Болезни Военный билет Призыв

В чем проявляется настойчивость. Настойчивость и упорство — сильная черта в характере успешного человека. Отличие упорства и настойчивости от упрямства

Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.)

В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.

Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

Естественное и свободное воспитание. Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми - этo приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей - это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.

В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, - свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию.

Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.

Возрастная периодизация. Руссо делил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период - от рождения до 2 лет - это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период - от 2 до 12 лет, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период - от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период - «период бурь и страстей» - с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Руссо стремился глубоко понять человеческую природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития ребенка. Неверно, что ребенок с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста.

Руссо не отделял четко развития от воспитания, тем самым он как бы биологизировал самый процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей. Он справедливо также писал, что каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности и характер и который следует изменять или развивать и совершенствовать. Он решительно возражал против трафарета, единообразного подхода в воспитании. Задача воспитателя заключается в том, чтобы хорошо знать возрастные особенности ребенка, глубоко изучать его индивидуальные склонности и способности.

В раннем детстве (до двух лет) основой всего является физическое воспитание. Если это возможно, ребенка должна вскармливать сама мать. Обычно пеленают ребенка, укладывают его так, что голова его остается неподвижной, ноги выпрямленными, руки вытянутыми вдоль тела. «Счастье, если ему оставляют возможность дышать», - восклицает Руссо. Так сразу же отнимают у ребенка свободу, а этого нельзя делать, не следует мешать природе.

Руссо подробно останавливается на физическом воспитании. Он указывает, как надо закалять ребенка и укреплять его физические силы.

С двух лет наступает новый период воспитания. Не надо в этом возрасте заставлять рассуждать ребенка, не надо читать ребенку всякие наставления, заставлять его заучивать рассказы и сказки. В этом возрасте, по мнению Руссо, необходимо главным образом всячески развивать внешние чувства ребенка. Руссо дает целый ряд указаний, как следует развивать эти чувства. По-прежнему необходимо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, его физическим развитием. Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги; но если он научился читать, пусть первой и единственной его книгой будет «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей простой жизни в природе.

По мнению Руссо, ребенок в этом возрасте не имеет еще нравственных понятий, но воспитывающая роль примера, несомненно, в это время велика. Никакие нравственные, никакие абстрактные понятия недоступны ребенку до 12 лет, но то, что связано с познанием самих вещей, может все же помочь и формированию отдельных отвлеченных понятий. И Руссо считал, что ребенок в этом возрасте вполне может усвоить одну важную идею - идею собственности. Руссо, противореча своим основным положениям о невозможности формирования у ребенка в этом возрасте отвлеченных понятий, считает, что идея собственности может стать вполне доступной пониманию ребенка.

Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. Если ребенок ломает все, к чему ни прикоснется, - не сердитесь, стремитесь только устранить от него все то, что он может испортить. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь давать ему новый. Пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула. Если ребенок разбивает стекло в окне своей комнаты, не вставляйте нового, «лучше схватить ему насморк, чем вырасти безумным». Но если ребенок продолжает бить стекла, рекомендуется запирать его в темной комнате, это Руссо считал не наказанием, а «естественным последствием» проступка ребенка.

К двенадцати годамребенок физически крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, он узнал окружающий мир через свои внешние органы чувств. И он вполне подготовлен для того, чтобы вступить в третий период своего развития, когда осуществляется умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте ребенок, по Руссо, еще не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может как следует понять отношений между людьми, поэтому он должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса ребенка. Естественно, что интерес ребенка направляется на то, что он видит, и потому его интересуют география, астрономия, природоведение. Руссо развивал оригинальную методику получения этих знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Он ставит ребенка в положение исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т. д.

Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Все должно быть предоставлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность - сама природа, сами жизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно знакомится. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Руссо не сумел связать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.

Физический труд - это неизбежная обязанность общественного человека. Свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремесленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Эмиль обучается ряду полезных профессий.

В первую очередь ребенок изучает столярное ремесло, которое Руссо очень ценит в воспитательном отношении, а затем знакомится с рядом других ремесел. Он живет жизнью ремесленника, он проникается уважением к человеку труда, самому труду и трудовому общению. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд - общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.

Ребенок теперь подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период - период нравственного воспитания, а оно может быть дано только в обществе. Развращенный город не страшен теперь ребенку, который достаточно закален от городских соблазнов.

Руссо, представитель того класса, который вскоре вступит в революционную борьбу, искренне убежден в том, что лучшие люди «третьего сословия» - это носители общечеловеческих идеалов. Надо поэтому научить Эмиля любить всех людей. И Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.

Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Руссо, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел.

В этом возрасте Руссо считал необходимым дать своему воспитаннику и половое просвещение. Прежде всего он предлагал устранить все вредное, возбуждающее: чтение книг неподобающего содержания, изнеженную и сидячую жизнь; юноша должен жить деятельной жизнью: двигаться, заниматься физическим трудом, длительное время бывать на свежем воздухе. Руссо считал, что было бы желательным избежать со стороны детей возможных вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью». Такой подход, по его мнению, не удивит воспитанника, так как и раньше воспитатель не отвечал на вопросы, не соответствующие пониманию ребенка. Когда же воспитатель найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, просто, без всякого замешательства, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника.

Руссо считал, что лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала. Он был против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия, говорил он, - это религия сердца. Как деист, Руссо считал, что, размышляя о мудром устройстве вселенной, ребенок приходит к мысли о ее творце.

Жан-Жак Руссо (1712--1778)--глубокий мыслитель, гуманист и демократ -- придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном, или “естественном состоянии”, люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, к порче нравов. Этому способствовало также развитие культуры и науки феодального общества. В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчинена общественным целям.

В своем произведении “Общественный договор (1762) Руссо провозглашал демократическую идею верховной власти народа. Основную причину социального зла он видел в частной собственности, но был только против крупной собственности, приобретенной нетрудовым путем, а собственность, добытую личным трудом, объявлял священной и неприкосновенной. В этом заключается основное противоречие социальной позиции Руссо, выражавшего интересы мелкобуржуазных слоев населения.

Руссо стремился найти пути восстановления утраченного равенства; но в силу объективных причин, будучи не в состоянии вскрыть законы общественного развития, он возлагал все надежды на просвещение и воспитание. Развивая идеалистическую теорию договорного происхождения государства, выдвинутую Локком, Руссо доказывал, что во Франции власти нарушили первоначальный договор и, следовательно, народ имеет право их ниспровергнуть.

Как и все французские просветители XVIII в., Руссо полагал, что улучшить общественные отношения можно путем правильно поставленного воспитания.

В 1762 г. Руссо издал свой роман-трактат “Эмиль, или О воспитании”, где подверг уничтожающей критике воспитание, осуществляемое в "феодальном обществе, и начертал план формирования нового человека.,

Вернулся во Францию он много позже, разбитый физически и морально.

Произведения Руссо сыграли особенно важную роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции они получили широкую известность во всем мире.

Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. “Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы,-- писал он,-- обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей”. Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

Понимание Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Коменским В отличие от чешского педагога Руссо полагал, что воспитывать природосообразно -- значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все. то, что этому может помешать. Естественное воспитание -- это и свободное воспитание.

По Руссо, воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применять метод “естественных последствий”, сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия. Фактически Руссо ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы, так как всегда он должен был поступать в соответствии с желанием воспитателя “Без сомнения, -- писал Руссо, -- он должен хотеть только то, что вы хотите заставить его делать”. Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.

Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Руссо было, несомненно, прогрессивным.

Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль...”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией, установленной Коменским. Впервые Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства. Субъективное выпячивание в качестве основной какой-либо одной особенности, присущей каждому возрасту, придавало надуманный, искусственный характер его периодизации.

Описанию естественного воспитания в каждый из указанных периодов посвящены особые части (книги) романа-трактата “Эмиль, или о воспитании”.

В первой книге «Эмиля...» Руссо дал ряд конкретных указаний о воспитании в раннем детстве (до двух лет), касающихся в основном ухода за ребенком: его питания, гигиены, закаливания и т. д. Первые заботы о ребенке, считал он, должны принадлежать матери, которая, если это возможно, сама вскармливает его своим молоком. “Нет матери, нет и ребенка! -- восклицал он. С первых дней жизни малыша она предоставляет ему свободу движений, не затягивая его туго свивальником; проявляет заботу о его закаливании. Руссо -- противник изнеживания детей. “Приучайте,-- писал он,-- детей к испытаниям... Закаляйте их тела против непогоды, климатов, стихий, голода, жажды, усталости”.

Укрепляя тело ребенка, удовлетворяя его естественные потребности, не следует, однако, потворствовать его капризам, так как выполнение любых желаний ребенка может превратить его в тирана. Дети, по словам Руссо, “начинают с того, что заставляют себе помогать, и кончают, тем, что заставляют себе служить”.

С двух лет наступает новый период жизни ребенка, теперь уже главное внимание следует уделять развитию органов чувств. Как сторонник сенсуализма Руссо полагал, что сенсорное воспитание предшествует умственному. “Все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств...-- писал он.-- Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши члены, наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума”. Во второй книге «Эмиля...» Руссо обстоятельно описал, как, по его мнению, следует упражнять отдельные органы чувств. Рекомендованные им разнообразные упражнения для развития осязания, зрения, слуха он предлагал проводить в естественной обстановке.

Поскольку, считал Руссо, разум ребенка в этом возрасте еще спит, то осуществлять обучение преждевременно и вредно. Он был против того, чтобы искусственно форсировать и развитие речи детей, так как это может привести к дурному произношению, а также к непониманию ими того, о чем они говорят; между тем очень важно добиться, чтобы они говорили только о том, что действительно знают

Руссо искусственно разобщил развитие ощущений и мышления и высказал несоответствующее действительности предположение, что дети до 12 лет якобы неспособны к обобщениям и потому их учение следует отсрочить до 12-летнего возраста.

Он допускал, конечно, что ребенок может научиться читать и вне школы. Но тогда первой и единственной пока книгой должна быть “Робинзон Крузо Д. Дефо -- книга, в наибольшей степени отвечающая педагогическим замыслам Руссо.

Руссо полагал, что до 12 лет недопустимо не только учить ребенка, но и давать ему нравственные наставления, так как у него еще нет соответствующего жизненного опыта. В этом возрасте, считал он, наиболее эффективным будет применение метода “естественных последствии”, при котором ребенок имеет возможность на собственном опыте испытать отрицательные последствия своих проступков. Например, если он сломает стул, не следует сразу заменять его новым: пусть он почувствует, как неудобно обходиться без стула; если он разобьет стекло в окне своей комнаты, не нужно торопиться вставлять его: пусть почувствует, как стало неуютно и холодно. “Лучше схватить, ему насморк, чем вырасти безумным”.

Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широко применявшиеся в то время суровые методы воздействия на них. Однако рекомендуемый им как универсальный метод “естественных последствий не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.

В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

Третий возрастной период, от 12 до 15 лет, по мнению Руссо, лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний. Так как период этот очень короткий, то из многочисленных наук нужно выбрать те, которые ребенок сможет изучить с наибольшей для него пользой. Руссо полагал также, что подростку, которому еще мало знакома область человеческих отношений, недоступны гуманитарные науки, в частности история, и потому он предлагал изучать науки о природе: географию, астрономию, физику (природоведение).

Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины. “Пусть он,-- говорил Руссо,-- достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам”. Это требование Руссо выражало его страстный протест против феодальной школы, оторванной от жизни, от опыта ребенка. Настойчивые рекомендации Руссо развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность, стимулировать выработку у них самостоятельных суждений были, несомненно, исторически прогрессивными. Но вместе с тем во взглядах Руссо на образование содержатся и ошибочные положения: он не сумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством и отраженным в науках; рекомендовал начинать умственное воспитание детей в очень позднем возрасте.

В 12--15 лет подросток, наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, начало которому было положено еще в предшествующий период. Демократ Руссо рассматривал труд как общественную обязанность каждого человека. По его словам, всякий праздный гражданин -- богатый или бедный, сильный или слабый -- есть плут.

Руссо полагал, что участие подростка в трудовой деятельности взрослых даст ему возможность разобраться в современных общественных отношениях, - возбудит у него уважение к труженикам, презрение к людям, живущим на чужой счет. В труде он видел также действенное средство для умственного развития ребенка. (Эмиль должен работать, как крестьянин, а думать, как философ, говорил Руссо.) Руссо считал, что подростку нужно овладеть не только некоторыми видами сельскохозяйственного труда, но и приемами ремесла. Наиболее подходящим в данном случае, говорил он, является столярное ремесло: оно достаточно упражняет тело, требует ловкости и изобретательности, столяр делает полезные для всех вещи, а не предметы роскоши. Научившись столярному ремеслу как основному, ребенок может затем познакомиться и с другими ремеслами. Делать это следует в естественной трудовой обстановке, в мастерской ремесленника, приобщаясь к жизни трудового народа, сближаясь с ним.

15 лет -- это возраст, когда нужно уже воспитывать юношу для жизни среди людей того социального слоя, в котором ему в дальнейшем придется жить и действовать. Руссо ставил три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. На первый план он выдвигал развитие положительных эмоций, которые, по его мнению, способствуют возбуждению у юноши гуманного отношения к людям, воспитанию доброты, сострадания к обездоленным и угнетенным Средствами “воспитания сердца у Руссо служат не нравоучения, а непосредственное соприкосновение с человеческим орём и несчастьем, а также хорошие примеры.

Мысли Руссо о воспитании женщины (невесты Эмиля) определялись его взглядами на природу женщины ее социальное назначение. Оно состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. Поэтому естественное воспитание девушки, считал он, коренным образом должно отличаться от воспитания юноши, в девушке нужно воспитывать повиновение и покорность, готовность усвоить чужие взгляды, даже если они не совпадают с ее собственными.

Чтобы женщина могла родить здоровых и крепких детей, чтобы она приобрела естественную красоту и грацию, необходимо соответствующее физическое воспитание. Никаких серьезных умственных занятий ей не нужно. Руссо крайне ограничивал образование невесты Эмиля, но считал, что уже с детства следует начинать обучать ее религии; взгляды девушки в этой области всецело определяются авторитетом людей, в подчинении которых она находится. Всякая девушка, по словам Руссо, должна исповедовать религию своей матери, и всякая жена -- религию мужа. Таким образом, ставя цель воспитать из мальчика свободного самостоятельного гражданина, Руссо одновременно отказывал женщине в самостоятельности.

Взгляды Руссо на назначение женщины в обществе и ее воспитание весьма консервативны. Восставая против развращенных нравов, которые господствовали в его время среди высшего дворянства и духовенства Франции, Руссо возводил в идеал скромную, благонравную женщину, принадлежащую к третьему сословию, но он неправомерно противопоставлял воспитание юноши и девушки.

Несмотря на ряд противоречий и ошибочных положений, которые присущи педагогическим идеям Руссо, последние имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагогической мысли.

Руссо подверг сокрушительной критике отживающую феодальную систему воспитания, подавляющую личность ребенка: сословные ограничения в области образования, словесное обучение, догматизм и зубрежку, палочную дисциплину, телесные наказания.

Выражая взгляды передовых людей своего времени, он выступил со страстным призывом освободить человека от феодального гнета, защитить права детства. Руссо призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями.

Он особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать развитие у детей самостоятельного мышления, творческих сил.

Очень важными были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина.

Вместе с тем не все высказывания Руссо мы можем признать правильными, например: его требование индивидуального «свободного воспитания», отрицание необходимости разнообразных педагогических воздействий, кроме косвенных, противопоставление личного опыта ребенка опыту всего человечества, недооценка систематических знаний, умаление роли женщины в обществе и вытекающие отсюда реакционные взгляды на ее воспитание.

И все же идеи Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали огромное положительное влияние на развитие педагогической теории и практики во многих странах.

> Мысли дня от «Простого бизнеса» > Упорство и настойчивость для достижения цели и успеха в бизнесе

Упорство и настойчивость для достижения цели и успеха в бизнесе

"Найдется ли кто-либо, кто, бросая целый день дротик, не попадет однажды в цель?", - Цицерон (древнеримский политик, философ).

Разные пути приводят человека в бизнес. Многие мечтают об открытии своего дела еще с детства и настойчиво идут к намеченной цели, сталкиваясь при этом со многими трудностями. И если человек получает при этом от своей деятельности удовольствие, она приносит ему радость, то ему не страшны никакие преграды. Работа помогает выжить человеку в сложных жизненных обстоятельствах.

Основные качества, которые позволяют добиться успеха в бизнесе - это смелость, упорство и настойчивость. Когда человек видит большое количество возникающих проблем и задач, ему необходимо использовать весь его внутренний потенциал, чтобы с этими проблемами справиться, не отступить и двигаться дальше к намеченной цели. Возникающий объем трудностей может даже поставить под удар решение открыть свое собственное дело. Поэтому любая деятельность требует от человека завидного терпения и упорства. В то же время упорство должны сопровождать практичность и реальный взгляд на вещи, что позволит не допустить неудачных проектов. Также для достижения успеха в деятельности, человеку нужна сильная воля. Она не дается человеку при рождении, а развивается в процессе его жизни, общественной деятельности , труда. Для воспитания у человека сильной воли необходимо эффективное развитие качеств личности, добросовестное и успешное выполнение задач бизнеса, активное участие в коллективной работе.

Наличие у человека большого количества знаний и умений определяет высокий уровень его личностного развития . Для развития своих способностей человеку необходимо четко определиться со своими целями, а также организовать настойчивую деятельность, направленную на их достижение. Умение эффективно организовывать работу , смелость, упорство и настойчивость играют в жизни человека определяющую роль. Перед тем как совершить какое-либо действие, человеку необходимо ставить пред собой цель, которая не будет противоречить целям других людей, а после этого уверенно и стойко стремиться к этой цели. Но при этом важно оставаться личностью, независимо от возникающих проблем и ситуаций .

Инструменты сайт направлены на развитие волевых и деловых качеств личности. Для любого вида деятельности необходима подготовка, которая требует от человека определенных усилий. С помощью выполнения регулярных занятий и упражнений, Вы сможете привести в нужную форму свою память внимание , а также научитесь эффективно ими управлять. Проявляя настойчивость, направляя свой разум в нужное русло, Вы заставите свой мозг продуктивнее работать для достижения поставленной цели. Вы можете выполнять наши упражнения во время длительных поездок или командировок, что позволит Вам

Светлана Румянцева

Что нужно, чтобы и постоянно добиваться поставленных целей? Почему одни люди воплощают мечты в реальность, а у других, обладающих такими же стартовыми условиями, ничего не выходит, и они опускают руки при первой же неудаче? Дело в личностных качествах, которые определяют, будет ли человек лидером и полноправным хозяином своей судьбы или ведомым исполнителем, разочаровавшимся в жизни и пасующим при каждой пустяковой проблеме.

Изучение биографий , позволяет выделить важные качества для достижения целей – упорство и настойчивость. Эти черты человеческой психики способствуют преодолению трудностей на выбранном пути. Ведь в любом деле, будь это глобальная мечта всей жизни или очередной поход в магазин за нужным продуктом, не обойтись без препятствий и непредвиденных обстоятельств. То, как отреагирует на них человек и что предпримет в дальнейшем, и определяет наличие у него упорства и настойчивости в достижении целей.

Упорство и настойчивость – это одно и то же?

Упорство и настойчивость – что это? Под этими качествами понимаются волевые черты характера, благодаря которым человек достигает поставленных задач, преодолевая внешние и внутренние преграды. Эти черты подразумевают целеустремленность и готовность несмотря ни на что следовать выбранному пути.

Однако между упорством и настойчивостью существуют отличия:

Упорство – это способность выдерживать тяжелые ситуации, противостоять неудачам и добиваться нужного результата в настоящий момент. Когда писатель большое количество раз упорно переписывает не устраивающую его часть рассказа до тех пор, пока не напишет наилучший вариант. Когда спортсмен бежит на соревнованиях, следуя вторым или третьим номером, а в последний момент проявляет невиданное упорство в желании победы и благодаря этому приходит к финишу первым. Важно учитывать, что упорный человек при повторяющихся неудачах ищет новые способы решения проблем, развивая гибкость ума и находчивость.

Настойчивость направлена на долговременные достижения. Она подразумевает способность следовать выбранным путём определённый период времени, может быть даже много лет, и сохранять решимость и энтузиазм в разных ситуациях. В настойчивости волевые качества проявляются не периодически, а непрерывно и методично. Люди могут быть упорными, решительными, но не настойчивыми. Поэтому такие черты появляются только для достижения оперативных жизненных задач, а при более отдаленных и глобальных целях опускаются руки. Так, некоторые учёные, прежде чем к ним пришла мировая известность, бесчисленное количество раз ставили свои эксперименты, бывало, на протяжении многих лет. Это и есть настойчивость: способность сохранять веру в любимое дело и энтузиазм, не пасуя перед неудачами неопределённое количество времени.

Развитая, гармоничная и успешная личность должна обладать как упорством, так и настойчивостью. Без сочетания этих двух качеств не удастся в полной мере реализоваться на жизненном пути и достигнуть звёздных вершин. Для достижения отдалённых тотальных целей понадобится преодолеть много возникающих препятствий с помощью упорства, а за счет этого, двигаясь дальше по намеченному пути, человек проявляет настойчивость.

Отличие упорства и настойчивости от упрямства

Чёткое понимание того, что представляют собой упорство и настойчивость, и в чём разница между ними, позволяет не путать их с упрямством – отнюдь не лучшей чертой для успешного человека. Настойчивость и упорство возникают после постановки целей, а упрямство представляет собой внезапное, неразумное и слепое желание добиться чего-либо. Оно нередко основано на чужом мнении, стремлении сделать все по-своему, вопреки кому-то. В отличие от настойчивости, двигающей человека вперёд, упрямство приводит к тупиковым ситуациям из-за нелепого, глупого и бесполезного поведения. Если упорство стимулирует положительные изменения в жизни человека, развивает гибкость ума в поиске новых способов достижения целей, то упрямство вызывает утрату объективной оценки реальности, бездействие и повторение одних и тех же ошибок.

Когда человек при достижении поставленных задач проявляет упорство и настойчивость, это вызывает уважение и восхищение окружающих, люди притягиваются к нему, с радостью помогают и поддерживают. Все происходит с точностью до наоборот, когда настойчивость подменяется упрямством. Это раздражает людей и отбивает желание связываться с таким человеком, а тем более следовать за ним. Упрямство мешает находить взаимопонимание с окружающими и жить в согласии с собственной личностью. Случается, что длительные пассивные действия меняют настойчивость на упрямство, поэтому нужно периодически спрашивать себя, находясь в расслабленном эмоциональном состоянии, о том, что на самом деле движет личностью – желанные цели или упрямство.

Как развить в себе упорство и настойчивость

Каждому человеку хочется быть значимым, реализовывать свой потенциал, самому выбирать путь следования и добиваться каждой поставленной цели. Однако такие достижения маловероятны для слабохарактерной личности, которая сгибается от лёгкого дуновения ветерка. Поэтому, чем раньше человек займется изучением вопроса как развить упорство и настойчивость, тем быстрее и легче он улучшит эти качества.

Для начала предстоит определиться, зачем человеку нужны эти черты характера, проанализировать свою жизнь, потенциал и желаемые результаты. Выяснить, что не устраивает, что хотелось бы поменять и на что есть способности, но не хватает личностных качеств. Чётко представить, как изменится жизнь при проявлении упорства, настойчивости, ответственности и дисциплины. Если людей все устраивает в жизни, не вдохновляют перемены и возможность лучшей судьбы – вряд ли они захотят напрягаться и менять себя.

Нужно , от которых мурашки бегут по коже и учащается сердцебиение, при условии, что желания не выходят за рамки реальности. Когда цель поставлена, можно подумать о способах её достижения. Правильно будет большую цель разбить на маленькие, то есть длинный путь разделить на небольшие отрезки, и продумывать, как пройти каждый из них. Важно учитывать, что идеально все сделать вряд ли получится. Неудач, препятствий и трудностей не избежать, но пусть они только закаляют характер и усиливают желание следовать мечтам.

Сильная мотивация. Благодаря ей люди на протяжении долгого времени сохраняют желание и энтузиазм в достижении намеченных задач и преодолевают, казалось бы, невозможные препятствия. Когда человек чего-то очень хочет, он сметет на своем пути преграды и исправит мешающие черты характера, такие как лень, страх, . Желание достигнуть цели должно превосходить боязнь неудачи, тогда у человека раскрывается внутренняя сила.
Понимание, что без трудностей на пути не обойтись. Важно правильно оценивать препятствия, которые обязательно встретятся на пути, иначе можно «сдуться» после первого же провала. Когда человек представляет, что его ждёт, он заранее рассчитывает и бережёт силы, чтобы сохранить их для всего пути.
Готовность потратить много времени. Человеку быстро измениться невозможно, ведь если упорство и настойчивость не привиты с детства, то во взрослом возрасте придется приложить титанические усилия, чтобы развить их. Но результат того стоит! Поэтому необходимо приготовиться потратить много времени, прежде чем ростки упорства и настойчивости прорастут сквозь многолетнюю лень.
Решимость преодолевать неудачи. Ни один человек в мире не достиг великих результатов без неудач, поэтому важно быть к ним готовым и развивать упорство не опуская руки при очередном провале. Избежать этого позволит правильное отношение к неудачам, которое заключается в том, что каждое поражение – это не конец света, а новая возможность стать ещё сильнее и настойчивее, а также задуматься о поиске новых способов для решения проблем. Важно не избегать ошибок, а не повторять их.
Понимание важности упорства и настойчивости. Для этого рекомендуется изучать биографии известных успешных личностей, которые вызывает уважение и восхищение. Заострять внимание на том, сколько им пришлось приложить усилий и потерпеть поражений. Но после каждой неудачи такие люди брали себя в руки и продолжали следовать к мечте с двойным энтузиазмом. А ведь без упорства, настойчивости и выдержки они остановились бы у первой преграды.


Общение с людьми, которые поддерживают. Люди подпитываются энергией друг друга, поэтому важно, чтобы человека окружали единомышленники, ведь вместе гораздо легче достигать целей. Можно найти себе постоянных партнёров на пути к достижению мечты или периодически обращаться за помощью и моральной поддержкой в трудные моменты. Это позволит не опустить руки.
Контролировать собственное напряжение. Важно не переусердствовать в стремлении достичь результата, чтобы не допустить утечку умственной энергии. Иначе напряжённое эмоциональное состояние помешает использовать весь внутренний потенциал.
Быть активным, заниматься спортом. Физические нагрузки, особенно соревновательного плана, как нельзя лучше развивают сильные качества характера, приучают упорно и настойчиво тренироваться и идти к победе, несмотря ни на что.
Читать , сочинения и притчи о настойчивости и упорстве. Такая литература формирует мышление победителей, а когда человек мыслит как лидер, он и действует также. При этом качества его характера меняются на те, что присущи успешным и сильным людям.

Упорство и настойчивость — двигатели на пути к успеху

Наверняка есть люди, недооценивающие важность влияния этих личностных качеств на формирование судьбы человека. Однако даже научные исследования в области психологии выделяют упорство и настойчивость как важнейший предиктор достижений в жизни людей. Человеческие возможности безграничны, но часто сами люди становятся главным своим препятствием на пути к мечте. Точнее, отсутствие нужных качеств в характере и доминирование отрицательных. Мозг человека так устроен, что стремится совершать как можно меньше трудных действий, а ещё лучше ничего не делать, не прилагать усилий, не меняться и не напрягаться. Исходя из этого, важно понимать, что достижения начинаются с преодоления себя, а без упорства, настойчивости и решимости этого не сделать.

Только сам человек ответственен за собственную жизнь и каждый получает согласно приложенным усилиям. Поэтому стоит отказаться от привычки во всем винить внешнюю среду, глубже заглянуть в себя и понять, чего же не хватает, чтобы превратить обыденную жизнь в сказку. А не хватает как раз упорства и настойчивости в достижении поставленных целей.

Развитие таких качеств позволяет:

Безответственности, ;
регулярно заниматься спортом, что делает человека более здоровым и привлекательным;
стать начитанным и эрудированным, позитивно мыслить, заряжая окружающих людей своей энергией;
выбрать любимое дело, возможно не сразу, но это обязательно случится при достаточном упорстве и настойчивости в поиске;
научиться и достигать их;
найти почитателей и людей, желающих следовать за таким человеком и учиться у него;
изменить сценарий своей жизни: из пассивного члена толпы превратиться в сильного лидера, способного принимать сложные решения и отвечать за них.

Важно знать, что развитие упорства и настойчивости начинается с малого, постепенно наращивая темп и совершенствуясь, чтобы затрачивалось оптимальное количество энергии и сил. Когда нужные качества характера разовьются, можно смело вспоминать грандиозные мечты и приступать к их воплощению, ведь упорство и настойчивость могут всё!

18 февраля 2014

Упорство и настойчивость – это очень важные и очень сильные волевые личностные качества, которые помогают человеку добиваться поставленных целей, успеха и побеждать. Однако большинство людей недостаточно упорны и недостаточно настойчивы, часто пасуют перед трудностями и тем самым лишают себя возможности добиться большего в своей жизни.

Люди, которые не умеют проявить настойчивость зачастую рано сдаются, отступают и проигрывают, вместо того чтобы идти до конца и добиваться желаемых результатов. Поэтому упорство и настойчивость необходимо развивать, эти качества должны быть в каждом уважающем себя человеке.

Упорство как качество личности

Упорство – это способность человека добиваться конкретных целей, невзирая на всевозможные препятствия и неудачи. Упорные люди стрессоустойчивы, они способны проявлять решительный характер, особенно в ситуациях предстоящего выбора, при решении стоящих в настоящее время перед ними задач.

Важно не путать упорство с упрямством. Упрямство не позволяет человеку быть гибким при решении тех или иных стоящих перед ним трудностей, упрямство способствует совершению одних и тех же ошибок, тогда как упорство и настойчивость заставляет человека искать возможность обойти все препятствия.

Таким образом, упорный человек прилагает волевые усилия и преодолевает встречающиеся трудности для реализации важной для него конкретной и близкой цели. Благодаря настойчивости человек предпринимает одну попытку за другой, пробует снова и снова, раз за разом сделать то, что ему нужно, но при этом учитывает все свои прошлые ошибки и неудачи, остается гибким в преодолении трудностей.

Настойчивость человека в достижении цели

Настойчивость – это качество личности, которое позволяет человеку преследовать отдаленные, долговременные цели, для достижения которых необходимо прилагать большие усилия и терпение к неудачам. Настойчивость происходит от слов – «настоять на своем».

Настойчивость личности проявляется в способности преодолевать жизненные препятствия в течение продолжительного времени. Настойчивый человек без сомнений и колебаний идет к намеченной цели и не отказывается от нее из-за различных трудностей, которые могут возникнуть на его пути.

В отличие от упорства, настойчивость требует от человека систематического проявления силы воли, для достижения отдаленной по времени цели. Упорный человек для достижения близких целей идет к более значительной цели, таким образом проявляя настойчивость.

Без упорства и настойчивости сложно добиться успеха в жизни. Без упорства и настойчивости невозможно сформировать крепкий несгибаемый характер, и абсолютно невозможно стать победителем.

Ведь жизнь состоит из огромного числа проблем, неудач и ошибок, с которыми абсолютно каждый человек постоянно сталкивается. И если мы не научимся быть достаточно упорными и настойчивыми, мы не сможем справиться, даже с мелкими проблемами, не говоря уже про достижение определенных целей.

Как проявить настойчивость в достижении цели?

Очень важно быть активным.

Нашему организму только дай возможность расслабиться и тогда он всячески будет убеждать нас не тревожить его. Мы слишком быстро привыкаем к хорошему, а нам всегда и во всем нужно знать меру. В этом смысле понедельник не является тяжелым днем, просто воскресенье слишком расслабляет нас.

Чтобы проявить настойчивость надо уметь правильно относиться к критике.

Если вам не удается избавиться от негативного окружения, постарайтесь тогда извлекать пользу из каждого критического замечания. Если таковой возможности не найдется, тогда научитесь не обращать внимания на подобные высказывания и людей, которые пытаются подорвать вашу веру в себя. Пусть это будет вашей маленькой целью, для достижения которой вы сможете проявить настойчивость

Важно не отступать и не сдаваться ни при каких обстоятельствах, пусть даже иногда ваше упорство и настойчивость будет походить на упрямство, которое подразумевает совершение человеком одних и тех же безуспешных действий. Главное, чтобы вы сами чувствовали себя сильным, несгибаемым человеком, которого невозможно сломать морально. Старайтесь всегда доводить все начатые дела до конца, чтобы таким образом доказывать себе, что у вас бойцовский характер, что вы сильная личность, чтобы вы можете бороться столько, сколько у вас хватит сил.

Развитие настойчивости в достижении цели

1. Настойчивость всегда идет рука об руку с целеустремленностью

Поэтому учитесь ставить перед собой правильные цели. Многие люди совершают большую ошибку, ставя перед собой слишком много целей или слишком нереальные цели. Если мы поставим перед собой слишком много целей, то это снижает вероятность того, что мы достигнем каждой из них в отдельности. Ведь наши силы, наше время и вообще наши ресурсы не безграничны. Впоследствии каждая такая неудача в достижении той или иной цели будет больно бить по самолюбию, по волевым качествам, и по проявлению настойчивости в осуществлении последующих целей.

Необходимо определиться с действительно желаемой целью, чтобы движение вперед не останавливалось и ничего не мешало проявить настойчивость. Цель необходимо максимально четко себе представить. Ваша цель должна быть конкретной и реальной. Не планируйте сдвинуть Луну с ее орбиты. Всё что необходимо, чтобы проявить настойчивость — это составить план действий так, чтобы использовать разнообразные способы в достижении цели.

2. Не торопитесь в постановке целей.

Поставьте для начала маленькую цель и достигните ее. В следующий раз поставьте цель побольше и снова достигните ее. И таким образом, можно развить настойчивость до невероятных высот. Например, вы постоянно опаздываете на работу – поставьте цель приходить вовремя 5 дней подряд. Потом когда достигните этой цели, поставьте перед собой более сложную цель – быть пунктуальным месяц. И так далее. Этот же прием применим для достижения любой цели.

Основная причина, из-за которой большинство не может развить в себе настойчивость, заключается в том, что многие люди убегают от своих проблем или откладывают их на потом, не решая, а просто обсуждая саму проблему. Начните действовать, а не размышлять о проблеме и трудностях.

Лучший метод формирования настойчивости — это научиться принимать решения, не откладывая их в долгий ящик. Принимайте решения быстро, но торопитесь их менять, так как тот, кто часто передумывает или сомневается, просто не уверен в себе. Если вы приняли решение и знаете, что вам это нужно, дайте себе слово, что не измените своего решения в ближайшее время.

3. Прощайте себе минутные слабости, но делайте из этого выводы.

Конечно, бывает так, что наступают периоды слабости, плохого настроения, апатии или даже малодушия, когда ничего не хочется делать, а работа становится просто мучением. Если вы сломались, то это не значит, что потом вы не сможете снова собраться и настроиться на достижение цели. Займитесь пока чем-нибудь другим, отвлекитесь, наберитесь сил для последующей настойчивости в достижении цели.

4. Обязательно верьте в себя.

Формирование настойчивости невозможно без уверенности в себе, без веры в достижение своих результатов и своих побед.