Болезни Военный билет Призыв

«Укротитель» тормозной волны. Чуксин Николай Яковлевич

Имя дважды Героя Социалистического Труда Николая Злобина в 70-80-е годы прошлого столетия гремело на весь Советский союз. В 1970 году в тресте «Зеленоградстрой» (впоследствии вошел в состав «Моспромстроя») бригада Николая Анатольевича впервые применила бригадный подряд.

Автором метода, который так гениально воплотил в жизнь Николай Злобин, был Сергей Тимофеевич Дементьев, начальник управления «Зеленоградстрой». Сущность эксперимента заключалась в том, что все средства выделялись непосредственно бригаде. Задача заключалась также в повышении производительности труда, экономии материалов и средств, наведении дисциплины в бригаде. Результаты были ошеломляющими. Четырнадцатиэтажный кирпичный дом, на сооружение которого по графику отводилось 235 дней, был построен всего за 80 дней. При этом была достигнута довольно значимая экономия материалов, а сверхплановая прибыль составила 13 тысяч рублей. Бригада Злобина строила быстро и качественно и получала хорошую прибыль.

JPG; 181,9 КБ

Метод бригадного подряда был оценен государством и позднее был использован не только строителями, но активно применялся и в других отраслях. В 1971 году бригадиру Злобину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А в 1973 году орденами и медалями были награждены рабочие комплексной строительной бригады. О бригаде писали в газетах, рассказывали по телевизору.


JPG; 393,2 КБ

Воспоминания Николая Прокофьевича Вознюка, бывшего заместителя начальника ПСМО «Зеленоградстрой»: «Нашего города еще не было на бумаге, когда на Сходне в СУ-111 появился Николай Злобин. В бригаде, куда его определили, все очень быстро почувствовали его искреннюю и неподдельную заботу о деле, и, что знаменательно, его же бригадир уговорил Злобина руководить бригадой, уступив ему место... У Николая Анатольевича была природная тяга к созиданию. При его обостренном чувстве совести он переживал, что на работе иногда приходится сидеть и ждать (материалов), а закрывать наряды - с помощью пресловутой „выводиловки“, тогда как он и честным путем может обеспечить бригаде надлежащий заработок. Бригадному подряду повезло, что его организаторы в качестве первопроходца выбрали именно Злобина с его внутренним стремлением улучшить процесс строительства и необычайной, редко встречающейся скромностью. Ведь когда он достиг больших успехов и славы, у него не было и тени зазнайства».

В 1999 году уже после смерти Николая Злобина на средства фирмы «Зеленоградстрой» был изготовлен и установлен памятник знаменитому строителю Зеленограда, который и сейчас находится у офиса в Северной промышленной зоне города.


JPG; 260,3 КБ

В феврале 2008 года проезд № 4900 в 1-м микрорайоне Зеленограда был переименован в улицу Николая Злобина, а 29 октября 2009 года на корпусе 129 была установлена памятная доска.

Крепкий мужик

В двух словах: Бригадир сносит пустующую старую церковь, не слушая людей, пытающихся остановить его, после чего искренне не понимает неприязни и злости односельчан.

В третьей бригаде колхоза сдают в эксплуатацию новое складское помещение. Из бывшего склада, которым служила старая церковь, вывозят всё хранящееся в ней, и теперь здание пустует. Бригадир Николай Сергеевич Шурыгин решает снести церковное здание, а кирпич пустить на свинарник. Встретившись с председателем колхоза, Шурыгин говорит ему о своих планах и обещает быстро свалить церковь при помощи тракторов.

В воскресение Шурыгин приступает к своему плану, пригнав три могучих трактора. Сперва он этим делом, как и всяким другим, руководит крикливо, с матерщиной, но по мере того как собирается народ, Шурыгин перестаёт матерится, чувствуя себя важным деятелем. Он не реагирует на вопросы людей, а подвыпившего кладовщика даже обзывает пьяной харей, хотя сам тоже периодически выпивает. Это шокирует народ, все удивлены резкой переменой в Шурыгине. Люди пытаются его остановить, но он не слушает никого - ни жену, которую отправляет вон, ни молодого, уважаемого в деревне учителя, который утверждает, что церковь является памятником XVII века и угрожает написать куда следует.

