Понятие общественной безопасности в российской федерации. Муниципальная политика в сфере общественной безопасности. Обеспечение общественного порядка в муниципальном образовании
Определение «безопасности», чаще всего цитируемое в отечественной экономической литературе, сформулировано коллективом авторов под руководством Е.А. Олейникова в известной работе «Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность)». В ней безопасность трактуется как «состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз»Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность): учеб.-практ. пособ. / В.И. Видяпин [и др.] / под ред. Е.А. Олейникова. - М.:
Этот подход не является беспрецедентным. Аналогичным образом, многие телефонные компании во всем мире используют согласованные стандартизированные технологии. Уже существует одна правительственная программа по созданию общенациональной беспроводной сети, специально предназначенной для правоохранительной деятельности и безопасности на родине. Эта сеть будет разработана федеральными подрядчиками под руководством департаментов внутренней безопасности, юстиции и казначейства. Несмотря на то, что он будет доступен лишь нескольким процентам первых респондентов - от федеральных агентств - сеть должна по-прежнему охватывать всю страну.
Бизнес-школа «Интел-синтез»,1997. - 278 с., с. 10.. При этом в качестве объектов безопасности последовательно рассматриваются государство, его регион, отдельное предприятие и личность.
По мнению Г. С. Вечканова, «безопасность - это качественная определенность конкретного исторического комплекса (социума), функционирующего в конкретных территориях, периодах времени, географических условиях, составными компонентами которого выступают общество, государство, человек»Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с., с. 32..
Одна из проблем при разработке общенациональной системы для всех первых респондентов - переход от существующих систем без сбоев. Такой сдвиг создает возможность построить общенациональную систему, использующую какой-то или весь этот новый спектр, и позволяет местным агентствам постепенно переходить от существующих систем к новым в течение нескольких лет. Поскольку агентства отказываются от устаревших технологий и старых распределений спектра, некоторые из этих групп могут стать доступными для других целей.
Другим подходом к созданию общенациональной системы обслуживания первых респондентов является использование коммерческих компаний. В большей части страны уже действуют несколько сетей, и конкуренция между этими перевозчиками снижает затраты и качество. Однако коммерческие перевозчики редко предлагают услуги, предназначенные для соответствия стандартам общественной безопасности для критически важных коммуникаций. Это неудивительно; большинство агентств общественной безопасности не будут использовать эти услуги независимо от их качества или цены.
В.К. Сенчагов дает научно обобщенное определение «безопасности», универсальное с точки зрения выбора ее объекта. По его мнению, «безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов»Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. - 1995. - № 1. ? С. 98?101., с. 98..
Возможно, если бы они, то возникли бы адекватные услуги. Альтернативой является поиск заявок на новую общенациональную систему, которая будет специально разработана для обеспечения общественной безопасности и будет управляться коммерческим поставщиком. Многие европейские страны приняли такой подход. Система предназначена для общественной безопасности, хотя она охватывает не только первых респондентов, но и другие государственные службы и даже общественные центры здравоохранения. Никакой спектр или инфраструктура не будут переданы пользователям, находящимся за пределами общественной безопасности.
Понятие «общественная безопасность» впервые было использовано в Уголовном кодексе 1922 года в названии главы 8 Особенной части «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок». Однако само понятие «безопасность» было раскрыто лишь в Законе РФ от 15 марта 1992 г. «О безопасности». Согласно ст. 1 данного Закона «безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Это определение основывается на лингвистическом представлении о безопасности как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» или «положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь». Тем самым законодатель подчеркивает, что безопасность выступает в качестве определенного социального явления со всеми присущими ему свойствами, важного социального блага, к сохранению и поддержанию которого государство и общество предпринимают всесторонние меры.
Дальнейшая эффективность может быть достигнута, если сеть обслуживает как первых респондентов, так и коммерческих пользователей, где первые имеют приоритет. Первым респондентам нужна система с большими возможностями во время крупных чрезвычайных ситуаций, но большую часть времени они требуют небольшой емкости, поэтому мощность неактивна. Потребители могут использовать эту емкость. Агентства общественной безопасности будут платить за услуги в этой сети, поскольку потребители платят за сотовые услуги сегодня.
Задача при обслуживании как потребителей, так и первых респондентов заключается в том, чтобы согласовать требования общественной безопасности к надежности, безопасности и охвату с требованиями общественности относительно низкой стоимости. Например, система, обеспечивающая только общественную безопасность, естественно, будет направлена на максимизацию охвата, но компания, получающая большую часть своих доходов от коммерческих пользователей, будет сосредоточена на населенных пунктах.
Все рассмотренные определения предполагают выделение в структуре понятия «безопасность» объекта, подвергающегося опасности, и факторов, угрожающих его безопасности. При этом остается нераскрытым необходимый уровень защищенности объекта от угроз. Исходя из системного подхода к изучению материального мира, любой объект безопасности следует рассматривать в качестве системы, имеющей определенную структуру и состоящей из отдельных элементов, находящихся в определенных связях друг с другом и взаимодействии. Из этого следует, что говорить о какой-либо защищенности объекта безопасности от внутренних и внешних деструктивных факторов можно лишь в том случае, если объект в целом и каждый его элемент в отдельности способны стабильно выполнять все свои функции. Поскольку самой важной для человечества и одновременно самой сложной социально-экономической системой является общественная система, то в качестве основного объекта безопасности необходимо рассматривать общество. При этом под безопасностью, в общем смысле этого понятия, следует подразумевать общественную безопасность, выделяя в ней отдельные элементы в зависимости от содержания конкретной сферы жизнедеятельности.
Самая большая проблема, когда многие службы общественной безопасности обслуживают одна коммерческая компания, гарантирует, что у компании есть стимул на неограниченное время предоставлять хорошие услуги по разумным ценам. Если единственный выбор для общественной безопасности - платить за то, что эта компания просит или прекратит беспроводную связь для первых респондентов, тогда общественная безопасность подвержена риску. Традиционным решением является наложение правил на затраты и качество, как это делается с помощью коммунальных услуг.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что общественная безопасность - это такое состояние общества, при котором гарантируется его устойчивое функционирование и прогрессивное развитие во всех сферах жизнедеятельности в условиях внутренних и внешних по отношению к обществу деструктивных факторов.
Исходя из системности предлагаемого определения, в качестве объекта безопасности может рассматриваться как общество в целом, так и отдельные сферы его жизнедеятельности: политическая, военная, демографическая, экономическая, культурная, научно-техническая, информационная и т. д. При этом признак содержания конкретной деятельности может быть использован для выделения отдельных видов общественной безопасности (приложение1).
Но были бы другие, нерегулируемые способы смягчения этого риска. Например, отдельные органы государственной безопасности не имеют возможности вести переговоры с общенациональной компанией, поэтому эту задачу можно поручить одному национальному органу, например федеральному агентству или национальному консорциуму, представляющему все органы государственной безопасности. Правительство также может потребовать от компаний подписывать контракты, которые четко определяют стандарты эффективности по многим критериям, включая, помимо прочего, надежность, безопасность, покрытие и качество обслуживания, поэтому компании не будут вознаграждены за сокращение углов.
Очевидно, что различные виды общественной безопасности взаимосвязаны и не могут обеспечиваться друг без друга. Для обеспечения, к примеру, военной безопасности необходимо наличие соответствующего научно-технического и экономического потенциала. Демографическая безопасность в определенной степени зависит от реальных доходов населения и, соответственно, от уровня развития экономики. В свою очередь, для обеспечения экономической безопасности необходимо наличие в достаточном количестве квалифицированных трудовых ресурсов, которые являются производными от предшествующих демографических ситуаций. Аналогичные связи существуют между другими видами безопасности.
Контракты могут работать в течение длительного времени, поэтому продление может быть достигнуто заблаговременно. Если контракт не продлевается, это оставляет больше времени для создания альтернативы. Кроме того, правительство может предусмотреть, что пользователям общественной безопасности не придется платить за последние несколько лет службы по контракту. Если контракт возобновляется, платежи продолжаются без перерывов. Если нет, компания должна предоставить несколько лет услуг без оплаты, что повысит стимул компании возобновить или позволить агентствам общественной безопасности использовать деньги, которые они сохранили, для подготовки к тому, что будет дальше.
При рассмотрении структуры понятия «общественная безопасность» необходимо выделять в качестве его составляющих наличие объекта, подвергающегося опасности, и наличие факторов, угрожающих безопасности объекта. Кроме того, поскольку процессы, связанные с обеспечением безопасности, по своей сути, являются управленческими, то необходимо также наличие субъекта, обеспечивающего безопасность (приложение 2). При этом обеспечение безопасности одного и того же объекта могут осуществлять разные субъекты, каждый на своем уровне. В этой связи представляется целесообразным вначале выделить уровни обеспечения общественной безопасности, а затем рассмотреть эти уровни применительно к экономической безопасности.
Более экстремальные меры сделают компанию зависимой от общественной безопасности, поскольку общественная безопасность зависит от компании. Например, когда правительство распределяет спектр компании, правительство может потребовать, чтобы, если компания не смогла договориться о сделке, приемлемой для общественной безопасности, лицензия на спектр сразу же аннулируется, даже если большинство пользователей сети не связаны с общественная безопасность. Чтобы пойти еще дальше, правительство может потребовать от компании передать свою инфраструктуру следующему победителю контракта, если переговоры не удастся.
Если для выделения частных объектов общественной безопасности следует использовать признак содержания конкретной сферы жизнедеятельности, то для определения уровней (субъектов) обеспечения безопасности целесообразно взять за основу признак масштабности (приложение 3). Необходимо отметить, что смена уровня обеспечения безопасности вовсе не означает, что изменился сам объект безопасности. В этой связи представляется некорректным использование таких терминов, как «безопасность региона», «безопасность организации» и «безопасность личности».
Аналогичные меры были предложены для высокодоходных поставщиков телекоммуникационных услуг «в крайнем случае» в сельских районах. В соответствии с этой договоренностью нет риска того, что жизненно важная инфраструктура общественной безопасности станет недоступной, поскольку ее всегда можно переназначить. Задача здесь - предоставить компании достаточный стимул для инвестиций в инфраструктуру, которую она может потерять когда-нибудь. Опять же, для этого требуются долгосрочные контракты и ранние переговоры.
В обмен на принятие положений, которые защищают общественную безопасность от поставщиков монопольных услуг, правительство может предлагать положения, которые защищают коммерческих перевозчиков от других рисков. Например, правительство может гарантировать, что платежи от общественной безопасности не будут падать ниже определенного уровня, даже в переходный период, когда многие агентства общественной безопасности еще не используют новую сеть.
Разумеется, регион, организация, личность - все это элементы, получаемые путем декомпозиции национальной общественной системы, однако уровень их автономии достаточно низок. По сути, они являются субординированными элементами этой системы, поэтому угрозы их безопасности должны учитываться и ликвидироваться(нейтрализоваться) посредством принятия соответствующих решений на общегосударственном уровне. Учитывая данное обстоятельство, в зависимости от масштабов распространения, следует различать три вида общественной безопасности:
Коммерческие компании также обанкротились - особенно новые компании с инновационными бизнес-планами. Контракты должны учитывать эту возможность, поэтому критически важная инфраструктура не будет утеряна для общественной безопасности и не будет сбоев в обслуживании. Компании, которые управляют другими видами критической инфраструктуры, время от времени обанкротятся, поэтому есть модели для подражания.
Нация также имеет множество вариантов выбора в разработке вторичных систем для поддержки первых респондентов, предполагая, что критически важная голосовая связь обеспечивается через основную систему. Эти возможности не являются взаимоисключающими, поэтому несколько могут быть приняты.
Международную глобальную безопасность, которая охватывает весь мир в целом и оказывает влияние на обеспечение безопасности на нижестоящих уровнях;
Международную региональную безопасность, в рамках которой обеспечиваются интересы групп государств (например, стран Европейского союза или стран Союза Независимых Государств);
Сотовые операторы могут конкурировать за предоставление услуг для общественной безопасности, а разнообразие существующих сетей может значительно повысить надежность и охват, даже если отдельные коммерческие сети не всегда отвечают всем требованиям общественной безопасности. Сотовые операторы также могут предоставлять новые услуги, которые не предлагаются основной системой.
Общенациональный коммерческий перевозчик. Компания также обязуется предоставлять широкополосные услуги большинству населения страны и возвращать 5% доходов федеральному правительству. Сеть компании будет охватывать 95% населения страны, поэтому, предположительно, процент охваченной области будет значительно меньше, чем предложенный Киреном Звонком.
Национальную безопасность, ограничивающуюся масштабами одной страны.
Структурно система безопасности общества включает в себя:
а) наличие разработанной доктрины безопасности, которая выступает как определенная идеология, способная объединить общество, и одновременно как программа действий;
б) правовую основу, т.е. систему законов и иных правовых норм, позволяющих защищать интересы общества и составляющих его элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного сознания и т.д.);
Тем не менее, по-прежнему необходимо беспокоиться о том, будут ли удовлетворять потребности и требования безопасности в сфере безопасности в достаточной мере и навсегда. Муниципальные системы, охватывающие город с беспроводным широкополосным доступом или просто обслуживающие стратегически расположенные горячие точки, доказывают, что они могут играть полезную роль для общественной безопасности. Хотя эта технология в настоящее время не способна предоставлять некоторые критически важные приложения в большом регионе, она подходит для определенных целей.
в) систему государственных органов, обеспечивающих безопасность общества;
г) общественную систему безопасности - совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять угрозам и опасностям для него;
д) корректную, основанную на демократических принципах, систему средств и методов обеспечения безопасности.
Эти виды использования включают фиксированные приложения, такие как передача данных с удаленной камеры наблюдения в командный центр и приложения, в которых жизнь не зависит от вездесущего и мгновенного доступа, таких как передача отчетов о задержании с полицейского автомобиля обратно на станцию. Специальные сети идеально подходят для приложений, где все устройства мобильны или транспортируются к чрезвычайной ситуации по мере необходимости. Такие сети могут быть быстро установлены среди переносных устройств, размещенных в горящем здании или в быстроходных полицейских машинах.
Изучив понятие и структуру общественной безопасности можно сделать вывод о том, что обязательным условием эффективного функционирования данной системы являются ответственность власти перед обществом, строгое выполнение ею своих обязанностей, ограничение пределов вмешательства государства в дела общества необходимыми рамками. Общественная безопасность представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Обеспечение общественной безопасности - гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества и конкретного гражданина от общественно опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ. Чем больше реальные усилия общества и государства по обеспечению системы общественной безопасности, тем более уверенно чувствуют себя граждане в процессе вступления в различные социальные связи.
Это также эффективное решение, в котором большая часть коммуникаций является локальной - например, чтобы обеспечить возможность использования устройств общественной безопасности, работающих в городской городской системе, друг с другом при высоких скоростях передачи данных.
Спутниковые системы могут охватывать обширные регионы и в значительной степени защищены от землетрясений, ураганов и большинства террористических атак. Таким образом, они могут играть важную роль в малонаселенных районах, где наземное покрытие может быть дорогостоящим, или в районах, где наземные системы были уничтожены в результате недавней катастрофы. Тем не менее, они, как правило, не являются первым выбором, где доступны хорошие наземные варианты. Время, необходимое для передачи сигнала на спутник и обратно, по своей сути является проблематичным для некоторых приложений, включая базовую голосовую связь.
Особенность услуг общественной безопасности состоит в их преимущественно профилактическом характере. Лучше всего, когда потребность в обращении к службам, предоставляющим данные услуги, у граждан не возникает. В то же время без обеспечения общественной безопасности не может нормально функционировать ни одно муниципальное образование. При этом, чем крупнее населенный пункт, тем большее значение приобретают вопросы обеспечения общественной безопасности.
Ниже рассматривается роль органов местного самоуправления в решении отдельных проблем общественной безопасности. Вопросы экологической безопасности территорий ввиду их специфики вынесены в раздел 4.8.
