Болезни Военный билет Призыв

Где был построен спущен на воду варяг. Образ события в искусстве и культуре. Русско - японская война

Крейсер "Варяг", Россия, 1899 г. Исторический Справочник

КРЕЙСЕР "ВАРЯГ"

ОДИССЕЯ КРЕЙСЕРА "ВАРЯГ"

Владимир КРАВЦЕВИЧ-РОЖНЕЦКИЙ

80 лет назад, в конце марта 1922 года, перестало биться героическое стальное сердце легенды российского флота крейсера «Варяг». Во время перехода к заводу судостроительной фирмы около г. Лендалфут судно наскочило на камни в Ирландском море и полузатонуло в 500 метрах от шотландского побережья. Все попытки снять крейсер с мели были тщетны, и фирма разобрала судно на металлолом. «Варяга» не стало, но его слава, мужество и отвага экипажа, выдержавшего бой с японской эскадрой у Чемульпо 27 января 1904 года и не спустившего флаг, навсегда останутся в памяти российского народа.

Путешествие на Родину

Бронепалубный, высокобортный красавец-крейсер «Варяг» был заложен 105 лет тому на верфях одного из крупнейших судостроительных предприятий США - завода Вильгельма Крампа (Филадельфия) по заказу Адмиралтейства...

0 0

«Врагу не сдается наш гордый "Варяг", пощады никто не желает...» - слова этой песни знают все, но вот о том, что первоначально песня была написана в Германии как дань восхищения подвигу русских моряков и лишь немного позже была переведена на русский, помнит далеко не каждый (музыка А.С. Турищева, слова Рудольфа Грейнца, пер. Е. Студенской, 1904 г.). Как не все сегодня помнят о том, в чем же заключался беспрецедентный подвиг наших солдат и офицеров.

В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года, когда в Порт-Артуре уже гремели орудия, грохотали взрывы и лучи русских прожекторов метались по темной воде в поисках атакующих японских миноносцев, в 260 милях южнее, над корейским портом Чемульпо, сгустилась напряженная тишина. В свете ярко пылавших на берегу костров на городскую пристань высаживались японские войска, а на рейде среди иностранных кораблей рассеялись японские крейсеры и миноносцы, державшие под прицелом своих орудий и торпедных аппаратов русский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку...

0 0

Героическая и трагическая судьба крейсера «Варяг»

Более 300 лет назад по указу Петра Великого на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало героических страниц, но крейсер «Варяг» отказавшийся спустить стяг перед огромной вражеской эскадрой в 1904 году навсегда остался в памяти людей самым ярким символом бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.

история крейсера «Варяг»

А началась история этого корабля более 100 лет назад в 1898 году в американском городе Филадельфия. Легкий бронепалубный крейсер «Варяг» был построен в США по заказу русского морского министерства. Местом строительства корабля была избрана верфь компании «American Company William Cramp & Sons» в городе Филадельфия на реке Делавэр. Стороны подписали контракт 11 апреля 1898 года. Выбор этой судостроительной компании был не случаен. Завод прекрасно знали в России. Здесь ремонтировали и переоборудовали корабли и крейсера для...

0 0

Из заключения отечественной комиссии опытных специалистов, осматривавших «Варяг»: «…котлы Никлосса очень любопытны, но кажутся таковыми только в идее, на практике же, кроме ряда неисправностей и затруднений, они ничего не дадут».


Помимо этого были ошибки в самом проекте. Не хватало места для пресной воды, угля, минного арсенала, якорей, запчастей. Тесными и неудобными были офицерские каюты. Но самая крупная оплошность разработчиков состояла в том, что крейсер не имел требуемой остойчивости. Чтобы исправить дефект пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. А это привело к снижению скорости и перерасходу угля.

3 мая 1901 года «Варяг» завершил переход через Атлантику, бросив якорь на Кронштадтском рейде. После череды ремонтов в августе того же года крейсер снова отправился в море. В Данциге на борту корабля побывали сразу два императора: Николай II и Вильгельм II. В конце сентября находившийся в Средиземном море «Варяг» получил секретный приказ...

0 0

Крейсер «Варяг» был построен в 1899 году. Судно стало частью Тихоокеанской флотилии. Накануне русско-японской войны «Варяг» отправился в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон). Здесь он оказался в распоряжении российского посольства. Вторым таким судном стала канонерская лодка «Кореец».

Накануне боя

В канун нового 1904 года капитан Всеволод Руднев получил секретную шифровку. В ней сообщалось, что корейский император узнал о движении десяти японских кораблей по направлению к Чемульпо (гибель крейсера «Варяг» произошла в свое время в бухте этого порта). Пока же никакой войны не было, хотя обе страны активно готовились к ней. В России к Японии относились свысока, из-за чего армия и флот оказались в трудном положении, когда конфликт разразился по-настоящему.

Японской флотилией командовал адмирал Сотокити Уриу. Его корабли прибыли к побережью Кореи, чтобы прикрыть высадку десанта. Флотилия должна была остановить «Варяг», если он решит выйти из...

0 0

В О распилах и откатах в царской России

Разработка системы управления огнем для броненосца “Бородино” была величайше поручена Институту точной механики при дворе его Императорского Высочества. Созданием машин занималось Русское Общество паросиловых установок. Ведущий научно-производственный коллектив, чьи разработки успешно применялись на боевых кораблях по всему миру. В качестве систем вооружения были приняты орудия Иванова и самодвижущиеся мины конструкции Макарова...

Вы все, там, на верхней палубе! Прекратить насмешки!

Система управления огнем была французская, mod. 1899. Комплект приборов был впервые представлен на выставке в Париже и немедленно приобретен для РИФ его командующим Великим князем Алексеем Александровичем (по воспоминаниям родственников, le Beau Brummel, едва ли не постоянно проживавшим во Франции).

В боевой рубке устанавливались горизонтально-базовые дальномеры марки Barr and Studd. Применялись котлы конструкции Белльвиля. Прожекторы Манжена. Паровые насосы системы Вортингтона. Якоря Мартина. Помпы Стона. Орудия среднего и противоминного калибра — 152- и 75-мм пушки системы Canet. Скорострельные 47 мм пушки Hotchkiss. Торпеды системы Уайтхеда.

Сам проект “Бородино” представлял видоизмененный проект броненосца “Цесаревич”, спроектированного и построенного для Русского Императорского флота специалистами французской верфи “Форж и Шантье”.

Во избежание недоразумений и необоснованных упреков необходимо сделать пояснение для широкой аудитории. Хорошая новость — большая часть зарубежных названий в конструкции ЭБР “Бородино” принадлежала системам, произведенным по лицензии в России. С технической стороны они также соответствовали лучшим мировым стандартам. Например, общепринятая конструкция секционного котла системы Бельвилля и очень удачные пушки Гюстава Канэ.

Впрочем, уже одна французская система управления стрельбой на русском ЭБРе заставляет задуматься. Зачем и почему? Выглядит так же нелепо, как “Иджис” на советском “Орлане”.

Плохих новостей две.

Великая империя с населением 130 млн. человек, с качественной системой образования (для избранных) и развитой научной школой — Менделеев, Попов, Яблочков. И при том кругом сплошные зарубежные технологии! Где наш отечественный “Белльвиль”? А ведь он был — инженер-изобретатель В. Шухов, сотрудник российского филиала фирмы “Бабкок&Уилксос”, запатентовавший вертикальный котел собственной конструкции.

В теории всё было. На практике — сплошные Бельвилли, братья Никлосс и ЭБР “Цесаревич” на верфи “Форж и Шантье” в качестве образца-эталона для русского флота.

Но, что особенно обидно, корабли на отечественных верфях строились в разы медленнее. Четыре года для ЭБР “Бородино” против двух с половиной лет для “Ретвизана” (“Крэмп & Санс”). Сейчас не стоит уподобляться узнаваемому герою и вопрошать: “А почему? Кто это сделал?” Ответ находится на поверхности — нехватка инструмента, станков, опыта и умелых рук.

Другая проблема заключена состоит в том, что даже при “взаимовыгодном сотрудничестве” в условиях “открытого мирового рынка” что-то не наблюдается торпед конструкции Макарова на вооружении французского флота. Да и вообще не наблюдается ничего, что бы указывало на обмен технологиями. Всё, всё по старой, проверенной схеме. Мы им — деньги и золото, они взамен — свои технические новинки. Котел Бельвилля. Мина Уайтхэда. Айфон-6. Потому, что русские монголы в плане творческого процесса — полные импотенты.

Если говорить конкретно за флот, то даже лицензий хватало не всегда. Приходилось просто брать и размещать заказы на зарубежных верфях.

Уже не скрывается факт, что крейсер “Варяг” был построен в США. Гораздо менее известно, что второй участник легендарного боя, канонерка “Кореец”, строилась в Швеции.

Бронепалубный крейсер «Светлана», место постройки — Гавр, Франция.
Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» — Сен-Назер, Франция.
Бронепалубный крейсер «Аскольд» — Киль, Германия.
Бронепалубный крейсер «Боярин» — Копенгаген, Дания.
Броненосный крейсер «Баян» — Тулон, Франция.
Броненосный крейсер «Адмирал Макаров», построен на верфи «Форж & Шантье».
Броненосный крейсер «Рюрик», построен на английской верфи «Барроу-инн-Фёрнесс».
Броненосец «Ретвизан», построен компанией «Крэмп & Санс» в Филадельфии, США.
Серия миноносцев «Кит», верфь Фридриха Шихау, Германия.
Серия миноносцев «Форель», строились на заводе А. Нормана во Франции.
Серия «Лейтенант Бураков» — «Форж & Шантье», Франция.
Серия эсминцев «Инженер-механик Зверев» — верфь Шихау, Германия.
Головные миноносцы серий «Всадник» и «Сокол» были построены в Германии и, соответственно, Великобритании.
«Батум» — на верфи Ярроу в Глазго, Великобритания (список неполный!).

Очень едко по этому поводу высказался постоянный участник “Военного обозрения”:

Ну, понятно у немцев заказывали корабли. Они хорошо строили, машины на них были отличные. Ну, ясно во Франции, типа союзник, плюс откаты Великим князьям. Можно понять и заказ американцу Крампу. Делал быстро, много обещал и откатывал всяко не хуже французов. Но мы, оказывается, при царе-батюшке даже в Дании заказывали крейсеры.
Комментарий от Эдуарда (qwert).

Раздражение хорошо объяснимо. При том колоссальном разрыве в технологиях и производительности труда постройка серии бронепалубных крейсеров эквивалентна постройке современного космодрома. Отдавать столь “жирные” проекты на откуп иностранным подрядчикам убыточно и неэффективно по всем статьям. Эти деньги должны доставаться рабочим адмиралтейских верфей и двигать отечественную экономику. А вместе с ней развивать собственную науку и промышленность. Так стремились поступать все во все времена. Воровать с прибыли, а не убытков. Но у нас так не принято.

У нас делалось иначе. Схема звалась “чтоб украсть рубль, навреди стране на миллион”. Французам контракт, они, кому надо, — откат. Свои верфи сидят без заказов. Промышленность деградирует. Квалифицированные кадры не нужны.

Было время даже пытались строить линкоры-дредноуты, так лучше бы не пытались. При реализации сложнейшего проекта отчетливо проявились все недостатки дореволюционной России. Повсеместный недостаток производственного опыта, станков и грамотных специалистов. Помноженный на некомпетентность, кумовство, откаты и бардак в кабинетах Адмиралтейства.

В результате грозный “Севастополь” строился шесть лет и к моменту подъёма Андреевского флага совершенно устарел. Ничуть не лучше оказалась “Императрица Мария”. Посмотрите на их ровесников. Кто одновременно с ними вступил в строй в 1915 году? Случаем не 15-дюймовый “Куин Элизабет”? И после этого скажите, что автор необъективен.

Говорят, еще был могучий “Измаил”. Или не был. Линейный крейсер “Измаил” оказался непосильной ношей для РИ. Довольно странная привычка — выдавать за достижение то, чего не сделали.

Даже в мирное время, при непосредственной помощи зарубежных подрядчиков, корабли раз за разом превращались в долгострои. С крейсером все оказалось еще серьёзнее. Когда степень готовности “Измаила” достигла 43%, Россия ввязалась в войну, в которой отсутствовала всякая цель, объективная польза, и в которой было невозможно победить. Для “Измаила” это был конец, т.к. часть его механизмов импортировалась из Германии.

Если вести разговор вне политики, то ЛКР “Измаил” также не являлся показателем расцвета империи. На Востоке уже заалел рассвет. Во весь рост вставала Япония со своим 16-дюймовым “Нагато”. Таким, от которого опешили даже их учителя-британцы.

Время шло, прогресса особо не наблюдалось. С точки зрения автора, промышленность в царской России находилась в полном упадке. Вы можете иметь отличное от авторского мнение, которое, впрочем, доказать будет непросто.

Спуститесь в машинное отделение эсминца “Новик” и прочтите, что выбито на его турбинах. Ну-ка, подайте сюда свет. Неужели? A.G. Vulkan Stettin. Дойчес Кайзеррайх.

С моторами не заладилось с самого начала. Заберитесь в мотогондолу того же “Ильи Муромца”. Что там увидите? Двигатели марки “Горыныч”? Право, сюрприз. Renault.

Легендарное царское качество

Все факты свидетельствуют о том, что Российская империя плелась где-то в самом конце списка развитых государств. После Великобритании, Германии, Штатов, Франции и даже Японии, которая, пройдя позднюю модернизацию Мэйдзи, к 1910-гг. сумела во всем обойти РИ.

В общем, Россия была совсем не там, где подобает империи с такими амбициями.

После этого шутки про “лампочку Ильина” и государственную программу ликвидации неграмотности уже не кажутся такими смешными. Прошли годы, и страна вылечилась. Полностью. Она станет государством с лучшим в мире образованием, с передовой наукой и развитой промышленностью, которая умела делать все. Импортозамещение в важнейших отраслях (военпром, атом, космос) составляло 100%.

А потомки разбежавшихся дегенератов будут еще долго скулить в Париже о “России, которую они потеряли”.
Автор А. Долганов.

Форма поиска

Православный календарь

Проповедь

Евангельские чтения:
Лк. 18:35-43
Лк. 12:8-12

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В чтении Священного Писания, которое мы с вами сегодня услышали, звучит рассказ о слепце по имени Вартимей из Евангелия от Луки. Там говорится о человеке, который долгое время был слеп, и затем, когда уже исчерпал свои возможности, обращаясь к врачам и знахарям, ища поддержки и расточив многое из своих материальных средств, он услышал о проходящем мимо Христе. Он испытал чувство доверия и закричал, обращаясь к Богу. Те, кто шёл со Христом, имели глаза. Они понимали, куда им идти, а несчастный был в стороне от толпы и закричал, чтобы Господь его услышал. Но Бог услышал его крик ещё до того, как он закричал. И вот толкователи священного текста предлагают нам с вами учиться этому крику – но не в материальном, физическом отношении. Ведь Господь увидел в сердце слепого возможность обращаться горячо и искренне, и когда Он исцеляет несчастного слепца, Он с ним разговаривает. Если перевести это на более доступный нам язык: Бог приглашает этого человека идти к Божьему Царству, то есть вернуться домой.

В диалоге, который состоялся между слепцом и Богом, свидетелей не было. Как же в Священное Писание вошли эти слова и как люди святой жизни могут толковать вот этот разговор Бога с человеком? Когда человек начинает развивать в себе способность слышать Божье Слово и читать Его, и когда затем он достигает определённой высоты, ему открывается то, что никогда не откроется тому, кто не встал на путь серьёзного погружения в Священное Писание. Господь беседовал с тем человеком до его крика. Но святые, прошедшие путь такого диалога на собственном опыте, описывают его и предлагают тем, кто ещё не успел вместить в себя всего этого, взывать к Богу в своём сердце.

Это действует основательно и серьёзно. Прозрение наступает именно тогда, когда, обращаясь к Богу, человек имеет веру в то, что получит просимое. Находясь в этом состоянии, человек получает от Бога милость. Ведь есть слепцы, которые так и не прозрели и не прозреют. Но речь идёт не только о внешнем зрении, в первую очередь – о духовном. Потому что Господь тогда исполняет просьбу человека, когда видит его готовность работать над собой, выстраивать свою жизнь по Божьему Закону и внутренне духовно прозревать. Именно поэтому Господь даёт ему зрение, дабы он использовал этот Его дар для того, чтобы принести большую пользу, подняться выше, достичь большей высоты и обрести с Господом особое общение. Заметьте, Бог создавал людей для общения с Ним. Вступая с Богом в диалог, мы ощущаем, что что-то от этого получаем. Именно это сподвигает нас идти в храм, именно поэтому мы общаемся со священником, спрашивая и получая ответ на свои вопросы. Но если не вспахивать в себе эту ниву, если не развивать эти способности, тогда на пустое место в сердце придёт пустая забота, бесконечная в своей суетности, обуревающая человека, включающая его в поток событий, которые не могут закончиться. Они суетные, внешние и земные, и если человек начинает присягать им на верность, тогда он кричит этому «богу мира», лукавому демону, что он готов с ним разделить слепоту, погружаясь в неё всё больше, и он тоже чего-то достигает и попадает в состояние самообольщения, или прелести.

Сегодняшний евангельский текст – призыв каждому из нас учиться искусству прозрения, обращаясь к Богу с криком в сердце, чтобы обрести свой небесный дом, куда каждого из нас направляет невидимая Божественная рука. Будем стараться, дорогие братья и сёстры, внимательно изучая Божье Слово, ежедневно читать Его, открывая толкование на Священное Писание и погружаясь в глубину понимания того, как нужно постепенно каждому из нас выстраивать свою жизнь. Потому что дни наши очень коротки, и важно дорожить временем, данным Богом для совершенствования. Постараемся положить в сердце сказанное и услышанное. Осознавая, что каждый из нас духовно малозряч, будем просить о Бога милости, и, ведая тайники нашего сердца, каждому из нас Он подаст то прозрение, ту способность видеть, чувствовать и мыслить, которую мы готовы принять от Него. Потому что, по милосердию Своему, Он готов дать бесконечно много. Мы должны оценить всё это и быть готовы принимать Его Божественную милость. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

1 ноября 1899 года – на воду был спущен крейсер первого ранга «Варяг»

Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по заказу Российской империи и спущен на воду со стапелей филадельфийских доков (19 октября) 1 ноября 1899 года. По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных – он стал самым быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации. В 1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и был отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана.

Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой. Всего за время этого сражения экипаж крейсера «Варяг» выпустил более тысячи снарядов, потопил японский миноносец и вывел из строя два крейсера противника.

Но и сам «Варяг» к концу боя практически полностью исчерпал свои боевые возможности к сопротивлению из-за больших потерь в личном составе и многочисленных серьезных повреждений. Согласно официальному документу (санитарному отчету за войну), потери крейсера составили 130 человек – 33 убитых и 97 раненых.

Неравный бой длился 50 минут. Не сумев прорваться, корабли вернулись в порт Чемульпо, где получили от японцев ультиматум сдаться в плен. Русские моряки отказались. По решению офицерского совета во избежание захвата японцами «Варяг» был затоплен, а «Кореец» взорван. Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков.

Экипажи русских кораблей были вывезены иностранными стационерами в Шанхай (Китай), а оттуда на нейтральных транспортах отправлены в Россию.

На следующий день после легендарного боя вся мировая общественность заговорила о беззаветной храбрости русских моряков. Были выпущены десятки красочных альбомов, картин, книг, памятных медалей и открыток с портретами командиров и изображениями «Варяга» и «Корейца». Появилась знаменитая песня «Памяти “Варяга”». Стихи были написаны австрийским поэтом Рудольфом Грейнцем, переведены Евгенией Студенской, а положил их на музыку воспитанник Астраханского гренадерского полка Алексей Турищев. Песня стала поистине народной.

Впервые в российской истории все участники боя (около 500 человек) были награждены высшей воинской наградой – Георгиевским крестом. Командир Всеволод Руднев получил повышение по службе и стал командиром еще только строившегося в Петербурге эскадронного броненосца «Андрей Первозванный».

Действия «Варяга» во время сражения восхитили даже противника – после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Всеволода Руднева орденом Восходящего Солнца.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» с океанского дна и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры. 22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский флаг. Однако кораблю был необходим серьезный ремонт, и в феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. После революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом. Завершился путь «Варяга» в 1920 году: следуя на разборку, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут.

Весной 2003 года в России начались съемки двухсерийного документального телефильма «Крейсер “Варяг”», и летом того же года была организована специальная экспедиция по поиску останков «Варяга» в Ирландском море с участием российских аквалангистов. 3 июля 2003 года съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута, на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус «Варяга». Российским аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук командира «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева – Никита Руднев, специально прилетевший из Франции.

30 июля 2006 года в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того места, где нашел свое последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера. А 11 сентября 2007 года там был открыт памятник «Варягу».

Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по заказу Российской империи и был спущен на воду со стапелей филадельфийских доков (19 октября) 1 ноября 1899 года. По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных - он стал самым быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации. В 1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен. В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.

22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский флаг. Кораблю был необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако после революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом. Завершился путь «Варяга» в 1920 году: следуя на разборку, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. Весной 2003 года в России начались съемки двухсерийного документального телефильма «Крейсер "Варяг"», и летом того же года была организована специальная экспедиция по поиску останков «Варяга» в Ирландском море с участием российских аквалангистов. 3 июля 2003 года съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута, на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус «Варяга». Российским аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук командира «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева – Никита Руднев, специально прилетевший из Франции. 30 июля 2006 года в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того места, где нашел свое последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера. 11 сентября 2007 года открыт памятник «Варягу». Монумент установлен в поселке Ленделфут – именно там, в Ирландском море, в 1920 году затонул российский крейсер.

1 ноября исполнилось 110 лет с того дня, как на воду был спущен легендарный крейсер "Варяг".

Крейсер "Варяг" был построен по заказу Российской империи на судостроительной верфи "Уильям Крамп и сыновья" в Филадельфии (США) . Он сошел со стапелей филадельфийских доков 1 ноября (19 октября по ст.ст.) 1899 года.

По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных: оснащенный мощным пушечным и торпедным вооружением, он был к тому же и самым быстроходным крейсером России. Кроме того, "Варяг" был телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.

После испытаний в 1901 году корабль был представлен петербуржцам.

В мае 1901 года крейсер был отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. В феврале 1902 года крейсер, обойдя полсвета, отдал якорь на рейде Порт-Артура. С этого момента началась его служба в составе эскадры. В декабре 1903 года крейсер был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо для несения службы в качестве стационера. На рейде, помимо "Варяга", находились корабли международной эскадры. 5 января 1904 года на рейд прибыла русская канонерская лодка "Кореец".

Ночью 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года японские боевые корабли открыли огонь по русской эскадре, которая стояла на рейде Порт-Артура. Началась русско-японская война (1904-1905), длившаяся 588 дней.

Крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", находившиеся в корейской бухте Чемульпо, ночью 9 февраля 1904 года были блокированы японской эскадрой. Экипажи российских кораблей, пытаясь прорваться из Чемульпо в Порт-Артур, вступили в неравный бой с японской эскадрой, в составе которой было 14 миноносцев.

За первый час боя в Цусимском проливе экипаж российского крейсера выпустил более 1,1 тысячи снарядов. "Варяг" и "Кореец" вывели из строя три крейсера и миноносец, но и сами получили тяжелые повреждения. Корабли вернулись в порт Чемульпо, где получили от японцев ультиматум сдаться в плен. Русские моряки отвергли его. По решению офицерского совета «Варяг» был затоплен, а "Кореец" взорван . Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков.

Впервые в российской истории все участники боя (около 500 человек) были награждены высшей воинской наградой - Георгиевским крестом. После торжеств команда "Варяга" была расформирована, моряки поступили на службу на другие корабли, а командир Всеволод Руднев был награжден, повышен по службе - и отправлен в отставку.

Действия "Варяга" во время сражения восхитили даже противника - после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев "Варяга" и наградило его командира Всеволода Руднева орденом Восходящего Солнца.

После легендарного боя в бухте Чемульпо "Варяг" пролежал на дне Желтого моря больше года. Только в 1905 году затонувшее судно было поднято, отремонтировано и введено в состав Императорского флота Японии под именем "Соя". Более 10 лет легендарный корабль служил учебным судном для японских моряков, однако из уважения к его героическому прошлому японцы сохранили надпись на корме - "Варяг".

В 1916 году Россия приобрела у своей уже союзницы Японии бывшие русские боевые корабли "Пересвет", "Полтава" и "Варяг". После выплаты 4 миллионов йен "Варяг" был восторженно встречен во Владивостоке и 27 марта 1916 года на крейсере был вновь поднят Андреевский флаг. Корабль был зачислен в Гвардейский экипаж и направлен для усиления Кольского отряда Северно-Ледовитого флота. 18 ноября 1916 года крейсер "Варяг@ торжественно встречали в Мурманске. Здесь он был назначен флагманским кораблем Морских сил обороны Кольского залива.

Однако машины и котлы крейсера требовали немедленного капитального ремонта, а артиллерия - перевооружения. Всего за несколько дней до Февральской революции "Варяг" ушел в Англию, на судоремонтные доки Ливерпуля. В ливерпульском доке "Варяг" простоял с 1917 по 1920 год. Необходимые средства на его ремонт (300 тысяч фунтов) так и не были выделены. После 1917-го большевики надолго вычеркнули "Варяг" как героя "царского" флота из истории страны.

В феврале 1920 года, следуя на буксире через Ирландское море в Глазго (Шотландия), куда он был продан на металлолом, крейсер попал в сильный шторм и сел на камни. Все попытки спасти корабль оказались неудачными. В 1925 году крейсер был частично разобран на месте, а 127-метровый корпус взорван.

В 1947 году был снят художественный фильм "Крейсер "Варяг", а 8 февраля 1954 года в канун 50-летия подвига "Варяга" в Москве состоялся торжественный вечер с участием ветеранов битвы при Чемульпо, где от имени советского правительства героям-"варяжцам" были вручены медали "За отвагу". Юбилейные торжества проходили во многих городах страны.

К 100-летию героического сражения в 2004 году в бухте Чемульпо российской делегацией был установлен памятник русским морякам "Варяга" и "Корейца" . На открытии мемориала в порту Инчхона (бывший город Чемульпо) присутствовал флагман Тихоокеанского флота России гвардейский ракетный крейсер "Варяг".

Нынешний "Варяг" - преемник одноименного легендарного корабля первого поколения - вооружен мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, который позволяет поражать надводные и наземные цели на значительном удалении. Также в его арсенале находятся реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и несколько артиллерийских установок различного калибра и назначения. Поэтому в НАТО российские корабли такого класса образно называют "убийцами авианосцев".

В 2007 году в Шотландии, где нашел свое последнее пристанище легендарный "Варяг", был открыт мемориальный комплекс, на котором присутствовал большой противолодочный корабль (БПК) ВМФ России "Североморск". Эти памятники, выполненные в русских морских традициях, стали первыми мемориалами русскому воинскому духу за границей России и вечным символом благодарности и гордости потомков.

В 2009 году к 105-летию легендарного боя с японской эскадрой был создан уникальный международный выставочный проект "Крейсер "Варяг". Обретение реликвий, включающих в себя подлинные раритеты с легендарного судна и канонерской лодки "Кореец" из фондов российских и корейских музеев. Подобной выставки, демонстрирующей реликвии российского флота еще не было в отечественной истории.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников