратегические цели и интересы России и тактические методы решения накопившихся проблем. Понятно, что в эпоху глобализации и информационной революции жить в изоляции нельзя, необходимо определить свое место в мировой экономике и в системе законодательного регулирования торговых и иных условий деятельности.

Речь идет о стратегии дальнейшего развития страны и наших общих перспективах. Нам, педагогам и будущим специалистам, а пока еще студентам Челябинского колледжа информатики, информационных технологий и экономики , нельзя оказаться в стороне от этой магистральной линии. Первым шагом к благополучному будущему является отличная учеба и активная гражданская позиция студента. России нужны высококвалифицированные специалисты, способные успешно продвигать экономику страны в число наиболее развитых и конкурентоспособных. Это должно быть не решением тех или иных административных структур, а осознанным выбором каждого жителя России - рабочего и инженера, студента и домохозяйки, бухгалтера и программиста, учителя и землепашца! И тогда социально-экономические преобразования в нашей с вами стране будут направлены на улучшения жизни всех россиян, а не избранной и обласканной всеми благами верхушки. Только при этом условии возможна консолидация общества на решение проблем развития России как сильного демократического государства, занимающего достойное место в мировом сообществе.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие вам известны периоды и этапы развития научного знания?

2. Каковы основные идеи синергетики? Являются ли они частной формой диалектики или противоречат ей?

3. Как концепция глобальной эволюции решает проблему тепловой смерти Вселенной?

4. В чем заключается проблема места человека в окружающем мире?

5. Каким Вы видите свое будущее и как оно связано с перспективами развития нашей страны?

Место человека и смысл его в мире

Я часто встречаю людей, которые обожают цитировать Ницше, Фрейда. Но слова, вылетая из их уст, остаются лишь теплым и ненужным воздухом, словно тот никогда и не существовал. Люди сейчас не понимают и доли философии тех, кто размышлял о сверхчеловеке, о месте самого человека в этом мире. Но кто это будет понимать? Всем хочется казаться умными. Они так ставят себя в этом мира - они модели на витрине, всем хотят нравиться.

От вопроса "Кто есть человек в этом мире?" свое начало берет вопрос о его смысле жизни. Но траектория полета этих мыслей логичная, но бесконечная, долгая, и нужная только тебе. Не знаю, найдётся ли тот глупый, но умнейший человек, который будет обладать непомерной силой и отвагой, чтоб заявить истинном смысле жизни человека, и о его месте в этом мире, и кто есть человек.

Наука будет кричать одно. Политики другое, остальные третье. История заявит свое, а философы просто закидают камнями.

Фаталисты крикнут, что люди это ничто и ничего от нас в этом мире не зависит, мы лишь песчинка в этом круге жизни, и не больше и не меньше.

И кто с ними поспорит? Ведь на все воля божья, как говорят верующие. И что мы, люди, такое по сравнению с богом. Словно дети в утробе, бездвижны, беспомощны зависим от нашей покровительницы… Но все же пинаемся, ворочаемся, бьем ногами, пытаясь заявить свое право, свой голос "Это я! Я тут! Увидь меня!" . Но чаще в слове "действия" мы видим руку… Что можно сделать рукой? Рукой можно погладить, рукой можно сильно ударить. Причем не рука решает, что ей делать, а решает тот, кому она принадлежит. И решение это принимается неспроста, а должно быть спровоцировано какими-то действиями или бездействием. Есть ли мы рука бога, который управляет миром через нас? Это место человека? Это смысл его жизни? Быт рукой? Или обладателем этих рук?

Верно, в большинстве своем мы своими действиями ничего не можем изменить, все равно продолжает что-то делать. Ребенок в утробе бьет ножками, и руками….

В романе А. Камю "Чума" люди борются с эпидемией чумы. Они продолжают свою борьбу, несмотря на то, что их усилия оказываются малоэффективными.

А значит ответ номер один готов: человек в этом мире, чтоб бороться, без побед, без нужды порой, бороться из-за желания жить. Значит наш смысл жизни- просто жить, бороться за эту жизнь. Пусть ты в ней и глобально ничего не изменишь

Так думает религия, или иначе? За годы вера превратилась не в эстетическую и духовную опору человека, а элементарный продукт использования политиков. Назовем ее символично "Концепция первая"

Первая концепция утверждает, что человек может и даже должен познать все законы мироздания. Это знание законов природы ему понадобится для того, чтобы руководствоваться ими в своей дальнейшей жизни. Это знание приобретается человеком "нечаянно", скорее, даже неосознанно. Наблюдая какое-то определенное явление, видя его результат, человек строит свои строго логические выводы. И он видит наличие строгих причинно-следственных связей между явлением и наступившим последствием. Теперь, имея такое знание, человек уже поступит так, как ему будет выгоднее.

Именно на основе этой концепции были созданы теоретические представления о человеке и о его месте в мире в философии, религии и т. д. Также она находит свое отображение у множества известных ученых-философов. В частности, ее можно встретить у Б. Спинозы, Б. Паскаля, Р. Декарта. Но и это еще не все. Концепция развивалась дальше, она преломлялась и в новом виде уже встречается у Канта, Гегеля и Фейербаха. У них она более сложная. Более простое толкование данной концепции встречается у Фридриха Энгельса, Карла Маркса и во всей марксистской философии.

Но данную теорию можно встретить не только у философов: на ее основе базируется множество мировых религий. Но только таких религий, которые основываются на подчинении заповедям божьим (ислам и т. д.).

"Концепция два" - типичная для любой религии и похожая на ту, что я описывала ранее, но более узурпирующая, человека, личность, даже нацию.

Суть второй концепции мировоззрения на человека и на его место в мире состоит в том, что человек ничего не сможет изменить, даже если в совершенстве познает все законы природы. Проще говоря, человек - это щепка, которую несет волной. Щепку может прибоем выбросить на берег; течение может угнать ее на середину моря; щепка вообще может потонуть. Человек не властен ни над природой, ни над своей судьбой.

В истории культурологии можно встретить массу примеров, подтверждающих эту концепцию. Например, всем известный миф об Эдипе. Эдип узнал, что он рано или поздно убьет своего родного отца и женится на своей родной матери. Он всеми силами пытается бежать от этого, он не хочет исполнения, предначертанного ему судьбой. Но судьбу не переспоришь. Все действия Эдипа, направленные на то, чтобы не исполнилось предназначенное ему судьбой, наоборот, приближают это.

Философ Экклезиаст вообще всю деятельность человека называл не иначе, как "суета сует". Он считал, что человек слишком слаб, слишком ничтожен и поэтому он не сможет противостоять всем объективным законам мироздания. Нечто подобное просматривается и в христианстве. А говорит она, что Божья воля стоит над всем, а человек, как бы он ни старался, не может ничего решить или сделать сам Спасение человека также не зависит от самого человека - на все воля Божья. Главное, по утверждению христианства, это:

) верить в существование Бога;

) соблюдать все заповеди Божьи.

Так печально так скупо и плачевно... Осознавать себя никем, ничем ничто. Приятней думать, что ты рука.. Не так ли? Но все это так же можно принять на веру, как и существования сына божьего. Что есть истина? Смысл? Место? Что есть вопрос, когда тебе не важен ответ? И назовем это ответ номер два… Мы с вам щепки…

Люди живут, умирают не задавая эти вопросы. От чего? Мы так глупы? Или оставляем это на совесть философов?

Какими бы не были все согласиться в одном: дороги настолько разные в нашем мире, что смысл жизни может, определись лишь человек. Мы есть мозаика, собирающее по кусочкам. Так и смысл жизни, мы ищем его, собирая кусочки одного человек.. И когда поймем что метания души прекратились, что человек нашел место, где ему надо быть, где смысл его жизни будет. Что же вот и ответ три.. Место есть каждому и у каждого свой путь..

Заключение

вера человек судьба мировоззрение

Место человека в этом мире - есть его смысл жизни. Мы можем быть щепкой, рукой, творцом в кузне природы, да хоть валенком которым бросают в кота. Но на своем месте, где будем осознавать свой смысл жизни. Каждый для себя и другой в отдельности. Будь это работа, семья, религия или созерцания облаков на мягкой траве.

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел, перечисляя важнейшие темы философствования, писал: "Является ли человек тем, чем он кажется астроному,-- крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой"?

В человеческой истории каждая смена одной культурной парадигмы другой неизменно меняла и нашу перспективу видения человека и его места в глобальной модели бытия, понимание смысла и значимости присутствия человека в космосе.

В древних мифах люди всегда занимают если не центральное, то все же весьма "заметное" место в общей структуре мироздания. Мифологические боги, конечно, превосходили людей, но принципиально важно то, что последние представлялись соизмеримыми с богами. Но поскольку боги часто выступают как создатели Земли, Солнца, других небесных светил, то они естественно мыслятся как соизмеримые с масштабами Космоса. А отсюда следует, что и люди в каком-то смысле воспринимали себя как нечто космически значительное. Земля вместе с пологом звездного неба выступает как прекрасная и просторная сцена, на которой разыгрываются сценарии человеческих судеб, равно как и большая пьеса человеческой истории. Мифологические сюжеты с участием богов, титанов и людей, как правило, космически величавы, в них естественно вплетаются небесные светила, первозданный хаос, мировой океан, подземные царства, Млечный путь, космические колесницы и т. п. И человек на этой вселенской сцене выглядел крупно, рельефно, основательно. Ощущение гармонической вписанности рода человеческого в мировой порядок вещей было утрачено в той картине мира, которая начала складываться в Новое время и практически существует по сей день.

