Болезни Военный билет Призыв

Какую роль играет прилагательное в речи. Люблю ее нарядную. Редактирование предложений на доске

Интегрированные уроки

6 класс

ТЕМА: «ЗИМА»

(Сдвоенный урок)

Задача урока. С помощью прилагательных учимся делать нашу речь более выразительной, точной, меткой, образной.

Одновременно учимся работать с текстом учебника.

Оборудование урока . Сочинения учащихся о зиме, выставка рисунков о зиме, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес», словарики синонимов, необходимые записи на доске, учебники русского языка, литературы.

Знакомясь с темой, учащиеся ставят главный вопрос урока.

Главный вопрос: для чего нужны прилагательные и как они употребляются в речи?

Работа с текстом учебника

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,

подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

– Как вы понимаете слова К.Паустовского, данные в учебнике эпиграфом?

В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.

Чтение стихотворения В.Выркина «Ищу слова» (упр. № 152).

– О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?

Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации.

Чтение лингвистического текста (упр. № 151). По тексту упражнения учащиеся дома составляли для себя памятку и сюда же добавляли материал из учебника Р.И. Альбетковой «Русская словесность». 6-й класс.

Работа с художественными текстами

– Посмотрим, как работают прилагательные в поэтической речи. Обратимся к стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро».

Рассматриваем прилагательные чудесный и великолепный . Используя словарик синонимов, попытаемся на место данных прилагательных поставить другие. Учащиеся приходят к выводу, что выбранные А.Пушкиным прилагательные вмещают целые синонимические ряды. Они помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта, для этого он нашел наиболее подходящие слова.

– Посмотрим, как «работают» прилагательные в прозе.

Для анализа берется отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.

После краткой справки о писателе беседуем с классом.

Беседа с классом

– Какое впечатление произвел на вас текст?

Почему вы решили, что это текст, а не отдельные предложения?

Как первое предложение помогает нам понять, имеем ли мы дело с целым текстом или его частью?

Запишем первое предложение: Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес.

Выводы . Союзное соединение членов предложения (зимой и летом, осенью и весной) помогает уделить внимание каждому слову, увеличивает временное пространство. Это часть большого текста, описание зимнего леса.

Сказуемое в этом предложении выражено краткой формой прилагательного хорош , что делает речь более торжественной, книжной.

– Можно ли подобрать синонимы к слову русский ?

Слово русский в данном тексте имеет значение «родной», «близкий», «любимый». Это контекстуальные синонимы. Отсюда возможен заголовок «Русский лес зимою», который не только называет тему, но и выражает основную мысль. Автор описывает любимое, родное место, которое ему хорошо известно и дорого.

– Какому типу речи принадлежит отрывок?

Данный отрывок смешанного типа речи: рассуждение, описание, повествование с преобладанием описания. Вместе с тем учащиеся отмечают, что предложения в тексте связаны параллельной связью, и эта связь обычна при рассуждении – начале каждой микротемы (почему хорош, почему не налюбуешься, почему невидимая жизнь). При описании обычно употребляются слова с конкретным значением, текст насыщен прилагательными, перечисляются картины.

– Озаглавьте каждую микротему .

1. Описание леса.

2. Описание тишины.

3. Невидимая жизнь леса, открывающаяся внимательному человеку.

– Какие лексические средства используются для описания тишины?

Ключевые слова: тихий лес, недвижные сосны, нетронутые сугробы, тонкие звуки, бесшумно пролетели, и на этом фоне резко выделяется каждый неожиданный звук .

– Можем ли мы, подключив воображение, услышать эту тишину? Нам поможет репродукция картины И.Шишкина «Зима».

Учащиеся рассказывают, что почувствовали, услышали в зимнем лесу.

– Как последние три предложения текста «работают» на основную мысль?

Русский лес особенный, родной, понять его может человек наблюдательный, внимательный, умеющий вслушиваться и всматриваться. Чтобы почувствовать радость общения с природой, как и с людьми, надо самому быть внимательным, добрым. Не каждому откроется эта красота.

Самостоятельная работа

Задание 1 . Найдите выразительные средства языка в тексте (эпитеты, метафоры).

Задание 2 . Выпишите из текста прилагательные, характеризующие (определяющие) деревья, снег, птиц. Какие признаки передает прилагательное?

Задание 3 . На доске запись. Сравним прилагательные в 1-м и во 2-м столбике. В чем их различие? Выпишите из первого абзаца произведения «Русский лес» словосочетание прилаг. + сущ. Потом попытайтесь определить, в каких случаях прилагательные являются эпитетами.

живые тонкие звуки

веселый свист (клестов)

тяжелые шапки (снега)

Ответ . Слева – прилагательные-эпитеты, справа – прилагательные – не эпитеты. Их различие в том, что первые создают художественный образ, вторые называют конкретные признаки существительных: цвет, размер, состояние, возраст.

Задание 4 . Подумайте, какая разница между прилагательными серебристый, смолистый и серебряный, смоляной . Подберите к этим прилагательным существительные. К какому разряду относятся данные прилагательные? Каково значение суффиксов -ист- и -ян- ?

Ответ . Первая пара – качественные прилагательные, вторая – относительные. Суффикс -ист- передает значение «слегка», суффикс -ян- – сделанный из какого-либо материала.

Задание 5 . Подумайте: какая разница между следующими словами? Можно ли заменить одно другим?

спящий (лес) – сонный (лес);

освобожденная (ветка) – свободная (ветка);

обгрызенные (стерженьки) – целые (стерженьки);

нетронутые (сугробы) – чистые (сугробы);

спеющая (малина) – спелая (шишка);

отяжелевший (снег) – тяжелый (снег).

Задание 6. Выпишите из текста прилагательные с орфограммами: правописание суффиксов; сложных прилагательных, не с прилагательными; безударная гласная в корне; о–е после шипящих и ц .

Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Зима»

– Есть ли связь с текстом? Какие предложения из текста можно взять для описания шишкинской зимы? Используя эти предложения, дома сделайте описание картины.

Почему картина названа «Зима», а не «Зимний лес»? Что хотел сказать этим художник?

Изображается глухой зимний лес, но говорит он о зиме снежной и суровой.

– Какие мысли, чувства объединяют произведения Пушкина, Соколова-Микитова и Шишкина?

Вывод : любовь к родной природе, восхищение красотой природы, умение вслушиваться и всматриваться. Наиболее сильно чувство выражено в поэтическом тексте, чему способствуют рифма, ритм, мелодия стиха, более восторженная лексика, звукопись.

Урок русского языка в 3 классе
Тема: Роль имени прилагательного в речи.

Цели:
Предметные:
- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
- формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в
тексте и в речи;
- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;
Метапредметные:
- показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;

регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес

Ход урока

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! – солнцу и птицам,

Доброе утро! – приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех

Я желаю вам много «маленьких удач» и приятного общения на нашем уроке. А нашим гостям получить хорошее настроение от нашего урока.

II. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним по какой большой стране мы путешествуем

Части речи

Посмотрите на экран. Тут зашифрованы 2 слова. Догадайтесь, какие? Слайд

СПУРЩИЕЛСАТГВАИТТЕЕЛЛЬЬННООЕЕ

Существительное, прилагательное

Молодцы, давайте уточним где мы побываем сегодня

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

(Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Слайд А вы внимательно прочитайте и отгадайте, о чем идет речь, посоветуйтесь в группе

Какой ответ?

Имя прилагательное

Так что же такое прилагательное. Давайте вспомним с вами все, что мы о нем знаем. На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Чем является в предложении?

1. имя прилагательное это часть речи.

3.обозначает признак предмета

4. в предложении является определением

(На доске составляется кластер)

Прилагательное определение

Все ли мы знаем об имени прилагательном? Попробуем сегодня открыть для себя что-то новое.

Что вы хотели бы знать?

я бы хотела знать больше, для чего они нужны,

какую роль они выполняют

изменяются ли по родам и числам

Сегодня мы будем исследователями. И узнаем о роли прилагательного в речи.

Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными изучениями)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи.

Каллиграфическая минутка

А)-Посмотрите на доску. Прочитайте слова.(коллективная работа)

Норка, гладкая, красное, ключ, лисички, рыжий.

Разделите слова на группы, объединив их по общим признакам, запишите в тетрадь.

- По какому принципу вы определили слова в первый столбик?

- Это имена существительные.

- Докажите?

- Они отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают предмет.

По какому принципу вы определили слова во второй столбик?

Это имена прилагательные.

Докажите.

имя прилагательное это часть речи.

2. отвечает на. вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?

Открытие новых знаний

Б) Групповая работа.слайд

Ну а теперь давайте наблюдать.. Ваша задача к предложенным именам прилагательным выбрать подходящие по смыслу предмет и записать их.

1группа. Бурый, мо хнатый, ко со лапый. (Медведь)

2 группа. Крупная, красная, спелая (Малина)

3 группа. Ароматное, круглое, слад кое. (Яблоко)

4 группа. Хитрая, рыжая, пуши стая (лисица)

Прочитайте. Что вы сейчас делали? Мы описывали предмет

Какой вывод?

Вывод: имена прилагательные описывают предметы Добавляем в кластер

определение

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

– А теперь устно попробуйте описать себя.

(Я смелый, сильный, внимательный, высокий, голубоглазый).

Слайд откройте конверт №1, прочитайте и выполните задание

Работа в парах


Какой день изображен на первой картинке, на второй?

Какие прилагательные помогут нам описать погоду, ветер, настроение?

Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Первая пара запишет текст, описывающий первую картинку, а вторая – постарается описать второй пейзаж. (можно вставить и одно слово, и два – по желанию)

Был солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу плыли легкие белые облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное.

Был пасмурный осенний день. Дул прохладный резкий ветер. По низкому небу плыли тяжелые серые облака. Погода была плохая. И настроение было ужасное.

Обсудите в паре, для чего же нужны им.пр.

Вывод:имена прилагательные нужны для точности описания.

(Добавляем в кластер)

определение

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

физминуткаТайк оф тачдаун

А теперь давайте поиграем, отдохнем. Я называю слова, если сущ., встает 2 класс, если им.пр. встает 3 класс,если другая часть речи хлопаем

Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть,веселье, веселый, летняя, слушает, снег, снеговой, тает, день, весна, прекрасная, приходит

.Первичное закрепление.(работа в парах)

. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

(Индивидуальная работа).

Перед вами лежит конверт №2. Возьмите из него жёлтую карточку. Прочитайте.

А). Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Согласны ли вы со мной, что это текст? Докажите.

А теперь возьмите зеленую карточку. Прочитайте и сравните с первой.

Б). Наступила ранн яя ве сна. Тает по следний снег . Журчат го во рливые ручь и.

Светит ласко вое сол нце. Летят пе ре летные птицы .

Чем отличается первый текст от второго?

Во втором тексте имеются имена прилагательные.

Выпишите из второго текста словосочетания прил.+ сущ. После выполнения задания поменяйтесь тетрадями с партнерами по плечу по кругу для взаимопроверки. Сималтиниус раунд тейбл

Так для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи.

С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания. Они делают нашу речь красивой, яркой, выразительной

Какой вывод сделаем?

Вывод : Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её интересной, яркой.

Определение Украшают речь

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

7. Включение нового знания в систему знаний.(работа в группе )

А теперь я приготовила для вас творческое задание. Кто скажет, какой приближается праздник? (8 марта) . Многие из вас будут готовить праздничные открытки. Вот сейчас мы с вами на практике попробуем использовать имена прилагательные в нашей речи. Перед вами тексты для поздравления, но в них пропущены имена прилагательные. Ваша задача вставить их, чтобы получилось красивое поздравление.

Творческая работа. /Тексты выдаются на листочках/.открытка

Мамочка!
Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и будет у тебя _____________________ настроение.
(пишут)

Итак, давайте послушаем, что у вас получилось.

Подарите радость нашим гостям (дают открытки)

Домашнее задание. Слайд Почтальон

Это почтальон

Вам пришла телеграмма с разноуровневыми заданиями, которые вы должны выполнить дома каждый самостоятельно. Выберите пожалуйста (Конерс) делитесь мнениями

1в.-Д/з тоже будет творческим. Предлагаю вам изготовить открытку для мамы, бабушки или сестрички к празднику. А потом мы проведем в классе конкурс на самую лучшую открытку. Оцениваться будет оформление и текст поздравления. Проявите свою фантазию и творчество.

2в.Запиши текст, дополняя его именами прилагательными. Работу выполни в тетради.

Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.

8.Рефлексия. Итоги. (обзор кластера)

Итак, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Узнать для чего нужны им.пр. в нашей речи.обзор кластера

Какой был девиз С малой удачи начинается большой успех!»

Достигли успехов

Как оценили вашу работу

А теперь я попрошу вас высказать свое мнение об уроке с помощью имен прилагательных.

Урок был (какой?)……., …….., ……. .

Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В.


Имя прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов называешь ты. Солнечное лето , Праздничная ель, Зимние забавы, Весенняя капель Всё ты можешь описать И красиво показать.


Проблема: Во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные? Цель: выявить роль прилагательных в различных стилях речи. Задачи: - изучить тексты разных стилей; - выяснить частоту употребления прилагательных и их значение.


Прилагательные используются в разных стилях речи 1.В текстах художественного стиля – 28,4% 2.В текстах публицистического стиля- 18,7% 3.В текстах научного стиля – 4,8% 4.В текстах официально-делового стиля – 3,7% 5.В текстах разговорного стиля- 2%

Тропы (слова в переносном значении) метафора эпитет олицетворение


Хорош зимою русский лес. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах – дышишь и не надышишься чистотой лесного воздуха. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. Сказочная картина! (Соколов - Микитов)


Эпитет В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает лёгкий мороз, хлопьями осыпается серебряный иней Эпитет – это особое, образное определение, отличающееся художественной выразительностью.


У слова СНЕГ более 100 эпитетов! блистающий искрящийся переливающийся ослепительный сверкающий серебристый нарядный чистый бездонный глубокий лёгкий мохнатый мягкий пушистый пышный колючий ноздреватый хрустящий веселый печальный и другие


Метафора Греч. МЕТА – пере- + ФОРО – несу. Метафора - перенесение названия одного предмета на другой на основании их сходства.


Рубиновый глаз Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М.Пришвин.)


Роль метафоры в художественном тексте Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова. Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность. Метафора помогает приблизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.


Сочинение - зарисовка «Зимнее утро»


Прилагательные в разных стилях речи В текстах публицистического стиля прилагательные используются в прямом значении, они делают информацию наиболее точной и образной. В текстах научного и официально – делового стиля прилагательные используются в прямом значении, так как передают точную информацию. Разговорному стилю прилагательные придают образность и эмоциональность.


Выводы: 1.Прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом разные функции: - передача более точной информации; - создание художественного образа; - обмен информацией по бытовым вопросам; 2.Количество прилагательных во всех стилях языка различно. 3.Невозможно исключить прилагательные из речи, т.к. они делают информацию более полной, а речь образной, красивой.


Всем спасибо за внимание!

§ 1 Роль имен прилагательных в речи

В этом уроке вспомним определение прилагательного, каким членом предложения может быть прилагательное, а также выясним его роль в русском языке.

Прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Изменяется по родам [красивый (м.р.) - красивая (ж.р.) - красивое (с.р.)],

Изменяется по числам [интересный (ед.ч.) - интересные (мн.ч.)]

Изменяется по падежам [И.п. - утренний; Р.п. - утреннего; Д.п. - утреннему; В.п. - утренний; Т.п. - утренним; П.п.- (об) утреннем].

Имеет полную и краткую [веселый (полная ф.) - весел (краткая ф.)] формы.

В предложении чаще всего выступает в качестве определения или сказуемого.

Роль имени прилагательного в русском языке очень важна! Прилагательные помогают точно описать предмет, назвать его признаки. Благодаря прилагательным наша речь становится красивой, яркой, интересной.

Прочтите фрагмент из сказки Виталия Бианки «Голубые лягушки»:

Если убрать все прилагательные из текста, то данный фрагмент лишится смысла. Мы не узнаем, что так удивило мальчика. Из текста «уйдут» все цвета: голубой, серо-буро-коричневый, зелёный, светло-голубой. Не узнаем мы и признаков предмета: обыкновенный лягушачий цвет, большая банка, два больших пузыря.

Имена прилагательные несут эмоциональную нагрузку, способны нарисовать перед глазами живую и яркую картину. Например, в стихотворении Генриха Сапгира «Принцесса и Людоед» комический эффект создается при помощи прилагательных-антонимов:

Принцесса

Была прекрасная,

Была ужасная.

Во втором часу,

Заблудилась

Принцесса в лесу.

Смотрит - полянка

Прекрасная,

На полянке землянка

Принцесса

Была ужасная,

Была прекрасная.

Во втором часу,

Заблудилась

Принцесса в лесу.

Смотрит - полянка

На полянке землянка

Прекрасная.

За счет перестановки антонимов «прекрасная» и «ужасная» стихотворение кардинально меняется.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

Прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какой? какая? какое? какие? Прилагательное может быть полным или кратким, изменяется по родам, числам и падежам. В предложении чаще всего выступает в роли определения или сказуемого и служит для более точного описания предмета. Имя прилагательное называет признаки предмета и делает нашу речь более красивой и богатой.

Список использованной литературы:

  1. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Н.Д. Кучеренко. Тесты по русскому языку. – М.: Лист, 1998.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  4. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012
  5. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
  6. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.
  8. http://festival.1september.ru/articles/615880/

Использованные изображения:

1.Психологический настрой.

Начнём урок русского языка и постараемся его построить так, чтобы он был и интересным, и познавательным. А что необходимо для этого?

2. Минутка чистописания.

Запишите дату и вид работы. Начнём с минутки чистописания. (Элементы буквы я . Буквы Я я . Слог яз . Слово язык. Сколько значений у слова язык? Как называются такие слова?
3.Актуализация опорных знаний, умений навыков.

Прочитайте предложение о русском языке.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К.Г.Паустовский.
О чём это предложение? Как писатель говорит о языке? Слова, какой части речи использует, чтобы показать своё отношение к русскому языку? Запишите имена прилагательные в тетрадь.
Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора. Наш язык таит в себе много секретов. Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка. Как вы думаете, чтобы узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок?
4. Блиц - опрос. ТЕСТ
Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет).
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да).
Имя прилагательное обозначает признак предмета (да).
Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что? (нет).
Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Имя прилагательное изменяется по родам, числам (да).
Род, число имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да).
5.Постановка учебной задачи.

Какую же роль играют прилагательные в речи? Какие признаки могут называть имена прилагательные?

Только ли для того, чтобы точно определить предмет, назвать его признаки употребляются имена прилагательные?
Определите тему урока.

Сформулируйте задачи урока.
6. Работа по теме урока.

Понаблюдаем за ролью имён прилагательных. Поработаем в группах.
Работа в группах.
Задание подберите и вставьте в текст имена прилагательные так, чтобы у вас получился рассказ об определённом времени года. (1 группа – зима, 2 группа – весна, 3 группа – лето, 4 группа – осень)
Был … день. Дул … ветер. По … небу плыли … облака. Погода была... . И настроение было … .

Сделаем вывод. Какую роль играют прилагательные в этих текстах. Ведь вы их употребили с одинаковыми частями речи.
7. Роль прилагательных в описании природы. Особая роль принадлежит прилагательным в описании картин природы. Прочитайте текст про себя упр. 316. Какую картину представили, прочитав эти строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»? Какое настроение почувствовали? Какие слова помогли почувствовать грустное настроение?

Сделаем вывод. Какова роль прилагательных в речи?

Прочитайте задание к этому упражнению. Что повторим, выполняя данное задание?

Вывод начните со слов. «Выполняя данное задание, мы вспомнили…»

Какое сейчас время года? Если бы мы были художниками, какими цветами изобразили зиму?

А если нет карандашей и красок можно ли украсить предмет? Как?

Давайте воспользуемся богатыми возможностями русского языка. Можете ли вы назвать только прилагательные, чтобы все поняли, что сейчас зима.

8. Дифференцированная работа.

2 балла: текст дополняют своими прилагательными.

1 балл: текст дополняют прилагательными, выбрав их из предложенных.

Проверка работ (2 балла)

К какому выводу вы пришли, выполнив эту работу?

9. Физминутка

Давайте отдохнём, но прилагательные даже в этом нам помогут.

Я называю признак предмета, а вы показываете жестами, мимикой: шар круглый, тропинка извилистая, потолок высокий, Солнце огромное, палец указательный, ученик радостный, спина ровная, настроение хорошее.

Ни на минутку не отпускаем имена прилагательные, продолжаем работу с ними.

10. Роль прилагательных в описании характера героев. Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Попробуем это показать, выполнив следующее задание.
Составьте словосочетания на доске, соединив подходящие по смыслу слова. (На mimio ) – Выберите этим предметам соответствующее определение.
Определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие – внутреннее состояние, черты характера.
Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (заботливая, высокая), мальчик (стройный, смелый).

11. Работа в парах.

Вспомни «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и допиши слова, признаки, которых здесь названы.

Золотая… Разбитое…

Синее… Сварливая…

Грозная…. Усердные…

12. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вот и подходит к завершению наш урок. Назовите тему урока?

С задачей урока мы справились?

    Имена прилагательные делают нашу речь …

    Имена прилагательные помогают нам …

    Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то…

Прием «Вопрос-ответ»

Сумели ли мы решить поставленные перед нами задачи?

Что нам в этом помогло?

Что показалось вам сегодня трудным? Что оказалось самым интересным?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Чья работа на уроке понравилась больше всего?

Прием «Опорные слова» (Дать характеристику урока, используя имена прилагательные) Ребята, а теперь давайте попробуем определить, каким же был сегодняшний урок? И помогут нам в этом, конечно же, имена прилагательные. На доске есть карточки с именами прилагательными. Выберите самое подходящее слово, характеризующее урок и поместите его в овал.

ИНТЕРЕСНЫЙ

НЕИНТЕРЕСНЫЙ

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

КРАСИВЫЙ

РАЗВИВАЮЩИЙ

БЕСПОЛЕЗНЫЙ

ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ

14. Домашнее задание … Составить текст о зиме 5 – 7 предложений, употребив в каждом предложении имена прилагательные.