Болезни Военный билет Призыв

Как стать русалкой за 1 секунду без полнолуния. Ритуал превращения в полнолуние. Способ волшебный или Как стали русалками Клео, Эмма, Рикки в фильме «H2O: просто добавь воды»

Введение

В настоящее время в подходе к работе с текстами в решении мыслекоммуникативных и иных (научных, управленческих, рефлексивно-самоорганизационных, учебных, методических, педагогических, культурных и т.п.) задач сложились противоположные традиции. Одна из них устремлена на быстроту прочтения и получение общего, обзорного или детально регистрационного образа по содержанию текста. Другая же акцентирует внимание на неслучайность выявления авторских содержаний, надежность реконструкции структуры содержания, иерархии его слоев. Во втором случае быстрота как технологическая ценность уступает ценности надежности и однозначности содержания получаемого результата.

Умение работать с текстом? это умение правильно его оценить, быстро разобраться в структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что оказалось ценным и нужным. Наиболее частые ошибки? это отсутствие целенаправленности в чтении и нерациональная форма записи.

Конспект

Обычный вузовский курс (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает следующие виды лекций :

  • 1. Вводная лекция, где автор дает общие представления о дисциплине, ее предмете и объекте, определяет цели и задачи курса, методологию и методы, периодизацию дисциплины, рекомендует литературу, дает ее критический анализ.
  • 2. Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. Преподаватель может вас просто ознакомить с новой темой, выделить основные моменты, объяснить причинно-следственные связи, сделать выводы, - это обычный вариант лекции. Как правило, она не вызывает затруднений в конспектировании.
  • 3. Вместе с этим вам может быть прочитана "проблемная" лекция по какому-либо дискуссионному вопросу, на которой приводятся точки зрения и аргументы различных ученых, дается их критический анализ. Этоболее сложный вариант лекции для студентов, так как предполагается, что они уже владеют фактическим материалом и основными понятиями. Поэтому без усвоения уже пройденного материала вам будет сложно понять обсуждаемую проблему (можете понять ее не полностью или неверно). Это, в свою очередь, не позволит вам правильно законспектировать лекцию и затем использовать записи при подготовке к экзамену.
  • 4. Заключительная лекция, в которой преподаватель делает общие выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты,

определяет тенденции, анализирует перспективы.

5. Установочные (характерны для заочного и вечернего обучения в качестве введения в дисциплину) и обзорные лекции (применяются для повторения и обновления материала перед государственными экзаменами). Как правило, в них проводится обобщение, выделяются наиболее важные или спорные аспекты изучаемой дисциплины.

Таким образом, при работе с конспектом лекции нужно учитывать ее разновидность. Одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие - лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая вампонять глубинные процессы развития государства и экономики, экономической мысли как в истории, так и в настоящее время. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.

  • 1. Не забывайте, что ваш конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать "зрительную" память), поэтому он должен быть аккуратным. Выделите заголовки, отделите один вопрос от другого, соблюдайте абзацы, подчеркните термины.
  • 2. При прослушивании лекции обращайте внимание на интонацию лектора и вводные слова "таким образом", "итак", "необходимо отметить" и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты. Не забывайте помечать это при конспектировании.
  • 3. Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения.
  • 4. Создайте собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, удобную только вам (но не забудьте сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст). Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
  • 5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
  • 6. Не забудьте прочитать лекцию перед семинарским занятием по соответствующей теме.

Сжатие текста можно произвести различными способами:

    Трансформацией и переформулированием предложений с целью интерпретации содержания;

    Сокращением части предложения, не несущей основной информации; исключения смысловых фрагментов – обоснований выдвинутых тезисов, доказательств, примеров, повторов, уточнений и др.

Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий.

Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста.

Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли).

План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца.

Выделяя подтемы, раскрывающие и детализирующие основную тему, вы получите сложный план текста. Раскрывая пункты сложного плана, с опорой на текст, можно написать подробный конспект.

Внимание! Сначала напишите краткий конспект текста, при этом можете опираться на составленный вами план, так как пункты плана отражают основные положения текста . Помните, что каждый пункт плана выражает основную информацию, а каждый подпункт – дополнительную информацию, детализирующую главную. Информация, которую можно исключить при кратком конспекте, в план не вносится.

С точки зрения наличия/отсутствия в конспекте основных положений текста- источника выделяют:

    интегральные конспекты, передающие все основные положения и важнейшие смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника, но в форме, удобной для составителя;

    селективные (выборочные) конспекты, включающие отдельные элементы первоисточника, которые представляют новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражают основных положений первоисточника.

4 вопрос .Алгоритм конспектирования.

Алгоритм составления интегрального конспекта включает следующие этапы:

1. Прочитать текст и составить его план. План текста образует система опорных слов. Содержание каждой смысловой части текста сворачивается и обозначается опорным словом, которого достаточно для последующего развертывания всей информации данной смысловой части. Названия пунктов плана могут отличаться от названий смысловых частей, данных в тексте первоисточника.

3.Переформулировать эту информацию для упрощения записи и записать. Запомните! При конспектировании текста необходимо сохранять в конспекте логическую последовательность развития содержания первоисточника. Для этого необходимо очень кратко фиксировать и известную информацию, т.к. Неизвестные ранее факты всегда связываются с уже известными и только так осмысливаются. Если записать только новую информацию, через некоторое время будет трудно вспомнить, с чем она была связана. 5 вопрос. Правила оформления конспектов.

Правила оформления интегрального конспекта: Необходимо:

    полностью указывать выходные данные первоисточника (сразу после названия текста);

    оставлять поля не менее "/з объема страницы, чтобы указывать по ходу конспекта пункты составленного вами плана, номера страниц первоисточника, делать пометки;

    в тексте конспекта сохранять рубрикацию первоисточника (если она есть);

    цитаты заключать в кавычки, ставя многоточие на месте пропуска слов и указывая номера страниц текста-первоисточника;

    свои пометки и замечания отмечать специальными значками, словами и т.п.

    Наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов. Первая часть сокращаемого слова должна обязательно оканчиваться на согласную букву, например: кол-во - количество. Обычно сокращается середина слова, сокращаться могут гласные и согласные буквы или только гласные:св-во - свойство;смлт - самолет.

    Сокращать слово нужно так, чтобы его можно было однозначно восстановить в конкретном контексте. Например, сокращение сущ, можно восстановить каксуществительное, существо, существующий, существенный, существовать и т.п.

    Малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью.

    Целесообразно использовать собственную систему сокращений:

а) общепринятые сокращения: р-р – раствор,т.о. - таким образом,м.б. - может быть,д.б. - должно быть,т.е. - то есть,т.д. - и так далее;

б) общепринятые аббревиатуры: СМИ – средства массовой информации; в) математические знаки, символы, иероглифы: < (меньше), > (больше), = (равен, равно), + (плюс, добавить), ~ (подобно), f (функция), (сумма, итог), (отсюда следует, следовательно), = (не равен, не одно и то же), (приблизительно), | (рост, повышение, растет), (спад, понижение), ? (вопрос), @ (анализ) и т.п.; г) короткие иностранные слова, например if- если.

    При сокращении предложений опускаются избыточные слова и словосочетания (повторы, разъяснения, второстепенные детали и т.п.).

    Определения новых понятий следует записывать полностью как цитаты, заключая их в кавычки.

    Используйте следующие виды трансформации предложений: а) лексическая трансформация – замена слова синонимичным при сохранении грамматической структуры фразы: экскурсовод ->гид, рентабельный -> прибыльный и т.п.; б) грамматическая трансформация - упрощение структуры предложения при сохранении лексического наполнения:температура повышается, когда увеличивается давление -> температура повышается при увеличении давления; в) лексико-грамматическая трансформация – изменение структуры предложения и его лексического наполнения при сохранении смыслового содержания:химический состав стали влияет на то, какими будут ее свойства - >свойства стали зависят от ее химического состава; г) логико-смысловая трансформация - выражение содержания текстового фрагмента другими языковыми средствами:новый метод производства в отличие от уже существующих не требует больших материальных затрат, что положительно сказывается на себестоимости продукции -> новый метод производства экономически выгоднее традиционных

Дидактический материал

ТЕКСТ 1 .

С точки зрения изучения языков люди распадаются на четыре типа. Первый тип- это те, кто, любит языки. Для них занятия языками – не труд, а радость. Люди второго типа понимают, что без знания иностранного языка им не добиться своей цели, поэтому регулярно его изучают. Третий тип – это те, кто могут позаниматься языком, если будет результат. И, наконец, четвертая группа – необозримое море людей, которые к языкам равнодушны и не желают чего-нибудь добиться.

Так вот: люди первого типа добьются успеха в изучении языков при любых обстоятельствах. Люди четвертого типа ничего не добьются ни при каких условиях. Поэтому деловые советы адресуются людям второго и третьего типов.

Во-первых, не существует единого, универсального, «лучшего» метода изучения других языков. Метод всегда индивидуален, конкретен, и достоинства его зависят от конкретных условий – кто, какой изучает язык, какова цель.

Изучить язык можно только одним способом – трудом. Этот метод сравнивают с игрой на музыкальном инструменте, когда мало понять нотную грамоту, а нужно настойчиво и много лет упражняться.

И еще одно. Часто говорят: «Я очень хочу изучить такой-то язык, но не хватает времени». Дело не в нехватке времени, а в нехватке дисциплины и силы воли. Для успешного изучения языка достаточно затрачивать по полчаса в день, что доступно каждому, чтобы иметь силу воли выдержать этот режим.

ТЕКСТ 2.

Отечественные исследователи разработали экологичный двигатель. Его преимущество в том, что снижение выбросов вредных веществ в атмосферу может составить 30%, а экономия топлива - 15%, сообщает 24.kz.

Ученые смогли запатентовать изобретение, вот только дальше дело пока не пошло. Рециркуляция получается за счет одновременного открытия двух клапанов: на всасывание и выхлоп. В классическом поршневом двигателе они работают поочередно. Изобретатель Роман Качканян шел к этому открытию около 30 лет. Секрет в том, что он конструктивно изменил газораспределительный механизм и коллектор. Изначально механик хотел сделать двигатель экономичным, а получилось изобретение еще и экологически чистым. Однако проблема в том, что это новшество до сих пор не испытали, пробы проходили только в лаборатории.

"Вместе с тем, чтобы его испытать в промышленном масштабе, посмотреть, как показывает себя двигатель, нам необходимо разработать опытно-промышленный образец. И если эти экспериментальные данные подтвердятся, то будет возможность дальше его продвигать на рынок", - сказала Лаура Садыкова, проректор по науке и инвестиционным вопросам КазАТУ им. С. Сейфуллина.

Для того, чтобы разработать так называемый промышленный образец нужно 50 млн тенге. Однако, заявки - всё еще на рассмотрении. Помочь с финансированием университет попросил Национальный холдинг "Парасат", к сотрудничеству подключили и нацагентство по технологическому развитию. А пока этот проект будет простаивать ещё как минимум полтора-два года.

Можно с любым моторостроительным заводом заключить договор. Взять их двигатель, поставить наш распредвал и коллектор, и он уже по показателям будет новый на уровне мировых достижений, и можно будет считать его казахстанским двигателем

"Можно с любым моторостроительным заводом заключить договор. Взять их двигатель, поставить наш распредвал и коллектор, и он уже по показателям будет новый на уровне мировых достижений, и можно будет считать его казахстанским двигателем", - отмечает Роман Кочканян, ученый.

Новый двигатель неприхотлив. Он может работать на любом топливе. С помощью газа, бензина или дизеля.

"Во-первых, он будет востребован. Во-вторых, этот двигатель экологически чистый, он не будет выделять вредные элементы, действующие на организм человека и человечества", - сказал Виктор Бондаренко, ученый.

Кстати, европейские ученые над такой конструкцией тоже работали, но безрезультатно. Зато нашим удалось. Вот только пойдет ли этот проект дальше патента пока не ясно. Между тем, на коллегии Министерства охраны окружающей среды РК озвучили, что Казахстан по уровню выбросов вредных веществ в атмосферу что называется "впереди планеты всей". В стране воздух токсичнее, чем в России на 37%. США мы обгоняем на 66%, а Германию на 75%.

Работа над усвоением материала (задания, вопросы)

Задание 1. Прочитайте тексты. Найдите общенаучные и узкоспециальные термины. Попытайтесь определить их значение по контексту. Озаглавьте тексты и составьте к ним вопросный, назывной, тезисный планы. Чем они отличаются? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2 . К предложенным текстам составьте сложный план и на его основе напишите краткий конспект.

Задание 3 . Приведите примеры, свидетельствующие о научных достижениях в области Вашей будущей специальности.

Задание 4 . Используя материал официального сайта вашего вуза, составьте небольшую научную статью о научных достижениях известных ученых Вашего вуза. Составьте к ней тезисный, назывной, вопросный план. Перечислите особенности составления этих планов.

Задание 5. Выполните анализ составления одного из конспектов. При необходимости исправьте обнаруженные ошибки. Для выполнения данного задания отберите один из свободных конспектов, составленных Вами на лекции по одному из изучаемых дисциплин.

Задание для СРО. Написать подробный интегральный конспект текста по специальности.

Составитель: к.ф.н. Мукажанова Л.Г.

Метод Корнелла настолько универсален , что может пригодиться любому, кто часто ведет записи любого формата.

Далеко не секрет, что записи, сделанные вручную, намного лучше заметок в электронном устройстве.

Во-первых , при написании текста на бумаге вы более сосредоточены и внимательны. Во-вторых , задействована не только зрительная, но и моторная память. Поэтому качество и скорость запоминания информации в несколько раз выше при использовании ручки и бумаги.

К сожалению, не все записи можно легко «расшифровать», особенно если вы торопились записывать за оратором. Через пару недель в куче сокращений и закорючек можно и вовсе не разобрать смысла.

Чтобы этого избежать, воспользуйтесь методом Корнелла.

Основные положения

Можно купить такой готовый блокнот в канцелярском магазине, либо сделать электронный документ и распечатать его, либо расчертить страницу самостоятельно.

Для ведения записей по методу Корнелла подойдет любой блокнот или тетрадь. Желательно, чтобы на листах не были отмечены поля.

Шаг 1: Отступите 5 см от нижнего края и проведите жирную горизонтальную линию.

Шаг 2: Отмерьте 5-7 см от левого края и проведите жирную вертикальную линию до горизонтальной линии.

В итоге вы получите лист, разделенный на три части :

  1. Левая — для основных тезисов и вопросов, которые появились по ходу ведения записи.
  2. Правая — для основного текста.
  3. Нижняя — для подведения итогов.

Основные примеры использования метода Корнелла

Существует не мало ситуаций, где это метод может стать для вас палочкой-выручалочкой. Мы приведем лишь самые основные.

Метод Корнелла для конспектирования лекций

В правой графе сверху листа напишите название лекции и дату ее проведения.

В левой графе записывайте только ключевые тезисы. Не стоит выписывать все подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше.

Не забывайте записывать в левую колонку вопросы , которые у вас возникли при прослушивании лекции. Делайте пометки в тех местах, куда позже стоит вернуться и подробнее разобраться в написанном.

Внимание! Левая колонка заполняется при перечитывании лекции. Данную процедуру лучше всего сделать в этот же день, в крайнем случае на следующий, пока свежи воспоминания в голове.

Если есть фразы, в которых имеются ошибки, то сразу же исправьте их. Не откладывайте на более позднее время.

Таким образом, в левой части должны быть:

  • краткие выжимки;
  • основные мысли;
  • вопросы, которые у вас появились.

С правой частью все просто — там содержится основной конспект, который вы записываете с доски или под диктовку преподавателя.

В нижней части листа вы записываете резюме лекции . В него входит главная мысль и основные моменты, записанные своими словами . Если вам с легкостью удалось проделать такую работу, то вы усвоили материал занятия.

Не нужно стараться все уписать на одном листе. Разделите лекцию на части, чтобы по блокам было легче воспроизвести ее в памяти. Если перенести на следующую страницу не удалось, проведите черту между логическими частями.

Резюмировать лекцию можно не только целиком, но и по отдельным главам .

Лекции, записанные при помощи метода Корнелла, позволят вам быстрее подготовиться к экзаменам и глубже усвоить материал. Ведь важно не просто записать текст, но и понять его. Иначе вы не сможете применить эти знания на практике.

Вы будете запоминать материал по мере обработки лекции. А чтобы освежить знания в памяти — нужно лишь прочесть левую колонку и резюме.

При подготовке к экзамену можно устроить себе тест . Закройте правую часть листа и постарайтесь восстановить написанное по тем подсказкам, что видите слева.

Метод Корнелла на деловых встречах и собраниях

  1. Записи справа — основная информация, записанная по ходу разговора.
  2. Записи слева — главные идеи и мысли, которые вы вынесли из встречи.
  3. Записи снизу — резюме встречи.

Скорее всего, записи будут сумбурными, так как это не лекция. Собеседники будут говорить о разных вещах, иногда перескакивая с темы на тему. На первый взгляд, встреча может показаться бесполезной. Но ваше ощущение может измениться после анализа написанного.

Метод Корнелла при подготовке к выступлению

  1. Записи слева — основные тезисы выступления.
  2. Записи справа — подробное раскрытие каждого тезиса.
  3. Записи снизу — итоги и главная мысль презентации.

Когда вы записываете материал вручную, то более детально можете не только обдумать свое выступление, но и запомнить его. А чтобы перед выходом на сцену повторить доклад — просто прочтите основные тезисы.

Метод Корнелла при составлении плана на неделю

  1. Записи слева — планы на неделю.
  2. Записи справа — разделение планов на мелкие дела.
  3. Записи снизу — главная задача на неделю или основная цель недели.

Метод Корнелла позволит вам раз и навсегда избавиться от хаоса, царящего в записях. Вы обретете логичную структуру не только в заметках, но и в собственных мыслях!

Заметки, сделанные вручную, куда лучше записок в ноутбуке. Когда вы пишете на бумаге, вы более сконцентрированы и внимательны. Однако заметки в блокноте часто превращаются в беспорядочный набор закорючек, среди которых уже через пару недель невозможно найти нужную информацию. Вас выручит метод Корнелла.

Основы метода Корнелла

Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:

  1. Правая - для заметок.
  2. Левая - для основных мыслей и вопросов.
  3. Нижняя часть - резюме.

Разлинуйте блокнот самостоятельно, скачайте лист в формате PDF в конце этой статьи или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.

Примеры использования метода Корнелла

Метод Корнелла для записи лекций

Вверху листа поставьте дату и заголовок лекции. В графе «Заметки» конспектируйте ключевые моменты. Не нужно записывать всё подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше - лучше. Записывайте вопросы, которые возникают у вас по ходу лекции, и отмечайте моменты, в которых вы позже разберётесь подробнее.

Левую колонку вы заполняете, когда перечитываете записанную лекцию. Не откладывайте эту задачу, лучше провести анализ в тот же день или хотя бы на следующий, пока в голове свежи воспоминания. Скорее всего, некоторые фразы вы записали непонятно, сразу скорректируйте их.

Итак, в левую графу должны попасть только основные тезисы, вынесенные из заметок, и ответы на вопросы, которые вы задали сами себе, пока слушали лектора.

Резюме в нижней части листа - главная мысль лекции, выжимка из того, что вы услышали, записанная вашими словами. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили.

Не утрамбовывайте лекцию на одном листе, но разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.

По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Ведь самое важное - понимать материал. А вы усвоите его во время обработки лекций. Чтобы освежить знания в памяти, достаточно прочесть ваши короткие записи. Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.

Метод Корнелла на встречах и собраниях

Правая графа («Заметки») - записи, сделанные по ходу встречи или разговора.

Левая графа («Основные мысли») - основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.

Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.

Резюме - итог встречи.

Метод Корнелла для подготовки к выступлениям

Левая графа («Основные мысли») - тезисы выступления.

Правая графа («Заметки») - раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.

Резюме - главная мысль доклада.

Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.

Метод Корнелла для планирования недели

Левая графа («Основные мысли») - планы на неделю.

Правая графа («Заметки») - разбивка планов на мелкие дела.

Резюме - главная цель недели.

Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Чёткую структуру обретут не только ваши заметки, но и ваши мысли!

  • Метод течения
  • Метод Корнелла
  • Метод Билла Гейтса
  • Ментальные карты
  • Метод красной строки

Быстрое конспектирование - один из важнейших навыков для тех, кто учится в школе или вузе. Казалось бы, этому вопросу необходимо уделить внимание в первую очередь, чтобы облегчить ученикам процесс сохранения информации на бумаге. Но, как ни странно, быстрому конспектированию не учат совсем - притом, что это напрямую влияет на успехи в учебе. Много ли студентов вообще способны разобрать то, что в спешке написали на лекциях?

Поэтому сегодня мы с вами поговорим о нестандартных методах конспектирования, изобретенных успешными людьми для собственного пользования - они пригодятся тем, кто предпочитает сохранять данные на бумаге, не доверяя электронике.

Метод течения

Недавно коуч Скотт Янг изобрел довольно оригинальный метод конспектирования, призванный не столько записывать информацию, сколько выражать мнение слушателя. Он заключается в том, чтобы не просто пассивно прослушивать лекцию, а вникать в сказанное, анализировать и формировать собственные идеи на основе полученной информации. В конспект записываются основные тезисы лекции и ваши размышления по поводу услышанного. Само собой, подобный конспект будет кардинально отличаться от того, что излагает преподаватель, поэтому для сохранения самого текста лекции лучше подстраховаться с помощью диктофона.

Метод Корнелла

Он получил свое название от Корнелльского университета, где преподавал придумавший его профессор Вальтер Паук. С того времени прошло больше полувека, но метод и сейчас пользуется успехом среди преподавателей и студентов, особенно в американских колледжах.

Для конспекта вам понадобится лист формата А4, ручка и линейка. Сверху страницы проведите горизонтальную черту, отделив ею поле для даты и заглавия. Таким же образом отделите нижнюю часть страницы - в это поле вы напишете несколько предложений, в которых сконцентрируйте главную мысль лекции. У вас останется средняя часть листа - ее необходимо расчертить вертикальной линией на большую правую колонку и маленькую левую.

Конспектируйте лекцию или параграф учебного пособия в большой колонке так, как вы привыкли это делать в тетради. Желательно оставлять после предложений небольшие промежутки, чтобы по мере необходимости что-то туда добавить. Затем нужно заполнить узкую колонку - выписать ключевые даты, фамилии и названия напротив того места, где они встречаются в тексте. В течение последующих суток заполните нижнюю часть страницы - несколькими фразами обрисуйте суть того, что написали в большой колонке.

Этот метод хорош тем, что вынуждает человека все время возвращаться к конспектам, пересматривать их и тем самым лучше запоминать информацию. Но если записи не дорабатывать, то метод Корнелла теряет свою главную идею и превращается в обычный короткий конспект.

Метод Билла Гейтса

В начале двухтысячных годов Роб Ховард, занимавшийся предпринимательской деятельностью, встретился с Биллом Гейтсом на переговорах. Это знакомство принесло ему много интересных наблюдений, поэтому Ховард поделился впечатлениями с читателями своего блога.

Наиболее поразительным было то, что один из самых богатых людей планеты не использовал для своих записей ноутбук или диктофон. Он все писал от руки на бумаге.

Ховард заглянул в блокнот собеседника и заметил, что страница разделена на несколько квадратов, в каждом из которых размещалась информация определенной тематики. К примеру, один из блоков отводился под вопросы, возникавшие у Билла в ходе общения.

Есть мнение, будто метод Билла Гейтса - не что иное, как несколько переделанный метод Корнелла, поэтому его можно трансформировать согласно потребностям пользователя, а не просто бездумно копировать. Размещение, величина квадратов и их тематика могут быть любыми - лишь бы они выполняли свое назначение.

Ментальные карты

На западе широко используется эта техника сохранения информации. Ее распространение связано с именем британского телеведущего и психолога Тони Бьюзена, активно применявшего ментальные карты в семидесятых годах минувшего века в своей телевизионной передаче «Думай головой» (Би-Би-Си). Сегодня этот метод довольно популярен среди тех, кто использует мозговой штурм для поиска новых идей .

Для начала нужно нарисовать в центре страницы круг или квадрат, в котором вы напишете тему лекции. После этого от центрального блока с помощью лучей отводите новые квадраты или круги, помещая в них важные понятия и данные. При использовании этой техники лучше писать ручками разных цветов, чтобы ответвления разных тематик объединялись с помощью цвета. Получить больше информации о правилах составления ментальных карт , вы сможете в одной из наших статей.

Метод красной строки

Если все вышеперечисленные методики кажутся вам слишком уж неординарными, предлагаем воспользоваться способом, не сильно отличающимся от классического конспектирования. Заключается он в том, что вы записываете лекцию привычным способом, но каждое новое предложение начинаете с новой, красной строки, и при этом нумеруете их по порядку. Таким образом, каждое предложение получает свой персональный номер.

Это поможет отсылать читателя (то есть самого себя) к разным частям конспекта с помощью цифровых пометок. К примеру, если в тексте имеется связь с каким-то фактом, указанном в начальных абзацах, то не нужно рисовать неудобные стрелки, а достаточно написать: «см. № 48». И тогда записи будут выглядеть намного аккуратнее, а структура, похожая на список, поможет в усвоении информации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .