Болезни Военный билет Призыв

Кто такой военный врач. Профессия "военный врач". Отзывы о профессии

В те трудные времена никто никогда не говорил плохого про врачей, медсестер, санинструкторов и санитаров - просто потому, что они были на вес золота и нужны были как воздух, на них молились и их уважали…

Военфельдшер комсомолка О. Масличенко оказывает первую помощь раненным бойцам. Южный фронт.


Санинструктор В. Немцова оказывает первую помощь раненому солдату на улице деревни на Воронежском фронте.


Время съемки: март 1943. Автор: Яков Рюмкин
Переноска раненых в советском полевом госпитале.


Автор: Анатолий Гаранин
Выгрузка советских раненых из санитарного грузовика ЗиС-5 в полевом госпитале. Калининский фронт.


Время съемки: август 1943
Советский военный медик оказывает помощь жителям освобожденного села.

Советский офицер медицинской службы осматривает освобожденных узников концлагеря Освенцим. Истощенный выживший узник - инженер Рудольф Шерм (Rudolf Scherm) из Вены. А вот имя врача неизвестно…


Место съемки: Освенцим, Польша. Время съемки: январь 1945
Советская врачебная комиссия осматривает освобожденных узников концлагеря Освенцим.


Врач из состава советской врачебной комиссии осматривает освобожденного узника концлагеря Освенцим.

Врачи советской медицинской комиссии опрашивают освобожденных узников концлагеря Освенцим.


Бывшая узница концлагеря Освенцим демонстрирует советской врачебной комиссии свой личный номер, выбитый на руке.


Групповой портрет раненых и врачей эвакогоспиталя № 3056 в Чебоксарах. Среди бойцов (предположительно, сидит справа) врач-хирург П.П. Николаева.


Советский военврач разговаривает с мирным жителем в Германии.


Группа раненых советских военнослужащих эвакогоспиталя № 424 города Ижевска с лечащим врачом-хирургом А.И. Воробьевой.


Военврач 3-го ранга Антонина Федосьевна Володкина (год рождения - 1912) выступает с докладом «Методы обезболивания на полевых медпунктах» на конференции военных хирургов Юго-Западного фронта.


Военврач старший лейтенант медицинской службы Александра Георгиевна Васильева.

Военврач 3-го ранга (капитан медицинской службы) Елена Ивановна Гребенева (1909-1974), врач-ординатор операционно-перевязочного взвода 316-го медсанбата 276-й стрелковой дивизии.

Время съемки: 14.02.1942
Врач советского госпиталя Николай Иванович Шаталин. Брянский фронт, ноябрь 1942-го года. Подпись на обороте: «Родная, любимая! Посылаю тебе свою карточку, чтобы ты могла вспомнить меня после 15-ти месяцев разлуки. Твой Коля. 21/1х 42 г Калуга ».

Время съемки: ноябрь 1942
Персонал советского госпиталя. На фото в очках Николай Иванович Шаталин, в армию призван в 1942 году на Брянский фронт в 19-ю отдельную роту медицинского управления 43-й армии. Закончил Войну в Германии в звании майора медицинской службы.


Время съемки: 1943
Военврач Е.А. Каверина (первый ряд в центре). Рядом медсестры и раненный Рязанцев. 421-й эвакогоспиталь, сентябрь 1943 года.


Время съемки: сентябрь 1943
Елена Андреевна Каверина (1909-1946). Окончила в 1939 году Военно-медицинскую академию РККА имени С.М. Кирова в Ленинграде.

Елена Андреевна Каверина (1909-1946). Окончила в 1939 году Военно-медицинскую академию РККА имени С.М. Кирова в Ленинграде. Участница Финской и Великой Отечественной войн. На этом снимке она в звании военфельдшера (соответствует званию лейтенанта). Умерла от туберкулеза (последствия Финской войны) весной 1946 года. Похоронена в Киеве.
Капитан медицинской службы Галина Александровна Исакова (1915 - 2000).

Аспирантка Ижевского государственного медицинского института Г.А. Исакова была призвана на военную службу в июне 1941 г. В годы войны служила военврачом полевого подвижного госпиталя № 571, 90-й армейской патологоанатомической лаборатории 22-й армии, начальником патологоанатомического отделения 1927-го сортировочного эвакогоспиталя.
Хирург Г.Т. Власов в сталинградском полевом госпитале №2208


Госпиталь №2208. На операции начальник хирургического отделения военврач 2 ранга Георгий Тимофеевич Власов (год рождения - 1909), кавалер трех орденов Красной Звезды и ордена Отечественной войны II степени, старшая хирургическая сестра военфельдшер Валентина Гавриловна Панферова (год рождения - 1922, справа), награждена медалями «За боевые заслуги», орденами Отечественной войны II и I степени, старшая перевязочная сестра Захарова Мария Ивановна (год рождения - 1923, слева), награждена медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны II степени.
Место съемки: Сталинград. Время съемки: 1942
Выздоравливающие красноармейцы и медицинский персонал в полевом госпитале. Юго-Западный фронт.


Время съемки: июнь 1942. Автор: Ефим Копыт
Военфельдшер Людмила Гумилина оказывает помощь раненому солдату

Командир санитарного взвода гвардейского отдельного пулеметного батальона 13-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии военфельдшер Людмила Гумилина (1923 г.р.) оказывает помощь раненому советскому солдату.
Людмила Георгиевна Гумилина после окончания курсов медсестер с октября 1941 г. воевала на Крымском, Южном, Сталинградском, Донском, Степном, 2-м и 1-м Украинском фронтах, гв. военфельдшер, с 1943 г. - гвардии лейтенант медицинской службы, в должности командира санитарного взвода дошла до Берлина, трижды ранена, награждена медалью «За отвагу» (28.11.1942 г.) и орденом Красной Звезды (06.06.1945 г.).
После войны окончила Киевский медицинский институт, работала врачом-невропатологом в Киевском госпитале для инвалидов войны, была награждена орденом Октябрьской Революции.
Место съемки: Сталинград. Время съемки: 17.11.1942. Автор: Валентин Орлянкин
Санитар Садык Гайфулин оказывает помощь раненому в бою. Западный фронт.

Санинструктор оказывает помощь раненному солдату во время боя в Сталинграде.


Место съемки: Сталинград. Время съемки: сентябрь-ноябрь 1942
Санинструктор Брюкова оказывает помощь красноармейцу-автоматчику, раненому в голову во время боя за Новороссийск.


Советская санитарка оказывает помощь раненому красноармейцу под вражеским огнем.


Санинструктор К.Я. Данилова обрабатывает ногу раненому партизану.

Время съемки: июнь 1943
Медсестра партизанского отряда имени Г.И. Котовского бригады имени С.М. Буденного читает во время ночного дежурства.


Место съемки: Пинск, Белоруссия, СССР. Время съемки: 23.12.1943
Медсестра делает перевязку раненому ребенку в госпитале блокадного Ленинграда.

Медсестра 174-го отдельного истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона им. Комсомола Удмуртии Инна Васильевна Механошина.

Раненые дети в палате Ленинградского государственного педиатрического института.


Место съемки: Ленинград. Время съемки: 1942. Автор: Борис Кудояров
Дети, раненые при артиллерийских обстрелах Ленинграда, на лечении в Ленинградском Государственном педиатрическом институте.

Медсестра 8-й гвардейской стрелковой дивизии В.И. Панфилова (р. 1923). Калининский фронт.

Валентина Панфилова - дочь командира 316-й стрелковой дивизии (8-й гвардейской стрелковой дивизии) генерала-майора И.В. Панфилова. Снимок сделан уже после гибели ее отца в ноябре 1941 г. В.И. Панфилова пошла в дивизию отца добровольцем, сразу после окончания школы. Начала службу в медсанбате дивизии. После гибели отца наотрез отказалась уехать домой, и прошла с дивизией всю войну. Трижды была ранена.
Время съемки: 1942. Автор: Иван Нарциссов
Старшая медсестра хирургического отделения госпиталя Брестской крепости Прасковья Леонтьевна Ткачева с женами и детьми командиров РККА в окружении немецких солдат.

Место съемки: Брест, Белоруссия, СССР. Время съемки: 25-26.06.1941. Автор: неизвестен.
Медсестра полевого госпиталя М. Ткачева у койки раненого старшего сержанта А. Новикова на Донском фронте. Фотография сделана зимой 1942-1943 года.


Медсестра Ленинградского Военно-морского госпиталя Анна Юшкевич кормит раненого краснофлотца сторожевого корабля В.А. Ухова.

Санинструктор старший сержант Аркадий Федорович Богдарин (1911 года рождения) перевязывает в окопе раненого в голову сержанта Ф.Л. Лисрата на Северо-Западном фронте.

Время съемки: 1942. Автор: Ефим Копыт
Санитар перевязывает раненого в руку красноармейца во время боя на Юго-Западном фронте.


Время съемки: ноябрь-декабрь 1942. Автор: Семен Фридлянд
Военфельдшер С.Н. Бовуненко перевязывает голову раненому красноармейцу, во время боем на «малой земле» в районе Новороссийска.

