Болезни Военный билет Призыв

§14. Климатические пояса и области Земли

Тема 2. Атмосфера и климат Земли

Климатическая карта.

Климатические карты отображают особенности климата территории с помощью различных условных знаков. Часто на таких картах применяются изолинии. Изолинии - это условное обозначение на карте (а также схеме, чертеже, графике) в виде линии, соединяющей точки с одинаковыми показателями какого-либо элемента.

Изоанемона - линия одинаковых среднегодовых скоростей ветра. Изотаха - линия одинаковых скоростей ветра (на карте максимальных ветров). Изобара - линия одинакового атмосферного давления. Изогиета - линия одинакового выпадения атмосферных осадков. Изотерма - линия равных показателей температур.

Найдите примеры изотерм на климатической карте.

Рассматривая карту, вы обратили внимание, что, кроме изотерм, по которым можно определить среднюю температуру самого холод­ного и теплого периодов (январь и июль), отмечены также абсолютный максимум (самая высокая температура, которая была зарегистрирована в данном месте) и абсолютный минимум (самая низкая). На карте вы также найдете преобладающие ветра в январе и июле. Для обозначения среднегодового количества применяется цветовой фон. Вспомните, как называется этот вид условного обозначения? По шкале определяется количество выпавших осадков на той или иной территории.

Распределение температуры воздуха, атмосферного давления.

Климат любой местности зависит прежде всего от количества солнечного тепла, поступающего на земную поверхность. Распределе­ние температуры воздуха над поверхностью Земли зависит от несколь­ких факторов, главные из которых: географическая широта, высота поверхности суши (вспомните, почему?), удаленность от океана, господство воздушных масс (рис . 23).

Рис. 23. Факторы, влияющие на распределение температуры.

Высокая температура в течение года характерна для экватора и тропических широт. Низкая температура воздуха наблюдается в районе полюсов. Температура воздуха в 60-х широтах меняется в зависимости от смены времен года. Неравномерное распределение солнечного тепла определяет образование поясов высокого и низкого давления (рис. 24).

Рис. 24. Пояса высокого и низкого давления.

В экваториальной части Земли в течение всего года высокая температура. Прогретый воздух становится легким, поэтому поднимается от Земли. Возникают восходящие токи воздуха. С высотой температура понижается. В результате происходит конденсация, образуются облака и выпадают осадки. В результате восходящих токов, над экватором формируется низкое давление (воздух поднимается, поэтому не давит на земную поверхность). Над полюсами из-за скользящих солнечных лучей в течение года температура воздуха низкая. Воздух охлаждается становится тяжелым, опускается. Возникают нисходящие токи воздуха. Нисходящие токи воздуха являются причиной повышенного атмосферного давления над полюсами. В верхней тропосфере воздух перемещается из области высокого давления, т.е от экватора в сторону полюсов, с пониженным давлением. В результате вращения Земли воздух отклоняется и опускается в районе тропиков, где возникают нисходящие токи воздуха. Воздух опускается, давление в районе тропиков повышается.

Тропические широты характеризуются большим углом падения солнечных лучей. Температура в течение года достаточно высокая. Вновь прогретый воздух устремляется вверх. Из-за вращения Земли воздух отклоняется в сторону 60-х широт. Образуются восходящие токи воздуха (рис . 25).

Рис. 25.Распределение температуры, атмосферного давления и осадков на Земле.

Ге ографический словарь

Изолинии - это условное обозначение на карте (а также схеме, чертеже, графике) в виде линии, соединяющей точки с одинаковыми показателями какого- либо элемента.

Изоанемона - линия одинаковых среднегодовых скоростей ветра.

Изотаха - линии одинаковых скоростей ветра (на карте максимальных ветров). Изобара -линия одинакового атмосферного давления.

Изогнета -линия одинакового выпадения атмосферных осадков.

Изотерма - линия равных показателей температур.

Это интересно

1.Рекордно низкая температура за все время наблюдений на Земле была зафиксирована в Антарктиде на российской станции Восток 21 июля 1983 г. Температура -89,2 °С была измерена полярниками и занесена в журнал наблюдений. Этот рекорд долгое время не был побит. В декабре 2013 г., 30 лет спустя, американские ученые доложили об открытии области в Антарктиде, где температура часто устанавливается ниже рекордной. По их данным в этой области температура может достигать экстремальных значений до -93,2 °С. По новейшим данным ШВА область с самой низкой температурой находится высоко в горах Антарктиды между вершинами Аргус и Фуджи восточного антарктического плато. Исследования и измерения проводились с помощью спутника!

8.Следует однако заметить, что самая низкая температура на Земле -93,2 не внесена в книгу рекордов Гиннеса, поскольку измерения проводились бесконтактным методом со спутника, а не контактным термометрам

Вопросы и задания

1. Как по климатической карте можно определить температуру на определенной территории?

2. От каких факторов зависит распределение температуры на Земле?

3. Равномерно ли распределяются пояса атмосферного давления на планете?

Работа в тетради

4. Над какими широтами возникают восходящие и нисходящие токи воздуха? Какие факторы влияют на их распределение?

1. Определите среднюю температуру января и июля в точке А.

2. Сравните показатели температур в точках А и Б.

В каком из пунктов температура в июле ниже? Почему?

3. Определите максимальную темпера­туру на материке.

4. Определите среднегодовое количест­во осадков в пунктах А и Б.

5. Ветры каких направлений преобла­дают в январе и июле в точках А и Б?

Попробуйте ответить

Используя данные ниже рисунки, подумай и вспомни:

1. Каково значение атмосферы для жизни на Земле?

2. Почему большинство метеоритов сгорают, не долетев до земной поверхности?

3. Как бы изменилось состояние всего живого наземной поверхности, если бы не было озонового слоя в стратосфере?


Мониторинг качества знаний
по географии

О.В. КРЫЛОВА
доцент кафедры исторического и социально-экономического образования Академии повышения квалификации и переподготовки
работников образования (АПКиПРО),
учитель географии школы № 1305
Центрального адм. округа г. Москвы

3. Атмосфера в 7-м классе

Учебная тема «Атмосфера и климаты Земли» еще более объемная и сложная по содержанию, чем предыдущая («Литосфера и ее строение»), но на ее изучение также дается очень ограниченное время. При проведении итогового контроля чрезвычайно важно сохранить уровень доступности, определить, какие знания и умения могут быть усвоены в итоге изучения темы, а какие будут формироваться постепенно при последующем изучении климата материков и отдельных стран.
На наш взгляд, учащиеся прежде всего должны иметь представление об особенностях основных и переходных типов климата, общих закономерностях размещения климатических поясов и уметь работать с новыми тематическими картами - климатических поясов и климатической мира.
Исходя из этих требований определяем содержание контрольной работы.

Контрольная работа по теме

АТМОСФЕРА И
КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Пользуясь картами атласа для 7-го класса (физической, климатической и политической мира, картой климатических поясов и областей ), напишите ответы на вопросы в форме полных предложений.

1 . Приведите примеры:
1) стран Африки, территория которых полностью или большей частью расположена в экваториальном климатическом поясе;
2) стран Южной Америки, частично расположенных в умеренном климатическом поясе.

2 . Пользуясь климатограммами городов Асуан и Карнарвон, назовите признаки тропического климата. (Укажите, в каких странах находятся эти города.)
Пользуясь климатической картой мира:

3 . Назовите средние температуры воздуха в январе и в июле , которые наблюдаются на восточном побережье острова Гренландия.

4 . Назовите абсолютные рекорды температуры воздуха , отмеченные на Аравийском полуострове, который расположен на юго-западе Азии, и объясните, что они означают.

5. Расскажите, как изменяется количество осадков на острове Новая Гвинея с севера на юг, и укажите, в каких климатических поясах расположен остров.

Задание 1 предполагает установление пространственных отношений: климатический пояс - географическое положение государства . В задании 2 ученикам предлагается назвать существенные признаки тропического типа климата, но сделать это на основе анализа климатограмм. В условии задачи специально предложены две климатограммы, чтобы, выделяя общие черты климата определенного типа, ученики подразумевали наличие некоторых различий. На климатограммах указаны не только годовая сумма атмосферных осадков, но и средняя годовая температура воздуха в данном пункте. Для того, чтобы определить, в каких странах находятся упомянутые города, учащимся следует использовать знания о географических координатах, таким образом мы вновь вовлекаем в действие имеющиеся у учеников картографические навыки.
Задания 3-5 выполняются по климатической карте мира . Не только семиклассники, но и учащиеся более старших классов нередко путают абсолютные и средние показатели температуры воздуха, не умеют определить количество выпадающих на территорию атмосферных осадков. Именно эти несложные, но столь необходимые в дальнейшем умения и проверяются во время контрольной работы. И вновь подчеркнем, усвоить именно эти знания и элементарные умения считывать данные с климатограмм, например информацию о характерных особенностях того или иного типа климата (пока еще без обязательного объяснения причинно-следственных связей, потому что изучение климата материков еще только предстоит ученикам!), за короткое время изучения темы по силам семиклассникам.

Данные контрольные работы, если хотите, - попытка определить «правила игры»: ученик четко знает, сколько заданий и какие именно необходимо выполнить для того, чтобы получить тройку, четверку или пятерку, и при этом имеет право выбора. Еще более важно определить уровень достижимости тройки. Если какой-то ученик не пропускал занятия, не игнорировал выполнение классных и домашних заданий, на уроках честно пытался отвечать (среди учащихся 6-7-х классов очень и очень мало ребят, которые демонстративно не учатся), но при этом все равно оказался неуспевающим уже по итогам первой четверти (!), то скорее всего проблема не в нем и не в отсутствии у него элементарных способностей к обучению, а в организации этого самого обучения или в завышении уровня трудности. Не будем лукавить - учитель, который задает ученику тот или иной устный вопрос, предлагает то или иное письменное задание, достаточно хорошо понимает, ответит этот ученик или нет, и если ответит, то на какую отметку.

Продолжение следует

Города Санкт-Петербург и Якутск находятся примерно на одной широте (60° с. ш. и 63° с. ш. соответственно), оба в умеренном кли­матическом поясе, однако имеют разные типы климата. Санкт-Петербург находится в области умеренно континентального клима­та: а Якутск - в области резко континентального климата.

В Санкт-Петербурге выпадает значительно больше осадков (око­ло 800 мм), в то время как в Якутске только около 200 мм.

Зима в Санкт-Петербурге значительна мягче - средняя темпе­ратура января составляет около -8°С, в Якутске январские темпера­туры опускаются ниже -40°С.

Летние температуры примерно равны: средняя температура ию­ля в обоих городах составляет примерно +18°С. Большему прогреву воздуха в Санкт-Петербурге мешает влияние холодного Балтийско­го моря, а в Якутске - вечная мерзлота и большие затраты солнеч­ной энергии на таяние снега в весенний период.

Такие различия климата объясняются также географическим по­ложением этих городов: Санкт-Петербург - приморский город на западе европейской части России, где особое влияние оказывают воздушные массы, приходящие с Атлантики, а Якутск - внутри-континентальный город, удалённый от океанов и защищенный от влияния Тихого океана горными хребтами Дальнего Востока и Се­веро-Восточной Сибири. Сюда свободно доходит лишь холодный воздух с Северного Ледовитого океана.

БИЛЕТ № 2

Методы географических исследований и основные источники географической информации.

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1)Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической геогра­фии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык гео­графии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о сте­пени распространения того или иного явления и многое другое.

2)Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания совре­менной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3)Статистический метод. Невозможно говорить о странах, на­родах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных
ресурсов, численность населения, демографические показатели, аб­солютные и относительные показатели производства и т.д.

4)Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и рас­чёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медлен­нее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяс­нить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию не­возможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Опи­сание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явле­ний - все это тот фактический материал, который и является пред­метом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географи­ческих моделей - важный метод исследования географии. Наибо­лее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, ре­шать глобальные проблемы.

Учёные утверждают, что Антарктида богата полезными ископаемыми, однако природные особенности этого материка затрудняют его освоение. Каковы эти особенности? Как уровень развития науки и техники влияет на возможности использования богатств Антарктиды?

На территории Антарктиды по утверждениям учёных имеются ог­ромные залежи многих полезных ископаемых. Однако добыча их за­труднена, прежде всего, огромным ледниковым панцирем, достигаю­щим 2,5-4,7 километровой толщины и тяжелейшими климатическими условиями. Ведь в центральных районах Антарктиды средние темпера­туры опускаются ниже -60°С и здесь дуют самые сильные ветры в ми­ре (до 80 м/сек.). Сползающий в море лёд постепенно передвигает многие полярные станции на берега Антарктиды, поэтому стации периоди­чески приходится переносить в глубь материка.

Развитие авиации, техники, появление специальных материалов для техники и одежды человека, выдерживающих сверхнизкие тем­пературы, помогает человеку в исследовании и освоении богатств Антарктиды.

Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий чёрной металлургии

(по выбору учителя).

Для предприятий чёрной металлургии главными факторами раз­мещения являются:

1)Сырьевой фактор является определяющим для большинства металлургических комбинатов полного цикла, потребляющих ог­ромное количество сырья и технологического топлива - кокса, по­ этому большинство металлургических комбинатов строилось либо у месторождений железных руд (Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Старый Оскол), либо у месторождений кок­сующихся углей (Новокузнецк).

2)Потребительский фактор характерен для передельной ме­таллургии, использующей в качестве сырья металлолом (Москва, Электросталь, Выкса, Кулебаки, Колпино, Волгоград, Таганрог, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре), а также для производства труб (Москва, Волжский, Альметьевск).

3)Транспортный фактор размещения имеет только Череповец­кий металлургический комбинат, использующий железные руды Кольско-Карельского района и КМА, коксующиеся угли Печорско­го и Донецкого бассейнов, и отправляющий готовую продукцию - сталь и прокат - в Санкт-Петербург, Москву, в другие машиностроительные центры и на экспорт.

4)Экологический фактор в нашей стране при сооружении пред­приятий чёрной металлургии ранее практически не учитывался, что пагубно влияет на окружающую среду и здоровье человека.

БИЛЕТ № 3

Россия - многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии,

Распространённые в России.

На территории нашей страны проживает более 160 народов, крупнейшими из которых являются русские (115 млн. человек или 80% населения страны), татары (5,5 млн. человек), украинцы (около 3 млн. человек), башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, численность которых превышает 1 млн. человек.

Однородный состав населения с полным преобладанием русско­го населения характерен в России лишь для Центрального, Центрально-Чернозёмного и Северо-Западного районов, в то время как псе остальные районы, особенно Северный Кавказ, имеют сложный национальный состав населения.

На территории Волго-Вятского района проживают русские, ма­рийцы, чуваши и мордва; в Северном районе - русские, карелы, коми, ненцы и саамы; на Урале - русские, татары, башкиры, уд­мурты, коми-пермяки; в Поволжье - русские, татары, калмыки, казахи; в Западной Сибири - русские, алтайцы, ненцы, селькупы, ханты, манси, шорцы, казахи, немцы; в Восточной Сибири - рус­ские, буряты, тувинцы, хакасы, ненцы, долганы, эвенки; на Дальнем Востоке - русские, якуты, чукчи, коряки, евреи, эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, орочи, нивхи и другие малочисленные народы.

Россия - уникальная страна по религиозному составу населе­ния: на её территории проживают представители всех трёх мировых религий - христианства, ислама и буддизма. В то же многие наро­ды нашей страны придерживаются национальных и традиционных верований.

Христианство в России в основном представлено православием. Русская Православная Церковь - крупнейшая православная церковь мира. Главой ее является Митрополит Московский и Всея Руси - Алексий II, резиденция которого находится в Москве в Свято-Даниловом монастыре. Влияние Русской Православной Церкви ощу­тимо по всей территории России. Православие широко распростране­но среди русских, украинцев, белорусов, мордвы, марийцев, удмур­тов, осетин, карел, коми, якутов и других народов. Определенное место в православии занимает старообрядчество. Значительно сла­бее в России распространены протестантские учения - баптизм, адвентизм, иеговизм, лютеранство. Всё активнее проникает в нашу страну католицизм.

Ислам в России представлен, прежде всего, суннизмом, который исповедуют татары, башкиры, казахи и все горские народы Север­ного Кавказа, кроме осетин. Главный духовный центр Российских мусульман находится в Уфе.

Буддизм ламаистского толка исповедуют в России буряты, ту­винцы и калмыки. Духовный центр буддистов России расположен под Улан-Удэ.

Национальной религией евреев является иудаизм.

Для малых народов Сибири (алтайцев, шорцев, ненцев, сельку­пов, долганов, эвенков) и Дальнего Востока (чукчей, эвенов, коря­ков, ительменов, удэгейцев, нанайцев и др.) характерны традицион­ные языческие верования в виде анимизма и шаманства.

Вспомните

Что вы знаете из курса географии 6 класса об условиях, определяющих климат?

Климат определяют широта местности (угол падения солнечных лучей), характер подстилающей поверхности, общая циркуляция атмосферы.

Это я знаю

1. Перечислите основные климатообразующие факторы. Какой фактор самый главный?

Основные климатообразующие факторы – географическая широта, общая циркуляция атмосферы и характер подстилающей поверхности. Самый главный фактор – географическая широта местности.

2. Объясните, как влияет подстилающая поверхность на климат территории?

Во-первых, разный температурный режим и влажность формируются над поверхностью океанов и сушей. Над океанами большая влажность, меньшие колебания температур. На суше климат изменяется по мере удаления от побережий вглубь материка. При этом колебания температур растут, облачность и количество осадков уменьшаются. На климат оказывают влияние течения. Холодные течения у берегов делают климат побережий прохладным и очень сухим. Теплые течения делают климат более мягким. Большую роль в формировании климата играют рельеф и абсолютная высота местности.

3. Приведите примеры влияния удаленности от океанов на климат территории.

Яркий пример влияния удаленности от океанов на климат – разница между климатом побережий и внутренних районов Евразии. Побережья материков имеют мягкий климат с теплым летом и мягкой зимой с частыми оттепелями. Здесь выпадает до 800 мм осадков. Внутренние районы характеризуются сухим жарким летом, очень морозной малоснежной зимой.

4. Чем отличается основной климатический пояс от переходного?

В основном климатическом поясе на протяжении года господствует одна воздушная масса. В переходных поясах две воздушные массы сменяют друг друга.

Это я могу

5. По карте «Климатические пояса и области Земли» назовите основные и переходные климатические пояса.

Переходные пояса имеют приставку «суб-» в названии.

6. Определите тип климата по совокупности признаков: температура января -10 …-150С, июля +20…+250С. осадки выпадают в течение года, но с летним максимумом. Годовая сумма осадков 250-300 мм. На каких материках представлен такой тип климата?

Это умеренный континентальный тип климата. Он представлен в Евразии, Северной Америке.

7. По климатической диаграмме (см. рис 35) определите тип климата.

Климат характеризуется малыми колебаниями температур. Температура воздуха не опускается ниже 10 0С зимой, летние температуры - +20…+250С. Осадки имеют зимний максимум. Такими характеристиками может обладать субтропический средиземноморский тип климата.

8. Заполните таблицу

Это мне интересно

9. В какой климатический пояс вы бы хотели отправиться отдыхать летом? Какая одежда вам будет особенно необходима в путешествии?

Отдыхать летом я бы отправилась в субтропический средиземноморский климатический пояс. Средиземноморский климат чрезвычайно благоприятен для жизни человека, поэтому именно здесь находятся самые известные летние курорты. Здесь выращиваются ценные субтропические культуры: цитрусовые, виноград, маслины.

В путешествии необходима будет легкая одежда из натуральных тканей, которая бы не оставляла открытой кожи, пляжная одежда и головные уборы.

Обучающая практическая работа в 7 классе

Работа по климатической карте мира

Цель работы : - формирование умений работать с климатической картой.

Планируемый результат – научить ребят понимать и читать климатическую карту.

Базовый уровень – понятия «среднемесячная температура», «годовая амплитуда температуры воздуха», «ветер», «пояса освещенности», «климат», «атмосферные осадки».

Форма проведения – коллективная

Место выполнения – классная

Продолжительность выполнения – 10 минут

Источники информации – картографические (климатическая карта мира)

Форма представления результата практической работы – дать устный ответ в форме небольшого сообщения о том, что можно узнать по климатической карте.

Ход работы:

По климатической карте мира (атлас 7 класса, стр. 6) выполнить следующие задания:

( Элементарное чтение карты, расшифровка легенды карты)

1. Дайте характеристику карте по её масштабу, охвату территории.

2. Работа с легендой климатической карты (настенная и карты атласов)

Как обозначены среднемесячные температуры? (Среднемесячная температура – изотермы синего и красного цветов, а также обозначен максимум и минимум температур).

Как показаны осадки на карте? (Осадки отражаются с помощью изолиний, или послойной окраской).

Обозначение ветров (Ветры обозначены красными и черными стрелками).

3. Определите климатические показатели по климатической карте атласа .

Определите средние температуры января и июля в районе северного тропика Африки и вычислите, чему равна годовая амплитуда температуры воздуха.

Определите, в каких городах мира зафиксирована самая высокая и самая низкая температура воздуха.

Какие изотермы годовых температур пересекает меридиан 60 0 в.д. Какова главная причина распределения температур на поверхности Земли? (Температура, прежде всего, зависит от освещенности солнцем, а значит от географической широты: чем ближе к экватору, тем теплее, к полюсам - холоднее!).

На климатической карте фоновой окраской показано годовое количество осадков. По карте атласа определите, где на Земле выпадает много осадков, где мало? Обратите внимание на то, как меняется количество осадков по территории и постарайтесь объяснить причины этих различий. (Влияние горного рельефа, влияние морских воздушных масс с океана, влияние господствующих ветров, влияние течений).

По стрелкам красного и черного цвета определите направление господствующих ветров летом и зимой соответственно. Если направление красных и черных стрелок совпадает, то это ветры, направление которых постоянно в течение всего года. Муссоны, меняющие направление летом и зимой, будут показаны стрелками противоположных направлений. Определите ветры каких направлений преобладают на западе Евразии, в районе экватора, на юге Индии.

4. Итоговое задание : попробуйте составить небольшое сообщение о том, что можно узнать по климатической карте.

Список использованной литературы:

    Елисеева Р.М. География материков и океанов, практическое пособие. М.: Издат-Школа, 2000, стр. 7.

    Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов 7 класс, 12 издание, стереотипное. М.: Дрофа, 2005, стр.35-36 .

    Лапшанова С.В. Практическая работа «Определение компонентов климата по климатической карте» - edu.of.ru /attach /17/16694.