Болезни Военный билет Призыв

Царь семен. Правление симеона бекбулатовича. Поход на Ладогу


Семен Бекбулатович Касимовский
Симеон Бекбулатович (до крещения - Саин-Булат) Касимовский.
Годы жизни: ? - 1616
Годы правления: 1574 - 1576
Касимовский правитель, хан (1567 - 1573 гг.)
Царь и великий князь всея Руси (1575 – 1576 гг.)
Великий князь тверской (с 1576 г.)

Из династии Герай.

Его отец – султан Бек-Булат, потомок ханов Золотой Орды. Саин-Булат - правнук Ахмата, хана Золотой Орды. Племянник царицы Марии Темрюковны. Вместе с отцом перешел на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному.

Семен Касимовский участвовал в Ливонской войне 1558-1583 годов.

В 1573 году он крестился, приняв имя Симеона. Интересно его крестильное имя Саин-Булат. С одной стороны, на выбор повлиял ассонанс христианского имени с мусульманским (Саин-Булат – Симеон), а с другой – существовавшая традиция имянаречения ордынских царевичей.

Летом 1573 года он сочетался браком с Анастасией Мстиславской, дочерью князя Ивана Фёдоровича Мстиславского и княжны И.А.Шуйской. Этот брак открыл потрясающую генеалогическую перспективу. Через свою жену Симеон Бекбулатович Касимовский с потомством Ивана Третьего , а также стал своего рода племянником самого Никиты Романовича, а следовательно, и царицы Анастасии.

Его жена Анастасия тоже скончалась в иночестве в 1607 году (монашье имя - Александра). Его тесть - князь Иван Федорович Мстиславский также был пострижен в монахи (еще при Федоре Ивановиче) с именем Иона.

Дети Симеона Бекбулатовича Касимовского не дожили до взрослого возраста, их было 5 человек, и все они носили очень знаковые имена: дочери Евдокия, Мария, Анастасия, сыновья Федор, Дмитрий и Иван. Эти имена совпадали с именами детей Ивана Грозного (от 1-го брака – Мария, Дмитрий, Иван, Евдокия, Федор; от 6-го – Дмитрий).

Был известен не только своими великими реформами, которые позволили России занять достойное место среди сильнейших держав того времени, но и чудачествами, наводившими на окружающих не меньший ужас, чем массовые казни из-за своей непредсказуемости. Одним из таких поступков царя стало княжение Симеона Бекбулатовича. Дата его рождения неизвестна. В то же время сохранилось множество документальных, часто противоречивых, свидетельств о его так называемом правлении.

Симеон Бекбулатович: биография (молодые годы)

О детстве человека, который впоследствии пусть даже ненадолго занял российский престол, известно совсем немного. Саин-Булат хан был сыном Бек-Булата — прямого потомка Чингисхана и султана Его дед Ахмет был последним правителем Золотой Орды, который продолжал держать в политической зависимости московских князей.

Иван Четвертый пригласил Бек-Булата вместе с сыном к себе на службу. Старый князь был предан Грозному и проявил себя как хороший воин, поэтому после его смерти тот обласкал Саин-Булата.

По приказу государя молодой царевич женился на девушке из известного боярского рода — Марии Андреевне Клеопиной-Кутузовой. Он и так по своему положению стоял выше русской знати, так как был из рода Чингизидов, а брак с русской аристократкой только укрепил его позиции.

Царствование в Касимове

По существующей тогда практике российские правители нередко даровали приглашенным татарским князьям в уделы целые города. Поэтому никого не удивило, когда в конце 60-х годов Симеона Бекбулатовича назначили ханом в Касимов, в то же время он получил титул "слуга государев", тогда как даже самые родовитые бояре именовались лишь "холопами Ивана Грозного".

В период царствования в Касимове Симеон Бекбулатович принял участие в а также в походах на Пайду, Орешек и Колывань. Тогда же по настоянию Ивана Грозного он крестился и взял имя Симеон. К тому времени Бекбулатович был вдовцом и женился повторно на недавно потерявшей мужа княгине Анастасии Черкасской.

Благодаря этому браку Симеон Бекбулатович — царь Касимовский — породнился с царской фамилией, так как в жилах его второй супруги текла кровь

В браке у пары родилось три сына и три дочери.

Почему произошла передача власти?