Советский санинструктор перевязывает раненого бойца во время бомбардировки. Солдат вооружен пистолетом-пулеметом системы Судаева (ППС). Предположительно, фото сделано не ранее 1944 года.

Санинструктор 125-го полка морской пехоты сержант Нина Степановна Буракова (1920 г.р.) перевязывает раненого бойца в Заполярье.


Время съемки: 1942. Автор: Евгений Халдей
Санинструктор 705-го стрелкового полка старший сержант В.А. Пономарева перевязывает раненого в голову младшего лейтенанта Н.С. Смирнова


Санитар 129-й стрелковой Орловской Краснознаменной дивизии 518-го стрелкового Краснознаменного полка старший сержант Ольга Ивановна Бороздина (год рождения - 1923) перевязывает раненого бойца на поле боя в Польше.

Доставка советских раненых в медсанбат на волокуше с собаками. Германия, 1945 год.


Эвакуация раненых бойцов на самолете У-2 в районе Сталинграда. Для перевозки раненых используются кассеты, устанавливаемые на нижние крылья. Кассеты состояли из площадки для носилок и легкой крыши над ними.

Время съемки: сентябрь 1942
Эвакуация советских бойцов с Керченского полуострова. Раненых загружают в специально модифицированный самолет У-2 (По-2).


Погрузка раненого в вагон санитарного поезда на эвакуационном пункте (ЭП) №125 в Москве.


Место съемки: Москва. Время съемки: май 1942. Автор: А. Хлебников
Подводы с ранеными у советского военно-санитарного поезда №72 на станции Гуев Тупик.


Место съемки: Гуев Тупик, Украина, СССР. Время съемки: 07.06.1944. Автор: А. Хлебников
Медики делают переливание крови раненому советскому бойцу в Берлине.


Женщины-медики делают перевязку раненому в вагоне советского военно-санитарного поезда №111 во время рейса Житомир-Челябинск.



Женщины-медики делают перевязки раненым в вагоне советского военно-санитарного поезда №72 во время рейса Житомир-Челябинск.



Раненые ожидают перевязку в вагоне советского военно-санитарного поезда №72 во время рейса Смородино-Ереван.


Время съемки: декабрь 1943. Автор: А. Хлебников
Установка катетера раненому в вагоне советского санитарного поезда №72 во время рейса Житомир-Челябинск.


Время съемки: июнь 1944. Автор: А. Хлебников
Наложение гипсовых повязок раненому в вагоне военно-советского санитарного поезда №72 во время рейса Житомир - Челябинск.


Время съемки: июнь 1944. Автор: А. Хлебников
Перевязка раненого в вагоне советского военно-санитарного поезда №318 во время рейса Нежин-Киров.


Старшая хирургическая сестра операционно-перевязочного взвода 106-го медико-санитарного батальона 52-й стрелковой дивизии М.Д. Кучерявая

Мария Дементьевна Кучерявая, 1918 года рождения, лейтенант медицинской службы. На фронте с 22.06.1941 г. В сентябре 1941 г. во время боев на Крымском полуострове получила контузию. В сентябре 1944 г. награждена орденом Красной Звезды.
Из наградного листа: «Лейтенант медслужбы Кучерявая М.Д. с 25 по 27 августа 1944 г., в дер. Тамой Когульского района Молдавской ССР, при потоке тяжело раненых, работая двое суток не отходя от операционного стола, давала лично наркоз 62 тяжело раненым, кроме того ассистировала при операциях 18 тяжело раненых в живот и грудную клетку».
Место съемки: Севлиево, Болгария. Время съемки: сентябрь 1944

Военный врач - одна из самых старых профессий, истоки которой известны еще из папирусов Древнего Египта. Это специалист, востребованный ВС РФ в равной степени и в мирное время, и в условиях боевых операций. Несмотря на отсутствие строгих критериев к физической подготовке, кандидаты на трудоустройство должны иметь высокий интеллект, психологическую и эмоциональную выносливость.

Трудовым контрактом предусмотрено, что гражданин может быть направлен в горячие точки для выполнения своих обязанностей. Подписывая договор, специалист самостоятельно соглашается с таким направлением. Отказаться от командировки врач не может.

Введение в тему

  • предотвращение заболеваний солдат и массовых эпидемий;
  • контроль над выполнением санитарных норм;
  • оказание медицинской помощи;
  • организация лекций с солдатами по оказанию первой медпомощи;
  • проведение медицинских осмотров;
  • организация эвакуации раненых с поля боя;
  • оперативное лечение пострадавших в боевых операциях.

В целом, можно сказать, что это и контролирующие функции, и профилактические, и лечебные.

Воинские звания для военных медиков

Как уже отмечалось выше, занять должность военного медика может только тот претендент, который имеет звание лейтенанта. Далее присвоение воинских званий осуществляется согласно правилам, принятым и для других категорий военных.

Если же претендент на службу окончил гражданский ВУЗ, и завершил срочную службу, то максимальное звание, на которое можно рассчитывать - это сержант. Независимо от образования с таким званием можно занять одну из следующих должностей:

  • медицинская сестра (медбрат);
  • фельдшер;
  • санитар.

Чтобы в дальнейшем продвигаться по карьерной лестнице, предстоит завершить образование в специальном ВУЗе для получения наименьшего офицерского звания.

На сегодняшний день вопрос замещения вакантных должностей военного врача очень актуален. Это связано с тем, что 8 лет назад прошла волна сокращений имеющегося персонала. Таким образом планировалось сократить финансирование, вместо этого возникла проблема отсутствия специалистов на труд.

Если у вас есть опыт работы военным врачом или вы обучались в ВУЗах этой направленности, то поделитесь им с другими пользователями в графе «Комментарии».

Военно-полевой хирург проводит операции в условиях боевых действий, а также занимается организацией лечения боевых травм.


Заработная плата

30.000–40.000 руб. (spb.rosrabota.ru)

Место работы

Военные госпитали, горячие точки, военные части.

Обязанности

Главная задача военно-полевого хирурга — оказать своевременную медицинскую хирургическую помощь на поле боя, помочь раненым оправиться от травм и увечий. Хирург проводит операции, разрабатывает новые методы лечения. Правда, в данном случае акцент, прежде всего, делается на сохранение жизни любой ценой и перемещение раненого в военный госпиталь.

Фактически, работа военного хирурга сродни профессии врача скорой помощи, но намного сложнее ввиду высокого процента тяжёлых травм, нанесённых боевым оружием. Помимо операций военно-полевой хирург организует помощь раненым, определяет целесообразность оказания медицинской помощи.

Важные качества

В профессии важны такие качества, как: отважность, готовность работать долгое время в горячих точках, чувство сострадания, коммуникабельность, лидерские качества, стрессоустойчивость и умение находить взвешенные решения в экстренных ситуациях.

Отзывы о профессии

«Я первый ввёл сортировку раненых на севастопольских перевязочных пунктах и уничтожил этим господствовавший там хаос. Я убежден из опыта, что к достижению благих результатов в военно-полевых госпиталях необходима не столько научная хирургия и врачебное искусство, сколько дельная и хорошо учрежденная администрация… Без распорядительности и правильной администрации нет пользы и от большого числа врачей, а если их к тому еще мало, то большая часть раненых остается вовсе без помощи».

Н. И. Пирогов,
основоположник военно-полевой хирургии.

Стереотипы, юмор

Профессия связана с большим риском для жизни, что накладывает свой отпечаток на характер. Представители профессии отважны, обладают стойким характером и готовы к любым трудностям. На должности чаще можно встретить мужчину.

Обучение

Для работы военно-полевых хирургом требуется высшее медицинское образование, полученное в военном вузе, например, в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова.

Медицинские вузы в Москве: МГУ им. Ломоносова, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет РНИМУ имени Н. И. Пирогова.

В 1864 году закрепила особый нейтральный статус медицинского персонала, обозначив их обязанностью выполнение «исключительно медицинских» функций и оказание «беспристрастной» медицинской помощи всем жертвам войны и вооруженных конфликтов:

  • Ст. 1. Походные лазареты и военные госпитали будут признаваться нейтральными и на этом основании почитаться неприкосновенными и пользоваться покровительством воюющих сторон во все время, пока в них будут находиться больные или раненые.
  • Ст. 2. Право нейтральности будет распространяться на личный состав госпиталей и походных лазаретов, включая части интендантскую, врачебную, административную и перевозочную для раненых, а также включая священнослужителей, когда он будет в действии и пока будут оставаться раненые, коих требуется подобрать или оказать им помощь.
  • Ст. 7. Для госпиталей и походных лазаретов и при очищении таковых будет принят особый, для всех одинаковый, флаг. Он должен, во всех случаях, быть постановлен вместе с флагом национальным. Равным образом для лиц, состоящих под защитою нейтралитета, будет допущено употребление особого знака на рукаве; но выдача оного будет предоставлена военному начальству. Флаг и знак на рукаве будут белые с изображением красного креста.

