Болезни Военный билет Призыв

Древняя японская архитектура. Японская архитектура: отличительные особенности. Зарождение японского архитектурного стиля

Древняя японская архитектура

Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.

Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками. Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.

Архитектура раннего периода

Примеры реконструированых зданий периода Яёй

Ханива-дом

Реконструкция жилищ и наблюдательной вышки на стоянке Ёсиногари, недалеко от города Тоса, префектура Сага

Реконструкция жилищ, город Сэтоути, префектура Окаяма

Курган императора Нинтоку, V век

В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов. Эти сооружения имели круглую форму, позднее - форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.

В I-III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили - симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).

Тории святилища Ицукусима

Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居 ? ) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.

В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.

Золотой зал и пагода в Хорю-дзи,607 год

Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.

Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺 ? ) в городе Нарапостроенный принцем Сётоку в 607 году.

Главный зал храма Тодай-дзи, 745 год

Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них - главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Японии.

Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара построенный в745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.

Примеры архитектурных памятников эпохи Хэйан

Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин

Украшение на крыше храма Хоодо

Храм Дайго-дзи в Киото

[править]Японская средневековая архитектура

Кинкаку-дзи (Золотой павильон), Киото

Гинкаку-дзи(Серебряный павильон)

Сад камней в Рёан-дзи

Замок Мацумото

Замок Химэдзи

Замок Нидзё

Замок Осака

Павильон Сёкинтэй водворце Кацура

Замок Хиросаки

[править]Архитектура периода Мэйдзи

Здание Парламента Японии

Традиционный японский за́мок (яп. 城 ? ) - укреплённое строение, в основном из камня и дерева, часто окружённое рвом и стенами. В ранние периоды истории основным материалом для постройки замков было дерево. Также как и европейские, японские замки служили для обороны стратегически важных территорий, а также для демонстрации власти крупных военных феодалов (даймё). Значение замков сильно выросло в «период воюющих провинций» (Сэнгоку Дзидай,1467-1568).

Японская архитектура

Архитектура Японии - одна из немногих в мире, чьи произведения вплоть до сер. XIX в. строились из дерева. Все самые древние сохранившиеся деревянные постройки мира (с кон. VI вв.) находятся в Японии; в Китае они не древнее VIII в., в Северной Европе - XI в., в России - XV в. Мощнейший импульс развитию архитектуры, как и всей культуры Японии, дало принятие буддизма. Главным ориентиром в архитектуре до XIX в. был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в подлинно японские произведения.

О том, как выглядела добуддистская архитектура Японии, можно судить по постройкам двух почитаемых синтоистских святилищ Исэ и Идзумо. Нынешние постройки не древние, но воспроизводят выразительные древние формы: бревенчатые срубы стоят на сваях, имеют высокие двускатные крыши с большим навесом и крестообразно торчащими балками. На их формы ориентировались при реставрации большинства синтоистских святилищ Японии в XIX в. Характерная черта синтоистских святилищ - ворота тори, обозначающие границы священной территории; один из символов страны - стоящие в воде тори святилища Ицукусима (к западу от Хиросимы).

Древнейшие буддистские монастыри Японии находятся в городе Нара и его окрестностях. Это обширные, четко распланированные комплексы. В центре прямоугольного двора обычно находятся прямоугольное в плане здание кондо («золотой зал», где поклоняются почитаемым статуям) и пагода - многоярусная башня-реликварий. По периметру расположены сокровищницы, колокольни и другие дополнительные постройки; особо выделены монументальные главные ворота (нандаймон), находящиеся с юга. Самый древний монастырь Японии - Хорюдзи близ Нары, в котором сохранились десятки древних построек (многие VI–VIII вв.), уникальные фрески, бесценная коллекция скульптуры. Наиболее почитаемый монастырь Нары - Тодайдзи, его главный храм Дайбуцудэн («зал Великого будды», последняя перестройка нач. XVIII в.) - крупнейшее деревянное сооружение в мире (57 х 50 м, высота 48 м).

В XIII в. развивается новый тип монастыря - школы дзен, в котором все здания строятся вдоль оси север – юг, по очереди открываясь паломнику. Как правило, дзенские монастыри возводились на лесистых горных склонах и прекрасно вписаны в природу; в них устраиваются пейзажные сады и так называемые «сады камней». Наиболее знамениты «Пять великих храмов дзен» в Камакуре близ Токио; восходящие к XIII в., но сохранившие в основном поздние, относительно небольшие постройки, эти монастыри прекрасно сохранили проникнутую тесным контактом с природой молитвенную атмосферу.

Светская архитектура Японии дошла до нас в достаточно поздних образцах. Среди них впечатляют феодальные замки, возводившиеся в основном в эпоху междоусобных войн во второй половине XVI – начале XVII вв. Это живописные многоярусные деревянные сооружения на мощных каменных фундаментах, окруженные низкими стенами и бастионами, а также рвами. Крупнейший из них - Химедзи близ Кобе (1601–1609), представляющий собой комплекс из более чем 80 построек.

После умиротворения, которое ознаменовало наступление эпохи Эдо (1603–1868), в Японии широко развернулось строительство дворцов. В отличие от замков это были, как правило, одноэтажные сооружения, состоящие из асимметрично сгруппированных построек. Первые еще включались в систему укреплений: например, обширный дворец Ниномару в замке Нидзё (1601–1626) в центре Киото. Другие сооружались как центры садово-парковых ансамблей, усадеб; из них наиболее знаменит дворец императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) близ Киото, одно из наиболее совершенных творений японской архитектуры. Как и другие традиционные постройки, дворцы были каркасными зданиями, стены не имели конструктивной функции и потому часто заменялись открытыми проемами или украшенными живописью съемными перегородками, что во многом стирало грань между интерьером и природой. Ощущение естественности, соотнесенности с природой усиливается и благодаря нелакированным деревянным опорам и дощатым полам, циновками-татами в жилых комнатах, бумажным перегородкам. Начало эпохи Мэйдзи (1867–1912) обозначило решительный разрыв с традиционными формами. Пройдя через период освоения европейских форм и поиска национальных корней (творчество Тюто Ита), японская архитектура во второй половине ХХ в. смогла стать одной из ведущих в мире, соединив в лучших произведениях универсальность с яркой индивидуальностью.

Япония – страна величественных замков, неприступных крепостей, великолепных монастырей и сказочных дворцов.

Архитектура Японии – это что-то особенное, уникальное и необычное. Особенность архитектуры Японии заключается в интересной форме крыш, имеющих характерные загнутые края. Известно, что эта особенность свойственна только Японии.

Во времена средневековья, в Японии строились величественные замки, с примыкающими к ним могучими башнями. Такие замки окружали толстой неприступной стеной. Они были выполнены в архитектурном японском стиле – ямадзиро. В настоящее время, построек ямадзиро почти не сохранилось. В те далекие времена все замки возводились из дерева, поэтому многие из них просто сгорели.

Немногим позже появилась архитектурная техника – хирадзиро. По своей сути хирадзиро сильно походила на ямадзиро. Отличие состояло лишь в том, что сооружения хирадзиро возводились на возвышенностях и холмах, а здания ямадзиро строились исключительно на равнинной местности. Стены при технике хирадзиро строились из прочного камня, поэтому такие постройки разрушить было довольно сложно. Кроме того, они служили защитой от вражеских набегов.

Обычно, в центре холма возвышался огромный замок, больше напоминающий оборонительную крепость. Центр замка венчала высокая главная башня. Японцы называли ее тэнсю. Эта башня была самой высокой. Несколько башен замка соединялись между собой специальными узкими переходами, тем самым превращая комплекс из нескольких построек в единое целое.

С течением времени японцы научились производству шифера. Им стали покрывать крыши многочисленных зданий. Шифер имел разные расцветки – это были яркие сочные оттенки и спокойные пастельные тона. Чаще всего крыши покрывали шифером красного цвета с золотистыми краями.

В период Эдо – архитектурная техника хирадзиро использовалась для постройки оборонительных крепостей. Стоит отметить, что многие современные японские здания были построены в стиле хирадзиро. А те многие, что строились в средние века, сохранились до сих пор.

Первые японские поселения появились в 10 веке до нашей эры. Эти поселения состояли из небольших землянок. Их крыши были покрыты ветками деревьев. В 3 веке до нашей эры стали появляться первые дома с приподнятыми полами и двухскатными крышами. В таких домах обычно проживали знатные японские вожди.

В 6 тысячелетии в Японии стали строиться огромные усыпальницы могучих японских правителей (кофун).

Древнейшими средневековыми памятниками архитектурного японского творения являются религиозные буддийские и синтоистские здания – величественные храмы, красивые монастыри и уникальные святилища.

Например, святилище Исэ дзингу, является примером древней архитектуры Японии. Это красивое сооружение с высоким фундаментом. По бокам можно увидеть две античные колонны, подпирающие крышу святилища. Крыша украшена декоративным рисунком.

Древние храмовые сооружения Японии отличаются невзрачностью красок и украшений. Часто для строительства храмов использовалось неокрашенное дерево. Даже в те времена, когда многие страны стали использовать в строительстве зданий камень, японцы продолжали возводить деревянные крепости и монастыри. Они считали, что в таком сооружении будет легче перенести жару.

Самым большим деревянным буддистским храмом в мире является знаменитый комплекс Тодайдзи. Внутренний зал поражает своими масштабами. В самом центре этого зала восседает на троне знаменитая бронзовая статуя Будды.

Самыми распространенными стилями японской архитектуры являются – сеин и синдэн. Синдэн отличается огромными усадьбами, в центре которых расположен главный зал. Сеин – в переводе с японского языка – студия, библиотека. В стиле сеин были построены такие сооружения, как зал Гинкакудзи – Тогудо в городе Киото.

Ярким примером японской архитектуры являются уютные чайные домики. Все они выполнены в стиле сукия. В этом же стиле японцы возводили императорские дворцы и замки. Пример тому – великолепный дворец Кацура. Важным аспектом японской архитектуры является объединение построек с окружающей его природой, например, с садом.

Простые крестьянские жилища возводились в достаточно простом архитектурном стиле – минка. Дома строились преимущественно из дерева. Даже стены, крыша и потолок жилища были деревянными. Из камня возводили только фундамент.

После того как Япония открыла свои границы для иностранцев, в стране стали строиться целые европейские кварталы. К ним присоединились и русские здания. Это были каменные или кирпичные сооружения. А некоторые здания имели современные железобетонные перекрытия.

Современная архитектура Японии не выдерживает никакой критики. Новые технологии позволяют построить здание из современных высокопрочных материалов. А красоту внутреннего японского интерьера передать словами просто невозможно.

Синтоизм (буквально – путь богов) был традиционной религией Древней Японии, до того как в VI в. в страну пришел буддизм. Синтоистские службы изначально проходили в красивых и величественных местах, ограниченных каменными насыпями или другими естественными границами. Позднее природные материалы – в основном дерево для каркаса и трава для покрытия крыши – использовались при возведении простых архитектурных форм, таких как ворота, или тории, и небольшие храмы.

Синтоистские храмы с приподнятым над землей полом и щипцовыми крышами (моделью для них служили сельскохозяйственные амбары), привязывала религию к японскому пейзажу, синтоизм был народной религией и не дал значительных архитектурных построек. Организация пространства, заботливое использование природных материалов для создания мест поклонения, привносили особый дух в религиозное служение. Подготовка места играла при этом не меньшую роль, чем собственно служба.

Лестница, ведущая к единственному дверному проему в дощатой стене, доходит до поднятой над землей часовни. Веранды идут по периметру главного помещения. Одна свободно стоящая колонна с каждого торца поддерживает конек.

Каркас храмовых строений выполнялся из японского кипариса. Колонны были вкопаны прямо в землю, в отличие от ранних храмов, где колонны устанавливали на каменные основания.

Важнейшим элементом, и одной из наиболее ранних архитектурных форм синтоистского храма, являются ворота – тории. Они представляли собой два деревянных столба, обычно вкопанных прямо в землю, которые поддерживали две горизонтальные балки. Считается, что такое устройство позволяло молитве проходит сквозь ворота тории.

Наиболее ранний из синтоистских храмов находится в Исэ. Храмовый комплекс Исэ-найку (внутренний храм) воздвигнут в честь богини Солнца.

Храм в Исэ – прямоугольный в плане, с двускатной соломенной крышей. Над коньком крыши у торцов расходятся перекрещивающиеся стропила – тиги. Массивную крышу поддерживали кипарисовые столбы, врытые прямо в грунт.
Исэ расположен на юго-востоке острова Хонсю, в месте с удивительно красивыми природными ландшафтами, которые использовались в синтоистской службе в течение столетий.

Ансамбль в Исэ согласно традиции должен был полностью перестраиваться каждые двадцать лет. Все здания и ограды в точности повторяли старые. После возведения нового, старый комплекс разрушался.

Ключевым элементом ранних синтоистских храмов является деревянная ограда – тамагаки, состоящая из горизонтальных досок, закрепленных на вертикальных столбах.

Буддийские храмы

Буддизм пришел в Японию из Кореи и Китая в VI в., что привело к появлению новых ритуалов и новых архитектурных форм. Декоративность архитектуры разительно возросла, поверхности стали украшать резьбой, расписывать, лакировать и золотить. Появились такие детали, как искусно сделанные консоли на софитах (внутренней поверхности крыши), крытые тростником крыши с резными профилями, украшенные колонны. Первый в Японии буддийский храм был сооружен около г. Нара. В то время как храмовые строения синтоистов имели строго заданные очертания, ранние буддийкие храмы не имели какого-либо строгого плана, хотя обычно включали кондо (святилище), пагоду, а также кадо – Зал поучений, хозяйственные постройки.

Важной частью крыши японских буддийских святилищ были консоли – элемент, украшающий софиты веранды и поддерживающий нависающие карнизы. Консоли обычно были деревянные богато украшенные.

Основание колонн и ее верхняя часть, а также поперечные балки показывают, как богато был украшен интерьер храма. Использовались мотивы живой природы, по-черпнутые из вышивки. Во внутреннем святилище детали колонн и балок были позолочены.

На этой репродукции видны тории храмового комплекса в Йокохаме и два монумента, отмечающих вход в крытое тростником святилище, расположенные в роще. Это – хорошая иллюстрация того, как важно было внешнее пространство для святилища.

Главное святилище (кондо) в Хорюдзи – одно из наиболее древних из сохранившихся в мире зданий с деревянным каркасом. Кондо стоит на каменном двухступенчатом основании с лестницами. Здание увенчано двускатной крышей. Вокруг первого этажа позже была пристроена крытая галерея.

Пагоды обычно имели три – пять этажей, слегка сужающихся на каждом уровне, с тем чтобы создать характерный профиль со ступенчатыми нависающими крышами. Высокие здания на этих островах, где всегда сохраняется угроза землетрясения, созданы из легких и гибких деревянных конструкций.

В развитии буддийской храмовой архитектуры в Японии можно выделить три этапа. Ранний период известен как «ранний исторический». Он подразделяется на периоды Асука, Нара и Хэйан. В искусстве средневековой Японии (с XII в.) выделяются периоды Камакура и Муромати. С XVI по XIX в. – периоды Момояма и Эдо. Если синтоистские и ранние буддийские храмы имели простую и четкую конструкцию, то более поздняя буддийская архитектура была очень декоративна и не всегда конструктивна. К примеру, консольные концы ворот храма XVII в. в Никко покрыты резьбой в виде голов дракона и единорогов, вместо простого выступающего элемента.

Скульптура играла важную роль в буддийской архитектуре. Резные деревянные или каменные фонари, или ишидоро, размещали на внешних подходах к храму. Такие же фонари могли использовать и в частных садах. Этот каменный монумент стоял вместе с тысячами других в священной роще. Монументы были около 3-6 м. высотой и состояли из отдельных камней в виде лотоса и маковки наверху.

Колокольчик является неотъемлемой частью буддийских служений. Буддизм привнес в религиозные ритуалы Японии песнопения, гонги, барабаны и колокольчики.

Пятиэтажная пагода заканчивается стройной колонной, еще больше увеличивающей ее высоту и перекликается с окружающими деревьями. Пагода и другие строения окружены стеной, состоящей из украшенных сложной резьбой деревянных панелей и каменного основания.

Начиная с XII в., кондо сделались храмами, в которых молились, поэтому внутреннее пространство было расширено, с тем чтобы вместить верующих. Этот рисунок – редко встречающееся изображение интерьера храма – показывает его масштабы. Крыша опирается на каркас поперечных балок, связанных украшенными соединениями.

Искусно сделанные ворота, напоминающие храмы, как бы охраняют буддийские святыни. Здесь показаны восточные ворота храма монастыря Ниси Хонгандзи в Киото. Столбы, крыша и створки ворот искусно украшены, подразумевая богатство и важность храма.

Ворота храма в Никко – с тяжелой крышей, украшены резьбой с изображением драконов, облаков, лакировкой и раскрашенными рельефами. Это говорило о статусе семьи сёгуна, приказавшей построить этот храм.

Архитектура жилых домов

Климат и геологические условия оказали влияние на архитектуру жилых домов Японии. Дома обычно строили фасадом к югу, они имели выступающие карнизы и высокие стены внутренних двориков. Раздвижные окна и перегородки позволяли максимально использовать преимущества морских бризов. Одноэтажные деревянные здания выдерживали постоянные землетрясения. Дома, возраст которых, по словам европейских архитекторов, насчитывал три столетия, были очень сходны с новыми домами. Это показывает, как важны традиции в строительстве в Японии

Самой распространенной формой крыши как для жилого дома, так и для храма была двускатная тростниковая кровля. Конек выполнялся в каждой местности по-разному. На рисунке показан дом торговца недалеко от Токио, имеющий дополнительный щипец с треугольным окном под ним.


Важной составляющей японского дома является крытый портик, или веранда. Короткая дополнительная крыша, или хисаши, часто выступает из-под карниза главной крыши. Она сделана из широких тонких досок, поддерживаемых столбами или консолями.
Точно так же, как вход в синтоистское святилище и буддийские храмы украшен воротами, так и традиционный японский дом имеет веранду или вестибюль, которые обозначают вход в здание. Сёдзи (сдвижные ширмы) отделяют вестибюль от внутренних помещений.

В традиционных японских домах в окна вставляют не стекло, а матовую бумагу, которая пропускает внутрь приглушенный свет. Они имеет деревянный или бамбуковый переплет. Внутренние ширмы (вверху слева), более тщательно украшены переплетом из тонких полосок дерева.

Традиционный японский дом состоит из соединенных между собой комнат, которые разделены сдвижными ширмами и небольшими проходами. Комнаты не заставлены мебелью, что указывает на гибкую систему разделения помещений по предназначению.

Жилые городские дома XIX в. разнились от рядов крошечных квартир под общей тростниковой крышей, с отдельными выходами, до богатых домов с искусной кровлей с дымовыми трубами, с верандой и широким окном на улицу.

Правительственные и деловые здания

Начиная с VII в., городская архитектура Японии вдохновлялась градостроительством Китая, особенно в области планирования. Как в китайских городах, например Пекине, так и в японских городах Киото и Нара в VIII в. улицы пересекались под прямым углом, в центре находился императорский дворец, а дома знати, другие дворцы и правительственные здания выстраивались симметрично, вдоль оси север – юг. В то время как храмы и жилые здания были просты, правительственные здания и дома аристократии выделялись своей монументальностью. Искусно построенные замки с традиционными формами крыш доминировали над пейзажем.

Стена дворца

Монументальная стена, окружающая дворец, расширяется к основанию. Она защищает нападения. Иногда устраивали также ров с водой. Торцевая стена, с цоколем из крупнозернистого песчаника, покрыта желтой штукатуркой, с тремя параллельными белыми полосами, означающими, что дворец принадлежит особе королевского происхождения.

Дворец в Токио

Начиная с конца XVI в., здания, построенные на небольших террасах, прекрасно вписывались в пейзаж. Этот небольшой дворец в Токио является примером такого взаимодействия архитектуры и ландшафта.

Инженерная мысль, воплощенная в этой серии деревянных мостов, – ответ японцев частым землетрясениям. Изогнутые мосты, крыши низкие здания хорошо сочетаются с холмистой местностью.

Двор императора (XIX в.)

Этот двор со ступеньками и отсутствие перегородок между залом и комнатой императора создают торжественное впечатление.

Чайные фабрики

Этот комплекс зданий близок по форме архитектуре жилищ и храмов, с нависающими щипцовыми крышами, опирающимися на открытые консоли.
Начиная с XVI в., для традиционного ритуала чаепития начали строить чайные домики. Чайный домик был обычно оформлен в сельском стиле, с грубой отделкой. На рисунке видно, как дверные проемы с жалюзи и глубокие веранды дают возможность любоваться окружающим пейзажем.

Храмовые архитектурные строения Древней Японии можно разделить на два основных типа - синтоистский и буддистский. На особенности конструкции зданий религиозного назначения очень сильное влияние оказали китайские традиции зодчества. Однако во все времена японцы максимально адаптировали строения к собственной культуре. Жилые помещения отличались достаточной простотой форм и внутреннего соотношения комнат.

Основные особенности древнеяпонской архитектуры

. Практически все строения, как храмовые, так и светские выполнялись из древесины. Япония и сейчас очень богата лесами. В прошлом же их было еще больше. Дома из бревен позволяли сохранять оптимальную температуру в достаточно жарком климате этой страны. Кроме того, деревянные строения лучше выдерживали землетрясения, которые тут нередки. Рубленый дом к тому же достаточно легко разобрать и собрать на новом месте.
Большие крыши, обычно двускатные. Япония – страна, в которой очень часто идут проливные дожди. Поэтому крыши должны были быть максимально надежными. Влияние китайской культуры проявилось в этом конструктивном элементе в загнутых больших карнизах. Однако японские крыши отличаются несколько большим изяществом. Углы загнуты не слишком сильно – крыши практически ровные.
Все строения максимально гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Недаром в этой стране храмом часто называют гору или лес, даже если там нет никакого строения. Религиозные сооружения располагаются обычно в глубине парка или стоят на сваях на воде.
Большинство памятников архитектуры – не отдельные здания, а целые комплексы, состоящие из нескольких построек, образующих единый парковый ансамбль.

Японский древний синтоистский храм состоит обычно из главных ворот, библиотеки, главного храма, сокровищницы, пагоды (многоярусной) и храма для проповедей. Ворота (тории) – настоящая визитная карточка этой страны. Они в обязательном порядке присутствуют в каждом религиозном сооружении. В некоторых храмах можно видеть целые колоннады из ворот. Они могут быть выполнены из любых материалов – железа, бронзы, гранита. Однако чаще всего в этом случае используется дерево. Высота их также может быть различной. Светская и религиозная архитектура Японии достигла своего полного расцвета в VIII—XII вв. в так называемый хейанский период (по имени новой тогда столицы Хейан, в наши дни - Киото). Именно в этот период были построены такие памятники, как храмы Киемидзу, Серебряный и Золотой павильоны, замок Нидзе, Ясака Хэйан, сад камней Рёандзи и многие другие.

Кинкакудзи – Золотой павильон

Одним из самых замечательных памятников архитектуры Японии можно считать Кинкакудзи – ансамбль, находящийся в городе Киото, на территории монастыря Рокуондзи. Сооружен он был в XIV в. и представляет собой трехъярусный храм-дворец. На первом этаже расположена приемная, окруженная верандой. На втором когда-то размещался зал музыки и поэзии. Все помещения находящиеся здесь богато украшены живописью. Основной отличительной особенностью третьего этажа являются огромные арочные проемы окон. Когда-то здесь проходили религиозные церемонии. Крышу здания украшает мифическая птица Феникс. Отличительными особенностями храма можно назвать прорезные стены, узорчатые решетки-карнизы, легкие колонны и оригинальные формы окон. Все это делает здание необыкновенно гармоничным. Подпоры храмов абсолютно прямые и ничем не украшенные, гармонирующие со стволами окружающих деревьев. Форма крыши повторяет изгибы ветвей елей. Таким образом, здание необыкновенно гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Храм Идзумо и святилище Исэ

Эти две постройки можно считать едва ли не самыми древними памятниками японской архитектуры. Величественный храм Идзумо был выстроен в честь бога Окунинуса и перестраивался огромное количество раз вплоть до 1744 года. Однако считается, что главное святилище храма полностью сохранило план древней жилой японской архитектуры. Представляет оно собой постройку с входом через фронтон. Святилище Исэ состоит из двух комплексов. Один из них играет строго религиозную роль. Второй в точности повторяет первый. Перемещение божества происходит из одного храма в другой каждые 20 лет. Основные отличительные черты этого комплекса – врытые в землю простые столбы-подпорки и крытые соломой крыши.

Сад камней Рёандзи

Храм Рёандзи – еще один из замечательных памятников древнеяпонской архитектуры, расположенный в северо-западной части Киото. Находится он в непосредственной близости от Золотого павильона. Когда-то давно это строение принадлежало роду Фудзивара. Последний владелец Хосокава Хацумото пожелал, чтобы после его смерти оно было преобразовано в храм Дзен. Основной достопримечательностью этого комплекса является сад камней. Очень интересным можно назвать тот факт, что с любой точки сада взору посетителя открывается всего 14 камней. Пятнадцатый можно увидеть только через посвящение. Для чего и кто устроил этот ансамбль –совершенно неизвестно. Итак, основной отличительной особенностью японской храмовой архитектуры является гармоничное сочетание всех элементов ансамбля с окружающим ландшафтом, а также использование натуральных материалов – в частности, древесины.

Во многом напоминает китайскую японская архитектура. Здесь также любимым строительным материалом было дерево, а строительные традиции почти не изменялись в течение многих веков. Даже теперь, несмотря на развитие технологий и строительство суперсовременных городов, значительная часть их предпочитает облегченным деревянным домам. Более того, японская эстетика, сформировавшейся еще в средневековье или даже раньше, большое влияние на формирование современного европейского дизайна.

В японских сооружениях дерево даже не всегда красили. Сучки и трещинки на поверхности древесины часто обыгрывались как декоративные детали. Основным типом сооружения, как и в Китае, был прямоугольный в плане павильон, обнесенный галереей, с крышей, углы которого имели изогнутую форму.

Характерным признаком японской архитектуры есть больше, чем в Китае, распространение многоярусных пагод. От китайской японскую архитектуру отличает и меньше монументальность. Сооружения, даже храмовые, обычно имеют небольшой размер. При раскраске обычно используются один — два ярких цвета, гармонии со светлыми или темными оттенками природных материалов. Расположение строений в архитектурном комплексе, как правило, бывает асимметричным.

Несмотря на общий консерватизм японской культуры, здесь заметны определенные изменения архитектурных форм. Первыми священными сооружениями в Японии были кладовые, в которые составляли зимние запасы риса. Отношение к таким сооружениям было не просто практичным, а религиозным. Они считались хранилищем жизни. Кладовые ставили на высокие столбы, чтобы влага не испортила зерно. Перед ними устраивались праздники в честь урожая. В первые века нашей эры появляются первые храмы, возведенные в честь богов, заместителей земледельцев. За образцы им правили древние священные кладовые. Японский климат не способствует долгому сохранению деревянных строений, но некоторые из древнейших храмов дожили до нашего времени благодаря обычаю, что может показаться нам удивительным. Японцы разбирали свои храмы каждые двадцать лет и строили точно такие, из нового материала. И так все время, в течение двух тысячелетий. Вот почему наши современники могут видеть, например, храм Исэ таким, как его построили древние строители. Этот храм посвящен двум божествам — солнечной богини Аматэрасу и покровительнице злаков Тойоуке.

Главное здание ансамбля Найку сионистского святилища в Исе. III — V вв.

Он представляет собой ансамбль очень простых прямоугольных строений, расположенных в лесу. Храмовая территория обнесена четырьмя концентрическими оградами. Материалом для них служит золотистая древесина местного кипариса.

Следующий этап развития японской архитектуры связан со строительством первой постоянной императорской столицы, вместо временной резиденции. Такой столицей стал город Нара. Его именем назвали также определенный период развития японской культуры, охватывающий вторую половину VII — VIII вв. В настоящее время в Японии распространяется буддизм. Относительно архитектуры, то она испытывает большое влияние со стороны Китая. Строят даже храмы и буддийские монастыри грандиозных размеров, вообще не свойственно японским представлениям о прекрасном. Старейшим из японских буддийских монастырей, сохранившихся является монастырь Хорюдзи, у Нары. Его комплекс включает в себя несколько деревянных павильонов, окрашенных красным лаком. Главное сооружение называется Кондо, или «Золотой зал». Она увенчана двухъярусным крышей. В комплекс входит также пагода, достигает 32 м высотой.

Ансамбль монастыря Хорюдзи близ Нары. VII в. Общий вид главной площади

Кондо монастыря Хорюдзи. VII в.

Кондо монастыря Xopюдзи. VII в. Разрез и план

Пагода Годзюното мон. Хорюдзи у Нары. 607р. Общий вид и план

Наибольшей сооружением периода Нары был храм Дайбуцудэн монастыря Тонайдзи. В середине храма была установлена шестнадцатиметровая статуя сидящего Будды. У входа в монастырь установили две пагоды, высота которых равна ста метрам.