Болезни Военный билет Призыв

Что такое свойство предмета. Величина является свойством предмета. Что представляет собой признак

Различение свойства и качества

Различия между свойствами и качествами (объектов) важны для правильности нашего мышления и восприятия окружающего. Об этих различиях известно не так уж и много, хотя сами понятия «свойство» и «качество» используются очень широко, причем чаще в сочетании: «свойства и качества». И их нередко употребляют одно вместо другого, не вникая в суть различий между ними. Однако в самом языке можно найти ответ на вопрос о том, чем «качество» отличается от «свойства». Ведь очевидно, что это не одно и то же: не зря же эти два понятия сосуществуют. Если бы они были синонимами, то одно из них постепенно было бы вытеснено из употребления. Да и буква «и» в выражении «свойства и качества» – отнюдь не знак равенства: она говорит о том, что наряду с чем-то одним есть и нечто другое.

«Свойство» и «качество» – философские категории и одновременно – бытовые понятия. Для нас важно их различать, когда мы имеем дело с конкретными объектами и в конкретных жизненных ситуациях. Нам важны свойства и качества конкретных объектов, но важно также и соответствие философского и бытового употребления этих (слов) понятий: ведь философия призвана выходить на реальную, повседневную жизнь, а не замыкаться в себе самой.

Вот какое определение свойства дает справочное издание: «Свойство: философская категория, выражающая такую сторону объекта, которая обусловливает его различие или общность с другими объектами и обнаруживается в соотношении с ними» . Это вполне добротное определение, причем «сторона» объекта – это «черта» объекта. Но понятие «черта» более точное, поскольку понятие «сторона» (объекта) предполагает, что мы то ли ходим вокруг него, то ли мысленно поворачиваем его перед своим взором. Понятие же «черта» выражает то, что объект сам проявляет свою активность, независимо от того, с какой стороны мы к нему подходим. Действительно, «сторона» ли, «черта» ли объекта (в их совокупности) дает возможность нам отличать одни объекты от других, выявлять их сходство и различие. Но выражение «объект, как совокупность черт» – все же более удачное, чем выражение «объект, как совокупность сторон».

А теперь определение качества (из того же словаря). «Качество: философская категория, выражающая сущностную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество – объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств». Анализ этого определения позволяет сделать вывод, что качество – вторично свойству: ведь сущность объекта (а для нее характерно именно отличие данного объекта от других объектов) выражается как раз совокупностью его свойств, что и утверждается в этом определении.

Однако представляется неоправданным сведение содержания одной философской категории – «качества » – к содержанию другой – «свойства»: на то они и категории, чтобы быть самостоятельными, суверенными понятиями . В данном же определении качества оно объясняется через свойство. Связь между ними, конечно, есть, и мы далее ее раскроем, но сводить одно к другому – неправильно. И еще: объект является «именно этим, а не иным» только благодаря определенной совокупности его свойств (или характерной его черте) – ведь именно она (см. первое определение) обусловливает «различие или общность» объекта с другими объектами. Следовательно, представленное выше определение качества неоправданно тавтологично определению свойства.

«Свойство» как отражение природы объекта

Использование – понятие для различения свойств и качеств

Для начала убедимся в самом факте различий между «свойством» и «качеством». Для этого рассмотрим следующее достаточно типичное высказывание. «Благодаря свойству аспирина влиять на центр терморегуляции, мы можем использовать его в качестве жаропонижающего средства». Что здесь важно? Во-первых, то, что поменять местами слова «свойство» и «качество» невозможно: получится бессмыслица, тогда как если бы они были синонимами, ее бы не возникало. Во-вторых, понятие «качество» всплывает, как только речь заходит об использовании объекта. Использование – ключевое понятие для различения «свойств» и «качеств» . В-третьих, говоря о свойстве, мы имеем в виду именно его – единичное свойство, проявление природы объекта, элемент его специфики. Говоря же о качестве, мы имеем в виду весь объект – носитель данного качества – в целом: объект – как носитель того или иного свойства – именно благодаря этому может выступать в том или ином качестве.

Не будь у этого объекта некоего свойства, он не смог бы выступить в соответствующем этому качестве. Действительно, если бы у аспирина не было свойства влиять на центр терморегуляции, мы не имели бы возможности использовать его в качестве жаропонижающего средства. Аналогично дело обстоит и с другим свойством аспирина. «Свойство аспирина влиять на свертывание крови дает нам возможность использовать его в качестве антикоагулянта». Здесь тоже нельзя поменять местами «свойство» и «качество». Но не будь у аспирина такого именно свойства, мы не имели бы возможности использовать его в таком именно качестве. Следовательно, без наличия у объекта того или иного свойства мы не имели бы возможности использовать данный объект (в целом – т.е. в каком-либо качестве) в определенном направлении.

Свойство и качество как черта объекта

Очевидно, что свойство – это черта объекта как такового, а качество – та же черта, но в сопоставлении с чем-либо за пределами объекта – носителя этого свойства . Как носитель свойств, объект воспринимается нами сам по себе, его же качества выявляются в его соотношениях с чем-либо другим за пределами объекта. Вот простое доказательство этого. В Солнечной системе есть небольшая планета – Меркурий. Свойства его астрономам хорошо известны: масса, размеры, траектория, температура поверхности. Говорить же о каких-либо качествах Меркурия – бессмысленно: ведь мы его рассматриваем как таковой. Какое уж тут – качество!.. Но вот простое соображение. Допустим, что мы решили вычислить траекторию какой-либо другой планеты относительно не Солнца, а относительно Меркурия. Мало ли для чего это нам могло понадобиться?! Но, взяв эту планету в качестве точки отсчета при сравнении с другими планетами, мы используем ее именно в качестве базы сравнения: сравниваем ли мы траектории, или массы, или размеры…

Качество – результат проекций наших нужд

Понятия «свойство» и «качество» нередко используются, как синонимы. Иногда это не является ошибкой: ведь и то и другое рассматривается, как проявление природы объекта, а и свойства, и качества – ее черты. Но «качество» – это результат проекции наших нужд на какую-либо черту объекта или на объект в целом . Если совокупность свойств объекта как бы замыкается (центрируется) на нем самом, то совокупность качеств как бы «растаскивает объект по множеству векторов – направлений его связи с другими объектами, в том числе, и в первую очередь, – с нами, субъектами познания и использования в своих нуждах этого объекта. Пока то или иное свойство объекта остается нам неизвестным, мы не можем использовать этот объект в том или ином качестве, причем возможность использования объекта в данном качестве полностью зависит от наличия у него данной черты, которая в другом соотношении выступает как свойство.