Потеряв терпение, учитель становиться под стену, которая должна была вот-вот упасть, и кричит бригадиру: "Ответишь за убийство! Идиот...". Шурыгин хватает учителя и уносит его подальше. Примеру человека, пытавшегося спасти церковь, никто не решается последовать. Неистовство Шурыгина всех повергает в шок и парализует.

Под напором мощной техники стены церкви не выдерживают и рушатся. Шурыгин звонит председателю и отчитывается, он счастлив что справился с этой задачей, правда пока не знает, как будет разбивать старинную и очень крепкую кирпичную кладку.

Бригадир идёт за водкой и сталкивается с неприязнью и злостью продавщицы, а затем и других женщин, пришедших в магазин. Дома Шурыгина встречают бунтом: жена, не приготовив ужин, уходит к соседям, а хворая мать ругается на сына с печи.

Проклянут ведь тебя, прокляну-ут! И знать не будешь, откуда напасти ждать: то ли дома окочурисся в одночасье, то ли где лесиной прижмёт невзначай...

Вернувшаяся поздно жена отказывается идти за второй бутылкой, а сам Шурыгин понимает, что продавщицу, к которой он уже заходил сегодня, лучше не будить. Он вспоминает, что в восемнадцати километрах от деревни находится райцентр, где и магазин, и председатель колхоза - можно и выпить, и поговорить. Заведя мотоцикл, бригадир отправляется в путь.



Злобин Николай Анатольевич - бригадир комплексной бригады строительного управления «Зеленоградстрой» Главмосстроя Мосгорисполкома; бригадир комплексной бригады строительного управления №111 производственного строительно-монтажного объединения «Зеленоградстрой» Главмоспромстроя при Мосгорисполкоме.

Родился 16 декабря 1931 года в селе Дельная Дубрава Ламского, ныне Сосновского, района Тамбовской области в крестьянской семье. Русский. Окончил среднюю школу в родном селе. В 1949 году был призван в армию. После демобилизации стал работать строителем.

В 1958 году приехал на строительство нового города-спутника Москвы – будущего Зеленограда. Сначала трудился каменщиком, затем бригадиром комплексной бригады, мастером, прорабом управления «Зеленоградстрой».

В 1970 году бригадир Злобин стал инициатором внедрения метода бригадного подряда, ускорявший строительство, повышавший уровень организации работ и их качество. Рабочий коллектив и администрация СУ-111 заключили трудовое соглашение о подряде. Бригада обязалась не позднее, чем в нормативный срок, и с хорошим качеством построить четырнадцатиэтажный кирпичный корпус № 915, затратив при этом как можно меньше труда, материалов, машинного времени. Все средства на строительство объекта выделялись непосредственно бригаде. По договору сверхплановая прибыль, если таковая появится после сдачи объекта в эксплуатацию, частично уходила на премирование всех участников строительства.

Результаты эксперимента были ошеломляющими. Дом на сооружение которого по сетевому графику отводилось 235 дней, был сдан за 80 дней. Была довольно солидная экономия материалов, сверхплановая прибыль более чем в 13 тысяч рублей. Главным результатом стало совсем иное отношение рабочих к своему делу и иные отношения между членами коллектива. Обязанности хозяина производства неизмеримо повысили ответственность строителей за конечный результат своего труда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1971 года за выдающиеся производственные успехи в выполнении заданий пятилетнего плана Злобину Николаю Анатольевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Бригадный подряд быстро стал популярным и нашел много последователей. Он был одобрен Центральным Комитетом КПСС и стал внедряться на стройках страны. Только в «Зеленоградстрое» через 10 лет по этому методу работало 30 бригад.

Уже к 1980 году бригада Н. Злобина, работая на подряде, построила 25 зданий. Время строительства сокращено на 1600 дней. Стоимость - на 267 тысяч рублей меньше. Всего бригадой во главе с Н.Злобиным в постоянно строящемся и расширяющемся городе было возведено несколько десятков зданий: 41 жилой дом для 4780 семей, школы, детские сады, ряд промышленных объектов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1985 года за выдающиеся успехи в разработке и совершенствовании передовых методов жилищного строительства, большой личный вклад в развитие бригадного подряда, досрочное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки и проявленный трудовой героизм награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот». Стал дважды Героем Социалистического Труда.