Обеспечение общественного порядка в муниципальном образовании
В соответствии со статьей 132 Конституции РФ на органы местного самоуправления возложено обеспечение общественного порядка. Охрана общественного порядка на территории муниципального образования входит в обязанности органов милиции, которая находится в системе МВД и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Задачами последней являются обеспечение безопасности личности, охраны собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых категорий преступлений и розыск отдельных категорий лиц. К милиции общественной безопасности относятся службы участковых уполномоченных, подразделения ГИБДД (Государственной инспекции безопасности дорожного движения), подразделения милиции вневедомственной охраны и некоторые другие.
Кроме органов МВД, милиция общественной безопасности подчиняется такжесоответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Руководство милицией в муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые и освобождаемые от должности органами внутренних дел субъектов РФ. Начальники милиции общественной безопасности муниципальных образований назначаются и освобождаются от должности по согласованию с главами местных администраций и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел муниципальных образований.
Как уже отмечалось, Федеральный закон 2003 года возлагает на органы мест-го самоуправления муниципальных районов и городских округов ответственность за организацию охраны общественного порядка на соответствующих территориях силами муниципальной милиции, которая не будет входить в систему МВД. В ряде городов уже проводился эксперимент по созданию органов муниципальной милиции, не входящих в систему МВД. При этом возникли такие проблемы, как взаимодействие органов муниципальной и федеральной милиции, форма для муниципальной милиции, порядок присвоения воинских званий, пенсионное обеспечение и т. п. Поскольку приемлемые решения не были найдены, эксперимент фактически провалился. Для преодоления возникших проблем необходимо принятие специального федерального закона, в котором должны быть определены права и обязанности служащих муниципальной милиции, условия и порядок контроля со стороны государства за работой данных органов. В уставах муниципальных районов и городских округов может быть предусмотрена выборность руководителя органа муниципальной милиции. Для оказания помощи в охране общественного порядка, согласно Закону РФ «Об общественных объединениях», могут привлекаться местные общественные объединения, например добровольные народные дружины, а также граждане.
Важным компонентом общественного порядка является порядок движения улицах и дорогах, который обеспечивает ГИБДД, входящая в состав соответствующего органа МВД. Органы местного самоуправления совместно с органами ГИБДД участвуют в организации дорожного движения на территориях насеянных пунктов. Они обеспечивают обустройство тротуаров, установку уличных указателей, переходов, ограждений, остановочных пунктов городского транспорта,. уличного освещения. Для крупных городов обеспечение безопасности дорожного движения является весьма сложной задачей. В связи с этим одной из задач муниципальной власти является оптимизация транспортных потоков на территории города, строительство объездных дорог, путепроводных развязок, пешеходных тоннелей, установка светофоров и т. д.
1)Обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании
2)Федеральный закон 2003 года возлагает на органы местного самоуправления поселений и городских округов функцию обеспечения первичных мер пожарной безопасности на соответствующих территориях. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправл ения.
3)Согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности», под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества. Первичные меры являются частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
4)Пожарная охрана, обеспечивающая пожаротушение, подразделяется на следующие виды:
5)государственная противопожарная служба, которая входит в систему МЧС:
6)муниципальная пожарная охрана;
7)ведомственная пожарная охрана;
8)частная пожарная охрана;
9)добровольная пожарная охрана.
10)Государственная противопожарная служба координирует деятельность других видов пожарной охраны и включает в себя федеральную противопожарную службу и противопожарные службы субъектов РФ. Важная роль в системе государственной противопожарной службы принадлежит органам государственного пожарного надзора. Они осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами власти всех уровней, организациями, должностными лицами и гражданами. Они имеют право проводить соответствующие обследования и проверки, вносить предложения о выполнении мер пожарной безопасности, давать обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и должностных лиц. Органы государственного пожарного надзора уполномочены рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт зданий, сооружений и других объектов. Организация взаимодействия с органами государственного пожарного надзора - одна из важных задач органов местного самоуправления.
11) Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
12) Частная пожарная охрана может создаваться в населенных пунктах и организациях в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области обеспечения пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
13) Добровольная пожарная охрана является формой участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в ней является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
14) Органы местного самоуправления во взаимодействии с органами государственного пожарного надзора должны разрабатывать конкретные меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий, привлекать население к ее обеспечению, проводить противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности, содействовать созданию и деятельности частных пожарных служб и добровольных пожарных дружин.
Гражданская оборона и действия в чрезвычайных ситуациях
Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защитенаселения, материальных и культурных ценностей на территории РФ опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение государственной политики в области гражданской обороны возложено на уполномоченные органы, входящие в систему МЧС.
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (с учетом изменений и дополнений) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
♦ проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;
♦ проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
♦ поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения о различных опасностях, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
♦ проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
♦ проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования муниципальных предприятий и организаций в военное время;
♦ создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и др.
Финансирование перечисленных мероприятий осуществляется из средств соответствующих местных бюджетов.
В соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке мобилизации вРФ» (с изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления осуществляют ряд государственных полномочий в данной сфере. Они организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию, оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе мирное время и при объявлении мобилизации, включая:
♦ организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;
♦ организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, находящихся в запасе и работающих в органах местного самоуправления и в муниципальных организациях, обеспечение представления отчетности по бронированию.
Финансирование соответствующих расходов обеспечивается из средств Федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями) представители местных администраций включаются в состав комиссий по постановке граждан на воинский учет. Глава местной администрации занимает должность председателя соответствующей призывной комиссии.
Для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера органы местного самоуправления поселений и городских округов создают собственные аварийно-спасательные службы и (или) формирования. Типичными их функциями является устранение аварий бытового характера, аварий в системах жизнеобеспечения населенных пунктов, обеспечение безопасности на водных объектах и др.
Другие сферы и комплексный подход к муниципальному управлению общественной безопасностью
Контроль состояния природной среды осуществляют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, находящейся в ведении Минприроды. Лишь некоторые экологически неблагополучные города имеют муниципальные экологические органы. Более подробно вопросы экологической безопасности рассматриваются в разделе 4.8.
Контроль санитарно-эпидемиологической безопасности осуществляют территориальные органы федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Они работают во взаимодействии с муниципальными органами, регулирующими деятельность предприятий торговли и общественного питания.
В ведении органов местного самоуправления поселений находится первичная (скорая) медицинская помощь.
Как видно из вышеизложенного, на органы местного самоуправления в сфере общественной безопасности возложен широкий круг собственных и государственных полномочий, реализация которых требует постоянного и оперативного взаимодействия с различными государственными структурами. Для реализации этих задач при местной администрации создается орган (в небольших муниципальных образованиях - специалист) по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. На этот орган (специалиста) возлагаются функции по реализации на территории муниципального образования единой государственной политики и по руководству деятельностью дислоцированных на территории муниципального образования органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и поисково-спасательных служб. Начальник муниципального органа ГОЧС назначается главой муниципального образования по согласованию с руководителем соответствующего органа субъекта РФ и должен иметь профессиональную подготовку но гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
В то же время необходимо отметить, что ведомственная разобщенность различных служб общественной безопасности (милиция, ГОЧС, скорая медицинская помощь) осложняет координацию их деятельности. Наделение органов мерного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере общественной безопасности требует строгого соблюдения установленного порядка их передачи, нормативно-правового обеспечения и финансирования. Территориальные отделения соответствующих федеральных органов не должны проводить на территориях муниципальных образований мероприятия, опасные для жителей, осложняющие движение на улицах и дорогах или оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду, без согласования с органами.местного самоуправления. В подобных ситуациях глава муниципального образования фактически не может нести полную ответственность за общественную безопасность на территории.
В большинстве зарубежных стран функционируют муниципальная полиция, организационно обособленная от государственной криминальной полиции, муниципальная пожарная служба. В некоторых странах имеется единая служба типа 911, включающая в себя муниципальную полицию, пожарную охрану, скорую медицинскую помощь. Создание аналогичных муниципальных служб в России является одной из актуальных задач обеспечения общественной безопасности.