Болезни Военный билет Призыв

Произведения дымка краткий пересказ читать. Почему произведение названо «Дым»

Жизнь Баден-Бадена, модного германского курорта, 10 августа 1862 г. мало чем отличалась от жизни в другие дни сезона. Публика была весёлой и пёстрой. Впрочем, наших соотечественников выделить в ней не составляло труда, особенно возле «русского дерева».

Именно здесь, у кофейни Вебера, обнаружил Литвинова его московский знакомый Бамбаев, громко и на «ты» окликнувший его. С ним был Ворошилов, молодой человек с серьёзным лицом. Бамбаев сразу предложил отобедать, если у Григория Михайловича найдутся деньги заплатить за него.

После обеда он потащил Литвинова в гостиницу к Губареву («это он, тот самый»). Сходившая по гостиничной лестнице высокая, стройная дама в шляпе с тёмной вуалью обернулась на Литвинова, вспыхнула, провожая глазами, потом побледнела.

Кроме Губарева, в номере оказались Суханчикова и немолодой плотный человек, весь вечер промолчавший в углу. Разговоры перемежались со сплетнями, обсуждением и осуждением знакомых и товарищей. Ворошилов, как и во время обеда, густо сыпал научными сведениями. Пришёл с товарищем Тит Биндасов, по виду террорист, по призванию квартальный, и гаму с бестолковщиной прибавилось так, что у Литвинова к десяти разболелась голова и он вернулся к Веберу.

Через некоторое время рядом оказался тот молчаливый человек, что сидел в углу у Губарева. Представился: Потугин Созонт Иванович, надворный советник. И поинтересовался, как понравилось Вавилонское столпотворение. Сойдутся десять русских - мигом всплывёт вопрос о значении, о будущем России, да все в самых общих чертах, бездоказательно. Достаётся и гнилому Западу. Только бьёт он нас по всем пунктам, хоть и гнилой. И заметьте: ругаем и презираем, а только его мнением и дорожим.

Тайна несомненного влияния Губарева - воля, а перед ней мы пасуем. Нам всюду нужен барин. Видят люди: большого мнения о себе человек, приказывает. Стало быть, прав и надо слушаться. Все унывают, повесивши нос ходят, и в то же время живут надеждой. Все, мол, непременно будет. Будет, а в наличности ничего нет. В десять веков ничего не выработали, но... будет. Потерпите. А пойдёт все от мужика. Так и стоят друг перед другом: образованный кланяется мужику (вылечи душу), а тот - образованному (научи: пропадаю от темноты). И оба ни с места, А пора бы давно перенять, что другие придумали лучше нас.

Литвинов возразил на это, что нельзя перенимать, не сообразуясь с народными особенностями. Но Созонта Ивановича сбить непросто: вы только предлагайте пищу добрую, а народный желудок переварит по-своему. Петр I наводнил нашу речь чужими словами. Сперва вышло чудовищно, а потом понятия привились и усвоились, чужие формы испарились. То же будет и в других сферах. Бояться за свою самостоятельность могут только слабые народы. Да, Потугин западник и предан цивилизации. Это слово и чисто, и понятно, и свято, а народность, слава - кровью пахнут! Родину же он любит и... ненавидит. Однако скоро поедет домой: хороша садовая земля, да не расти на ней морошке.

Расставаясь, Литвинов спросил у Потугина его адрес. Оказалось, к нему нельзя: он не один. Нет, не с женой. (Литвинов понимающе потупил глаза.) Да нет, не то: ей всего шесть лет, она сирота, дочь одной дамы.

В гостинице Литвинов обнаружил у себя большой букет гелиотропов. Слуга сказал, что принесла их высокая и прекрасно одетая дама. «Неужели ОНА?» Это восклицание относилось вовсе не к его невесте Татьяне, которую Литвинов ждал в Бадене вместе с её тётушкой. Он понял, что это Ирина, старшая дочь обедневших князей Осининых. В пору их знакомства это была семнадцатилетняя красавица с изысканно правильными чертами лица, дивными глазами и густыми белокурыми волосами. Литвинов влюбился в неё, но долго не мог преодолеть её враждебность. Потом в один день все изменилось, и они уже строили планы на будущее: трудиться, читать, но главное - путешествовать. УВЫ, ничему не суждено было осуществиться.

Той зимой двор посетил Москву. Предстоял бал в Дворянском собрании. Осинин счёл необходимым вывезти Ирину. Она, однако, воспротивилась. Литвинов же высказался в пользу его намерения. Она согласилась, но запретила ему быть на балу и добавила: «Я поеду, но помните, вы сами этого желали». Придя с букетом гелиотропов перед её отъездом на бал, он был поражён её красотой и величественной осанкой («что значит порода!»). Триумф Ирины на балу был полным и ошеломляющим. На неё обратила внимание важная особа. Этим сразу решил воспользоваться родственник Осининых граф Рей-зенбах, важный сановник и царедворец. Он взял её в Петербург, поселив в своём доме, сделал наследницей.

Литвинов бросил университет, уехал к отцу в деревню, пристрастился к хозяйству и отправился за границу учиться агрономии. Через четыре года мы и застали его в Бадене на пути в Россию.

На другое утро Литвинов набрёл на пикник молодых генералов. «Григорий Михайлыч, вы не узнаете меня?» - донеслось из группы веселящихся. Он узнал Ирину. Теперь это была вполне расцветшая женщина, напоминающая римских богинь. Но глаза остались прежними. Она познакомила его с мужем - генералом Валерианом Владимировичем Ратмировым. Прерванный разговор возобновился: мы, крупные землевладельцы, разорены, унижены, надо воротиться назад; думаете, сладка народу эта воля? «А вы попытайтесь отнять у него эту волю...» - не выдержал Литвинов. Однако говоривший продолжал: а самоуправление, разве кто его просит? УЖ лучше по-старому. Вверьтесь аристократии, не позволяйте умничать черни...

Литвинову все более дикими казались речи, все более чужими люди, И в этот мир попала Ирина!

Вечером он получил письмо от невесты. Татьяна с тётушкой задерживаются и прибудут дней через шесть.

Наутро в номер постучал Потугин: он от Ирины Павловны, она хотела бы возобновить знакомство. Г-жа Ратмирова встретила их с явным удовольствием. Когда Потугин оставил их, без предисловий предложила забыть причинённое зло и сделаться друзьями. В глазах её стояли слезы. Он заверил, что радуется её счастью. Поблагодарив, она захотела услышать, как он жил эти годы. Литвинов исполнил её желание. Визит длился уже более двух часов, как вдруг вернулся Валериан Владимирович. Он не выказал неудовольствия, но скрыть некоторую озабоченность не сумел. Прощаясь, Ирина упрекнула: а главное вы утаили - говорят, вы женитесь.

Литвинов был недоволен собой: он ждёт невесту, и не следовало бы ему бежать по первому зову женщины, которую он не может не презирать. Ноги его больше у неё не будет. Поэтому, встретившись с ней, он сделал вид, что не заметил её. Однако часа через два на аллее, ведущей в гостиницу, вновь увидел Ирину. «Зачем вы избегаете меня?» В голосе её было что-то скорбное. Литвинов откровенно сказал, что их дороги так далеко разошлись, что понять им друг друга невозможно. Её завидное положение в свете... Нет, Григорий Михайлович ошибается. Несколько дней назад он сам видел образчики этих мёртвых кукол, из которых состоит её нынешнее общество. Она виновата перед ним, но ещё больше перед самой собою, она милостыни просит... Будем друзьями или хотя бы хорошими знакомыми. И она протянула руку: обещайте. Литвинов пообещал.

По дороге в гостиницу ему повстречался Потугин, но на занимавшие его вопросы о г-же Ратмировой ответил только, что горда как бес и испорчена до мозга костей, но не без хороших качеств.

Когда Литвинов вернулся к себе, кельнер принёс записку. Ирина сообщала, что у неё будут гости, и приглашала поглядеть поближе на тех, среди кого она теперь живёт. Комичного, пошлого, глупого и напыщенного Литвинов нашёл в гостях ещё больше, чем в предыдущий раз. Только теперь, почти как у Губарева, поднялся несуразный гвалт, не было разве пива да табачного дыма. И... бросающееся в глаза невежество.

После ухода гостей Ратмиров позволил себе пройтись насчёт нового Иринина знакомца: его молчаливости, очевидных республиканских пристрастий и т. п. и насчёт того, что он, видно, очень её занимает. Великолепное презрение умной женщины и уничтожающий смех были ответом. Обида въелась в сердце генерала, тупо и зверски забродили глаза. Это выражение походило на то, когда ещё в начале карьеры он засекал бунтовавших белорусских мужиков (с этого начался его взлёт).

У себя в номере Литвинов вынул портрет Татьяны, долго смотрел на лицо, выражавшее доброту, кротость и ум, и наконец прошептал: «Все кончено». Только сейчас он понял, что никогда не переставал любить Ирину. Но, промучившись без сна всю ночь, он решил проститься с ней и уехать навстречу Татьяне: надо долг исполнить, а потом хоть умри.

В утренней блузе с широкими открытыми рукавами Ирина была очаровательна. Вместо слов прощания Литвинов заговорил о своей любви и о решении уехать. Она сочла это разумным, однако взяла с него слово не уезжать, не попрощавшись с нею. Через несколько часов он вернулся выполнить своё обещание и застал её в той же позе и на том же месте. Когда он едет? В семь, сегодня. Она одобряет его стремление скорее покончить, потому что медлить нельзя. Она любит его. С этими словами она удалилась в свой кабинет. Литвинов было последовал за ней, но тут послышался голос Ратмирова...

У себя в номере он остался наедине с невесёлыми думами. Вдруг в четверть седьмого дверь отворилась. Это была Ирина. Вечерний поезд ушёл без Литвинова, а утром он получил записку: «...Я не хочу стеснять твою свободу, но если нужно, я все брошу и пойду за тобой...»

С этого момента исчезли спокойствие и самоуважение, а с прибытием невесты и её тётушки Капитолины Марковны ужас и безобразие его положения сделались для него ещё нестерпимее. Свидания с Ириной продолжались, и чуткая Татьяна не могла не заметить перемены в своём женихе. Она сама взяла на себя труд объясниться с ним. Держалась с достоинством и настоящим стоицизмом. Состоялся и откровенный разговор с Потугиным, попытавшимся предостеречь его. Сам Созонт Иванович давно разрушен, уничтожен любовью к Ирине Павловне (это ждёт и Литвинова). Бельскую он почти не знал, и ребёнок не его, он просто взял все на себя, потому что это было нужно Ирине. Страшная, тёмная история. И ещё: Татьяна Петровна - золотое сердце, ангельская душа, и завидна доля того, кто станет её мужем.

С Ириной тоже все было непросто. Оставить свой круг она не в силах, но и жить в нем не может и просит не покидать её. Ну, а любовь втроём неприемлема для Григория Михайловича: все или ничего.

И вот он уже у вагона, минута - и все останется позади. «Григорий!» - послышался за спиной голос Ирины. Литвинов едва не бросился к ней. Уже из окна вагона показал на место рядом с собой. Пока она колебалась, раздался гудок и поезд тронулся. Литвинов ехал в Россию. Белые клубы пара и тёмные - дыма неслись мимо окон. Он следил за ними, и дымом казалось ему все: и собственная жизнь, и жизнь России. Куда подует ветер, туда и понесёт её.

Дома он взялся за хозяйство, кое-в чем тут успел, расплатился с отцовскими долгами. Однажды заехал к нему его дядя и рассказал о Татьяне. Литвинов написал ей и получил в ответ дружелюбное письмо, заканчивающееся приглашением. Через две недели он отправился в путь.

Увидев его, Татьяна подала ему руку, но он не взял её, а упал перед ней на колени. Она попыталась поднять его. «Не мешай ему, Таня, - сказала стоявшая тут же Капитолина Марковна, - повинную голову принёс».

На заграничном курорте Григорий Литвинов встречает свою первую любовь. Когда-то она, соблазнившись богатством и положением, предала его. Теперь Ирина жалеет… и разрушает его отношения с Татьяной. Литвинов бежит в Россию. Нескоро, но он получает прощение Татьяны.

Этот роман о невозможности возвращения к старому чувству, как к крепостному праву. Также он о прогнившем обществе, портящем людей.

Читать краткое содержание Тургенев Дым

В начале показано русское общество курорта Баден-Баден. Русские принцы, как их называют местные жители, общаются, капризничают, скучают… Они ничего не могут придумать ничего интересного даже в разговоре, поэтому довольствуются обществом старого «шута», который рассказывает бородатые анекдоты.

В одном из кафе встретились главные герои: Бамбаев и благородный Литвинов. (За границей он ждёт встречи с невестой Татьяной.) Бамбаев тянет знакомого в гости к «тому самому» волевому Губареву, где герой встречает Ирину. Юношей он был влюблен в эту дочку обедневших князей, но роману не суждено было состояться. Вообще, её характеризуют как капризную и жестокую, но вот в это влюбленный не может поверить.

Однажды Литвинов уговорил красавицу впервые выехать на бал. Ирина имела потрясающий успех на балу, что стало неприятно влюбленному. И на неё обратил внимание один вельможа… Вскоре девушка уехала в Петербург, оставив влюбленного. Она выходит за генерала, распространяющего монархические идеи.

И вот в Бадене эта генеральша сама зовёт Литвинова пообщаться, предлагает дружбу, жалуется на скучную жизнь. Её муж начинает ревновать к новому-старому другу. Григорий разрывается между невестой и первой любовью. Изменив невесте, он решает уехать, а Ирина с ним в Россию не возвращается.

Дома он работает, пока в последней сцене герой приезжает к Татьяне, на коленях молит о прощении.
В романе много рассуждений, бесед, споров о России и Западе, о народе, о судьбе страны.

Картинка или рисунок Дым

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание сказки Горшочек каши братьев Гримм
  • Краткое содержание Набоков Машенька

    Сюжет романа раскрывается вокруг главного героя Ганина Льва Глебовича, который с весны 1934 года проживает в Берлине. Его соседями в пансионате являются машинистка, математик, танцовщики.

  • История создания поэмы Гоголя Мертвые души

    Николай Васильевич Гоголь начал свой кропотливый и добросовестный труд над поэмой «Мертвые души» в 1835 году. Писатель мечтал создать какое-то величественное и всеобъемлющее произведение о России

  • Краткое содержание Царь рыба Астафьев

    Игнатьич - главный герой повести. Его ценят в селе за его ум, добрые дела. Он один из богатых людей, все у него получается, все он умеет. Не откажет и в помощи, но односельчане не чувствуют в нем открытости

  • Краткое содержание Яковлев Багульник

    Молчаливый мальчик Коста постоянно зевает на уроках. Учительница Евгения Ивановна сердится на него и думает, что Коста показывает неуважение к ней.

В этой статье будет рассмотрено и проанализировано одно из произведений известного русского классика под названием «Дым» (краткое содержание). Тургенев Иван Сергеевич большинству обывателей знаком, скорее, только по своим литературным работам, которые много лет входят в обязательную школьную программу.

Нетипичный женский образ

Говоря о Тургеневе, скорее всего, многим на ум сразу же приходит легендарная «Муму», «Отцы и дети» и «Ася». Но рассматриваемый нами роман отличается от всех прочих. Женский образ героини Ирины не то чтобы далек от привычного образа «тургеневской девушки», а можно сказать, полностью ему противоположен. Как правило, в произведениях Ивана Сергеевича женские героини предстают в чистых и невинных образах − это наивные и неиспорченные девушки.

Ирина Осинина - одна из ключевых женских героинь произведения, стала полной противоположностью сложившимся стереотипам о тургеневских барышнях. Ее образ достаточно дерзок, полон насмешек над окружающими и сарказма. О ней говорят как об обладательнице «озлобленного ума», что для тургеневских героинь является своеобразным нонсенсом.

Отличие «Дыма» от других произведений автора

Роман Тургенева «Дым» отличается от его прочих работ не только присутствием женской героини с нетипичным для автора образом. В этой работе главный герой как таковой отсутствует.

Центральный персонаж все-таки здесь есть, и после прочтения произведения становится очевидно, что это Литвинов. Но он действительно почему-то не кажется главным героем, а всего лишь персонажем, за повседневной жизнью и будничной суетой которого читатель может подсмотреть со стороны.

Скрытый смысл романа

Некоторые критики пишут о том, что благодаря такому приему Тургенев («Дым», краткое содержание по главам которого мы советуем почитать тем, у кого нет времени на полное произведение) хотел показать свое отношение к тому «безгеройному» времени, которое он описывает.

Это произведение действительно сильно отличается от предыдущих и написанных после него работ Ивана Сергеевича. Важно отметить, рассматривая «Дым» (краткое содержание): Тургенев сам считал его единственной полезной, правильной и дельной своей работой. Независимо от того, что говорят читатели и критики об этом произведении, стоит признать, что мнение самого автора имеет право на первенство.

«Дым» (краткое содержание), Тургенев И.С.

Конечно же, для того чтобы полноценно проникнуться настроением произведения, его нужно прочесть в оригинале. Но если по каким-либо причинам такой возможности нет, для того, чтобы понять общий смысл, можно ограничиться и сокращенным вариантом.
События романа «Дым» начинают развиваться в августе 1862 года, на одном из немецких курортов под названием Баден-Баден.

Внешняя атмосфера казалась радостной и солнечной. «Избранная» публика, присутствующая на этом курорте, выглядела внешне довольной, на их лицах отображалось ликование. Эти сливки общества весьма почтенно приветствовали друг друга, но далее становится понятно, что на самом деле о чем говорить друг с другом, они не имели не малейшего понятия.

Тургенев весьма сатирически описывает присутствующих там. На их общем фоне выделяется, казалось бы, единственный персонаж - красивый мужчина лет 30 с мужественным лицом по фамилии Литвинов. Он и становится центральным персонажем данного романа.

Описание главного персонажа

Главный персонаж романа, Литвинов, вырос в деревне. Его отец был отставным чиновником купеческого рода, а мать− образованной дворянкой. В воспоминаниях о ней говорится, что она была достаточно восторженным и добрым существом. Своего супруга она отучила от бранных слов, а дом свой вела, пытаясь укоренить в нем европейские традиции. Всю свою прислугу матушка Литвинова называла на «Вы». В тот год, когда Литвинов поступил в институт, она заболела чахоткой и скончалась.

Сам герой окончить университет не смог. В столице он пробыл недолго, поскольку его положение было не особенно завидным: деньгами парень не располагал, а полезных связей у него не было. Поскольку имением его покойной матери управлять было некому, но в перспективе оно могло бы приносить неплохой доход, Литвинов решает уехать заграницу и обучается там новым технологиям и основам агрономии. Некоторое время он проводит в Дрездене, и вначале романа Литвинов полон энтузиазма, он уверен, что теперь у него все сложится должным образом, и он сумеет принести пользу своему краю. В Баден-Бадене он ожидает свою невесту Татьяну, с которой готов рука об руку вступить на новый этап своей судьбы.

Типичная тургеневская барышня - Татьяна

Писатель, который славится умением создавать в своих произведениях чистейшие женские образы - это, конечно же, автор романа, рассматриваемого нами − Иван Тургенев. «Дым», несмотря на то что центральная женская героиня предстает в не совсем типичном для автора образе, исключением не стал. Что-то светлое и чистое в нем тоже есть, и Татьяна, невеста Литвинова, является его отождествлением.

Развитие сюжета

Пока Литвинов находится в ожидании своей невесты и коротает время в одном из кафе, к нему подходит Бамбаев, как характеризует его сам автор, «человек хороший, но из числа пустейших… который всегда находится в восторге от чего-нибудь». Он сообщает Литвинову, что на курорт приехал некий Губарев, которого здесь все отчего-то обожествляют.

Литвинов вместе с Бабаевым, и в компании некого Ворошилова, отправляются в гостиницу, где остановился этот самый Губарев. Виновник собрания был удивлен и разочарован, когда услышал, что Литвинов не имеет каких-либо ярко выраженных политических взглядов. Он называет Литвинова «недозрелым». Наблюдая за поведением всей собравшейся у Губарева «элиты», становится понятно, что большинство из этих людей только сплетничают и лицемерят. Также они пытаются придать себе какую-то значимость, рассуждая о том, о чем, по сути, глубокого понимания не имеют. Сам Губарев на этом собрании являлся, конечно же, центральной персоной.

Это собрание «вольнодумных» людей относилось к нему как к высочайшему кумиру, и все собравшиеся все время спрашивали его мнение в различных вопросах. Губарев отвечал на все расплывчатыми фразами, но его преданная публика тотчас же подхватывала эти фразы так, как будто в них кроется глубокий смысл всего человеческого бытия. Литвинов незаметно покинул это собрание, так толком и не поняв, к чему было все происходящее.

Далее он встречает иного персонажа - Потугина, который в отличие от губаревской компании, кажется намного умнее. Но и у него есть свое мнение относительно последующего будущего России - он считает, что всему нужно учиться у Запада. После длинного разговора с Потугиным Литвинов возвращается в свой гостиничный номер и находит в нем букет цветов. От слуги он узнает, что букет принесла и оставила некая загадочная дама.

Ирина - нетипичная тургеневская героиня

Выясняется, что еще задолго до встречи с Татьяной Литвинов имел знакомство с некой дамой - Ириной Осининой. Герой познакомился с ней, когда она была прекрасной семнадцатилетней девушкой, обладающей особой красотой. Она принадлежала к обедневшему княжескому роду и обладала безукоризненно правильными чертами лица, белокурыми волосами и глазами дивной красоты.

Между молодыми людьми возникла симпатия, и они уже начали строить совместные планы на будущее. В разгар их романтических отношений в Дворянском собрании намечался бал, и Осинины решили вывести Ирину в свет. Девушка долго сопротивлялась, но как раз сам Литвинов и настоял, чтобы она приняла участие в этом мероприятии, которое изменило всю ее дальнейшую судьбу.

Явившись на бал, своею красотой Ирина произвела настоящий фурор, и ее успех среди кавалеров был ошеломляющим. Воспользовавшись ситуацией и поняв, что рано или поздно девушка сможет сделать выгодную партию, один из родственников Осининых берет над нею попечительство, делает ее своей наследницей и увозит в Петербург. Литвинов же отправляется на учебу за границу, и связь между влюбленными окончательно разрывается.

Встреча со старыми чувствами

Будучи в Баден-Бадене, Литвинов, прогуливаясь, натыкается на группу молодых генералов, отдыхающих на пикнике. Среди них он видит Ирину, которая оказывается супругой одного из них. Слушая речи военных и их рассуждения о русском народе, Литвинов понимает, что его бывшая возлюбленная теперь находится в совершенно чужой и нелепой среде. Она же, встретив Литвинова, видимо, ассоциируя его с чем-то давно забытым, но очень близким и родным, начинает искать с ним все новые и новые встречи, прося его хотя бы о дружбе. Постепенно Литвинову начинает казаться, что он всю жизнь любил именно эту женщину.

И. Тургенев - «Дым»: анализ произведения и объект писательской сатиры

Конечно же, для того чтобы проанализировать эту работу, ее нужно прочесть в полном объеме. Но даже прочитав краткое содержание произведения «Дым» Тургенева, можно понять, что автор пытается разоблачить жажду власти, духовную бедность и интеллектуальную тупость в определенной аристократической среде.

В случае с событиями, описанными в «Дыме», становится понятно, что предметом тургеневской насмешки стала группа генералов-аристократов, а также их крепостнические реакции. С другой стороны, произведение «Дым» Тургенева достаточно сатирично высмеивает и другую сторону «вражеского фронта» − революционную эмиграцию.

Почему произведение названо «Дым»

С одной стороны, дымом можно назвать всю ту непонятную и неконкретную политическую ситуацию в России, которая сложилась во времена, описанные в романе. С другой стороны, сам центральный персонаж Тургенева находится в дыму неоднозначности и неопределенности своих чувств к Ирине Осининой и к своей невесте, Татьяне.

Вечные темы, затронутые произведением

Классическими писателями принято называть тех авторов, чьи произведения можно назвать образцовыми и актуальными в различное время. Не зря к разряду классиков был причислен и Тургенев. «Дым» (читать краткое содержание которого можно, если нет доступа к оригиналу) доказывает пронзительность и глубину взглядов писателя. Но полностью заметить и оценить это можно лишь в том случае, если прочесть это произведение в полном виде. Упрощенные варианты этого произведения, как правило, сокращают основной сюжет и оставляют самые главные моменты.

Роман Тургенева «Дым», прочитанный в оригинале, дает возможность вдумчивому и внимательному читателю понять, что многие проблемы России 1867 года остались актуальны для нее и по сей день. В одной из глав герой Тургенева с иронией размышляет о том, что стоит только сойтись десяти русским, как они сразу же начинают глубоко размышлять о будущем России, о великом предназначении страны. Но все эти разговоры абсолютно ничем не подкреплены, бездоказательны и ведутся исключительно в общих чертах.

Роман Тургенева «Дым» (краткое содержание которого было приведено раннее в нашей статье) демонстрирует, что наш народ всегда ругает Запад, считая его гнилым. Но при этом, мнение этого самого Запада мы всегда считаем авторитетным, единственно правильным и отчего-то очень дорожим им.

Тургеневский герой очень четко подмечает, что русскому человеку всегда просто жизненно необходим «барин», то есть тот, кто бы мог им управлять, руководить, наставлять и всегда говорить, что делать. Ведь если человек высокого мнения о себе и умеет приказывать, он точно должен знать, как правильно, и его нужно слушать. Да и к тому же, во всех своих промахах и неудачах, можно будет обвинить именно этого барина.

А барин, в свою очередь, завидует обычным мужикам и видимо считает, что не утяжеленный лишними заботами и проблемами, простой человек намного счастливее его, поскольку думать ему совершенно не нужно, а нужно всего лишь выполнять то, что ему говорят. И времени и сил на духовное развитие и исцеление своей души у простого работяги намного больше. «Так и стоят друг перед другом, так друг другу и кланяются», - сатирически подмечает Тургенев.

К писателям-классикам, которые очень четко видят все проблемы русского народа, совершенно справедливо причислен Тургенев Иван Сергеевич. «Дым» − роман, в котором очень тонко подмечено, что русский народ всегда живет надеждами. Свою родину одновременно и ненавидит, и любит безумно. Несмотря на то что ничего на родине не происходит и не меняется, русский человек всегда живет надеждой на то, что все когда-нибудь станет лучше. Чтобы понять, чем жила Россия 19 века и уловить общее настроение той эпохи, можно прочесть роман «Дым» (краткое содержание).

Тургенев и вправду сумел мастерски описать будничную жизнь простого человека, Литвинова, его личные переживания и душевные метания между двумя женщинами, и при этом точно показать настроение целой эпохи и общее положение вещей в России, которые оказываются актуальными и по сей день.

Понять школьникам смысл произведения часто помогает его краткое содержание. «Дым» Тургенева - это одно из наиболее крупных произведений не только в творчестве самого писателя, но и в активе русской литературы вообще. Роман интересен не только с художественной, но и с общественно-политической точки зрения, так как в нем нашли свое отражение наиболее острые проблемы и вопросы, которые волновали образованную часть российского общества периода реформ 1860-х годов.

Замысел и публикация романа

Одним из самых известных русских писателей является И. С. Тургенев. «Дым» (история создания романа позволяет лучше понять замысел автора) - эта книга, в которой Иван Сергеевич с наибольшей полнотой выразил свои взгляды на современное ему время. Известно, что на формирование текста у писателя ушло всего полгода, однако написание рукописи растянулось на два года: 1865-1867. Возможно, это связано с тем, что в данное время писатель переживал не лучшие времена, о чем будет сказано ниже.

Основную идею романа раскрывает краткое содержание. «Дым» Тургенева - это сочинение об исканиях героя и наболевших вопросах общественной жизни середины столетия.

Мнения современников

Роман был опубликован в 1867 году и вызвал разноречивые толки: большинство критиков сходилось на том, что в произведении нет яркого динамичного сюжета, что было так характерно для предыдущих сочинений автора. Однако нашлись и те, кто положительно оценил новое творение знаменитого писателя, указав, что в нем он сумел не только передать сложную психологию героев, но и реалистично показать обстановку, в которой развивается действие, что доказывает краткое содержание. «Дым» Тургенева - это роман об одном из самых сложных периодов в истории

В период его написания автор вступил в полемику с представителями народнического движения, отрицая их точку зрения об особой роли крестьянской общины в будущем возрождении России. Сам автор считал, что эту функцию должно взять на себя просвещенное дворянство. Вышеуказанные факты сказались на написании произведения, которое затянулось.

Вступление

С небольшого описания места развития событий следует начать краткое содержание. «Дым» Тургенева отличается от предыдущих произведений автора тем, что в нем действие происходит не в нашей стране, а за границей - на немецком курорте, где в то время собирались представители дворянства и интеллигенции. В первых главах читатель знакомится с обществом, которое служит ярким и колоритным фоном для любовной линии и средой, в которой зреют и развиваются общественно-политические споры о будущем России.

Автор очень критически и сатирически изображает этих людей, полагая, что почти никто из них не способен здраво мыслить и судить о реформах и положении внутри страны. На этом фоне резко выделяется главный мужской персонаж Литвинов - молодой человек, который не разделяет пустых споров отдыхающих. Он получил хорошее образование, намерен жениться на любимой девушке и строит проекты преобразования поместья.

Описание общества

Сергеевич вслед за многими своими современниками акцентировал внимание на общественно-политической ситуации, сложившейся в стране. В середине 19 столетия в среде интеллигенции шли споры о том, каким путем должна пойти Россия после великих реформ Александра II, которые в корне изменили не только социально-экономический, политический, но и культурный облик страны. Именно об этом идут разговоры в местном баденском собрании у некоего Губарева. Литвинов попадает в шумную компанию людей самого различного звания и сословия, которое описано автором в весьма саркастических тонах.

Судя по его описанию, Тургенев Иван считал такого рода дискуссии бесполезной тратой времени. Литвинова раздражили напыщенные и несколько фальшивые аргументы присутствующих. Единственный человек, который привлекает героя своим оригинальным умом, - некий надворный советник Потугин. Только с ним Литвинов более или менее находит общий язык. Существует точка зрения, что устами этого нового героя автор выразил собственную позицию в отношении наиболее острых проблем своего времени.

Образ Потугина

Следует подробнее остановиться на характеристике этого персонажа, так как его роль велика если не в развитии сюжета, то в идейном смысле романа. Ведь раскрытию не только психологии героев, но и общественно-политической мысли того времени посвящен «Дым» Тургенева. О чем это произведение? Оно интересно тем, что в нем органично переплетаются душевные переживания героев и описание русского общества середины столетия. Потугин - это персонаж, который придерживается западнической идеологии.

Он считает, что не нужно критиковать западные ценности, как и возлагать чрезмерных надежд на так называемое пробуждение народа, поскольку он, по его мнению, всегда был активным действующим лицом российской истории. Этот герой считает, что не нужно ни унижать западную культуру, ни преувеличивать самобытность русского народа.

Завязка

Главный герой из «Дыма» Тургенева в начале произведения предстает как человек со сложившимся мировоззрением и налаженной жизнью. Однако, познакомив читателя с ним, автор делает экскурс в прошлое, повествуя об его несчастной и разбитой любви. Любимая девушка Ирина оставила его ради блестящего дворянского общества, приняла покровительство богатого родственника, выгодно вышла замуж и стала настоящей светской львицей. Литвинов очень сильно переживал, однако нашел в себе силы пережить это тяжелое потрясение и в конце концов полюбил прекрасную девушку Татьяну, на которой и собирался жениться. Но, как выясняется впоследствии, старая любовь не умерла и при случайной встрече в Бадене Ирины и Литвинова вспыхивает вновь.

Развитие действия

Настоящим мастером психологического анализа справедливо считается Тургенев. «Дым» (сюжет романа посвящен любовной линии, которая разворачивается на фоне описания общественной жизни русской интеллигенции) - это произведение, в котором история отношений героев тесно переплетена с характеристикой того общества, в котором они живут и действуют. Ирина, хотя и стала блестящей светской дамой, так и не свыклась с условностями той среды, в которую попала.

Она была вольнолюбивой натурой, сильной, смелой и страстной, и по своему темпераменту и уму стояла на голову выше всех представителей ее круга. Встретив Литвинова, Ирина сразу к нему потянулась как к искреннему и дорогому ей человеку. Роман «Дым» отличается стремительностью развития событий. Уже буквально после нескольких встреч старые чувства героев вспыхнули вновь, так что Литвинов даже решился расторгнуть помолвку с Татьяной.

Разрыв

Эта героиня является олицетворением и художественным воплощением всего лучшего, что писатель видел в женщине. Татьяна умна, скромна, добра, но главное - отличается необыкновенной душевной чуткостью. При встрече с женихом она почувствовала в нем перемену задолго до того, как он осмелился признаться ей в измене. После небольшого разговора девушка почти обо всем догадалась, и это поставило Литвинова в тупик. В сцене объяснения несомненное нравственное преимущество остается за Татьяной. Она держала себя спокойно и благородно, не устраивала своему бывшему жениху никаких сцен, с достоинством приняла его отказ от помолвки как данность. Роман Тургенева «Дым», анализ которого должен содержать краткую характеристику этой героини, акцентирует внимание на духовной красоте девушки, которая, страдая и мучаясь после разрыва отношений, тем не менее нашла в себе силы жить дальше.

Кульминация

Наиболее напряженный момент в повествовании - это окончательное объяснение между Литвиновым и Ириной. Оба принимают отчаянное решение бежать вместе, чтобы вдали от шумного света начать новую жизнь. Однако уже в этом разговоре чувствовалась некоторая безнадежность их настроения: Ирина не сразу смогла решиться на этот шаг, а Литвинов сам не до конца себе представлял, как осуществить бегство и как жить с ней тайно. Тем не менее решение было принято, и влюбленные настроились на его претворение в жизнь.

Однако в последний, самый решительный момент Ирина отказалась бежать, прислав Литвинову записку, в которой объясняла, что не может оставить свет, несмотря на всю ненависть к нему. При этом она объявляла, что не хочет с ним расставаться, и просила сохранить их отношения в таком виде, в котором они были до сих пор.

Развязка

Большое значение для понимания характера героинь имеет объяснение, которое дал Потугин герою относительно своих отношений с Ириной. Он рассказал, что сам странно влюблен в эту женщину, но что эта любовь принесла ему только одни страдания и огорчения. Он назвал свои чувства темной страстью и советовал Литвинову обратить внимание на Татьяну, у которой золотое сердце и благородный характер. Главный герой, однако, чувствовал себя уничтоженным и разбитым после разрыва с невестой и отказа Ирины. Он чувствовал, что недостоин первой, а продолжать тайные отношения со второй просто не в состоянии. В тоске и отчаянии он уезжает в Россию, не представляя, как будет жить дальше и уже не надеясь как-нибудь наладить свою разбитую жизнь.

Заключение

Роман «Дым», финал которого приводит героя к Татьяне, простившей своего неверного жениха, в конце дает некоторые пояснения к названию книги. В описании возращения героя в Россию звучит мысль о том, что его любовь, бесконечные споры, борьба мнений, суета мыслей, все эти бесконечные споры о судьбах России - всего лишь мираж, который рассеивается, как дым, со временем. И как видимое подтверждение этой идеи автор ввел сцену, в которой герой видит на постоялом дворе тех, кто с таким ожесточением спорил о судьбе страны. Теперь они предстали его глазам в самом неприглядном виде, споря о лошадях и постое. В своем поместье он кое-как начинает вести хозяйство. Теперь Литвинов уже не строил блестящих проектов по преобразованию, а действовал исходя из конкретных потребностей. Он даже немного преуспел и расплатился с долгами отца. Через некоторое время герой узнал, что Татьяна живет неподалеку и занимается школой для крестьян. Литвинов написал ей письмо, в ответ она пригласила его к себе домой, где и состоялось их примирение.

Мнения читателей

Настоящим мастером поэтического изображения русской жизни являлся Тургенев. «Дым», отзывы о котором в целом весьма положительны, пользуется неизменной популярностью у читающей публики. Пользователи отмечают как главные плюсы интересный сюжет, колоритных персонажей, достоверное изображение внутреннего мира героев. Некоторые из них отмечают, что особенно удачными получились женские образы, которые прописаны с особым мастерством. Люди указывают, что на фоне Ирины и Татьяны главный герой получился несколько невыразительным и бледным. Ряд читателей полагает, что автор слишком критично подошел к описанию светского общества и преувеличил отрицательные его черты, чтобы оттенить положительные качества Ирины. Язык и построение повествования ни у кого не вызывает вопросов: все в один голос утверждают, что литературный стиль писателя и сама задумка оригинальны. Почти все отмечают, что хотя данное произведение и не проходится в школе, тем не менее оно должно быть рекомендовано учащимся к обязательному прочтению как один из лучших романов писателя. Данная книга может показаться интересной не только любителям литературы, но и историкам, поскольку в ней очень ярко отображена эпоха пореформенной России.

Общие сведения

Роман глубоких сомнений и слабо теплящихся надежд, «Дым» резко отличается от всех предшествующих романов писателя. Прежде всего в нем отсутствует типичный герой, вокруг которого организуется сюжет. Литвинов далек от своих предшественников - Рудина , Лаврецкого, Инсарова и Базарова . Это человек не выдающийся, не претендующий на роль общественного деятеля первой величины. Он стремится к скромной и тихой хозяйственной деятельности в одном из отдаленных уголков России. Мы встречаем его за границей, где он совершенствовал свои агрономические и экономические знания, готовясь стать грамотным землевладельцем.

Рядом с Литвиновым - Потугин. Его устами как будто бы высказывает свои идеи автор. Но не случайно у героя такая неполноценная фамилия: он потерял веру и в себя и в мир вокруг. Его жизнь разбита безответной, несчастной любовью.

Наконец, в романе отсутствует и типичная тургеневская героиня, способная на глубокую и сильную любовь. Ирина развращена светским обществом и глубоко несчастна: жизнь людей своего круга она презирает, но в то же время не может сама от нее освободиться.

Роман необычен и в основной своей тональности. В нем играют существенную роль не очень свойственные Тургеневу сатирические мотивы. В тонах памфлета рисуется в «Дыме» широкая картина русской революционной эмиграции. Много страниц отводит автор сатирическому изображению правящей верхушки русского общества в сцене пикника генералов в Баден-Бадене.

Непривычен и сюжет романа «Дым». Разросшиеся в нем сатирические картины на первый взгляд сбиваются на отступления, слабо связанные с сюжетной линией Литвинова. Да и потугинские эпизоды как будто бы выпадают из основного сюжетного русла романа. После выхода «Дыма» в свет критика самых разных направлений отнеслась к нему холодно: ее не удовлетворила ни идеологическая, ни художественная сторона романа. Говорили о нечеткости авторской позиции, называли «Дым» романом антипатий, в котором Тургенев выступил в роли пассивного, ко всему равнодушного человека.

Революционно-демократическая критика обращала внимание на сатирический памфлет по адресу революционной эмиграции и упрекала Тургенева в повороте вправо, зачисляя роман в разряд антинигилистических произведений. Либералы были недовольны сатирическим изображением «верхов». Русские «почвенники» (Достоевский , Н. Н. Страхов) возмущались западническими монологами Потугина. Отождествляя героя с автором, они упрекали Тургенева в презрительном отношении к России, в клевете на русский народ и его историю. С разных сторон высказывались суждения, что талант Тургенева иссяк, что роман его лишен художественного единства.

Мотивы романа

В романе «Дым» Тургенев изображает особое состояние мира, периодически повторяющееся: люди потеряли ясную, освещавшую их жизнь цель; смысл жизни заволокло дымом. Герои живут и действуют как будто впотьмах: спорят, ссорятся, суетятся, бросаются в крайности. Им кажется, что они попали во власть каких-то темных стихийных сил. Как отчаявшиеся путники, сбившиеся с дороги, они мечутся в поисках ее, натыкаясь друг на друга и разбегаясь в стороны. Их жизнью правит слепой случай. В лихорадочной скачке мыслей одна идея сменяет другую, но никто не знает, куда примкнуть, на чем укрепиться, где бросить якорь.

В этой сутолоке жизни, потерявшей смысл, и человек теряет уверенность в самом себе, мельчает и тускнеет. Гаснут яркие личности, глохнут духовные порывы. Образ «дыма» - беспорядочного людского клубления, бессмысленной духовной круговерти - проходит через весь роман и объединяет все его эпизоды в симфоническое художественное целое. Развернутая его метафора дается к концу романа, когда Литвинов, покидающий Баден-Баден, наблюдает из окна вагона за беспорядочным кружением дыма и пара.

Критика

«Дым» не только не принес Тургеневу ожидаемой литературной славы и успеха, но едва ли не окончательно рассорил писателя с его соотечественниками. Анонимный рецензент газеты «Голос » заявлял: «Не с любовью глядит г. Тургенев на Россию „из своего прекрасного далека“, презреньем мещет он в нее оттуда!» Сугубое недовольство «Дымом» высказал Ф. И. Тютчев . Отзыв Тютчева в особенности задел Тургенева за живое: слишком высоко ставил он его как поэта, очень дорожил дружескими связями с ним. Из России Тургенев получил на «Дым» эпиграмму:

Особенно зло потешалась над романом демократическая журналистика и критика. В «Искре » за 1868 год появился карикатурный роман «Отцы и дети», состоящий из сатирических гравюр А. М. Волкова и ядовитых подписей под ними. На последней карикатуре Тургенев сидел за столиком ресторана вместе с Павлом Петровичем Кирсановым. Подпись гласила: "В Дрездене на террасе между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, мы встречаем автора романа с Павлом Петровичем, пьющих мильцбрун и шпрудель и дружески разговаривающих. - Как мы разделали Базарова-то, - замечает Павел Петрович. Вместо ответа автор «Отцов и детей» глубокомысленно закурил и выпустил «Дым» .

В «Искре» же за 1867 год была опубликована карикатура Волкова: Тургенев держит на блюдце кадильницу, из которой идет дым. На него взирает группа мужчин и дам. Подпись: «Какой несносный запах - фи! - Дым догорающей известности, чад тлеющего таланта… - Т-с-с, господа! И дым Тургенева нам сладок и приятен ». А. М. Волков иллюстрировал «Дым» рядом карикатур, в конце которых давалось следующее общее заключение о романе: «Это уже не дым - это черт знает что такое, какая-то отвратительная помесь „Некуда“ с „Маревом“, погруженная в самую тину „Взбаламученного моря“, - сказал Литвинов, и сказал в первый раз умное слово ».

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

  • Раздел посвященный И. С. Тургеневу на сайте Библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева в Москве
  • И. С. Тургенев. Биографии. Библиотека произведений, статьи и публикации о жизни и творчестве. Музеи Тургенева И. С.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дым (роман)" в других словарях:

    Дым (дисперсная система) взвесь мелких твердых частиц в воздухе, например образующихся в результате неполного сгорания некоторых материалов Дым (роман) роман Ивана Сергеевича Тургенева Дым (налогообложение) хозяйство одной семьи … Википедия

    Дым (Тургенева) - роман в XXVIII главах; написан в 1867 г. Действие происходит в Баден Бадене и частью в России (гл. XXVII XXVIII) в 1862 г.Annette. Babette. . Бельская, Элиза. Verdier. Викторинка Генералы: раздражительный, снисходительный, тучный. . Дама в желтой … Словарь литературных типов

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Казаков. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бронштейн. Роман Казаков … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мелкий бес. Мелкий бес Мелкий бес Жанр: роман (жанр)

    Собор Парижской Богоматери Notre Dame de Paris. 1482 Жанр: роман

    У этого термина существуют и другие значения, см. Накануне (значения). Накануне Жанр: роман