Болезни Военный билет Призыв

Старт в науке. Старт в науке Славянская кириллическая десятеричная

Тема: Число и цифра 9.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель : закреплять у обучающихся представления о цифре и числе 9, счет в пределах 9.

Задачи:

Образовательные : уточнить представление о числе 9, понимание отношений между числами натурального ряда (больше - меньше на один); закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; закрепить навыки ориентирования в пространстве.

Коррекционные : способствовать развитию слухового и зрительного восприятия и внимания; стимулировать речевую активность обучающихся; развивать графомоторные навыки.

Воспитательные : воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Оборудование: иллюстрация Айболит, предметные картинки (животные, баночки с лекарствами, конфеты), карточки с цифрами, проволока для конструирования цифры 9, счетные палочки, индивидуальные карточки с заданиями.

I.Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Актуализация опорных знаний.

Начинаем урок с математической разминки.

1. Восстановить числовой ряд.

Что можете сказать? (Числа стоят не по порядку, потеряли свои места.)

Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости на урок.

Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.)

Кто же наш сегодняшний гость? (Айболит)

А чем занимается Айболит?

Вы все любите животных? Многие из них беззащитны, а некоторых видов на Земле осталось очень мало. И поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их.

2. Ориентация в числовом ряду.

Айболит просит вас помочь ему подготовиться к приему больных. Расставить лекарства на свои места .(педагог расставляет лекарства на доске)

Назовите цифры от 1 до 8. Какой это счет?(прямой)

Обратный счет от 8 до 1.

Какая первая цифра?

Какая последняя цифра?

Назовите число, которое стоит между 3 и 5.

Назовите число, которое следует за числом 5.

Назовите предыдущее число для числа 4.

Какое число стоит слева от 3.

Какое число стоит справа от 6.

3. Итог

Эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке.

III. Постановка проблемы .

Мы знаем, что к доктору приходят лечиться различные животные. Мы с вами должны посчитать животных, которые пришли на прием к Айболиту. Я буду читать стихотворение, а вы откладывать счетные палочки у себя на столе в ряд.

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Прибежали три мартышки
И уселись возле мышки.
Сколько же всего животных,
Посчитайте поскорей! (9 животных.)

(педагог прикрепляет животных на магнитную доску).

Итак, их 9. А знакомы мы с числом 9? (Нет.)

А как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

(Мы узнаем все о числе 9)

IV. Ознакомление с новым материалом и «открытие» обучающимися новых знаний.

а) Анализ графического образца цифры .

Цифра написанная на доске.

Карточки с цифрой 9 у обучающихся.

Проволока для конструирования цифры 9.

Существует цифра, с помощью которой можно записать это число. (Показываю печатную цифру)

На что она похожа? (Ответы детей.)

Обведите цифру 9 пальчиком.

Покажите 5 пальцев на левой руке и 3 пальца на правой руке. Добавь к ним еще 1 палец правой руки. Сколько стало пальцев?

9 как и 6, вглядись,

Только хвост не вверх, а вниз. (педагог показывает цифру 6 и 9) )

Сконструируйте из проволоки цифру 9.

Пальчиковая гимнастика

Ребята, прежде чем начать писать, Айболит рекомендует сделать гимнастику для наших пальчиков.

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

Раз, два, три, четыре, пять,

б) Письменная цифра 9.

Работа по карточкам. Найдите среди знаков цифру 9 и обведите ее в кружок.

1 4 3 5 6 9 8 7 9 3 6 8 9 2 8

Сколько раз вам встретилась цифра 9?

Мы уже познакомились с цифрой 9, а писать мы ее еще не умеем.

Рассмотрите, как пишут цифру 9, обозначающую число 9.

(После показа письменной цифры 9,обучающиеся пишут в тетради.)

Объяснение: Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого полуовала.

Начинаем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла клетки.

Закругляем, ведем вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведем вверх к началу овала и затем ведем вниз; закругляем на середине нижней линии клетки; закругляем влево чуть выше нижней стороны клетки.

Давайте все вместе напишем цифру 9 в воздухе.

Откройте тетради, возьмите ручки и напишите сначала по точкам, а потом строчку до конца.

Закройте тетради и положите ручки на край стола.

в ) Соотношение между числом и количеством предметов.

Мы уже знаем, что каждое число обозначает свое количество предметов. Доктор хочет проверить ваши знания и просит найти соотношение между числами и рисунками.

(Обучающиеся работают самостоятельно по карточкам. При проверке располагают числа на доске в порядке возрастания.)

Ребята кого у нас 5?8?9?

V. Физкультминутка .

Чтобы не болеть, Айболит советует не только есть витамины, но и заниматься спортом.

Чтоб расти нам сильными,

Ловкими и смелыми,

Ежедневно по утрам

Мы зарядку делаем.

К солнцу руки поднимаем,

Дружно, весело шагаем,

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

г) Место числа 9 на числовом отрезке.

Звери часто не выполняют советов Айболита и начинают болеть. Чем лечит Айболит? (лекарствами) Ребята, вы знаете, что лекарства очень горькие. Что часто дают после лекарств?(конфеты)

А сейчас мы узнаем, сколько у Айболита конфет.

Давайте решим задачу.

У Айболита было 8 конфет маленьких для маленьких зверят и 1 конфета для большого зверя. Сколько всего конфет было у Айболита?

О чем говорится в задаче?

Сколько было маленьких конфет? Какой цифрой обозначим количество конфет?(8)

(педагог пишет на доске цифру 8)

Сколько было больших конфет? Какой цифрой обозначим большую конфету? (1) (педагог пишет на доске цифру 1)

Какой вопрос задачи?

Конфет стало больше или меньше у Айболита?

Какое арифметическое действие мы выберем для решения задачи?

При сложении между числами ставим какой знак? С числами, что мы делаем?

8к.+1к.=9к.

Что означает цифра 8? Что означает цифра 1?Какой ответ задачи?

Мы теперь знаем сколько конфет у Айболита.

Давайте откроем тетради и запишем решение нашей задачи.

2 клеточки вниз отступите и запишите решение нашей задачи.

Положите ручки и посмотрите на числовой ряд.

VI. Закрепление нового материала.

А как найти число 9 на числовом отрезке?

(От числа 8 сделать 1 шаг вправо.)

А как записать наше действие в виде примера? (8+1 =9)

Давайте вместе прочтем пример. 8 + 1 =9 (2 раза - 8 плюс 1 равно 9)

Прочитаем этот пример по разному: восемь плюс один – равно девять, к восьми прибавить один –получится девять.


Отступите 2 клеточки вниз и запишите этот пример.

Отступите 2 клеточки вниз.

Запишите в строчку числовой ряд 1 до 9, пропуская одну клеточку. Закройте тетради и положите на край стола.

VII. Итог урока.

Ребята, с каким числом, цифрой познакомились на уроке?

После какого числа следует число 9?

На каком по счету месте стоит число 9?

Между какими числами стоит число 8?

Айболиту очень понравилось как вы работали на уроке, помогли ему посчитать зверей, которые пришли на прием, по порядку расставить лекарства, выполняли его советы, делали зарядку, помогли посчитать конфеты. Вы настоящие помощники!

Урок окончен! Спасибо за внимание!


Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 1 класса
Тренажер по Петерсон Л.Г. Пособие по Петерсон Л.Г.

Число 9 и цифра 9, знакомимся!

Дзинь-дзинь, прозвенел звонок!
А это значит, начинается урок.
Поудобнее садитесь,
И учиться не ленитесь.
Тетрадку, ручку, карандаш, учебник
и линейку с собою захватите.
Мы отправляемся в поход.
Вперёд, весёлый мой народ!
На Планете знаний
есть удивительная страна "Математика".
Туда сегодня поспешим.

А с нами вместе отправляются в поход маленький Лисёнок и умный Гном. Они тоже хотят познакомиться с жителями страны "Математики".

Маленький Лисёнок пришёл к своему учителю умному Гному и сказал, что забыл все числа, которые учил. Поможем Лисёнку и вспомним вместе с ним числа, которые мы уже знаем. Кто быстрее всех назовёт числа?


Молодцы! Все числа назвали. А теперь посмотрите на следующую картинку и скажите, какие цифры заблудились и не в свой домик попали?


Расставьте цифры в свои домики. Вы заметили, что один домик пустой? Как вы думаете, почему?

Как пишется цифра 9

Мы сегодня с вами отправляемся в гости к очень интересному жителю страны "Математики" к цифре

Из всех цифр я самая важная.
Самая смелая и отважная.
Ведь если я перевернусь
Цифрою другою окажусь.



Посмотрите на числовую линейку, и скажите, можно ли назвать порядок чисел, который вы записали, числовым рядом? Почему?


Посмотрите, где находится числа 9 на числовой линейке? Все числа, которые находятся справа от числа 9, меньше, а слева от числа 9, больше.

Назовите соседей чисел

Какое число идёт за цифрой ВОСЕМЬ?

Чтобы получить число 9, надо


Как мы различаем понятия число и цифра?
Для обозначения количества
Мы используем число, его величество!
Цифра - значок для написания,
Быстро справимся с заданием!

Любой рыбак Вам скажет,
Что рыболовный крючок и девятка
Ну прям как родные братья.

Сосчитай: сколько рыбок изображено на этой картинке?


Червячок свернулся
Иль большой удав.
Цифрою девяткою ненароком став.

Важный кит перевернулся.
Встал на хвост
И в самую большую цифру 9 превратился.

Цифра шесть, как обезьянка
Кувыркалась спозаранку.
Что за чудо приключилось:
Цифра девять получилась!


Две девятки и дощечка.
На санях мы мчимся к речке.

И шарик воздушный
Похож на девятку.
Когда с облаками в небе
Играет в прятки.

А какие поговорки и пословицы вы знаете, где присутствует число ДЕВЯТЬ:

  • За тридевять земель, в тридевятом царстве.
  • Девятый вал.
  • Добрая земля назём раз примет да девять лет помнит.
  • Квас молодой, да налит девятой водой.
  • Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.
  • Охотника девятая заря кормит.

Посмотрите на следующую картинку и скажите, каким по счёту приземлится каждый парашютист.


В каком порядке вы расставили числа? Вспомните, как называется этот порядок?

Решаем задачки на 9

А теперь попробуем вместе с маленьким Лисёнком решить несколько задач. Кто первый?

У Тани в коробке было 5 карандашей. Саша дал ей ещё 4 карандаша. Сколько карандашей стало у Тани?

Девять спелых жёлтых груш

На веточке тихо качались
Три сорвал Петя.
Одну дали Свете.
А пять положили в пирог.
А ну посчитай и скажи:
На дереве груши остались?
Какой твой итог?

Ребята сорвали с дерева 7 красных яблок и 2 зелёных. Сколько яблок сорвали дети?

На одной веточке висело три вишенки,
а на другой – шесть.
Посчитай скорее:
сколько вишенок на дереве есть?


Молодцы, задачи все решили. А цифры, что учили, не забыли? Давайте повторим сейчас.

Сегодня в стране "Математики"
Славно мы ходили.
Задачи все решили
И цифры не забыли.
Нам математика дала
Задачи на закалку,
С ней развиваем мы всегда
И волю и смекалку.


Ну, вот опять звенит звонок.
Так быстро кончился урок.
Мы немного отдохнём
И учиться вновь начнём.

Класс: 1

Презентация к уроку










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

1. В ходе практической деятельности и наблюдений сформировать представление о числе 9 , его составе.

2. Научить писать цифру 9.

3. Научить выполнять действия сложения и вычитания в пределах 9.

4. Тренировать умение составлять выражения показывающие связь сложения с вычитанием.

5. Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Планируемые результаты: Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • учащиеся умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
  • умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; учаться работать в паре и оценивать себя и друг друга, формулируют собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
  • умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

  • воспроизводят последовательность чисел от 0 до 20 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа; определяют место числа 9 в натуральном ряду чисел. Знают состав числа 9. Умеют писать цифру 9.

Используемая технология: технология диалогового взаимодействия с элементами игры.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.

Организационные формы работы: групповая, фронтальная.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник математики 1 класс, Л.Г. Петерсон, ИКТ, магниты, солнышко с тучкой, конверты с шаблоном сотового телефона и словами, клей, числовой отрезок и цветная полоска, карточки для групп, веера.

Ход урока

I. Мотивационный момент.

Приветствие гостей. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте, как гостеприимные хозяева поздороваемся и поприветствуем наших гостей. (Ученики поворачиваются к гостям и здороваются).

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать.
Ну что ж, начнём урок, не будем зря время терять.

II. Самоопределение к деятельности.

Ребята, прежде чем, начинать урок я хочу спросить, а с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Дети выбирают смайлики – магнитики и прикрепляют на солнышко смайлик, на тучку простое. (У каждого на парте лежат по два магнитика: смайлик и простой). Я очень рада, что у вас такое настроение, потому что оно нам поможет сегодня на уроке математики. На доске девиз урока:

С хорошим настроением принимайся за работу! (2 слайд)

Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.

  • Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
  • Чему вы учитесь на любом уроке? (Мы учимся учиться.)
  • Напомните, что это значит? (Учиться – это понять, что я не знаю, и самому построить способ.)
  • Что изучали вы на прошлых уроках? (Мы изучали число 8.)

Сегодня на уроке вы продолжите изучать числа. Настройтесь на работу.

Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.

Вы сказали правильно писать цифры.

Зачем? Где вам может пригодиться?

III. Актуализация знаний.

А начнём мы с повторения.

Учитель: А для чего нужно повторять прошлый материал?

Ученики: Чтобы узнать новое.

Открывается на доске изображение (3 слайд)

1 ... 3 ... ... 6 7 ...

Разгадайте запись. Между числами 1 и 3 стоит многоточие. Оно обозначает пропуск числа, значит, надо назвать число, которые при счёте стоит между 1 и 3. Это число 2. Оно состоит из двух единиц, его графическая модель две точки.

Пропущенные числа объясняются аналогично и соотносятся с графической моделью.

1) Работа с веером.

  • Покажите предыдущее число 7. (6.)
  • Покажите последующее число 3. (4.)
  • Какое число стоит между числами 2 и 4? (3.)
  • Какое число стоит слева от 3? (2.)
  • Какое число стоит справа от 4? (5.)
  • Назовите соседей числа 6. (5 и 7.)

2) Повторение состава числа 8 (слайд 2)

Жители этого дома предлагают вам вспомнить состав числа 8. (Ученики повторяют состав числа 8). Интерактивная доска.

IV. Постановка проблемы для введения в тему урока.

Вспомните наше путешествие по числовому отрезку

На какой станции мы остановились? (На станции 8)

Стоит ли нам продолжить наше путешествие по числовому отрезку? (Стоит)

Зачем? (Мы познакомились не со всеми числами, чтобы узнать другие числа, их состав)

Тогда продолжим наше путешествие по числовому отрезку и приготовимся узнать что-то новое. А кто из вас догадался, какая следующая станция должна быть у нас на пути? Кто назовёт тему нашего урока?

Что поможет нам в этом путешествии? (Наши знания)

Мы с вами изучили уже много чисел. Давайте вспомним, как мы это делали, и так же будем изучать число 9.

Как? (сначала мы определим, как получить число 9, научимся писать цифру 9, а затем откроем состав числа 9)

Дальнейшая работа проводится фронтально, в парах и группах.

1) Обозначение места числа 9 на числовом отрезке: (работа в парах). На парте лежит цветной числовой отрезок. Приложение 1.

Учитель: Покажите стрелочкой на числовом отрезке, как вы получите число 9.

Ученики в парах приклеивают полоску на числовом отрезке, отмечают цифру 9 и от ц. 8 рисует стрелку, и пишут цифру 9.

Учитель: Почему стрелка направлена вправо?

Ученики: Потому что число увеличивается, так как прибавили 1.(Слайд 4)

Учитель: Расскажите все, что вы знаете о числе 9.

Ученики: Число 9 стоит в натуральном ряду чисел на девятом месте. Оно больше предыдущего числа 8 на 1 и меньше последующего числа 10 на 1. Оно стоит между числами 8 и 10.

Физминутка.

2) Согласование записи цифры 9.

Учитель: Что теперь мы будем делать?

Ученики: будем учиться писать цифру 9.

Учитель: На какую цифру она похожа своими элементами?

Ученики: На цифру 6. (Слайд 5)

Цифра шесть вниз головой
Стала цифрою другой.
Можете поверить –
Уж не шесть, а девять.

Учитель: А что надо сделать, чтобы правильно писать цифру?

Ученики: Посмотреть на образец в учебнике и узнать как она пишется в клетке.

Учитель: Посмотрите, как правильно писать цифру 9. (Слайд 6)

А теперь пропишите цифру 9 в тетради. Обведите цифру, которая вам больше всего удалась. Поменяйтесь тетрадями и выделите самую красивую цифру 9.

3) Работа над составом числа 9.

Учитель: Чтобы правильно решать примеры с числом 9 , что мы должны знать?

Ученики: Состав числа 9.

Учитель: Поработаем в группах . Приложение 2 . (задание для каждой группы на листе А4) У вас на партах лежат белые листы с заданием.

Каждой группе надо вставить в пустые окошки числа и составить по четыре равенства, которые помогут получить число 9. Поможет вам рисунок из фигур разбитый на группы по свойствам предметов

Ученики составляют равенства, каждая группа записывают результаты, ответственный от группы выходит к доске, прикрепляет и читает. Если уч-ся согласны - хлопают, не согласны – топают, исправляют (слайд 7)

Учитель: Как получили число 9? Итог записывают в домике (слайд 8)

Ученики проговаривают результат, а на экране появляется состав числа 9

Учитель: Молодцы. А теперь вы сможете решать примера на состав числа 9?

Какой следующий шаг в нашем путешествии? (Тренироваться.)

Значит, мы можем решать примеры.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (слайд 9)

Где пригодятся нам знания о числе 9? (При решении примеров и т. д.)

№ 3, стр . 19

  • Найдите 3 на странице 19. Что нужно сделать в этом задании? (Найти значение выражений.)
  • Что вам поможет? (Числовой отрезок.)

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

Удобнее к 8 прибавить 1, для этого на числовом отрезке делаем один шаг вправо от числа 8, получаем число 9, затем делаем 5 шагов влево, получаем число 4.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Какова была цель вашего путешествия? (Мы должны были научиться писать цифру 9, узнать состав числа 9.)
  • Достигли ли вы цели? Докажите.
  • Чем воспользовались на уроке для образования нового числа? (Числовым отрезком.)
  • Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности?
  • Кто больше всех выручал вас во время путешествия? Кому бы вы сказали “спасибо”?

Ребята, я хочу, чтобы вы отправили по сотовому телефону СМС вашим родителям, как сегодня вы работали на уроке, получили ли вы новые знания. Дети выбирают и приклеивают слово (отлично, хорошо, можешь лучше). Приложение 3.

Урок подходит к концу. Сейчас вы получите задание, чтобы проверить, как вы работали сегодня на уроке. Если вы правильно выполните задание, то вы получите мою оценку вашей деятельности на уроке. (слайд 10)

(Дети выходят к доске и расставляют числа по возрастанию и получают слово “отлично”). Спасибо за урок!

Тема урока: Число и цифра 9

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока :

Образовательная: уметь записывать цифру 9, изображать её на числовом отрезке, уметь складывать и вычитать в пределах 9, обозначать цифрой 9 соответствующее количество предметов, составлять выражения по рисункам, знать состав числа 9.

Развивающая: развивать мыслительные операции, грамотную математическую речь, познавательный интерес, наблюдательность, зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление.

Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к предмету математика, воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, активность, дисциплину, уважение друг к другу.

Оборудование : учебник «Математика» 1 кл. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, рабочая тетрадь «Математика» 1 часть, карточки со знаками «+» и «-», раздаточный материал, числовые отрезки, цифры, наглядный материал для инсценировки, иллюстрационный материал, записи на доске (примеры), компьютер, проектор, интерактивная доска, электронный учебник, презентация, музыкальная физкультминутка.

Формы работы :

Фронтальная

Коллективная

Самостоятельная

Дифференцированная

Методы :

Наглядный

Диалог

Практическая работа

самостоятельная работа

Форма урока : классно-урочная

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Устный счёт.

4.Работа по теме.

5.Физкультминутка.

6.Закрепление.

7. Итог урока.

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

    Повторить состав числа 8.

    Назовите все числа, которые меньше 8.

    Назовите соседей чисел 6, 7.

    Весёлые задачки.

Сколько раз твердили кошке:

Некрасиво есть без ложки.

Только я вбегаю в дом,

Лижет кашу языком.
С поросёнком ещё хуже:

Он опять купался в луже.

И козлёнок непослушный:

Съел четыре грязных груши.

Сколько было непослушных? (1+1+1=3)

К богатой кошке гость пришёл-

Известный в городе козёл

С женой седой и строгой

Козою длиннорогой.

Петух явился боевой.

За петухом наседка,

И в мягкой шапке пуховой

Пришла свинья-соседка.

Пересчитай-ка поскорей

Всех кошкиных гостей. (1+1+1+1+1=5)

В снег упал Антошка,

А за ним Иринка,

А за ней Серёжка,

А за ним Маринка,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят? (1+1+1+1+1=5)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок.

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей сорок

Прилетело на урок? (7-3=4)

Сколько хвостов у 5 собак?

Сколько ушек у трёх зайчиков?

Сколько ног у четырёх коров?

Сколько ног у жука?

Сколько ног у паука?

Сколько ног у двух пауков?

    Математический диктант.

Число, которое стоит между 6 и 8.

Число, которое предшествует числу 5.

Число последующее числу 7.

3+3=?

Из 7 вычесть 2.

К 4 прибавить 4.

Сумма 3 и 2.

Разность 4 и 1

3-3=?

    Игра «+» или «-».

5*1=4 8*3=5

3*3=6 6*2=8

7*4=3 4*1=5

4*4=8 2*2=0

2*5=7 7*5=2

    Работа по теме урока .

    Презентация (показ слайдов №1, 2, 3 )


Счёт предметов: Сколько лепестков? (9), Сколько машинок? (9), Сколько клубничек? (9).

2) Работа по учебнику (рис.стр.86)

Сколько времени показывают часы?

Сколько цыплят вылупилось сегодня? (9).

А вчера сколько было? (8).

Сколько же всего стало цыплят? (9).

А как получилось 9? (8+1=9).

Итак, кто назовёт тему нашего урока?

3) Показ слайда №4 (Тема урока)

Дети читают тему и выясняют разницу между словами «число» и «цифра» (число 9 обозначает количество предметов, цифра 9-значок для написания).

4) Работа по электронному учебнику.

Задание№1, №2

5) Показ слайдов №5 и №6

На что похожа цифра 9? (на перевёрнутую 6, на дверной замок, на запятую).

Вот, что говорит о себе цифра 9.

Я важней всех потому,

Что запутать всех могу.

Если я перевернусь,

То другою окажусь.

Эту цифру называют ещё акробатом


    Показ слайда №7 (числовой луч)

- Что вы можете сказать об этом числе? Давайте обратимся к числовому отрезку. (Следует за числом 8, предшествует числу 10, находится между числами 8 и 10, однозначное).

8) Показ слайда №8 (Письмо цифры 9)

Из каких элементов состоит письменная цифра 9? (Из небольшого овала и большого правого полуовала).

Показ написания цифры 9 учителем на доске

Начинаем писать чуть ниже верхнего угла, ведём вверх, задевая за верхнюю клетки, закругляем, возвращаемся туда, откуда начали писать, затем ведём наклонную линию вниз до конца клетки и закругляем влево.

Проверим готовность к работе

Руки? (на месте!)

Ноги? (на месте!)

Локти? (У края!)

Спинка? (прямая!)

Показ видео «Учимся писать цифру 9», с музыкальным сопровождением. ( Параллельно учащиеся пишут 9, одну строчку).

9)Показ слайда №9 (Разбить фигуры на множества: по форме, по цвету, по размеру). Задание выполняют по рядам.

10) Работа по учебнику (с.86, №1)

На рисунках показан состав числа 9. Составь по рисунку примеры.

11) Работа по электронному учебнику (с.87, №3)

    Музыкальная физкультминутка.

    Работа в тетради.

Обведи по стрелкам цифру 9 и раскрась её зелёным карандашом. На рисунке слева раскрась ещё один колокольчик. Восстанови запись.

6. Презентация (Показ слайдов № 10,11,12,13,14). Первичное закрепление состава числа 9.

Заселяем домик

7.Закрепление (электронный дидактический материал)

8)Инсценирование стихотворения «У девятки день рождения»

У девятки день рожденья,

Числа все в большом смятенье.

Что же делать? Как им быть?

Что девятке подарить?

Приходили в гости

Числа один и восемь.

Подарили ей букет, встали рядом на паркет.

Поплясали, поиграли и местечки поменяли.

Пришли к девятке в этот день

Две подруги: два и семь.

Подарили чемоданчик

И уселись на диванчик.

Посидели, поскрипели,

И тихонько пересели.

Вот явились три и шесть

Стихи читали в ее честь.

Сели две соседки рядом,

Угощались виноградом.

Посидели, посмеялись

И местами поменялись.

Вот четыре вместе с пять

Спешат быстрее поиграть.

Подарили ей картины

И уселись все в гостиной.

Посидели, посмотрели,

Глядь, и тоже пересели.

Гости чинно все сидят.

На девяточку глядят.

Хоть девятка больше всех,

Но без чисел этих всех

Не получим числа девять.

Помните все это, дети!

Давайте ещё раз хором произнесём состав числа 9

Ребята, а где в жизни мы можем встретить число и цифру 9? (Это может быть номер дома, номера машин,телефонов, дни рождения, например, у Азалии-9 августа, у Мансура-9 октября, у Виалины-9 октября, 19-го июня родилась Насырова Диана, тоже присутствует 9-ка, у меня 9-го числа. Зато все вы родились в 2009 году)

А какой великий праздник мы празднуем 9 –го числа? (9 мая).

Раньше числу 9 приписали таинственную силу: в одни времена добрую, в другую- недобрую: «У 9-ки не будет пути»,-говорили в древности. Последним числом счёта было число 8, а за ним-что-то таинственное, страшное.

В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, в тридесятом государстве», за «тридевять земель».

А вот древние греки числу приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до 9, и это число их не пугало.

Показ слайдов



И.Айвазовский «Девятый вал»

9. Итог урока

Какая цифра приходила к нам сегодня в гости?

Что вы нового узнали о числе 9?

Вам понравился урок?

Если вы работали, понимали всё, не сидели сложа руки, то нарисуйте солнышко.

Если у вас что-то не получалось, но вы всё-таки старались, нарисуйте солнышко и рядом тучку.

Если совсем ничего не получилось, ничего не поняли про число 9, то нарисуйте тучку.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Когда я готовился к районной олимпиаде, учительница дала мне книгу «Математическая смекалка» и там я прочитал главу «Свойства девятки» и заинтересовался этим числом. Во время сбора материала о девятке,то столкнулся с тем, что много информации о числах 7, 3,11,13,но про девятку мало. И я загорелся желанием больше узнать о ней и ознакомить других. Каждый день на уроках математики мы узнаём о свойствах чисел, решаем с их помощью задачи и уравнения. Большим помощником является учебник, о многом можно узнать из него. Но про то, кем и когда были придуманы числа, для чего они понадобились человеку, какими удивительными свойствами обладают некоторые числа, какие труды по математике дошли до нас, как математику применяют в различных стихах и многое другое, можно узнать, если прочитать дополнительные книги по математике.

Гипотеза: выяснить имеют ли числа 9 мистическое, сверхъестественное, таинственное значение.

Цель исследования: Собрать больше информации о числе 9.Провести анализ информации о числе 9.

Задачи исследования

Анализ литературы с целью получения информации о числе 9;

Анкетирование учащихся и учителей нашей школы с целью выяcнения положительных и отрицательных событий, связанных с числом 9;

Анализ успеваемости учащихся нашей школы, рожденных 9 числа;

Анализ статистических данных фельдшера нашей амбулатории.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, статистический опрос, статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

Этапы работы:

1) Анализ учебной и дополнительной литературы по данному вопросу.

2) Проведение опроса среди учащихся и учителей.

3) Обработка полученных данных, определение статистических характеристик, построение диаграмм с использованием компьютерной программы MS Excel.

4) Анализ, обобщение и сравнение полученных результатов.

Объект исследования: статистика как метод исследования.

Глава 1. История числа 9.

У древних людей, кроме каменного топора и шкуры, вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля и собирать урожай. Появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись.

Числа интересуют человека с давних времен. В одной из трагедий Эсхила (великого греческого драматурга) Прометей (Приложение 1,рис1) говорит: «Послушайте, что смертным сделал я… Число им изобрёл, и буквы научил соединять…». Аристотель (Приложение 1,рис2) дал такое определение числу: «Число есть множество, которое измеряется с помощью единиц». Считается, что термин «натуральное число» впервые применил римский государственный деятель, философ, автор трудов по математике и теории музыки Боэций (480 - 524 гг.) (Приложение 1,рис3). Первоначальные представления о числе появились очень давно, в эпоху каменного века, когда люди не только собирали себе пищу, но и стали её активно производить, примерно 100 веков до н. э. Числовые термины тяжело зарождались и медленно входили в употребление. Древнему человеку было далеко до абстрактного мышления, хватило того, что он придумал числа: «один» и «два». Остальные количества для него оставались неопределенными и объединялись в понятии «много». 9.

Росло производство пищи, добавлялись объекты, которые требовалось учитывать в повседневной жизни, в связи, с чем придумывались новые числа: «три», «четыре»… Долгое время пределом познания человека было число «девять». Наконец было придумано и число 9.Первые написанные цифры, о которых мы имеем достоверные свидетельства, появились в Египте и Месопотамии около 5000 лет назад. Так, в Египте первые числа изображали вертикальными черточками. Чтобы записать нашу цифру 9, египтянину приходилось рисовать девять палочек:

9= 1 1 1 1 1 1 1 1 1.

Древнегреческая ионийская десятеричная алфавитная запись.(Приложение 1 рис.6,7,8,9,10)

Запись у древних славян в десятиричной системе: 9 90 900.

Древнекитайская девятка:.Арабская цифра имеет девять углов.

Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое-то число. Числа, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Была даже целая наука - нумерология, в которой каждое имя имело число, получаемое при переводе букв имени в цифры. Конечно, вера в счастливые и несчастливые числа уходит корнями в суеверие, но все же интересно узнать, что символизируют число 9.

Глава 2. Некоторые факты числа 9.

Число девять играет важную роль в религиях и верованиях людей, в искусстве и языке, в науке и технике.

Таинственную силу приписывали числу 9 - в одни времена добрую, в другие - недобрую. "У девяти не будет пути", - говорили в древности. Эти поверья возникли, вероятно, тогда, когда пределом счета было число 8, а за ним - что-то таинственное, странное... В русских народных сказках действие часто происходит в "тридевятом царстве", за "тридевять земель". У древних римлян за этим числом установилась добрая слава.Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей (Приложение 2,рис1). , существовало 9 муз - покровительниц наук и искусств. Монголы считали девятку совершенством.В китайском мире 9 несчастливое число; воспринимается как «болезнь». У пифагорейцев девять - предел всех чисел, внутри которого существуют и обращаются все прочие.Девять - важное число в кельтской традиции. Это число центра, поскольку восемь направлений плюс центр дают девятку.

В математике:

9 квадрат числа 3

109 называется миллиард, приставка СИ: гига -(Г) и нано- (н)

Признак делимости числа на 9: любое число делится на 9 в том и только в том случае, если сумма его цифр делится на 9

В науке:

Атомный номер фтора.(Приложение 2,рис.2).

В солнечной системе до 2006 года было принято считать 9 планет. Последняя, девятая, от Солнца планета - Плутон, с 2006 года считается малой планетой из пояса Койпера. (Приложение 2,рис.3).

В среднем человек делает около 18 вдохов в минуту. Сумма цифр этого числа составляет 9. Среднее число сердцебиений в минуту — 72. Сумма цифр — снова 9. (Приложение 1,рис.4).

Есть праздники которые отмечаются именно 9 числа. Это 9 августа: День воинской славы России. Сражение у мыса Гангут (1714 г.).9 февраля: Международный день стоматолога. И Самый главный праздник России 9 мая -День Победы. (Приложение 2,рис.5).

Девятка, число 9 или Эннеада. Древние называли ее Совершенством и Согласием, неограниченной и беспредельной. Последние свойства вытекали из некоторых математических особенностей числа 9. Так, если 9 умножить на себя или на другое основное число, то сумма цифр произведения всегда будет равна 9. Например, 9 х 3 = 27 = 2 + 7 = 9; 9 х 9 = 81 = 8 + 1 = 9; 9 х 5 = 45 = 4 + 5 = 9*; и так далее. Также, если сложить все основные числа до 9 включительно, то получится сумма 45, а результат сложения 4 и 5 опять-таки равен 9; если сложить все произведения девятки и основных чисел (9,18, 27,36,45,54, 63, 72, 81), то получится число 405, а оно дает 4 + 0 + 5 = 9.

Глава 3. Число 9 в пословицах, стихах, легендах.

Число 9 встречается в стихотворениях и пословицах. Вот такие шуточные стихи я нашёл в интернете.

Стихи про цифру 9 (Девятка).(Приложение 3,рис.1). В. ЧерняеваЦифра девять — колобок?Или, может быть, клубок?Это котик Барсик спит,И крючочком хвост лежит.Шёл котёнок через мост,Сел на мост и свесил хвост.«Мяу! Так удобней мне ведь…» Стал котёнок цифрой 9! Где найдём, друзья, девятки? Что ж они играют в прятки?Я везде искал их, вроде,Но девяток нет в природе.Извините за промашку,Вижу девятиэтажку!А. СосинаНу, вот кдевяти мы уже добрались.Скорее, малыш, в кроватку ложись!Знай, что девятка - это шестёрка.Она, кувыркнувшись, на хвост встала ловко.О. ЖуковаЦифра шесть перевернуласьИ девяткой обернуласьТ. ЛавроваЦифра девять не простая,Как большая запятая.С лягушатами дружна -Головастик ведь она!Эта цифра - просто класс!Повернувшись, словно асс,Став шестёркой, как замочек,Закрывает двери ночью.И. ГуринаВ теремке жила девятка: Спать любила сладко-сладко.Красный бантик над макушкой,Хвост веселой запятушкой.Как-то ей приснился сон:Чудо-лес со всех сторон,Девять радужных стрекозЕй венок сплели из роз,Девять быстрых окунейНа волнах играли с ней,Девять уток с ней летали,Девять лис ее катали,Девять ярких мотыльковК ней спустились с облаков.А потом притопал слонИ спугнул чудесный сон!М. ПридворовГоловастая девяткаВсех постарше для порядка,Чтобы цифры стали строем,От семёрок и до троек.Т. ШатскихЭтот маленький бандитВ животе у мамы спит!Девятьмесяцев я жду,Все! Одна играть пойду!А. СметанинКак-то решили подстричь кучеряшкиДЕВЯТЬдовольно заросших барашков.Шерсть им состригли со спин и боков:Вышло, без малого, ДЕВЯТЬ мешков.Т. АлександроваМы с бабушкой по улице гуляем,Окошки в доме снизу вверх считаем.Какой большой красивый дом,Окошек ровно девять в нем!

И. Гурина

Спать любила сладко-сладко.Красный бантик над макушкой,Хвост веселой запятушкой.Как-то ей приснился сон:Чудо-лес со всех сторон,Девять радужных стрекозЕй венок сплели из роз,Девять быстрых окунейНа волнах играли с ней,Девять уток с ней летали,Девять лис ее катали,Девять ярких мотыльковК ней спустились с облаков.А потом притопал слонИ спугнул чудесный сон!***

Больше этой цифры - нет!Девять шариков - планетПо физическим законамКружат в космосе бездонномВозле солнечной звездыА на третьей

Встречаются и пословицы про цифру 9 (Девятка). Я и девять мышей вместе потянули - крышку с кадушки стянули.Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.Девять человек - все равно что десяток. Бык стоит девяносто рублей, спесивый человек и девяти копеек не стоит. Про девятку есть легенды.

Давайте лучше рассмотрим число 9 в религии и легендах нашего мира:Атлантида По писаниям греческого философа Платона, Атлантида затонула приблизительно 9 тыс. лет назад. (Приложение 3,рис.2). Атлантида была материком (островом). Центром острова являлся холм, расположенный приблизительно в 9 километрах от моря.И в Атлантиде существовало 9 царств. Это всего лишь легенда, верить в нее или нет - ваше право.Поехали дальше...История девятки начинается с Египта, когда пришли в те земли 9 человек и научили многим ремёслам, после чего мы узнали о великой Египетской цивилизации. В древней Греции существовали девять муз: Каллиопа, Эвтерпа, Мельпомена, Талия, Эрато, Полигимния, Терпсихора, Клио, Урания. (Приложение 3,рис.3). Иудаизм Девятисвечный подсвечник при праздновании Еврейского праздника Хануки. (Приложение 3,рис.4). Виды исполнения Псалмов:1. Хоровое 2.Хвалебная 3.Плачем 4.Песня 5.На восьмиструнном инструменте. 6.На струнных орудиях 7.На духовых орудиях 8.На гефском орудии 9.На музыкальном орудии.Девять чинов ангельских: «Его увидят грядущим на облаках в великой силе и славе, и все девять чинов ангельских явятся…» (Иоил.3:2). К девяти чинам относятся: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы.Христианство Девять даров Святого Духа: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания…; иному вера…; иному дары исцелений…; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:8-10).Девять плодов Святого Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).Символически 9 плодов Святого Духа изображают в форме девятиконечной звезды, на лучах которой набиты первые буквы латинских названий каждого из даров. «Плод же духа: любовь, радость, милосердие, вера, кротость,воздердержание.Гал.5:22-23. (Приложение 3,рис.5).

Глава 4. Свойства числа 9.

1.Человеческая рука есть одна из первых счетных машин! Движением пальца. Положите обе руки рядом на стол и протяните пальцы. Каждый палец слева направо будет означать соответствующее порядковое число: первый слева — 1, второй — 2, третий — 3, четвертый — 4 и т. д. до десятого, который будет обозначать число 10. Например, Нам необходимо умножить 7 на 9. Теперь поднимите седьмой палец. Число пальцев, лежащих налево от поднятого пальца, будет числом десятков произведения, а число пальцев направо — числом единиц. Налево от поднятого пальца лежат 6 пальцев, а направо — 3. Значит, результат умножения 7 на 9 равен 63. Это удивительное на первый взгляд механическое умножение тотчас же станет понятным, если вспомнить, что сумма цифр в каждом произведении чисел таблицы умножения на девять равна девяти, а число десятков в произведении всегда на 1 меньше того числа, которое мы умножаем на 9. Поднятием соответствующего пальца это мы и отмечаем, а следовательно, и умножаем. (Приложение 4,рис.1).

2.Какая цифра, зачеркнута?Задача 1. Пусть ваш друг напишет, не показывая вам, число из трех или более цифр, разделит его на 9 и назовет вам остаток от такого деления. Теперь предложите ему зачеркнуть во взятом им числе одну цифру (любую); число, образовавшееся после зачеркивания цифры, пусть он опять разделит на 9 и снова назовет вам остаток от этого деления. Тотчас же вы можете сказать, какая цифра была зачеркнута, руководствуясь следующими правилами:а) если второй остаток меньше первого, то, вычитая из первого остатка второй, вы получите как раз зачеркнутую цифру;б) если второй остаток больше первого, то зачеркнутую цифру вы получите, вычитая второй остаток из первого, увеличенного на 9;

в) если остатки равны, то зачеркнута либо цифра 9, либо 0.

3. Еще некоторые свойства. Вот еще несколько интересных и полезных для дальнейшего свойств, связанных с числом 9.1. Всегда делится на 9:а) разность между любым числом и суммой его цифр; например

876-768=108=1+0+8=9:9=1.2. Если из каких-либо цифр составлены числа, отличающиеся только порядком следования цифр, то при делении на 9 каждого из них получается один и тот же остаток. Он равен остатку от деления на 9 суммы цифр какого-либо из упомянутых чисел.65:9=7(ост.2) и 56:9=6(ост.2), то 6+5=11:9=2.3. Если остаток от деления суммы цифр числа на 9 будем называть «излишком», то:а) излишек суммы/разность чисел равен излишку суммы/разность излишков слагаемых;б) излишек произведения двух чисел равен излишку произведения излишков данных чисел.

Глава 5. Изучение общественного мнения.

В Кар-Горской школе учатся 70 учащихся и работают 11 учителей. Были опрошены учащиеся и учителя,которые родились 9 числа. Считаете ли вы, что дата рождения 9 числа влияет на вашу судьбу?

Из ответов видно, что большинство опрошенных не являются суеверными людьми.(Приложение 5,рис.1).

Глава 6. Влияние чисел 9 на успеваемость.

В Кар -Горской школе 9 числа родились 6 человек.

Список учащихся.

Ф.И.учащихся.

Даты рождения.

Егорова Евгения

Рудин Олег

Макарова Тамара

Афандиева Самира

Фадеев Максим.

Борисов Василий.

Анализ успеваемости учащихсянашей школы, родившихся 9 числа.

Ф.И.учащихся.

Егорова Евгения

Рудин Олег

Макарова Тамара

Афандиева Самира

Фадеев Максим.

Борисов Василий.

(Приложение 6,рис.1).

Глава 7. Влияние числа 9 на здоровье.

Люди с числом 9, или те, кто родились 9, 18, или 27, являются более или менее склонными к лихорадкам любых типов, кори, ветряной оспе, скарлатине и т. п. Они должны сторониться жирной пищи, а также алкогольных напитков. У них могут наблюдаться проблемы с кровью, отравлениями, язвами, жаждой, туберкулезом, заболеваниями желудка, печени, легких, носа и ушей. Основными (травами) растениями являются лук, чеснок, лук-порей, хрен, ревень, семена горчицы, полынь, имбирь, перец, ракитница, рапс и сок крапивы.

    Анализ статистических данных медицинского работника нашей деревни.

заболевание

Егорова Евгения

Кариес,анемия

Рудин Олег

Макарова Тамара

нарушение осанки, ухудшение зрения

Афандиева Самира

Кариес, гастрит

Фадеев Максим.

отит, кариес

Борисов Василий.

нарушение осанки, гастрит

Здоров-1(17%)

Кариес-3(50%)

Ухудшение зрения-1(17%)

Гастрит-2(33%)

Нарушение осанки - 2(33%)

Анемия-1(17%)(Приложение 7,рис.1)

Подводя итог здоровых детей нет, в среднем на 67% они имеют заболевания присущие людям имеющих в дате рождения 9.

Заключение .

VI.Литература.

    И.Я Депман, Н.Я Виленкин «За страницами учебника математики», 1987.

    Степанова М.Г. „ Числовые суеверия”.Самара,1978 г

    В. Волина “Праздник числа” -М.; Знание,1994г

    http://tsarjovl.ya.ru/posts.xml?taq=761111

    http://www.rod.zdravarus.ru/indtx.php?

    Аддисон Ч.Дж. История рыцарей-тамплиеров. — 2005.

    Статья «Ханука» в энциклопедии «Религия»

    Святитель Тихон Задонский.Об истинном христианстве Книга 2

    Данте Алигьери . Статья из Литературной энциклопедии 1929—1939

    История группы "Девятый район" . Официальный сайт группы

Государственный Русский музей . Живопись XVIII—начала XX в. Каталог / под ред. Пушкарева В. А.. — Л.: Аврора, Искусство, 1980. — С. 22, кат. № 18

Приложение1.

Древнегреческая ионийская десятеричная алфавитная

Славянская глаголическая десятеричная 9 90 900

Славянская кириллическая десятеричная

алфавитная

Древнеиндийские системы счисления

Древнекитайская десятеричная

Двадцатеричная система счисленияиндейцев Майя или долгий счет

Приложение 2.

рис.1 рис 2

рис.7 рис.8

рис.9 рис.10

Эмблема 9

Приложение3.

Каллиопа (муза пения) рис.3

Клио (муза истории)

Эрато (муза любви или эротической поэзии, лирики, и брачных песен)

Эвтерпа (муза музыки и лирической поэзии)

Мельпомена (муза трагедии)

Полигимния (Polyhymnia) (муза священной песни, красноречия, лирического, напевая и риторики)

Терпсихора (муза танца)

Талия (муза комедии и буколической поэзии)

Урания (муза астрономии)

рис.5 рис.6

Приложение 4.

1. Всегда делится на 9:а) разность между любым числом и суммой его цифр; например

76-13=63:9=7 или 123-6=117=1+1+7=9:9=1.б) разность двух чисел с одинаковыми цифрами, но разным порядком их расположения; например 675-576=99:9=11 или 54-45=9:9=1.в) разность двух чисел с одинаковыми суммами цифр у каждого из них;

876-768=108=1+0+8=9:9=1.

Приложение 5.

Изучение общественного мнения.

Приложение 6.

Анализ успеваемости учащихся, родившихся 9 числа.

Приложение7.

Заболевания

[Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]