Уровни познания объекта

Познание любого объекта, процесса, явления окружающего мира имеет два уровня. Во-первых, мы познаем их как таковые – ровно в той мере, в которой их природа не зависит от нашего к ним отношения. Природу объекта восприятия (а следовательно, и совокупность его свойств) нам приходится принимать как таковую: ведь не в наших силах менять порядок вещей – на это способен только сам Творец. Нам же остается смиряться с тем, что природа того или иного объекта «такова». Конечно, при ее познании мы можем ошибаться, делать ложные выводы, но при всем этом сохраняется доминанта восприятия: «Сие от нас не зависит! » Хотя мы в полной мере способны к познанию этого. Во-вторых, возможно также и восприятие нами объекта как предмета нашей потребности. Тут уж мы в полной мере можем проявить себя. Почему? Потому что потребности у каждого из нас хотя и вырастают на основании четырех базисных (пищевая, половая, безопасности, информационная), но удовлетворяются они у каждого индивида путем взаимодействия с различными объектами. Именно поэтому один и тот же объект воспринимается (оценивается) различными индивидами по-разному: выступает для них в разном качестве. Для одних – в качестве необходимого и желанного, для других – в качестве безразличного и ненужного, для третьих – быть может, даже в качестве опасного. К сему изречение Козьмы Петровича Пруткова: «Тебе и горький хрен – малина, а мне и бланманже – полынь!» Ясно, что свойства «бланманже» при этом остаются одними и теми же, но выступает данный продукт в разном качестве: для одного – как лакомство, для другого – как нечто неприятное.

В полном соответствии со сказанным выше является разделение науки на фундаментальную и прикладную. Задача фундаментальной науки заключается в том, чтобы как можно более объективно выявить свойства того или иного объекта, в том числе и глубоко скрытые от непосредственного восприятия. Задача же прикладной науки – выяснить, что с выявленным фундаментальной наукой свойством можно сделать: в каком его качестве использовать объект. Следовательно, свойство – это объективно воспринятая нами черта объекта как такового. Качество же – это черта объекта, базирующаяся на каком-либо его свойстве, но становящаяся одним из его качеств вследствие нашего к ней отношения.

«Чистое знание» и «знание для нас»

Свойства объекта – это черты его природы сами по себе, качества же объекта – это черты его природы в связи с нами (а следовательно, в связи с нашим восприятием и нашими нуждами). Этим оправдывается разделение информации на «чистое знание» и «знание для нас». «Чистому знанию» еще предстоит быть использованным – это потенциальное знание. «Знание для нас» – всегда актуально, поскольку соотносится с нами, пока мы живы. Предположим, что жизнь на Земле по какой-либо причине когда-либо прекратится и все живое исчезнет. Тогда планета – со всеми своими физико-химическими свойствами – останется той же, но никакое из этих ее свойств уже не сможет выступать в каком-либо качестве: не для кого! Конечно, некому будет далее ее познавать и открывать новые ее свойства. Но она как таковая сохранит свою природу, совокупность свойств. Качества же ее «умрут» – вместе с человечеством.

Прием с понятием «красный»

Рассмотрим теперь содержание понятий «черта», «свойство» и «качество» на примере слова (понятия) «красный». «Красный цвет» – это черта некоторых объектов. «Быть красным», «производить впечатление красного» – это свойство объектов, имеющих эту черту. «Красное» как сигнал опасности – это качество объекта, который имеет черту – «красный цвет» и свойство «быть красным» при его практическом использовании. Конечно, всегда функционирует сам объект, носитель данной черты и данного свойства. В определенной связи он обретает данное качество: то есть для нас. К примеру, сигнальный красный на речном бакене: «красное» (цвет самого бакена и свет его ночью) мы используем для обозначения безопасных и опасных участков фарватера. Черта объекта – «красный цвет» имеет для нас сигнальное значение, и поэтому объекты такого цвета могут использоваться в соответствующем качестве. Мы уже упоминали красный флаг на башне, красный фонарь над входом в некое заведение, красный бакен. В других ситуациях «красное» (красный цвет) используется в технических целях: к примеру, при проявлении фотопленки в прежнее время для освещения рабочего места использовался именно красный свет, поскольку он не засвечивает пленку.

Таким образом:

  • «Свойство» и «качество» объекта – не одно и то же. Свойство – черта объекта, которая отражает его природу как такового, как отличающегося от других объектов: именно совокупностью свойства. Та или иная черта объекта, являющаяся его свойством, когда мы познаем этот объект, становится его качеством, когда мы начинаем его использовать

«Качество» как отражение значимости объекта

Качество – назначение объекта

Понятие «качество» имеет несколько векторов смысла. Во-первых, качество – это назначение предмета , роль объекта, в которой он нами используется. К примеру, у торговца не хватает гирь, и он использует в качестве (в роли) гири какую-либо массивную деталь какого-либо старого механизма. Он использует эту деталь в данном качестве только благодаря наличию у нее свойства – массивности. Ранее эта деталь использовалась в качестве составной части некоего механизма, но теперь это качество она утратила , а свойство быть массивной сохраняет в полной мере. Следовательно, один и тот же объект, с одними и теми же свойствами, может использоваться нами в разном качестве, но всегда – конкретно опираясь на то или иное свойство . К примеру, такое свойство (черта), как форма, цвет, состав металла данной детали для торговца незначимы, хотя это ее свойства. Качество же ее – в данной ситуации – только одно: связанная с массой способность заменять гирю. Отсюда видно, что «качество » объекта зависит от характера его использования, а «свойство» его от этого не зависит. Оставаясь самим собой, то или иное свойство может становиться тем или иным качеством, но при наличии дополнительных к объекту факторов: нас самих, наших нужд… К примеру, тот же самый торговец, имей он массивный объект другой, более удобной формы, использовал бы именно его, но в том же самом качестве – гири.

Качество – уровень изготовления объекта

Другой вектор смысла понятия «качество» – уровень изготовления объекта, если речь идет о рукотворном объекте. Изготавливая тот или иной предмет, мы тем самым придаем ему те или иные свойства, намереваясь использовать его в том или ином качестве .

«Использование» предполагает, что объект соответствует своему назначению – не только по функции, но и по добротности, прочности, надежности, эстетическому уровню.

Качество – способ использования объекта

За созданием рукотворного объекта всегда стоит наше намерение его использовать, и, следовательно, изготовляя такие предметы, мы как бы предвосхищаем те или иные заранее известные и нужные нам – его качества». Использование объекта тем или иным способом – это использование его в том или ином качестве .

К примеру, опытные мастера в старое время были способны построить целый храм с одним только топором: благодаря умению применить его и в качестве инструмента размеров строительных деталей, и в качестве инструмента выравнивания их поверхности, и в качестве инструмента подгонки уже готовых деталей постройки. Иными словами, учет всех свойств этого известного и простого предмета позволяет мастерам использовать его в качестве не менее трех различных инструментов: топора, рубанка, молотка.

Факторы обращения способности объекта в качество

Способность некоего объекта обращается в качество этого объекта благодаря двум факторам. Во-первых, как мы уже сказали, это конкретная роль объекта («используется в качестве гири»). Во-вторых, это степень соответствия того или иного свойства объекта характеру нашей нужды, природе нашей потребности. Если объект в полной мере этому соответствует и позволяет удовлетворить нужду полностью, мы считаем данный объект «качественным». Некачественный инструмент, к примеру, ломается в руках, и серьезной работы им не выполнишь. Следовательно, вторая ипостась качества – мера соответствия его характеру использования (объекта). В этом втором своем понимании «качество» соотносится с понятием эталона, образца.

Эталоны качества

Для свойств (объекта) совершенно безразлично, чему и как они могли бы соответствовать, и поэтому к свойствам невозможно применить какое-либо требование: если по свойствам объект не соответствует твоим нуждам, оставь его в покое! Но бывает, что объект нашим нуждам соответствует, но вот его добротность, удобство (качественность) не вполне отвечают нашим требованиям, не вполне соответствуют эталону – образцу, стандарту. Если для свойств не может быть никаких «образцов» в принципе (ведь другие свойства – это уже другой объект), то для качеств требования – это ориентир. Именно во всех тех случаях, когда речь идет о рукотворных объектах.

Использование и соответствие

Итак, понятие «использование» тянет за собой понятие «соответствие»: ведь использование чего-либо возможно только благодаря его соответствию той задаче (цели), ради которой объект используется. Понятия «образец», «эталон», «совершенство», «стандарт», «шедевр», «шаблон» – все это понятия, относящиеся к «качеству», а не к «свойству». Свойства как бы спят (или живут своей жизнью), пока мы не решим объект использовать, но «проснувшись» (или повернувшись к нам), они обращаются в качества.

Обращение свойства в качество

Таким образом, «качество» порождается в свойстве его связью с чем-либо, что в свою очередь связано с нами, что значимо для нас. Открываемые фундаментальной наукой свойства объектов значимы потенциально, а из потенциальной в актуальную их значимость превращается путем обращения открытого ранее свойства объекта в некое соответствующее ему качество. Происходит это при его практическом использовании и в соответствии с эталоном удовлетворения нами какой-либо из числа наших потребностей. Следовательно, свойство объекта, вступая в связь с чем-либо за пределами этого объекта и, тем самым, обретая определенную значимость, обращается в качество этого объекта . Проявляя те или иные свойства, объект способен выступать (для нас) в том или ином качестве – как только в этом возникнет нужда.

Взаимное оборачивание «качества» и «свойства»

Итак, различия в содержании понятий «свойство» и «качество» вполне очевидны. Но надо учитывать также, что в повседневной жизни, в языке может происходить и взаимное оборачивание «качества» и «свойства». Пример этого – высказывание «Давайте поговорим о потребительских свойствах качественных и некачественных товаров». Здесь происходит смысловой «ход» от «качества» к «свойству» и обратно, при- чем это тоже имеет практическое значение: именно оно и обусловливает возможность такого «хода», такого взаимного обращения этих понятий. Сама возможность этого связана с наличием у понятия «качество» двух ипостасей: ведь «потребительские свойства» – это вообще-то именно качества объекта, качество объекта в целом, как такового. Его же «качественность» или «некачественность» – это качество во втором его смысле, смысле добротности, надежности, эстетичности, соответствие (потребительским) требованиям. При этом полезно различать качество замысла (план, намерение, сценарий, конструкция, схема) и качество исполнения (реализации) этого замысла (при изготовлении данного предмета). Естественно, речь идет о рукотворных предметах.

Субъективность понятия «качество»

Продолжим наш анализ диалектики понятий «свойство» и «качество». Вот высказывание: «Характерные свойства этого радиоприемника – высокое качество его звучания и устойчивость приема». Понятие «свойство» здесь используется для отличия данного аппарата от других, не обладающих такими свойствами. Его же качества – это то, чем оборачиваются для нас эти его свойства, когда мы начинаем им пользоваться. Если же качество звучания приемника нам безразлично, оно потеряет свою актуальность и значимость, но его свойства сохраняются в полной мере. И еще: для требовательного индивида такие свойства приемника еще не говорят о его высоком качестве (именно для него), тогда как для менее требовательного – это достаточно качественный, а может быть, и «высококачественный» аппарат. Следовательно, понятие «качество» более субъективно, чем понятие «свойство» , и оно связано также с понятием «уровень притязаний».

Соотнесение с индивидуальными потребностями

Не случайно проблема качества более трудная для разрешения в промышленном производстве, чем проблема количества: со всеми их свойствами промышленность может произвести множество приемников.

Но спрос на них будет определяться тем, как мы оценим их качество, их пригодность. Тот, кому уровень приемника безразличен, его купит, тот же, кому уровень этого предмета небезразличен, будет искать лучшего. Это еще раз убеждает нас в том, что свойства становятся качествами именно в соотношении с нами и нашими потребностями, с нашим индивидуальным стандартом потребного результата той или иной потребности . Индивид, любящий музыку, но с неразвитым слухом, будет пользоваться таким радиоприемником, которым индивид с развитой музыкальной потребностью пользоваться не захочет. Свойства приемника будут одними и теми же (он таков, какой он есть, таков, каким его изготовили – какие свойства ему придали), отношение же к нему, а следовательно, и оценка его качества – его способности удовлетворить потребность, могут оказаться самыми различными.

Качество как способность объекта удовлетворить нашу потребность

Понятия «качество» и «свойство» по-разному соотносятся с понятием «оценка». Свойство – это безоцено чное определение – фиксация наличия той или иной черты у объекта, качество – оценочное определение. При этом качество можно определить, как обобщенную меру способности объекта удовлетворить нашу потребность . Если свойства выражают суверенитет вещи («я такая, какая есть»), то ее качества – условная ее черта: признание качества зависит от нашего к объекту отношения, а отношение – это связь, накопленная оценкой (см. нашу книгу «Общество: психология связей и отношений»). «Относись» мы или не «относись » к свойствам объектов, они так и останутся свойствами, и не признавать наличия очевидного свойства может только или дурак, или упрямый, недоброжелательный индивид. Изменять же произвольно нашу оценку качества объекта нам никто не может запретить: это – право каждого. Одного «это» вполне удовлетворяет, другого – нисколько не удовлетворяет – при одних и тех же свойствах вещи: у всех у нас различные гедонические эталоны (см. нашу книгу «Введение в общую психологию»).

Свойства присущи объекту, качеством мы его наделяем

Свойства присущи объекту, качеством же – оценкой качеств – мы его наделяем . «Вещь в себе» – это объект как таковой, со всеми его свойствами, которые нами признаются в большей или меньшей степени. По мере нашего познания объекта (углубления в его природу) мы в нем выявляем все больше свойств, и число их зависит от содержательности объекта. Но чем больше свойств у объекта мы познаем (откроем, выявим), тем больше у нас возможностей его использовать в самых различных направлениях, самыми различными способами. Следовательно, тем больше у него окажется «векторов» качества. Мы уже говорили (на примере топора), как одну и ту же вещь, с одними и теми же свойствами, можно использовать в разном качестве. Скажем ЛСД: это вещество было давно известно – диэтиламид лизергиновой кислоты. Но галлюциногенные его свойства были открыты случайно, в начале прошлого века, и только после этого данное вещество начали употреблять в качестве наркотического средства (то есть вещество нашло свое применение в данном – негативном – качестве).

«Число свойств» и «число качеств»

Между понятиями «число свойств» (объекта) и «число качеств» (объекта) есть определенное соотношение. Чем глубже мы изучим объект, тем больше свойств его выявим (обнаружим, откроем). Процесс познания ведет к возрастанию числа открытых нами свойств объектов. А после того, как свойство объекта выявлено (обнаружено, открыто), объект может употребляться то ли в одном, то ли во многих качествах . Следовательно, сначала мы углубляемся в некое неопределенное множество (черт объектов), а за- тем в нем выделяем подмножество открытых нами – то есть определенных его черт (свойств). Затем некое единичное свойство позволяет нам использовать данный объект – носитель свойства – тоже во множестве: во множестве способов применения, использования, во множестве назначений. Причем в различных ситуациях один и тот же объект, с одним и тем же набором свойств, может выступать в различном качестве, то есть иметь разную значимость .

Обратимся еще раз к известному примеру: умирающий от жажды путник в пустыне нашел мешок с золотом. Естественно, что он разочарован, поскольку дело идет о его жизни, а золото в данных конкретных условиях совершенно бесполезно для сохранения его жизни. В другое время и в другом месте на это же золото можно было бы получить очень много воды, и не только ее: золото можно было бы использовать для выкупа – и тем самым – для сохранения своей жизни. Следовательно, вода как предмет жизненно важной потребности сохраняет свое качество (свою ценность для индивида!) всегда (кроме ситуации, когда кто-либо взялся утопить его, допустим, в реке). Золото же – как опосредующий объект – может выступать в этом качестве в товарно-денежных отношениях, или более непосредственно – в качестве материала для коронки зуба, что делалось до недавнего времени.

Понятия «роль» и «назначение»

Содержания понятий «роль» и «назначение», важные в плане понимания нами сущности качества, совпадают, когда мы говорим об объектах, но могут не совпадать, когда речь идет об индивидах. К примеру, такое высказывание: «Он был там в качестве ее знакомого ». Быть в данном качестве – очевидно ситуационная черта данного индивида, «уходящая» вместе с этой ситуацией. Подобных ситуационных качеств у одного и того же объекта может быть множество . «Назначение» же данного индивида в данной ситуации зависит от того, с какой целью «она» его с собой взяла туда, где он выступил в качестве ее знакомого. С целью показать его своим подругам? Похвастаться знакомством с ним? Использовать его присутствие для чего-либо еще? И все это является различными векторами смысла выражения: «Индивид в данной ситуации в данном качестве».

Образы ожидаемого

Понятно, что образы ожидаемого нами возможны только на основании прошлого опыта, и само ожидание (и предвкушение) может быть расценено, как особое потребностное состояние индивида, проекции им себя на будущее. Но ожидаем мы всегда чего-либо при- страстно: в некоем качестве , которое мы заранее предполагаем у объекта ожиданий, на основании нашего знания его свойств. Мы заранее оценили данный объект, изучив его свойства, и теперь ожидаем (предвкушаем) встречу с ним – если это соответствует какой- либо нашей потребности, если это нужно нам. И нужен он нам при этом в совершенно определенном качестве.

