Болезни Военный билет Призыв

Фрукты контуры для детей. Развивающие задания для дошкольников

ББК 74.100.5 К89

Кузнецова JI. Н.,

К89 Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. Фрукты: Рабочая тетрадь для дошкольников - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 16 с. (Библиотека программы «Детство») ISBN -409-8

В рабочей тетради представлены игры и задания по теме «Фрукты», спо­собствующие развитию внимания, памяти, логического мышления и мелкой моторики дошкольников. Книга включает в себя обширный контурный, раз­резной, иллюстративный материал и может быть рекомендована для работы с детьми 4-7 лет воспитателям ДОУ, родителям, учителям коррекционных групп, гувернерам.

© JI. Н. Кузнецова, 2007 © «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007

ВВЕДЕНИЕ

В предлагаемом вашему вниманию пособии представлены игры и задания по теме «Фрукты». Рабочая тетрадь может быть использована для индивидуальной и фронтальной работы с детьми 4-7 лет воспитателями дошкольных учреждений, учителями коррекционных групп, психологами и родителями.

Подбор заданий осуществлен с учетом возраста и развития ребенка в порядке усложнения материала. Это позволит широко использовать пособие при изучении лексической темы «Фрукты» с детьми разного возраста как на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, так и на занятиях по изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации . Разнообразие заданий даст возможность работать с пособием неоднократно в течение дня. В первой половине дня дети полу­чают новые знания по теме, выполняя задания с воспитателем, а во второй половине дня они самостоятельно или под контролем взрослого закрепляют полученные знания.

На первом этапе работы с тетрадью предлагаются следующие задания:

❖ обведение карандашом по контуру (внешнему и внутреннему);

❖ увеличение или уменьшение рисунка по заданному контуру;

❖ рисование по точкам;

❖ штриховка;

❖ дорисовывание деталей в разных плоскостях;

❖ раскрашивание;

❖ рисование по шаблону;

❖ свободное рисование предметов;

❖ конструирование фруктов из частей;

❖ составление узора по образцу, по инструкции и произвольно;

❖ наложение цветных ниточек, пластилиновых жгутиков на контур;

❖ изготовление контура фруктов из тонкой проволоки или пластилина и т. д. Более сложным этапом является работа с картинками - путанками, где ребенку

предлагаются следующие задания:

❖ выделить контур одного фрукта из 5-8-ми;

❖ исключить 4-й, лишний предмет на рисунке, находя признаки и обосновывая ответы;

❖ подобрать пару нарисованному фрукту;

❖ определить положение фрукта на плоскости;

❖ выделить разные группы фруктов по форме, по цвету, с определенным звуком в названии и т. д.

Рабочую тетрадь можно использовать многократно. Сначала ребенку предлага­ется рассмотреть и обвести нарисованный фрукт, затем он может заштриховать, раскрасить, вырезать его или выполнить аппликацию. Систематическая работа с тет­радью поможет:

❖ расширять и систематизировать знания детей о фруктах;

v активизировать словарный запас, развивать грамматический строй речи: развивать навыки детей в словообразовании ;

v тренировать детей в согласовании существительных с числительными, составле­нии предложений и описательных рассказов;

v формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, моде­лирования;

v развивать образное и логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память, творческие способности, мелкую моторику детей: готовить дошкольника к овладению графикой письма: обеспечить качественную подготовку детей к школе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Все задания в пособии даны по лексической теме «Фрукты».

В основе заданий лежит работа с контурами. Это развивает зрительное внимание, активное запоминание, абстрактное мышление.

Четырехлетнему ребенку иногда трудно бывает увидеть контур, связать его с объ­емным изображением. Помогите ему в этом. Возьмите, например, яблоко и разрежь­те его пополам. Положите срезом на лист бумаги, прижмите к листу. Обведите пальчиком ребенка по краю яблока, касаясь бумаги, обозначив его контур. Возьмите простой карандаш и обведите яблоко. Отложите (снимите) яблоко. Вы нарисовали контур. Рассмотрите, какого цвета яблоко. Выберите цветной карандаш нужного цвета и проведите по контуру линию, старясь равномерно прижимать карандаш к листу бумаги и не отрывать его от листа. Теперь вашему ребенку не составит труда узнать предметы по контуру и подобрать для рисунка нужный цвет.

Перед началом занятий постарайтесь как можно полнее познакомить детей с раз­личными фруктами.

Для этого:

1. Обратите внимание ребенка на то, как красиво смотрятся яркое красное яблоко в зеленой листве, а желтое яблоко - рядом с фиолетовой сливой. Это способствует развитию у ребенка чувства цвета, умения видеть цветовые сочетания.

2. Понаблюдайте вместе с ребенком за плодовыми деревьями во время цветения, образования, созревания и уборки плодов. Этим вы научите ребенка запоминать, сравнивать увиденное.

3. Рассмотрите различные фрукты, обратите внимание ребенка на их форму. Объясните ему, что все фрукты разные, но состоят из двух основных форм: круга и овала.

4. Разделите фрукты на группы:

❖ по цвету;

❖ по форме.

5. Рассмотрите внутреннее строение разных фруктов, определите их вкус, запах и другие свойства и признаки.

6. Рассмотрите вместе с детьми изображения фруктов на предметных картинках и иллюстрациях в книгах.

7. Составьте натюрморты из натуральных фруктов и муляжей.

Такая предварительная работа поможет детям успешно справиться с выполнени­ем заданий.

Комплекс заданий позволяет решить сразу две взаимосвязанные задачи интел­лектуального развития ребенка и развития мелкой моторики.

Исследования ученых доказали, что уровень интеллектуального развития чело­века находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движе­ний пальцев его рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно развиты память и внима­ние; связная речь без нарушения звукопроизношения; он контактен и общителен. Вот почему такое серьезное значение придается развитию мелкой моторики и сис­темы «глаз - рука» ребенка. Предлагаемые упражнения научат детей делать точные, ритмичные движения, улучшать координацию движений.

Работа должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший успех от упражнений. Прежде всего определите степень развития мелкой моторики. Понаблюдайте за ребенком, когда он занимается штриховкой или рисованием.

1. Если ребенок активно поворачивает лист при выполнении штриховки, рисо­вании или раскрашивании, если перемещается сам относительно листа, значит, он подменяет умение менять направление движения карандаша, не давая нагрузки на пальцы и руку. Уровень развития мелкой моторики такого ребенка невысок.

2. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы и не может раскрасить или заштриховать предметы большие, это говорит о слишком жесткой фиксации кисти руки ребенка.

Проверьте степень развития системы «глаз - рука».

1. Нарисуйте большой фрукт (от 10 см в диаметре). Покажите, как уменьшить фрукт, - нарисуйте контур на 2-3 мм меньше исходного. Обратите внимание ре­бенка на расстояние между рисунками. Предложите ребенку нарисовать внутри ва­шего рисунка постепенно уменьшающиеся контуры этого фрукта.

2. Нарисуйте маленький фрукт (от 2-х см в диаметре). Предложите ребенку нарисовать вокруг постепенно увеличивающиеся контуры этого фрукта. Следите, чтобы контуры не приближались друг к другу более чем на 2-3 мм. Чем больше четких контуров нарисует ребенок, тем лучше развита у него система «глаз - рука».

Перед началом занятия проконтролируйте, как сидит ребенок:

❖ спина прямая;

❖ левое и правое плечо - на одной высоте;

❖ грудь не касается стола;

❖ ноги согнуты под прямым углом, опираются всей стопой на пол;

❖ локоть и кисть лежат на столе.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка.

Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что ребенок правильно умеет дер­жать карандаш: между большим, указательным и средним пальцами так, чтобы расстояние от кончиков пальцев до отточенного кончика карандаша составляло примерно 3 см. Для большей нагрузки на кисть ребенка эффективнее работать не фломастерами и красками, а простыми и цветными карандашами, подбирая послед­ние по цвету фруктов. Для работы лучше выбирать карандаши 2М - М - ТМ, сначала используя более мягкие, а по мере развития ребенка увеличивать нагрузку на кисть, применяя более твердые карандаши. Оптимальная длина карандаша - 12-15 см. Карандаш большей длины неудобен в работе, при использовании же карандашей меньшего размера возможна деформация кисти ребенка.

Фломастер или ручку можно предложить ребенку для работы, когда вы убедитесь, что он свободно владеет карандашом ТМ (то есть тогда, когда линия, проведенная ребенком в тетради, четко видна и при этом не выходит за пределы рабочего поля). При выполнении заданий дети должны держать карандаш свободно, легко совершая движения в разных направлениях, самостоятельно регулировать размах кисти и не напрягать руку и пальцы.

Необходимо обеспечивать и временной контроль. Непрерывная графическая на­грузка не должна превышать пяти минут. Продолжительность же всего занятия зави­сит от возраста, уровня и темпа развития, усидчивости ребенка и составляет: 10- 15 минут - для самых маленьких; до 20-25 минут - для старших дошкольников.

Использование тетради предполагает несколько основных способов работы. Пер­вым из них является штриховка.

Ребенок плохо улавливает движения своей руки, пальцев, недостаточны у него зрительный контроль и коррекция глаза и руки. Штриховка помогает формированию навыка равномерного движения руки под контролем зрения.

Существуют различные виды штриховки: горизонтальными, вертикальными, волнистыми, круговыми линиями, по диагонали, полуовалами, петлями и т. д. Вы­полняется штриховка без помощи линейки или лекала, использование резинки не­желательно. Не следует забывать и о направлении движения карандаша: только сверху вниз или слева направо!

Штриховка лежит в основе раскрашивания. Раскрашивать можно, применяя че­тыре вида штриховки:

❖ короткие частые штрихи;

❖ мелкие штрихи с возвратом;

❖ круговая штриховка;

❖ штриховка длинными параллельными линиями.

При раскрашивании следует равномерно наносить штрихи, не выходя за контур.

В зависимости от возраста детей штриховка, раскрашивание и рисование пре­следуют следующие цели.

В средней группе: формировать у детей умение изображать овальные формы, передавать их отличия от круглых, закрашивать округлые предметы закругленными линиями.

В старшей группе: учить детей передавать в рисунке характерную форму и ок­раску уже знакомых фруктов, развивать композиционные умения, продолжать вы­рабатывать навыки закрашивания карандашом: учить работать в одном направлении неотрывными движениями без пропусков, не выходя за контур, с равномерным умеренным нажимом.

В подготовительной группе: развивать стремление детей дополнять свой рисунок с целью обогащения содержания - вносить в натюрморт изображение каких-либо деталей (черешков, листьев), выбирать цвет и оттенки; закреплять навыки рисования и раскрашивания; тренироваться в правильном нажиме карандаша для получения интенсивности цвета (от светлого до темного, от бледного до яркого).

Для развития системы «глаз - рука» немаловажное значение имеет работа с ножницами как составная часть аппликации.

Научите ребенка брать, передавать, держать ножницы. Резать можно двумя спо­собами: как частыми мелкими, так и широкими движениями, при этом важно плав­но разводить и сводить ножницы.

Научите ребенка подбирать заготовку, учитывая цвет, форму и размер предмета. Познакомьте ребенка с различными способами вырезания:

❖ простой - по контуру;

❖ симметричный - сложить заготовку точно пополам, нанести контур половины шаблона, приложив ее к сгибу листа, и вырезать, не разворачивая заготовку;

❖ ленточный - сложить заготовку в 2-4 раза, перевести контур предмета на бу­магу и вырезать сразу 2 или 4 предмета;

❖ обрывной - нарисовать контур предмета и обрывать лишнюю бумагу пальцами по линии контура;

❖ мозаика - нанести контур на картон и на цветную бумагу; затем вырезать из цветной бумаги предмет и разрезать его на части. Эти части приклеить на картон, сохраняя форму предмета.

Младшие дети выполняют рисунок и аппликацию 1-2 фруктов, а старшие со­ставляют различные композиции из нескольких фруктов. В зависимости от возраста детей работа над аппликацией преследует следующие цели.

В средней группе: учить детей действовать ножницами, правильно держать, сжи­мать и разжимать кольца, направлять концы по линии сгиба и контуру; выбирать нужные формы для вырезания (из квадрата - круг; из прямоугольника - овал) и поворачивать заготовку при вырезании.

В старшей группе: учить детей вырезать круги из квадратов, а овалы из прямо­угольников в соответствии с величиной исходной формы; развивать плавность и со­гласованность движений обеих рук, учить подбирать нужный цвет и составлять общую сюжетно-тематическую композицию.

В подготовительной группе: передавать в аппликации форму фруктов, трениро­вать в плавном и четком вырезании округлых форм, учить изображать частично видимые фрукты в положении один за другим; вырезать тонкие изогнутые детали (черешки, стебельки), листья различной формы; выполнять коллективные работы.

На занятиях по лепке в работе синхронно участвуют две руки. Предложите ребенку задания с использованием шаблонов фруктов. Раскатайте вытянутый кусок пластилина между ладонями или на дощечке. Катайте, пока не получится длинный тонкий жгутик. Уложите жгутик по контуру фрукта. Жгутиком можно украсить выполненную работу , выложив из него по краю листа своеобразную рамку, придавая ему форму зигзагов, полукругов и т. д.

5. , Щербинина руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, 2001.

6. Николаева тетрадь для дошкольников. - М., 1999. »

7. Нищева КВ. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.

8. Новотворцева писать. Обучение грамоте в детском саду. - Яро­славль, 2000.

9. Соболева. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М., 1999.

10. Третьякова иллюстративный материал «Играем и учимся» для старших и подготовительных групп детских садов. Пособие для воспитателя. - М., 1991.

загадок / Сост. , . - Ярославль, 1997.

12. Швайко по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 2000.

Введение............................................................................................ 3

Предварительная работа................................................................. 5

Задания к рисункам........................................................................ 10

Литература..................................................................................... 14

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Фрукты, овощи, ягоды»

Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Фрукты, овощи, ягоды». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о фруктах, овощах и ягодах в игровой форме.

Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Дидактический материал: Карточки с изображением пяти предметов, четыре из них относятся к одной тематической группе, а пятая к какой-нибудь другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой предмет лишний. Оставшиеся, предметы назовите одним словом». Каждый участник исключает лишний предмет по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Карточки для игры:
1. Клубника, малина, киви, ежевика, смородина. Лишний киви потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.

2. Томат, баклажан, перец, картофель, банан. Лишний банан потому, что это фрукт, а остальные – овощи.


3. Крыжовник, персик, клюква, смородина, черника. Лишний персик потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.


4. Киви, яблоко, груша, персик, томат. Лишний томат потому, что это овощ, а остальные – фрукты.


5. Апельсины, яблоки, редис, лимон, банан. Лишний редис потому, что это овощ, а остальные – фрукты.


6. Груша, редис, чеснок, огурец, капуста. Лишняя груша потому, что это фрукт, а остальные – овощи.


Дидактическая игра «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды»
Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.
Дидактический материал : Муляжи фруктов, овощей и ягод.
Ход игры: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить. Например: «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, темно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод готовят варенье и компот» (черника).
Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить.
Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание.

Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»
Цель : Развитие умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощей.
Дидактический материал: Картинки фруктов и овощей, картинка с огородом и картинка с садом.




Ход игры: Играют 2 ребёнка или 2 группы детей. Воспитатель даёт одному ребёнку (группе) картинку с изображением огорода, а другому ребёнку (группе) картинку с изображением сада. Перед детьми раскладываются картинки с изображением фруктов и овощей. Ребёнок (группа) у которого картинка с изображением огорода собирает овощи, а ребёнок (группе) у которого картинка с изображением сада собирает фрукты. В конце игры дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.
Варианты заданий:
- одна группа придумывает загадку об овощах или фруктах, а другая группа должна найти и показать отгадку на картинке;
- рассказать, что можно приготовить из овощей (фруктов).

Развивающие задания для старших дошкольников и младших школьников

Задания на развитие внимания, воображения, логического мышления, математического мышления для учащихся начальной школы

Задание 1. Считалочка

Раскрась пары помидоров, сумма цифр на которых равна 7

Задание 2. С какой буквы начинается?

Задание 3. Что лишнее?

Раскрась лишнюю картинку.

Задание 4. Скопируй по клеточкам

Нарисуй в пустой табличке такого же котёнка.

Задание 5. Волшебный ковёр

Сколько фигур разной формы на ковре?

Ответы напиши над чёрточками.

Задание 6. Где чей портрет?

Соедини каждого ребёнка с его портретом.

Задание 7. Скопируй по клеточкам

Нарисуй в пустой табличке такого же котёнка и раскрась его.

Задание 8. От точки к точке

Соедини точки по порядку, и ты увидишь, что здесь нарисовано. Раскрась картинку.

Задание 9. Хрустящие морковки

Помоги кролику добраться до морковок.

Задание 10. Машинки

Сосчитай машинки и впиши в кружочек, сколько их.

Задание 11. Скопируй по клеточкам

Нарисуй в пустой табличке такой же рояль и раскрась его.

Квадратная, прямоугольная, круглая. В розницу и оптом. Закажите выгодно! Нижний Новгород

Задание 12. Где чья мама?

Соедини линями детёнышей с их мамами.

Задание 13. На кухне

Раскрась картинку.

Задание 14. Считалочка

Реши примеры и соедини ответы с соответствующими картинками.

Задание 15. От точки к точке

Соедини точки по порядку и раскрась картинку.

Задание 16. Волшебный квадрат

Впиши пропущенные цифры и математический знак.

Задание 17. Весёлые маляры

Раскрась картинку.

Задание 18. Разгляди и обведи

Обведи нижнюю картинку и раскрась её.

Задание 19. Животные

Распутай слова и напиши названия животных.

Труба из нержавейки . Низкие цены Трубы из нержавейки 12Х18Н10, AISI 321 в Екатеринбурге. Гарантия качества!

Задание 20. Грамотей

Что здесь написано?

Задание 21. Считалочка

Пользуясь подсказками, реши примеры.

Задание 22. Грамотей

Распутай слова и сделай подписи под картинками.

Задание 23. Большое и маленькое

Соедини большие картинки с такими же картинками. Обведи большие картинки синим цветом, а маленькие – зелёным.

Задание 24. Водное сафари

Помоги путешественнику найти лодку.

Задание 25. Гардероб

Распутай слова.

Впиши их в рамки и раскрась картинки.

Задание 26. С какой буквы начинается?

Соедини линиями попарно картинки и буквы.

Задание 27. Близнецы

Соедини линиями одинаковые шарики.

Задание 28. Воздушные шарики

Угадай последовательность и впиши недостающие числа.

Задание 29. Тени

Соедини линией акулу с её тенью.

Задание 30. Тележка с фруктами

Напиши названия фруктов, лежащих в тележке.

Задание 31. Найди различия

Найди восемь различий между картинками.

Задание 32. Буквы и цифры

Впиши в окошки первые буквы названий картинок.

Реши примеры.

Задание 33. Грамотей

Распутай слова и сделай подписи к картинкам.

Задание 34. С какой буквы начинается?

Соедини линиями попарно предметы и буквы.

Задание 35. Храбрый мышонок

Раскрась картинку.