Военные врачи в древности

Ещё у древних греков при войсках были особые врачи. Одни из них занимались лечением исключительно внутренних болезней, другие хирургических (само старое название врача означало «извлекающий стрелы»). Врачи составляли неизменную принадлежность войска; их мнение спрашивали при устройстве лагеря. Образование они получали в духовных и светских медицинских школах.

В первые века существования Рима медицина носит черты доисторического периода при лечении болезней применяются заклинания, изгнание духов и различные суеверные схемы. Во время войны против эпидемии в войсках назначаются молитвы, жрецы проделывают различные религиозные церемонии. Полученные во время сражений повреждения солдаты лечат друг у друга или пользуются услугами случайных врачей. Постоянных военных врачей не имеется, так как нет постоянного войска. Со временем римское войско становится постоянным и при нём есть появляются военные врачи, разделённые на разряды. Каждая значительная войсковая единица, каждый военный корабль имел своего врача или своих врачей. Представителями врачебного сословия почти исключительно были греки, применявшие усвоенную ими научную греческую медицину.

В Византийской империи при войсках также были постоянные врачи, подобно римским, они делились на разряды и были подчинены главному медицинскому инспектору.

После падения Римской империи постоянных врачей для лечения солдат не было до XI века, также отсутствовали больницы. Впервые лечебницы стали устраивать в Италии для возвращавшихся крестоносцев. Большие итальянские города также имели свои войска и для них начали нанимать врачей и строить лазареты во Флоренции, Болонье и других местах. Скоро и в других государствах городские магистраты (в Париже, Вене) ввели у себя подобные учреждения; их примеру последовали феодальные князья и короли. Однако врачей в войсках было очень мало.

Военные врачи в новое время

После появления огнестрельного оружия число повреждений на войне резко увеличилось. Военные люди увидели что ранения часто влекут за собою смерть; ничтожная на вид рана приводит к обширному воспалению. Для всех необходимость во врачах стала очевидной, и, начиная с XIV века в каждом большом отряде имеются цирюльники , фельдшера с помощниками и особые хирурги и врачи. Для больных военнослужащих устраиваются больницы и аптеки. Врачи ещё не лечили хирургических болезней, а хирурги были немногим лучше цирюльников. Врачей, которые были бы одинаково хорошо знакомы с внутренней медициной и хирургией начали выпускать медицинские училища лишь в XVIII столeтии.

Для армии и флота всегда требовались врачи, всесторонне образованные, и притом хорошие хирурги. В военно-медицинских школах XVIII векa впервые происходит полное соединение медицины и хирургии; все большие отрасли медицины считаются равноправными и преподаются с возможной полнотой.

Подготовка военных врачей в России при Петре I

Пётр I задался цeлью обеспечить русские войска в ходе боевых действий необходимым числом русских врачей (лекарей). Для этого было необходимо иметь постоянный источник, откуда выпускались бы врачи, и Пётр основал первую врачебную школу на 50 учеников в Москве и при ней первый в России военный госпиталь (ныне Главный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко), который начали строить в 1706 году, а закончили в 1707 году. Во главе был поставлен энергичный и всесторонне образованный врач Николай Бидлоо :

…За Яузой рекою против Немецкой слободы, в пристойном месте, для лечения болящих людей. А у того лечения быть доктору Николаю Бидлоо, да двум лекарям, Андрею Репкину, а другому - кто прислан будет; да из иноземцев и из русских, изо всяких чинов людей, - набрать для аптекарской науки 50 человек; а на строение и на покупку лекарств и на всякие к тому дела принадлежащие вещи, и доктору, и лекарям, и ученикам на жалованье деньги держать в расход из сборов Монастырского приказа.

Уже в начале ХХ века в 1907 году «Московский листок» писал: «До этого времени все на Руси - от холопа до думного боярина лечились только у знахарей , а наезжавшие временами иностранные врачи пользовались вниманием только при Дворе, да и то к ним относились с недоверием и подозрительностью…Великий Петр решил создать свою русскую больницу, которая была бы не только местом врачевания, но и первой школой для русских врачей».

В этот период надолго устанавливается связь врачебного сословия с духовным: сыновья служителей церкви пополняют ряды военных врачей. Случилось это так: госпиталь и училище при нём находились в ведении Синода, и, когда появилась потребность в учениках для новой школы, Синод указал на источник, откуда могли набираться будущие врачи - греко-латинские училища. Из них отобрали требуемое число учеников для госпиталя, позже ученики присылались из духовных семинарий.

По образцу московской были основаны школы в Петербурге и Кронштадте. В 1715 году на набережной Выборгской стороны был открыт большой сухопутный госпиталь; в 1719 году около него возник адмиралтейский госпиталь, а в 1720 году основан подобный же госпиталь в Кронштадте. Все эти больницы были названы генеральными и при них предполагалось устроить врачебные школы, что было исполнено только после смерти Петра в 1733 году, когда были основаны хирургические училища в Петербурге при сухопутном и адмиралтейском госпиталях и в Кронштадте. В первых двух было предположено иметь 20 учеников и 10 подлекарей, а в третьем 15 учеников и 8 подлекарей.

Военно-медицинская академия

Коренная реформа в подготовке военных врачей произошла с образованием по указу Павла I Петербургской медико-хирургической академии (с 1881 года - Военно-медицинская академия).

Военные врачи в Красной Армии

По постановлению ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года были установлены следующие звания для военных врачей:

  • Старший военфельдшер
  • Военврач 3-го ранга
  • Военврач 2-го ранга
  • Военврач 1-го ранга
  • Бригврач
  • Дивврач
  • Корврач
  • Армврач

При поступлении или призыве в армию лицам, имеющим высшее медицинское образование, присваивалось звание «Военврач 3-го ранга» (эквивалент звания капитана).

См. также

Примечания

Источники

  • Императорская военно-медицинская и медико-хирургическая академия. Исторический очерк. Часть 1. СПб, Синодальная типография,1902.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Воейкова, Александра Андреевна
  • Военизированная организация

Смотреть что такое "Военный врач" в других словарях:

    Врач - I специалист с законченным высшим медицинским образованием. Подготовка врачей в СССР осуществляется в мединститутах и на медицинских факультетах университетов (см. Медицинское образование) по следующим специальностям: лечебное дело; педиатрия;… … Медицинская энциклопедия

    ВРАЧ - ВРАЧ, термин, в современном его применении обозначающий лицо, получившее законченное высшее медицинское образование. История. Наименование В. встречается в древнейших русских документах. Так, напр., в уставе князя Владимира, относящемся к 996 г … Большая медицинская энциклопедия

    ВОЕННЫЙ - ВОЕННЫЙ, ая, ое. 1. см. война. 2. Относящийся к службе в армии, обслуживанию армии, военнослужащих. Военная промышленность. В. врач (военврач). Военная форма, шинель, фуражка. В. человек (военнослужащий). В. городок (жилой комплекс, в к ром живут … Толковый словарь Ожегова

    врач военно-морской - военный В,., состоящий на службе в Военно Морском ФлотеБольшой медицинский словарь

    Военный округ (Германия) - Военные округа во время Второй мировой войны Во время Второй мировой войны Германия использовала систему военных округов (нем. Wehrkreis), которые эффективно сна … Википедия

    военный - I. ВОЕННЫЙ ая, ое. 1. к Война (1 зн.). В ое время. В ые события. В. союз. В ые приготовления. В ая провокация. Карта военных действий. В ое дело (круг знаний, охватывающий вопросы теории и практики ведения войны; такие знания как учебный предмет) … Энциклопедический словарь

В третье воскресенье июня в России отмечают День медицинского работника. Накануне профессионального праздника врачей наш корреспондент побывал в Военно-медицинской академии имени Кирова, где узнал, зачем российской армии робот-санитарка, как будущие военные хирурги учатся не бояться крови с помощью плачущих манекенов и каково будущее российской военной медицины.

Военно-медицинскую академию имени С.М.Кирова без преувеличения можно назвать уникальным высшим учебным заведением. Только здесь готовят врачей для Вооруженных сил России. Семь факультетов, 63 кафедры и около 30 клиник при них — потенциал, которому позавидуют многие гражданские медицинские вузы.

В отличие от гражданских институтов в академии большое внимание уделяется занятиям по военной экстремальной медицине. Наряду с изучением общепринятых медицинских дисциплин слушатели постигают работу в полевых условиях, проводят военно-медицинские учения и стажируются в войсках. Факультеты, на которых учатся военные врачи, делятся по видам Вооруженных сил.

Будущие специалисты медицинских подразделений Военно-воздушных сил углубленно изучают проблемы, связанные с воздействием на человеческий организм многократных перегрузок и недостатка кислорода на больших высотах. Также на факультете преподают методику специального контроля за состоянием здоровья летчиков и систему их медицинского обследования.

Факультет подготовки врачей для РВСН и Сухопутных войск готовит специалистов по широкому кругу вопросов. Как правило, его выпускники становятся врачами войсковой части и на них ложится ответственность не только за оказание медицинской помощи, но и за санитарно-эпидемиологическое состояние подразделения, а также за профилактику заболеваний. Без военврача не обходится и боевая подготовка — стрельбы, марши, полевые выходы всегда проходят под его контролем.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Своя специфика и у военно-морского факультета. Здесь особое внимание уделяется влиянию глубоководных погружений и повышенного давления воздуха на здоровье моряков-подводников: врач на субмарине должен уметь оказывать помощь при кессонной болезни и в случае чрезвычайных происшествий, связанных с резкими перепадами давления.