Оставался в рабочем строю еще более 10 лет. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 9-го - 11-го созывов (1974-1989), членом Президиума Верховного Совета СССР, депутатом Моссовета.

Жил в городе Зеленограде. Скончался 9 мая 1997 года в результате тяжелой болезни. Похоронен на Зеленоградском Центральном кладбище.

Награжден 3 орденами Ленина (07.05.1971; 16.01.1981; 18.09.1985), орденом Трудового Красного Знамени (11.03.1974), медалями, в том числе "За трудовое отличие" (11.08.1966). Лауреат Государственной премии СССР (1975), заслуженный строитель CCCР.

Как дважды Герою Социалистического Труда, Злобину полагался прижизненный бронзовый бюст, однако он не был установлен из-за развала СССР. После смерти в 1997 году Николая Злобина, «Зеленоградстрой» на свои средства изготовил памятник-бюст, который был установлен в 1999 году перед входом в здание фирмы. В Зеленограде именем Героя названа улица, на фасаде корпуса 129 открыта памятная доска. В честь заслуженного строителя назван подмосковный детский оздоровительный лагерь «Юный строитель», принадлежащий «Моспромстрою».

Подготовлена по публикациям в Интернете

Сорок три года дарит «вторую жизнь» грузовым вагонам бригадир Николай Маврыкин

В этом году бригадир автоконтрольного пункта вагонного ремонтного депо Свердловск-сортировочный Николай Маврыкин отмечен ценным подарком начальника дороги ко Дню железнодорожника.

Николай Васильевич пошёл по стопам своего отца. Маврыкин-старший работал мастером вагонного депо Свердловск-сортировочный. Сюда после окончания школы пришёл сын Коля. Подсобным рабочим в автоконтрольный пункт, которым в ту пору руководил Герой Социалистического Труда Валентин Данилов.

– Валентин Иванович по-отечески опекал молодых, – вспоминает Николай Васильевич. – Он помогал нам адаптироваться на производстве, во­влекал в общие дела. Мы, в свою очередь, старались его не подводить.

В первый год работы Николай стал слесарем-ремонтником четвёртого разряда. Затем отслужил в армии и вернулся в тот же цех. Несколько лет он учился в Уральском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта, но до диплома не дошёл, потому что… с головой окунулся в техническое творчество. Правда, от слесарного верстака Николай Маврыкин сделал шаг. С 1987 года он – бригадир на участке ремонта автотормозного оборудования.

– К нам поступают самые сложные механизмы грузового вагона – воздухораспределители, – рассказывает Николай Васильевич. – На арматурном участке наши слесари также «возвращают к жизни» соединительные рукава, концевые краны… Обязанность бригадира – провести испытание приборов после выполненного ремонта.

Тормозное оборудование грузовых вагонов модернизируется, совершенствуется с каждым годом. Соответственно, от слесаря-ремонтника требуется более тонкая, подчас ювелирная работа. В этом определении, считает бригадир АКП Николай Маврыкин, нет преувеличения.

– Тормозная волна приближается к скорости звука, – говорит Николай Васильевич. – Это – 300 метров в секунду. Представьте, что нужно затормозить стовагонник, то есть одновременно отпустить воздух в устройствах от головы до хвоста. В каком состоянии должны находиться все части тормозного устройства? В идеальном. Ответственная работа!

Несколько лет назад автоконтрольный пункт справил новоселье в новом здании, тогда же здесь был установлен новый испытательный стенд, изготовленный группой рационализаторов. В её составе – мастер Михаил Паньков, бригадир Николай Маврыкин и слесарь Александр Нагибин. А два года назад учёные-железнодорожники предложили новшества с использованием современных компьютерных технологий.

– Стенды с электронной начинкой точнее определяют параметры приборов, – говорит бригадир. – Наша «пневматика» ставит оценку более субъективно. Но пока её рано списывать в архив. Бывают ситуации, когда компьютер «зависает», тогда выручает устройство собственного изготовления.

