Болезни Военный билет Призыв

Доклад: Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии. Поэт и поэзия в творчестве Б. Пастернака. Тема творчества в поэзии пушкина. сочинение срочно

Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

2.1. Как ха­рак­тер Пе­чо­ри­на рас­кры­ва­ет­ся в его вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Бэлой, княж­ной Мери и Верой? (По ро­ма­ну М. Ю. Лермонтова «Герой на­ше­го времени».)

2.2. Как в про­из­ве­де­ни­ях А. Т. Твардовского рас­кры­ва­ет­ся тема любви к Родине? (По од­но­му из про­из­ве­де­ний поэта.)

2.3. Чем па­мять о Лизе и её судь­бе до­ро­га повествователю? (По по­ве­сти Н. М. Ка­рам­зи­на «Бедная Лиза».)

2.4. Какие гу­ма­ни­сти­че­ские цен­но­сти утвер­жда­ют­ся в по­э­зии А.А. Блока? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му выбору.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Как характер Печорина раскрывается в его взаимоотношениях с Бэлой, княжной Мери и Верой? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Личность Печорина своеобразно раскрывается через его отношения с женщинами.

Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В «любви дикарки» он искренне пытается найти забвение от мучавшей его тоски, но его беспокойное воображение и ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Смерть Бэлы - тяжелое обвинение Печорину. Но его вина искупается тем потрясением, которое он испытал.

В истории с Мери раскрываются самые неприглядные стороны печоринского индивидуализма. Затевая интригу, Печорин не преследует никаких корыстных целей. Мери молода, привыкла к успеху, самолюбива, доверчива. Ее обаяние начинает испытывать и Печорин. Лишь извечный страх потерять свободу заставляет его подавить в себе зарождающееся чувство. Печорин несомненно нанес Мери глубокую душевную травму. Но и в резкости Печорина есть своеобразное благородство: он откровенно говорит княжне, что не любит ее, чтобы не мучить себя и девушку; вызывает на дуэль Грушницкого, защищая ее честь.

Любовь к Вере - глубокое и давнее чувство: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть». Вера лучше, чем кто-либо другой, «проникла во все тайны» его души. Их любовь - это любовь-страдание. «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно». Потеря Веры переживается Печориным мучительно, так как любовь к ней была единственным глубоким чувством, наполнявшим его жизнь.

О женщинах и любви Печорин говорит с иронией, разуверившись и в том, и в другом. Но история его отношений с каждой из героинь приобретает драматический, а порой и трагический характер, и это трагедия не только женщин, его любивших, но и самого Печорина.

2.2. Как в произведениях А.Т. Твардовского раскрывается тема любви к Родине? (По одному из произведений поэта.)

Эпиграфом к сочинению может быть признание самого Твардовского: «Загорье, смоленская деревня, ее природа, цвета ее и запахи, ее незаменимая для художника память - все это мне было дано от рождения - само собой».

Тема «малой родины» являлась одной из центральных тем лирики Твардовского. Поэт родился на хуторе Загорье Смоленской губернии, который навсегда воплотился в знаменитых строках. Это стихотворения «За тысячу верст», «Мне памятно, как умирал мой дед», «О Родине», «Жестокая память», «За распахнутым окном» и др.

В стихотворении «О Родине» поэт рисует красочные картины тех знаменитых краев, в которых он мог родиться, - Крым, Волга, Урал, Сибирь. Твардовский признается, что милей ему все же родная сторона, пусть и незнаменитая, но своя, хотя бы потому, что именно на ее просторах родилась его душа:

А только и прежде и ныне

Милей мне моя сторона -

По той по одной лишь причине,

Что жизнь достается одна.

Тема родины навсегда сливается у Твардовского с образами любимых поэтом людей. В стихотворении «Мне памятно, как умирал мой дед» боль от утраты дедушки приобретает философское звучание - автор рассуждает о смерти и о памяти, которую оставляет человек после себя:

Я полагаю, что и мой уход,

Назначенный на завтра иль на старость,

Живых друзей участье призовет -

И я один со смертью не останусь.

2.3. Чем память о Лизе и её судьбе дорога повествователю? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».)

Повесть «Бедная Лиза» привлекла внимание современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Авторская позиция в повести - это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит - миг любви - прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.

Одним их главных героев повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя.

Автор-повествователь - это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Повествование ведется от первого лица, постоянное присутствие автора напоминает о себе периодическими обращениями его к читателю: «теперь читатель должен знать...», «читатель легко может вообразить себе...».