К тому же все выпускники военно-морского факультета получают квалификацию хирурга. Корабельный врач, что на подлодке, что на надводном корабле, в дальних походах часто работает в одиночку и потому обязан уметь проводить операции на борту. Как правило, это ушивание ран, удаление воспаленного аппендикса или вскрытие гнойника.

Отработка ушивания резаных ран. Фото: Анна Горбань

Наука лечить

Обучение слушателей Военно-медицинской академии построено в соответствии с государственным стандартом, однако учебный процесс военных медиков имеет ряд преимуществ по сравнению с их гражданскими коллегами. В первую очередь это возможность учебы «у постели больного». Как было сказано выше, кафедры ВмедА обладают собственными клиниками. Они одновременно работают на медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей и на практическое обучение слушателей.

Эти клиники оборудованы самой современной медтехникой, и будущие военврачи имеют возможность знакомиться с ней уже в процессе учебы. В то же время студенты гражданских вузов иногда сталкиваются со сложной аппаратурой только после выпуска.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Еще одно новшество Военно-медицинской академии — Центр симуляционного обучения. Роботизированные манекены, напичканные датчиками, изображают различные повреждения и травмы. Специальная компьютерная программа, контролируемая преподавателем, выдает на диагностические мониторы изменения в работе «организма». Если слушатель допускает ошибки, то «пациент» начинает истошно кричать от боли, умирать и даже брызгать красной краской из поврежденных «конечностей».

Как рассказал корреспонденту «Защищать Россию» заместитель начальника Академии по учебной и научной работе генерал-майор медицинской службы профессор Богдан Котив, применение интерактивных симуляторов облегчает подготовку слушателя к практической врачебной работе.

Отработка реанимационных мероприятий на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Помимо манекенов в занятиях используются и макеты отдельных участков человеческого тела, которые покрыты специально выделанной свиной кожей, а также имитируют всю структуру мягких тканей под ней. На них слушатели отрабатывают множество навыков — от внутримышечных и внутривенных инъекций до наложения и снятия швов.

«Раньше нужно было определенное время, чтобы адаптироваться, не бояться работать с тканями и понимать границы болевых ощущений человека», — отметил профессор Котив, — «А на симуляторах это делать безопасно и комфортно. Слушатель может повторить это много раз. Это перспективный метод обучения, потому что многократное повторение без риска навредить живому человеку позволяет хорошо закрепить навыки».

Богдан Котив. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Работа с симуляторами также является одной из стадий в психологической подготовке будущего врача. Вообще же процесс его созревания имеет комплексный многоступенчатый характер. Поначалу вид крови, мертвых или живых тканей вызывает у человека эмоциональное потрясение или страх. Побеждают его за счет систематических занятий, на которых слушатель постепенно знакомится со строением человеческого тела, изучает нормальные и патологические процессы в организме.

Затем обучаемые получают первичные навыки реанимации, хирургии, перевязок, обезболивания. В определенный момент весь этот комплекс знаний и навыков формирует у слушателя спокойное восприятие пациента, находящегося в тяжелом состоянии. После третьего курса обучения, подчеркнул Богдан Котив, слушатель уже способен оказывать медицинскую помощь на достаточно серьезном уровне.

Диагноз «Ратника»

Наряду с учебой в Военно-медицинской академии ведется интенсивная научная работа. О некоторых реализованных научных проектах «ЗР» побеседовал с начальником отдела подготовки научно-педагогических кадров и организации научно-исследовательских работ кандидатом медицинских наук полковником медицинской службы Евгением Ивченко.

Евгений Ивченко. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Так, в ВМедА продолжается разработка мобильного стоматологического кабинета, предназначенного для переброски в удаленные и труднодоступные войсковые части. В медицинские подразделения российской армии уже поступил один такой кабинет на базе автомобиля КАМАЗ с прицепом, однако его пробная эксплуатация выявила ряд недостатков, которые были учтены при постройке других стоматологических комплексов. В ближайшее время на снабжение войск будет передано четыре модернизированных кабинета.

Другая разработка научного коллектива академии — индивидуальные аптечки нового образца. В отличие от общеизвестных аптечек АИ-2 и АИ-4 , содержавших в себе противохимические и противорадиационные препараты, новые комплекты содержат в себе кровоостанавливающие и перевязочные средства. Также в нее включен новый противошоковый препарат ибупренорфин, которым заменили устаревшее обезболивающее промедол, вызывавшее у раненых угнетение дыхательного аппарата.

