Болезни Военный билет Призыв

Действительные и страдательные. Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени. Признаки глагола и прилагательного у причастия

Разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:

А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.

Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.

Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.

Действительные причастия настоящего времени

Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или -ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая - действительное причастие настоящего времени).

Действительное причастие прошедшего времени

Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов -ш, -вш. Например, причастие "заснувший" образовалось от глагола "заснуть". Глаголы с суффиксом -ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть - промокший.

Страдательные причастия

Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать - сказанный (суффикс -нн), раскалить - раскаленный (суффикс -ённ).

Страдательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы -ем (-ом) или -им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие "сжигаемый" соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие "любимый" (не путать с прилагательным «любимый») - глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая - страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом -ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться - забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему "лингвисту".

Значение причастия, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Причастие - особая (неспрягаемая) форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой?(каков?) и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. В предложении причастие может быть определением или именной частью составного именного сказуемого: Измучен ночью ядовитой, бессоницею и вином, стою, дышу перед раскрытым в туман светлеющим окном (Г. Иванов); Славно начато славное дело... (А. Ахматова). (Вместе с зависимыми словами причастие образует причастный оборот, который в школьной практике обычно считается одним членом предложения: измучен ночью ядовитой; в туман светлеющим окном.)

Признаки глагола и прилагательного у причастия

Признаки глагола

Признаки прилагательного

1.Вид (несовершенный исовершенный): горящий (несов.в.) лес (от гореть) - сгоревший (сов.в.) лес (от сгореть).

1.Общее значение (как и прилагательное, причастие называет признак предмета и отвечает на вопрос какой?).

2.Переходность/непереходность: поющий (кого?/что?) песню - бегущий.

2. Род, число, падеж (как иприлагательное, причастие изменяется по родам, числам и падежам, причём род, число и падеж причастия зависят от рода, числа и падежа существительного, с которым причастие связано, т.е. причастие согласуется с существительным): созревший колос, созревшая ягода, созревшее яблоко, созревшие плоды.

3.Возвратность/невозвратность: поднимавший груз - поднимавшийся дым.

3. Склонение (причастия склоняются так же, как и прилагательные), ср.: вечерн- ий - горящий, вечернего - горящего, вечерним - горящим и т. д.

4. Действительное истрадательное значение (залог): атакующий противника батальон - атакуемый противником батальон.

4. Синтаксическая функция (и причастия, и прилагательные в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого).

5. Время (настоящее ипрошедшее): читающий (настоящее время) - читавший (прошедшее время).

5. Краткие формы (причастие, как и прилагательное, может иметь краткие формы): построенный - построен, закрытый - закрыт.

Примечание . Действительное/страдательное значение ивремя выражаются у причастий с помощью специальных суффиксов.

Разряды причастий

Причастия делятся на действительные и страдательные.

Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, которое совершает сам предмет: бегущий мальчик - признак мальчика по действию бежать, которое совершает сам мальчик.

Страдательные причастия обозначают признак одного предмета по действию, которое совершает другой предмет (т.е. признак предмета, над которым произведено или производится действие): разбитый (мальчиком) стакан - признак стакана по действию разбить, которое совершает мальчик.

И действительные , и страдательные причастия могут быть настоящего и прошедшего времени (будущего времени у причастий нет).

Образование причастий

1. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются только от глаголов несовершенного вида (у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени).

2. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов (у непереходных глаголов нет страдательных причастий ).

3. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы настоящего времени.

4. Причастия прошедшего времени (и действительные, и страдательные) образуются от основы инфинитива.

5. Страдательные причастия прошедшего времени пре имущественно образуются от глаголов совершенного вида.

Действительные причастия настоящего времени -ущ-/-ющ- (от глаголов I спряжения), и -ащ-/-ящ- (от глаголов II спряжения): пи- ш -ут - пишущий, numaj - ym - читающий (от глаголов I спряжения); кричат - кричащий, говорят - говорящий (от глаголов II спряжения).

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш-, -ш-: писать - писавший, кричать - кричавший, нести - несший.

Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ем-, -ом- (от глаголов I спряжения) и -им- (от глаголов II спряжения): чита j ут - читаемый (читаэ]мый), вед-ут - ведомый, любят - любимый.

Некоторые переходные глаголы несовершенного вида страдательных причастий настоящего времени не образуют: ждать, колоть, брать, мять, тереть, рыть, мыть, лить, писать, строить, рубить и др.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-: прочитать - прочитанный, построить - построенный, открыть - открытый.

Суффикс -енн- присоединяется к основам на согласный (принес ти - принесённый) или на -и (замети-ть - замеченный).

Причастия Глаголы

Действительные

Страдательные

Настоящего времени

Прошедшего времени

Настоящего времени

Прошедшего времени

-ущ (-ющ) от глаголов I спряжения; ащ (ящ) от глаголов II спряжения

-вш ■ш

-ом, -ем от глаголов I спряжения; -им от глаголов II спряжения

-нн, -енн, -т

Переходные несовершенного вида

Читающий

+ читавший

Читаемый

+ читанный

Переходные совершенного вида

Прочитавший

Прочитанный

Непереходные несовершенного вида

Сидящий

Сидевший

-

Непереходные совершенного вида

Распустившийся

Примечание . Большинство переходных глаголов несовершенного вида не имеют формы страдательных причастий прошедшего времени.

Краткая форма причастий

Страдательные причастия могут иметь краткую форму : Я не любим никем! (Г. Иванов)

В краткой форме причастия (как и краткие прилагательные) изменяются только по числам и в единственном числе по родам (по падежам краткие формы не изменяются).

Краткая форма причастий , как и краткая форма прилагательных, образуется от основы полной формы причастия с помощью окончаний: нулевого - форма мужского рода, а - женского, о - среднего, ы - множественного числа: решаем, решаема, решаемо, решаемы; построен, построена, построено, построены.

В предложении краткая форма причастия является именной частью составного именного сказуемого: И парусная лодка закатом медно-красным зажжена(Г. Иванов). Краткое причастие может иногда выполнять и роль определения, но только обособленного и только относящегося к подлежащему: Бледна как тень, с утра одета, Татьяна ждёт: когда ж ответ? (А. Пушкин)

Причастия и отглагольные прилагательные

Причастия отличаются от прилагательных не только наличием морфологических признаков глагола, но и своим значением. Прилагательные обозначают постоянные признаки предметов, а причастия - признаки, развивающиеся во времени. Ср., например: красный - краснеющий, покрасневший; старый - стареющий, постаревший.

Причастия могут утрачивать значение и признаки глагола и переходить в прилагательные. В этом случае причастие обозначает уже постоянный признак предмета (теряет категорию времени), теряет способность иметь при себе подчинённые (зависимые) слова, управлять именами существительными: расстроенное пианино, вызывающий вид, начинающий поэт, блестящий ответ. Ср.: Нравился ему и Тит Никоныч... всеми любимый (причастие) и всех любящий (И. Гончаров) и Когда она играла на рояле мои любимые (прилагательное)пьесы... я с удовольствием слушал (А. Чехов).

Наиболее легко переходят в прилагательные страдательные причастия : сдержанный характер, приподнятое настроение, натянутые отношения, растерянный вид.

Причастия употребляются преимущественно в стилях книжной речи и почти не встречаются в разговорно-бытовой.

Морфологический разбор причастия включает выделение трёх постоянных признаков (действительное или страдательное, вид, время) и четырёх непостоянных (полная или краткая форма, род, число и падеж). Причастиям, как и глаголам, от которых они образованы, свойственны переходность - непереходность, возвратность -- невозвратность. Данные постоянные признаки в общепринятую схему анализа не включаются, но могут быть отмечены.

Схема морфологического разбора причастия.

I . Часть речи (особая форма глагола).

II . Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки:

1) действительное или страдательное;

3. Непостоянные признаки:

1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

4) падеж (у причастий в полной форме).

Ш. Синтаксическая функция. Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками. (А. Пушкин)

Образец морфологического разбора причастия.

I . Озарённый (монастырь) - причастие, особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию, образовано от глагола озарить.

