Болезни Военный билет Призыв

Бсп с предупредительной интонацией. Конспект урока "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении". Академический свод правил пунктуации Грота

«Бессоюзные предложения» - Работа с поэтическим текстом. Цели: Двоеточие в БСП. Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения». Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет]. Запятая и точка с запятой в БСП. Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы.

«Бессоюзное предложение урок» - Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. Бессоюзные сложные предложения. Расставить знаки препинания. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо. Пауза. Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. Расстановка знаков препинания в БСП. С давних времен символом красоты считается роза.

««Бессоюзные сложные предложения» 9 класс» - Сложное предложение. Внимание. Задание. Самостоятельная проверка в парах. Что мы знаем о бессоюзном сложном предложении. Изучаем бессоюзные сложные предложения. Что надо знать. Надо вспомнить. Поставь себе оценку. Тренировочные упражнения. Правописание гласных и согласных в корне.

«Бессоюзное сложное предложение» - Нравится рисовать рисуй на здоровье. Смелые побеждают трусливые погибают. Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты. Урок-игра на тему: «Бессоюзные сложные предложения». 2)Расставить знаки препинания в следующих предложениях: 1)Расставить знаки препинания в следующих предложениях: Посмотрит рублем подарит.

«Тире в бессоюзном предложении» - Никого не будет дома. Теоретический материал. Перепишите, опуская выделенные слова и расставляя нужные знаки препинания. Практические задания. Тестовые задания. Когда дождь кончился, мы отправились в путь. Тире необходимо поставить в бессоюзном сложном предложении. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше.

«Знаки в бессоюзных предложениях» - Быстрая смена событий. Бессоюзные сложные предложения. Виды сложных предложений. Запятая между частями БСП. Тире между частями БСП. Двоеточие между частями БСП. Ключи ответов по вариантам. Предложение. Точка с запятой между частями БСП. Новая версия. Литературная справка. Схватка с медведем. Взаимосвязь интонации и смысловых отношений.

§ 1 Бессоюзное сложное предложение

На этом занятии мы вспомним группы сложных предложений и остановимся более подробно на бессоюзных сложных предложениях, систематизируя свои знания о них.

Известно, что все сложные предложения в зависимости от средства связи между частями делятся на союзные и бессоюзные.

Например:

Перед нами сложное союзное предложение. Союзная связь между частями осуществляется с помощью союза потому что и интонации).

Перед нами сложное бессоюзное предложение. Бессоюзная связь между частями осуществляется только с помощью интонации.

В бессоюзном сложном предложении простые предложения связаны между собой только по смыслу и интонационно, т.е. без помощи союзов и союзных слов.

§ 2 Интонация в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов между частями компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Именно та или иная интонация придает синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки определенных знаков препинания между частями.

Интонация на письме обозначается разнообразными пунктуационными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. Безусловно, эти знаки не могут соответствовать интонационному богатству живой речи, но они помогают понять общий смысл фразы.

Части бессоюзного сложного предложения формально независимы, самостоятельны, однако по смыслу они часто неравноправны. Уловив логическую связь между частями сложного предложения, почувствовав верную интонацию, нетрудно справиться и с верной постановкой знаков препинания.

§ 3 Примеры

Рассмотрим несколько примеров.

Мать перестала петь, ребенок уснул.

В этом предложении интонация перечислительная, она требует постановки запятой между частями. Этот знак препинания можно заменить на союз И.

Сравните:

И мать перестала петь, и ребенок уснул.

Рассмотрим следующее бессоюзное сложное предложение.

Мать перестала петь: ребенок уснул.

В данном предложении двоеточию соответствует предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в первой части. Этот знак препинания можно заменить на союз потому что.

Сравните:

Мать перестала петь,потому чторебенок уснул.

При чтении третьего предложения интонация легко повышается в первой части и понижается во второй, выражая противопоставление.

Мать перестала петь - ребенок уснул.

Эта интонация требует постановки на письме такого знака препинания, как тире, который можно заменить на союз а.

Сравните:

Мать перестала петь, а ребенок уснул.

§ 4 Использование бессоюзных сложных предложений

Нужно отметить, что бессоюзные сложные предложения часто используются в устной разговорной речи, в пословицах, поговорках, афоризмах. Они помогают сжато, лаконично выразить различные смысловые отношения между частями, а отсутствие союзов возмещается интонацией, мимикой и жестами.

Например:

Кончил дело - гуляй смело.

Лето припасает - зима поедает.

Дело не медведь: в лес не уйдет.

Необходимо различать бессоюзные сложные предложения и простые предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью.

Сравните:

Перед нами бессоюзное сложное предложение, которое состоит из трех частей.

Туман расходился, закрывал вершины леса, таял вдали.

Перед нами простое предложение с однородными сказуемыми расходился, закрывал, таял.

Бессоюзная связь между частями сложного предложения, а также между однородными членами простого предложения нередко используется как стилистический прием, называемый бессоюзие или асиндетон.

Используя именно этот стилистический прием, рисует А. С. Пушкин картину боя в своей поэме «Руслан и Людмила».

Там рубится со строем строй;

Со всадником там пеший бьется;

Там конь испуганный несется;

Там русский пал, там печенег;

Там клики битвы, там побег;

Тот опрокинут булавою;

Тот легкой поражен стрелою;

Другой, придавленный щитом,

Растоптан бешеным конем…

Этот стилистический прием состоит в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями в составе сложного. Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, динамизм, насыщенность.

§ 5 Краткие итоги урока

Подводя итог занятию, стоит подчеркнуть, что умение определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи позволяет правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

Список использованной литературы:

  1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 399с.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  3. Миронова Н.И. Русский язык в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2011. – 224с.

Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов-сказуемых и порядком расположения частей. Основной признак бессоюзного предложения - отсутствие союзов и союзных слов.

Долгое время бессоюзные сложные предложения рассматривались не как особая структурная разновидность, а как предложения с опущенными союзами, вследствие этого устанавливались типы бессоюзных предложений соответственно союзным. Семантико-интонационные признаки бессоюзных сложных предложений менее дифференцированны, чем признаки предложений союзного типа. Например, семантика предложения Вернется отец - все будут рады может быть передана суммой значений двух союзных предложений: Когда вернется отец, все будут рады и Если вернется отец, все будут рады.

Примерно с 50-х годов бессоюзные сложные предложения стали все чаще рассматривать как особую разновидность сложных предложений. Бессоюзное сложное предложение в смысловом отношении представляет собой единство. Средством связи частей служит и интонация, которая при всем своем разнообразии в разных типах бессоюзного сложного предложения характеризует каждое предложение как интонационно целостное высказывание, интонация конца наблюдается лишь в последней части сложного предложения. Вот примеры различного интонационного оформления предложений и одновременно общей интонационной целостности: интонация перечисления; интонация обусловленности:; интонация противопоставления, интонация пояснения; интонация предупреждения (в первой части) и присоединения, добавочного сообщения (во второй части): Я поднял голову: перед огнем, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха... (Т.).

В бессоюзных сложных предложениях формы глаголов-сказуемых обычно однородны, этим и обнаруживается связь отдельных частей, например: Гудели мухи, ныли комары, где-то трещал сверчок. (М. Г.).

Средством выражения синтаксической связи в бессоюзном предложении может служить и порядок расположения частей, который влияет на их смысловые взаимоотношения. Это обычно свойственно предложениям с отношениями обусловленности. Например, в предложении Вспыхнули электрические фонари, все присутствующие поднялись передается временная последовательность событий; при ином интонационном оформлении предложение может быть преобразовано в предложение со значением причинно-следственным, а в таком случае на смысловые взаимоотношения частей влияет порядок их расположения, ср.: Вспыхнули электрические фонари - все присутствующие поднялись (отношения причинно-следственные; причина обозначена в первой части, следствие - во второй, ср.: Вспыхнули электрические фонари, и потому все присутствующие поднялись). - Все присутствующие поднялись: вспыхнули электрические фонари (отношения причинной обусловленности, ср.: Все присутствующие поднялись, так как вспыхнули электрические фонари; причина обозначена во второй части).

Виды бессоюзных сложных предложений

Две группы: 1) предложения со структурно-обусловленными частями и 2) предложения со структурно-необусловленными частями.

Предложения первой группы имеют структурные показатели объединенности частей. Такими показателями являются местоименные слова так, таков, как, что: Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда.

В первой части могут употребляться существительные, содержание которых раскрывается второй частью предложения. Во второй части могут помещаться местоименные слова (иногда с частицей вот), которые лексически соотносятся с членами предложения первой части, являя собой своеобразную лексическую отсылку. Горели ряды костров, из них во все стороны торчали черные головни... (М. Г.). В первой части бессоюзного сложного предложения может оказаться незамещенная синтаксическая позиция, которая функционально возмещается второй частью предложения, например: И стало беспощадно ясно: жизнь прошумела и ушла (Бл.). Такие предложения имеют значение изъяснения.

Предложения второй группы не имеют специальных структурных показателей объединенности частей, кроме соответствия видо-временных форм глаголов-сказуемых (кстати, такого соответствия может и не быть). Во второй группе предложений связь частей обеспечивается содержательно и интонационно.

Предложения с однотипными частями (при выражении перечислительных и сопоставительно-противительных отношений). В них может быть заключено значение одновременности или последовательности совершения действий, например: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела... (П.).

Предложения с неоднотипными частями (при выражении взаимозависимых отношений). Такие предложения могут иметь значение условия: Нравится рисовать - рисуй на здоровье... (Пан.); значение уступительное: Давно пора бы каждому вернуть своей дорогою - они рядком идут! (Н.); значение причины и основания: В здании аэропорта тесно, шумно и беспорядочно - люди атакуют билетные кассы (Друн.); значение следственное: ...Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); значение разъяснительное: Вот звенит прощальный звон - бьют колокола (А. Галич); значение сравнения: Молвит слово - соловей поет.

Несколько особняком среди предложений с взаимозависимыми составляющими частями стоят бессоюзные сложные предложения со значением присоединения и добавочного сообщения во второй части, например: Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда (Ч.). Первые части таких предложений отличаются предупредительной интонацией и наличием глагола-сказуемого, называющего действие, ведущее к восприятию, а вторая часть указывает на объект восприятия.

Бессоюзным называется такое сложное предложение, части которого соединены между собой не союзами или союзными словами, а только интонацией.

В бессоюзных сложных предложениях различают четыре основных типа интонации: перечисления, сопоставления, обусловленности, пояснения. В первом случае предикативные части бессоюзного предложения соединяются интонацией перечисления и на письме между ними ставится запятая. Во втором случае двоеточие обусловлено интонацией пояснения, при которой вторая часть заключает в себе обоснование содержания первой.

Наряду с интонацией, которая является основным средством связи частей бессоюзного сложного предложения, отмечаются и другие, дополнительные средства:

а) форма вида и времени глаголов-сказуемых в соединяющихся частях;

б) неполнота первой части и наличие в ней указательных слов, требующих конкретизации;

в) относительно свободный или закрепленный порядок следования частей;

г) количество частей.


Дополнение учителя. Бессоюзные сложные предложения широко употребляются в художественных произведениях и разговорной речи. Они в большинстве своём передают одновременность событий, явлений, фактов, создавая яркие картины природы, общественной жизни, раскрывая внутреннее состояние человека. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи.

3. В упр. 187 читаются выразительно пословицы с соблюдением интонации сопоставления. Учитель обращает внимание на особенности интонации: первая часть заканчивается небольшим повышением голоса, вторая - понижением. Учащиеся приводят два-три примера пословиц, выраженных бессоюзными сложными предложениями со значением сопоставления.

Дополнение учителя. В пословицах и поговорках сложные бессоюзные предложения помогают кратко, сжато и лаконично выразить сопоставительные, причинно-следственные, условные и другие смысловые отношения.

4. В упр. 188 читаются выразительно пословицы с причинно-следственными и пояснительными отношениями между частями с соблюдением предупредительной интонации.

5. Конструирование.

На доске записаны три простых предложения:

Солнце садилось. Ветер крепчал. Закат разгорался пурпуром.

Задание: из трёх простых предложений надо составить сначала бессоюзное сложное предложение, в котором простые предложения будут разделены запятыми, потом бессоюзное, в котором есть точка с запятой, сопоставить их и объяснить знаки препинания и стилистическое использование.

Дополнение учителя. Чтобы всё высказывание отличалось живостью темпа речи, предпочтительнее разделить предложения запятой. Использование точки с запятой замедляет темп речи, изменяет стилистическую окраску фразы.

6. Речевая разминка. Учащиеся пишут сочинение-миниатюру «Зимнее утро» с оправданным использованием бессоюзных сложных предложений.
V . Итог урока. Учитель может подвести его в вопросо-ответной беседе:

Понятна ли тема?

Какое самое важное средство связи в данном виде сложных предложений?
V I. Домашнее задание: § 31, 32, упр. 189, 190 (устно), составить восемь бессоюзных сложных предложений на тему «Первый снег».

Урок 46. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (§ 33)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки запятой и точки с запятой между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления; 2) научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации, различать простые предложения с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией, и бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, правильно ставить необходимые знаки препинания (запятую, точку с запятой) между частями бессоюзного сложного предложения, обосновывать условия выбора знака препинания между его частями, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо ставить запятую и точку с запятой.
I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик читает бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, причинным, условным (упр. 189), произносит эти предложения с нужной интонацией. Класс оценивает ответ.

Второй ученик читает афоризмы Козьмы Пруткова, выражая с помощью интонации смысловые отношения. Класс рецензирует чтение.

Учащиеся читают составленные дома бессоюзные сложные предложения на тему »Первый снег», учитель следит за произношением предложений, делает замечания, обращает внимание на особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением перечисления, сопоставления, причины, пояснения.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. На доску проецируются предложения с пропущенными буквами и знаками препинания.
1) Люди рады лету а пчела - цвету.

2) Если пч..лы утром играют будет ясный день.

3) Если с ран..его утра пч..лы отправляются за добычей значит будет хороший день.

4) На всякий цветок пчела сади..ся но не (со)всякого цветка поноску б..рёт.

5) Когда летние птиц.. ул..тают (с)ними уходит и лето.
Задания:

1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы.

2. Составьте схему каждого предложения.
III. Объяснение нового материала.

На доске записаны предложения.
1) Солнце не показывалось четыре дня, ураганный ветер перемешивал солёную водяную пыль с потоками проливного дождя. (И. А. Ефремов)

2) Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидав ещё, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремлённые на него. (Л. Н. Толстой)
Учащиеся выразительно читают предложения, соблюдая особенности интонации, определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, объясняют постановку знаков препинания. Девятиклассники делают вывод, что в первом предложении части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.

Интонация второго предложения отличается от предшествующего: точка с запятой предполагает значительную паузу и понижение голоса между его частями. Предложение читается в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.

Рекомендации учителю: обратите внимание на то, что главным признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой, являются смысловые отношения между частями сложного предложения и степенью их распространённости, что иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда внутри частей бессоюзного сложного предложения нет знаков препинания из-за слабой связи частей по смыслу, более самостоятельных по отношению друг к другу.

Девятиклассники читают теоретический материал на с. 126-127.
I V . Закрепление материала.

1. Выборочный диктант по упр. 191.

Учащиеся выписывают из упр. 191 сначала простые предложения с однородными членами, а затем бессоюзные сложные предложения, расставляют пропущенные знаки препинания.

2. Конструирование.

В упр. 193 конструируются предложения следующих типов:

а) простое предложение с однородными членами (без союзов);

б) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить запятые;

в) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой.

3. Лингвистический эксперимент.

На доску проецируются сложные бессоюзные предложения из произведения М. Ю. Лермонтова.
1) Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти.

2) По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники.

3) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к её двери.

4) Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман, едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить.
Задания:

1. Выясните смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений, обоснуйте постановку точки с запятой.

2. Вставьте в предложения союзы, определите, какие изменения проявились в предложениях.

Девятиклассники делают вывод, что после вставки союзов предложения теряют свою первоначальную выразительность.
Тестовые задания

1. Укажите бессоюзное сложное предложение.

а) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

в) Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Ответ: в, г.
2. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить запятые.

а) Заря прощается с землёю

Ложится пар на дне долин

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

б) Только песне нужна красота

Красоте же и песен не надо.

в) Соловей поёт себя тешит.

г) Было так из тьмы глубокой,

Огненный взметнув клинок,

Луч прожектора протоку

Пересёк наискосок.

Ответ: а, б.
3. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить точку с запятой.

а) Прошумели весенние воды

Загремели весёлые грозы

В одеяньях воскресшей природы

Расцвели гиацинты и розы.

б) Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.

в) Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зелёные луга.

г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.

Ответ: в.
V . Домашнее задание: § 33, упр. 194.

Урок 47. Подробное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин» (с дополнительным заданием - упр. 192)
I . Работа над содержанием текста.

1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?

2. Какие по строению предложения использует писатель, чтобы нарисовать картину деревни Маниловки?

3. Какие предметы этой общей картины описываются в каждом из бессоюзных сложных предложений?
II. Пунктуационный разбор текста: учащиеся объясняют знаки препинания (запятую или точку с запятой) в бессоюзных сложных предложениях.
III. Устные ответы на дополнительный вопрос:

О каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья?
I V . Письменное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин».

Урок 48. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§ 34)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях; уяснить текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений с пояснительными, изъяснительными и причинно-следственными отношениями; 2) научить произносить указанные предложения с предупредительной интонацией, определять смысловые отношения между его частями (причина, пояснение, дополнение), правильно ставить необходимые знаки препинания, обосновывать условия их выбора, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить двоеточие, понимать текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений.
I . Анализ изложений, работа над ошибками, допущенными в изложении.
II. Объявление темы и целей урока.

1. Учащиеся анализируют материал на с. 129-130 и отвечают на вопросы:

В каких бессоюзных сложных предложениях вторая часть поясняет, раскрывает, конкретизирует содержание первой части?

Какой разделительный знак употреблен в этих бессоюзных предложениях?

Как назван в тексте этот знак? Почему?

2. Учащиеся анализируют теоретические сведения на с. 130-131 учебника, знакомятся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.


Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Условия постановки

Примеры

1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что )

1. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. С. Тургенев)

2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно поставить союз а именно )

2. Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. А. Фадеев)



3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что )

3. а) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. С. Тургенев)

б) Серёжка оглянулся: пожар охватывал школу всё больше и больше. (А. А. Фадеев)


III. Закрепление материала.

1. Упр. 195 учащиеся выполняют устно: читают выразительно бессоюзные сложные предложения с предупредительной интонацией (первая часть произносится с неспокойным понижением голоса, после неё имеется значительная пауза, вторая часть заканчивается понижением голоса), объясняют постановку двоеточия.

2. Упр. 196 ученики выполняют самостоятельно: списывают, расставляя недостающие знаки препинания, составляют схемы БСП.

3. Выборочный диктант (упр. 197).

Учащиеся выписывают БСП, в которых:

а) вторая часть разъясняет содержание первой;

б) вторая часть поясняет сказуемое первой части.

4. Конструирование.

На доске записаны простые предложения.
1) Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

2) Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше.

3) Мы собрались в лес. Дрова были на исходе.

4) Я стал прислушиваться. Возле дома ходили.

5) Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.

6) Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.
Задание: из двух простых предложений составьте бессоюзное сложное предложение с двоеточием.

5. Объяснительный диктант. Учащиеся записывают под диктовку сложные бессоюзные предложения, объясняют знаки препинания перед записью.
1) Трудно заметить залёгшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает. (И. С. Соколов-Микитов)

2) Всё было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А. Ф. Иванов)

3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. А. Баратынский)

4) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В. С. Пелевин)

5) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (Н. В. Гоголь)

6) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. (В. М. Шукшин)

7) Поражает в Крыму одно: всё самое прекрасное и величественное создано в ХIХ веке. (Ф. Н. Абрамов)

8) Предстоящего дела в разговоре не касались: всё было обговорено заранее. (С. А. Майоров)
Тестовые задания

1. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которых надо поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).

а) Поезд ушёл его огни исчезли.

б) На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце.

в) Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

г) Не бойтесь вас подстрахуют.

Ответ: в, г.
2. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

а) Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола берёзы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным.

б) Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь.

в) Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение.

г) Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.