Болезни Военный билет Призыв

Появление новых междисциплинарных отраслей знаний пример. Междисциплинарная наука. Перспективы развития трансдисциплинарности

интеграция (в системе) - это восстановление и (или) повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных систем единой системы с целью исключения (до технически необходимого минимума) функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования.

Интеграция - это не только усиление связей, это - изменение исходных элементов. Если такого изменения нет, то нет и усиления связей, оно подменяется механическим объединением. Интеграционный процесс означает новообразование целостности, которое обладает системными качествами общенаучного, межнаучного или внутринаучного взаимодействия, соответствующими механизмами взаимосвязи, а также изменениями в элементах, функциях объекта изучения, обусловленных обратной связью вновь образуемых системных средств и качеств.

Междисциплинарность – это характеристика области знаний или научной проблемы, где успех возможен только при совместных усилиях отдельных наук. Междисциплинарное знание основано на идеях интеграции отдельных областей и на их синергизме. Последнее означает, что использование множества идей и подходов, присущих различным наукам, не приводит к их неупорядоченной смеси, а напротив – рождает качественно новое знание.

В более широком смысле, междисциплинарность есть (современный) способ взаимодействия между науками в процессе познания окружающей нас действительности.

Междисциплинарная интеграция – повышает уровень научности, теоретическую обобщенность знаний.

Классическим примером междисциплинарной науки является материаловедение. Заметный вклад в эту междисциплинарную науку о материалах внесли физика, химия, механика деформируемого твердого тела, инженерные дисциплины и экономика.

При описании образа междисциплинарной науки используют такие слова, как встреча и диалог. Это перекресток дорог, на который пришли разные народы, каждый со своим языком и обычаями. В зависимости от цели, результат встречи может быть как конфронтационным, так и конструктивным. В последнем случае останется и материальный, и духовный продукты общения (возникнут основы новой науки и соответствующей ей образовательной программы). На начальном этапе взаимопроникновение наук частично разрушает целостную систему созданных ими языков. В дальнейшем устойчивые обломки языковых конструкций собираются в новых сочетаниях в соответствии с направлениями междисциплинарных взаимодействий и формируют язык новой науки.

Кооперация отдельных ученых (или даже научных коллективов), специализирующихся в различных областях может быть продуктивной для решения общих (междисциплинарных) задач. Часто работа в подобном направлении занимает не одно десятилетие. Это приводит к необходимости: а) оформления накопленных знаний в виде новой междисциплинарной науки и б) передачи знаний путем создания системы междисциплинарного образования (в этом могут скрываться проблемы – развить мысль)

Междисциплинарные знания и монознания - развести

Причины междисциплинарности:

· Рост научно-технического потенциала общества, знаний о мире,

· расширение теоретической базы,

· накопление эмпирического материала объективно приводит к дифференциации научного знания

  • Накопленные к настоящему времени знания о большинстве изучаемых (или управляемых) объектов представляют собой гигантские массивы узкопредметной информации, которые по своему объёму и разнообразию заведомо превышают информационные и организационные возможности исследователя.

Проблемы интеграции междисциплинарных знаний:

На каких основаниях строить взаимосвязи между элементами системы?

Как создать из нескольких разнородных систем единую систему знаний?

В гуманитарных науках для получения объективной научной информации чаще всего используются междисциплинарные знания для оценки исследуемых явлений, для поиска причинно-следственных связей. В гуманитарных науках человек и его деятельность рассматривается на уровне педагогики, на уровне психологии, физиологии, кибернетики. Для того чтобы изучить человека и его отношение с предметно-социальным миром, необходимо использовать целый комплекс междисциплинарных гуманитарных знаний. (Петрусевич – консультация)


20. Взаимопроникновение наук в современных условиях.

Взаимопроникновение наук - это одна из современных закономерностей развития научного познания

С возрастающей стремительностью и интенсивностью идет процесс взаимопроникновения наук. В основе его лежат познанные человечеством связи между различными системами знаний, которые, в свою очередь, обусловлены существованием отношений взаимной зависимости и взаимообусловленности предметов и явлений объективной действительности, хотя они нередко разделены в пространстве и времени.

Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие. Без взаимодействия наук невозможен выход из кризиса. Без их кооперации невозможно эффективно и рационально использовать материальные, финансовые и трудовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического прогресса, интенсификации общественного развития. Единство научного знания, взаимопроникновение наук не отрицают их известных отличий. Каждая наука рассматривает определенный круг явлений природы или общества, который и составляет предмет данной науки. В зависимости от того, относится ли этот круг явлений к развитию природы, общества или миру техники, и различают науки общественные, естественные и технические.

Новые науки возникают на стыке традиционных, например, биофизика, биохимия, структурный анализ, математическая лингвистика. Взаимопроникновение наук приводит к их дифференциации, при этом реализуется новый взгляд на явление или предмет изучения, что позволяет более эффективно использовать данные науки. Интеграция в науке связана прежде всего с унификацией разнообразных методов научного исследования. Разработка методологии науки привела к единому научному стандарту, конечно, эти методы есть уровень абстракции и в каждой конкретной области они имеют собственную объектификацию. Кроме того, есть общенаучные методы типа применения математических методов исследования объектов во всех науках без исключения. Интеграция идет и в плане объединения теория и видения их внутренней взаимосвязи на основе открытия основополагающих принципов бытия. Это не означает отмены этих наук, а это лишь более глубокий уровень проникновения в сущность исследуемых явлений - создание общих теорий, метатеорий и общих методов доказательства. Происходит объединение наук на принципе нового уровня абстракции, примером чему может опять служить теория систем.

Взаимопроникновение наук позволяет наиболее концентрированно наиболее целесообразно использовать их возросшую мощь, их могучие потенциальные возможности, поскольку в результате объединения этих наук, синтеза научных знаний создаются самые благоприятные условия для дерзновенного проникновения разума в сокровенные тайны материального мира

сближение или пересечение целой отрасли гуманитарных наук, у кот. Предмет и методы могут совпадать. Благодаря этому исследуемое педагогическое явление становится одновременно предметом интерпретации в различных науках гуманитарного плана. (Петрусевич – консультация)


21. Междисциплинарные научные представления о целях образования. Развитие междисциплинарных исследований проблем образования в современных условиях.

В педагогике: Междисциплинарные связи разрешают существующее в предметной системе обучения противоречие между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их синтеза , комплексного применения в практике, трудовой деятельности и жизни человека. С позиций современных требований к содержанию образования будущий специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью, оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности. Компетентностный подход приводит к расширению принципа междисциплинарных связей до принципа междисциплинарной интеграции. Это отражено в требования ФГОС: междициплинарность содержания (модулей) программ. (применительно к педагогике)

В современной дидактике необходимость взаимопроникновения содержания учебных дисциплин не вызывает сомнений. Междисциплинарная интеграция – это целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности учебных дисциплин. Междисциплинарная интеграция расширяет образовательное пространство, создает виртуальную учебную междисциплинарную лабораторию, в которой студент, многократно применяя знания по каждой дисциплине за рамками самой дисциплины, в новых условиях, развивает умения применять знания в профессиональной деятельности. Роль междисциплинарных связей закреплена общедидактическим принципом междисциплинарных связей в обучении, который подразумевает согласованное изучение теорий, законов, понятий, методов познания и методологических принципов, общих для родственных дисциплин.

Междисциплинарная интеграция способствует преемственности в обучении.


22. Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века.

Основные тенденции развития современного образования

Место образования в жизни общества определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей. Их опыт, умения, навыки, навыки, возможности развития личностных качеств.

В современных условиях эта роль становится все значимее.

Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе.

Общественное развитие ведет к тому, что:

Знания, инновации и способы их практического применения – источники прибыли.

Знания занимают ключевые позиции в экономическом развитии

Приобретение новых знаний, информации, умений и навыков и их обновление – фундаментальные характеристики работников в общественном производстве.

Информационное общество – новый тип экономического развития, где человек вынужден в течение жизни несколько раз менять профессию и постоянно повышать квалификацию.

Образовательная деятельность становится важнейшей компонентой развития общества.

Это меняет роль информации в обществе.

Информация – важнейший стратегический ресурс страны.

Тенденции развития образования

Выход образования за стены формальных образовательных институтов.

Предприятия и учреждения – неформальное образование: подготовка и переподготовка кадров.

Неформальное – должно компенсировать недостатки формального.

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности.

Это по сути смена приоритетов: от госзаказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Это предусматривает:

Индивидуализированный характер образования (развитие)

Разработка различных образовательных программ (в соотв. С запросами личности)

Формирование у обучаемых умений учиться

Широкое внедрение новых образовательных технологий

Тенденции развития образования

Снижение доли государственного финансирования и развитие рыночных отношений в сфере образования.

Знания становятся основным общественным капиталом

Возрастают выгоды от полученных знаний

Человек все больше потребляет знания. Это приводит к развитию рыночных отношений в образовательной сфере и смешанного финансирования образования.

К основным тенденциям развития образования относят следующие:

  1. Смена образовательной парадигмы: от «Обучения» к развитию личности («Становлению»)
  2. Превращение знания в основной общественный капитал
  3. Индивидуализация обучения
  4. Развитие новых форм образования
  5. Разработка и внедрение современных образовате льных технологий.

Тенденции развития высшего образования в нач. 21 в.:

  1. - связаны с расширением числа соц. институтов, в которых мы можем получать высш. образование
  2. - Изменение содержательной части высш. Образования, появление новых ФГОС, обеспечивающих потребности рынка труда
  3. - необходимость образования как основного фактора, благодаря которому может быть построена дальнейшая жизнь человека
  4. -– постдипломное и поствузовское образование, профессиональная переподготовка. Повышение квалификации и его формы
  5. Непрерывность образования - образование через всю жизнь
  6. Перспективы высшего образования – работа со взрослым населением (его сейчас в России больше чем, молодого поколения)
  7. Изменяется наука, культура, социальные условия и им приходится соответствовать, приходится всё время учиться
  8. Модель обучения – челночная подготовка: поучился – на производство, после снова учёба, затем опять работа на производстве. (петрусевич)

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПЛЕКСНАЯ

ЛЕКЦИЯ 1

План:

Введение

1. История развития и становления экологии человека.

2. Предмет и задачи экологии человека:

2.1. Экология человека как наука. Ее связь с другими науками.

2.3. Цели и задачи экологии человека.

3. Методы исследования в экологии человека.

Человечество - всего лишь небольшая часть живой Природы, которое без Природы существовать пока не может. Совокупная де­ятельность человечества на Земле приобрела такие глобальные масштабы, столь заметно преобразила условия существования дру­гих живых организмов и даже облик и свойства поверхности Зем­ли, что уже появились грозные признаки отклонений от существо­вавшего прежде определенного равновесия между живой и нежи­вой Природой. Эти отклонения угрожают большей части живого на Земле, и, как следствие этого, - самоуничтожение человечества. Поэтому возникла острая необходимость изучения основных зако­номерностей взаимодействия человека с окружающей средой с по­зиций сохранения жизни самого человека.

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопас­ной среде - одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире и в первую очередь в экономически развитых странах в по­следние два десятилетия так обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Наблюдается этот процесс и в современной науке. Происходит «экологизация» обществен­ных дисциплин. Вопросами экологии начали заниматься эконо­мисты, юристы, социологи, философы, историки, журналисты. Особое по­ложение в экологизации науки и общественного сознания зани­мает экология человека, или антропоэкология.

Экология человека - это новое научное направление, изучаю­щее среду обитания и механизмы адаптации человека к различным ее условиям, физиологические основы нормы и патологии функ­циональных систем человеческого организма, здоровье людей и особенности влияния природных, антропогенных факторов на здоровье населения, критерии и способы его оценки.

1. В качестве научной дис­циплины экология человека появилась не на пустом месте. Она впитала в себя идеи многих исследователей. Сегодня ученые гово­рят о развитии экологического мышления, связывая это с угро­зой всемирной экологической катастрофы. Но нельзя забывать о том, что уже наш далекий предок в полном смысле слова был «стихийным антропоэкологом». Человек палеолита, выбирая пе­щеру для жилья или место для строительства свайного поселка, решал множество задач, которые несомненно можно отнести к числу экологических. Ведь жилье должно быть удобным для жиз­ни, защищать от зверей и врагов, иметь рядом воду для питья дрова для очага и угодья для охоты, рыбной ловли, сбора съедоб­ных растений. Нужно было выбрать жилище, защищенное от на­воднений и других стихийных бедствий. Для успешной охоты сле­довало знать повадки зверей и птиц, предугадывать изменения погоды. Особенно важно предвидеть опасности, угрожающие пле­мени, отличать съедобные растения от ядовитых, понимать, ка­кие продукты могут вызвать болезни. По мере развития человече­ства многие из этих знаний и навыков, ранее закрепленные как табу и религиозные запреты, были зафиксированы в письменной форме в виде законов.



Античные ученые стремились осмыслить роль и место человека в окружающем его мире, понять, как природные и хозяйственно-бытовые условия влияют на него. О зависимости путей развития человеческого общества и природы писал древнегреческий исто­рик Геродот (484-425 гг. до н. э.).

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) считал, что характер людей и политические события зависят от природных условий. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) по­лагал, что человек имеет общие функции как с растениями, так и с животными. Сам человек, в его понимании, - «общественное животное», в сферу жизни которого входят семья, общество, го­сударство. Анализ научных знаний античных времен показывает, что общественная мысль формировала представления о зависимо­сти развития общества и человека от природных условий.

Особенно глубоко взаимоотношения человека со средой его обитания исследовались в связи с опасностью возникновения раз­личных заболеваний. Великий врач древности, основоположник научной медицины Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) посвятил рас­смотрению данной проблемы труд «О воздухах, водах и местно­стях». В этом произведении, содержащем советы врачам, в частно­сти говорится: «Поэтому, кто придет в незнакомый город, он должен обратить внимание на его положение для того, чтобы знать, каким образом он расположен к ветрам или восходу солнца, ибо не одни и те же свойства имеет город, лежащий к северу и лежа­щий к югу, а также расположенный на восход солнца или на запад. <...> как обстоит дело по отношению к водам, пользуются ли они болотными и мягкими водами или жесткими, <...> или же солеными и неудобными для варения» и т.д. Продолжая харак­теристики особенностей природных условий городов, Гиппократ рассказывает, какого телосложения и каких болезней следует ожи­дать у людей в зависимости от преобладающих ветров, воды, рель­ефа и времен года. Физическая конституция и психические особенности описываемых народов, по убеждению Гиппократа, - результат природных условий и гео­графического положения мест их обитания.

Об этом же почти через четыреста лет после Гиппократа писал в I в. до н. э. римский философ Лукреций Кар в блистательной книге «О природе вещей»

В эпоху Возрождения Роджер Бэкон (1214-1292) показал, что живые и неживые тела построены из одних и тех же материальных частиц и живые существа находятся в тесной зависимости от окру­жающей среды.

Религиозный догматизм и схоластика средних веков значительно замедлили развитие экологических знаний. Однако даже в те вре­мена в трудах немецкого химика и врача Т. Парацельса (1493 - 1541) содержатся суждения о влиянии природных факторов на организм человека.

Великие географические открытия, колонизация стран способ­ствовали дальнейшему развитию естественных наук. Освоение но­вых территорий было немыслимо без знаний об их природе. Эти знания позволяли человеку выжить в непривычных условиях. Ев­ропейцы, продвигаясь в недавно открытые земли, огромное вни­мание уделяли описанию растительного и животного мира, влия­нию климата и погодных явлений на организм человека.

Рост городов и расширение мануфактурного производства при­вели к усиливающемуся загрязнению среды жизнедеятельности людей, что заставило власти и специалистов пристально взгля­нуть на эту проблему. Она возникла с появлением средневековых поселений, загрязненных сточными водами и различными бы­товыми отходами на улицах.

Российский император Петр I наряду с многочисленными го­сударственными делами рассматривал вопросы благоустройства, чистоты улиц и рынков, а также регулирования спуска сточных вод в Санкт-Петербурге и Москве.

Экология человека на современном этапе. Прослеживая корни экологии человека в глубокой древности, оценивая положитель­ный вклад многих ученых XIX и первой половины XX в., необхо­димо признать, что по-настоящему экология человека стала раз­виваться только во второй половине XX в. Импульсом к этому послужило осознание многими исследователями катастрофических последствий для человечества роста числа людей на Земле, ин­тенсивного воздействия хозяйственной деятельности на природу, на среду обитания человека, на самого человека, на его труд, быт, отдых, состояние здоровья. Огромное влияние на создание подлинно научного подхода к пониманию и решению экологи­ческих проблем оказали взгляды В.И.Вернадского (1863-1945), который сформулировал представление о ноосфере (сфере разу­ма), т.е. о таком этапе развития человечества, когда оно осознан­но будет охранять окружающую среду.

Ухудшение качества среды обитания человека, которое стано­вилось все более очевидным с середины XX в., не могло не вол­новать ученых и общественность. Как результат этой обеспокоен­ности за рубежом появилось большое число публикаций: У. Фогт «Путь к выживанию» (1948), У.Л.Томас «Роль человека в измене­нии облика Земли» (1956), Р. Карсон «Безмолвная весна» (1962), Донелла и Денис Медоуз с соавторами «Пределы роста» (1972).

Первая в отечественной литературе статья, посвященная эко­логии человека, принадлежит перу Н. П. Соколова, она появилась в 1964 г. В этот же период опубликованы работы Д. А. Бирюкова об экологической физиологии человека, в которых исследуется роль природных факторов как постоянных условий развития и совер­шенствования функций человеческого организма. Принципиальное значение для развития экологии человека имела книга В.П.Казначеева «Очерки теории и практики экологии человека» (1983).

Огромное значение для теории экологии человека имели тру­ды и непосредственная деятельность В.Б.Сочавы (1905-1978), С.С.Шварца (1919-1976), В.П.Алексеева (1928-1991) и А.Л.Яншина (1911 - 1996). В отечественной науке экология человека по­лучила «права гражданства» в 1974 г., когда в Москве в Институте географии АН СССР было проведено совещание «Теория и мето­дика географических исследований экологии человека» и вышел сборник материалов этого совещания. В сборнике опубликованы доклады А.П.Авцына, В.П.Алексеева, Т.И.Алексеевой, В.С.Пре­ображенского, Б.Б.Прохорова, Н.Ф.Реймерса и др.

Большой вклад в развитие отечественной экологии и антропоэкологии внес Н.Ф.Реймерс (1931 - 1993). Он считал, что важное место в ряду дисциплин, составляющих в совокупности «боль­шую экологию», принадлежит экологии человека, которая слу­жит мостом, соединяющим биологические разделы экологии с социально-демографическими и хозяйственно-технологическими ее разделами. Для совершенствования теории и практики эколо­гии человека велико значение работ Т.И.Алексеевой по адапта­ции населения, адаптивным типам людей в различных природ­ных зонах, В.С.Преображенского - по теоретическим пробле­мам экологии человека.

В становлении экологии человека как науки условно можно выделить 3 этапа:

I этап (с XIX в. до 20-30 гг. XX века) - формирование экологи­ческого мировоззрения. Среди научных трудов, в которых рассмат­ривались проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, следует отметить работы Т.Г Гексли «Место человека в при­роде» (1863), Дж.П. Марша «Человек и природа. Физическая геог­рафия и ее изменение под воздействием человека» (1864), Г. Спен­сера «Изучение социологии» (1870), Э. Реклю «Земля и люди» (1876) и другие.

Именно на этом этапе был введен термин «экология человека». По некоторым данным его предложили американские исследова­тели Р. Парки Э. Берджес в работе «Человеческая экология» (1921). Правда, они проводили социологические исследования населения г. Чикаго, поэтому под «экологией человека» в большей степени понимали «социальную экологию».

Наиболее полно экологический подход был разработан в трудах французских географов П. Видаля де ля Блаш «Принципы геогра­фии человека» (1922) и Брюна «География человека»(1925).

Кроме формирования экологического мировоззрения на пер­вом этапе большое внимание уделялось изучению различных вли­яний географических закономерностей, территорий на состояние здоровья людей.

II этап (40-60 гг. XX века) - период становления.

Одной из важнейших работ этого этапа является 3-томное издание «Основ человеческой географии» (1943-1952) французского исследователя М. Сорре, т.к. в первом томе под названием «Очерки экологии че­ловека» (1943) была сформулирована основная задача экологии -«изучение человека как живого организма, который испытывает воздействие определенных условий существования и реагирует на раздражение со стороны окружающей его естественной среды».

С середины XX века отмечается ухудшение качества среды обитания человека, что вызвало обеспокоенность ученых и появле­ние за рубежом таких публикаций, как «Путь к выживанию» У. Фокта (1948), «Роль человека в изменении облика Земли» У.Л. Томаса (1956), «Безмолвная весна» (1962) и другие.

Первые статьи в отечественной литературе, посвященные проблемам экологии человека, были написаны Н.П. Соколовым и Д.А. Бирюковым в начале 60-х гг. прошлого столетия.

Основными исследованиями этого периода являются вопросы возникновения и распространения эндемичных (от греч. endemos - местный) болезней.

III этап (с 70-х гг. ХХ века до настоящего времени) - современ­ный период. Значительным событием этого периода является Пер­вое международное совещание по окружающей человека среде, прошедшее в г. Стокгольме в 3972 г., где экология человека была провозглашена как наиболее важное направление. В нашей стране
первое научное совещание по географическим вопросам экологии человека было проведено в 1974 г. Принципиальное значение для развития экологии человека в этот период имела книга В.П. Казначеева «Очерки теории и практики экологии человека» (1983) и научная деятельность таких ученых, как Б.В. Сочавы, С.С. Шварца, В.П. Алексеева, Н.Ф. Реймерса, Т.И. Алексеевой и B.C. Преобра­женского.

Деятельность людей по использованию природных ресурсов наносила и наносит большой ущерб растительному и животному миру планеты, ее недрам, водам и почвам, но и сам человек ста­новится жертвой своей деятельности. Эта идея стала очевидной для мыслителей прошлого задолго до появления самих понятий «экология» и «экология человека».

Н.Ф. Реймерс в книге «Надежды на выживание человечества: концептуальная экология» (1992) подчеркивает, что важное мес­то в ряду дисциплин, составляющих в совокупности «большую экологию», принадлежит экологии человека. В «Экологическом манифесте» Н.Ф. Реймерс писал: «Бездумная техника сминает природу, кромсает биосферу, давит человечество, травит землю. Этот путь окончен. Смог, удушающий людей, озоновые дыры над полюсами и чума XX века - ВИЧ (СПИД) - достаточное тому доказательство. В обращении с планетой, с самим человеком нуж­ны глубокие знания и мудрая осторожность. Они - символ эко­логии. Век безоглядной эксплуатации позади: и человека челове­ком, и природы человеком. Природа требует воспроизводства. В особой заботе нуждается человек. Экономика перестала быть един­ственной общественной целью. Не безвременно скончаться бога­тыми, а жить, пользуясь благами природы и цивилизации, - за­дача людей».

Предмет и задачи экологии человека

2.1 . Экология человека как наука. Ее связь с другими науками.

Об экологии человека как о проблеме или как об особой на­уке говорят и пишут специалисты самых разных областей знаний, поэтому до сих пор нет общепринятого определения этого научно­го направления. Еще С.С. Шварц (1974) писал, что «экология чело­века - наука, еще не получившая прав гражданства, не определив­шая своего предмета и метода исследования, - уже стала одной из популярнейших отраслей знания. Естественно поэтому в экологию человека разные авторы вкладывают разное содержание».

Б.Б. Прохоров (1979) так определил данную проблему; «види­мо, наиболее правильно рассматривать экологию человека как но­вую, складывающуюся синтетическую науку (точнее, ассоциацию наук), которая должна обобщить данные отраслевых дисциплин». «...Экология человека - ассоциация медико-биологических, геогра­фических, исторических и общественных наук, которые в рамках экологии человека изучают взаимодействие групп населения с ок­ружающей средой и ее географическими подразделениями и в свя­зи с этим морфологические особенности, потенциальную и акту­альную патологию, численность, бытовые и хозяйственные навыки населения, обусловленные влиянием из внешней среды».

Н.В. Казначеев (1983) считал, что экология человека - это комп­лексное междисциплинарное научное направление, исследующее

Закономерности взаимодействия популяций людей с окружа­ющей средой;

Проблемы развития народонаселения в процессе этого взаи­модействия;

Проблемы целенаправленного управления сохранения и раз­вития здоровья населения;

Совершенствование Homo sapiens.

Н.Ф. Реймерс (1990) рассматривал данное научное направление как

*Экологию человека , которая является комплексной дисципли­ной, исследующей общие законы взаимоотношения биосферы (ее подразделений) и антропосистемы (ее структурных уровней чело­вечества, его групп (популяций) и индивидуумов), влияние при­родной (в ряде случаев и социальной) среды, на человека и группы людей. Антропосистема - это человечество как развивающееся целое, включающее человека как биологический вид, его материальную и духовную культуру, производственные силы и производственные отношения.

* Экологию человеческой личности.

* Экологию человеческих популяций, в том числе этносов.

В последнее время сформировалось следующее определение экологии человека - это наука, изучающая закономерности воздей­ствия на население конкретных регионов природных, социальных, про­изводственных факторов, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а также причины их возникновения.

Таким образом, экология человека представляет собой комплекс­ную эколого-социально-экономическую отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматривают­ся как одинаково важные составляющие среды жизни человека.

Если говорить о науках, представители которых активно участ­вовали в разработке проблем экологии человека, то одними из пер­вых следует назвать медицину и биологию. В пределах медицин­ских наук вопросы экологии человека в той или иной степени рассматриваются гигиеной, токсикологией, эпидемиологией и другими направлениями этой отрасли. Среди биологического бло­ка наук, внесших большой вклад в становление и развитие эколо­гии человека, следует отметить физиологию, генетику, антрополо­гию, психологию и общую экологию.


Рис. 1. Структура экологии человека (по В.Н. Мовчану, 2004).

Кроме того, важную роль в экологии человека сыграли пред­ставители географических наук: география, ландшафтоведение и другие.

На рис. 1 представлена упрощенная схема структуры экологии человека. Хотя данная схема не отражает многочисленные междис­циплинарныесвязи, которые существенны для этой науки.

2.2. Направления в экологии человека.

Условно экологию человека можно разделить на два направ­ления:

2.3. Цели и задачи экологии человека.

Цель экологии человека, как и любой науки, - обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптими­зации жизненной среды человека и процессов, протекающих в че­ловеческих общностях.

Объектом изучения экологии человека является система «чело­век - окружающая среда», в которой человек выступает как на организменном, так и на популяционном уровне, а понятие «окружа­ющая среда» охватывает природную, техногенную, социокультур­ную среды (рис. 2).

При этом важным является:

1. Здоровье индивида - динамический процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функ­ций, обеспечивающих оптимальную трудоспособность и социаль­ную активность, совершенствование психофизиологических воз­можностей человека;

2. Здоровье территориальной общности людей - динамический процесс сохранения и развития биологической, физиологической, психосоциальной жизнеспособности населения в ряду поколений;

3. Профессиональное предпочтение и профзаболевания;

4. Культурно-образовательный уровень;

5. Демографические показатели.


Рис. 2. Структура системы «человек - окружающая среда»

Элементы внешнего для человеческой общности окружения в свою очередь взаимодействуют между собой, составляя большую динамическую систему. Изменения отдельных элементов этой под­вижной системы оказывают влияние на основные характеристики общности людей: уровень здоровья индивида, демографические показатели и т.д.

Исходя из вышеизложенного задачи, стоящие перед экологией человека, многообразны.

Выделяют 3 основных подхода при разработке теоретических задач:

Создание на различных государственных уровнях единой сис­темы контроля качества окружающей среды и оценки последствий для здоровья населения;

Создание социально-экономических, физических условий поддержки здоровой окружающей среды и коррекции неблагоприятных изменений здоровья человека и общества, вызванных действием антропогенных и экстремальных факторов;

Разработка и реализация технико-технологических и приро­доохранных программ, направленных на минимизацию риска для здоровья населения, связанного с приоритетными антропогенны­ми факторами окружающей среды.

Среди прикладных з адач можно выделить:

Исследование влияния условий города на здоровье человека и общность людей;

Создание благоприятной окружающей среды (улучшение качества атмосферного воздуха, воды, снижение шумовой нагруз­ки и др.);

Стабилизация и улучшение социально-экономического поло­жения населения (улучшение медицинской помощи, обеспечение занятости населения и др.);

Формирование здорового образа жизни;

Мониторинг за экологическим состоянием города и здоровь­ем населения;

Формирование экологического мышления и культуры.

3. Методы исследования

В ходе развития экологии человека сфор­мировались ее теоретические основы, методологические поло­жения и конкретные методические приемы решения научных и прикладных задач. Теория и практика антропоэкологических ис­следований базируются на осмыслении, переработке и совер­шенствовании методов других дисциплин.

Для формирования методических основ экологии человека важ­но понимание ее как науки о законах развития пространственно-временных систем (антропоэкосистем), включающих изучение здоровья населения и его демографического поведения, обуслов­ленных процессом взаимодействия человеческих общностей и природных комплексов, а также о методах регулирования этих систем и управления ими.

В процессе изучения тех или иных антропоэкосистем на ос­нове сведений различных наук необходимо интерпретировать полученную информацию в сугубо антропоэкологическом ас­пекте, используя идеи и приемы, присущие именно экологии человека.

Для решения научных и прикладных задач по экологии челове­ка исследования проводятся на различных пространственных уров­нях, которые можно разделить на три основных - локальный, региональный и глобальный. Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб, как используемых картографических источников, так и картографического оформ­ления окончательных результатов исследования.

Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора ин­формации, которые сложились в науках, послуживших базой фор­мирования экологии человека.

Среди этих методов - наблюдение, эксперимент, оценивание, моделирование, карто­графирование, районирование и прогнозирование. Эту работу могут проводить как сами антропоэкологи, так и исследователи соответствующего профиля. Специалисты по экологии человека непосредственно осуществляют анализ и синтез собранной ин­формации и ее верификацию (проверку результатов). Большое зна­чение имеет правильный выбор формы представления получен­ных результатов.

Основные знания, получаемые в экологии, равно как и в других науках, основаны прежде всего на наблюдении. Поэтому метод непосредственного наблюдения изучаемой системы (в том числе и живого организма) или ее определенных компонентов в ес­тественных условиях подразумевает невмешательство (или мини­мально возможное вмешательство) наблюдателя и является одним из наиболее важных, в историческом плане, - первым методом экологических исследований. В современных условиях метод на­блюдения проводится с помощью новейшей электронной, акусти­ческой, фотографической и прочей аппаратуры. В ходе проверки или подтверждения наблюдения становятся научным фактом. Для объяснения причины наблюдаемого явления выдвигаются различ­ные предположения (гипотезы), которые проверяются в процессе эксперимента.

Экспериментальный метод широко применяется в экологии. Его принципиальным отличием от пассивного наблюдения являет­ся то, что задача наблюдения - получение сведений о поведении организма или популяции (экосистемы) в ненарушенных естест­венных условиях, тогда как в эксперименте исследователь следит за объектом, в котором им сознательно произведены определенные, может быть и достаточно сильные, изменения. Многообразие экс­периментов определяется степенью контроля человека за условия­ми эксперимента и числом сознательно варьируемых факторов. На одном конце располагаются практически неконтролируемые экс­перименты (например, проводимые в полевых условиях), а на дру­гом противоположном конце группируются эксперименты, в кото­рых исследователь имеет полную возможность контролировать все интересующие его экологические факторы в течение всего опыта (чаще всего такого типа эксперименты проводятся в лабораторных условиях). Промежуточное положение занимают эксперименты, в которых контролируются лишь некоторые факторы.

При современном состоянии статистических материалов и сте­пени изученности территории большая роль в исследованиях по экологии человека принадлежит методу оценивания. Оценивание среды обитания населения - один из наиболее распространенных методов исследования в экологии человека. Оце­нивание служит важным способом получения необходимой ин­формации. Если объективные данные, выраженные в четкой ко­личественной форме, отсутствуют или их недостаточно, исследо­ватели используют метод оценок. Оценивание - это сопоставление неизвестного с известным. Прием оценивания предполагает анализ состояния того или иного объекта или процесса в данное время. Однако при этом оценивание нацелено на прогнозирование развития процесса или явле­ния и, в конечном счете, на управление им, т.е. на целена­правленное его изменение.

Кроме того, в экологии используют популяционный подход в исследованиях. Наиболее часто в рамках данного направления изу­чаются вопросы по выявлению факторов, ограничивающих расп­ространение тех или иных популяций и рост их численности.

К методам изучения популяций относят количественный метод, который основан на математической статистике с использованием различных показателей. Простейшие статистические показатели, характеризующие совокупность по какому-либо одному количест­венно оценивающему признаку, - это среднее значение и диспер­сия. Дисперсия количественно оценивает разброс данных, их сред­ний квадрат отклонения от среднего значения. Высокие значения дисперсии соответствуют большей гетерогенности исследуемой со­вокупности поданному признаку, а низкие - малой.

При описании популяции используются показатели, характе­ризующие ее состояние в определенный момент времени (напри­мер, численность и плотность населения) или за некоторый проме­жуток времени (рождаемость, смертность и т.д.).

Современные достижения информационных технологий поз­волили в экологии активно применять метод моделирования. Сущ­ность этого метода состоит в том, что наряду с системой (оригина­лом) рассматривается ее модель, в качестве которой выступает не­которая другая система, представляющая собой образ (подобие) оригинала. Модель - упрощенное представление реальной систе­мы, для которой характерно бесконечное число связей с окружаю­щей средой. Упрощение позволяет ограничить число связей и выб­рать те из них, которые являются наиболее важными. Затем осуще­ствить компьютерное моделирование (исследование) динамики поведения системы в различных ситуациях и прогнозирование ее поведения в будущем.

Моделирование позволяет определить основные свойства мо­дели экологической системы, законы развития и взаимодействия с окружающим миром, научиться управлять поведением модели и определить наилучшие способы управления экологической систе­мы для достижения заданных целей, прогнозировать прямые и кос­венные последствия реализации различных форм и способов воз­действия на экологический объект.

Яркий пример компьютерного моделирования - модель воз­можных последствий ядерного конфликта между США и СССР. Модель разработали ученые Вычислительного центра Академии наук СССР (ВЦ АН СССР, ныне это ВЦ РАН) под руководством академика Н.Н. Моисеева. По предсказаниям, сделанным на ос­нове этой модели, были спрогнозированы глобальные последствия: «ядерная ночь», длящаяся три года, и как ее результат - «ядер­ная зима» на всей планете. Последствия «ядерной зимы» могли привести к фатальному концу существование человечества. Уче­ные сделали свою модель достоянием научной международной общественности, а также правительств. Видимо, благодаря и это­му обстоятельству человечество смогло избежать роковой «гло­бальной проверки».

Результаты изучения модели переносятся потом на оригинал. Обратный переход от модели к оригиналу называется интерпретацией модели. В зависимости от особенностей оригинала и задач исследований применяются самые разнообразные модели. По своей природе модели подразделяются на реальные и идеальные (знаковые). Реальные модели близки к оригиналу (например, аква­риум - модель водной экосистемы), а знаковые представляют собой условное описание системы оригинала с помощью символов и операций над символами.

Наибольшее значение для экологии имеют две разновидности знаковых моделей: концептуальные и математические. Концепту­альная модель состоит из научного текста, сопровождаемого блок-схемой системы, таблицами, графиками и прочим иллюстратив­ным материалом. При количественном изучении динамики эко­систем эффективнее является метод математического моделирова­ния, в котором поведение системы описывается соответствующими математическими функциями.

Метод математического моделирования включает создание следующих типов моделей: динамические - для их создания используют обыкновенные
дифференциальные или матричные уравнения, и они не содержат
случайных параметров; стохастические - они в той или иной мере учитывают случай­ные параметры, имеющиеся в реальных системах.

В последнее время для поиска оптимальной стратегии поведе­ния человека или воздействия его на экологические системы стали активно применяться игровые и оптимизационные модели.

Для антропоэкологического изучения территории, анализа проблемных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит антропоэкологическое таксонирование (районирование), т.е. деление территории на более мелкие таксоны.

При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно могут быть использованы дистанционные методы и приемы иссле­дования {аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). С помощью дистанционной информации (в сочетании с на­земными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяй­ство, структура территориальной организации общества, природ­ные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в разви­тии этих явлений и процессов. Использование космической инфор­мации о территории вместе с другими методами позволяет прогнозировать изменения, происходящие в окружающей человека среде.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин. Внимание к междисциплинарным исследованиям и даже… … Философская энциклопедия

Специализация: научный Периодичность: ежемесячно Язык: русский, английский Адрес редакции: г. Тамбов Издатель: ООО Издательство … Википедия

ОСОБЕННОСТИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ - характерные черты развития науки конца XX – начала XXI вв., связанные с переходом к четвёртой глобальной научной революции: 1) Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой… … Философия науки и техники: тематический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ - область науковедения и философии науки, предметом исследования которой является поведение отдельных ученых, а также функционирование научных коллективов различной мощности и направленности (научные группы, научные школы, лаборатории,… … Философия науки: Словарь основных терминов

Трансдисциплинарность способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой либо одной научной дисциплины. Содержание 1 Общие положения … Википедия

Трансдисциплинарность (Трансконтинентальность) способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления не ограничиваясь рамками какой либо одной научной дисциплины. Содержание 1 Общие положения 2 Часто у … Википедия

- (англ. Applied Neuroscience) междисциплинарные научные направления нейронауки с другими науками, имеющие теоретическое и практическое значение. Быстрое развитие в настоящее время получила нейронаука (англ. Neuroscience), поскольку она существенно … Википедия

Запрос «Фундаментальные исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Фундаментальная наука область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений (в том числе и… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Синергетика (значения). Синергетика (от греч. συν приставка со значением совместности и греч. ἔργον «деятельность») междисциплинарное направление науки, изучающее общие… … Википедия

Библиотековедение научная дисциплина документно коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех её связях и опосредованиях. Содержание 1 Описание 1.1 Разделы библиотековедения … Википедия

Книги

  • Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. Сборник статей , Воронцова Е. А.. Цель проекта - серии из трех сборников "Музеи - библиотеки - архивы в информационном обеспечении исторической науки"-заключается в описании поставленной проблемы в преломлении основных…
  • Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки , Воронцова Е.. Цель проекта – серии из трех сборников «Музеи – библиотеки – архивы в информационном обеспечении исторической науки» – заключается в описании поставленной проблемы в преломлении основных…
1

В статье проводится сравнительный анализ дисциплинарности и междисциплинарности и выявляются как преимущества, так и недостатки последней. Выделяется два основных подхода к междисциплинарности. Согласно первому, междисциплинарность понимается как взаимодействие двух или более научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, свою терминологию и методы исследования. Второй подход к междисциплинарности предполагает выявление тех областей знания, которые не исследуются существующими научными дисциплинами. В качестве основных преимуществ междисциплинарности отмечается ее интегративный характер, позволяющий исследовать сложные объекты в их целостности, применяя интегральную методологию и синтезируя тем самым данные, полученные специалистами различных дисциплин. Основными проблемами при проведении междисциплинарных исследований являются несовпадение специализированных языков и понятийного аппарата различных дисциплин, вырабатывающих интегративное знание, а также сложность научной экспертизы исследований, проходящих на стыке областей знания.

междисциплинарность

научная дисциплина

дисциплинарная организация науки

междисциплинарные исследования

научный метод

методология

научный термин

1. Беляева Л.Н. Научная статья как объект экспертной оценки [Текст] / Л.Н. Беляева, Н.Л. Шубина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Сер. Филологические и исторические науки, культурология. -2014. - № 172. - С. 5–12.

2. Бикбов А.Т. Дисциплина научная [Текст] / А.Т. Бикбов // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Гл. ред. И.Т. Касавин. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. - С. 207–208.

3. Волков А.А., НазаровИ.Н., Усачева И.А. Особенности проявления негативных признаков профессиональной деформации личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-23. - С. 5219–5222.

4. Горский Д.П. Определение: Логико-методологические проблемы [Текст] / Д.П. Горский. - М.: Мысль, 1974. - 311 c.

5. Гусев С.С. Междисциплинарность [Текст] / C.С. Гусев // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Гл. ред. И.Т. Касавин. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. - С. 477–478.

6. Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования [Текст] / Э.М. Мирский // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - 428 c.

7. Клейнер Г.Б. Междисциплинарность, системность, гармония – ориентиры развития социально-экономических исследований [Текст] / Г.Б. Клейнер // Перспективы развития междисциплинарных социально-экономических и гуманитарных исследований: Доклады и выступления участников круглого стола (24 июня 2015, Ростов-на-Дону) / Отв. ред. Г.Б. Клейнер. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015.- С. 12–32.

8. Реформатский А.А. Введение в языковедение [Текст] / А.А. Реформатский. - М.: Просвещение, 1967. - 544 с.

9. Степин В.С. Философия науки и техники. [Текст] / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Гардарика, 1996. - 399 с.

10. Степин В.С. История и философия науки [Текст] / В.С. Степин. - М.: Академический проект, 2011. - 423 с.

11. Тагард П. Междисциплинарность: торговые зоны в когнитивной науке [Текст] / П. Тагард // Логос. -2014. - № 1. - С. 35–60.

12. Тульчинский Г.Л. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия [Текст] / Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Алетея, 2003. - 432 с.

13. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы [Текст] / М. Фуко. - М.: Изд-во «Ad Marginem», 1999. - 479 с.

14. Jacobs H.H. The Interdisciplinary Concept Model: Theory and Practice / H.H. Jacobs, J.H. Borland // Gifted Child Quarterly. - 1986. - No. 4. - P. 159–163.

Одной из ведущих тенденций в науке второй половины XX в. является стремление к синтезу знания, полученного в рамках отдельных научных дисциплин. Наряду с сохраняющейся дисциплинарной организацией науки и усиливающейся специализацией идет активное формирование междисциплинарного знания, все чаще применяются проблемные и проектные подходы к исследованию, утверждается парадигма целостности. Однако понимание междисциплинарности как на уровне самого определения понятия, так и на уровне оценки ее эвристического потенциала существенно различается. По-разному оценивается и ее эффективность. Нередко исследователи указывают, что их работа носит междисциплинарный характер, плохо понимая сущность междисциплинарности, полагая, однако, что такое указание повысит их шансы на получение гранта либо придаст дополнительную актуальность и ценность их изысканиям. В связи с изложенным возникла необходимость, как конкретизации самого термина, так и определения основных преимуществ междисциплинарности и неизбежных проблем, встающих перед учеными, работающими на стыке научных дисциплин.

Приступая к анализу базовых определений междисциплинарности, следует определить, что понимается в науке под конкретной дисциплиной. Необходимо отметить, что интерес к изучению дисциплинарной организации науки возникает с 1950-х гг. В эпистемологии формируется представление о научной дисциплине как форме организации знания, а также о науке как системе отдельных дисциплин. Складывается устойчивое представление о том, что дисциплинарная организация науки облегчает процессы внутринаучной коммуникации и контроля, обеспечивает подготовку кадров. Каждая научная дисциплина имеет традиционный объект исследования и свой научный инструментарий, признанное экспертное сообщество и совокупность авторитетных журналов и издательств, собственную «научную элиту» и «научную периферию». Научную дисциплину также рассматривают как «аппарат прореживания возможных (отсева недопустимых) способов мышления и объяснения, которое в действующей системе разделения научного труда осуществляется путем контроля за научными карьерами, начиная с ранних этапов, при помощи административных средств принуждения и создания возможностей, доступных крупным научным институтам» .

По мнению известного французского философа М. Фуко, общая тенденция дисциплинаризации, проявившаяся в европейской культуре с XVIII в., во многом обусловлена стремлением государственной власти контролировать все сферы жизни общества . Действительно, по мере того, как развитие науки начинает все больше определять прогресс общества в целом, государство все активнее пытается контролировать ее, управлять ею, что возможно осуществлять, только применяя к науке вполне определенные четкие критерии и систему эталонов. Дисциплинарная организация науки облегчает процесс такого контроля, наука из сферы свободного творчества превращается в четко организованный и регламентированный социальный механизм. Исследователь как представитель определенной научной дисциплины должен быть очень дисциплинирован: он не должен отступать от устоявшихся норм и правил исследования, ему следует придерживаться сложившихся традиций, в противном случае он утрачивает саму возможность утвердиться в профессиональной среде.

Дисциплинарная организация науки имеет под собой еще одно основание. По мере накопления корпуса удостоверенного знания время энциклопедистов уходит в прошлое. Постоянно увеличивается объем информации, который должен быть переработан исследователем, изучающим тот или иной предмет, что делает невозможным его поистине всестороннее рассмотрение. Усложняется и методология исследования: современный ученый должен владеть все более сложным исследовательским инструментарием. Стремление к профессионализации и специализации научных исследований приводит к дроблению дисциплин. Число их в настоящее время сложно даже точно определить. В.С. Степин, например, указывает, что в конце ХХ в. существовало более 15 000 научных дисциплин . Однако на этом процесс дифференциации науки не закончился. В настоящее время наука может быть представлена как совокупность не отдельных научных дисциплин, а их сложных комплексов. В дисциплинарном комплексе можно выделить фундаментальные науки - дисциплины, разрабатывающие программы изучения тех или иных объектов, и таксономические - дисциплины конкретно-предметной организации, использующие при изучении определенных групп объектов программы фундаментальных наук . Например, в дисциплинарном комплексе биологических наук к фундаментальным могут быть отнесены физиология, генетика, экология, к таксономическим - ботаника, бактериология, орнитология.

Порой усиливающаяся специализация научного знания граничит с так называемым «профессиональным кретинизмом», когда представители отдельной научной дисциплины не хотят знать ничего, выходящего за ее непосредственные рамки. Признание приоритета собственной научной дисциплины перед другими, свойственное многим ученым, увлеченным своей деятельностью, приводит к формированию у них профессиональных стереотипов, проявляющихся в автоматизированных умениях и навыках, необходимых для осуществления профессиональной деятельности . Однако это зачастую приводит к негативным следствиям: ученый, полагаясь на свой высокий уровень профессионализма, использует стандартизированные методики. Стереотипизация познавательных действий, упрощенный подход к решению проблем приводят к тому, что ученый начинает неадекватно воспринимать инновации, утрачивает чуткость к новизне, а ведь именно продуцирование нового знания является важнейшей особенностью науки.

Преодолеть указанные недостатки дисциплинарности и призвана междисциплинарность, получившая распространение во второй половине ХХ - начале XXI вв. Следует отметить, однако, что трактуется этот подход к научному познанию по-разному. Так, в «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» междисциплинарность определяется как «термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания» . По мнению Х. Якобса и Дж. Борланда, междисциплинарность - это вид знания, включающий методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины для рассмотрения определенной темы, проблемы или явления . Э.М. Мирский интерпретирует междисциплинарное взаимодействие как отношение между системами дисциплинарного знания в процессе интеграции и дифференциации наук, а также как коллективные формы работы ученых разных областей знания по исследованию одного и того же объекта . Г.М. Тульчинский указывает, что междисциплинарность проявляется в постановке проблем, в подходах к их решению, в выявлении связей между теориями, в формировании новых дисциплин .

В целом, можно выделить два основных подхода к междисциплинарности. Согласно первому, междисциплинарность понимается как взаимодействие двух или более научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, свою терминологию и методы исследования. Непосредственно такое взаимодействие реализуется в форме работы над конкретными исследовательскими проектами, создания междисциплинарных центров при академических организациях, проведения междисциплинарных конференций, издания проблемно, а не дисциплинарно ориентированных журналов и т. п. Второй подход к междисциплинарности предполагает выявление тех областей знания, которые не исследуются существующими научными дисциплинами. Приставка «меж» в этом случае указывает на наличие некого провала между дисциплинами, «ничейной земли», не являющейся традиционным объектом исследования ни одной из дисциплин. В таком случае на стыке научных дисциплин может возникнуть новая. Например, социальная психология возникла на стыке таких дисциплин как общая психология и социология, выявив «ничейный» объект исследования и заимствовав язык и методы из обеих «материнских» дисциплин.

Исходя из изложенного выше подхода к дисциплинарности М. Фуко, междисциплинарность можно рассматривать как сферу свободы, как возможность вырваться из-под жесткого контроля дисциплинаристов, приблизиться к подлинному творчеству, свободному от каких-либо ограничений. Именно с таких позиций Г.Б. Клейнер пишет, что «дисциплинарность - это порядок, а междисциплинарность - это свобода» .

Безусловно, междисциплинарность в ее первом значении может способствовать плодотворному решению научных проблем. Она позволяет исследовать объект в его целостности, объединять данные, полученные специалистами различных дисциплин, привести к возникновению новых, плодотворных концепций, расширяющих и углубляющих существующий корпус научного знания. Как правило, междисциплинарные исследования проводятся в том случае, когда предмет исследования слишком сложен, а проблема слишком масштабна для определенной научной дисциплины. Междисциплинарность может иметь существенные преимущества перед отдельными дисциплинами, однако она же может завести исследователей в своеобразные тупики, а за громкими фразами о применении междисциплинарной методологии могут скрываться дилетантизм и непрофессионализм. Четкое понимание преимуществ междисциплинарности и возможных проблем, связанных с ее применением, позволит исследователям использовать ее эвристический потенциал, избегая негативных последствий чрезмерной увлеченности ею. Постараемся выделить как основные преимущества, так и существенные проблемы, возникающие при применении междисциплинарности.

Важное преимущество междисциплинарности, связанное с выявлением связей между различными дисциплинарными областями, является проявлением интегративных тенденций, присущих постнеклассической науке с ее стремлением к синтезу знания. Следствием применения междисциплинарного подхода к исследованию может стать выход за рамки сложившихся стереотипов, норм и исследовательских традиций. Однако, как справедливо отмечает П. Тагард, междисциплинарное исследование будет успешным лишь в том случае, если оно опирается на идеи, действительно пересекающие дисциплинарные границы .

На методологическом уровне междисциплинарность значима потому, что позволяет применить методы, характерные для одной дисциплины в других областях знания, порождая новый междисциплинарный инструментарий. В качестве примера такого инструментария в когнитивных исследованиях можно, вслед за П. Тагардом, назвать компьютерное моделирование и нейровизуализацию мозга . Компьютерное моделирование может считаться междисциплинарным методом по причине того, что создание компьютерных моделей не входит в обычную профессиональную подготовку психологов, философов, нейробиологов, лингвистов и антропологов, участвующих в когнитивных исследованиях. Сам этот метод основан на идеях структур и алгоритмов, взятых из такого раздела информатики, как искусственный интеллект. Однако для понимания моделирования когнитивных процессов необходимо знание психологии, философии, лингвистики и нейронауки. Таким образом, применение указанного метода становится возможным либо в случае междисциплинарного сотрудничества между теоретиками информатики и представителями других научных дисциплин, либо заимствования идей и навыков из одной дисциплины представителями другой . Второй способ возможен при условии получения специалистом в одной сфере дополнительного образования.

Значимой характеристикой междисциплинарного исследования является его проблемная ориентированность, приводящая к появлению принципиально нового знания на стыке отдельных дисциплин. Причем сами дисциплины после подобного интегрирования не прекращают своего существования, а лишь обогащаются новыми принципами исследования.

Существенными проблемами, возникающими при проведении междисциплинарных исследований, являются проблемы несовпадения специализированных языков и понятийного аппарата различных дисциплин, а также экспертизы междисциплинарных исследований. Как известно, формирование научной терминологии является результатом длительной эволюции. Становление научной дисциплины идет параллельно с формированием ее понятийной базы, причем основным требованием к термину является высокая степень однозначности. Известный специалист в области теории познания Д.П. Горский указывал: «Для того, чтобы слова и знаки, используемые в научной теории, имели характер научных терминов, они должны обладать свойством однозначности. Это означает, что термин должен обозначать один-единственный предмет» . Полисемия в научной работе является серьезным недостатком, затрудняющим адекватное восприятие текста. Однако если в рамках отдельной научной дисциплины наблюдается тенденция к пониманию важности однозначности терминов, то в терминологических системах различных дисциплин «полисемия настолько расходится, что может становиться омонимией» . В связи с изложенным, важным этапом междисциплинарного исследования является разработка базовой терминологии. Сложность, однако, заключается в том, что практически в каждом конкретном случае понятийный аппарат приходится разрабатывать или перерабатывать заново. Причем между учеными, входящими в коллектив, проводящий междисциплинарное исследование, должно иметься единство мнений по поводу того, какой смысл будут иметь термины. Однако на практике такое терминологическое единство далеко не всегда наблюдается. Порой трактовкам терминов вообще не придается значения, вследствие чего ученые разных дисциплин либо не могут прийти к совместным выводам, ведя бесплодные дискуссии, либо используют понятийный аппарат некритически, а ведь именно терминология является тем фундаментом, на котором строится все здание научного исследования.

Существенной проблемой междисциплинарных исследований является проведение их экспертной оценки. Традиционно в науке действует принцип «рецензирования равными», причем «равные» являются представителями той же научной дисциплины. В случае междисциплинарных исследований этот принцип нарушается, и неизбежно возникает вопрос критической оценки проведенных изысканий. Поскольку статьи, освещающие междисциплинарные исследования, как правило, рецензируются дисциплинаристами, возникает угроза их непонимания или неточного толкования. Чтобы этого избежать, экспертиза научного текста должна включать анализ метаязыка описания результатов научных исследований . Для облегчения работы рецензентов и обеспечения адекватной оценки результатов изложенного в междисциплинарных исследованиях, автору необходимо включить в сам текст характеристику базовой терминологии и методологии, что, учитывая ограниченный объем статьи, может быть затруднительно.

Итак, междисицплинарность может стать как фактором повышения качества исследовательских проектов, так и затруднить получение нового истинного знания. Преимущества междисциплинарных исследований могут быть реализованы только при условии определения четких принципов работы междисциплинарных коллективов и сфер ответственности входящих в него ученых, критического использования терминологии, выработки и применения эффективной методологии, позволяющей осуществить подлинный синтез знания. Важной проблемой эпистемологии в целом является выработка критериев экспертизы междисциплинарных исследований, позволяющих как оценить новаторские работы, так и избежать дилетантизма и непрофессионализма.

Библиографическая ссылка

Лысак И.В. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25376 (дата обращения: 27.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Антропология и концепции биологии Курчанов Николай Анатольевич

11.1. Экология как междисциплинарная наука

Термин «экология» (от греч. ?ikos – местообитание ) был предложен еще в 1866 году Э. Геккелем. Возникнув более полутора веков назад как наука об отношениях организмов между собой и с окружающей средой, экология затем весьма расширила свою область исследований. В своих теоретических построениях она объединила достижения ботаники, зоологии, физиологии, биохимии, генетики, теории эволюции, этологии. Неразрывна связь экологии с такими естественными науками, как химия, физика, геология, география. Ни в одной другой биологической науке столь широко не используются математические методы. Исходя из вышесказанного, в настоящее время экология с полным правом может считаться междисциплинарной наукой.

Охватив столь широкий круг проблем, сама экология не могла избежать процесса дифференциации. Как самостоятельные дисциплины из нее выделились общая экология, популяционная экология, физиологическая экология, эволюционная экология . Из эволюционной экологии, в свою очередь, выделилась и бурно развивается поведенческая экология, изучающая особенности поведения (выбор пищи, стратегии поведения, брачных партнеров) в разных экологических условиях.

Экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны природы. Научно-технический прогресс, породивший экологический кризис, выдвинул на ведущее место экологию человека как науку об ответных реакциях человека на факторы внешней среды. Некоторые аспекты экологического кризиса были рассмотрены нами ранее. В целом эта проблема, пожалуй, самая актуальная для судьбы человечества, требует специального разговора, поэтому в данной главе рассматриваться не будет.

Из книги Экология [Конспект лекций] автора Горелов Анатолий Алексеевич

Тема 11. ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА Человеческие ценности меняются в процессе преобразования природной среды. Но сама ситуация изменяется в том случае, если новые ценности становятся достоянием широких масс, т. е. если появляются соответствующая идеология и

Из книги Экология автора Митчелл Пол

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ В последние годы распространилась практика восстановления поврежденных и деградировавших экосистем. Она включает четыре основные возможности: восстановить в точности то, что было раньше (восстановление); воссоздать систему, в чем-то

Из книги Теория адекватного питания и трофология [таблицы текстом] автора

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ Невозможно понять экологию современности без знания экологии прошлого. Историческая экология - это «история растительности и ландшафтов» (Рэкхэм, 1998). За тысячи лет человек изменил многие среды обитания; в настоящее время многие ландшафты имеют

Из книги Теория адекватного питания и трофология [таблицы картинками] автора Уголев Александр Михайлович

ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ Ландшафтная экология - новая дисциплина, которая изучает различные экологические процессы, происходящие на территориях, измеряемых гектарами и квадратными километрами.Такие огромные территории обычно состоят из отдельных фрагментов, как-то:

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ЭКОЛОГИЯ В прессе часто появляются заметки о том, что торговцы дикими животными пытаются продавать запрещенные виды или продукты, изготовленные из вымирающих видов животных, прикрываясь торговлей вполне легальным товаром.Один из способов разрешения

Из книги автора

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ Почему некоторые животные проявляют альтруизм? Что мы имеем в виду под словом «поведение»?Основные положения поведенческой экологии заключаются в том, что существует генетический компонент поведения, который может регулироваться естественным

Из книги автора

ХИМИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ Потеющие и плохо пахнущие ноги - это вовсе не смертельно и даже не опасно для здоровья, но только если вы не живете в странах, где распространена малярия. Комаров - переносчиков малярии привлекает запах различных химических веществ, которые выделяет

Из книги автора

ЭКОЛОГИЯ В каком-то смысле наука экология такая же древняя, как человек. Люди всегда зависели от окружающего мира, от потребляемых ими животных и растений. Им нужно было знать, на каких животных охотиться, какие растения собирать и выращивать. Но самостоятельной научной

Из книги автора

ЭКОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ Людей впечатляют большие размеры. Наверное поэтому, вспоминая о юрском периоде, мы в первую очередь представляем себе гигантских динозавров, когда-то «правивших» нашей планетой. Однако, если какие-то организмы и «управляют» Землей, то это

Из книги автора

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ Эксперименты играют решающую роль в науке. Они необходимы для проверки гипотез; при проведении экспериментов определенные факторы, интересующие ученых, подвергают различным изменениям, оставляя неизменными все другие факторы (или по крайней

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава 1. Трофология - новая междисциплинарная наука 1.1. Вводные замечания В предисловии отмечено, что основная цель данной книги заключается в попытке охарактеризовать и сопоставить две теории питания - классическую (теория сбалансированного питания) и новую (теория

Из книги автора

9.6. Трофические цепи и экология Одним из следствий развиваемого нами трофологического подхода (см. гл. 1) является признание того, что процветание вида во многом определяется его положением в трофической цепи. Это положение обеспечивается эффективностью взаимодействий

Из книги автора

11.2. Популяционная экология Основной структурой теоретических построений экологии является популяция. На популяционном уровне сформулированы базовые экологические понятия и

Из книги автора

11.5. Экология сообществ Экология сообществ имеет дело с самыми сложными природными системами, включающими в себя как биотические, так и абиотические составляющие. Это сфера наибольших разногласий среди ученых, сфера, в которой основные теоретические положения еще