Заключение

Свойство – черта объекта, отражающая его природу

  • «Свойство» и «качество» объекта – не одно и то же. Свойство – черта объекта, которая отражает его природу как такового, как отличающегося от других объектов именно совокупностью свойств. Та или иная черта объекта, являющаяся его свойством, когда мы познаем объект, становится его качеством, когда мы начинаем его использовать . Следовательно, свойство – это фактор суверенитета объекта, а качество – это фактор его пригодности для удовлетворения наших нужд.
  • Одна и та же черта объекта, которая в соотношении с прочими его чертами выступала как свойство, в соотношении с нами и нашими потребностями выступает уже как качество (этого объекта). Многое здесь зависит от ситуации, в которой мы обращаемся к объекту.
  • Общее свойство различных объектов дает им возможность выступать в одном и том же качестве: к примеру, мясо и хлеб имеют одинаковое свойство – содержат питательные вещества, и поэтому они могут использоваться в одном и том же качестве – в качестве пищи.
  • Когда некое свойство объекта, как определившаяся черта его природы, оказывается в связи с нашими потребностями и, следовательно, обретает ту или иную значимость, это уже качество данного объекта. При этом за чертой – качеством объекта – всегда как бы «просвечивает» та же самая черта, но как свойство.
  • Если главным вектором смысла понятия «свойство » является объект как таковой, то главным вектором смысла понятия «качество» являемся мы сами, наши нужды. Следовательно, всегда важно различать объект как таковой и объект в связи с чем-либо .
  • Между свойствами и качествами (объектов) есть ряд различий. Свойство – безотносительно, качество – относительно. Свойство внеситуационно, качество – ситуационно. Поэтому понятие «качество» соотносимо с понятиями «образец», «ценность», «шедевр», что для «свойства» незначимо. Оценивая качество объекта, мы прослеживаем возможные связи этого объекта, а оценивая свойства объекта, мы замыкаемся на нем самом .

Качество – степень соответствия параметров объекта нашим требованиям

  • Параметры – количественная характеристика свойств объекта, которая имеет определенную меру. Степень же соответствия параметров объекта нашим требованиям (а также образцам, стандартам) – это уже мера его качества. Не случайно бывают (и широко используются) стандарты качества, но не бывает стандартов свойств !
  • Нельзя критиковать объект за наличие у него тех или иных свойств: они – выражение его природы. И если у объекта были бы иные свойства, то это был бы уже другой объект. А вот в каком качестве использовать данный объект с данными его свойствами, это уже наше дело . Каждый из нас способен найти одному и тому же объекту разное применение, то есть способен использовать его в том или ином качестве.
  • «Качественность» объекта – это высокая степень его способности выступать в том или ином качестве: полное его соответствие нашим эталонам и требованиям; особенно это справедливо в отношении рукотворных объектов. Качественность – это то, что мы вложили в данный объект при его изготовлении. Ожидать от свойства нерукотворного объекта соответствия чему бы то ни было – бессмысленно: объект таков, каким создала его природа, но мы способны такое соответствие выявить. Создавая же рукотворные объекты, мы специально закладываем в них именно такие свойства, которые позволяют успешнее их использовать в нужном нам качестве . «Некачественный объект» – тот, который предназначен нами для использования в определенном качестве (роли), но по своим параметрам оказался несоответствующим нашим требованиям.

Качество – «потребительское свойство» объекта

  • Качество можно определить так же, как «потребительское свойство» (объекта). «Потребительское качество» – это тавтология, если речь идет о назначении объекта, но в другом смысле это характеристика степени его соответствия нашим требованиям к его «качественности». Любое свойство объекта, обретая потребительскую актуальность (значимость!), начинает восприниматься нами, как одно из качеств этого объекта.
  • Наряду с понятием «использование» ключевым для понятия «качество» является также и понятие «соответствие ». Действительно, мы всегда держим в голове образы (сочетания черт) объектов, которые способны удовлетворять ту или иную нашу потребность. И при оценке каждого конкретного объекта мы всегда выявляем меру соответствия черт оцениваемого объекта и объекта-образца. Точно такая же оценочная операция, только с другим вектором смысла, используется нами при оценке объекта, как «типичного» или «нетипичного ». Дело в том, что природа объекта может быть неодинаково выражена в конкретных экземплярах этого объекта: у одних она выражена отчетливо, у других – нет. В плане потребности «типичный» ее объект в наибольшей мере отвечает полноте ее удовлетворения, а однородный, но «нетипичный», быть может, окажется пригодным для этого, а быть может, и нет.

1. Свойство // Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 1192.

Многочисленные свойства вещей (предметов потребления), имеющие определенные качественные и количественные структуры в процессе потребления проявляются многогранно. Эти проявления реализуют качество через многостороннюю взаимосвязь предметов и конкретных потребителей в соответствующей социальной и климатической среде.

Для установления фактической структуры свойств предметов потребления необходимо знать не только функцию вещей (материалов), но и специфические особенности условий их функционирования на этапах потребления.

Так, например, синтетические покрытия для полов могут использоваться как в помещениях первого, второго, третьего этажей, жилых зданий, так и в залах и кабинетах школ, в коридорах, в помещениях цехов и др. Интенсивность движения, направленность движения, эксплуатационные нагрузки в значительной степени будут определять не только значения, но и общую структуру потребительских свойств.

В товароведении, как правило, функционирование одежнообувных изделий рассматривается без выделения функциональных свойств в самостоятельную группу, хотя в реальной действительности их функциональные свойства очерчены достаточно четко.

При потреблении материалов и различных предметов потребления имеет место их эксплуатация, в процессе которой проявляются утилитарные или эксплуатационные свойства продукции, а также ее внешний вид (эстетические свойства). Принятое разделение свойств объясняется особенностью предметов и их проявлением в окружающей физической и социальной среде. Поэтому потребительские свойства продукции могут быть условно разделены на эксплуатационные и эстетические. Эксплуатационные свойства объединяют функциональные и эргономические свойства, безопасность и долговечность предметов потребления.

В свою очередь структура функциональных свойств определяется для конкретного предмета потребления, исходя из специфики его функции. Так, для пылесоса главным функциональным свойством будет пылеуборочная способность, а для бытового холодильника - способность сохранять пищевые продукты. Для ряда изделий и материалов функциональные свойства будут определяться их сопротивляемостью к действию внешних факторов (кислотостойкость, стойкость к истиранию, водостойкость и др.), а также непроницаемостью для тепла, воды и др. В связи со значительной спецификой функционирования многих предметов потребления нужно учитывать данную особенность для конкретных объектов исследования.

На рис. 1.2 представлена структурная схема распределения групп потребительских свойств полимерных (синтетических) покрытий для пола (ПВХ - линолеумы, тафтинговые рулонные материалы). Из рисунка видно, что выделенные группы свойств безопасности и долговечности, функциональных и эргономических свойств отнесены к эксплуатационным свойствам, а свойство внешний вид проявляется через рисунок и рельеф материалов.

