Болезни Военный билет Призыв

Описание любви в рассказе куст сирени. Сочинение на тему «Любовь в представлении Куприна в рассказе «Куст сирени

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Рекомендавано составить презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна;

Развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи;

Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
С. Мекшен

Оборудование:

репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень»;

Запись романса С.В. Рахманинова «Сирень» или запись песни в исполнении Н.Баскова «Белая сирень».

Презентация (портрет А.И. Куприна, краткие сведения о биографии, репродукции картин с изображением сирени, слайды об алмазе, задания для работы на уроке).

Для индивидуальной работы: шкатулка с драгоценностями, портфель.

Ход урока

  1. Учитель читает эпиграф, далее звучит запись музыкального произведения
  2. После прослушивания анализ произведения, индивидуальные задания обучающимся, работа в тетрадях по ходу анализа рассказа.

Что вы знаете о сирени?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)

Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

На сколько частей можно разделить произведение?

На слайде последовательно появляется запись

1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

Кто главные герои произведения?

Работа в тетрадях по ходу анализа произведения .

В ходе анализа рассказа Вам необходимо заполнить таблицу, где вы запишите качества, присущие главным героям

Таблица «Персонажи»

Три ученика получают индивидуальное задание.

1. задание:

Какую роль в рассказе играет «портфель»? Найдите в тексте упоминание о портфеле? Как передаёт эта художественная деталь внутреннее состояние героя?

2 задание.

Шкатулка с украшениями. Какое отражение все эти предметы находят в рассказе?

3 задание

Кому из героев рассказа больше всего подходит пословица: терпение и труд всё перетрут?

Вы не только должны найти ответ на вопрос, но и в ходе анализа самостоятельно выбрать подходящий логический момент, чтобы дать ответ.

Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику .

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

Как ведут себя муж и жена?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

- Какова роль детали? Почему автор несколько раз вводит в рассказ портфель?

Индивидуальное задание ученика

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

Какой выход находит Верочка?

Алмазовы едут в ломбард.

Индивидуальное задание ученика (дана шкатулка с разными украшениями)

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

Останавливается ли Верочка на достигнутом?

(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

Чем же заканчивается эта история?

Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?

(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

Скажите, чем вам близка героиня?

(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими. Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру.)

В чём своеобразие описания внешности героев?

(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)

И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?

Индивидуальное задание - Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.).

Вы работали в таблице. Какие черты характера вы отметили у главных героев?

(На слайде появляется примерная характеристика героев)

(Слайд, информация об алмазе)

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.)

Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

- «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…». Почему автор именно так заканчивает рассказ?

Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.

Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.).

(Слайды с изображением сирени)

Итог, обобщение:

Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?

(Проблемы счастья, упорства, любви, взаимопонимания, поддержки друг друга)

Чему учит рассказ?

Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.

Из трудного положения всегда можно найти выход

За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками.

Как же не хочется расставаться с героями.

Дома вы готовили творческое задание. Как вы видите продолжение истории Веры и Николая.

Дети зачитывают домашние сочинения


Сочинение на тему «Любовь в представлении Куприна в рассказе «Куст сирени»»

Свое произведение под названием «Куст сирени» Куприн написал в конце 19 столетия, сюжет которого отличается реалистичностью, царившей в то время. Благодаря этой правдивости, а также жизненности публика встретила рассказ очень положительно, а критики о нем писали только положительные отзывы.

Само произведение «Куст сирени» достаточно небольшое, поэтому в нем отсутствует переплетение сюжетных линий. Главными героями этого рассказа является Алмазов, он студент и молодой офицер, который имеет жену Верочку. Николай недостаточно старательный студент, который к тому же еще и выпускник, но однажды, когда он сдает очередную практическую работу, то его ждет несчастье.

Перед этим Алмазов готовил к занятию чертежи и нечаянно сделал в одном месте кляксу, чтобы хоть как-то от нее избавиться он там нарисовал дерево, но когда после показал чертежи преподавателю, то тот заметил это дерево и сказал, что в той местности его нету. Более того, он предложил на следующий день поехать туда и проверить это. Молодой офицер был подавлен и расстроен, он с ужасом рассказывал об этом своей жене.

Следует заметить, что Куприн показывает Алмазова, как нервного человека, который не отличается высоким уровнем интеллекта. А в Академии он учится только благодаря тому, что ему постоянно помогает его Верочка, да и поступить ему туда удалось только с третьего раза.
В этот раз она снова решает ему помочь. Она собирает все свои драгоценности и относит их в ломбард. После Верочка решается посадить именно в том месте, где Николай сделал кляксу, настоящее дерево. Это ей удается сделать за одну ночь и вскоре там появился куст сирени. На следующее утро профессор увидел этот куст, поэтому принял работу Алмазова и к тому же посчитал, что он был невнимательным и такую ошибку допустил сам из-за своего пожилого возраста. Николай, конечно же, был счастлив и рад такому повороту событий.

Не трудно догадаться, чем в таком случае руководствовалась Верочка. Безусловно, любовью. Но Куприн в своем рассказе показал жертвенную любовь, в которой женщина отдает себя любимому мужчине всю, без остатка. Жена готова пожертвовать многим, да, пожалуй, всем ради своего мужа. Других забот, кроме помощи и поддержки Алмазова для Верочки не существует. Она живет только для него и ради него и при этом успехи Николая делают ее только счастливой.

Однако вместе с этой идиллией мы можем заметить как бы между строк, что Куприн хочет показать своим читателям насколько может быть проблематичным неравный в духовном и умственном плане брак. Ведь мы видим, как жалко выглядит слабый Алмазов по сравнению со своей сильной и мудрой женой. Но в то же время для самых героев это, скорее всего, не играет никакой роли, поскольку они счастливы и им не страшны любые преграды, когда они вместе, а сам куст сирени становится символом этого, символом их крепкой любви.

У каждого человека понятие “счастье” разное. Для одних – это финансовое благополучие, для других – это самореализация и успех в жизни. Некоторые считают, что счастье – это духовное развитие, личностный рост. Но главное то, что у каждого оно свое. Для Александра Куприна счастье означало любовь и благополучие в семье. Именно это он показал в своем рассказе “Куст сирени”.

Главными героями этого рассказа являются Вера и Николай Алмазовы. Уже в начале автор показывает, что у этой пары прекрасные взаимоотношения. Когда Алмазов пришел домой, жена сразу заметила его “насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой”. Она поняла, что у Николая неприятности. И даже когда Алмазов разговаривал с ней раздраженно и нервно, она не сердилась, а лишь слушала его рассказ. Оказалось, что во время подготовки своей последней и самой важной работы, Николай нечаянно сделал огромную зеленую кляксу. Чтобы как-то исправить положение, он нарисовал там дерево. Но когда Николай показал свой чертеж профессору, то тот заметил это дерево и сказал, что в той местности

его нет. Они начали спорить, и в результате было решено на следующий день поехать туда, чтобы проверить все лично. Алмазов был очень подавлен и расстроен, ведь никаких деревьев там не было. Однако его жена не могла бросить Николая в трудную минуту, потому она решила посадить растение в том месте, где он сделал кляксу. Вера так сильно любила своего мужа, что не побоялась отдать ради него все свои драгоценности. Она была готова пойти за ним хоть на край света. Вере удалось посадить сирень за одну ночь. На следующее утро профессор увидел этот куст. Он принял работу Алмазова, а сам посчитал, что допустил ошибку из-за старости. Николай был очень рад, а Вера все спрашивала о его разговоре с профессором. Они оба вновь обрели счастье, а куст сирени стал их любимым растением.

И хотя сам рассказ маленький, но в нем нет ничего лишнего. Даже имя жены Алмазова выбрано не случайно. Но главное в этом рассказе не победа, одержанная Николаем, а те чувства, которые перенесли герои во время сего происшествия.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно,...
  2. Сюжет рассказа “Куст сирени” о том, как Вера помогла мужу преодолеть сложную проблему, но можно с уверенностью сказать, что этот рассказ о любви. Во-первых, в...
  3. Отвечая на поставленный вопрос, можно с уверенностью сказать: Вера Алмазова счастлива. Начнем с того, что счастье каждый человек понимает по-сво­ему. Для Веры счастье в том,...

«Куст сирени» Куприна А.И.

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

Сюжетная линия

Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.

Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

Алмазов у Куприна — несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

Идейное содержание

О чём этот рассказ? Тема однозначна — любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.

Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.

Главная тема произведения Александра Ивановича Куприна - любовь. В рассказе яркий сюжет, много событий, однако все они связаны любовью Верочки к своему мужу. Тема любви раскладывается на некоторые идеи, такие как поддержка, забота, любовь в семье.

В своем рассказе А. И. Куприн хотел передать мысль о том, что близкие, любимые люди должны поддерживать друг друга, ведь именно поддержка способна помочь человеку справиться со всеми бедами, которые преследуют его в течение жизни. Верочка, например, поддерживала Николая во всем.

Также автор заложил в рассказ идею того, что в семье должна быть забота, способность жертвовать чем - то ради своих близких, Верочка заботилась о муже, о его счастье и всегда была готова сию же минуту помочь ему, пусть даже ценой любимых вещей - не важно, чем. Верочка была для Николая не просто любимой женой, в его жизни она символизировала надежду.

События разворачиваются в неком городе, где проживают супруги, читатель не может точно узнать место действий, - возможно, автор не хотел вносить лишнюю смысловую нагрузку в свое произведение, потому что конкретное место событий не играло бы никакой роли.

Главное - это непосредственно события, в которых четко отражены и тема рассказа, и основные идеи. Николай от усталости оставил пятно на чертеже для экзамена и представил это в виде растительных насаждений, после чего ему пришлось соврать преподавателю о том, что кусты действительно растут на той местности. Верочка поддерживает мужа и решает тот час же посадить кусты, она закладывает в ломбард украшения, чтобы заплатить за посадку растений, и все время сопровождает мужа, «горячо суетится». Благодаря Верочке Николай избежал возвращения в полк с позором.

Основными персонажами данного рассказа являются, конечно, Вера и Николай Алмазовы. Среди второстепенных героев можно выделить преподавателя Николая в Академии, садовника, оценщика в ломбарде, рабочие, которые посадили кусты сирени.

Больше всего внимания Александр Куприн уделяет внутреннему миру Веры Алмазовой, в нее о вложил идеал женщины в семье. Вера - любящая, заботливая, энергичная, она встречает неудачи «с ясным, почти веселым лицом», она открытый, доброжелательный и светлый человек. О характере Николая сказать сложно, он - молодой офицер, вспыльчивый по случаю неудач, противоположность Верочки. Супруги дополняют друг друга в произведении.

Роль пейзажа в произведении не так велика, читатель может встретить лишь момент, когда описывалась петербургская ночь. Скорее всего, пейзаж в данном случае - средство художественной выразительности, нельзя сказать, что он передает психологическое состояние героев.

Отдельно отметить стоит символы в рассказе. Не просто так посадить пришлось именно кусты сирени, потому что сирень символизирует любовь. Рассказ носит название «Куст сирени» потому что это символ любви Веры и Николая, это символ их счастья. Фамилия супругов тоже имеет смысл: алмаз - это характер их любви, чистой, яркой.

Роль автора в произведении практически незаметна, нельзя сказать, что он - рассказчик, потому как не от его лица ведется повествование. Автор - это что - то незримое в рассказе, он контролирует события, которые происходят.

Мое отношение к рассказу крайне положительно, потому что в нем раскрывается замечательная идея, поучительное содержание - всегда необходимо поддерживать и любить друг друга. Среди персонажей я могу выделить для себя Верочку, ее образ чистый и светлый, она может послужить примером для многих людей. Ее жертвенность, преданная любовь, энергия и оптимизм не могут не вызвать хорошее отношение читателя.

Сочинение по произведению Куприна Куст сирени

Среди главных вопросов, волнующих писателей русской литературы во все времена, тема любви занимает одно из первых мест. Этим чувством в разных своих проявлениях пронизаны рассказы А.И. Куприна. На их страницах представлена безответная любовь и взаимная, со счастливым будущим двух любящих сердец и трагическим исходом.

Внутренние переживания героев в рассказе А. Куприна "Куст сирени" на первый взгляд имеют отношение только к проблемам Николая Евграфовича, связанным с его профессиональной деятельностью. Но по мере знакомства с ним выясняется, что неудача в данной ситуации - это показатель всего существования мужчины. Выпускник Академии генерального штаба не справился с заданием, которое предполагало сдачу работы по съемке местности. Причина заключалась в неосторожном обращении с документом, на котором поставленную кляксу он был вынужден скрыть под видом куста дерева. Профессор не принимает план, ссылаясь на несуществующее растение в указанной местности.

Супруга молодого человека - Верочка не оставляет его в беде. Благодаря своей находчивости, она спасает положение. Собрав нужную сумму денег, ночью супруги нанимают садовника для посадки растения на участке. На следующий день профессор принимает работу студента. Алмазовы радуются избежанию отчисления, вспоминая куст сирени добрыми словами.
Название небольшого по объему рассказа становится для героев символом воплощения желаний, счастливого финала. Этих достижений семья достигла благодаря стараниям жены. Автор относится к ней ласково, восхищаясь преданностью, любовью, благодаря которой ситуация разрешилась благополучно.

На протяжении произведения А. Куприн противопоставляет супругов друг другу. Образ Николая складывается из таких деталей, как описание предметов и действий ("портфель падает и раскрывается", "бросился в кресло, хрустнув...пальцами", "хромой ход будильника"). Они подчеркивают раздражительность, гнев героя, его неудовлетворенность произошедшим. Автор представляет человека, который не способен бороться, сопротивляться препятствиям. Он подобно ребенку обижается, опуская руки.

Верочка - энергичная женщина, полная идей и позитивных мыслей. Для нее счастье состоит в успешном окончании дня мужа. Несмотря на их разный духовный уровень развития, она пробирается сквозь преграды, применяя терпение, отзывчивость и понимание. Образ Веры помогает раскрыть одну из сторон вопроса о трудной доли женщин, которые, обладая внешней и внутренней красотой, вынуждены нести на своих плечах тяжелую ношу, совершать подвиг, чтобы избежать разлада во взаимоотношениях. Такая женщина вызывает восхищение, воодушевляет писателей на написание достойных произведений.

Бездействие, отсутствие упорства и веры в себя - основная характеристика Николая. А редкие душевные качества Веры, желание жертвовать собой ради любимого человека, радовать его помогают ощущать себя счастливой вместе с ним. Это и есть залог счастливой семейной жизни.