II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма - озарён-

2. Постоянные признаки:

1) страдательное причастие;

2) прошедшее время;

3) совершенный вид.

3. Непостоянные признаки:

1) полная форма;

2) единственное число;

3) мужской род;

4) именительный падеж.

III . Синтаксическая функция. В предложении является согласованным определением (или: входит в состав обособленного согласованного определения, выраженного причастным оборотом).

Действительные причастия могут образоваться от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных.

Действительное причастие – это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий, рисовавший (или нарисовавший) картину.

Страдательное причастие – это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником.

Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать – читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать – прочитавший, прочитанный. А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.

I. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) для лаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения. Вез-ут – везущий, работа-ют – работающий, бор-ют-ся – борющийся, держ-ат – держащий,

II. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: чита-ть – читавший, виде-ть – видевший, нес-ти – нёсший.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от возвратных глаголов сохраняют частицу -ся: борются – борющийся; бороться – боровшийся.

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.

I. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: чита-ют – чита-ем-ый; видят – вид-им-ый.

Примечание. От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом-: вед-ут – вед-ом-ый; влек-ут – влек-ом-ый. Эти причастия носят книжный характер.

II. Страдательные причастия прошедшего времени обра зуются от основы неопределённой формы глагола:

а) При помощи суффикса -нн-, если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а (-я), -е: чита-ть – читанный; посея-ть – посеянный; виде-ть – виденный.

б) При помощи суффикса -енн (-ённ-), если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти – унесённый; запеч-ь – запечённый; раскраси-ть – раскрашенный; освети-ть – освещённый; убеди-ть – убеждённый; прослави-ть – прославленный.

При этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков.

в) От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса -т-: мы-ть – мытый; ви-ть – витый; мя-ть – мятый; трону-ть – тронутый; тере-ть – тёртый; запере-ть – запертый; моло-ть – молотый; коло-ть – колотый.

Примечания. 1. К глаголам группы "в" относятся глаголы 1-го спряжения, если основа неопределённой формы оканчивается на и, ы, у, о, a также я (а), чередующееся с н или м: ви-ть – витый, мы-ть – мытый, трону-ть – тронутый, коло-ть – колотый, мять (мн-у) – мятый, сжа-ть (сожн-у, сожм-у) – сжатый.

2. У глаголов, основа неопределённой формы которых оканчивается на -ере-, конечное е основы пропускается: тере-ть – тёртый.

Таблица образования причастий.

Краткая форма страдательных причастий .

Страдательные причастия имеют две формы-полную и краткую: прочитанный-прочитан; открытый-открыт. Полная форма причастий в предложении обычно бывает определением. Краткая форма страдательных причастий ^ не склоняется и служит в предложении сказуемым. Сравните: 7. Шумит окутанный туманом лес.- Лес оку тан туманом. (Слово окутанным - определение, а слово окутан - сказуемое.) 2. Дети подошли к открытой двери.-Дверь открыта. (Слово открытой-определение, а слово открыта- :. сказуемое.) Страдательные причастия краткой формы образуются при по--. мощи суффикса -н- или реже -т-. с В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях одно н: прочитанная книга-книга прочитана, выкрашенные попы-тли выкрашены.

2. Словари русского языка. Их значение. Особенности словарной статьи разных типов словарей.

Словарь - книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др.;

1) Грамматические словари – это словари, которые содержат сведения о морфологических и

синтаксических свойствах слова. Грамматические словари включают слова, расположенные в прямом или обратном алфавитном порядке. Принципы отбора и объем сведений о слове различны в зависимости от назначения и адресата каждого грамматического словаря.

2) Словообразовательные словари – словари, показывающие членение слов на составляющие их

морфемы, словообразовательную структуру слова, а также совокупность слов с данной морфемой – корневой или аффиксальной. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением.

3) Орфографические словари – словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном

написании. Орфографические словари делятся на четыре типа в соответствии с их направленностью: общие, отраслевые, словари-справочники для работников печати, школьные. Напомним также, что проверять правописание слов следует по авторитетным словарям.

4) Орфоэпические словари – словари, отражающие правила литературного произношения.

5) Синонимические словари описывают слова, разные по звучанию и написанию, но

тождественные или близкие по значению. Такое определение синонимов следует считать рабочим, поскольку оно не претендует на всесторонность охвата сущности синонимии.

6) Словари антонимов – лингвистические словари-справочники, в которых дается описание

антонимов. Основные задачи словарей антонимов:

· Систематизированное представление лексических единиц с противоположными значениями (включая фразеологию).

· Анализ семантики антонимических пар (парадигм).

· Фиксация и анализ характерных закономерностей употребления соотносительных антонимов, их связь с синонимами.

7) Словари лингвистических терминов – разновидность отраслевых энциклопедических словарей.

8) Словари неологизмов описывают слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в

определенный период времени или употребленные только один раз. В развитых языках количество неологизмов, зафиксированных в газетах и журналах в течение одного года, составляет десятки тысяч.

9) Словари омонимов – это тип словарей, описывающий омонимы, такие слова, которые совпадают

по своему оформлению (звучанию и/или написанию; в некоторых или во всех формах) и различаются значениями.

10) Паронимы – это однокоренные слова, которые принадлежат одной части речи, имеют сходство в

звучании (в связи с общим корнем или основой), но различаются своими значениями.

11) Толковые словари – лингвистические словари, в которых объясняются значения слов и

фразеологизмов какого-либо языка средствами самого этого языка.

12) Терминологические словари – словари, содержащие терминологию одной или нескольких

специальных областей знаний или деятельности.

Билет №10

1. Основные способы образования слов.

1. Приставочный способ – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например:

бежать → добежать, яхта → суперъяхта, информировать → дезинформировать, внук → правнук, общественный → антиобщественный, всегда → навсегда, брать → отобрать, звук → ультразвук, чемпион → экс-чемпион, важный → архиважный, симметрия → асимметрия, мобилизация → демобилизация, организация → реорганизация

2. Суффиксальный способ – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например:

читать → читатель, синий → синеть, белый → белизна, океан → океанарий, экзамен → экзаменатор, два → двое, комфорт → комфортабельный, три → трижды, мяу → мяукать, болото → болотистый, хрипеть → хриплый, белый → белить, два → дважды, академия → академик, акция → акционер, музыка → музыкант, программа → программист

3. Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения

приставки и суффикса к основе слова. Например: город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье, ясный → выяснить, река → междуречье, мышца → внутримышечный, пятеро → впятером, плотный → вплотную, срок → досрочный, билет → безбилетный, берег → побережье, боль → обезболить.

4. Сложение (чистое сложение) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного

сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например: светлый и розовый → светло-розовый, оборачиваемость товара → товарооборачиваемость, овощ и хранилище → овощехранилище, защита рыб → рыбозащита, официальный и деловой → официально-деловой, научный и популярный → научно-популярный, русский и английский → русско-английский.

5. Аббревиация (сложносокращённый способ) – способ образования производных слов (существительных) путём

сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например: запись актов гражданского состояния → загс, агропромышленный комплекс → АПК, государственный аппарат → госаппарат, радиостанция → рация, заведующий хозяйством → завхоз, заведующий учебной частью → завуч.

2. Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы.

ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

СЛОВО - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

Слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

Новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Однозначные и многозначные слова.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это

научные термины (бинт, гастрит),

имена собственные (Петров Николай),

недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),

слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним - производные.

Прямое и переносное значение слова.

Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение "княжение, столица", а сейчас оно имеет значение "предмет мебели".

Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

Например, у слова «осадок» прямое значение -"твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания", а переносное значение - "тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь".

ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - "шарообразная летучая дымчатая масса" (клуб дыма) и клуб - "культурно-просветительское учреждение" (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием.

СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза - догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография - правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить - стеречь).

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

АНТОНИМЫ - это слова, противоположные по значению.

Антонимы - это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.).

Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» - «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

Билет №11

1. Роль языка в жизни и общества.

Глаголы имеют особую форму-причастие. Например: работающий, работавший (от глагола работать); строящий, строивший (от глагола строить). Причастие - это такая форма глагола, которая обладает признаками как глагола, так и прилагательного.

