Болезни Военный билет Призыв

Балиан ибелин. Балиан I Ибелин. Семья и потомки

Митрополи́т Арсе́ний (в миру Авксентий Георгиевич Стадни́цкий) - епископ Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933—1936), ранее в течение долгого времени был правящим епископом Новгородской епархии.

Родился в селе Комарово Хотинского уезда Кишиневской губернии в семье сельского священника. Родом был молдаванин.

В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого духовного училища.

Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и со званием магистранта.

В 1885 году дважды посетил Афон. Впечатления о своих поездках он изложил в «Дневнике студента - паломника на Афон», изданном в «Трудах Киевской духовной академии» (№ 6-8, 1886 г.). Впоследствии «Дневник» был издан отдельной книгой и удостоен Макарьевской премии.

По окончании академии назначен в Кишиневскую духовную семинарию преподавателем греческого языка, затем - церковного пения (он считался одним из лучших его знатоков) и (бесплатно) гражданской истории.

В 1887-1895 годах был редактором «Кишиневских епархиальных ведомостей». Проф. И. В. Корсунский впоследствии писал, что А. Стадницкий «был не только редактором епархиальной газеты, но и самым деятельным и плодовитым сотрудником ее».

В 1887 и 1891 годах участвовал в работе Всероссийских миссионерских съездов в Москве. Свои впечатления об этих съездах он изложил в статье «Деятельность первого и второго миссионерского съезда в Москве», которая опубликована им в «Кишиневских епархиальных ведомостях». В Кишиневской епархии являлся членом комитета по наблюдению за деятельностью миссионеров.

В 1895 году за свою диссертацию на тему: "Гавриил Бонуласк-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский", утвержден в степени магистра богословия.

В этом же 1895 году назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества 30 декабря, рукоположен 31 декабря во иеродиакона.

1 января 1896 года рукоположен во иеромонаха и определен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а затем определен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря св. Антония Римлянина в Новгороде.

10 января 1897 года назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории.

28 февраля 1899 года хиротонисан во епископа Волоколамского, третьего викария Московской митрополии, с оставлением в должности ректора академии. Хиротония состоялась в Московском кафедральном соборе Христа Спасителя.

В 1900 году он в числе профессоров и студентов Московской духовной академии совершил паломничество в Святую Землю. Итогом путешествия стала книга "В стране священных воспоминаний", редактированная и изданная им самим. В книге 60 фотографий, большую часть которых сделал Арсений.

В феврале 1902 года присутствует при пострижении в монашество студента духовной академии Сергея Симанского, в иночестве Алексия - будущего патриарха. В пещерном храме Гефсиманского скита он произносит по этому случаю "Слово". Арсений всю жизнь был духовным руководителем Алексия.

В 1903 году переведен на самостоятельную кафедру во Псков. Почти 7 лет он управлял Псковской епархией, сделав для Пскова немало доброго и полезного. В числе главных дел: создание школы псаломщиков и церковного музея и при нем - историко-археологического комитета.

В 1904 году защитил диссертацию на степень доктора богословия на тему: "Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви". Часть 1-я. "История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней" и утвержден в степени доктора Церковной истории.

Обширная педагогическая опытность епископа Арсения и выдающиеся труды его в этой области, привлекли к нему внимание Святейшего Синода и он был приглашен в 1905 году на пост члена Учебного Комитета при Святейшем Синоде, где и проявил свои блестящие способности руководителя церковным просвещением в России.

В 1906 году назначен председателем Синодального Учебного Комитета. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о реформе церковно-учебных заведений.

В 1907 году возведен в сан архиепископа и в этом же году был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Будучи архиепископом Псковским и Порховским, архиепископ Арсений в 1909-1910 годах был утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии во внимание к его ученым трудам и плодотворной архипастырской деятельности.

В 1912 году председательствовал на Московском противоалкогольном съезде.

В 1913 году в Новгороде открылось по инициативе архиепископа Арсения церковно-археологическое общество.

Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи, вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Антонием Харьковским. В то время народная молва оценила его как "самого строгого" из архиереев Русской Церкви - в отличии от "самого умного" Антония и "самого доброго" Тихона. По свидетельству мит-рополита Евлогия (Георгиевского), архиепископ Арсений "возможности стать Патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы "чаша сия миновала его".

Был арестован в ноябре 1919 года в Москве. Затем арест последовал в Новгороде, где он находился под надзором власти, - в 1920 году. В 1922 году митрополит Арсений был привлечен к суду вместе с патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Почти год находился в заключении. Владыке пришлось пережить убийства своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, вскрытие мощей, изъятие церковного имущества и ценностей в Новгороде.

Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, уже через 5 дней был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

В это время он был лишен возможности принимать активное участие в управлении Русской Православной Церковью, а также управлять своей Новгородской епархией. 11 августа 1933 года он был уже формально освобожден от управления Новгородской епархией и назначен митрополитом Ташкентским.

Некоторое время занимал двойственную позицию по отношению к административной деятельности митрополита Сергия, но в 1927 году стал постоянным членом временного патриаршего Синода (хотя участия в нем не принимал).

По оценке помещенной в жизнеописании составленном митрополитом Мануилом (Лемешевским), митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Уставщик церковной службы и пения. Формалист. Священников, имевших камилавки, но приезжающих без камилавок, не допускал к себе на прием, пока они не привезут свою камилавку, хотя бы надо было обратно ехать за 150 км. Митрополит Арсений был известный духовный писатель и выдающийся оратор политический (в Государственном Совете) и блестящий проповедник. Неутомимый исследователь в области местной церковной старины и автор многочисленных богословских трудов. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации. Владел сильным голосом - басом.

Святитель , чьим духовным наставником он был и на чьих руках умер в ташкетской больнице, так отозвался на смерть Арсения: "Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы".

"Арсений (Стадницкий), архиепископ Псковский и Порховский"

Русская Православная Церковьустановилав феврале месяце день памяти Соборановомучеников и исповедников Российских и совершает поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. По благословению Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия в Псковской епархии проводится сбор материалов о пострадавших за веру Христову в годы гонений XX столетия.

Предлагаем вашему вниманию рассказ о Владыке Псковском и Порховском (1903-1910) митрополите Арсении (Стадницком)
«Тебя, Святитель, помнить будем,
И ты нас грешных не забудь,
В святых молитвах у Престола
Нас помяни когда-нибудь!..»
Строки псковской поэтессы Ольги Каменской написаны в 1910 году и посвящены архиепископу Арсению (Стадницкому).
23 февраля 2014 года исполнилось 78 лет со дня смерти Арсения (1862-1936) — архиепископа Псковского и Порховского, возглавлявшего нашу епархию с 1903 по 1910 годы.
"В истории Русской Православной Церкви имя Арсения стоит рядом с именем Патриарха Тихона. Вместе с ним и Антонием (Храповицким) Арсений был кандидатом на Патриарший Престол.
В миру митрополит Арсений носил имя Авксентий Георгиевич Стадницкий. Родился он 22 января (по старому стилю) в селе Комарово Хотинского уезда Кишиневской губернии. Отец был сельским священником. В 1881 году будущий священнослужитель поступил в Киевскую духовную академию, получив перед тем среднее образование в духовной семинарии Кишинева. В 1885 году он закончил академию со степенью кандидата богословия и тогда же был определен на службу в Кишиневскую духовную семинарию преподавателем греческого языка, затем — церковного пения (он считался одним из лучших его знатоков) и (бесплатно) гражданской истории. С 1895 года до приезда в Псков отец Арсений состоял на службе в качестве инспектора, а затем ректора Новгородской духовной семинарии, инспектора и ректора Московской духовной академии, в 1897 году посвящен в епископа Волоколамского, викария Московской митрополии. Наречение и посвящение в епископский сан состоялось в Москве в кафедральном соборе Христа Спасителя.
В 1900 году он в числе профессоров и студентов Московской духовной академии совершил паломничество в Святую Землю. Итогом путешествия стала книга «В стране священных воспоминаний», редактированная и изданная им самим. В книге 60 фотографий, большую часть которых сделал Арсений. В феврале 1902 года он присутствует при пострижении в монашество студента духовной академии Сергея Симанского, в иночестве Алексия — будущего патриарха. В пещерном храме Гефсиманского скита он произносит по этому случаю «Слово». Арсений всю жизнь был духовным руководителем Алексия. Два года (1904-1906) Алексий состоял на должности инспектора Псковской духовной семинарии. 18 сентября 1906 года епископ Арсений совершил чин возведения иеромонаха Алексия в сан архимандрита в Троицком соборе Пскова.
Арсений приехал в Псков в 1903 году. «Псковские епархиальные ведомости» сообщали о встрече: «30 декабря в 4 часа 15 минут пополудни из Санкт-Петербурга прибыл в Псков его преосвященство, преосвященнейший Арсений, епископ Псковский и Порховский. От Сергиевских ворот с крестным ходом при участии всего духовенства, во главе с начальником губернии, в сопровождении граждан, при торжественном звоне во всех городских церквах проследовал в кафедральный собор, а оттуда на Псково-Печерское подворье». Оно располагалось на территории нынешнего онкологического диспансера.
Арсений стал 34 по счету Псковским владыкой (епархия учреждена в 1589 году). Почти 7 лет он управлял Псковской епархией, сделав для Пскова немало доброго и полезного. В числе главных дел: создание школы псаломщиков и церковного музея и при нем — историко-археологического комитета.
Знакомясь с делами вверенной ему епархии, Арсений обратил внимание на состояние начального образования, в частности, церковно-приходских школ. По данным официальной статистики, Псков занимал последнее место в ряду других губерний по уровню грамотности: на 1000 человек грамотных было лишь 146. В Пскове действовали 5 церковно-приходских школ и 2 образцовые (при епархиальном женском училище и духовной семинарии). В первый год пребывания Арсения с его благословения открылись еще 6 школ.
За два года (1904 — 1905) псковичи построили здание школы псаломщиков. Инициатива по ее созданию и устройству принадлежала владыке Арсению. Он сам разработал ее устав, по которому предполагалось двухгодичное обучение не более 20 человек при строгом отборе (хороший голос, грамотное чтение по церковно-славянски), общежитие, два учителя (непременно холостых). Позже при школе появилось свое хозяйство — огород, пасека, даже переплетная мастерская.
Располагалась школа в Пантелеймоновом дальнем монастыре — летней резиденции псковских владык. На ее территории стояла высокая колокольня, с которой, как утверждает предание, рассматривал город Стефан Баторий. Здание школы сохранилось до сих пор: в районе Промежиц по правой стороне дороги на Череху.
Не менее сильное беспокойство, чем повальная неграмотность, вызывало у владыки и пьянство. Главное орудие в борьбе с этим пороком Арсений видел в возрождении и укреплении религиозной жизни и нравственности. В декабре 1907 года, будучи членом Государственного совета, он произносит речь на заседании, где обсуждался вопрос борьбы с пьянством: «Для борьбы с пьянством, этим историческим и современным бедствием, должны быть применяемы различные меры — это меры общегосударственные, меры общественные, затем нравственные и индивидуальные, так называемая идейная борьба… Среди общественных организаций борьбы с пьянством выделяются церковные общества трезвости, которые борются с этим пороком под покровом Церкви. Сила этих обществ заключается в том, что они для слабой воли пьяницы дают более твердую опору в борьбе, возводя эту борьбу на путь религиозного подвига>. В 1912 году в Москве состоялся первый Всероссийский съезд практических деятелей в борьбе с алкоголизмом. Председательствовал на нем высокопреосвященный Арсений, ставший к тому времени архиепископом Новгородским и Старорусским.
В сан архиепископа он был возведен в 1907 году. А 1908 год в Пскове был ознаменован двумя немаловажными событиями — открытием Псковского церковного историко-археологического комитета и освящением храма во имя святого Александра Невского.
С первых дней пребывания в Пскове владыка живо интересовался историей города, не раз говорил о его особом историческом значении: «Забвение прошлого, пренебрежение к разнообразным памятникам родной старины справедливо трактуется как культурная недоразвитость края, отсталость в умственном отношении: Ведь Псков — весь в прошлом. Псков — это город не настоящего, а давнего прошлого».
Арсений собирал различные предметы старины, когда же их накопилось значительное количество, владыка решил обустроить музей на Печерском подворье, выделив для этого большой зал в новом здании, которое сохранилось до наших дней — сегодня в нем располагается один из корпусов онкологического диспансера. В августе 1908 года музей был приведен в порядок, в его витринах в строгой системе заняли свои места ценные рукописи, принадлежности богослужения и церковная утварь, древние монеты. Для научного исследования, сохранности и пополнения музейной коллекции был образован комитет, устав которого утвердил Священный Синод. Одной из главных задач комитета стала охрана памятников церковной старины.
В октябре 1908 года, как писали «Псковские епархиальные ведомости», «состоялось освящение военного храма в Омском полку на Завеличье. В 9 часов был совершен чин освящения, который Владыка заключил словом о религиозно-нравственном значении храмов для воинов. Новосозданный храм освящен во имя святого Благоверного князя Александра Невского>.
В августе 1910 года в Пскове праздновали 25-летие церковной и ученой деятельности Арсения. Юбиляр на торжествах не присутствовал: будучи противником подобных празднеств, он удалился для молитвы в Елеазаров монастырь.
В ноябре того же 1910 года Арсений прощался с Псковом, уезжая к новому месту служения в Новгород, где возглавил епархию. «Епархиальные ведомости» сообщали об отъезде владыки: «Давно Псков не видел таких торжественных и сердечных проводов. Вся большая платформа Варшавского вокзала была переполнена народом, так что невозможно было двигаться».
В августе 1917 года в Москве открылся поместный Собор Русской Православной Церкви. Арсений, член Собора и заместитель председателя Собора, фактически руководил почти всеми соборными заседаниями. Член высшего Церковного Совета и Священного Синода, он стал одним из трех кандидатов на Патриарший Престол (вместе с Тихоном — митрополитом Московским и Коломенским и Антонием — архиепископом Харьковским и Ахтырским). 5 ноября в храме Христа Спасителя старец-затворник Зосимовой пустыни Алексий вынул жребий избранника. Патриархом стал Тихон. По его предложению остальные претенденты на престол были возведены в сан митрополита.
Дальнейшая судьба Арсения трагична: в первый раз он был арестован в ноябре 1919 года в Москве. Затем арест последовал в Новгороде, где он находился под надзором власти, — в 1920 году. В 1922 году митрополит Арсений был привлечен к суду вместе с патриархом Тихоном. Почти год находился в заключении. А выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, уже через 5 дней был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. В 1926 году после ссылки в туркменский город Красноводск был переведен в Ташкент. В 1933 году назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским. Умер Арсений Стадницкий 23 февраля 1936 года. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) на смерть Арсения отозвался так: Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы». Арсений был духовным наставником архиепископа Луки (знаменитого хирурга, автора учебника по гнойной хирургии, лауреата Сталинской премии) и умер на его руках в ташкентской больнице".
Татьяна Медникова 27 сентября 2010

В издательстве Сретенского монастыря вышла в свет книга писем к Владыке Арсению «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы.
*** Священномученик Андроник (Никольский)
Ваше Высокопреосвященство.
День святого новгородского защитника и ходатая о всех нас пред Богом благоверного князя Александра Невского. Ему помогали святые братья Борис и Глеб, а он помогал князю Димитрию Донскому, уйдя из гроба на Куликово поле, когда разбиты были татары. И теперь да изыдет из-под не открываемого замка раки на помощь нашему Державному Вождю против тех же немцев, восставших на все святое. Нужно полагать, что немцы и сами пойдут в глубь болот пинских и старорусских да новгородских. Но если Бог попустит и Великому Новгороду быть угрожаемым от поганых, то, Владыко, не признаете ли возможным святыни новгородские, хотя бы часть их, направить на военное время в Пермь, да освятится наш край чудным пришествием их, когда-то посылавших сынов своих сюда на искание земли. Вот была бы радость-то нашим людям! Это, конечно, если будут вывозить и из Новгорода святыни. Таковое намерение пришло мне в день святого новгородца князя Александра Невского.
Молились, постились и исповедывались мы здесь по призыву Господа через Св[ятейший] Синод. Но далеко до всенародного покаяния и у нас и, конечно, повсюду. Власти и большинство интеллигенции остались в стороне: это де для глупого народа, который де невежда в законе; а мы ведь весьма умные…Поселянин ругает архиереев за невыдержанный экзамен. А эти дни поста были истинным экзаменом для верхов народа: какому богу они кланяются. Оказывается, должно быть, что не истинному Богу, а молоху века сего. Вот корень зла и причина войны. Отсюда выводы: война кончится ничем, хотя бы мы и победили немцев.
Вчера величественно и многолюдно прошел молитвенный крестный ход. Возвратились уже в пятом часу в собор. Все время пели; разными витиями было сказано пять проповедей и о трезвости, и по военному времени. Великое множество народа собралось. Ровно год назад провели мы здесь экстренно устроенный крестный ход.
Сегодня прочитал Ваш призыв о спасительном пути. Спасибо за дерзновенное и открытое слово. Но, очевидно, и в Новгороде то же, что и в Перми творится. Так, вероятно, и везде. Газеты хвастали даже, что и при входе немцев в Варшаву творилось то же самое развеселое житие: «нам де немцы вовсе не страшны». Какая дерзость перед Богом! Точь-в-точь как пред всемирным потопом было и будет пред концом мира.
Простите за болтовню. Простите и благословите меня грешного епископа Андроника.
Владыко, нет ли у Вас фотографии Вашей чудной Никитинской церкви внутри и снаружи. Утешьте меня ими.
г. Пермь, 30 августа 1915 года

Ответ владыки Арсения от 16 октября 1915 года.

Преосвященнейший Владыко!
С некоторым опозданием, по обстоятельству военного времени, получил Ваше письмо; с еще большим опозданием ответствую на оное. Тяжко и думать, чтобы Господь попустил Тевтонскому нашествию и на наш славный град. До сих пор новгородские угодники охранили свой град от нашествия иноплеменных, благодаря чему Новгород и являет свою древнюю, священную красоту. Мысли о сохранении святынь часто озабочивают меня, хотя я и виду об этом не подаю, чтобы не смущать горожан, которые очень падки на всякого рода слухи и тревоги. Благодарю Вас за предложение приютить у себя святыни.
Я понимаю, как это стало бы дорого для Вас, именно счастье. Несомненно, [новгородцы] очень пожелают, чтобы не вывозить их из пределов Новгородской губернии, а хранить в каком-нибудь из древнейших градов, например Тихвине или Кириллове. С своей стороны я приму к сведению Ваше желание в случае, если бы пришлось озаботиться по вывозу святынь.
Наш город все более и более наполняется беженцами, своими и эвакуированными лазаретами. Чудный зал в Епархиальном доме обращен в лазарет на 70 раненых. Я не знаю, что делал бы без этого дома, точно он построен в качестве дома милосердия. Заняты помещения мои, приготовленные для Преосвященных Рязанского и Псковского. Консистория переведена в Новгород. Шесть членов помещаются в комнатах Архиерейского дома. Савво-Вишерский монастырь временно обращен в женский для сестер Рдейской общины. Церковные школы тоже под беженцами. Нужно быть готовым ко всему.
Простите и благословите. Ваш А.А.

Арсений (Стадницкий)

Митрополит Арсений (в миру Авксентий Георгиевич Стадни́цкий ; 22 января 1862, село Комарово, Бессарабская губерния - 10 февраля 1936 , Ташкент) - епископ Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933-1936), ранее в течение долгого времени был правящим епископом Новгородской епархии. С 14 января 1906 года присутствующий в Святейшем Синоде (до 15 апреля 1917 года). В 1907 году избран членом Государственного Совета Российской империи от монашествующего духовенства.

Образование

Родился 22 января 1862 года в селе Комарово Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье молдавского священника.

Его называли «самым строгим архипастырем» Российской Церкви. Эта строгость проявлялась в неуклонной требовательности к выполнению заповедей Христовых духовенством и паствой; но - прежде всего - архипастырь был требователен к самому себе. Тщательно следил за соответствием уставу церковной службы. Выдающийся проповедник и оратор (в том числе в Государственном совете), духовный писатель. Проявлял себя не только мудрым и деятельным пастырем, но и знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков.

Современник Арсения, историк Николай Порфиридов, отметил его так:

Энергичный, деловой и предприимчивый Арсений сразу же по его назначении в Новгород тряхнул, что называется, капиталами архиерейского дома. Построил прекрасную загородную дачу … при впадении летописной Пидьбы, на месте захудалой мызы. Для удобства сообщения с загородной дачей приобрел моторный катер, которому дал название «Перун». Такой роскоши не было даже у местных губернаторов .

Вместе с тем, все знавшие владыку отмечали его «широкий ум, большое образование, могучую волю, честность и прямоту, решительный и непреклонный характер, строгость к подчиненным и себе».

Награды

  • Орден Святого Александра Невского (1915 год)
  • Орден Святого Владимира 2 степени (1911 год)
  • Орден Святой Анны 1 степени (1903 год)
  • Орден Святого Владимира 3 степени (1900 год)
  • Орден Святого Станислава 3 степени (1891 год)
  • Орден Короны Румынии 3 степени (1898 год)
  • Орден Святого Саввы 2 степени (Сербия, 1899 год)

Иерархические награды

Митрополит Арсений (Стадницкий) родился в селе Комарово Кишиневской губернии в 1862 году. Его отец протоиерей Григорий Стадницкий происходил из польского рода, ведущего своё начало с XIV века. Будущий митрополит закончил духовную семинарию в Кишиневе и недолго преподавал в местной школе. Затем поступает в Киевскую духовную академию в 1881 г., обучение в которой завершает в 1885 г., получив степень кандидата богословия. Еще обучаясь в этом престижном духовном заведении, он дважды совершил поездки на святую гору Афон. После отец Арсений напишет книгу «Дневник студента-паломника на Афоне», она будет издана и получит Макарьевскую премию через 10 лет после написания.

По окончании духовной академии трудится преподавателем греческого языка, а позже и церковного пения в духовной семинарии Кишинева. В 1895 году защищает магистерскую диссертацию и назначен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии. В этом же году становится монахом. В 1896 году рукоположен в иеромонаха и назначен ректором этой же семинарии. Также становится настоятелем новгородского монастыря святого Антония Римлянина. Через год получает назначение на должность инспектора Московской духовной академии, несколько позже становится ее ректором.

В 1899 году отца Арсения (Стадницкого) возводят в сан епископа Волоколамского. Но все также он руководит духовной академией в Москве. Через год он вместе с другими преподавателями совершает поездку на Святую Землю. После напишет книгу «В стране священных воспоминаний», которая помимо уникальных впечатлений митрополита, содержит еще около 60 фотографий, сделанных им самим.

В 1903 году митрополит Арсений переведен на Псковскую кафедру, где служит в течение 7 лет. За это время проявил себя как блестящий педагог, оратор, миссионер, подвижник. Им на псковской земле были открыты школы для обучения псаломщиков, а также церковный музей, при котором создан историко-археологический комитет.

В 1904 году защищает диссертацию и получает степень доктора богословия. Его замечательные ораторские способности и педагогические таланты не остались не замеченными. И уже через год Священный Синод приглашает его на должность в свой Учебный Комитет, где митрополит руководит церковным просвещением в России.

В 1906 году становится председателем Синодального Учебного Комитета. Через год возведен в сан архимандрита. В 1910 году назначен епископом Новгородским и Старорусским. В 1913 году по личной инициативе архимандрита состоялось открытие церковно-археологического общества.

В 1917 году его вместе с владыками Тихоном Московским и Антонием Харьковским рассматривали на должность Патриарха. По воспоминаниям современников, отец Арсений (Стадницкий) ужасался этой возможности стать Патриархом и только и молил Бога, чтобы этого не произошло, понимая сколь велика ответственность Патриарха перед Богом и людьми. В этом же году становится митрополитом.

15 марта 2012 года, в день памяти свт. Арсения, епископа Тверского (+1409) в Великом Новгороде в связи со 150-летием со дня рождения и 75-летием со дня кончины, чтили память Митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого).

В этот день Митрополит Новгородский и Старорусский Лев и Епископ Боровичский и Пестовский Ефрем, в сослужении духовенства Новгородской епархии совершили Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Софийском кафедральном соборе.

Богослужение сопровождалось пением хора Софийского собора под управлением регента Светланы Михайловой.

По окончании Литургии по Митрополиту Арсению (Стадницкому) была совершена панихида.

Владыка Лев обратился к собравшимся с проповедью, в которой отметил заслуги Митрополита Арсения, как выдающегося церковного иерарха, духовного писателя и ученого, оставившего своим последователям немалое количество богословских трудов, востребованных и сегодня.

Митрополит Лев и Епископ Ефрем, духовенство Епархии и прихожане Софийского собора направились к Епархиальному дому, сооруженному Митрополитом Арсением в 1912 году и названному Священным Синодом «Арсеньевским», в котором до 1920 года располагалось церковно-археологическое древлехранилище, а в настоящее время находится областная филармония, и возложили цветы к расположенной на стене здания памятной доске, надпись на которой гласит: "В этом здании в 1910-1918 годах жил и работал иерарх Русской Православной Церкви, видный общественный и государственный деятель России Митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий)".

Затем Архиереи посетили выставку "Да будет воля Твоя..." в здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника, посвященную 150-летию со дня рождения Митрополита Арсения, на которой были представлены документальные и фотоматериалы из личного архива Владыки Арсения.

Митрополит Арсений (Стадницкий)

Родился 22 января 1862 года в селе Комарово, Хотинского уезда, Кишиневской губернии, в семье сельского священника. Принадлежал к молдавскому роду.

В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого духовного училища.

Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия.

В 1885 году А. Стадницкий дважды посетил Афон. Впечатления об Афоне он изложил в «Дневнике студента - паломника на Афон», впоследствии удостоенном Макарьевской премии.

По окончании академии назначен в Кишиневскую семинарию преподавателем греческого языка, с 1886 года преподавал также церковное пение, догматическое богословие и ряд других предметов.

В 1887-1895 годах был редактором и самым деятельным и плодовитым сотрудником «Кишиневских епархиальных ведомостей», для которых лично написал около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания.

В 1887 и 1891 годах участвовал в работе Всероссийских миссионерских съездов в Москве. В Кишиневской епархии являлся членом комитета по наблюдению за деятельностью миссионеров.

В 1895 году был назначен инспектором Новгородской духовной семинарии.

30 декабря 1896 года принял монашеский постриг с именем Арсений в честь святителя Арсения Тверского. 31 декабря рукоположен во иеродиакона, 1 января следующего года - во иеромонаха.

В 1986 году назначен ректором Новгородской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря святого Антония Римлянина в Новгороде. Удостоен степени магистра богословия за сочинение «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский и митрополит Кишиневский».

10 января 1897 г. назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре библейской истории.

18 февраля 1899 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, с оставлением в должности ректора МДА.

В 1903 году переведен на Псковскую кафедру. 21 декабря за прощальной Литургией в Троицком соборе Лавры рукоположил иеродиакона Алексия (Симанского) во иеромонаха.

С 1903 по 1910 год управлял Псковской епархией, основал в Пскове школу псаломщиков и Церковно-археологический музей.

В 1904 году удостоен степени доктора церковной истории за сочинение «Исследования и монография по истории Молдавской Церкви». Эта работа, наряду с другими научными трудами епископа, получила высокую оценку общественности.

В 1906 году назначен председателем Учебного комитета при Святейшем Синоде. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о церковно-учебных заведениях.

31 января 1907 года возведен в сан архиепископа и избран членом Государственного совета от монашествующего духовенства, где отстаивал принцип единения власти и Православной Церкви.

В 1909 году утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии.

В 1913 году по его инициативе открылось Новгородское церковно-археологическое общество, занимавшееся вопросами сохранения святынь Новгородской земли.

Архиепископ Арсений занимался просвещением паствы, заботился о преподавании Закона Божия и церковного пения в школах, организовал курсы псаломщиков, миссионерские курсы для духовенства, много сил отдал борьбе с пьянством. Вел активную миссионерскую работу среди старообрядцев-беспоповцев, переписывался с тремя восточными православными Патриархами. В годы Первой мировой войны принимал активное участие в судьбе раненых русских солдат, собирал средства для нужд фронта.

На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917 года избран заместителем председателя и возглавил два отдела: Правовое положение Церкви в государстве и Издательский отдел.

Архиепископ Арсений был одним из трех кандидатов на Патриарший престол.

В 1918 году участвовал во 2-й сессии Собора, руководил работой пленарных заседаний, 6 марта избран в Высший церковный совет; как член Синода находился в Москве при Патриархе Тихоне.

На короткий срок возвращался в Новгород, где пережил убийство своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, вскрытие мощей, изъятие церковного имущества и ценностей.

В феврале 1921 года арестован повторно и осужден. Ссылки удалось избежать.

В 1922 году принимал участие в сборе средств для голодающих Поволжья и Предуралья. Привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей.

В 1923 году арестован в Москве и почти год находился в заключении в Бутырской тюрьме. Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, через 5 дней был вновь арестован и заключен в тюрьму.

В 20-х - начале 30-х годов оставался правящим архиереем Новгородской епархии, осуществляя свои функции через викария архиепископа Хутынского Алексия (Симанского).

В 1927 году стал постоянным членом Временного Патриаршего Синода. Находясь в ссылке, не мог принимать участия в работе Синода и имел отрывочные сведения о церковной жизни, но никогда не ставил под сомнение полномочия митрополита Сергия (Страгородского).

Митрополита Арсения почитают как выдающегося церковного иерарха в Новгородской и Ташкентской епархиях Московского Патриархата. В Новгороде по инициативе местной епархии и областных научных и культурных организаций с 1993 проходят Арсениевские чтения.

По оценке, помещенной в жизнеописании, составленном митрополитом Мануилом (Лемешевским), митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Был сторонником уставной церковной службы и пения. Его называли «самым строгим архипастырем» Российской Церкви. Эта строгость проявлялась в неуклонной требовательности к выполнению заповедей Христовых духовенством и паствой; но прежде всего архипастырь был требователен к самому себе.

Священномученик Иоасаф (Жевахов) в своих воспоминаниях выделяет его как члена Святейшего Синода, который фактически обладал решающим голосом и всячески саботировал любые инициативы, исходящие от обер-прокуратуры.

Митрополит Арсений был выдающимся оратором и блестящим проповедником. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими образцами выдающейся импровизации. Особый колорит его речам придавал сильный голос – бас.

Литературные труды митрополита Арсения способствовали его репутации выдающегося духовного писателя и ученого. Он являлся автором многочисленных богословских трудов, отмеченных множеством орденов. Митрополит Арсений был почетным членом многих научных обществ.

Проявлял себя не только мудрым и деятельным пастырем, но и знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков. Владыка был неутомимым исследователем в области местной церковной старины.

Митрополит Арсений был духовным руководителем Патриарха Алексия I и святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Последний так отозвался на смерть Арсения: «Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы».