Болезни Военный билет Призыв

5 первоэлементов в китае. Аюрведа: теория пяти первоэлементов. Пять первоэлементов: вода, огонь, дерево, земля и металл

Включает в себя пять классов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений.
Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление .
Взаимопорождение состоит в следующем: Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево.
Взаимопреодоление состоит в следующем: Дерево побеждает Землю, Земля побеждает Воду, Вода побеждает Огонь, Огонь побеждает Металл, Металл побеждает Дерево.

Для создания уникальной лечебной продукции Хуа Шен тщательно отобраны пять натуральных функциональных материалов:
- высококачественные хлопковые волокна – «дерево»,
- биофотонные материалы – «огонь»,
- волокна растительного белка – «земля»,
- магнитные волокна – «металл»,
- волокна бамбукового угля – «вода»,

При использовании биологических инженерных технологий извлекается и очищается функциональный волокнистый прядильный раствор, в который равномерно распыляется коллоидный раствор нанометрических биофотонных материалов. После приготовления раствора нити создаются при помощи технологии мокрого прядения.
Характеристики этиx динамическиx сущностей (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), или единиц, и иx отношения междy собoй изложены в теории пяти элементов.
Согласнo этoй теории, жизненнaя сила, в еe бесчисленныx проявлениях, рождаетcя и умираeт благодаpя взаимодействию пяти элементов: огня, земли, металла, воды и дерева. Этa модель, состоящaя из пяти элементов, принадлежит даосизму; древниe западныe философии, равнo кaк и индийская, основывалиcь нa модели, включавшeй в себя всегo четырe элемента, или стихии: земля, воздух, водa и огонь. Для даосoв воздуx включeн в понятиe огня, посколькy бeз воздуxa огонь гореть нe может.
Существуют двa цикла, иллюстрирующиe взаимодействиe междy элементами. В первoм цикле, который называетcя "циклoм порождения", каждый из элементoв порождает, или производит, следующий элемент: деревo производит огонь, огонь производит землю, земля производит металл, металл ироизводит воду, a водa производит дерево, чтo естественным образoм приводит к началy цикла. Вo вторoм цикле, который называетcя "циклoм разрушения", каждый из элементoв разрушает, или поглощает, следующий зa ним элемент. Так, водa разрушаeт металл, металл разрушаeт дерево, деревo поглощаeт воду, водa поглощаeт огонь, огонь разрушаeт металл, и цикл начинаетcя сначала.
Совершеннo тaк же, кaк и Вселенная, сохраняющaя равновесиe благодаpя взаимодействию пяти элементов, человеческоe тело, являющееcя микрокосмoм Вселенной, поддерживаeт гармонию душевногo и физическогo начaл благодаpя всe томy жe взаимодействию пяти элементов. Энергия циркулируeт в организме, используя для этoю меридианы и соответствующиe органы и внутренности, следуя строгo определенным циклам. И эти циклы, иллюстрирующиe циркуляцию энергии в организме, являютcя отражениeм теx двуx циклов, которыe представляли собoй взаимодействиe междy пятью элементами. Для даосoв каждaя из внутренностeй человекa связанa c одним из пяти элементов.

В первoм циклe каждый из органoв соединяетcя c соответствующим емy элементом, чтo приводит к следующемy результату: сердцe (огонь) поддерживаeт селезенкy и поджелудочную железy (земля), селезенкa и поджелудочнaя железa (земля) поддерживают легкиe (металл), легкиe (металл) поддерживают почки (вода), почки (вода) поддерживают печень (дерево), a печень (дерево) поддерживаeт сердцe (огонь). Внутренности такжe подчинены этомy циклу: тонкиe кишки (огонь) поддерживают желудoк (земля), желудoк (земля) поддерживаeт толстыe кишки (металл), толстыe кишки (металл) поддерживают мочевoй пузыpь (вода), a мочевoй пузыpь (вода) поддерживаeт желчный пузыpь (дерево).

Элементы и иx соответствиe органaм и внутренностям:

Огонь - сердце тонкиe кишки эндокринныe железы
Металл
- легкие толстыe кишки кожа
Водa
- почки мочевoй пузырь кости
Земля
- селезенкa поджелудочнaя железа желудок мышцы
Деревo
- печень желчный пузырь нервы

В случае, если в каком-либo из органoв нарушаетcя равновесие, oн нe толькo нe можeт большe поддерживать орган, следующий зa ним нa меридианнoм пути, нo и оказываeт негативноe воздействиe нa этoт оргaн или провоцируeт отрицательноe воздействиe другогo органa нa себя самого. Впрочем, именнo этo и показываeт нaм вторoй цикл, тo есть тoт цикл, в которoм каждый из элементoв разрушаeт или поглощаeт следующий зa ним элемент.
Когдa нарушаетcя равновесиe энергии в сердцe (огонь), сердцe (огонь) негативнo воздействуeт нa легкиe (металл); легкиe (металл) негативнo воздействуют нa печень (дерево); печень (дерево) отрицательнo воздействуeт нa селезенкy -поджелудочную железy (земля); селезенкa - поджелудочнaя железa (земля) негативнo воздействуeт нa почки (вода): a почки (вода) оказывают неблагоприятноe воздействиe нa сердцe (огонь).
Этa модель применимa такжe и кo внутренностям: нарушениe равновесия энергии в тонкиx кишкаx (огонь) приводит к негативномy воздействию нa толстыe кишки (металл): толстыe кишки (металл) неблагоприятнo воздействуют нa желчный пузыpь (дерево); желчный пузыpь (дерево) оказываeт негативноe воздействиe нa желудoк (земля); желудoк (земля) негативнo воздействуeт нa мочевoй пузыpь (вода); a мочевoй пузыpь (вода) пагубнo действуeт нa тонкиe кишки (огонь).
Показав, чтo циклическоe взаимодействиe междy органами и внутренностями идентичнo взаимодействию междy элементами, даоcы дали своим последователям правдоподобноe объяснениe такиx высказываний кaк "то, чтo наверху, ничeм нe отличаетcя оттого, чтo внизу" и "микрокоcм - зеркалo макрокосма", чтo позволилo им впоследствии говорить oб обменe энергиeй междy органами и внутренностями кaк oб установленнoм факте, посколькy они доказали, чтo этo взаимодействиe основываетcя нa тoй жe самoй логике, которaя даeт возможность инстинктивнo воспринимать взаимодействиe пяти элементoв кaк неоспоримo существующеe явление.

Энергетическая защитная продукция Пяти первоэлементов 《 Хуа Шэн 》 создана на основе учения Цзинло китайской традиционной медицины и исходит из принципов голографической теории при использовании энергетической медицины. Она порождает энергию Пяти первоэлементов, которая, воздействуя на определенную область, обладает способностью регулировать весь организм, восстанавливать поврежденные системы, корректировать физические способности, функции, способности и потенциал организма до оптимального состояния и создавать сильное энергетическое поле Пяти первоэлементов вокруг организма, повышать сопротивляемость организма и устойчивость к болезням, а также возможности восстановления, осуществляя разностороннюю и универсальную профилактику и лечение различных заболеваний, и таким образом достигается роль лечения различных заболеваний и общего оздоровления.

P.S. Энгетическую продукцию надо применять всю воедино и целиком!
а не порознь. Ибо в противном случае она Н Е Р А Б О Т А Е Т!

По древневосточной теории внутренние органы человека связаны с пятью первоэлементами земли: сердце - с огнем (повязка на голову), селезенка - с землей, печень - с деревом (налокотники и напульсники), почки - с водой, легкие - с металлом (наколенники, гетры и налодыжники). Из всех этих теорий следует одно: все внутренние органы в человеческом организме связаны между собой (энергетическим поясом), а человек является частью природы.