Как показывают результаты исследований, функциональные свойства полимерных синтетических материалов для полов проявляются через свойства сопротивляемости внешним факторам и непроницаемости (рис. 1.3). Свойство сопротивляемости материалов для полов объединяет в себе три основные группы свойств, которые проявляются посредством внешних воздействий, а именно: истираемость, деформируемость и раз- рушаемость. Истираемость оценивается через сопротивляемость (стойкость) покрытия истиранию по снижению массы образца

Рис. 1.2.

полимерных покрытий для пола или толщины его лицевого слоя. Деформируемость определяется упругостью, эластичностью, восстанавливаемостью и твердостью материала, а его разрушаемость: прочностью и стабильностью линейно-объемных размеров.

Химическая стойкость материалов пола проявляется как кислотостойкость, щелочестойкость, жиростойкость, водостойкость, топливостойкость (рис. 1.3). Определение степени воздействия химических веществ фиксируется как изменение стойкости образцов к истиранию до и после воздействия испытуемого вещества.

Биологическая стойкость полимерных материалов для полов определяется их стойкостью к действию плесеней (грибков), других микроорганизмов, а также моли. Очень важно установить степень молестойкости волокнистых подложек, которые изготовлены с применением смесей-волокон. Их стойкость к действию моли будет определять стабильность функционального свойства биологической сопротивляемости.

Теплозвукоизоляционные свойства материалов для полов будут определяться их теплозвукопроводностью и теплозву- коусвояемостью, которые зависят от наличия и вида подложки (основы), пористости полимерных слоев и их количества, от плотности, упругости и эластичности материала и некоторых других факторов (см. рис. 1.3). Оцениваются эти свойства соответствующими коэффициентами или абсолютными параметрами.

Эргономические свойства (рис. 1.4) материалов для полов объединяют гигиеничность и удобство пользования.

Гигиеничность материалов для полов определяется наличием и длительностью запаха, а также электризуемостью. Определение наличия и длительности запаха наиболее реально контролировать органолептическим методом, используя для этой цели экспертов, а электризуемость с помощью ряда приборов. Удобство пользования определяется очищаемостью и насти- лаемостью исследуемого материала. Очищаемость материалов зависит от многих факторов эксплуатации, типа уборки и характеризуется незагрязняемостыо и пористостью материала, а


Рис. 1.3. Структурная схема функциональных свойств его настилаемость определяется легкостью разрезания, прилегаемостью и легкостью соединения полотен покрытия (клеями, токами ВЧ, сваркой или пайкой тепловой).

Рис. 1.4.

Безопасность полимерных (синтетических) материалов характеризуется их потенциальным воздействием на человека и окружающую среду и проявляется через экологическую, биологическую, механическую и огнебезопасность (рис. 1.5).

Биологическая безопасность материалов определяется выпотевающими и летучими веществами, выделяющимися из полимерного слоя, которые характеризуются токсичностью, канцерогенностью, мутагенностью и эмбриогенностью. Степень воздействия выделяющихся из материалов летучих веществ на организм человека и окружающую среду будет зависеть от количественного и качественного состава выделяющихся компонентов (метод газовой хроматографии, газожидкостной хроматографии или хроматомасс-спектрометрии).


Рис. 1.5.

Механическая и огненная безопасность материалов для полов объединяет в себе свойства негорючести и нескользско- сти. Негорючесть материалов связана с их воспламеняемостью и самозатухаемостью и характеризуется соответствующей температурой. Скользкость материалов оценивается коэффициентом скольжения пары: материал пола - материал подошвы обуви.

Экологическая безопасность оценивается возможностью повторного использования как технологических отходов производства, так и поливинилхлоридных материалов, которые вышли из эксплуатации. Безотходное производство полимерных покрытий для полов и их утилизация после завершения процесса эксплуатации обеспечивают свойство утилизируемость.

Свойство долговечность характеризуется износостойкостью материалов и их сопротивляемостью агрессивным средам в процессе эксплуатации, а также сохранностью материалов (рис. 1.6).

Рис. 1.6.

Износостойкость материала будет зависеть от состава полимерного слоя и вида износа (абразивный и усталостный), специфики увлажнения (с СМС), других факторов, проявляющихся в процессе эксплуатации. Сохраняемость полимерных материалов для полов оценивается стабильностью функциональных и эргономических свойств (см. рис. 1.6). Показателем сохраняемости является коэффициент старения материала, который характеризует степень снижения конкретных величин важнейших функциональных свойств за определенный промежуток времени.

Структура потребительских свойств большинства предметов потребления объединяет 14 групп свойств третьего уровня. Поэтому для экспериментального исследования качества нужно выявить наиболее значимые свойства предметов потребления. Определение значимых свойств позволит осуществить рациональные исследования качества предметов потребления.

Нами исследовалась структура потребительских свойств на примере ПВХ-линолеумов через анкетирование мнений товароведов, гигиенистов и технологов, работающих в области производства и потребления этих материалов. В анкетные листы были включены следующие свойства ПВХ-линолеумов, проявляющиеся в процессе эксплуатации (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Перечень потребительских свойств и их шифры

Наименование свойства

Биологическая безопасность

Биологическая сопротивляемость

Внешний вид

Износостойкость

Интенсивность запаха

Негорючесть

Незагрязняемость и очищаемость

Непроницаемость тепла

Непроницаемость звука

Сопротивляемость химическим воздействиям

Срок службы (долговечность)

Стабильность эксплуатационных свойств (сохраняемость)

Устойчивость к механическим воздействиям

Электризуемость

Перечень потребительских свойств ПВХ-линолеумов был составлен с учетом мнений экспертов. Специалисты при заполнении анкеты определяли место каждого из свойств по принципу предпочтений при парном сравнении выбранных 14 свойств. Результаты экспертной оценки, выполненной тремя группами специалистов, обрабатывались методом ранговой корреляции.

Преобразование матрицы рангов по анкетным данным выполняли с учетом принципа суммы рангов в каждой строке, которая должна соответствовать значению L(lLtl) = 105 Полученная нами матрица приведена в табл. 1.4.

