Болезни Военный билет Призыв

Что такое уровень квалификации работника. Смотреть что такое "квалификация" в других словарях

КВАЛИФИКАЦИЯ

(от лат. qualis- какой по качеству и facio - делаю), уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определённой степени сложности в конкретном виде деятельности. К. определяется объёмом теоретич. знаний и практич. навыков, к-рыми владеет работник, и является его важнейшей социально-экон. характеристикой.

Что вы узнаете на этой странице

Профессиональная квалификация предлагает практические учебные программы, которые относятся к конкретным должностям или секторам занятости. Профессиональные курсы разработаны, чтобы помочь вам практическим образом изучить конкретную область работы. Они могут помочь вам получить навыки, необходимые для начала работы, прогресса в карьере или перехода к более высоким уровням образования.

Профессиональная квалификация включает. Профессиональные предметы - это общая квалификация, которая развивает практические навыки и знания, связанные с областью занятости. Они могут предлагаться как в школах, так и в колледжах. Они включают в себя значительную часть занятий в классе. Оценка обычно проводится как на письменном, так и на практическом экзамене.

К. отражает степень развития личности в важнейшей сфере жизнедеятельности - в труде и определяет его социальный статус. Экон. значимость К. проявляется в том, что сложный труд более квалифициров. работника создаёт в единицу времени продукт большей стоимости.

Теоретич. , соответствующие определённому уровню К., включают как общеобразовательные (являются основой для послешкольной подготовки в любом виде деятельности), так и специальные, объём к-рых зависит от формы и продолжительности соответствующих занятий. Подготовка рабочих кадров осуществляется в уч. заведениях системы проф.-тех. образования и непосредственно на про-из-ве; дипломированных специалистов - в высш. и ср. спец. уч. заведениях; науч. кадров - в аспирантуре и докторантуре.

Профессиональные курсы обеспечивают подготовку и квалификацию, связанные с конкретной работой, такой как сантехник, парикмахер или профессиональный повар. Эти курсы в основном предлагаются в колледжах дополнительного образования. Они, как правило, очень практичны и связаны с обучением в реальных ситуациях с настоящими клиентами, такими как резка волос в салоне колледжа, которые будут открыты для публики, готовят для оплаты клиентов в ресторане колледжа или установки ванных комнат в сантехнических мастерских.




Студенты предлагают работодатели, которые обучат вас выполнять определенную работу в своей компании. Вы будете проводить большую часть своего времени на рабочем месте, приобретая навыки работы, но вам также будет оказана поддержка специалиста по обучению, чтобы повысить свои знания и квалификацию.

Практич. навыки осваиваются в ходе выполнения соответствующих работ путём их многократного повторения, в результате чего вырабатывается прочный ди-намич. стереотип. Первоначальные навыки формируются в ходе обучения, выработка устойчивых проф. навыков зависит от опыта работ в том или ином виде проф. деятельности и обычно характеризуется стажем работы по профессии.

Где может проходить профессиональная квалификация?




Профессиональная квалификация была разработана в партнерстве с работодателями, университетами и профессиональными или торговыми организациями - это означает, что вы можете развивать навыки, которые хотят работодатели. Вы также можете приобрести знания, необходимые для перехода на более высокий уровень - например, на курс степени. Часто работодатели поощряют своих сотрудников получать профессиональную квалификацию во время работы.

Характер К. определяется соотношением между её элементами (знаниями и навыками) и зависит от уровня развития техники, технологии, организации труда и произ-ва, т.е. на отд. этапах развития общества и произ-ва наполняется конкретным содержанием.

Скорость освоения К. зависит от соответствия характера и содержания выполняемых работ склонностям, способностям и психофизкол. особенностям человека, поэтому для достижения высокого уровня К. большое значение имеет обоснованный выбор профессии, к-рому способствует организация профессиональной ориентации.

Квалификация технического уровня




Профессиональные квалификационные уровни можно сравнить с другими квалификациями. Квалификации начального уровня укрепляют доверие и помогают людям подготовиться к дальнейшему обучению и работе. Профессиональную квалификацию на диаграмме наряду с другими квалификациями. Технический уровень Квалификация Технический Бакалавр Прикладные общие квалификации. Некоторые существующие Уровни 3, профессиональная квалификация теперь известны как Квалификации Технического Уровня.

Показателем К. рабочего является квалификац. разряд ( , категория), к-рый присваивается ему по конкретной профессии в соответствии с требованиями тарифно-квалификац. характеристик этой профессии.

Как правило, после прохождения курса по утверждённой программе в проф. уч. заведениях либо непосредственно на произ-ве лица, обучающиеся профессии, выполняют квалификац. пробные работы, затем сдают квалификац. по теоретич. курсу. Сдавшим выпускные квалификац. экзамены решением квалификац. комиссии присваивается соответствующая К. (разряд, класс, категория) по профессии.

Квалификация технического уровня подготовит вас к определенной технической работе. Эти квалификации были признаны работодателями как хорошая подготовка к конкретным должностям. Обычно компаниям не требуется опыт кандидата для заполнения вакансий для оператора телемаркетинга. Во время процесса найма и отбора учитываются некоторые личные характеристики, особенно атрибуты, связанные с коммуникацией, такие как дикция и владение языком.

Но после найма, в ходе разработки работы, развиваются новые навыки и компетенции, что представляет большой выигрыш для профессионала. Хотите узнать о ключевых навыках, разработанных в сфере телемаркетинга? Неизбежно, телемаркетисты учатся лучше общаться, развивая такие навыки, как сила убеждения, ясность, объективность и последовательное, сплоченное словесное выражение. Как будто этого было недостаточно, он улучшает способность синтеза, учится слушать другого, расширяет лексический репертуар, устраняет пороки языка и даже улучшает вербальное согласие.

К. служащих определяется прежде всего уровнем полученного спец. образования (удостоверяется дипломом об окончании соответствующего уч. заведения), а также опытом работы в конкретном виде деятельности. Эти показатели используются при установлении квалификац. требований к работнику, выполняющему определённые должностные обязанности. В квалификац. характеристиках должностей руководителей, специалистов и др. служащих уровень квалификационных требований определён сложностью работ, входящих в должностные обязанности. Индивидуальные различия в К. специалистов учитываются путём внутридолж-ностного квалификац. категорирования на основе аттестации и т. п. процедур. Квалификац. требования нуждаются в регулярной актуализации для отражения динамики специальностей и стимулирования качества и гибкости проф. подготовки.

Со временем профессионал также развивает незаменимый навык как в профессиональной, так и в личной жизни: сопереживание. Сочувствие в этой области состоит в том, чтобы иметь способность стоять на месте собеседника, понимать потребности потребителя, относиться к другому с сердечностью и образованием, к которым нужно относиться, и предлагать соответствующие решения, всегда рассматривая продукты и компания предлагает.

Вызовы выполняются в рамках временных шаблонов, поэтому вы можете оптимизировать производительность и, конечно же, улучшить охват ваших ежедневных целей. Это чрезвычайно необходимый навык для тех, кто работает в бизнесе телемаркетинга! Устойчивость в этой профессии - способность слушать критику, испытывать давление, прислушиваться к жалобам клиентов и справляться с негативным бременем неудовлетворенности потребителей, не влияя на эмоциональную сторону и профессионализм телемаркетинга.

Рост квалификац. уровня характеризует производительные силы страны, является предпосылкой дальнейшего социально-экон. и науч.-техн. развития, поэтому используются различные меры по его стимулированию, создаются условия для освоения работниками более высокой К.

К материальным стимулам относятся более высокая оплата за труд, требующий большей К., что заложено в основу тарифной системы, надбавок к тарифным ставкам и окладам за проф. мастерство, премирование за достижение производств. показателей, к-рое зависит от К.

Смотреть что такое "квалификация" в других словарях

Работа в области телемаркетинга улучшает межличностные отношения и повышает умение работать в команде. В этой области показатели эффективности обычно являются коллективными, сосуществование в колл-центре является интенсивным, и, если есть синергия и сотрудничество, результаты намного лучше. Независимо от иерархического уровня для тех, кто работает в этой области, обычно наблюдается значительное улучшение способности общаться с другими людьми и работать в группах.

Профессия телемаркетера, несмотря на предвзятость, которая его окружает, - отличная возможность узнать новые вещи и развить навыки, важные для любой карьеры. У вас уже есть навыки, упомянутые здесь? Поделитесь своими мнениями и опытом с нами через комментарии. До следующего раза и следите за нашими!

К моральным стимулам относятся возможность выполнения более интересных, содержательных работ, более высокая степень самостоятельности и творчества в труде, более полная самореализация личности в проф. деятельности, разл. формы офиц. признания высокого авторитета работника в определённой сфере.

В целях создания условий для проф. совершенствования, роста проф. мастерства развивается система повышения квалификации. Повышение К. кадров является элементом, органически входящим в систему непрерывного образования наряду с подготовкой и переподготовкой при обеспечении необходимой преемственности и взаимосвязи между этими этапами проф. образования. Н. П. Сорокина.

Для дипломных курсов предлагаются четыре уровня обучения. Специалист по техническому специалисту Квалификация специалиста. . Для обучения навыков, необходимый, чтобы стать ближе к созданию вашего выбора для информации о промышленности, в которой вы выбираете.

Какова продолжительность обучения, организованного в течение дня?

Продолжительность обучения зависит от его статуса и уровня. Кроме того, для курсов диплом продолжительность обучения такова. Эти длительности объединяют стажировки в компаниях, организованных в ходе и в конце обучения. Для квалификационных курсов продолжительность обучения варьируется от 3 месяцев до года в зависимости от сложности приобретенных навыков.

Проблема К. приобретает особое значение в условиях совр. этапа науч.-техн. революции, к-рый характеризуется инновационным развитием экономики, наукоёмким типом произ-ва, быстрыми структурными изменениями и приоритетом качеств, показателей труда и продукции над количественными. Инновационный развития ставит творческую с её талантом и проф. компетенцией в центр совр. произ-ва. Высокий уровень К. кадров превращается в важнейшее условие успешного освоения новых технологий и завоевания достойных позиций на мировом рынке товаров и услуг.

Во время учебного курса планируются различные виды оценки. Непрерывная оценкаЭкзаминационные экзамены Экспертиза экзамена Конец курса. . Каждый уровень обучения подтверждается дипломом. Информация о специальностях может быть достигнута в создании ближайшего обучения вашего дома или обратившись в региональный офисе.

Тренировочное предложение является сложным и разнообразным

Для каждой торговли возможна одна или несколько формаций. Здесь вы найдете основные дипломы, квалификацию и профессиональную квалификацию, соответствующие основным направлениям обучения.

Сертификаты и профессиональные звания

Он направлен на завершение базовой квалификации или удовлетворение новых квалификационных потребностей. Поэтому содержание и продолжительность обучения варьируются в зависимости от секторов. Это свидетельствует о том, что компетенции и профессиональная деятельность идентичны независимо от федерации происхождения сертификата.

Увеличение роли К. в экон. развитии нашло отражение в «человеческого капитала теории», разработанной амер. экономистами еще в 60-х гг. 20 в. Как капитал в ней рассматривается запас знаний, навыков и способностей, приобретающий экономический смысл и стимулирующий рост производит, силы человека. Это капитал постольку, поскольку овладение им требует Значит. затрат труда и материальных ресурсов, но эти затраты приносят владельцу более высокий доход.

Профессиональное звание выдается Министерством труда. Он предлагается либо в контексте начальной квалификации, либо в контексте профессиональной специализации. Обучение практично и чаще всего в реальных рабочих ситуациях. Все это при сохранении существующих дипломов в каждой из европейских стран. - Бакалавр 3, признанная степень - лицензия или ее эквиваленты, выпущенные некоторыми школами. Это положение не отменяет степень бакалавра 2, но означает, что этот уровень выхода исчезает. Чтобы получить эту степень, вы должны успешно пройти пятилетний цикл после бакалавриата.

По мере возрастания роли К. в экономике увеличивается значение в развитии общества квалификац. структуры, т.е. распределения самодеят. населения по уровню К. Квалификац. структура во многом предопределяет возможности адаптации разл. социальных слоев к тем инновационным процессам, к-рые происходят в экономике. Эта связана со значительными трудностями для занятых с низким уровнем К. в связи с изменением структуры спроса на рынке труда: увеличением вакансий для высококвали-фициров. кадров и сокращением спроса на работников низкой К. С этим явлением связана разработка теории двух рынков труда в амер. социологии (авторы П. Дё-рингер и М. Пиоре). Согласно этой концепции, в условиях науч.-техн. революции единый прежде рынок рабочей силы распался на изолированные друг от друга рынки: квалифициров. кадров, восприимчивых к новым технологиям, и неквалифицированной рабочей силы, возможности использования которой сужаются.

Мастер соответствует первому году магистерской степени. - В 8 классе докторская степень остается здесь. Один год обучения будет разделен на два семестра по 30 кредитов каждый. Опрос самых профессиональных дипломов. Есть два варианта. - Вариант А организован примерно в 60 университетах. Нет требования о зачислении, но должны быть прерваны в течение двух лет и более, по крайней мере, 24 года 1 октября года экзамена или 20 лет, с двухлетним оплачиваемым опытом работы, университеты проводят брифинги и интервью, а иногда и проходят тесты оценки потребления. на месте, предпочтительно вечером или по переписке.

M ин-во тру да США разработало 6-балльную систему оценки уровня К. по объёму теоретич. знаний и практич. навыков, необходимых для занятия определённых рабочих мест. Согласно этой системе, К. вспомогат. рабочих оценивается в среднем в 1,3 балла, водителей транспорта - 2,2, квалифициров. рабочих - 2,5, техников - 4,1, менеджеров - 4,4, инженеров - 5,1, учёных-естественников -5,7 балла. Уровень требований, предъявляемых к квалификац. структуре рабочей силы, быстро возрастает. Это видно из сопоставления квалификац. требований на существовавших в США в сер. 80-х гг. рабочих местах и на вновь создаваемых:

Правоспособность открыта для не-бакалавров в возрасте от 17 до 1 ноября года регистрации, как правило, вечером или по переписке. административная помощь, такая как клерка, и интеграция трудовой жизни в качестве помощника юриста в судебном департаменте компании, юридической фирме, нотариальной конторе.

Продолжительность обучения: два года. Продолжительность обучения: через два года после бакалавра или один год в ускоренной форме. В названии лицензии общая площадь отклоняется, тогда упоминание и специальность приходят, чтобы указать обучение: Пример: лицензии на науку, технологии здравоохранения, электронное упоминание, электротехника, автоматическая, специальная наука промышленного производства. могут быть использованы для ввода второго или третьего года степени бакалавра или.

Наряду с существ, сдвигами в квалификац. структуре важные изменения происходят в самом содержании К. Эти изменения неоднозначны, т. к. в произ-ве многое зависит не только от его техн. уровня, но и от форм организации труда. В условиях рутинного произ-ва микропроцессорная техника позволяет ограничить функции человека шаблонными операциями и превратить его в придаток информац. системы. Известно высказывание лауреата Нобелевской пр. В. Леонтьева (США) о том, что человек перестаёт быть самым важным фактором произ-ва, если его задачи ограничиваются простым следованием инструкциям.

Созданные по инициативе преподавателей и профессиональных отделений, они объединяют теорию и практику в компании. Обучение осуществляется как профессионалами, так и учеными. Продолжительность обучения: один год. Доступ к второму году магистерской степени является более избирательным, на экзамене или экзамене досье. Он также открыт для обладателей степени магистра или эквивалента.

Контрольные показатели: номенклатура уровней образования

Продолжительность обучения: чрезвычайно разнообразная, от нескольких недель до нескольких месяцев. Четыре года обучения были продлены на один год, чтобы получить степень магистра. Для получения дополнительной информации о дипломах. Национальные дипломы и профессиональные звания регистрируются по праву. По рекомендации Комиссии теперь перечисляются названия, выданные высшим учебным заведением, учебным заведением или консульской палатой или профессиональным отделением. Термин «утвержденный» больше не используется.

В условиях инновац. процесса, характерного для экономики совр. промыш-ленно развитых стран, компьютерная техника превратилась в мощное средство расширения аналитич. способностей человека и обогащения творческого содержания его труда. Интенсивный процесс разработки, освоения произ-ва новых видов товаров и услуг, новых технологий, основанных на тесной связи науки и произ-ва, невозможен без развития таких качеств личности, как , умение логически мыслить и принимать решения, находить и использовать информацию, способность к обучению. В промышленно развитых странах под непосредств. влиянием науч.-техн. революции сложилась новая концепция К. Её осн. черты: поливалентность (многопрофильность), высокий уровень общей и техн. культуры, динамизм. Концепция поливалентной К. была принята Комиссией по проф. образованию Общего рынка в 1970.

Совр. технологии, прежде всего системы гибкой автоматизации, требуют объединения трудовых функций, связанных с обслуживанием автоматич. систем. В этих условиях принцип «один человек - одна », характерный для системы механизированного и конвейерного произ-ва, оказывается неэффективным. Поливалентная К., основанная на расширении профиля и совмещении специальностей, позволяет повышать производительность труда за счёт сокращения персонала и одновременно увеличивать творческую заинтересованность работников и их за качество продукции. На этом базируются совр. концепции «обогащения труда» и «гуманизации труда».

Важной особенностью совр. К. является и то, что зап. эксперты называют её интеллектуализацией. Совр. технологии не могут быть реализованы без высокого уровня общей и техн. культуры персонала, обеспечивающего точность выполнения техн. правил, всего тех-нол. процесса и своего места в нём, быстроту реакции и правильность принятия решения. Важным элементом техн. культуры становится социальная ответственность, в т. ч. и за предотвращение аварий, способных привести к человеческим жертвам и экологич. бедствиям.

Характерной чертой совр. К. является её динамизм. Приобретённая К. больше не может рассматриваться как некий стабильный набор проф. знаний и навыков, они должны динамично обновляться по мере развития новых технологий. Согласно исследованиям зап. экспертов, объём проф. знаний инженера должен обновляться каждые 5 лет на 50%. Отсюда вытекает актуальность проблемы обучения в продолжении всей проф. карьеры.

В промышленно развитых странах идут интенсивные поиски путей решения этой проблемы, нашедшие реализацию в концепции непрерывного образования. Она официально принята и рядом региональных междунар. организаций как основа решения совр. проблем подготовки кадров и модель системы образования в будущем. Законы о непрерывном образовании приняты в 1971 во Франции, в 1975 в Швеции, в 1976 в США.

Совр. концепция К. вносит существ, изменения в сферу подготовки и переподготовки кадров. Эти сферы характеризуются: творческим подходом к процессу обучения, в основе к-рого не просто обеспечение учащихся определённой информацией, а развитие творческих способностей, умение познавать новое и применять его на практике; междисциплинарным принципом разработки уч. программ и периодическим их обновлением; тесной связью уч. процесса с участием в практич. работе по освоению и разработке новых технологий.

Реализация указанных изменений потребовала теснейшей кооперации уч. заведений с пром. предприятиями и Н.-и. ин-тами, повышения роли обратных связей между произ-вом и уч. заведениями, усиления контроля произ-ва за качеством подготовки кадров и значимостью дипломов и сертификатов об образовании.

Процессы интернационализации мирового рынка и интеграции экономики про-мышленно развитых стран актуализируют проблему междунар. стандартизации уровней К., включая идентификацию дипломов и сертификатов. Такая идентификация необходима для предотвращения дискриминации иностр. рабочей силы и создаёт условия для свободного рынка труда. В странах, входящих в opr-цию Европейского Сообщества, в 1991 предусмотрена идентификация дипломов высш. школы в связи с намеченным на 1992 экон. объединением этих стран.

Проблема К. особенно остра для Рос. Федерации. Несмотря на высокий уровень К. рабочих и специалистов в отдельных авангардных в техн. отношении сферах, для экономики в целом требуется Значит. повышение уровня проф. компетенции работников. Низкая К. работников - серьёзное препятствие на пути науч.-техн. и социально-экон. развития страны. В условиях господства адм.-командной системы, мало восприимчивой к науч.-техн. прогрессу, престиж человека определялся не столько его проф. компетенцией, сколько положением в иерархич. системе. Отсюда общая недооценка квалифициров. труда в обществе - несоразмерно низкая оплата труда специалистов по сравнению со ср. уровнем заработной платы в стране, преувеличение формального элемента в подготовке кадров (главное-диплом).

Переход к рыночной экономике с конкуренцией как гл. движущей силой произ-ва даёт предприятиям и отраслям произ-ва реальный стимул к науч.-техн. развитию, позволит повысить социальный престиж К., раскрепостить творческие возможности работников.

Лит.: Иванов Н. П., Науч.-техн. революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, М., 1971; его ж е, Науч.-техн. революция и проблемы структуры рабочей силы. (По мат-лам развитых капиталистич. стран), М., 1978; Буш-марин И. В., Развитые капиталистич. страны. Использование трудовых ресурсов, М., 1975; Капелюшников Р. И., Совр. бурж. концепции формирования рабочей силы. (Критич. ), М. 1981; Гурьева Л. С., Заргаров В. А., С к о-6 с е в К. М., Профессионал и специалист: руководитель в совр. организационных условиях, под ред. Л. С. Гурьевой, Томск, 1989; Тенденции и перспективы развития социальной инфраструктуры, под ред. С. С. Шаталина, М., 1989; Левин Г. M., P а м б с р-гер Р. У., Образование, труд и занятость в развитых странах, «Перспективы», 1990, № 2; В с с k с r G. S., Human capital. A theo-retical and empirical analysis, with special reference to education, N. Y.

H. П. Иванов.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Синонимы :

Смотреть что такое "КВАЛИФИКАЦИЯ" в других словарях:

    КВАЛИФИКАЦИЯ - (ново лат., см. пред. слово). Обозначение качеств каких либо предметов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КВАЛИФИКАЦИЯ [ср. лат. qualificatio Словарь иностранных слов русского языка

    квалификация - КВАЛИФИКАЦИЯ, КАЛИФИКАЦИЯ и, ж. qualification f.,> нем. Qualifikation <лат. 1. Определение предмета, вещи, отнесение его к какой л. группе. Пока Академия не понимает, что доказывается сравнением черепов перелетных птиц и другими..,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КВАЛИФИКАЦИЯ - в трудовом праве различают КВАЛИФИКАЦИЮ работы и КВАЛИ ФИКАЦИЮ отдельных работников. КВАЛИФИКАЦИЯ работы характеристика дан ного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом, к… … Финансовый словарь

    квалификация - разряд, опыт, мастерство, умение, умелость, искусность, искусство, техника, сноровка; мастеровитость, навык, высокая квалификация, профессия, специальность Словарь русских синонимов. квалификация 1. см. мастерство 2. 2. см … Словарь синонимов

    Квалификация - (англ. quality качество, в смысле степень проявления достоинств) в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни. Квалификация (образование) уровень подготовки… … Википедия

    КВАЛИФИКАЦИЯ - КВАЛИФИКАЦИЯ, квалификации, жен. (спец.). 1. только ед. Действие по гл. квалифицировать. Заниматься квалификацией труда. 2. Оценка и обозначение сортов и качеств товара (торг.). 3. Степень годности к какому нибудь ремеслу, виду труда,… … Толковый словарь Ушакова

    КВАЛИФИКАЦИЯ - (от латинского qualis какой по качеству и...фикация), 1) характеристика предмета, явления, отнесение его к какой либо категории, группе. 2) Уровень подготовленности, степень годности к какому нибудь виду труда. 3) Профессия, специальность… … Современная энциклопедия

    КВАЛИФИКАЦИЯ - (от лат. qualis какой по качеству и...фикация) 1) определение качества чего либо, оценка чего либо.2) Уровень подготовленности, степень годности к какому нибудь виду труда.3) Профессия, специальность (напр., квалификация токаря) … Большой Энциклопедический словарь

Профессиональное поле – сфера трудовой деятельности рабочих или специалистов.

Профессиональное обучение - основа профессиональной подготовки студентов. Оно должно вырабатывать у них прочные знания, умения и навыки, которые обеспечивают качественное и количественное выполнение работ, а также умение использовать новую технику, современную технологию и передовые методы труда.

Профессия – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

Специальность – конкретизация вида трудовой деятельности в рамках

данной профессии.

Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учётом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т. п. Так, базовая профессия «слесарь» подразделяется на такие виды: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь по контрольно-измерит. приборам и автоматике и т. д.; базовая профессия «врач» включает такие С., как врач-терапевт, врач-стоматолог, врач-хирург и т. д. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с науч.-техн. прогрессом. С. - наиб, подвижный элемент в системе проф. разделения труда. В то же время расширение проф. профиля работников часто идёт путём интеграции двух или неск. связанных между собой С.

Квалификация – уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определённой степени сложности в конкретном виде деятельности. Это подготовленность индивидуума к профессиональной деятельности.

Теоретич. знания, соответствующие определённому уровню К., включают как общеобразовательные, так и специальные, объём которых зависит от формы и продолжительности соответствующих занятий. Подготовка рабочих кадров осуществляется в уч. заведениях системы проф.-тех. образования и непосредственно на производстве; дипломированных специалистов - в высш. и ср. спец. уч. заведениях; науч. кадров - в аспирантуре и докторантуре.

Практич. навыки осваиваются в ходе выполнения соответствующих работ путём их многократного повторения, в результате чего вырабатывается прочный динамич. стереотип. Первоначальные навыки формируются в ходе обучения, выработка устойчивых проф. навыков зависит от опыта работ в том или ином виде проф. деятельности и обычно характеризуется стажем работы по профессии.

Квалификационная структура – иерархия ступеней квалификации.

В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями:

1ст.- предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах;

2ст. - основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях; 3ст. – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования;

4ст. – предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: проф.лицеях, учреждениях среднего проф.образования (базовый и повышенный уровень), колледжах;

5ст. – соответствует различным уровням высшего и послевузовского проф.образования.

Показателем К. рабочего является квалификац. разряд (класс, категория), которрый присваивается ему по конкретной профессии в соответствии с требованиями тарифно-квалификац. характеристик этой профессии. Квалификационный разряд присваивается служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации, которые указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям.

Квалификационный разряд имеет немаловажное значение. Оплата труда работникам на предприятии, в организации производится с учетом квалификационного разряда, т.е. с учетом уровня профессиональной подготовки и от затраченных сил. Так, если у какого-либо работника повышается уровень профессиональной подготовки, пропорционально повышается и его заработная плата, и наоборот. При подборе и расстановке кадров на производстве также учитывается квалификационный разряд.

Профессия, присваиваемая по завершении обучения, указывается в документе об образовании, который в соответствии с Законом о занятости даёт право на работу согласно профилю и уровню полученного образования. Офиц. наименование П. или должность работника указывается в трудовой книжке.

Ключевой составляющей стандарта профессионального образования является квалификация, которая характеризуется ступенью и уровнем.

Уровень квалификации – степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются:

– объем и диапазон знаний и умений;

– качество знаний и умений;

– способность рационально организовывать и планировать работу;

– способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

Требования к различным уровням квалификации применительно к конкретным профессиям и специальностями регламентируются соответствующими документами системы тарификации и аттестации.

Профессии рабочих, которым ранее были установлены тарифные разряды, тарифицируются в соответствии с выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих с учетом внесенных в них дополнений и изменений

В России и др. странах СНГ состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификац. справочнике работ и профессий рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) - это нормативный документ, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве.

Тарификация работ должна производиться в соответствии с их сложностью без учета условий труда. В необходимых случаях УТ (тяжесть, вредность и др.) подлежат учету путем установления доплат к тарифным ставкам (окладам) на основе их оценки на рабочих местах в соответствии с перечнями работ по степени тяжести и вредности УТ, утверждаемыми соответствующими органами.

Перечень профессий включает номенклатуру профессий и специальностей, подготовка по которым регулируется на государственном уровне в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и определяет наиболее общие параметры обучения.

Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования. ОСТ 9 по 01.04-94

Перечень профессий и специальностей НПО является составной частью государственного стандарта начального профессионального образования, в него включены профессии, подготовка по которым определяется требованиями, устанавливаемыми на федеральном уровне.

В этом документе профессии ранжированы по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования, требуемого для их освоения.

Ступень квалификации – этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

Профессиональная характеристика, являясь описательной моделью профессии, определяет конечные цели профессиональной подготовки, обуславливающие ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к общей и профессиональной подготовке, контингенту обучающихся.

Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня и отражает:

– название профессии;

– интегрируемые специальности;

– номер профессии по Перечню;

– назначение и сферу применения профессии;

– основные виды деятельности в рамках профессий и группируемых

специальностей;

теоретические основы профессиональной деятельности (требования к

знаниям);

– требования к личности рабочего (служащего), уровню его общего образования;

– специфические требования.

Профессиограмма – описание, характеристика профессии, основной источник (наряду с практическим знакомством) получения сведений о разных аспектах профессиональной деятельности.

Например: Дизайнер

Должен знать: скульптуру, рисунок, живопись, основы композиции, технологию производства изделий, основы социологии, психологии.

Профессионально важные качества:

· художественное воображение;

· пространственно-образное мышление;

· коммуникабельность;

· глазомер.

Квалификационные требования: художественно-промышленные училища, архитектурные институты и институты искусств.

Учебные заведения: Красноярский государственный художественный институт, Красноярская государственная архитектурно-строительная академия

Медицинские противопоказания:

· нарушение координации движений рук;

· дальтонизм;

· дефекты зрения.

Еще по теме Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих.:

  1. Признаки социального заказа по подготовке работников квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием на основе ЕТКС (профессия, ступень квалификации профессии, квалификационный разряд).
  2. Профессионально-квалификационная характеристика и профессиограмма как основа для разработки содержания подготовки квалифицированных работников с начальным профессиональным образованием.
  3. 1.2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИСТАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