Что касается перспективных направлений, то сегодня в академии ведется разработка автоматизированной системы дистанционной оценки состояния здоровья военнослужащих. Электронный модуль, интегрированный в комплект боевой экипировки « », с помощью нескольких датчиков будет измерять температуру тела, частоту дыхательных движений и сердечных сокращений бойца, и на основе этих замеров выдавать ответ о состоянии его здоровья.

Боевая экипировка «Ратник». Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Также планируется оснастить этот модуль системой геопозиционирования и соединить его с цифровым комплексом разведки, управления и связи «Стрелец» (командирский планшет), также входящим в состав «Ратника». Одновременно идет разработка планшета начальника медицинской службы. На его экране военнослужащие будут обозначены точками, цветовая гамма которых будет сигнализировать об их состоянии по шкале «здоров-ранен-убит» . Глядя на них, военный медик будет решать, куда посылать бригаду санитаров.

В дальнейшем устройство мониторинга состояния военнослужащего будет доработано до возможности оценки психофизиологического состояния человека на поле боя. Эта система позволит командиру решить, кто из его подчиненных наиболее пригоден для выполнения конкретной задачи в бою.

Что касается сегодняшних медицинских исследований, то ученые академии совершили несколько интересных открытий в области лечения черепно-мозговых травм контузионной природы. Евгений Ивченко отметил, что полученные данные являются ноу-хау российских военных медиков, поэтому от дальнейших комментариев по этому поводу он отказался.

Фото: Анна Горбань

Срочная работа

Вместе с кадровыми сотрудниками академии изысканиями занимаются и солдаты срочной службы в недавно созданной в ВМедА научной роте. Она включает в себя три взвода: биофармацевтический, медико-профилактический и инженерно-технический. В первом служат выпускники гражданских медвузов, которые сегодня занимаются вопросами раневой баллистики. С помощью баллистического мыла и геля они моделируют повреждения мягких и твердых тканей. В последующем результаты модельных расчетов войдут в разработку государственного стандарта по оценке заброневой контузионной травмы.

«Это очень важное направление, которым кроме Военно-медицинской академии никто не занимается», — подчеркнул Евгений Ивченко, — «В ряде случаев тяжесть повреждения при попадании в бронежилет пули может оказаться больше, чем если бы эта пуля прошла насквозь».

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Медико-профилактический взвод вместе с сотрудниками кафедры общей и военной гигиены участвует в исследованиях комплекта боевой экипировки «Ратник». Среди научно-практических вопросов — сколько можно держать в ухе гарнитуру рации, чтобы не образовалось пролежня, как чувствуют себя мягкие ткани в подременном пространстве и т. д.

Инженерно-технический взвод разработал и представил на форуме « » концепт робота-доставщика лекарств до постели больного. По проекту, лечащий врач будет делать назначения больному через компьютер, лекарственный терминал отсортировывать необходимые препараты по контейнерам, а робот — забирать их и развозить по палатам. Также инженеры научной роты планируют разработать робота-уборщика. Конечно, эта техника не заменит труд младшего медперсонала, но существенно облегчит его работу. В боевой же обстановке, когда каждая пара рук необходима для приема раненых, такие робот будут очень востребованы.

Отработка остановки кровотечения на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Будущее военной медицины

Одним из перспективных направлений станет дальнейшая работа по вопросам психофизиологического обеспечения военнослужащих, в частности дистанционная оценка их состояния. Связано это с тем, что сегодня в Вооруженных силах появилось много должностей, на которых военнослужащие работают со сложной компьютеризированной техникой, однако, с точки зрения их медицинского обеспечения, никаких рекомендаций сегодня, по большому счету, не выработано. Также будет развернута работа по вопросам пребывания наших воинских формирований в различных климатических условиях, в том числе экстремальных. Например, специалисты будут изучать возможности безопасного потребления в пищу российскими военнослужащими животных и растений, обитающих в разных регионах мира.

Одним из главных направлений развития военной медицины специалисты Военно-медицинской академии называют телемедицину, когда врач на экране монитора сможет не просто посмотреть на пациента, но и увидеть его электрокардиограмму, результаты ультразвукового исследования или рентгеновский снимок. В далеком же будущем, когда наука изобретет сверхнадежные каналы связи, военные врачи станут дистанционно делать хирургические операции с помощью робота. Но до этого пока далеко.

Солдат научной роты за работой в лаборатории. Фото: Анна Горбань