Болезни Военный билет Призыв

Классный час на тему "лес и его обитатели". Как я собирала грибы. Где живет солнце

Цель: познакомить детей с интересными сведениями о грибах и ягодах, потренировать внимание, память, логическое мышление, воображение.

Оборудование: рисунок старичка-боровичка (см. приложение №1), кроссворд «Грибы» (см. приложение №2), таблица «Ягоды» (см. приложения №3).

Учитель . Сегодня нас ждет встреча со старичком-боровичком.

«... Мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы сухая травинка.

— Здравствуй, девочка, — говорит.

— Здравствуй, дяденька.

— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик- боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами».

Учитель. Кто помнит, из какой сказки эти строки? (В. Катаев. «Дудочка и кувшинчик».)

Старичок-боровичок приглашает нас на экскурсию по своим владениям.

Вывешивается рисунок с изображением старичка-боровичка. (См. приложение №1)

Старичок-боровичок. Прежде чем, ребята, мы отправимся в лес, обходить мои владения, хочу я задать вам несколько вопросов, чтоб проверить, хорошо ли вы знаете все то, что может встретиться в лесу.

Что это? Кто это?

➢ Сладкие, душистые, сочные. (Ягоды)

➢ Высокие, могучие, раскидистые. (Деревья)

➢ Скромные, душистые, красивые. (Цветы)

➢ Дикие, сильные, осторожные. (Звери)

➢ Дикорастущие, густые, лекарственные. (Травы)

➢ Чистые, прозрачные, холодные. (Родники)

➢ Скользкие, съедобные, червивые. (Грибы)

Старичок-боровичок. Вот с них-то, с грибов, мы и начнем. Обойдем все грибные места. А знаете ли вы, на пне какого дерева чаще всего встречаются опята? (На березовом пне.) А какой гриб считается царем среди грибов? (Белый, или боровик.)

Это меня так называют — царем грибов. А за что, вы знаете? (Отклик детей.)

А скажите-ка, ребятки, почему нельзя рвать грибы с корнем? (Разрушается грибница, и на этом месте уже не вырастут новые грибы.) Знаете ли вы, шляпки каких грибов в любую погоду скользкие? (Шляпки маслят.) А почему грузди так называются? (Их название произошло от церковно-славянского «груздиу». Что значит «груда», «куча». Грузди так и растут — кучками.)

Про этот гриб есть пословица. Расшифруйте ее.

Ответ: «Назвался груздем — полезай в кузов».

Старичок-боровичок. Вот и грибные места начались. Что за грибы перед нами? Впишите их названия в кроссворд. (См. приложение №2.)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осинок.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я... (подосиновик).

Пока дети — каждый в берете.

Повзрослели — шляпы надели. (Рыжики)

Не спорю, не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

Царь грибной на толстой ножке

Самый лучший из лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он... (белый).

Телом с грушею он схожий,

Только с очень белой кожей.

Постареет — скажут так:

«Курит дедушка табак». (Дождевик)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички

Золотистые... (лисички).

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это — ... (сыроежки).

Старичок-боровичок. Если попадется вам на пути мухомор или поганка, что вы с ними сделаете? (Грибы несъедобные ни срывать, ни сбивать нельзя: ими лечатся или питаются обитатели леса.) А если встретится странный гриб и вам неизвестно — съедобный он или нет, как вы поступите? (Ответы детей.)

Расшифруйте и запомните правило всех грибников.

БИРГ ЙОВТ ЕН — БИРГ ЕБЕТ ЙЫНТСЕВЗИ ЕН

Ответ: «Не известный тебе гриб — не твой гриб».

Старичок-боровичок . Съедобный гриб от места в лесу до подачи на стол проходит долгий путь. Сейчас я назову его дважды, а вы постарайтесь запомнить.

Дорожкино,

Лукошкино,

Опушкино,

Засушкино,

Кастрюлькино,

Бульбулькино,

Сельдерюшкино,

Морковкино,

Перловкино,

Немножкино—Картошкино

Лаврушкино—Петрушкино,

Тарелкино и Ложкино!

(Дети повторяют.)

Старичок-боровичок . А теперь сделаем обход ягодных мест. По дороге я расскажу вам кое-что интересное о ягодах. Например, клюква и морошка растут только на болтах. Из клюквы получается самый вкусный и полезный, богатый витамином С морс. А вот облепиху называют царицей ягод и сибирским ананасом. Очень уж ценная ягода! Знаете ли вы, листья какой ягоды до весны зелеными сохраняются? (Брусники.) А какие ягоды можно даже зимой собирать? (Рябину, шиповник, облепиху, калину, клюкву.) Чай, заваренный с шиповником, получается ароматным и очень вкусным, а главное — полезным, ведь в шиповнике витамина С во много раз больше, чем в лимоне!

А вот и ягодные места пошли. Что за ягоды перед нами?

Я — капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад наклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая? (Черника)

Сидит Яшка, красная рубашка,

Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж.

Вот и назван... (ежевика).

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь -— слюнки потекут,

А раскусишь — кисло. (Клюква)

На доске появляется таблица. (См. приложения №3)

Старичок-боровичок . Найдите эти ягоды среди остальных на таблице. Назовите все ягоды по порядку.

Я придумал для вас интересные задания, связанные с ягодами.

Первое задание : запомните тройки слов, связав их между собой по смыслу. Затем я буду называть первое слово, а вы — два следующих.

Бусы, рябина, мама.

Медведь, малина, мед.

Еж, ежевика, иголки.

Чернила, черника, пятно.

Шипы, шиповник, камешки.

Морс, клюква, ангина.

Фонарик, земляника, лукошко.

Ананас, облепиха, царица.

Тундра, морошка, мох.

Голубь, голубика, небо.

Второе задание : подумайте, какое слово лишнее в каждой строке и почему.

➢ Клубника, черника, клюква, земляника. (Варианты: а) клубника, т.к. не растет, в лесу; б) клюква, т. к. растет только на болоте.)

➢ Рябина, шиповник, голубика, калина. (Голубика, т к. не растет на деревьях и кустарниках.)

Третье задание : нарисуйте лес и все, что в нем есть. Условие: каждый человек рисует только по одному предмету. (Дети выполняют рисунок мелками на доске или фломастерами на листе ватмана.)

Старичок-боровичок . Наша экскурсия закончилась. А теперь поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями, скажите, что нового вы узнали о ягодах и грибах.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

В лесу

Ищем мы в лесу грибочки,

Зорко смотрим мы на кочки:

Не торчит ли сыроежка -

Белоножка, белоснежка?

Вот красавец боровик

К пню трухлявому приник.

Сквозь осиновую чащу

Груздь глаза свои таращит,

Рыжик любит жить под елкой,

Важной, строгою и колкой,

На коряге шляпок ряд -

Целый выводок опят!

Меж стволов березовых,

В сарафанах розовых

Девочки-подружки,

Девочки-волнушки.

Мы с корзинками идем,

Мы грибы домой несем.

И. Шмырова

Как я собирала грибы

Пошла я за грибами.

Корзинку потеряла.

Пока ее искала,

Косынку потеряла.

Пока ее искала,

Ленту потеряла.

Пока ее искала,

Тапочка пропала.

Чтоб мама не ругала,

Пойду искать сначала!

Пока искала ленточку,

Нашла в траве косынку.

Пока искала тапочку,

Нашла в листве корзинку.

А вот и лента с тапочкой,

А рядом две волнушки,

Два беленьких, два рыжика

И три больших свинушки!

И мама не ругала!

И. Пивоварова

Любопытная бабочка

Белыми крыльями машет капустница,

Только поднимется - тут же опустится.

Сядет на краешек белой ромашки:

Мед или чай в этой маленькой чашке?

Г. Глушнев

Шмель

Шмель тяжелый, полосатый

Целый день летал в саду.

Он не просто так летал,

Он цветы в саду считал.

Он ворчал: «Трудна работа!

Ведь цветам в саду

Нет счета».

Е. Фейерабенд

Колосок

Колосистый колосок,

Кто расти тебе помог?

Теплый ветер, майский гром,

Солнце в небе голубом.

А еще людские руки,

Что в труде не знают скуки.

Мне не стать без них таким

Сильным, рослым, золотым!

Н. Красильников

Где живет солнце

Каждый где-нибудь живет:

Рыба - в речке,

В норке - крот,

Заяц - в поле,

Мышь - в соломе,

Я - в большом кирпичном доме.

Пес Волчок - в моем дворе,

В деревянной конуре;

Кошка Мурка - на диване,

Зебры - в Африке, в саванне.

В темных джунглях - бегемот...

Ну а солнце где живет?

Днем и утром, это ясно,

В небе жить ему прекрасно,

Ну а вечером и ночью,

Когда все темным-темно,

Где тогда гуляет солнце,

Где тогда живет оно?..

Пер. с калм. И. Мазнина, Л. Мезинова В. Шуграева

Я нашла себе жука

На лесной ромашке.

Не хочу держать в руках,

Пусть лежит в кармашке.

Лапок шесть, а глаза два,

Трещинка на спинке...

Вот хорошая трава,

На, псешь травинки!

Ох, упал, упал из рук,

Нос запачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

М. Клокова

Паучок

Блестящей

Воздушной дороге

Проворно мелькают

То руки, то ноги.

Это обедать

Спешит паучок,

С клена на елку,

С листка на сучок.

Так ловко и быстро,

Как будто бы в мире

Нету дороги просторней и шире.

И. Мазнин

Улитка

Я боюсь расстаться с домом,

Вместе с ним хожу к знакомым

И хотя с большим трудом

Но вползаю с домом в дом.

А. Кондратьев

Ужасно возмущался Уж:

Пугаться нас?

Какая чушь!

Конечно, я змея на вид,

Но ведь ничуть не ядовит!

A. Кондратьев

Ящерица

Ящерицу я ловил,

Страх меня остановил.

А чего же тут бояться?

Хвостик может оторваться!

Г. Виеру

Петух

КУ-КА-РЕ-КУ! - кричит петух,

У рыбаков костер потух.

Роса сверкает на лугу.

Ночь кончилась!

КУ-КА-РЕ-КУ!

B. Протасов

На озере

Очень важно, не спеша

В озеро из камыша

Выплыли две утки.

А за ними - ух ты! -

Бравые ребята, дружные утята.

Так же медленно плывут,

Так же важно воду пьют.

Ну, точь-в-точь,

Как маменьки,

Только маленькие.

C. Иванов

К речке уточки брели

К речке уточки брели-переваливались,

А собаки с берегов - перелаивались:

Гав!.. Гав!..

Кря!.. Кря!..

Вы потонете зазря!

Отвечали хромоножки:

Нам в реке полно кормежки.

Мы на то и уточки,

Чтобы плавать туточки!

М. Яснов

Ходят гуси

Осторожно, друг за другом,

По тропинке пестрым лугом,

По-гусиному - гуськом

Ходят гуси босиком.

Е. Авдиенко

Дождик

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь!

Я водою дождевою

Землю мою, мою, мою!

Мою крышу и забор,

Мою улицу и двор.

С. Погореловский

Дождик

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И перестал.

И. Токмакова

Какой дождь?

Дождик капал, моросил,

Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял,

Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной,

Нарастающий, грибной,

Обложной, висячий, спорый,

Сонный, медленный и скорый.

Как камыш, стоймя стоячий,

И холодный, и горячий.

А еще и грозовой,

Радужный, полосовой.

Параллелями и в сетку,

А при ветре - даже в клетку,

Вот как много есть дождей

Для растений и людей.

О. Григорьев

Ливень

Ливень льет! Ливень льет!

Пляшут капли в лужице,

Плот плывет! Плот плывет!

Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот

И кричит: «Ура, вперед!»

Плещут волны! Хлещут волны!

Что мне волны! Самый полный! -

Не сдается рулевой.

Я на волнах поплыву!

По каналу - и в Москву!

Только ливень все сильнее,

Только капли все крупнее,

Хвастунишку не жалея

Бьют сильнее и больнее!

Лягушонок в лужу -

И на землю, под лопух.

В. Суслов

Ураган

Где-то гремел над землей ураган,

Буря прошла через весь океан,

Ветер на суше летел без дорог,

К нашему дому приполз ветерок.

Он сквозняком из-под двери подул,

Я испугался - и громко чихнул.

Так я чихнул, что сквозняк за порог

Дунул, подняв небольшой ветерок.

Ветер набрался над сушею сил,

Бурю на сонных волнах разбудил,

Буря прошла через весь океан,

И над землей заревел ураган!

М. Яснов

Погода

Хорошо ли, плохо ли -

В небе громы грохали.

Плохо или хорошо?

Дождь затопал, дождь пошел...

Он сначала не спешил,

Мелким шагом моросил.

А уж после побежал,

Припустил что было сил!

По реке бегут круги -

Это дождика шаги.

С. Иванов

Крыша на палке

Вот тебе строчки про дождь на дворе:

Люди под крышей сидят, как в норе,

Я же спокойно гулять выхожу,

Крышу на палке над шляпой держу.

Мне нипочем этот дождь проливной.

Пусть он сердито стучит надо мной,

Пусть барабанит без всякого толка

Дробью по крыше из черного шелка.

Он не проникнет сквозь крышу мою,

С дождиком вместе я песню пою!

Пер. с итал. Д. Родари

Туман

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез.

Не осталось ни пенька, ни куста.

Только белая кругом пустота.

Где же прячется птица и зверь?

И куда за грибами теперь?

И. Токмакова

Я и солнышко

Сам встаю я по утрам.

В детский сад хожу я сам.

Утром Солнышко встает,

В детский сад со мной идет.

А вечернею порой

Вместе с Солнышком домой

Возвращаемся вдвоем

И друг друга узнаем.

Пер. с азерб. Алимзар Ализаде

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам -

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам -

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так - и все не так

Через одно мгновенье.

В. Шефнер

Август-жнивень

Август пахнет яблоком да хлебом,

У него богатые столы.

И растут, растут грибы под небом,

И течет зерно во все углы.

Август неторопко, грузновато,

Как хозяин, шествует везде.

И свистят, свистят перепелята

У него в овсяной бороде.

И янтарной зрелостью светлея,

Он упрячет лето в закрома,

Ребятишки с августом взрослеют,

Щедро набираются ума.

М. Сухорукова

Август

Собираем в августе урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

Солнце над просторными нивами стоит,

И подсолнух зёрнами черными набит.

С. Маршак

Август

Приходит август с урожаем

Ко всем, но только не к лентяям.

Кто проспит, тот вернется с пустыми руками.

А кто рано проснется тот, - с боровиками.

В. Берестов

Запах хлеба

Удивителен запах хлеба!

Этот запах нам с детства знаком.

Пахнет хлеб и степью, и небом,

И травой, и парным молоком.

Пахнет хлеб раскаленным подом,

Талым снегом, и вешней грозой,

И мужицким соленым потом,

А порой и мужицкой слезой.

Ах, как вкусен хлеб! До чего же

И душист он, и пышен, как пух.

Лишь пресытившийся не может

До конца оценить хлебный дух.

В. Гришин

Что красивей всего?

Ребенок спросил ни с того ни с сего:

А ну-ка скажи, что красивей всего?

Да, вот так вопрос: «Что красивей всего?»

Ответить я сам не сумел на него.

И вот я решил послушать ответы

Других обитателей нашей планеты.

Деревья и Травы сказали в ответ:

Да что же прекрасней, чем солнечный свет?!

Да что же прекрасней ночной темноты?!

Откликнулись Совы, Сычи и Кроты.

Леса! - отвечали мне Волк и Лиса.

Орел свысока процедил: «Небеса!»

По-моему, море! - ответил Дельфин.

Мой хвост, без сомнения! - крикнул Павлин.

Спрошу Мотылька. Отвечает: «Цветок!»

Спрошу у Цветка, говорит: «Мотылек!»

Кто славит поля, кто - полярные льды,

Кто - горы, кто - степь, кто - мерцанье звезды.

А мне показалось, что все они - правы.

Все: Звери и Птицы, Деревья и Травы...

И я не отвечу, увы, ничего

На трудный вопрос: «ЧТО КРАСИВЕЙ ВСЕГО?».

Б. Заходер

Доброе дерево

Доброе дерево, старые ветви.

В листьях запутались шумные ветры.

Сколько птенцов под густою листвою

Ты укрывало от стужи и зноя!

Старые ветви ночами не спали,

Чтобы на землю птенцы не упали,

Чтобы им с дерева, словно с порога,

В синее небо открылась дорога.

Лето промчится, и перед зимой

Дерево птицам помашет листвой.

Будет потом ему сниться и сниться.

Как по весне возвращаются птицы.

Их не пугают опасные кручи,

Белые молнии, черные тучи.

Птицы на родину мчатся уверенно,

Зная, что помнит их доброе дерево.

В. Орлов

Наше богатство

Мы безмерно богаты. В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых - просто диву даешься.

Но спросите иного, что он знает о птицах,

Пусть ответит толково - и, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать, как же, наше богатство -

На полях, в перелесках, так сказать, птичье царство...

Птичье царство, и только? Ну, дрозды, ну, синички...

Где запомнишь все клички, просто птички - и только!

А цветы на лугах разве знаем? И ценим?

Все травой называем, а подкошены - сеном.

И с деревьями то же: роща в общем и целом...

Ель от пихты не можем отличить, грешным делом.

И, конечно, тревожно, что порой мы безбожно

Не храним что имеем, не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе. Словно самую малость

Нам на этой планете жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

А. Яшин

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был -

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

С. Махотин

Монолог природы

Я - ПРИРОДА, я - ВЕЛИКИЙ МАСТЕР.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастье наградить -

В моей все это власти! -

Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час

Восхода и захода, иву над рекой...

И, наконец,

Солнцем прокаленный, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец...

Только ты мой дар, мое ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам - мое творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире - что ни год - твои шаги...

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка - вдруг да он последний...

Уничтожишь (зверь не карандаш) -

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших - не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся - ни часу врозь, ни дня...

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

С. Викулов

До встречи, лето

Лето сказало: «Я очень устало,

Целое лето играло, скакало,

В речку ныряло, потом загорало,

Бабушке грядки полоть помогало,

Воду в сады на поливку носило,

Росными утрами травы косило,

И по грибы и по ягоды я

Часто ходило ни свет ни заря.

Ноги тащились домой еле-еле,

Жалили тело крапива и ели...

И отдохнуть бы теперь не мешало», -

Так нам уставшее Лето сказало...

A. Бадашкин

Тетрадка на грядке

Выросла на грядке круглая тетрадка.

Страницы в тетрадке друг дружки белей,

И важные вещи записаны в ней:

Что много дождей пролилось этим летом,

Но солнечных дней было вдоволь при этом,

Что строго хозяйка следила за грядкой

И вредным жукам приходилось несладко...

Но лучше вы про это

Спросите у мальчишки,

Что прочитал тетрадку

До самой кочерыжки.

Б. Сулимов

Хлеб

Радо солнцу небушко,

Полюшко - подсолнушку,

Рада скатерть хлебушку:

Он на ней - как солнышко.

B. Берестов

Добрый Великан

Я шагаю по лужайке -

Великан в трусах и майке,

Сверху ясно мне видна

Вся Зеленая Страна.

Вот Улитка - добрый гномик,

На себе таскает домик,

Вот квартирка для Жука -

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом -

Муравьи хлопочут в нем,

Вот цветок ромашки

В нем живут Букашки.

Эта славная страна

Вся кругом заселена.

Если я, Великан, захочу,

Как лихой ураган налечу!

Все дома я могу разломать!

Всех жильцов на лугу растоптать!

Если я налечу...

Только я не хочу!

Я - добрый Великан!

Е. Серова

Родина

Если скажут слово - Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница,

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

3. Александрова

Лесной аэродром

Гудит в разгар работы лесной аэродром,

Малютки-самолеты курсируют кругом.

Наметив трассу точную из солнечных земель,

Летит в Страну Цветочную

Мохнатый, толстый Шмель.

К цветку он направляется,

Горючим заправляется:

Тонкий шланг-хоботок забирается в цветок,

Лучшее горючее - цветочный сок!

Самолет почистил грудь,

Почесал животик

И взлетел...

Добрый путь,

Мирный самолетик!

Е. Серова

Божья коровка

Гуляла за городом Божья Коровка,

По стеблям травинок карабкаясь ловко,

Глядела, как в небе плывут облака...

И вдруг опустилась большая рука.

И мирно гулявшую Божью Коровку

Засунула в спичечную коробку.

Коровка ужасно сердилась сначала:

Мычала и в стены коробки стучала...

Но тщетно! Забыли о ней в коробке,

Закрыли Коровку в шкафу, в пиджаке.

Ах, как тосковала в коробке бедняжка!

Ей снились лужайка, и клевер, и кашка.

Неужто в коробке остаться навек?

Коровка решила устроить побег!

Три дня и три ночи рвалась она к цели.

И вот наконец вылезает из щели...

Но где же деревья, цветы, облака?

Беглянка попала в карман пиджака.

Но пленница все ж не теряет надежды,

Бежит на свободу из душной одежды.

Там солнце и ветер, и запахи трав...

Но вместо свободы увидела шкаф.

Тоскливо и страшно Божьей Коровке!

Опять она в темной, пустынной коробке.

Вдруг видит - вверху, где вставляется ключ,

В темницу сквозь щель пробивается луч!

Скорее на волю! Коровка отважно,

Зажмурясь, штурмует замочную скважину.

И вновь очутилась в глухом коробке

С огромною люстрою на потолке.

О, Боже! - взмолилась несчастная крошка,

И вдруг увидала за шторой окошко,

А там, за окном, все от солнца светло...

Но к свету ее не пускает стекло.

Однако Коровка на редкость упряма,

Нашла, где неплотно захлопнута рама...

И вот вылезает она из окна —

Ура! Наконец на свободе она!

И вновь на знакомой лужайке букашка,

Под нею, как прежде, колышется кашка,

Над нею плывут в вышине облака...

Но смотрит на небо тревожно Коровка:

А вдруг это тоже большая коробка,

Где солнце и небо внутри коробка?

А. Усачев

Муравьиный поезд

Вы живые поезда не видали никогда?

Там, где пеший не пройдет,

Не проедет конный,

Взад-вперед, взад-вперед

Катятся вагоны.

Маленькие, черные, юркие, проворные.

Что вагончики везут?

Не железо, не мазут.

Щепки да соломинки

Для своей хороминки.

Вот отстал один вагон,

И сейчас же с двух сторон

Два вагона-братца на подмогу мчатся.

Что такое? В чем зацепка?

Тяжела вагону щепка!

Взяли два вагончика

Щепку за два кончика,

Подтолкнули крепко -

Покатила щепка!

Эх, вагоны-мураши,

До чего же хороши:

Коль придется туго,

Выручат друг друга!

Е. Серова

Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

Яблоко я пополам разделю,

Яблоко с другом своим поделю.

Я. Аким

Черника

Рассыпает солнце стрелы.

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки, под листочки

Кто-то бусы бросил, -

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен.

Мы чернику собирали

В кузовок, в лукошко...

Только рты с чего-то стали

Черные немножко.

Е. Трутнева

Егор и мухомор

Шел Егор через бор,

Видит: вырос мухомор.

Хоть красив, а не беру, -

Вслух сказал Егор в бору.

Верно ты сказал, Егор! -

Так ему ответил бор.

А. Прокофьев

Подсолнечник

Под солнышком подсолнечник,

Когда денек погожий,

Весь день глядит на солнышко -

Сам на него похожий.

Плывет кораблик-солнышко,

Вокруг лучи кольцом.

И целый день подсолнечник

Стоит к нему лицом.

Е. Трутнева

Мухомор

На лужайке, возле пня,

Шапочка с пупырками.

Вы не любите меня,

Вот уже зафыркали!

Н. Артюхова

Солнышку жарко

Под березою сижу

И на солнышко гляжу.

Солнышко мне жалко:

Бедному так жарко!

Хоть бы тучка набежала,

Чтоб ему прохладней стало.

Н. Шевляков

Берегите землю

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

На камнях играющего краба,

На пустыне тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю. Берегите.

Берегите землю. Берегите.

Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий,

Стариков последнюю отраду -

Женщину, бегущую к детсаду.

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье.

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу.

Живая вода

Он знал, хозяин, что творил,

Когда колодец этот рыл

Поближе к огороду.

Не уставая грунт пластать,

Хотел глубинную достать -

Не верховую воду.

«Она и верхняя вода

Мокра, - шутил он иногда, -

Да не поставишь рядом.

Пол только верхней-то помыть

Да огород когда полить,

А чтоб на чай - не надо!

По-настоящему вкусна

Вода, которая со дна

Глубокого колодца.

Хотя понятно, что она,

Поскольку все-таки со дна,

Труднее достается.

Но ведь и рыбку из пруда

Ввек не поймаешь без труда!»

Напоминал он часто.

И вновь копал. И пласт песка

Пройдя еще на полштыка,

Он взял и крикнул: «Баста!»

И опустил в колодец сруб,

И вот, наградою за труд,

Впервые поднял воду.

Отпив немного из ведра,

Сказал с улыбкой: «Ой, добра!

Не сыщешь слаще сроду!

Эй, подходите, кто с ведром!

Не из заглохшего пруда

Моя, сограждане, вода:

Моя вода - живая!»

С. Викулов

Капли тоже говорят

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана - кап, кап, кап...

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря,

А то пройдет немного лет,

И нет водицы - нет, нет, нет...

С. Погореловский

Окружающий мир

УМК «Начальная школа XXI века»

2 класс

ТЕМА « ЛЕСНАЯ АПТЕКА».

ЦЕЛИ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Формирование представлений о понятиях « лекарственное растение», «целебные свойства», « лесная аптека» .
2. Познакомить учащихся с лекарственными растениями леса и их целебными свойствами.
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ:
1. Развитие познавательного интереса.
2. Развитие умения выстраивать коммуникации со взрослыми. Взаимодействие с одноклассниками в группе, умение высказывать аргументировано свою точку зрения, учиться высказывать свою точку зрения, учиться выслушивать чужое мнение.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1. Воспитание бережного отношения к растениям и к окружающей среде;

2. Воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик.
ЗАДАЧИ УРОКА:

Научить распознавать лекарственные растения леса.

Учить понимать различия между ними, анализировать применять свои знания в практической деятельности, внимательно слушать учителя, товарищей участвовать в беседе.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Предметные: знать и правильно употреблять термины и понятия.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: приобретение умения выражать своё позитивное отношение к лекарственным растениям леса.

Коммуникативные: знакомство с позитивными способами взаимодействия с лекарственными растениями леса.

Познавательные: узнавать в процессе наблюдения (по рисункам, загадкам) лекарственные растения леса.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Лесная аптека, лекарственные растения, целебные свойства.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство.

РЕСУРСЫ ОСНОВНЫЕ:

Учебник «окружающий мир 2 класс» 2 ч, Н.Ф. Виноградова,2013 по программе « Школа 21 век»

Рабочая тетрадь «Морянка» 2 класс (региональный компонент).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:

компьютер, экран.

Демонстрационный материал: таблица «Ярусы леса», карточки для демонстрации в лукошко. Презентация «Лесная аптека».

Раздаточный материал: карточки с текстами для самостоятельной работы в группах.

Лукошко.

Иллюстрация земляника для рефлексии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Изучение растений леса: трав, кустарников и деревьев.

ПРИЛОЖЕНИЕ (ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ)

ПОДОРОЖНИК

Я травянистое растение с зелёными широкими листьями с прожилками. Имею тонкий стебель, на конце которого серёжки. Помогаю при кашле, болях в животе, коликах, болезнях печени, отвар применяют для укрепления дёсен. Расту не только возле дороги, но часто так и прошусь всем зверям или людям в попутчики. Мои созревшие семена прилипают, как приклеенные, к шкуре животных, обуви и одежде людей. известно около 250 видов этого растения. Меня можно встретить вдоль дорог, на пустырях или в степях, на лугах и песках, даже на сорных местах.
Сок из подорожника применяют для лечения желудка и так же для улучшения пищеварения. Дети часто прикладывают лист подорожника к разбитым коленкам и локтям.
ПОКАЗ СЛАЙДА.

КРАПИВА

Ой, не трогайте меня

Обожгу и без огня – так говорят про меня. Я трава, листья тёмно – зелёные, покрыты множеством жгучих волосков. Применяют при кожных заболеваниях, для укрепления волос, от перхоти, как кровоостанавливающее средство. Ценное пищевое растение. В России весной из молодых листьев и варят . Крапиву любит есть бабочка крапивница.

ПОКАЗ СЛАЙДА.

БЕРЁЗА

Многие части берёзы используются в хозяйстве: , , (поверхностный слой коры), . Почки и листья применяют в . Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в . Продолжительность жизни берёзы, по разным данным, - 100-120 лет 150 (300) лет 100-150 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в . Берёзовый сок укрепляет организм.

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Метапредметные

I . Мотивация к учебной деятельности

Цели:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организовать постановку цели урока;

Организовать составление совместного плана действий;

Определить средства.

Расставляют карточки по порядку, составляя план действий на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся отвечают на вопросы из презентации.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

И, чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Кто из вас любит уроки окружающего мира? Почему?

Что мы делаем на уроках окружающего мира?

Составьте план нашей работы сегодня.

Ребята,сегодня к нам пожаловали гости – педагоги из других школ.

«Здравствуйте!» - мы скажем педагогам.

«Здравствуйте!» - услышим мы в ответ.

Встречаясь, мы друг с другом здороваемся, т.е. желаем друг другу здоровья, причём крепкого здоровья.

Что вам даёт мама, если заболели?

А можно обойтись без лекарств? когда мы заболеем, на помощь приходит сама природа.

А какие это будут растения?

Что вы знаете о лекарственных растениях? Почему их называют лекарственные?

А где можно найти лекарственные растения?

А как вы думаете. О чём мы сегодня с вами будем беседовать на уроке? Цель нашего урока?

Куда мы сегодня совершим прогулку? Отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Дом резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

Дом – богатырь богат,

Угощает всех ребят.

Это дом не простой,

Он дремучий и густой.(Лес) СЛАЙД

Верно, мы в лес за наукой сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём.

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так радостно дышать.

Есть в травах и цветах целительная сила.

Для всех умеющих их тайну разгадать. СЛАЙД

О каких растениях сказано? О какой тайне говорится в этом стихотворении?

А вы хотите какие – то тайны разгадать сегодня?

Самопроверка готовности к учебной деятельности. (наличие учебников и ученических принадлежностей)

Повторение правил укрепления и сохранения здоровья.

Знакомство с новыми понятиями –лекарственные растения, целительные свойства.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД ).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД ).

Формирование учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу.

II . «Открытие» нового знания детьми.

Цели:

Реализовать план;

Зафиксировать новое знание в речи;

Организовать устранение затруднения;

физкультминутка

III . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель:

- организоватьусвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи.

IV . Самостоятельная работа с самопроверкой

Цели:

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

Организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Под руководством учителя и с помощью отвечают на вопросы и отгадывают загадки, получая новые знания.

Кладут в лукошко растения и находят среди других растений леса.

Формулирование вывода.

Участие в физкультминутке.

Выполняют задание в тетрадях.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Подводят итог урока.

Показывает растения в презентации, читает загадки

Организует реализацию построенного плана.

Организует подводящий диалог.

Беседа по содержанию изучаемого материала.

Анализ существенных характеристик каждого растения.

Подведение к выводу.

Проведение физкультминутки

Организует усвоение учениками материала с проговариванием во внешней речи через игру.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует проверку

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

    Я продолжаю вам загадывать загадки, а вы отгадывайте и рассказывайте, какая целительная сила есть у этого растения.

СЛАЙДЫ

    Я красна, я кисла,
    На болоте я росла,
    Дозревала под снежком,
    Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква) (лечит кашель, простуду, укрепляет дёсна)

Положим в лукошко.

    Осторожнее с кустом,
    С тем, что с пильчатым листом,
    Нежно-розовым цветет,
    Но обидчиком слывет.

Не смотри, что так он дивен,
Он обычно агрессивен,
Вмиг колючий нрав покажет,
Правоту свою докажет.

Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Все равно имей в виду,
Может уколоть в лесу. (Шиповник)

(укрепляет организм, очищает кровь, при простуде помогает)

Положим в лукошко.

    Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто- то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Мы её все собирали

В кузовок, в лукошко

Только рты с чего- то стали

Чёрные немножко. .(черника)

Положим в лукошко.

    Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке он без ножки,

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый,

Повыше- зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей! (мох)

Положим в лукошко.

5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. Если я не на опушке, ветки только на макушке.(Сосна)

(при простуде, укрепление дёсен, от боли в горле, кожные заболевания…)

Положим в лукошко.

    Если стебель отломить,
    Руки трудно уж отмыть!
    Желтый сок в листочках,
    В маленьких цветочках –
    Тот сок для добрых чистых дел,
    А что за травка? (Чистотел)

    (от бородавок,веснушек,мозолей)

Положим в лукошко.

    Цветёт он майскою порой,
    Его найдёшь в тени лесной:
    На стебельке, как бусы в ряд,
    Цветы душистые висят. (ландыш) (сердце)

Положим в лукошко.

    На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка -

Ягодка... (морошка) (от простуды, диареи, раны заживляет, лечит чесотку).

Положим в лукошко.

II .А теперь вы сами друг другу будете загадывать загадки. Работаем в паре. Каждой паре дана будет информация - её много. Но ваша задача- составить загадку и найти целебные свойства этого растения.

    Рассмотрите таблицу в учебнике.

Как бы вы назвали таблицу? Почему?

Что вы можете добавить к нашему разговору?

Брусника и липа – лекарственные растения. Положим в лукошко.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ.

Молодцы, ребята. Мы сходили с вами в лес за растениями. Вот сколько насобирали разных лекарств. Как можно назвать лес? (аптека) какая? (Лесная)значит мы с вами ходили в лесную аптеку!!

Физминутка ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Звучит название растения, если дерево – руки вверх, кустарник – руки вперёд, трава – присед.

Людей, которые собирают растения называют ТРАВНИК.

Игра «аптека » роли: 1 группа - фармацевт и 2 группа - больные.

Больные называют что у них болит, а фармацевты говорят, чем это можно вылечить. Потом поменяемся ролями.

Например: у меня бородавки – чистотел

У меня перхоть – крапива и т.д.

Работа в тетради «Морянка» стр 21. Задание

« Собери лесную аптечку»

Ситуация

Название растения

Какое растение можно приложить к разбитому колену?

Подорожник

мох

Настоем какого растения надо полоскать больное горло?

Липа, почки сосны

Листья берёзы

Какая лесная ягода поможет при простуде?

Клюква

брусника

Настой какого растения избавит от кашля?

Подорожник, сосна, клюква, крапива

Какие растения помогут укрепить здоровье?

Шиповник

Берёза, сосна

Знакомство с лекарственными растениями леса и их целительными свойствами.

Уметь анализировать по намеченному плану.

Уметь выделять из текста,таблицы главное и существенное.

Знакомство с правилами сбора трав.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД ).

Коммуникативные УУД ).

Уметь точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД ).

Создание ситуации успеха.

Закрепление нового способа действий.

V . Рефлексия учебной деятельности на уроке подведение итогов.

Цели:

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку.

оценки за урок

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.

Проводят самооценку результатов своей деятельности.

Называет этап.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?
- Что мы хотели узнать? Какая была цель нашего урока? Нужен был сегодня нам такой разговор?

СЛАЙД

Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Нужно только научиться,

Это в жизни пригодится-
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведь из трав лесного царства,
Люди делают лекарства.

Нам пора уже прощаться,

Каждый должен постараться

Подвести сейчас итог-

Что я сделал за урок?

Вот подсказка со словами,

Об итогах скажем сами. Оцените свою работу. Ребята, если вам понравился урок, наклейте на землянику красные спелые ягоды. А кто недоволен уроком – зелёные недозревшие ягоды.

Уметь рефлексировать.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД ).

VI. Домашнее задание (по выбору)

1. Составить список лекарственных растений леса.2. Сделать рисунок растения, подписать и написать его целебные свойства.

Можно и того растения, про которое не говорили, если оно тоже лекарственное.

Урок окончен!!