Результаты ранжирования потребительских свойств

Ранги в R ; . свойств ПВХ-линолеумов

Гигиенисты

Технологи

Товароведы

На основе обобщенных данных табл. 1.4 рассчитывали коэффициент конкордации (W) :

где m = 3 (число групп специалистов); п = 14 (число переменных);

Фактическое значение коэффициента конкордации заметно отличается от нуля (W = 0,866), поэтому считают, что мнения специалистов относительно значимости свойств находятся в существенной связи. Нужно заметить, что специалисты ранжируют “факты” с некоторым различием, так как найденная величина W заметно отличается от единицы. В этой связи появилась необходимость проверить значимость коэффициента конкордации по X 2 критерию:

Табличное значение X 2 для 5%-ного уровня значимости составляет Хк Р = 22,362; а его расчетное значение - 33,774. Таким образом, полученные результаты подтверждают -- степень согласованности мнений достаточно велика.

Базируясь на данных расчета, построили среднюю априорную диаграмму значимости для оцениваемых свойств. Диаграмма значимости свойств помещена на рис. 1.7.


Рис. 1.7. Диаграмма значимости потребительских свойств Как видно из диаграммы, значимость потребительских свойств наиболее выделена экспертами для свойств долговечность, биологическая безопасность, незагрязняемость и очи- щаемость. Весьма близки параметры значимости для свойств интенсивность запаха, устойчивость к механическим воздействиям, непроницаемость тепла, стабильность эксплуатационных свойств и внешний вид. Свойства, имеющие суммарный балл

Весомость для значимых потребительских свойств устанавливали экспертным методом по принципу фиксированной суммы. Результаты оценки весомости наиболее значимых свойств представлены в табл. 1.5, в качестве экспертов выступали товароведы, гигиенисты и технологи.

Таблица 1.5

Сводные данные по экспертной оценке потребительских свойств

Наименование

свойства

Значимость

свойства

Весомость

свойства

Значимость свойств с учетом весомости

Долговечность (срок службы)

Биологическая

безопасность

Незагрязняе- мость и очищае- мость

Интенсивность

Устойчивость к

механическим

воздействиям

Непроницаемость тепла

Стабильность эксплуатационных свойств

Внешний вид

  • Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов. В 2 т. 2-е изд, испр. Т. 1: Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Теория вероятностей и прикладная статистика. М., 2001. С. 301-306, 442-503.

Свойство предмета – это отличительный признак предмета. Необходимо научить ребёнка выделять как можно больше свойств у одного предмета. Например: мяч – красный, имеет форму шара, резиновый, игрушка и пр.; яблоко – зелёное, сладкое, фрукт и пр.; кубик – серый, деревянный, имеет форму куба, игрушка и пр.

Сравнение даёт возможность обнаружить общие свойства предметов, выделить сходство и отличие.

Умение выделять свойства предметов формирует у учащихся способность улавливать закономерности .

Для развития творческих способностей детей полезно, чтобы они самостоятельно придумывали загадки о свойствах предметов, составляли последовательности и узоры, угадывали правила расположения предметов и фигур, придуманные другими детьми. Например, можно предложить им некоторую последовательность, умышленно нарушив правило. Задача детей – определить правило и найти, где оно нарушено.


1. Что общего у всех предметов 1-й строки (2-й, 3-й строки)?

2. Какой предмет расположен во 2-м столбце и в 3-й строке? Какого он цвета?

3. Назовите каждый жёлтый предмет.

4. Обведите все жёлтые предметы линией.

5. Чем отличаются друг от друга предметы в 1-й строке? (Формой, материалом, из которого они сделаны, и т. д.)

6. Что общего у всех предметов 1-го столбца?

7. Отгадай предмет. Это зелёная игрушка. Что это?

8. Отгадай предмет. Он расположен в 3-м столбце, но не красный и не зелёный. Какой это предмет?

9. Сколько синих кругов нарисовано под таблицей? Сколько больших, сколько маленьких? Сколько красных и зелёных? Синих и жёлтых? Сколько не красных кругов? Сколько не синих и не зелёных?

Наталья Владимировна Якушева
Конспект занятия «Признаки и свойства предметов»

Цель :

Накапливать сенсорный опыт обследования предметов и выделение их признаков (цвета, формы) .

Учиться соотносить предметы по цвету и форме , по занимаемой площади.

Накапливать опыт образования множества

Учиться выделять группы предметов по количественному признаку – один , много.

Материал к занятию :

1) Демонстрационный : фланелеграф с сюжетной композицией, картонное изображение солнышка, корзина, муляжи или настоящие яблоки (по количеству детей в группе, одинакового размера, одно – красное, остальные – желтые, большая и маленькая тарелки одинакового цвета.

2) Раздаточный мешочки, муляжи или настоящие овощи (морковь, репа, огурец, кубик, призма .

Сюжет и ход занятия

1. Соотношение предметов по цвету .

Воспитатель : На одной лесной полянке стоял маленький домик, в котором жили замечательные, дружные гномики Бим, Бом и Бум. Они были очень похожи. Чтобы их не путали, они одевали на головки колпачки разного цвета. У. Бима был фиолетовый колпачок. У Бома- - синий, а у Бума- коричневый. (Детям показывают полянку, на котором стоит домик, где живут гномики

Когда наступало утро и над лесом вставало солнышко (на фланелеграф прикрепляется солнышко над линией горизонта слева, гномики медленно просыпались и вставали с кроваток, говорили друг другу : «Доброе утро и быстро бежали в огород, где были грядки с овощами. (Воспитатель достает корзину с овощами и показывает ее детям) .

Посмотрите, у меня в корзине лежит много овощей. Это огурчик. (Воспитатель достает из корзины огурец и показывает детям) . Найдите в корзине еще огурец, возьмите его и хорошо рассмотрите.

Какого цвета огурец?

Воспитатель : *** - Проведите, пожалуйста, по огурчику ручкой. Посмотрите, какой он длинненький и на концах не острый. Он гладкий или нет? (Правильно, кожица у огурчика в пупырышках) .

Теперь достанем морковь. Проведите по ней пальчиком. Есть у морковки пупырышки? А что можно сказать про ее кожицу? (Гладкая) А какие кончики у морковки? (Один острый, а другой нет) . Какого цвета морковка?.

Что у нас осталось в корзине? Это Репа. Какого цвета репа?

Репка похожа по форме на огурчик и морковь?*** Какого цвета репа?***

А теперь посмотрите на овощи и скажите, на каких грядках растут огурцы, на каких морковь, а на каких – репа*** Почему?

Дети должны догадаться по цвету овощей, на каких грядках они растут.

Грядки :

2. Текстильное обследование предметов и зрительное соотношение с образцом.

Воспитатель раздает детям мешочки и просит в них опустить овощи. В мешочках лежат уже два предмета – кубик и призма .

Гномики пришли домой и решили позавтракать.

Опустите руку в мешочек. Найдите морковь, но не доставайте и не подглядывайте. Все нашли морковь?*** Как вы догадались, что держите морковь, а не огурец или репу?

(Воспитатель просит несколько детей рассказать, как они узнали? Если дети называют и цвет моркови, то воспитатель обращает внимание детей на то, что цвет модно только увидеть, а потрогать нельзя.

Минутка отдыха

3. Накопление сенсорного опыта образования множеств.

Гномики пошли в сад собирать спелые яблоки. Они срывали по одному яблоку и аккуратно складывали в корзину. Вот так : одно яблоко, еще одно яблоко,***Смотрите, как много яблок собрали гномики

Сколько я блок в корзине у гномиков?*** Правильно, много.

Итог занятия .

Мы так были увлечен игрой с гномиками, что даже не заметили, как солнышко поднялось высоко над домиком, а затем опустилось и спряталось вот здесь, за яблоней. (Воспитатель демонстрирует, как двигалось солнышко.)

Дети прощаются с гномиками.

Воспитатель еще раз обращает внимание на признаки предметов : разного цвета колпачки гномиков, разную форму овощей, разные по величине тарелочки.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Сравнение предметов по их свойствам» Тема: Сравнение предметов по свойству Цель: Познакомить со свойствами («мягкое», «сладкое»); учить находить предметы обладающим свойством.

Конспект НОД в старшей группе «Свойства полезных ископаемых и металлических предметов. Беседа о Дне космонавтики» Автор – составитель: Трухина Татьяна Алексеевна студентка III курса, специальность 44.02.01. Дошкольное образование Руководитель: Гольская.

Конспект занятия «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» Цели: коррекционно-образовательные: - закрепление представлений об осени и ее приметах; - уточнение, расширение и активизация словаря по.

Цель: Повысить интерес ребят к миру природы. Способствовать развитию умственной и речевой активности. Задачи: Формировать представление.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Счет предметов до 9» Программное содержание: Закрепить прямой и обратный счет в пределах 9; совершенствовать знания о геометрических фигурах. Продолжать учить.

Конспект занятия: «Путешествие в мир предметов». Цели: 1. Выявление качеств и свойств дерева и металла через опытно – экспериментальную.

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Осень и ее признаки» Конспект занятия Тема: Осень. Задачи:Учить сравнивать природу в сентябре, октябре,ноябре. Закрепить названия месяцев Учить детей отгадывать.

Конспект ННОД в младшей группе «Составление группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного. Понятие круг» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе

В науке часто используются такие понятия, как «свойство» и «признак». Что они обозначают?

Что представляет собой свойство?

С научной точки зрения под свойством следует понимать некоторый регулярно проявляющий себя атрибут какого-либо объекта. Например, если это стальная пружина, то это может означать, что у нее есть такое свойство, как «пружинистость». Которое, в свою очередь, может состоять из большого количества других, «локальных» свойств - например, упругости, резкости, стойкости и т. д.

Рассматриваемое понятие может как предопределять совершенно уникальные характеристики предмета, так и формировать те или иные критерии для объединения соответствующего предмета в одну группу с какими-либо другими - возможно, и не похожими на него по сути. Особенно если близка их функциональность.

Например, с точки зрения применимости в машиностроении упругие пружины могут быть рассмотрены как детали, относящиеся к одной категории со столь же упругими шинами. По структуре это совершенно разные изделия. Но по свойству упругости и, как следствие, функциональности - очень близкие.

Свойства тех ли иных объектов во многом зависят от способов их использования либо исследования. Например, упругость - это, прежде всего, физическое свойство пружины. В свою очередь, если она выполнена из нержавеющей стали, то она приобретет уже химическое свойство - устойчивость к окислению. Металлическая пружина с точки зрения механической физики обладает, как мы отметили выше, «пружинистостью». Но с точки зрения электродинамики она будет обладать свойством проводимости - поскольку будет способна проводить электрический ток.

Свойства во многих случаях поддаются корректировке, то есть являются принципиально изменяемыми. Например, при размещении пружины в емкости с очень низкой температурой ее упругость может значительно снизиться, она станет хрупкой. С этой точки зрения свойство пружинистости может рассматриваться в данном случае как временный атрибут, который устойчив только при определенных условиях.

Что представляет собой признак?

С точки зрения науки под признаком следует понимать некоторое условие (совокупность условий) для идентификации какого-либо объекта либо отнесения его к той или иной категории. Например, пружина имеет такие признаки, как: спиралевидность, наличие металлической основы, наличие кольцеобразных витков на обоих торцах (что придает пружине устойчивость).

Признаков, как и свойств, у объекта может быть много. Среди них могут выделяться главные (например, спиралевидность у пружины) и «локальные» (например, одинаковый диаметр витков пружинной спирали).

Признак - это постоянный атрибут какого-либо объекта. Принципиально он не может быть скорректирован. Если он будет существенно изменен, то объект станет другим, и его правомерно будет относить уже к другой категории. Например, если пружину в условиях воздействия очень высокой температуры растянуть - вследствие чего она перестанет быть спиралевидной,-то она превратится в проволоку.

Сравнение

Главное отличие свойства от признака заключается в том, что первое - атрибут, который может быть изменен, и от этого тот или иной предмет принципиально не изменит своего предназначения, а также, скорее всего, не претерпит существенных корректировок его структура. В свою очередь, признак - ключевое условие идентификации предмета либо его отнесения к определенной категории. В случае его изменения предмет станет другим.

Очевидно, что свойства предметов дополняются различными признаками, и наоборот. При этом наличие у какого-либо объекта тех или иных свойств во многом предопределяется его признаками. И если изменятся вторые - осуществится также корректировка первых.

Определив,в чем разница между свойством и признаком, отразим выводы в таблице.