Болезни Военный билет Призыв

Что написал крылов иван андреевич. Кто есть кто в рвсн. шевцов иван андреевич. Смерть и погребение

Номинация: интегрированное занятие во второй младшей группе по ФГОС.

Цель:

1. Познакомить детей с новой сказкой, помочь понять содержание.

2. Активизировать речь детей прилагательными – синонимами, глаголами.

3.Развивать у детей выразительность речи, интерес к художественному творчеству.

Материал:

Игрушки цыпленок, курочка, петух, кот, лягушка

Корзинка с силуэтами яичек

Желтая гуашь, кисти

Видеопрезентация по сказке К.Чуковского «Цыпленок»

Воспитатель снимает платок с игрушек. И достает игрушку из корзины игрушку цыпленка.

— Кто это, ребята?

— цыпленок.

— Давайте, ребята, его рассмотрим. Посмотрите какого цвета цыпленок?

— желтого

— Потрогайте, какой он?

— пушистый, мягкий.

— Посмотрите, у цыпленка есть глазки.

— для чего цыпленку глазки?

— чтобы смотреть.

— Посмотрите, у цыпленка есть клювик.

— для чего цыпленку клювик?

— клювик, чтобы… кушать

— Что кушает цыпленок?

— жучков, зернышки, червячков.

— Ребята, кто знает, как зовут маму цыпленка?

Курица.

— А как курица говорит?

— ко-ко-ко

Как цыпленок отвечает маме курочке?

-пи-пи-пи

Воспитатель раздает прищепки.

Давайте ребятки поиграем.

Пальчиковая игра с прищепкой:

Цыпленок клювиком повел,

дети прижимают прищепку (открывают и закрывают)
Цыпленок зернышки нашёл.

ребята показывают ручку с раскрытыми пальчиками
Цыпленок зернышки клевал,

дети прищипывают прищепкой по очереди каждый пальчик
Цыпленок громко закричал «пи-пи-пи!».

Открывают прищепку и говорят пи-пи-пи.

— Ребятки, давайте превратимся в маленьких цыплят, а я буду мамой курочкой.

Дети встают и по просьбе воспитателя имитируют движения:

— цыплята умеют бегать, побежали цыплятки….

— Ай, молодцы… давайте крылышками помашем, вот так.

Цыплятки умеют прыгать, вот так.

— смотрите зернышки, давайте зернышки поклюем и водичку попьем, вот так.

Молодцы цыплятки, очень послушные детки, бегите на свои стульчики.

А у нас сегодня еще есть гости. Хотите узнать кто?

Давайте отгадайте загадки:

Выпучив глаза сидит,
ква-ква говорит.
В болоте любит жить одна,
Ловит комаров она. (лягушка )

«Ко-ко-ко! Кудах-кудах!» —
Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая…(Курочка )

Птица ходит по двору,
и кричит ку-ку-ре-ку!
На макушке гребешок,
Кто же это? (Петушок )

Любит рыбку и сметану,

И поёт так сладко «мяу».
Берегись, мышиный род!
На охоту вышел …(кот )

Воспитатель выставляет игрушки после отгадывания каждой загадки.
— Они пришли к нам из интересной сказки. Хотите её послушать?

— Давайте сядем и послушаем сказку.

Дети смотрят видеопрезентацию по сказке К. Чуковского «Цыпленок»

— ребятки о ком эта сказка?

( про маленького цыпленка.)

— вспомните, какой был цыпленок?

(маленький, желтый, пушистый)

Кто больше всех любил цыпленка?

(мама-курочка)

— Расскажите, а мама –курочка какая была?

(большая, добрая)

— как курочка заботилась о цыпленке?

кормила червяками

— Кто однажды пришел во двор? Кто прогнал маму –курочку?

кот.

Каким был кот?

большим, злым, страшным

— Кто сидел на заборе, кто очень понравился цыпленку?

(петух)

Расскажите, каким был петух?

большим, красивым, громким

— Что кричал петух? Как кричал?

(громко, ку-ка-ре-ку! Разве я не удалец?)

Давайте превратимся в петушков.

Детки встают ходят как петушки, машут ручками-крылышками.

Давайте громко крикнем: ку-ка-ре-ку! Разве я не удалец?

Дети изображают петушка вместе и индивидуально.

— Что запищал цыпленок? как?

Давайте попробуем пропищать как цыпленок

— Кто смеялся над цыпленком?

(лягушка.)

Давайте превратимся в лягушек.

Дети встают, изображают лягушек, прыгают, квакают.

Скажите, какой была лягушка?

-зеленая, веселая, большеротая.

Что сказала лягушка? Как?

— лягушка посмеялась, сказала весело: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!

Дети повторяют слова лягушки хором и индивидуально.

— А кто же пожалел цыпленка?

-мама, курочка.

— обнимите себя как мама.

Лучше мамы, лучше мамы

Никого на свете нет!

— Понравилась вам сказка?

— Смотрите, сколько яичек снесла мама курочка!

Показать детям корзину с белыми яичками (из бумаги).

— Давайте мы с вами поможем вылупиться новым цыплятам!

Конспект

открытого занятия по ФЭМПу

во 2 младшей группе

Болотенкова О.Е.

Москва, 2016 г.

«Путешествие с колобком»

Воспитатель Болотенкова О.Е.

Цель

Задачи : 1. Образовательная.

2. Развивающая.

Развивать мелкую моторику;

Развивать связную речь.

3. Воспитательная.

