Болезни Военный билет Призыв

Классификация гласных по подъему и ряду. Классификация гласных звуков. Гласные звуки и их классификация

Гласные – это чисто тоновые звуки. Они возникают в гортани в результате колебания голосовых связок. Основную роль в образовании гласных звуков играют движения губ и языка.

В соответствии с этим в зависимости от движения губ и языка гласные звуки делятся по трём признакам:

1) по месту подъёма языка (движение языка по горизонтали);

2) по степени подъёма языка (движение языка по вертикали);

3) по участию губ.

По месту подъёма языка гласные звуки делятся на:

Гласные переднего ряда (при их образовании передняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу): [и], [э];

Гласные среднего ряда (средняя часть спинки языка движется к нёбу): [ы], [а];

Гласные заднего ряда (задняя часть спинки языка движется к мягкому нёбу): [у], [о].

По степени подъёма языка гласные звуки делятся на:

Гласные верхнего подъёма (язык поднят в наибольшей степени): [и], [ы], [у];

Гласные среднего подъёма (язык по вертикали находится в среднем положении): [э], [о];

Гласные нижнего подъёма (язык максимально опущен): [а].

По участию губ в образовании звуков гласные делятся на:

Лабиализованные (от лат. labium - губа), то есть огубленные: [у], [о]. При их образовании губы сближаются, округляются и вытягиваются вперёд;

Нелабиализованные, то есть неогубленные: [а], [и], [э], [ы]. При их образовании губы растянуты.

Классификацию гласных полного образования можно представить в виде следующей таблицы:

подъём ряд
передний средний задний
В верхний [и] [ы] [у]
С средний [э] [о]
Н нижний [а [а]

Кроме гласных полного образования (ударных), в русском языке есть редуцированные гласные, которые произносятся в безударных слогах.

[ ٨] – гласный, средне-заднего ряда, средне-нижнего подъёма, неогубленный, краткий.

[и э ] – гласный, переднего ряда, средне-верхнего подъёма, неогубленный, краткий.

[ы э ] – гласный, средне-переднего ряда, средне-верхнего подъёма, неогубленный, краткий.

[ъ] – гласный, среднего ряда, среднего подъёма, неогубленный, сверхкраткий.



[ь] – гласный, переднего ряда, верхне-среднего подъёма, неогубленный, сверхкраткий.

Классификация согласных звуков

Образование и классификация согласных звуков значительно сложнее, чем гласных.

На основании акустико-физиологических свойств согласные звуки различаются по 4 признакам:

1) по участию тона и шума в образовании согласных;

2) по месту образования шума;

3) по способу образования шума;

4) по твёрдости - мягкости.

I. Качество согласных зависит от работы голосовых связок, т.е. от участия тона и шума в образовании согласных звуков.

По участию тона и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные.

Сонорные звуки образуются при участии тона и шума, но тон преобладает. Несмотря не препятствия, проход воздушной струи остаётся достаточно широким: [л] - [л’], [р] - [р’], [м] - [м’], [j].

Шумные согласные делятся на: шумные звонкие и шумные глухие.

При образовании шумных звонких согласных участвуют шум и голос, но шум преобладает: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [з] - [з’], [ж] - [ж’]- долгий.

При образовании шумных глухих согласных тон совсем не участвует, так как голосовые связки раздвинуты и не колеблются воздушной струёй. Звуки создаются только с помощью шума, который образуется в ротовой полости, когда преодолеваются препятствия: [к] - [к’], [п] - [п’], [с] - [с’], [т] - [т’], [ф] - [ф’], [х] - [х’], [ц], [ч], [ш] - [ш’] – долгий.

Большинство согласных образуют пары по звонкости-глухости. К непарным относятся:

1) сонорные звуки: [л] - [л’], [р] - [р’], [м] - [м’], [j];

2) глухие звуки: [ч], [ц], [х] - [х’].

II. Все согласные звуки имеют определённое место образования шума в зависимости от того, какие активные и пассивные органы речи образуют преграду.

По месту образования согласные звуки делятся на: губные и язычные.

Губные звуки делятся на губно-губные и губно-зубные.

При образовании губно-губных звуков смыкаются верхняя и нижняя губа:

[б] - [б’], [п] - [п’], [м] - [м’].

При образовании губно-зубных звуков нижняя губа приближается к верхним зубам: [в] - [в’], [ф] - [ф’].

Все остальные звуки относятся к язычным.

III. Качество согласного зависит от характера преграды, которая может быть различной.

В зависимости от того, как преодолеваются препятствия в ротовой полости, все согласные по способу образования шума делятся на щелевые (фрикативные) и смычные.

При образовании щелевых согласных звуков органы речи лишь сближаются. Воздушная струя проходит через щель, как бы трётся об её края, и тем самым создаётся шум. К ним относятся: [в] - [в’], [ж] - [ж’]- долгий, [з] - [з’], [j], [с] - [с’], [ф] - [ф’], [х] - [х’], [ш] - [ш’]- долгий.

Все остальные звуки относятся к смычным.

При образовании смычных согласных звуков органы речи смыкаются.

IV. Согласные звуки различаются по признаку твёрдости - мягкости . Твёрдые и мягкие согласные характеризуются своей артикуляцией.

При образовании твёрдых согласных язык концентрируется в задней части ротовой полости, а при образовании мягких согласных – в передней части.

Большинство согласных образуют пары по твёрдости - мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’] и др.

К непарным согласным относятся:

1) только твёрдые: [ж], [ц], [ш];

2) только мягкие: [j],[ж’]- долгий, [ч], [ш’]– долгий.

Слог.

В произношении слова делятся на слоги. Существуют разные точки зрения на определение сущности слога.

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым. Слог - это волна звучности (сонорности) . В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности

Самый звучный в составе слога звук называется слогообразующим, таким звуком обычно является гласный. Слог может состоять из одного гласного звука: [ ٨ / кно], [у / жъс].

По конечным и начальным звукам различаются слоги: открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые.

Открытые слоги заканчиваются гласными звуками, закрытые слоги – согласными звуками. Прикрытые слоги начинаются с согласных звуков, неприкрытые - с гласных звуков.

Например: [сту / д’энт]

[сту] – открытый, прикрытый, [д’энт] – закрытый, прикрытый.

Деление слов на слоги подчиняется закону восходящей звучности, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучных к более звучным.

У гласных звуков 4 единицы звучности, у сонорных согласных – 3, у шумных звонких - 2, у шумных глухих - 1.

Экспериментальным путём доказано, что характер слогоделения в русской речи определяется стремлением к образованию открытых слогов, то есть граница между слогами проходит после гласного: ٨ / пна], [сп ٨ / ртак] .

Закрытые слоги в русском языке выделяются в таких случаях:

Если слово оканчивается на согласный звук: [кот ] ;

Если согласный [j] стоит перед другим согласным: ٨ j / н а] .

Законы слогоделения в устной речи нельзя путать с правилами переноса слов на письме.

Ударение

В широком понимании ударение - это выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы фонетическими средствами.

Различают словесное, фразовое, логическое ударение.

При словесном ударении в фонетическом слове выделяется один ударный слог за счет большего напряжения артикуляционного аппарата и в результате этого - большей силы и продолжительности ударного слога. Поэтому русское ударение называется силовым и ударные гласные, по сравнению с безударными, отличаются большей длительностью и напряжением.

Ударение в русском языке является одним из признаков самостоятельного слова. Служебные слова чаще всего безударны, кроме тех случаев, когда ударение перемещается с самостоятельного слова на служебное.

Отрезок звучащей речи, имеющий одно ударение, образует фонетическое слово.

Безударное слово, примыкающее к последующему ударному слову, называется проклитикой .

Например: на полу, не видел.

Безударное слово, примыкающее к предыдущему ударному слову, называется энклитикой .

Например: на пол , не был , та же.

Ударение в русском языке разноместное (свободное), т. е. оно не закреплено за каким-либо строго определённым местом в слове. Ударным может быть любой слог.

Например: лекция, читается, интересная.

В одних словах ударение может быть подвижным , в других - неподвижным, строго фиксированным, т. е. при словоизменении и словообразовании оно или перемещается с одного слога на другой или закреплено за одним слогом.

Например: голова-головы-головушка ; товарищ-товарищи-товарищеский .

Некоторые слова помимо основного имеют добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное – на втором.

Например: дре внерусский, пе динститут, го стелецентр, по слеоктябрьский, по стфактум .

Фразовое ударение - это ударение, которое падает на слог во фразе, имеющий большую ударную силу.

Например: Туча стала надвига ться .

Логическое ударение - это ударение, выделяющее во фразе то слово, которое считается говорящим наиболее важным. Оно всегда связано с имеющимся или подразумеваемым противопоставлением.

Например: Я учусь в институте.

(а не ты) (а не работаю) (а не в школе)

Гласные звуки современного русского языка классифицируются по трем признакам:

1. по степени подъема языка при образовании гласного звука;

2. по признаку ряда (по месту подъема языка), т.е. по движению языка по горизонтали в ротовой полости;

3. по отношению к лабиализации, т.е. участию/неучастию губ в образовании гласного звука.

Основные ударные гласные звуки

§3. Классификация согласных звуков

Все согласные современного русского языка классифицируются по четырем артикуляционным признакам:

2. по месту образования шума;

3. по способу образования шума;

4. по наличию/отсутствию палатализации (дополнительной йотовой артикуляции).

Сонорные являются самыми звучными из всех согласных звуков. В их образовании участвует голос при незначительном участии шума (примерно 75% - голос, 25 % - шум).

Шумными являются те согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом либо голос полностью отсутствует. Шумные звонкие согласные состоят из шума с небольшим участием голоса (примерно 75% - шум, 25% голос). Шумные глухие образуются без участия голоса, полностью состоят из шума.

Многие шумные согласные объединяются в пары по участию голоса и шума. Парными являются шумные согласные, различающиеся только одним этим признаком (при общности других): [б] - [п]; [б’] - [п’] и др. Сонорные согласные не имеют пары по признаку «участие голоса и шума».



Примечание: Перечень согласных, парных и непарных по участию голоса и шума, см. в разделе «Фонология».

Место образования шума

Деление согласных на губные и язычные связано с тем, какие активные органы речи участвуют в их образовании: губы или язык. В образовании губных согласных активную роль выполняет нижняя губа, в образовании язычных согласных – язык. Активные (движущиеся) органы речи взаимодействуют с пассивными, к которым относятся верхняя губа, альвеолы, зубы, твердое небо. Так, при образовании губно-губных согласных нижняя губа смыкается с верхней губой, а при образовании губно-зубных согласных тот же активный орган – нижняя губа - сближается с верхними зубами. Язычные согласные делятся на три группы в зависимости от того, передняя, средняя или задняя часть языка выполняет активную роль при образовании звука. Группа переднеязычных согласных является неоднородной. В зависимости от того, с каким пассивным органом сближается передняя часть языка, выделяются переднеязычные зубные (язык движется по направлению к верхним зубам) и переднеязычные небно-зубные (язык сближается с альвеолами, поднимаясь в передней части к твердому небу).

Способ образования шума

По способу образования шума выделяется несколько групп согласных. При образовании смычных (взрывных) согласных активный орган, сближаясь с пассивным, образует смычку, при преодолении которой происходит взрыв, т.к. воздушная струя с силой разрывает преграду. Смычные согласные очень краткие, их часто называют мгновенными звуками. Щелевые (фрикативные) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов, между которыми остается щель. Струя воздуха проходит через щель относительно свободно, однако трением воздуха о стенки щели создается шум. Отсутствие взрыва при преодолении преграды позволяет щелевым согласным приобретать долготу, что невозможно для смычных звуков. Аффрикаты являются сложными по образованию звуками: в начальной стадии артикуляции образуется смычка, однако ожидаемого взрыва не происходит, преграда размыкается, переходя из смычки в щель, через которую воздух выходит из ротовой полости. Аффрикаты, таким образом, совмещают в себе признаки смычных и щелевых согласных. Смычно-проходные согласные образуются путем полного смыкания активного органа с пассивным, воздух проходит одновременно через полость рта и полость носа. В зависимости от того, каким образом воздух проходит через преграду, выделяются смычно-проходные носовые и смычно-проходные боковые (ртовые) звуки. Согласные, при образовании которых кончик языка вибрирует, то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении струи воздуха, называются дрожащими (вибрантами ).

Гласные, как уже указывалось,- это чисто тоновые звуки. Воз­никнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музы­кальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных поло­стях. Рот и глотка - те резонаторы, в которых и формируются раз­личия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный звук у всякого говорящего произносится при особом, свойственном только данному звуку укладе органов рта.

Классификация гласных строится на трех признаках: 1) участии губ, 2) степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, 3) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.

По участию губ гласные делятся на о г у б л е н н ы е (ла­биализованные) и неогубленные (нелабиализо­ванные). При образовании огубленных гласных губы сближают­ся, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отвер­стие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.

По степени подъема языка по отношению к нёбу раз­личаются гласные верхнего подъема [и, ы, у], среднего подъема [э, о] и нижнего подъема [а]. При артикуля­ции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее по­ложение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верх­ней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узким и. При артикуляции гласных нижнего подъ­ема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодви­нутости его назад по горизонтали различаются гласные передне­го ряда [и, э], среднего ряда [ы, а] и з а д н е г о р я д а [у, о]. При артикуляции гласных переднего, среднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта.


_ _ _ [ы] Схема артикуляции гласных:

Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к перед­ней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образова­нии гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как иногда бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а].

Простейшая таблица русских гласных такова:

Огубленные гласные обозначены жирным шрифтом.

Изучение гласных в школе ограничивается этим набором звуков.

Но эта таблица слишком схематична. Деление на три подъема и три ряда не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей откры­тостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называ­ют [и] открытым. В более точной транскрипции это [и э ]. Есть [э] зак­рытый - звук, отличающийся от [э] несколько большей закрытостью рта и чуть более высоким подъемом языка. В более точной транс­крипции это [э и ] или [ э¨].

Таким образом, от к р ы т ы е и з а к р ы т ы е гласные - это «оттенки» звуков, произносящиеся с несколько большей открытостью или закрытостью рта и несколько меньшим или большим подъемом языка.

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. Такова следующая таблица (хотя и в ней показаны, конечно, не все гласные звуки русского языка).

Гласный [ъ], один из самых частых звуков русской речи, произносится, например, в словах [въдавόс] водовоз, [пърахόт] паро­ход, [гόрът] город. Изолированно его можно произнести, если обра­зовать непрерывный ряд звуков от [ы] к [а] и остановиться посре­дине.

Гласные [ä, э, ö, у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а, э, о, у]. Произносятся они между мягкими согласными, напри­мер, в словах [п’äт’] пять, [п’эт’) петь, [т’öт’ъ) тетя, [т’ул’] тюль.

Гласные [и э, ы ъ, а ъ ] бывают только в безударном положении. Например: [и э скр’йт’] искрить, [с’и э жу] сижу, [ды ъ шы] дыши, [жы ъ ры] жиры, [ва ъ дá] вода, [тра ъ вá] трава. У некоторых говорящих вместо [а ъ ] звучит [Λ] - неогубленный гласный, по по­ложению языка средний между [а] и [о].

СЛОГ

Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Наша речь чле­нится на слова, а слова на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (или слого­образующий), остальные неслоговые (неслогообра­зующие).

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосо­четание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое определение слога наиболее наглядно. Именно оно дается в начальной школе. Проверить это можно так. Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука - пламя дрогнет два раза, молоко - три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем однослож­ное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! - и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании наиболее признана сонор­ная теория слога, основанная на акустических критериях. Приме­нительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наи­более звучный - слоговой (слогообразующий) звук, остальные зву­ки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслоговым: [иу-б’и-л’эи] - юбилей. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают со­норные согласные, как самые звучные из согласных.

Вот стихи Лермонтова:

Поцелуями прежде считал

Я счастливую жизнь свою...

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер - анапест:

При этом слово жизнь произносится в два слога [жы-з’н’]. Слогооб­разующим второго слога выступает сонорный согласный.

Можно по степени звучности обозначить: гласные - 4, сонорные звонкие согласные - 3, шумные звонкие согласные - 2, глухие - 1. Паузу обозначим 0. На линейках, соответствующих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получатся волны сонорности, характеризующие слово.

Тогда слово длинношерстая будет представлено так:

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и сло­гов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки.

Слова льды, смотр на этой схеме выглядят так:

Эти слова двусложные - у них две вершины сонорности: [л’ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова мхи, Мценск, льстить, львы, °лжет, рты, ртуть, рвы, ржав, рдеть и Петр, вепрь, смысл, мысль, казнь и т. п.

Но эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:

Сонорный при таком произнесении частично или полностью оглушается, его звучность на уровне шумного согласного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься слова [мх’и], [л’с’т’ит’], [в’эпр’] и др.

Двуликость подобных слов используют поэты. Так, в стихотвор­ной строке Хлебникова В. «Эта жизнь и жизнь та» слово жизнь в первом случае односложно, а во втором двусложно.

Но слоговые согласные нетипичны для русского языка. Поэтому они часто развивают перед собой гласный. Произносится [кáз’ин’], [т’иá’тър] казнь, театр, [ ъ ржы], [ ъ л’н’инόи] ржи, льняной, а в диа­лектах [аржанόи], [ил’н’инои] и т. п. Глухой сонорный плохо воспринимается на слух, поэтому он часто выпадает. С этим связано произношение [руп’] из рубль, [акт’áпск’ии] из октябрьский и т. п. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения перестал произносить­ся и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.

В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, напри­мер в сербскохорватском и чешском: серб.-хорв. рж - «рожь», крв - «кровь», прет - «перст, палец», врба - «верба»; чеш. vrch - «верх, вершина»,vlk - «волк», slza - «слеза».

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шум­ные, даже глухие. Так, русские могут подзывать кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! и в призыве к молчанию тс! В русской разговорной речи, в южнорусских говорах безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове при этом может сохра­няться. Роль слогового звука в этих случаях принимает на себя согласный, в том числе и глухой: [т] порá - топора, вы [с] пано - высы­пано. Такой слоговой согласный отличается от соседних звуков большей напряженностью. Таким образом, вершину слога может образовы­вать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повы­шенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении ампли­туды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные - не­слоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом. В рус­ском литературном языке дифтонгов нет, но они встречается в рус­ских диалектах, где произносится кор [у ^ о ] ва, молок [у ^ о ], л [и ^ е ] с, с [и ^ е] но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равно­весными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длитель­ностью, как, например, встречается в русском диалектном произно­шении. Если в дифтонге первый гласный слоговой, а второй несло­говой, то это нисходящий дифтонг, например в английском time - «время», table - «стол», go - «идти», в немецком mein - «мой», heute - «сегодня». Если в дифтонге первый согласный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий дифтонг, например в испанском puerta -«дверь», tierra - «земля», пиеvo - «новый». Дифтонги всегда относятся к одной фонеме (см. §119).

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым: [он], [ил], [á-ист]. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да-скá], [иу-лá] юла.

Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется о т крытым: [да-лá], [за-кό-ны], [т’и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [край], [паи-мáт’] поймать.

Язык - поистине чудесный дар человечеству. Это совершенное орудие общения имеет сложное устройство, представляет собой систему Традиционно, начиная изучение языка, обращаются к фонетике - разделу науки о языке, предметом рассмотрения которого являются звуки речи, а конкретнее, классификация гласных и

Фонетика

Фонетика предназначена для изучения речевых звуков. Она занимает особое положение, которое определяется тем, что предмет её изучения - единицы языка, имеющие материальную природу. Звучащая речь образуется органами речи человека и колебаниями воздуха. Восприятие звучащей речи происходит органами слуха человека.

Фонетика имеет дело с самой минимальной единицей языка - звуком речи. Таких звуков бесконечное множество. Ведь произносит их каждый по-своему. Но можно выделить среди этого многообразия такие звуки, которые произносятся одинаковым способом. Способ образования - основа для классификации звуков.

Главное, - классификация гласных и согласных звуков. Артикуляционно и речи бывают или обеспечивают речь певучестью. Согласные - шумом.

Согласные же звуки получаются, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути. Они состоят из голоса и шума либо только шума. Разные способы образования и преодоления этих препятствий позволяют отличать согласные звуки друг от друга. На этих различиях строится классификация гласных/согласных звуков русского языка. Ее принципы мы рассмотрим далее.

Фонетика является разделом языкознания, в котором изучаются артикуляционные и акустические особенности речевых звуков. Артикуляционная фонетика занимается изучением анатомо-физиологической природы звука и механизмов его производства. Акустическая фонетика исследует звук как колебательные движения, осуществляемые прохождением его через голосовые связки и ротовую полость. Предметами изучения акустической фонетики являются его высота, сила, долгота и тембр.

Акустическая классификация гласных звуков

Знакомство с фонетикой обычно начинается с изучения гласных звуков. Не будем отступать от традиций, которые обусловлены большей их значимостью. Они являются слогообразующими. Согласные примыкают к гласным.

Какая классификация гласных и согласных звуков станет предметом нашего внимания для изучения гласных звуков в первую очередь?

Сначала рассмотрим акустические особенности гласных:

  • все эти звуки образуются при помощи тона голоса;
  • характеризуются ударностью и безударностью, то есть бывают слабыми и сильными;
  • слабые гласные короткие по звучанию, при их произнесении не требуется напрягать голосовые связки;
  • сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.

Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.

Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).

Классификация гласных звуков по артикуляционным особенностям. Огубленные/неогубленные гласные

Артикуляционная классификация гласных звуков гораздо шире, чем акустическая. Кроме голоса они образуются губами, языком и нижней челюстью. Звук формируется определённым способом и характеризуется следующими признаками:

  • участием губ в его образовании;
  • степенью подъёма языка;
  • горизонтальным движением языка в ротовой полости.

Гласные могут образовываться с помощью вытягивания губ, тогда они имеют название огубленные (лабиализованные). Если губы не участвуют при образовании гласного, то он называется неогубленным (нелабиализованные).

Огубленные гласные образуются при выпяченных вперёд, сближенных друг с другом губах. Воздух проходит через узкое пространство, образованное сложенными в трубочку губами, ротовой резонатор удлиняется. Степень огубленности бывает разная: у гласного [о] меньшая, а гласный [у] характеризуется большей степенью огубленности. Остальные гласные являются неогубленными, то есть нелабиализованными.

Гласные по степени вертикального движения языка, то есть по подъёму

По тому, как поднимается к нёбу язык, гласные звуки бывают:


Чем ниже подъём, тем шире открывается рот и ниже опускается челюсть.

Гласные по горизонтальному движению языка

Гласные по горизонтальному движению языка во рту тоже распределяются на три группы:

  • Переднего ряда - это звуки [и], [э]. При их образовании переднюю часть языка нужно поднимать к передней части нёба.
  • Среднего ряда - это звуки [а], [ы]. При их образовании поднимается средняя часть языка к средней части нёба.
  • Заднего ряда - [у], [о]. При их образовании задняя часть языка приподнимается к задней нёбной части.

В обобщённом виде классификация гласных звуков отражается в треугольнике гласных. Его вы можете увидеть на рисунке ниже.

Оттенки гласных звуков

Деление по ряду и подъёму никак не соответствует всему богатству и разнообразию гласных. Вообще классификация гласных/согласных звуков русского языка гораздо шире, чем дано в учебниках школьной программы. Как первые, так и вторые могут иметь варианты произношения. Это зависит от позиции, в которой они стоят.

Кроме звука [и] есть тот, который произносится с чуть большей открытостью рта и подъёмом языка более низким, чем [и]. Такой звук имеет название [и] открытый. В транскрипции обозначается [и э ]. Пример: леса [л"и э са"].

Не столь открытым является звук [ы э ]. Например, в слове "железный", который произносится как [жы э л"э"зный].

В слабой позиции, перед ударным слогом вместо звуков [а], [о] произносится нелабиализованный звук . Он по положению языка занимает место между [а] и [о], например: трава [тр/\ва"], поля [п/\л"а"].

Существуют ещё редуцированные гласные, их называют ещё ослабленными звуками. Это [ъ] и [ь]. [ъ] - это звук среднего ряда средненижнего подъема. [ь] - этот звук является звуком переднего ряда средненижнего подъёма. Примеры: паровоз [пър/\во"с], водяной [въд"и э но"й]. Ослабление их произношения обусловлено удалённостью этих гласных от ударения.

Звуки [и э ], [ы э ], , [ъ], [ь] встречаются лишь в поло-жении без ударения.

Зависимость гласных звуков от мягкости согласных

Изменение произношения гласных в зависимости от мягких (палатализованных) согласных рассматривает фонетика. Классификация гласных звуков в зависимости от такого соседства может быть представлена следующим образом:

  • Гласные ["а], ["э], ["о], ["у] продвигаются чуть вверх и вперед в начале произношения.
  • Если эти гласные стоят между согласными мягкими, изменения в артикуляции сохраняется на протяжении всего произнесения звука: зять [з"а"т"], тётя [т"о"т"а], тюль [т"у"л"].

Виды ударных гласных

В нашем языке есть шесть позиций, которые представлены разными видами ударных гласных. Все они представлены в таблице ниже.

Виды безударных гласных

Классификация гласных стоящих не под ударением, зависит от близости или удалённости от ударения и препозиции или постпозиции по отношению к нему:

  • Гласные [и], [ы], [у], стоящие в предударном слоге, чуть ослабляются в своей артикуляции, но кардинально не изменяются.
  • Если [ы] стоит после шипящих и твёрдых перед мягким, то он чуть продвигается вверх и вперёд в конце произнесения звука, например в слове ж[ы˙]вет.
  • Звук [у] в самом начале слова, стоя перед согласными мягкими и после твёрдых заднеязычных или шипящих, тоже чуть сдвигается вверх и вперёд в конце произношения. Например: [у˙]тюг, ж[у˙]рить.
  • Гласный [у], если он стоит за мягким согласным, перед согласным твёрдым, сдвигается вверх и вперёд в начале произношения. Например: [л’˙у]бовь.
  • Если [у] находится между согласными мягкими, он сдвигается вверх и вперёд на протяжении всего времени произнесения: [л’˙у˙]бить.
  • Гласные [а], [о], если они стоят после заднеязычных в начале слова, твёрдых и [ц], произносятся как [ㆄ], этот гласный образуется в среднем ряду, по подъёму является средне-нижним, он нелабиализованный.
  • Гласные [а], [о], [э], если они стоят после согласных мягких, [ч], [j] произносятся как [ие], который характеризуется как нелабиализованный гласный, средний между [и] и [э], по ряду образования он передний, по подъёму является средне-верхним.
  • Гласные [э], [о], которые стоят после [ш], [ж], произносятся как [ыэ], он является звуком непереднего ряда, это уже не ы и не э, такой звук можно услышать, например, в слове "прож[ыэ]вать".
  • Гласный [а] после [ш], [ж] произносится как [ㆄ]. Этот звук можно услышать в слове "ш[ㆄ]лить".
  • [и], [ы], [у] ослабляют свою артикуляцию в третьем и во втором предударных слогах, но свой характер произношения не меняют.
  • Гласный [у], если он стоит во втором и третьем предударном слоге, перед палатализованными согласным и за твердыми звуками, не отличается от звука, произносимого в предударном слоге, это касается и гласных [ы] и [и].
  • Гласные [а], [о], [э] в третьем и во втором предударных слогах, в самом начале слова, изменяются по типу слога, стоящего перед ударением - на месте ударных гласных [а], [о] произносится [ㆄ], а на месте [э] произносится [ыэ].

Изменения гласных ударных звуков в заударных слогах отражаются в таблице, представленной ниже.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод: на классификацию гласных звуков влияет положение языка. Перемещаясь во рту, он создаёт разные условия для образования звуков. Они воспринимаются как разные гласные.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Рубрика (тематическая категория) Образование

Гласные звуки - ϶ᴛᴏ звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

В русском языке гласные классифицируются по трём признакам:

1) по ряду (место образования);

2) по подъему (способ образования);

3) по наличию или отсутствию лабиализации.

При классификации гласных по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные переднего ряда , при артикуляции которых язык сильно продвинут вперед: [и], [э];

2) гласные среднего ряда , при артикуляции которых язык немного отодвигается назад: [ы], [а];

3) гласные заднего ряда , при произнесении которых язык сильно отодвинут назад: [у], [о].

При классификации гласных по подъему языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные верхнего подъёма , при произношении которых язык сильно поднят вверх, ᴛ.ᴇ. занимает самое высокое положение: [и], [ы], [у];

2) гласные среднего подъёма , при произношении которых язык занимает более низкое положение: [э], [о];

3) гласные нижнего подъёма , при произношении которых язык занимает самое низкое положение: [а].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на

1) широкие, ᴛ.ᴇ. акустически наиболее звучные: [а];

2) средние, ᴛ.ᴇ. акустически средней звучности: [э], [о];

3) узкие, ᴛ.ᴇ. акустически наименее звучные: [и], [ы], [у].

Третьим признаком классификации является наличие или отсутствие лабиализации , ᴛ.ᴇ. вытягивания или округления губ. При этом гласные делятся на

1) гласные лабиализованные (огубленные): [у], [о];

2) гласные нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].

Классификация гласных должна быть представлена в таблицах.

Простейшая таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Делœение на три ряда и три подъёма не отражает всœего богатства гласных звуков.

Есть так называемые редуцированные гласные звуки: [Λ], [и э ], [ы э ], [ъ], [ь].

[Λ] – редуцированный гласный [а], [о] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова; данный звук называют ʼʼа – узкоеʼʼ;

[и э ] – звук, средний между [и] и [э]; это звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка, чем звук [и]; звук называют ʼʼ[и] открытыйʼʼ или ʼʼ[и] с призвуком [э]ʼʼ, или ʼʼ[и], склонный к [э]ʼʼ;

[ы э ] – звук, средний между [ы] и [э]; звук принято называть ʼʼ[ы] с призвуком [э]ʼʼ, или ʼʼ[ы], склонный к [э]ʼʼ;

[ъ], [ь] – редуцированные гласные [а], [о], [э] во всœех безударных слогах, кроме первого предударного; [ъ] – звук, средний между [ы] и [а];

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальна.

Таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Верхне-средний и э ь ы э
Средний э ъ о
Нижний а Λ

КОНСОНАНТИЗМ

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА" 2017, 2018.