Как известно, культура Возрождения пришла на смену антропоцентристской парадигме, основанной на истинах Новозаветного Откровения. Важнейшим мотивом новой парадигмы была идея гуманизма, представление о человеке как активном, самодостаточном существе. Позднее, в Новое время, под влиянием бурно формировавшегося естествознания представление о месте человека в космосе резко меняется. Из центра человек переместился на периферию мира. Масштабы драмы человеческой истории стали несоизмеримыми с масштабами той вселенской сцены, на которой она разыгрывается. Человек предстает как крохотный комочек материи в бесконечном Универсуме. В самом деле: что значат несколько десятков лет человеческой жизни по сравнению с 4,6 млрд. лет--возрастом Солнечной системы или 14,3 млрд. дет -- возрастом нашей Метагалактики?

Но в последние годы видение мира и места в нем человека переживает радикальную трансформацию. На наших глазах, исподволь, неприметно, формируется новое космическое сознание. Дело в том, что во второй половине нашего века в естествознании произошло открытие, которое поразило ученый мир и, безусловно, потрясло основы науки, как они сложились во времена Коперника, Галилея и Ньютона. Речь идет о так называемом "антропном принципе" в космологии, говорящем о существовании удивительной связи человека и Вселенной. Согласно этому принципу, наше Вселенная такова, что в ней предопределена фигура наблюдателя. Наша Вселенная уникальна, и уникальность ее в том, что она имеет "человеческое лицо"; в ней мировыми константами предзадано появление жизни, человека, разума. Но верно и другое: человек может жить только во Вселенных такого типа, другой космической родины у него нет и не может быть. Если Вселенные другого типа существуют, то они существуют "без свидетелей". Там не просто нет подходящих условий для существования наблюдателя, там разумная жизнь исключается самими законами бытия этих миров. Очевидно, что антропный принцип резко сместил перспективу видения человека в горизонте бытия и его места во Вселенной.

Наиболее глубинное мировоззренческое основание теории потреб­ностей и теории сервисной деятельности - общая философская кон­цепция человека и его места в мире. На основе современных наук о природе и обществе положение человека в материальном мире можно достаточно точно описать и на основе этого описания сделать выво­ды о принципах его отношения с природой и о перспективах разви­тия общества. Поэтому до конкретного анализа человеческих потреб­ностей мы кратко изложим философскую концепцию человека.

Человек является продуктом бесконечного развития материаль­ного мира. В известной нам части Вселенной последовательно воз­никли четыре главные, качественно различные формы материи: фи­зическая, химическая, биологическая и социальная. Их взаимосвязь можно изобразить графически.

Развитие материи имело ярко выраженную направленность от низ­шего к высшему, от простого к сложному. Так, физическая форма ма­терии возникла раньше других (в результате Большого взрыва) и является низшей по отношению ко всем остальным. Химическая форма материи - высшая по отношению к физической и низшая по отно­шению к биологической и социальной.

Социальная форма материи (общество) возникла последней и яв­ляется высшей по отношению ко всем другим. Между низшими и высшими формами материи существуют сложные отношения, кото­рые можно выразить в нескольких закономерностях (они нам пона­добятся для описания взаимосвязи биологического и социального в человеке).

В процессе развития материи действовали две закономерности: высшие формы материи становились все сложнее по содержанию и все меньше по распространенности, т. е. занимали меньше места в пространстве, чем низшие. Главный критерий, позволяющий отли­чить высшее от низшего, состоит в том, что в высшем сохраняется все основное содержание низшего и в дополнение к нему появляется новое, более сложное содержание. Так, химическое вещество подчи­нено всем законам физики (например, закону сохранения и превра­щения энергии). Но оно существует по новым, химическим, законам и занимает во Вселенной намного меньше места, чем физическая фор­ма материи. Живое, в свою очередь, не нарушает законов химии, но собственные законы развития жизни (естественный отбор, борьба за существование, передача наследственной информации) совершенно невозможно свести к законам химии и объяснить только на их осно­ве. Наконец, общество, существуя по своим собственным социальным законам, опять же занимает гораздо меньший объем пространст­ва, чем живая материя. Эта закономерность сужения распространен­ности высших форм материи по сравнению с низшими позволяет уточнить их соотношение и графически изобразить его в виде конуса.



Социальное

Биологическое

Химическое

Физическое

Развитие материального мира как бы «идет на конус, сужается»: последующие, высшие формы материи меньше распространены в при­роде, занимают в пространстве меньше места, чем низшие. В резуль­тате такого сужения распространенности в конце концов возникает общество - самая сложная и самая малораспространенная в прост­ранстве форма материи. Что происходит потом?

Развитие физической, химической и биологической форм мате­рии происходило за счет усложнения их субстрата. Так, химическое вещество развивалось от простейших молекул, состоящих из несколь­ких атомов, до сложных органических макромолекул, в которые вхо­дит несколько сот тысяч атомов. Живая природа развивалась от бак­терий и одноклеточных до приматов. Колоссальное различие между амебой и обезьяной сразу бросается в глаза: в ходе биологической эволюции тело животных изменилось почти до неузнаваемости - как по сложности строения, так и по размерам. В обществе же все происходит по-другому: несмотря на огромные изменения, пережи­тые человечеством за несколько миллионов лет, строение тела людей изменилось очень мало. В последние тысячелетия крупные скачки в развитии цивилизации почти не отражаются на физической органи­зации человека. В чем же тогда состоит развитие общества и почему оно так сильно отличается от развития других форм материи?

Ответ на этот вопрос дают уже изложенные в главах 2 и 3 концеп­ции формирования человека и общества. Вместе с человеком в мате­риальный мир приходит совершенно новый и уникальный процесс - труд. Главным механизмом развития человека и общества становит­ся не изменение строения организма (как было у животных), а тру­довая деятельность.

Труд - не какой-то «местный», локальный социальный процесс. Он имеет глубокие предпосылки, заложенные во всех возникших до общества формах материи. Если говорить на языке философских по­нятий, каждая форма материи создает гораздо больше конструктив­ных возможностей, чем она способна реализовать. Простейший изго­товленный человеком предмет (каменный топор, лук со стрелами, стол или стул и т. п.) состоит только из вещества природы, но приро­да никогда не создает его самостоятельно. Автомобиль или компью­тер тоже состоят только из атомов и молекул, т. е. из вещества при­роды, но было бы смешно ожидать, что они где-то возникнут без вмешательства человека. Освоив трудовую деятельность, человек создал единственный в мире материальный процесс, позволяющий реализовать такие скрытые возможности природы. Если бы она обладала разумом и волей, можно было бы выразиться более образно: природа миллиарды лет ожидала, пока возникнет сила, способная реализовать ее скрытые, «законсервированные» конструктивные возможности. С появлением человека и человеческого труда изменилась вся Вселенная, так как труд является совершенно новым механизмом развития материи. Общество стало развиваться за счет преобразований не человеческого тела, а всех более простых форм материи, при этом возникает тот мир искусственных, очеловеченных предметов, которому мыслители XIX-XX вв. подыскали несколько названий: «вторая природа», «техносфера», «антропосфера», «ноосфера». Учитывая этот механизм развития общества, можно так графически изобразить его связь с другими формами материи.

Социальное

Биологическое

Химическое

Физическое

Развитие общества «вперед», «вверх» происходит за счет его обращения «назад», т. е. путем перестройки более простых форм ма­терии, - как известных сейчас, так и тех, которые будут открыты в будущем. Это направление развития выражают в парадоксальном афоризме: «Вверх по лестнице, идущей вниз». Бесконечная сложность, неисчерпаемость природы создает базис для бесконечного развития труда, а вместе с ним - мышления и всего человеческого общества в целом.

Человеческие потребности и труд связаны отношением взаимо­действия. Удовлетворяя одни потребности, трудовая деятельность (которая тоже является общественной потребностью) порождает другие, направляется теперь на их удовлетворение и так далее до бесконечности. Неживая природа не имеет никаких потребностей. В ней действуют только объективные законы. Экзистенциалисты правы в том, что природа не дает человеку заданий или целей. Ни она, ни фантастические сверхъестественные силы не могут придать смысл нашему существованию и деятельности. У животных про­стейшие потребности уже появляются (но не осознаются), так как организм нуждается в поддержании определенных отношений со средой. Только потребности человека удовлетворяются в процессе труда, а поэтому осознаются и находятся в постоянном развитии. Бесконечное развитие способности к труду и человеческих потребно­стей становится возможным благодаря бесконечности материального мира, на преобразование которого направлен труд. Однако возмож­ность перестройки природы, создания ноосферы может реализовываться по-разному. Удовлетворение человеческих потребностей не детерминировано жестко и однозначно - человек распоряжается им сам, делая выбор, о котором говорят экзистенциалисты. В настоящее время ведущие политические деятели и ученые ищут способы на­правлять удовлетворение человеческих потребностей в позитивное, а не разрушительное русло, находить баланс интересов различных стран, народов и социальных групп. Свой вклад в решение этой про­блемы может внести и сервисная деятельность.