Болезни Военный билет Призыв

Какие темы поднимает гоголь на страницах шинели. Какую проблему поднимает Гоголь в повести Шинель

Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть «Поединок» уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание служить в армии было в юности страстным и литературное произведениетическим. Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем служба и показная, нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: утомительно однообразными занятиями «словесностью»и отработкой ружейных приемов с отупевшими от муштры солдатами, попойками в клубе да пошлыми интрижками с полковыми распутницами. Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окраины, еврейского местечка, с нравами «заштатной» интеллигенции. Впечатления этих лет явились как бы «запасом» на много лет вперед (материал для ряда рассказов и в первую очередь повести «Поединок» Куприн почерпнул именно в пору своей офицерской службы). Работа над повестью «Поединок» в 1902 – 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел – «хватить» по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества, бесчеловечности. Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть важность и реальную необходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны в повести. Ведь армия – это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Иначе вся важность и образцовость существующего строя – это блеф, пустой звук, и нет никакой «Великой державы». Осознать весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Выбор автор произведенияа не случаен: ведь Ромашов во многом очень близок Куприну: оба они окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала повести автор произведения резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картину ротных учений: отработка несения службы на посту, непонимание того, что от них требуется, некоторыми солдатами (Хлебников, исполняющий приказания арестованного; Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, как следствие, неверно исполняющий приказания). Осознать причины этого непонимания несложно. Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть кого-либо образования, и потому для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко – это не более чем пустой звук. Кроме того, причиной такого непонимания служит резкая смена обстановки: подобно тому, как резко нас погружает автор произведения в такого рода обстановку, так и многие новобранцы не имели до этого никакого представления о военном деле, не общались с военными людьми, для них все ново: «они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность». Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своей национальности, и это тоже большая проблема для русской армии – всех пытаются «подвести под одну гребенку», не учитывая особенности каждого народа. Ведь эти особенности, врожденные и не могут быть устранены никакой выучкой, тем более криком, физическими наказаниями. Вообще проблема «рукоприкладства» очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: «Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, – били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю». Разве станет так себя вести человек с нормальной психикой? Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и, как замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону. Так даже капитан Стельковский, командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер, который всегда «обладал терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью», как оказалось, тоже бил солдат (в пример Ромашов приводит то, как Стельковский выбивает вместе с рожком зубы солдату, неверно подавшему сигнал в этот самый рожок). То есть завидовать судьбе таких людей, как Стельковский, не стоит. Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: «Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову». Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, ведь они прекрасно знают, что тогда им будет: «Но солдаты дружно гаркали, что они «точно так, всем довольны». Когда спрашивали первую роту, Ромашов слышал, как сзади него фельдфебель его роты, Рында говорил шипящим и угрожающи голосом: – Вот объяви мне кто-нибудь претензию! Я ему потом такую объявлю претензию!» Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются сисПример сочинениятическому избиению, их еще и лишаются средств к существованию: то малое жалование, которое они получают, они почти все отдают своему командиру. И эти самые деньги расходуются господами офицерами на всякие посиделки в барах с выпивкой, грязной игрой (опять-таки на деньги), к тому же в компании развратных женщин. Безусловно, каждый человек имеет право на отдых. Но этот отдых сильно затянулся и принял очень извращенную форму. Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив на это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале века имела модель такого общества в армии, где офицерство – это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты – это рабы-крепостные. Армейская сисПример сочинения разрушает сама себя изнутри. Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена. Ведь если мы посмотрим на тех людей, которые нас защищают, то есть на простых солдат, то наверняка в глазах большинства из них мы увидим отражение тех же слов, что сказал о себе солдат Хлебников: «Не могу больше, … … не могу я, барин, больше… Ох, Господи… Бьют, смеются… взводный денег просит, отделенный кричит… Где взять? … Ох, Господи, Господи!» Тех же, кто пытается пойти против этой системы ожидает очень не легкая судьба. Фактически, в одиночку бороться с такой «машиной» бесполезно, она «поглощает всех и вся». Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок: Назнанский, постоянно болеющий и ушедший в запой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от довлеющей действительности), наконец, сам герой произведения повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы. Он, со свойственной ему самокритичностью, находит и в себе также причины подобного положения вещей: он стал частью «машины», смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться: «Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частью дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить». Он «точно созрел, сделался старше и серьезнее за последние дни». Далось ему такое «взросление» не легко: он прошел через общественный конфликт, борьбу с самим собой (ведь Ромашов очень любил говорить о себе в третьем лице), ему даже была близка мысль о самоубийстве (он ясно представлял себе картину, на которой изображено его мертвое тело, с запиской в руках и толпа людей, собравшихся вокруг него). Анализируя положение хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны – это абсурд, и, следовательно, для того, чтобы не было этого чудовищного явления «армия», а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам… И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам». Я также близок к подобной мысли: для решения таких глобальных проблем в армии, для решения глобальных проблем вообще необходимо, чтобы потребность в осуществлении перемен поняло большинство людей, так как небольшие группы людей, и уж тем более единицы, неспособны переменить ход истории. Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства — неприкосновенность военной касты. Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа. Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку. Сопоставление двух героев, которым свойственны два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна. Оба героя стремятся найти выход из тупика, при этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие. Отношение автор произведенияа к ней двойственно, ему ближе «безрассудное благородство и благородное безволие» Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографичная. Ромашов- «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, т. к. они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов близок чеховским героям. Но возникшая необходимость немедленного действия усиливает его волю к активному сопротивлению. После встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорбленным», в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим. Ромашов потрясен силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет подпоручика впервые задуматься о судьбе простого народа. Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливости носят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многом наивен. В «Поединке» Куприн продолжает традиции психологического анализа Л. Н.Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и автор произведенияский обличительный голос (монологи Назанского). Куприн пользуется излюбленным приемом Толстого - приемом подстановки к главному герою героя-резонера. В «Поединке» Назанский является носителем социальной этики. Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, литературное произведениетическое предчувствие «светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств.