Подобно прилагательному, причастие обозначает признак предмета. Но в отличие от прилагательного причастие обозначает такой признак предмета, который указывает на действие или состояние предмета; работающий человек , т. е. тот человек, который работает; спящий ребёнок, т. е. тот ребёнок, который спит.

Причастие имеет ряд признаков глагола: 1) причастие бывает настоящего и прошедшего времени: работающий -настоящее время, работавший - прошедшее время; 2) причастие может быть совершенного и несовершенного вида: работавший - несовершенный вид, поработавший - совершенный вид; 3) причастие может быть возвратным; моющийся; 4) причастие требует того же падежа, что и другие глагольные формы: читающий (что?) книгу; сравните: читать книгу, читаю книгу, читай книгу (но чтение книги).

С другой стороны, причастие имеет ряд признаков прилагательного: 1) причастие изменяется по родам и числам, как прилагательное: работающий, работающая, работающее, работающие (сравните: могучий, могучая, могучее, могучие); 2) причастие склоняется, как прилагательное: работающий, работающего, работающему и т. п.

В предложении основная роль причастия та же, что и прилагательного: оно обычно служит второстепенным членом предложения (определением).

Действительное и страдательное причастия.

Действительные причастия могут образоваться от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных.

Действительное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий рисовавший, (или нарисовавший) картину.

Страдательное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником.

Причастия совершенного и несовершенного вида.

Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать-читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать-прочитавший, прочитанный (соверш. вид). При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия как настоящего, так и прошедшего времени. А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

I. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) для глаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения.

1) Везут - везущий 2) Держ-ат-держащий

Работа-ют-работающий Вид-ят - видящий Бор-ют-ся - борющийся Стро-ят-ся - строящийся

II. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: читать- читавший, видеть - видевший, нести - нёсший.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от возвратных глаголов сохраняют частицу -ся: борются-борющийся; бороться - боровшийся.

Падежные и родовые окончания причастий те же, что и у прилагательных.

Примечание. Причастия на щий(могущий,лежащий) проникли в литературный язык из старославянского языка. В древнерусском языке этим причастиям соответствовали причастия на -чий (могучий, лежачий), которые позже превратились в обыкновенные прилагательные, т. с. утратили значение времени действия. Поэтому в русском языке имеются такие пары: стоящий-стоячий, текущий - текучий, колющий - колючий. Первое слово каждой пары-старославянского происхождения, второе - русского.

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.

I. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: кита-ют, чита-ем-ый; видят, вид-им-ий.

Примечание. От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом: вед-ут, вед-ом-ый; влек-ут, влек-ом-ый. Эти причастия носят книжный характер.

II. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола:

а) при помощи суффикса -нн-, если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а(-я), -е: чита-ть -читанный; посея-ть - посеянный; виде-ть- виденный.

б) При помощи суффикса -енн-(-ённ-), если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти - унесённый; запеч-ь- запечённый; раскраси-ть - раскрашенный; освети-ть - освещенный; убеди-ть -убеждённый; прослави-ть- прославленный.

При этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков (с-ш, з-ж, т - ч - щ, д-ж-жд, в-вл и т. д.).

в) От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса –т- мы-ть - мытый; ви-ть - витый; мя-ть - мятый; трону-ть - тронутый; тере-ть- тёртый; запере-ть - запертый; мо-мо-ть - молотый; коло-ть - колотый.

Примечания. 1. К глаголам группы в) относятся глаголы 1-го спряжения, если основа неопределённой формы оканчивается на и, ы, у, о, а также я (а), чередующееся с н или м: ви-ть - витый, мы-ть - мытый, трону-ть- тронутый, коло-ть - колотый, мя-ть (мн-у) - мятый, сжа-ть (сожн-у, сожм-у) - сжатый.

2. У глаголов, основа неопределённой формы которых оканчивается на -ере-, конечное е основы пропускается: тере-ть - тёртый.

Краткая форма страдательных причастий.

Страдательные причастия имеют две формы - полную и краткую: прочитанный - прочитан; открытый - открыт.