До сих пор причина, по которой Иван Грозный поставил во главе государства такую неприметную персону, как Симеон Бекбулатович, остается предметом обсуждения историков.

Существует множество версий. По наиболее распространенной Ивану Грозному было сделано предзнаменование о скорой смерти правителя всея Руси, поэтому, сажая на трон другого человека, он надеялся обмануть судьбу. Есть также мнение, что он хотел отойти на время в тень, чтобы выявить своих скрытых врагов. Некоторые историки выдвигают и гипотезу о том, что таким образом царь хотел отвести от себя недовольство народа, который с трудом приходил в себя после ужасов, которые ему пришлось пережить в период опричнины, «переведя стрелки» на пришлого князя.

На троне российского государства

Как бы то ни было, в 1575 году Иван Грозный повелел венчать на царство Симеона Бекбулатовича, который получил при этом титул «Великий князь всея Руси». Сам же он вместе с семьей переехал из Кремля на Петровку. При этом страну формально разделили, выделив Ивану Московскому, как решил отныне прозываться «бывший» правитель страны, небольшой удел. Там он завел собственную думу, в которой заправляли Годуновы, Нагие и Бельские.

Всего новый государь процарствовал 11 месяцев. За это время, по свидетельству иностранных послов, он отобрал у монастырей и церквей все грамоты, жалованные ей на протяжение веков, и уничтожил. Кроме того, формально по приказу Симеона, а на самом деле с повеления Ивана Грозного, были казнены некоторые царедворцы, которые были приближены им после опричнины, но не оправдали надежд. Таким образом была проведена еще одна «зачистка» в верхнем эшелоне власти.

Симеон Бекбулатович и его реформы не были однозначно восприняты современниками, однако смуты, которой опасался Иван Грозный, не случилось.

Смещение

Убедившись в том, что политическая рокировка завершилась успешно, Грозный высказал «недовольство» действиями Симеона и «был вынужден» снова взять скипетр, чтобы возместить зло, урон, которые тот нанес церкви.

По крайней мере, действия Ивана Четвертого были преподнесены народу и знати именно в этом ключе. При этом царь дозволил возобновить уничтоженные грамоты, однако раздал их уже от своего имени, удерживая и присоединяя к государевой казне часть церковных земель. Кроме того, ходили слухи, что многим церковным иерархам пришлось заплатить немалые суммы, чтобы возвратить хотя бы часть имущества своих обителей.

Как докладывали своим правительствам иноземные послы, кратковременное Великое княжение Симеона Бекбулатовича (дата восшествия на трон неизвестна, однако ученые считают, что оно произошло в октябре 1576 года) позволило Ивану Грозному безболезненно отнять значительную часть имущества у церкви, а также показать всем недовольным, что «возможно еще более худшее правление».

Княжение

После отстранения от власти Симеон Бекбулатович (фото приведено ниже) получил приказ отбыть в Тверь, где ему был выделен новый удел. При этом он сохранил титул Великого князя, который был и у Ивана Васильевича. Однако последний одновременно с этим в официальных документах именовался еще и царем. Лишившись власти, которая ему и так принадлежала лишь формально, Симеон Бекбулатович стал одним из крупнейших землевладельцев того времени. Согласно сохранившейся писцовой книге его имущества, составленной около 1580 года, в Тверском и Микулинском уездах он имел одной только пахотной земли до 13500 десятин. Кроме того, он был наделен особыми привилегиями, дающими ему право взымать налоги и подати в свою пользу, что не позволялось остальным, даже самым высокопоставленным, служилым людям Московского царства.

Дальнейшая карьера

С конца 1577 года в течение 5 лет Симеон Бекбулатович принимал активное участие в военных действиях, направленных против Польши. Однако результатов на этом поприще ему добиться не удалось, так как он не обладал ни храбростью, ни талантом полководца.

После в 1588 году Великий князь Симеон на некоторое время смог сохранить свое высокое положение. Однако приблизившийся к трону Борис Годунов стал всячески настраивать молодого царя Федора Первого против Тверского князя.

Опала

Став царем, Годунов приказал присягавшим боярам поклясться, что они не станут предпринимать действий для передачи трона Симеону Бекбулатовичу или его детям. Кроме того, вскоре был найден повод для устранения опасного претендента на власть в стране: близкий родственник Симеона Бекбулатовича — И. Мстиславский — оказался замешанным в одной из интриг против всесильного царского шурина, и после того, как его арестовали, бывшего «правителя всея Руси» постигла опала. У него отняли имение и сан, но не сослали, позволив жить в своей бывшей удельной столице Кушалине.