Королькова Елена Викторовна
Учебное заведение: МБОУ Школа №7 имени Береста А.П.
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-09-26 Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Королькова Елена Викторовна Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», определить своеобразие его содержания и проблематику.

Просмотреть свитедельство о публикации

Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Решаемые учебные проблемы:

цели для учителя:

Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», определить своеобразие его содержания и проблематику. В процессе изучения текста подвести учеников к определению проблем, затронутых автором в повести, сопоставив проблемы повести с библейской притчей о блудном сыне, и о том, что определяет поведение человека в решении сложных жизненных ситуаций.

Задачи для учеников:

Определить, чем отличается повесть «Станционный смотритель» от библейской притчи о блудном сыне, выяснить особенность сюжета, заложенного в основу повести, назвать способы создания и характеристики образов главных героев, определить проблемы произведения, выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье, авторскую позицию в их раскрытии, определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов.

Результаты обученности школьников на этом уроке:

Личностные:

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

— умение определить нравственные ценности произведения;

— умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей.

Метапредметные:

— умение понимать проблему и конфликт внутри её;

— умение сопоставлять различные источники информации с целью нахождения в них совпадения;

— умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

— умение выделять причинно — следственные связи в определении выводов и заключений;

— умение анализировать источник информации, использовать его в самостоятельной деятельности.

Предметные:

— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;

определение в произведении изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

— умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

Тип урока по форме: диалогический.

Технология: коммуникативно-диалоговая.

Форма организации деятельности учащихся: аналити­ческая работа с художественным текстом, беседа, работа с таблицами.

Основные виды деятельности учителя: организация по­исковой аналитической беседы, развитие логического мышления, устной и письменной речи.

Оборудование урока: текст повести «Станционный смотритель», интерактивная доска для организации работы учеников с заполнением таблицы, словари для знакомства со значением некоторых слов из текста рассказа.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

ХОД УРОКА

Предтекстовой фрагмент урока.

1-й этап. Вхождение в тему урока.

Учитель информирует школьников о теме урока, об учебном материале, которым будут пользоваться на уроке как источнике информации, об общих целях и задачах урока, об использовании на уроке интерактивной доски, об основных видах деятельности учеников на уроке (организационный момент).

2-й этап. Подготовка школьников к восприятию нового произведения.

Учитель: В предыдущие годы изучения творчества А. С. Пушкина мы знакомились с разными произведениями. Давайте вспомним их.

Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока.Как вы понимаете эти слова?
Что значит почитать родителей?(Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).

Тема нашего сегодняшнего урока «Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».(Запишите тему урока.)
Что такое проблема?

Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.

Что такое нравственность?

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Запись на доске: Нравственность

Учитель: Над чем вас заставила задуматься повесть?
Ученик : Над проблемой отношения детей и родителей(Запишем её в тетрадь.)
Учитель: Произведение называется «Станционный смотритель».
— Как вы понимаете смысл названия?
— Что такое станция во времена Пушкина?

Ученик : Станция – это место, где останавливались проезжающие, чтобы сменить лошадей.
Учитель: -Кого называли смотрителями?
Ученик: Смотритель – начальник почтовой станции.
. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

Учитель: — Зачитайте, что об этой должности говорит автор?

Ученик: «Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чинно токмо от побоев, и то не всегда».
Учитель: Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»?
Таким образом, станционный смотритель – это чиновник самого низшего класса, которого каждый может обидеть и унизить, некому защитить такого человека, к унижению и издевательствам он привык.Главный герой — станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек, никто его не послушает и не услышит.
Я назвала Самсона Вырина «маленьким» человеком.
— В каком значении употреблено это слово?
— Какую ещё проблему поднимает А.С.Пушкин в своём произведении?
Ученик: Проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека.(записать в тетрадь)

Учитель: — Кто из героев повести является виновником страданий Самсона Вырина?

Ученик: Минский

Учитель: — Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходство? — Как бы я поступил на месте смотрителя? Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется

Ученик: Бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает.
Учитель: – Что показал Пушкин во взаимоотношениях Вырина и Минского? (социальное неравенство, судьбу маленького человека)
– Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый человек.
– О каком эпизоде идет речь? (смятые ассигнации)
– А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он маленький человек)

А.С.Пушкин первым в русской литературе поднял проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели. Но первым это сделал А.С.Пушкин. Его герой — человек обыкновенный, чиновник низшего класса, сумевший вызвать сочувствие читателя.

Запись на доске: Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

Учитель : Рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица ведётся повествование, оказался на почтовой станции.

— Каким он увидел Самсона Вырина?

ченик : Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах.

Учитель: Какие качества в характере Вырина вы бы отметили? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

Ученики: Робкий-«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда..»

Добрый- «Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С** за лекарем.»

Доверчивый – «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви».

Ранимый-«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту саму постель, где накануне лежал молодой обманщик».

Любящий- «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»

— Что изменилось в этом портрете? (

«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

Чем вызваны были эти перемены? (Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

– Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?

Не мог предположить, что за добро отплатят злом.

– Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.

– Почему его попытки не увенчались успехом?

Бороться с Минским он не может. В первую встречу в Петербурге Минский пытается откупиться от него, а уже во вторую выгоняет за дверь со словами: «Что ты за мной всюду крадешься, как разбойник? Пошел вон!»

– Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

Очень несчастным человеком, униженным.

– Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?

Минский богач, аристократ, а Вырин – «маленький чин», бедный смотритель почтовой станции.

– Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.

Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще

одной деталью. Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную… продолжал пошептом читать…» На что обращает внимание эта деталь?

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,

Произносит вслух слова- старческим «пошептом».

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

— В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. (Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?)
Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и запустение.
— А сам смотритель остался прежним или изменился?(Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик.)
— В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней?

Ученик: На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке.
Учитель: — Как смотритель начинает бороться за свою дочь?
Ученик: «Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью».
Учитель: — Что происходит в Петербурге?
Ученик: Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком - оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно.
Учитель: — Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве?
Всякое случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…

Учитель: Мы все время говорим о Самсоне Вырине, но героиней повести является Дуня. Составьте портрет Дуни. Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка? В каких словах выражается это отношение?
Ученик : Белкина поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю: он даже называет её «маленькой кокеткой». Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание.

Учитель : Как смотритель относится к дочке?

Ученик : С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать»

Учитель : Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди.Что он увидел?
Ученик : Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне.
Учитель : Посмотрите сноску в учебнике. Что же такое притча?

Запись на доске: Притча - маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.

Учитель : Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне (пересказ)
— Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.
— Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, — и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.
— Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?
Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. Давайте сравним их путь к раскаянию.

Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью.

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Н 5 Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,

Проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Учитель : — Похожи ли эти истории?

Ученик: И да, и нет.

Учитель : Жизнь Выриных — это зеркальное перевернутое изображение евангельского сюжета.) Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая?
Почему?
Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех, покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не успела попросить прощение у родного человека. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины перед отцом. Дуня поздно раскаялась, не смогла сдержать слёз на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Есть в ней и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки.

— Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин?

Ученик: Проблему ответственности за свои поступки.Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Учитель : — Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Ученик:

Учитель : — Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Итак, какие же нравственные проблемы поднимает автор в своём произведении?

Заключение.

Подведение итогов.

Выводы записаны на доске:

5) о счастье и любви…

Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и хоть немного счастья. Подумайте об этом.

Ученик: Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Учитель: Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.

— Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.
Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?
Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.


Заключение.

Подведение итогов.

– О каких же нравственных проблемах в повести А.С. Пушкина мы говорили на уроке?

Выводы записаны на доске:

1) о проблеме «маленького человека»;

2) о взаимоотношениях отцов и детей;

3) об ответственности за свои поступки;

4) о муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;

5) о счастье и любви…

– Учит ли уважать и любить человека повесть «Станционный смотритель»?

Ученик: Эта повесть очень гуманна, она учит уважать и любить человека. История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием.

Учитель: – Ребята, какой вывод вы должны сделать из нашего урока? Как вы должны относиться к своим родителям?

Ученик: Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и счастье.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Распределение заданий по группам.

-Сейчас вы будете работать по группам. Каждый из вас попробует проанализировать повесть с разных точек зрения.

1. Теоретики.

— Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.

2. Критики.

— Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

3. Оптимисты.

— Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

4. Творцы.

— Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

5. Мыслители.

— Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ.

Домашнеезадание: 1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?»
или
2) Написать рассказ – предположение « Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»
или
3) Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею».

Домашнеезадание: 1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» . .













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он,
с человека же спросится”.
В.Г.Распутин

I. Орг. момент

II. Мотивация

Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и обсуждение фильма “Мы из будущего”. (Просмотр коротких фрагментов).

При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1)

  • проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
  • проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
  • проблема истинного патриотизма;
  • проблемы совести, нравственности и чести.
  • Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)

    Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые волнуют человечество на протяжении веков, это так называемые “вечные” проблемы.

    На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г. Распутина, дома вы читали его повесть “Прощание с Матерой”. А какие “вечные” проблемы поднимает В.Г. Распутин в этом произведении? (Слайд 2)

  • Проблему человека, осознающего себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющего права порвать эту цепь.
  • Проблемы сохранения традиций.
  • Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.
  • III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом

    (Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. Посмотрите на эпиграф к уроку. В уста какого своего героя Распутин вкладывает эти слова? (Дарьи)

    IV. Сообщение учащимся целей урока

    Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой героине, (Слайд 5) но и

    • Проанализируем эпизоды повести, ответим на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока.
    • Охарактеризуем героев произведения и дадим им оценку.
    • Выявим особенности авторских и речевых характеристик в повести.

    V. Изучение нового материала

    1. Беседа с учащимися

    В повести показана деревня в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?

    Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом? (Может потому, что гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто?). Давайте рассмотрим образы героев произведения.

    2. Анализ образов повести

    Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к ней тянутся люди?

    (“Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя”. В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдательные.” Распутин)

    Почему характер Дарьи не измяк, не повредился? Может потому, что она всегда помнила заветы отца? (О совести стр.446)

    Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи сельского кладбища.

    Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие вопросы ее мучают?

    (А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет). Дарья ощущает себя частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь эта может порваться.

    (И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?). Дарью можно назвать народным философом: она всерьез задумывается о смысле человеческой жизни, о его назначении.

    (И уже с трудом верилось Дарье, что она жива, казалось, что произносит она эти слова, только что познав их, пока не успели ей запретить их открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни). Она находит свою жизненную правду. Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни. И это для Дарьи не просто слова. Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а вы, просматривая его, подумайте: как этот поступок Дарьи подтверждает ее жизненную философию, прокомментируйте его.

    Видеосюжет “Прощание с избой”.

    Вывод. (Слайд 6) Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, у того нет жизни".

    б) Образы неравнодушных и безразличных к происходящему героев повести.

    Кто из героев произведения близок по взглядам и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из текста. (Схожи взглядами на жизнь, на происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья и дед Егор, Екатерина, Симка, Богодул, так как они переживают происходящее, чувствуют ответственность за Матеру перед своими предками; они честны, трудолюбивы; живут по совести).

    А кто из героев противопоставлен Дарье? Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их не коробит от того, что избы, построенные предками сгорят. Земля, возделываемая многими поколениями будет затоплена. У них нет связи с Родиной, с прошлым).

    (По ходу беседы заполнятся таблица)

    Работа с публикацией

    Откройте вторые страницы ваших публикаций. Посмотрите на речевые и авторские характеристики персонажей. Что вы можете сказать о них?

    Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и безразличные) (Слайд 7)

    О таких, как Клавка и Петруха Распутин говорит: “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. - О подобных Дарье можно сказать, что они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. (на слайде после таблицы). Дома вам предстоит продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы.

    3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3), заполненение СЛС.

    В сцене разорения кладбища мы видим столкновение жителей Матеры с рабочими-вандалами. Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные стороны. (Ответы учащихся)

    Т.о. мы видим, что автор противопоставляет рабочих жителям деревни. В связи с этим мне хотелось бы привести пример высказывания критика Ю. Селезнева, который говорит о земле как о земле-Родине и земле-территории: "Если земля - это территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю-Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин на земле-территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

    Кто из героев относится к Матере как к земле-Родине, а кто как к земле-территории”? (По ходу беседы заполняется СЛС) (Слайд 8)

    Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.

    В.Распутин. Что в слове, что за словом?

    4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним.

    (Слайд 10) Давайте вспомним эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и Воронцов – исполнители. Так с кого же спросится за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры и ее жителей?

    (Люди, наделенные властью, с них и спросится).

    А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам автор оценивает их действия?

    (Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти люди заблудились и не ведают, что творят).

    5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых Распутиным.

    Ребята, посмотрите еще раз на тему урока: “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. О вечных проблемах мы сегодня говорили. Что это за проблемы? (учащиеся их называют).

    А что означает слово актуальные? (Значимые, важные и сейчас для нас)

    А какие актуальные проблемы поднимает Распутин в повести? (Экологические проблемы (защиты окружающей среды), проблемы “экологии души”: важно, кем чувствует себя каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений). А эти проблемы нас касаются? Насколько остро перед нами стоят проблемы защиты окружающей среды? (можно вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера).

    Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    За все дела и поступки наши обязательно спросится с каждого из нас.

    VI. Подведение итогов

    Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

    VII. Домашнее задание

    1. Написать сочинение-миниатюру: “Память и ее нравственные проявления в юношеском возрасте”.
    2. Заполнить таблицу “Символы, помогающие раскрыть авторский замысел”.
    3. Продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы (стр.2).

    Цели урока:

    Оборудование урока: портрет В.Г. Распутина

    Методические приёмы:

    Ход урока

    I . Слово преподавателя

    Валентин Григорьевич Распутин (1937) — один из признанных мастеров «деревенской прозы» один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и не мудрым, суетливым, бездумным существованием. В его повестях «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1975), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985) слышится тревога за судьбу родины. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению. В его произведениях боль за свою страну, за то, что с ней происходит.

    Просмотр содержимого документа
    «Урок 4. Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»»

    Урок 4. Актуальные и вечные проблемы

    в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»

    Цели урока: дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за её судьбу.

    Оборудование урока: портрет В.Г. Распутина

    Методические приёмы: лекция преподавателя; аналитическая беседа.

    Ход урока

    I . Слово преподавателя

    Валентин Григорьевич Распутин (1937) - один из признанных мастеров «деревенской прозы» один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и не мудрым, суетливым, бездумным существованием. В его повестях «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1975), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985) слышится тревога за судьбу родины. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению. В его произведениях боль за свою страну, за то, что с ней происходит.

    В повести «Прощание с Матерой» Распутин идет от автобиографического факта: село Усть-Уда Иркутской области, где он родился, впоследствии попало в зону затопления и исчезло. В повести писатель отразил общие тенденции, опасные прежде всего с точки зрения нравственного здоровья нации.

    II . Аналитическая беседа

    Какие проблемы ставит Распутин в повести «Прощание с Матерой»?

    (Это проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будто последствия научно-технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями (не только В. Распутиным), исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле. Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами «экологии души». Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим у от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести Распутина ставятся и проблемы противоречий между городским и деревенским укладами, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.)

    В чем смысл конфликта повести Распутина?

    (Конфликт в повести «Прощание с Матерой» относится к категории вечных: это конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?

    «Новое в повести поставило цель пополам переломить старое вековые устои жизни. Начало этого перелома было положено еще в годы революции. Революция дала права людям, которые за устремленностью к новой жизни не хотели и не могли оценить то, что было создано до них. Наследники» революции, прежде всего, разрушают, творят несправедливость, выказывают свою недальновидность и недалекость. По специальному постановлению у людей отнимают дома, построенные их предками, добро, нажитое трудом, отнимают саму возможность работать на земле. Здесь извечный русский вопрос о земле решается просто. Он состоит не в том, кому должна принадлежать земля, а в том, что эта земля попросту выводится из хозяйственного оборота, уничтожается. Таким образом конфликт приобретает социально-исторический смысл.)

    Как развивается конфликт в повести? Какие образы противопоставлены?

    (Главная героиня повести - старая Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая «строгим и справедливым» характером. К ней тянутся «слабые и страдательные», она олицетворяет народную правду, она носитель народных традиций, памяти предков. Ее дом является последним оплотом «обжитого» мира в противоположность «недуми, нежити», которые несут с собой мужики со стороны. Мужики присланы, чтобы сжечь дома, из которых уже выселены люди, уничтожить деревья, порешить кладбище. Им, чужим людям, не жаль то, что дорого для Дарьи. Эти люди - лишь тупое орудие, без жалости рубящее по живому. Таков же председатель бывшего «сельсовета, а теперь поссовета в новом поселке» Воронцов. Он представитель власти, а значит, несет ответственность за происходящее. Однако ответственность перекладывается на вышестоящие органы, которые действуют в масштабах всей страны. Благая цель - промышленное развитие края, строительство электростанции - достигается ценой, которую платить безнравственно. Уничтожение деревни лицемерно прикрывается словами о благе народа.)

    В чем драматизм конфликта?

    (Драматизм конфликта в том, что Дарье, ее любовному, бережному отношению к Матере, противопоставлены и ее собственные сын и внук - Павел и Андрей. Они перебираются в город, отходят от крестьянского образа жизни, косвенно участвуют в разрушении родной деревни: Андрей собирается работать на электростанции.)

    В чем видит Дарья причины происходящего?

    (Причины происходящего, по мнению Дарьи, с болью наблюдающей за уничтожением Матеры, заключаются в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», мнит себя царем природы, думает, что перестал быть «маленьким», «христовеньким», слишком возомнил о себе. Рассуждения Дарьи лишь с виду наивны. Они выражены простыми словами, но, по сути, очень глубоки. Она считает, что Бог молчит, «устав спрашивать с людей», и на земле воцарилась нечистая сила». Люди, размышляет Дарья, потеряли совесть, а ведь главный завет прадедов - «совесть иметь и от совести не терпеть».)

    Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

    (Дарья - воплощение совести, народной нравственности, ее хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере, до тех пор, «покуль могилки» не перенесут. Она хочет забрать «могилки... изродные» на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилы, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат ее слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».)

    Как показана нравственная красота Дарьи?

    (Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой «не стоит село» (вспомним героиню Солженицына из рассказа «Матренин двор»).)

    Через что раскрывается образ Дарьи?

    (Раскрывается глубина образа Дарьи и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственный русскому человеку пантеизм, осознание неразрывной, органичной связи человека и природы.)

    Какова роль речи Дарьи?

    (Речевая характеристика героини занимает большое место в повести. Это и размышления Дарьи, и ее монологи, и диалоги, которые постепенно складываются в простую, но стройную систему взглядов народа на жизнь, представлений о жизни и месте человека в ней.)

    Читаем и комментируем ключевые сцены, раскрывающие образ Дарьи: сцена на кладбище, спор с Андреем (глава 14), сцена прощания с избой, с Домом.

    Слово преподавателя.

    «Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого» - так писал о своих героинях Распутин. Сила характеров любимых героев писателя - в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Такие люди задают тон, накал духовной жизни народа.

    Как проявляется философский план конфликта в повести?

    (Частный конфликт - уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского - противостояние жизни и смерти, добра и зла. Это придает особую напряженность действию. Жизнь отчаянно сопротивляется попыткам убить ее: поля и луга приносят обильный урожай, они полны живых звуков - смеха, песен, стрекота косилок. Запахи, звуки, краски становятся ярче, отражают внутренний подъем героев. Давно уехавшие из родной деревни люди снова ощущают себя дома, в тутошней жизни».)

    (Распутин использует один из традиционных символов жизни - дерево. Старая лиственница - «царский листвень» - является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие - бензопила - не могут справиться с ним.

    В повести много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение («опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки»), а последнюю вспышку жизни, конец «нескончаемого ряда дней Матеры - ведь совсем скоро Ангара по воле строителей электростанции затопит землю водой.

    Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым, чувствующим. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами: белит, моет, вешает чистые занавески, топит печь, убирает углы ветками пихты, молится всю ночь, «виновато смиренно прощаясь с избой». С этим образом связан и образ Хозяина - духа, домового Матеры. Накануне затопления слышится его прощальный голос. Трагическим завершением повествования является ощущение конца света: герои оставшиеся последними на острове, чувствуют себя «неживыми», брошенными в разверстой пустоте». Ощущение потусторонности усиливает образ тумана, в котором скрывается остров: Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана».

    Главный же символ является читателю уже в заглавии. «Матера» - это и название деревни, и острова, на котором она стоит (этот образ ассоциируется и со Всемирным потопом, и с Атлантидой), и образ матери-земли, а метафорическое название России, родной страны, где «от края до края... хватало... и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре».)

    III. Заслушиваем сообщения по индивидуальным заданиям (даются заранее): образ огня (пожара) - главы 8, 18, 22; образ «лиственя» - глава 19; образ «Хозяина» - глава 6; образ воды.

    I V . Итог урока

    Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: «К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом...» Но надежда все же преобладает: «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине...» Жизнеутверждающим представляется символический образ зерна, прорастающего сквозь мякину, «почерневшую солому». Человеку, считает Распутин, «озлиться нельзя», он «на острие многовекового клина», которому «нет конца». Народ, как показывает писатель, требует «все нетерпеливей и яростней» от каждого нового поколения, чтобы оно не «оставило без надежды и будущего» все «племя» людей. Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

    Дополнительные вопросы:

    1. После выхода повести «Прощание с Матерой» критик О. Салынский писал: «Трудно понять Распутина, когда он отнюдь не великую широту взглядов своих героев тоже возводит в достоинство. Ведь им трудно увидеть человека в человеке, живущем даже не за тридевять земель, а всего лишь на другом берегу Ангары... А Дарья, хотя у нее есть и дети и внуки, думает только об умерших и считает с неожиданным для героев В. Распутина эгоизмом, что на ней жизнь обрывается... Те, кто принимает переезд на новое место, изображаются как люди по своей натуре пустые, безнравственные… истины, которые открылись Дарье перед «концом света», достаточно тривиальны и являются не народной мудростью, а ее имитацией».

    Согласны ли вы с мнением критика? В чем он, по-вашему, прав, а с чем вы готовы поспорить? Обоснуйте свой ответ.

    2. Какую роль играют в повести смысловые антитезы: Матера - новый поселок на правом берегу Ангары; старики и старухи - люди-«обсевки». Продолжите ряд противопоставлений.

    3. Какова роль пейзажа в повести?

    4. Какими средствами создается в повести образ Дома? В каких произведениях русской литературы встречается этот образ?

    5. Что общего вы видите в названиях распутинских произведений? Какое значение имеют заголовки его повестей?

    Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Например, повесть “Поединок” уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Работа над повестью “Поединок” в 1902-1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел - “хватить” по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества и бесчеловечности. Все события произведения происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть реальную необходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны в повести. Ведь армия - это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Иначе вся важность и образцовость существующего строя - это блеф, пустой звук, и нет никакой великой державы. Осознать весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Выбор автора не случаен, ведь Ромашов во многом очень близок Куприну: оба они окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала повести автор резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картину ротных учений: отработка несения службы на посту, непонимание некоторыми солдатами того, что от них требуется (Хлебников, исполняющий приказания арестованного; Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, как следствие, неверно исполняющий приказания). Осознать причины этого непонимания несложно. Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть какого-либо образования, и потому для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко - это не более чем пустой звук. Кроме того, причиной такого непонимания служит резкая смена обстановки: подобно тому, как резко нас погружает автор в такого рода обстановку, так и многие новобранцы не имели до этого никакого представления о военном деле, не общались с военными людьми, для них все ново: “...они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность”. Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своей национальности, и это тоже большая проблема для русской армии - всех пытаются “подвести под одну гребенку”, не учитывая особенностей каждого народа, которые являются, если можно так сказать, врожденными и не могут быть устранены никакой выучкой, тем более криком, физическими наказаниями. Вообще проблема рукоприкладства очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 году. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: “Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, - били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю”. Разве станет так себя вести человек с нормальной психикой? Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и, как замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону. Даже капитан Стельковский, командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер, который всегда “обладал терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью”, как оказалось, тоже бил солдат (в пример Ромашов приводит то, как Стельковский выбивает вместе с рожком зубы солдату, неверно подавшему сигнал в этот самый рожок). Другими словами, завидовать судьбе таких людей, как Стельковский, не стоит. Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: “Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову”. Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, поскольку прекрасно знают, что тогда им будет. Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются систематическому избиению, их еще и лишают средств к существованию: то малое жалованье, которое они получают, они почти всё отдают своему командиру. И эти самые деньги расходуются господами офицерами на всякие посиделки в барах с выпивкой, грязной игрой (опять-таки на деньги), к тому же в компании развратных женщин. Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив за это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале XX века имела модель такого общества в армии, где офицерство - это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты - это рабы-крепостные. Армейская система разрушает сама себя изнутри. Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена. Тех, кто пытается пойти против этой системы, ожидает очень нелегкая судьба. В одиночку бороться с такой “машиной” бесполезно, она “поглощает всех и вся”. Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок: Назанский, постоянно болеющий и ушедший в запой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от реальной действительности) наконец, сам герой повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы. Он со свойственной ему самокритичностью находит и в себе также причины подобного положения вещей: он стал частью “машины”, смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться: “Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частью дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить”. Он “точно созрел, сделался старше и серьезнее за последние дни”. Далось ему такое “взросление” нелегко: он прошел через общественный конфликт, борьбу с самим собой, ему даже была близка мысль о самоубийстве (он ясно представлял себе картину, на которой изображено его мертвое тело и толпа людей, собравшихся вокруг). Анализируя положение Хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны - это абсурд, и, следовательно, для того чтобы не было этого чудовищного явления “армия”, а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны: “...Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам... И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам”. Я тоже близок к подобной мысли: для решения таких глобальных проблем в армии, для решения глобальных проблем вообще необходимо, чтобы потребность в осуществлении перемен поняло большинство людей, поскольку небольшие группы людей, и уж тем более единицы, неспособны изменить ход истории. Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, поднимает проблему взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.

    Рассказы о любви.

    Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна - любовь. Персонажи его творений, "озаренные" настоящим сильным чувством. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути.

    Многие события проходят перед нами на страницах повести "Поединок". Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно одно и передается читателю. В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести "Олеся". Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей "необычностью", "в ней не было ничего похожего на местных девчат", свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом. Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен. Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: "Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил". Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно. В повести "Олеся" развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, "дитя природы", не подвергшееся влиянию городской цивилизации. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".

    Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества "естественного" человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Так возникает повесть "Гранатовый браслет", в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Писатель показал себя мастером в изображении реальных обстоятельств, он поселил необыкновенную любовь в душе простого, заурядного человека, и она смогла противостоять миру обыденности и пошлости. И этот дар поднял его выше всех остальных героев рассказа, даже выше самой Веры, которую полюбил Желтков. Она холодна, независима и спокойна, но это не просто состояние разочарованности в себе и окружающем мире. Любовь Желткова, такая сильная и при этом изящная, пробуждает в ней чувство тревоги – это внушает ей подаренный гранатовый браслет с "кровавыми" камнями. Она подсознательно сразу же начинает понимать, что такой любви не выжить в современном мире. И проясняется это ощущение только после гибели Желткова. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть. В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

    У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа - специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества - в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как нравственно-психологическое чувство. Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.