Болезни Военный билет Призыв

Как побороть свой страх с помощью самовнушения. Лечение фобий методами психотерапии и медикаментозно. Закладка мыслей, чтоб побороть страх

А задавались ли вы вопросом: жить без страха – это реально? Возможно ли наслаждаться каждым моментом, каждый день получать новые впечатления, реализовывать мечты? В чистом виде мы этого никогда не добьемся, ибо наш страх – это естественная реакция и заложена она в лимбической системе головного мозга. Центром страха как такового является миндалевидное тело – часть лимбической системы.

Американские ученые обследовали пациентку, у которой в результате болезни было разрушено данное миндалевидное тело. Женщина абсолютно ничего не боялась. Ей показывали страшные фрагменты фильмов, водили ее на представления в честь Дня всех святых, давали в руки змей – она ничего не испытывала, кроме любопытства. Поскольку ей было уже много лет и жизненный опыт был достаточно сформирован, она, в принципе, знала, чего нужно бояться, но особо запреты не соблюдала. Многие ученые удивлялись: «Как же она еще не пострадала? Возможно, повезло».

Да, серьезные страхи, защищающие нашу жизнь и здоровье, полезны. Но есть и мелкие, мешающие жить, реализовывать мечты, дышать полной грудью. Можно ли с ними что-то сделать? Можно. Но для начала давайте разберемся в причинах страхов.

Откуда берутся страхи?

Детство

Сейчас принято или даже модно винить во всем родителей: «Не уделяли внимание – теперь у меня низкая самооценка», «Постоянно упрекали: "Не прибираешься", "Все из рук валится", "Тебя никто такую замуж не возьмет", – теперь боюсь, что никому не понравлюсь». Так вот, чтобы избавиться от детских страхов, во-первых, нужно срочно перестать кого-то винить. Особенно родителей. Не все родители – психологи и эксперты правильного детского воспитания. А во-вторых, даже у самых идеальных родителей дети со временем «обрастают» страхами – темноты, насекомых, громко кукарекающих петухов, парикмахерских, больших коллективов. Такова человеческая природа – опасаться и защищаться.

Потребность быть электровеником

Есть у меня парочка знакомых, которые вообще сидеть на месте не могут. Одна, например, с утра с коляской бегает на свежем воздухе, потом на работу бежит, после работы частные уроки дает, параллельно языки повторяет, изучает методики развития памяти, а психологическими книгами чуть ли не питается. Дома чисто, муж накормлен, ребенок при деле. Вот вам и тайм-менеджмент для успевающих мам. Прямо мечта. Только вот не факт, что люди-электровеники счастливы... Им многие завидуют, да. Только вот наедине с собой те боятся оставаться, один на один со своими невеселыми мыслями, нерешенными проблемами, страхами.

Любовь к комфорту и мечтательность

Поговорим о несостоявшихся профессионалах и несбыточных мечтах. Вы, наверно, знаете пару-тройку успешных менеджеров, инженеров, бухгалтеров, которые когда-то мечтали стать художниками, путешественниками, музыкантами... К сожалению, в нашей стране работа по творческой профессии не всегда является гарантией финансового спокойствия. Тут как повезет. А потому многие и не хотят рисковать, выходить из зоны комфорта, мешает страх: вдруг семья будет обречена не голод?.. И естественно, при выборе рода деятельности многие боятся осуждения общества. Мол, как ты, человек с высшим медицинским образованием, мечтаешь стать блогером? Тебе на роду написано людей спасать.

Мнительность

Мнительность чуть ли не врожденная черта личности. Характеризуется излишней тревожностью, постоянным беспокойством и ритуалами «во спасение». Например, выходя из дома, люди, страдающие мнительностью, пять раз проверяют, закрыли ли дверь. На работе их охватывает волнение – а выключили ли они утюг? Чтобы день удался, они проходят только по ровным плиткам, обходя треснувшие. Или спускаются только на лифте независимо от того, сколько придется его ждать. Такие «традиции» дают успокоение только на время, так как мозг постоянно выдумывает новые страхи и традиции «во спасение».

Признать то, что вас пугает

Признание страха – первый шаг к победе. Можно честно сказать себе: «Да, я боюсь», можно признаться сидящему в соседнем кресле в самолете: «Я очень боюсь летать», можно признаться аудитории, перед которой вы выступаете: «Я сейчас очень волнуюсь». Если вы боитесь операции, можно признаться в этом медперсоналу – в этом нет ничего постыдного. Обычно люди в таких случаях относятся с пониманием, поддерживают, рассказывают свои истории, и это разряжает обстановку. И с другой стороны, когда мы смотрим страху в лицо – он становится слабее. И в это время можно переключиться на что-нибудь другое.

Не раскисать, а сделать

Есть привычки вредные, а есть полезные. Полезной привычкой будет действие поверх страха. Что это такое? Страх – это обычная реакция психики на необычные для вас действия. Нужно попытаться выйти за границу вашего мировоззрения. Например, вы привыкли дожидаться звонка от парня и ни в коем случае не звоните первой. Позвоните. Я уверена, ничего не случится. И отношения от этого не испортятся. Или вы в поиске работы очень хотите зайти «вон в то красивое здание». Вы обычно привыкли рассылать резюме и ждать ответа. А их все нет. Не раскисайте, распечатайте резюме и зайдите же в ту фирму. Наверняка там найдется тот, кто поможет вам.

Важное правило этого пункта – не тянуть, а делать. Если вы тянете время, страх увеличивается, наполняет вас, и вы уже чуть ли не дышите им. И наоборот, если вы начинаете действовать, бояться уже становится некогда.

Придумать худший вариант

Если возникает страх, продумайте: «А что самое худшее может со мной случиться?» Иногда самый плохой вариант бывает не таким жутким, как сам страх.

Боитесь идти на собеседование, так как вас в худшем случае не примут на работу? Ну и что, найдется другая вакансия. Наверняка у вас есть деньги, чтобы сегодня поужинать.

Боитесь идти с ребенком на интересное мероприятие, так как он может устроить там истерику? Ему же все равно надо привыкать к коллективу, играть с детьми, учиться уважать увлечение мамы. Да и если устроит – ничего страшного, всегда есть способ успокоить малыша: накормить, дать отдохнуть, – или, в конце концов, ждать завершения мероприятия никто не заставляет.

Никак не можете найти себе пару, так как боитесь отказа? Ну ведь не съест вас собеседник, правда? Ну и пусть откажет, это не опасно.

Кроме того, продумывание худшего варианта помогает понять, насколько ваш страх обоснован. Если вас уговаривают вложить n-ную сумму денег в инвестиционный фонд, вы не уверены в успехе и самую худшую ситуацию видите как разорение, может, действительно стоит отказаться от этого занятия? Вы же никому не обязаны поступать так, как вас просят.

Визуализировать страх

Визуализация проводится вместе с анализом. При анализе необходимо задать себе вопросы: «Чего я боюсь?», «Почему я боюсь?»,«Обоснован ли мой страх?», «Чего я боюсь сильнее: сделать это или не достигнуть цели?» Также можно задавать себе любые вопросы, какие посчитаете нужными. Проанализируйте свой страх очень тщательно. Если он не исчезнет, приступайте к визуализации.

Визуализация полезна тем, что наш разум не отличает представляемые ситуации от реальных. А потому придумайте себе, как вы делаете то, что вам не хочется. Например, вам не хочется идти на то же собеседование. Представьте, как вы заходите в помещение, видите светлые коридоры, спрашиваете у сотрудников, как пройти к тому-то и тому-то. Представьте, как вы заходите, здороваетесь, начинаете разговор, как вас слушают – внимательно или не очень? Отвлекаются на посторонние дела или нет? Повторите упражнения с воображением несколько раз, можно даже менять сюжеты, места, поведение предполагаемого начальника при собеседовании. Можно доводить ситуацию до абсурда: например, вы пришли на собеседование, а там все злющие-презлющие, или, наоборот, все очень забавные, сидят в смешных колпачках.

От визуализации вы можете получить сразу три бонуса. Проработка адекватной реальной ситуации (где все обычные) помогает закрепить модель событий на подсознании, и, придя на собеседование, вы будете делать все автоматически. Проработка негативной ситуации помогает увидеть реальность лучше, чем вы ее представляли. Вряд ли там будет столько грубиянов, правда? А проработка смешной ситуации помогает расслабиться и отвлечься от страха. Например, моя сокурсница при защите дипломной работы, дабы не бояться преподавателей, представляла их катающимися со снежной горки, радостных, всех в снегу. Метод сработал: она справилась со страхом и получила отлично!

Отпускайте свои страхи и учитесь жить внутри ситуации, а не за ее пределами.

Это упражнение навеяно великой сказкой Метерлинка «Синяя Птица». Поэтому, если Вы знакомы с этим сюжетом, то Вам будет очень легко разыграть эту символдраму в своей голове. Но даже если Вы и знакомы, я бы всё равно посоветовала каждому, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО захочет попробовать выполнить это упражнение, перечитать эту пьесу Метерлинка, чтобы освежить в памяти её безумные фантасмагорические образы.

Почему был так популярен Метерлинк? И почему сейчас его популярность несколько померкла? Дело в том, что «Синяя птица» очень похожа на эстетику фильмов Миядзаки, только это Миядзаки конца 19-ого начала 20-ого столетия. Представляете себе антураж «Унесённых призраками» или «Бродячего замка» лет сто назад, в век автомобилей, пароходов и торжества позитивной науки?

Декаданса-то было много, а вот «Синяя Птица»-то — была одна...

И много было с тех пор написано подражаний и на многих она повлияла, и сам Миядзаки — это творческий потомок Метерлинка, вышедший как из «шинели», из сказки про Тиль-Тиль и Митиль...

Вот и наше упражнение по АКТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ (символдрама) тоже своего рода отголосок Синей Птицы... Примерно, как какая-нибудь вышивка является отголоском какого-нибудь великого полотна из Дрезденской галереи.

ЦЕЛЬЮ этого упражнения будет:

Осознание своих страхов и связанных с ними — неудовлетворённых потребностей.

А теперь минуточку внимания к тому, что я сказала... Да! Любой наш страх прячет под собой какую-то одну неудовлетворённую нашу потребность. Примерно как тёмно-зелёная листва прячет под собой спелую земляничину — в лесу.

Чтобы войти в состояние визуализации, нужно медленно и выразительно прочитать вводную сказку-историю, которая поможет войти в нужное состояние.

Вы можете сами для себя записать её на диктофон, читая в медленном темпе и с выражением. А потом сесть в темноте и тишине и начать визуализировать.

В случае если Вы станете проводить групповую работу, тогда Ведущий читает сказку всем собравшимся — один раз.

Разворачивание сюжета сказки идёт в ногу с Вашим воображением — поэтому делайте паузы. Каждое предложение можно перечитывать несколько раз — как при диктанте в школе.

Текст этой сказки сочинила молодой психолог-конфликтолог Юлия Владимировна Саенко. Я привожу его в своей незначительной редакции. Итак, в путь!

Хозяин Страхов

Сказка

Представьте себе, что Вы оказались на тропинке и углубляетесь по ней в лес — всё дальше и дальше. Внезапно перед вами заблестел ручей. Вы остановились полюбоваться им. Посмотрели в него и... перешли. Перешли так, как Вам будет удобно. Перейдя ручей, Вы попали в Ваше внутреннее пространство — в нём бродят все те призраки и фантомы, которые созданы нашим воображением. Это зачарованное место, место нашей внутренней силы, но и страхов, и поражений. В нём бродят сказочные создания. Посмотрите на них, как они мелькают за деревьями. Один из них станет Вашим проводником по дороге вгубь этого края. Кто этот проводник? Опишите его и идите за ним.

Для начала поздоровайтесь и попросите Вам помочь. Проводник отведёт Вас в то место, где живут Ваши страхи.

И вот они уже перед вами. Они ходят вокруг Вас как тени — страдающие и незаслуженно оскорбляемые Вами. Вы оскорбили их тем, что гоняли их от себя, загоняя в самый дальний угол, боролись с ними. Опишите галерею этих образов — пусть каждый страх пройдёт перед Вами приветствуя Вас — и Вы поприветствуйте каждый. Скажите каждому из них слова благодарности за то, что всё это время они — оберегали Вас от опасностей жизни.

Попросите их помощи и ведите их за собой. Куда?

Вам нужно попасть в обитель Хозяина Ваших Страхов, они проведут Вас к нему.

Перед Вами должен открыться вход в жилище Хозяина. Опишите этот вход. Каков сам Хозяин?

Каким бы он ни был, подойдите к нему, поблагодарите за работу и извинитесь за то, что не очень любили его, не прислушивались к его советам.

Спросите его, чего он хочет от Вас? Что может сделать его абсолютно счастливым?

Как он изменится, как будет выглядеть, если Вы дадите ему то. Что он просит?

Дайте ему то, что он просит...

И тогда он заберёт Ваши страхи. Как только хозяин заберёт Ваши страхи, произойдёт волшебная метаморфоза. Страхи превратятся в Желания.

Теперь перед Вами не Хозяин Страхов, а Хозяин Желаний!

Он научился говорить о своих желаниях, даже если они кажутся необычными!

Вы разрешили ему это — сняли печать с его уст.

Какие желания прятались за вашими страхами?

Попрощайтесь с Хозяином договоритесь о том, что теперь Вы будете слышать и понимать каждое его слово.

Посмотрите на то, как Ваши бывшие страхи, а теперь — Желания разбегаются, теряясь в волшебном лесу, занимая там свои места, довольные и обживающиеся заново.

Возвращайтесь назад, через ручей к тому месту, откуда Вы начали своё путешествие. Отпустите проводника. Подарите ему подарок, сувенир на память. Что это будет?

Выйдите из леса и вернитесь в ту комнату, где сидите сейчас.

Визуализация окончена.

Попробуйте выполнить это упражнение. Но сначала — перечитайте «Синюю Птицу».

Это упражнение навеяно великой сказкой Метерлинка «Синяя Птица». Поэтому, если Вы знакомы с этим сюжетом, то Вам будет очень легко разыграть эту символдраму в своей голове. Но даже если Вы и знакомы, я бы всё равно посоветовала каждому, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО захочет попробовать выполнить это упражнение, перечитать эту пьесу Метерлинка, чтобы освежить в памяти её безумные фантасмагорические образы.

Почему был так популярен Метерлинк? И почему сейчас его популярность несколько померкла? Дело в том, что «Синяя птица» очень похожа на эстетику фильмов Миядзаки, только это Миядзаки конца 19-ого начала 20-ого столетия. Представляете себе антураж «Унесённых призраками» или «Бродячего замка» лет сто назад, в век автомобилей, пароходов и торжества позитивной науки?

Декаданса-то было много, а вот «Синяя Птица»-то - была одна...

И много было с тех пор написано подражаний и на многих она повлияла, и сам Миядзаки - это творческий потомок Метерлинка, вышедший как из «шинели», из сказки про Тиль-Тиль и Митиль...

Вот и наше упражнение по АКТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ (символдрама) тоже своего рода отголосок Синей Птицы... Примерно, как какая-нибудь вышивка является отголоском какого-нибудь великого полотна из Дрезденской галереи.

ЦЕЛЬЮ этого упражнения будет:

Осознание своих страхов и связанных с ними - неудовлетворённых потребностей.

А теперь минуточку внимания к тому, что я сказала... Да! Любой наш страх прячет под собой какую-то одну неудовлетворённую нашу потребность. Примерно как тёмно-зелёная листва прячет под собой спелую земляничину - в лесу.

Чтобы войти в состояние визуализации , нужно медленно и выразительно прочитать вводную сказку-историю, которая поможет войти в нужное состояние.

Вы можете сами для себя записать её на диктофон, читая в медленном темпе и с выражением. А потом сесть в темноте и тишине и начать визуализировать.

В случае если Вы станете проводить групповую работу, тогда Ведущий читает сказку всем собравшимся - один раз.

Разворачивание сюжета сказки идёт в ногу с Вашим воображением - поэтому делайте паузы. Каждое предложение можно перечитывать несколько раз - как при диктанте в школе.

Текст этой сказки сочинила молодой психолог-конфликтолог Юлия Владимировна Саенко. Я привожу его в своей незначительной редакции. Итак, в путь!

Хозяин Страхов

Сказка

Представьте себе, что Вы оказались на тропинке и углубляетесь по ней в лес - всё дальше и дальше. Внезапно перед вами заблестел ручей. Вы остановились полюбоваться им. Посмотрели в него и... перешли. Перешли так, как Вам будет удобно. Перейдя ручей, Вы попали в Ваше внутреннее пространство - в нём бродят все те призраки и фантомы, которые созданы нашим воображением. Это зачарованное место, место нашей внутренней силы, но и страхов, и поражений. В нём бродят сказочные создания. Посмотрите на них, как они мелькают за деревьями. Один из них станет Вашим проводником по дороге вгубь этого края. Кто этот проводник? Опишите его и идите за ним.

Для начала поздоровайтесь и попросите Вам помочь. Проводник отведёт Вас в то место, где живут Ваши страхи.

И вот они уже перед вами. Они ходят вокруг Вас как тени - страдающие и незаслуженно оскорбляемые Вами. Вы оскорбили их тем, что гоняли их от себя, загоняя в самый дальний угол, боролись с ними. Опишите галерею этих образов - пусть каждый страх пройдёт перед Вами приветствуя Вас - и Вы поприветствуйте каждый. Скажите каждому из них слова благодарности за то, что всё это время они - оберегали Вас от опасностей жизни.

Попросите их помощи и ведите их за собой. Куда?

Вам нужно попасть в обитель Хозяина Ваших Страхов, они проведут Вас к нему.

Перед Вами должен открыться вход в жилище Хозяина. Опишите этот вход. Каков сам Хозяин?

Каким бы он ни был, подойдите к нему, поблагодарите за работу и извинитесь за то, что не очень любили его, не прислушивались к его советам.

Спросите его, чего он хочет от Вас? Что может сделать его абсолютно счастливым?

Как он изменится, как будет выглядеть, если Вы дадите ему то. Что он просит?

Дайте ему то, что он просит...

И тогда он заберёт Ваши страхи. Как только хозяин заберёт Ваши страхи, произойдёт волшебная метаморфоза. Страхи превратятся в Желания.

Теперь перед Вами не Хозяин Страхов, а Хозяин Желаний!

Он научился говорить о своих желаниях, даже если они кажутся необычными!

Вы разрешили ему это - сняли печать с его уст.

Какие желания прятались за вашими страхами?

Попрощайтесь с Хозяином договоритесь о том, что теперь Вы будете слышать и понимать каждое его слово.

Посмотрите на то, как Ваши бывшие страхи, а теперь - Желания разбегаются, теряясь в волшебном лесу, занимая там свои места, довольные и обживающиеся заново.

Возвращайтесь назад, через ручей к тому месту, откуда Вы начали своё путешествие. Отпустите проводника. Подарите ему подарок, сувенир на память. Что это будет?

Выйдите из леса и вернитесь в ту комнату, где сидите сейчас.

Визуализация окончена.

Попробуйте выполнить это упражнение. Но сначала - перечитайте «Синюю Птицу».

Страхи есть у каждого человека вне зависимости от возраста. Но наиболее подвержены им дети и подростки. Общественная жизнь, проблемы в семье и на учебе влияют на формирование личности. Поэтому вопрос о выявлении и лечении психического состояния девушек и юношей очень важен. Помочь в этом могут коррекция страхов у подростков и упражнения.

Подростковые фобии могут быть очень опасны

Фобии в юном возрасте опасны. Их развитие может привести к серьезным патологиям нервной системы в будущем. Поэтому знать особенности коррекции боязни должны не только сами подростки, но и их родители.

Особенности возникновения страхов у подростков

У любых страхов есть свои причины. Зародившиеся в подростковом возрасте фобии требуют отдельного внимания. Дело в том, что период с 11 до 16 лет является периодом активного самовыражения ребенка, проявлением его социальной активности и формированием мировоззрения. Важно понимать, что в подростковом возрасте человек меняет свои интересы, увлечения и начинает проявлять интерес к противоположному полу.

Собственные ошибки, неблагоприятное стечение обстоятельств, незаслуженная критика родителей и учителей могут оставить отпечаток на психике ребенка. Это влияет на самооценку личности и на социальные отношения.

Любые проблемы подросток воспринимает с тревогой, потому что ранее он не находился в условиях, требующих психологической адаптации. Психологи уверены, что именно так зарождаются страхи в возрасте 11–16 лет.

Основные причины страхов

Подростковые страхи имеют множество причин. Некоторые из них связаны с проблемами в учебных заведениях, плохими отношениями со сверстниками и педагогами. Другие же связаны с проблемами дома. Психология объединяет все причины развития страхов в две группы – биологические и социальные. Биологические причины зависят от особенностей нервной системы в период физиологического развития. Развитие страхов основано на эмоциональной гиперчувствительности, свойственной людям «переходного» возраста.

Социальные причины напрямую связаны с жизнью подростка в социальной группе. Чаще всего, боязнь возникает из-за постоянных запретов педагогов и родителей, конфликтов со сверстниками и т. д. К тому же причинами развития фобии становятся страх за здоровье родителей или же переживания из-за их смерти. Психологи уверены, подростковые страхи имеют серьезные отличия от фобий взрослого. Причина тому - повышение риска социальных страхов. Фобические расстройства диагностируются у детей редко.

Подростки очень подвержены влиянию социума

Природные фобии

Природные фобии часто зарождаются еще в раннем детстве, когда психика ребенка может пострадать от любого резкого звука, крика или неприятной информации. Проявление страхов в период с 11 до 16 лет может быть связано с различными факторами, которые вызывают у больного чувство незащищенности, тревоги и панической атаки. Чаще всего, подростков беспокоит:

  1. Страх смерти. Самый распространенный страх. К тому же связан он не с собственной смертью. Подростки больше переживают о том, что может что-то случиться с матерью и отцом. Выявить признаки такой боязни сложно, т. к. в этом возрасте молодые люди стараются скрыть свой страх, а не рассказывать о нем.
  2. Страх болезни. Чаще проявляется из-за имеющихся тяжелобольных родственников или же из-за их смерти.
  3. Страх темноты. Не менее распространенный страх, который может пройти с возрастом. Причины его могут крыться в просмотрах фильмов ужасов, в компьютерных играх и т. д.

В психологии отдельное место уделяется ночным страхам, которые также могут присутствовать в подростковом возрасте. Выражаются признаки такой боязни периодическими кошмарами, криками и возбужденным состоянием.

Фильмы ужасов стимулируют подростковые страхи

Социальные страхи

По мнению психологов, социальные страхи подростков чаще зарождаются из-за открытой агрессии окружающих. Конфликтные ситуации, особенно неразрешенные, вызывают у подростков чувство тревоги и даже паники. Но это не единственная причина проявления страхов социального характера. Жизнь в обществе имеет множество преимуществ и недостатков, правильно оценивать которые молодая личность еще не в состоянии.

Примером социальной боязни является публичное выступление. Ребенок испытывает стеснение, нервничает и не может сосредоточиться, когда стоит у доски перед своими одноклассниками. Он чувствует опасность, что любая его ошибка отразится:

  • на чувстве престижа;
  • на стремлении к авторитету среди сверстников;
  • на отношении учителя к самому подростку.

Даже если школьник знает учебный материал, навязчивый страх будет влиять на его способность проявить знания. Как результат, успеваемость ученика снизится.

Последствия плохой успеваемости могут отразиться на его отношениях с матерью и отцом. Их критика может быть незаслуженной, т. к. он или она отлично знают учебный материал. Но противостоять своим страхам школьник не в состоянии.

Социальные страхи также могут касаться общения между сверстниками. Застенчивые личности редко находят контакт с ними. Отчасти это может быть связано с пережитыми неудачами подобных ситуаций, неуверенностью в себе, неудовлетворенностью внешним видом и благополучием в семье. В подростковый период влияние могут оказать несчастливая «первая любовь», последующее расставание и стресс.

Когда нужно обращаться к врачу

Многие родители не склонны думать, что возбужденное состояние их детей, приступы тревоги и паники могут привести к серьезным проблемам со здоровьем. Но это не так. Несмотря на скрытность многих подростков, важно научиться выявлять симптомы страхов, чтобы своевременно обратиться к врачу.

Психология включает в себя многочисленное количество методов выявления страхов и их коррекции. Но главная задача в поиске проблемы всегда лежит на плечах близких людей подростка – его родителей. Стоит задуматься о посещении врача, если подросток:

  • страдает от чрезмерной интенсивности проявления страхов;
  • чувствует себя плохо от воздействия страха;
  • испытывает неадекватную реакцию на предмет, к которому у него появилась боязнь.

По мнению психологов, с остальными проявлениями фобий подросток может справиться и самостоятельно (или с помощью близких). Чаще всего проявление тревоги и паники быстро проходит, если ребенок не будет держать в себе мучащие его проблемы. Родители должны помочь своему сыну или дочери проанализировать объекты страха и побороть их.

Посещение психолога поможет побороть страхи

Эффективные упражнения для снятия тревожности

Упражнения коррекции страхов могут проводиться не только в кабинете психотерапевта, но и дома. Знание о нескольких простых методиках борьбы с тревожностью помогут страдающему быстро преодолеть психологические трудности.

Работа над коррекцией страхов может производиться несколькими методами. Наиболее распространенные из них:

  • визуализация;
  • имплозия;
  • контактное взаимодействие.

Каждая из этих методик может помочь в диагностике и преодолении страхов. Работа с подростком может занять от нескольких дней до 2–3 месяцев (в зависимости от стадии тревожности).

Визуализация

Наиболее популярный метод коррекции – визуализация. Особенность этой методики в том, что она эффективна как с маленькими детьми, так и с подростками. Психологи уверены, что при помощи простых карандашей и чистого листа можно значительно повлиять на психическое состояние пациента. Поэтому важно, чтобы подросток визуализировал (нарисовал) свой страх, проанализировал его и высказал свое мнение родителям.

Еще психологи советуют комедийный способ изображения объекта страха. Такой метод позволит подростку относиться к своей проблеме менее остро.

Страхи лечатся эффективнее, если пациент во время терапии меняет свое отношение к ним, воспринимает их без проявления паники и тревожности.

Имплозия

Не менее популярная методика – имплозия. Для взрослых часто используется работа над постепенной адаптацией, когда важно соблюдать частые встречи с боязнью, чтобы к ним привыкнуть. С подростками иначе. Может потребоваться помощь родителей. Если школьник боится отвечать у доски, ему придется это сделать. Но важно, чтобы рядом с ним были близкие люди, а не ровесники. Его рассказ должен быть направлен на признание собственных страхов. Такие действия принесут положительный эффект в борьбе с тревожностью.

Контактное взаимодействие

Это упражнение применяется при страхах невротического происхождения. Задача контактного взаимодействия – снизить значимость фрустрации или тревоги. Если подросток боится преподавателя, путь к коррекции страха лежит через контакт с ним. Учитель должен показать, что его не нужно бояться. К тому же не менее важно, если он и сам приведет примеры собственных пережитых проявлений тревожности. Так происходят поиск и определение общих интересов.

Единственная проблема применения такого упражнения – это поиск самого объекта страха. Иными словами, приступать к коррекции тревожности придется только после того, как подросток признается родителям о своей боязни. Без признания школьника такие действия безрезультатны.

Помощь родителей в преодолении их тревожности заключается не только в моральной поддержке своего ребенка, но и в подготовке его личности к социальной жизни. Важно научить его определенной культуре поведения, взаимодействия с окружающими. Дело в том, что психология – наука разносторонняя, и ее «азы» должны знать все родители, которые хотят вырастить психически здорового ребенка. Поэтому каждой матери и отцу важно воспользоваться такими советами психологов:

  1. Бороться с социальными страхами будет легче, если подросток научится контактировать взглядом с людьми. Родители должны чаще напоминать своим детям об этом, привлекая их к контакту дома. Ребенку будет легче находить контакт с людьми в будущем.
  2. Следует разъяснять различные варианты начала и окончания разговора. Систематические тренировки (даже в виде игры), с приветствием и прощанием, сделают ребенка более раскрепощенным.
  3. Следует создавать все условия для того, чтобы ребенок имел друзей. Любая ненавязчивая помощь будет полезной.

Психологи советуют также поменять отношение к детям.

Чаще всего, родители сильно требовательны к подросткам, стараются контролировать каждый их шаг или действие. Дело в том, что такая забота негативно действует на молодую психику.

Подросток может чувствовать себя неуверенно из-за отсутствия права голоса, права на собственное мнение и на личную жизнь.

Заключение

Упражнения коррекции страхов у подростков направлены на высвобождение всех эмоций, переживаемых молодыми людьми. Дело в том, что старшеклассники часто скрывают от близких свою боязнь. Особенно если страхи связаны с их положением в обществе. Поэтому действовать должен не только страдающий от тревожности, но и его родители. Важно любым мирным способом выяснить страх ребенка, проанализировать его и по необходимости обратиться к врачу. Кроме того, можно корректировать страхи и дома, используя метод визуализации.

Визуализация − это техника релаксации, в которой воображаются приятные сценарии и сцены. Существует два основных способа использовать визуализацию для того, чтобы преодолеть боязнь. Вы можете представить себе, как преодолеваете страх, перенеся затем полученный воображаемый опыт успеха в реальную жизнь. Можно также в тревожные моменты представлять себе успокаивающие картины и сценарии.

Шаги

Представление успеха

    Будьте реалистом. Визуализация является мощным инструментом. Реакция нашего мозга на воображаемые сценарии часто сравнима с его реакцией на успех или неудачу в реальной жизни. Если вы хотите преодолеть страх, приучите себя думать об успехе. Однако при этом следует представлять себе реалистичные картины. Воображайте себе, что вы преодолеваете страх так, как может произойти в реальной жизни.

    Попробуйте представлять свой успех последовательно и постепенно. Если вам сложно вообразить конечный результат (например, успешное выступление на семинаре), разбейте процесс визуализации на этапы, включая подготовку к презентации. В этом случае вам намного легче будет представить себе конечный успех, поскольку перед его достижением вы проделали массу подготовительных шагов, которые просто должны принести желаемый результат.

    • Например, вообразите себе, что вы закончили свое исследование и приступили к его описанию. Успешно завершив этот этап в реальной жизни, представьте себе, что вы делаете доклад в пустой комнате, после чего поступите так в реальности. Затем перейдите к визуализации своего доклада перед доброжелательно настроенными друзьями или коллегами, которые поддерживают вас и помогают улучшить доклад. Осуществите в реальной жизни и этот этап. Наконец, за день-два до назначенного срока начните представлять себе, что вы успешно выступаете перед аудиторией.
    • Пользуясь этим методом, вы постепенно обретете уверенность в своих силах и хорошо подготовитесь к финальному выступлению.
  1. Вообразите себе свой успех. Когда вам приходится иметь дело с чем-то, что внушает вам страх, старайтесь регулярно заниматься визуализацией. Закрывая глаза, представляйте себе успех. Занимайтесь визуализацией каждый вечер в течение 10-15 минут перед сном, чтобы преодолеть свою боязнь. Вы сможете сохранять спокойствие в реальных ситуациях, если будете периодически преодолевать свои страхи в воображении. Например, в этом случае вы сможете с большей уверенностью выступать на рабочих совещаниях.

    Обращайте внимание на детали. Чем больше деталей вы используете при визуализации, тем лучше. Когда вы столкнетесь с реальной ситуацией, ее схожесть с воображаемой картиной поможет вам сохранить спокойствие. Постарайтесь задействовать все органы чувств: зрение, обоняние, слух, осязание и вкус.

    • Как правило, визуализации легче всего поддаются зрительные картины. Возвращаясь к примеру с презентацией, вы без труда сможете представить себе то, как выглядит зал, где проходит конференция. Для лучшей детализации можно даже найти фотографии этого зала в Интернете.
    • Запах и вкус представить немного сложнее. Тем не менее, постарайтесь сделать это. К примеру, в зале может пахнуть чистящими средствами. Если перед выступлением вы обычно выпиваете чашку кофе, вообразите себе его послевкусие во рту.
    • Не забудьте о слухе и осязании. Вы можете представить себе, как перед докладом перелистываете свои записи. Из зала доносится кашель, звук передвигаемых стульев, некоторые нажимают кнопки на своих сотовых телефонах, из передних рядов до вас иногда доносится шепот.
  2. Прибегайте к помощи реальных предметов. Многие используют предметы, помогающие в процессе визуализации той или иной ситуации. Например, вы можете повесить у себя в спальне фотографии людей, достигших успеха в трудно дающихся вам сферах деятельности. Это внушит вам уверенность и поможет преодолеть свои страхи. К примеру, если вы боитесь высоты, повесьте над своей кроватью фотографию альпиниста, взбирающегося на отвесную скалу.

    Преодоление тревоги с помощью визуализации

    1. Составьте список мест, действующих на вас успокаивающе. Визуализацию можно использовать для того, чтобы успокоиться в тревожные моменты. Вы как бы делаете небольшой перерыв, отвлекаясь от своих страхов. Закрыв глаза, подумайте о каком-либо умиротворяющем месте или сценарии, вообразив себя там. Для начала следует составить перечень таких мест.

      • Подумайте о своей прошлой и теперешней жизни. Какие воспоминания действуют на вас успокаивающе? Есть ли места или моменты, воспоминания о которых вызывают у вас чувство радости?
      • Составьте список подобных мест. У каждого будет свой список, в зависимости от пережитого, и он может включать довольно странные и необычные места и явления. Например, вы можете воображать себя безымянным водоемом, или же вспоминать комнатку в бабушкином доме, в которой вам так сладко спалось в детстве.
    2. Сначала потренируйтесь в спокойной обстановке. Прежде чем заняться визуализацией в критические моменты, следует попрактиковаться в домашних условиях. Таким образом вы приучите себя к процессу визуализации.

      Подключайте все свои чувства. Визуализация наиболее действенна в том случае, если вы используете все органы чувств. Отправляясь в мысленное путешествие, задействуйте зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.

      Практикуйте визуализацию в критические моменты. Оказавшись в стрессовой ситуации, закройте глаза и сделайте небольшой перерыв, дав волю воображению. Представив себя в каком-то другом, умиротворяющем месте, вы сможете успокоиться и расслабиться. Регулярно практикуя данный метод, вы научитесь сохранять спокойствие в стрессовых и тревожных ситуациях.