Болезни Военный билет Призыв

Исс ле. Что такое качественное исследование. Методы эмпирического уровня

Фундаментальное исследование - это теоретическая либо экспериментальная деятельность, осуществляемая в целях получения новых сведений об основных закономерностях строения, жизнедеятельности человека, общества или окружающей среды. Субъекты, осуществляющие такую работу, стремятся выяснить новые факты о наблюдаемых явлениях, не предполагая при этом практического применения этой информации. Конечный может быть выражен в виде гипотезы, теории, принципа, закона и пр.

Особенности

В настоящее время единого определения, характеризующего все аспекты нет. Между тем на практике сложился подход к пониманию этой категории. В целом можно говорить, что фундаментальное исследование - это работа, цель которой состоит в разработке или проверке теории, обладающей общим характером и применимой к конкретному классу событий, объектов или процессов. Данная гипотеза, по сути, выступает в качестве ответа на вопрос, заданный природе: как, с помощью чего, почему существует то или иное явление? С этой точки зрения наблюдение, содержащее только описание, даже если при его составлении использовалась компьютерная программа, не будет выступать как обусловливается отсутствием ключевых признаков, свойственных рассматриваемой деятельности. Аналогичный вывод можно сделать и относительно работы, успешно расширяющей сферу использования известной методики.

Признаки

Существует несколько отличительных черт, которыми обладает фундаментальное исследование. Это в первую очередь наличие гипотезы, положенной в основу деятельности. Ключевая функция работы - познавательная, а непосредственной целью выступает выяснение природных законов, обладающих общим характером и закономерным постоянством. Признаками фундаментального исследования также выступают:

  1. Пространственно-временная общность.
  2. Концептуальная универсальность.

Правовая основа развития фундаментальных исследований

Вопрос о важности и необходимости введения специального механизма регулирования отношений, касающихся научных открытий, впервые был поставлен еще в 1879 г. в Лондоне. В то время проходил конгресс Международной художественной и литературной ассоциации. Впоследствии этот вопрос поднимался в 1888 г. в Венеции, в 1896 г. в Берне и в 1898 г. в Турине. С 1922 г. на протяжении 17 лет обсуждение велось на уровне Лиги Наций в рамках Комитета по интеллектуальному сотрудничеству. В 1953-54 гг. на базе ЮНЕСКО был сформирован специальный экспертный комитет. В 1947 г. по предложению С. И. Вавилова в СССР впервые была создана государственная система по экспертизе и регистрации открытий. Она предусматривала оценку результативности выполненных исследований. В 1967 г. в Стокгольме, на дипломатической конференции, научное открытие признали в качестве формы интеллектуальной работы человека. В 1978 г. государства-участники утвердили Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований .

Важный момент

Необходимо сказать, что, несмотря на проведенный в течение достаточно продолжительного времени поиск оптимальных юридических и организационных механизмов, способных регламентировать отношения, касающиеся научной деятельности, обеспечивающие выделение самых значимых открытий по итогам объективного анализа их эффективности, в настоящее время вопрос регулирования не решен окончательно. Среди ученых отсутствует единое мнение по многим экономическим, науковедческим, правовым и прочим аспектам. Интерес к вопросу обусловливается тем, что, решая , наука является не только потребителем экономических активов, но и производителем концепций, оказывающих влияние на состояние социального, экономического, технического и прочих уровней общества. В рамках рыночных отношений результаты труда деятелей выступают в качестве особой категории товаров. Его потребительские свойства состоят, в частности, в том, что сведения о новых характеристиках, явлениях, закономерностях материального мира могут использоваться на практике.

Научные открытия

Специфика их потребительской стоимости заключается в том, что они являются оригинальной, обобщенной и достоверной Знание не обладает материальным характером, несмотря на то, что применяется в процессе создания новых технологий и оборудования. Проще говоря, научного открытия, представляющего результат творческой работы ученого, является возможностью удовлетворить новые нужды общества, обеспечить высокий уровень эффективности производства за счет снижения издержек.

Дифференциация понятий

В настоящее время очень часто граница между прикладным и фундаментальным исследованием размыта. В ряде случаев достаточно сложно понять, где начинается одно и заканчивается другое. Прикладным именуют такое исследование, результат которого адресован заказчикам и производителям. Оно ориентировано на удовлетворение желаний или потребностей этих субъектов. Фундаментальное исследование - это деятельность, итоги которой адресуются другим ученым.

Стоит отметить, что современная техника не настолько далека от теории, как это может показаться. Она не выступает как исключительно применение конкретного а включает в себя и творческий компонент. В этой связи в методологическом смысле техническое исследование имеет незначительное отличие от научного. В современной инженерии необходимы не только краткосрочные наблюдения и анализ, ориентированные на решение тех или иных специальных задач. В этой отрасли немалое значение имеют и долговременные программы фундаментальных исследований, выполняемых в институтах и лабораториях, созданных непосредственно для развития технических научных дисциплин.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:

Это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

Это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах.

Характеристика основных элементов исследования: цель исследования; актуальность исследования; объект и предмет исследования; гипотеза исследования; задачи исследования; методы исследования.

Прежде всего, необходимо начать с первоначального этапа научно-педагогического исследования, с теоретической эрудиции и подготовки исследователя. Что знает и чем владеет тот или иной исследователь – это сугубо индивидуальная вещь при всей всеобщности получаемого образования в образовательных учреждениях.

Объект и предмет научно-педагогического исследования. Объект научно-педагогического исследования – это часть объективной действительности, которая становится элементом практической и теоретической деятельности человека на данном этапе. Предмет – это соответствующие свойства и отношения объекта в научном исследовании, которые входят в состав процесса практической деятельности

Выбор методов проводится с учетом особенности задач, поставленных педагогом, так как и методологическая позиция и задачи у исследователей разные, значит, и здесь возможно многообразие..

Эмпирические и теоретические методы исследования характеризуют соответственно эмпирический и теоретический этапы педагогического научного исследования. К эмпирическим методам относятся наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование, анализ содержания документов, изучение школьной документации, методы измерений, статистический анализ, социометрические методы (более подробно данные методы будут рассматриваться в следующей лекции).

Таким образом, разнообразие эмпирического материала, многообразие определяемых эмпирических критериев для изучения и разнообразие при творческом формировании способа и средств – все это указывает на наличие разнообразного содержания, которое получается эмпирическими методами.


Теоретические методы, суть которых состоит в том, чтобы определить систему эмпирического и обобщенного материала с точки зрения определенного научного взгляда, т. е. необходимо оформить весь полученный разнообразный эмпирический материал теоретическими методами в единую систему педагогических знаний.

Индукция. Такой метод, при котором происходит систематизация научных знаний, полученных в результате опытных практических действий.

Дедукция. Такой метод исследования, при котором выделяется определение одного главного положения из существующих нескольких положений.

Методом формализации является некое определение общей формы явлений, отличных по содержанию от научного знания. Метод формализации дает возможность сформировать формальную структуру теории, которая по своему значению уже предполагает множественность содержания научного исследования.

Сравнительно-исторический метод представляет собой способ сравнения исторических формаций и явлений в результате исторического развития. Используя данный метод, следует обращать внимание на диалектическое единство логического и исторического принципов.

Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза корректируется, претерпевает изменения. Гипотеза должна естественно возникать в процессе исследования, это может быть предположение, которое истинно лишь частично. Ознакомление с диссертациями показывает, что гипотеза строится на точном знании конечных результатов и потому теряет свой смысл.

Цели и задачи урока:

Формирование познавательных УУД:

  • учить наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • тренировать в анализе и сравнении объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • формировать навык подведения под понятие, определения понятия;
  • учить представлять информацию в разных формах.

Формирование регулятивных УУД:

  • формировать умения высказывать своё предположение (гипотезу);
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • развивать рефлексивные умения;
  • тренировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Формирование коммуникативных УУД:

  • тренировать высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • учить детей работать в группе, учитывать мнение товарищей, слушать и слышать друг друга.

Формирование личностных УУД:

Предполагаемые результаты.

На этом занятии

  • дети узнают, что такое исследование, в чём его особенность;
  • познакомившись с м/ф “Слонёнок” (по Р.Киплингу) сделают вывод, что всякое исследование начинается с вопроса;
  • узнают, что на основе исследований сделано много открытий и изобретений;
  • задумаются об ответственности человечества за свои изобретения, что не всякое изобретение может быть полезным;
  • проведут на себе эксперимент из занимательной физики;
  • работа в команде будет развивать у детей коммуникативные и организаторские навыки;
  • познавательный и экспериментальный материал урока будет способствовать развитию детской любознательности и творческих способностей;
  • знания и умения, полученные на этом занятии, учитель может использовать в повседневной практике.

Материалы для урока.

  1. Индивидуальный рабочий лист “Что такое исследование”. (Приложение 1)
  2. Презентация к уроку “Что такое исследование”.

Ход урока

Мотивация.

Слайд 1. Урок “Основы проектно-исследовательской деятельности” - это урок для тех, кто любит мечтать и хочет научиться осуществлять свои замыслы, это урок для любознательных школьников, которые хотят научиться понимать окружающий мир.

Объявление темы урока.

Учитель. Тема сегодняшнего занятия: “Что такое исследование”.

Актуализация знаний.

Учитель. Как вы думаете, что такое исследование?

Дети. Это изучение чего-то.

Справка для учителя. Исследование (буквально “следование изнутри”) в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Изучение новой темы.

Рабочий лист. Задание №1, слайд 3

Учитель. Изучите картинки (пещера первобытного человека, деревянный дом) и догадайтесь, что надо дорисовать.

После фронтального обсуждения дети рисуют в пустом квадрате современный дом.

Задание №2, слайд 4

Учитель. Как называется дом крота? Посмотрите, какой была его нора тысячи лет назад. Нарисуйте жилище, которое строили кроты 200 лет назад, в наше время. Сравните, это с тем, как со временем менялось жилище человека. Какую особенность вы заметили?

Дети. Жилище человека со временем изменяется, а жилище крота - нет.

Слайд 5. Игра-аукцион “Дом, который построил сам”.

  1. Разбейтесь на команды.
  2. Выберите одного “строителей”: соловей, муравей, человек, дельфин, волк.
  3. Победит команда, назвавшая как можно больше типов жилища, которые этот “строитель” сам себе может соорудить.

В конце игры дети убеждаются, что самый творческий “строитель” - человек.

Сайд 6 дополнит ответы детей о разнообразии типов жилища человека: шалаш, вигвам, чум, яранга, юрта, типи, иглу, изба, землянка, шатёр, хижина, хата, пальясо, рондавель, дворец, пентхаус, келья, вилла, коттедж, гостиница, небоскрёб, крепость, дача, таунхаус, барак, лофт и т.п.

Учитель подводит детей к выводу, что только человеку дарованы возможности творческого поиска и изобретательства, и эти возможности надо учиться активно использовать, развивать.

Задание №3. Итоги игры “Дом, который построил сам”. Какую особенность вы заметили?

Человек, в отличие от животных, наделён уникальной способностью творить, создавать новое, преобразовывать окружающий мир.

На рабочем листе можно записать кратко: у каждого человека есть творческие способности.

Учитель. Оглянитесь вокруг. Что из окружающего мира создано природой, а что сделано руками человека? Заметьте, что каждый объект рукотворного мира появился не сам собой, а был когда-то кем-то впервые изобретён.

Задание № 4 (дети выполняют самостоятельно в парах).

Продолжи фразу.

Кроме разнообразных типов жилища человек изобрёл для себя и многое другое, например, …. (книги, посуда, телефон, …)

Слайд 7 знакомит детей с самыми великими изобретениями человечества.

Справка для учителя. Приложения “Великие изобретения человечества” , “Хронология изобретений” и аудиофайл “Книга – великое изобретение человечества”. Учитель может более подробно рассказать об истории одного из великих изобретений (огонь, колесо, письменность, бумага, порох, телеграф, автомобиль, электрическая лампочка, пенициллин, парус, корабль)

После фронтального обсуждения заполняют вторую строчку о научных открытиях.

Изучая, исследуя окружающий мир, человечество сделало много научных открытий: … Земля - шар, Земля вращается вокруг Солнца, …

Справка для учителя. Приложение “Хронология научных открытий”.

Учитель. Открытия и изобретения начинаются с исследования. Мы выяснили в начале урока, что исследование – это поиск новых знаний. А с чего начинается этот поиск?

Слайд 9. После просмотра м/ф “Слонёнок” по сказке Р. Киплинга дети подводятся к выводу, что любое исследование начинается с вопроса. (Слайд 10)

Задание №5. В пустые клетки вписываются пропущенные слова: исследование начинается с ВОПРОСА, исследование – это ПОИСК ответа на вопрос, поиск новых ЗНАНИЙ.

Задание №6. Слайд 12.

Учитель. Кто может заниматься исследованием?

Дети. Человек и животные.

Слайд 13. Что интересует животных?

Дети. Опасно ли? Съедобно ли? Годится ли для жилья?

Слайд 14.

Учитель. Зачем исследует человек?

Взрослые ищут истину и новые знания, которые ещё неизвестны человечеству.

Их цель – сделать открытие, а на его основе – изобретение, которое “улучшит” (?) нашу жизнь (и не только нашу).

Проблемный вопрос. Все ли изобретения улучшают нашу жизнь?

Ответ. Не все. Люди изобрели опасное оружие, наркотики, алкогольные напитки, … Даже некоторые полезные изобретения могут вредить человеку, если ими неправильно пользоваться (компьютерная зависимость, …)

Чью ещё жизнь пытаются улучшить люди с помощью своих изобретений? (Жизнь диких и домашних животных, растений, …).

Учитель. Зачем исследованием занимаются дети?

Дети ищут ответы на вопросы о том, как устроен этот мир, по каким законам он живёт.

Цель их исследования - узнать, понять и освоить этот мир, чтобы успешно в нём жить.

Слайд 16. Бытовые исследования.

Учитель. В повседневной жизни нам часто приходится многое исследовать.

Как можно узнать:

  • Не заболел ли ребёнок?
  • Не слишком ли горячая или холодная вода для купания?
  • Свежие ли продукты?

Проблемный вопрос. Каким был бы окружающий мир, если бы люди не умели его исследовать?

Задание №7. “Я – исследователь!”. Занимательная физика.

По закону равновесия, сидя на стуле в таком положении, как сидит человек, изображенный на рисунке, то есть, держа туловище отвесно, не наклоняя его и не пододвигая ног под сиденье невозможно подняться со стула.

Учитель. Если вам захотелось проверить этот эксперимент на себе, то почему? Какой вопрос у вас возник? (Почему это невозможно? Смогу ли я подняться со стула из такого положения?)

Проведите эксперимент на себе.

Дети убеждаются, что выполнив все требования эксперимента, действительно, невозможно подняться со стула.

Домашнее задание. Одно на выбор!

  1. Подготовить сообщение об одном из изобретений человечества.
  2. Рассказать об одном из своих исследований окружающего мира в раннем детстве “Когда я был маленьким...”. Рассказ можно дополнить рисунком или фотографией.
  3. Сфотографировать (или нарисовать) своего домашнего питомца, когда тот что-либо исследует.

Слайд 20. На следующем уроке будем учиться видеть проблемы и учиться задавать вопросы.

Рефлексия.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Чему научились?
  3. Как работалось в группе?
  4. Какое из домашних заданий вас заинтересовало больше всего?
Рабочий лист. Занятие 1. Что такое исследование. (

К сожалению, бывает так, что школьник долго и увлеченно работает над какой-то темой, а созданный в результате текст возвращается ему с резолюцией «по характеру работа не соответствует концепции Конкурса, т. к. не является исследовательской». Как понять, что то, чем вы занимаетесь — именно исследование, а не какая-то другая деятельность?

Вначале коротко: исследование — деятельность, целью которой является получение принципиально новых знаний на основе логических выводов, опирающихся на конкретные факты.

  • Если вместо получения новых знаний ваша цель — достижение заранее известного результата в соответствии с заранее известной методикой, то есть большой шанс, что вместо исследования у вас получится проект .
  • Если вы выводите собственные заключения не из фактических данных, а из существующих мнений других авторов, то, вероятно, вы напишете реферат .
  • Если вы не опираетесь на строгую систему доказательств, а высказываете собственные идеи и предположения, то у вас получится что-то вроде эссе .

Как же так, скажет кто-то из читателей. Разве автор реферата не «исследует» чужие мнения? Разве проектная деятельность не содержит элементы «исследования» изменяемого объекта?

Элементы исследования присутствуют во многих наших действиях. Например, покупая луковицу в магазине, хорошая хозяйка анализирует образцы по многим параметрам: цвет, вес, твердость, наличие возможных повреждений. Но мы же не будем утверждать, что она провела исследовательскую работу.

А теперь подробней о том, как отличить одно от другого.

Проект

Чаще всего исследование путают с проектом. Причиной тому во многом послужил термин «проектно-исследовательская деятельность», который многих заставил предположить, что проект и исследование — это едва ли не одно и то же; во всяком случае, это две стороны одного и того же процесса.

Проект и исследование часто часто соседствуют, но это разные виды деятельности На самом деле, исследование и проектирование — это разные виды деятельности, которые часто дополняют друг друга. Предположим, выпускник факультета информатики экономического вуза в дипломной работе разрабатывает мобильное приложение для продуктового магазина. Сама разработка приложения — чисто проектная деятельность. Но для квалификационной работы специалиста с высшим образованием программистских навыков недостаточно. Поэтому вначале студент проводит исследование, определяя потребности магазина, выделяя информационные потоки, отмечая слабые места, требующие автоматизации, анализируя достоинства и недостатки уже существующих программ. Это исследование становится основой разработки, и в сочетании позволяет проверить как исследовательские навыки, так и проектные умения будущего специалиста.

На практике подобная работа часто выполняется разными людьми: исследование проводят аналитики компании, а заказ на проектирование передают в виде технического задания компании-разработчику программного обеспечения. Таким образом, исследование и проектирование могут выполняться и вместе, и раздельно.

Важные отличия проектной деятельности от исследовательской:

В проекте финальный результат заранее хорошо известен, он не может быть иным. Цель исследования — найти новые, неизвестные знания. Например, школьник решил, что для решения проблемы организации досуга молодежи в его городе нужно создать молодежный музыкальный клуб и разрабатывает его бизнес-проект — это типичная проектная деятельность. Исследователь бы вначале задался вопросом: а какой именно инфраструктуры наиболее остро не хватает молодежи в городе? Возможно, это не клуб, а стадион, туристическое объединение или бассейн.

Проект, как правило, заключается в решении конкретной задачи по заранее известной, хорошо формализованной методике. Исследование предполагает научное творчество, научный поиск. Даже если вы использовали хорошо известные методы, обработка и осмысление результатов у вас будет все же самостоятельными.

Подумайте, какое главное заключение вы можете сделать по результатам выполненной работы. Если это будут слова «работа выполнена в соответствии с планом, результат достигнут» — это проект. Если в заключении вы сможете сказать «в результате работы мы получили следующие новые знания об объекте…» — это исследование.

Если юношеская работа носит смешанный, проектно-исследовательский характер, то подумайте о ее представлении. На конкурс бизнес-проектов лучше подать текст с максимально выделенной проектной частью, а на исследовательский конкурс или конференцию молодых ученых — работу, в которой проектная часть сжата до минимума или даже вынесена в приложение.

Реферат

Реферат — это систематизированный обзор мнений других авторов. Именно методикой работы, а не конечной целью он отличается от исследовательской работы. Возьмем, например, такую цель: выявить специфические демографические проблемы одного из российских регионов. Мы можем достичь цели исследовательским путем: рассмотреть в динамике показатели демографических процессов в регионе и в стране в целом, сравнить их и на основе анализа сделать собственные выводы. А можно пойти реферативным путем: прочитать, что говорят о демографии региона ученые, политики, представители власти и систематизировать те проблемы, которые они называют.

Иногда руководители работ заходят слишком далеко в стремлении дистанцироваться от реферата и считают, что исследовательская работа должна непременно иметь не только литературные источники, но и какие-то данные, собранные лично автором. Для этого школьника заставляют предпринимать какие-то дополнительные шаги, например, проводить совершенно не нужный в большинстве исследований опрос. Это заблуждение. Подавляющее большинство работ в области юриспруденции, литературоведения, языкознания, истории и значительная часть работ по экономике, демографии, социологии и целому ряду других гуманитарных дисциплин основана только на литературных источниках.

Отличие реферата от исследования состоит не в характере источников, а в методике получения результатов и выводов. Задайтесь вопросом: как получены основные выводы работы? Если они логически выведены из материалов работы, это исследование. Если они представляют собой более или менее систематизированное изложение чужих мнений, это реферат.

Реферат — важная форма научной работы, с которой начинали многие ученые. Реферирование учит нас работать с литературой, сопоставлять разные точки зрения и, что немаловажно, позволяет разобраться в степени изученности той или иной проблемы. Хороший реферат предваряет многие серьезные исследования. Но лучше не смешивать эти две формы работы в одном тексте.

Эссе

Большой толковый словарь объясняет слово «эссе» как «очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме «. Это достаточно емкое определение точно очерчивает основные отличия эссе от исследования. Впрочем, встречаются попытки придать эссе вид исследовательской работы за счет формальных признаков: формулировки цели, задач, объекта исследования и т. п. Но такие приемы никак не меняют сущность работы.

Отличие исследования от эссе состоит не в формальной структуре, а в характере аргументации. Исследовательские выводы должны основываться на конкретных фактах и произведенных на их основе логических заключениях. Автор эссе может себе позволить свободную аргументацию или даже не аргументированные личные предположения и прогнозы.

Эссе — неподходящая форма для научной работы, оно вряд ли может быть представлено на научных конкурсах и конференциях.

Часто исследование не удается из-за чересчур широко поставленной темы: читайте

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Примеры методов исследования

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Классификация общенаучных методов

Методы эмпирического уровня

Метод Определение Пример
Наблюдение Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
Описание Фиксация сведений Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
Измерение Сравнение по общим признакам Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
Эксперимент Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
Сравнение Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

Методы теоретического уровня

Метод Определение Пример
Формализация Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
Аксиоматизация Применение аксиом для построения теорий Геометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивный Создание системы гипотез и выведение из этого заключений Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

Биология:

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.

Юриспруденция:

  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.

Экономика:

  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.

Психология:

  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

Вместо заключения

А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “ ” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

Методы исследования, как они есть обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру