Болезни Военный билет Призыв

Формирование абсолютной монархии во франции. Министры Людовика XIV

22. Абсолютная монархия во Франции.

Абсолютная монархия во Франции (Абсолютизм) (XVI-XVIIIвв.)

Франция – это классический образец абсолютизма.

К концу XVв. политическое объединение завершилось, Франция стала единым централизованным государством (таким образом, постепенно устанавливается унитарная форма государственного устройства).

Общественный строй

Начало XVIв. характеризуется бурным развитием промышленности, появляются различные технические усовершенствования, новый ткацкий станок и т.д. Мелкое производство сменяется более крупным, основанным на наёмном труде – мануфактурами. В них существует разделение труда, используется труд наёмных рабочих. Происходит процесс первоначального капиталистического накопления, капитал образуется, прежде всего, у купцов (особенно у тех, кто вёл заморскую торговлю), у владельцев мануфактур, у крупных ремесленников, мастеров. Эта городская верхушка складывается в класс буржуазии, и по мере роста богатств возрастало её значение в феодальном обществе. Итак, в области промышленности происходит развитие капиталистического способа производства. Но основная масса населения была занята в сельском хозяйстве, а в нём существовали феодально-крепостнические отношения, феодальные путы, т.е. в деревне существует феодальный уклад.

Социальная структура меняется. По-прежнему существуют три сословия. По-прежнему первое сословие – духовенство, второе - дворянство. При этом дворянство ещё с XVв. расслаивается на дворянство «шпаги» (старое потомственное дворянство, которое имеет доступ ко всем офицерским должностям) и дворянство «мантий» (люди, купившие дворянский титул и придворную должность за высокую сумму). Дворянство «шпаги» к дворянству «мантий», занимающем судейские и подобные должности, относится достаточно пренебрежительно, как к выскочкам. Среди дворянства «шпаги» особенно выделяется придворная аристократия, фавориты короля. Люди, которые занимают должность при короле (sinecura). На основе третьего сословия скалывается класс буржуазии, причём выделяется крупная буржуазия (финансовая буржуазия, банкиры). Эта часть срастается с придворной знатью, это опора короля. Вторая часть – средняя буржуазия (промышленная буржуазия, самая значительная, крепнущая часть буржуазии, которая настроена к королю более оппозиционно). Третья часть буржуазии – мелкая буржуазия (ремесленники, мелкие торговцы; настроена эта часть к королю ещё более оппозиционно, чем средняя).

Крестьяне повсеместно откупались от личной зависимости, и большинство крестьян (мы видели это ещё в предыдущий период) сейчас цензитарии, т.е. лично свободные, обязанные платить сеньору денежную ренту, находятся в поземельной зависимости, на них основной налог, основные поборы и в пользу государства, и в пользу церкви, и в пользу сеньора падали.

И в это же время зарождается пролетариат (предпролетариат) – рабочие мануфактур. Близко к ним по положению стоят подмастерья, ученики, которые работают на своих мастеров.

На определённом этапе, когда в недрах феодального строя развиваются феодальные отношения, устанавливается своеобразное равновесие сил двух эксплуататорских классов, ни одна из которых перетянуть не может. Буржуазия экономически сильна, но лишена политической власти. Она тяготиться феодальными порядками, но до революции ещё не созрела. Дворянство держится цепко за свои права и привилегии, презирает богачей-буржуа, но обойтись без них и без их денег уже не может. В этих условиях, воспользовавшись этим равновесием, используя противоречия между этими двумя классами, государственная власть добивается значительной самостоятельности, происходит возвышение королевской власти, как кажущейся посредницы между этими классами, и формой правления становится абсолютная монархия.

Государственный строй.

Он характеризуется следующими чертами:

1. Небывалое усиление власти короля, полнота всей власти. И законодательной, и исполнительной, и финансовой, и военной… Единоличные акты короля становятся законом (принцип, который в римском государстве действовал).

2. Генеральные Штаты созываются всё реже и реже, и наконец, с 1614 года не созываются вообще вплоть до начала Французской буржуазной революции (Великой Французской революции) 1789 г.

3. Опора на бюрократический аппарат, становление бюрократического разветвлённого аппарата. Число чиновников резко возрастает.

4. Утверждается унитарная форма государственного устройства.

5. Опорой власти короля, помимо чиновничества, является постоянная армия, разветвлённая сеть полиции.

6. Уничтожен сеньориальный суд. И в центре, и на местах он заменён <королевскими судьями>.

7. Церковь подчиняется государству и становится надёжной опорой государственной власти.

Установление абсолютной монархии началось при короле Франциске I(1515-1547 гг.) и завершено было благодаря деятельности кардинала Ришелье (1624-1642 гг.). Уже ФранцискIотказался от созыва Генеральных Штатов. ФранцискIподчинил себе церковь. В 1516 г. между ним и Римским Папой ЛьвомXв городе Болония был заключён конкордат (дословно – «сердечное соглашение»), по которому назначение на высшие церковные должности принадлежит королю, а папа осуществляет посвящение в сан.

При приемниках Франциска Iразвязались гугенотские войны (протестанты с католиками воевали длительное время). Наконец, ГенрихIVиз гугенотов решил принять католичество, сказав: «Париж стоит мессы». Окончательное утверждение абсолютизма во Франции связано с деятельностью кардинала Ришелье. Он был первым министром при короле ЛюдовикеXIII. Кардинал говорил: «Моя первая цель – величие короля, моя вторая цель – величие королевства». Ришелье поставил цель создать централизованное государство с неограниченной королевской властью. Он проводит серию реформ:

1. Провёл реформу государственного управления

А) в центральном аппарате большую роль стали играть государственные секретари. Они составляли «малый королевский совет». Они состояли из чиновников короля. Этот малый совет имел реальное значение в управлении. Был большой совет из «принцев крови». Он начинает играть всё больше декоративную роль, т.е. реальное значение большой совет утрачивает, знать от управления отстраняется.

Б) на местах: в провинции из центра посылались должностные лица «интенданты» - чиновники, контролёры над губернаторами. Подчинялись малому совету и сыграли важную роль в преодолении местничества, местнического сепаратизма губернаторов, в централизации, в укреплении центральной власти.

2. Ришелье повёл наступление на парижский Парламент, который (помимо судебной функции) имел право на регистрацию королевских эдиктов и, в связи с этим, имел право на протест, на ремонстрацию, т.е. право объявить своё несогласие с королевским законом. Парламент был вынужден подчиниться воле Ришелье и своё право на ремонстрацию практические не осуществлял.

3. Ришелье, поощряя развитие промышленности и торговли, вместе с тем жестоко расправлялся с теми городами, которые ещё пытались проявить свою независимость, возвысить своё самоуправление.

4. Важной частью политики Ришелье было усиление армии и флота, при этом большое внимание он уделял деятельности разведки и контрразведки. Создан был разветвлённый полицейский аппарат.

5. В области финансовой политики Ришелье с одной стороны говорил, что особо чрезмерно увеличивать налоги нельзя, что надо учитывать положение народа, т.е. с одной стороны он выступал против чрезмерного увеличения налогов. В то же время на практике налоги при нём возросли в 4 раза, и он сам же в той же своей книге пишет: «Крестьянин, подобно молу, портится без работы, и поэтому надо с него взимать соответствующие налоги».

Расцвет абсолютизма во Франции падает на время правления Людовика XIV(1643-1715 гг.), его называют «король-солнце», это он говорил: «Королевство – это я». Власть короля никак и ничем не ограничена, опора на чиновничество, на полицию, при этом чиновники и полицейские в том числе получают ничем не ограниченные полномочия, устанавливается полицейский надзор. Получают распространение «приказы в запечатанных конвертах», т.е. чиновник получает бланк с приказом об аресте, туда достаточно было вписать любую фамилию, любое имя, чтобы человек бесследно исчез. То есть произвол в высшей степени чиновничества, полиции и бюрократии. Это всё характерно для абсолютистского государства.

Во второй половине XV - начале XVI в. во Франции начинает складываться новая политическая система - абсолютная монархия, пришедшая на смену сословно-представительной. Абсолютизм стал новым этапом централизации страны, административной унификации и усиления королевской власти. Основой усиления королевской власти в этот период было разрушение политической организации средневековых сословий, вызванное зарождением и развитием раннекапиталистических отношений.

Главой государства был король. В его руках были сосредоточены все важнейшие нити государственного управления. Власть осуществлялась посредством королевского совета. Формально король не был связан мнением совета, реально же решения монарха обычно выражали коллективную волю совета. В XVI в. господствовал принцип свободного комплектования совета королём. Однако, следуя традиции, король приглашал своих «прирождённых советников» (принцев крови, кардиналов, главнокомандующего - коннетабля, главу гражданского ведомства - канцлера). В совет также входили высокопоставленные юристы и финансисты, хотя стояли они неизмеримо ниже знати на социальной лестнице. Усложнение задач государственного управления привело к расширению совета. Он превратился к XVII в. в сложную систему секций. Главным элементом королевского совета конца XVI - первой половины XVII в. был деловой совет, где в присутствии короля обсуждались наиболее важные государственные дела. Все советники фактически назначались королём. Социальный состав королевского совета стал изменяться при Генрихе IV: с конца XVI в. в совете утверждается почти монопольное господство высшего гражданского чиновничества (робенов), вытеснившего знать и прелатов, которые доминировали в нём ещё при последних Валуа. Социальное возвышение чиновничества способствовало усилению королевской власти.

Совет работал в тесном взаимодействии с руководителями основных ведомств, уже в XVII в. называвшихся министрами (канцлером, главой финансового ведомства, сюринтендантом и статс-секретарями). При Ришелье появились зачатки морского министерства, а сам он в 1628 г. получил должность сюринтенданта навигации и торговли. Система министерств сменила средневековую организацию высших коронных чинов, пожизненно назначавшихся, как правило, из высшей знати. Министры, напротив, почти все происходили из ро- бенов и сменялись королём. Посты коннетабля (верховный главнокомандующий) и адмирала Франции были фактически упразднены в 1627 и 1628 гг. Развитие министерств явилось важнейшим аспектом бюрократизации государственного управления. Король управлял теперь с помощью постоянного, назначаемого им высокопоставленного гражданского чиновничества, знать была отстранена от непосредственной политической власти.

Для реализации принятых решений в распоряжении короля имелось несколько типов учреждений, главными из которых были институт губернаторов и чиновные корпорации.

Институт губернаторов сложился к началу XVI в. В крупные провинции назначались обычно представители высшей знати. Провинциальные губернаторы рассматривались как полномочные представители короля в своих областях и обладали весьма широкой компетенцией, будучи также военной властью. Используя своё влияние в правительстве, губернаторы способствовали карьере при дворе, в армии, в аппарате массе провинциальных дворян и чиновников, влияли на распределение пенсий и титулов, решение судебных процессов. Правительство стало рассылать в провинции своих чрезвычайных представителей, профессиональных юристов и финансистов, которые оказывали губернаторам в качестве членов их советов необходимую специализированную помощь в вопросах управления.

Однако губернаторам не всегда удавалось добиться полновластия в провинциях. Соперниками губернаторов выступали королевские трибуналы (суды) и в первую очередь парламенты - своеобразные чиновные корпорации. Это были судебные органы, которые имели самые широкие общеадминистративные функции, в частности надзор за муниципальным управлением. Все они являлись коллегиальными органами, где дела обсуждались и решались голосованием.

Высшее звено составляли верховные суды, самым влиятельным из которых был Парижский парламент. Ниже верховных судов стояли бальяжи (на юге - сенешальства).

Специфической чертой французского абсолютизма была почти всеобщая продажа должностей. Благодаря этому государственный аппарат обладал определённой независимостью от правительства.

Особое место в политической системе абсолютизма занимала финансовая система. Наиболее традиционным видом доходов были поступления с королевского домена. В целом же основы налогообложения оформились во Франции в XV в., когда стали постоянными прямой (талья) и косвенные налоги (эд и габель). В разных провинциях они взимались по-разному. Дополнительным источником доходов в XVI-XVII вв. стала продажа должностей и государственных рент. В XVII в. государство стало прибегать к краткосрочным займам у частных лиц.

В сборе всех видов доходов центральную роль играли финансисты. Этот слой складывался на протяжении XVI - начала XVII в., включив в себя богатое купечество и банкиров.

Ещё на исходе Столетней войны французские короли первыми в Европе обзавелись постоянной наёмной армией - ордонансовыми ротами, главную силу которых составляли рыцари-жандармы. Некоторое военное значение сохраняло дворянское ополчение (бан и арьер- бан) и отряды свободных стрелков (франтиреров). Ордонансовые роты возглавляли видные аристократы, нередко губернаторы провинций. Они исчезли со сцены в начале религиозных войн, когда рыцарская конница окончательно устарела в военно-техническом отношении. Основу армии составляли теперь наёмные роты лёгкой кавалерии и пехоты (кондотьеры). Численность армии мирного времени оставалась относительно скромной - 25 тыс. человек. Лишь с началом Тридцатилетней войны она возросла в 3-4 раза. В середине XVII в. руководство армией было передано под власть гражданских чиновников. На тех же основаниях был реорганизован и флот. Таким образом, в руках короля сосредоточилась весьма надёжная сила.

Укрепление государства в эпоху абсолютной монархии сопровождалось значительным расширением его воздействия на общество. Главной формой участия подданных в управлении государством являлись сословные ассамблеи - генеральные, провинциальные, вальяжные и т.д. Генеральные штаты, которые наиболее активно функционировали в 20-30-е гг. XV в., не превратились тем не менее в постоянно действующий институт. Они собирались редко и только в годы политических кризисов (последний раз - в 1614-1615 гг.).

В основе отношений государства и церкви лежало подчинение национальной церкви политическому и частично административному контролю со стороны монархии. По Болонскому конкордату 1516 г. французские короли получили право назначать кандидатов на вакантные бенефиции, что поставило епископат в зависимость от правительства. Однако клир сохранял сословно-политическую организацию и обладал многообразными и эффективными каналами влияния на правительство, отстаивая свои социальные и религиозные интересы.

Каким же социальным группам принадлежала политическая власть?

В XVI в. власть была сосредоточена в руках высшей знати, господствовавшей в королевском совете, распоряжавшейся армией и контролировавшей провинциальное управление с помощью института губернаторов.

В XVII в. аристократия была в значительной степени отстранена от непосредственной политической власти, хотя сохраняла определённое влияние.

Ведущие позиции занимало высшее гражданское чиновничество, которое, не сливаясь со знатью, представляло особую фракцию элиты французского общества. Тем не менее, аристократия обладала многочисленными каналами косвенного воздействия на политику. Таковым был прежде всего королевский двор. На придворной службе состояло около полутора тысяч представителей знатнейших семей королевства. Институт двора имел огромное политическое значение: с одной стороны, король, как первый дворянин королевства, жил здесь в среде своего сословия и проникался его потребностями, с другой - аристократия постепенно начала подчиняться монархии. Двор стал важным инструментом контроля над дворянством.

Наряду с придворной знатью влиятельными группами были высший клир и финансисты, не только занимавшие должности в аппарате, но и воздействовавшие опосредовано через систему денежных обязательств.

Именно этим четырём группам, составлявшим вместе сложную по структуре элиту французского общества, принадлежала главная роль в управлении государством.

Абсолютизм как форма власти был общеевропейским явлением, характерными чертами которого были:

  • 1. Стремление к максимальному сосредоточению светской и церковной власти в руках короля.
  • 2. Постепенное ограничение, а затем упразднение всех органов и учреждений, как-либо ограничивавших королевскую власть.
  • 3. Наличие профессионального, разветвлённого бюрократического аппарата управления.
  • 4. Формирование сильной регулярной армии.
  • 5. Политика меркантилизма, т.е. покровительство отечественной торговле, и система протекционизма, т.е. покровительство отечественной промышленности.

Историки называют случайным, но повсеместным признаком абсолютизма наличие роскошного придворного быта. Государи окружили себя блестящим двором, ввели придворный этикет, устраивали пышные торжества, которыми подчёркивали блеск и величие королевского двора.

Форма правления абсолютизм Король
История Франции
Портал Франция
Доисторическая Франция
Античность

Францу́зский абсолюти́зм - абсолютная монархия , утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого порядка . Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией .

Общее описание ситуации

Укреплённые замки дворянства в провинциях были срыты, а дуэли, сильно распространившиеся среди дворян, запрещены под страхом смертной казни. Такие меры располагали народ в пользу кардинала Ришельё, но дворяне его ненавидели, вели против него придворные интриги, составляли заговоры, даже оказывали сопротивление с оружием в руках. Несколько герцогов и графов сложили голову на плахе. Ришельё, однако, не отнимал у дворянства той власти, которую оно имело над народом: привилегии дворянства по отношению к третьему сословию и его права над крестьянами остались неприкосновенными.

Религиозная политика Ришельё

Строя государство нового времени на развалинах старого средневекового здания сословной монархии, Ришельё заботился больше всего о сосредоточении всего управления в столице. Он учредил вполне зависимый от правительства государственный совет для решения всех важнейших дел. В некоторых провинциях он уничтожил местные штаты, состоявшие из представителей духовенства, дворянства и горожан, и везде, при помощи интендантов, вводил строгое подчинение провинций центру. Старые законы и обычаи его нисколько не стесняли; вообще, он пользовался своей властью с величайшим произволом. Суды утратили при нём независимость; он часто извлекал разные дела из их ведения, для рассмотрения в чрезвычайных комиссиях или даже личного своего решения.

Ришельё хотел подчинить государству даже литературу и создал Французскую академию , которая должна была направлять поэзию и критику по желательной для правительства дороге.

Фронда

В царствование Людовика XIV стала господствовать в Европе и французская литература , также принявшая чисто придворный характер. И раньше во Франции существовали среди аристократии покровители писателей и художников, но с середины XVII века главным, и даже почти единственным, меценатом стал сам король. В первые годы своего правления Людовик XIV назначил государственные пенсии очень многим французским и даже некоторым иностранным писателям и основал новые академии («надписей и медалей», живописи, скульптуры, наук), но требовал при этом, чтобы писатели и художники прославляли его царствование и не отступали от принятых мнений.

Министры Людовика XIV

В следующие годы французской дипломатии удалось отвлечь Швецию от тройственного союза и совершенно перетянуть на свою сторону английского короля Карла II . Тогда Людовик XIV начал вторую свою войну ( - годы), совершив вторжение в Голландию с большой армией и имея под своим начальством Тюренна и Конде. Французское войско искусно обогнуло голландские крепости и чуть не взяло Амстердам . Голландцы прорвали плотины и затопили низменные части страны; их корабли нанесли поражение соединённому англо-французскому флоту.

На помощь к Голландии поспешил курфюрст бранденбургский Фридрих-Вильгельм , опасаясь за свои прирейнские владения и за судьбу протестантизма в Германии. Фридрих-Вильгельм склонил к войне с Францией и императора Леопольда I ; позже к противникам Людовика XIV присоединились Испания и вся империя.

Главным театром войны сделались области по среднему течению Рейна, где французы варварски опустошили Пфальц . В скором времени Англия оставила своего союзника: парламент принудил короля и министерство прекратить войну. Людовик XIV побудил шведов напасть из Померании на Бранденбург , но они были разбиты при Фербеллине . Война окончилась нимвегенским миром ( год). Голландии были возвращены все сделанные французами завоевания; Людовик XIV получил вознаграждение от Испании, отдавшей ему Франш-Конте и несколько пограничных городов в Бельгии.

Король был теперь на верху могущества и славы. Пользуясь полным разложением Германии, он самовластно стал присоединять к французской территории пограничные местности, которые на разных основаниях признавал своими. Были даже учреждены особые присоединительные палаты (chambres des réunions) для исследования вопроса о правах Франции на те или другие местности, принадлежавшие Германии или Испании (Люксембург). Между прочим, среди глубокого мира Людовик ΧΙ V произвольно занял имперский город Страсбург и присоединил его к своим владениям ( год).

Безнаказанности таких захватов как нельзя более благоприятствовало тогдашнее положение империи. Бессилие Испании и Германии перед Людовиком XIV выразилось далее в формальном договоре, заключённом ими с Францией в Регенсбурге (): он устанавливал перемирие на двадцать лет и признавал за Францией все сделанные ею захваты, лишь бы не производилось новых.

Людовик XV

Когда Людовик XV пришёл в совершённый возраст, он сам мало интересовался и занимался делами. Он любил одни светские развлечения и с особенным вниманием относился только к придворным интригам, поручая дела министрам и руководствуюсь при их назначении и смещении капризами своих фавориток. Из последних своим влиянием на короля и своими безумными тратами особенно выдавалась маркиза Помпадур , вмешивавшаяся в высшую политику.

Внешняя политика Франции в это царствование не отличалась последовательностью и обнаруживала упадок французской дипломатии и военного искусства. Старая союзница Франции, Польша , была оставлена на произвол судьбы; в войне за польское наследство ( - годы) Людовик XV не оказал достаточной поддержки своему тестю Станиславу Лещинскому , а в году не воспротивился первому разделу Речи Посполитой .

Эти европейские войны сопровождались соперничеством Францией и Англии в колониях; англичане вытеснили французов из Ост-Индии и Северной Америки . В Европе Франция расширила свою территорию присоединением Лотарингии и Корсики .

Внутренняя политика Людовика XV ознаменована уничтожением во Франции ордена иезуитов , во время министерства Шуазеля . Конец царствования был наполнен борьбой с парламентами. Людовик XIV держал парламенты в полной покорности, но, начиная с регентства герцога Орлеанского, они стали опять действовать независимо и даже вступать в споры с правительством и критиковать его действия. В сущности эти учреждения были ярыми защитниками старины и врагами новых идей, доказав это сожжением многих литературных произведений XVIII века ; но независимость и смелость парламентов по отношению к правительству делали их весьма популярными в нации. Только в начале семидесятых годов правительство в борьбе с парламентами пошло на самую крайнюю меру, но выбрало очень неудачный повод.

Один из провинциальных парламентов возбудил дело по обвинению в разных беззакониях местного губернатора (герцога д"Эгийона), бывшего пэром Франции и потому подсудного лишь парижскому парламенту. Обвиняемый пользовался расположением двора; король велел прекратить дело, но столичный парламент, сторону которого приняли и все провинциальные, объявил такое распоряжение противным законам, признав вместе с тем невозможным отправлять правосудие, если суды будут лишены свободы. Канцлер Мопу сослал непокорных судей и заменил парламенты новыми судами, получившими кличку «парламентов Мопу». Общественное раздражение было так сильно, что когда Людовик XV умер, его внук и преемник Людовик XVI поспешил восстановить старые парламенты.

Людовик XVI

По природе человек благожелательный, новый король не прочь был посвятить свои силы служению родине, но совсем был лишён силы воли и привычки к труду. Вскоре по вступлении на престол он сделал министром финансов (генеральным контролёром) очень известного физиократа , одного из видных деятелей просветительной литературы и замечательного администратора Тюрго , который принёс с собой на министерский пост широкие реформаторские планы в духе просвещённого абсолютизма . Он не хотел ни малейшего умаления королевской власти и с этой точки зрения не одобрял восстановления парламентов, тем более, что с их стороны ожидал только помехи своему делу. В отличие от других деятелей эпохи просвещённого абсолютизма, Тюрго был противником централизации и создал целый план сельского, городского и провинциального самоуправления, основанного на бессословном и выборном начале. Этим Тюрго хотел улучшить управление местными делами, заинтересовав в них общество, и вместе с тем содействовать развитию общественного духа.

Как представитель философии XVIII века , Тюрго был противником сословных привилегий; он хотел привлечь дворянство и духовенство к платежу налогов и даже отменить все феодальные права. Он задумал также уничтожить цехи и разные стеснения торговли (монополии, внутренние таможни). Наконец, он мечтал о возвращении равноправности протестантам и о развитии народного образования. Министр-реформатор вооружил против себя всех защитников старины, начиная с королевы Марии-Антуанетты и двора, которые были недовольны введённой им экономией. Против него были и духовенство , и дворянство , и откупщики налогов, и хлебные барышники, и парламенты; последние стали противиться его реформам и этим вызвали его на борьбу. Против ненавистного министра разными нелепыми слухами раздражали народ и этим возбуждали беспорядки, которые пришлось усмирять вооружённой силой. После двух неполных лет управления делами ( -) Тюрго получил отставку, а то немногое, что он успел сделать, было отменено.

После этого правительство Людовика XVI подчинилось направлению, господствовавшему в среде привилегированных классов, хотя необходимость реформ и сила общественного мнения давали себя постоянно чувствовать, и некоторые преемники Тюрго делали новые попытки преобразований; им не доставало только широкого ума этого министра и его искренности, в их преобразовательных планах не было ни оригинальности, ни цельности, ни смелой последовательности Тюрго.

Самым выдающимся из новых министров был Неккер , искусный финансист, дороживший популярностью, но лишённый широких взглядов и твёрдости характера. За четыре года своего первого министерства ( -) он осуществил кое-какие намерения Тюрго, но сильно урезанные и искажённые, например ввёл в двух областях провинциальное самоуправление, но без городского и сельского, притом с сословным характером и с меньшими правами, чем предполагал Тюрго (см.

Французский абсолютизм - абсолютная монархия, утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого режима. Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией.

Попытка генеральных штатов в эпоху религиозных войн ограничить королевскую власть не удалась. Этому помешали стремление знати вернуться к феодальному раздроблению и желание городов восстановить свою былую независимость, тогда как генеральные штаты всё же могли быть только центральной властью.

1. В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV в. в

стране началось формирование капиталистического уклада в промышленности и сельском хозяйстве:

В промышленности появилась мануфактура, а с ней - наемная рабочая сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников, подмастерьев и крестьян;

Выросла внешняя торговля с другими европейскими странами, с Востоком, а через Испанию - и с Америкой;

Капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды. Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных

отношений, но не уничтожало их:

В городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники и тор-

говцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;

Сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как след-

ствие, феодальные платежи, церковная десятина и т.

Первые два сословия - духовенство и дворянство - полностью сохрани-

ли свое привилегированное положение.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная и имущественная

дифференциация:

На нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, черно-

рабочие, безработные;

На верхних - те, из которых формировался класс буржуазии: фи-

нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты. 1. Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в пери-

од самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гг.).

Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - на-

следный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, испол-

нительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизо-

ванный государственный механизм, административно-финансовый ап-

парат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными ко-

роля, обязанными ему беспрекословно подчиняться.

С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия

По первую половину XVII в. абсолютная монархия играла про-

грессивную роль:

Вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприят-ные условия для ее последующего социально-экономического развития;

Нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - поощряла строительство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на ино-

странные товары, вела войны против иностранных держав – конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.

Во второй половине XVII в. , когда капитализм достиг такого уровня,что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма сталоневозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей

ограниченно прогрессивные черты. Дальнейшему развитию производитель-ных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом: привилегии духовенства и дворянства; феодальные порядки в деревне;

Высокие вывозные пошлины на товары и т. д. 2. С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентриро-

валась в руках короля. Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они со-

бирались очень редко (последний раз в 1614 г.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль

над Церковью. Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось. 3, Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему

личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое

дело любого суда. В судопроизводстве сосуществовали:

Королевские суды; сеньориальные суды;

Городские суды; церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и ражданских дел. Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства им были подсудны только дела снебольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов. Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата,

палата косвенных налогов, управление монетного двора; были судыморские и таможенные. Особую значимость имели военные суды

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Изменения в правовом положении сословий в XVI-XVIII вв. Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Как и прежде, первым сословием в государстве было духовенство, насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. населения страны) и державшее в своих руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью. Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство проявляло единство только в своем ревностном стремлении удержать сословные, число феодальные привилегии (взимание десятины и др.).

Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и дворянством. Согласно конкордату, заключенному в 1516 году Франциском 1 и римским папой, король получил право назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись дворянской знати. Многие младшие сыновья дворян стремились получить тот или иной духовный сан. В свою очередь представители духовенства занимали важные, а иногда и ключевые посты в государственном управлении (Ришелье, Мазарини и др.). Таким образом, между первым и вторым сословиями, имевшими ранее глубокие противоречия, сложились более прочные политические и личные узы.

Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян, насчитывавшее примерно 400 тыс. человек. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом светские феодалы (вместе с королем и членами его семьи) держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению. Требовалось доказывать свое дворянское происхождение до третьего-четвертого колена. В XII в. в связи с участившимися подделкам дворянских документов была учреждена специальная администрация, контролировавшая дворянское происхождение.


Дворянство предоставлялось также в результате пожалования специальным королевским актом. Это было связано, как правило, с покупками богатыми буржуа должностей в государственном аппарате, в чем была заинтересована королевская власть, постоянно испытывавшая нужду в деньгах. Такие лица обычно назывались дворянами мантий, в отличие от дворян шпаги (потомственных дворян). Старое родовое дворянство (придворная и титулованная знать, верхушка провинциального дворянства) с презрением относилось к "выскочкам", получившим звание дворянина благодаря своим должностным мантиям. К середине XVIII в. было примерно 4 тыс. дворян мантий. Их дети должны были нести военную службу, но затем, после соответствующей выслуги (25 лет), становились дворянами шпаги.Несмотря на различия в родовитости и должностях, дворяне имели ряд важных общесословных привилегий: право на титул, на ношение определенной одежды и оружия, в том числе при дворе короля, и т.п. Дворяне были освобождены от уплаты налогов и от всяких личных повинностей. Они имели преимущественное право назначения на придворные, государственные и церковные должности. Некоторые придворные должности, которые давали право на получение высоких окладов и не были обременены какими-либо служебными обязанностями (так называемые синекуры), были зарезервированы за дворянской знатью. Дворяне имели преимуще-ственное право на обучение в университетах, в военной королевской школе. Вместе с тем дворяне в период абсолютизма утратили некоторые свои старые и число феодальные привилегии: право на самостоятельное управление, право на дуэль и т.д.

Подавляющую массу населения во Франции в XVI-XVII вв. составляло третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация, В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Несмотря на рост городского населения и его увеличивавшийся вес в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием капиталистических отношений в его правовом положении произошли изменения. Практически исчезли серваж, формарьяж, "право первой ночи". Менморт по-прежнему предусматривался в правовых обычаях, но применялся редко. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т.е. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство постоянно стремилось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополнительными обременениями для крестьян были баналитеты, а также право сеньора охотиться на крестьянской земле.

Исключительно тяжелой и разорительной для крестьянства была система многочисленных прямых и косвенных налогов. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам. Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что многие крестьяне были вынуждены продавать свои постройки и инвентарь и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных и нищих.

Возникновение и развитие абсолютизма. Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.

В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массыфранцузского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.

Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более во"вышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".

Усиление королевской власти. Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация недопускается. В 1668 году король Людовик XIV, явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению “Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику XIV: "Государство - это я!".

Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства".

Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

Создание централизованного аппарат управления. При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем-они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.

Старые государственные должности ликвидируются (например, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.

Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников.

Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации. В XVIII в. вводится должности заместителей государственных секретарей, при них создаются значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет: и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.

Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности (например бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.

В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.

Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой половине XVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.

В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.

Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок. Право феодальной Франции.

В феодальной Франции как и в других странах того времени первым правом являлось обычное право. Студенты во время каникул или школьной практики записывали правовые территориальные обычаи- кутюмы.

В результате появился ряд сборников обычного права или кутюмов:

БОЛЬШОЙ КУТЮМ НОРМАНДИИ фактически стал одним из важнейших источников обычного права.

РИМСКОЕ ПРАВО (Рецепированное право). Правоведы феодальной Франции из римских законов брали те статьи, которые можно было применить во Франции. Эти статьи дорабатывались из сводов законов и перерабатывались, с учетом требованного времени.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО (церковное право). Церковное право в то время регулировало многие правовые отношения не только правовые вопросы клириков, но и всего светского населения. Однако короли постепенно начали оттеснять церковь от решения государственных дел и от решения вопросов, касающихся светского населения. В 16 веке (1539г.) был издан королевский закон (ордананс) который запретил церкви рассматривать светские дела.

ГОРОДСКОЕ ПРАВО. С возникновение городом начало формироваться городское право. Важнейшими документами городов являлись хартии, т.е. решения вышестоящих властей города.

КОРОЛЕВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – это законодательные акты королей, эдикты, ордонансы и т.д.

Обязательственное право. В период феодализма связи между отдельными феодальными владениями были слабыми. В связи с этим не получили необходимого развития торговые отношения и договоры. В начале договоры заключались устные. С развитием экономических отношений договоры стали заключаться письменные и утверждаться натариусами. Особенно широкое развитие получили договоры купли-продажи земли, купли-продажи имущества, договоры дарения, договоры найма (аренды земли). В 17-18вв. многие феодалы не хотели обрабатывать сами свою землю, поэтому они начали сдавать земельные участки в аренду, и за аренду земли они получали или натуральный или денежный налоги.

Семейное право. Брак и семья во Франции в начале регулировался только каноническим (церковным) правом, однако уже в 16-17 веках брак начал рассматриваться не только как религиозные таинства, но и как акт гражданского состояния. Примерно до 16 столетия дети имели право вступать в брак без согласия родителей. В 15-17 вв. было отменено данное положение и было установлено, что дети, вступившие в брак без согласия родителей, не имели право наследования, т.е. такой брак не имел юридических последствий. Если говорить о данном нюансе, то на севере ФРАНЦИИ дети до совершеннолетия должны были полностью подчиняться родителям, но после совершеннолетия были более свободными. На юге ФРАНЦИИ СОХРАНИЛА СИЛЬНАЯ ОТЦОВСКАЯ ВЛАСТЬ. Юг Франции входил в состав Римской империи. В римской империи отец обладал всеми правами. На севере Франции в то время получил широкое развитие майорат. В соответствии с майоратом наследие получал только старший сын, чтобы избежать деления земли. Старший сын должен был заботиться об остальных детях семьи.

Уголовное право. В 11-12 веках уголовное преступление уже перестает быть частным делом, а как нарушение королевского или феодального мира, феодального правопорядка. Короли Франции все чаще начинают вмешиваться в уголовные законодательства.

Виды преступления того времени во ФранцииПреступление против королевской власти, против церкви- эти виды преступления карались очень строго. В 17 веке при Ришелье вводиться вторая ступень преступлений, которые касаются преступлений против государственных чиновников. При рассмотрении уголовных дел учитывалось сословное положение преступника. К феодалам не применялись телесные наказания. Не применялась и смертная казнь путем подвешивания.

Преступление против собственности. Большинство преступление против собственности карались конфискацией имущества или штрафом.

Виды наказаний:

Членовредительские наказания- это отсечение конечностей, отрезание языка и ушей и т.д.

Позорище наказания, клеймение, привязывание к позорному столбу

Смертная казнь- это гильотина, отсечение головы, четвертование, сожжение, утопление, закапывание заживо (особенности ведьм)

Судебный процесс до 12 века носил обвинительных характер и использовались судебные поединки. Затем позже процесс носил состязательный характер и судебные поединки были отменены. В то время достаточно широко использовались пытки, часто случалось так, что искали повод для применения пыток. Но неофициально пытки используются и сегодня. С 13 века во Франции осужденные получили право обжаловать решение суда. По прежнему высшим судебным и аппиляционным органом оставался Парижский парламент.