Воспитывать аккуратность

Коммуникация

Познание (ФЭМП)

Социализация

Здоровье

Безопасность

Музыка

5.Активизация словаря.

Название частей суток.

Ход занятия.

Не лежалось на окошке,

Жил веселый колобок,

Колобок румяный бок.

Он от бабушки ушел,

Он от дедушки ушел.

По дорожке покатился,

В густом лесу он очутился,

Еду в нем на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колеса без умолку

Д: Геометрические фигуры.

Д:отвечают на вопросы.

Д: Деревья.

Д: Много.

Д: Они качаются.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Д: нет, кошки не было.

Восп: Почему?

Д: Один.

Д: Много.

Д: Ни одного, нисколько.

Д: Волк.

Восп:

Я серый волк, зубами щелк

Колобка не пропущу,

Его сразу проглочу.

Д: Нет, не так.

Д: Одна – две - Три.

Восп: Какого они цвета?

Д: Нет, не одинаковые.

Д: Красная.

Д: Желтая.

Восп: А вот и медведь.

Мишка бурый, мишка бурый.

Отчего такой ты хмурый?

Восп: А Настасья Петровна?

Восп: А Мишутка какой?

Мишка шел, шел, шел.

Белый гриб нашел.

Раз – грибок, два – грибок.

Положил из в кузовок.

Д: Красные.

Д: Круглые.

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «Цент развития ребенка – детский сад № 1387» УД ПРФ

Конспект

открытого занятия по ФЭМПу

во 2 младшей группе

Болотенкова О.Е.

воспитатель 1 квалификационной категории

Москва, 2016 г.

Занятие по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе

«Путешествие с колобком»

Воспитатель Болотенкова О.Е.

Цель : формирование пройденных математических представлений у детей 2 мл. группы.

Задачи : 1. Образовательная.

Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры;

Закрепить понятия: один, много, больше, меньше, поровну.

Закрепить умение устанавливать отношения между понятиями: большой, поменьше, самый маленький.

Закреплять умение определять количественное соотношение двух групп предметов, понимать смысл понятий: больше, меньше, поровну, один, много.

Закрепить понятие: длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий; цвета: желтый, синий, красный, зеленый; форма – круг, квадрат, треугольник.

Закрепить умение ориентироваться на три признака одновременно (цвет, форма, величина);

Закрепить названия частей суток.

2. Развивающая.

Формирование внимания, мышления, мышления, воображения, памяти;

Развивать слуховое восприятие;

Развивать мелкую моторику;

Развивать связную речь.

3. Воспитательная.

Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи;

Воспитывать аккуратность

4. Интеграция образовательных областей:

Коммуникация

Познание (ФЭМП)

Социализация

Здоровье

Безопасность

Музыка

5.Активизация словаря.

Название геометрических фигур;

Название частей суток.

Ход занятия.

Восп. Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Сегодня утром я встретила одного сказочного героя. Он сказал, что очень хочет встретиться с вам и пригласить вас в веселое путешествие. Вы хотите с ним встретиться? Тогда отгадайте загадку:

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке…(колобок).

Восп: Правильно, это колобок. А вот и он. (выставляет на стол колобка квадратной формы).

Дети смеются и высказывают свои впечатления.

Восп: Что-то не так? Почему вы смеетесь?

Д: Колобок не такой, он круглый, катиться.

Восп:(достает из-за квадратного колобка, колобка круглой формы). Все ясно, он решил над нами подшутить. Вы знаете про него сказку? Что случилось с ним в конце сказки?

А сегодня мы отправимся в путешествие в новую сказку про колобка, который любит математику.

Жил веселый колобок,

Колобок румяный бок.

Он от бабушки ушел,

Он от дедушки ушел.

По дорожке покатился,

В густом лесу он очутился,

А поедем мы в путешествие на чем? (ответы детей) Отгадайте загадку.

Еду в нем на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колеса без умолку

Тук-тук-тук, тук-тук-тук (поезд)

Да, мы поедем на поезде. Но сначала вы должны получить билеты, чтобы потом занять свое место в вагоне (раздать билеты с геометрическими фигурами)

Посмотрите, внимательно, что на них изображено.

Д: Геометрические фигуры.

Восп: Вам надо сесть на тот стульчик, на котором изображена такая же фигура, как на вашем билете. Я буду кондуктором: приготовьте свои билеты, скажите, какая на них изображена фигура и на что она похожа. (круг – похож на солнышко, треугольник – на крышу, квадрат – на картину и т. д)

Д:отвечают на вопросы.

Восп: Ну а теперь поехали (Под музыку садятся на стульчики и топают ногами). Вот мы и в лесу. Что растет в лесу?

Д: Деревья.

Восп: Давайте поиграем. Деревья бывают какие?(дети встают со стульчиков и встают возле воспитателя).

Д: Высокие и низкие (сопровождают движениями).

Восп: Стволы у них бывают какие?

Д: Толстые и тонкие (сопровождают движениями).

Восп: Ствол – один, а веток - …

Д: Много.

Восп: А когда ветер дует, что происходит с деревьями?

Д: Они качаются.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Слова сопровождаются движениями.

Восп: А в лесу колобка и нас уже встречают звери. Вот такие: волк, заяц, медведь, лиса и кошка. Правильно? (Выставить картинки)

Д: нет, кошки не было.

Восп: Почему?

Д: Кошки не живут в лесу, они домашние животные, а в лесу живут дикие, лесные.

Восп: Правильно, а вот и зайка. Что-то он не веселый. Давайте мы его порадуем, поиграем с ним. А для этого тоже надо превратиться в зайчиков. Надевайте шапочки. Сколько было зайчиков?

Д: Один.

Восп: А теперь сколько стало зайчиков?

Д: Много.

Проводится игра «Зайка серенький сидит…»

По окончании игры дети убегают на диван.

Восп: А сколько теперь осталось зайчиков на лужайке?

Д: Ни одного, нисколько.

Восп: Давайте спросим зайчика, почему он грустил? Зайчик говорит, что он хочет послать своим друзьям посылки с морковкой и не может подписать коробки, потому что не умеет считать. Давайте поможем зайчику. В этой коробке лежат морковки для друга – бельчонка. Сколько морковок? (считают - одна) Какую цифру мы прикрепим к коробке? (находят и крепят на коробку).Один. А в этой коробке морковки для друзей – ежат. Сколько морковок? (считают – две) Какую цифру мы прикрепим к коробке? (находят и крепят на коробку). Два. А в этой коробке морковки для братьев - зайчат. Сколько морковок? (считают – три). Какую цифру мы прикрепим на коробку? (находят и крепят) Три.

Ну вот наш зайка и повеселел. Скажем ему: «До свидания» и пойдем дальше. Кто нас ждет на этой поляне?(надеть куклу на руку).

Д: Волк.

Восп:

Я серый волк, зубами щелк

Колобка не пропущу,

Его сразу проглочу.

Восп: Нет, серый волк, не надо есть колобка.

Восп: (за волка) Хорошо, я не буду есть колобка, но вы тогда помогите мне. Я поспорил со своими друзьями, что ночью – мы гуляем и играем, вечером – идем в детский сад, днем – ужинаем, а утром – спим.

Д: Нет, не так.

Восп: Ребята, давайте поможем волку. Что мы делаем и когда?

Показ картинок, игра «Что бывает и когда»

Когда мы идем в д/с – утром.

Когда в садике обедают? – Днем.

Когда мы уходим из садика домой? – Вечером.

Спать мы когда ложимся? – Ночью.

Восп(за волка): Вот, молодцы, спасибо вам. А за это я вам скажу, как дойти до домика медведя. К нему нужно идти по самому длинной дорожке.

А вот и дорожки. Сколько их, давайте сосчитаем.

Д: Одна – две - Три.

Восп: Какого они цвета?

Д: Красная, желтая и зеленая.

Восп: Одинаковые ли они по длине?

Д: Нет, не одинаковые.

Восп: Какая же дорожка самая длинная?

Д: Красная.

Восп: А какя дорожка самая короткая?

Д: Желтая.

Восп: По какой же дорожке нам надо идти?

Д: По самой длинной, по красной.

Идем по очереди, друг за другом по красной дорожке.

Восп: А вот и медведь.

Мишка бурый, мишка бурый.

Отчего такой ты хмурый?

Восп: Мишка говорит, что пока он, Настасья Петровна и сынок Мишутка были в лесу, к ним в дом пришла Маша и навела беспорядок. И теперь они сами не могут разобраться, где чья кружка, где чья ложка, подушка. Медведи очень просят помочь им навести порядок. Давайте вспомним, какой Михайло Иванович?

Д: Самый большой. И вещи его самые большие.

Восп: А Настасья Петровна?

Д: Поменьше, и вещи ее поменьше.

Восп: А Мишутка какой?

Д: Маленький. И вещи его маленькие.

Восп: Давайте в большую коробку положим вещи большие, для Михаила Ивановича, в коробку поменьше – вещи для Настасьи Петровны, а в самую маленькую – вещи маленькие – для Мишутки.

Дети по очереди снимают с доски предметы и раскладывают по коробкам.

После этого медведь предлагает поиграть.

Мишка шел, шел, шел.

Белый гриб нашел.

Раз – грибок, два – грибок.

Положил из в кузовок.

Дети под стихи выполняют имитационные движения.

Восп: Мы шли – шли и пришли к домику лисички – сестрички. Лисички сейчас дома нет. Давайте сделаем лисичке сюрприз. Чтобы она не съела колобка нужно испечь ей пирожки. Но чтобы растопить печку - нужны дрова. Дрова принесите особенные. Послушайте внимательно, какие: не синие и не желтые (лежат коробки с блоками Дьенеша). А какие?

Д: Красные.

Восп: Найдите в коробке и положите в печь. Печь растоплена, будем печь пирожки. А пирожки будут особенные: не квадратные и не треугольные. А какие?

Д: Круглые.

Восп: Правильно. Достаньте из коробки и положите их на поднос. Вот молодцы. Теперь лисичка будет сыта и никого не обидит. Но нам пора возвращаться из путешествия по сказке. Скажите нашему колобку: «До свидания» и садитесь в поезд на свои места.

2 вар: Лисичка просит помочь собрать бусы: показывает картинку с началом цепочки: большая бусинка, маленькая бусинка и т.д.

Дети выкладывают цепочку на столе.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 202» Город Чудес» город Чебоксары ЧР
ПЛАН ­ КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕСНЫ»
Составила: воспитатель
1 квалификационной категории
Никитина
Наталия Анатольевна
Чебоксары, 2017 год.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи
во второй младшей группе
«Пробуждение весны».
Цель: Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна», учить отчетливо и правильно
произносить изолированный звук ф.
Программные задачи:
Образовательные:
­ познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна»;
­ систематизировать знания детей о весне;
­ закрепить у детей знания о жизни диких животных в весенний период;
­ учить понимать смысл загадки и находить отгадку;
­ расширять словарный запас прилагательных;
­ упражнять в согласовании слов в предложении.
Развивающие:
­ развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми;
­ развивать умение использовать в беседе накопленные знания;
­ формировать эмоциональную отзывчивость;
­ развивать логическое мышление;
­ развивать наблюдательность, внимание, творческие способности детей;
­ развивать мелкую моторику детей.
Воспитательные:
­ воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому;
­ воспитывать любовь к литературе.
Интегрируемые образовательные области:
1.Познавательное развитие
Задачи: продолжать знакомить с признаками весны.
2. Художественно­эстетическое развитие.
Задачи: учить создавать образ солнца пальчиками на манной крупе. Познакомить с произведением
П. И. Чайковского «Времена года. Март»
3. Физическое развитие.
Задачи: способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
4. Социально – коммуникативное развитие
Задачи: продолжать учить связно отвечать на вопросы воспитателя.
Виды деятельности:
­ Игровая
­ Познавательная
­ Музыкальная
­ Изобразительная
Методы:
Словесный – ответы на вопросы.
Наглядный – рассматривание.
Игровой – игры.
Изобразительный – рисование.

Оборудование: кукла – Весна, игрушка Петушок, аудиозапись П.И. Чайковского Времена года. Март»,
тарелочки с манной крупой, шарики Су­Джок на каждого ребенка.
Предварительная работа: беседы с детьми о весне, наблюдения за весенними изменениями в природе на
прогулке, чтение стихов о весне, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, рассматривание картин
и иллюстраций.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Мне приятно снова с вами встретиться. Вы все
сегодня такие красивые, нарядные. Мне очень приятно видеть ваши улыбки.
Давайте мы вместе встанем в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» ­ сказали (хором здороваемся)
Сели дружно на места.
Никому не тесно?
По секрету скажу вам,
Будет интересно.
2. Основная часть.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, вы сегодня пришли в детский сад не
замерзли, тепло оделись. (Ответы детей) Молодцы! Наконец­ то кончилась долгая зима. Но
весна никак к нам не торопится, холодно еще. Может, она спит или дорогу позабыла к нам.
Надо нам ее позвать. А кто же поможет нам?
Попробуйте отгадать загадку:
Птица ходит по двору,
Будит деток поутру.
На макушке гребешок
Кто же это … (Петушок)
Воспитатель: Конечно, это петушок. А вот и он.
Здравствуй, Петя­петушок,
Золотой наш гребешок.

Помоги нам весну разбудить. А то без весны нам теплого солнышка не видно: холодно,
обидно
Воспитатель: (за петушка) Конечно, помогу, весну и солнце разбужу. Ку­ка­ре­ку!
Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Март». Вносится кукла Весна. Читается
стихотворение А. Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Воспитатель:
Здравствуй милая весна,
Ты душиста и ясна
Зеленеет лес и луг – так красиво всё вокруг.
Весна – красна, ты с чем пришла?
Воспитатель: Ребята, что происходит в природе с приходом весны?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте послушаем еще раз стихотворение Алексея Николаевича Плещеева
«Весна».
Работа по стихотворению:
1. Понравилось вам стихотворение?
2. О чем в нем говорится?
3. Какие приметы весны называет поэт?
Воспитатель: Правильно ребята все назвали, а еще весной идут дожди. Ой, кажется,
начинается.
Дождик
Капля раз, капля два, (указательным пальчиком правой руки ударяем по ладошке
Капли медленно сперва,
Кап­кап­кап­кап. (хлопки в ладоши)
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. (указательным пальчиком правой руки ударяем
по правой ладошке в быстром темпе)
Кап­кап­кап­кап. (хлопаем в ладошки быстро)
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем. (Соединяем над головой поднятые вверх кончики пальцев).
Воспитатель: Ну что ребята, поиграем с дождиком?
Игра «Солнышко и дождик»

Солнышко выглянуло, пойдем гулять. Дождь пошел, побежали скорее домой. (Садятся на
стульчики)
Воспитатель: Никто не намок? Вот и славно. Этот весенний дождик умывает всю землю,
согревает ее после зимних холодов, будит жучков­паучков и лесных жителей. Вот и ежик
проснулся ото сна, вылез из своей теплой норки. (Показ картинки ежика)
У вас ребята тоже есть маленькие ежата (шарики Су­Джок).
Воспитатель: Ребята, скажите, почему ежика называют колючей головой?
Ответы детей.
Воспитатель: ежик, сворачиваясь клубочком, выставляет свои иголки и защищается ими.
Массаж Су­джок шарами «Ежик».
Ежик, ежик, хитрый еж,
На клубочек ты похож.
На спине иголки
Очень­ очень колкие.
Хоть и ростом ежик мал,
Нам колючки показал,
А колючки тоже
На ежа похожи.
Воспитатель: Вот какой у нас ежик. Ребята, мне кажется наши ежи после долгой зимы
проголодались. Чем же мы их угостим?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, молочком. Учуяли ежи запах молочка, зафыркали от радости – ф­
ф­ф­ф­ф. Как они зафыркали? (группой, индивидуально). Нальем им в чашечку молочка
(ладошка). Наелись ежики, решили на солнышке погреться. Давайте, ребята, нарисуем с
вами пальчиками солнышко и лучики.
Рисование пальчиками на манной крупе.
З.Александрова "Салют весне"
Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Приказ – черемухе цвести,
Крапиве быть не злой,
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам громче петь,
А солнцу выйти из­за туч
И веселее греть!

Воспитатель: Какие замечательные солнышки у вас получились. Вы все постарались на
славу, молодцы. Ну что ж теперь пора прощаться.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
Возьмемся за руки дружно,
Попрощаться всем нам нужно.
До свиданья, до свиданья!
Приходите к нам опять.
До свиданья, до свиданья!
Будем весело играть.
Воспитатель: А на прощанье, Петушок хочет вам подарить вот такие теплые солнышки,
чтобы они согревали вас в пасмурную погоду.
До свиданья.

Знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1768 г. (по другим известиям – 1769 г.) в Москве. Отец Крылова, бедный армейский офицер, в 1772 г. с редким мужеством отстоял от нападения пугачевцев Яицкий городок, а после усмирения пугачёвского бунта , обойденный наградами, перешел на гражданскую службу, переселился в Тверь, где и умер в 1778 г., оставив вдову с двумя малолетними сыновьями без всяких средств к существованию. Будущему баснописцу рано пришлось познакомиться с тяжелой стороной жизни. Тотчас после смерти отца Иван Крылов был определен подканцеляристом в тверской губернский магистрат, а в 1783 г. перешел на службу в Петербург, в казенную палату «приказным служителем». Никакого систематического образования Крылов не получил и развитием своим был обязан главным образом своей необычайной даровитости. Между прочим, он был хорошим музыкантом. 15-ти лет отроду он написал комическую оперу, т. е. комедию с куплетами для пения – «Кофейницу», напечатанную уже после его смерти. В этом произведении, которое, по мнению профессора Кирпичникова, было для того времени явлением незаурядным, особенно замечателен язык, изобилующий народными оборотами и поговорками. По преданию, Крылов с детства любил толкаться среди простого народа и хорошо узнал его быт и характер.

Портрет Ивана Андреевича Крылова. Художник К. Брюллов, 1839

Приезд Крылова в Петербург совпадает по времени с открытием там общедоступного театра. Крылов знакомится с Дмитревским и другими актерами и несколько лет живет преимущественно интересами театра. 18-летним юношей, в том возрасте, когда иные только начинают служебную карьеру, Иван Андреевич Крылов выходит в отставку и отдается литературной деятельности, на первых порах не очень удачной. Его ложноклассическая трагедия «Филомела» интересна только некоторыми проблесками свободомыслия автора, в литературном же отношении крайне слаба. Его комедии («Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», «Американцы») тоже еще не обнаружили его дарований. Первые басни Крылова были напечатаны (некоторые без подписи) в журнале Рахманинова «Утренние часы» в 1788 г. и прошли незамеченными («Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осел» и др.); они значительно уступают позднейшим. Пожалуй, больше едкости, силы и сарказма находим мы в письмах памфлетах Крылова, направленных против важных лиц, задевших его самолюбие: известного писателя Княжнина и стоявшего во главе управления театром Соймонова. Это якобы оправдательные письма, с формальной стороны к ним почти нельзя придраться, но они дышат иронией, которая граничит с издевательством; самое размещение слов имеет целью оскорбить. Например, в письме к Соймонову Крылов пишет: «И последний подлец, каков только может быть, Ваше Превосходительство, огорчился бы» и т. д.

В 1789 г. Крылов вместе с Рахманиновым берется за издание «Почты духов», журнала, пытавшегося возродить серьезную сатиру новиковских журналов. Повествовательная форма удавалась Крылову больше, чем драматическая; в журнальных статьях Крылова много задора и сарказма, но журнал все же успеха не имел и в августе того же года прекратился. В 1792 г. Крылов с группой лиц издает другой журнал – «Зритель», а в 1793 г. (вместе с Клушиным) «Санкт-Петербургский Меркурий». В «Зрителе» помещены были самые сильные и глубокие по общественному смыслу из прозаических статей Ивана Андреевича Крылова: повесть «Каиб» и «Похвальная речь моему дедушке», необычайно смелое для того времени (статья появилась через два года после дела Радищева) обличение помещичьего самодурства.

Баснописец Иван Андреевич Крылов

Обескуражил ли Крылова неуспех его журналов в публике или начались, как предполагают некоторые, притеснения со стороны правительства, но только около середины 1793 г. Крылов на несколько лет прекращает всякую литературную деятельность и сам до 1806 г. исчезает из столицы. О том, как и где провел он это время, дошло до нас мало точных сведений. Жил он у разных вельмож, дольше всего у Голицына, в его имениях (в Саратовской и Киевской губерниях) и в Риге. Одно время Крылов ездил по ярмаркам, предаваясь картежной игре. К 1800 г. относится его шуто-трагедия «Трумф», поставленная на домашнем спектакле у князя Голицына. Не дошла до нас целиком комедия этого же периода «Лентяй», где дан прототип Обломова , судя по дошедшим отрывкам, может быть, лучшая из всех его комедий.