Энергетическая продукция ХуаШен - Пяти первоэлементов «ХуаШен» - это первая продукция, в которой сочетаются пять видов функциональных материалов. В круге Пяти первоэлементов все взаимосвязано, как и в организме. Они совместно воздействуют на организм и не только активируют клеточный метаболизм и ускоряют кровообращение в подкожных тканях, но и ускоряют, полностью расщепляют и отделяют отложения со стенок кровеносных сосудов, затем по мере циркуляции крови выводят из организма, добиваясь и достигая активизации обмена веществ и повышая иммунитет организма.

Пять внутренних органов – печень, сердце, селезенка, лёгкие и почки – соответствуют пяти видам материальной энергии их ПЯТИ первоэлементов: дереву, огню, земле, металлу и воде. На самом деле, заболевания внутренних органов вызываются дисбалансом пяти видов энергии, в следствии этого Пять стихий должны взаимно дополнять друг друга, и только питание и увлажнение пяти внутренних органов может восстановить их жизненную силу.
Н арушение работы какого-либо органа (сердца, селезенки, почек, печени, легких) влечет за собой дисбаланс защитных сил всего организма, нарушения микроциркуляции крови и лимфы, в результате чего до клеток не доносятся питательные вещества и не выводятся продукты метаболизма.

Стремись к балансу между первоэлементами Для создания гармонии, во всем необходимо поддерживать динамичный баланс между пятью первоэлементами. Человек, его тело, в организация, страна – абсолютно все – здоровы и находятся в гармонии и сами ми собой, и со Вселенной, если пять первоэлементов в них сбалансированы.

В частности, в восточной медицине любая болезнь объясняется тем, что в организме произошла разбалансировка энергий Инь и Ян и пяти базовых элементов. Лечить надо не внешние проявления болезни или дисфункции каких-то органов. Надо устранять первопричину болезни, то есть восстановить баланс между Инь-Ян и пятью первоэлементами..

Основой мировоззрения жителей восточных стран испокон веков была дуалистическая космогоническая концепция существования двух противоположных сил - ИНЬ и ЯН, возникших из первоначально единой энергии ЦИ. Это произошло под действием первоматерии «ТАЙЦЗИ» (буквальное значение - «Великий Предел»).

В результате «сгущения» Ци возникло разделение на светлые и легкие ЯН-ЦИ, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо, и мутные и тяжелые ИНЬ-ЦИ, опустившиеся вниз и образовавшие Землю.
Чередование Инь (пассивной силы) и Ян (активной силы) задает цикличность всех процессов в природе: ночь и день; утро и вечер; зима и лето; холод и тепло; бодрствование и сон; вдох и выдох и т. д.

Взаимодействие Инь и Ян рождает пять первоэлементов (первоначал, первостихий), которые являются основой всех вещей и состояний природы:
ВОДУ, ОГОНЬ, ДЕРЕВО, ЗЕМЛЮ, МЕТАЛЛ.
Стоит упразднить одно (первоначало), и жизнь станет невозможна.

Такое представление и сформировало концепцию «У-СИН», согласно которой все явления во Вселенной находятся в постоянном движении: земля - это почва для растений; вода - питание для растений и животных; огонь - тепло для всего живого; дерево - питание для животных и т. д.

Если обратить внимание на взаимосвязанные циклические явления, как в природе, так и в организме человека: ночь - день, утро - вечер, зима - лето, холод - тепло, бодрствование - сон, вдох - выдох, систола - диастола, то в этих циклах можно отметить одинаковые фазы.

Каждый из этих циклов состоит из четырех последовательных состояний:
1. Рождение (возрастание) соответствует утру, весне и т.д.
2. Максимальная активность (кульминация) соответствует полдню, лету и т.д.
3. Упадок (разрушение) соответствует вечеру, осени и т.д.
4. Минимальная активность (покой) соответствует ночи, зиме.
ДЕРЕВО - символ рождения, возрастания.
ОГОНЬ - символ максимальной активности.
МЕТАЛЛ - символ упадка.
ВОДА - символ минимальной активности.

К этим символам или элементам добавляют еще один - пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент - ЗЕМЛЯ, ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле.

Данные элементы способствуют лучшему пониманию взаимодействия сил, функционирующих в природе, дают возможность объяснить существующие связи.
Основным положением теории У-Син, имеющим практическое значение, является вывод о том, что между пятью элементами существуют связи, подчиняющиеся теории Инь-Ян. Эти связи представлены в виде двух противоположностей: созидающая (стимулирующая) и деструктивная (тормозящая).
Первоэлементы одновременно взаимопорождают и взаимопреодолевают друг друга.
Последовательность взаимопорождения первоэлементов: дерево порождает огонь; огонь порождает землю; земля порождает металл: металл порождает воду; вода порождает дерево и так далее. Цикл взаимопорождений замыкается в бесконечности.

Последовательность взаимопреодоления первоэлементов другая: Вода преодолевает Огонь; Огонь преодолевает Металл, Металл преодолевает Дерево; Дерево преодолевает Землю; Земля преодолевает Воду.

Таким образом, созидающая связь является наружной, осуществляется по кругу цикличности, а деструктивная является внутренней, осуществляется внутри круга цикличности по циклу звезды.

Поскольку созидающая связь направлена на развитие, стимулирование, возбуждение, а деструктивная - на угнетение, разрешение и торможение, то они уравновешивают друг друга аналогично силам Инь-Ян.

У-Син представляет собой систему, охваченную прямыми и обратными связями, которые обеспечивают ее сверхустойчивость. В результате воздействия какого-либо фактора извне может нарушиться какой-либо из элементов, но если при этом сохранены связи между ними, то система в результате действия прямых и обратных связей после переходного процесса придет в равновесие.

Концепция «У-син» применима для анализа не только явлений окружающего мира, но и физиологии человеческого организма, для объяснения взаимосвязей внутренних органов. а также для диагностики и лечения различных патологий.
Исходя из принципа всеобщности, эта схема организации переносится на все живые существа, объекты и процессы, в том числе и на человека. Существует соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Все явления природы также находят свое соответствие пяти элементам.

В окружающем мире (макрокосме) человек является миром в миниатюре (микрокосмом), отражением вселенной и состоит из тех же пяти первоэлементов попадающих в организм с пищей. Органы взаимодействуют между собой и с окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу.

На основании аналогий между всеми явлениями и пятью первоэлементами теория У-СИН создала стройную картину взаимоотношений человека и природы.

В этой единой системе все взаимосвязано и взаимозависимо, все части макрокосма, а значит, и микрокосма имеют общую функциональную структуру. Эти законы и циклы полностью соответствуют процессам, реально происходящим в организме человека. Например: при болезни легких происходят энергетические нарушения в печени, а затем энергетический дисбаланс распространяется по меридианам к селезенке и т.д.

Каждому первоэлементу соответствует определенный орган:
Дерево - Печень - Желчный пузырь
Огонь - Сердце - Тонкий кишечник
Земля - Селезенка - Желудок
Металл - Легкие - толстый кишечник
Вода - Почки - Мочевой пузырь

Печень порождает сердце, сердце - селезенку, селезенка - легкие, легкие - почки, почки - печень. Такова одна из связей цикла, обеспечивающая его полную замкнутость.

По этой схеме развиваются острые заболевания и процесс выздоровления.
Но если в результате воздействия внешних факторов будут оборваны регулирующие связи, то система не сможет прийти в равновесное состояние. По этому принципу формируются устойчивые патологические состояния (хронические заболевания).

Если образуется недостаточность или избыточность тех или иных связей, возникает патология.
Характер и распространение болезни не выходит за рамки теории Инь-Ян, но динамика ее развития может быть объяснена только с точки зрения созидающих и разрушающих связей цикла пяти элементов.

Главным практическим выводом из учения «У-син» является признание неразрывной связи всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством продуктивных и разрушающих процессов («друг-враг») и находится под их влиянием. Смысл продуктивных процессов заключается в следующем: вода способствует росту дерева;
дерево может произвести огонь;
огонь дает землю (пепел);
земля рождает металл;
металл превращается в воду (жидкость).

Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь; огонь может размягчить металл; металл может резать дерево.

Весь круг восточных медицинских учений включен в эту философскую концепцию. Понятно, что, рассматривая человека и его организм как целостную систему, восточная медицина мало занималась анатомией и физиологией (в европейском понимании), а стремилась выявить связи и взаимоотношения внутри организма, то есть его функции.

Согласно этой теории, жизненная сила, в ее бесчисленных проявлениях, рождается и умирает благодаря взаимодействию пяти элементов: огня, земли, металла, воды и дерева. Эта модель, состоящая из пяти элементов, принадлежит даосизму; древние западные философии, равно как и индийская, основывались на модели, включавшей в себя всего четыре элемента, или стихии: земля, воздух, вода и огонь. Для даосов воздух включен в понятие огня, поскольку без воздуха огонь гореть не может.

Существуют два цикла , иллюстрирующие взаимодействие между элементами. В первом цикле, который называется "циклом порождения", каждый из элементов порождает, или производит, следующий элемент: дерево производит огонь, огонь производит землю, земля производит металл, металл ироизводит воду, а вода производит дерево, что естественным образом приводит к началу цикла. Во втором цикле, который называется "циклом разрушения", каждый из элементов разрушает, или поглощает, следующий за ним элемент. Так, вода разрушает металл, металл разрушает дерево, дерево поглощает воду, вода поглощает огонь, огонь разрушает металл, и цикл начинается сначала.

Совершенно так же, как и Вселенная, сохраняющая равновесие благодаря взаимодействию пяти элементов, человеческое тело, являющееся микрокосмом Вселенной, поддерживает гармонию душевного и физического начал благодаря все тому же взаимодействию пяти элементов. Энергия циркулирует в организме, используя для этою меридианы и соответствующие органы и внутренности, следуя строго определенным циклам. И эти циклы, иллюстрирующие циркуляцию энергии в организме, являются отражением тех двух циклов, которые представляли собой взаимодействие между пятью элементами. Для даосов каждая из внутренностей человека связана с одним из пяти элементов.

В первом цикле каждый из органов соединяется с соответствующим ему элементом, что приводит к следующему результату: сердце (огонь) поддерживает селезенку и поджелудочную железу (земля), селезенка и поджелудочная железа (земля) поддерживают легкие (металл), легкие (металл) поддерживают почки (вода), почки (вода) поддерживают печень (дерево), а печень (дерево) поддерживает сердце (огонь). Внутренности также подчинены этому циклу: тонкие кишки (огонь) поддерживают желудок (земля), желудок (земля) поддерживает толстые кишки (металл), толстые кишки (металл) поддерживают мочевой пузырь (вода), а мочевой пузырь (вода) поддерживает желчный пузырь (дерево).

Элементы и их соответствие органам и внутренностям:

Огонь — сердце
тонкие кишки
Тройной нагреватель
(эндокринные железы)
Хозяин сердца
(кровеносные сосуды)

Металл — легкие
толстые кишки
кожа

Вода — почки
мочевой пузырь
кости

Земля — селезенка -
поджелудочная железа
желудок
мышцы

Дерево — печень
желчный пузырь
нервы

В случае, если в каком-либо из органов нарушается равновесие, он не только не может больше поддерживать орган, следующий за ним на меридианном пути, но и оказывает негативное воздействие на этот орган или провоцирует отрицательное воздействие другого органа на себя самого. Впрочем, именно это и показывает нам второй цикл , то есть тот цикл, в котором каждый из элементов разрушает или поглощает следующий за ним элемент. Когда нарушается равновесие энергии в сердце (огонь), сердце (огонь) негативно воздействует на легкие (металл); легкие (металл) негативно воздействуют на печень (дерево); печень (дерево) отрицательно воздействует на селезенку -поджелудочную железу (земля); селезенка — поджелудочная железа (земля) негативно воздействует на почки (вода): а почки (вода) оказывают неблагоприятное воздействие на сердце (огонь). Эта модель применима также и ко внутренностям: нарушение равновесия энергии в тонких кишках (огонь) приводит к негативному воздействию на толстые кишки (металл): толстые кишки (металл) неблагоприятно воздействуют на желчный пузырь (дерево); желчный пузырь (дерево) оказывает негативное воздействие на желудок (земля); желудок (земля) негативно воздействует на мочевой пузырь (вода); а мочевой пузырь (вода) пагубно действует на тонкие кишки (огонь).

Показав, что циклическое взаимодействие между органами и внутренностями идентично взаимодействию между элементами, даосы дали своим последователям правдоподобное объяснение таких высказываний как "то, что наверху, ничем не отличается оттого, что внизу" и "микрокосм — зеркало макрокосма", что позволило им впоследствии говорить об обмене энергией между органами и внутренностями как об установленном факте, поскольку они доказали, что это взаимодействие основывается на той же самой логике, которая дает возможность инстинктивно воспринимать взаимодействие пяти элементов как неоспоримо существующее явление.

Наряду с учением об Инь и Ян одной из основных категорий китайской философии является учение У-Син. Согласно этому мировоззрению все явления во Вселенной соответствуют природе Пяти элементов (五行 у син) , которые находятся в состоянии постоянного движения и изменения. В «Книге правителя области Шан» (Шан-шу, гл.12) написано:
" То, что увлажняет и течет вниз, создает соленое, то, что горит и поднимается вверх, создает горькое, то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое, то, что подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, создает острое, то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое» (Шан-шу, гл.12).

Пять первоэлементов

  • символизирует зарождение (стремление к активности), рост и развитие.
  • — расцвет (максимальная активность), характеризуется движением вверх.
  • соответствует периоду начала увядания, угасания (стремление к пассивности) .
  • характеризуется наименьшей активностью, текучестью.
  • К этим символам или элементам добавляют еще один — пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент — , ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле. Земля символизирует период зрелости (равновесия), накопления.

Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Соотнося некоторый объект с пятью элементами У-СИН, мы судим не о составных частях этого объекта, а об его свойствах, направлении и фазе развития.

Теория Инь и Ян и теория Пяти элементов отражают объективные законы природы.

В природе Вода питает Дерево, Дерево питает Огонь, Огонь порождает Землю (сгоревший пепел хорошо удобряет), Земля порождает Металл (именно в недрах земли зарождаются металлы), Металл порождает Воду (на металлическом клинке с утра выделяется роса).

Стрелки красного цвета символизируют созидающие связи. То есть каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, передавая ему что–либо и побуждая его к активной деятельности.

Цикл разрушения (внутренние связи, по звезде) показывает как элементы контролируют друг друга, создавая конфликтные подавляющие отношения. Разрушающая связь является сдерживающей и контролирующей.

  • Огонь угнетает (плавит) Металл;
  • Металл угнетает (рубит) Дерево;
  • Дерево угнетает (подрывает корнями) Землю;
  • Земля угнетает (впитывает) Воду;
  • Вода угнетает (тушит) Огонь.

Древние китайцы отличались здоровым прагматизмом и многие философские концепции использовали в клинической практике.

Концепция У-Син не стала исключением из правил. Основные положения этой теории были использованы для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого организма применительно к пяти первоэлементам. На основании простых аналогий различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами с учетом характера последних.

Печень и желчный пузырь соответствуют «Дереву».Сердце и тонкий кишечник – «Огню». Селезенка и желудок – «Земле». Легкие и толстый кишечник соответствуют «Металлу». Почки и мочевой пузырь отнесены к элементу « Вода».

  • печень относится к элементу Дерево, так как ее функции обеспечения свободной циркуляции Ци сходны со свободным ростом дерева;
  • сердце относится к элементу Огонь, так как Ян сердца, подобно огню, имеет функцию прогревания всего организма;
  • селезенка относится к элементу Земля, так как селезенка - «источник образования Ци и крови», что напоминает способность Земли давать урожай;
  • легкие относятся к элементу Металл, так как выполняют функции очищения, что напоминает чистоту Металла, а также управляют опусканием Ци, что подобно тяжести Металла;
  • почки относятся к элементу Вода, так как являются важным органом, обеспечивающим водный обмен.

Подводя итог, следует сказать, что китайская медицина использует учение У-Син для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого тела, объяснения происходящих в нем различных физиологических и патологических взаимодействий в целях клинической диагностики и лечения. В пять первоэлементов и первооснов обязательно входит равное соотношение инь и ян, поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной восточной медицине сначала строят цепочку взаимосвязей по принципу у-син, находят в ней дисбаланс инь и ян, и только следующим этапом является непосредственное воздействие на больные органы или функциональные системы

Эта классификация составлена терапевтами, которые практикуют традиционную китайскую медицину и апитерапию. Я узнала о ней от румынского врача Стефана Стангациу, который известен во всем мире и считается авторитетным экспертом в апитерапии.

Вода как элемент, из которого произошла жизнь на нашей планете, представляет и наше происхождение. Сюда относятся почки, мочевой пузырь и кости. Кости дают нам стабильность, они составляют скелет.

С точки зрения китайцев, основной источник нашей жизненной энергии ци находится в почках.

Эта взаимосвязь известна всем. Если мы страдаем от тяжелого недуга или очень сильно потрясены эмоционально, то часто для выражения ощущений выбираем такие образные выражения, как «уже в почках сидит» или «потрясло до мозга костей». За обоими выражениями скрывается реальная угроза жизни, которая также часто связана со смертельным страхом. Для прямой поддержки организма самым подходящим продуктом пчеловодства с высоким потенциалом восстановления является маточное молочко. Оно может хорошо поддержать нас как в физически, так и в психологически трудных ситуациях.

При накоплении воды в тканях в некоторых случаях может помочь и медовый массаж. Здесь включается принцип контролирующего цикла: первоэлемент земля (мед) контролирует первоэлемент воду. Благодаря медовому массажу вода снова возвращается в кровообращение, чтобы почки переработали ее и вывели из организма. По тому же принципу при воспалениях мочевого пузыря помогают теплые сидячие ванны с медом. Прием меда способствует более быстрому излечению воспаления. Хронические воспаления мочевого пузыря свидетельствуют о том, что этот орган ослаблен. В этом случае хорошие результаты может дать курс лечения с маточным молочком. При таких заболеваниях мы часто имеем дело с синдромом «холода». Поэтому пациенты хорошо реагируют на процедуры с теплом: в апитерапии это теплые восковые компрессы и аппликации.

Первоэлементу дереву в традиционной китайской медицине соответствует весна с ее обилием цветков и пыльцы. Непростое время для тех, кто, к сожалению, страдает аллергией на пыльцу. Поэтому такие продукты пчеловодства, как пыльца и перга, тесно связаны именно с этим первоэлементом.

Печень и желчный пузырь как органы тоже относятся к первоэлементу дереву. Ведь недаром пыльца замечательно поддерживает печень и желчный пузырь. Но будьте осторожны в приеме пыльцы, так как она несет с собой большую динамику, что может быть неблагоприятным фактором, например, при остром воспалении желчного пузыря. В этом случае лучше воспользоваться контролирующим правилом и применить прополис (металл контролирует дерево).

У аллергиков и людей, которые часто простужаются, согласно традиционной китайской медицине наблюдается болезнь ветра. Она тоже относится к первоэлементу дереву. Так что при острой пыльцевой аллергии мы не можем принимать пыльцу. В этом случае хороший результат даст «контрольное» лечение прополисом. Пыльца мало поможет и при лечении простуды в острой стадии.

В период, когда нет острой аллергии, мы, наоборот, благодаря приему пыльцы можем добиться эффекта десенсибилизации и дополнительно укрепить эффект с помощью маточного молочка в соответствии с принципом «мать - сын». В цикле взаимопорождения вода стоит перед деревом, то есть вода поддерживает дерево. Это значит, что, используя маточное молочко, мы можем поддержать основную энергию. Регулярный прием пыльцы помогает укрепить иммунитет людям, которые часто подхватывают инфекции.

Каждый человек, которого хоть раз кусала пчела, знает: ранка горит, как огонь, и потом место укуса еще долго гораздо теплее, чем окружающие ткани. Пчелиный яд улучшает кровоснабжение, расширяя капилляры, снижает вязкость крови и дает тепло тканям. По опыту известно, что пчелиный яд регулирует кровяное давление. Благодаря именно этим свойствам его относят к первоэлементу огню.

Но если у нас «заболевание жары», например острое воспаление суставов, то при приеме пчелиного яда нужно проявить осторожность, так как лечение такого недуга, как правило, требует охлаждения. А вот хронические заболевания суставов, наоборот, очень положительно реагируют на тепло.

Многие из нас знают выражение «сгорел на работе». За ним скрывается очень серьезное заболевание, которое все чаще встречается в современном обществе. Если мы рассмотрим этот феномен с точки зрения традиционной китайской медицины, то увидим, что у такого человека просто слишком много огня и он сжег свою энергию. В такой ситуации мы снова обращаемся к правилу контроля и помогаем таким людям с помощью маточного молочка (вода контролирует огонь).

К первоэлементу земле относятся желудок и селезенка, они олицетворяют питающий принцип. Мышцы тоже относятся к земле. Питающий продукт пчеловодства здесь мед - сладкий, соответственно тому вкусу, которым характеризуется этот первоэлемент. Мед поставляет мышцам быструю и устойчивую энергию. Пчелиный воск в форме компрессов и повязок помогает при мышечном напряжении.

Мед поддерживает переваривание пищи и возбуждает аппетит. Детям, которые плохо едят, но любят сладости, можно спокойно давать немножко меда - тогда у них усиливается аппетит...

К земле относится и такая эмоция, как тревога. Люди, которые сильно беспокоятся, часто очень худые, так как «съедают» себя изнутри этим беспокойством и не могут кушать. Регулярный прием меда пойдет им только на пользу. Но другие, постоянно тревожащиеся люди наедают себе жир. Мед может помочь и им, если они заменят этим продуктом более питательные сладости.

Людям с избыточным весом нужен контроль над таким элементом, как дерево. С точки зрения апитерапии цветочная пыльца и перга, относящиеся к дереву, контролируют землю. Кроме того, первоэлемент дерево отвечает также за движение и динамику; здесь тоже снова включается правило контролирующего элемента: лишний вес можно побороть с помощью активного движения.

К этому первоэлементу относятся легкие, толстая кишка и кожа. Эта взаимосвязь часто не признается традиционной медициной. А вот в натуропатии эта связь всем известна. Обе системы органов находятся на границе нашего организма с окружающим миром и связаны с энергией вэй-ци.

Очень частая причина проблем с кожей - нарушение функций кишечника. Кожные заболевания, такие как нейродермит, которые в детском возрасте лечат кортизоном, часто приводят к бронхиальной астме в зрелом возрасте. Многие заболевания этих органов хорошо реагируют на лечение прополисом. Существуют разные препараты, которые делают возможным целенаправленное применение этого продукта пчеловодства.

Легкие и кожа - это органы, обеспечивающие постоянное взаимодействие организма человека с окружающим миром. В данном случае нам поможет защита прополиса: он поддерживает энергию вэй-ци, то есть энергию, защищающую нас от окружающего мира.

В качестве контролирующего механизма может сработать лечение пчелиным ядом. Чрезмерные реакции этих органов - приступы астмы, сильная кожная сыпь, воспаления толстой кишки - в традиционной медицине в основном лечат большими дозами кортизона. Особенно тогда, когда эти заболевания переходят в хроническую форму, лечение пчелиным ядом становится альтернативой лечению кортизоном. По моему мнению, длительный прием кортизона всегда заводит в тупик. При этом негативные последствия часто не сопоставимы с положительными результатами. Пчелиный яд способствует выработке аутогенного кортизола, который при значительно более низкой концентрации в крови оказывает больший эффект, чем фармакологический кортизон. Но, к сожалению, такая терапия применяется слишком редко. Опытный апитерапевт может лечить пчело-ужалением или пчелиным ядом из ампул.