Болезни Военный билет Призыв

Сколько кульминаций в рассказе хамелеон. «Хамелеон» Чехова: анализ

«Утверждено» «Проверено» «Согласовано»
Директор школы Методист горОО зам. директора по УВР

________________ __________________ ___________________
«___» _______ 20___г. «____»_________20___г. «___»_________20___г.

План­конспект
открытого урока русской литературы в 9 классе
Тема урока: Грустное и смешное в рассказе
А.П. Чехова «Хамелеон»
Учитель: Сугралиева Г.Т.

План­конспект открытого урока русской литературы в 9 классе.
Тема урока: Грустное и смешное в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
Цели урока:
Образовательная: формировать умение анализировать литературное произведение;
научить быть внимательным к слову и выявлять приёмы
создания комического;
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения;
развивать творческое мышление и фантазию.
Воспитательная: воспитывать чувство самоуважения и собственного достоинства.
Тип урока: урок­исследование.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, ресурсный материал для групповой
работы, реквизиты для групповой работы, толковый словарь Ожегова, выставка книг А.П.
Чехова, высказывания о Чехове.
Ход урока.
I. Урок начинается с высказывания А.П. Чехова.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Ключевые слова урока: Таганрог, Сахалин, медицина, Чехонте, Очумелов, юмор,
сатира, рассказ.
II. Опрос домашнего задания:
1. Слово о писателе.
Биография Чехова (презентация, можно рассказать по учебнику)
3. Чехов в своих рассказах поднимает нравственную проблему.
4. Чтение эссе на тему «Честность», «Порядочность».
Учитель: какую формулу мы использовали при написании эссе.
ПОПС – формула.
П ­ Положение (утверждение)­ Я считаю, что… ;
О ­ Объяснение­ Потому что…;
П ­ Пример­ иллюстрация­ Например, …;
С ­ Суждение (итоговое, вывод) ­ Таким образом, …
2. Ролик о хамелеоне (подведение к рассказу «Хамелеон»)
Приём «Энциклопедия одного слова»
III. Анализ рассказа «Хамелеон».
Слово учителя: Чехов стал творцом нового вида литературы - маленького рассказа,
вбирающего в себя и повесть, и роман. Его стиль: «Писать талантливо, то есть коротко»,
«Умею коротко говорить о длинных вещах». Чехов­большой мастер «малой формы».
Сегодня на уроке мы с вами должны провести небольшое исследование по рассказу
«Хамелеон» и выяснить только ли смешное присутствует в рассказе, видим ли мы
элементы грусти, с чем это связано?

Уч­ся записывают в тетрадях число и тему урока «Грустное и смешное в рассказе Чехова
«Хамелеон»»
1. Чтение рассказа «Хамелеон» по ролям.
Вывод: Композиция рассказа кольцевая: в начале рассказа Очумелов с городовым
идёт по базарной площади, в конце мы видим, что он продолжает свой путь по
базарной площади.
2. Беседа по содержанию.
­ Где происходит действие рассказа?
­ Назовите главных героев рассказа?
­ Есть ли в рассказе закулисные герои, которых мы не видим?
­ На какие детали обратили внимание в рассказе?
­ Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет своё решение относительно собаки?
­ Почему его бросает то в жар, то в холод?
­ Почему Чехов не даёт ответа на вопрос: виновата ли собака (зависит ли от этого её
участь)?
­ Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается шинель?
­ Одинок ли Очумелов в своём чинопочитании?
­ В прямом или переносном значении употреблено слово «хамелеон» в заглавии
рассказа?
­ Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли
он?
IY. Групповая работа.
Цель групповой работы: подготовить презентацию рассказа Чехова «Хамелеон»;
выявить приёмы создания комического.
Критерии оценивания групповых работ.
1. Время.
2. Оформление (креативность, творческий подход).
3. Использование ресурсного материала.
4. Степень раскрытия темы.
5. Активность групп при защите.
6. Дополнительная информация по теме.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа проводит небольшое исследование и готовит
слайд.
1­я группа: Композиция рассказа (слайд №1)
2­ группа: Приём «Говорящие фамилии» (слайд №2)
3 – группа: Художественная деталь в рассказе (слайд №3)
4 – группа: Шесть превращений Очумелова – приём «Рыбья кость» (слайд №4)
Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил
своё мнение. Он то угодник, то грубый человек, то полицейский надзиратель, то маленький
человек, который боится не угодить начальству. Это лицемер, двуличный человек.




Вы уже знакомы с понятием авторская позиция. Авторская позиция­это косвенное
отношение автора к герою в произведении. Вот и здесь мы с вами сталкиваемся с явной
оценкой главных героев автором.
Y. Презентация рассказа «Хамелеон».Каждая группа представляет свой слайд.
Оценивание: техника «Светофор»
Вопросы по обобщению групповой работы:
Возвращаемся к названию рассказа.
­ В прямом или переносном значении употреблено слово «хамелеон» в заглавии рассказа?
­ Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он?
­ Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном?
1. Хамелеон – Очумелов.
2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.
(То он требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по –
холопски умолкает,когда гнев Очумелова обращается на него.)
3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.
(Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и
злорадствует.)
В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и
Елдырин и Хрюкин и толпа.
Учитель. Какое настроение от этого у вас?
(От этого становится грустно.)
Заключительный слайд в электронном варианте в форме таблицы.
Смешное
Говорящие фамилии.
Детали в рассказе.
Композиция рассказа.
Шесть превращений
Очумелова.
Грустное
Помогают увидеть сущность персонажей.
Подчеркивают несоответствие должности и личных
интересов.
Подчеркивает отсутствие человеческого достоинства у
главных героев.
Помогает увидеть хамелеона.
Слово учителя: Конечно, читать рассказ смешно. Автор постарался сделать этот рассказ
ярким, насыщенным. Мы чувствуем авторский смех. А право на этот смех писателю дали
постоянный труд, беспощадная требовательность к себе и окружающим. Мы
проанализировали этот рассказ и нам становится грустно. Писатель будто указывает нам на
то, как унизительно в человеке рабство, как важно сохранять в себе человеческое
достоинство, самоуважение, порядочность. А ведь каждого из нас есть за что уважать.
Рефлексия по уроку: 3­х минутное эссе «Мне грустно или смешно
и почему?»

Домашнее задание: уч­ся предлагаются разноуровневые задания (одно
на выбор)
1. Подготовить связный рассказ на тему «Что грустно, а что смешно в рассказе Чехова
«Хамелеон»».
2. Для любителей покопаться в себе: устное сочинение­миниатюра «Я уважаю в
себе…».
3. Написать эссе «Случаи хамелеонства в нашей жизни».
Задание для 1­й группы: Сделать анализ композиции рассказа.
Композиция – это построение рассказа. Классическая омпозиция состоит из экспозиции,
завязки (начало действия), развития действия, кульминации и развязки.
Завязка рассказа представлена в звуковом виде – визгом собаки и криком Хрюкина. На
этом застывает развитие действия.
Кульминация рассказа: Это, кажись, генерала Жигалова! – говорит кто­то из толпы.
Но классической кульминации в рассказе нет. Развитие событий от появления Очумелова
и до его ухода развивается по кривой.
Развязка: толпа смеётся над Хрюкиным.
Опять отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остается до конца не
выясненной, а участники событий уже разошлись.
Композиция рассказа кольцевая. В начале рассказа: «Через базарную площадь идет
полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», - и в конце
рассказа: «Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и продолжает свой путь по
базарной площади».

Задание для 2­й группы: Найти в тексте говорящие фамилии.
Какую роль они выполняют?
Чтобы вызвать смех у читателя Чехов использует приём «Говорящие фамилии».
– Смех бывает разный: дружелюбный, незлобный, гневный, обличающий. В этом
рассказе у Чехова обличающий смех.
В рассказе встречается четыре фамилии: Очумелов, Хрюкин, Елдырин и Жигалов.
О чём же говорят эти фамилии?
Фамилия главного героя рассказа Очумелова – от глагола очуметь.
Потерять способность соображать, ясно воспринимать окружающее; одуреть.
ХРЮКИН ­ фамилия восходит к прозвищу Хрюка, связанному с названием домашнего
животного. Подобное прозвище могло быть дано человеку в связи с некоторыми
особенностями его внешности или поведения.
Помимо героев, которых мы видим на базарной площади, в этом рассказе есть ещё
закулисные герои ­ это генерал Жигалов, его брат и брат Хрюкина, который служит в
жандармерии.
Фамилия генерала Жигалова от слова «жигало» ­ пройдоха, плут, обманщик.
Генерал Жигалов – персонаж, который так и не появится, но о котором все будут
говорить. Слово «генерал» является частью его имени.

Задание для третьей группы: Найти в тексте художественные детали и
определить их функции в рассказе.
Чехова называют мастером художественной детали. Мы постарались найти
выразительные детали и определили их функции в рассказе.
.1. Узелок и конфискованный крыжовник?(Конфискованный ­ отобранный.)
Скорее всего в этом узелке что­то, что дали Очумелову как взятку.)
Очень важная деталь ­ крыжовник ­ мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но
он конфискован!
Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением
законов, сам нарушает закон.
2. Следующая деталь? Шинель.
Судя по поспевшему крыжовнику на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со
своей шинелью? Шинель в портрете Очумелова ­ символ власти над людьми. Пока на нём
шинель, да ещё новая, он чувствует себя всемогущим.
В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".
По словарю Ожегова:
Шинель ­ это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти.
Пальто ­ это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к
власти.
Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет другую
хфункцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в
холод.
3. Следующая деталь ­ окровавленный палец.

