Болезни Военный билет Призыв

Прекращение трудовых отношений по инициативе работника. Как расторгнуть трудовой договор по инициативе работника. Расторжение договора по инициативе работника

Пропустив сорок пять минут урока через себя, часто ловишь себя на мысли, почему учебная активность некоторых обучающихся носит кратковременный характер? Обучающиеся не слышат вопроса и ответа на него одноклассников, быстро устают и из-за этого часто отвлекаются и в целом у них преобладает игровая мотивация к деятельности. Психологи объясняют это незрелостью мозговых структур, низкой мотивацией учебной деятельности и социальной незрелостью ученика. Конечно, каждый учитель выбирает для себя наиболее оптимальные приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.

Пропустив сорок пять минут урока через себя, часто ловишь себя на мысли, почему учебная активность некоторых обучающихся носит кратковременный характер? Обучающиеся не слышат вопроса и ответа на него одноклассников, быстро устают и из-за этого часто отвлекаются и в целом у них преобладает игровая мотивация к деятельности. Психологи объясняют это незрелостью мозговых структур, низкой мотивацией учебной деятельности и социальной незрелостью ученика. Конечно, каждый учитель выбирает для себя наиболее оптимальные приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке. Сегодня мне хотелось бы остановиться на тех приемах, которые использую я в своей практике.

  1. Голосовая и эмоциональная модуляция. Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса. Наш тон окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, злобы, презрения, ненависти, любви, восхищения и т.д. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной.
  2. Модуляция темпа речи. Это выдерживание пауз; изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. Высокий темп речи создает трудности для достижения хорошей дикции при произнесении как согласных, так и гласных и может привести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативной ценности высказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умение следить за своей речью с точки зрения оптимального (наиболее подходящего) темпа.
  3. Прерывание речи, использование догадок . Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произносить их вслух тем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность обучающихся поощряется словесно или даже отметками.
  4. «Провалы памяти». Якобы забывание достаточно очевидных для класса элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.д., - с просьбой помочь вспомнить, обязательное поощрение активных.
  5. Жестикуляция. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством делать тайное явным, о чем учитель всегда должен помнить. Движения учителя - своеобразная “увертюра” к уроку. Своей жестикуляцией он с первых минут создает определенный настрой в классе. Если движения нервные, порывистые, “срывается злость” на предметах, то дети готовятся к тому, что “достанется” и им. Вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.
  6. Эхо. Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого обучающегося повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо». Если ученик справился, следует поощрение.

Для привлечения и удержания внимания также использую следующие виды упражнений.

  1. Учитель предлагает следующие задания: считать вслух, но ученик не должен называть числа, включающие двойку, или любое другое число. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…». Упражнение направлено на развитие распределения внимания.
  2. Детям дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
  3. Ребёнку дают небольшой текст и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.

Задание можно использовать на любом уроке. Лучше в начале урока.

  1. Детям показывают иллюстрации с объектами, предметами или событиями, на которых не достает каких-лидо деталей. Ребенок должен увидеть, чего именно не хватает этой иллюстрации. Иллюстрации используются по теме урока.
  2. Учитель называет ребенку некоторое слово или понятие из соответствующей темы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к данной теме.
  3. Ребенку предлагают наборы слов и понятий, которые относятся к определенной теме. Предлагается следующая инструкция: Перед тобой слова. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Как бы ты объяснил это?».
  4. Детям дается задание: перечислить как можно больше жизненных ситуаций и способов использования тех или иных объектов, предметов.
  5. Перечислить различные последствия какого-нибудь явления.
  6. Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
  7. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». Задание можно использовать по любому учебному предмету. Дети могут придумывать предложения по теме урока. Задание можно использовать в конце урока. Учитель имеет возможность отследить, как поняли дети тему.

Что бы происходил правильный процесс получения и восприятия всей информации, а так же, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться, нужно правильно .

Для того, что бы контролировать внимание партнера, нужно учиться использовать приемы контролирования ситуации. Это сложный и увлекательный процесс, когда вы овладеете всеми способами контролирования, то внимание собеседника будет привлечено, только к вам.

Под управлением внимания понимают активация всех чувств восприятия человека, путем воздействия на человека невербальными способами общения.

