Болезни Военный билет Призыв

Булгаков нет у меня к тебе уважения. Деньги и квартирный вопрос. Кто есть кто

Максим Горький (1868 – 1936) – знаменитый русский писатель и драматург, автор произведений на революционную тематику, основоположник социалистического реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Много лет провел в эмиграции.

Ранние годы

Родился 16 (28) марта 1868 года в г. Нижний Новгород в небогатой семье столяра. Настоящее имя Максима Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и маленький Алексей остался жить с дедом.

Наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов».

Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь чем только придется.

Обучение и начало литературной деятельности

В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из самых трудных в биографии Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.

Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, а затем впервые арестован в 1888 году.

Первый напечатанный рассказ Горького «Макар Чудра» вышел в 1892 году. Затем, опубликованные в 1898 году сочинения в двух томах «Очерки и рассказы», принесли писателю известность.

В 1900-1901 годах пишет роман «Трое», знакомится с Антоном Чеховым и Львом Толстым .

В 1902 году ему было присвоено звание члена Императорской академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.

К известным произведениям Горького относятся: рассказ «Старуха Изергиль» (1895), пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902), повести «Детство» (1913-1914) и «В людях» (1915-1916), роман «Жизнь Клима Самгина»(1925-1936), который автор так и не закончил, а также многие циклы рассказов.

Горький также писал сказки для детей. Среди них: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии» и другие. Вспоминая о своем трудном детстве, Горький уделял особое внимание детям, организовывал праздники для детей из бедных семей, выпускал детский журнал.

Эмиграции, возвращение на родину

В 1906 году в биографии Максима Горького произошел переезд в США, затем в Италию, где он прожил до 1913 года. Даже там творчество Горького защищало революцию. Вернувшись в Россию, он останавливается в Петербурге. Тут Горький работает в издательствах, занимается общественной деятельностью. В 1921 году из-за обострившейся болезни, по настоянию Владимира Ленина , и разногласий с властью вновь уезжает за границу. В СССР писатель окончательно возвращается в октябре 1932 года.

Последние годы и смерть

На родине он продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и журналы.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки (Московская область) при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что причиной его смерти стало отравление и многие в этом обвиняли Сталина . Однако эта версия так и не подтвердилась.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3.10.1814 года в Москве, а умер у подножия горы Машук, расположенной недалеко от Пятигорска, 15.07.1841 года. Его прах в апреле следующего, 1842 года, был перевезен в Тарханы, в фамильный склеп. В этой статье представлена биография Лермонтова, основные вехи его жизни и творчества.

Происхождение М. Ю. Лермонтова

Он был сыном Юрия Петровича Лермонтова (годы жизни - 1787-1831), армейского капитана, и Марии Михайловны (годы жизни - 1795-1817), в девичестве Арсеньевой, единственной дочери и поэтому наследницы большого состояния Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, пензенской помещицы (годы жизни - 1773-1845), которая принадлежала к влиятельному и богатому роду Столыпиных.

Лермонтов по этому роду был в свойстве или родстве с Хастатовыми, Шах-Гиреями, Евреиновыми, Мещериновыми, Философовыми, а также с Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, одним из своих лучших друзей по прозвищу Монго. Заключенный против воли бабушки по материнской линии брак был несчастливым и неравным; мальчик был вынужден расти в обстановке постоянных семейных раздоров.

После того как его родительница рано умерла, ее мать, женщина властная, умная и твердая, всю свою любовь перенесшая на внука, занялась сама его воспитанием, отстранив при этом полностью отца.

В творчестве Лермонтова отразились эти ранние впечатления от жизни в Тарханах в таких произведениях, как "Люди и страсти" (1830 год), "Странный человек" (написано в 1831 году), а также в стихотворениях "Эпитафия" (1832) и "Ужасная судьба отца и сына", созданном автором в 1831 году.

Родовые предания

Прямо или косвенно повлияли на него также родовые семейные предания. Род Лермонтовых, как считается, был основан Георгом (Юрием) Лермонтом, шотландским офицером, жившим в 17 веке. Он восходит к Томасу Рифмачу (13 век) - полулегендарному прорицателю и поэту из Шотландии.

Детство Лермонтова

Детство Михаила Юрьевича проходило в Пензенской губернии, в имении Тарханы, принадлежавшем бабушке мальчика. Сейчас здесь расположен музей Лермонтова. Будущий поэт получил домашнее столичное образование (его гувернером был француз, бонной являлась немка, а в более поздние годы преподавателем был назначен англичанин). Музей Лермонтова, как символ связи времен, бережно хранит посаженное Михаилом Лермонтовым дерево в усадьбе Тарханы, на берегу пруда.

С детства мальчик свободно владел немецким и французским языками. Еще ребенком он хорошо знал быт родной помещичьей усадьбы (в том числе и социальный), который он запечатлел в своих автобиографических драмах. Бабушка летом 1825 года повезла Михаила Юрьевича на Кавказ, на воды; впечатления его от горских народов и кавказской природы остались в раннем творчестве этого автора ("Кавказ", 1830 год, написанное в 1832 году стихотворение "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..").

Переезд в Москву, учеба в пансионе

В 1827 году в Москву переезжает вся семья Михаила Юрьевича, и он покидает родительский дом. Лермонтова с сентября 1828 года зачисляют полупансионером в московский пансион, в 4-й класс, где он получает гуманитарное образование, пополняемое Михаилом Юрьевичем постоянным, систематическим чтением. Так продолжилось детство Лермонтова. Еще в Тарханах наметился острый интерес его к литературе и поэзии, в Москве наставниками мальчика становятся А. Ф. Мерзляков, А. З. Зиновьев и С. Е. Раич, который руководил литературным кружком в пансионе. В стихах юного поэта периода 1828-1830 годов есть следы воздействия Раича, "итальянской школы", а также поэзии К. Н. Батюшкова, но уже в пансионе складывается преимущественная ориентация этого автора на А. С. Пушкина, в частности, на байроническую поэму, а также на программу любомудров из журнала "Московский вестник". Именно байроническая поэма в ближайшие годы становится основной в раннем творчестве Михаила Юрьевича. В 1828-1829 годах он создает следующие произведения: "Два брата", "Олег", "Преступник", "Корсар".

Московский университет, первое увлечение

Вольные порядки пансиона в марте 1830 года вызвали недовольство самого царя Николая I (который весной посетил его), и по указу Сената это учебное заведение было преобразовано в гимназию. Лермонтов в 1830 году "по прошению" уклоняется и проводит все лето у Столыпиных, в усадьбе Середниково, находящейся под Москвой (с апреля по июль 1830 года); в том же году после успешной сдачи экзаменов он был зачислен студентом в Московский университет. К данному периоду относится и первое серьезное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (годы жизни - 1812-1868), с которой Михаил Юрьевич познакомился у А. М. Верещагиной, своей приятельницы. Сушковой посвящен лирический "цикл" 1830 года (стихотворения "Нищий", "К Сушковой", "Ночь", "Стансы", "Подражание Байрону", "Я не люблю тебя: страстей" и др.).

Возлюбленные Лермонтова

Жизнь и творчество Лермонтова тесно связаны, поскольку в произведениях этого поэта во многом отражены его жизненные, в том числе любовные, впечатления.

По всей видимости, Михаил Юрьевич несколько позднее переживает еще более сильное чувство, хотя и кратковременное, к Н. Ф. Ивановой (годы жизни - 1813-1875), дочери Ф. Ф. Иванова, драматурга. Стихи цикла, посвященного ей ("Н. Ф. И...вой", "Романс к И...", "Н. Ф. И.", "К*" и др.), отличаются высокой драматичностью, включая мотивы гибели, любовной измены и т. п. В драме "Странный человек" также отразились общие контуры романа с этой девушкой.

Следующим адресатом стихов Михаила Юрьевича в начале 1830 годов была Лопухина (в замужестве Бахметева) Варвара Александровна (годы жизни - 1815-1851), сестра товарища Лермонтова по университету. У Михаила Юрьевича к ней чувство оказалось самым продолжительным и сильным; он, по мнению А. П. Шан-Гирея, близкого к поэту, сохранил его "до самой смерти своей". Варвара Александровна была прототипом и адресатом как в ранней лирике поэта ("К.Л.", "Она негордой красотою..." и др.), так и в поздних его творениях: "Валерик" или, например, посвящение к шестой редакции "Демона". Образ этот проходит через творчество Лермонтова в стихотворениях "Княгине Лиговской", "Нет, не тебя так пылко я люблю" и др.

Переезд в Петербург и военная карьера

Продолжаем описывать биографию велкиого русского поэта. В начале 1830 годов жизнь и творчество Лермонтова переходят на следующий этап. Разочарованный рутиной преподавания, Михаил Юрьевич в 1832 году оставляет университет и отправляется в Петербург (июль-август этого же года), надеясь продолжить в Петербургском университете свое образование; однако здесь ему отказались зачесть курсы, прослушанные в Москве. Для того чтобы не начинать заново обучение, поэт принимает не без колебаний совет родных избрать для себя военное поприще. Он сдает экзамены в ноябре 1832 года в Школу гвардейских прапорщиков и проводит в этом закрытом учебном заведении два "страшных года", где парады, дежурства, строевая служба почти не оставляли времени Лермонтову для творческой деятельности (быт этого места отразился в грубо натуралистической форме в юнкерских поэмах Михаила Юрьевича - "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", написанных в 1834 году). Тема эта оживает и в следующем, 1835 году, когда поэт был выпущен корнетом в Гусарский полк (это произошло в сентябре 1834 года). В это же время на свет появляется его поэма "Хаджи Арбек", Михаил Юрьевич отдает в цензуру драму "Маскарад" в первой редакции, работает над произведениями "Боярин Орша", "Сашка", начинает писать свой роман "Княгиня Лиговская".