Эта деталь помогает понять характер Хрюкина. В рассказе две сцены: в первой Хрюкин
держит палец вверх, а в другой – вниз опускает его по приказу Очумелова.
(Первая сцена – победа, вторая – поражение).
4. Следующая деталь глаза собаки: “человеческое” только в глазах собаки, в
то время как площадь полна людей!
5. Открытые двери лавок, сонные физиономии ­ это детали создают обстановку города.
И здесь мы сделали гиперссылку к слайду.
Задание для 4­й группы: Подготовить слайд « Шесть превращений Очумелова»
Для своего слайда мы использовали приём Фишбоун «рыбий скелет»: в голове поместили
проблемный вопрос «Чья собака?».
На верхних «косточках» скелета записали мнения героев произведения по данному
вопросу, на нижних – решение Очумелова.
Мнения героев
Чья собака?
Генерала Жигалова.
Это не генеральская.
Может быть генеральская…
Повар генеральский идёт.
Это генералова брата.
Решение Очумелова
Собаку истребить надо.
Виноват Хрюкин.
Хрюкин пострадавший. Нужно проучить.
Сам виноват.
Она бродячая. Истребить, вот и всё.
Так это ихняя собачка. Возьми её.
Вывод: Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз
изменил своё мнение. Он то угодник, то хам, то полицейский надзиратель, то маленький
человек, который боится не угодить начальству. Такие люди вызывают насмешку и
презрение.
– Как одним словом можно назвать такого человека? (Лицемер, двуличный человек).
– А как называет его автор? (Хамелеон).
– Что это за животное? (Слайд).

Хамелеон - ящерица, меняющая свой цвет в зависимости от обстановки. Подбирая
название рассказу, Чехов выбрал второе значение этого слова, переносное:
«Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки».
Таков Очумелов. Таково и название рассказа, которое Чехов подобрал невероятно точно.

Юмористический рассказ Чехова «Хамелеон» был написан в 1884 году. Это живая картина нравов мещанского сословия и сатира на него. Главный герой произведения — полицейский надзиратель Очумелов, который и является тем самым «хамелеоном». На примере ситуации с собакой показано, как человек подстраивается под вышестоящие чины.

Очумелову совсем неважно, укусила собака Хрюкина или он укусил собаку. Таким как он, нет дела до правды. Главная их цель – остаться при своем месте. Поэтому весь рассказ занимает описание того, как герой мечется от одной «правды» к другой в зависимости от того, принадлежит животное генералу или не принадлежит. Если да, то судить надо Хрюкина, что покусился на здоровье генеральской собаки. Если нет, то проклятую шавку надо пристрелить на месте, чтобы не возмущала покой честных горожан. Очумелов как предприимчивая рептилия меняет свой окрас в зависимости от ситуации: то он требует убить собаку и наказать ее хозяина, то, узнав, что она генеральская, помиловать.

В этих его репликах заключается вся абсурдность такого отношения к жизни, так как между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий. Суть рассказа в том, что герой не замечает своего абсурдного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей.

Главная идея

Читатель сам не раз видел таких «рептилий» в каменных джунглях, но цель автора — заставить человека, меняющего окрас, узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому главная идея рассказа «Хамелеон» — показать нам, насколько дико это повседневное вранье и инстинктивное желание «подстроиться». Раболепство духа, которое писатель хотел искоренить, живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо выглядит наше внутреннее ярмо. Оно делает нас рабами в полном смысле слова. Комическое начало и юмор в произведении автор усилил для того, чтобы читатель устыдился марионетки внутри себя и ее желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.

Смысл в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличности. Эта проблема не так очевидна и остросоциальна, как многие другие, но она ощутимо влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле.

Средства создания комического

Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто. Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха. Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.

Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность. То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.

Говорящие фамилии

Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:

  1. Очумелов
  2. Хрюкин
  3. Елдырин
  4. Жигалов

Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.

Как Чехов относится к своим героям?

Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.

В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  1. Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде де-ятельности полицейского надзирателя Очумелова?
  2. В самом начале рассказа, в его экспози-ции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним го-родовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание — практиче-ски портрет мелкого взяточника, в изо-бражении которого налицо приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фами-лия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мел-кий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями.

  3. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика?
  4. Речь Очумелова подчеркивает удовлет-воренность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавер-шенными репликами: «По какому это случаю тут?..»; «Почему тут? Это ты зачем палец?..»; «Кто кричал?». С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасто-ропности Очумелова и его нежелании за-няться делом.

    Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо-бого чиновничьего красноречия: «Чья со-бака? Я этого так не оставлю…»; «…как она могла тебя укусить?»; «У генерала со-баки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер-жать?!.»

    Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.

    Решения Очумелова стремительно сме-няют друг друга, и название рассказа на-прямую связано с этим калейдоскопом.

  5. Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.
  6. Самая первая деталь, на которую обра-щает внимание читатель, — новая ши-нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч-но, не ягоды или овощи — такие предме-ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест-вует по базарной площади. Далее, на про-тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…»; «- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…»; «- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…»; «…запахиваясь в шинель, про-должает свой путь по базарной площади ». Так шинель (пальто) четыре раза включа-ется в события на базарной площади.

  7. Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?
  8. Первое решение — «А собаку истребить надо».

    Второе («собака генерала Жигало-ва») — «…как она могла тебя укусить?».

    Третье («нет, не генеральская») — «На-до проучить!».

    Четвертое («может быть, и генераль-ская…») — «Ты отведешь ее к генералу…».

    Пятое (генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!») — «Истребить, вот и все».

    Шестое (повар продолжает: «Брат их-ний охоч…») — «Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…».

    Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена-ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав-тор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».

  9. Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ни м.
  10. Рассказ «Хамелеон» описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар-ной площади, и все передвижения участ-ников происходят только в ее границах.

    На Хрюкине ситцевая крахмальная ру-баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон-ка его укусила: Хрюкин решил пораз-влечься. Кто-то из толпы говорит, что он «…цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…».

  11. Есть ли в этом рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателем. Назовите их. Определите их роль в повествовании.
  12. В рассказе много как безымянных уча-стников, так и действующих лиц, кото-рых мы так и не увидим на базарной пло-щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле-жит дровяной склад… Хотя они и не по-являются на базарной площади, происхо-дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько меж-ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп-ределяет развитие сюжета.

  13. Какую роль в рассказе играют городовой, ге-неральский повар Прохор, толпа?
  14. Это свидетели событий и отчасти источ-ники необходимой информации. «Голос из толпы» говорит Очумелову, кто все-та-ки хозяин собачки. Эти герои одновремен-но являются фоном событий и участника-ми того, что происходит на базарной пло-щади.

  15. Сколько хамелеонов видите вы в этом расска-зе? В одном из классов ученики выдвинули три ре-шения: хамелеон — Очумелов; хамелеоны — Очуме-лов и Хрюкин; хамелеоны — Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяе-тесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы най-дете четвертое решение?
  16. В большинстве классов ученики выби-рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к «побе-дителю». Четвертое решение предполага-ет назвать хамелионами тех героев, кото-рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора. Материал с сайта

  17. Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?
  18. В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейс-кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе-ней — генерал, который так и не появил-ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.

  19. Найдите в рассказе «Хамелеон» такие собы-тия, которые дали бы возможность охарактеризо-вать участников, наблюдая за их поступками.
  20. Сцена, которая происходит на базарной площади, дает возможность точно и под-робно охарактеризовать и оценить всех ее участников. Мы можем показать, где и когда они особенно ярко демонстрируют свое «хамелеонство»: оно очевидно при каждой перемене суждений о том, кому принадлежит собачка; оно очевидно и при наблюдении за поведением Очумелова. В этой сценке суждения и решения, кото-рые принимает Очумелов, демонстриру-ют его «хамелеонство».

  21. Как люди, окружающие Очумелова и Хрюки-на, помогают нам оценить поведение этих героев?
  22. Все, кто собрался на базарной площади, активно переживают происходящее собы-тие. Попытка Хрюкина извлечь пользу из того, что его укусила собачонка, очень эмоционально переживается окружающи-ми. Толпа не только наблюдает за про-исходящим, но и активно вмешивается. Именно «голос из толпы» дважды опреде-ляет решение Очумелова.

    Окружающие не столько поддерживают героев, сколько помогают им принять ре-шение. Толпа постоянно откликается на решение главных участников спора и этим поддерживает наше суждение об их поступках.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тест чехов мальчики
  • чехов хамелеон описание рассказа
  • подготовить творческий пересказ от лица собаки в рассказе а.п.чехова хамелеон СОЧИНЕНИЕ
  • ответы на вопросы по сказке хамелеон чехов антон
  • сочинение хамелеонство случаи в жизни