Полная форма причастий в предложении обычно бывает определением. Краткая форма страдательных причастий не склоняется и служит в предложении сказуемым.

Сравните: 1. Шумит опутанный туманом лес. -Лес окутан туманом. (Слово окутанный - определение, а слово окутан - сказуемое.) 2. Дети подошли к открытой двери. -Дверь открыта. (Слово открытой - определение, а слово открыта - сказуемое.)

Страдательные причастия краткой формы образуются при помощи суффикса -я- или реже -т-.

В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях одно н: прочитанная книга - книга прочитана, выкрашенные полы - полы выкрашены.

Склонение причастий.

Причастия полной формы имеют такие же падежные окончания, как и "прилагательные.

Так же склоняются причастия прошедшего времени: сражавшийся, сражавшегося, сражавшемуся и т. п.

Переход причастий в существительные и прилагательные.

Причастие может употребляться в значении обычного существительного или прилагательного. Например, в предложениях: 1. Трудящиеся СССР радостно встречают празаник Первого мая, 2. Учащиеся готовятся к весенним испытаниям - слова учащиеся и трудящиеся имеют значение существительных.

Причастие, которое переходит в прилагательное, утрачивает значение времени и обозначает постоянное свойство предмета. Особенно часто переходят в прилагательные страдательные причастия прошедшего времени. Например: печёный хлеб, гружёная баржа. Такие причастия не имеют при себе пояснительных слов. Страдательные причастия без приставок, превратившиеся в прилагательные, пишутся с одним н. Например, раненый зверь (сравните: раненный пулей зверь); печёный хлеб (сравните; хорошо выпеченный хлеб).

Страдательные причастия с приставками всегда пишутся через два н (-НН-): замороженный, усиленный, раскалённый, избранный, воспитанный. Причастия с суффиксом -ованн-ый, даже если они перешли в прилагательные, также пишутся с двумя сорганизованный коллектив, квалифицированный работник.

Правописание частицы не с причастиями.

Частица не с причастиями в полной форме пишется раздельно, если причастие имеет при себе пояснительное слово.

Частица не с причастиями пишется слитно, если причастие не имеет при себе пояснительных слов.

К огороду вела извилистая нерасчищенная дорожка.

На нескошенном лугу пестрели цвети..

Недопитый стакан молока стоял на столе. К огороду вела извилистая, никем не расчищенная дорожка.

На лугу, ещё не скошенном колхозниками, пестрели цвети.

Не допитый ребёнком стакан молока стоял на столе.

С причастием в краткой форме отрицание не пишется раздельно: Работа не окончена. Нужные материалы ещё не собраны.

Примечания. 1. При пояснительных словах, обозначающих степень (крайне, совсем, совершенно, очень, весьма, чрезвычайно и др.), не с причастием пишется слитно, например: совершенно нерешённый вопрос, крайне необдуманный поступок.

2. Если не входит в состав усилительных отрицаний-далеко не, отнюдь не, вовсе не и других, стоящих перед причастием, то отрицание не пишется раздельно, например: далеко не обдуманное решение, вовсе не решённый вопрос.

Муниципальное общеобразовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла

действительные и страдательные причастия

(урок - исследование, русский язык, 7 класс «а», параллельный учебный комплекс под редакцией в.в. Бабайцевой)

Извекова Инесса Николаевна, учитель русского языка и литературы,

Орел

Тема : Действительные и страдательные причастия. Тип урока: Объяснение нового материала. Форма: Урок - исследование.

Цели урока:

Образовательные:

    знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;

    формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;

    отработка навыков морфемного разбора причастий;

    повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм. Развивающие:

развитие языкового эстетического идеала, логического мышления, воображения, речи. Воспитательные:

    воспитание любви и интереса к русскому языку, литературе родного края, к учебному процессу.

Оборудование: таблица «Образование причастий», рисунок учащихся «Генеалогическое древо причастия», иллюстрация, толковые словари, аудиозапись. Ход урока:

    Организация класса на работу, слово учителя.

    Проверка домашнего задания.

    Индивидуальное сообщение учащегося.

    Закрепление материала.

    Лингвистический материал.

    Творческая работа по иллюстрации, конструирование по схеме.

    Анализ текста, орфографическая, пунктуационная работа.

    Подведение итогов.

Слово учителя. Организация класса на работу.

Сегодня мы продолжаем исследование ранее не известной нам части речи - причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, проверим домашнее задание / упражнение № 107 из учебника «Практика»/. Ученик на доске под диктовку записывает следующие словосочетания с объяснением орфограмм:

Никого не удививший конфликт, неутомимый труженик, не с кем посоветоваться, непроведенный эксперимент.

А теперь вспомним все, что мы знаем о причастии, как части речи. Звучит индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика. Рассказ сопровождается показом рисунка, выполненного детьми, с изображением символического генеалогического дерева причастия с «унаследованными» признаками глагола и имени прилагательного.

Причастие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и обладающая общими с глаголом и прилагательным свойствами.

Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны вопросы что делающий? что сделавший?

Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее), по числам (летящий, летящие) и падежам (летящий, летящего), то есть склоняется. Причастия согласуются с существительными в роде, числе, падеже. Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы - полную и краткую (выученный - выучен). Краткие причастия не склоняются. Полные причастия в предложении выполняют роль определения, краткие - сказуемого.

Образуясь от глаголов, причастия сохраняют некоторые их признаки.

Причастия имеют вид (совершенный и несовершенный): прыгавший -прыгнувший. Имеют время (настоящее и прошедшее): толкающий -толкавший. В отличие от глаголов, причастия не имеют форм будущего времени. Причастия могут быть возвратными и невозвратными : одевающий ­

одевающийся. Причастия сохраняют переходность - непереходность того глагола, от которого образованы: одевающий девочку (перех.), сидящий, говорящий (неперех.).

    Как вы уже заметили, ствол дерева условно поделен на две части, каждая из которых имеет свое название. А вот что представляют эти названия, нам и предстоит выяснить.

Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся за языковым материалом.

На доске представлены примеры с причастиями.

    Чем отличаются причастия, записанные в 1 - м столбике, от причастий, записанных во 2 - м?

    Одинаково ли значение этих причастий?

    Рабочий, построивший дом - дом, построенный рабочими.

    Артист, прочитавший рассказ - рассказ, прочитанный артистом.

    Ученик, изучающий параграф - параграф, изучаемый учеником.

В 1 - м столбике находятся причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, самостоятельно. Во 2 - м столбике -причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на собе действие другого предмета (лица). Причастия 1 - го столбика называются действительными , так это название связано с активностью, действенностью признака. Причастия 2-го столбика называются страдательными , это название связано с подчиненностью признака действию другого предмета. Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.

Закрепление материала.

Коллективно устно выполняется упр. ПО из учебника «Практика». Обязательно использование образца рассуждения. Обращаем внимание на

записанные на доске примеры из домашнего упражнения с целью нахождения в них действительных и страдательных причастий.

Выполняется упр. 111 самостоятельно, письменно. Два сильных ученика одновременно выполняют его на отворотах доски. Производится морфемный разбор двух действительных и двух страдательных причастий.

Действительные

Страдательные

Принесший

Принесенный

Открывший

Открытый

Сверкающая

Видимый

Сообщающий

Занятый

Решающий

Возникший

Вошедший

    Все ли суффиксы, известные вам, присутствуют в этой таблице?

    Какие не указаны?

Назовите суффиксы 1 - го и 2 - го столбиков из таблицы, записанной в ваших опорных тетрадях /Специальные тетради ведутся учащимися с 5 - го класса для записи блок - схем, таблиц, конспектов, опорных сигналов и т.д./

Действительные

Страдательные

настоящее время

Ущ - (- ющ -),

Ащ - (- ящ -)

Ем - (- ом -),

Им -

прошедшее время

Вш -, - ш - ,

Енн - (- ённ -), - нн -, - т -.

Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов. Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.

Лингвистический эксперимент.

Образовать все возможные причастия от данных глаголов. В результате этой работы заполняется следующая таблица

ПРИЧАСТИЯ

ГЛАГОЛЫ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

ОДНЫЕ

решать,

НЕСОВ. ВИД

решить,

сов. вид

решающий

решавший решивший

решаемый

решённый

ПЕРЕХ

НЕСОВ. ВИД

СОВ. ВИД

читающий

читавший прочитавший

читаемый

читанный прочитанный

ХОДНЫЕ

прилетать,

НЕСОВ. ВИД

прилететь,

сов. вид

прилетающий

прилетавший, прилетевший

НЕПЕРЕ

сидеть,

НЕСОВ. ВИД

хлынуть,

сов. вид

сидящий

сидевший хлынувший

Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.

    Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? /переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета/.

    Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно немного отдохнуть.

Работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы, поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными и страдательными причастиями. Задание выполняется дифференцированно, /поднимающиеся вверх туристы, бегущие по небу облака, вьющаяся тропинка, флаг, развеваемый ветром, протоптанная дорожка, облака, подгоняемые ветром/.

Придумать с любым из этих словосочетаний предложение по схеме:

Туристы, поднимающиеся в горы, тяжело дышали.

    Сейчас мы вновь мысленно перенесемся на лоно природы, в зону лесостепную. Именно в этой зоне расположена наша область. Поможет нам в этом мастерство И.С.Тургенева, написавшего рассказ «Лес и степь», отрывок из которого сейчас прозвучит.

Выразительное чтение отрывка наизусть звучит под музыкальное

сопровождение.

Беседа по тексту.

Какой вид с горы! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни узкие дорожки; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Холмы все мельче и мельче, дерева почти нет. Вот она, наконец, - безграничная, необозримая степь!

    О чем этот текст?

    Какое настроение создает он?

/текст о любви к родной природе, настроение радостное, умиротворенное, автор восхищается увиденным, он счастлив, что может созерцать все это, об этом свидетельствуют первое и последнее предложения, являющиеся по эмоциональной окраске восклицательными/

    Каков темп прочтения? Почему?

(темп замедленный, так как это описание, а говорить о такой красоте быстро невозможно, поэтому такое обилие запятых, точек с запятыми)

    Значение каких слов непонятно?

Работа со словарями. С.И.Ожегова «Словарь русского языка» и Даля «Толковый словарь живого великого русского языка» (том 1 (А - 3)) в которых выясняется значение слов: гумно - помещение, сарай для сжатого хлеба, службы - постройки для хозяйственных надобностей /устар./, драхвы - степная птица с индейку; диалектизм, (дрофа, дудак).

Определите стиль /художественный, т.к. используются изобразительно -языковые средства: метафоры - «холмы волнами», «овраги вьются» и др.; олицетворения - холмы «разбегаются», «бегут» дорожки, дом «приютился»/.

Благодаря использованию каких частей речи Тургеневу удается передать красоту природы? (существительные - 24, глаголы - 5, причастия - 5, прилагательные - 9)

    Найти причастия? Каких причастий больше? Почему? (одно - заросшие, четыре - страдательных: распаханные, засеянные, разбросаны, перехваченная).

Преобладают страдательные причастия, потому что они, заменяя глаголы лишь напоминают о деятельности человека, который когда-то распахал, засеял поля, перехватил плотину. Природа испытывала деятельность о стороны людей.

    Необходимо сказать о прилагательном «необозримый», образованным приставочно - суффиксальным способом от глагола «обозреть» с помощью приставки -не- и суффикса -им-. Оно обозначает постоянный признак степи -бескрайняя, безграничная, необъятная.

Какова роль причастий в отрывке? (Причастие образно описывает предмет, служит выразительным средством в художественном произведении. С другой стороны, причастие заменяет глаголы, показывая тем самым спокойное, безмятежное состояние природы.)

Орфографическая, пунктуационная работа.

Объясняются орфограммы и пунктограмма (постановка знаков препинания при причастном обороте).

Подведение итогов.

    На какие группы делятся причастия?

    Дайте определение действительных, страдательных причастий.

    Чем отличаются эти причастия?

    Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?

    Какова роль причастий в художественном произведении?

Инструктаж по домашней работе. «Теория» § 134, «Практика» № 116.