Лермонтов Михаил Юрьевич получает возможность общаться с представителями литературных кругов Петербурга. Однако об этих контактах сведения скудны; известно о том, что он познакомился с И. И. Козловым, А. Н. Муравьевым, а также С. А. Раевским, близким к славянофильским кружкам, что способствовало росту и без того уже наметившегося интереса Лермонтова к проблемам национальной культуры и истории. Раевский, один из близких товарищей этого автора (пострадавший в 1837 году за распространение стихотворения "Смерть поэта"), был посвящен в процесс работы Михаила Юрьевича над произведением "Княгиня Лиговская" (начатым в 1836 году, но так и не законченным, опубликованном лишь в 1882 году), в котором одна из сюжетных линий основана на истории романа Лермонтова с Сушковой, вновь возобновившегося в то время.

"Смерть поэта"

Лермонтов Михаил Юрьевич в 1835-1836 годах не входит в ближайший круг А.С. Пушкина, с самим поэтом он также не знаком. Поэтому стихотворение "Смерть Поэта" (написанное в 1837 году, опубликованное - в 1858) получает тем более принципиальный характер. Лермонтов в своей речи представляет целое поколение, которое скорбело о гибели этого национального гения и бунтовало против загубивших его врагов. Произведение это моментально распространилось в различных списках и принесло широкую известность своему создателю. Поэт основную тяжесть вины перенес на общество, в частности, на его верхушку, так называемую "новую аристократию" (в его стихотворении - "надменные потомки"), которая не имела опоры в национальной культурной и исторической традиции и составляла ядро антипушкинской партии в столице, сохранившей и посмертную ненависть к нему. Завершающие стихотворение 16 строк (добавленные позднее, 7 февраля) при дворе были истолкованы как прямое "воззвание к революции". Лермонтова арестовали 18 февраля 1837 года; началось политическое дело о его названных "непозволительными" стихах. Под арестом создает несколько произведений Михаил Лермонтов: стихи "Сосед", "Узник" и др., положившие начало его "тюремной лирике" - блестящему циклу стихов, включающему такие произведения, как "Пленный рыцарь", "Соседка" (оба - в 1840 году) и другие.

Годы службы на Кавказе

В феврале 1837 года вышел приказ царя о переводе Лермонтова в Нижегородский драгунский полк в качестве прапорщика на Кавказ. Он выехал через Москву в марте. В дороге простудившись, Михаил Юрьевич для лечения был отправлен по пути следования в свой полк в Ставрополь, Кисловодск, Пятигорск (апрель - сентябрь 1837 года) и другие места. Лермонтова в ноябре послали в Тифлис, где возникли связи с группировавшейся вокруг А. Чавчавадзе (приходящегося тестем Грибоедову) культурной средой. Этот человек являлся одним из самых значительных представителей романтизма в Грузии. Михаил Юрьевич близко соприкасается с жизнью народа, видит быт русских солдат, казачьих станиц, различных народностей Кавказа. Все это отражает творчество Лермонтова, в частности, в элементах фольклора; в 1837 году поэт записывает сказку об Ашик-Керибе с одноименным названием, где стремится показать колорит восточной речи, психологию азербайджанского сказителя; в "Беглеце", "Казачьей колыбельной песне", "Дарах Терека" вырастает из фольклорной стихии народный характер с его этническими чертами. В Ставрополе и Пятигорске поэт встречается с Н. М. Сатиным, которого он знал по Московскому пансиону, а также доктором Н. В. Майером (в "Княжне Мери" его прототип - доктор Вернер) и Белинским; сходится близко с А. И. Одоевским, которому впоследствии посвятил стихотворение "Памяти А. И. Одоевского".

Каким был Лермонтов?

Михаил Юрьевич производил большое впечатление, о чем писал впоследствии в своих письмах Белинский. Люди так называемого "поколения 1820-х", декабристы в частности (Лорер, Назимов), ощущали, что поэт Лермонтов - представитель иного, зараженного социальным пессимизмом и скептицизмом поколения, скрывающего свой внутренний мир от окружающих под маской общественного индифферизма и иронии. У Михаила Юрьевича это нередко выражалось внешне в желании уклониться от разговоров на любые серьезные темы, в ироническом отношении к исповедальности и восторженности. Эта характеристика Лермонтова была отмечена многими современниками. Подобная манера держать себя в 1837 году оттолкнула от него поначалу Белинского, привыкшего в дружеских кружках к философским спорам. Для самого Лермонтова, между тем, эти разговоры и встречи стали богатым творческим материалом: он нашел возможность осмыслить, по контрасту, некоторые социально-психологические признаки поколения, к которому принадлежал. Результаты этого обобщает поэт Лермонтов в "Думе" и в образе Печорина.

Во время ссылки и особенно позднее раскрылось и другое, художественное дарование Михаила Юрьевича, который с самого детства увлекался живописью. Его кисти принадлежат картины маслом, акварели, жанровые сцены, рисунки-пейзажи, карикатуры и портреты, лучшие из которых связаны с кавказской тематикой.

Возвращение в Петербург

Дальнейшая биография Лермонтова отмечена следующими событиями. Ссылка Михаила Юрьевича через А. Х. Бенкендорфа хлопотами бабушки была сокращена. В октябре 1837 года вышел приказ о переводе поэта в Новгородскую губернию в Гродненский гусарский полк, а затем и в Царское Село. Михаил Юрьевич возвращается в январе 1838 года, а затем, с мая 1838 года, обосновывается в Петербурге. Годы литературной славы поэта приходятся на период с 1838 по 1841 годы. Его сразу же принимают в пушкинский литературный круг, где он сходится с П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, В. А. Сологубом, П. А. Плетневым, ближе с В. Ф. Одоевским, а также Карамзиными, ставшими для него самой близкой культурной средой: он участвует в домашних развлечениях и спектаклях этой семьи, дружит с постоянными посетителями их салона - И. П. Мятлевым, Смирновой-Россет, Ростопчиной. Здесь же, у Карамзиных, поэт читал "Тучи" накануне своей последней ссылки. В 1840 году отдельными изданиями в Петербурге выходят "Герой нашего времени" и "Стихотворения" - единственный прижизненный поэтический сборник.

"Кружок шестнадцати"

В 1838-1840 годах Михаил Юрьевич входит в "Кружок шестнадцати" - молодежное аристократическое общество, члены которого - К. В. Браницкий-Корчак, А. Н. Долгорукий, И. С. Гагарин, Столыпин и др. Оно было объединено особыми законами поведения, а также политической оппозиционностью членов данного объединения. По некоторым данным, Лермонтов играет в этом кружке главенствующую роль.

Столкновение с Э. Барантом

Биография Лермонтова продолжается следующими событиями. На балу у графини Лаваль, состоявшемся в феврале 1840 года, произошло столкновение Михаила Юрьевича с Э. Барантом, сыном французского посланника. Поводом было светское соперничество этих двух людей, точнее, предпочтение поэта княгиней М. А. Щербатовой (которой посвятил Михаил Лермонтов стихи "На светские цепи", "Молитва" и, возможно, "Отчего"). Барант был увлечен этой женщиной, как и Михаил Юрьевич (в 1839-1840 годах). 18 февраля состоялась дуэль, которая закончилась примирением. Тем не менее Лермонтов был отдан военному суду; под арестом его посещают литературные знакомые и друзья, в том числе и Белинский. В это же время состоялось новое объяснение с Барантом, которое ухудшило ход дела.

Пятигорск, дуэль с Мартыновым

Биография Лермонтова продолжается. В апреле 1840 года поэта переводят в действующую армию на Кавказ. В июне он приезжает в Ставрополь, а уже в июле участвует в стычках с горцами в сражении под рекой Валерик.

В начале февраля 1841 года он приезжает в отпуск в Петербург и проводит в столице 3 месяца, после чего в апреле 1841 года возвращается на Кавказ. В мае поэт прибывает в Пятигорск для лечения минеральными водами, где находит общество прежних знакомых, в числе которых - Мартынов, товарищ поэта по Школе юнкеров. Шутки Лермонтова на одном из вечеров задели последнего, и вспыхнула ссора, повлекшая за собой вызов на дуэль, на которой Михаил Юрьевич был убит.

Значение творчества

Творчество этого поэта, продолжавшееся очень недолго (всего 13 лет - в период с 1828 по 1841 годы), явилось в послепушкинский период высшей точкой развития отечественной поэзии и открыло русской прозе новые пути. Основные даты Лермонтова составляют историю не только его жизни и творчества, но и развития литературы в нашей стране в те годы. С ним связывается такое понятие, как "1830 годы", характеризующееся увеличивающимся интересом к новейшим направлениям религиозной и идеалистической философии (Гегель, Шеллинг), а также углублением самоанализа общества, внимания к глубинным историческим процессам, диалектичности литературного мышления.

В период мрачной реакции Михаил Юрьевич выражал свой протест против общественного и политического гнета, призывал к борьбе, к действию, раскрывал существующее трагическое положение в государстве передовых мыслящих людей, указывал на то, что спасение находится лишь в народе. Этот поэт своим творчеством продолжил дело декабристов, подготовляя в новых исторических условиях путь, которым шли в 60-е годы революционные демократы, представители второго этапа освободительного движения в нашей стране. Добролюбов и Чернышевский, их вожди горячо любили поэзию Лермонтова, отмечали ее большую роль в истории общественной мысли и русской литературы нашей страны.

А романом "Герой нашего времени" Михаил Юрьевич пролагал дорогу таким писателям, как Иван Сергеевич Тургенев и Лев Николаевич Толстой.

Краткая биография М. Ганди

Ганди Мохандас Карамчанд - индийский политик, общественный деятель, идеолог и один из лидеров движения за национальную независимость. Родился 2 октября 1869 г. на севере страны, в княжестве Порбандер, где его отец занимал пост главного министра. Семья была очень религиозной, жила интенсивной духовной жизнью, строго придерживалась традиций, практиковала строгое вегетарианство, и мировоззрение будущего «отца нации» формировалось под воздействием этических и религиозных постулатов индуизма. Тринадцатилетним подростком Мохандас женился на сверстнице, брак с которой дал жизнь четырем сыновьям.

В 19-летнем возрасте Ганди уехал в Лондон, чтобы получить в английской столице образование юриста. В 1891 г. он вернулся на родину с дипломом адвоката, однако его деятельность на профессиональном поприще не давала результатов, на которые он рассчитывал, поэтому молодой юрист в 1893 г. уехал в Южную Африку и устроился работать в индийскую торговую фирму на должность юрисконсульта. За границей он постепенно включился в движение за права индийцев.

После возвращения на родину в 1915 г. в жизни Мохандаса Ганди начинается новый этап, связавший всю его последующую биографию с борьбой против дискриминации соотечественников, насилия в различных его проявлениях. Ганди вступил партию ИНК - Индийский национальный конгресс, борющийся за независимость Индии от Великобритании. С легкой руки Рабиндраната Тагора, известного индийского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, Ганди стали называть Махатмой (в переводе - «великая душа»). Соотечественники питали огромное уважение к этому скромному в манере одеваться, в потребностях человеку, который считал себя недостойным столь лестного титула и отдавал много сил борьбе за их лучшую жизнь. В 1921 г. Мохандас Ганди стал лидером ИНК.

Принципы борьбы (как тактические, так и идейные), провозглашенные Ганди, получили широкую известность под названием «гандизм» и основывались на концепции «сатьяграхи», «упорства в истине» - сопротивления, основанного на ненасильственных действиях. Заметное влияние на ее формирование оказало, в частности, учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием. Именно таким образом Ганди и его единомышленники противостояли диктату Великобритании - например, игнорированием продукции, выпущенной английскими производителями. Серьезный вклад внес Ганди в ликвидацию кастового неравноправия.

Последовательное воплощение в жизнь принципа ненасилия неоднократно подвергалось серьезным испытаниям и противопоставляло Ганди Конгрессу, не считавшего нужным распространять подобную стратегию на внешнюю политику. Принципиальные расхождения в этом вопросе и компромиссные решения летом 1940 г. и зимой 1941 г., давались Ганди, по свидетельству очевидцев, ценой больших душевных страданий.

Одним из приоритетных направлений деятельности Ганди была борьба с национально-религиозными распрями между индусами и мусульманами, раздиравшими Индию не одно столетие. В 1947 г. состоялся раздел бывшей британской колонии на республику Индия, где большинство населения были индуистами, и Пакистан с преобладанием в нем мусульман, и это событие послужило поводом для нового обострения отношений.

Махатма Ганди выступал с призывами остановить бессмысленное насилие, но все попытки были тщетными, и тогда в январе 1948 г. он объявил голодовку. Поскольку Ганди был большим авторитетом для обеих враждующих сторон, они заключили компромиссное соглашение. Но экстремистская индуистская группировка решила устранить с политического горизонта яркую, харизматичную личность Махатмы, мешавшую их борьбе с мусульманами, и организовала крупный антиправительственный заговор. 20 января 1948 г. на Ганди произошло покушение: возле него взорвалась самодельная бомба, никому не причинив вреда. 78-летний Ганди категорически отказался от усиленной охраны, и уже 30 января 1948 г. его жизнь оборвали три пули, выпущенные террористом. Последними жестами Мохандас Ганди дал знать, что дарует своему убийце прощение.

2. Распад Югославии. Гражданская война, ее последствия.

Независимое государство южнославянских народов образовалось в Европе в 1918 г. С 1929 г. оно стало называться Югославией, в 1945 г., после освобождения страны от фашистской оккупации, было провозглашено Федеративной Народной Республикой Югославией, а в 1963 г. получило наименование Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В ее состав вошли союзные республики Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония и Черногория. Кроме того, в составе Сербии были выделены два автономных края – Воеводина (со значительным венгерским населением) и Косово и Метохия (с преобладанием албанского населения).

Несмотря на родство всех южнославянских народов, между ними сохранялись и существенные религиозные и этнолингвистические различия. Так, сербы, черногорцы и македонцы исповедуют православную религию, хорваты и словенцы – католическую, а албанцы и славяне-мусульмане – ислам. Сербы, хорваты, черногорцы и славяне-мусульмане говорят на сербохорватском, словенцы – на словенском, а македонцы – на македонском языках. В СФРЮ применялись две письменности – на основе кириллицы (Сербия, Черногория и Македония) и латиницы (Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина). Важно подчеркнуть, что к этим этнолингвистическим особенностям добавлялись и очень существенные различия социально-экономического характера, прежде всего между более развитыми Хорватией и Словенией и менее развитыми остальными частями СФРЮ, которые обостряли и многие социальные противоречия. Например, православные и католики считали, что одной из главных причин высокого уровня безработицы в стране является высокий прирост населения в ее мусульманских областях.

До поры до времени властям СФРЮ удавалось не допускать крайних проявлений национализма и сепаратизма. Однако в 1991–1992 гг. этническая нетерпимость, усугублявшаяся тем, что многие границы между союзными республиками были изначально проведены без должного учета национально-этнического состава населения, приобрела очень большой размах, и многие политические партии стали выступать под откровенно националистическими лозунгами. В результате именно в эти годы произошел распад СФРЮ: в 1991 г. из нее выделились Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а в 1992 г. сформировалась новая югославская федерация – Союзная Республика Югославия (СРЮ), в которую вошли Сербия и Черногория (рис. 10). Этот быстротечный распад СФРЮ протекал в различных формах – как относительно мирных (Словения, Македония), так и крайне ожесточенных (Хорватия, Босния и Герцеговина).



Наиболее мирный характер носило отделение Словении, в ходе которого хотя и не удалось избежать небольшого вооруженного конфликта, но он оказался лишь эпизодом в этом довольно спокойном «бракоразводном» процессе. Да и в дальнейшем каких-либо серьезных политических и тем более военно-политических осложнений здесь не возникало.

Выделение из состава СФРЮ Македонии сопровождалось не военным, а дипломатическим конфликтом. После провозглашения независимости этого государства соседняя Греция отказалась его признать. Дело здесь в том, что до 1912 г. Македония входила в состав Османской империи, а после освобождения от турецкого владычества ее территория была разделена между Грецией, Сербией, Болгарией и Албанией. Следовательно, независимая Македония, выделившаяся из состава СФРЮ, охватывала только одну из четырех частей этой исторической области, и Греция опасалась, что новое государство предъявит свои права и на ее греческую часть. Поэтому в конечном счете Македония была принята в ООН с формулировкой «Прежняя Югославская Республика Македония».

Максим Горький (28.03.1868 рождения) - заслуженный русский писатель, прозаик и драматург. Кто не знает, то настоящее имя Максима Горького - Алексей Максимович Пешков. Автор многих произведений, носящих революционную тематику.

Его жизнь заслуживает особого внимания, так как является достойным примером для молодёжи. Несмотря на множество трудностей и лишений, он смог прославить своё имя и получить признание не только в России, но и за рубежом.

Хронологическая таблица биографии Максима Горького

Кратко о детстве

Родился этот выдающийся человек в Нижнем Новгороде, в обычной рабочей семье. Его отец был столяром-краснодеревщиком. В юном возрасте остался сиротой и воспитывался дедом, имеющим крутой и деспотичный нрав. С детства испытывал нужду и вынужден был бросить учёбу и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Но это не помешало ему самостоятельно развиваться и обучаться.

Единственной отдушиной для него стали душевные стихи бабушки. Именно она поспособствовала литературному таланту своего внука. В записках очень редко писатель упоминает о своей бабушке, но эти слова переполнены теплотой и нежностью.

В 11 лет он решил покинуть дедовский дом и отправиться на вольные хлеба. Где только он не работал, стараясь хоть как-то себя прокормить. Был на побегушках в обувном магазине, подсобным рабочим у чертёжника, поварёнком на пароходе. Когда ему исполнилось 15 лет, он рискнул поступить в Казанский университет. Эта попытка не увенчалась успехом , ведь у молодого человека не было финансовой поддержки.

Казань встретила его не очень дружелюбно. Там он познал жизнь в самих низких её проявлениях. Питался чем попало, жил в трущобах, общался с низшими слоями общества. Из-за этого он решил покончить жизнь самоубийством.

Следующим пунктом назначения для него стал Царицын. Там он некоторое время работал на железной дороге. Затем подрядился писцом к присяжному поверенному Лапину М. А. Этот человек сыграл не последнюю роль в его судьбе.

