Болезни Военный билет Призыв

Виды вступлений и заключений к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку. Список использованной литературы

Вступление готовит читателя к восприятию всего сочинения, поэтому должно быть тщательно обдумано. Задача пишущего вступление подвести к теме таким образом, чтобы логично перейти к изложению аргументов. Именно по этому от продуманного вступления зависит, в каком направлении пишущий будет развивать свое рассуждение.


Вступление – это важная композиционная часть сочинения, организующая весь текст. Среди важнейших признаков вступления назовем: 1) лаконичность (при написании мини- сочинения, это особо актуально); 2) связь с темой; 3) наличие сформулированного тезиса; 4) связь с заключением.


1) Определение темы текста. Одиночество гения. Веками эта тема волнует и вдохновляет поэтов, художников, музыкантов. Образ Прометея, забытого людьми, со времен Софокла возникает в нашем воображении при осмыслении роли личности в истории. Только ли в невозможности понимания лежит причина одиночества гения? Этот вопрос поднимает автор в данном тексте.


2) Формулировку основных проблем которые поднимает или затрагивает автор исходного текста. Что такое долг? Что такое ответственность? Какая сила помогает человеку идти до конца, даже если его никто не понимает? Именно такие вопросы возникают после про чтения текста В. Лаптева.


3) Изложение собственной позиции пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Я думаю, что в тексте А. Кондратова подняты исключительно важные проблемы: это влияние прошлого на осознание и осмысление настоящего, значение истории как науки, утверждение гуманистического взгляда на окружающий мир, роль исторической памяти в становлении и развитии личности, нации, человечества в целом.


4) Краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста. В. Лаптев - один из тех писателей, которые всегда интересуются историческими событиями. С удивительной точностью он раскрывает характеры своих героев, их внутренний мир. Выразительны, эмоциональны его высказывания о людях. В. Лаптев часто поднимает тему судьбы человека, его веры в будущее.


5) Лирическое размышление, связанное с темой текста. Жизнь каждого человека наполнена неожиданными встречами, знакомствами, новыми впечатлениями... В первые минуты общения, совершенно не задумываясь, мы даем мысленную оценку собеседнику: его внешности, манере говорить и одеваться. Однако забываем о главном: увидеть внутренний мир, узнать истинное лицо человека. О подобной ситуации и пишет Д. Гранин.


6) Назывное предложение в зачине должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте. Барклай-де-Толли. Это имя великого полководца, героя Отечественной войны 1812 г., хорошо известно каждому, кто знаком с историей России. Главнокомандующий русскими войсками Барклай-де-Толли – человек чести и долга. Именно эти личные качества полководца раскрывает В. Лаптев в своем тексте.


7) Вопросно-ответное единство. Диалогичность позволит сделать вступление более энергичным. В чем выражается истинная культура человека? Думаю, что это один из сложнейших вопросов, о котором писал в своих сонетах еще Шекспир. В нашем представлении культурный человек - это личность образованная, с хорошими манерами и вкусом, грамотной речью... Но ведь и за внешней молчаливостью, неброскостью может скрываться истинно культурный человек. Именно об этом пишет своей статье Д. Гранин.


8) Риторический вопрос – вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. Кто из нас не сталкивался с людьми, подобными героям Д. Гранина, которые за внешним лоском, за показной начитанностью, « за поверхностными знаниями скрывают внутреннее бескультурье, невежество? Ненадежность таких людей настораживает. Не таков плотник Ермаков, который первоначально не привлек внимания автора.


9) Цитата в качестве зачина. Цитируемый фрагмент не должен быть очень объемным, он должен иметь прямое отношение к теме. Цитата может быть взята или из текста, или из другого источника. «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – так думал полководец Барклай-де-Толли. Ум, талант, прозорливость великого человека спасли жизнь многим воинам. Лишенный славы, он верил в правоту своего решения.


10) Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в зачине призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить в нем главное. Кто такие великие люди? В чем их величие? Как должен жить человек, как поступать, чтобы оставить след в сердцах людей, в истории страны, всего мирового сообщества? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста В. Лаптева о главнокомандующем русской армией М. Б. Барклае-де-Толли.


11) Обращение к исторической характеристике. Проблемы дружбы, предательства, взаимопомощи волнуют человека в любую эпоху. И в истории человечества мы встречаем много примеров и великой самоотверженной дружбы, и страшного предательства. Это вечные вопросы, это вечные темы, которые всегда будут находить отражение и в современной литературе. Об этом текст М. Худякова.


12) Диалог с воображаемым собеседником. Давайте поговорим о детстве, о том, что мы будем вспоминать. Какие воспоминания останутся в нашей памяти - светлые, яркие или те, которые вызывают стыд, ужас, сожаление? Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, мы можем обратиться к тексту М. Худякова.


13) Рассуждение о заглавии. «Шрам» вот название, которое я дала бы данному тексту. То, о чем пишет М. Худяков, навсегда осталось в его памяти кровоточащей раной. Физическая боль проходит, раны заживают, а душевная боль, нанесенная еще в детстве, напоминает о себе всегда.


14) Сравнение (прошлого и настоящего, понятий и произведений). Так устроено, что жизнь, как и человеческие отношения, очень сложна. Иногда один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на подлое предательство. Как раз такой случай и описывается в рассказе М. Худякова.


15) Связь с современностью. Проблема взаимоотношении подростков особенно актуальна в наше время. Мы часто задаемся вопросом: почему нынешние подростки так жестоки по отношению к кому-то из сверстников? И это не только физическая жестокость, но и душевная. Примеров, доказывающих это, немало: об этом пишут и в газетах, показывают и по телевизору. Об этом и текст М. Худякова.


В заключении обобщаются основные выводы из сказанного, подводится краткий итог, формулируется обобщенный вывод, высказывается свое отношение к проблеме, если это не было сделано раньше, а также может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста отношению к рассматриваемым проблемам. Заключительная часть работы может обобщать микро выводы предыдущих частей, такая композиция придает работе завершенность.




1)Заключение может быть написано в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста. Отношения между друзьями выразил Э. Асадов в своем стихотворении «Разговор с другом»: И тут мелькнуло: а не так ли я Хвалю порой того, кто не подлец? Но сколько рядом истинных сердец? И все ль действительно друзья? Эти строки заставляют задуматься над вопросом: можно ли быть уверенным на все сто процентов в своих друзьях?


2) В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Рассуждение В. Лаптева о судьбах великих людей не оставило и меня равнодушной, я согласна с автором в том, что многие вели кие люди беспрестанно терпели невзгоды, но они искренне и честно служили своему Отечеству. Мы должны знать историю России и помнить героев, с которых можно брать пример.


3) Заключение может быть написано в форме яркого примера, обобщающего суждения. Я читала легенду о Данко, страстно желавшем помочь людям. Ради спасения людей он вырвал из своей груди пылающее сердце, осветив им дорогу. Толпа быстро забыла своего спасителя. Не повторяем ли и мы эту ошибку, стремясь стереть из памяти чувство благодарности?


4) Заключение может быть написано в форме спора с воображаемым собеседником. Не все, наверное, согласятся с позицией Лаптева, найдутся те, кто скажет: «Зачем вспоминать войну 1812 года?» Но ведь патриотические чувства должны быть развития в каждом из нас. Мы должны знать свою историю, своих героев, гордиться своей Родиной – Россией.


5) В заключении может быть развернута мысль, выраженная во вступлении. Текст М. Худякова о двух тринадцатилетних мальчишках не оставил меня равнодушной. Точно так же, как и автора, меня поразило поведение Сережки Леонтьева. Как понять его поведение? Как простить? Мне не дают покоя эти вопросы.


6) Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод (концовка – афоризм). Прочитав этот текст, я вспомнила пословицу: «Руку, ногу переломишь, сживется, а друга переломишь, не сживется». Народная мудрость учит, что жить надо по совести. Совесть заставляет нас задуматься о тяжелых последствиях наших поступков.


7) Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка – ответ). Почему человек, непоколебимо верный своему призванию, часто оказывается в одиночестве? Почему его деяния непонятны современникам? Я далека от идеализации личности Барклая-де-Толли, но говорю о тех качествах его характера, которые и определили его авторитет. Он обладал большим жизненным опытом, военной мудростью; надменно презирал ненавистного врага, полагавшего сломить его. Несомненно, он был поистине велик. Ведь большое видится на расстоянии.

Виды вступлений к написанию сочинений (С1).

1.Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.

Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М.Веллер.

2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.

3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.

Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье.

4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.

Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л.Павлова.

5. Цитата. «Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.

6. Лирическое вступление.

Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.

7. Краткая справка о писателе.

М. Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.

8.Определение темы текста.

Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи .

9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.

В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые .

10. Заглавие, которое можно дать тексту.

Заклятые друзья природы- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.

11. Связь с современностью.

В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.

12.Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка- это часть нашей культуры.

13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.

В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.

Виды и заключений к сочинению по русскому языку (С1)

1. Итог и обобщение сказанному.

Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.

2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.

Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро.

4.Концовка- афоризм.

Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле.

«Безумству храбрых поем мы песню»!

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.

6.Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.

Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».

Сложно не согласиться с автором текста М.Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.

8.Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.

Таким образом, проблема русского литературного языка как основы культуры речи русского народа остается открытой. Она будет решена только тогда, когда каждый научится уважать себя и с уважением относиться к другим, когда научится защищать свою честь и достоинство, когда станет личностью, когда неважно будет, какую должность он занимает, каков его статус. Важно, что он гражданин Российской Федерации.

Повышение культуры устной и письменной речи, забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Я рекомендую всем людям (а учиться можно и нужно в любом возрасте) активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на уроках, семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи…

Таким образом, изучив актуальные проблемы культуры речи, определив место русского языка в современном многонациональном мире, изучив нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи, я пришла к выводу, что русский литературный язык является основой культуры речи каждого человека .

Список использованной литературы:

    Барлас, Л. Г. Русский язык: Стилистика / Л. Г. Барлас. – М.: Просвещение, 1978.

    Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. – М.: Просвещение, 1980.

    Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1990.

Я считаю, что роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ - творец и носитель этого языка.

Русский язык - единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире. Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Усиливается его влияние на другие языки. Ещё в 1920 году В.И. Ленин с гордостью говорил: "Наше русское слово "Совет" - одно из самых распространенных, оно даже не переводится на другие языки, а везде произносится по-русски". Во многие языки мира вошли слова большевик, комсомолец, колхоз и др.

В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира.

Русский язык, несомненно, - это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико.

Список литературы

  • 1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове).М. Высшая школа, 1986.
  • 2. Выготский Л.С. Развитие устной речи. М.: Просвещение, 1982.
  • 3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1975.
  • 4. Современный русский язык. Труды Е.М. Галкиной-Федорчук Ч. II. М. Издательство МГУ. 1997.
  • 5. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь в общении человека. М.: Наука, 1989

Вывод - сравнительно небольшая часть сочинения. Но не стоит ее недооценивать. За вывод не ставятся баллы. Но он - важная часть работы, придающая ей целостность, улучшающая логическое восприятие и поднимающая общий уровень сочинения. Эти несколько предложений должны быть максимально емкими, обладать серьезной смысловой нагрузкой. Хотите узнать, как этого достичь?

Объем вывода

Достаточно написать 2-3 предложения. Нет смысла давать волю фантазии в условиях ограниченного времени. Да и из-за стресса, который в большей или меньшей степени влияет на организм, в тексте внушительного объема велик шанс допустить грамматические, пунктуационные, фактические ошибки.

Способы написания вывода

Обращение в читателям : скажите о своем мнении по поводу проблемного вопроса в форме призыва. Например, можно призвать людей защищать природу. Нужно кратко пояснить, зачем это нужно, почему вы думаете именно так. С таким же успехом можно обратиться к людям с просьбой с уважением относиться к старшим, беречь культурное наследие, стремиться к совершенствованию. Главное - не высказывать слишком радикальную точку зрения в жесткой форме. Пишите нейтрально.

Обобщение идей, высказанных в ходе рассуждения : наиболее логичное завершение сочинения. Кратко, не повторяясь скажите об основном содержании сочинения. Подведите итоги. Можно начать с фразы: "Таким образом, мы пришли к выводу: ..." . С таким же успехом можно использовать все фразы из .

Риторический вопрос : очень яркий, выразительный способ. Но его нужно использовать умело, с осторожностью. Важно снова затронуть проблему, сделав ответ на вопрос очевидным. Например: "Нужно ли беречь культурное наследие? Ответ очевиден." Далее можно пояснить, почему данная точка зрения неопровержима.

Цитирование : не самый распространенный способ. Обращайтесь к нему, только если вы полностью уверены в правильности подобранного материала. Следует подбирать цитаты обобщающего характера. Причем их содержание должно в полной мере совпадать с вашей точкой зрение, иначе все будет бессмысленно.

О том же, но другими словами : самый простой способ. Просто перефразируйте свои наиболее четкие и доказательные рассуждения. Можно повторить или (если вы согласны с ней) иными словами.

Не уделяйте выводу сочинения ЕГЭ много времени. У вас его и так мало.

Не относитесь к выводу так, будто он не играет никакой роли. Помните: неудачным завершением можно испортить работу.

Стремитесь не к красоте, а к краткости, точности, лаконичности. Мало - не всегда плохо, много - не всегда хорошо.