В 1806 г. в журнале Шаликова «Московский зритель» появились с рекомендацией И. И. Дмитриева переведенные Крыловым из Лафонтена басни «Дуб и трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». В том же году Крылов возвращается в Санкт-Петербург, ставит здесь комедии «Модная лавка» (1806) и «Урок дочкам» (1807), направленные против французомании и имевшие большой успех, так как попали в тон настроению общества, охваченного, в связи с наполеоновскими войнами, национальным чувством. В 1809 г. Иван Андреевич Крылов выпускает первое издание своих басен (числом 23), сразу становится знаменитостью и с тех пор, кроме басен, ничего уже более не пишет. Прерванная им на долгие годы служба также возобновляется и идет очень успешно, сначала в Монетном департаменте (1808 – 1810), затем (1812 – 1841) в Императорской Публичной Библиотеке. В этот период Крылов производит впечатление человека угомонившегося: от юношеской несдержанности, беспокойного честолюбия и предприимчивости не осталось и следа; характерными теперь для него являются нежелание ссориться с людьми, благодушная ирония, невозмутимое спокойствие и все возраставшая с годами лень. С 1836 г. он не писал уже и басен. В 1838 г. был торжественно отпразднован 50-летний юбилей его литературной деятельности. Крылов умер 9 ноября 1844 г.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову. Скульптор П. Клодт. Петербург, Летний сад

Всего Крыловом было написано более 200 басен. Самые известные из них – «Квартет », «Ворона и Лисица », «Стрекоза и Муравей », «Ларчик », «Волк на псарне », «Волк и Журавль », «Кот и Повар », «Лебедь, Щука и Рак », «Свинья под Дубом », «Слон и Моська », «Разборчивая невеста » и др. Большинство басен Крылова обличает общечеловеческие недостатки, другие имеют в виду русскую жизнь (басни о воспитании, о плохой администрации, исторические); некоторые («Троеженец», «Рыцарь») не имеют ни аллегории, ни нравоучения и являются, в сущности, просто анекдотами.

Главнейшие достоинства басен Крылова – их народность и художественность. Крылов является превосходным изобразителем животных; в изображении русских мужиков он счастливо избег карикатурности. Недосягаемым мастером кажется он и в передаче всякого рода движений, к этому надо присоединить мастерство диалога, комизм, необычайно богатый оттенками, наконец, нравоучения, нередко меткостью напоминающие пословицы. Масса крыловских выражений вошла в наш разговорный язык.

Иногда высказывалось мнение, что басни Крылова, проповедуя якобы сухой эгоизм («ты все пела – это дело: так поди же – попляши! »), недоверчивое, подозрительное отношение к людям («Роща и огонь»), указывая на опасности, связанные зачастую со свободой мысли и мнения («Водолазы», «Сочинитель и разбойник») и свободы политической («Конь и всадник»), – низменны по своей морали. Мнение это основано на недоразумении. У Ивана Андреевича Крылова есть и басни, по своим идеям довольно смелые для того времени («Мирская сходка», «Листы и корни »); некоторые из них вызывали цензурные затруднения («Рыбьи пляски» – в первой редакции; «Вельможа»). Человек громадного природного ума, Крылов никогда не мог стать проповедником умственной лени и застоя («Пруд и река»). У него, кажется, нет больших врагов на свете, как глупость, невежество и самодовольное ничтожество («Музыканты », «Бритвы», «Слон на воеводстве » и т. д.); преследует он и излишнее мудрствование («Ларчик ») и бесплодное теоретизирование («Огородник и философ»), потому что видит и тут замаскированную глупость. Иногда сравнивают мораль, крыловских басен с моралью пословиц, но не следует забывать, что Крылов совершенно чужд цинизма и грубости, нередких в русских пословицах («Не обманешь – не продашь», «Бей бабу молотом» и т. д.). Есть у Крылова и басни с возвышенной моралью («Лань и дервиш», «Орел и пчела»), и не случайно эти басни одни из самых слабых. Требовать непременно возвышенной морали от басен – значит совершенно не понимать самой сущности этого литературного вида. Воспитанный XVIII веком, еще со времен Кантемира полюбившим идеал «золотой середины», Крылов является в баснях противником всякого рода крайностей, и мораль его, не удовлетворяя высших запросов развитой и чуткой совести, при всей своей несложности, всегда ценна.

Вряд ли можно указать в русской литературе другого писателя, который был бы так общепонятен и общедоступен, как Иван Андреевич Крылов. Его басни еще при жизни автора разошлись почти в 80 тысячах экземпляров, – явление совершенно небывалое в тогдашней литературе. Крылов, несомненно, был популярнее всех своих современников, не исключая даже

Командир 9-го отдельного ракетного корпуса с мая 1965 г. по июнь 1970 г.

Командующий 31 РА с 27.06.1970 г. по 5.06.1979 г.

Родился 3 ноября 1919 года. Окончил Ульяновское танковое училище в 1941 году, в 1948 году - Военную академию бронетанковых и механизированных войск, в 1956 году - Военную академию Генерального штаба ВС СССР. Герой Советского Союза (1943 г.).

На фронте в Великую Отечественную войну с мая 1942 года: командир танкового взвода, роты, батальона. В послевоенный период - начальник штаба полка, начальник оперативного отделения штаба танковой дивизии, заместитель командира, командир танковой дивизии.

В Ракетных войсках с августа 1961 года: заместитель командира, с мая 1965 года командир 9-го отдельного ракетного корпуса (г. Хабаровск).

Соединения корпуса занимали позиционные районы на огромной территории от Чукотки до границы с Китаем, в местах с суровыми климатическими условиями. И.Л. Шевцов как заместитель командира корпуса, а затем командир корпуса принял непосредственное участие в формировании и строительстве боевых ракетных комплексов. Не секрет, что в то время все внимание в строительстве уделялось стартовым позициям, а семьи офицеров размещались или ютились как могли. Некоторые полки уже несли боевое дежурство, а боевые расчеты все еще жили в палатках или сборнощитовых казармах.

Сроки постановки ракет на боевое дежурство были очень жесткие и выполнялись за счет больших физических перегрузок и удлиненного рабочего дня. Командир корпуса имел богатый опыт командования соединениями и частями, был исключительно трудолюбивым, неутомимым и настойчивым. Он обладал высокими организаторскими способностями, умел видеть, анализировать, обобщать опыт работы в войсках корпуса, поэтому удавалось успешно выполнять сложные задачи по формированию новых частей, строительству БРК, обучению боевых расчетов, постановке на боевое дежурств.

В 1970 году Ракетные войска переходили с корпусной на общую армейскую организационно-штатную структуру. Из отдельных ракетных корпусов образовывались ракетные армии. Генерал И.А. Шевцов в июне 1970 года назначается командующим 31-й ракетной армией. Оренбургская армия формировалась на базе Кировского, Оренбургского и Джамбульского ракетных корпусов, каждый из которых имел на вооружении различные типы ракет, поэтому в боевом составе новой армии было десять типов ракет наземного и шахтного базирования. Войска армии дислоцировались на территории четырех военных округов - Уральского, Приволжского, Среднеазиатского и Туркестанского. Армия имела в своем боевом составе пять ракетных дивизий, четыре ракетные бригады и отдельный ракетный полк с подразделениями обеспечения и обслуживания.

Управление армии и армейские базы снабжения и ремонта размещались в г. Оренбурге. Командующий армией генерал И.А. Шевцов вступил в командование армией в июне 1970 года после расформирования 9-го отдельного ракетного корпуса и главные усилия в этот период направлял на изучение обстановки в войсках и оказание помощи командирам дивизий, бригад и полков.

До командиров, их заместителей и начальников служб армии, дивизий и бригад был доведен единый порядок управления боевым дежурством и повседневной деятельностью войск, установлена единая форма представления докладов командующему, отрабатывались единые формы планирующих и отчетных документов. Все внимание командующего, штаба, служб и отделов было сосредоточено на вводе в строй временного командного пункта армии, обеспечении его постоянной и надежной связью с каждым полком и дивизионом. Особое внимание уделялось также боевой подготовке, слаживанию управления армии.

Как всегда командующего беспокоил вопрос квартирного обеспечения офицеров. Здание управления армии нуждалось в капитальном ремонте, подразделения обеспечения и обслуживания были разбросаны по городу и жили в деревянных сборно-щитовых казармах.

Состояние дел требовало срочного решения. Под руководством командующего разрабатывается перспективный пятилетний план строительства объектов армии Пошли навстречу местные власти, оказало помощь командование Ракетных войск и заместитель Министра обороны по строительству. Строительство пошло и в 1979 году было в основном -завершено. Командный пункт армии нес боевое дежурство. К концу 1975 года почти все офицеры были обеспечены квартирами.

Командующий армией принял необычное решение о формировании всех дежурных сил армии с единым графиком подготовки несения и смены с боевого дежурства, от управления армии до боевого расчета полка, с периодичностью смены через 3-4 суток. Этому графику подчинялась вся жизнь и деятельность войск армии. Были разработаны штабом армии соответствующие графики, методики. сформированы единые смены дежурных сил.

Главнокомандующий и Главный штаб поддержали командующего, и после несения опытного дежурства в течение 6 месяцев в 31-й ракетной армии все Ракетные войска были переведены на дежурство дежурными силами по единым графикам. Это была большая победа и гордость командующего, решившего сложную проблему, стоящую перед Ракетными войсками. В этом была одна из сторон новаторства командующего, его настойчивого характера.

Большое внимание в армии уделялось подготовке, инженерному оборудованию позиционных районов и рассредоточению соединений и частей. В каждой дивизии создавались единые полевые учебные центры, первые из них были оборудованы в 1973 году. Разработан был своими силами тренажер, который работой операторов боевых расчетов не отличался от штатной аппаратуры., В этот же период в войсках армии шло строительство новых боевых ракетных комплексов, в том числе головного - третьего поколения (Р-36М УТТХ, Р-36М2), снятие с боевого дежурства и демонтаж ракет Р-16. К 1971 году все полки в 59-й ракетной дивизии (г. Каргалы) были поставлены на боевое дежурство, в 1975-1979 гг. они уже переоборудуются на новый комплекс РС-20А.

Ликвидируются ракеты средней дальности, снимаются с боевого дежурства и выводятся из боевого состава 17, 48 и 68-я ракетные бригады (Шадринск, Сарыозек, Каттакурган). В 1976-1977 гг. формируются первые полки «Пионер». В ноябре 1978 года заступает на боевое дежурство первый ракетный полк в РВСН в Тагильской ракетной дивизии. В 1974-1975 гг. модернизируются ракетные комплексы РС-10. Работы по перевооружению на новые ракетные комплексы развертывались практически во всех соединениях армии (в Домбаровской, 38-й, Тагильской и 59-й ракетных дивизиях). 98-я ракетная бригада (Тюратам, Ленинск) осваивала комплекс с орбитальными ракетами. Такие работы в армии велись одновременно на десятках пусковых установок, общее количество которых доходило до ста и более. Это была огромная работа тысяч людей, сотен машин и механизмов, а их действия нуждались в постоянном контроле, координации и всестороннем обеспечении.

Нельзя не отметить еще важную черту командарма И.А. Шевцова. Он являлся мастером подбора, воспитания и расстановки кадров. Практически всегда выдвигались на вышестоящие должности в армии свои офицеры. Известные в Ракетных войсках генералы Ю. Плотиков, В. Иванов, В. Кирилин, Р. Маркитан, А. Друкарев прослужили в 31-и армии по 10-13 лет и прошли путь от командира полка до заместителя командующего армией, а некоторые выходцы из Оренбургской армии, включая Ю. Яшина, С. Кочемасова, А. Ряжских, Д. Жильникова. И. Панина, стали видными военачальниками. Как пишет в своих воспоминаниях генерал-лейтенант Р. Маркитан, «...генерал-полковник Иван Андреевич Шевцов - один из самых выдающихся военных руководителей, которых я знал. Мудрый и мужественный, каким может быть только провоевавший много лет фронтовик, требовательный в равной степени к себе и подчиненным, иногда даже суровый, он умел ценить людей и быть к ним справедливым. Я и мои сослуживцы гордимся возможностью считаться его учениками...».

И таких учеников у Ивана Андреевича много. Так. генерал-лейтенант Кирилин, командующий 43-й ракетной армией, лучшей наградой считает фотографию И.А. Шевцова в парадной форме с надписью «Моему лучшему ученику В. Кирилину», подписанную его характерным почерком.

В июне 1979 года генерал-полковник И.А. Шевцов назначается начальником факультета Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского, где некоторое время передавал свой богатый войсковой опьгт и знания профессорско-преподавательскому составу и слушателям. С 1983 года генерал-полковник И.А. Шевцов в отставке. В настоящее время Иван Андреевич продолжает участвовать в ветеранском движении ракетчиков. Бодр и энергичен, проживает в Москве. Сам Иван Андреевич так говорит в своих воспоминаниях: «...чувство гордости за принадлежность к воинам-ракетчикам, за силу и мощь воинскому долгу, меня не покидает до сих пор... ».

Награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.

(3.11.1919 с. Андреевка ныне Новомосковского р-на Днепропетровской обл., Украина – 17.05.2008, г. Москва; похоронен на Троекуровском кладбище), генерал-полковник (1976), командующий ракетной армией (1970-1979), начальник факультета специального вооружения Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского (1979-1983), Герой Советского Союза (1943). В Советской Армии с 1939 по 1983. Окончил Ульяновское танковое училище (1941), Военную академию бронетанковых войск им. И.В. Сталина (1948), Военную академию Генштаба (1956).

Участник Великой Отечественной войны с мая 1942. Прошел славный путь от командира танкового взвода до командующего ракетной армией. За подвиг, совершенный в 1943 в р-не ст. Малоархангельск (Орловской обл.) по захвату и удержанию плацдарма, удостоен звания Героя Советского Союза. Командир роты 142-го танкового батальона (95-я танковая бригада, 9-й танковый корпус, Центральный фронт) старший лейтенант Ш. с ротой во взаимодействии с пехотой 15 июля 1943 в числе первых ворвался на станцию Малоархангельск и в течение 5 часов удерживал ее, нанеся противнику значительный урон в живой силе и боевой технике. Звание Героя Советского Союза присвоено 27.08.43. В РВСН с 1961: заместитель командира, командир отдельного ракетного корпуса (1965-1970); командующий ракетной армией.

Внёс большой вклад в дело внедрения новых образцов специального вооружения. С 1983 в отставке.

Награжден: орденами Ленина (1943, 1969), Октябрьской революции (1980), Красного Знамени (1942), Суворова 3 ст. (1944), Александра Невского (1943), Отечественной войны 1 ст. (1985), Трудового Красного Знамени (1974), Красной Звезды (1965) и медалями.

* * *

Командование, военный совет РВСН, командование Военной академии РВСН имени Петра Великого, совет «Союза ветеранов-ракетчиков», товарищи, коллеги и ученики с глубоким прискорбием сообщают, что 17 мая 2008 года на 89-м году жизни скончался начальник факультета специального вооружения Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского бывший командующий Оренбургской ракетной армией Герой Советского Союза генерал-полковник в отставке Шевцов Иван Андреевич.

И.А. Шевцов родился 3 ноября 1919 года в селе Андреевка ныне Новомосковского района Днепропетровской области.

В Красной Армии с 1939 года. В 1941 году окончил Ульяновское танковое училище. На фронте с мая 1942 года. Принимал участие в боевых операциях на Западном, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Командир танковой роты 142-го танкового батальона старший лейтенант Иван Шевцов особо отличился в ходе Курской битвы. 15 июля 1943 года во главе вверенного танкового подразделения он в числе первых ворвался на железнодорожную станцию Малоархангельск и в течение пяти часов удерживал ее, нанеся гитлеровцам значительный урон в живой силе и боевой технике. В том бою отважный офицер-танкист был ранен, но не оставил поля боя. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 года старшему лейтенанту Шевцову Ивану Андреевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны И.А. Шевцов окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск, а затем - Военную академию Генерального штаба. Командовал танковым батальоном, был начальником штаба танкового полка, начальником оперативного отделения, заместителем командира и командиром танковой дивизии.

С 1961 года И.А. Шевцов служил в Ракетных войсках стратегического назначения: заместитель командира, с 1965 по 1970 год - командир отдельного ракетного корпуса, с 1970 по 1979 год - командующий 31-й ракетной армией с управлением в Оренбурге. Он внес большой вклад в дело внедрения новых образцов ракетного вооружения и повышения боевой готовности РВСН. С 1979 года И.А. Шевцов - начальник факультета специального вооружения Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. С 1983 года - в отставке.

И.А. Шевцов был награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Суворова III степени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.

Светлая память об Иване Андреевиче Шевцове, верном сыне Отечества, навсегда сохранится в наших сердцах.