Внимание собеседника можно привлечь, если начать разговор с интересующей его проблемы или темы, это бесспорно, самый действенный способ.

Но помимо того, что вы говорите, вы должны учитывать, как вы это говорите. Что бы привлечь внимание собеседника, ваша речь должна быть эмоционально окрашена, яркой и экспрессивной. А если ваша речь будет не яркой, вялой и безразличной, то внимание собеседника вам не добиться.

Главное средство, которое поможет донести всю необходимую информацию до собеседника – это ваш голос. Главное, что бы он был особенный, эмоционально окрашенный. Ведь человек, который впервые слышит ваш голос, внутри для себя его записывает и сохраняет, а потом когда он слышит ваш голос вновь – он его узнает. Именно поэтому, что бы привлечь внимание собеседника , он должен сразу ему запомниться как живой и яркий. Мямле ни когда не стать хорошим оратором, запомните это. Так как тихий и неуверенный голос, оказывает плохое воздействие на внимание собеседника и может стать даже не приятным.

И порой, для вашего оппонента бывает намного важнее то, как вы говорите, какие при этом используете обороты и как эмоционально окрашиваете свою речь, чем то, какое вы несете содержание.


Итак, мы предлагаем вам опробовать, 12 приемов привлечь внимание собеседника:

1. Нейтральная фраза. Ученые доказали, что если начать разговор с фразы, которая не несет смыслового напряжения, будет намного лучше. Тогда внимание собеседника будет привлечено только к вам, ведь таким приемом вы заинтересуете его;

2. Начать разговор с повышенного тона. Громкая речь всегда привлекает внимание, но важно, что бы вы понимали: громкая речь отличается от крика. Недопустимо строить весь разговор на повышенном тоне, это скажет вашему собеседнику о том, что вы не уверенны и боитесь его. Но использование повышенного тона в начале разговора, привлечет внимание собеседника. Так же можно выделять требуемую (важную для вас) фразу громким тоном, таким образом, вы незаметно сделаете акцент на данной информации;

3. Завлечение слушателя. Суть данного приема состоит в том, что вы начиная свое общение произносите главную фразу очень тихо. А потом перейти на более громкий тон, такая контрастная подача поможет сделать управление вниманием собеседника еще проще. Главное помнить, что такой прием может сработать только в том случае, если вы полностью уверены в своих словах.

4. Зрительный контакт. Установка зрительного контакта добавит вашему разговору, важности между вами и оппонентом. Этим приемом пользуются ведущие лидеры, так как знают о его эффективности. Суть приема заключается в том, что лектор обводит собравшуюся аудиторию взглядом и устанавливает с каким – либо человеком и всю лекцию читает именно ему.

Помимо общения с глазу на глаз, этот прием можно применять и при массовых сборах. Он будет так же эффективен. Так как глядя своему собеседнику в глаза, вы сосредотачиваете его внимание на себе, а так же используя этот прием, вы можете контролировать и продолжительность этого внимания.

5. Акцентирование. Этот прием применяется в тех случаях, когда нужно вам к определенной фразе именно в этот момент. Акцентирование может носить как прямой, так и косвенный подтекст. Прямое акцентирование заключается в выделении нужной фразы стоп – словами, например: «обратите внимание» или «Особенно, это» и другие. А косвенная акцентировка, заключается в том, что вы выделяете нужную фразу голосом.

6. Выбор темпа речи. Внимание собеседника постоянно переключается, и управление вниманием происходит следующим образом. Оратор должен исключить в своей речи монотонные и замедленные тона. Так как такая речь, способствует отвлечению внимания от вас. Даже если ваша информация, то скучный и нудный темп заставляет отвлечься от вас и вашей речи.

Чтобы привлечь внимание собеседника , нужно постоянно контролировать темп своей речи, а так же громкость подачи информации. Ведь говоря громче или тише, а так же меня темп речи, вы заставляете своего собеседника слушать вас внимательно. Так как если он отвлечется, то потеряет нить беседы.

7. Прием применения пауз. Используя паузы, вы незаметно для него подготавливаете его восприятие к нужной вам информации. Применение тактических пауз очень полезно в следующих случаях:

Используя паузу, вы фокусируете внимание оппонента на себе, так как он заинтересованно ждет от вас, что же вы расскажите. В этот момент можно говорить самую важную по значимости информацию;
Помимо применения паузы, можно использовать совместно тактический прием повышения или понижения голоса. Это придаст вашей информации еще большее значение, и собеседник будет лучше вас слушать;
Использование коротких пауз, схоже с использованием знаков препинаний. Как и в написанном тексте, знаки препинания – паузы, дают нам возможность понять материал. Таким образом, вы лучше доносите суть сказанного вами;
Так же применение паузы даст вам возможность перейти к новой части беседы. А собеседник сможет перестроиться от одной информации на другую и значит лучше ее усвоить и понять.

8. Переформулировка. Этот прием, отлично заставляет сконцентрироваться вашего собеседника, так как его суть заключается в том, что вы высказываете свою же ранее сказанную мысль другими словами. Особенно важен это прием, если вы желаете донести важную для вас информации и хотите, что бы ваш оппонент ее точно понял и усвоил.

Если же ваша беседа носит вопросно–ответную форму, то этот прием позволит точно получить ответ, на интересующий вас вопрос.

9. Провокация. Если вы выдаете провокационную информацию, то ваш собеседник обязательно захочет вам возразить и, конечно же, будет внимательно вас слушать.

10. Гипербола. Не стесняйтесь приукрасить или преувеличить выдаваемую вами информацию. Ваш оппонент, обратит внимание, и потом вы обязаны заострить внимание на вашей позиции.

11. Выдвигание прогноза. Если вы уверены в том, что делаете, то вы обязаны предоставлять свои прогнозы.

12. Трехходовка. Если ваш оппонент агрессивно настроен, то тогда нужно действовать по следующим пунктам:

Дайте понять, что вы понимаете его состояние и вам очень жаль;
расскажите, что чувствуете сейчас вы, что вы расстроены и подавлены;
выждите небольшую паузу, а потом предложите успокоиться всем вам и вместе искать путь решения конфликта и сложившейся ситуации.

Запомните, что управлением вниманием вашего оппонента, не простая задача, но если вы в совершенстве овладеете всеми приемами, то сможете управлять кем угодно. Так как именно вы будите контролировать, что видит и слышит ваш собеседник.

При подготовке к публичному выступлению не следует забывать о приемах привлечения внимания аудитории.

Любое выступление принято начинать с обращения. Нужно уделить особое внимание соответствию ситуации и состава слушателей выбранному обращению. Например, обращения Дорогие друзья! Господа! Уважаемые гости! Коллеги! дифференцируются в зависимости от состава аудитории.

Цели и основные моменты доклада или выступления лучше изложить в начале. Так слушателям будет понятна авторская позиция по отношению к поднимаемым в выступлении проблемам.

Для привлечения внимания уместно использование парадоксальных ситуаций и изречений. Например, афоризмы Марка Твена позволяют нетривиально сформулировать мысль: Человек, не читающий хороших книг, не имеет никакого преимущества перед теми, кто не умеет читать. Нельзя полагаться на собственное суждение, если оно не основано на воображении . Я всегда старался, чтобы учеба не препятствовала моему образованию.

В середине речи привлечь внимание поможет апелляция к текущему моменту, к ситуации «здесь и сейчас». Для этого необходимо следить за реакцией слушателей. Целесообразно также уместное и тактичное обращение к речи предыдущего выступающего, использование речевых формул: как верно заметил…; об этом сегодня уже говорил…; как и предыдущий оратор, я…; хотелось бы поддержать уже высказанную точку зрения…; нельзя не согласиться с…; позволю себе возразить… и т.п.

Вставки, призванные вызвать смех и раскрепостить аудиторию, могут быть уместны, если слушатели утомлены. Анекдоты, занимательные истории, ссылки на личный опыт, связанные с темой выступления, могут быть приготовлены заранее. Известно, например, что американский президент Ф. Рузвельт привлекал внимание отвлекшегося собеседника словами: «Сегодня утром я убил свою бабушку ». Эффект неожиданности стимулировал активное слушание.

Риторические вопросы (заключающие в себе утверждение и потому не требующие ответа), вопросно-ответный прием (оратор самостоятельно формулирует вопросы и сам дает на них ответы), вступление в диалог с аудиторией – все эти приемы помогут восстановить затухающее внимание к выступлению.

Провокационный вопрос или утверждение могут быть использованы в целях привлечения внимания и активизации аудитории. При этом желательно, чтобы выступающий и слушатели пришли к общему мнению по проблеме, поставленной провокационным вопросом или утверждением.

Подчиняя речь поставленным целям, выступающий должен демонстрировать убежденность, компетентность в обсуждаемых вопросах, подготовленность к выступлению или дискуссии, проявлять самообладание при негативной реакции аудитории, контролировать мимику и жестикуляцию.



Реакцию аудитории можно определить по поведению нескольких присутствующих, сидящих в разных местах зала. Опытным путем установлено, что лучше всего речь воспринимается слушателями, сидящими в средних рядах. Вопреки естественному желанию, выступающему не следует ориентироваться на наиболее эмоциональных слушателей, даже в том случае, когда они выражают явное одобрение. Надо стараться замечать разные реакции, не пытаясь немедленно отреагировать на их проявления.

Не прерывая зрительного контакта с аудиторией, особенно внимательно следует следить за ее реакцией в момент изложения мыслей или фактов повышенной экспрессивности. Более интенсивная реакция аудитории помогает вскрыть ее действительное отношение к оратору и его речи.

Опытный оратор по малейшим изменениям в облике и поведении аудитории умеет распознать ее состояние. В каждый момент своей речи он способен поставить себя на место слушателей, воссоздавая их состояние и реакцию и должным образом распределяя внимание. Заслуженный профессор из рассказа А.П. Чехова «Скучная история», читая лекцию, сравнивает себя с хорошим дирижером, который, «передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти».

Среди других способов привлечения внимания аудитории (особенно в ситуации длительного публичного выступления) можно выделить следующие.

1) Неожиданное прерывание мысли . Как считал П.С. Пороховщиков, «внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее». Кстати, подобный «перерыв» может быть использован и для того, чтобы возвратиться к тому месту в речи, которое случайно было пропущено увлекшимся оратором («Да, чуть было не забыл... »).

2) Голосовые приемы . Для того чтобы активизировать внимание аудитории или сосредоточить его на том или ином положении выступления, достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. При этом, конечно, следует соблюдать меру. Иногда может использоваться обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота, а также понижение тона голоса. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно ее замедлением. Во всех этих случаях привлечению непроизвольного внимания способствует внешнее звуковое раздражение. Однако этика публичного выступления предполагает, что все, что было сказано тихо, необходимо после достигнутого эффекта привлечения внимания повторить с обычной громкостью.

3) Пауза . Рассчитанная и умело выдержанная пауза не только в начале выступления, но и в середине речи может также оказать «гипнотизирующее» воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем усиление громкости или повышение тона речи, будучи разновидностью прекращения раздражения.

В определенных случаях рекомендуется выдержать паузу, сосредоточив взгляд на тех, кто мешает публичному выступлению. Однако этот прием можно использовать один-два раза: при частом повторении он теряет свою действенность. Можно также ввести удлиненную паузу, срочно создав в речи кульминационный момент. И этим приемом нужно пользоваться в разумных пределах, потому что слишком часто вводимые паузы будут лишь раздражать аудиторию.

4) Жест и движение . Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории, особенно в сочетании с другими приемами. Поднятая в нужный момент рука, сжатый кулак и другие жесты, как правило, приковывают взгляды слушателей и помогают овладеть их вниманием.

5) Наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, географические карты, реальные вещи и пр.) не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбуждает непроизвольное внимание. Хороший эффект дает чтение выдержки из какого-либо документа, который оратор вынимает из кармана или разворачивает на глазах у публики. Современные электронные презентации позволяют объединить разные средства наглядности, однако нужно следить за тем, чтобы презентация не становилась главным средством привлечения внимания и не оттесняла оратора на задний план.

6) Юмор в публичной речи – это одно из наиболее эффективных средств разрядки (подробнее о юморе см. следующий раздел). Вот как пользуется этим приемом профессор из «Скучной истории» А.П. Чехова: «Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок... один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать».

Конечно, перечисленные способы привлечения непроизвольного внимания имеют «вынужденный» характер. Оратор должен стремиться к гармоничному использованию всех средств, обеспечивающих сосредоточенность внимания слушателей на содержании речи.