Болезни Военный билет Призыв

Возможен ли другой конец повести бедная лиза. Карамзин, Бедная Лиза. Можно ли считать Эраста злодеем или коварным соблазнителем. Последняя встреча с Лизой

Меню статьи:

1792 год явился для Николая Михайловича Карамзина знаменательным. И это не удивительно, ведь именно в то время из-под его пера вышла замечательная сентиментальная повесть под названием «Бедная Лиза», который принес автору признание и славу. В то время писателю было всего двадцать пять лет, и он делал первые шаги на литературном поприще.

Описывая сложную судьбу беззащитного народа, поднимая проблему неравенства бедных и богатых, Карамзин пытается достучаться до сознания людей и обратить внимание на то, что так жить нельзя. Повествование писатель ведет от первого лица.

Главные герои повести

Лиза – простая русская крестьянка, добрая девушка, любящая природу и радующаяся каждому дню – пока не влюбилась в богатого дворянина по имени Эраст. С тех пор в её жизни произошел крутой поворот, что впоследствии привело к страшной трагедии.

Эраст – богатый дворянин, легкомысленный молодой человек с хорошим воображением, но ветреный. Он думает, что любит Лизу, но при сложившихся обстоятельствах бросает её, не задумываясь о сильных переживаниях девушки, вызванных его предательством. Становится причиной самоубийства Лизы.

Старушка-мать – бедная крестьянка, вдова, потерявшая мужа и оплакивающая его. Добрая простая верующая женщина, безмерно любящая свою дочь и желающая ей счастья.



Великолепие природы, которую созерцает автор

Окрестности Москвы с её монастырями, церковными куполами, ярко-зелеными цветущими лугами вызывают восторг и умиление. Но не только. При входе в монастырь душу автора начинают одолевать горькие воспоминания, и печальная история Отечества предстает перед его мысленным взором. Более же всего удручает случай, произошедший с одной девушкой, бедной Лизой, закончившей жизнь трагически.



Начало истории Лизы

Почему эта хижина, находящаяся у монастырской стены, где шумит березовая роща, сейчас опустела? Почему здесь нет ни окон, ни дверей, ни крыши? Почему все так уныло и мрачно? На эти вопросы любознательный читатель может получить ответ, узнав, что происходило здесь тридцать лет назад, когда окружающие могли слышать звонкий голос девушки по имени Лиза. Она жила вместе с мамой в большой бедности, потому что после безвременной смерти отца земля пришла в упадок. Кроме того, отчаявшаяся вдова слегла от горя, так что делать домашние дела приходилось одной Лизе. К счастью, девушка отличалась трудолюбием: работая не покладая рук, она ткала холсты, вязала чулки, собирала ягоды и рвала цветы. Имея доброе и любящее сердце, Лиза изо всех сил старалась утешить больную мать, но в душе сильно переживала о кончине самого родного человека – её папы.

Зарождающаяся любовь Лизы

А потом, спустя два года, появился он – молодой человек, по имени Эраст, который полностью завладел чувствами юной девушки, желающей любить и быть любимой. И жизнь вначале заиграла яркими красками.

Они встретились, когда Лиза приехала в Москву торговать цветами. Незнакомый покупатель, увидев такую красивую девушку, начал осыпать её комплиментами и даже, вместо пяти копеек, предложил рубль за цветы.

Но Лиза отказалась. Не знала она, что молодой человек уже на следующий день будет стоять у неё под окном. «Здравствуй, добрая старушка, – обратился он к матери девушки. – Нет ли у тебя свежего молока?» Незнакомец предложил, чтобы Лиза продавала свои работы только ему, тогда отпадет необходимость подвергаться опасностям в городе, разлучаясь с мамой.
Старушка и Лиза с радостью согласились. Только одно смутило девушку: он барин, а она – простая крестьянка.

Богатый дворянин по имени Эраст

Эраст был человеком с добрым сердцем, однако, автор описывает его как ветреного, слабого и легкомысленного. Он жил только в свое удовольствие и ни о чем не заботился. Кроме того, был юношей сентиментальным и очень впечатлительным, имеющим богатое воображение. Отношения с Лизой должны были стать новой вехой в его судьбе, новым интересом, который разнообразил бы праздную и скучную жизнь.



Лиза загрустила. Любовь лавиной нахлынула на девушку, и куда делась прежняя беззаботность. Теперь она часто вздыхала и ободрялась только тогда, когда видела Эраста. А он вдруг… признался ей в любви. Радости Лизы не было предела, она хотела, чтобы их встречи продолжались вечно. «Всегда ли ты будешь любить меня?» – спрашивала девушка. И получала ответ: «Всегда!». В радостном настроении она пришла домой. И в порыве чувств стала восхищаться красотой природы, созданной Богом. Мама поддержала дочь.

Образ старушки-мамы

Мама Лизы изображается автором как простая верующая женщина, любящая Бога и восхищающаяся красотой Его творения. «Как все хорошо у Господа Бога! Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела Господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается. Надобно, чтобы Царь Небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет» – говорит она. Эта бедная женщина осталась вдовой, но до сих пор тоскует о своем дорогом безвременно ушедшем муже, который был для нее дороже всего на свете. Ведь «крестьянки тоже умеют любить».

Любовь к дочери у старушки очень сильна. Она, как и всякая мать, желает ей только самого лучшего.

Лиза и Эраст: влюбленность набирает силу

С тех пор они виделись постоянно – каждый вечер. Обнимались, но не позволяли себе ничего порочного. Эраст общался и с мамой Лизы, которая рассказывала юноше о своей нелегкой жизни. Но вдруг грянула беда.

Горькие перемены в судьбе

Лиза должна была сказать Эрасту, что её выдают замуж за другого – сына богатого крестьянина. Но он очень огорчился, снова клялся девушке в любви – и наконец, чувства возобладали над здравым смыслом: в тот момент девушка потеряла невинность. С тех пор свидания их стали другими – Эраст начал относиться к любимой уже не как к непорочной. Встречи происходили все реже и реже, и, наконец, юноша сообщил, что уходит на войну.

Последняя встреча с Лизой

Эраст перед дорогой решил проститься – и с матерью (которая, кстати, совсем не знала о его любовных отношениях с дочерью), и с Лизой. Прощание было трогательным и горьким. После того, как Эраст удалился, Лиза «лишилась чувств и памяти».

Предательство Эраста

Долго была девушка в отчаянии. Только одно утешало её мятущуюся душу: надежда на встречу. Однажды она поехала по делам в Москву и вдруг увидела карету, в которой сидел Эраст. Лиза кинулась к любимому, но в ответ получила лишь холодное признание в том, что он женится на другой.

Лиза бросается в воду

Такого позора, унижения и предательства девушка выдержать не смогла. Уже совсем не хотелось жить. Вдруг Лиза увидела знакомую – пятнадцатилетнюю Аню, и, попросив её взять деньги для мамы, на глазах у девочки кинулась в воду. Спасти её так и не смогли. Старушка-мать, узнав о произошедшем с любимой дочкой, тут же скончалась. Эраст сильно удручен произошедшим и будет вечно корить себя в смерти невинной девушки.

Классовое неравенство – причина многих проблем в обществе

В то нелегкое время основную роль при выборе жениха или невесты играло окружение. Низший класс – крестьяне – не могли соединяться с богатыми дворянами. Лиза отчетливо понимает это уже при первых встречах, когда её сердце трепещет от любви, но разум твердит о невозможности подобного союза. «Однако тебе нельзя быть моим мужем, – говорит она. И в отчаянии добавляет: «Я крестьянка». Все-таки девушка не могла противостоять порыву бурных чувств к человеку, которого полюбила всем сердцем (хотя временами и жалеет, что ее жених не пастушок). Она либо наивно стала считать, что впоследствии Эраст все же возьмет её в жены, либо просто до поры до времени предпочла не думать о последствиях такого рода романтических свиданий. Как бы там ни было, реакция Лизы на то, что тот, без кого она не может жить, женится на другой, дворянке из его круга, побуждает её к отчаянному поступку – самоубийству. Она сделала шаг в пропасть, из которой уже нет выхода. Юность и надежды погублены. А Эраст остался жить с непрекращающимся чувством вины. Так трагически закончилась повесть «Бедная Лиза». Разумный читатель извлечет из неё урок и сделает правильные выводы.

“Бедная Лиза” – краткое содержание повести Н.М. Карамзина

3 (60%) 2 votes

Можно ли считать Эраста злодеем или ковар­ным соблазнителем? Каким обрисовывает его Ка­рамзин, как раскрывает свое к нему отношение? Сопоставьте манеру изображения Эраста с мане­рой изображения героев в произведениях русского классицизма на примере известных вам произведе­ний.

Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный. Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал рома­ны, идиллии, имел довольно живое вооб­ражение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в ко­торые, если верить стихотворцам, все лю­ди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как гор­лицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выраже­ние любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презри­тельным отвращением вспоминал уже ис­пытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомменти­ровал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо­жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» По­роки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отноше­ния Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумно­жила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бес­церемонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доб­рого малого». Узнав о самоубийстве Ли­зы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувст­вительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенст­ве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым пре­пятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет обще­ственных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккор­дом» (В. И. Коровин).

В произведениях классицизма положи­тельные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изо­бражался расчетливым и безжалостным соблазнителем.

Каким вам представляется образ повествова­теля?

Повествователь - современник героев повести «Бедная Лиза». Он знаком с Эрас­том, который и рассказывает ему эту го­рестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настро­енный человек, глубоко переживающий горе людей. Повествователь - человек об­разованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать лю­дям правильные характеристики. Повест­вователь любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пеш­ком, чтобы любоваться пейзажными кра­сотами.

Каково назначение лирических отступлений в повести?

Лирических отступлений в повести не­много. Больше у автора развернутых суж­дений, сопутствующих изображению люб­ви героев, которые, правда, можно отнес­ти и к отступлениям, например: «Ах Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» Но есть и прямые лирические отступления, например, в начале «Бедной Лизы». По­вествователь часто приходит к Данилову монастырю «в мрачные дни осени горе­вать вместе с природой». Это отступление создает лирико-философский настрой, почву для грустных размышлений о жиз­ни и смерти, о горьких страницах истории отечества.

В чем заключается роль пейзажа в повести? Как связан он с настроением и чувствами влюблен­ных?

Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюблен­ных. В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфите­атром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подно­жия зеленые цветущие луга и убогая, ра­зоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью. От панорамы Москвы повествователь бро­сает взгляд на Симонов монастырь, вспо­минает в связи с ним историю бедной Ли­зы, обозначает характер своего настро­ения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище. Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. На­строение автора («нежной скорби») посте­пенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах.

На фоне прекрасных пейзажных зари­совок зарождается и развивается любов­ное чувство героев. Они встречаются «на берегу реки или в березовой роще, но ча­ще всего под тению столетних дубов - дубов, осеняющих глубокий чис­тый пруд, еще в древние времена ископан­ный». Тихая луна гармонирует с волоса­ми Лизы, «посребряет их». Интересно описано слияние любви и природы: посребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства. О таком слия­нии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих при­знание в любви к Эрасту: «без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыха­ния ветерок мне неприятен». Наблюдае­мые нами литературные приемы харак­терны для сентиментализма.

На этой странице искали:

  • эраст злодей или жертва своих страстей
  • каково назначение лирических отступлений в повести бедная Лиза
  • было ли чувство эраста к лизе искренним обоснуйте свой ответ
  • сочинение на тему эраст злодей или жертва своих страстей
  • Можно ли считать Эраста злодеем или коварным соблазнителем?

Когда к очередному занятию университета нам дали довольно сложное задание (найти и провести литературные, сюжетные, жанровые параллели между классической и современной литературой), я долго думала, вспоминала классические произведения, ломала голову, опрашивала знакомых и подруг, в общем, находилась в творческом поиске. И вот в этот момент к нам в библиотеку приходит молодой автор, желающий разместить своё произведение на сайте в разделе «Творчество наших читателей». Начинаю читать и понимаю - так это ведь то, что мне нужно. Сквозь строки рассказа «Листок» Дмитрия Кечина проглядывает сентиментальный сюжет «Бедной Лизы» Н. Карамзина . Конечно, ведь самая актуальная тема всех времён и народов - это тема любви, тем более любви несчастной!