К слову, руками ремонтников АКП изготовлена и немалая часть оснастки, рабочего инструмента. Только за прошлый год на счету бригадира Николая Маврыкина – четыре рационализаторских предложения, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, повышение производительности труда, внедрение ресурсосберегающих технологий и экономию трудовых ресурсов.

В конце каждого месяца Николай Васильевич собирает бригаду из шести человек для определения коэффициента трудового участия, который влияет на размер заработной платы каждого слесаря.

– Обычная практика, опробованная временем, – утверждает бригадир.

Сегодня будни слесарей-ремонтников складываются из эффективной работы при плотном рабочем графике, в котором нет места продолжительным перекурам. Зато осталось желание трудиться «по-даниловски» – с настроем на конечный результат.

Этот настрой Николай Маврыкин передал своей дочери Ирине Пузаковой, дефекто­скописту участка неразрушающего контроля того же вагонного ремонтного депо. Подрастают у нашего героя два внука – Кирилл и Данила, наследники бригадира.

прямая речь

Михаил Паньков, мастер цеха АКП:

Вместе с Николаем Васильевичем мы работаем больше 20 лет. Ещё в мою бытность бригадиром соревновались с ним за лучшие производственные показатели. Сейчас не берусь подсчитать все наши совместные рацпредложения – думаю, счёт идёт на десятки. Мы придумывали и внедряли их сообща. Мой коллега-соперник несколько раз побеждал в конкурсах на звание лучшего бригадира Свердловского отделения и железной дороги. Недавно ему вручили медаль к 170-летию развития железных дорог. Заслуженная награда!

Светлана Горлова

Помните, в конце апреля, двадцатого или двадцать первого числа, и вот, всего через два месяца они выглядят вот так:
Правда, не все. Часть посевов почему-то пожелтела: у нас в Лешенском желтеет лук и чеснок, а яблок и черники в этом году не будет почти совсем - что-то произошло в природе. Или это следствие тяжелой и затяжной зимы, оборвавшей какое-то звено в цепочке жизни, и вместо полезных инсектикомых размножились вредные? Или это естественная цикличность, и год оказался не самым лучшим для посевов овса? Тем не менее, скоро сюда будут захаживать медведи, а потом настанет пора жатвы: косить, вязать снопы, молотить, веять и думать, куда девать урожай. Нормальные заботы нормального крестьянина, хотя я-то пока типичный дачник, даже шляпа у меня есть, очки тоже, а мозоли на руках хотя и заметны, но еще не приобрели твердость и шершавость наждака. Наверное, из-за овсов к нам зачастили иволги - в прошлом году их не было так заметно. Это иволга в профиль: видите, какое контрастное у нее крыло?
А это она сидит грудью к нам, и можно заметить, какой красивый у нее хвост.
Эх, Николая Ашурова на них нет - снимал-то я их со скамейки возле дома с расстояния в 40-45 метров, что для моей мыльницы далеко за пределами возможного, а для дальнобойной пушки Ашурова - раз плюнуть, то есть клацнуть: клац-клац - и готово. Но вы можете посмотреть иволг в его разделе: http://zhurnal.lib.ru/a/ashurow_n_p/ Вообще, не очень понятно, почему в это время у иволг активизировались брачные игры: прилетели они в этот раз раньше обычного, в середине мая, ну, пара недель на освоение-гнездование, затем кладка яичек в гнездо-корзиночку, висящее под веткой высоко над землей, затем насиживание 2-3 недели. Получается, что у них только-только должны вылупиться птенцы, что вписывается во время отлета иволг в середине августа: несколько недель необходимо, чтобы птенчики оперились, вылетели из гнезда, освоились и подготовились к перелету на многие тысячи километров. Зимуют-то иволги в тропической Африке! А про игры надо будет полазить по Сети, когда вернусь в Москву. Земляники в этом году мало, но она есть. Царская еда!
Тем временем отцвела смолка клейкая, погас и стал не таким заметным люпин: у него опали цветки, и теперь зреют семена в крупных стручках. Зато появился зверобой, калган, зацвела таволга, кое-где стала набирать цвет душица. Доминирование по цвету постепенно переходит от люпина к кипрею, иван-чаю:
Зацвели вот эти цветы, которые я тоже помню с детства, но тоже не помню названия. Подскажите, кто знает!
В бору за Большой рекой высыпали лисички - их нынче много:

Там же можно встретить и не уродившуюся у нас чернику:
От нас в бор ведут три дороги через реку: брод у бывшего мостика, брод чуть выше Лешенского и брод Хозяина. Почти месяц дождей поднял воду до уровня, до которого она поднималась сразу после половодья, но через брод у мостика я пока могу проходить в сапогах. Бор невероятно красив. Это дорога Александра Грога - он показал ее мне в прошлом апреле:
Посмотрите, какой сложный рельеф, и это притом, что фотоаппарат скрадывает перепады высот, делает местность более плоской:
А это любимое озеро Александра, и его он с гордостью показывал мне в прошлом году, когда знакомил с обстановкой.
Я по-прежнему много путешествую. Вообще, из моих заметок может сложиться впечатление, что я погружен в домашние хлопоты и в природу и совсем не общаюсь с людьми. Общаюсь, почти каждый день общаюсь с очень интересными людьми, с теми, кого в Штатах называют survivors - те, кто выжил. Люди здесь делятся на дачников и на местных. Дачников больше - таки лето. Но если сравнивать тактико-технические характеристики, то любой местный даст сто очков вперед любому дачнику. Местные более выносливые, более стойкие, более работоспособные, причем, у них невероятный диапазон знаний и умений. Почти каждый выживший мужик может сам отремонтировать машину, перекрыть крышу, сложить печку, не говоря уж о таких простых, но очень сложных по сути, технологиях, как отбить косу или насадить ее на косьё с помощью кольца и клина. Попробуйте! Я пробовал. Помните, я недавно рассказывал про Вырву ? Так вот, вернувшись оттуда, я случайно узнал от Николая Ивановича Веселова, что жив человек, который долго работал в рыборазводном хозяйстве на Вырве, и зовут его Анатолий Иванович Смирнов. Конечно, я загорелся съездить и поговорить с живым свидетелем тех времен, от которых остались лишь развалины, а через пять-десять лет и их следы будут стерты насовсем и навсегда - как с местности, так и из памяти. Ехал я через Пустошку - Копылок - Васильки - Шаталово.
За пару километров до Шаталова справа от дороги находится мощный действующий и когда-то ухоженный родник. Сразу за Шаталово встретилась развилка, указателей в лесу сейчас, конечно, никто не ставит, а я не торопился, и решил заехать в деревню, спросить дорогу, что я делаю в самых крайних случаях: давно выработанная привычка полагаться только на себя и на карту. Шаталово находится на водоразделе между тремя небольшими лесными озерами. Это главная улица селения:
Это кирпичная мостовая и заодно мост через протоку, соединяющую два озера из трех:
Дом, выкрашенный в яркий цвет, принадлежит дачнику, Леониду Васильевичу, который купил этот дом в начале 90-х за две тысячи рублей. Недорого! Сейчас усадьба выглядит конфеткой, видно, что хозяин и хозяйка с удовольствием занимаются ее обустройством и украшением. Сам Леонид Васильевич всю жизнь проработал на оборонном заводе в Колпино под Ленинградом, а когда пришла демократия, и завод разворовали, вышел на пенсию, и теперь каждое лето проводит здесь, в псковской глубинке и при этом хорошо выглядит. Здесь он только что вернулся из леса - собирал лисички:
Шаталово тихо умирает - работы здесь нет на десятки верст окрест: поля не засеваются, озера не эксплуатируются, лесом занимаются свои и чужих туда не подпускают. Вот ржавеет и зарастает крапивой и купырем трелевочный трактор, гордость Онежского тракторного завода и всей лесной промышленности Советского Союза. Как подбитый танк под Прохоровкой...
В этом доме никто не живет, и уже вряд ли когда-нибудь будет жить. Умирает эпоха. Почти умерла.
А места здесь изумительные. Это тропка от дома Леонида Васильевича к одному из трех озер - до него от силы пятьдесят метров:
Я остановился на озере Ямно. Была суббота, около трех часов пополудни, спешить было некуда - к Анатолию Ивановичу заеду завтра с утра. Днем я обычно сплю полтора-два часа, но на этот раз поспать не удалось: на площадку ворвался видавший виды "Москвич" с удочками на багажнике, и из него высыпала вот эта лихая компания:
Узнаете? Это Александр, народный умелец из Пятаково, с которым мы в апреле сеяли овес, а с ним жена Людмила, которая тоже мастерица на все руки - весной мы с Валентиной любовались, как умно и красиво посажены цветы около их дома, а Людмила учила нас, как лучше посадить что-то и у нашего дома в Лешенском. Сейчас она чистит картошку для ухи:
Александр на фото в пиратской шляпе и тельняшке, хотя армию он отслужил в Ракетных войсках стратегического назначения. А вот обнимает он не просто настоящего моряка, а морского волка, Николая Панкина. Николай служил на Краснознаменном Северном флоте, и не просто служил, а командовал атомными подводными ракетными крейсерами стратегического назначения, в том числе, легендарной АПЛ проекта 667БДРМ. Справа от Александра боевая подруга и супруга Николая - Ольга, прожившая с мужем на северах, в Видяево и Гаджиево, не один десяток лет. Слева от Николая их внук от старшей дочери, Алёша, настоящий мужик. Николай и Ольга тоже дачники - они приобрели домик где-то в районе Плотично, с Александром и Людмилой знакомы давно, и раз в год по традиции они ловят рыбу у того разрушенного мостика, где когда-то были садки с совсем другой рыбой. С уловом они потом всегда приезжают сюда, на эту стоянку на Ямно, чтобы сварить уху. Блин! Вот и подумайте о личной жизни в деревне. Проехать семьдесят километров, забраться в невыносимую глушь - и встретить знакомого человека, который раз в год... Хорошо, что я один приехал! В любом случае я напросился в гости к Николаю и Ольге - им есть что рассказать, а я люблю послушать бывалых людей. Как бы то ни было, был разведен городской костер, но просто так, для интерьера - уха варилась на приборе, созданном Александром, я называю этот прибор "Огнемет Хиросима":
Все просто: паяльная лампа, неизменная принадлежность любого трактора или грузовика (разогревать замой масло в картере двигателя и коробки), выхлопная труба от того же трактора - таки жаропрочная сталь! - и нехитрый каркас. В итоге еду можно готовить в любом месте - хоть в горах, хоть в болоте, и в любое время года. Кто знает, зачем здесь топор? Чай, не кашу варим, а уху! Вопрос к знатокам. Хотя рядом был столик, расположились не по-туристски, а по-граждански, как на пикнике.

На дальнем плане виден "Москвич" с удочками и моя палатка, в которой я только было собрался совершить ритуал дневного сна. Уха была замечательной! Но - как-то незаметно собрался, стал накрапывать дождь, так же незаметно перешедший в ливень. Но у нас было! Длинный шнур, полиэтиленовая пленка и камуфляжный тент, привезенный из Флориды еще в 1991 году, прошедший со мной все северные и уральские реки - и пиршество продолжилось уже под крышей.
Через час ребята уехали - они так и планировали: у Людмилы с Александром хозяйство, пригонят стадо, надо доить коров, долго не засидишься. А дождь тем временем нарастал:
И откуда он только взялся? Когда я выезжал из Лешенского около двенадцати дня, на небе с самого утра не было ни облачка! Высокие сапоги, непромокаемая куртка, кепка с козырьком у меня всегда в машине, поэтому я отправился исследовать ближайшие окрестности. Здесь тоже прошла война. Западный берег озера Ямно высокий и крутой. Он весь покрыт траншеями и блиндажами, врытыми в склоны берега. Совсем недалеко отсюда находится высота Заозерная , та самая, где получила свое первое боевое крещение прославленная 150-я Идрицкая дивизия , штурмовавшая рейхстаг.
С высоты западного берега просматривается другое озеро - Мостище, берега которого почти соприкасаются с восточным берегом озера Ямно, их разделяет перешеек всего в несколько десятков метров:
В свою очередь, озеро Ямно почти соприкасается с другим, более крупным озером Чёное, оно на некоторых картах обозначено как Ученое. Дальше на север цепочка озёр - Хвойно, Чересса, Острие и другие - продолжается до самого истока реки Великой, а на юг - до большого озера Верято, которое еще дальше соседствует с озерами Волоченец, Ашо, Бельское, Ребельское, Ущо и тем самым Долосским озером, о котором я недавно рассказывал. Ливень продолжался всю ночь, а утро было хмурым, хотя капало только с деревьев. Делать нечего - надо сушить промокшее всё.
Часам к восьми ветер разорвал покров косматых туч, показался кусочек синего неба и поплыли сначала тоже косматые облака.
Засияло солнце, полилось живительное тепло, процесс сушки пошел значительно веселее:
В Лешенском тот же дождь начался с грозы, и выпал крупный - с горох! - град. Град побил бобы, частично огурцы и лук, немного помял овсы. Такое вот нынче лето! Через пару часов палатка, тенты, сетка и одежда были просушены и в 9:56 я уже знакомился с Анатолием Ивановичем Смирновым:
Анатолий Иванович родился в 1931 году недалеко отсюда в селе Грибаново, которое теперь называется Сопки, так что на будущий год он будет отмечать своё восьмидесятилетие. Коренастый, крепкий, с умным и цепким взглядом из-под густых бровей, он не производит впечатление старика или даже пожилого человека: нормальный мужик, в годах, конечно, но вполне пригодный к строевой. Он был первым из пятерых детей Ивана Павловича и Анны Федоровны Смирновых, работавших в знаменитом тогда колхозе "Дружба". В этом же колхозе, в полеводческой бригаде начал свою трудовую деятельность и Анатолий Иванович. Потом пришло время служить в армии, все три с половиной года службы молодой солдат провёл в ГСВГ - Группе советских войск в Германии , элитных частях непобедимой и легендарной, которой командовали такие полководцы, как Жуков, Соколовский, Конев, Чуйков, Малиновский, Гречко, Якубовский, Куликов, Захаров и которая при Ельцине была разворована и отправлена в никуда - в чистое поле необъятной родной страны. Это именно в ГСВГ, которая при позднем Горбачеве стала называться Западная Группа войск, пьяный Ельцин дирижировал оркестром на похоронах собственной армии. Сначала Анатолий Иванович служил номером орудийного расчета, затем выучился на шофера и из армии пришел уже классным специалистом. Долго работал в Ленинграде, но в 1968 году обстоятельства заставили его вернуться в родные места, о чем он ни разу не пожалел. Он купил старый домик, перевез в Вырву, перебрал и поставил там, где он стоит и сейчас, на крутом берегу реки Великой и в нескольких десятках метров от озера Чёное. Работать шофёром Анатолий Иванович устроился как раз на экспериментальную базу ГосНИОРХ , расположенного в Ленинграде Государственного научно-исследовательского института озерного и речного хозяйства - ведущего в стране института, занимавшегося проблемами разведения рыбы. База была организована в Вырве в 1965 году и к 1968 году работала в полную силу. Кстати, Анатолий Иванович объяснил мне, откуда происходит само название Вырва и почему для базы было выбрано именно это место. Когда-то река Великая имела другое русло и шла из озера Чёного через озеро Белое - довольно крупное озеро, расположенное к юго-западу от Чёного. Но в конце девятнадцатого века она прорвалась, вырвалась из озера Чёное по нынешнему руслу, и в 1900-х годах предприимчивый купец построил мельницу на том месте, где сейчас расположены останки экспериментальной базы. Мельница просуществовала до 1944 года, а при отступлении немцы жгли здесь деревни и уничтожали всё, что имело отношение к производству. Была взорвана и мельница. Но через двадцать лет сюда опять пришли люди. Если посмотрите на нынешнее фото того места, где располагалась база:
то рядом с небольшим зданием прямо у воды было двухэтажное общежитие, здесь же был домик профессора Бурмакина Евгения Владимировича, который являлся научным руководителем всех работ, проводившихся базой. Здание слева - остатки склада и гаража. База занималась разведением пеляди, карпа, муксуна, бестера и других ценных пород рыбы. В лучшие годы, в 1975-76 гг. база выдавала по 75 миллионов икринок, расселяя рыбу не только по местным озерам, но и отправляя ту же пелядь на ее родину, в Сибирь, где количество сиговых стало уменьшаться. Одним из направлений работы базы был ихтиоцид (не путать с линговцидом имени Виктора Виндзора!). То есть, наука состояла в том, чтобы определить, какие виды местных рыб являлись конкурентами иммигрантам, а это окунь, щука, лещ, плотва - основная рыба здешних озер, истребить этих рыб, считавшихся сорными, и тогда только запускать ценную рыбу. Базе принадлежало 35 окрестных озер, на них работала большая и хорошо оснащенная бригада рыбоводов. Рыбу ловили неводами. Каждый невод имел длину в 500 метров и заводился с двух лодок, а выбирался установленными на них ручными лебедками. Зимой запускали невод под лед - высочайшая технология, реализованная самыми простыми орудиями труда: веревка, жердь длинной до двадцати метров, шашила - тот самый инструмент, который я видел у Александра в его домашнем музее и которым жердь продвигалась от одной лунки к следующей. В следующей лунке конец жерди ловили специальным крюком. Просто, удобно, надежно, экологично, бесшумно.
После трагической смерти профессора Бурмакина (он утонул в 1978 году при загадочных обстоятельствах в озере Ямно) база стала хиреть. Ее начали передавать из одной организации в другую: сначала в Псков, понизив ее уровень от всесоюзного до областного, потом прикрепили к рыбокомбинату в Великих Луках. Во время перестройки база тихо умирала, а с приходом общечеловеческих ценностей от Атлантики до наших месторождений нефти и газа, которые чуть было не стали ихними, умерла насовсем. Анатолий Иванович заработал две Почетные грамоты и два инфаркта, вышел на пенсию, завел пасеку и стал заниматься своим хозяйством, которое и сейчас в полном порядке. Он не нажил средств для виллы на Багамах, зато приобрёл колоссальный жизненный опыт, который кристаллизовался в житейскую мудрость, когда человек всё знает, всё умеет и ничего не боится. А это и есть свобода.


Когда я снимал пасеку, он тронул меня за плечо: - Ты не то снимаешь. У меня есть настоящая реликвия. Этой реликвией оказался полноприводный ГАЗ-63, замечательная армейская машина, сохранившаяся в хорошем состоянии:
Перед расставанием Анатолий Иванович показал мне садки форелевого хозяйства, которое организует здесь предприниматель из "новых русских" - их видно прямо с причала у дома Анатолия Ивановича:

Жизнь продолжается. Не самый главный вопрос, честным или не очень честным путем приобрел этот предприниматель средства для нового хозяйства. Главное, он вкладывает их не в "Челси", не в Куршавель, тратит не на "Мерседесы" и не на бриллианты для своей или чужой супруги - он создает производство, которое будет давать продукцию, работу людям, налоги в местный и государственный бюджет. Кстати, песок на месте старой базы - его работа. Как рассказал Анатолий Иванович, предприниматель сначала пытался организовать садки на их изначальном месте, но тут власти сказали: "Нет!" и отказались перевести земли лесного фонда, на которых была расположена старая база, из одной категории в другую. Парадокс! Передать поля вокруг Лешенского, где традиционно выращивалась рожь и гречиха, под садоводческие товарищества, то есть, под коттеджный поселок, если говорить без ненужной политкошерности - это запросто. Построить рыбоводческое хозяйство там, где оно существовало десятилетиями - нет, тут мы принципиальные по самое не могу. Демократия в её реальном исполнении! А у нас в Лешенском после того продолжительного дождя с градом наконец-то установилась нормальная летняя погода - 29 июня целый день на небе не было ни одного облачка, а утром выпала обильная роса и опять проявилась паутина:

Снова появилась возможность сушить сено, складывая его в копны, к которым очень удобно прислонять для просушки лодку:
А вчера была настоящая июньская ночь, белая ночь, ничуть не хуже, чем в Питере:
30 июня 2010 года Лешенское - Пустошка - Копылок - Васильки - Шаталово - озеро Ямно - Вырва - Шаталово - Ровница - Криуха - Васильки - Лешенское Продолжение здесь.