Опасения Годунова не были беспочвенными, так как некоторые бояре действительно замышляли заговор с целью возведения на престол царя, который уже занимал трон с согласия самого Ивана Грозного. В заговоре приняли участия такие известные политические фигуры того времени, как Феодор Никитич Романов и Бельский. Их интрига была расстроена, а сам Симеон, по некоторым сведениям, ослеплен.

Иночество

Потерявший зрение и впавший в опалу Симеон Бекбулатович стал искать утешения в православной вере. Он строил храмы и жертвовал на монастыри. От этих занятий ему пришлось на время отказаться при воцарении Лжедимитрия Первого, который сначала пригласил его в Москву и обласкал. Однако такая ситуация продлилась недолго, и несчастный был приговорен самозванцем на заточение в Кирилло-Белозерский монастырь. Сохранился даже документ за его подписью, предписывавший игумену обители постричь в монахи Симеона Бекбулатовича и написать об этом ему лично.

3 апреля 1616 года бывший царь принял постриг под именем Стефана. С этого момента Симеон Бекбулатович, биография которого напоминает авантюрный роман, жил практически как узник.

Его положение еще более ухудшилось при Василии Шуйском, сославшем инока на Соловки.

Горькие дни свои Симеон, он же инок Стефан, окончил в Москве в 1616 году и был погребен в Симонове монастыре.

Теперь вы знаете, кем был Симеон Бекбулатович, годы жизни которого можно назвать лишь предположительно (1540-е — 1616-й). Причины резкого поворота в его судьбе, в результате которого он оказался на русском престоле, до сих пор являются предметом обсуждения историков и вряд ли когда-нибудь будут установлены.

Бек-Булата и его сына Саин-Булата. Отец и сын принимали участие в Ливонской войне, во время которой (около 1566 года) Бек-Булат погиб. Саин-Булат в официальных документах поначалу именовался астраханским царевичем, а в конце 1560-х годов ему было пожаловано Касимовское ханство. Это государственное образование появилось в 1452 году и служило буфером между Московским княжеством и . Во времена оно, фактически, было уделом Русского царства и не имело никакой политической самостоятельности. Саин-Булат продолжал участвовать в Ливонской войне, но победами своё имя не обессмертил. Скорее наоборот, он был неудачлив. Под его неосмотрительным руководством русское войско было разбито при Коловери. В 1573 году Саин-Булат крестился под именем Симеона и взял в жёны Анастасию Ивановну Мстиславскую.

Осенью 1575 года неожиданно "отрёкся" от престола и возвел на него Симеона. Истинные причины этого "политического маскарада" до сих пор остаются неизвестны. Одни полагают, что суеверный таким образом хотел спасти свою жизнь, поскольку волхвы предсказали "скорую смерть московского царя". Другие считают, что таким образом хотел развязать себе руки для борьбы за польский престол. Третьи – что таким экстравагантным образом восстанавливал отмененную в 1572 году опричнину. Наконец, есть версия, что просто хотел в очередной раз унизить бояр, поставив над ними татарского царевича. Однако здесь надо заметить, что по понятиям того времени Чингизид Симеон считался человеком очень благородного происхождения, поскольку на протяжении более чем двухсот лет татарские ханы были фактическими правителями Руси. Многие дворянские фамилии вели свое происхождение от перешедших на русскую службу татарских ханов, считавшихся людьми "царского корня", и очень гордились этим. В государевом родословце они стояли сразу после фамилий царского рода и считались знатнее большинства боярских родов.

Так или иначе, осенью 1575 года Симеон Бекбулатович был коронован в Успенском соборе великим князем всея Руси (царского титула ему не дал!), а сам стал просто . Формально страна была разделена на "государев удел" и "удел ". В него вошли Москва, Псков, Ростов, Двинский уезд, новгородская Шелонская пятина, Дмитров, Ржев и Зубцов. Симеон жил в Кремле, окружённый пышным двором, а - в Петровке, и писал Симеону челобитные как рядовой россиянин, употребляя в отношении себя самые уничижительные обороты. Однако все понимали, в чьих руках осталась реальная власть. Грамоты, подписанные Симеоном и скреплённые государственной печатью, дьяками игнорировались. Исполнялись лишь повеления . Иностранным послам Симеона не показывали – их принимал , мотивируя это тем, что он отрёкся от царства не насовсем и оставил за собой право вновь принять сан.

Собственно, это и произошло в августе 1576 года, когда безо всяких объяснений сверг Симеона и вновь сел на престол. С бывшим "царём" он обошелся на удивление милостиво, дав ему в удел Тверь (впрочем, совершенно разорённую опричниной) и сохранив великокняжеский титул.

Со смертью положение Симеона ухудшилось. , фактически правивший Россией при , видя в Симеоне конкурента в борьбе за трон, лишил его великокняжеского титула и всех владений, оставив лишь село Кушалино, в котором он был когда-то крещён. Со смертью остро встал вопрос о престолонаследии. Кандидатура выглядела совершенно неоднозначной. Многие бояре, в частности, Романовы и Бельские, высказывались в пользу Симеона. Ведь идея божественного происхождения царской власти не допускала для царя приставки "экс", и как бы ни был номинален титул Симеона, для многих он так и остался царём. Поэтому, целуя крест и даже его сыну в 1605 году, бояре должны были отдельно клясться "не сноситься с Симеоном". так боялся вывшего "царя", что в 1595 год на день рождения прислал тому отравленного испанского вина, выпив которое, Симеон ослеп.

Итак, Симеон тихо жил в своем тверском селе, всеми избегаемый и ни на что не претендующий. Свои накопления он щедро жертвовал церквям и монастырям. В 1606 году занявший Москву неожиданно пригласил его в столицу, обласкал и даже позволил недолго именоваться царём. Однако он продолжал видеть в слепом, сломленном жизнью старике конкурента, а потому вскоре сослал его в Кирилло-Белозерский монастырь, где Симеона постригли в монахи под именем Стефана. Очень скоро был убит, а на русский престол взошёл . Популярностью в народе он не пользовался. Говорили даже, что он "самочинно в цари поставился". Подозрения к возможному конкуренту (хотя какой уж из Симеона был тогда конкурент!) были столь велики, что он приказал сослать старца Стефана на Соловки и держать там в строгости. Лишь со смертью бывшего "царя" перевели обратно в Кирилло-Белозерский монастырь. Романовым дряхлый старец уже был не страшен, и он проживал в Москве в полном забвении, пережив жену и всех детей.

Симеон Бекбулатович, "во иноцех Стефан", преставился 5 января 1516 года и был похоронен в Симоновом монастыре. Могила его не сохранилась – на месте кладбища сейчас стоит дворец культуры ЗИЛа.

Среди многих загадок царствования Ивана Грозного одной из самых тёмных представляется возведение им на московский престол крещёного татарина Симеона Бекбулатовича. Грозный был склонен к разного рода эпатажным действиям, вроде внезапного отъезда из Москвы в Александрову слободу или сватовства к английской королеве Елизавете I. Однако царствование на Москве потомка Чингисхана можно считать едва ли не наиболее загадочным из всех событий того времени.

Симеон Бекбулатович, до крещения Саин-Булат, был правнуком Ахмата – хана Золотой Орды, который неудачно ходил на Москву в 1480 году и бежал после знаменитого стояния на Угре. Внук Ахмата Бек-Булата известен как астраханский царевич. В 1555 или 1556 году Астраханское царство вошло в состав России. В 1558 году Бек-Булат перешёл на службу к московскому царю. В 1567 году Иван IV назначил его сына Саин-Булата царём в Касимове.

Вассальное по отношению к Москве Касимовское царство было образовано в середине XV века при московском князе Василии II (Тёмном). Основным его населением были татары-мишари и мордва. Это владение давалось союзным с Москвой потомкам Чингисхана. Вообще, Чингисиды ещё очень долго после падения Золотой Орды почитались на Москве как лица царского достоинства, выше всех русских княжеских родов, за исключением династической линии московского царя. Касимовское царство долго сохраняло своё особое устройство уже после ликвидации в Московском государстве всех удельных владений. Упразднено оно было только в 1681 году.

Саин-Булат водил касимовские рати в составе русского войска в Прибалтику во время Ливонской войны. В 1573 году царь женил Саин-Булата на дочери князя И.Ф. Мстиславского. В связи с этим Саин-Булат был вынужден креститься в православие, а касимовский престол был у него отобран, так как московские цари назначали правителями этого государственного образования только мусульман. В течение двух лет после этого о Симеоне Бекбулатовиче не было никаких известий, пока осенью 1575 года не произошло событие, очень удивившее современников (хотя, казалось бы, они должны были перестать удивляться причудам царя) и продолжающее озадачивать историков.

Иван Грозный внезапно отрёкся от престола. По его распоряжению Симеон Бекбулатович был венчан в Успенском соборе московского Кремля «царским венцом» (как гласит летопись). Симеон стал официально величаться «великим князем московским и всея Руси» (не царём!). Он председательствовал в Боярской думе, от его имени издавались указы и жалованные грамоты. Сам Иван Грозный писал Симеону челобитные, именуя себя в них уменьшительно «Иванец», переехал из Кремля на Петровку и стал жить как обычный боярин.

Зачем ему это понадобилось? В некоторых летописях более позднего времени говорится, будто царь поставил Симеона «царём Земщины», а себе выделил Опричнину. Однако здесь явно смешиваются два разных события. К моменту коронации Симеона опричнина была уже три года как официально упразднена.

Выдвигались разные версии такого поступка царя. Одни историки предполагали, что это была очередная театральная выходка Ивана Грозного, лишенная всякого смысла. Но расценивать все странные действия царя лишь как помрачение рассудка – значит, по сути, уклоняться от всякого разумного объяснения. Иногда, как уверял Н.М. Карамзин, Иван Грозный возвышал того или иного вельможу для того, чтобы потом подвергнуть его опале и насладиться зрелищем его падения. К случаю с Симеоном Бекбулатовичем подобный вариант явно не подходит. Когда спустя 11 месяцев, в августе 1576 года, Иван IV свёл Симеона с московского трона, то не только не стал его преследовать, но наградил титулом великого князя Тверского, каковым Симеон пользовался до конца жизни царя. В Твери Симеон жил настоящим удельным князем, имея право суда и расправы над подвластными людьми. Это совершенно не согласуется с образом Ивана Грозного, нарисованным историками С.М. Соловьёвым и С.Ф. Платоновым, как царя, целенаправленно искоренявшего удельные владения.

В числе прочих была выдвинута и экзотическая гипотеза, а именно, что в среде московских бояр созрел заговор с целью свергнуть Ивана IV и возвести на престол крымского царя Девлет-Гирея – того самого, что в 1571 году сжёг Москву. Не имея сил бороться с заговорщиками, Иван был вынужден на время имитировать уход от власти и посадить вместо себя на московский трон одного из Чингисидов. Эта версия не находит прямых доказательств. Однако, по-видимому, вес Симеона Бекбулатовича среди московской знати был достаточно велик. Иначе не стал бы Борис Годунов при своём избрании на царство в 1598 году брать с бояр присяжную запись, что они не будут искать под ним трона для Симеона Бекбулатовича! К тому времени Симеон был лишён прав тверского удельного властителя. Воцарившись, Борис сослал его в Кирилло-Белозёрский монастырь (по некоторым сведениям, предварительно ослепив).

Вряд ли казус Симеона Бекбулатовича следует рассматривать в отрыве от изменения этнической ситуации в Московском государстве в середине XVI века. В связи с присоединением Казанского и Астраханского царств, среди московского служилого сословия значительно выросло количество крещёных инородцев. В борьбе с мятежными, как ему казалось, замыслами знати, Иван Грозный мог пытаться найти дополнительную опору в этом новом дворянстве и задобрить его возвышением одного из их вождей. Поскольку никакого научного подхода к управлению в то время не существовало, результат этого поиска обернулся импровизацией – такой же бессмысленной с виду, как и опричнина. Иван Грозный не воспринимал Симеона Бекбулатовича как соперника, о чём свидетельствует благоволение царя к нему до самой своей кончины.

Возможно, что некую роль в воцарении Симеона могли сыграть внешнеполитические дела. Крымские ханы, подстрекаемые турецкими султанами, постоянно заявляли претензии Москве на Казань и Астрахань. При этом они явно имели поддержку среди каких-то группировок знати этих бывших царств, а также среди различных орд, кочевавших у южных рубежей России. Венчание Симеона на царство как бы показывало, что теперь на самой Москве государь из Чингисидов и желание отложиться от Москвы к Крыму или другому ханству лишено всякого обоснования. Впрочем, какие бы догадки по этому поводу ни строились, все они пока не имеют прямого подтверждения в источниках той эпохи.

Татарский царевич Бекбулат, внук хана Большой Орды Ахмата, перешел на русскую службу около 1562 года. Очевидно, вместе с ним в Московском государстве оказался и его сын Саин-Булат, который через несколько лет принял православие и стал Симеоном Бекбулатовичем . Сколько ему было лет на тот момент, сказать затруднительно, но, вероятно, будущий государь тогда был еще достаточно молодым человеком.

Первое упоминание о Симеоне Бекбулатовиче относится к 1570 году. К этому времени он уже носил титул Касимовского царя. Время и обстоятельства «пожалования» Саин-Булата неизвестны.

Историк А. А. Зимин так раскрывает тайну выдвижения татарского царевича:

«Пожалование Саин-Булату Касимова и „царского“ титула можно объяснить родственными связями с „царем“ Шигалеем, его предшественником в Касимовском княжестве. Оно свидетельствовало и о стремлении Ивана IV добиться расположения определенной части татарской знати. К середине 70-х годов XVI века Саин-Булат был единственным „царем“ на Руси (кроме самого Грозного). К этому времени он доказал свою преданность государю. Во время зимнего похода 1571 —1572 годов „на свейские немцы“ он возглавлял вместе с князем В. Ю. Голицыным и Н. Р. Юрьевым рать, отправленную к Орешку. Ходил он и к Выборгу. Осенью 1572 года Саин-Булат вместе с Иваном IV направился в поход под Пайду. Затем он осаждал Колывань. Незадолго до 15 июля 1573 года Саин-Булат крестился, приняв имя Симеона. В 1575 году, очевидно, умер Михаил Кайбулич, и Симеон Бекбулатович стал самым видным татарским царевичем на русской службе».

Симеон Бекбулатович на великокняжеском престоле «Всея Руси»

После отмены опричнины в 1572 году прошло три года, и Грозный решил вновь разделить страну. Осенью 1575 года касимовский правитель Симеон Бекбулатович был торжественно провозглашен в «великим князем всея Руси», а Иван Васильевич стал именоваться князем Иваном Московским. По свидетельству автора Пискаревского летописца, он «ездил просто, что бояре, а зимою возница в оглоблех... А как приедет к великому князю Симеону, и сядет, далеко, как и бояря, а Симеон князь велики сядет в царьском месте».

Истинные причины решения государя остаются неизвестными. Уже его современники размышляли об этом шаге державного, высказывая различные предположения. И нам приходится только гадать, какие мотивы побудили Ивана Васильевича к действию.

Сделано несколько основных предположений. Во-первых, внешнеполитическая необходимость, связанная с попыткой Ивана Грозного выдвинуть свою кандидатуру на пустующий польский престол и таким образом завершить . Во-вторых, реставрация опричнины в новых условиях и желание усилить личный террор против неугодных. Впрочем, иногда на разделение страны в 1575 году смотрят и как на антиопричнину. В-третьих, целью царя называют отказ от обязательств, розданных от царского имени, в первую очередь финансовых. В-четвертых, существует «мистическое» объяснение. Оно основывается на свидетельстве все того же Пискаревского летописца, который записал слухи, ходившие в народе. Так, современники поговаривали, что Грозный испугался предсказания волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть». Перестав быть царем, костлявую «даму» с косой можно было попытаться обмануть.

Конечно, слухи есть слухи, но, как справедливо считают некоторые специалисты, в колдунов и предсказателей тогда верили безоговорочно. Вот что пишет по этому поводу знаменитый исследователь грозненской эпохи В. Б. Кобрин: «Дела о „ведунах“, которых держали у себя для гаданий, весьма распространены. Так, при Федоре Ивановиче родственников последней жены царя Ивана — Нагих — обвиняли в том,что они специально „добывали“ ведунов, чтобы узнать, „сколь долговечен“ царь Федор. Если царь действительно испугался предсказания, то я даже готов признать за ним некоторую толику своеобразного гуманизма: отказавшись сам от титула московского царя, он не подставил под удар судьбы-злодейки и Симеона — тот был всего лишь великим князем, а не царем, да к тому же не московским, а „только“ всея Руси. Так что в этом году просто не было „московского царя“». Ни одно из предположений пока не доказано и не опровергнуто.

Симеон Бекбулатович - хозяин земли Тверской

Высокое положение татарина Симеона Бекбулатовича было неприемлемо для большей части русской аристократии. Сохранились сведения, что «елицы же супротив сташа, глаголюще: „Не подобает, государь, тебе мимо своих чад иноплеменника на государство поставляти“. И на тех [Иван Грозный] возъяряся».

Не до конца прояснены и полномочия Симеона. Есть основания предполагать, что от его имени велась значительная часть внутренней политики, а внешняя целиком оставалась в ведении Ивана Грозного. В то же время большинство историков сходятся на том, что права Симеона были сильно ограничены, видимо, он был лишен даже права выдачи жалованных грамот монастырям. Скорее всего, перед нами пример «политического маскарада», когда за спиной формально восседающего на великокняжеском престоле «всея Руси» бывшего касимовского царя реальная политика велась руками все того же Ивана Грозного.

В августе 1576 года Симеон Бекбулатович лишился своего московского престола: Иван Васильевич упразднил свой «удел», вернулся в Кремль, а верному слуге Бекбулатовичу пожаловал земельные владения в Твери и Торжке. Тот стал называться «великим князем Тверским». Видимо, было бы неправильно преувеличивать положение Симеона, которое он обрел в Твери. У него действительно был свой двор с положенным числом придворных, к нему обращались с различными земельными просьбами, и великий князь имел право судить-рядить в спорных случаях. Но настоящим государем он все-таки не являлся, его «великое княжение», конечно, несопоставимо с правлением исконных великих князей Ярославичей.

Звезда и смерть Симеона Бекбулатовича

Точные вехи медленного заката звезды «царя» Симеона Бекбулатовича неизвестны, но общая линия движения вниз прослеживается. По словам московских летописцев, Симеон лишился великого княжения Тверского еще при царе Федоре Ивановиче. Царь Федор властвовал с марта 1584 по январь 1598 года. Показательно, что последние упоминания Симеона с великокняжеским титулом относятся к 1585 году.

Его «сведение» с престола подтверждается и присягой на имя 1598 года. В момент венчания Бориса на царство «царь Симеон Бекбулатов» именовался уже без великокняжеского титула.

Кушалинская волость Симеона Бекбулатовича перешла в царские владения. Для управления были назначены дворцовые приказчики. Передача земель возможно, сопровождались некоторым волнением среди местного населения. Во всяком случае, кое-кто из кушалинских „мужиков“ были отправлены в Сибирь, а их имущество отписано в казну.

Конфискация вотчины свидетельствовала о том, что власти предъявили Симеону достаточно серьезные обвинения. Тем не менее местом его ссылки стали не сибирские города и не северные погосты, а его собственные недавние владения. Условия ссылки были почетными. Симеон жил в Кушалине в окружении своего двора.

Подобно Филарету, Симеон получил послабления, но ему не разрешили вернуться в Москву. Годунов нашел время, чтобы написать ему утешительное послание. Государь обещал, что на свой день рождения он пожалует ссыльного и даст ему свободу. Однако обещание осталось невыполненным. Сколько бы мягкими не были гонения на служилого „царя“, они дали почву для слухов, порочащих Годунова. Ослепший от старости Симеон сам жаловался Я. Маржарету, будто лишился зрения из-за Бориса, приславшего ему отравленного вина. В русских летописях то же обвинение приобрело мистический оттенок: царь якобы ослепил Симеона с помощью некоей „волшебной хитрости“.

Надежда на восстановление хотя бы некоторого положения возникла в 1605 году, когда Лжедмитрий I пригласил Бекбулатовича в Москву. Однако здесь от него потребовали, как свидетельствует «Новый летописец», поддержать окатоличивание России. Бывший мусульманин, ставший ревностным православным, ответил отказом.

Лжедмитрий не стал церемониться и отправил Симеона в . По разным источникам, это произошло 29 марта или 3 апреля 1606 года. В обители Симеон был пострижен в монашество с именем Стефан.

При Василии Шуйском Симеона-Стефана перевели в , где он пробыл до изгнания поляков из Москвы. По решению Земского собора высокородного монаха вернули в Москву. Точное время его возвращения в столицу неизвестно, но это произошло не ранее венчания на царство Михаила Романова 22 июля 1613 года.

Старец Стефан ушел из жизни 5 января 1616 года и был похоронен в Симоновом монастыре, где девятью годами ранее нашла свое последнее пристанище его жена Анастасия, в инокинях — Александра.