В своем эстетическом единстве три центральных образа повести - автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст - с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной.

2.4. Какие гуманистические ценности утверждаются в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Всю свою поэзию сам Блок разделил на три тома, которые соответствовали различным этапам в его жизни. Эта трилогия получила название «трилогия вочеловечения». Название само по себе символично: вочеловечения, то есть становления человека.

К самым ранним стихам поэта относятся «Стихи о Прекрасной Даме». Ярким примером этого цикла является стихотворение «Вхожу я в темные храмы»:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Как в этом, так и в других стихотворениях раннего периода главными в творчестве Блока являются темы любви, ожидания, поиска идеала.

Очевидно, что лирический герой ранней лирики Блока - романтик… Для него высшей ценностью является любовь, служение любви, красоте. Он ожидает грядущей встречи с «душой мира», которая и является воплощением Прекрасной Дамы.

На втором этапе жизни поэта происходит столкновение высоких идеалов, потребности красоты и гармонии героя с низкой реальностью:

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна...

Встреча с Незнакомкой происходит в трактире, совсем непоэтичном месте. Настроения лирического героя меняются, он находится на распутье и не знает, что ему дальше делать. Герой все больше ощущает горечь узнавания жизни, но все же реальность его пугает.

А далее поэт находит путь - лирический герой спускается на грешную землю и теряется среди толпы, делается частью ее. Дисгармоничное, отчаянное состояние героя сменяется чувством любви к Родине. Именно Родина придает поэту силы, которые ему так необходимы для продолжения творчества.

Таким образом, лирический герой А. А. Блока проходит трудный и сложный путь: от созерцателя, эстета до активного деятеля, созидателя.


Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Б. Пастернак

Поэзия часто говорит о себе самой - устами авторов. Те или иные аспекты поэтического предназначения привлекают к себе внимание разных поэтов, едва ли не всех. В русской литературе эта градация представлена величайшими ее именами, такими, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свое, оригинальное мнение по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Оно явилось следствием его общих мировоззренческих и эстетических взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему.
Первое, что привлекает внимание в стихах Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, впитывающей все вокруг:

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.

Эта мгновенно родившаяся формула одного из ранних стихотворений поэта стала устойчивым образом поэзии во всем его творчестве, своеобразным ее определением. Позже, в стихотворении, которое так и называется - “Определение поэзии”, автор не находит ничего более емкого и точного для передачи сущности искусства, чем перечисление явлений окружающего мира:

Это
- круто налившийся свисти,
Это
- щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это
- двух соловьев поединок.

Так складывается в поэзии Пастернака единственный и неповторимый образ искусства-губки, искусства - органа чувств, этакого шестого чувства, о котором некогда писал Гумилев.
Этот образ не сразу стал доминирующим в творчестве автора. Так, в стихотворении “Пиры” поэт-еще склонен к традиционным изображениям поэтических пиршеств: “Исчадья мастерских, мы трезвости не терпим”. Вспоминается Блок с его “Поэтами”: “А у поэта всемирный запой, и мало ему конституций!” Но уже и в этом стихотворении пиршество имеет особый характер:

Пью горечь тубероз, небес осенних горечь,
И в них твоих измен горящую струю.
Пью горечь вечеров, ночей и людных сборищ,
Выдающей строфы сырую горечь пью.

Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уверенно отвечает, что в ней - наше право на бессмертие: “А в рифмах умирает рок”. В рифмах рождается та правда, которая невозможна в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит “миров разноголосица”.
Поэзия имеет своим истоком саму жизнь - во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пастернаку, есть непреходящее чудо поэзия является “и творчеством, и чудотворством”. Поэзия творит “образ мира в слове явленный”. Искусство открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование - в этом его нравственная задача, в этом - утверждение принципов добра и красоты.
Искусство и простота - тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности образов и приемов. И потому в стихотворении “Волны” он решает раз и навсегда определить характер и пределы поэтической простоты. Поэзии доступно особое знание, она находится в родстве “со всем, что есть”, она знается “с будущим в быту”, и потому мир для нее предстает в первозданной его простоте. Однако поэт не имеет права выносить эту правду в ее чистом виде, он должен создать мир более сложный: простота в этом случае, наверное, похожа на эссенцию, которая должна быть разбавлена, чтобы ее можно было использовать:

Но мы пощажены не будем,
Когда ее не утаим.
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.

Фигура поэта неоднократно предстает перед нами в творчестве Пастернака. Нередко он обращается в своих стихах к образам художников прошлого и современности: Шекспир, Пушкин, Блок, Маяковский. Шопен, Мейерхольд - вот герои его произведений и их адресаты. У поэта особая судьба. Поэтами действительно рождаются, это судьбой данный дар. Поэт есть такое же явление природы, как деревья, как море. Пастернак в какой-то степени романтизирует судьбу художника. Особенно это чувствуется в цикле “Темы и акации”, неназванным героем которого стал один из поэтических кумиров автора, Пушкин. Герой дан у Пастернака скорее как тип, общий образец судьбы художника. Он есть стихия самой жизни, стихия природная - автор дается к пушкинскому образу моря, соединяя в нем одновременно “стихию свободной стихии с свободной стихией стиха”. В поэтическом призвании равно заключены и свобода, и подчинение, поэтому в стихах появляется, наряду с образом свободной стихии моря, образ пустыни - где, как известно, был вручен герою пушкинского “Пророка” дар “глаголом жечь сердца людей”.
Поэт вынужден платить за свой гений, платить отказом от частного “я”. Но при этом мир поэзии Пастернака не знает таких трагедий выбора между призванием и личной жизнью, как, к примеру, у Маяковского, которому приходилось наступать “на горло собственной песне”. Мир уравновешен своей сути - иначе он просто не смог бы существовать, поэтому автор говорит о трагическом противопоставлении поэта и действительности. Конфликт, конечно, присутствует, но не в таких предельных формах, как у многих собратьев по творчеству. Более того, герой Пастернака не снимает часть вины за него и с себя:

Я послан Богом мучить
Себя, родных и тех,
Которых мучать грех.

Применительно к личности художника автор употребляет определения, которые вряд ли бы показались уместными кому-либо еще: поэт - заложник и должник, раб; он - в плену и в долгу перед жизнью:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.

Судьба поэта потому полна испытаний и тягот:

...строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

Целью творчества Пастернак считает самовыражение, самоотдачу. Его не прельщает просто людская слава: поэт должен творить так, чтобы завоевать любовь пространства. Мир этот ждет труда художника так же, как труда пахаря. Позт должен исполнить свое предназначение на земле несмотря ни на что: судьбой за него продуман распорядок действий, и он не вправе отказаться играть свою роль.
Сам Пастернак всей своей жизнью подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического предназначения. Все, что им создано, несет на себе отпечаток тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах. Он во всем пытался “дойти до самой сути”, он был требователен к себе, к своему мастерству: известно, что он тщательно и подолгу редактировал свои произведения (об этом с иронией говорит Маяковский в стихотворении “Тамара и Демон”: “И пусть, озверев от помарок, про это пишет себе Пастернак...”).
Борис Пастернак не склонен был приписывать поэзии цели конкретные, практические, как делал это в какой-то мере тот же Маяковский. Поэт лишь отчасти заимствует у классической традиции представления о предназначении поэзии и дает ей новое определение - поэзия-губка. Она впитывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, явить его людям, открыть им его - в этом ее высокое предназначение, ведь у поэта особое, полное и первичное знание о мире. Личность самого Пастернака - пример для многих его собратьев: к примеру, А. Ахматова писала в своих стихах о желании “Пастернака перепастерначить”. Пастернак - явление для русской литературы сакральное: он - Поэт.

Текущая страница: 5 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Портрет героя художественного произведения

Посмотрите на портрет знаменитого человека в книге, которую вы читаете, на памятник, который украшает площадь вашего города. Это всегда изображение человека, которое дает вам представление и о его внешности, и о его характере. В искусстве слова портрет – это всегда описание.

Портрет в литературном произведении – изображение внешности героя: его лица, его фигуры, одежды, манеры держаться.

Литература не сразу освоила портрет как описание конкретного человека. В произведениях устного народного творчества описание внешности героев не содержало индивидуальных примет. Так, все положительные герои сказок были добрыми молодцами, а героини – красными девицами. Влияние фольклора сказывается и на произведениях писателей. Тридцать три богатыря в «Прологе» к «Руслану и Людмиле» были на одно лицо, как и семь богатырей в его же сказке о мертвой царевне.

В художественном произведении мы часто читаем описание внешности героя или героини и даже знакомимся с тем, как можно воссоздать такой портрет. Вот девочка Таня по тени на стене создает силуэт графини Мими. Такие силуэты создают некоторые художники. Они знакомят нас и с портретами писателей.

А вот на страницах дневника Маши попытка записать некоторые приметы гостьи, создать ее портрет: «Сегодня у нас была гостья – прекрасная дама! На ней была прелестная шляпка с перьями, я непременно такую же сделаю для моей куклы». Наверное, вы поняли, что автор сразу же обрисовал и облик «прекрасной дамы» и вкусы девочки Маши.

Вопросы и задания

1. Что называется портретом в литературном произведении?

2. Какие портреты литературных героев остались в вашей памяти из детских книжек?

1. Какие портреты героев поэмы «Руслан и Людмила» вам запомнились? Опишите один из них.

2. Опишите одного из героев «Отрывков из журнала Маши».

1. Найдите портреты ваших любимых писателей. Посмотрите, какие художники их нарисовали.

2. Найдите иллюстрации, на которых изображены ваши любимые герои. Кто автор этих иллюстраций?

3. Какие изображения ваших любимых героев вам больше нравятся на иллюстрациях – те, которые даны в цвете, или черно-белые рисунки, созданные графиками?

4. Создайте словесное описание внешности одного из своих одноклассников.

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

Отрочество Александра Пушкина прошло в Лицее. Представление о Лицее как о родном доме, о лицейских учителях как старших в семье, а о лицеистах как братьях сохранилось у поэта на всю жизнь.

Лицей – учебное заведение для подготовки дворянских детей к государственной службе. Он находился во флигеле Екатерининского дворца – летней резиденции русских царей в Царском Селе под Петербургом. Будущих лицеистов разместили по «дортуарам» (маленьким и очень скромным комнатам), выдали форму: синий двубортный сюртук со стоячим воротником, с красным кантом на манжетах, синий суконный жилет, синие панталоны, полусапожки…

19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея. На нем присутствовал царь и члены царской фамилии.


Вы помните: когда возник Лицей,
И царь для нас открыл чертог царицын…

Вот почему самое знаменитое из стихотворений об этой поре жизни поэта названо «19 октября». Вы не раз будете читать это произведение. Внимательно прочтите самую знаменитую седьмую строфу:


Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

В Царском Селе Пушкин почувствовал себя Поэтом. «…Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

В Лицее процветал культ дружбы. Это не значило, что никто ни с кем никогда не ссорился. Конечно, бывали и ссоры. Были дружественные и враждебные группировки среди учеников. Были удачи, ошибки, неудачи и неприятности и у лицеиста Александра Пушкина…

Каким же был Пушкин в эти годы? Прочтем отзыв надзирателя. «Пушкин (Александр). 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающее его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом…» Вы, конечно, обратили внимание на непривычный язык справки Мартына Пилецкого о Пушкине. И все же, наверное, поняли, что, не сумев оценить яркость дарования мальчика, автор справки отметил сложность и противоречивость его характера.

Ежедневные занятия не мешали интересу лицеистов к литературному творчеству. Они выпускали несколько рукописных журналов: «Лицейский Мудрец», «Для удовольствия и пользы», «Юные Пловцы», «Неопытное перо» и др.

Вот так выглядела первая страница одного из них.

Лицейский Мудрец № 1

Изящная словесность.

1) Проза.

a) К Читателям.

b) Осел-философ.

2) Стихотворения.

а) К заключенному другу Поэту.

b) К Мудрецу.

c) Эпиграммы.

d) Эпитафия.

e) Нет, нет.

3) Критика.

a) Письмо к издателю.

b) Объявление.

4) Смесь.

a) Письмо из Индостана.

b) Анекдот.

При сем две карикатуры. Печатать позволяется.

Цензор Барон Дельвиг. В типографии В. Данзаса.

А теперь прочитайте стихотворение из первого выпуска и посмотрите карикатуру из второго номера «Лицейского Мудреца».

Нет! Нет!
(Подражание )
Ты хочешь, чтоб я вновь пустился,
Любезный друг, в сей шумный свет,
Кричал, гремел и суетился, -
Нет! Нет!

Ты хочешь, чтобы полн отваги,
Наемный будучи Поэт,
Я разум ставил в контр бумаги, -
Нет! Нет!

Чтоб для асессорского16
Асе́ссор – гражданский чин VIII класса.

Чину
Готов был всякому сонет,
Чтоб льстил вельможе-господину, -
Нет! Нет!

Чтоб франтом в общество пустился,
Имел тьму слуг и тьму карет,
Был bel-esprit17
остря́к (франц. ).

Шутил, резвился, -
Нет! Нет!

Ты хочешь, чтобы в глупом споре
Решал все ссоры пистолет, -
Чтоб был я с разумом в раздоре, -
Нет! Нет!

А я хочу, чтобы в спокойном
Убежище я был всегда, -
Был в счастьи зависти достойном, -
Да! Да!


На карикатуре Медведь осаждается четырьмя лицами в разных позах: это – Данзас, редактор «Мудреца», на него напали товарищи, в которых – по описанию автора – можно узнать налево: Броглио (внизу) и Корнилова, а направо: Комовского (внизу) и Мартынова.

Мы не знаем авторов ни стихотворного текста, ни рисунка. Но можно сказать, что лицеисты были высоко одарены талантом. И одного среди многих они считали лучшим стихотворцем, который в поэзии был сильнее Пушкина. Этого лицеиста звали Алексей Илличевский. Вот фрагмент его стихотворного письма приятелю, написанного в 1812 году:


Что? Каково теперь в Гимназии у вас?
Пиши, пожалуйста, ни мало не стыдясь.
Скажу же про себя – нет лучше, как в Лицее:
Учась с прилежностью, ведя себя скромнее,
Бояться нечего: беда, напасть – пустяк,
Счастлив быть может всяк.

В Лицее были популярны коллективные песни. В их создании участвовал и Пушкин. Пущин приводит в своих записках строки одной из них:


Блажен муж, иже
Сидит к каше ближе;
Как лексикон,
Растолстеет он.

Известно, что «лексиконы» (словари) обычно бывали очень толстыми.

Такие песни лицеисты включали в свои рукописные сборники – антологии. Одна из них называлась «Мудрец-Поэт». В ней есть произведения разных жанров. Среди них забавные стихотворные вопросы и ответы.


Во(прос): Ответ дай мне, зачем дурак
Всем кажет свой кулак?
От(вет): Доказывать свое дурак слабее,
а ведь кулак дилеммы посильнее.

Напомним, что дилемма один из способов умозаключения, доказательства, при котором необходим выбор между двумя решениями.

В эти годы Пушкин создал множество посланий, которые адресованы знакомым и друзьям. Его первое напечатанное стихотворение «К другу-стихотворцу» – тоже послание.

Послание – стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу (лицам).

Среди лицейских стихов есть послания «К Пущину», «К Галичу», «К Дельвигу», «К Жуковскому», «В альбом Илличевскому», «К живописцу», «Из письма к В. Л. Пушкину»…

Прочтите послание, адресованное сестре Ольге, к которой поэт относился с большой симпатией и любовью.

К сестре. В сокращении
(А. С. Пушкин)


Ты хочешь, друг бесценный,
Чтоб я, поэт младой,
Беседовал с тобой
И с лирою забвенной,
Мечтами окриленный,
Оставил монастырь
И край уединенный,
Где непрерывный мир
Во мраке опустился
И в пустыни глухой
Безмолвно воцарился
С угрюмой тишиной.
………………

И быстрою стрелой
На невский брег примчуся,
С подругой обнимуся
Весны моей златой,
И, как певец Людмилы,
Мечты невольник милый,
Взошед под отчий кров,
Несу тебе не злато
(Чернец я небогатый),
В подарок пук стихов.
………………

Но вот уж я с тобою,
И в радости немой
Твой друг расцвел душою,
Как ясный вешний день.
Забыты дни разлуки,
Дни горести и скуки,
Исчезла грусти тень.

Но это лишь мечтанье!
Увы, в монастыре,
При бледном свеч сиянье,
Один пишу к сестре,
Все тихо в мрачной келье:
Защелка на дверях,
Молчанье, враг веселий,
И скука на часах!
Стул ветхий, необитый,
И шаткая постель,
Сосуд, водой налитый,
Соломенна свирель -
Вот все, что пред собою
Я вижу, пробужден.
Фантазия, тобою
Одной я награжден…

Вопросы и задания

1. Почему, как вы думаете, поэт выделил в строках стихотворения слова пук стихов ?

3. Почему поэт называет Лицей монастырем?

1. Каким стихотворным размером написано это послание?

2. Создайте словарик рифм этого стихотворения.

3. Попробуйте использовать рифмы этого стихотворения для игры в буриме.

Вы уже знаете, что самым близким товарищем Пушкина был Иван Пущин. Поэт дарит ему стихотворное поздравление.

К Пущину (4 мая ). В сокращении
(А. С. Пушкин)


Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой;
С пришельцем обнимися -
Но доброго певца
Встречать не суетися
С парадного крыльца.
Он гость без этикета,
Не требует привета
Лукавой суеты;
Прими ж его лобзанья
И чистые желанья
Сердечной простоты!..

Вопросы и задания

2. Как вы поняли выражение «гость без этикета»? Найдите в словарике слово этикет и объясните значение этого выражения.

1. Определите, каким размером написано это стихотворение:

двустопным ямбом (Да. Нет.) ____________

трехстопным ямбом (Да. Нет.) ____________

четырехстопным ямбом (Да. Нет.) ____________

Товарищам по Лицею Пушкин посвятил не одно стихотворение. Вот начало стихотворения, обращенного к лицеисту Павлу Юдину. Воображение поэта рисует подмосковное имение Захарово, памятное ему по годам детства. С 1806 по 1810 год он проводил лето в этом имении своей бабушки Марьи Алексеевны Ганнибал.

Послание к Юдину. В сокращении
(А. С. Пушкин)


Ты хочешь, милый друг, узнать
Мои мечты, желанья, цели
И тихий глас простой свирели
С улыбкой дружества внимать.
Но можно ль резвому поэту,
Невольнику мечты младой,
В картине быстрой и живой
Изобразить в порядке свету
Все то, что в юности златой
Воображение мне кажет?
………………
Мое Захарово; оно
С заборами, в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой; с балкона
Могу сойти в веселый сад…
………………….
И счастлив в утренних трудах…
………………………
Но вот уж полдень. – В светлой зале
Весельем круглый стол накрыт…
………………………
Вот кабинет уединенный,
Где я, Москвою утомленный…
……………………
Живу с природной простотой.
С философической забавой
И с музой резвой и младой…
…………………
Но что! мечтанья отлетели!
Увы! Я счастлив был во сне…

В отрадной музам тишине
Простыми звуками свирели,
Мой друг, я для тебя воспел
Мечту, младых певцов удел…

Вопросы и задания

1. Какой вы представили себе мечту юного Пушкина о будущем? Верит ли поэт в ее осуществление?

2. В стихотворении есть несколько синонимов, которые определяют призванье автора («резвый поэт», «невольник мечты младой»). Как вы объясните эти оценки-характеристики?

3. Сколько стоп в стихотворной строке этого стихотворения?

Незадолго до окончания Лицея Пушкин написал стихотворение, адресованное лицеистам, мечтавшим скорее завершить образование и стать самостоятельными. Однако потом они с благодарностью вспоминали Лицей.

Поэт размышляет о возможной для каждого лицеиста карьере. Военная карьера – это судьба гусара, капитана или улана, карьера чиновника – возможность стать асессором, чиновником высокого ранга и в конце концов знатным вельможей. Но автора привлекает только свободное творчество, даже если его непременная принадлежность – красный колпак шута. Именно оно – его судьба, его удел, который, как вы видите, определился уже в школьные годы.

Товарищам
(А. С. Пушкин)


Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Иной, под кивер18
Ки́вер – высокий жесткий военный головной убор.

Прятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул -
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул;
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя;
Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын,
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один…
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора;
Друзья! немного снисхожденья -
Оставьте красный мне колпак,
Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак,
Пока ленивому возможно,
Не опасаясь грозных бед,
Еще рукой неосторожной
В июле распахнуть жилет.

Вопросы и задания

1. Чему посвящено это стихотворение?

2. Что можно сказать о карьере военного, как она представлена в стихотворении?

1. Как вам кажется, почему послание обращено к товарищам, а не к друзьям? Как вы это объясняете?

Гимн


Вы познакомились с двумя темами поэтического творчества Пушкина. Это тема дружбы и тесно связанная с ней тема поэтического призвания.

Тема дружбы звучит в его посланиях и в стихотворениях самой различной формы. В античном мире восхваление, хвала богам, героям, победителям сражений обычно оформлялась в виде гимна. Мы знаем, что государственный гимн имеет каждая страна; есть гимн студенчества, гимн физкультурников, гимн олимпиады… Можно использовать это слово и в переносном значении. Так, стихотворение «19 октября» часто называют гимном дружбы. Это легко доказать, опираясь на прочитанную вами седьмую строфу. Итак, гимн – торжественная песнь в честь богов, героев, победителей или в честь какого-нибудь важного события; гимн – один из жанров лирики.

Конечно, у вас еще впереди изучение многих других произведений Пушкина. Вам предстоит глубже раскрыть темы дружбы и предназначения поэта. Но первый и существенный шаг уже сделан.

Вопросы и задания

1. Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам?

1. Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист».

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)

Короткая жизнь замечательного поэта Михаила Лермонтова была трагична с самых первых дней. В детстве он испытал серьезное потрясение – раннюю смерть матери, которая привела к серьезной размолвке между отцом и бабушкой. Многочисленные свидетельства сложных отношений между родными людьми – отцом и бабушкой – лишь подтверждают: дружной семьи у мальчика не было. И все же он через всю свою жизнь пронес теплые воспоминания о детстве и родном доме.


Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки…
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…

Образ отца, опоэтизированный и трагический, вопреки реальным биографическим фактам, – вошел в поэзию Лермонтова. Поэт помнил, любил и воспевал свое детство. Однако это теплое чувство не спасало его от одиночества. Не каждому читателю близка тема одиночества. Однако у каждого она вызывает сочувствие к автору и повышает интерес к его творчеству.

Утес
(М. Ю. Лермонтов)


Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.

Вопросы и задания

1. Как вы представляете себе «утес-великан» и «золотую тучку»? Используйте устное рисование.

2. Почему «утес-великан» испытывает горе?

2. Почему стихотворение названо «Утес»?

1. Со многими другими стихотворениями поэта «Утес» связывает тема одиночества. Припомните эти стихотворения.

2. Это стихотворение положили на музыку примерно шестьдесят композиторов. Как вы объясняете такой интерес к этому произведению?

3. Найдите иллюстрации к этому стихотворению. Их создавали многие художники: В. Д. Поленов, Н. Н. Дубовской и др. Как избранная вами иллюстрация помогает дать комментарий к стихотворению?

На севере диком стоит одиноко…
(М. Ю. Лермонтов)


На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Вопросы и задания

1. Сколько героев в этом стихотворении?

2. О чем мечтает сосна?

1. Какие художественные приемы помогают ощутить одиночество героини стихотворения?

2. Найдите эпитеты, которые подчеркивают одиночество сосны.

1. Это стихотворение – вольный перевод стихотворения Г. Гейне, которое называется «Сосна стоит одиноко». Подходит ли это название к переводу Лермонтова?

2. В этом стихотворении главная героиня – сосна. Сам Лермонтов создал иллюстрацию к этому стихотворению. Многие художники рисовали ее мощные и покрытые снегом ветви. Создайте свою устную иллюстрацию с изображением не просто дерева – сосны, а героини стихотворения.

3. Более ста композиторов создали произведения на текст этого стихотворения, в том числе А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Как вы объясните такую популярность этого стихотворения?

Три пальмы (Восточное сказание )
(М. Ю. Лермонтов)


В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан
Кувшины, звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Вопросы и задания

1. Опишите долгую и однообразную жизнь трех пальм в пустыне.

2. О чем просили пальмы Бога?

3. К чему привело исполнение их просьбы?

1. Какими вы представляете себе эти пальмы? Какими художественными приемами нарисованы в этом стихотворении красавицы пустыни?

2. Опишите появление каравана около этого крохотного оазиса.

1. Докажите, что это «восточное сказание» – баллада.

2. Объясните причину гибели пальм и источника. Каким вы видите отношение человека и природы в этом стихотворении?

Пушкин - поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина поэзия - искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.
В стихотворении “Поэт” автор дает характеристику творческого акта поэта. Поэзия, по мнению После событий 14 декабря 1825 года без связи с друзьями, одинокий Пушкин жил в Михайловском, как будто “в пустыне мрачной”. Его волновали думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаевской реакции. Он готов был не только разделить участь “друзей, братьев, товарищей”, но и неуклонно продолжать начатое ими благородное дело своим поэтическим словом. Однако заявить об этом открыто было нельзя, и Пушкин создает аллегорическое стихотворение “Пророк”, написанное, как предполагают, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году. Стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. Пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова. Смысл стихотворения иносказательный: в облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное слово в народ. Шестикрылый серафим изменил в нем все: зрение, слух, сердце. Поэту дано все видеть, все слышать, все знать, он исполнен чувства любви, правды, справедливости, слово его будет “жечь сердца людей”. Авторская мысль в том, что поэзия - трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. Поэт - это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, что не понимает обыкновенный человек. Содержанием поэзии должна быть жизнь во всем ее многообразии. А назначение поэта - “глаголом жечь сердца людей”, то есть поэзия не должна служить избранным, она должна иметь высокое общественное значение. Слово поэта должно нести правду, справедливость, любовь. Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. Поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей. Это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его “душа” спит, и “молчит его святая лира”. Когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии Аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества - мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство.

Что можно сказать о карьере военного, как она представлена в стихотворении?

Внимательно перечитав строки о судьбе офицера тех лет, мы видим парадную сторону военной службы, ее строевую жизнь в мирное время, когда даже мерзнет офицер "красиво". В этих немногих строках поэту удалось передать четкость и организованность военной службы.

Автора привлекает судьба поэта своей независимостью, возможностью жить не торопясь, не подчиняясь требованиям этикета, неизбежного и для военных, и для чиновников. "В июле распахнуть жилет" может лишь человек, который не обязан точно следовать всем нормативным предписаниям.

Как вам кажется, почему послание обращено к товарищам, а не к друзьям? Как вы это объясняете?

Автор обращается к товарищам - ведь не все лицеисты были его друзьями. Одни из лицеистов были ближе, с другими Пушкин общался меньше. В самом стихотворении он говорит о "мирных друзьях". Наверное, друзья - это часть тех товарищей, с которыми он разделял свою судьбу.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «Товарищам» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Кто такой Гомер? Большинство исследователей античной литературы сходятся во мнении, что Гомер жил в VIII веке до нашей эры. Он родился и творил в Ионии - на Западном побережье Малой Азии и близлежащих островах. Возможно, что родиной его была Смирна, древнегреческое название города Измира, крупного порта в Турции, что долгое время он пробыл на Хиосе, острове в Эгейском море, близ полуострова Малая Азия, а умер на острове Иос. Возможно, что Гомер
    Какой вы представили себе мечту юного Пушкина о будущем? Верит ли поэт в возможность осуществления своей мечты? Мечта поэта обращена к его детским воспоминаниям. Это подмосковное имение Захарово, в котором он бывал у родных. Поэт описывает дом, свои занятия. Все это - из воспоминаний о прошлом. Он сам утверждает, что мечтам дано воплотиться только во сне. В стихотворении есть несколько синонимов, которые определяют призвание автора. Уже в первой строфе он "резвый
    Как раскрываются в стихотворении "Москва" две темы, обозначенные в первой строке, - тема "города чудного" и тема "города древнего"? В стихотворении Ф. Н. Глинки "Москва" сливаются воедино прошлое и настоящее великой столицы России. И все-таки на первом месте - как и в первой строке стихотворения - в нем стоит настоящее столицы. В этом настоящем - память о древних церквах, на которых "вырастают дерева", о горестных и великих свершениях. Почему поэт так
    Глаголом жги сердца людей А. С. Пушкин Проснешься ль ты опять, осмеянный Пророк? М. Ю. Лермонтов Описание событий в романах и других произведениях Пушкина тесно связано с идеями декабристов, под влиянием которых он находился. Со многими из декабристов его объединяли тесные узы дружбы. Его стихи воспринимались как призыв к революции (например, ода "Вольность"). Основную тему его политической лирики можно определить словами: "Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок". Свою музу он называет "грозой царей",
    В чем вы видите основную мысль этого стихотворения? В стихотворении на примере судьбы Байрона Лермонтов как бы предугадывает свой будущий конфликт с обществом, ощущает неизбежность своего раннего трагического конца и вместе с тем выражает уверенность в своем избранничестве. Чего больше в нем - ощущения трагизма личной судьбы или уверенности в своем избранничестве? Ощущение трагизма личной судьбы не противоречит осознанию своей творческой миссии на земле. Вероятно, Лермонтов в своем избранничестве, как и в
    В стихотворении "Русской женщине" Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ - все это резко контрастирует с теми ценностями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь - все то, что составляет, по мнению Ф. И. Тютчева настоящую, полноценную жизнь). Элегическую тональность усиливают в стихотворении повторы внутри строфы ("в
    Можно ли выделить в стихотворении "Листок" сюжет? Если он есть, то кратко перескажите. Путешествие дубового листка, который оторвался от ветки родимой, было долгим. Жестокая буря донесла его до Черного моря. Листок прижался к корню молодой чинары и просил у нее приюта, но гордая красавица не захотела ему помочь. Ей не интересны были его "небылицы", и она прогнала его от себя. Такова история горьких скитаний дубового листка. Образы дубового листка и чинары
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.