Неугомонный нрав не позволил Максиму сидеть на одном месте и он решил отправиться в путешествие на юг России. Испробовав множество разных профессий, он пополнил свой багаж знаний. В своих пеших странствиях, он не переставал пропагандировать революционные идеи. Именно это послужило его аресту в 1888 году.

Начало литературного творчества

Первый рассказ М. Горького «Макар Чудра», был напечатан в 1892 году. Вернувшись в свой родной город, он познакомился с писателем В.Г. Короленко, который внёс существенный вклад в судьбу литератора.

Известность к нему пришла в 1898 года, после издания произведения «Очерки и рассказы». Его творения стали пользоваться популярностью не только в России, но и за рубежом. В список романов Горького входят следующие:

  • «Мать»,
  • «Дело Артамоновых»,
  • «Фома Гордеев»,
  • «Трое» и другие.

Самыми известными стали рассказ «Старуха Изергиль» , пьесы «На дне» , «Мещане», «Враги» и прочие.

С 1901 года М. Горький постоянно был под прицелом полиции, так как вёл пропаганду революционного движения. В 1906 году был вынужден покинуть родину и отправился в Европу и США. Главное, что и там он не переставал защищать революцию, выражая это в своём творчестве. На острове Капри он прожил около семи лет, где не прекращал писать. Там появились следующие произведения:

Одновременно он проходил лечение. В этот же промежуток времени появился роман «Мать».

После Октябрьского бунта в 1917 году, Максим Горький стал первым председателем Союза литераторов СССР. Под его защитой были все, кто подвергался гонениям новой власти.

Последние годы

В 1921 году у писателя резко ухудшилось здоровье , обострился туберкулёз. Ему пришлось выехать за границу для лечения. Есть сведения, что на этом отъезде сильно настаивал Ленин. Может быть, это было связано с нарастанием идейных противоречий в оппозиции писателя. Вначале он жил в Германии, из неё переехал в Чехию и Италию.

В 1928 году сам Сталин пригласил М. Горького на празднование его 60-летия. В честь этого события был устроен грандиозный приём. Его провезли по многим регионам Советского Союза, демонстрируя достижения советского народа. В 1932 году писатель возвращается в Россию окончательно.

Несмотря на тяжёлую и изнуряющую болезнь, Алексей Максимович неустанно продолжается трудиться в газетах и журналах. В это же время он усиленно занят романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не дописал.

В личной жизни Максима Горького также не было стабильности. Он был женат несколько раз. Первый брак состоялся с Екатериной Павловной Волжиной. У них появилась дочь, которая умерла в младенческом возрасте. Вторым ребёнком был сын, Максим Пешков. Был вольным художником . Он умер незадолго до смерти своего отца. Это было неожиданностью для всех, что породило много слухов о возможности насильственной смерти.

Во второй раз Горький женился на актрисе и сподвижнице революционного движения, Марии Андреевой. Последней женщиной в его жизни стала Мария Игнатьевна Бурдберг. Эта персона имела сомнительную репутацию в народе из-за своей бурной жизни.

Интересным фактом считается, что после смерти писателя , его мозг решили изучить более подробно. Занялись этим учёные из Московского института мозга.

Максим Горький краткая биография

Бегемот
  • Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем. при первом же окрике кондукторши он прекратил наступление, снялся с подножки и сел на остановке, потирая гривенником усы. Но лишь кондукторша рванула веревку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому все-таки ехать-то надо. Пропустив мимо себя все три вагона, кот вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив таким образом гривенник.
  • Штаны коту не полагаются, мессир, - с большим достоинством ответил кот, - уж не прикажете ли вы мне надеть и сапог? Кот в сапогах бывает только в сказках, мессир. Но видели ли вы когда-нибудь кого-нибудь на балу без галстуха? Я не намерен оказаться в комическом положении и рисковать тем, что меня вытолкают в шею!
  • Бритый кот - это действительно безобразие, тысячу раз согласен признать это.
  • Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволите выражаться в присутствии дамы, а вереницу прочно упакованных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго и сам Аристотель.
  • Что рубить дрова, - подхватил словоох отливый кот, - я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете.
  • -Королева... ухо вспухнет... Зачем же портить бал вспухшим ухом?.. Молчу, молчу... Считайте, что я не кот, а рыба, только оставьте ухо.
  • - Ну, теперь все ясно, - сказал Воланд и постучал длинным пальцем по рукописи.
    - Совершенно ясно, подтвердил кот, забыв свое обещание стать молчаливой галлюцинацией, - теперь основная линия этого опуса ясна мне насквозь. Что ты говоришь, Азазелло? - обратился он к молчащему Азазелло.
    - Я говорю, прогнусил тот, - что тебя хорошо было бы утопить.
    - Будь милосерден, Азазелло, - ответил ему кот, - не наводи моего повелителя на эту мысль. Поверь мне, что всякую ночь я являлся бы тебе в таком же лунном одеянии, как и бедный мастер, и кивал бы тебе, и манил бы тебя за собою. Каково бы тебе было, о Азазелло?
  • А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, - кот полез в лунный столб и хотел что-то еще говорить, но его попросили замолчать, и он ответив: - Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, - замолчал.
  • Шипение разъяренной кошки послышалось в комнате, и Маргарита, завывая:
    -Знай ведьму, знай! - вцепилась в лицо Алоизия Могарыча ногтями.
    произошло смятение.
    - Что ты делаешь? страдальчески прокричал мастер, - Марго, не позорь себя!
    - Протестую, это не позор, - орал кот.
    Маргариту оттащил Коровьев.
  • Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят ты, хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
  • - Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутою ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства... поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись - Бегемот.
    - А число? - пискнул Николай Иванович.
    - чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, - отозвался кот, подмахнул бумагу, откуда-то добыл печать, по всем правилам подышал на нее, оттиснул на бумаге слово «уплочено» и вручил бумагу Николаю Ивановичу.
  • Помилуйте, королева, разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
  • -Не шалю, никого не трогаю, починя ю примус, - недружелюбно насупившись, проговорил кот, - и еще считаю своим долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.
  • Ах, мессир, моя жена, если б только она у меня была, двадцать раз рисковала остаться вдовой! Но, по счастью, мессир, я не женат, и скажу вам прямо - счастлив, что не женат. Ах, мессир, можно ли променять холостую свободу на тягостное ярмо!
  • -Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали...
  • Котам обычно почему-то говорят "ты", хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

Марго

  • Боги, боги мои! Что нужно было этой женщине?! что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне не известно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, в вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду.
  • Невидима и свободна! Невидима и свободна!
  • Я ведьма и очень этим довольна!
  • - Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придет те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Деньги и квартирный вопрос


Гениально!

  • Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
  • Правду говорить легко и приятно.
  • Поздравляю вас, гражданин, соврамши!
  • Антракт, негодяи!
  • Хамил, как умел, поглядывая на профессора нагло (про воробья)
  • Убить упрямую тварь.
  • Рукописи не горят
  • Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
  • Никогда и ничего не просите Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
  • Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда возможны исключения. Среди лиц, садившихся со мной за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!
  • Факт - самая упрямая в мире вещь.
  • Счастье - как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.
  • Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые
  • Что бы делало твое Добро, если бы не существовало Зла, и на что стала бы похожа Земля, если бы с нее исчезли тени…
  • Все будет правильно, на этом построен мир
  • Каждому воздастся по его вере
  • Единственное, что врожденно людям, - это любовь к самому себе. И цель жизни каждого человека есть счастье! Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело. О том, как сохранить здоровье, вам скажет любой хороший врач. А как достичь душевного спокойствия, скажу я вам: не совершайте, дети мои, преступлений, не будет у вас ни раскаяния, ни сожаления, а только они делают людей несчастными.

Библейские мотивы

  • ...тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мо с ты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хас монейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете...
  • Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость.
  • ... трусость, несомненно, один из самых страшных пороков... нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
  • Афранию показалось, что на него глядят четыре глаза - собачьи и волчьи.

Любовь

  • Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
    Так поражает молния, так поражает финский нож!
  • За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
    За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!
  • Тот кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Мастер, отчаяние

  • Я знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик.
  • У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, - ответил мастер, - ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, - он опять положил руку на голову Маргарите, - меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.

Кто есть кто

  • Вряд ли вы узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанта, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда неулыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом.
    - Почему он так изменился? - спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.
    - Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!
    Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим в шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.
    Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и косоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.
    Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился мастер. Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой, и что-то сам себе бормотал.
    И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье, Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь - только глыба мрака, и грива этого коня - туча, а шпоры всадника - белые пятна звезд.

Остальное

  • - Нет, нет, нет! Ни слова больше! Ни в каком случае и никогда! В рот ничего не возьму в вашем буфете! Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. Драгоценный мой! Брынза не бывает зеленого цвета, это вас кто-то обманул. Ей полагается быть белой. Да, в чай? Ведь это же помои! Я своими глазами видел, как какая-то неопрятная девушка подливала из ведра в ваш громадный самовар сырую воду, а чай между тем продолжали разливать. Нет, милейший, так невозможно!
  • Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. кроме того, каждая третья из них косноязычна, как будто таких нарочно подбирают.
  • -Я в восхищении, - монотонно пел Коровьев, - мы в восхищении, королева в восхищении.
    -Королева в восхищении, - гнусил за спиной Азазелло.
    -Я восхищен, - вскрикивал кот.
  • Ты еще винограду сверху положи.
  • - Вранье!
    - И интереснее всего в этом вранье то, что он - вранье от первого до последнее слова.