Надо сказать, что Николай Карамзин первый обратился к человеческой душе после века, духовная атмосфера которого была пропитана интересами общества. Писателю до такой степени удалось точно предать переживания современной ему юной девушки, страстно полюбившей и так жестоко покинутой, что по стране прокатилась волна самоубийств - не одна девица того времени увидела себя в главной героине повести и решила последовать её примеру… Но и в наше время произведение остаётся актуальным, ведь сегодня мы так же влюбляемся, страдаем, радуемся, малодушничаем, гибнем.

Современную «Бедную Лизу» в рассказе Дмитрия Кечина зовут Александра. «Александра была единственным ребенком в семье и воспитывалась в строгости. Слово матери - закон, а слово отца - больше, чем закон. Однако родители не были тиранами, они лишь хотели воспитать нравственную, интеллектуально и духовно развитую дочь».

Девушка повзрослела, уехала в столицу и поступила в медицинский институт. В Москве и познакомилась с Антоном. Современный Эраст был зеленоглазым блондином, менеджером фирмы, занимающейся продажей компьютерной техники. Он красиво ухаживал, дарил цветы, заваливал изысканными комплиментами. Девушка полюбила страстно, она просто летала на крыльях любви и уже строила планы на совместное счастливое будущее. Поэтому, почувствовав, что она ждёт ребёнка, Александра радуется - это ведь логическое продолжение их с Антоном любви.

А рад ли герой? К сожалению, по закону жанра, Александру ждёт горькое разочарование - оказывается, со стороны Антона любви-то и не было. Он, по просьбе подруги героини, освобождал юную провинциалку от комплексов! Таковы реалии современной жизни…

Далее на долю нашей героини выпадают ещё более тяжёлые испытания: родители отвернулись от «распутницы», друг детства не понимает. Всё это приводит Александру на лодочную станцию. Казалось бы, далее уже всё понятно, но тут случается очередной зигзаг судьбы - с ней начинает разговаривать её внутренний голос:«Живи, люби, радуйся… Отпусти прошлое и прости всех, прости саму себя. Жизнь только начинается…только начинается…».

(Я читаю эти строки и думаю: почему же молчал внутренний голос бедной Лизы у Карамзина?)

В итоге, несмотря на падение в воду, конец у этой истории счастливый, Александра находит своё счастье с другом детства: «Она положила голову на плечо Сергея, и в сознании осталась только одна мысль: жизнь только начинается. Вот он, рядом, человек мечты: надежный, верный, заботливый, ЛЮБИМЫЙ…».

«Бедная Лиза» - стала отправной точкой творчества 26-летнего Николая Карамзина. В своём творчестве он провозглашал право человека на естественное счастье, на «нежную дружбу» двух сердец. Наш земляк Дмитрий Кечин тоже молод, ему 23 года . Также как у русского классика центральное место в его рассказах отведено любовной линии, переживаниям героев, стремящихся удовлетворить одну из главных потребностей человека - потребности любить и быть любимым.

Был ли у Лизы другой выход

Поначалу он ей показался серьезным и надежным человеком. Эраст тут же выразил свою симпатию к девушке и стал часто к ней приходить за цветами. Даже с матушкой Лизы он был учтив и любезен. Постепенно отношения молодых людей перешли на новый уровень. Они часто виделись, много общались. И когда к Лизе посватался сын богатого крестьянина из их села, Эраст уверил ее, что всегда будет рядом и не оставит ее, игнорируя тот факт, что он богатый дворянин, а она простая крестьянская девушка. Лиза поверила Эрасту и в тот вечер была с ним особенно близка.

Через некоторое время он сообщил, что вынужден с ней временно расстаться, так как его призывают в армию. Лизу это обстоятельство сильно расстроило, но она обещала его верно ждать. Самое печальное, что он соврал и вместо исправной службы, играл в карты и полностью проигрался. В результате ему пришлось обручиться с одной пожилой вдовой, которая взялась оплатить его долги. Узнав об этом, Лиза решила утопиться. Перед этим она через соседскую девчушку передала матери деньги, вырученные с торговли цветов, просила поцеловать ее и попросить простить бедную дочь. Бедная женщина не выдержала такого удара и тоже скончалась, а Эраст так и считал себя до конца жизни убийцей.

История невероятно печальная, но такова судьба бедной Лизы. Трагизм повести Карамзина никого не оставляет равнодушным. Ведь, кажется, что все должно было сложиться иначе. Образ главной героини, пожертвовавшей собой ради любви, надолго врезается в память. Ясно одно, что она не могла жить с запятнанной репутацией. Еще больше усугубило ситуацию воспоминание об их счастливой любви и предательство Эраста. Её поступок осознанный: он показывает в полной мере силу ее переживаний и трагизм ее положения. Такой чистой и искренней девушке как Лиза такой выход из сложившейся ситуации казался единственно верным.


Н.М. Карамзин относится к писателям-сентименталистам, а его произведение "Бедная Лиза" является одним из популярнейших произведений и этого автора, и направления сентиментализм. Благодаря этому мы можем утверждать, что в произведении "Бедная Лиза" рассматривается социальная и нравственная проблематика. Докажем это, опираясь на одну из характеристик сентиментализма - утверждение богатого внутреннего мира представителей низших сословий, в данном случае это Лизы и противопоставленная этому испорченность аристократии - здесь - Эраст.

Лиза - обычная крестьянка.

У нее умер отец, а мать после этого тяжело заболела, и Лизе пришлось взять всё хозяйство на себя:"... одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве". При этом девушка не роптала от своей "участи", они принимала это с благодарностью:" Бог дал мне руки, чтобы работать, - говорила Лиза...". А это говорит о доброте ее сердца, благородстве и трудолюбии. Девушка - крестьянка - бедная материально, но имеет такой богатый внутренний мир. Эраст - полная ей противоположность.

Он - богатый дворянин. Как пишет автор, "с изрядным умом и добрым сердцем", но "слабый и ветреный":"Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою".

Это дает нам право говорить о том, что Эраст ветреный молодой человек, привыкший к всяческим развлечениям своей персоны.

Отношение к жизненным ситуациям и проблемам разное в разных социальных слоях. Это можно наблюдать во всем вышесказанном. Для Лизы не было проблемой и бедой, что на ней лежала отнюдь не легкая работа всей семьи, что ей одной нужно тянуть это: ухаживать за матерью, работать по хозяйству, зарабатывать деньги. Тогда как Эраст скучает и жалуется на свою "сладкую" судьбу, что у него кончились развлечения и ничто не доставляет ему истинного удовольствия. Так мы рассмотрели одну сторону социальной проблематики, из которой вытекла и нравственная. Можно подытожить, что в зависимости от того, к какому социальному сословию ты относишься, настолько глобально или наоборот мелко ты смотришь на ту или иную проблему.

Но рассмотрим это и с другой стороны. Лиза - крестьянка с чистым девичьем сердцем. Каждое чувство, которое наполняет ее грудь, она переживает тяжело и долго. После встречи с Эрастом она плохо спала:"Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представляется, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала". В это время Эраст отнесся к Лизе и к влюбленности в нее как к очередному временному развлечению:"...думал он и решился - по крайней мере на время - оставить большой свет". Лиза полюбила Эраста всем сердцем, всю себя отдала чувству. Эраст, казалось бы тоже, но нет. Когда понадобились деньги, а свои он проиграл, он бросил бедную Лизу и женился по расчету. Он пренебрег чувствами "своей пастушки", чем погубил ее. И здесь мы увидели каков внутренний мир и ценности крестьян и как испорчен нравственно аристократ.

Н.М. Карамзин в своем произведении рассмотрел проблематику социальных слоев и уровни нравственности. Автор показал контраст низших и высших слоев, продемонстрировав в реалии нравственность тех и других.

Обновлено: 2017-07-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.