Болезни Военный билет Призыв

Корабль калигулы. «Корабль для удовольствий»: как развлекался император Калигула. Сувениры и еда в Неми

Одна из самых драматических страниц в истории археологии была открыта в 1444 году. В тот год кардинал Просперо Колонна прослышал, что на дне озера Неми, в 16 милях к юго-востоку от Рима, лежат останки двух кораблей. Он был просвещенным гуманистом и, подобно многим представителям эпохи Возрождения, живо интересовался классическими древностями. Расположенное неподалеку от более крупного озера Альбино озеро Неми было окружено ореолом легенд. По преданиям именно здесь находилась священная роща и гробница богини Дианы.

Кардинал узнал, что на протяжении многих лет здешние рыбаки цеплялись своими сетями за обломки судов и иногда вытаскивали из воды небольшие предметы. Деревянные обломки шли на топливо, а металлические детали переплавлялись, и из них делали инструменты (например, бойлы для рыбалки) или оружие.

Колонна поручил одному из виднейших архитекторов того времени, Леону Баттисте Альберти, обследовать останки кораблей. С помощью ныряльщиков Альберти попытался поднять их на поверхность. Он установил ворот на плоту, плававшем в озере, а ныряльщики закрепили канаты на затонувших кораблях. Но все кончилось тем, что у одного из кораблей отломилась носовая часть. Альберти отказался от дальнейших попыток и вернулся к своему основному занятию - строительству зданий.

Примерно столетие спустя новую попытку поднять затонувшие корабли предпринял Франческо де Марчи, который лично обследовал их с помощью примитивного устройства для спуска под воду. Это устройство, изобретенное Гильомом Лотарингским, представляло собой скрепленный металлическими обручами деревянный колокол, который закрывал верхнюю половину туловища ныряльщика. Отважному де Марчи пришлось немало претерпеть во время спуска. У него пошла кровь носом из-за повышения давления при спуске, он запутался в веревках, к которым был прикреплен колокол, но больше всего ему досаждала стая суетившихся вокруг него рыбешек, которые пощипывали обнаженные части тела смельчака и не отставали от него, как ни старался он их отогнать. К тому же вода была настолько темной, что де Марчи так ничего и не смог увидеть сквозь окошечко в стенке колокола.

Попытки Альберти и де Марчи и нескольких более поздних исследователей поднять корабли привели лишь к дальнейшему их разрушению. На поверхность было извлечено много корабельных деталей. Деревянные балки местные жители растащили на топливо, бортовые украшения и статуи, изразцы и фрагменты мозаики исчезли в частных коллекциях

Поднять древние корабли удалось лишь в прошлом 20-м веке. Итальянские археологи, воспользовавшись дренажным тоннелем, который построили еще древние римляне, спустили воду из озера Неми. По четырех колейному рельсовому пути, уложенному на илистое дно озера, археологи вытянули корпуса древних судов на берег. Вокруг них был построен музей.

Итак, суда стали доступны для изучения. Археологов, прежде всего, поразило изящество формы корпусов, хотя корабли были очень широкими, искусная и тщательная работа древних корабелов. Обшивка корпуса, выполненная из сосновых досок, была покрашена киноварью, покрыта слоем просмоленной шерсти и, наконец, свинцовыми листами в три слоя.

Более крупное из судов имело в длину около 70 метров, а в ширину - около 20. Другое было чуть поменьше. Управлялись суда рулевыми веслами 11-метровой длины. На большом судне таких рулей было четыре, на малом - два. По-видимому, два дополнительных рулевых весла на большом судне устанавливались на носу, чтобы можно было управлять движением, когда корабль шел кормой вперед. Каждый из кораблей имел по два вспомогательных киля, расположенных по обе стороны от основного. Большинство металлических деталей было позолочено. Бронзовые и железные детали оказались удивительно стойкими к коррозии, так как на их изготовление шел особо чистый металл.

Корпуса судов сохранились достаточно хорошо, однако все надстройки оказались совершенно разрушенными. Отчасти это объясняется громадным весом мрамора, бронзы и других отделочных материалов, которые использовались для украшения надстроек. Существенный вклад в их разрушение был сделан и прежними попытками поднять суда на поверхность.

После осушения озера было найдено множество интересных предметов, относившихся к кораблям. Однако эти находки так и не внесли окончательной ясности в решение вопроса о том, как суда приводились в движение. Вначале думали, что оба судна представляли собой гребные галеры. Измерения, проведенные одним из экспертов внутри корпуса, показали, что судно было снабжено одним рядом весел, причем каждым веслом гребли четыре-пять человек. Малое судно, по-видимому, передвигалось на буксире за большим кораблем или за лодками с гребцами.

Среди находок оказались две поворотные платформы, вращающиеся на небольших катках, расположенных по кругу. Под одной из платформ катки были выполнены в виде восьми бронзовых шаров. Каждый шар имел два упора, на которые опирались выступы платформы. Под другой платформой катки представляли собой восемь конических деревянных роликов. Назначение платформ выяснить не удалось. Возможно, они служили основаниями для скульптур.

Строго говоря, эти катки еще нельзя назвать шариковыми и роликовыми подшипниками. Однако ничего подобного еще длительное время не было известно. Еще одним техническим новшеством, обнаруженным на борту судов из озера Неми, был многоковшовый водоподъемник, исполнявший роль трюмного насоса. В верхней части этот насос имел горизонтальный вал. На нем был смонтирован барабан, через который проходила цепь с ковшами. На концах вала имелись маховики с рукоятками. Значение этой находки определяется тем, что она представляет собой самый ранний из известных примеров применения кривошипного механизма в иных конструкциях, кроме ручных мельниц.

Были найдены также два якоря, принадлежавшие древним судам. Один - классического типа - был сделан из дуба, лапы окованы железом, а шток выполнен из свинца. Очевидно, деревянный якорь пришлось утяжелить, чтобы он мог погружаться на дно. Другой якорь был сделан из железа и обшит деревом. Он имел подвижный шток. Якорные штоки такого типа не встречались в истории судостроения до XVIII века, когда они были повторно изобретены в Голландии.

По надписям археологи установили, что уникальные корабли были построены примерно в середине первого века нашей эры. Тринадцать изразцов из останков надстройки помечены клеймом одного из рабов Домициуса Афера, знаменитого оратора. Этот оратор был консулом при Калигуле и умер в 59 году нашей эры. Следовательно, можно думать, что судно было построено раньше этой даты.

Надпись на свинцовой трубе, найденной в обломках, гласит: «Собственность Гая Цезаря Августа Германика». А это - полное имя Калигулы, правившего с 37 по 41 год нашей эры. Вместе с тем были найдены и указания на царствование преемника Калигулы - Клавдия (41-54 годы). Вероятно, строительство кораблей началось в годы непродолжительного правления Калигулы, а закончилось при Клавдии.

Есть основания думать, что эти суда служили не для развлечений, а скорее являлись плавучими храмами. Точное время и причины потопления кораблей неизвестны. Однако исследователи полагают, что либо во времена царствования Нерона, либо во времена гражданской войны, которая разразилась после его смерти, суда были ограблены и их покинули на произвол судьбы. Трюмы откачивать было некому, суда постепенно наполнились водой и затонули.

Останки древних судов были окончательно разрушены весной 1944 года. Фашисты, которые незадолго перед этим продемонстрировали свое отношение к культуре, предав огню 80 тысяч книг и рукописей из библиотеки Неаполитанского Королевского общества, сожгли и музей на берегу озера Неми.

Ныне музей восстановлен. В нем можно увидеть модели уникальных судов в одну пятую натуральной величины вместе с теми немногими корабельными обломками, которые уцелели после пожара.

Обзор о кораблях древнеримского императора Калигулы на озере Неми, в одноименном городке, и расположенном там итальянском Национальном музее римских кораблей.

Национальный музей римских кораблей (Museo delle Navi Romane) в итальянском городке Неми.

Поговорим о кораблях римского императора Калигулы, которые были извлечены из оз. Неми (Lago di Nemi) и ныне выставлены в Национальном музее римских кораблей (Museo delle Navi Romane), в расположенном на упомянутом озере городке (ок. 2 тыс. жит.), славящемся своим клубничным фестивалем и носящем то же название, что и озеро — Неми . Отметим, что административно город и коммуна Неми относятся к итальянской столице — Риму, хотя располагаются в регионе Лацио, в 30 км к югу от собственно Рима. В свою очередь, озеро Неми — это небольшое круговое озеро вулканического происхождения — одно из кратерных озер в расположившихся здесь, в столичном регионе Лацио, Альбанских горах (Colli Albani) .

Неми — название озера и города происходит от латинского слова nemus, что в данном случае означает «святое дерево». В древности в этом районе не было города, но находившаяся здесь роща была местом одного из самых известных римских храмовых культов — италийского божества Дианы Неми (Diana Nemorense) — богини Дианы , которая в IV веке до н.э. стала отождествляться с греческой богиней охоты, плодородия, женского целомудрия и родовспоможения Артемидой. Святилище Дианы Неми, как считается, располагалось на северном берегу озера Неми, а само озеро также называли «зеркалом богини Дианы».

Небезызвестный эксцентричный римский император Калигула (Гай Юлий Цезарь Август Германик по прозвищу Калигула — «сапожок», род. в 12 г . н.э., годы правления: 37- 41 г . н.э.) имел на этом озере Неми виллу, и, возможно, именно в связи с культом Дианы Неми этот император построил несколько очень больших и роскошных барж для использования на данном озере . Согласно изысканиям, один корабль был плавучим святилищем для осуществления обрядов в честь Дианы Неми, или же в честь египетской богини Исиды, а другой — был прогулочной баржей с постройками на ней. После убийства Калигулы в результате заговора оба корабля были затоплены.

Как отмечается на сайте Национального музея римских кораблей museonaviromane.it, «корабли Калигулы являются уникальным примером церемониальной парадной баржи .

Подобные суда распространились эллинистический период как в виде морских, так и речных судов, с богато украшенными мозаичными полами, садами на крыше — настоящих «круизных судов» в египетской традиции...

Калигула был особенно чувствителен к следованию восточным обычаям, перенятыми его династией от предков, бывавших на Востоке, и конечно, не был равнодушен к той форме самовосхваления, которую давало обладание таким кораблями.

Первая из барж на озере Неми была кораблем для удовольствий с крытым обогреваемым павильоном на корме, а также павильоном и святилищем в носовой части. Постройка здесь такого судна связана с располагавшейся на берегу озера Неми виллой императора.

Вторая из барж использовалась, в основном, для религиозных церемоний, о чем свидетельствует обнаружение на борту культовых предметов, связанных с Исидой, которую во времена Калигулы, вероятно, стали отождествлять с богиней Дианой, чье святилище, располагалось в близлежащей заповедной роще .

Предполагается, что эти два корабля использовались для участия в церемонии navigium Isidis, — ритуале в честь богини Исиды, покровительницы моряков, с которым 15 марта каждого года возобновлялся сезон навигации », отмечает museonaviromane.it.

Корабли Калигулы, о которых всегда знали

На снимке, сделанном 20 октября 1928 г., тогдашний глава итальянского правительства Бенито Муссолини (четвертый у перил от правой стороны) наблюдает за работой насосной станции, которую компания Costruzioni Meccaniche Riva di Milano поставила на озеро Неми во время проекта по откачке воды для извлечения кораблей Калигулы со дна этого озера.

Как указывает вышеупомянутый сайт Национального музея римских кораблей, после своего затопления, корабли Калигулы всегда «были видны на дне в прозрачных водах озера и были объектом периодического разграбления и с XV века неуклюжих попыток поднятия со дна ». Итак, как считается, местные рыбаки всегда знали о существовании этих затонувших кораблей Калигулы, временами вытаскивая с них небольшие артефакты. Для этого часто использовались крюки для захвата, а сами найденные предметы продавались.

В 1446 г . влиятельный кардинал Римской католической церкви и сеньор Неми Просперо Колонна (Prospero Colonna) и сотрудник папской канцелярии Леон Баттиста Альберти (Leone Battista Alberti) возглавили изыскания по поиску затонувших кораблей Калигулы на озере Неми , основываясь на рассказах об этих кораблях, которые они и обнаружили на глубине 18,3 метра (60 футов) Однако глубина была слишком значительной, чтобы корабли тогда можно было достать из-под воды. Хотя Альберти и предложил для поднятия кораблей оригинальный метод, когда попробовал связать их с плавучими бочками. Будучи гениальным, этот метод оказался неудачным из-за обширного гниения .

В ходе предприятия Альберти пригласил отважных генуэзских пловцов-ныряльщиков, тогда же было выяснено, что остовы лежащих на дне кораблей обшиты свинцовой оболочкой и был изучен тип дерева, из которого были изготовлены древнеримские корабли.

При этом изыскания Колонны и Альберти нанесли значительный урон затонувшим кораблям Калигулы, т.к. используя уже упоминавшиеся выше веревки с крючками, участники того предприятия отрывали от лежащих на дне корабельных остовов доски.

В 1535 году инженер на службе нескольких владетелей болонец Франческо де Марчи (Francesco De Marchi) достиг затонувших кораблей Калигулы на озере Неми с помощью деревянного водолазного колокола, снабженного иллюминатором — конструкция де Марчи защищала верхнюю часть тела, оставляя свободными ноги и руки и позволяя дышать (свои погружения исследователь описал в труде Della Architettura Militare). Находки де Марчи включали кирпичи, фрагменты мраморной брусчатки, бронзовые и медные фрагменты и большое количество деревянных балок затонувших кораблей Калигулы.

Затем попытки исследования затонувших кораблей Калигулы на озере Неми предпринимались в 1827 г, и позднее — в 1895-1896 гг. В последнем случае работы осуществляло итальянское государство, а именно Министерство образования и Военно-морской флот Италии. Большая часть извлеченного материала тогда было приобретено Национальным музеем, в то время как другая часть попала на антикварный рынок.

На иллюстрации с сайта Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.

На иллюстрации с сайта Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.it модель корабля Калигулы из озера Неми.

В 1926 г . итальянским государством была создана новая комиссия по вопросу исследования и и восстановления кораблей Калигулы на озере Неми . В состав комиссии вошли ученые-археологи и инженеры, под руководством бывшего генерального директора Министерства образования (1906 г.), впоследствии руководителя ряда художественных галерей и сторонника фашистского движения, искусствоведа и археолога — сенатора от Национальной фашистской партии Коррадо Риччи (Corrado Ricci, годы жизни: 1858 — 1934).

Выводы комиссии Риччи подтвердили оценки, высказанные еще в 1895-1896 гг. подполковником инженерного подразделения военно-морских сил Витторио Малфатти (Vittorio Malfatti) о том, что поднятие судов Калигулы возможно путем частичной откачки воды из озера. Также комиссией было предусмотрено строительство специального музея на берегу оз. Неми. И 9 апреля 1927 г . в своей речи на заседании исторического общества Reale Società Romana di Storia Patria тогдашний глава правительства Италии Бенито Муссолини объявил о решении поднять затонувшие суда Калигулы. Воду откачали и остовы кораблей, а также многочисленные артефакты извлекли со дна озера .

Снимок 1930 г., показывающий остов одного из кораблей Калигулы, извлеченный тогда из озера Неми.

Для уяснения размеров корабля можно посмотреть на кажущиеся крошечными рядом с корабельным остовом фигуры рабочих.

бронзовая деталь, изображающая льва, извлеченная с корабля Калигулы с озера Неми.

Однако Национальный музей римских кораблей, сооруженный в 1935 г . на берегу озера Неми для хранения поднятых со дна этих барж Калигулы, был частично разрушен в ночь с 31 мая на 1 июня 1944 г . из-за пожара — во время последнего отрезка Второй мировой войны . При этом неизвестно, кто был виновником пожара, отступающие ли немецкие войска, по соседству с музеем располагалась германская батарея, или же пожар возник из-за случайных людей. Снова музей открылся в 1988 г. Однако его экспозиция теперь не может похвастаться подлинными остовами кораблей Калигулы, т.к. они были уничтожены во время вышеупомянутого пожара. В части кораблей Калигулы с озера Неми, музей ныне содержит лишь некоторое количество артефактов с поднятых барж Калигулы, которые были изготовлены не из дерева, а также то, что во время войны было вывезено на хранение в Рим, а кроме того изготовленные для музея деревянные копии кораблей .

Национальный музей римских кораблей в Неми сегодня

Страница с описанием Национального музея римских кораблей в Неми из официального итальянского издания «В двух шагах от Рима.

Страница с описанием Национального музея римских кораблей в Неми из официального итальянского издания «В двух шагах от Рима. Музеи Кастели Романи и Пренестини» (местности под Римом - Альбанских гор и Пренестини), рус. яз., ок. 2012 г.

И далее приведем описание Национального музея римских кораблей в Неми из официального издания «В двух шагах от Рима. Музеи Кастели Романи и Пренестини» — публикации «Горного общества Кастели Романи и Пренестини» (музейного общества местности под Римом — Альбанских гор и Пренестини), совместно с регионом Лацио, рус. яз., ок. 2012 г.:

«Национальный музей римских кораблей был создан для возможности знакомства с двумя имперскими кораблями, принадлежавшими императору Калигуле, поднятыми со дня озера Неми с 1929 по 1931 гг. Разрушенный пожаром в 1944 г ., музей был окончательно открыт для посетителей в конце 80-х годов.

В левом кильблоке музейного здания сегодня выставлены материалы и документация, касающаяся каркасов кораблей и их подъема из вод озера.

Правое крыло музея посвящено культовым местам Альбанских гор, (древнеримским поселениям) Ардеа и Сатрикум (Satricum), с особым вниманием к святилищу-храму Дианы Nemorense, что подтверждается материалами раскопок, произведенных в 20-х годах прошлого века, а также, в недавний период , с 1989 по 2013 годы. Кроме этого, экспонируется также часть археологической коллекции дворца Русполи в Неми, поступившей из храма или составляющей коллекцию антикварного коллекционирования семьи Русполи.

Недавно экспозиция пополнилась колоссальной мраморной статуей Калигулы на троне, восстановленной гвардией финансовой полиции в 2011 году, обнаруженной в городке Каваллерия в зоне Неми-Веллетри . Этот раздел музея посвящен императорским резиденциям зоны Неми-Ланувио : здесь экспонируются материалы, найденные (далее перечисляются руины вилл древнеримских императоров в городках под Римом Прим. сайт) на вилле императора Калигулы на берегу озера Неми (городок С. Мария) и в городке Каваллерия, на вилле Антонини (под Антонини подразумевается римский император Антонин Пий Прим. сайт) в Ланувио и на вилле Домициана в Кастель-Гандольфо», указывает публикация «В двух шагах от Рима. Музеи Кастели Романи и Пренестини».

На иллюстрации с сайта Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.it:

внутренний вид музея.

Этот обзор был подготовлен сайт по следующим материалам: сайту Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.it (итал. яз.); официального изданию «В двух шагах от Рима. Музеи Кастели Романи и Пренестини» — публикации «Горного общества Кастели Романи и Пренестини» (музейного общества местности под Римом — Альбанских гор и Пренестини) совместно с регионом Лацио, рус. яз., ок. 2012 г .; др. материалам.


Калигула остался в истории одним из трех самых жестоких римских императоров, которого обвиняли во всех возможных грехах. Как все было на самом деле, уже не узнать. Достоверно известно лишь одно: император очень любил роскошь. Он даже построил самые большие в мире прогулочные корабли, на которые сейчас идет настоящая охота.




Калигула правил Римской империей с 37 по 41 год н.э. За этот короткий срок за ним закрепилась слава жестокого руководителя, известного своим эксцентричным поведением и невероятными оргиями. Современники утверждают, что он был одержим постоянным поддержанием своего имиджа и порой воплощал в жизнь самые странные проекты, не жалея средств. Так, по его приказу построили три громадных корабля, которые спустили на воду небольшого озера Неми, считавшегося у римлян святым.




На тот момент это были самые большие суда в мире: около 70 метров длиной, 20 метров шириной. На них располагались каменные постройки – почти как на земле. Суда приводились в движение рядами весел и ветром, их мачты несли шелковые паруса фиолетового цвета. Корабль поворачивал с помощью четырех огромных рулевых весел длиной 11,3 метра каждое.


Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти корабли:
«... десять рядов весел... корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями... на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев»




Каждый из кораблей был отделан мрамором, мозаикой и позолоченной медной черепицей. Суда оборудовали сантехникой, из кранов текла горячая вода. Отдельные части водопровода были богато украшены головами волков, львов, мифических существ.


Калигула часто наведывался на свои корабли, проводя время за разнообразными, не всегда пристойными занятиями. Согласно некоторым историческим сведениям, корабли Калигулы были сценами оргий, убийств, жестокости, музыки и спортивных соревнований.


В 41 году сумасбродного Калигулу убили заговорщики-преторианцы. Вскоре после этого его «корабли для развлечений», спущенные на воду всего лишь год назад, были лишены драгоценных предметов, а затем намеренно затоплены. В последующие века о них полностью забыли.




В XV веке появились первые слухи о существовании чего-то «интересного» под водой озера Неми. К 1842 году тайна кораблей Калигулы еще не была раскрыта. Исследователь Джеремиа Донован писал:
«В этом озере глубоко покоятся остатки того, что некоторые называют галерой Тиберия, другие Траяна, но что на самом деле выглядит как группа зданий, построенных на самом берегу озера. В XVI веке это место в подводном колоколе посетил Архитектор Марчи [военный инженер], а за ним еще несколько других. Был найден деревянный каркас, соединенный бронзовыми гвоздями, устланный большими плитами, опирающимися на железную решетку».


В 1920-е годы итальянский диктатор Бенито Муссолини распорядился провести детальные исследования загадочного объекта. В 1928-32 гг. были приложены значительные усилия, чтобы осушить озеро. На дне в грязи нашли два корабля: длиной 70 и 73 метра, а с ними множество бронзовых предметов. Обнаруженные статуи и украшения подтвердили, что эти корабли построили специально для императора Калигулы.




Громадные конструкции переместили в ангар и открыли музей. К сожалению, во время боевых действий в 1944 году музей был разрушен и оба корабля сгорели. Сохранившиеся детали и бронзовые украшения сегодня можно увидеть в Museo Nazionale Romano.

Через полвека в Италии снова возник интерес к Калигуле и его кораблям. В 2011 году полиция заявила, что «черные археологи» нашли у озера Неми императорскую гробницу и разграбили ее. А совсем недавно небольшое озеро опять привлекло к себе внимание. Местные рыбаки заявили, что когда их сети достают до дна, то они часто вылавливают древние артефакты. Теперь на живописном озере снова оживление: ученые с помощью гидролокаторов обследуют дно, а водолазы ищут третье, самое большое, судно императора Калигулы.

Роль Калигулы в истории Древнего Рима далеко не однозначна. Спустя века непросто разобраться, кем же он был: . Ведь это типичный человек своего времени. Так, а .

Всем любителям клубники и земляники посвящается – Неми (Италия) , где dolce vita, или «сладкая жизнь» имеет вполне определенный вкус и аромат. Это вкус детства, запахи леса и свежескошенной травы, маленькие радости летних каникул, когда про каждое мгновение хочется воскликнуть «Остановись, ты прекрасно!».
Именно такие ощущения возникают в Неми – крошечном, утопающем в зелени городке, возвышающимся над одноименным озером. Всего в 40 минутах езды от находится эта вторая столица Италии – клубнично-земляничная. Неми еще с античности славится своей лесной земляникой , растущей на склонах бывшего вулкана. Благодаря уникальному микроклимату и плодородной почве, богатой вулканическим пеплом, местная земляника считается слаще, чем коммерчески выращиваемые сорта. Помимо земляники, в Неми можно полакомиться клубникой (она же земляника садовая), голубикой, ежевикой, малиной : ягоды, внешний вид которых безупречен, аккуратно разложены по маленьким контейнерам, в порциях, удобных для перекуса. Они продаются в многочисленных лавках по пути к главной смотровой площадке, что рядом с палаццо Русполи, откуда открывается панорамный вид на .

Хотя Неми и небольшой городок, гастрономический тур в клубничный рай вполне реально совместить с культурной программой. Это место уникально своей историей, восходящей к IX веку до н.э., когда на берегах вокруг озера возникли первые поселения, мистическим озером Неми, связанным с культом богини Дианы, и шармом загородной жизни с ее неспешным ритмом и более расслабленной, располагающей к отдыху атмосферой.


Содержание статьи:

  1. Где находится и как добраться в Неми

  2. Неми – рай для любителей клубники и земляники

  3. Фестиваль клубники в Неми

  4. Сувениры и еда в Неми

  5. История и достопримечательности Неми

1. Где находится и как добраться в Неми

Неми (Италия) находится в регионе Лацио и административно-территориально входит в метропольный город, ранее провинция, Рима (итал. Città metropolitana di Roma Capitale), включающей столицу и 121 муниципалитет – близлежащие города и прилегающие к ним территории.

Неми относится к знаменитым «замкам Рима» – Кастелли Романи (Castelli Romani), региональному парку, объединяющему 13 городов, расположенных на Альбанских холмах к юго-востоку от столицы. Этот район – популярное туристическое место и сегодня, как и в прошлые времена, является излюбленным местом отдыха римлян.

Соответственно, из России в Неми оптимальнее всего добраться на самолете до Рима, совместив посещение Вечного города с вояжем по Кастелли Романи .

Из Рима до Неми можно добраться:

  • на машине – арендованной или заказать услугу гида по окрестностям Рима с автомобилем. Это самый удобный и комфортный способ, т.к. прямых маршрутов общественного транспорта до Неми нет. Время в пути составит 40-50 минут.
  • на общественном транспорте. Первый вариант: отправиться с вокзала Roma Termini на электричке до станции Albano Laziale, пересесть на автобус Cotral, выйти на 5-й по счету остановке в Дженцано-ди-Рома (Genzano di Roma), городок в западной части озера Неми. Из Дженцано-ди-Рома до Неми любители пеших прогулок могут дойти пешком (3 км) или доехать за 5 минут на автобусе; Второй вариант: проехать до последней станции метро Roma Anagnina (линия A), сесть на прямой автобус Cotral до Дженцано-ди-Рома (время в пути составит примерно 45 мин.), далее аналогично, как в первом варианте.


2. Неми – рай для любителей клубники и земляники

Бог, конечно, мог создать более совершенную ягоду, но он создал землянику, заметил один английский писатель.

Земляника, растущая в лесах, окружавших Рим, известна уже во времена античности. Поэты Вергилий и Овидий, в частности, отмечали страстную любовь римлян к землянике, несмотря на ее высокую стоимость. Но не только изумительный вкус ягод земляники привлекал римлян, но и полезные свойства этого растения при лечении многих заболеваний. Благодаря своей форме в виде сердца и красному цвету земляника являлась одним из символов богини любви Венеры и использовалась в качестве афродизиака и ингредиента косметических средств, призванных сохранить женскую красоту.

Тут стоит сразу оговориться. Клубника и земляника относятся к одному общему роду Земляника семейства Розовых, всю суть которого отражает латинское название «Fragaria», что означает «ароматный». Говоря «клубника», русскоязычные люди чаще всего подразумевают культивируемое человеком растение (клубникой мы привыкли называть крупную и сочную садовую, или крупноплодную землянику (Fragaria ananassa), выращиваемую на наших дачах и одновременно самую популярную для производства в промышленных масштабах). В итальянском языке (а также, например, в английском языке), в отличие от русского, вообще не разделяют клубнику и землянику. И то, и другое на итальянском – fragole , однако для обозначения лесной земляники есть специальное слово – fragolina di bosco, или fragola di bosco . Если вы хотите попробовать именно лесную землянику, то ориентируйтесь на это название.

На склонах вокруг озера Неми выращивают два сорта земляники лесной – одну круглую и одну удлиненную, а также привычную нам клубнику с крупными ягодами (она же «земляника садовая»). Как уже упоминалось выше, местная земляника считается особенно сладкой. Мое личное впечатление – некоторое разочарование: земляника смотрелась аппетитно и безупречно, ягодка к ягодке, но оказалась не такой вкусной и ароматной, как хотелось бы. Возможно, все дело в том, что мне довелось побывать в Неми в середине апреля, тогда как высокий сезон сбора клубники приходится на май.

3. Фестиваль клубники в Неми

Неми – прекрасное местечко, которое приятно посетить в любое время года. Но особенно повезет тем, кто окажется здесь в конце мая-начале июня, когда, после сбора урожая, празднуется ежегодный Фестиваль клубники (La sagra delle Fragole).

Традиция клубничных фестивалей в Неми берет свое начало в 1922 году. Это яркое и красочное событие, включающее праздничные шествия в исторических костюмах (женщины – в широких красных юбках и белых рубашках с черным лифом), концерты народной и классической музыки, поэтические чтения, экскурсии, спектакли и развлечения для детей. Параллельно с фестивалем клубники проводится фестиваль цветов, победитель которого получает «Золотую клубнику».

Кульминация праздничной недели – последний день, обычно выпадающий на первое воскресенье июня: большой клубничный парад, бесплатная раздача клубники всем желающим из огромного чана, доверху набитого ягодами вперемешку с просекко, и праздничный фейерверк после захода солнца.

4. Сувениры и еда в Неми

Что можно привезти из клубничного рая? Конечно, приятное напоминание о поездке – сувенир в виде клубнички (магнитик, сережки, браслет, полотенце с принтом и т.д.) или даже само растение в горшке.

Помимо джемов, сиропов, мармеладов и привычных dolce с клубникой – от тарталеток до джелато, в Неми можно попробовать клубничные пасту, ризотто, ликер и даже пиццу с кусочками клубники. Если будете останавливаться на обед в одной из тратторий, попробуйте местный специалитет – пасту с белыми грибами (funghi porcini) , на вкус превосходно.

Лайфхак от Y & C Italy : после прогулок по живописным улочкам Неми возьмите в кафе (напротив смотровой площадки у палаццо Русполи) бокал холодного просекко с ягодами земляники. Роскошный вид на озеро Неми и освежающий, приятно щекочущий горло просекко подарят вам незабываемые моменты в стиле dolce vita.

5. История и достопримечательности Неми

Неми – очаровательный и очень «итальянский» городок, по которому приятно гулять, исследовать улочки, петляющие между невысокими домами, восхищаться аккуратными, украшенными цветами балкончиками, пить кофе или просеккко с земляникой в уютных кафе и заглядывать в лавочки, где улыбчивые продавцы будут общаться, будто знают вас сто лет. Повсюду брызги красного и зеленого – этих сочных летних красок в клубнично-земляничном раю действительно много.

Местность вокруг Неми обживалась людьми еще до основания Рима. Во времена Республики и Империи отдыхать на озере Неми любили многие представители римской знати. Говорят, что где-то здесь находились виллы Юлия Цезаря и его преемника Октавиана Августа.

Сам городок возник только в X веке вместе со строительством крепости. В Средние века озеро и прилегающие районы принадлежали членам династии Борджиа. Свой современный облик Неми приобрел в XVI-XVII вв. и с тех пор о признаках времени напоминают только машины и спутниковые тарелки на крышах домов. В Неми бывали Гете, Байрон, Стендаль, Ганс Христиан Андерсен. Волшебное озеро запечатлели на своих картинах несколько художников, среди которых известный британский живописец и мастер романтического пейзажа Уильям Тернер.

Главной достопримечательностью Неми , безусловно, является одноименное озеро. Озеро Неми вулканического происхождения: обрушившиеся стены кратера вулкана образовали котловину – кальдеру, которая затем наполнилась водой.

Название Nemi произошло от слова «роща» – nemus на латыни. Действительно, озеро обрамляют густые заросли деревьев и кустарников, а само оно по форме напоминает аккуратное женское зеркальце, в котором в ясные ночи точно по центру отражается Луна. Неслучайно в античные времена Неми поэтично называли «зеркалом Дианы» – на берегах магического озера возникло святилище Дианы Неморенсис (Diana Nemorensis), или Дианы Лесной, покровительницы растительного и животного мира, олицетворением которой является Луна.

Что можно посмотреть в Неми?

  • Музей римских кораблей (Museo delle Navi Romane ) , главные экспонаты которого – два корабля, построенных самым известным (наряду с Нероном) сумасбродом античности императором Калигулой в I веке н.э. Корабли Калигулы, оснащенные парусами из пурпурного шелка, представляли собой дворцы на воде – с мраморными колоннами, отоплением, мозаичным полом и даже мини-термами. До сих пор не совсем понятно, зачем Калигуле понадобились столь большие и роскошные корабли на столь маленьком озере. По одним предположениям, они использовались для увеселения и оргий эксцентричного императора и его свиты, по другим – для поклонения богине Диане, культу которой особенно благоволил Калигула (а, возможно, и то, и другое вместе). Озеро на протяжении веков хранило тайну кораблей, которые были потоплены, скорее всего, по воле следующего императора, Клавдия, желавшего стереть всякую память о Калигуле, пока их не обнаружили в XV веке и не извлекли, снизив уровень воды, уже в XX веке по приказу фашистского диктатора Муссолини. К сожалению, оригинальные корабли были уничтожены во время Второй Мировой войны (осталось только несколько обугленных бревен и некоторые бронзовые статуи), и сегодня мы можем видеть даже не копии, а модели в масштабе 1:5. По легенде был еще третий корабль, который так пока и не найден.


  • Палаццо Русполи (Palazzo Ruspoli ) – замок-дворец с высокой цилиндрической башней, доминирующий над пространством города, виден практически с любой точки. Построен как крепость в X веке графом Тускулумским (Conti di Tuscolo – могущественный итальянский род, некоторое время контролировавший государственную политику, Рим и назначение пап). В последующие века дворец менял своих владельцев, перестраивался и расширялся по их вкусу. В наши дни в некоторых помещениях дворца проводятся выставки и концерты
  • Площадь Умберто I (Piazza Umberto I) у палаццо Русполи. Здесь можно посидеть в кафе с панорамным видом на озеро Неми и послушать живую музыку. Именно на площади Умберто I начинается большой клубничный парад в рамках Фестиваля клубники
  • Руины храма Дианы Неморенсис. Сложно поверить, что когда-то это был крупный, украшенный большим количеством статуй храмовый комплекс, в котором были комнаты для священников и паломников, бани и даже театр. Первосвященник храма носил титул Rex Nemorensis, или «король священной рощи», причем претендент на данный титул мог присвоить его себе, сорвав золотую ветвь в священной роще… и убив предыдущего первосвященника в ходе кровавого ритуала, символизирующего увядание и воскрешение природы. Местные жители утверждают, что неприкаянный дух Rex Nemorensis до сих пор бродит где-то в лесах вокруг озера, и советуют ходить по местным тропкам с осторожностью, особенно в полнолуние
  • Церковь Санта-Мария-дель-Поццо (Santa Maria del Pozzo). Легенда гласит, что церковь решили воздвигнуть рядом с колодцем (pozzo), из которого явился дух Девы Марии

  • Бронзовая статуя богини Дианы на въезде в город
  • Фонтан Медузы Горгоны (Fontana della Gorgona)
  • Если вы приехали в Неми со своим возлюбленным, то не пропустите смотровую площадку, которая так и называется – Терраса влюбленных (Terrazza degli Innamorati). С террасы открывается шикарный вид на долину озера Неми с клубничными плантациями, который послужит отличным фоном для вашего поцелуя

Заказать индивидуальную экскурсию в Риме или в Кастелли Романи на автомобиле с гидом можно просто отправив нам заявку по почте: rome@сайт, позвонив по телефону в Москве +7 910 476 34 33 или в Италии +39 334 8402086.

Жил да был Калигула, который правил Римской империей с 37 по 41 год н.э. За этот короткий срок за ним закрепилась слава жестокого руководителя, известного своим эксцентричным поведением и невероятными оргиями. Современники утверждают, что он был одержим постоянным поддержанием своего имиджа и порой воплощал в жизнь самые странные проекты, не жалея средств. Так, по его приказу построили три громадных корабля, которые спустили на воду небольшого озера Неми, считавшегося у римлян святым.

На тот момент это были самые большие суда в мире: около 70 метров длиной, 20 метров шириной. На них располагались каменные постройки – почти как на земле. Каждый из кораблей был отделан мрамором, мозаикой и позолоченной медной черепицей. Суда оборудовали сантехникой, из кранов текла горячая вода. Отдельные части водопровода были богато украшены головами волков, львов, мифических существ.

Можете себе представить? Очень сомневаюсь, что действительно такие корабли могли существовать. Давайте копнем глубже этот вопрос...

В 30 км к югу от Рима находится небольшое озеро Неми. Издавна это место было связано с культом Дианы. Rex Nemorensis был титул жрецов Дианы Аррицийской, храм которой стоял у самой воды. Жрецом можно было стать, лишь переступив через кровь - сорвав золотую ветвь в священной роще, претендент должен был убить своего предшественника на поединке или погибнуть сам. Кандидаты в жрецы, как правило, были беглыми рабами, и долго не жили. Светоний сообщает, что, когда особо хитрый и сильный жрец «зажился на свете», то император Калигула лично выбрал и подослал к нему убийцу.

Итак, исторические свидетельства: Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти корабли:
«... десять рядов весел... корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями... на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев»

Суда приводились в движение рядами весел и ветром, их мачты несли шелковые паруса фиолетового цвета. Корабль поворачивал с помощью четырех огромных рулевых весел длиной 11,3 метра каждое.


Панорама озера Неми.
Калигула часто наведывался на свои корабли, проводя время за разнообразными, не всегда пристойными занятиями. Согласно некоторым историческим сведениям, корабли Калигулы были сценами оргий, убийств, жестокости, музыки и спортивных соревнований.


В 41 году сумасбродного Калигулу убили заговорщики-преторианцы. Вскоре после этого его «корабли для развлечений», спущенные на воду всего лишь год назад, были лишены драгоценных предметов, а затем намеренно затоплены. В последующие века о них полностью забыли.


На протяжении столетий местные жители говорили о гигантских кораблях, покоящихся на дне озера. Рыбаки часто вытаскивали сетями куски дерева и небольшие металлические предметы. В 1444 году кардинал Просперро Колонна, увлеченный тогдашней модой на античность, организовал на озеро Неми экспедицию, во главе которой поставил видного тогдашнего архитектора Баттисто Альберти, который исследовал затонувший корабль при помощи ныряльщиков и даже предпринял попытку поднять судно. Для этого на множестве деревянных бочек был сооружен настил, на котором установили лебедки с канатами. Однако с помощью этого немудреного устройства Альберти удалось лишь оторвать и поднять на поверхность кусок носа таинственного корабля. Веком позже в 1535 году сеньор Франческо де Марчи попытайся еще раз исследовать корабль, используя примитивный водолазный костюм, но также безрезультатно. Был найден деревянный каркас, соединенный бронзовыми гвоздями, устланный большими плитами, опирающимися на железную решетку».

Исследователь Джеремиа Донован писал:
«В этом озере глубоко покоятся остатки того, что некоторые называют галерой Тиберия, другие Траяна, но что на самом деле выглядит как группа зданий, построенных на самом берегу озера.


В 1885-1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл организовал экспедицию на Неми и с помощью крючьев содрал с корабля много бронзовых изделий. В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус еще одного судна. Оно лежало недалеко от берега и имело примерно 60 метров в длину и 20 в ширину. Корабль же, обнаруженный некогда кардиналом Колонна, был крупнее: 71 метр в длину и 21 в ширину. Несмотря на то, что никаких письменных упоминаний об этих кораблях в античных писаниях не сохранилось, большинство историков сразу отнесли эти грандиозные сооружения к эпохе безумного императора Калигулы, который будто бы использовал их как плавучие дворцы.


Бронзовые скульптурные головы, найденные на кораблях озера Неми.
В 1920-е годы итальянский диктатор Бенито Муссолини распорядился провести детальные исследования загадочного объекта. В 1928-32 гг. были приложены значительные усилия, чтобы осушить озеро. На дне в грязи нашли два корабля: длиной 70 и 73 метра, а с ними множество бронзовых предметов. Обнаруженные статуи и украшения подтвердили, что эти корабли построили специально для императора Калигулы.


Их сохранность поразила даже археологов. Стало видно, как были построены античные большие корабли. Было найдено и отреставрировано много предметов того времени: насосы для откачки воды, которая поступала во время плавания, несколько бронзовых изделий (головы зверей с причальными кольцами), статую сестры Калигулы, голову медузы Горгоны, руку-талисман, которая была прибита к корпусу судна, голову волчицы Ромула. Одной из самых удивительных находок стали две уникальные вращающиеся платформы, обнаруженные на малом корабле. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шаров, двигавшихся в желобе. Другая платформа лежала на восьми конических деревянных роликах, также движущихся в желобе. Обе конструкции напоминают подшипники качения, прототип которых был изобретен в XVI веке великим Леонардо да Винчи. Назначение этих платформ до сих пор" неизвестно, возможно, что они использовались как вращающиеся подставки для статуй.

А на одной из свинцовых труб малого корабля была обнаружена надпись: «Собственность Кая Цезаря Августуса Германикуса» - полное имя Калигулы. Сомнений относительно владельца не осталось.


Среди находок были глиняные трубы, которые поддерживали пол и позволяли его обогревать. Это доказывает, что большие корабли были оснащены изощренной системой обогрева по всему судну. Во время раскопок был найден бронзовый кран. Он контролировал поступления воды в резервуары. Оттуда она поступала через свинцовые трубы на различные нужды.


Также найдено очень много гвоздей, с помощью которых крепились деревянные элементы, они были обработаны раствором, что защищало от коррозии.


Корабли были затоплены при императоре Нероне или после его смерти, во время гражданских войн.


Громадные конструкции переместили в ангар и открыли музей. К сожалению, во время боевых действий в 1944 году музей был разрушен и оба корабля сгорели. Сохранившиеся детали и бронзовые украшения сегодня можно увидеть в Museo Nazionale Romano.








Корабль Калигулы в музее, 1932 год






Голова медузы, найденная среди останков одного из судов Калигулы.

Через полвека в Италии снова возник интерес к Калигуле и его кораблям. В 2011 году полиция заявила, что «черные археологи» нашли у озера Неми императорскую гробницу и разграбили ее. А совсем недавно небольшое озеро опять привлекло к себе внимание. Местные рыбаки заявили, что когда их сети достают до дна, то они часто вылавливают древние артефакты. Теперь на живописном озере снова оживление: ученые с помощью гидролокаторов обследуют дно, а водолазы ищут третье, самое большое, судно императора Калигулы.


Бенито Муссолини на открытии музея